Русский дух: запахи, которые определили наше национальное
самосознание от древней Руси до современной России.
Р. И. Волкова
Как известно, поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и
Людмила»,
вдохновлённая древнерусскими былинами,
начинается словами:«Там русской дух... там Русью пахнет!».
А чем же собственно пропахла Русь?
«Не жизнь, а малина» - говорили наши предки, наблюдая за чьей-то
жизнью.А запах у этой ароматной ягоды, действительно
запоминающийся: сладкий, сочный с пьянящим благоуханием.
Известно также, что зверобой зашивали в полу одежды воинов,
сладковато - медовый «дух» защищал их от ударов вражеского меча. А
древнерусские красавицы носили специальные мельхиоровые подвески,
которые непринужденно раскачивались при ходьбе, щедро
распространяя
вокруг себя волшебный душистый запах [1,С.6].Этот пряный, сладковато
свежий аромат душицы до сих пор используют для ароматизации
туалетного
мыла, одеколонов, зубных паст и помад.
Горьковато - дымными благовониями пропахла русская церковь. Ещё
младенцу Иисусу волхвы принесли в дар мирру и ладан. Густой, сладкий
и
бальзамический ладан до сих пор используется в церковных обрядах.
Русские мужчины «просмолились» табаком после того, как царь Петр
I издал указ об его употреблении и продаже. Эту сложную для
возделывания
сельскохозяйственную культуру не выращивали севернее 55-й
параллели
европейской части России. Табачные мастера ароматизировали его
теплым и
пряным мускатным орехом, сладко - бальзамическим шалфеем и
«медовым»
донником. Табачно-махорочная продукция фабрик Российской Империи
стала очень популярна за рубежом. Впервые в мире в России был создан
новый вид табачных изделий - папиросы. К концу 19 века увеличилась
концентрация табачного производства, выпуск папирос и других
изделий
увеличился в десятки раз. А в 1927 году Василий Иванович Иоаниди
создал
«Беломорканал» - самые известные и популярные в Советском Союзе
папиросы. Примечательно, что неприятный и въедливый запах табака
вызывает положительные воспоминания у детей: «приятно пахло от
усов
деда» или «я чувствовала, как пахнет табаком от пиджака, в котором
отец
приходил с работы, я им гордилась!» [2,С.2]
«Кожаный», как изъясняются специалисты в области парфюмерии,
запах березового дёгтя, присутствует в русской бане и в русском
дымнодревесном чае из самовара. Имеет аромат дёгтя и запах «русской кожи»
знаменитой русской юфти. Ещё при Петре Первом её стали «жировать»
—
пропитывать смесью берёзового дегтя и жиром морских животных, ради
большей водостойкости,что, определённо, повысило популярность
русской
кожи в Европе. Сама Габриэль Шанель выражала тайную симпатию к
России
и поэтому совместно с парфюмером Эрнестом Эдуардовичем Бо создала
духи «Русская кожа»(1924) [1,С.45-46].Поэт Николай Некрасов писал:
«Деготь. Русский дух усиливает патриотические чувства».[2,С.7]
Исторически сложилось так, что душистый запах пряников— это
символ праздника, они делались для подарков на именины, для
свадебного
обряда, для праздничных трапез и для украшения новогодних ёлок.
Вкусовое
разнообразие пряничных изделий зависело от теста, пряностей и
добавок,
привезённых из Индии, которые назывались в старину «сухими
духами»*. В
начале 90-х знаменитый модельер Вячеслав Зайцев заставил вспомнить
российскую общественность про «русские корни», создав прянично медовый аромат «Маруся», а иностранцы, вдыхая этот запах, до сих пор
«фантазируют» на тему русских матрёшек и «турецких огурцов».
________________________________
*чёрный перец, итальянский укроп, померанцевая корка и лимонная
корка, мята,
кориандр, ваниль, имбирь, кардамон, корица, анис, бадьян, тмин,
мускат, гвоздика.
Цветок ярко - красной гвоздики был особенно популярен в Советском
Союзе, где он стал символом Октябрьской революции. Цветочно-пряный
аромат парфюмер Август Мишель воплотил в легендарных духах
«Красная
Москва» фабрики «Новая Заря«(1925).Эта хорошо узнаваемая
парфюмерная
композиция стала любима миллионами советских женщин, а также
признана
в Европе классикой парфюмерного искусства, заняв достойное место в
1995
году в Версальском музее ароматов, более известном как «Осмотека».
Поэт
Евгений Евтушенко считал одеколон «Шипр» и духи «Красную Москву»
—
«скульптурой Мухиной «Рабочий и колхозница», переведенной в мир
обонятельных образов»[2,C.24].
Но истинным символом Великой октябрьской революции, о котором
почти забыли, был «Красный Мак», созданный парфюмером Девидом
Грабером в 1927 году к её 10 - летнему юбилею.[6]Позже той же самой
парфюмерной фабрикой был выпущен моно - аромат* «Гвоздика», но
советские граждане одеколон не оценили, используя его в качестве
инсектицидного средства против кровососущих насекомых. Говорят, что
потомок наполеоновского генерала Иоахима Мюрата был очень
восхищен
этим ароматом, когда приехал в 60 - х годах в СССР.[5,С.20]
______________________________
*Моноаромат – это фантазийная композиция на тему какой-то одной
парфюмерной ноты.
В тяжелые военные годы (1941-1945) люди ценили лишь то, что могло
бы поддерживать в них жизнь: суррогаты табака из листьев деревьев в
смеси
с хмелем и табачной пылью; медицинский спирт, а также «дымное
одеяло»
костров и печек-буржуек. Кроме того к запахам их жизнедеятельности
примешивался тяжелый дух гари,пороха, топлива, креозота и
медицинского
антисептика - «йодоформ» с устойчивым и резким запахом. Людей
окружали
запахи смерти: сырой земли, смрадного гниения и разложения. В
Древней
Руси этому запаху приписывалась разрушительная сила, которая опасна
не
только для ближайшего окружения покойника, но и для всего
сообщества. [3
C. 21-25] Символом же послевоенного времени стал ландыш. В этом
весеннем
цветке парфюмеры воплотили веру и надежду советских людей в
светлое
будущее.Интенсивный цветочный, но
представлен в композиции «Лесной Ландыш» ленинградской
парфюмерной
фабрики «Северное Сияние», а московская фабрика «Новая заря»
выпустила
целую плеяду ароматов: «Весенние», «Милой Женщине», позже —
«Ландыш
Серебристый».Причиной такого «ландышевого ажиотажа» стали
исследователей Всесоюзного научно - исследовательского института
синтетических и натуральных душистых веществ,причем эти открытия
большей частью носили случайный характер.[4]
Современное же отношение к духам с ароматом ландыша отражено в
цитате из фильма «Ландыш Серебристый». «Захорони ты эти духи, как
радиоактивные отходы» - говорит продюсер Болотов - герой Александра
Цекало.Ещё в 50-х годах была популярна песня «Может быть», которую
исполняла солистка утесовского оркестра - Капитолина Лазаренко.
Польская
фабрика «Миракулюм» выпустила одноименный цветочный аромат с
тонкими «воздушными» нотами. [5,С.50]
По «уральским» сказкам Павла Бажова в 1955 году были созданы
духи «Каменный цветок», получившие в 1958 году Гран-при
промышленной выставке в Брюсселе.
Советский государственный и партийный деятель Никита Хрущев
подарил «Каменный цветок» первой леди США Жаклин Кеннеди на
Венской
конференции 1961 года. Уникальный флакон до сих пор хранится в
Музее библиотеке Джона Кеннеди. [7]
В 60 - х — 70 - х годах в Советском Союзе, как и во многих
капиталистических странах, появились хиппи. Это случилось на исходе
«хрущёвской оттепели» субкультура хиппи в СССР была распространена
среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. А
фабрикой
«Рассвет» был выпущен экзотический для нашей страны аромат
«Индийский
сандал». Дело в том,что в то время СССР получила от братской Индии
больше пяти тысяч килограммов сандалового масла, поэтому нужно
было
срочно придумать новую формулу духов. [8]
В 70 - х годах героиня комедийного фильма «Ирония судьбы или с
лёгким паром!» Надя Шевелёва получает в подарок от жениха духи
«Клима»
французской компании «Ланком». Этот аромат пленил советских
женщин и
стал их прям - таки «голубой мечтой». С тех пор они стали
заглядываться, а
точнее «занюхиваться» на Европу. Польская парфюмерная фабрика
«Миракулюм» подхватила эстафету, познакомив советских женщин с
ароматом «Пани Валевска».Эта загадочная дама в кринолине была
реальным
историческим персонажем — графиней Марией Валевской1*. С
середины
1970 - х советские парфюмеры стали активно включать импортные
отдушки
в создаваемые ими ароматы. [5,С.64]
1 Польская дворянка, дочь гостынского старосты Матвея Лончинского,
любовница
Наполеона I.«Олимпиада - 80» привнесла в быт советского человека
«искристые»
запахи иностранных «газировок» - пепси - колы и фанты, а также
курицы гриль и советского «бабл - гам» в виде пластинок с привычными
названиями
«земляничная» и «кофейная». Советским мужчинам, конечно, пришлись
по
нраву иностранные сигареты.
90-е годы ознаменовались громкими, вызывающими ароматами не
только в молодой России ,но и за рубежом. Например, амбровоцветочный
«Яд» от Диора был настолько популярен, что в некоторые нью-йоркские
рестораны дам, благоухающих этим парфюмом, попросту не пускали,
так как
он перекрывал запах пищи. [1,С.32] А наши женщины довольствовались
ароматом «Кобра». Он был по-дешевле и по-проще,но тоже довольно
«ядовитый», да и рестораны у нас заменяли кабаки в лучшем случае - с
грузинской кухней и оригинальными напитками, типа спирта «Рояль»,
миндального ликера «Амаретто», газированного коктейля
с хвойным ароматом «Джин - Тоник» и фруктово - винного напитка
«Сангрия».
В 2000 - е годы стали модными цитрусово-акватические ароматы, но
элитная дорогая парфюмерия по-прежнему была не доступна для
рядовых
российских граждан, поэтому появилась дешевая разливная
парфюмерия
неизвестного происхождения и как более приемлемый вариант—
парфюмированные дезодоранты «Adidas», «Puma» и «Fa».
Единственное событие «мира запахов» того времени,
которое достойно внимания,—выпуск фабрикой «Новая Заря» совместно
с
известным режиссером Никитой Михалковым одеколона «Юнкерский».
По
словам создателей это аромат старинного шоколада, дорогого табака и
французской ванили.[5,С.88]
На сегодняшний день средства массовой информации навязывают нам
образ жизни, порой совершенно не свойственные нашему менталитету.
Кажется, что все стороны жизни вторят этим современным тенденциям.
Обоняние постепенно отходит на второй план, уступив место зрению и
слуху. Парфюмерным фабрикам экономически выгодно выпускать копии
популярных европейских ароматов, в цветочной индустрии
цветам не обязательно иметь запах,а только товарный вид,в пищевой
промышленности «сфабриковывают» такой аромат, какой будет иметь
высокие рейтинги закупки. Российские граждане потеряли своё
истинное
лицо, заглядывая кому-то в рот, забывая об одной русской пословице:
«На
чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай!»
По мнению парфюмера - исследователя Джейн Хендлер:
«Натуральные запахи стимулируют древнейшую часть нашего мозга,
называемую лимбической системой, а запахи растений и эфирных масел
буквально вписаны в нашу ДНК. Это запахи, которые вдыхали наши
предки,
поэтому они оказывают сильное влияние на нашу память и эмоции
таким вот
древним и мощным способом. Сегодняшние фабричные духи создаются
в
пробирках, поэтому они не вызывают такую сильную реакцию со
стороны
лимбической системы»[9].
Литература.
1Рита Волкова «Сны моего Носа»,«Геликон Плюс»,Санкт- Петербург,
2015
2 О. Б. Вайнштейн «Ароматы и запахи в культуре. Книга 2»
3 Галина Кабакова Запах смерти // Славяноведение. 2000 N° 6
4 Матвей Юдов,серия статей по аромахимии,«Светлого мая привет:
ландышевый тренд»,Парфюмерный журнал Fragrantica.ru
5 Рита Волкова «Парфюмерная книга»,рукопись,2017 - 2018
6 Виктория Власова,статьи по ретро парфюмерии:«Красный
мак,Новая заря»,Агрегатор Парфюмерии №1,fifi.ru
7 Виктория Власова, статьи по ретро парфюмерии:«Каменный
цветок,Новая заря», Агрегатор Парфюмерии №1,fifi.ru
8 Парфюмеры СССР,LaParfumerie: парфюмедия — первая свободно
редактируемая парфюмерная энциклопедия рунета, laparfumerie.org
9 Современная натуральная парфюмерия 2012.Часть
вторая,danhotos.com.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв