ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
Институт национальной культуры
Кафедра национальной хореографии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
д-р искусствоведения, проф.
___________ А. Г. Бурнаев
«30» мая 2016 г.
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
РУКОВОДСТВО АНСАМБЛЕМ НАРОДНОГО ТАНЦА И ЕГО
РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ АНСАМБЛЯ ТАНЦА
«МОРДОВОЧКА»)
Автор бакалаврской работы
30.05.2016 Е. В. Левина
Обозначение бакалаврской работы БР–02069964–51.03.02–04–16
Направление подготовки 51.03.02 Народная художественная культура
Руководитель работы
д-р искусствоведения, проф.
07.06.2016 А. Г. Бурнаев
Нормоконтролер
д-р искусствоведения, проф.
07.06.2016 А. Г. Бурнаев
Саранск
2016
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
Институт национальной культуры
Кафедра национальной хореографии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
д-р искусствоведения, проф.
___________ А. Г. Бурнаев
«15» февраля 2016 г.
ЗАДАНИЕ НА БАКАЛАВРСКУЮ РАБОТУ
Студент Левина Екатерина Валериевна
1 Тема Руководство ансамблем народного танца и его репертуарная политика
(на примере ансамбля танца «Мордовочка»)
Утверждена приказом № 10493-С от 11.12.2015
2 Срок представления работы к защите 10.06.2016
3 Исходные данные для научного исследования: периодические издания,
учебная и научная литература по теме исследования
4 Содержание выпускной квалификационной работы
4.1 Руководство художественным коллективом
4.2 Репертуарная политика национального художественного коллектива
5 Приложения – приложение А, приложение Б, приложение В, приложение Г
Руководитель работы
___________
15.02.2016 А. Г. Бурнаев
Задание принял к исполнению
___________
2
15.02.2016 Е. В. Левина
РЕФЕРАТ
Бакалаврская
работа
содержит
35
страниц,
20
использованных
источников, 4 приложения.
РУКОВОДСТВО, АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА, РЕПЕРТУАРНАЯ
ПОЛИТИКА,
МОРДОВСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ,
ТАНЕЦ,
МЕТОДИКА,
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ,
РЕПЕРТУАР,
ФОЛЬКЛОРНЫЕ
ЭКСПЕДИЦИИ, ОБРАБОТКА.
Объектом исследования является ансамбль народного танца, методика
руководства им, а также его репертуарная политика.
Цель работы – исследовать методы руководства художественным
коллективом национального танца, проанализировать репертуарную политику
национального художественного коллектива (на примере ансамбля танца
«Мордовочка»).
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
аналитический, описательный, исторический.
В результате исследования раскрыто понятие «художественный коллектив
народного танца», описан процесс создания коллектива народного танца и
выявлены проблемы руководства им, а также представлен исторический аспект
развития сценического мордовского танца, проанализированы особенности
репертуарной политики ансамбля национального танца.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – методика руководства коллективом НХТ, история и
теория хореографического искусства Мордовии.
Эффективность – повышение уровня знаний по истории и теории
хореографического искусства, методике руководства коллективом НХТ.
СОДЕРЖАНИЕ
3
ВВЕДЕНИЕ
1 Руководство художественным коллективом
1.1 Специфика руководства художественным коллективом народного
танца
1.2 Процесс создания коллектива народного танца и проблемы
5
8
8
13
руководства
2 Репертуарная политика национального художественного коллектива
2.1 Культурная политика коллектива национального танца
2.2 Репертуар коллектива национального танца (на примере ансамбля
18
18
22
танца «Мордовочка»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Репертуар ансамбля танца
31
34
36
«Мордовочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Гастрольная карта ансамбля танца
38
«Мордовочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое) География фольклорных экспедиций
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое) Описание номера «Творец и муза»
39
40
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с государственной политикой сохранения и развития
культуры в последнее время огромное внимание уделяется художественному
образованию и личностному развитию в сфере культуры. Роль культуры как
4
средства воплощения общечеловеческих идеалов, как основы становления
единого пространства на сегодня велика. В настоящее время одним из массовых
видов
творчества
и
воплощения
культуры
является
хореографическое
искусство. Занятия в хореографическом коллективе влияют на физическое и
духовное становление человека при условии, если им (коллективом) руководит
грамотный
педагог,
умеющий
решать
множество
задач,
связанных
с
организацией коллектива, его творческой деятельностью, формированием
репертуара и т.д.
Целью
работы
является
исследование
методов
руководства
художественным коллективом национального танца и анализ репертуарной
политики национального художественного коллектива (на примере ансамбля
танца «Мордовочка»). В соответствии с целью исследования были поставлены
следующие задачи:
- дать определения понятиям «коллектив», «художественный коллектив»,
«народный танец», «народно-сценический танец»;
- рассмотреть методику создания коллектива народного танца и руководства им;
- проследить путь рождения, становления и развития сценического мордовского
танца;
-
раскрыть
суть
основных
составляющих
репертуарной
политики
художественного коллектива народного танца на примере ансамбля танца
«Мордовочка».
Объектом исследования является ансамбль народного танца, предмет
исследования – методика руководства им, а также его репертуарная политика.
Для достижения цели и задач, поставленных перед нами, в работе был
проанализирован широкий круг источников.
Во-первых, исследования, посвященные народной хореографии – работы
Г. Ф. Богданова, К. С. Зацепиной, Г. А. Настюкова, В. И. Уральской.
Во-вторых, работы, связанные с историей и теорией изучения фольклора
– исследования В. И. Уральской, Ю. М. Чурко.
5
В-третьих, источники, предметом изучения которых является руководство
хореографическим коллективом – работы Л. А. Бондаренко, Л. В. Бухвостовой,
Р. В. Захарова, Т. С. Ткаченко.
В-четвертых,
труды,
связанные
с
работой
Государственного
академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева – описания
М. А. Чудновского, Л. И. Шаминой.
В-пятых, исследования, изучающие мордовский фольклор, мордовскую
танцевальную культуру – работы А. Г. Бурнаева.
В процессе подготовки бакалаврской работы потребовалось обращение к
специальным словарям и энциклопедиям.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее
время существует достаточное количество коллективов национального танца,
однако методологическая работа внутри них выстроена неверно. В связи с этим
необходим анализ методики создания коллектива национального танца и
руководства им, а также формирования репертуарной политики на примере
ансамбля танца «Мордовочка» с целью пояснения основных положений
функционирования художественного коллектива народного танца. Несмотря на
наличие работ в данной области, проблема правильно выстроенной методики
руководства коллективом стоит остро.
Новизна работы состоит в структурировании знаний по данной теме, а
также
рассмотрении
национального
танца
в
качестве
работу
примера
ансамбля
деятельности
танца
«Мордовочка»
коллектива
кафедры
национальной хореографии Института национальной культуры.
Методологическая база исследования обусловлена спецификой объекта,
целями и задачами работы. В основе заложены методы и принципы
исторического
исследования,
сравнительного
анализа,
объективности,
системности, а также обобщение практического опыта в данном вопросе.
Практическая
ценность
исследования
определяется
возможностью
использования полученных результатов в дальнейшей теоретической и
практической работе.
6
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и
приложений. Содержание
работы
изложено на 35 страницах, список
использованных источников включает 20 наименований.
1 Руководство художественным коллективом
1.1 Специфика руководства художественным коллективом
Рассмотрение специфики руководства художественным коллективом
народного танца зависит от необходимости и потребности разъяснения понятий
7
«коллектив», «коллективное творчество», «художественный коллектив», а также
его предназначения по профилю жанровой принадлежности. Для раскрытия
заданной
темы
художественного
обратимся
к
коллектива
энциклопедическим
напрямую
словарям.
связано
с
Понятие
определением
художественной самодеятельности, т. е. художественная самодеятельность –
«массовое непрофессиональное художественное творчество» в видах искусства
[10, с. 417]. Заметим, что она национальна по форме, расширяет культурный
кругозор людей, участвующих в ней. Коллектив, который ее осуществляет в
процессе своей работы, – своеобразный резерв для профессионального
хореографического искусства. Поэтому коллективное творчество – «совместное
создание творческим коллективом людей художественного образа в цельном
произведении» [10, с. 156]. Такой вид творчества характерен не только для
различных видов искусств, но в том числе для хореографии. Чтобы создать
произведение на основе замысла постановщика, необходима работа всех членов
коллектива, в особенности исполнительского состава. Таким образом, суммируя
все вышесказанное, можно сказать о том, что коллектив, – это «группа лиц,
объединенных общей работой, общими интересами» [12, с. 244].
А теперь перейдем к жанровой составляющей, являющейся объектом
нашего исследования, т. е. к определению народного и народно-сценического
танцев. Народный танец – это фольклорный танец, который исполняется в
своей естественной среде и имеет определенные традиционные для этой
местности движения, ритмы, костюмы и т.д. Художественную ценность
народный танец принял со временем. Неоспорим тот факт, что создание и
развитие народного танца есть суть не одного поколения того или иного народа,
он
является
отражением
реальной
жизни
людей
в
соответствии
с
закономерностями хореографической формы: в нем проявляются мораль, этика,
взаимоотношения между людьми. Стоит отметить, что любое изменение в
различных сторонах жизни народа сразу же отражается в его художественном
творчестве, а, следовательно, и в хореографии. Народный танец в данном
8
контексте
выступает
в
качестве
специфической
формы
отражения
действительности [16, с. 18].
Одной из основных задач народного танца до сих пор считается
способствование общению людей между собой. В его сферу в настоящее время
входят, в основном, бытовые жизненные ситуации, однако социальная роль
данного вида хореографии гораздо шире. Ее определяют те эстетические и
этические задачи, с которыми было связано народное искусство на протяжении
многих веков.
Народный танец является неотъемлемой частью современной культуры,
он подвержен процессам, происходящим в ней. Нередко он распространяется не
по законам логики, а по влиянию моды, хотя в наше время быстрого и
стремительного развития различных средств информации можно широко
внедрить в жизнь те или иные новые танцы и музыкальные произведения,
насыщенные народными мотивами.
Заметим, что танцевальные формы народной хореографии зародились
внутри народа; они есть результат его коллективного творчества [18, с. 12].
Принцип коллективности народного танца осуществляется не только в процессе
создания определенной хореографической композиции, а также при ее
исполнении, так как только коллектив либо определенная социальная группа
может обеспечить длительное существование танца. Дальнейшая его судьба
зависит от того, примет ли эту форму народной хореографии общество. Данная
закономерность лежит в основе, возникновения и распространения народного
танца. Важное условие его существования – знание о нем широкого круга
исполнителей.
Народный танец обладает своими специфическими чертами, которые
связаны с развитием народной художественной культуры в целом и с
особенностями становления культуры того края, той локации, где он
формировался.
Рассматривая народный танец в историческом аспекте, мы отмечаем, что
он прошел сложный путь становления; каждая эпоха и каждый этап отражался в
9
пластике народа, постановке сюжетов, реализации идейно-художественных
замыслов как создателей образца народной хореографии, так и исполнителей.
Главным ее «хранителем» всегда были деревни и села, поселки. Уклад
жизни в них нетороплив, подвержен ритмичности труда и быта; именно он
определял устойчивость психологического мышления, художественного вкуса и
характерные особенности произведений народного творчества. Укажем на тот
факт, что в нем имеет место не только богатейший опыт прошлого, но и те идеи
и те ценностные ориентиры, которые вносят последующие поколения. Они
выражают свои художественные и общественные потребности. Таким образом,
каждое произведение народного хореографического искусства становится
показателем лучших черт жизни народа.
Основная черта любого вида танца (в том числе, и народного) – это его
содержательность. Другой, не менее важной, чертой является реализм
народного танца, отражение в нем законов единства формы и содержания.
Особенность народного искусства заключается в нахождении наиболее
гармоничного выражения той идеи, которую необходимо воплотить.
Отметим, что одной из ярких черт народного танца также является и его
выразительность. В народный танец исполнитель вкладывает всю свою душу,
каждому жесту, повороту, движению он придает свой окрас, наполняет его
образно, эмоционально [15, с. 39]. Он раскрывает себя, рассказывает нам о той
идее, которую ему важно донести, и передает основные характерные
особенности культуры народа.
Коллективы народного танца культивируют и практикуют его на
сценической площадке. Существует четкое разделение коллективов на
любительские, художественные, муниципальные (полупрофессиональные) и
профессиональные. В сферу нашего исследования входит художественный
коллектив народного танца, который занимается непосредственно таким видом
танца, как народно-сценический.
Для начала нам необходимо определить суть понятия «народносценический танец».
10
Народно-сценический танец:
- в широком смысле, это народный танец и различные варианты его
интерпретации по законам театрального искусства в рамках сценического
пространства;
- понятие народно-сценического танца в структурном плане есть
отражение стилей исполнения, которые связаны со средой его возникновения и
бытования, фольклорными традициями и национальным многообразием. По
своему координационному совершенству он предполагает наличие основы
классического танца.
Так же, как и народный, народно-сценический танец являет собой
исторически выработанную и устойчивую систему хореографических образов,
выразительных средств танца в их сценической трактовке, сложившейся на
протяжении нескольких веков и вбирающей в себя опыт многих народов
[11, с. 62].
Заметим, что в среде хореографов практиков и теоретиков, балетных
критиков так и не сложилось единого мнения в отношении терминологии
сценической практики народно-сценического танца. Существуют отдельные
попытки поиска определений, однако к общему результату данные поиски не
привели. В зависимости от профессионального опыта и взглядов возник ряд
понятий, которые требуют уточнения и более детального разъяснения; это
относится к понятиям «характерный», «народно-характерный», «народный
академический»,
«сценически-народный»,
«характерная
классика».
Определение характерного танца, к примеру, имеет свои истоки возникновения,
которые связаны с балетным искусством [9, с. 35].
На данный момент времени народно-сценический танец занял свою
«нишу» в пространстве хореографического искусства. Зрители как нашей, так и
зарубежных стран, положительно воспринимают программы ансамблей и
коллективов народного танца. Этот вид хореографии наиболее близок и понятен
широкому кругу людей.
11
В связи с этим возникает необходимость обозначения трех основных
путей сценического решения народного танца в работе художественного
коллектива:
- сценическая интерпретация этнического фольклорного танца;
- создание танцевальной композиции на основе традиции, в которую
входят хореографические приемы, элементы, рисунки танца, характерные черты
пластики и манеры исполнения;
- использование наиболее общих стилистических особенностей народного
первоисточника
для
формирования
современного
хореографического
произведения.
Правильное и гармоничное сочетание этих трех путей составляют тот
оптимальный процесс, который позволяет расширять и преумножать богатства
сценической народной хореографии, синтезируя в них фольклорное творчество
народа и «дух» настоящего времени [1, с. 122].
Народно-сценический танец прошел длительный путь становления и
формирования себя как целостного и выразительного жанра народного
искусства.
Он
перешел
в
любительские
и
профессиональные
сферы
хореографии, стал предметом исследования искусствоведов, культурологов,
музыкантов, хореографов, педагогов, а также одной из ведущих дисциплин в
учебном процессе при подготовке специалистов различного уровня: как
хореографов-постановщиков, так и исполнителей.
Итак, выделим главные моменты вышеизложенного.
Во-первых, для определения и выявления специфики руководства
художественным коллективом необходимо разъяснение понятий «коллектив»,
«народный танец», «народно-сценический танец».
Во-вторых,
самодеятельностью,
коллектив,
есть
занимающийся
своеобразный
хореографического искусства.
12
резерв
для
художественной
профессионального
В-третьих,
воплощением
народный
духовной
и
народно-сценический
составляющей
того
или
танец
иного
являются
народа,
но
непосредственно в современной интерпретации.
1.2 Процесс создания коллектива народного танца и проблемы
руководства
Создание коллектива народного танца – процесс сложный и трудоемкий.
Правильная работа коллектива слагается из гармоничного сочетания четырех
разделов:
организационного,
учебно-воспитательного,
постановочно-
репетиционного и концертно-исполнительского [7, с. 6]. Необходимо учесть
множество факторов. Во-первых, работа по комплектованию коллектива,
являющаяся первоосновной, залогом успешной деятельности в дальнейшем.
Во-вторых, трудность равномерного набора и парного состава исполнителей,
т. е. набор равного количества девушек и юношей. Отметим, что если же этого
не удается достичь, то создаются однородные коллективы: мужские и женские.
В-третьих, набор в коллективы должен осуществляться в точные временные
рамки (перед началом учебного года); в противном случае это может
отрицательно сказаться на результатах его деятельности: возникает текучесть
состава и несерьезное отношение участников к занятиям. Этого следует не
допускать, так как будущий исполнитель обязан обладать не только
музыкальностью, но и артистичностью, быть физически выносливым,
правильно сложенным.
Организационный раздел включает в себя множество компонентов,
которые необходимо учитывать при создании художественного коллектива.
Прежде всего, это определение по жанровой принадлежности, затем уже
возрасту, целям и характеру деятельности. Обозначив для себя основные
параметры коллектива, важно не забывать о таких категориях как массовость и
13
общедоступность, добровольность, систематичность и планомерность занятий,
инициативность. Каждый изъявляющий желание человек может претендовать
на участие в коллективе по собственному желанию. При этом следует
соблюдать систематичность занятий, так как они в хореографическом
коллективе связаны с физическим развитием и тренировкой тела. Помимо этого
выделим еще один важный аспект деятельности руководителя: поддержание
творческой инициативы участников своего коллектива.
Следующий компонент создания художественного коллектива народного
танца – подготовка условий и материальной базы, основой которых является
правильно оборудованное помещение (класс) со станком и зеркалами, а также
специальные помещения для девушек и юношей и душевые комнаты.
Перейдем к рассмотрению следующего раздела. Учебно-воспитательный
раздел включает в себя воспитательную работу в коллективе и учебнотворческий процесс [13, с. 8]. Важно проводить работу по формированию у
участников
коллектива
определенного
мировоззрения,
нравственного
поведения, выработки определенных черт характера и воли. Работа эта весьма
многогранна и требует от руководителя глубоких знаний в области того
предмета, который он собирается преподавать. Многое зависит и от его общего
уровня культуры.
Работа коллектива – «отражение» личностных качеств руководителя.
Главный компонент этой работы – выстраивание дисциплины в коллективе. Она
напрямую связана с результативностью и созданием высокохудожественного
репертуара.
При
его
формировании
и
заинтересованности
участников
коллектива в его исполнении огромное значение придается специально
организованным выездам в районы и села на праздники, проводимые в данной
местности.
В учебно-воспитательном разделе большое внимание уделяется освоению
языка танца, приобретению техники и навыков исполнения и умению выразить
с помощью хореографического «текста» различные настроения. Весь учебный
процесс необходимо выстраивать таким образом, чтобы он носил творческий
14
характер. Участник коллектива должен стремиться к достижению творческого
успеха. Перспективность и ощущение собственного личностного роста
основываются на доступности учебного материала.
Одна из основных задач, которую необходимо решить в выстраивании
учебного материала – гармоничное сочетание упражнений на постановку
корпуса, рук, ног, головы, укрепление суставно-связочного аппарата, развитие
силы и ловкости, эластичности мышц и овладение танцевальной техникой
[14, с. 4]. При этом важно добиваться от участников коллектива сознательного
исполнения движений, не рекомендуется ограничиваться простым показом того
или иного танцевального элемента, нужно пояснять значение каждого из них,
оговаривать факт того, каким целям он служит и какие группы мышц развивает.
Сначала движение показывается полностью, чтобы участники коллектива
смогли оценить его выразительность и характер, затем же движение
проучивается по частям. Когда техника исполнения достаточно освоена,
преподаватель начинает добиваться выразительности в исполнении.
Также немалую роль играет во время проведения занятий музыкальный
аккомпанемент и работа преподавателя с концертмейстером [2, с. 7]. Отметим
важную
особенность:
по
мере
усложнения
танцевального
материала,
усложняется и музыкальное оформление комбинаций. Главная задача такого
синтеза – приучить участников коллектива к усвоению не только внешнего
ритмического рисунка музыкального произведения, но и умения вслушиваться в
его содержание, пытаясь понять мысль, которую композитор заложил в нем.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Это
ограниченная во времени, организованная система обучения, в результате
которой происходит усвоение участниками коллектива знаний, умений и
навыков, развитие способностей и совершенствование опыта преподавателя.
При формировании поурочной системы обучения важным элементом является
планирование работы хореографического коллектива. Оно разделяется на
перспективное
и
текущее
планирование.
15
Для
начинающего
педагога
необходимо составлять также и поурочный план, в котором фиксируются все
основные моменты будущего урока.
Выделим главное в преподавании народно-сценического танца в
хореографических коллективах. Одной из основных задач является развитие
яркой индивидуальности исполнителя, воспитание в нем способности при
высоком уровне исполнительской техники передать органическое своеобразие
того или иного народа. Педагог, в свою очередь, должен обладать комплексом
профессиональных знаний и умений. К ним относятся:
- знание теории народного танца, истории хореографии, ее современного
положения, всех основных видов хореографического искусства, умения
исполнять и преподносить материал участникам коллектива;
- знание танцев народов мира;
- музыкальная компетентность и образованность;
- владение пластикой;
-
обладание
психолого-педагогической
компетентностью,
которая
предполагает наличие достаточных знаний по физиологии человека, возрастной
психологии, педагогике и дидактике [7, с. 43].
Основными приемами, которыми должен пользоваться преподаватель,
являются показ и рассказ. При проведении урока одна из основных задач
заключается в умении донести до участников коллектива все тонкости
изучаемого хореографического материала. На занятиях народно-сценического
танца ему важно следить за точностью выполнения каждого элемента и сразу
же приучать обучающихся не только к технически верному исполнению, но и
исполнению
обязательно
в
характере
соответствующей
народности.
Существенным моментом в работе является умение активизировать творческий
потенциал участников, сконцентрировать и развить его в нужном направлении.
Необходимо соблюдать основные дидактические принципы: активности,
наглядности, доступности, систематичности, последовательности, прочности
усвоения знаний и индивидуального подхода.
16
В работе коллектива народного танца важен не только учебновоспитательный раздел, но и концертно-исполнительская деятельность. В ней
коллектив показывает свою творческую «зрелость». В исполнении номеров,
которые
выставляются
на
концерты
и
конкурсы,
не
должно
быть
недоработанных моментов. Руководителю нужно помнить, что качество
выступления его коллектива – результат его работы с участниками. От того,
насколько грамотно она будет выстроена, зависит успех работы коллектива на
сценической площадке [8, с. 36].
Таким образом, работа коллектива складывается из четырех разделов:
организационного, учебно-воспитательного, постановочно-репетиционного и
концертно-исполнительского. К организационному разделу относятся вопросы,
связанные с созданием коллектива и обеспечением тех условий, той базы, на
которой он будет функционировать. Учебно-воспитательный раздел включает в
себя огромную работу преподавателя по выстраиванию методически верной
системы преподавания народно-сценического танца, расширению кругозора
участников
коллектива.
Постановочно-репетиционный
и
концертно-
исполнительский раздел являются апофеозом деятельности художественного
коллектива народного танца. Именно в них мы сможем увидеть и оценить
результат работы педагога с коллективом.
2
Репертуарная
политика
коллектива
17
национального
художественного
2.1 Культурная политика коллектива национального танца
Культурная
политика
–
это
комплекс
мер
по
искусственному
регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов в обществе.
Важно отметить факт применения определения к политике и развитию
культуры в целом. В отношении коллектива национального танца мы можем
сказать о том, что культурная политика – это такой комплекс мер, используемых
в нем, который способствует сохранению, развитию и распространению
сценического
и
этнического
национального
танца.
При
выстраивании
культурной политики коллектива национального танца необходимо большое
внимание уделить историческому аспекту становления национального танца в
регионе функционирования коллектива.
Сценический мордовский танец зародился не так давно: в 1932 г., когда на
базе музыкально-драматической студии открылся Мордовский национальный
театр драмы, а в 1935 г. – музыкальный театр. Хореографическое отделение
работало там ежедневно. В 1937 г. национальный танец столкнулся с
профессиональным
музыкальным
материалом.
Модернизировавшись,
он
принимает классическое направление [3, с. 7].
Профессиональные
сценической
площадке
образцы
помогли
видоизмениться,
национальному
стать
танцу
на
«правильным»,
а
балетмейстерам – интерпретировать черты мордовского танца в новых
постановках.
Эта
трансформация
была
заметна
и
в
творчестве
«Красноармейского ансамбля», организованного в 1938 г. Ермаковым. Он смог
выявить индивидуальное мастерство исполнителей мокшанских и эрзянских
танцев, поднять исполнительский уровень на хорошую высоту. В те времена
программных элементов в изучении мордовского танца еще не существовало
(танец не был систематизирован), поэтому включенный в постановки
этнический материал не всегда соответствовал сценическому сюжету.
18
В 1939 г. открывается мордовская национальная хоровая капелла.
В 1940 г. на ее базе создается профессиональный Государственный ансамбль
песни и пляски МАССР. Руководство приступает к постановке мордовских
танцев на музыку выдающегося местного композитора Л. П. Кирюкова.
Необходимо было представить национальный стиль и манеру исполнения,
программные этнические движения, сплетение фигур и рисунок национального
мордовского орнамента, знаковую пластику рук, передающую своеобразный
текст [3, с. 137].
В 1948 г., после закрытия Мордовского театра оперы и балета, некоторые
артисты переходят в ансамбль. К тому времени он еще не имел собственного
помещения, была нехватка национальных костюмов. В 1949 г. сценический
национальный танец обретает сюжетное содержание с приходом классических
профессиональных исполнителей и балетмейстера Л. И. Колотнева. Репертуар
обогащается сценическими мотивами и ритмами мордовских народных плясок
«Кштема», «Пайгонят», «Гагоня», «Карго» и т.д. В этот же период над
созданием сюжетных мордовских танцев трудилась и танцевальная группа.
Композиции,
поставленные
Н. Д. Малышевым
легли
А.
в
И.
Ляшенко,
основу
А.
И.
программной
Смирновым,
самобытности
профессионального мордовского танца.
Во
второй четверти
танцевальном
искусстве
XX в. развитие
стимулировалось
национального аспекта
обращением
к
в
нему
профессиональной сцены. Пропаганда народного искусства дала хороший
эффект во второй половине XX в. Развитие теории сценической интерпретации
и
трансформации
мордовского
народного
танца
привело
к
расцвету
профессионального хореографического искусства Мордовии. В 1960 г.
Государственный ансамбль пенсии и пляски МАССР был переименован в
ансамбль песни и танца, а в 1970 г. – Ансамбль песни и танца «Умарина»
(«Яблоня») [3, с. 138]. Он стал активным пропагандистом профессионального
хореографического искусства в Мордовии. В сценическом танце все еще
сохранялась своеобразная пластика, с помощью которой передавался народный
19
колорит. Вводится современный стиль исполнения технических элементов,
меняется костюм, он делается более сценичным и легким. Музыка от
сдержанной переходит к быстрой и оригинальной.
Специфика
профессионального
хореографического
искусства,
особенность художественного языка проявляются в различных формах
бытования национального мордовского танца. Балетмейстерами ансамбля
ставились сюжетные работы на мордовскую тему.
Дирекция обязывает балетмейстеров ставить массовые мордовские
молодежные пляски. В 1955 г. принимается календарный план новых
постановок. В репертуаре танцевальной группы ансамбля песни и пляски на тот
момент насчитывалось уже более 10 плясок с элементами, записанными в
различных селах и деревнях республики [3, с. 140].
Новые балетмейстеры не прекращали работу над трансформированием
мордовского танца. Дальнейшим этапным произведением стала музыкальнохореографическая композиция «Четыре времени года» (1965 г., балетмейстеры –
В. Таранов и В. Жестков). Творческие поиски последнего в области
мордовского танца привели к повышению исполнительского уровня. Он внес
значительный
вклад
в
трансформирование
тематики
национального
сценического танца, сочинил ряд хореографических произведений, где
мастерство стояло наравне со сценическим юмором и характерными
танцевальными движениями. В это время мордовский танец на сцене отличался
статичностью, однако В. Жестков пытался подойти к вопросу нетрадиционно,
разнообразить действо элементами акробатики.
Опираясь на опыт сценической народной хореографии, другой хореограф,
Д. О. Бахарев, поставил ряд самобытных танцев в вокально-хореографической
сюите «Умарина». Он попытался раскрыть особенности профессионального
национального танца, не идя по пути утрированной стилизации народной
манеры. Следующий пример – мордовский танец «Зерезенькай» («Непоседа»),
сочиненный А. Г. Бурнаевым на аранжированную Г. И. Сураевым-Королевым
музыку П. Рузманова (1979 г.).
20
В 70-е гг. появляется профессиональная запись мордовского хороводного
танца, где описываются фигуры, рисунки, движения, сценический костюм и
обувь. Репертуар ансамбля песни и пляски «Умарина» в это время пополнялся
образцами
плясок
балетмейстеров.
хороводов
Работа
с
и
игр
за
фольклорным
счет
плодотворной
материалом
работы
характеризовалась
индивидуальным стилем постановщиков.
Например, в постановке балетмейстера Г. Ю. Гальперина «Виакай»
девушки олицетворяют Природу, ее любовь ко всему живому на Земле. Они
одеты в прозрачные белые платья, их пластика степенна и изящна [3, с. 142].
Танцевальные картинки имеют яркий и насыщенный сюжет, драматизм. В
ритмических танцах-заклинаниях «Изгнание саранчи» и «Борьба с холерой» он
направлен на борьбу против болезней. В основе этих танцевальных сюжетов
лежит традиция заклинания в массовой народной пляске.
Искусство профессионального народного танца подчиняется специфике
танца этнического. Пути преобразования заключаются в дальнейшей его
переработке, стилизации, импровизации, аранжировке, трансформации. Новые
характеристики
становятся
и
решения
образцами
обретают
национальной
многогранность,
хореографии
в
многозначность,
профессиональном
искусстве.
К одной из важных тенденций становления национального танца следует
отнести и развитие мордовского народно-сценического танца на «большой
сцене». В этом случае он базируется на классической основе с применением
отдельных особенностей пластики национального и этнического танца.
Национальные
танцы
наполнены
образной
пластикой,
они
усиливают
драматическое начало. Через национальный язык передаются пластические
оттенки мордовской хореографии.
Образ этнического танца складывался из определенных движений
ассоциативного и изобразительно-подражательного характера. Национальный
танец всегда вызывает волнение не только у зрителя, но и у постановщика и
21
исполнителей. Композиция национального танца должна рассматриваться в
гармонии единства формы и содержания.
Таким образом, выделим главные моменты исторического аспекта
культурной политики.
Во-первых, одна из задач культурной политики заключается в сохранении,
развитии и распространении народного искусства, в данном случае –
сценического и этнического национального танца.
Во-вторых, сценический мордовский танец зародился не так давно, не
имея изначально образцов хореографии данного этноса.
В-третьих,
развитие
национального
аспекта
стимулировалось
обращением к нему в хореографическом искусстве профессиональной сцены.
В-четвертых, одной из важных тенденций становления национального
танца является его переработка и стилизация для последующего представления
на «большой сцене».
2.2 Репертуар коллектива национального танца (на примере
ансамбля танца «Мордовочка»)
Репертуарная политика коллектива национального танца взаимосвязана с
этническим материалом и его жанровой принадлежностью. Поэтому успешное
будущее коллектива зависит не только от правильно сформированного
репертуара, но и уникальности хореографического текста, режиссуры танца,
сценического оформления, костюма и музыки. Формирование репертуара
определяет учебно-тренировочную деятельность любого коллектива. Именно
поэтому
одна
из
главных
задач
репертуарной
политики
коллектива
национального танца – создание уникального «лица», отражение в нем
творческих, исполнительских и балетмейстерских возможностей. Все это
зависит от различных факторов, в число которых входят:
22
- национальная принадлежность исполнителей;
- фольклорный материал, собранный в экспедициях;
- принадлежность коллектива к какому-либо региону;
- самосознание руководителя и исполнителей и др.
Влияние на репертуар оказывают те именитые коллективы, которые были
созданы по национальному признаку. К ним относятся Государственный
академический
хореографический
ансамбль
«Березка»
(создан
Н. С. Надеждиной в 1948 г.), специализирующийся на танцах русского
фольклора; Государственный академический русский народный хор имени
М. Е. Пятницкого (создан в 1911 г.), Государственный академический народного
танца имени Файзи Гаскарова (создан в 1939 г., Башкортостан), Кубанский
казачий хор (создан в 1811 г.) и многие другие.
Особые
успехи
Государственный
как
коллектив
академический
национального
ансамбль
танца
народного
танца
приобрел
имени
И. А. Моисеева. Он создал уникальную по своей структуре систему управления
коллективом, которую многие хореографы берут за основу в своей работе. В
качестве
образца
грамотного
руководства,
выстраивания
репертуарной
политики в коллективе национального танца приведем в пример историю
становления ансамбля И. А. Моисеева.
Игорь Александрович начинал свою деятельность с изучения постановок
выдающихся
режиссеров
того
времени:
К.
С.
Станиславского,
В. Э.Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, Р. Н. Симонова – чтобы принципы их
организации впоследствии перенести на работу в своем ансамбль. Главной
особенностью его является принцип «все учат всё», отрабатывают движения до
автоматизма. Стоит отметить, что такой тактикой ансамбль пользуется до сих
пор. Также в ГААНТе им. И. А. Моисеева есть и другой принцип:
отанцовывание бытовых движений с одновременным акцентированием на
наполнении их смыслом и логикой. Задача ставилась четко, вне зависимости от
того, мужское это было движение либо женское: выработать единый общий
стиль. Исполнители моисеевской труппы владели всеми видами и родами
23
танца – это также являет собой отличительную черту ансамбля, особенно это
относится к артистам первой труппы. Для него было важно сотворить ансамбль,
где артисты – это мастера импровизационной техники и соавторы великого
балетмейстера [19, с. 16]. Именно это и стало первоосновой для создания столь
яркого и насыщенного характерами и образами репертуара ансамбля.
Ансамбль И. А. Моисеева имеет в своем репертуаре богатейшую
коллекцию мировой культуры. Свое внимание он также уделяет и танцам
народов России и бывшего СССР [17, с. 20]. Безусловно, для этого необходимо
совершать фольклорные экспедиции в те места, где эти танцы проявлялись
наиболее ярко. Впоследствии, создавая коллективы национальных танцев,
многие хореографы считали это первостепенной задачей. Это особенно важно в
тех случаях, когда коллектив был изначально сформирован как коллектив,
представляющий ОДНУ национальную культуру. Отметим, что в Республике
Мордовия ярко выражена финно-угорская танцевальная культура (мордвымокши и мордвы-эрзи, в частности). Функционируют профессиональные
коллективы, специализирующиеся на мордовском танце: ансамбль народного
танца «Лейне» (создан в 1997 г. Н. Ф. Серкиным), танцевальная группа
«Арсема» (создана в 2004 г. Н. П. Спиркиным), Мордовский государственный
ансамбль песни и танца «Умарина» (создан в 1939 г.). В их репертуар входит
огромное количество мордовских танцев. Помимо этого, на базе факультета
национальной культуры в 1992 г. при кафедре национальной хореографии был
создан ансамбль танца «Мордовочка».
Кафедра национальной
хореографии
является
научно-творческим
центром танцевального искусства Республики Мордовия (основатель и
заведующий – профессор А.Г. Бурнаев). Ее деятельность направлена на
подготовку кадров по направлению «Народная художественная культура».
Студенты знакомятся с исполнительской, педагогической деятельностью в
области классической, народной и современной хореографии, а также с новыми
направлениями фолк, модерн, джаз танца, с образцами танцевального
24
репертуара, с драматургией балетных спектаклей, с теорией и практикой
мастерства хореографа, режиссурой, танцевально-музыкальными формами.
Научно-творческая деятельность кафедры направлена на изучение,
претворение танцевальных традиций народов Мордовии в профессиональную
хореографическую
культуру.
Научно-педагогическая
школа
кафедры
национальной хореографии в области мордовского танца известна не только в
Поволжье, но и в России, и за рубежом.
Руководителем ансамбля танца «Мордовочка» по сей день является
Александр Гаврилович Бурнаев – заведующий кафедрой национальной
хореографии, доктор искусствоведения, профессор. Репертуар ансамбля
(приложение А) включает в себя народные мордовские танцы, современную
интерпретацию этнических танцев двух субэтносов мордвы, которые, в свою
очередь, представляют собой результат обработки материала, собранного
студентами кафедры в ходе фольклорных экспедиций. Необходимо также
отметить, что одним из основных составляющих репертуарной политики как
ансамбля танца «Мордовочка», так и любого другого, является гастрольная
политика, которой нужно уделять особое внимание (приложение Б). Для
успешной реализации задач, которые включают в себя репертуарная и
гастрольная политика, важно решать проблемы, которые возникают в процессе
функционирования
ансамбля.
К
ним
относятся
проблема
«живого»
музыкального оформления номеров, развития ансамбля лишь на базе Института
национальной культуры, а также материального (потребность в пошиве новых
костюмов) и технического оснащения.
Однако вернемся к рассмотрению специфики номеров ансамбля танца
«Мордовочка». Основу его репертуара составляют танцы, обращенные к
свадебной тематике: «Левженские сваты», «Жених да невеста», Палаевский
переполох», «Девичий праздник», «Звездный ковш», «Обряд Троицы»,
«Сузгарские кумовья». Сценические версии свадьбы и свадебных обрядов (в
отличие от традиционных действий) не имеют столь глубинной смысловой
нагрузки, как народная традиция, но стараются быть наиболее приближенными
25
к ней. За основу берутся не этнические признаки, а отдельные наиболее
обобщенные компоненты свадебного обрядового действа мордвы, и на этом
основываются хореографические трактовки.
Ансамбль
танца
«Мордовочка»
представляет
собой
лабораторию
этнического мордовского танца. Главным составляющим, как было сказано
выше, является сбор фольклорного этнического материала, его обработка и
аранжировка [4, с. 154]. География фольклорных экспедиций ансамбля,
совершаемых студентами кафедры хореографии, включает в себя различные
районы Республики Мордовии, где еще сохраняется народная культура
(приложение В). К числу последних относится Международная финно-угорская
экспедиция в рамках 1000-летия единения мордовского народа с народами
Российского государства, совершенная в 2012 г. Целью экспедиции являлся сбор
фольклорного материала. В результате удалось зафиксировать народный
театрализованный праздник, посвященный сбору нового урожая в селе
Мордовский Пимбур.
Жители собираются у поля, серпы лежат рядом с коробом, в котором
находятся спелые колосья. Заводящая выходит в центр поля и приглашает всех
на праздник. Далее все участники действа поют песню, посвященную полю,
после чего на центр становятся две молодые мокшанки по приглашению
заводящей с наклоненной вниз головой. Последняя дает им наставления и
хвалит их за проделанную работу. Все участницы действа, получив от девушек
серпы, в молитве обращаются к богине поля Пакся-аве. Далее следует еще одна
песня, посвященная полю, одновременно с этим происходят перестроения в
полукруг, а затем – в линию. Показывается весь трудовой процесс. Затем уже с
новым, выпеченным, хлебом девушки подходят к жителям и просят их взять
кусочек, таким образом, ощутить тот урожай, который природа дала им в этом
году.
После этого заводящая объявляет, что все дела сделаны и можно петь и
танцевать.
Начинается
массовое
народное
гулянье,
характеризующееся
танцевальными «приплясками». Они состоят из различного набора движений:
26
топотни ногами без продвижения, переступаний с одной ноги на другую,
припаданий, ударов все стопой и с каблука и т.д. [5, с. 33-34]
Результатом
подобных
фольклорных
экспедиций
являются
либо
аудиокассеты с фольклорным музыкальным материалом, либо виды движений
(дроби, хлопушки, ходы и т.д.), либо синтез – танцевальные постановки,
которые входят в репертуар ансамбля. Безусловно, в вопросе постановки
номеров важна работа не только хореографа, но и аранжировщика, который
сможет воплотить в музыкальном оформлении все то, что требует постановщик.
Работа с музыкальным материалом, приобретенным в ходе фольклорных
экспедиций, включает в себя отбор, обработку, нотирование звукозаписей;
аранжировку, интерпретацию народных движений. При систематике и
определении
степени
достоверности
каждого
факта
учитывается
его
типичность как относительно этноса в целом, так и для отдельных его
этнических групп. Совместно с ансамблем танца «Мордовочка» в этом
нелегком деле работали В. Ф. Цилин, С. В. Полибин, Н. П. Спиркина. Они
создали уникальные по звучанию аранжировки, которые не только являются
отражением хореографии и замысла танца, но и раскрывают всю суть культуры
мордовского народа.
Музыкальное сопровождение – источник, который питает творческий
процесс, определяет атмосферу, помогает понять и проникнуть в содержание,
выявить художественную ценность произведения. Слияние мордовской музыки
и народно-сценического танца позволяет создать особый стиль национальной
хореографии. Одним из способов подбора музыки к национальному танцу
являются методы импровизации и аранжировки. Импровизация относится к
истинно народным способам музыкального сопровождения, второй метод
позволяет создать современным музыкальным сопровождением.
Успех танцевального номера в репертуаре зависит также от гармоничного
сочетания музыки и хореографии. Последняя должна соответствовать составу
коллектива: мужские партии исполняются мужчинами, а женские – женщинами.
Хореография мордвы – это самостоятельный пласт духовной культуры
27
мордовского народа. Этническое и танцевальное искусство самобытно, оно
формируется на основе культурно-бытовых традиций. Народные танцы мордвы
возникали в процессе труда, как и у других народов. В хореографии многие
танцевальные элементы возникли как подражание трудовому или социальнобытовому процессу. Стоит отметить, что мордовский народ заимствовал
движения у русских, которые были наиболее близки им по стилю.
Для того чтобы хореография и репертуар ансамбля просмотрелся как
можно красочней, необходимо использовать язык цветового колорита народа. И
не только цвет – форма, орнамент, фактура костюма – все служит
выразительным и изобразительным задачам танца и задумкам постановщика.
Современный национальный костюм и обувь являются творческой
переработкой этнографического костюма с эстетических позиций. Одежда
стилизуется,
принадлежность
к
национальному
колориту
определяется
орнаментом и отличительными деталями костюмов мордвы-мокши и мордвыэрзи. Сама пластика костюма влияет и на пластику танца, формируя
уникальный стиль и манеру [6, с. 79].
Женский мокшанский танец тяжеловесен и устойчив, так как костюм был
массивен и громоздок. Впечатление массивности усиливалось за счет толстых
ног в лаптях и сапогах с прямыми голенищами. Помимо огромного количества
рубах, которых составляет женский костюм, ему присуща и массивность
шумяще-звенящих украшений. Это затрудняло поднятие рук, свободу движений
в танце.
Женский эрзянский танец статичен, спокоен, наиболее приближен к
русскому танцу. В костюме девушки ощущали себя неземными и, чтобы
подчеркнуть эту свою особенность, в танце держались величаво, прямо и
чувственно. Это отобразилось и в своеобразной оригинальной пластике.
Мужской же костюм был легок и динамичен; учитывая это, хореографическое
наполнение мужского танца было вариативным [20, с. 5].
Исторический, подражательный и социально-бытовой аспект также
должны быть отражены в национальном танце. С помощью выразительных
28
средств раскрывается вся богатейшая палитра народной культуры, создаваемой
на протяжении веков. Пластикой рук в мордовском танце передается трудовой
процесс: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание и т.д. Путем
изобразительных движений при создании образа происходит ассоциативное
воспроизведение традиционных символов: селезня, уточки, коня, яблони и т.п.
Основу
лексики
репертуара
национального
танца
должны
составлять
традиционные элементы и движения, включающие в себя различные шаги,
ходы, удары, дроби, выстукивания, соскоки и подскоки, вращения, положения
рук, ног, головы и корпуса.
Все это: материалы фольклорных экспедиций, особенности музыки,
костюма, движений народа, его характера – хореографы и балетмейстеры
обязаны учитывать при создании репертуара ансамбля национального танца,
чтобы передать единственно верную суть культуры данного народа.
В учебном процессе студенты кафедры национальной хореографии,
являющиеся одновременно участниками ансамбля танца «Мордовочка»,
осуществляют постановочную деятельность. Один из разделов дисциплины
«Композиция и постановка танца», изучаемый ими, посвящен сочинению
хореографических номеров на мордовскую тему. Здесь студенты проявляют
весь свой творческий потенциал с опорой на выработанную ранее систему
мордовского танца. Некоторые из этих постановок, наиболее успешные, можно
рекомендовать в репертуар ансамбля танца «Мордовочка». В качестве
практической части выпускной квалификационной работы студентами IV курса
был подготовлен спектакль на тему: «Скульптурные композиции на основе
мордовской хореографии» (2016 г.), в котором в основе «текста» заложены
традиции мордовского танца. Мы предлагаем включить в репертуар ансамбля
танца «Мордовочка» один из номеров, показанных в этом спектакле, а именно
работу студентки Е. В. Левиной «Творец и муза» (приложение Г).
Итак, репертуарная политика коллектива национального танца тесно
связана с этническим материалом и его жанровой принадлежностью. Пример
успешной реализации репертуарной политики на территории Республики
29
Мордовии – ансамбль танца «Мордовочка», функционирующий на базе
кафедры национальной хореографии Института национальной культуры. Она
является лабораторией этнического мордовского танца, в задачи которого
входит анализ результатов фольклорных экспедиций, обработка материала,
создание новых хореографических произведений. Необходимо указать на тот
факт, что репертуар ансамбля также может пополняться студенческими
работами. Главным условием принятия их в репертуар будет соответствие их
композиционного решения стилистическим особенностям ансамбля танца
«Мордовочка».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика руководства художественным коллективом народного танца
зависит от необходимости разъяснения понятий «коллектив», «коллективное
творчество», «художественный коллектив», а также его предназначения по
30
профилю жанровой принадлежности. Основой коллектива в данном случае
будет являться народный танец, который представляет собой исторически
выработанную
и
устойчивую
систему
хореографических
образов,
выразительных средств танца в их сценической трактовке, сложившейся на
протяжении нескольких веков и вбирающей в себя опыт многих народов.
Обязательное условие функционирования такого коллектива – соответствие
«духу» времени.
Создание коллектива народного танца – процесс сложный и трудоемкий.
Правильная работа коллектива слагается из гармоничного сочетания четырех
разделов:
организационного,
учебно-воспитательного,
постановочно-
репетиционного и концертно-исполнительского. К организационному разделу
относятся вопросы, связанные с созданием коллектива и обеспечением условий,
материально-технической базы, с помощью которой он будет функционировать.
Учебно-воспитательный
раздел
включает
в
себя
огромную
работу
преподавателя по выстраиванию методически верной системы преподавания
той или иной дисциплине, расширению кругозора участников коллектива.
Постановочно-репетиционный и концертно-исполнительский раздел являются
апофеозом деятельности художественного коллектива народного танца. Именно
в них мы сможем увидеть и оценить работу педагога с коллективом.
Важное место в работе художественного коллектива национального танца
должно отводиться культурной политике. Культурная политика – это комплекс
мер
по
искусственному
регулированию
тенденций
развития
духовно-
ценностных аспектов в обществе. В отношении коллектива национального
танца мы можем сказать о том, что культурная политика – это такой комплекс
мер, используемых в нем, который способствует сохранению, развитию и
распространению сценического и этнического национального танца. При
выстраивании
культурной
политики
коллектива
национального
танца
необходимо большое внимание уделить историческому аспекту, благодаря
которому мы можем сделать вывод о том, что одной из важных тенденций
31
становления национального танца является его переработка и стилизация для
последующего представления на «большой сцене».
Репертуарная политика коллектива национального танца связана с
этническим материалом и его жанровой принадлежностью. Поэтому успешное
будущее коллектива зависит не только от правильно сформированного
репертуара, но и уникальности хореографического текста, режиссуры танца,
сценического оформления, костюма и музыки. Формирование репертуара
определяет учебно-тренировочную деятельность любого коллектива.
Пример успешной реализации репертуарной политики на территории
Республики Мордовии – ансамбль танца «Мордовочка», функционирующий на
базе кафедры национальной хореографии Института национальной культуры.
Она является лабораторией этнического мордовского танца, в задачи которого
входит анализ результатов фольклорных экспедиций, обработка материала,
создание новых хореографических произведений. Репертуар ансамбля может
пополняться студенческими работами. Главным условием принятия их в него
будет
соответствие
их
композиционного
решения
стилистическим
особенностям ансамбля танца «Мордовочка».
Задачи, поставленные перед нами, решены в полном объеме: мы дали
определения понятиям «коллектив», «художественный коллектив», «народный
танец»,
«народно-сценический
танец»;
рассмотрели
методику
создания
коллектива народного танца и руководства им; проследили путь рождения,
становления и развития сценического мордовского танца; раскрыли суть
основных составляющих репертуарной политики художественного коллектива
народного танца на примере ансамбля танца «Мордовочка».
Данная работа может быть применима при изучении таких дисциплин,
как
методика
руководства
коллективом
НХТ,
история
и
теория
хореографического искусства Мордовии.
Проведенное исследование вносит большой вклад в структурирование
методики создания коллектива национального танца и руководства им, а также в
формирование его культурной и репертуарной политики.
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца : учеб. пособие /
Г. Ф. Богданов. – 2-е изд. – М. : Издательство Московского государственного
университета культуры, 2003. –224 с.
33
2.
Бондаренко Л. А. Методика хореографической работы в школе и
внешкольных заведениях / Л. А. Бондаренко. – К. : Муз. Украина, 1985. –221 с.
3. Бурнаев А. Г. История хореографического искусства Мордовии : учеб.
пособие / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 180 с.
4. Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца / А. Г. Бурнаев. –
Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 204 с.
5. Бурнаев А. Г. Мордовский танец
в контексте
финно-угорской
танцевальной культуры : монография / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во
Мордов. ун-та, 2014. – 84 с.
6. Бурнаев А. Г. Танцевально-пластическая культура мордвы (опыт
искусствоведческого аналиа) : монография / А. Г. Бурнаев. – Саранск: Изд-во
Мордов. ун-та, 2012. – 256 с.
7. Бухвостова Л. В. Балетмейстер и коллектив : учеб. пособие /
Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина. – Орёл, 2007. – 248 с.
8. Захаров Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р. В. Захаров ; под.
ред. Н. А. Туркиной. – М. : «Искусство», 1967. –72 с.
9. Зацепина К. С. Народно-сценический танец / К. С. Зацепина,
А. А. Климов, К. Б. Рихтер. – М. : Искусство, 1976. – 224 с.
10. Краткий словарь по эстетике / [Г. З. Апресян, А. А. Баженова,
М. П. Баскин и др.] ; под. ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного. – М. :
Политиздат, 1964. – 543 с.
11. Настюков Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Советы
балетмейстера) / Г. А. Настюков. – М. : Профиздат, 1976. – 64 с.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов ;
под. ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М. : Рус.
яз., 1987. – 797 с.
13. Руководство художественным коллективом : прогр. и метод. указания /
сост. Т. Н. Сидоркина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – 16 с.
14. Ткаченко Т. С. Работа с танцевальным коллективом / Т. С. Ткаченко. М. :
«Искусство», 1958. – 148 с.
15. Уральская В. И. Народная
хореография
/
В.
И.
Уральская,
Ю. Е. Соколовский. – М. : «Искусство», 1972. – 70 с.
16. Уральская В. И. Природа танца / В. И. Уральская. – М. : Сов. Россия,
1981. – 112 с.
34
17. Чудновский М. А. Ансамбль Игоря Моисеева / М. А. Чудновский. – М. :
«Знание», 1959. – 32 с.
18. Чурко Ю. М. Белорусский хореографический фольклор / Ю. М. Чурко. –
Мн. : Выш. шк., 1990. – 415 с.
19. Шамина Л. И. Игорь Моисеев. За кулисами успеха / Л. И. Шамина //
Балет. – 2011. – №1. – С. 14–17.
20. Элементы традиционной мордовской хореографии / сост. А. Г. Бурнаев. –
Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. – 24 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Репертуар ансамбля танца «Мордовочка»
1. «Веселушка»
2. «Гопак»
3. «Гусачок»
4. «Девичий праздник» (э.)
5. «Девка Дарья»
6. «Жених и невеста»
7. «Звездный ковш» (э.)
35
8. «Зерезенькай»
9. «Карельская плясна»
10. «Кочетовские пряхи» (м.)
11. «Кочкурка»
12. «Красавицы Мурани» (э.)
13. «Левженские сваты»
14. «Мастор-ава»
15. «Мокшанские вихлявицы» (м.)
16. «Мордовочка»
17. «Мордовские пляски»
18. «Обряд Троицы»
19. «Палаевский переполох»
20. «Перхляйские перетопы» (м.)
21. «Плясовая манямка» (э.)
22. «Ребячьи танцульки»
23. «Сузгарские кумовья» (м.)
24. «Сурские мордвинки» (м.)
25. «Уточки старых Найман» (э.)
26. «Чикор-Лакор»
27. Мордовская кадриль «Четыре угла»
36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Гастрольная карта ансамбля танца «Мордовочка»
37
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое)
География фольклорных экспедиций
38
1.
Ардатовский район: г. Ардатов, с. Низовка
2.
Атяшевский район: с. Челпаны, с. Лига
3.
Б. Березниковский район: с. Старые Найманы, с. Б. Березники
4.
Дубенский район: с. Дубенки, с. Турдаково
5.
Ельниковский район: д. Новые Пичингуши, с. Ельники,
с. Морд. Пошаты
6.
Зуб.Полянский район: Морд-Поляна
7.
Кадошкинский район: пос. Кадошкино
8.
Ковылкинский район: с Дракино
9.
Кочкуровский район: с Мурань, с. Подлесная Тавла, с. Напольная
Тавла, с. Пырма, с. Семилей, с. Старые Турдаки
10. Октябрьский район: г. о. Саранск, п. Ялга
11. Ромодановский район: с. Анненково
12. Рузаевский район: с. Сузгарье, с. Перхляй, с. Морд-Полянка,
с. Болдово
13. Старошайговский район: с. Новое Акшино
14. Темниковский район: г. Темников, с. Лесное Арашево, с. Конаково, с.
Чумартово
15. Чамзинский район: с. Отрадное, с. Репьёвка
16. Чувашия: Алатырский район, с. Алтышево
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(рекомендуемое)
Описание номера «Творец и муза»
39
В основе танцевальной миниатюры «Творец и муза» лежит двоякий
смысл отношений музы и скульптора-творца. Это прямая линия, связанная с
профессией гончара, который ваяет женскую фигуру в национальной
мордовской
одежде,
вытачивая
ее
как
объект
своего
вожделения.
Хореографический номер начинается с того, что два национальных героя
находятся в статичной позе глиняной мордовской статуэтки, объединяющей
смысловую нагрузку пластического хода будущей миниатюры. Во-первых,
танцевальная линия берет свое начало с перехода скульптурных поз. Далее
предлагается эротический смысл музы творца через мелкую технику движений
бедра в повороте, а именно завлекающий и увлекающий момент для приманки
скульптора (своеобразной «плясовой манямки» (э.)), для вовлечения в
танцевальное действо нашего героя. Во-вторых, перекличка плясовых эпизодов,
связанных с соревновательным характером и индивидуальным представлением
своего хореографического соло. В-третьих, сцепляющий момент скульптурной
композиции, говорящий о мастере как о чародее-гончаре, который еще не успел
понять и принять тот символизм скульптуры, национальной по форме, и смысл
любовных отношений со своим произведением.
Необходимо
хореографического
отметить,
что
пластический
и
танцевальный
текст
номера сосредоточен в ракурсе фолк направления.
Кульминационный эпизод диктует о возвеличивании своей музы и говорит об
апофеозе их взаимоотношений, доводящих до любовно-интимного сцепления
героев. Финальная, как и первоначальная, статичная скульптура рассказывает и
показывает нам идею глубокого национального смысла, связанную с этнической
символикой, переданную пластикой и хореографией.
40
Бакалаврская
работа
выполнена
мною
самостоятельно.
Все
использованные в работе материалы из опубликованной научной литературы и
других источников имеют ссылки на них. Работа отпечатана в одном
экземпляре. Черновик сдан научному руководителю.
10.06.2016 г.
43
Заявление о самостоятельном характере выполнения
бакалаврской работы
Я, Левина Екатерина Валериевна, студент IV курса, направления
подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» заявляю, что в моей
бакалаврской работе на тему «Руководство ансамблем народного танца и его
репертуарная
политика
(на
примере
ансамбля
танца
«Мордовочка»)»,
представленной в Государственную экзаменационную комиссию для публичной
защиты, не содержится элементов неправомерных заимствований.
Все прямые заимствования из печатных и электронных источников, а
также ранее защищенных письменных работ, кандидатских и докторских
диссертаций имеют соответствующие ссылки.
Я ознакомлена с действующим в Университете Положением о проверке
выпускных квалификационных работ студентов ФГБОУ ВО «МГУ им.
Н. П. Огарёва» на наличие заимствований, в соответствии с которым
обнаружение
неправомерных
заимствований
является
основанием
для
неудовлетворительной оценки выпускной квалификационной работы.
___________
10.06.2016
Е. В. Левина
Работа представлена для проверки в Системе «Антиплагиат ВУЗ»
___________
10.06.2016
44
А. Г. Бурнаев
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв