Шилина Мария Геннадьевна, аспирант,
Факультет права, кафедра международного права,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
mary.shilina@gmail.com
8-985-331-52-69
Shilina Maria, postgraduate student,
Faculty of Law, Department of International Public Law,
National Research University «Higher School of Economics»
mary.shilina@gmail.com
8-985-331-52-69
Шанхайская организация сотрудничества
как формат политического и экономического взаимодействия
государств: реалии и перспективны
Аннотация
Центр политического и экономического влияния сегодня смещается на Восток.
На этом фоне особый интерес представляет Шанхайская организация сотрудничества
(ШОС), как наиболее гибкая региональная организация. В статье рассматриваются
актуальные вопросы экономического сотрудничества в рамках ШОС, а также основные
проблемы его международно-правового регулирования. Впервые в работе привлекается
новейший эмпирический материал, который исследуется в рамках комплексного
междисциплинарного подхода. В статье предпринята попытка классификации
особенностей деятельности организации. На основе проведенного анализа выявлены
основные проблемы и перспективы дальнейшего развития ШОС.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество государств, международное
право,
международная
организация,
Шанхайская
организация
сотрудничества,
региональная интеграция.
Abstracts
Today the centre of political and economic influence is shifting to the East. The article
deals with current issues of economic cooperation within the Shanghai Cooperation
Organization (SCO), as well as the basic problems of its international legal regulation. For the
first time in the research a new empirical material involved. It’s studied in the framework of
an integrated multidisciplinary approach. The article attempts to systemic-functional analysis
and classification of singularities of the organization. Also the main problems and prospects
of further development of the SCO revealed.
Key words: economic cooperation of states, international law, international
organization, the Shanghai Cooperation Organization, regional integration.
Введение
Глобализация и регионализация все активнее обусловливают экономическую
взаимосвязь государств в современном мире [Сергеев, 2003; Худалова, 2007].
Происходит рост количества новых и расширение существующих интеграционных
объединений и переход к новым формам взаимодействия. Центр политического и
экономического влияния сегодня, в том числе в результате финансово-экономического
кризиса смещается на Восток. По мнению экспертов [Титаренко, 2012], организация,
состоящая в основном из азиатских стран, может уверенно заявить о себе как о новом
региональном игроке в международной политике.
Россия в силу своего трансконтинентального положения вовлечена в два
интеграционных процесса. В 1990-е годы основное внимание уделялось экономической
интеграции с Европейским союзом1, с 2000-х годов начали интенсифицироваться
процессы экономической интеграции со странами СНГ и Азии.
Новые векторы и возможности дальнейшего развития как глобализации, так и
интеграции со странами Азиатского региона для России продемонстрировала
сложившаяся в 2014 году сложная политическая и экономическая ситуация,
обусловленная, в первую очередь, с кризисом в Украине. В итоге Президент России
Владимир Путин на саммите АТЭС в Пекине (10-11 ноября 2014 г.) заявил, что Россия
планирует увеличить долю торговли со странами АТР до 40% общего объёма
товарооборота.
Рост
политической и
экономической2
активности в странах Азии и
существенное усиление их влияния на глобальные и региональные процессы
1
Экономическая интеграция России и ЕС в виде формирования зоны свободной торговли
рассматривалась как важнейшая цель двусторонних отношений, что было закреплено в преамбуле
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1997 года, при этом никаких конкретных
обязательств не было зафиксировано.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписано 24 июня 1994 г., о. Корфу (вступило в
силу 1 декабря 1997 г.).
2
Международный валютный фонд. Годовой отчет 2014: От стабилизации к устойчивому росту.
обусловливает актуальность исследования международных организаций в данном
регионе. На этом фоне особый интерес представляет Шанхайская организация
сотрудничества
(ШОС),
как
наиболее
гибкая
региональная
организация,
развивающаяся в новой системе смещенного баланса сил.
ШОС создана в 2001 году. В организацию входят Россия, Казахстан, Китай,
Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. В числе государств-наблюдателей при ШОС –
Индия, Пакистан, Монголия, Афганистан и Иран. По своему потенциалу ШОС
относится к крупнейшим региональным многосторонним объединениям государств:
общая площадь государств-членов ШОС составляет около 30 млн. 189 тыс. кв. км, то
есть 60% площади Евразии, население 1 млрд. 455 млн. человек, 25% населения
планеты (общая численность населения стран, входящих в ШОС в качестве постоянных
членов и наблюдателей, около 45% населения Земли). Также ШОС обладает
существенными трудовыми и природными ресурсами (пока еще малоиспользуемые
запасы углеводородов, металлы, редкоземельные элементы, водные ресурсы). В
новейший период в рамках организации формируются новые направления, проекты и
механизмы
экономического
сотрудничества,
имеющие
потенциал
влияния
на
глобальную экономику (например, решение о переходе на торговлю с Китаем в
национальной валюте, в связи с нестабильностью доллара).
Вопросы деятельности ШОС, особенно в последние годы, привлекают внимание
российского экспертного и научного сообщества, а также зарубежных аналитиков,
прежде всего в других государствах-членах ШОС3. Основной массив работ затрагивает
проблемы
интеграции
государств
во
внешнеэкономической
деятельности4,
экономического сотрудничества стран Центральной Азии5, в том числе проблемы
российско-китайского экономического сотрудничества6. Таким образом, несмотря на
актуальность заявленной темы, ШОС как формат перспективного политического и
Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2014/pdf/ar14_rus.pdf
3
Среди работ российских экспертов по тематике ШОС отметим статьи В. Воробьева, А Власова, И.
Звягельской, В.Л. Зимонина, Г. Киреева, Е. Потеевой, И. Сафранчука и др. Среди зарубежных авторов
выделим работы экспертов КНР, в частности, Чжао Хуашэна, Син Гуанчэна, а также экспертов
Казахстана – М. Ашимбаева, Е. Оразалиева, С. Смаиловой, Т. Шаймергенова, К.Шерьяздановой.
4
Рассматривались в работах Дж. Вайнера, Дж. Мида, В. Рёпке, Т. Сцитовски, М. Аллэ, Б. Баласса,
Г.Мюрдаля, Р.Соланда, Я. Тинбергена, Э. Хааса, П. Стритена, С. Харриса.
5
К работам общетеоретического характера, посвященным исследованию предпосылок, путей,
механизма экономического сотрудничества относятся научные труды Диденко Н.И., Исингарина Н.К.,
Костюниной Г.М., Ливенцева Н.Н., Михеева В.В., Портякова В.Я., Шагалова Г.Л., Шишкина А.Ф.,
Шибаева С.В. и др.
6
Т.М.Ахмедова, В.Г.Барановского, К.Б.Берентаева, А.Д.Дононбаева, С.В.Жукова, С.К.Зиядуллаева,
Н.С.Зиядуллаева, Н.К.Каюмова, В.М.Касымовой, М.Б.Кенжегузина, А.К.Кошанова, В.И.Кумекова,
Т.К.Койчуева, Х. Лю, В.А.Матвеева, Ш.М.Мусакожаева, Т.Н.Назарова, В.С. Панькова, Р.К.Рахимова,
А.И. Салицкого, Р.А.Токтоматова, А.Х.Хикматова и др.
экономического взаимодействия до сего дня на стыке политической, экономической и
юридической наук не изучалась. Предпринятый комплексный междисциплинарный
анализ деятельности организации в новейших реалиях как влиятельного субъекта
международных отношений на современном этапе их развития, позволяет выявить,
параметры трансформации организации в форму интеграционного объединения,
представить прогнозные модели развития ШОС.
Результаты исследования могут быть востребованы как органами ШОС,
отвечающими за формирование экономической деятельности, в целях координации и
прогнозирования развития дальнейшего экономического сотрудничества, так и
органами стран-участниц, которые смогут реализовывать открывающиеся в связи с
этим потенциальные возможности экономического развития. Также результаты
исследования могут быть применены при разработке новой стратегии развития ШОС
до 2025 года.
ШОС как региональная международная организация в глобальном
контексте
Региональное экономическое сотрудничество позволяет странам эффективнее
справляться с вызовами глобализации и усилением международной конкуренции,
особенно в условиях медленного продвижения многосторонних торговых переговоров
в рамках ВТО [Ся Гуанъюань, 2009]. В развитии современных экономических связей
все более значимую роль выполняют региональные экономические объединения
государств, которых насчитывается в мире более ста [Шумилов, 2011, с. 307].
Политические и экономические трансформации обусловливают оперативное
создание новых форматов региональных организаций, одной из которых является
ШОС. Проект Шанхайской организации сотрудничества возник у Москвы и Пекина в
то время, когда США, выступая в качестве единственной мировой сверхдержавы,
проводили политику создания новой глобальной системы влияния. Россия, которая
после распада Советского Союза начала вновь набирать силу, совместно с Китаем,
которому был нужен партнер в конкуренции с Западом и Японией, стали инициаторами
заключения договора о создании Шанхайской организации7. Также Россия, как
крупнейшее государство СНГ, которое имеет собственные интересы в процессах
интеграции и сотрудничества стран СНГ со странами Запада и Соединенными
7
Развитие Шанхайской организации сотрудничества и закат гегемонии Запада ("IRNA", Иран).
Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140915/223014007.html#ixzz3JQNa4Rfw
Штатами, способствовала объединению части государств СНГ Центрально-Азиатского
региона в рамках данного нового регионального договора. Сегодня возможности ШОС
на международной арене определяются, в первую очередь, участием в организации
России и Китая, постоянных членов Совета Безопасности ООН, стран с существенным
экономическим и политическим потенциалом.
ШОС, которая изначально создавалась с целью совместной защиты границ
государств-участников, достаточно быстро обрела экономический вектор деятельности.
Шанхайская организация сотрудничества, как отметил президент РФ В. В. Путин в
ходе пресс-конференции 18 декабря 2014 года, создавалась как структура для решения
пограничных вопросов и она «в этой части сработала очень эффективно и выполнила
свою задачу». Сегодня же «эта структура вышла за рамки своих первоначальных
границ», вышла за рамки тех задач, ради которых создавалась, потому, что «она
востребована»8.
Процессы интеграции в регионе позволяют странам-участникам решать
существенные социально-экономические проблемы. Так, факторы географической
близости позволяют продвигать взаимные интересы, способствуют согласованию
вопросов внешней политики. Создаются предпосылки для гармонизации правового
пространства; привлечения иностранных инвестиций; получения доступа товаров на
рынки других государств; для создания институтов, обеспечивающих стабильную
экономическую деятельность; для упрощения процедур торговли и транспортного
взаимодействия; распространения коммерческой информации.
Для России участие в ШОС напрямую определяет степень интеграции страны в
глобальную экономику и влияет на экономическое развитие в долгосрочной
перспективе. В частности, это еще раз подчеркивалось всеми государствамиучастниками в ходе конференции «Роль России в развитии ШОС» в Москве 17 декабря
2014 года9. Председательство России в ШОС в 2015 году предполагает новые
возможности для проведения экономического и политического курса.
Для стран Азии участие в региональной организации, членами которой являются
две такие крупные державы, как Россия и Китай, повышает международный престиж
каждого из ее членов10, повышает интерес к ней со стороны многих государств. Так,
Пакистан, Индия и Иран уже заявили о стремлении сменить статус государств8
Режим доступа: http://sco-russia.ru/news/20141218/1013265567.html
Режим доступа: http://sco-russia.ru/program/20141217/1013240657.html
10
Развитие Шанхайской организации сотрудничества и закат гегемонии Запада ("IRNA", Иран)
Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140915/223014007.html#ixzz3HXEG7Og4
9
наблюдателей и стать полноправными членами ШОС. Всё большее число стран
обращается в организацию за получением статуса наблюдателя или партнёра по
диалогу.
Следует отметить, что имеются проблемы и разногласия внутри самой
организации. В частности, несмотря на заинтересованность в сотрудничестве,
устоявшихся механизмов взаимодействия пока не выработано, что влечет некоторые
затруднения и критику со стороны экспертов [Aris, 2011], и эти проблемы пока не
решены, что подтвердил прошедший в сентябре 2014 г. в Душанбе Саммит11 ШОС12.
Согласованные подходы к поиску решения общих проблем найдут своё
отражение в Стратегии развития ШОС до 2025 года, которую планируется подготовить
к заседанию Совета глав государств в Уфе в 2015 году13. Документ призван придать
дополнительный импульс как взаимодействию в рамках ШОС, так и расширению её
сотрудничества с ведущими многосторонними структурами, прежде всего ООН и её
специализированными учреждениями. Предусматривается также установление связей с
Евразийским экономическим союзом.
В настоящее время ШОС выступает как действенный инструмент региональной
экономической интеграции и кооперации, является средством экономического и
политического влияния в центрально-азиатском регионе [Быков, 2011]. В условиях
постоянных кризисных изменений в мире ШОС, по словам министра иностранных дел
РФ С. Лаврова, «стала авторитетным объединением, весомым фактором формирования
новой полицентричной системы мироустройства»14.
Возможно предложить следующую системно-функциональную классификацию
основных этапов развития ШОС. Первый этап – региональной (Центрально-азиатской)
активности в 1996 – 2004 гг. На данном этапе основная деятельность организации была
посвящена вопросам безопасности. Второй этап – активизация экономического
11
Основные вопросы сотрудничества рассматриваются на ежегодных саммитах ШОС – заседаниях
Совета глав государств, а также на встречах премьеров (заседаниях Совета глав правительств).
12
Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской
организации сотрудничества. 2014-9-12.
Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=894
13
Указ Президента Республики Башкортостан от 9 августа 2012 года №УП-330 «О мерах по подготовке к
проведению в 2015 году в городе Уфе заседания Совета глав государств - членов Шанхайской
организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС».
Режим доступа: http://npa.bashkortostan.ru/?show=1&seed=1275
14
Лавров С. Секрет ШОС. «Российская газета» (Федеральный выпуск) №6477 (205). 10.09.2014.
направления, более широкая евразийская активность (с 2004 г. по 2013 г.) 15. В
настоящее время, по нашему мнению, можно говорить о том, что организация выходит
на новый, третий этап в своем развитии – этап интенсификации экономического
направления и расширения организации, путем включения новых государств,
усиливается ее политическое влияние.
Таким образом, на фоне происходящих в мире политических процессов и
сложной экономической ситуации, отхода от однополярного мироустройства, ШОС
представляет
собой
динамично
развивающуюся
региональную
организацию,
способную объединить вокруг себя государства, которые обладают существенным
потенциалом. Все это является преимуществом ШОС и выводит организацию на новый
уровень функционирования и влияния в глобальном контексте.
ШОС: экономические реалии
В рамках ШОС за достаточно короткий срок были достигнуты конкретные
результаты16 в области регионального экономического сотрудничества.
Во-первых, разработаны и зафиксированы в ряде основных документов
параметры и перспективы развития экономической деятельности ШОС. Так,
Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества17 на 20 лет
закрепила цели регионального экономического сотрудничества в краткосрочной
(повышение отдачи сторон от экономического и технического сотрудничества),
среднесрочной (содействие созданию благоприятных условий для торговли и
инвестиций,
долгосрочной
улучшение
общей
перспективе
была
атмосферы
сотрудничества)
зафиксирована
идея
перспективе.
свободной
В
торгово-
экономической зоны ШОС. В рамках свободной торгово-экономической зоны
предполагается снизить торговые издержки для стран-участниц, стимулировать
региональные инвестиции, сформировать разделение труда на субрегиональном
уровне, обеспечить региональную промышленность ресурсами. План мероприятий по
выполнению Программы был утвержден 23 сентября 2004 г. (30 октября 2008 г.
15
Лузянин С. Г. Шанхайская организация сотрудничества: модель образца 2008 года. Режим доступа:
http://www.perspektivy.info/table/shankhajskaja_organizacija_sotrudnichestva_model_obrazca_2008_goda_200
8-03-28.htm
16
Хуэй Л. (Чрезвычайный и полномочный Посол КНР в РФ). Взаимная выгода и совместное
стремление к развитию. «Российская газета». Федеральный выпуск №5799 (126).
Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/04/shankhay-site.html
17
Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов
Шанхайской организации сотрудничества. Утверждена Решением Совета глав правительств (премьерминистров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 23 сентября 2003 года № 1.
главами правительств государств-членов ШОС была утверждена обновленная
редакция18 Плана, включающего в себя восемьдесят пять мероприятий). Механизм
реализации Плана (утвержден 26 октября 2005 г.)
предусматривает, что реализация
будет осуществляться путем принятия взаимосогласованных практических мер
государствами-членами
(принимаются
путем
заключения
многосторонних
межправительственных и межведомственных соглашений) и выполнения совместных
проектов (реализуются на основе решений органов ШОС об их одобрении).
Во-вторых, в экономической сфере в рамках организации формируется и
апробируется структура оптимального взаимодействия на различных уровнях,
система собственных структур кооперации. Так, на сегодняшний день существует
механизм проведения встреч министров, отвечающих за внешнеэкономическую и
внешнеторговую деятельность, министров транспорта, сельского хозяйства, министров
финансов и глав центральных банков, министров науки и технологий. Созданы семь
специальных рабочих групп по определенным сферам взаимодействия, в том числе по
таможенному сотрудничеству, по электронной торговле, по содействию инвестициям,
по развитию транзитного потенциала, по топливно-энергетическому комплексу, по
современным информационным и телекоммуникационным технологиям. Стороны
создали Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, которые координируют
взаимодействие между предприятиями, инвесторами, рынками.
В-третьих, в ШОС разрабатываются отдельные механизмы, оптимизирующие
различные направления экономического сотрудничества и деятельность частных лицоператоров
на
территории
государств-членов.
Достигнуты
положительные
результаты в содействии торговле и инвестициям. Стороны развивают сотрудничество
на таких направлениях, как защита прав интеллектуальной собственности и обмен
информацией в сфере контроля за перемещением энергоресурсов, способствуют
упрощению процедур пересечения границы. Финансовое сотрудничество также
развивается,
например,
банки
государств-членов
формируют
параметры
сотрудничества в сфере регионального финансирования. Углубляется сотрудничество
между предприятиями.
18 План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического
сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Утвержден Решением
Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации
сотрудничества от 30 октября 2008 года № 35.
В-четвертых, на данном этапе развития организации созданы благоприятные
условия для торговли и инвестиций стран-членов ШОС, показатели в данных сферах
стабильно растут. Характерен в этой связи пример сотрудничества России и Китая. Так,
с 2001 по 2011 год объем товарооборота между КНР и другими государствами-членами
ШОС увеличился почти в 10 раз – с 12,1 млрд. до 113, 4 млрд. долларов. Торговый
оборот между двумя странами сегодня составляет около 100 млрд. долларов, это
практически половина торгового оборота страны (а, например, России со всеми
странами ЕС – 450 млрд., и этот показатель в связи с введенными Евросоюзом
экономическими санкциями против РФ снижается). Прямые инвестиции Китая в
Россию превысили 4 млрд. долларов и выросли на 73% за восемь месяцев 2014 года по
сравнению с прошлогодними показателями19, о чем сообщил заместитель председателя
Государственного совета КНР Ван Ян на девятом российско-китайском экономическом
форуме в Сочи 10 октября 2014 г. Также демонстрируют расширение взаимодействия,
по его словам, целый ряд проектов в сфере авиационного строения, пограничных
мостов, высокоскоростных железных дорог и других проектов двустороннего
инвестиционного сотрудничества.
Россия и Китай в последние годы вышли на новый уровень отношений. На
смену классическим моделям торговли пришло развитие сложных схем в торговоэкономическом сотрудничестве. Кроме того, Москва и Пекин перешли на торговлю в
рублях и юанях20. Президент России Владимир Путин на саммите АТЭС в Пекине (1011 ноября 2014 г.) заявил, что в рамках экономических отношений с Китаем РФ
планирует более активно применять расчёты в национальных валютах. По его словам,
этому будет способствовать торговля энергоресурсами21.
В течение последних двух лет экономическое сотрудничество в рамках ШОС
развивается особенно интенсивно. Так, главы правительств ШОС, встретившиеся в
ноябре 2013 года в Ташкенте, договорились создать финансовую основу для своего
объединения – общий для ШОС банк, который начнет финансировать конкретные
19
КНР: прямые инвестиции Китая в Россию увеличились на 73% в 2014 году.
Сетевое
издание
«РИА
Новости».
11.10.2014.
Режим
доступа:
http://ria.ru/economy/20141011/1027909478.html#14163162506444&message=resize&relto=login&action=rem
oveClass&value=registration#ixzz3JQR0vkXX
20
Россия-Китай: торгово-экономическое сотрудничество и контракт века.
Сетевое
издание
«РИА
Новости».
23.09.2014.
Режим
доступа:
http://ria.ru/radio/20140923/1025240288.html#14163163311014&message=resize&relto=login&action=remove
Class&value=registration
21
Выступление Владимира Путина в Пекине на саммите АТЭС.
Режим доступа: http://russian.rt.com/article/58746#ixzz3KNQfrFlg
проекты. Также Дмитрий Медведев настаивал на скорейшем создании энергетического
клуба ШОС22. Итогом стало подписание в декабре 2013 года меморандума о его
создании23.
Заметен
прогресс
в
развитии
технико-экономического
сотрудничества,
реализации совместных сетевых и телекоммуникационных проектов. Реализуются
проекты
сотрудничества
инфраструктуры,
в
таких
сферах,
телекоммуникации,
как
создание
гидромелиорация,
системы
объектов
электроэнергетики,
обрабатывающей промышленности и подрядном строительстве. Как отмечают
эксперты24, «вырастает и новая экономико-транспортная конфигурация, основанная на
начинающейся интеграции сухопутной части китайского экономического Шелкового
пути с российскими Транссибом и БАМом, Северным морским путем».
11-12 сентября 2014 года в Душанбе состоялось заседание Совета глав
государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Итогом стало подписание
нескольких
соглашений.
Участники
также
подписали
новую
Душанбинскую
декларацию, обозначив в ней основные проблемы и задачи, стоящие перед
организацией. Отметим, что согласно Душанбинской декларации глав государствчленов ШОС от 12 сентября 2014 года: «государства-члены считают приоритетными
совместные усилия по созданию благоприятных условий для интенсификации торговоэкономической и инвестиционной деятельности, развитию высокотехнологичных
отраслей экономики, модернизации различных отраслей промышленности, реализации
проектов развития транспортно-логистической, информационно-коммуникационной и
иной инфраструктуры, повышению экономической конкурентоспособности государствчленов, уровня и качества жизни населения на пространстве ШОС»25.
По итогам Саммита приоритетными сферами
сотрудничества становятся
транспорт и энергетика.
В
ходе
Саммита
была
выдвинута
идея26
совместного
строительства
экономического коридора вдоль Шелкового пути, которая ориентирована на
22
Опубликовано в «Российской Газете» (Федеральный выпуск) N6247 от 2 декабря 2013 г.
Опубликовано на интернет-портале «Российской Газеты» (зарегистрирован в Роскомнадзоре
21.06.2012г. Номер свидетельства ЭЛ№ ФС 77-50379) 6 декабря 2013 г.
24
Карганов С. 2014: Предварительные итоги. «Российская газета». Федеральный выпуск №6544 (272).
25
Душанбинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. 12
сентября 2014 года.
26
Идею создать «экономическое пространство Великого шелкового пути» в качестве приоритетной
внешнеполитической установки Председатель КНР Си Цзиньпин впервые публично обозначил в
сентябре 2013 г. во время визита в Казахстан.
23
достижение совместного развития и сотрудничества.27 Проект такого масштаба
послужит интересам, как участников организации, так и других государств Евразии. В
интересах России как стратегического партнера Китая –взаимодействие в рамках
проекта и его практическое осуществление.
Шелковый путь – это пока только концепция, которая находится на стадии
разработки. Тем не менее, это потенциально крупный трансконтинентальный проект28,
основанный на идее геополитического порядка, поскольку Шелковый путь связывает
до 40 государств; также исторически у него были выходы на Скандинавию,
Причерноморье, Западную Европу и Иран. К проекту планируется подключение стран
Дальнего Востока.
Российские и китайские эксперты29 полагают, что создание экономического
коридора
вдоль
Шелкового
пути
будет
способствовать
распространению
экономического сотрудничества между членами ШОС и Европой. Таким образом,
данная концепция и проект являются значимыми для преодоления кризиса и
восстановления экономического роста в Евразии30.
Актуальность в связи с этим имеет идея формирования общей транспортной
системы ШОС, в том числе с использованием транзитного потенциала российской
Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряжённая с
планами Китайской Народной Республики по развитию Шёлкового пути. Проект, по
мнению Президента РФ В. В. Путина, имеет «большие перспективы»31. Основу и
первый шаг в практической работе в этом направлении придало подписанное в ходе
саммита
в
Душанбе
Соглашение
о
создании
благоприятных
условий
для
международных автомобильных перевозок. Оно позволяет сформировать сеть
автомобильных маршрутов, включая транспортный коридор Европа – Западный Китай,
соединяющий порты Жёлтого моря с портами Ленинградской области Российской
Федерации.
27
Следующим
шагом
должно
стать
утверждение
программы
Новый Шелковый путь обещает выгоду всем участникам проекта 10.01.2014
Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?idn=12344
28
ШОС: прежние вызовы и новые возможности.
Интервью. Режим доступа:
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4191#5
29
Эксперт Института современных международных отношений КНР Юйцзюнь Ф. Китайцы могут
начать строить заводы в России. Режим доступа: http://www.chinapro.ru.
30
Новый Шелковый путь обещает выгоду всем участникам проекта. 10.01.2014.
Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=12344
31
Путин отметил перспективы общей транспортной системы ШОС.
Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140912/1023779024.html
скоординированного развития автодорог государств-членов ШОС, проект которой
российская сторона представила партнёрам в апреле 2015 года32.
В рамках концепции Шелкового пути появляется возможность сформулировать,
понятные мировому сообществу идеи геополитической консолидации Евразии,
исключающей противостояние национальных экономик33, идеи новой платформы и
модели
сотрудничества,
что
будет
способствовать
изменению
конфигурации
геоэкономической карты евразийского континента.
Сотрудничество в топливно-энергетической сфере сегодня получает наиболее
заметное развитие. Особенно перспективно взаимодействие на газовом рынке, что
связано с текущими потребностями мирового энергетического рынка и определенным
дефицитом газа. Так, в ходе саммита были достигнуты договоренности по
трубопроводным поставкам газа по «восточному маршруту», недавно прошла
церемония начала строительства газопровода «Сила Сибири». В. В. Путин отметил, что
началась его реализация, которая будет эффективно осуществлена с обеих сторон34, что
поможет и китайским провинциям, и российскому Дальнему Востоку.
В 2014 году российский газовый холдинг «Газпром» и Государственная
нефтегазовая корпорация Китая CNPC подписали перспективный газовый контракт на
поставки в Китай 38 млрд. кубометров российского газа в год, начиная с 2018 года в
течение 30 лет. Объем поставок может возрасти до 60 млрд. кубометров. Общая сумма
сделки составляет примерно 400 млрд. долларов. К сентябрю 2019 года для
обеспечения реализации данного проекта завершится строительство газопровода по
«восточному маршруту» (провинция Цзилинь, Северо-Восточный Китай). С 2018 года
Китай должен занять место крупнейшего клиента «Газпрома» (в 2011 году из 150 млрд.
кубометров газа общего объема российского экспорта 86 млрд. пришлось на западную
Европу)35. Также с 2009 по 2013 годы «Роснефть» заключила с Китаем ряд соглашений
о поставках 665 млн тонн нефти в течение 25 лет. Кроме того, в рамках данных
проектов, «Роснефть» получила от китайской стороны кредиты на создание
32
Выступление на расширенном заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации
содружества. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/46605
33
Новый шелковый курс. 2 июля 2014. Воробьев В. О китайской идее построения «экономического
пространства Великого шелкового пути»
Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Novyi-shelkovyi-kurs-16776
34
Уфа ждет гостей. Владимир Путин назвал приоритеты председательства России в ШОС.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6482 от 16 сентября 2014 г.
Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/15/shos-site.html
35
Москва и Пекин перерисовывают карту альянсов ("Slate.fr", Франция). Жиль Бридье (Gilles Bridier).
22/09/2014. Режим доступа: http://inosmi.ru/russia/20140922/223173039.html#ixzz3EEuMQ1vp
инфраструктуры, необходимой для их реализации. Данные договоры свидетельствуют
об интенсификации партнерских связей Москвы и Пекина, который сегодня является
крупнейшим потребителем и импортером нефти и газа в мире.
Сегодня в ШОС формируется механизм, объединяющий производителей,
потребителей и транзитеров энергоресурсов в рамках Энергетического клуба.
Используя формат клуба, будут координироваться действия газодобывающих стран
ШОС на региональном и мировом энергетических рынках, а также развиваться
сотрудничество между производителями и потребителями газа в целях диверсификации
направлений сбыта газа. Такая координация становится одним из определяющих
условий сохранения конкурентоспособности экономик энергодобывающих стран,
особенно Центрально-азиатского региона36. Потребителям газа придется иметь дело с
союзом газодобывающих стран, в котором Россия получает возможность приступить к
формированию
регионального
рынка.
В
дальнейшем
планируется
разработка
согласованной стратегии, связывающей экономику газовых комплексов стран ШОС с
их геополитическими интересами.
Таким образом, оценивая экономическое взаимодействие стран-участниц ШОС,
отметим, что в рамках организации сложилась благоприятные условия для
экономического развития, постоянно улучшается торгово-инвестиционный климат37.
Существенным аспектом экономического сотрудничества в рамках ШОС
является то, что механизм ШОС не предполагает обязательного участия в конкретных
проектах всех шести стран-членов. Различные проекты могут иметь формат ШОС, даже
если они осуществляются не при общем участии. И подобная практика уже
существует38. Многим государствам-членам ШОС на двух- или же трехсторонней
основе удалось найти взаимоприемлемые решения проблем экономического порядка
именно благодаря членству в ШОС. Также ШОС – открытая организация, поэтому
экономическое партнерство предусматривает участие и других стран и объединений.
Причем это могут быть не только страны-наблюдатели, но и другие государства.
Однако развитию препятствует ряд факторов как объективного, так и
субъективного характера. Так, препятствием является то, что структуры и масштабы
экономик государств-членов во многом несхожи. Страны Центральной Азии находятся
36
Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию (материалы
Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, 19-21 мая 2008 г.). с. 110.
37
«Российская газета». Федеральный выпуск №5799 (126).
Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/04/shankhay-site.html
38
Торгово-экономическое сотрудничество ШОС. Режим доступа: http://infosco.biz/ru/?pageId=230
на разных уровнях развития экономики. Для ряда стран региона нельзя исключать
опасность развития системного экономического кризиса. В этой связи особое значение
имеет разработка стратегических документов развития как отдельных стран, так и всей
интеграционной группировки в целом. Пока только некоторые из стран Центральноазиатского региона имеют долгосрочные стратегии экономического развития39.
Поэтому разработка планов институциональных преобразований имеет особое
значение.
На экономическое сотрудничество негативно влияют проблемы в кредитнофинансовой сфере. Так, одной из проблем, стоящих перед ШОС, пока является
аккумуляция
средств
экономического
для
строительства
сотрудничества.
объектов
Существует
многостороннего
необходимость
торгово-
усилить
роль
Межбанковского совета, предоставить ему возможность финансирования проектов на
более
гибких
рыночных
условиях,
которые
бы
соответствовали
текущей
экономической ситуации. Проблемой являются и миграционные процессы трудовых
ресурсов. Стратегии решения проблемы вырабатывались, в частности, на встрече
экспертов государств-членов ШОС по миграционным вопросам «Глобальные вызовы
миграционных процессов на пространстве Шанхайской организации сотрудничества»,
проходившей 15-16 декабря 2014 года в Москве40.
Также отметим, что не так много объектов сотрудничества вызывают общий
интерес со стороны всех членов организации. Из-за различия экономических условий и
разных потребностей и интересов государства-члены ШОС не в состоянии заключить
сразу весь пакет соглашений и начать сотрудничество по всем направлениям, поэтому
сегодня стороны вынуждены налаживать взаимодействие пока в ключевых сферах.41
Несмотря на национальную специфику, основные векторы развития экономик
стран ШОС совпадают. По мере дальнейшего развития рыночных отношений,
процессов глобализации и интеграции экономик в мировое рыночное хозяйство, в
частности процесса вступления в ВТО, указанные выше различия также постепенно
будут нивелироваться.
Препятствием для экономического взаимодействия является и то, что
соответствующее законодательство государств-членов ШОС во многом различается.
39
Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию (материалы
Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, 19-21 мая 2008 г.).
40
Режим доступа: http://sco-russia.ru/news/20141216/1013261774.html;
http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=4721
41
Чжуанчжи С. Успехи экономического сотрудничества государств-членов ШОС.
Механизмы международно-правового регулирования экономического сотрудничества
также на сегодняшний день не до конца сформированы, при том что эффективное
экономическое развитие без современного правового регулирования невозможно.
Международно-правовое регулирование экономических проектов в рамках
ШОС
Право ШОС в сфере экономического сотрудничества является уникальным
явлением, которое непрерывно совершенствуется и развивается. Однако в правовой
доктрине данная проблематика изучена не в полном объеме, что обусловлено
стремительным развитием отношений государств-участниц ШОС в экономической
сфере. Частично указанные проблемы изучались в рамках исследований, в основном
посвященных
общим
аспектам
деятельности
ШОС,
ее
правовому
статусу,
организационно-правовой структуре, а также в работах, посвященных механизмам
регулирования вопросов обеспечения региональной безопасности.
Основы правового регулирования экономической деятельности организации
были заложены еще в Декларации о создании ШОС42 2001 года. Так, пункт 9 гласит,
что ШОС использует огромный потенциал и широкие возможности взаимовыгодного
сотрудничества
государств-участников
в
торгово-экономической
области,
предпринимает усилия в целях содействия дальнейшему развитию сотрудничества и
диверсификации его форм между государствами-участниками на двусторонней и
многосторонней основе. В этих целях был начат переговорный процесс по вопросам
создания
благоприятных
условий
для
торговли
и
инвестиций,
разработана
долгосрочная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества.
Экономическое сотрудничество в организации сегодня продвигается в основном
по пути двусторонних связей и соглашений. Это подтверждается отсутствием значимых
многосторонних проектов и необходимой для этого правовой, финансовой и
организационной
инфраструктуры.
Ежегодные
встречи
руководителей
соответствующих ведомств и многочисленных рабочих групп пока не привели к
созданию системообразующих структур – Банка развития и Специального счета,
необходимых для материализации проектной деятельности. Несмотря на значительные,
но пока разрозненные усилия со стороны министерств, Делового совета и
Межбанковского объединения ШОС, не удалось создать приемлемых для бизнеса
42
Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Принята в Шанхае 15 июня 2001
года.
правовых кондиций и подтолкнуть его к участию в проектах, предложенных в
различных программах, планах и перечнях. Анонсированные проекты пока не
реализованы.
Однако стороны готовы к взаимодействию, о чем свидетельствуют, в частности,
новейшие документы РФ и КНР. Так, значимым является Совместное заявление о
новом
этапе
отношений
всеобъемлющего
партнерства
и
стратегического
взаимодействия43, согласно которому Россия и Китай считают приоритетной задачей
дальнейшее развитие регионального экономического сотрудничества, улучшение
инвестиционного климата и укрепление связей между деловыми кругами; выражают
готовность продолжать активную работу по созданию правовой базы для расширения
организации. Стороны также намерены предпринять практические шаги для
повышения уровня сотрудничества. Так, предполагается, не ослабляя усилий по
увеличению объема двустороннего товарооборота до 100 млрд. долларов к 2015 году и
до 200 млрд. долларов к 2020 году, последовательно реализуя договоренности,
зафиксированные в межправительственном Меморандуме о сотрудничестве в области
модернизации экономики, обеспечить сбалансированность и улучшение структуры
взаимной торговли, стимулировать существенный рост взаимных капиталовложений.
Также
предполагается
укреплять
энергетическое
партнерство,
содействовать
дальнейшему углублению комплексного сотрудничества в нефтяной области,
скорейшему началу поставок российского природного газа в Китай, расширению
взаимодействия в угольной сфере, в том числе путем освоения месторождений в
России и развития транспортной инфраструктуры, активно прорабатывать проекты
строительства новых объектов в России для наращивания экспорта электроэнергии в
Китай. Стороны высказались в поддержку мер по совершенствованию механизма
регулярных встреч глав правительств России и Китая, включая создание на уровне
вице-премьеров Российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству и
Российско-китайской
группы
высокого
уровня
по
контролю
за
реализацией
стратегических проектов экономического сотрудничества, а также профильных
рабочих групп в сфере энергетики.
43
Совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и
стратегического взаимодействия. Шанхай, 20 мая 2014 года.
Развиваются
двусторонние
экономические
связи44
и
между
другими
государствами-участницами ШОС. Например, существенным является то, что
Правительство РФ одобрило соглашение с Киргизией о создании РоссийскоКиргизского Фонда развития, содействующего экономическому сотрудничеству45.
Предполагается, что Фонд будет содействовать двустороннему экономическому
сотрудничеству, модернизации и развития киргизской экономики, эффективному
использованию возможностей, обусловленных участием сторон в евразийской
экономической интеграции.
Импульсом к интеграции как России и Китая46, так и других государствучастниц ШОС, стали санкции в адрес РФ со стороны Евросоюза. В этой связи наряду с
планами на будущее, появились вполне конкретные соглашения и контракты. Визит
президента РФ Владимира Путина в Китай в мае 2014 года положил начало нескольким
крупным инвестиционным проектам и дал старт целому ряду соглашений47 о
44
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в
области транспортировки российской нефти через территорию Республики Казахстан в Китайскую
Народную Республику (24.12.2013); Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Кыргызской Республики о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской
экономической интеграции (29.05.2014); Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации
природного газа на территории Киргизской Республики (26.07.2013); Программа сотрудничества между
Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан в культурно-гуманитарной и научнотехнической сферах на 2013-2015 годы (15.04.2013); Соглашение между Правительством РФ и
Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций (15.04.2013).
45
Режим доступа: http://bc-sco.org/?level=10&id=1855&lng=ru
46
Россия
и
Китай
на
пути
интеграции.
РИА
Новости.
Режим
доступа:
http://ria.ru/radio/20140924/1025394348.html#14145985442744&message=resize&relto=login&action=remove
Class&value=registration#ixzz3HYBiVJZA
47
Совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и
стратегического взаимодействия; Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством
КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и
Китая от 27 июня 1997 года; Меморандум о межрегиональном и приграничном сотрудничестве между
Министерством регионального развития РФ и Государственным комитетом по развитию и реформе КНР;
Меморандум о взаимопонимании между регионами Приволжского федерального РФ и среднего и
верхнего течения реки Янцзы КНР по вопросам развития торгово-экономического и гуманитарного
сотрудничества; Соглашения о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и
провинцией Цзянси; Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной
энергии «Росатом» и Агентством по атомной энергии КНР о сотрудничестве в сооружении плавучих
АЭС; Контракт купли-продажи сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» между ОАО
«НОВАТЭК» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией; Меморандум о взаимопонимании
между Банком развития Китая, Государственной корпорацией «Банк Развития и Внешнеэкономической
Деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Газпромбанк» и ОАО «Ямал СПГ» в отношении привлечения
финансирования для проекта «Ямал СПГ»; «График запуска нефтеперерабатывающего завода в
Тяньцзине и поставок сырой нефти для переработки на указанном заводе» между ОАО «НК «Роснефть»
и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией; Соглашение о стратегическом сотрудничестве
между ОАО «РЖД» и корпорацией «Китайские железные дороги»; Соглашение между группой «Интер
РАО» и китайской корпорацией «Хуанэн» о намерениях по стратегическому сотрудничеству в области
электроэнергетики; Рамочное соглашение между ОАО «Газпромбанк» и Государственным банком
развития Китая о стратегическом сотрудничестве; Соглашение о сотрудничестве между Группой «En+» и
Корпорацией «Шэньхуа»
по совместной разработке Зашуланского угольного месторождения;
сотрудничестве между двумя странами. Также в ходе визита Владимира Путина был
подписан крупнейший в отношениях двух стран газовый контракт. Около 40
соглашений в энергетике, банковской сфере, транспорте, сельском хозяйстве,
космических технологиях, телекоммуникациях было подписано в октябре 2014 года во
время визита премьера Госсовета Китая Ли Кэцяна в Москву48 и в ноябре 2014 года по
итогам встречи49 Владимира Путина с Председателем КНР Си Цзиньпином.
В рамках организации все еще не разработано базовое экономическое
соглашение,
которое
охватывало
бы
все
государства-участницы.
При
этом
экономическая интеграция в регионе, на наш взгляд, может развиваться только при
условии, что все государства будут в нее вовлечены, а это предполагает принятие
документов и соглашений, затрагивающих интересы не только РФ и КНР, но и
остальных государств-членов.
Таким
образом,
международно-правовое
регулирование
экономических
отношений в рамках ШОС пока не носит универсального для всех членов характера,
отсутствуют механизмы исполнения и контроля за принятыми решениями. На данном
этапе ШОС, несмотря на то, что
члены организации предпринимают действия,
Соглашение о кредитном сотрудничестве между Внешэкономбанком и Экспортно-импортным банком
Китая; Рамочное соглашение о сотрудничестве в области финансирования лизинговых проектов между
ОАО «ВЭБ-лизинг» и Экспортно-импортным банком Китая; Трехстороннее соглашение о
сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству
автомобилей, включающего в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей» на
территории Тульской области между правительством Тульской области, ОАО «Тульская региональная
корпорация развития государственно-частного партнерства» и компанией «Great Wall»; Меморандум о
взаимопонимании между Российско-Китайским инвестиционным фондом и компанией «Vcanland» в
отношении учреждения фонда по инвестированию в отрасль недвижимости для пожилого населения и
туризма; Меморандум о взаимопонимании между Российско-Китайским инвестиционным фондом и
компанией «HOPU Investments» в отношении инвестиций в развитие логистической инфраструктуры в
России и Китае и другие.
48
CNBC: союз России и Китая станет главным вызовом для США. РИА Новости. Режим доступа:
http://ria.ru/world/20141023/1029701840.html#14145975883604&message=resize&relto=login&action=remov
eClass&value=registration#ixzz3HY8F1qaf
49
Меморандум в сфере поставок газа из РФ в КНР по «западному» маршруту; Рамочное соглашение
между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о поставках природного
газа из РФ в КНР по «западному» маршруту; Техническое соглашение по вопросам временного
изменения пункта поставки на период 2015–2017 годов по долгосрочному контракту купли-продажи
сырой нефти от 21 июня 2013 года на условиях предоплаты в рамках Соглашения между Правительством
РФ и Правительством КНР о расширении поставок сырой нефти от 22 марта 2013 года; Меморандум о
взаимопонимании между ОАО «Газпром» и Китайской национальной шельфовой нефтяной
корпорацией; Рамочное соглашение о сотрудничестве между ОАО «Сбербанк России» и Китайской
компанией страхования экспортных кредитов; Рамочное соглашение между ОАО «Территориальная
генерирующая компания №2» и компанией «Хуадянь» о реализации инвестиционных энергетических
проектов в Архангельской области; Соглашение между ОАО «РусГидро» и корпорацией «Санься» о
совместном финансировании, строительстве и эксплуатации гидроэлектростанций на Дальнем Востоке
России; Меморандум о взаимопонимании между государственной корпорацией «Банк развития и
внешнеэкономической деятельности», «ВЭБ Азия», «Агентством по ипотечному жилищному
кредитованию» и Государственным банком развития Китая и другие.
Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/4776
направленные на
укрепление интеграции и
многостороннего сотрудничества:
проводятся заседания, конференции, круглые столы, встречи экспертов и другие
мероприятия, а также разрабатываются и принимаются совместные заявления,
меморандумы и соглашения о взаимодействии, пока остается скорее форумом, на
котором создаются предпосылки заключения в основном двусторонних договоров по
отдельным сферам и вопросам экономического сотрудничества между странамиучастницами.
Заключение
Шанхайская организация сотрудничества за время своего существования
трансформировалась из монофункциональной региональной организации, деятельность
которой
была
направлена
на
сферу
безопасности,
в
полифункциональную
международную организацию.
Анализ политической и экономической деятельности организации позволяет
зафиксировать предпосылки формирования нового, интеграционного этапа
ее
становления. Дальнейшее развитие ШОС обусловливает необходимость расширять
членство в организации, на основании экономических и политических компромиссов,
поскольку
процессу
дальнейшей
экономической
и
политической
интеграции
препятствует то, что в определенных вопросах точки зрения стран-участниц,
наблюдателей и партнеров не совпадают.
Для повышения эффективности деятельности ШОС требуется оптимизация
сферы международно-правового
регулирования, в частности разработка базового
универсального экономического соглашения между всеми странами-участницами. Для
этого, на наш взгляд, необходим системный подход: определенная гармонизация
национальных законодательств; выравнивание уровня развития экономики; создание
системообразующих
структур,
необходимых
для
материализации
проектной
деятельности; необходим больший учет интересов государств Центрально-азиатского
региона. Дальнейший всесторонний прогноз развития в сфере безопасности,
политической и экономической конъюнктуры также обязателен.
Стремительное
развитие
экономического
направления
деятельности
организации в 2014 году обусловливает рост влияния ШОС на экономическую и
политическую обстановку в Евразии. В 2015 году предполагается подготовка
Стратегии развития ШОС до 2025 года50, дальнейшая интенсификация взаимодействия
между государствами-участницами организации.
Россия в рамках данной международной организации реализует идеи новой
платформы
и
модели
сотрудничества,
что
будет
способствовать
изменению
конфигурации геоэкономической карты евразийского континента.
Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества является уникальной
формой интеграционного объединения государств нового типа, и демонстрирует
экономический, а теперь и политический потенциал в глобальном контексте.
Список литературы:
1.
Быков А.И. Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные
направления и перспективы развития. ФЛИНТА, 2011.
2.
Михеев В. В. Роль Китая в глобализующемся мире. // «Отечественные
записки»,
№3,
2008.
Режим
доступа:
http://www.perspektivy.info/book/rol_kitaja_v_globalizujushhemsa_mire_2008-09-04.htm
3.
Сергеев Д. В. Глобализация и регионализация мировой экономики:
основные тенденции и перспективы. дисс. к.ю.н. Москва, 2003.
4.
Ся Гуанъюань. Экономическая интеграция России и Китая в Шанхайской
организации сотрудничества. дисс. к.э.н., Екатеринбург, 2009.
5.
Титаренко М. Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся
мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. М.: ИД «ФОРУМ»,
2012. 544 с.
6.
Худалова М. М. Регионализация как фактор развития мирового хозяйства.
дисс. к.ю.н. Москва, 2007.
7.
Шумилов В. М. Международное экономическое право. М.: Издательство
Юрайт, 2011. 612 с.
8.
Aris S. Eurasian Regionalism. The Shanghai Cooperation Organisation.
Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011.
9.
Aris S. The Shanghai Cooperation Organization: ‘Tackling the Tree Evils’. A
Regional Response to Non-traditionsl Security Challenges or an Anti-Western Bloc? //
Europe-Asia Studies. 2009. Vol.61. No.3. P.460.
50
Итоги саммита ШОС: Транссиб
http://www.aif.ru/politics/world/1337325
и
БАМ
ведут
в
Китай?
Режим
доступа:
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв