Русская поэзия XVIII века. Введение
На дворе давно уже 21 век, но, сколько бы времени не ушло
18 век останется в памяти поколений одной из самых
замечательных культурных эпох. 18 век- это век в котором
поэзия приобретает строгий порядок и форму; век, в
который формулируются казавшиеся незыблемыми законы
стихосложения и в который они же нарушаются не
терпящим рамок и границ гением русских поэтов. Во
многих странах им обозначены основополагающие
политические, экономические и духовные перемены, но
особенно важны они в истории России. За несколько
начальных десятилетий века наша страна сумела занять
почетное место в литературе. С гордостью пишет А.С.
Пушкин, что «Россия вошла в Европу, как спущенный
корабль, при стуке топора и громе пушек <…> и
европейское просвещение причалило к берегам завоеванной
Невы». Н.В. Гоголь подхватит пушкинскую мысль, сравнив
Россию с тройкой коней, неудержимо несущейся вперед,
обгоняя народы и государства.
Конечно, до этого русская поэзия жила в форме сказаний,
народного эпоса, в форме церковных песнопений, мифов и
легенд. Её цели были другими: фиксировать исторические
факты и народные предания, учить, назидать, вдохновлять,
быть словесным вместилищем для молитвы. Личные
чувства автора не брали в счёт, да и самому авторству не
предавалось большого значения — создатель «Слова о
полку Игореве», к примеру, не посчитал нужным снабдить
своё произведение автографом. Тредиаковский первым
выводит на передний план внутренний мир поэта. Не зря же
раньше говорили: народные сказки, народные легенды,
народные мифы и т.п. Хотя на самом деле за этими
сказками, былинами, песнями, легендами и мифами стояли
определенные люди-творцы этих произведений.
Но после того, как Петр 1 занял место царя России, наша
страна стала меняться до неузнаваемости. Писатель имел
право на показать свои чувства, имел право сказать: «Это
моё творение». У поэтов появились свои собственные права
и сои. истории И настало то время, когда российское
государство стало « держать судьбы мира на весах своего
могущества»- В. Г. Белинский. Новые вликие начала
культуры и литературы были заложены при Петре 1.
Впервые образование и литература была доступна людям не
только из дворянских сословий, но и из ремесленного и
мещанского сословий. Впервые светские нормы поведения
начинают брать верх над религиозными предписаниями
церкви «Новая словесность, плод новообразованного
общества, скоро должна была родиться».. -говорил А. С.
Пушкин.
Ученые не раз отмечали, что «новая русская литература
началась не с прозы, а с поэзии, она утверждала свое
историческое бытие в поэтических жанрах, заговорила с
читателем языком стиха». Поэзия вообще как вид искусства
гораздо старше прозы. Она воспринималась в древности как
нечто всеобъемлющее, включая в себя самые разные жанры,
возможно, близкие в нашем понимании и к прозаическим.
Не случайно Цицерон называл поэзию «родом учености»:
«Так у греков древнейший род учености – поэзия». М.Л.
Гаспаров указывал на своеобразный синкретизм поэзии и
прозы в начальный период русской словесности:
«Противоположение “стих–проза”, такое естественное для
нас, древнерусскому читателю было неизвестно. Оно
явилось только в начале XVII века и было отмечено новым
словом, прежде не существовавшим, а, стало быть, и
ненужным словом “вирши”, стихи (от польского wiersz,
латинского versus; буквально поворот, повтор словесного
отрезка). До этого вместо противоположности “стих–проза”
ощущалась другая “текст поющийся – текст
произносимый”». Только в XVII–начале XVIII века, –
считает ученый, – когда была уловлена особая
«выразительная сила ритма и рифмы», эти приемы
сделались «признаками отличия стиха от прозы».
Она подводит к мысли о том, что, кроме общекультурной
традиции, у русской поэзии в начальный период развития
литературы были свои предпосылки ее преобладания над
прозой. Дело в том, что на рубеже 17–18 веков, на переходе
от древнерусской литературы к новой словесности, именно
лирическая поэзия вобрала в себя доминирующий
ритмический и эмоциональный строй устно-поэтического
творчества. Полно выразивший удивительные свойства
русского языка и речи строй русской лирики напевный по
своей сути. И не просто напевный: начиная с фольклорного
периода, он элегичный, грустно-задушевный. Элегическая
наполненность лирического стиха созвучна душе русского
человека.
Основополагающих трудов по истории русской поэзии
XVIII века – наперечет. Следует назвать уже упоминавшиеся
выше рассуждения и критические оценки В.Г. Белинского. В
20-е годы прошлого столетия была издана ставшая в наши
дни раритетом книга замечательного ученого Г.А.
Гуковского «Русская поэзия XVIII века». Она важна тем, что
обращена к поступательному движению русской
литературы, в ней показан неровный и многомерный, и при
этом увиденный не фрагментарно, а в целостной картине
процесс развития отечественной поэзии. В отличие от Г.А.
Гуковского, ученые, в последующие годы обращавшиеся к
поэзии XVIII века, руководствовались избирательным
принципом освещения материала. В Большой серии
«Библиотеки поэта» был выпущен двухтомный сборник
«Поэты XVIII века». Маститым литературоведам Г.П.
Макогоненко и И.З. Серману принадлежат здесь обширная
вступительная статья и краткие биографические справки об
авторах, чьи стихи помещены в двухтомнике. Однако сами
эти авторы представлены выборочно. Например, нет здесь
Г.Р. Державина, М.Н. Муравьева, Н.М. Карамзина – а без
них трудно осмыслить общее движение поэзии XVIII века.
Несколько позднее в этой же серии было издано
продолжение предыдущего сборника: вышли в свет «Поэты
1790–1810-х годов» с интереснейшей вступительной статьей
Ю.М. Лотмана. Наконец, необходимо упомянуть
фундаментальный академический учебник в двух томах
«История русской поэзии», выпущенный издательством
«Наука» в конце 1960-х годов. Один из его разделов
посвящен поэзии XVIII века.
Подводя итоги, можно сказать, что в XVIII веке были
посеяны и взращены семена, всходы которых принесут
великолепнейшие побеги, проросшие в Золотой век русской
литературы. Без Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова с
его школой, без Державина, который «заметил и, в гроб
сходя, благословил» величайшего из русских поэтов, не
было бы ни Золотого, ни Серебряного веков, не было бы
того великого дворца поэзии, которому по его богатству и
красоте поистине нет равных.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв