МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Кафедра режиссуры и хореографии
«Рутульская лезгинка», муз. народная
Выпускная квалификационная работа
по направлению 52.03.01 «Хореографическое искусство»
Выполнил:
Студентка группы КХБ-509-О
Пекшина Я.Е.
Научный руководитель:
Доцент, кандидат педагогических наук
Сабанцева Т.В.
Допустить к защите:
Зав.кафедрой режиссуры и хореографии ОмГУ
им. Ф.М. Достоевского
Доцент, к.ф.н., Монина Н.П.
«____»_______________201___г.
___________________________
Защищена с оценкой:
«__________________»
«___»________201___г.
Омск – 2019
Содержание
1. Введение: название танца, автор музыки, автор
постановки……………………..…3
2. Основная часть: экспликация танца
а) тема, идея танца……………………………………………………………………..…..7
б) время, место действия, характеристика действующих лиц………………….
………8
в) драматургия танца……………………………………………………………….……..8
г) анализ
музыки…………………………………………………………….....................10
2.1. Описание танца:
а) рисунки танца, их описание…………………………………………………….
…….12
б) описание движения и поз…………………………………………………….
…….....16
2.2. Схемы сценического оформления танца:
а) партитура света……………………………………………………….………………..16
б) эскизы костюмов и их описание…………………………………………………..
….16
3. Заключение……………………………………………………………………………..17
.Список использованной
литературы…………………………………….......................18
2
ВВЕДЕНИЕ
В выпускной квалификационной работе представлен подробный
композиционный
анализ
хореографической
композиции
«Рутульская
лезгинка».
Актуальность
исследования
определяется
современным
динамическим развитием интереса к сохранению народной культуры, а
танец,
как
известно,
является
ярким
стилистическим
отражением
характера народа.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в полном
раскрытии основных позиций развития драматургии номера, а также
подробном анализе музыкального материала, сценического оформления
хореографической композиции и партитуры светового оформления.
Задачи данной работы:
- проанализировать
теоретические
источники
по
направлению
народный танец;
- поставить танец именно по направлению дагестанский народный
танец;
- раскрыть традиции и быт через лескику;
- обосновать хореографический жанр и стиль танца.
Научная
новизна
исследования
заключается
в
сохранении
и
совершенствовании хореографической лексики дагестанского народного
танца,
а
также
особенности
современной
обработки
фольклорного
материала для сценического представления танцевального номера.
НАЗВАНИЕ ТАНЦА: Рутульская лезгинка
Народный танец народов Дагестана.
АВТОР ПОСТАНОВКИ: Пекшина Яна Евгеньевна.
3
АВТОР МУЗЫКИ: Музыка народная (автор неизвестен).
Музыкальная культура народов Дагестана, это та неотъемлемая
сфера жизни людей, без которой саму культуру народа представить
сложно. В народной музыке отразился этнос населения Кавказа, что
обусловило особенности музыкальной культуры. Прослеживается четкая
взаимосвязь музыки и хореографии данной народности. Хореография
горцев
отличается
технической
динамично-экспрессивными
сложностью,
мужскими
танцами,
ярким
колоритом,
которые
сменяются
медленными и лирическими женскими, в сопровождении различных
национальных инструментов [1].
У рутульцев это: чонгури, тар, бубен (нагара), и балабан.
Чонгури
–
это
музыкальный
четырехструнный
щипковый
инструмент, грушевидной формы.
Этот музыкальный инструмент изготавливается на очень сложном
технологическом уровне. Его корпусом являются тонкие пластинки,
состоящие
из
дерева.
Именно
тонкость
стенок
корпуса
позволяет
увеличить объем звучания и сформировать нужный тембр. Струны
состоят из шелковой нити, что тоже влияет на тембр. Играя на чонгури,
пальцами ведут снизу вверх. Инструмент ставят на левое колено,
вертикально.
Преимущественно
с
этим
музыкальным
инструментом
работают женщины, его звучания можно услышать при старинных
обрядах, общем труде женщин и, конечно же, на празднествах.
Еще одним
распространенным музыкальным инструментом у
народов Кавказа является тар. «Тар» в пер. с персидского «нить»,
«струна». Струнный щипковый музыкальный инструмент, который схож
по форме с гитарой. Корпус состоит из двух чаш и вытянутой шейки,
сделанных из дерева [2]. Границей между чашами, которая опоясывает
4
середину инструмента, является рыбья кожа или мембрана животного
пузыря. Играя на таре, его держат горизонтально, и корпус прижат к
груди исполнителя. Мелодия, исполняемая инструментом, представляет
собой игру на двух струнах гармонично сочетающихся, либо на одной, а
вторая становится усилителем звука. У тара существуют два регистра,
один из которых нижний, дающий насыщенный, глубокий звук, а второйверхний, звонкий и яркий. Этот инструмент используется
как сольный
инструмент, а также в ансамблях.
И самый древний инструмент с богатой истории своего возникновения –
бубен. С древних времен, проводя ритуалы, шаманы использовали этот
музыкальный инструмент, ударяя по нему, показывали свое отношение к
тому или иному событию. Основа бубна - это деревянный круг, обтянутый
материалом, сделанным из кожи. Звук извлекается тремя способами: при
быстром потряхивании бубна, при быстром постукивании по нему, и
непосредственно ударами верхними фалангами пальцев по основе бубна.
5
Балабан – национальный духовой инструмент. Мастерят его из различных
видов деревьев: орехового, абрикосового или грушевого. Инструмент
вытачивают на специальном станке, далее обрабатывают маслами и
сушат на протяжении долгого времени. После полной обработки в
балабане высверливают 8 отверстий, которые при игре исполнитель
открывает и закрывает пальцами рук для получения желаемой мелодии.
На инструменте играют следующим образом: исполнитель набирает
воздух в полость рта, а затем выпускает его в полость мундштука,
который
прикреплен
определенной
высоты
непосредственно
звука
к
балабану.
инструмента,
Чтобы
исполнитель
добиться
совершает
движения пальцами рук по отверстиям. Также в состав балабана входит
хомут, который надевается на мундштук, с помощью него можно
изменить музыкальный строй инструмента [3-5].
6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ЭКСПЛИКАЦИЯ ТАНЦА
ТЕМА И ИДЕЯ ТАНЦА.
Темой постановки стала жизнь малочисленного народа Дагестанарутульцев. Несмотря на небольшую численность населения данного
народа, его культура не растворяется в богатом Кавказском этносе.
Рутульцы
имеют
свои
бытовые,
культурные,
исторические
и
хореографические особенности.
Основным занятием жителей является животноводство, так как
большинство селений находятся предгорье, где растет сочная трава.
Преобладает овцеводство, разведение рогатого скота. Благодаря такому
способу ведения хозяйства производятся ценные виды сырья легкой
промышленности (шерсть, овчина) и пищевые продукты (молоко, сало,
мясо).
В
домашние
промыслы
входят:
ковроткачество,
сукноделие,
производство шерстяной вязаной обуви, войлока, обработка серебра, меди
и камня. Также преобладает садоводство и овощеводство.
7
Культурной особенностью считалась ашугская-любовная поэзия,
которая
дошла
и
до
наших
дней.
Ашугами
считались
певцы-
импровизаторы, сами исполняющие свои сочинения. Поэзия ашугов
представлена не только любовной тематикой, также присутствовали
темы, призывающие к честности и трудолюбию.
Историческая особенность народа связана с религией рутульцев.
Религией
являлся
взаимодействовал
обнаруживались
ислам
с
суннитского
пережитками
охотничьи
и
толка,
древних
магические
который
верований.
культы,
В
культы
хорошо
религии
природы,
воззрения связанные с семейным бытом и с производительным трудом.
Сохранялись поклонения священным полям, рощам, горам, священным
местам и могилам некоторых святых.
Все, что связано с танцевальным искусством народов Кавказа,
непосредственно
являются
связано
коренным
с
хореографией
народом
рутульцев,
Дагестана,
так
некоторых
как
они
районов
Азербайджана и т.д, а все это в совокупности и есть территория Кавказа .
Танцевальное искусство Кавказа прошло значительный , длинный путь
развития в направлений многонациональной культуры. Некоторые танцы
получили широкое распространение в различных регионах Кавказа,
имеющие в основе единый прототип. Но за счет лаконичного своеобразия
в музыкальном сопровождении и отдельных танцевальных движений,
каждый регион, каждая группа, населяющая его, выделялась своей
неповторимостью.
Танец берет своё начало в различных культовых обрядах и ритуалах,
на их основе создавались культовые пляски. Символы преклонения,
приемы подражания, культовые пляски постоянно изменялись. В связи с
этим создавались новые приемы, элементы танца, усложнялись формы и
движения.
Стали
появляться
различные
танцы:
парные,
сольные,
круговые и хороводные.
В хореографическом
арсенале горцев множественное количество
мужественных и динамично-экспрессивных танцев, которые сменяются
женским, гармонично-лиричным танцем, в сопровождении
различных
национальных инструментов.
8
Одним из общих и самых знаменитых символов хореографии Кавказа
и соответственно одним из основных танцев рутулов является – лезгинка,
которая исходит от племенных танцев, охотничьих обрядовых танцев и
ритуалов.
Лезгинке
музыкального
соответствует
сопровождения
в
ритмичный,
размере
ускоряющийся
6/8.
Музыку
и
темп
танец
сопровождают хлопанья в ладоши. В танце идет сочетание грациозных
движений, переходящих в сложные технические трюки.
Лезгинку принято танцевать на различных празднествах: свадьбах,
календарных праздниках, просто исполнять на сцене. Танец имеет
глубокое
символическое
значение.
Считается,
что
слово
«лезгин»
исходит от корня «лек», что значит орел. Он считался тотемным
символом кавказцев. Именно поэтому лезгинку часто ассоциируют с
подражанием
этой
гордой
птице.
энергетикой, темпераментом
В
этом
танце
мужчины,
своей
и распахнутыми руками символизируют
орлиные крылья. А девушки олицетворяют нежную и скромную птицу
лебедь, которую в танце пытается настичь гордый орел.
В рутульской лезгинке, есть свои особенности и отличительные черты.
Она может исполняться как парно (танцуют мужчины и женщины), так и
сольно (танцуют только одни мужчины, либо же только одни женщины). В
парной лезгинке прослеживается отдельно мужская хореографическая
единица и женская.
В рутульской лезгинке отличительной чертой
является то, что парная лезгинка не разделяется на энергичную мужскую
часть и медленную женскую. В этом танце все танцуют практически на
одном сложном хореографическом уровне.
В моей постановке представлен танец в женском исполнении.
Идея
работы
«рутульской
лезгинка
–
показать
лезгинки»,
это
в
энергичный,
соревновательный
исполнении
техничный
характер
танца
девушек-рутулок.
Женская
танец,
характер
имеющий
соревнования, каждая девушка демонстрирует свой темперамент и свою
манеру исполнения танца.
В данном танце прослеживается особая энергетика, так как девушки
исполняют сложные, быстрые движения ногами, яркие, четкие движения
руками, которые символизируют их горный темперамент.
9
В своей постановке я бы хотела донести до зрителя особенности, которые
присутствуют
в
хореографии
рутульцев,
характер
именно
этой
национальности.
ВРЕМЯ, МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Сценическое исполнение постановки, 6 июня 2019 года, Омский театр
для детей и юного зрителя «ТЮЗ».
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Исполнителями моей хореографической поставки являются студентки
кафедры хореографии ОмГУ им. Ф.М Достоевского, в образе девушек
рутульской народности.
ДРАМАТУРГИЯ ТАНЦА
Экспозиция.
На сцене полный свет, номер начинается с музыкального вступления.
Далее
следует
динамичный
выход
исполнительниц,
в
характере
рутульской лезгинки, основным боковым ходом с пятки, с выносом ноги.
Выход происходит из задних кулис, с двух сторон по три человека с
каждой стороны. Сначала на сцене появляются шесть девушек, затем еще
шесть,
они
выходят
так
же,
как
и
первые.
После
выхода
всех
исполнительниц начинается динамичное движение по сцене, со сменой
рисунков и различных лексических элементов данной народности.
Завязка.
В этом драматургическом пункте происходит зарождение дальнейшего
развития действия, взаимодействие исполнителей друг с другом, между
ними возникает конфликт. В данном хореографическом произведении это начало зарождения соревновательного характера танца. В завязке
присутствует две части: лирическая и энергичная, танцевальная. Рисунок
на лирической части – полукруг, с края полукруга по определенной
траектории движется исполнительница
отрывком.
Девушки-рутулки,
стоящие
с сольным хореографическим
по
полукругу
исполняют
медленные, спокойные движения с акцентированием на руки. Далее идет
10
смена рисунка и смена характера движений. Происходит разделение
исполнителей на две танцевальные компании, две линии с расстановкой в
шахматном порядке на переднем плане и середине сцены. Вторая
танцевальная компания стоит визуально в приоритете на заднике сцены,
в двух треугольниках по три человека. Все исполнители танцуют общую
комбинацию в нарастающем темпе, далее идет разделение хореографии
по компаниям.
Развитие действия.
С развитием действия идет нарастание темпа в хореографии, изменение в
музыкальном
сопровождении.
произведения
преобладает
движениями
рук
и
ног,
В
этой
рисунок
части
«шэн»
быстрыми
в
шагами
хореографического
кругах,
с
яркими
бегом.
В
данном
и
хореографическом фрагменте также присутствуют сольные танцевальные
отрывки,
их
исполняют
3
солистки,
тем
самым
показывая
соревновательный характер, движения быстрые, энергичные, а остальная
часть
исполнительниц
присутствуют
парные
танцуют
более
танцевальные
сдержанно,
куски,
лирично.
исполняемые
в
Также
линиях,
хореография сопровождается хлопками.
Кульминация.
Кульминацией в моей постановке является переломный момент в музыке,
сопровождающийся яркими музыкальными акцентами и яркими позами
исполнительниц. Они стоят в 4 диагоналях друг напротив друга, и позами
показывают то, что дальнейшее хореографическое исполнительство будет
еще более
техничным и
исполнительницы
энергичным.
передвигаются
Далее идет
стремительным
смена
рисунка,
скользящим
шагов,
добавляя акценты руками, характерные для лезгинки. И в этом фрагменте
хореографического произведения преобладают сольные танцевальные
отрывки, которые показывают экспрессивность, техничность девушекрутулок, их темперамент. Основой этого фрагмента является быстрое
движение ногами в совокупности с движениями рук.
Развязка.
Темп в музыкальном сопровождении не сбавляется, в хореографии тоже.
Соревновательный характер не стихает, это выражается в рисунках и
движениях. Исполнительницы в конце хореографического произведения
11
движутся
одной линией, вперед быстрым, стремительным
движением.
Этим они показывают свою неугасающую энергию и свой женский горный
темперамент.
Финальной
точкой
является
конечная
поза,
все
исполнительницы стоят в одной линии, поза у всех одинаковая, она
открытая и волевая.
АНАЛИЗ МУЗЫКИ
На протяжении всей хореографической постановки идет стремительное
музыкальное
взаимосвязь
сопровождение
музыкальных
с
нарастающим
инструментов
и
темпом.
Правильная
хореографии
помогает
передать зрителю характер движений, темперамент рутульского народа.
С помощью народно-инструментальной музыки зритель знакомиться не
только с оригинальностью подачи, манеры музыкального сопровождения
и
танца,
но
также
зритель
знакомится
с
обычаями,
традициями,
культурой и историей народа.
1
часть
(экспозиция)
вступления,
звучит
исполнительниц
–
музыкальное
нагара,
в
музыке
музыка
произведение
ритмична.
добавляются
начинается
Далее
другие
с
с
выходом
музыкальные
инструменты, которые передают дух народности, помогают зрителю
погрузиться в повествование танца.
2
часть
(завязка)
хореографии
–
в
этой
присутствует
2
части
музыкального
части:
лирическая
и
произведения
и
энергичная.
В
лирической части играет духовой инструмент, что придает музыке
тонкую мелодичность, вместе с музыкой меняется характер движений.
Далее в энергичной части музыка сменяется с лирики на задорный лад.
3 часть (развитие действия)- в музыкальном сопровождении начинается
нарастание темпа, вместе с этим начинается и нарастание в темпе
хореографии. Идет развитие в музыке, игра на инструментах происходит
быстрее.
4 часть (кульминация) – самая яркая часть музыкального произведения.
Темп в музыке хорошо набран, музыка очень энергична. Игра на
музыкальных инструментах экспрессивна. Из-за набранного темпа в
музыке, идет набранный темп в хореографии, что в совокупности дает
эффектную хореографическую и музыкальную картину.
12
5 часть (развязка) – темп в музыкальном сопровождении не сбавляется,
игра на музыкальных инструментах также экспрессивна. Финальная
точка в музыке очень отчетливая и яркая, что помогает сделать четкую
точку (позу) исполнительницам. Танец завершен точкой в музыке и
точкой (позой) в танце.
РИСУНКИ ТАНЦА И ИХ ОПИСАНИЕ
Рис.1
Рис.2
С
С
С
С
Рис.3
С
С
С
С СС С С С С С С С С С
С
С
С
С
С С
С
С
С
С
С
С
С
СС
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
13
С
С
Рис.4
Рис.5
С С С С С С
С
С
С
С
С
С
С
С
С С
С С
С
С
С
С
С
Рис.7
С
С
С
С С
С С С
С
С
С
С
С
С
С
С
С С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
Рис.11
С
С
С
Рис.9
С
С
С
С
Рис.6
Рис.8
С
С
С
С
С
С
Рис.10
С
С
С
С
С
С
С
С С
С
С
Рис.12
С
С
С
Рис.13
Рис.16
Рис.14
Рис.15
Рис.17
Рис.18
14
Рис.19
Рис.20
Рис.22
Рис.21
Рис.23
Рисунок 1. Исполнительницы делают динамичный выход, основным
боковым ходом с пятки, с выносом ноги. Выход происходит из задних
кулис, с двух сторон по три человека с каждой стороны. Сначала на сцене
появляются шесть девушек, затем еще шесть, они выходят так же, как и
первые.
Рисунок
2.
После
выхода
вся
сценическая
площадка
заполнена
исполнительницами. Они стоят в 4х линиях, таким же боковым ходом с
пятки заходят в рисунок «коробочка» в средней части сцены.
Рисунок 3. Далее по тройкам исполнительницы, доходя до аванс сцены,
расходятся тройным ходом с прыжком проходя по траектории полукруга,
затем прочесом.
Рисунок 4. Лирическая часть хореографического произведения. Рисунок
на лирической части – полукруг, с края полукруга по определенной
траектории
двигается
исполнительница
отрывком.
Девушки-рутулки,
стоящие
сольным
по
хореографическим
полукругу
исполняют
медленные, спокойные движения с акцентированием на руки. Далее идет
смена рисунка, и смена характера движений, исполнительницы танцуют
общую комбинацию.
Рисунок 5. Исполнительницы после схода в одну линию (переходный
рисунок), начинают двигаться тройным бегом с ногой «к себе», расходясь
в разные стороны и образовывая большой общий круг (переходный
рисунок).
Рисунок 6. Исполнительницы путем «soutenu» образовали 2 круга:
внешний и внутренний. Сначала девушки исполняют рисунок «шэн»,
меняя свое место в кругу, далее 2 круга двигаются в противоположном
направлении
относительно
друг
друга,
определенной
заданной
15
комбинацией,
состоящей
из
движений
характерных
для
данной
народности.
Рисунок
7.
Исполнительницы
тройным
ходом,
продвигаются
из
внутреннего и внешнего круга по своей траектории, образовывая линию
на заднике (переходный рисунок), и колонну с левой стороны сцены
(переходный рисунок).
Рисунок 8. Исполнительницы с верхнего левого угла сцены, с двух сторон
начинают
продвигаться
динамичными
движениями,
выстраивая
2
диагонали.
Рисунок 9. 3 исполнительницы
сольный,
единый
в рисунке «треугольник» танцуют
хореографический
отрывок.
Остальные
исполнительницы распределены по сцене идентичным рисунком, как у
солисток,
по
всей
исполнительниц
сценической
отличается
площадке,
лиричным,
лексика
спокойным
общей
массы
характером,
у
солисток характер движений резкий, динамичный.
Рисунок 10. Исполнительницы тройным ходом с прыжком и поднятыми
руками наверх, с движением ладоней распределяются на пары. Девушки
занимают все пространство сцены. Исполняется парная комбинация, с
продвижением, сопровождающаяся хлопками.
Рисунок 11. Исполнительницы 1 и 3 линии продвигаются в правую
сторону сцены, тройным ходом, образовывая круг, 2 и 4 линия в левую
сторону сцены.
Рисунок 12. Девушки исполняют рисунок «шэн», сопровождающийся
быстрым бегом, прыжками и движениями рук. Далее 2 исполнительницы
из каждого круга заводят 2 диагонали с каждой стороны. В музыкальном
сопровождении присутствуют музыкальные точки, которые выражены в
хореографии яркими, характерными позами.
Рисунок
13.
продвигаться
Исполнительницы
по
своей
внешней
траектории,
диагонали
начинают
образовывая
полукруг,
исполнительницы внутренней диагонали путем рисунка «прочес», также
продвигаются
по
своей
траектории,
образовывая
полукруг.
Все
исполнительницы продвигаются скользящим ходом, с акцентированием
на руки.
16
Рисунок 14. Большая часть исполнительниц стоит в рисунке «полукруг»,
исполняет
спокойные,
лиричные
движения,
сменяющиеся
резкими
движениями ногами и акцентами кистями рук. 1 исполнительница
продвигается по своей траектории, исполняет сольный танцевальный
отрывок в паре, движения энергичные, прыгучие.
Рисунок 15. Девушка, исполняющая сольный отрывок уходит в полукруг,
выходят следующие девушки-солистки, основная масса исполнительниц
уходит на задник сцены быстрыми шагами.
Рисунок 16. Основная часть исполнительниц стоит на заднике сцены, они
хлопают солисткам. Солистки исполняют техничные движения.
Рисунок 17. Солистки и основная часть исполнительниц продвигаются в
одну линию на аванс сцену. Исполняется быстрая, общая техничная
комбинация.
Рисунок
18.
Исполнительницы
начинают
смену
рисунка,
путем
продвижения назад в паре, добавляя повороты и прыжки.
Рисунок 19. Далее 2 девушки исполняют соло, продвигаясь с верхнего
правого
угла
сцены
динамичными
движениями,
остальная
часть
исполнительниц выстраивает диагональ.
Рисунок
полукруг,
20.
Основная
по
всей
часть
исполнительниц
сценической
площадке,
раскрывает
солистки
большой
исполняют
технически сложное вращение.
Рисунок
21.
2
солистки
скользящим
шагом
и
основная
часть
исполнительниц начинают продвигаться по своей траектории, у солисток
это полукруг вокруг себя на середине сцены, у остальных исполнительниц
это выстроенные 2 линии на заднике сцены, далее у всех идет «до-за-до».
Рисунок
22.
продвигается
С
задника
сцены
основная
аванс
сцену
наступательными,
на
часть
исполнительниц
динамичными
движениями, продвигаясь к солисткам.
Рисунок 23. Финал номера. Девушки исполняют быстрые повороты и
заканчивают финальной яркой точкой.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОЗ
Все
движения,
взаимодействуют
представленные
с
музыкальным
в
хореографической
сопровождением.
постановке,
При
смене
17
музыкальной темы, темпа, сменяются характеры движений, что придает
хореографической
постановке полноценность,
положительный эффект
зрительского восприятия, а также эффект контраста.
В основных движениях руками снизу наверх с опущенными кистями вниз,
символизируется горный рельеф. И все движения по III позиции наверху
кистями внутрь-наружу тоже символизирует природу гор.
Одним из самых сложных движений данного танца является «гасма».
Быстрое, резкое движение ногой. Главное этим движением
показать
четкость движения ноги, прямое положение корпуса, попадание в
быстрый темп музыкального сопровождения. «Гасма» является одним из
самых ярких и сложных движений лезгинки.
Также стоит отметить особенность рутульской лезгинки, заключающуюся
в прыжковых движениях. Наряду с быстрыми поворотами девушки
должны скоординировать легкий и высокий прыжок, а также движение
головы
в
нескольку
определенную
раз
без
сторону.
остановки,
Также
что
прыжки
показывает
исполняются
по
хореографическую
оснащенность исполнителей.
ПАРТИТУРА СВЕТА
Полный свет на сцене на протяжении всего номера.
ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ И ИХ ОПИСАНИЕ
Традиционный костюм состоит из туникообразной широкой
белого
и
молочного
цвета,
со
вставками
внизу
рубахи
рубахи
цветных,
овальнообразных элементов, и штанов соответствующих цвету элементов
на тунике. Головной убор - косынка белого цвета треугольной вытянутой
формы,
с
узорчатой
оборкой
по
краю
косынки.
Обувь
-
черные
танцевальные джазовки. Прическа - волосы, с обранные в аккуратную
шишку.
18
Рис.1
Рис. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения выпускной квалификационной работы
нами был проведен полный композиционный анализ хореографической
постановки
«Рутульская
лезгинка»,
муз.
Народная,
выделена
и
обоснована тема и идея номера, представлена характеристика место
действия, описание исполнителей и основных рисунков танца.
Проанализирована научно-методическая литература и с помощью
неё сделан вывод, что народный танец – это неотъемлемая часть
хореографического
искусства, которая
подтверждается
выполнением
задач постановочной работы.
Передача чувств и эмоций человека более точно проявляется с
помощью хореографического стиля народного танца, так как отражает
19
традиционную
культуру
народа,
его
особенности,
его
стилевую
характеристику.
Танец может быть или не стать искусством, и это зависит от того,
сколь продуктивна была его идея, тема, определившие замысел и
решение. Сколь художественен был каждый из компонентов: музыка,
драматургия,
хореография,
художественное
решение
и
актерское
исполнение. Сколь все эти компоненты были подчинены ведущему началу
всего творения - танцу, что и позволило возникнуть художественному
целому - сценическому хореографическому произведению. Тогда зритель,
смотрящий танец, увидит, услышит, но не вычленит отдельного, а
воспримет целое и через это новое, рожденное из многого, прочитает то,
о чем эмоционально, языком танца поведал ему исполнитель, т.е. то, что
хотели и сумели рассказать ему авторы хореографического произведения.
Таким образом, исходя из всего сказанного, цель достигнута, задачи
выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнов С.А., Османов А.И., Сергеева Г.А., Народы Дагестана. Серия
Народы и культуры. – М.: Наука, 2002
2. Шиллинг Е.М. , Народы Кавказа. Малые народы Дагестана. – М.: 1993
20
3. Нарочницкий А.Л. , История народов Северного Кавказа. – М.: Наука,
1988
4. Карпов Ю.Ю. , Взгляд на горцев, взгляд с гор. Мировоззренческие
аспекты
культуры
и
социальный
опыт
горцев
Дагестана.
–
СПб.:
Петербургское Востоковедение, 2007.- 656 с.
5. Исмаилова А.М. Культура и искусство Дагестана (курс лекций):
Учебное пособие. – Махачкала: ДГУНХ, 2016. – 91 с.6. Учебное пособие
для студентов среднего профессионального образования. — 3-е изд.,
перераб. и дополн. — Махачкала: ДГУНХ, 2017. — 68 с.
7. Алигаджиева З.А. Краткий курс лекций по культуре и искусству
Дагестана:
Учебное
пособие
для
студентов
вузов
негуманитарного
профиля. – Махачкала: ДГУНХ, 2016. – 132 с.
21
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв