РЕФЕРАТ
Дипломная работа содержит 46 страниц, 51 использованный источник,
4 приложения.
СОЦИАЛЬНОЕ
ДЕЛО,
ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
РИТУАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ,
ПОГРЕБЕНИЕ,
СОЦИАЛЬНОЕ
ПОХОРОННОЕ
ПОСОБИЕ
НА
ПОГРЕБЕНИЕ.
Объектом исследования является система общественных отношений,
возникающие в области похоронного дела и социальных услуг на погребение в
РФ.
Целью дипломной работы является изучение нормативно-правового
регулирования похоронной деятельности в России, а также рассмотрение
порядка получения социального пособия и услуг на погребение в Пенсионном
фонде РФ по Республике Мордовия.
В процессе работы использовались нормативные и иные правовые акты,
научная и учебная литература.
В результате исследования изучены общие понятия, применяемые в
области погребения и похоронного дела, исследованы способы и условия
реализации выплаты пособия на погребение на материале Отделения
Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, а также
проанализированы
пути
совершенствования
системы
погребения
и
похоронного дела в РФ.
Область применения – органы социальной защиты населения РФ.
Эффективность – повышение качества условий реализации прав граждан
на социальное обеспечение.
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
7
1 Нормативно-правовое регулирование ритуальной сферы в Российской
Федерации
1.1 Понятие, специфика и элементы ритуальной сферы в России
9
1.2 Система и источники правового регулирования ритуальной сферы в
Российской Федерации
12
1.3 Порядок предоставления ритуальных услуг в России
18
2 Проблемы развития сферы ритуально-похоронного дела в Российской
Федерации
2.1 Основные проблемы и перспективы развития сферы ритуальнопохоронного обслуживания
24
2.2 Сроки выплаты и размер пособия на погребение в РФ
27
2.3 Статистический анализ получателей пособия на погребение за
2017-2018г. в Республике Мордовия на материале Отделения Пенсионного
фонда Российской Федерации по Республике Мордовия
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Бланк заявления на выплату социального
пособия на погребение
42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Справка о смерти (форма №11)
43
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Решение Совета депутатов г. о. Саранск РМ «О
внесении изменения в решение Совета депутатов г. о. Саранск от 26 февраля
2009 г. № 268 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых по
гарантированному перечню услуг по погребению»
44
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) Таблица Г.1 – Прогноз численности населения
лиц пожилого возраста в Республике Мордовия до 2036 г. (по данным
5
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по
Республике Мордовия)
46
6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы
исследования
обусловлена
важностью
и
необходимостью похоронного дела как одной из значимых отраслей в сфере
социальных услуг, затрагивающей интересы всего российского общества. Рано
или поздно каждый сталкивается с таким большим горем, как смерть близкого.
Человек становится вынужденным потребителем ритуальных услуг, чтобы на
достойном уровне организовать похороны, почтить память об ушедшем в
соответствии с его прижизненными пожеланиями и культурно-национальными
традициями. Трудная жизненная ситуация, в которой поневоле оказывается
потребитель ритуальных услуг, делает возможным и нормативно определяет
оказание данных услуг как сегмента социального обслуживания населения,
развитие механизма правового регулирования, который сегодня ориентируется
на рыночный инструментарий. Следует признать, что в действующем
законодательстве, регулирующем отношения по оказанию ритуальных услуг,
отсутствует системное правовое регулирование данных отношений, что
существенно затрудняет формирование правовых основ рынка ритуальных
услуг. В нормативно-правовых актах, непосредственно затрагивающих этот вид
деятельности, отсутствуют четкие нормативные показатели содержания и
объема, качества и безопасности ритуальных услуг, гарантий и способов их
предоставления, ответственности за их несоблюдение. Существующие законы
не отвечают в полной мере потребностям граждан и нуждаются в пересмотре и
обновлении
с
учетом
сложившейся
правоприменительной
практики
предоставления ритуальных услуг.
Таким образом, неразрешенность этих и других дискуссионных вопросов
приводит к серьезным осложнениям, возникающим в правоприменительной
деятельности органов государственной власти при обеспечении защиты прав и
законных интересов сторон договора, и, в первую очередь, потребителей
ритуальных услуг как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
7
Теоретическая основа и степень изученности темы. Теоретической
основой исследования является законодательная база и труды отечественных
ученых П. Е. Уланова, Г. Н. Сюткина, Р. Г. Набиева, Л. С. Степиной в области
погребения и похоронного дела, которые оказали существенное влияние на
результаты дипломного исследования.
Объектом исследования является система общественных отношений,
возникающие в области похоронного дела и социальных услуг на погребение в
РФ.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие
правовые отношения категорий лиц, которые имеют право на социальное
пособие на погребение.
Целью дипломной работы является изучение нормативно-правового
регулирования похоронной деятельности в России, а также рассмотрение
порядка получения социального пособия и услуг на погребение в Пенсионном
фонде РФ по Республике Мордовия.
Цель работы предопределила постановку следующих задач:
–
проанализировать
систему
гражданско-правового
регулирования
похоронного дела в Российской Федерации;
– рассмотреть порядок предоставления социальных пособий и услуг на
погребение в Российской Федерации;
– проанализировать предоставление пособия и социальных услуг на
погребение за 2017-2018 г.г. в Республике Мордовия на примере Отделения
Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия.
Методологическая основа исследования. При написании дипломной
работы
и
раскрытии
темы
были
использованы
следующие
методы
исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, системного
анализа,
статистический,
а
также
различные
общенаучные
методы
исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложений.
8
1
Нормативно-правовое
регулирование
ритуальной
сферы
в
Российской Федерации
1.1 Понятие, специфика и элементы ритуальной сферы в России
Сфера
ритуальных
услуг
в
Российской
Федерации
достаточно
несовершенна, но в тоже время часто востребована. К огромному сожалению,
это
связано
с
устойчивой
тенденцией
вымирания
населения,
характеризующейся значительным превышением числа умерших людей над
числом родившихся.
Ритуально-похоронное дело является одной из самых социально
значимых отраслей в сфере услуг и затрагивает интересы всего населения
страны. Каждый год в России умирает 1,8-2,1 млн. человек, и их похороны
организуют десятки миллионов граждан. Практически все граждане Российской
Федерации ежегодно посещают кладбища и другие места захоронения, чтобы
почтить память умерших родных и близких им людей.
Похоронное дело – это не только социальная сфера общественных
отношений, но это еще отрасль рыночной экономики, где спрос и предложение
постоянно изменяются, и влияют друг на друга. Ассортимент услуг в связи с
этим существенно расширяется, обновляется. Гражданам предлагаются самые
разнообразные товары и услуги ритуальной сферы с учетом их материальных
возможностей и представлений об организации ритуального обслуживания.
Ритуальное обслуживание – одна из наиболее острых социально
значимых отраслей в сфере услуг, затрагивающая интересы всего населения.
Несмотря на это, развитие ритуальной отрасли в современных условиях
характеризуется главенствованием цели получения прибыли без учета высокой
социальной значимости данной отрасли, ее многофункциональности и
обусловленность с большим количеством смежных отраслей деятельности.
Ключевой принцип обслуживания – ориентация на человека (потребителя
9
ритуальных услуг, клиента) и неизбежность унификации профессиональной
деятельности специалистов ритуального обслуживания.
Особенность ритуально-похоронной сферы заключается в том, что
заказчики такого рода услуг – это особая категория граждан, выделяющаяся из
заказчиков
в
других
сферах
обслуживания. Услуги
похоронной
сферы обладают своей особенной спецификой, не похожей ни на какие другие.
Ритуально-похоронные услуги регулируются и опираются на многие
законодательные акты федерального и регионального уровней, постановления
Правительства РФ и Правительств субъектов РФ, нормативные акты
федеральных и региональных органов государственного управления, т.е.
похоронное
дело
является
полидисциплинарной
сферой
деятельности,
отраслью, обслуживающей потребности граждан, общества и государства в
целом в достойном отношении к умершим и памяти о них. Любому человеку,
профессионально не связанному с ритуально-похоронной тематикой, вероятно,
трудно представить, насколько объемны и детальны нормативно-правовые
регламентации всего, относящегося к сфере ритуальных услуг и похоронного
дела. Так, последнее издание сборника соответствующих нормативных актов
федерального и регионального уровня земельного законодательства. Дело в
том, что со смертью человека начинает выстраиваться уникальная череда
гражданских и административных правоотношений родственников, близких и
различных организаций (например, воинских частей, больниц или мест
лишения свободы) с органами судмедэкспертизы, здравоохранения, нотариата и
суда, социальной защиты и опеки, со специализированными организациями и
предприятиями, с различными регистрационными и многими другими
службами. Поэтому в российском праве предоставление ритуально-похоронных
услуг регламентировано многократно детальней и строже, чем любых других.
Юридическое
закрепление
мельчайших
деталей
ритуально-похоронного
обслуживания и похоронного дела имеет в России давние традиции.
В постперестроечный период исходными актами в этой сфере стали
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ, принятый
10
12.01.1996 г. (далее «закон 8-ФЗ») [4], и Указ Президента РФ от 29.06.1996 г.
№ 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению
умерших». Эти акты не единожды дополнялись и изменялись, но главное их
содержание – регламентация гарантий, перечень требований, установление
организационных основ этой специфической деятельности – не отменялось, а
расширялось и уточнялось. В ст. 5 закона 8-ФЗ было введено понятие
«достойного отношения к телу после смерти», а конкретная форма такого
отношения и определялась волей умершего или его родных и близких (в
письменной или устной форме при свидетелях) относительно согласия или
несогласия быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию, согласия
или несогласия на изъятие органов и/или тканей его тела, желания быть
погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям,
рядом с теми или иными ранее усопшими, желания быть подвергнутым
кремации, а также о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному
лицу [4]. Дополнительную детализацию вносят в формы, порядок и процедуры
предоставления ритуально-похоронных услуг подзаконные акты федеральных
министерств, служб, фондов и т.д. Среди этих нормативных актов хотелось бы
особо выделить Постановление Главного санитарного врача РФ от 08.04.2003
№ 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03» (эта аббревиатура означает
«санитарные правила и нормы»»), «Гигиенические требования к размещению,
устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного
назначения», которые разработаны с учетом законов об охране окружающей
среды, об основах землепользования, водного и других законодательств.
Таким образом, ритуальная сфера – это одна из наиболее острых
социально значимых отраслей в сфере услуг, затрагивающая интересы всего
населения, а также отрасль рыночной экономики, и деятельность отрасли эта
довольно специфична.
11
1.2 Система и источники правового регулирования ритуальной
сферы в Российской Федерации
Погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела
(останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями,
не противоречащим санитарным и иным требованиям. Погребение может
осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в
могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом),
воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми
актами Российской Федерации) [10, c. 12].
На территории Российской Федерации каждому человеку после его
смерти
гарантируются
погребение
с
учетом
его
волеизъявления,
предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или
праха в соответствии с действующим законодательством.
Система
нормативно-правового
регулирования
данной
отрасли
представлена 4 уровнями:
– федеральный (государственный);
– региональный-федеральный-государственный;
– региональный-государственный;
– местный-муниципальный.
В рамках федерального уровня формируется основная нормативная база
отрасли, разрабатываются и принимаются федеральные законы, технические
регламенты, национальные стандарты организации деятельности похоронного
дела, проекты Правил предоставления ритуально-похоронных услуг, проекты
работы кладбищ и крематориев. Материалы по проектам законов вносят
Минэкономразвития,
Минздравсоцразвития,
Минрегионразвития
по
предложениям Росстроя, Роспотребнадзора, Союза похоронных организаций и
крематориев РФ и других общественных формирований предприятий отрасли.
На федеральном уровне главным координирующим органом в области
12
ритуально-похоронного обслуживания является экспертный совет при комитете
по делам ветеранов Государственной Думы ФС РФ [16, c. 124].
На
федерально-государственном-региональном
федеральных
округов
координация
уровне
в
рамках
ритуально-похоронной
сферы
осуществляется через аппарат представителя Президента РФ в федеральном
округе РФ. На данном уровне также организуются научные выставки и
конференции по проблемам развития похоронной сферы, производится
обучение и переобучение работников специализированных служб по вопросам
погребения, для достижения качества в сфере обслуживания. Если на данный
момент говорить о действенности данного уровня, то можно сказать, что он
практически не функционирует, так как законодательно функции не
определены, но, однако попытки организации успешного функционирования
данного уровня были приняты на Урале и Северо-западе, благодаря участию
Союзу похоронных организаций и крематориев.
Регионально-государственный уровень в рамках субъекта РФ, занимается
координацией и регулированием развитием ритуально-похоронной сферы через
органы
Государственного
управления
субъекта
РФ.
Наиболее
предпочтительным является департамент (комитет, Министерство, управление)
потребительского рынка и услуг. Имея в виду, что главная задача отрасли
предоставлять услуги населению, поэтому и координацию деятельности такого
предприятия должен осуществить орган госуправления по услугам погребения
и похоронного дела. Возможно создание специализированного органа
управления (отдела, сектора) в администрации субъекта федерации, который
бы занимался непосредственно данной отраслью. На данном уровне также
продолжает формироваться нормативно-правовая база: региональные законы
«О погребении и похоронном деле», порядок создания кладбищ и выделения
земель под кладбищенские захоронения, правила работы и функционирования
кладбищ, правила работы крематориев, правила работы моргов, правила работы
специализированных служб по вопросам похоронного дела. Часть этих
документов разрабатывается в качестве проектов, для их последующего
13
утверждения
органами
местного
самоуправления,
с
учетом
их
специфики [11, c. 36].
Региональный-государственный уровень является основным при решении
вопросов развития кладбищенского хозяйства. Администрацией субъекта РФ
разрабатываются и принимаются:
– схемы строительства и реконструкции кладбищ;
– программа совместных действий муниципальных образований по
развитию погребения и похоронного дела в регионе РФ;
– генеральная схема создания, строительства и реконструкции кладбищ
субъекта РФ;
– нормативы обеспеченности кладбищами и крематориями;
–
нормативы
материально-технического
обеспечения
кладбищ,
пантеонов.
Организационная
структура
местного-муниципального
уровня,
основывается на опорном функционировании ритуально-похоронной сферы. На
этапе муниципального уровня утверждаются правила и работы кладбищ,
создаются
специализированные
службы
по
вопросам
погребения
и
похоронного дела, осуществляется руководство и контроль над организациями
ритуально-похоронной сферы муниципалитета [15, c. 56].
Контроль за работой кладбищ и других городских специализированных
служб
по
вопросам
похоронного
дела
осуществляют
совместно
территориальное управление, Роспотребнадзор, территориальные и отраслевые
органы управления администрации города.
Если
же
рассматривать
нормативно-правовые
акты
в
области
похоронного дела и погребения, то можно выделить: Федеральный закон от
12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 07.03.2018 г.
№56-ФЗ) (далее ФЗ – № 8), а также принимаемых в соответствии с ним других
федеральных законов, указ Президента Российской Федерации от 29.07.1996 г.
№ 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению
умерших»; постановление Правительства Российской Федерации от 6.05.1994 г.
14
№ 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших
(умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений
и
органов
уголовно-исполнительной
системы,
Государственной
противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и
таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц,
уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных
памятников», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации.
Гарантии при осуществлении погребения умершего установлены ФЗ № 8.
Статьей 8 данного закона супругу (супруге), близким родственникам, иным
родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему
на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:
– выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение
суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для
установления причины смерти возникли основания для помещения тела
умершего в морг, выдача тела не может быть задержана на срок более двух
суток с момента установления причины смерти;
– предоставление возможности нахождения тела умершего в морге
бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти. Существуют
обстоятельства, затрудняющие осуществление погребения: в случае поиска
супруга, близких родственников, иных родственников либо законного
представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней.
Реализация
услуг
по
погребению
должна
осуществляться
с
представителями заинтересованных министерств и ведомств с целью уточнения
порядка применения норм законодательства Российской Федерации об
экспертной деятельности,
прекращения
определение
реанимационных
момента
мероприятий,
смерти
назначения
человека
и
экспертиз,
обеспечения доставки тел умерших к местам проведения экспертиз, выдачи тел
15
умерших для погребения, организации предпохоронной подготовки тел и
бесплатного их хранения в моргах [9, c. 412].
Гарантируется также исполнение волеизъявления умершего о достойном
отношении к его телу после смерти, об исполнителях его волеизъявления, о
месте погребения (ст. 5, 7 вышеуказанного закона).
Волеизъявление умершего – это пожелание, выраженное в устной форме
в присутствии свидетелей или в письменной форме:
–
о
согласии
или
несогласии
быть
подвергнутым
патологоанатомическому вскрытию;
– о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его
тела;
– быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям и
традициям, рядом с теми или иными умершими;
– быть подвергнутым кремации;
– о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение
указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители,
усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка,
бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при
отсутствии таковых – иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить
погребение умершего.
Гарантированный перечень услуг по погребению в соответствии со
статьей 9 ФЗ-№ 8 включает:
–
оформление документов, необходимых для погребения;
–
предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых
для погребения;
–
перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
–
погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям,
устанавливаемым органами местного самоуправления.
16
Услуги по погребению оказываются специализированными службами по
вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления
районов, поселений и городских округов.
В
соответствии
с
Указом
Президента
Российской
Федерации
установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела
оказывают услуги на безвозмездной основе.
Статьи 15-24 ФЗ № 8 регламентируют вопросы организации мест
погребения и порядок пользования ими. В соответствии с законом местами
погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и
экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них
кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для
захоронения урн с прахом умерших (пепла после сожжения тел (останков)
умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также
иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления
погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам,
имеющим культурно-историческое значение [30, c. 33].
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат
сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного
самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после
землетрясений и других стихийных бедствий.
Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2001 г. № 829 «О
федеральном
военном
мемориальном
кладбище»
и
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 № 829 «О федеральном
военном мемориальном кладбище» определен порядок увековечивания памяти
военнослужащих и лиц, имевших особые заслуги перед государством,
федеральному
военному
мемориальному
федерального государственного учреждения.
17
кладбищу
придали
статус
1.3 Порядок предоставления ритуальных услуг в России
На сегодняшний день организация погребения связана с опасением
нехватки средств на достойные похороны, очень многие граждане не знают о
существовании
социального
пособия
на
погребение,
что
государство
компенсирует часть или всю сумму расходов многим категориям граждан, а
пенсионеры, безработные, ветераны и труженики тыла ВОВ могут быть
похоронены бесплатно.
Социальное пособие на погребение – это форма материальной поддержки
государства, выраженная в выплате фиксированной денежной суммы родным,
родственникам, иным лицам, взявшим на себя обязанность по осуществлению
погребения умершего [3].
Следует
рассмотреть
нормативно-правовую
базу
регулирующая
назначение и выплату пособия на погребение:
– ФЗ от № 8, указывает на круг лиц, порядок выплаты и необходимые
документы для оформления и получения социального пособия на погребение;
– Налоговый Кодекс Российской Федерации, регулирует сумму выплаты
по пособию.
Согласно пункту 1 статьи 10 №8, пособие получает любой гражданин,
организовавший и оплативший похороны. При этом не указывается,
конкретного определенного лица по отношению к покойному, кто может
получить данное пособие. В результате выделен круг лиц, которым на
основании законодательства может производится:
–
супругу (супруге) умершего человека;
–
близкому
родственнику
(нормы
Гражданского
кодекса
подразумевают родителей, детей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, внуков);
–
иным родственникам (не перечисленным в пункте выше);
–
законному представителю умершего (попечителям, усыновителям,
опекунам и т.п.);
18
–
иному лицу (человеку из ряда друзей, коллег, соседей), взявшему на
себя оплату расходов.
Также в вышеуказанном законе указаны категории лиц, за которых
государство выплачивает пособие:
–
пенсионеры;
–
работающие граждане;
–
несовершеннолетние;
–
безработные;
–
мертворожденные дети.
Остальным категориям государство гарантирует погребение в таких
случаях:
– Лицам, не имеющих супругов, близких и дальних родственников,
законных
представителей
и
иных
лиц,
которые
взяли
бы
на
себя
соответствующие расходы, – похороны осуществляет специализированная
служба. В последствии ее затраты компенсируются из федерального бюджета;
– Служащим силовых ведомств, погибших при несении службы, на
сборах
и
в
мирное
время,
(похороны
оплачиваются
из
бюджета
соответствующего федерального ведомства);
– Лицам, отбывающим наказание, и осужденным к пожизненному
лишению свободы в отношении которых приведен в действие смертный
приговор, погребение гарантировано порядком, установленным Министерством
юстиции РФ;
– Лицам, погибшим в результате организации террористического акта,
похороны организуются в соответствии с установленным Правительством
порядке. При этом запрещена выдача тел и извещение родственников о месте
захоронения.
Пункт 2 статьи 10 ФЗ № 8 разграничивает организации, в которые
заявитель должен обратиться за пособием, в зависимости от категории
умершего:
–
по месту работы;
19
–
в отделение Пенсионного фонда РФ;
–
в территориальный орган Фонда социального страхования РФ;
–
в отдел социальной защиты населения по месту регистрации;
–
в военкомате.
Случаи, когда выплата пособия на погребение переходит в организациюработодателю покойного:
–
покойный находился в трудовых отношениях;
–
умерший является несовершеннолетним, тогда право на обращение
получает один из родителей ребенка.
За
выплатой
имеют
право
обратиться
родственники,
законные
представители покойного, а также сотрудники этой же организации, понесшие
расходы на захоронение. При этом сотрудник может работать как по основному
трудовому договору (контракту), так и по совместительству [25, c. 12].
Несмотря на выплату пособия на погребение от государства, можно
также оформить и получить материальную помощь. Оформление и получение
данной формы поддержки возможно если в организации или предприятии где
работал покойный, существует коллективный договор, нормы которого
предусматривают соответствующие выплаты. Еще один вариант, когда на
предприятии активно действует профсоюзная организация (ячейка). Обычно, в
рамках профсоюза издается документ, предусматривающий выплату членам
материальной помощи на похороны родственников. Степень родства также
может быть ограничена утвержденным актом [21, c. 124].
Социальное
пособие
на
погребение
выплачивает
Управление
Пенсионного фонда, если умерший:
–
неработающий на день смерти пенсионер;
–
пенсионер осуществлял такой род деятельности, при котором не
происходит уплата сборов в Фонд социального страхования (адвокаты,
нотариусы, предприниматели, фермеры);
–
член родовых общин коренных народов Севера.
20
Компенсация оформляется на территории того субъекта Российской
Федерации Пенсионного фонда, где умерший получал пенсию.
Помимо пособия на погребение родственники могут рассчитывать на
неполученную пенсионером сумму пенсии. Это возможно, когда начисленные
средства пенсионер не успел снять в банке или получить на почте. Стоит
отметить, что эти деньги не включаются в состав наследуемого имущества.
Получить их могут родственники, проживавшие совместно с пенсионером на
момент смерти. Однако если члены семьи не обратились за получением
назначенной пенсии или таковые отсутствуют, то по истечении 6 месяцев
данная пенсия наследуется в общем порядке согласно законодательству.
Выплата пособия на погребение за счет средств территориальных органов
Фонда социального страхования допускается в случаях:
–
умерший на день смерти был зарегистрирован в качестве
страхователя;
–
умерший являлся несовершеннолетним, когда один из родителей
(законный представитель и иное лицо) выступают зарегистрированными
страхователями.
В данном случае средства фонда компенсируют затраты работодателя на
выплату пособия. А также затраты граждан в случае непосредственного
обращения за помощью, минуя нанимателя.
В орган социальной защиты населения обращаются родственники или
лица, осуществившие захоронение гражданина:
–
не имеющего статуса пенсионера;
–
не занимающегося трудовой деятельностью (безработного);
–
мертворождённого ребенка на сроке от 154 дней беременности.
Отдельно можно рассмотреть случай, когда на территории России
наступила смерть иностранного гражданина-пенсионера, прибывшего в гости к
родственникам. Если члены семьи приняли решение произвести захоронение
тела в населенном пункте своего проживания, то также могут рассчитывать на
получение пособия. В этом случае рассмотрение заявления будет происходить в
21
индивидуальном
обратившегося
порядке.
за
Сотрудники
помощью,
могут
письменно
попросить
изложить
родственника,
ситуацию
в
виде
пояснительной записки [36, c. 54].
Порядок обращения граждан в специализированные службы в случае
обнаружения
признаков
прекращения
жизнедеятельности
человека,
страдавшего хроническим заболеванием, родственникам либо иным лицам
необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства умершего для
констатации факта смерти и получения медицинского свидетельства о смерти.
В нерабочие для поликлиник дни необходимо обратиться на станцию скорой
медицинской помощи для констатации факта смерти и на следующий после
выходного день в поликлинике получить медицинское свидетельство о
смерти [8, c. 412].
При внезапной смерти или при наступлении смерти от насильственных
причин или подозрений на них родственникам либо иным лицам необходимо
обратиться в дежурную часть полиции города и на станцию скорой
медицинской помощи для констатации факта смерти, а также получения
постановления (направления) о доставке тела умершего в морг судебномедицинской экспертизы.
При
получении
сообщения
от
оперативного
дежурного
специализированная служба обязана прибыть по указанному адресу в течение
времени, установленного законодательством, и приступить к выполнению
работ по доставке тела умершего в морг.
Тела покойных граждан доставляются в морг, завернутые в простыню и
полиэтиленовую клеенку (мешок из нее). Доставку в морг тел умерших,
обнаруженных на улицах, в лесопарковых зонах, жилом фонде города,
личность которых не установлена или не востребована родственниками,
независимо от причины наступления смерти осуществляет пункт полиции
города.
Лица, взявшие на себя обязанность по погребению умершего, возмещают
затраты:
22
– специализированной службе по доставке тел умерших в морг;
– медицинскому учреждению (моргу) за санитарно-гигиенические
процедуры, облачение тела в одежду и укладывание его в гроб.
Если тело умершего находится в морге более двух суток с момента
установления причин смерти и отсутствуют основания для его дальнейшего
содержания, родственники или иные представители обязаны оплатить
медицинскому учреждению (моргу) за содержание тела в морге сверх
установленного срока. При погребении должна исполняться воля покойного,
выраженная письменно или в присутствии свидетелей: о согласии (или
несогласии) на патологоанатомическое вскрытие, изъятие из тела органов и
тканей; о процедуре и месте погребения; о доверии совершить погребение
конкретному лицу [10, c. 12].
Таким образом, согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ № 8, пособие получает
любой гражданин, организовавший и оплативший похороны. Следовательно,
социальное пособие на погребение является денежной формой обеспечения,
оно предоставляется гражданам в качестве одного из видов социального
обеспечения, помощи, поддержки, выплачиваемой гражданам от государства.
23
2
Проблемы
развития
сферы
ритуально-похоронного
дела
в
Российской Федерации
2.1 Основные проблемы и перспективы развития сферы ритуальнопохоронного обслуживания
Правовой основой государственного и муниципального управления в
сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения является
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12 января
1996 года [4]. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с
погребением умерших, и устанавливает:
– гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного
лицом при жизни, и пожелания родственников;
– гарантии государственных органов на предоставление родственникам
материальной и иной помощи для погребения умершего;
– санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест
погребения;
– основы организации похоронного дела в Российской Федерации как
самостоятельного вида деятельности [35].
На сегодняшний день сфера ритуальных услуг и похоронного дела
является достаточно проблемной, сложной и не прозрачной. Крайне редко
публично говорят о бедах и недостатках в этой отрасли, слишком уж она
деликатна. Тем не менее, отсутствует необходимое внимание проблемам
ритуально-похоронной сферы как со стороны государственных, так и местных
органов управления. Во многих регионах до настоящего времени не
организованы и не функционируют государственные специализированные
службы, нет попечительских советов по вопросам погребения и похоронного
дела. В результате в стране нет строгого плана развития этой сферы, целостных
решений возникающих проблем. В итоге похоронные услуги развиваются
24
самобытно, с огромным количеством перекосов, заложниками которых
являются
простые
граждане.
Этим
пользуются
как
недобросовестные
муниципальные власти, так и коммерческие организации [38].В большинстве
городов Российской Федерации присутствуют компании оказывающие услуги
погребения с долей на рынке более 40%, а в превалирующем большинстве эта
доля превышает 65-80%. Это означает что данная сфера услуг фактически
монополизирована. Как правило, это МУПы, ГУПы. Именно этот факт и
является одной из ключевых причин высоких цен в данной сфере.
Еще на Парламентских слушаниях в Государственной Думе в 2003 годe о
практике применения федерального закона «О погребении и похоронном деле»
отмечалось, что «общее состояние похоронного дела в РФ имеет ряд серьезных
недостатков.
Отсутствует
единая
государственная
политика
развития
похоронного дела и общегражданская похоронная культура, отсутствует
нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу» [26].
В качестве продавцов на данном рынке выступают юридические лица –
специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые
органами местного самоуправления, а также иные хозяйствующие субъекты,
осуществляющие этот вид деятельности [37].
Следует отметить, что в муниципальных районах Республики Мордовия
отсутствуют
хозяйствующие
субъекты,
предоставляющие
минимально
необходимый для захоронения в землю перечень услуг. В основном работают
магазины по продаже товаров, необходимых для погребения, а услуги,
входящие в данный перечень, например, приобретение и доставка предметов,
необходимых для ритуала, рытье могилы, опускание гроба и другие,
осуществляются родственниками или близкими людьми умершего. Данное
обстоятельство во многом связано с тем, что численность населения
муниципальных районов мала, в среднем составляет 20-30 тыс. человек. Рынок
ритуальных услуг не развит [46].
В городском округе Саранск можно выделить три хозяйствующих
субъекта, осуществляющих данные услуги. Это муниципальное предприятие
25
городского округа Саранск «Радуга – ритуальные услуги», ЗАО «Военномемориальная
компания»,
ИП
Левашов
В.В.
Наиболее
крупное
из
перечисленных – МП г. о. Саранск «Радуга – ритуальные услуги». Но даже на
данном предприятии минимально необходимый для захоронения в землю
перечень услуг не осуществляется в совокупности и не рассматривается
комплексно. Часть услуг может заказываться у МП г. о. Саранск «Радуга –
ритуальные услуги», другая часть у другого хозяйствующего субъекта [44].
Фактически
функции
специализированной
службы
по
вопросам
похоронного дела в г. о. Саранск осуществляет МП г. о. Саранск «Радуга –
ритуальные услуги», однако, правового закрепления данного статуса она не
имеет. В других муниципальных районах Республики Мордовии данная служба
не создана, находится на стадии формирования, поэтому многие вопросы из-за
отсутствия
специализированной
муниципального
района.
Это
службы
решаются
вопросы,
связанные
службами
с
ЖКХ
социальными
захоронениями, с организацией выделения мест на кладбище. Что касается мест
захоронения (кладбища), то данные земли находятся в собственности либо
муниципального района, либо г. о. Саранск, ни на каком основании
хозяйствующему субъекту они не передавались, и все организации имеют
равный доступ на кладбища для осуществления деятельности.
Погребение и похоронное дело становится отраслью городского
хозяйства
регионов,
поскольку,
содержание
и
благоустройство
мест
захоронения финансируется за счет средств бюджета города. Выплата пособия
на погребение является одним из видов социального обеспечения. За
обществом
и
государством
сохраняется
обязанность
по
бесплатному
погребению умерших одиноких граждан, неопознанных лиц, а также лиц без
определенного места жительства. Наиболее часто и остро проблемы в этой
сфере возникают в больших городах из-за нехватки мест, либо в связи с
оформлением прав на захоронения на исторических, старинных кладбищах. Но
на самом деле выходит так, что тарифы на товары, работы и услуги в сфере
погребения и похоронного дела устанавливаются специализированными
26
службами или частными лицами, которые осуществляют данную деятельность
самостоятельно.
Таким образом, весь комплекс проблем по предоставлению ритуальных
услуг говорит о том, что для качественного развития данной сферы нужна
целевая федеральная программа развития отрасли, учитывающая указанные
проблемы и определяющая пути их решения, развития данной сферы
отношений. Пока у этой отрасли нет министерства отвечающего за её развитие
и выработку политики. Федеральная антимонопольная служба, в своей
деятельности, стремится делать все необходимое для создания благоприятных
условий для жизни граждан.
2.2 Сроки выплаты и размер пособия на погребение в РФ
Материальная поддержка, назначаемая по факту смерти гражданина – это
пособие на погребение. Данная выплата не относится к числу постоянных, она
предоставляется разово, при наличии факта смерти и наличии документов
закрепленных на законодательном уровне Российской Федерации, так и
субъектов
Общий пакет документов для получения пособия на погребение
включает:
– заявление на выплату (образцы присутствуют на сайтах органов,
производящих перечисления средств);
– паспорт заявителя;
–
справку
о
смерти
по
форме
№
11
(выдается
ЗАГСом)
(Приложение Б).
Дополнительно при обращении в территориальном органе Пенсионного
фонда подаются документы:
– справка территориального органа Фонда социального страхования о
том, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию – в
27
случае, когда умерший занимался частной практикой, предпринимательством
или относился к членам родовых общин коренных малочисленных народов
Севера.
Федеральный закон № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
устанавливает фиксированный размер социального пособия на погребение. На
момент принятия нормативно-правового акта (2009 г.) сумма, подлежащая
выплате,
составляла
4000
рублей.
Статья
10
Федерального
закона
предусматривает ежегодную индексацию в соответствии с нормами закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год. Также данная социальная
выплата
подвергается
прогнозируемой
в
государстве
индексации.
В
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 г. № 813 «О
сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых
согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей
возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а
также предельного размера социального пособия на погребение», индексация
предельного размера социального пособия на погребение осуществляется
ежегодно с 1 января, начиная с 2011 года, исходя из прогнозируемого уровня
инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год и на плановый период.
Однако в связи со сложной экономической ситуацией в России
индексация выплаты не производилась в 2017, но в этом году при индексации
пенсий пособие увеличили на 5,4%. Размер пособия на погребение с
01.02.2019 года составлял 5946,47 рублей. Размер пособия в предыдущие годы
можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 – Размер пособия в предыдущие годы
С 1 февраля 2019 года
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
Размер индексации
1,043
1,025
1,054
не индексируется
1,055
5,0%
28
Предельный размер пособия
5946,47 рублей
5701,31 рублей
5562,25 рублей
5277,28 рублей
5277,28 рублей
5002,16 рублей
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
4763,96 рублей
4515,6 рублей
4260 рублей
4000 рублей
4000 рублей
5,5%
6,0%
6,5%
–
–
Следует заметить тот факт, что в некоторых субъектах Российской
Федерации, где действует районных коэффициент в части социальных пособий,
размер социального пособия будет, увеличивается пропорционально. В
некоторых
регионах
страны
местным
законодательством
установлены
дополнительные выплаты или иная форма материальной помощи в связи со
смертью близкого родственника.
Следовательно, на современном этапе развития экономических реформ
Российская Федерация оказалась способной полностью выполнять свои
обязательства по финансированию социальной сферы в целом и социальной
защиты в частности, что показывает возможность обеспечения социальным
пособием на погребение в полном объеме всем гражданам страны.
2.3 Статистический анализ получателей пособия на погребение за
2016-2017 г. в Республике Мордовия на материале Отделения Пенсионного
фонда Российской Федерации по Республике Мордовия
Пенсионный фонд России (ПФР) – один из трех государственных
внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование
в Российской Федерации. Фонд выполняет функции государственного
страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Координацию
деятельности Пенсионного фонда выполняет Министерство труда и социальной
защиты Российской Федерации. Управление пенсионного фонда Российской
Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, является
структурным подразделением Пенсионного фонда РФ. Одним из направлений
деятельности ПФР, является обеспечение граждан социальными выплатами,
которые относятся к компетенции фонда, и одной из этих социальных выплат
29
является социальное пособие на погребение.
Если рассматривать динамику смертности пожилых людей как в
Российской Федерации, так и на уровне Республики Мордовия, то можно
заметить, что произошли существенные изменения Республика Мордовия
входит в список регионов Российской Федерации с наибольшей смертностью
среди лиц пожилого возраста. Стоит задуматься, почему такое происходит, ведь
с каждым годом медицина внедряет свои новейшие технологии, которые могли
бы обеспечить достойные условия для жизни и здоровья граждан еще на долгие
годы. Тревожно воспринимается убыль мордовского этноса, по отношению к
смертности в других субъектах Российской Федерации, так как согласно
статистическим данным Росстата, Республика Мордовия находится на
тревожном уровне. В обществе происходит возражение к развитым странам
Запада, где негативные демографические процессы начались давно. Но в этих
странах нет такой высокой смертности, как в Российской Федерации, в
частности в Республике Мордовия. Именно сочетание низкой рождаемости и
высокой смертности делает депопуляцию в регионе крайне трагичной. Но
следует подчеркнуть, что трагизм сложившейся демографической ситуации
обусловлен даже не самой депопуляцией, а теми негативными последствиями,
которые она в себе несет. Изменения в демографических процессах, прежде
всего, привели к радикальной смене направлений в развитии сельских
поселениях. Разрушительные процессы стали распространяться не только на
мелкие и средние, но и на крупные поселения, составляющие основу опорного
каркаса современного сельского расселения. Если произойдет дальнейшее
ухудшение демографической
ситуации
в
регионе,
то
малонаселенные
территории западных и юго-восточных районов могут «обрушиться» и
превратиться в слабо освоенную дальнюю периферию. Перспективы такой
ситуации
требуют
разработки
срочных
мер
региональной
политики,
направленных на поддержание демографического потенциала как в городах,
так и в сельских поселениях.
30
Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом процессе старения
населения, каждый пятый житель пенсионного возраста (27,0 %). Многолетняя
миграция преимущественно молодых жителей села значительно деформировала
возрастную структуру населения. Каждый третий житель села – пенсионного
возраста (30,5 %). Население Республики Мордовия за 2017 год уменьшилось
на 1,4 тыс. человек и к началу 2018 г. составило 80,6 тыс. человек [26].
Снижение численности населения произошло только за счет естественной
убыли населения (3,5 тыс. чел.). За 2017 год снижение численности населения
отмечено
во
всех
муниципальных
районах
республики.
Наибольшее
сокращение численности населения произошло в Атюрьевском (на 4,3%) и
Большеигнатовском (на 3,0%) районах. Горожан на 1 января 2017 г. в
республике насчитывалось 505,3 тыс. человек, или 62,4 %, а сельских жителей –
303,20 тыс., или 37,6%.
Если брать в рассмотрение данные по получателям социального пособия
на погребение в Управлении Пенсионного фонда РФ в городском округе
Саранск Республики Мордовия, то смертность населения пенсионного возраста
в Республике Мордовия за 1 квартал 2017 г. составила 56,9% от общего числа
умерших, за аналогичный период 2016 г. – 62,6%. Статистический анализ
смертности населения Республики Мордовия за первый квартал 2016 и 2017
года представлен на рис. 1.
2855 3001
1387 1513
ОБА ПОЛА
МУЖЧИНЫ
1492 1602
1468 1488
ЖЕНЩИНЫ
2017
ГОРОДСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
1263 1300
СЕЛЬСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
2016
Рисунок 1 – Смертность населения Республики Мордовия за 1 квартал
2016 и 2017 г.
31
Из рисунка 1, следует, что смертность в 2017 была ниже, чем в
предыдущем году, причем если рассматривать смертность по половому
признаку, то наибольшее количество умерших составляет мужской пол,
относящийся к городскому населению. Смертность женского пола в период
2016-2017 г. не существенно изменилась, как и количество умерших из
сельского населения. Естественная убыль населения в 2018 году составила 3839
человек и возросла на 2,5%. Несмотря на некоторое повышение рождаемости (к
2012 году на 11,4%), Республика по-прежнему относится к проблемным и
демографически неустойчивым регионам страны. Отмечается незначительное
увеличение рождаемости в республике за последние три года.
Также следует рассмотреть показатели смертности среди лиц пожилого
возраста. Данные представлены на рисунке 2, в сравнение брались те же
показатели, как и на рисунке выше, в том же временном промежутке.
1881
1626
1046
903
870
723
756
835
498
133
ОБА ПОЛА
МУЖЧИНЫ
ЖЕНШИНЫ
2017
ГОРОДСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
СЕЛЬСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
2016
Рисунок 2 – Смертность лиц пожилого возраста Республики Мордовия за
первый квартал 2016 и 2017 г.
Характерной особенностью Республики Мордовия является более
высокая
смертность
пенсионного
возраста
преимущественно
мужского
населения, проживающего как в городской, так и в сельской местности. Исходя
из вышеуказанной статистической информации можно сделать вывод, что
произошли значительные изменения в репродуктивном поведении населения, в
возрастной и семейной структурах, миграционном движении.
32
Таким образом, рассмотрев естественные процессы происходящие с
населением такие как рождаемость и смертность можно сделать вывод, что
если
демографическая
картина
Республики
Мордовия
не
придет
к
существенным изменениям получателей социального пособия на погребение в
Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике
Мордовия будет все больше и больше, так как в настоящее время каждый
пятый житель Республики Мордовия является лицом пенсионного возраста и с
каждым последующим годом их будет становиться больше. Значит и число
получателей социального пособия на погребение из средств Пенсионного
фонда с каждым годом будет также расти.
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо подвести итог необходимости и насущности
регулирования похоронной сферы в РФ.
На сегодняшний день в Российской Федерации организация похорон
осуществляется органами местного самоуправления субъектов РФ. Все
необходимые услуги по погребению осуществляют специализированные
службы по решению вопросов похоронного дела, которые создаются органами
местного самоуправления. Нельзя не забывать о том, что в современном
действующем законодательстве, регулирующем отношения по оказанию
ритуальных услуг, отсутствует системное правовое регулирование данных
отношений, что затрудняет формирование правовых основ рынка ритуальных
услуг. Существующие нормативные акты, непосредственно затрагивающие эту
сферу деятельности, не содержат четко прописанные нормативные показатели
содержания и объема, надлежащего качества и безопасности ритуальных услуг,
гарантий и способов их предоставления, ответственности за их несоблюдение.
Действующие законы не отвечают в полной мере потребностям граждан,
нуждаются в обновлении, а зачастую в пересмотре с учетом сложившейся
правоприменительной
практики
в
государстве
по
организации
и
предоставлению ритуальных услуг.
Существует необходимость принятия нового закона, главной целью
которого должно стать упорядочении ситуации в сфере ритуальных услуг, а
также выведение его на правовой уровень. Необходимо признать, что
существование теневого рынка в ритуальной отрасли обусловлено обострением
конкурентной борьбы в этой специфической сфере предпринимательства. В
свою очередь, поскольку такие услуги недостаточно контролируются со
стороны правоохранительных органов, они довольно часто связаны с
нарушениями действующего законодательства, в том числе и уголовного.
Причин сложившегося положения дел несколько:
– перенасыщение рынка ритуальных услуг;
–
отсутствие
добросовестной
конкуренции
среди
предприятий
ритуальных услуг;
–
недобросовестность
работников
ритуальных
предприятий,
паразитирующих на чувствах родственников усопших;
– зачастую, в сфере оказания ритуальных услуг работают люди с клеймом
социального аутсайдерства, что на бытовом языке называется, – неудачники;
– на рынке ритуальных услуг (особенно в больших городах с населением
более, чем 1 млн. человек) наблюдается серьёзное обострение конкурентной
борьбы;
– нельзя забывать о незаконной трансплантологии, которая процветает во
всём мире и непосредственно связана с ритуальными услугами;
– злоупотребления работников ритуальных предприятий часто связаны с
вовлечением
в
незаконную
деятельность
медицинских
работников
и
полицейских, которые первыми узнают о смерти человека;
– в России традиционные способы захоронения (погребение тела в
могилу)
уже
сегодня
не
обеспечены
приспособленными
для
этого
территориями, из-за чего возникает спекулятивная торговля участками под
захоронения;
– привлечение к ответственности работников ритуальных предприятий
бывает
довольно
трудно
из-за
принципиального
несовершенства
законодательства (невозможно придумать закон, карающий за чёрствость).
Учитывая, в каком положении
находятся близкие родственники
умершего, государство предлагает свою помощь и поддержку. Они выражаются
либо в выплате денежной суммы, либо вместо выплаты пособия на погребение
может предоставляться комплекс услуг на безвозмездной основе. Согласно
пункту 3 Указа Президента РФ от 29.05.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав
граждан
по
предоставлению
услуг
по
погребению
умерших»,
специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать
на безвозмездной основе услуги по погребению, предусмотренные статьей 9
35
Федерального закона от 12.01.1996. № 8 (ред. от 07.03.2018 г. № 56-ФЗ) «О
погребении и похоронном деле». На практике же все обстоит немного иначе.
На безвозмездной основе оформляются только документы, необходимые для
погребения.
В соответствии с положениями, гражданам, взявшим на себя обязанности
по погребению умершего, гарантированы по их выбору либо определенный
перечень ритуальных услуг, предоставляемых на безвозмездной основе за счет
государства, либо пособие на погребение, целью которого является возмещение
понесенных
расходов,
лицам,
осуществляющим
погребение.
Согласно
статистическим данным Пенсионного фонда Российской Федерации, 42,9 млн.
населения составляют лица пожилого возраста, 572 млрд. рублей было
направлено на выплату социальный услуг, относящихся к компетенции фонда,
а непосредственно 8 млрд. рублей за 2017 год были выплачены населению
согласно социальному пособию на погребение. На сегодняшний день, сумма по
пособию на погребение составляет 5947,46 рублей (см. Приложение В), в то
время как минимальная стоимость ритуальных услуг составляет в несколько
раз больше данной суммы. И лицам, взявшим на себя обязанности по
погребению умершего, приходится за все платить из своих собственных
средств.
Таким образом, сфера похоронного обслуживания в современной
Российской Федерации является важным элементом рыночной системы
хозяйствования, имеющей свои особенности и нормы, что обуславливает
выделение отрасли погребения как самостоятельный вид деятельности,
подразумевая разработку комплекса мер по развитию в тесной связи
федеральных органов и муниципалитета субъектов Российской Федерации. В
настоящее время ритуальная сфера в РФ законодательно не контролируется
надлежащим образом.
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская
газета. – 1993. – № 237.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон [от
21.10.1994 г. № 86-ФЗ] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы Гарант.
3 Гражданский процессуальный кодекс РФ: федер. закон [от 23.10.2002 г.
№ 451] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
4 О погребении и похоронном деле: федер. закон [от 03.07.2016 г. № 8
(ред. от 07.03.2018)] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы Гарант.
5 Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации: закон РФ [ от 23.12.2013 г. № 442 (ред. от 21.07.2014)] –
[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
6 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства
РФ [от 17.11.2008 г.] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы Гарант.
7 Агафонов В. А. Право социального обеспечения / В. А. Агафонов. – М. :
Юрайт-Издат, 2016. – 573 с.
8 Аракчеев В. С., Агашев Д. В., Евстигнеева Л. А Право социального
обеспечения России: учеб. пособие / В. С. Аракчеев и др. – Томск : Томский
государственный университет, 2016. – 392 с.
9 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник /
М. В. Баглай. – М. : Норма, 2017. – 784 с.
10 Буянова М. О. Право социального обеспечения России: учебник /
М. О. Буянова. – М. : Проспект, 2016. – 640 с.
37
11 Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения
в Российской Федерации / В. П. Галаганов. – М. : Кнорус, 2016. – 152 с.
12 Галаганов В. П. Право социального обеспечения / В. П. Галаганов. –
М. : Кнорус, 2016. – 512 с.
13 Горшков А. В. Право социального обеспечения / А. В. Горшков. – М. :
Омега-Л, 2016. – 158 с.
14 Грачев Р. Ю., Корнеева О. В., Вахрушева Ю. Н. Комментарий к
Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и
похоронном деле» (постатейный) / Р. Ю. Грачев и др. – М. : Высшее
образование, 2016. – 89 с.
15 Григорьев И. В. Право социального обеспечения: краткий курс
лекций / И. В. Григорьев. – М. : Юрайт-Издат, 2015. – 203 с.
16 Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России: учеб. пособие /
Т. С. Гусева. – М. : Юркомпани, 2015. – 276 с.
17 Гущин И. В. Право социального обеспечения / И. В. Гущина. –
Гродно : ГрГУ, 2015. – 418 с.
18 Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: краткий курс
лекций / Г. Д. Долженкова. – М. : Высшее образование, 2014. – 149 с.
19 Елютина M. Э. Ритуальные похоронные практики: содержательные
изменения / М. Э. Елютина // Социологические исследования. – 2016. – № 9. –
С. 86-94.
20 Захаров М. Л. Социальное страхование в России. Прошлое, настоящее
и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на
производстве) / М. Л. Захаров. – М. : Проспект, 2015. – 312 с.
21 Захаров М. Л. Право социального обеспечения в России /
М. Л. Захаров. – М. : Наука, 2016. – 492 с.
22 Зенин И. А. Гражданское право: учебник / И. А. Зенин. – М. : Юрайт,
2016. – 672 с.
23 Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и
определениях: учебное пособие / А. А. Кауфман. – М. : Проспект, 2016. – 80 с.
38
24 Кондратьева З. А., Буянова М. А., Кобзева С. И. Право социального
обеспечения: учеб. пособие / З. А. Кондратьева и др. – М. : Кнорус, 2016. –
480 с.
25 Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России /
С. И. Кобзева. – М. : Проспект, 2016. – 264 с.
26 Кулицкая Л. И. К вопросу о правовом регулировании погребения и
похоронной
деятельности
как
сегмента
рынка
социальных
услуг
/
Л. И. Кулицкая // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. –
№ 3 (45). – С. 132-135.
27 Лексин В. Н. Умереть в России / В. Н. Лексин // Мир в России. –
2016. – № 4. – С. 124-161.
28 Лютов Н. Л., Кобзева С. И., Крылов К. Д. Конституционные основы
трудового права и права социального обеспечения. Состояние и перспективы /
Н. Л. Лютов и др. – М. : Проспект, 2016. – 168 с.
29 Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов. –
М. : Юристъ, 2016. – 245 с.
30 Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для
бакалавров / Е. Е. Мачульская. – М. : Юрайт-Издат, 2016. – 575 с.
31 Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. –
М. : Маркет ДС, 2017. – 640 с.
32 Миронова Т. К. Право социального обеспечения: учеб. пособие /
Т. К. Миронова. – М. : Кнорус, 2016. – 312 с.
33
Морозова
Л.
А.
Теория
государства
и
права:
учебник
/
Л. А. Морозова. – М. : Российское юридическое образование, 2016. – 384 с.
34 Набиев Р. Г. Возмездное оказание ритуальных услуг в Российской
Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / Р. Г. Набиев. – Волгоград, 2016. –
21 с.
35 Никулин В. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб.
пособие / В. В. Никулин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2016. –
332 с.
39
36 Носырева Е. И., Фильченко Д.Г. Практикум по гражданскому
процессу: учеб. пособие / Е. И. Носырева и др. – М. : Инфотропик, 2016. –
300 с.
37 Орловский Ю. П. Право социального обеспечения: учеб. пособие /
Ю. П. Орловский. – М. : Юрайт, 2016. – 539 с.
38 Потапова А. А. Гражданское процессуальное право / А. А. Потапова. –
М. : РГ-Пресс, 2016. – 32 с.
39 Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н. Гусова. –
М. : ПБОЮЛ, 2016. – 328 с.
40 Родионова О. М. Источники гражданского права: история и
современность: монография / О. М. Родионова. – Саранск : Эко-Пресс, 2016. –
144 с.
41
Рождествина
А.
А.
Право
социального
обеспечения
/
А. А. Рождествина. – М. : Дана, 2016. – 139 с.
42
Рожков
С.
В.
Совершенствование
правового
регулирования
деятельности субъектов похоронного дела в Российской Федерации /
С. В. Рожков // Объединенный научный журнал. – 2015. – № 13. – С. 9-12.
43 Смоленский М. Б. Право социального обеспечения в Российской
Федерации / М. Б. Смоленский. – М. : Феникс, 2015. – 224 с.
44 Соколов И. А. Конституционное право Российской Федерации: учеб.
пособие. – М. : МГИУ, 2015. – 260 с.
45 Социальная работа: российский энциклопедический словарь / под ред.
В. И. Жукова. – М. : Союз, 2015. – 280 с.
46 Степина Л. С. О выплате пособий на погребение / Л. С. Степина //
Пенсия. – 2015. – № 2. – С. 28-38.
47
Сулейманова
Г.
В.
Право
социального
обеспечения
/
Г. В. Сулейманова. – М. : Юрайт-Издат, 2016. – 559 с.
48 Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учебник /
Э. Г. Тучкова. – М. : Проспект, 2016. – 456 с.
40
49 Чаусская О. А. Гражданское право: курс лекций / О. А. Чаусская. – М. :
Эксмо, 2016. – 88 с.
50 Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения: учебник /
В. Ш. Шайхатдинов. – М. : Юрайт, 2016. – 573 с.
51 Статистический справочник Госкомстат России – [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru.
41
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Бланк заявления на выплату социального пособия на погребение
Управляющему Отделением Пенсионного
фонда по Республике Мордовия
Василькину В.И.
от____________________________
______________________________
проживающего(щей) по адресу:___
______________________________
паспорт_______________________
выдан ________________________
дата выдачи ___________________
телефон_______________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу выплатить пособие на погребение умершего______________
______________________________________________________________.
(Ф.И.О. умершего)
Умер «____»_________________20___г.
Похороны производил(а) на свои средства.
Документы прилагаю:
_________________________________________________________________,
__________________________________________________________________,
__________________________________________________________________,
__________________________________________________________________.
«____»_________________20___г.
Подпись: ____________
42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Справка о смерти (форма № 11)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Решение Совета депутатов г. о. Саранск РМ «О внесении изменения в
решение Совета депутатов г. о. Саранск от 26 февраля 2009 г. № 268 «Об
утверждении стоимости услуг, предоставляемых по гарантированному перечню
услуг по погребению»
Окончание ПРИЛОЖЕНИЯ В
44
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Таблица Г.1 – Численность населения Республики Мордовия по полу и
возрасту на 1 января 2017 года
Возраст (лет)
Все население
мужчины мужчины
и
женщины
женщины
Городское население
Сельское население
мужчины мужчины женщины мужчины и мужчин женщины
и
женщины
ы
женщины
0-4
5-9
10-14
15-19
20-24
25-29
30-34
35-39
40205
39902
36267
34617
46175
64770
64787
57321
20710
20410
18730
17201
23922
33499
34355
29754
19495
19492
17537
17416
22253
31271
30432
27567
26953
25970
23545
23270
33849
44613
42789
37433
13875
13305
12274
11462
17402
22761
22090
18893
13078
12665
11271
11808
16447
21852
20699
18540
13252
13932
12722
11347
12326
20157
21998
19888
6835
7105
6456
5739
6520
10738
12265
10861
6417
6827
6266
5608
5806
9419
9733
9027
40-44
45-49
50-54
55-59
60-64
65-69
70-74
75-79
80-84
85-89
90-94
95-99
100 и старше
56845
54770
61990
70312
57653
45648
18553
29739
16075
9140
3192
477
103
218827
28575
26844
29633
32065
24328
17608
6266
8532
3791
1732
450
74
16
62797
28270
27926
32357
38247
33325
28040
12287
21207
12284
7408
2742
403
87
156030
35851
31635
35474
41035
34499
28090
11091
15791
7422
4083
1620
263
56
126419
17558
14875
15906
17531
13655
10294
3655
4455
1723
794
263
46
11
34896
18293
16760
19568
23504
20844
17796
7436
11336
5699
3289
1357
217
45
91523
20994
23135
26516
29277
23154
17558
7462
13948
8653
5057
1572
214
47
92408
11017
11969
13727
14534
10673
7314
2611
4077
2068
938
187
28
5
27901
9977
11166
12789
14743
12481
10244
4851
9871
6585
4119
1385
186
42
64507
150991
77051
73940
99738
50916
48822
51253
26135
25118
438723
238647
200076
279175
147016
132159
159548
91631
67917
808541
378495
430046
505332
232828
272504
303209
Лиц
пенсионного
возраста
Несовершеннолетние
Лица
трудоспособного
возраста
46
157542
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв