Самообразование педагога как основа улучшения
профессионального мастерства
The self-education of a teacher as the basis for improving professional
skills
Ключевые
слова:
инновация,
саморазвитие,
педагогический
процесс,
учитель-инноватор,
инновационные идеи
презентация,
мастер-класс,
Keywords: innovation, self-development, presentation,
process, teacher-innovator, master class, innovative ideas
pedagogical
Введение: мы все хорошо знаем какую важную роль играет педагог
в жизни каждого из нас. В научных исследованиях зарубежных
коллег
существует много определений
самообразования,
как
правило личность
представлена
в системе координат в виде
учитель- студент.
Но давайте с вами подробнее попытаемся
раскрыть это непростое для нас понятие. И так, педагог это пожалуй,
она из важных фигур с которой все сталкиваются во время обучения
в школе или в университете для получения высшего образования,
передачи своего опыта новым поколениям.
Актуальность: для широкого изучения этого термина в работе были
использованы в полном объеме не только рецензии и разбор
известных концепций на предмет изучения самоопределения
личности, как целостной системы, но и представляя личность
подобно многофакторному комплексу, который хорошо освещен при
обсуждении этой мировой проблемы, при полученных данных на
основе иностранной литературы, стараясь в полной мере изучить
роль учителя, а также его функции в обществе. Мы все хорошо
помним что деятельность учителя, она всегда была обусловлена тем
неоспоримым фактом, что в своей ежедневной практике, педагог
должен использовать не только свои знания, свежую информацию, но
он должен постоянно повышать свой уровень, улучшая качество
преподавания в сфере образования. Таким образом, можно смело
утверждать, что учитель сможет на своем собственном примере не
только заинтересовать предметом студентов,но и пробуждать в них
желание для
выполнения самостоятельной работы,а также во
внеурочное время, стараясь поделиться с ними своим видением
решения проблемы, подсказать на что им нужно обратить внимание
при решении поставленных задач. Поэтому, для самообразования
педагога безусловно необходима не только его готовность к
выполнению своей трудовой деятельности, но и естественно нужно
сформировать сильную потребность среди молодежи, проявить свою
деятельности в качестве классного руководителя. Что мы понимаем
под этим определением? Это в первую очередь, твердо сохранилось в
нашем понимании как
незыблемая для нас,
уникальная
профессиональная функция учителя, это его необходимое условие
для профессионального роста, лальнейшего развития в этой области,
а безусловно говорит нам о том, что созданы для этого все
предпосылки в самореализации, его достижений в работе,
успешности и востребованности в своей профессии и среди
воспитанников [7]. Часто, в работах Л. П. Вишневской, можно было
увидеть, что такое важное понятие как самообразование у нее
постоянно предоставлено в большинстве случаев как деятельность
личности, то есть автор подразумевает что личность должна достичь
определенные, усвоенные им цели, а также включает в себя его
воспитание, образование, а этому как мы знаем способствует
развитие, то есть его профессиональная
переподготовка.
Безусловно, все эти требования пересекаются с ценностями
общества. Что же такое социум? В сущности, это очень сложная
система,она постоянно включает в себя не только те полученные
средства для поиска, лучшего усвоения им важных моментов в
развитии личностного опыта, а это в первую очередь представляет
собой процесс направленный на получение конечного результата,
который обязательно ведет личность к его
дальнейшему
саморазвитию, естественно и к самореализации во всех сферах
жизни. [2] С. В. Юдакова напротив
считает, что термин
самообразование ,это прежде всего представленная не только
самостоятельно, но и рассматриваемая многими исследователями
через
призму
воздействия
различных
факторов,
отдельная
константа,представленная нам в виде познавательной деятельности
человека, то есть, она включает в себя многие компоненты: в
первую очередь это целенаправленную самореализацию,то есть ее
построения
на
основе
внутренней
свободы
личности,
удовлетворения его личностных качеств, раскрытия потенциала и его
способностей. Эти потребности, если верить многим авторам
включают в себя
не только
организованную деятельность,
связанную с достижением целей, но и весь тот потенциал который
личность должна потратить для получения конечного результата в
своей деятельности. [12].
Цель работы: повышение профессионального мастерства среди
педагогов
Задачи:
Ознакомление
педагогов
с
содержанием
и
формами
самообразования, госстандартами,
оказание помощи в выборе актуальных тем в педагогике,
составление индивидуального плана работы
Методы
исследования:
в
данной
работе
более
широко
рассматривается технология организации самообразования для
педагогов, которая может быть представлена в виде следующих
этапов :
1этап – самосознание,
2 этап – планирование,
3 этап – теория, 4 этап – практика,
5 этап – самоконтроль.
Рассмотрим 1 этап – самосознание. Работа у
педагога всегда
начинается с анализа своей деятельности, и его самоизучения.
Происходит в конце концов, последующее формирование основной
потребности
самообразования,то
есть
самооценка
подготовленности, осознание необходимости в знаниях для педагога.
Следующий этап – планирование. Четко выбирается тема по
самообразованию.
На последующем этапе практика скрупулёзно отрабатываются те
нужные технологии, где осуществляется практическая работа по
выбранной теме.
Дальше, на этапе – самоконтроль, на котором
педагог должен
подвести итоги своей самостоятельной работы, то есть он должен
обобщить все свои наблюдения, оформить результаты проведенной
работы.
Результаты и обсуждение:
Профессиональное развитие, как мы понимаем,его становление без
грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно
априори. Поэтому, такое понятие как самообразование, это в первую
очередь и целенаправленная работа для педагога, по расширению
своих профессиональных качеств, и его
углубление знаний,
совершенствование и приобретение новых профессиональных
навыков, необходимых современным требованиям педагогики и
психологии. Можно выделить однако
следующие принципы для
планирования и организации самообразования: системный подход в
самообразовании; сознательности усвоения полученных научных
идей и практического педагогического опыта;
последовательность и непрерывность в работе педагога, его
самообразовании;
связь педагога с его практической деятельностью.
Выводы:
В педагогике, мы часто используем в своей работе разные формы
организации: это и образовательная подготовка ;
повышение квалификации при участии в образовательном вебинаре,
конференциях,
лекциях;
активное
использование
в
своей
деятельности работа средств массовой информации, передовых
исследований и экспериментов,
общения с интересными людьми,
Поэтому, нужно в первую очередь сказать, что для
педагога
получение
дополнительного образования это прежде всего
необходимо для повышения его качества и эффективности работы,
повышения квалификации. Основными направлениями в системе
образования для педагогов как мы знаем являются:
Ознакомление
с
новыми
нормативными
документами
по
вопросам воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Результат своей проведеной работы по теме самообразования может
быть представлен в форме:
доклада,
реферата, статьи в журнале,
программы,
дидактического материала,
методического пособия,
научно-методической работы.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее
завершению, педагог представляет наработанный в течение
определенного периода материал. Формы представления могут быть
различны: выступления на МО, МС, ПС; мастер-класс, открытое
занятие , практикум, методический и практический семинар. Весь
наработанный
материал
сдается
в
методический
кабинет,
обязательным требованием является и тот факт что полученный
материал
служит
подспорьем
и
является
доступным
для
использования другими педагогами в своей повседневной практике.
Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован
к распространению на различных уровнях.
По окончании работы над темой самообразования сдается итоговый
отчет. Не стоит забывать,что формами и методами контроля, а также
для оказания методической помощи педагогам, по волнующим их
вопросам, безусловно, со стороны администрации образовательного
учреждения может быть проведение мероприятий, своевременное
вынесение на педсоветы выступлений и отчетов по проделанной ими
работе, связанной с самообразованием. Организация выступлений
педагогов по вопросам обмена опытом самообразования.
Индивидуальные
беседы
об
основных
направлениях
самообразования.
Совместное обсуждение методов изучения трудных разделов и
сложных тем программы при рассмотрении которых возникли
спорные вопросы. Разработка отдельных рекомендаций с целью
повышения своей педагогической эффективности занятий.
Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, а также
подготовке докладов по проблемам педагогики, внесло свой
неоспоримый вклад в стимулирование наиболее подготовленных
педагогов к научно-исследовательской работе.
Комплектование же и
полное пополнение фонда учреждения
литературой
по
вопросам
самообразования
и
самосовершенствования,
а
также
новинками
психологопедагогической литературы которые так порой необходимы при
изучении трудных тем, решение мировых проблем, изучение нового
материала,
использования
в
работе
опыта
иностранных
специалистов.
Представленный ниже приблизительный
самообразования
индивидуальный план
ФИО
Должность _
_
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
_ Курсы повышения квалификации (когда и где обучался)
_ Тема по самообразованию
_ Когда начата работа над темой
_ Когда предполагается закончить работу над темой
_ Цель самообразования по теме
_ Задачи самообразования
_ Основные вопросы, намечаемые для изучения.
_ Этапы обработки материала
_ Какой предполагается результат
_ Форма представления
результата
Использование в своей работе примерного плана отчета по работе
над темой самообразования
за
учебный год Должность
Ф.И.О.
Индивидуальная тема
Год работы над темой
Деятельность по
реализации темы
( Изучил литературу, познакомился с опытом работы такого-то
педагога, посетил открытые занятия, заседания МО, семинары,
выступил с докладом, подготовил дидактический материал,
методические пособия, разработал программу и т.д.
В итоге, мы можем смело утверждать,что перед нами предстает во
всей красе предложенная концепция о том, что
самообразование
педагога, это не что иное как сложившееся на протяжении долгого
периода
познавательная деятельность, которая непосредственно
регулируется
как
самим
педагогом,
так
и
конечно
же
характеризуется
такими
незаменимыми
качествами,как
осознанностью, систематичностью,самостоятельностью. И как мы
все хорошо знаем,
самостоятельное овладение педагогом своей
системой профессиональных ценностей и современных технологий, в
итоге приводит его к раскрытию личностного потенциала в полном
объеме конечно же необходимом для осуществления поставленных
задач и целей, согласно имеющимся образовательным стандартам
педагог в первую очередь должен иметь не только определенные
навыки для самостоятельной работы, чтобы в дальнейшем перейти
к научно — практической и исследовательской деятельности
согласно программе НИР, но и тем самым он сможет привлечь не
только внимание своих учеников к выполнению проектных и
исследовательских работ, но также принимать свое участие в
различных обучающих вебинарах, конференциях для получения
опыта в выбранной им области. Но,
вместе с тем, постоянно
совершенствующихся высокие технологии всегда от части требуют
от педагога не только наличия достаточных знаний в выбранной им
области, его индивидуального подхода к выбору различных методов
обучения, и по правде говоря, его целесообразности, использования
в работе. В большинстве случаев, как показывает практика,
воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере
преподавателю можно не всегда в своей работе. Почему же так
происходит? Зачастую, учителю не хватает тех знаний, которые в
большинстве случаев необходимы для работы с современными
технологиями. Часто возникает потребность педагога в своем
самообразовании.
Это
частые
вопросы,
которые
постоянно
поднимают для обсуждения вопросов на педагогических советах в
министерстве образования, стараясь найти новые госстандарты по
улучшению качества образования, а также стараясь внедрить новые
системы учёта знаний среди студентов. Мы конечно же понимаем
тот факт, что
суть самообразования заключается не только в
легком
умении решать им поставленные задачи,
но
необходимостью
работать
не
только
над
личностным
самосовершенствованием, но и своим профессиональным. Поэтому,
нам хочется верить в то, что понятие
самообразование и
саморазвитие педагога, носит не только индивидуальный характер, а
также его готовность к самообразованию, которая в итоге
определяется его направленностью. И так, опираясь на данные
зарубежных коллег можно сказать о том, что в настоящее время
разработан целый спектр методик и диагностик, которые позволяют
в
полной
мере
определить
необходимые
потребности
в
самообразовании,вывести оценку его способности к саморазвитию и
самообразованию, а также выраженного потенциала личности. В
соответствии с представленной методикой
В. И. Андреева [7],
часто используемой
для диагностики готовности учителя, его
способности , развития личности и свойств
саморазвития,
применяется анкета: [9]. И так, в настоящее время существует
мнение о том что мотивация для
педагогов начинается с их
самообразования,их первой ступени развития, то есть с диагностики
их профессиональных качеств, опыта полученного в
работе.
Поэтому, выбор нужной квалификации безусловно играет важную
роль для них в развитии и совершенствовании своих навыков,
профессионализма.
В
настоящий
момент,
в
департаменте
образования были представлены государственные стандарты для
специальности "Педагог". В чем они заключались? В этих
регламентах
были
четко
прописаны
все
функции
для
преподавательского состава, были поставлены следующие задачи и
цели которых они должны добиться в соответствии со своей
программой и имеющейся квалификацией. Поэтому, с этой целью
организация
всей
методической
работы
для
педагогов,
в
большинстве случаев всегда строится по принципу обязательной
сертификации,
проверки
знаний
и
навыков,умений
для
подтверждения из уровня профессиональной подготовки учителей,
их способностей. Для этих целей существует принятая в педагогике
методика, которая широко используется для
выявления
профессиональной мотивации педагога и позволяет быстро понять
его уровень самооценки [4], и оказался поистине интересный для
нас факт, что для учителей в большинстве случаев свойственна была
объективная оценка своих профессиональных качеств. Во многих
исследованиях, как можно заменить, если брать отечественные и
зарубежные источники часто используется диагностика реализации
потребностей для определения понятия
саморазвития среди
педагогов [6], а это говорит нам о том что из 75 % учителей
активно реализуют свои потребности не все из опрошенных,потому
что
остальные респондентов, 25 % учителей по результатам
собеседования не имеют четких представлений о сложившейся
системе, ее тонкостях и принципах работы. Но, ведь нам нужно
было отметить в первую очередь,
что среди опрошенных нами
педагогов не было ни одного из них, как бы мы не хотели оспорить
этот неумолимый факт, который бы не находился в стадии
остановившегося саморазвития, постоянно продолжая повышать
свою квалификацию участвуя в образовательных мероприятиях, на
благо своей профессии. Мы хорошо знаем, что все учителя
постоянно проходят повышение квалификации, участвуют в научных
вебинарах и образовательных программах. Исследовав способности
учителей,
их
путь
к
саморазвитию,
самоопределению
и
самообразованию, [7] по методике, описанной в книге В. И. Андреева
,
были им
получены следующие животрепещущие и довольно
интересные результаты, а именно: подсчитанный в абсолюте стаж
педагогической деятельности и их уровень способности педагога к
саморазвитию и самообразованию был распределен по степени
возрастания. Учитывая такие известные факторы как возраст, стаж,
квалификацию,
наличие
категории.
Результаты
получились
следующие:
средний, выше среднего , высокий наивысший
1) 1–3 года, 4–10 лет, 11–20 лет,
2)
21–23 года
3) 32 года
Методика для оценки «уровня творческого потенциала личности» [7]
в итоге смогла полностью выявить, что 64 % педагогов
приблизительно имеют высокий уровень творческого потенциала
личности, у всего 18 % учителей уровень потенциала был выше
среднего и только 2 педагога получили очень высокий уровень
творческого потенциала, в соответствии с большим стажем работы
более 30 лет в институте. В результате, проведенного анализа,
можно сделать вывод о том что имеющийся опыт и раскрытый
творческий потенциал, позволит в дальнейшем всем учителям в
итоге составить
свой индивидуальный план для работы со
студентами. Наиболее часто, в практике педагога встречается одна
из форм это составление творческого плана самообразования.
Методическая работа для педагога строится в том ключе, что
включает в себя
составление и реализацию программы
самообразования педагогов четко прописанная в профессиональном
стандарте и рекомендации в соответствии со своими должностными
инструкциями.
Заключение: в завершении, хочется отметить тот факт,что
полноценно
изучив
разные
точки
зрения
на
предмет
самообразования в общепринятой системе, смело можно сделать
вывод о том, что деятельность педагога в большинстве случаев
представлена в виде модели :
осмысление
личностно-собственной,
поисково-творческой
деятельности, креативно-преобразовательная деятельность. Понятие
учитель-инноватор, это в первую очередь человек который способен
последовательно и целенаправленно внести новые идеи и
предложения в практику, в свою профессиональную деятельность,
при этом достигая гарантированных и качественных результатов в
повседневной жизни.
Литература:
1.Ижанов, Б. Некоторые аспекты непрерывного самообразования
специалиста [Текст] / Б. Ижанов; отв. ред. Г. Н. Котельникова // Матлы
междунар.
заоч.
научно-практической
конференции
«Самообразование личности в информационной среде». — 20 мая
2010 г. -Ханты-Мансийск: АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития
образования», 2010. — С. 279.
2.
Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический
взгляд): учеб. пособие [Текст] / Е. А. Климов. — М.: Флинта, 2003. —
с. 115. 3.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учеб. для студ.
образоват. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Г. М.
Коджаспирова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –С. 119.
4.
Педагогика понимания: учеб. пособие [Текст] / Ю. К.
Сенько, М. Н. Фроловская. — М.: Дрофа, 2007.- С. 120.
5. Стефановская, Т. А. Классный руководитель. Функции и основные
направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений [Текст] / Т. А. Стефановская. — 3-е изд., стер. — М.: Изд.
центр «Академия», 2008. — 192 с.
6.Жигулина, О. В. Проблема самообразования педагога / О. В.
Жигулина, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева. — Текст :
непосредственный
//
Проблемы
и
перспективы
развития
образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель
2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 273-275
7.
Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого
саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2003. — 608 с. 2.
8.Вишневская, Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая
проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им.
В. Г. Белинского.- 2009.- № 16- с.156–158
8. 3.
Демченко, Е. Д. Применение современных технологий в
педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова //
Дополнит. Образование. — 2004.- № 1. — с. 27–29. 9.
Стародубцев, В. А. Самообразование педагога / Вячеслав Алексеевич
Стародубцев, Антонина Александровна Киселева // Народное
образование. — 2012. — № 6. — с. 176–179.
10.
Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г.
М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 490 с.
11.
Шабалина, О. Л. Современные методологические подходы к
подготовке учителя / О. Л. Шабалина // Профессиональная
подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования:
коллективная монография / Мар. гос. ун-т; под ред. Н. А. Бирюковой.Йошкар-Ола, 2011. — с.16–33.
12.
Юдакова, С. В. Профессионально- педагогическое
самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. — Владимир: ВГПУ,
2010.-131 с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв