Министерство науки и высшего образования РФ Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)
К ЗАЩИТЕ ДОПУСТИТЬ
ИО заведующего кафедрой
АСУ, к. т. н, доцент
В.В. Романенко
« _»
2020 г.
Парфенова Мария Дмитриевна
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО
РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА МОНОГОРОДА
Направление магистратуры 09.04.01 – Информатика и вычислительная
техника
Магистерская программа – Автоматизированные системы обработки
информации и управления в экономике
Диссертация на соискание академической степени магистра
Научный консультант,
к.т.н., директор ООО «Дельта»
А.Н. Важдаев
« »
2020 г.
Магистрант гр. 438-М2
М.Д. Парфенова
«
»
2020 г.
Научный руководитель,
профессор кафедры АСУ,
д.т.н.
А.А. Мицель
«
»
2020 г.
Томск 2020
2
РЕФЕРАТ
Диссертация на соискание академической степени магистра, 73 страницы,
33 рисунка, 9 таблиц, 6 формул, 42 источника, 4 приложения.
МОНОГОРОД, МАЛЫЙ БИЗНЕС, СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ,
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ,
ИНТЕГРАЛЬНАЯ
СИСТЕМА,
НАЛОГОВАЯ
НАГРУЗКА,
УРОВЕНЬ
ИНДЕКС
СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ, ТЕОРИЯ ИГР, ИГРОК, ВЫИГРЫШ,
РАВНОВЕСИЕ НЭША.
Объектом исследования является малый бизнес в моногородах России.
Предметом исследования является методология теории игр.
Цель работы состоит в построении системы поддержки принятия решений
моделирования
взаимодействия
трех
элементов
замкнутой
социально-
экономической системы моногорода: моногорода, малого бизнеса и населения для
рассмотрения возможных стратегий изменения и развития малого бизнеса.
Задачами исследования являлось изучение теории игр, определение
интересов игроков, рассматриваемых в моделировании, поиск количественного
отображения
интересов,
построение
модели
взаимодействия
игроков
с
использованием теории игр и создание программы для вычислений.
Научной новизной является построение с использованием теории игр
модели взаимодействия трех игроков одновременно, применимо к проблеме
моногородов, которое ранее в литературе не встречалось.
Диссертационная работа содержит:
теоретические и методологические аспекты методологии теории игр;
построение математических моделей взаимодействия моногорода,
малого бизнеса и населения в замкнутой социально-экономической
системе;
проектирование программного продукта;
описание интерфейса и функций программы.
3
Результатами
выполнения
работы
является
моделирование
с
использованием теории игр взаимодействия трех игроков – моногорода, малого
бизнеса и населения, и создание программы, позволяющей производить
вычисления.
Диссертационная работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Office
2016, с применением Microsoft Office Excel 2016 и Ramus. Также представлена
презентация, выполненная в Microsoft Office PowerPoint 2016 в качестве
графического материала.
Программный продукт разработан на языке JavaScript с использованием
фреймворка electron.js.
4
ABSTRACT
Thesis for an academic master's degree, 73 pages, 32 drawings, 9 tables, 6
formulas, 42 sources, 4 applications.
SINGLE-INDUSTRY TOWN, SMALL BUSINESS, DECISION MAKING
SUPPORT SYSTEM, SOCIO-ECONOMIC SYSTEM, UNEMPLOYMENT LEVEL,
INTEGRAL TAX LOADING, SOCIAL WELL-BEING INDEX, GAME THEORY,
PLAYER, WINNING, NASH EQUILIBRIUM.
The object of the study are small business in the single-industry towns in Russia.
The subject of the study is the game theory methodology.
The purpose of the work is to build a decision support system for modeling the
interaction of three elements of a closed socio-economic system of a single-industry
town: a single-industry town, small businesses and the population to consider possible
strategies for changing and developing small businesses.
The objectives of the study were to study the game theory, determine the interests
of the players considered in modeling, searching for a quantitative representation of
interests, building a model of interaction between players using game theory and create
a program for calculations.
Scientific novelty is the construction of using game theory models the interaction
of three players at the same time, applicable to the problem of single-industry towns,
which had not previously been encountered in the literature.
The thesis contains:
theoretical and methodological aspects of the methodology of game theory;
construction of mathematical models for the interaction of a single-industry
town, small business and the population in a closed socio-economic
system;
software product design;
description of the interface and functions of the program.
5
The results of the work are modeling, using the theory of games, the interaction
of three players - a single-industry town, small business and the population, and creating
a program that allows calculations.
The thesis was written in the text editor of Microsoft Office 2016, using
Microsoft Office Excel 2016 and Ramus. A presentation made in Microsoft Office
PowerPoint 2016 as a graphic material is also presented.
The software product is developed in JavaScript using the electron.js
framework.
6
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
МБ – малый бизнес
ИСС – индекс социального самочувствия
СППР – система поддержки принятия решений
ЛПР – лицо, принимающее решение
SADT – (англ. «structured analysis and design technique») – методология
структурного анализа и проектирования
UI – пользовательский интерфейс
JS - JavaScript
7
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................... 8
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ ИГР ....................... 14
1.1 Вывод по главе 1 ..................................................................................................... 17
2 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ .......................................................... 18
2.1 Моделирование сценариев распределения субсидий .......................................... 18
2.1.1 Игра с равномерным распределением субсидий каждой отрасли .................. 19
2.1.2 Игра с максимизацией прибыли для моногорода ............................................. 20
2.1.3 Игра с ручным выделением субсидий одной отрасли...................................... 21
2.1.4 Сравнение сценариев ........................................................................................... 22
2.2 Моделирование взаимодействия моногорода с малым бизнесом...................... 23
2.2.1 Матрица игры распределения субсидий ............................................................ 23
2.2.2 Моделирование распределения субсидий ......................................................... 24
2.3 Моделирование бинарных игр попарно ................................................................ 27
2.3.1 Определение входных данных ............................................................................ 30
2.3.2 Матричное моделирование бинарных игр ......................................................... 32
2.3.3 Матричное моделирование игры на троих игроков ......................................... 34
2.4 Вывод по главе 2 ..................................................................................................... 39
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................ 40
3.1 Проектирование системы поддержки принятия решений .................................. 40
3.1.1 Постановка задачи ................................................................................................ 41
3.1.2 Построение SADT-модели .................................................................................. 42
3.2 Описание среды разработки ................................................................................... 45
3.3 Разработка программного продукта ...................................................................... 47
3.4 Результаты работы программы .............................................................................. 49
3.5 Вывод по главе 3 ..................................................................................................... 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................. 60
Список использованных источников .......................................................................... 62
8
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Моногород – это населенный пункт
или поселение городского типа, экономическая деятельность которого тесно
связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных
между собой предприятий. Также, моногородом считается населенный пункт или
поселение городского типа с численностью населения более 3000 человек, из
которых не менее 20% работают на предприятиях одной компании. Как правило,
она обеспечивает 50% и более валовой продукции муниципального образования.
Слово «моногород» является сокращением понятия «монопрофильный город».
Преимущественно, это города, созданные в свое время рядом с крупными
месторождениями,
где
преобладают
добывающие,
обрабатывающие
и
металлургические предприятия [1].
Зависимость
развития
города
от
деятельности
градообразующего
предприятия порождает ряд специфических проблем жизнедеятельности города:
1) узкая специализация работников, затрудняющая как трудоустройство
населения в случае сокращения производства, так и диверсификацию
экономики [2];
2) зависимость от динамики рынка сбыта продукции (и факторов, ее
формирующих), что порождает нестабильность отчислений в бюджет
территории, вероятный рост безработицы и, как следствие, социальную
напряженность, конфликтные ситуации;
3) невысокая заинтересованность градообразующего предприятия в развитии
социальной инфраструктуры [3].
На сегодняшний день насчитывается 319 монозависимых городов, из
которых 100 – моногорода с наиболее сложным экономическим положением, 148
– моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического
положения, 71 – моногород со стабильной социально-экономической ситуацией
[4].
Главная
проблема
моногородов
состоит
в
том,
что
если
на
«градообразующих» предприятиях начинаются увольнения, то большинство
9
трудоспособного
населения
города
не
сможет
найти
место
работы,
соответствующее их возможностям и потребностям. Безработица в моногородах
достигает 30%, тогда как средняя по стране составляет 7-8% [5].
По словам специалистов, сейчас во многих моногородах России нет
достаточного уровня условий для обеспечения расширенного воспроизводства
условий жизнедеятельности, что обусловливает настоятельность выявления и, в
последствии,
совершенствования
инструментов
регулирования
социально-
экономического взаимодействия города и градообразующего предприятия,
ориентированных на поддержание, а также формирование релевантной динамики
развития и конкурентоспособности моногородов [6].
В связи с этим можно предположить, что если качественно развивать
отрасли малого бизнеса в моногороде, то можно добиться незначительного
снижения уровня безработицы. В качестве возможного метода решения этой
задачи предлагается обратиться к теории игр.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что
проблема
моногородов
неоднократно
поднималась
и
рассматривалась
с
различных точек зрения во многих источниках, применение теории игр для
моделирования возможных решений не было широко освещено.
В 2018 году была опубликована статья о применении теории игр в целях
повышения эффективности реструктуризации градообразующих предприятий в
моногородах [7]. В этом исследовании рассматривалось взаимодействие двух
игроков – градообразующего предприятия (игрок А) и местного сообщества и
власти (игрок В), при условиях того, что игрок А может сократить сотрудников
или сохранить их численность. Игрок В, в свою очередь, может остаться
нейтральным к решению игрока А, может его поддержать или устроить
забастовку. На рисунке 1.1 изображена матрица выигрышей игрока А.
10
Рисунок 1 – Матрица выигрышей игрока А (градообразующее предприятие)
На рисунке 1.2 изображена матрица выигрышей игрока В. Таким образом, в
результате игры, получается, что игроку А (градообразующему предприятию)
необходимо выбрать одно из решений, учитывая то, каким образом органы власти
и местное сообщество могут на него отреагировать.
Рисунок 2 - Матрица выигрышей игрока В (местное сообщество и власть)
11
Однако, несмотря на то, что данное исследование очень перспективно, оно
не охватывает всей картины и рассматривает взаимодействие всего двух игроков.
Цель данной работы состоит в построении системы поддержки принятия
решений для взаимодействия трех игроков замкнутой социально-экономической
системы моногорода, в рассмотрении возможных стратегий изменения и развития
малого бизнеса и города, включая в себя отражение интересов населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1) исследование основных положений теории игр;
2) выяснение интересов игроков, участвующих в моделировании;
3) определение показателей, отражающих интересы игроков;
4) сбор статистических данных;
5) получение результатов математического моделирования стратегий;
6) определение математической модели, наиболее подходящей для
проведения расчетов;
7) выбор среды разработки;
8) разработка программного продукта;
9) описание пользовательского интерфейса программы.
Объектом исследования является малый бизнес в моногородах России.
Предметом исследования является методология теории игр.
Научная
новизна
диссертационного
исследования
заключается
в
построении с использованием теории игр модели взаимодействия трех игроков
одновременно применимо к проблеме моногородов, которое ранее в литературе не
рассматривалось.
Предметом защиты является система поддержки принятия решений,
позволяющая моделировать сценарии взаимодействия моногорода, малого
бизнеса и населения с помощью теории игр.
Апробация
результатов
исследования.
Отдельные
этапы
диссертационной работы докладывались, были опубликованы и обсуждались на
следующих конференциях:
12
Всероссийской
научно-практической
конференции
студентов,
аспирантов и молодых ученых «Современные технологии принятия
решений в цифровой экономике» 15-17 ноября 2018 г. Томск;
Международной
научно-технической
конференции
студентов,
аспирантов и молодых ученых «Научная сессия ТУСУР – 2019» 22-24
мая 2019 г. Томск;
IX Международной научно-практической конференции студентов и
аспирантов «Казанские научные чтения студентов и аспирантов
имени В.Г. Тимирясова – 2019» 20 декабря 2019 г. Казань;
Всероссийской научной конференции молодых исследователей с
международным участием «Инновационное развитие техники и
технологий в промышленности (ИНТЕКС-2020)» 14-16 апреля 2020 г.
Москва;
III Всероссийской национальной научной конференции молодых
ученых «Молодежь и наука: Актуальные проблемы фундаментальных
и прикладных исследований» 6-10 апреля 2020 г. Комсомольск-наАмуре;
Международной
научно-технической
конференции
студентов,
аспирантов и молодых ученых «Научная сессия ТУСУР – 2020» 25-27
мая 2020 г. Томск.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами
исследования. Магистерская диссертация состоит из четырех глав.
Первая глава – «Аналитический обзор использования теории игр». В этой
главе рассматриваются теоретические аспекты методологии теории игр, а также
возможные способы ее применения в практике управления.
Вторая глава посвящена математическому моделированию проблемы. В
этой главе рассматриваются несколько подходов к решению поставленной задачи,
в результате чего определяется наиболее перспективный вариант для дальнейшего
развития и работы.
13
В
третьей
главе
представлена
практическая
часть.
Построена
функциональная модель системы поддержки принятия решений, выполнен обзор
среды и инструментов разработки программного продукта. Рассмотрена работа
программного
продукта, предназначенного
для
моделирования
сценариев
взаимодействия элементов социально-экономической системы моногорода.
В заключении подведен итог результатов, полученных в ходе исследования.
14
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ ИГР
В последние годы во многих областях экономических и социальных наук
применение теории игр значительно возросло. В экономике ее можно применить
не только для решения каких-нибудь общехозяйственных задач, но также для
анализа разработок организационных структур и систем стимулирования и
стратегических проблем предприятий.
Первым появлением теории игр считают публикацию работы “Теория игр и
экономическое поведение” Дж. Неймана и О. Моргенштерна в 1944 г. Уже тогда
многие предсказывали с этим новым подходом революцию в экономических
науках. С самого начала эта теория имела большой потенциал к описанию
рационального поведения при принятии решений во взаимосвязанных ситуациях,
которые свойственны большинству актуальных проблем в экономических и
социальных науках. Такие области, как конкуренция, риск и неопределенность,
стратегическое поведение, кооперация, являются ключевыми в теории игр и
непосредственно связаны с управленческими задачами [8].
Первые работы по теории игр были очень упрощенными, что делало их
малопригодными для использования на практике. Но в последние 10 – 15 лет
ситуация резко изменилась. Сильный прогресс в промышленной экономике
показал широкую применимость методов игр.
В скором времени эти методы проникли и в управление. Немало вероятно,
что теория игр будет являться наиболее экономически обоснованным элементом
теории организации. Также следует отдельно отметить, что уже в 80-х годах М.
Портер ввел такие ключевые понятия теории как “стратегический ход” и “игрок”.
В качестве примеров применения теории игры можно привести проведения
расчетов по ценовой политике, вступления на новые рынки, кооперации и
создания совместных предприятий, вертикальной интеграции, определения
лидеров и исполнителей в различных областях и т.д [9]. Положения данной
теории можно использовать практически для всех видов решений, при условии,
что на принятие этих решений влияют другие лица. Этими действующими лицами
15
могут быть как рыночные конкуренты, так и коллеги по работе, субпоставщики,
ведущие клиенты, или сотрудники организаций.
Если рассматривать пример со сферой управления, то игру можно описать
как таблицы (рисунки 1.1 и 1.2) [10]. В этом примере два предприятия, которые
производят одинаковую продукцию, делают выбор. В одном случае они могут
установить высокую цену, которая обеспечит им среднюю прибыль ПK. Если они
начинают конкурентную борьбу, оба получают прибыль ПW. Если же один из них
установит высокую цену, а второй низкую, то второй получит прибыль ПМ, а
первый понесет убытки ПG. Эта ситуация может возникнуть, например, когда обе
фирмы должны объявить свою цену, которую в дальнейшем нельзя будет
изменить.
Рисунок 1.1. – Нормальная форма игры
При отсутствии жестких условий для обоих предприятий будет выгоднее
установить низкую цену [11]. Стратегия низкой цены является наиболее выгодной
для любой фирмы, так как не зависимо от того, какую цену выбирает конкурент,
самой фирме всегда выгоднее ставить низкую цену. Но в таком случае для каждой
фирмы возникает дилемма, так как они не достигают максимальной прибыли - ПК
(которая для обоих игроков выше, чем прибыль ПW). Такая ситуация называется
равновесием Нэша и при ней каждому игроку не выгодно отходить от выбранной
стратегии.
16
Рисунок 1.2. – Развернутая форма игры
Также распространённым примером с точки зрения теории игр является
решение относительно проникновения на новый рынок [12]. Предположим, есть
предприятие, которое выступает в качестве монополиста на каком-то рынке.
Другое предприятие думает о проникновении на тот рынок с переформированием
своего
предыдущего
производства.
Таким
образом,
компания-аутсайдер
принимает решение о том, стоит ли вступать на рынок. Компания-монополист
может в свою очередь отреагировать на появление еще одного конкурента
положительно или отрицательно. Таким образом, оба предприятия вступают в
игру, которая состоит из двух этапов. Первый ход в ней делает компанияаутсайдер.
Рисунок 1.3. – Решение о проникновении на рынок
17
Такую же игровую ситуацию можно рассмотреть в другой форме (рисунок
1.4).
Здесь
показаны
дружественная
два
реакция»
и
состояния
–
«вступление/положительная
«невступление/отрицательная
или
или
агрессивная
реакция». Очевидно, что второе равновесие не является состоятельным.
Рисунок 1.4. – Форма игры, предметом которой является проникновение на рынок
Из развернутой формы ясно, что для уже закрепившейся на рынке компании
не будет выгодно реагировать агрессивно на появление еще одного конкурента,
потому что при агрессивном поведении компания-монополист получит 1
(платеж), а при дружественном – 3. Компания-аутсайдер в свою очередь так же
знает, что компании-монополисту не выгодно ее вытеснять с рынка, поэтому
решает вступить на новый для себя рынок. Возможные потери в размере (-1)
компания-аутсайдер в таком случае не понесет.
1.1 Вывод по главе 1
В этой
главе были
рассмотрена история
появления
теории
игр,
теоретические аспекты ее методологии, а также возможные способы ее
применения в практике управления. Было приведено несколько подробных
практических примеров.
18
2 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
В процессе выбора оптимальной модели было рассмотрено несколько
вариантов с разными вводными данными.
2.1 Моделирование сценариев распределения субсидий
Предлагается использование среды 1С: Предприятие для моделирования
ситуаций субсидирования малых отраслей государством. Рассматриваются
разнообразные отрасли, охватывающие всю возможную деятельность малых
предприятий моногорода [13]:
1) Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
2) Обрабатывающие производства;
3) Производство и распределение электроэнергии и воды;
4) Строительство;
5) Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и
мотоциклов;
6) Деятельность гостиниц и ресторанов;
7) Транспорт и связь;
8) Финансовая деятельность;
9) Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
10) Образование;
11) Здравоохранение и предоставление социальных услуг;
12) Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных
услуг.
В моделировании сценариев рассматривается гипотетическая ситуация
распределения субсидий между отраслями в обмен на какое-то предлагаемое
количество единиц выгоды, которые, к примеру, можно назвать налогом.
19
2.1.1 Игра с равномерным распределением субсидий каждой отрасли
В качестве общей суммы предложенных субсидий возьмем 10 000 единиц.
Стоимость единицы выгоды вычисляется по формуле:
𝑝=
𝑆
𝑛
где:
p – стоимость единицы выгоды,
s – сумма запрошенных субсидий отрасли,
n – сумма налога, которую отрасль предлагает в обмен на субсидию.
Чем меньше этот показатель у отрасли, тем более выгодно ей выделять
субсидии.
Рисунок 2.1.1.1 - Распределение субсидий равномерно каждой отрасли
На рисунках видно, что всего отрасли запрашивают субсидии на сумму
21 000, предлагают 90 сумму налога. При равномерном распределении
имеющихся 10 000, получаем 41,11 единицу выгоды.
Программный продукт 1С: Предприятие позволяет оформлять результаты в
форме отчета, как видно на рисунке 2.1.1.2.
20
Рисунок 2.1.1.2 - Отчет по игре с равномерным распределением субсидий
2.1.2 Игра с максимизацией прибыли для моногорода
При тех же исходных данных можно сначала удовлетворить полностью
потребность в субсидиях отрасли, которая предлагает наименьшую стоимость
единицы выгоды, а остатки, при их наличии, распределить отрасли, у которой
этот показатель принимает меньшее из оставшихся значение.
Рисунок 2.1.2.1 - Распределение субсидий с максимизацией прибыли
Как видно из отчета, в результате такого распределения получаем 46 единиц
выгоды.
21
Рисунок 2.1.2.2 - Отчет по игре с максимизацией прибыли
2.1.3 Игра с ручным выделением субсидий одной отрасли
Нельзя упускать возможность применения административного рычага –
ситуации, в которой, по любой причине, вся субсидия уделяется одной
приоритетной по какому-либо признаку отрасли, не глядя на возможную выгоду.
Рисунок 2.1.3.1 - Применение административного рычага
В качестве примера выбрано выделение всей имеющейся субсидии в
размере 10 000 отрасли «Обрабатывающие производства», которая запрашивает
12 000 и предлагает за них сумму налога 40, стоимость единицы выгоды равно
300. В такой ситуации получаем 33,33 единицы выгоды.
22
Рисунок 2.1.3.2 - Отчет по игре с ручным выделением субсидий
2.1.4 Сравнение сценариев
В результате получаем график, в котором наглядно показано, что стратегия
игры с максимизацией выгоды является наиболее успешной.
Рисунок 2.1.4.1 – Сравнение игр
23
2.2 Моделирование взаимодействия моногорода с малым бизнесом
2.2.1 Матрица игры распределения субсидий
Матричной игрой в математической теории игр называется игра двух лиц с
нулевой суммой, в которой в распоряжении каждого из них имеется конечное
множество стратегий. Рассмотрим матричную игру системы распределения
субсидий (таблица 2.2.1.1).
Таблица 2.2.1.1 - Матрица распределения субсидий
В1
В2
Отрасль
А
получает всю Отрасль
1
запрошенную
В3
не
получает Отрасль получает часть
сумму субсидию,
запрошенной субсидии,
субсидии, производит увеличивается
больше
больше
доля медленное
выручки, кредитования,
налога,
в малых
или
часть отсутствующее развитие,
предприятий увеличивается спрос на
следующий раз может становятся банкротами
кредиты
запрашивать
бизнеса
больше
для
малого
субсидии
Отрасль
А
получает всю
2
запрошенную
-
Все
запрашивающие
сумму
субсидии
отрасли
субсидии или больше,
получают
часть
чем
требуемых
запрашивала
производит
выручки,
больше
малый
субсидий,
малое
или
отсутствующее развитие
бизнес процветает
3
Одна-две
А
отрасли Отрасли не получают
получает
всю субсидии, малый бизнес
запрошенную
сумму терпит кризис
субсидии,
процветают,
остальные в упадке
-
24
В этой игре игроком А выступает моногород со стратегиями:
А1 – распределение субсидий с максимизацией выгоды,
А2 – равномерное распределение,
А3 – административный рычаг.
Игрок В – отрасли:
В1 – отрасль получает субсидию,
В2 – отрасль не получает субсидию,
В3 – отрасль получает недостаточно субсидии (меньше, чем запрашивала).
2.2.2 Моделирование распределения субсидий
В качестве выходных показателей принимаем общую сумму налогов,
которые малый бизнес выплачивает моногороду. Он состоит из единого налога на
вмененный доход (ЕНВД) и налога на совокупный доход (УСН).
Данные о налогах по моногороду Юрга за 10 лет представлены в таблице
2.2.2.1.
Таблица 2.2.2.1 - Исходные значения показателей моногорода Юрга
Показат
ель
2007 2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
UTII
31718 31522 33979 40624 45716 50980 49546 55145 52156 49955
TTI
31724 31525 33988 40655 45886 51227 49899 55552 53156 50650
TT
65449 65055 69976 83289 93613 10422 10145 11271 10732 10262
Расшифровку показателей можно найти в приложении А. В таблице 2.2.2.2
показаны значения микропоказателей малого бизнеса по моногороду Юрга за 10
лет.
25
Таблица 2.2.2.2 - Микропоказатели малого бизнеса по моногороду Юрга
Показат
ель
Rev,
тыс.руб.
FAB
CAB
CRB
LLB
SLB
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
18286 19403 24648 23594 23133 19817 13024 11865 11392 13969
0,273
0,727
0,517
0,037
0,446
0,248
0,752
0,572
0,033
0,395
0,221
0,779
0,558
0,02
0,422
0,256
0,744
0,484
0,028
0,488
0,232
0,768
0,422
0,039
0,539
0,259
0,741
0,464
0,064
0,472
0,232
0,768
0,451
0,043
0,506
0,214
0,786
0,459
0,034
0,507
0,209
0,791
0,411
0,033
0,556
0,179
0,821
0,418
0,021
0,561
Описание микропоказателей представлено в приложении А.
В среде Microsoft Office Excel были построены линейные регрессии,
демонстрирующие зависимость между налогами, которые малый бизнес
выплачивает моногороду и микропоказателями малого бизнеса (рисунок 2.2.2.1).
Если рассматривать данные в тыс. руб. уравнение регрессии выглядит
следующим образом:
𝑦 = 195508-1,02x1-94787x2-163430x4+418678x5
Если рассматривать данные в млрд. руб. уравнение выглядит:
𝑦 =0,89-0,52x1-0,31x2-0,82x4-0,67x6
Рисунок 2.2.2.1 – Вычисление коэффициентов регрессии в тыс. руб.
Графики линейной регрессии при использовании данных в тыс. руб. и в
млрд. руб. тоже сильно отличаются (рисунки 2.2.2.1-2.2.2.2)
26
Рисунок 2.2.2.1 – Регрессия при тыс. руб.
Рисунок 2.2.2.2– Регрессия при млрд. руб.
Таким образом, считаем модель с данными, выраженными в млрд. руб.
более адекватной, так как она выдает более качественное предсказание.
Выводом данной игры будет то, что для моногорода и его жителей выгодно,
чтобы малый бизнес платил как можно больше налогов, т.е.
В интересах малого бизнеса, соответственно, платить как можно меньше
налогов, т.е.
27
2.3 Моделирование бинарных игр попарно
Моногород
рассматривается
как
замкнутая
социально-экономическая
система, состоящая из взаимодействия трех сторон (игроков): моногорода,
бизнеса и населения [7].
Рисунок 2.3.1 - Взаимодействие социально-экономических элементов моногорода
Где:
1) нормы, налоговая политика, займы, субсидии;
2) законодательство, нормы, социальная поддержка;
3) налоги;
4) трудовые ресурсы;
5) налоги;
6) заработная плата, обеспечение деятельности.
В данном исследовании в качестве составляющей «Бизнес» - будет
рассматриваться исключительно малый бизнес моногорода, не беря во внимание
градообразующее предприятие, т.к. крупный бизнес в ряде городов исчезает и
именно поэтому многие моногорода находятся в тяжелой ситуации.
Так как крайне важно понимать, что в ходе взаимодействия между собой
каждый игрок преследует свою цель, были выявлены основные интересы трех
игроков (таблица 2.3.1).
28
Таблица 2.3.1 - Интересы игроков
Моногород
1) Получать больше
налогов
2) Снизить уровень
безработицы
3)Довольное население
(отсутствие протестов)
4) Широкий набор
предложений товаров
и услуг
Малый бизнес
1) Платить меньше
налогов
2)Возможность
развиваться, сохранять
конкурентоспособность
3) Квалифицированные
работники
4) Низкая конкуренция
и высокий спрос
Население
1)Улучшение
инфраструктуры
города
2)Увеличение
количества
рабочих
мест
3)Низкие
цены
на
товары и услуги
4)Широкий
набор
предложений товаров и
услуг
Стоит заметить, что в данном контексте снижение уровня безработицы в
интересах моногорода подразумевает под собой увеличение количества рабочих
мест, соответственное увеличение конкуренции для малого бизнеса. Улучшение
инфраструктуры города возможно с увеличением налогов на малый бизнес,
низкие цены на товары и услуги и увеличение количества рабочих мест также
связаны с увеличением конкуренции для малого бизнеса [14].
Для лучшего понимания механизмов взаимодействия игроков, было решено
построить текстовую модель бинарной игры взаимодействия моногорода с малым
бизнесом (таблица 2.3.2).
Таблица 2.3.2 – Текстовый вариант бинарной игры между моногородом и малым
бизнесом
А1
B1 Незначительная
часть МБ
закрываются.
Конкуренция
падает. Безработица
растет
А2
Незначительное
увеличение количества
МБ, небольшое
увеличение
конкуренции, уровень
безработицы не
изменяется
А3
Значительный прирост
количества МБ, резкое
увеличение
конкуренции,
сокращенные
работники могут сами
открывать свои
предприятия
29
Продолжение таблицы 2.3.2
А1
B2 Часть МБ
закрываются, на
рынке остаются
только наиболее
стабильные фирмы.
Конкуренция падает
B3 Часть МБ
закрываются, на
рынке остаются
только наиболее
стабильные фирмы.
Конкуренция
падает, безработица
незначительно
снижается за счет
усиления
рекрутинговых
действия МБ
А2
Незначительное
увеличение количества
МБ, небольшое
увеличение
конкуренции, уровень
безработицы
незначительно
снижается
Незначительное
увеличение количества
МБ, небольшое
увеличение
конкуренции, уровень
безработицы снижается
А3
Значительный прирост
количества МБ, резкое
увеличение
конкуренции, снижение
уровня безработицы
Значительный прирост
количества МБ, резкое
увеличение
конкуренции, снижение
уровня безработицы.
Предприятия
вынуждены или тратить
дополнительные
средства на обучение
новых сотрудников или
работать с плохо
квалифицированными
работниками
Рассматривались стратегии игроков:
Моногород (игрок А):
А1 – повысить налоги на малый бизнес,
А2 – понизить налоги малому бизнесу,
А3 – выделить дополнительное субсидирование малому бизнесу.
Малый бизнес (игрок В):
В1 – сократить количество работников,
В2 – не менять количество работников,
В3 – нанять новых работников.
30
Построение
такого
типа
игры
дает
общее
понимание
принципов
взаимодействия игроков и возможность развития моделирования на реальных
данных.
2.3.1 Определение входных данных
Институт комплексных стратегических исследований опубликовал обзор
российских моногородов, в которых разделил их на три группы согласно
социально-экономической ситуации в городе (рисунок 2.3.1.1) [15].
Рисунок 2.3.1.1 – Распределение моногородов по группам (слева-направо «красная», «желтая» и «зеленая» зоны)
На основании этих данных было проведено исследование индекса
социального самочувствия, свойственного моногородам по группам согласно
социально-экономической ситуации в городе [16-24]. В ходе исследования был
выявлен обобщенный индекс социального самочувствия (ИСС), свойственный
каждой группе городов:
С наиболее сложным социально-экономическим положением (красная
зона) – ИСС = 38%
С рисками ухудшения социально-экономического положения (желтая
зона) – ИСС = 50%
31
Со стабильной социально-экономической ситуацией (зеленая зона) –
ИСС = 59%
Показатель
количественного
индекса
социального
отображения
самочувствия
интересов
населения
был
выбран
в
для
дальнейшем
моделировании, так как очевидно, что население в городе с плохой социальноэкономической ситуацией, будет реагировать на изменения более остро, чем
жители более благополучного города [25].
Для отражения интересов моногорода был выбран показатель уровня
безработицы, для малого бизнеса – интегральная налоговая нагрузка.
При этом считается, что уровень безработицы чем ниже, тем лучше для
моногорода, налоговая нагрузка чем ниже, тем лучше для малого бизнеса, индекс
социального самочувствия чем выше, тем лучше для всех игроков.
Таким образом, для моногорода Юрга были вычислены начальные данные
за 2016 год, по состоянию на 1.01.2017 г.:
u – уровень безработицы - 2,6 %
n – интегральная налоговая нагрузка – 3,2 %
s – индекс соц. самочувствия – 50%
Интегральная налоговая нагрузка вычисляется по формуле:
𝑛(𝑡) =
𝑈𝑇𝐼𝐼(𝑡) + 𝑇𝑇𝐼(𝑡)
∗ 100%
𝑅(𝑡)
где:
UTII - мезопоказатель «Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для
отдельных видов деятельности, тыс. руб.» (Unified tax on imputed income).
TTI – мезопоказатель «Налоги на совокупный доход, тыс. руб.» (Taxes on
total income) – налог по УСН
R(t) – микропоказатель, отражающий среднее значение дохода малого
бизнеса за год t;
t – период исследования.
32
2.3.2 Матричное моделирование бинарных игр
На основе вычисленных входных данных были построены три парные игры
с ненулевой суммой – игры, в которых выигрыш одного игрока не означает
проигрыш другого. Первым рассматривается взаимодействие моногорода и
малого бизнеса (таблица 2.3.2.1).
Игроки представляют стратегии:
А1 – повысить налоги на малый бизнес
А2 – понизить налоги на малый бизнес
А3 – выделить субсидирование малому бизнесу
B1 – сократить количество работников
B2 – ничего не менять
B3 – нанять новых работников
Таблица 2.3.2.1 – Игра № 1. Моногород (игрок А) – Малый бизнес (игрок В)
B1
B2
B3
А1
А2
А3
u = 2,9 (+0,3)
u = 2,8 (+0,2)
u = 2,7 (+0,1)
n = 3,3 (+0,1)
n = 2,9 (-0,3)
n = 2,7 (-0,5)
u = 2,7 (+0,1)
u = 2,6 (0)
u = 2,6 (0)
n = 3,5 (+0,3)
n = 3,0 (-0,2)
n = 2,5 (-0,7)
u = 2,4 (-0,2)
u = 2,2 (-0,4)
u = 2,1 (-0,5)
n = 3,9 (+0,7)
n = 3,1 (-0,1)
n = 2,8 (-0,4)
В скобках указано изменение исходного показателя в зависимости от
сочетания стратегий. В процессе моделирования игры использовалась логика
взаимодействия факторов. Например, при В1 – сокращение работников, малый
бизнес может принять решение сокращать разное количество работников, в
зависимости от вариантов игрока А – различных манипуляций с суммой налога
(u). Соответственно, меняется доходность малого бизнеса и интегрированная
налоговая нагрузка (n).
33
Моделируя следующие игры (таблицы 2.3.2.2 и 2.3.2.3) в которых участвует
население, рассматриваем действия моногорода и малого бизнеса и реакцию на
них населения, в зависимости от социально-экономической ситуации в городе.
Таким образом, игра № 2 происходит, исходя из стратегий:
А1 – повысить налоги на малый бизнес
А2 – понизить налоги на малый бизнес
А3 – выделить субсидирование малому бизнесу
С1 – красная зона (s = 38%)
С2 – желтая зона (s = 50%)
С3 – зеленая зона (s = 59%)
Таблица 2.3.2.2 – Игра № 2. Моногород (игрок А) – Население (игрок С)
С1
С2
С3
А1
А2
А3
u = 2,7 (+0,1)
u = 2,5 (-0,1)
u = 2,4 (-0,2)
s = 41 (+3)
s = 36 (-2)
s = 35 (-3)
u = 2,7 (+0,1)
u = 2,5 (-0,1)
u = 2,4 (-0,2)
s = 52 (+2)
s = 49 (-1)
s = 48 (-2)
u = 2,7 (+0,1)
u = 2,5 (-0,1)
u = 2,4 (-0,2)
s =60 (+1)
s = 59 (0)
s = 59 (0)
В поле А3С3 социальное самочувствие не меняется, так как незначительное
уменьшение безработицы и ухудшение инфраструктуры компенсируются в глазах
населения.
Взаимодействие Малого бизнеса и населения происходит при стратегиях:
В1 – сократить количество работников
В2 – ничего не менять
В3 – нанять новых работников
С1 – красная зона (s = 38%)
С2 – желтая зона (s = 50%)
С3 – зеленая зона (s = 59%)
34
Таблица 2.3.2.3 – Игра № 3. Малый бизнес (игрок В) – Население (игрок С)
С1
С2
С3
В1
В2
В3
n = 3,0 (-0,2)
n = 3,2 (0)
n = 3,4 (+0,2)
s = 33 (-5)
s = 36 (-2)
s = 41 (+3)
n = 3,0 (-0,2)
n = 3,2 (0)
n = 3,4 (+0,2)
s =47 (-3)
s =49 (-1)
s = 52 (+2)
n = 3,0 (-0,2)
n = 3,2 (0)
n = 3,4 (+0,2)
s = 57 (-2)
s = 50 (0)
s = 51 (+1)
Так как игры 2-3 проводятся в так называемом «вакууме», то есть,
рассматривается только действия одного игрока и реакция на них второго, а не
взаимодействие действий игроков, было решено построить игру, которая
учитывала бы интересы всех трех игроков одновременно.
2.3.3 Матричное моделирование игры на троих игроков
В игре на трех человек (таблица 2.3.3.1) рассматриваются стратегии
игроков:
А1 – повысить налоги на малый бизнес
А2 – понизить налоги на малый бизнес
А3 – выделить субсидирование
B1 – сократить количество работников
B2 – ничего не менять
B3 – нанять новых работников
С1 – красная зона (38)
С2 – желтая зона (50)
С3 – зеленая зона (59)
В таблице приводится запись вида «А1u=2,9(+0,3)-В1n=3,3(+0,1)-С1s=36(-2)», где А1,
В1 и С1 это комбинация стратегий игроков, u = 2,9; n = 3,3: s = 36 – это
показатели, отражающие результат комбинации стратегий, а в скобках
указывается изменение начальных данных.
35
Таблица 2.3.3.1 – Игра № 4. Игра №4 Моногород (игрок А) – Малый бизнес
(игрок В) – Население (игрок С)
№
Результат
Описание варианта
1 А1u=2,9(+0,3)-В1n=3,3(+0,1)-С1s=36(-2)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
2 А2u=2,8(+0,2)-В1n=2,9(-0,3)-С1s=33(-5)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
3 А3u=2,7(+0,1)-В1n=2,7(-0,5)-С1s=31(-7)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
4 А1u=2,7(+0,1)-В2n=3,5(+0,3)-С1s=40(+2) Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
5 А2u=2,6(0)-В2n=3,0(-0,2)-С1s=36(-2)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
6 А3u=2,6(0)-В2n=2,5(-0,7)-С1s=34(-4)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
7 А1u=2,4(-0,2)-В3n=3,9(+0,7)-С1s=43(+5)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
36
Продолжение таблицы 2.3.3.1
8
А2u=2,2(-0,4)-В3n=3,1(-0,1)-С1s=40(+2)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
9
А3u=2,1(-0,5)-В3n=2,8(-0,4)-С1s=39(+1)
Город относится к красной зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
10 А1u=2,9(+0,3)-В1n=3,3(+0,1)-С2s=49(-1)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
11 А2u=2,8(+0,2)-В1n=2,9(-0,3)-С2s=47(-3)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
12 А3u=2,7(+0,1)-В1n=2,7(-0,5)-С2s=45(-5)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
13 А1u=2,7(+0,1)-В2n=3,5(+0,3)-С2s=52(+2) Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
14 А2u=2,6(0)-В2n=3,0(-0,2)-С2s=48(-2)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
37
Продолжение таблицы 2.3.3.1
15 А3u=2,6(0)-В2n=2,5(-0,7)-С2s=47(-3)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
16 А1u=2,4(-0,2)-В3n=3,9(+0,7)-С2s=54(+4)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
17 А2u=2,2(-0,4)-В3n=3,1(-0,1)-С2s=51(+1)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
18 А3u=2,1(-0,5)-В3n=2,8(-0,4)-С2s=50(0)
Город относится к желтой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
19 А1u=2,9(+0,3)-В1n=3,3(+0,1)-С3s=58(-1)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
20 А2u=2,8(+0,2)-В1n=2,9(-0,3)-С3s=57(-2)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
21 А3u=2,7(+0,1)-В1n=2,7(-0,5)-С3s=56(-3)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу,
малый
бизнес
сокращает
количество работников.
38
Окончание таблицы 2.3.3.1
22 А1u=2,7(+0,1)-В2n=3,5(+0,3)-С3s=60(+1) Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
23 А2u=2,6(0)-В2n=3,0(-0,2)-С3s=59(0)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
24 А3u=2,6(0)-В2n=2,5(-0,7)-С3s=58(-1)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу, малый бизнес не меняет
количество работников.
25 А1u=2,4(-0,2)-В3n=3,9(+0,7)-С3s=62(+3)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород повышает налоги малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
26 А2u=2,2(-0,4)-В3n=3,1(-0,1)-С3s=61(+2)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород понижает налоги малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
27 А3u=2,1(-0,5)-В3n=2,8(-0,4)-С3s=60(+1)
Город относится к зеленой зоне согласно
социально-экономическому положению.
Моногород выделяет субсидии малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых
работников.
Очевидно, что показатели, полученные в результате моделирования игры на
трех игроков одновременно, сильно отличаются от тех, что были получены ранее
в проведении бинарных игр попарно.
Моделирование игр, описанных в подглаве 2.3 является наиболее
перспективным из всех рассмотренных вариантов, так что дальнейшая работа по
проектированию программного продукта будет проводиться на их основе.
39
2.4 Вывод по главе 2
В
этой
главе были рассмотрены несколько подходов к решению
поставленной задачи, каждый из которых был математически смоделирован.
Собраны статистические данные, необходимые для вычислений. В результате
определен наиболее перспективный вариант для дальнейшего развития и работы.
40
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Проектирование системы поддержки принятия решений
Принципы эффективного построения процессов разработки решений на
различных уровнях управления и в различных областях выглядят схожим образом
[26]. Это позволяет выделить определенный алгоритм выработки решения.
Рисунок 3.1.1 – Схема процесса принятия решений
В данной научной работе рассматриваются этапы:
1) Анализ ситуации – определение предметной области;
2) Идентификация проблемы – проблема с большим уровнем безработицы
в моногородах;
3) Определение критериев выбора – выбор применения различных
сценариев распределения субсидий;
4) Разработка альтернатив – моделирование с применением теории игр;
5) Выбор наилучшей альтернативы – вывод наиболее эффективного
решения игры для каждого игрока по отдельности.
41
3.1.1 Постановка задачи
Система поддержки принятия решений (СППР) – это автоматизированная
система, помогающая людям принимать решение в сложных условиях, для
полного и объективного анализа предметной деятельности [27].
Основная задача СППР - предоставить аналитикам инструмент для
исполнения
анализа
данных.
Необходимо
отдельно
отметить,
что
для
эффективного использования СППР ее пользователь-аналитик должен обладать
соответствующей квалификацией в решении поставленного вопроса.
Таким образом, задачами программного продукта являются:
1) принятие вводных данных;
2) моделирование взаимодействия игроков;
3) вынесение результата проведения игры;
4) составление отчетности.
СППР должна осуществлять помощь на всех этапах процесса принятия
решений. Использовать систему должно быть легко. Это должно обеспечиваться
за счет высокой адаптивности системы по отношению к особенностям
организационного окружения и пользователя, виду задач, а также интуитивно
понятным интерфейсом.
Интерфейс СППР должен обладать следующими возможностями:
1) манипулировать различными формами диалога;
2) передавать данные системе;
3) гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать)
знания пользователя.
Управление правами доступа к системе: разработчик может вносить
изменения в работу программы, пользователь может загружать данные
показателей моногородов и моделировать игры.
При
применяют
создании
современных
специальный
систем
инструментарий,
поддержки
который
принятия
решений
позволяет
наиболее
эффективно систематизировать все этапы разработки. Одним из таких средств
42
является методология функционального моделирования SADT — технология,
описывающая систему как множество взаимозависимых и взаимосвязанных
действий или функций.
3.1.2 Построение SADT-модели
Методология SADT (от англ. «structured analysis and design technique») –
является совокупностью методов, процедур и правил, которые направлены для
построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области.
SADT-модель отображает функциональную структуру объекта, действия, которые
он производит и связи между этими действиями [28].
В результате применения методологии SADT строится модель, состоящая
из диаграмм, глоссария и фрагментов текстов, которые имеют ссылки друг на
друга. Диаграммы в модели являются главными компонентами, в которых все
функции представлены как блоки и связи между ними.
Одной из наиболее важных элементов методологии SADT является все
большее углубление в уровни детализации диаграмм, которые отображает модель.
Каждый элемент диаграммы может быть декомпозирован на составляющие
частицы в другой диаграмме. Каждая декомпозированная диаграмма отражает
«внутреннее строение» блока родительской диаграммы. Дуги, которые входят и
выходят из блока должны совпадать с дугами, входящими и выходящими в
диаграмму нижнего (или верхнего) уровня, так как диаграмма и блок являются
одной и той же частью системы.
Часто как способ исследования и проектирования систем на логическом
уровне используется методология IDEF0. Эта методология содержит небольшую
графическую нотацию с сочетанием с четкими правилами и рекомендациями к
построению понятной и качественной схемы системы.
В IDEF0 определяющими понятиями являются два графических объекта:
блок, который отражает некоторую функцию или действие и стрелка,
отображающая
информационные
или
материальные
объекты.
обрабатывает входные данные и преобразовывает их в выходные.
Функция
43
Название функции должно исчерпывающе отражать суть процесса и
включать в себя глагол или отглагольное существительное с дополнением [29].
Описание каждого функционального блока должно в себя включать как минимум
описание объектов, которые создаются в процессе работы функции (выход), и
объектов, оказывающих воздействие на способы преобразования входа в выход
(управление). К тому же, должны описываться преобразуемые объекты или
потребляемые в процессе выполнения функции (вход).
В диаграммах можно с помощью стрелок показывать до четырех типов
объектов:
1) вход – начальная информация, которую блок поглотит или
преобразует в выходную информацию или продукцию. Важно, чтобы
наименования входных и выходных стрелок отличались;
2) выход – выходная информация или продукция. Каждый блок должен
иметь как минимум одну стрелку выхода;
3) управление (контроль) – определяют, что регулирует выполнение
функции и контролирует поведение блока для обеспечения получения
необходимого выхода;
4) исполняющий механизм – объект, посредством которого выполняется
моделируемое действие. Часто, в зависимости от ситуации, стрелки
механизма можно не указывать.
Каждый вид стрелки имеет свою сторону функционального блока, что и
обеспечивает в целом возможность различить стрелки разных типов.
Рисунок 3.1.2.1 – Функциональный блок и разные типы стрелок
44
Одновременно можно использовать неограниченное количество стрелок.
Как и для функций, стрелкам необходимо присваивать наименования, так как
этим
можно
избежать
риска
неправильно
истолковать
диаграмму.
Для
наименования стрелок используются имена существительные.
Процесс моделирования игр состоит из входных данных, вводимых ЛПР,
правилами моделирования и выводит результат наиболее выигрышной игры
исходя из необходимых для выигрыша условий.
Полученная СППР имеет функциональную структуру [30]. Модели с такой
структурой считаются наиболее простыми с точки зрения архитектуры. Такие
модели имеют широкое распространение в организациях, которые не ставят перед
собой глобальных задач и имеют невысокий уровень развития информационных
технологий. Преимуществами подобных СППР является их компактность, так как
они используют одну платформу и оперативность, в следствие отсутствия
необходимости перегружать данные в специализированную систему.
Программа моделирования игр состоит из четырех модулей:
1) модуль ввода данных;
2) модуль моделирования игры;
3) выбор наилучшего варианта;
4) формирование отчета.
Модуль ввода данных А1 обеспечивает процесс формирования и
отображения
данных
о
моногороде
экономической
системы.
Главной
предоставление
пользователю
и
составляющих
функцией
возможности
этого
добавления,
его
социально-
модуля
является
редактирования,
удаления данных.
Модуль моделирования игры А2 предназначен для расчета различных
сценариев исходя из введенных данных. Он управляется правилами проведения
игры.
Модуль выбора лучшего варианта А3 позволяет выделить самую
выигрышную игру для каждого игрока исходя из условий выигрыша, а также
наиболее компромиссный вариант, который отражает равновесие Нэша.
45
Модуль формирования отчетов А4 позволяет выводить результаты
моделирования и оформлять их в форме отчета.
SADT-модель СППР уровень А-Ø «Система поддержки принятия решений
по развитию малого бизнеса моногорода» представлена в приложении Б. Уровень
А0 представлен в приложении В.
Выбранная СППР по взаимодействию с пользователем относится к
активным – которые непосредственно участвуют в разработке правильного
решения.
По способу поддержки к модельно-ориентированным СППР, которые
используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям.
По сфере использования к настольным СППР, являющимися небольшими
системами, подходящими для управления с персонального компьютера одного
пользователя.
Требования ЛПР к СППР:
1) качество данных - не допускаются ошибки в расчетах;
2) управление данными - должна быть возможность изменять и
добавлять входные данные;
3) отчетность -
в результате работы программа должна предлагать
сохранить отчет с вычислениями;
4) приоритетность характеристик системы – гибкость и независимость
работы системы.
3.2 Описание среды разработки
В качестве среды разработки программного продукта был выбран JavaScript.
Это прототипно-ориентированный язык программирования, отражает язык
ECMAScript, прототипом которого изначально и являлся [31]. Наиболее часто
используется для разработки приложений и в браузерах. С помощью него
возможно изменять страницы браузеров, работать с тегами и стилями страницы,
выполнять действия с cookie-файлами и многое другое.
Преимущества JavaScript:
46
1) ни один современный браузер не обходится без поддержки этого
языка;
2) обладает полезными функциональными настройками;
3) язык постоянно совершенствуется;
4) взаимодействовать можно даже через текстовые редакторы;
5) можно разрабатывать даже серверное ПО.
Однако у него также существуют и недостатки:
1) язык компилируется в момент написания кода, а это значит, что
соответственно увеличивается и время выполнения программы;
2) частая проблема всех скриптовых языков заключается в том, что
отсутствует типизация данных. Пока выполнение кода не дойдет до
нужной строчки, нет возможности узнать, работает ли она [32].
Для того, чтобы можно было использовать JavaScript для написания
приложения, а не только работы в браузере, использовался фреймворк electron.js.
Он был разработан на GitHub и позволяет разрабатывать настольные
кроссплатформенные приложения с использованием HTML, CSS и JavaScript [33].
Такие приложения могут работать на различных платформах, таких как Windows,
Mac и Linux. В основе Electron стоят проекты Chromium и Node.js, которые
объединены в единую среду, обеспечивающую работу приложений. Именно это
даёт возможность применять веб-технологии при разработке настольных
программ [34-36].
Для добавления типизации используется надстройка TypeScript. Она
является строго типизированным надмножеством над JavaScript, то есть,
добавляет некоторые синтаксические преимущества в язык, при этом позволяя
писать на обычном JavaScript. Он хорошо интегрируется с популярными
библиотеками JavaScript и кодом, предлагает более декларативный стиль
программирования, используя такие вещи, как статическую типизацию и
интерфейсы [37-39].
Пользовательский интерфейс, он же UI, разработан с использованием React.
React это библиотека JS, которая упрощает разработку визуальных интерфейсов.
47
Она позволяет создавать сложные пользовательские интерфейса, строя их из
небольших изолированных друг от друга частей кода, которые называются
компонентами [40]. Чаще всего используется для разработки одностраничных и
мобильных приложений. Его цель – предоставление высокой скорости, простоты
и масштабируемости. Отличительными особенностями является то, что свойства
передаются от родительских компонентов к дочерним. Компоненты получают
свойства как множество неизменяемых значений, следовательно, изменения
можно вызывать только через callback-функции, но не напрямую.
Такой
механизм еще называют как «события наверх, свойства вниз» [41-42].
3.3 Разработка программного продукта
Программный продукт отображается следующим образом:
1) запускается electron, он стартует написанный скрипт, который
описывает логику работы с окнами, какие окна есть, их размеры и
какая информация будет на них выводиться;
2) в этом скрипте отображается первое окно, которое выводит файл
index.html;
3) в
index.html
загружается
js
скрипт,
описывающий
весь
пользовательский интерфейс и логику;
4) после этого момента пользователь видит окно, в нем html-страницу.
Далее все взаимодействие с функциями программы проводится через js.
Так как в UI используется компонентный подход, следовательно, каждый
элемент, поле ввода, кнопка, является отдельной компонентой. Главной
компонентой
является
App.tsx,
в
которой
рассматривается
композиция
компонентов следующего уровня: Panel и Tabs. Panel это панель в левой части
программы, которая предназначена для введения входных данных пользователем.
Каждый раз, когда в Panel вводятся данные, меняется внутренний state
(хранилище данных) в App.tsx. Далее эти данные передаются дочерним
компонентам. Схематично этот процесс изображен на рисунке 3.3.1.
48
Рисунок 3.3.1 – Схема передачи данных компонентам
В Tabs описана логика работы с элементами в правой части программы,
которые отвечают за вывод результатов расчетов. На рисунке 3.3.2 отображена
полная схема взаимодействия элементов в программе. В табах АВ, ВС, АС и АВС
описывается логика математических вычислений для каждой из этих игр. Result
выводит результаты моделирования игр.
Рисунок 3.3.2 – Схема работы элементов программного продукта
49
3.4 Результаты работы программы
Несмотря на то, что разработанный программный продукт весит всего 63
Мб, его загрузка занимает несколько секунд. Экран загрузки программы выглядит
следующим образом (рисунок 3.4.1).
Рисунок 3.4.1 – Экран загрузки программы
На рисунке 3.4.2 показана начальная страница программы. В левой части
можно ввести входные данные: название города, уровень безработицы,
интегральную налоговую нагрузку и индекс социального самочувствия.
Индекс социального самочувствия можно выбрать из трех предложенных
вариантов, в зависимости от того, к какой зоне относится моногород согласно его
социально-экономическому положению.
50
В правой части на начальной странице программы отображена вводная
информация, которая поясняет, что это за продукт, кто каким игроком является и
какой показатель отражает интересы какого игрока.
Рисунок 3.4.2 – Стартовая страница
Мало кто может сразу точно написать значение интегральной налоговой
нагрузки, поэтому справа рядом с полем для ввода этого показателя находится
круглая кнопка, позволяющая его рассчитать (рисунок 3.4.3). После нажатия на
эту кнопку, появляется окно, в которое можно ввести значения налога по УСН и
ЕНВД за год и общего дохода. Нажатие на кнопку «Вычислить» автоматически
закрывает окно вычисления интегральной налоговой нагрузки и заполняет
соответствующее поле в введении начальных данных.
51
Рисунок 3.4.3 – Окно вычисления интегральной налоговой нагрузки
Если одно из полей для вводных данных не заполнено, нажать на кнопку
«Рассчитать» нельзя.
До нажатия на кнопку «Рассчитать» в правой части программы невозможно
переключиться на другие вкладки, поэтому они окрашены в серый цвет. После
нажатия открывается сразу окно расчета первой игры (рисунок 3.4.4), между
игроками А и В (моногородом и малым бизнесом). В окне результата появляется
информация о самой выгодной стратегии для каждого из игроков в отдельности, а
также наилучшее компромиссное решение между ними.
Выигрыш игрока А (моногорода) считается исходя из условия, что чем
ниже уровень безработицы (показатель u), тем лучше для игрока.
Выигрыш игрока В (малого бизнеса) считается исходя из условия, что чем
ниже налоговая нагрузка (показатель n), тем лучше для игрока.
52
Наилучшее компромиссное решение вычисляется по принципу того, что
каждый игрок что-то потерял или приобрел в равной доле. В теории игр такое
положение называется равновесием Нэша.
Рисунок 3.4.4 – Результат игры между игроками А и В
После нажатия на кнопку «Подробнее» ниже появляется подробная
информация о стратегиях игроков и общая таблица с игрой. Кнопка «Экспорт в
PDF» является плавающим элементом, всегда отображающимся в правом нижнем
углу. При нажатии на нее, пользователю будет предложено сохранить pdf-файл с
результатами проведения игр между всеми игроками. Пример такого отчета
находится в Приложении Г.
53
Рисунок 3.4.5 – Игра АВ – кнопка «Подробнее»
Игра между Моногородом и Населением выглядит следующим образом
(рисунок 3.4.6). Выигрыш игрока А наступает при u = 2.4, в случае, если
моногород выделяет субсидии малому бизнесу. Выигрыш игрока В, если
моногород повышает налоги на малый бизнес, s = 52. Компромиссным решением
в данном случае будет, если моногород повысит налоги на малый бизнес, в таком
случае уровень безработицы u = 2.7, индекс социального самочувствия
поднимется на 2 пункта от исходного, s = 52.
54
Рисунок 3.4.6 – Игра АС – Моногород – Население
Бинарные игры, в которых одним игроком является население отражают
скорее реакцию населения на изменения, проведенные вторым игроком. Так как
отображением интересов населения является индекс социального самочувствия,
начальный показатель которого можно выбрать одновременно только один, то и в
результате матрица решений игры взаимодействия моногорода и населения будет
состоять из трех столбцов, отражающих стратегии игрока А и одной строки для
выбранного уровня социального самочувствия игрока С, что видно на рисунке
3.4.7.
55
Рисунок 3.4.7 – Игра АС – «Подробнее»
Взаимодействие Малого бизнеса и населения выглядит подобным образом
(рисунок 3.4.8). Выигрыш игрока В – малого бизнеса происходит при сокращении
работников, интегральная налоговая нагрузка n = 3. Игрок С выигрывает, если
малый бизнес нанимает новых работников, индекс социального самочувствия s =
52. Компромиссом в такой ситуации будет, если малый бизнес не будет нанимать
новых работников, и, вместе с тем, сокращать работников тоже не будет.
56
Рисунок 3.4.8 – Игра ВС – Малый бизнес – Население
Далее рассмотрим игру, которая учитывает интересы всех трех сторон
одновременно (рисунок 3.4.9).
Игрок А выигрывает, если моногород выделяет субсидирование малому
бизнесу, а малый бизнес нанимает новых работников. Уровень безработицы
снижается до u = 2.1, уменьшается на 0.5.
Игрок В выигрывает, когда моногород выделяет субсидирование малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых работников. Интегральная налоговая
нагрузка снижается на 0.7, n = 2.5.
Выигрыш для игрока С наступает в случае, если моногород повышает
налоги малому бизнесу, малый бизнес в свою очередь нанимает новых
работников. Индекс социального самочувствия повышается на 4 пункта, s = 54,
57
так как инфраструктура города в сочетании таких факторов существенно
улучшается.
Наилучшим компромиссным решение, отражающим принцип равновесия
Нэша, получится вариант, при котором моногород понижает налоги малому
бизнесу, малый бизнес нанимает новых работников. В этом случае уровень
безработицы упадет на 0.4 пункта, u = 2.1, интегральная налоговая нагрузка на
0.1, n = 2.5, а индекс социального самочувствия вырастет на 1, s = 51.
Рисунок 3.4.9 – Игра АВС – Моногород – Малый бизнес – Население
Если рассматривать выигрыши игроков в полной матрице игры, то
выигрышем игрока А будет поле А3В3, выигрышем игрока В поле А3В1,
выигрышем игрока С поле А1В3 (рисунок 3.4.10).
Наилучшим компромиссным решением будет поле А2В3.
58
Рисунок 3.4.10 – Игра АВС – «Подробнее»
Также, в программе есть кнопка «о программе», при нажатии на которую
появится окно с информацией о программе и авторе.
Рисунок 3.4.11 – Окно «О программе»
59
3.5 Вывод по главе 3
В этой главе была проведена практическая часть работы. Поставлена задача
построения системы поддержки принятия решений, выяснены требования лица,
принимающего
решение,
к
программе.
Разобраны
основные
принципы
функционального моделирования, построена SADT-модель системы поддержки
принятия решений, которая после была классифицирована по нескольким
признакам.
Выбрана и описана среда разработки программы и ее особенности, включая
необходимые дополнительные фреймворки, библиотеки и надстройки. Описана и
схематично проиллюстрирована разработка программы, взаимодействие ее
внутренних компонент. Продемонстрирована работа программы, ее функционал и
внешний вид.
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании рассмотрено моделирование возможного
решения актуальной проблемы моногородов России. На сегодняшний день
насчитывается 319 монозависимых городов, из которых 100 – моногорода с
наиболее сложным экономическим положением, 148 – моногорода с имеющимися
рисками ухудшения социально-экономического положения, 71 – моногород со
стабильной социально-экономической ситуацией. Главная проблема моногородов
состоит в том, что если на «градообразующих» предприятиях начинаются
увольнения, то большинство трудоспособного населения города не сможет найти
место работы, соответствующее их возможностям и потребностям. Безработица в
моногородах достигает 30%, тогда как средняя по стране составляет 7-8%.
Автор ставит предположение, что, если качественно развивать отрасли
малого бизнеса в моногороде, уровень проблемы получится снизить.
В качестве возможного решения автор предлагает обратиться к теории игр и
построить
модели
взаимодействия
трех
игроков
замкнутой
социально-
экономической системе моногорода, чтобы рассмотреть возможные стратегии
изменения и развития малого бизнеса и города, включая в себя отражение
интересов населения.
Объектом исследования служат моногорода России.
Предметом исследования является методология теории игр.
Входе проведения данной работы были получены следующие результаты:
1) исследована степень научной разработанности проблемы;
2) изучены основные положения методологии теории игр;
3) построены
несколько
математических
моделей
взаимодействия
игроков, из которых была выбрана наиболее подходящая;
4) проведено исследование интересов каждого элемента системы,
выбраны
количественные
показатели,
отображающие
интересы
каждого игрока;
5) вычислены статистические данные на примере моногорода Юрга;
61
6) сформулирована задача для разработки системы поддержки принятия
решений;
7) построена SADT-модель системы поддержки принятия решений;
8) выбрана и описана среда разработки программы;
9) разработан программный продукт, выполняющий вычисления;
10) описаны вид и функционал программы.
62
Список использованных источников
1.
М. Д. Парфенова. Применение иерархических игр для поддержки и
развития отраслей малого бизнеса моногородов. // Сборник трудов Всероссийской
научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.
Юрга, 2018 г. С. 40.
2.
Г. Ю. Боярко, Матюгина Э.Г., Пожарницкая О.В. Горнозаводские
моногорода России. Горный журнал: научно-технический и производственный
журнал. — 2017. — № 1. — [С. 4-10]. — [Электронный ресурс] — Доступ по
договору
с
организацией-держателем
ресурса.
Режим
доступа
-
URL:
http://dx.doi.org/10.17580/gzh.2017.01.01 (дата обращения: 10.06.2020)
3.
Э. Г. Матюгина, О. В. Пожарницкая. Природно-ресурсный потенциал
как основа формирования стратегии развития монопрофильной территории.
Экономика природопользования: научный журнал. — 2016. — № 6. — [С. 110116]. — [Электронный ресурс] — Доступ по договору с организацией-держателем
ресурса. Режим доступа - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27341232 (дата
обращения: 12.06.2020)
4.
О.
В.
Пожарницкая,
Д.
С.
Белозерова.
Нефтегазовые
монопрофильные территории РФ. Информационные технологии в науке,
управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов III
Международной научной конференции, 23-26 мая 2016 г., Томск в 2 ч. — 2016. —
Ч. 2. — [С. 634-637]. — [Электронный ресурс]— Свободный доступ из сети
Интернет. Режим доступа - URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/31554 (дата
обращения: 15.06.2020)
5.
Э. Г. Матюгина, О. В. Пожарницкая, Е.С. Радионова. К вопросу
взаимообусловленности
привлекательности
монопрофильной
территории
и
градообразующего предприятия. Экономика и управление: проблемы, решения,
Т.2, №11. 2017. С.24-31 [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30686131 (дата обращения: 15.06.2020)
63
6.
Н. А. Ярушкина, Э. Г. Матюгина, С. А. Зотов. Конкурентоспособность
урбанистической системы и деятельность градообразующего предприятия –
управляющее взаимовлияние: монография [Текст] / – Томск: Изд-во «Красное
знамя», 2015. – 141 с
7.
М. П. Гребенькова. Применение теории игр в целях повышения
эффективности процесса реструктуризации градообразующих предприятий //
Управление экономическими системами: Электронный научный журнал 2018. –
№ 2. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://uecs.ru/instrumentalniimetody-ekonomiki/item/4796-2018-02-17-09-17-52 (дата обращения: 10.06.2020)
8.
Р. Фелькер. Использование теории игр в практике управления
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа
–
URL:
https://www.cfin.ru/management/game_theory.shtml (Дата обращения: 10.04.2020)
9.
М. А. Горелов. Иерархические игры с неопределенными факторами,
УБС, 2016, выпуск 59 С. 6-22.
10.
Д. А. Новиков. Теория управления организационными системами:
вводный курс.
11.
А. А. Городов, А. А. Кузнецов, А. М. Попов. Прикладная теория игр:
практикум: в 2 ч. Ч. 2 / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2013. – 76 с.
12.
Е. Р. Даниловцева, В. Г. Фарафонов, Г. Н. Дьякова. Теория игр.
Основные понятия: Текст лекций / СПбГУАП. СПБ., 2003. – 36 с.
13.
моногорода
М. Д. Парфенова, А. Н. Важдаев. Стимулирование малого бизнеса
с
применением
теории
иерархических
игр
//
материалы
Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых, Томск, 22–24 мая 2019 г.: в 4 частях. – Томск: В-Спектр, 2019. –
Ч. 3, С. 162-164
14.
М. Д. Парфенова, А.Н. Важдаев. Применение теории игр в целях
снижения безработицы моногородов // материалы Международной научнотехнической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научная
сессия ТУСУР – 2020» 25-27 мая 2020 г. Томск.
15.
Институт
комплексных
стратегических
исследований
Обзор
64
российских моногородов [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:
https://icss.ru/vokrug-statistiki/obzor-rossijskix-monogorodov
(дата
обращения:
10.03.2020)
16.
И. А. Гущина, Д.Л. Кондратович, О.А. Положенцева. Социальное
самочувствие населения моногородов как показатель уровня адаптированности к
социально-экономическим трансформациям // Управление экономическими
системами: электронный научный журнал 2011 [Электронный ресурс] Режим
доступа - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-naseleniyamonogorodov-kak-pokazatel-urovnya-adaptirovannosti-k-sotsialno-ekonomicheskimtransformatsiyam (дата обращения: 10.04.2020)
17.
Л. В. Кашкина. Социальное самочувствие населения в моногороде
арктического региона российской федерации // Вестник Нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 3 (47), с.
133–136
18.
И.
С.
Самборецкий.
Социальное
управление
моногородом
тюменского севера // Автореферат диссертации на соискание научной степени
кандидата социологических наук, Тюмень 2016. [Электронный ресурс] Режим
доступа - URL: http://elib.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2016/04/Samboretsky.pdf (дата
обращения: 15.04.2020)
19.
Т. С. Ермолаев. Социальное самочувствие населения северных
моногородов (на примере нерюнгринской городской агломерации) // Вестник
Кемеровского
государственного
университета.
Серия:
Политические,
социологические и экономические науки 2018 [Электронный ресурс] Режим
доступа - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-naseleniyasevernyh-monogorodov-na-primere-neryungrinskoy-gorodskoy-aglomeratsii
(дата
обращения: 18.04.2020)
20.
Е. В. Недосека, Н. И. Карбаинов. Социальное самочувствие жителей
постсоветского моногорода (на примере г. Сокола) // Журнал Социальное
пространство 2019. Н. 5(22) С. 214-216
21.
М. Н. Игнатьев. Социальное самочувствие населения моногородов:
65
социологический анализ: на примере Кемеровской области // Автореферат
диссертации на соискание научной степени кандидата социологических наук 2013
г.
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
-
URL:
https://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-samochuvstvie-naseleniya-monogorodovsotsiologicheskii-analiz-na-primere-kemerovs (дата обращения: 23.04.2020)
Г. Р. Баймурзина, Е. В. Кабашова.
22.
Особенности социального и
экономического развития современных моногородов республики Башкортостан //
Журнал Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 2020
г. Т. 13. Н. 1. С. 106-124.
В. В. Гусев. Социальное самочувствие молодежи в Российском
23.
моногороде (на примере города Вольска Саратовской области) // Известия
Саратовского университета. New series. Series: Sociology. Politology, 2013, vol. 13,
iss. 2, P. 3-7
24.
примере
К. С. Подгорная. Социальное самочувствие жителей моногорода (на
г.
Тольятти)
//
Бакалаврская
работа
студента
Тольяттинского
государственного университета [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6010/1/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0
%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%9A.%D0%A1._%D0
%A1%D0%9E%D0%A6%D0%B1_1301.pdf (дата обращения: 3.05.2020)
25.
М. Д. Парфенова. Применение теории игр в целях снижения
проблемы моногородов // Инновационное развитие техники и технологий в
промышленности: сборник материалов Всероссийской научной конференции
молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному
году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» Часть 3. – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им.
А.Н. Косыгина», 2020. – С. 75-78
26.
Процесс принятия управленческого решения и его структура
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
-
URL:
https://studme.org/11200611/ekonomika/protsess_prinyatiya_upravlencheskogo_reshen
iya_ego_struktura (дата обращения: 4.05.2020)
27.
Система поддержки принятия решений [Электронный ресурс] Режим
66
доступа - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/sppr (дата обращения: 4.05.2020)
28.
Википедия: SADT [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/SADT (дата обращения: 6.05.2020)
29.
А. М. Вендров CASE-технологии. Современные методы и средства
проектирования информационных систем
30.
Процесс принятия решений //Systems Engineering Thinking Wiki
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
-
URL:
http://sewiki.ru/%D0%A1%D0%9F%D0%9F%D0%A0 (дата обращения: 10.05.2020)
31.
Что такое JavaScript? [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://ipipe.ru/info/javascript (дата обращения: 16.05.2020)
32.
Хабр: Недостатки JavaScript [Электронный ресурс] Режим доступа -
URL: https://habr.com/ru/sandbox/70666/ (дата обращения: 16.05.2020)
33.
Википедия: Electron [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Electron (дата обращения: 19.05.2020)
34.
Electron: разработка настольных приложений с использованием
HTML, CSS и JavaScript [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/436466/ (дата обращения: 19.05.2020)
35.
Документация Electron [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://www.electronjs.org/docs (дата обращения: 21.05.2020)
36.
Хабр: Node.js [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://habr.com/ru/post/460661/ (дата обращения: 24.05.2020)
37.
Википедия: TypeScript [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/TypeScript (дата обращения: 25.05.2020)
38.
Что такое TypeScript [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://webformyself.com/chto-takoe-typescript-staticheskaya-tipizaciya-dlya-interneta/
(дата обращения: 25.05.2020)
39.
Введение в TypeScript [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://metanit.com/web/typescript/1.1.php (дата обращения: 25.05.2020)
40.
Фреймворк React [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://www.whitelabeldevelopers.ru/react (дата обращения: 10.06.2020)
67
41.
React
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
-
URL:
https://ru.reactjs.org/ (дата обращения: 10.06.2020)
42.
Википедия: React [Электронный ресурс] Режим доступа - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/React (дата обращения: 16.06.2020)
68
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Обозначения показателей моногорода
69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Диаграмма А-Ø «Система поддержки принятия решений по развитию малого бизнеса моногорода»
70
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Диаграмма А0 «Система поддержки принятия решений по развитию малого бизнеса моногорода»
71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Пример экспорта результатов в PDF
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв