СМИ : качество информации, нарушение авторских и иных прав.
© 2017 Сидорова Юлия Юрьевна
студентка 3 курса
Самарского государственного экономического университета
г. Самара
E-mail: salvoiure.jules@gmail.com
Научный руководитель: Дельцова Наталья Вячеславовна
доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности
Самарского государственного экономического университета
г. Самара
E-mail: natdel@mail.ru
Аннотация: В статье рассказывается о проблеме обмена информацией и
знаниями между странами, о роли СМИ в данной деятельности и
неоднозначных примерах нарушений, возникающих в ходе коммуникации.
Ключевые слова: СМИ, авторские права, коммуникация, нарушения.
С развитием средств массовой информации, а особенно с появлением
сети Интернет, коммуникация между городами, а потом и странами, стала
привычным явлением. Стремительно набирающие популярность социальные
сети, блоги, каналы на YouTube создают новые возможности для
установления связи между различными культурами. Но не означает ли это
потерю
самобытности
каждой
отдельной
культуры
и
тенденцию
установления "массовости" культуры? Отдельно стоит обратить внимание на
юридический аспект проблемы: повсеместное нарушение авторских прав при
распространении слияния знаний, идей, концепций различных стран.
Нередко работники телевидения посягают на права авторов, используя
идеи и работы других граждан. И по сей день является довольно спорным
вопрос о том, является ли использование формата другого произведения
нарушением авторских прав. Несмотря на обширное использование термина
"формат" в СМИ ( в частности, часто используется заимствование "формата"
для
ТВ-шоу),
законодательство
данное
понятие
не
устанавливает.
Соответственно, что именно следует понимать под "форматом" не понятно. В
число объектов авторского права данный объект не включен ( но перечень
является не исчерпывающим). Если же рассматривать формат как идею, то в
соответствии со статьей 1259 ГК РФ авторского право на нее не
распространяется и нарушений нет. По данному вопросу существует
довольно любопытная практика, как за рубежом, так и в России. В 2014 году
зарубежной организацией был подан иск к Первому Каналу с требованием
прекратить нарушения авторского права вследствие использования элементов
формата в программе "Точь в Точь". В иске было отказано и аргументировано
тем, что такой объект авторского права, как формат, не предусмотрен
законодательством РФ1. Причем стоит отметить, что программа РФ была
абсолютно аналогичной программе, транслируемой за рубежом. Было ли это
нарушением авторского права? С точки зрения зарубежного законодательства,
да.
Идея и концепция принадлежат конкретному человеку, который
использовал свои творческие способности, затратил усилия и создал основу
данного шоу. Налицо негативный пример применения культурного объекта в
другой стране: права автора нарушены, но защитить их он не может.
Одним из самых известных примеров современного обмена идеями и
знаниями является популярные социальные сети Facebook и Вконтакте.
Несложно заметить схожесть этих двух сетей, как внешнюю, так и
функциональную. Интернет -ресурсы повсеместно называют Вконтакте
"Российским клоном " Facebook. Несмотря на это, обе соц. сети продолжают
функционировать, не конкурируя друг с другом. Иски о нарушении авторских
прав не были предъявлены и пользователи интернета с удовольствием
пробуют функции и того, и другого.
И, конечно же, нередким нарушением авторских прав является
незаконное
использование
объектов
авторского
права
(как
правило,
фотографий, текстов, музыки) в Интернете. Зачастую сайты копируют
информацию с другого сайта, выдавая фотографии и тексты за свои.
Показателен случай, произошедший в Российской Федерации, но, тем не
менее, актуальный для других стран. Художница Юлия Григорьева выложила
свои рисунки на сайт, а позднее увидела их использование в рекламе
известного парфюмерного магазина "Рив Гош" 2. Договор с художницей
заключен не был, рисунки были просто лишь скопирован с сайта.
Аналогичная
ситуация
может
произойти
с
иными
рисунками
и
фотографиями, опубликованными на зарубежных сайтах. А учитывая, что в
сети Интернет сложно идентифицировать пользователя или факт сохранения
рисунков и фотографий, привлечение к ответственности затруднительно и
права авторов окажутся ущемленными 3.
Из приведенных примеров одним из главных выводов является то, что
основным источником, через который происходит передача информации - это
средства массовой информации (далее - СМИ). Не все исследователи относят
социальные сети и блоги к таковым, но учитывая их разностороннюю
деятельность на данный момент, в данном исследовании, хоть и с некоторой
оговоркой, мы отнесем их к СМИ.
Во все времена СМИ играли большую роль в жизни общества. По
прошествии стольких веков, преобразований, изменений в политике, нормах,
касающихся СМИ, а также изменений в социальной жизни стран сложились
несколько теорий коммуникативных медиа (теории прессы). Каждая из них
отражает те устои, господствовавшие в момент ее происхождения.
Авторитарная теория, как исходит из ее названия, зародилась в период
авторитаризма в Европе. В то время "массовости" мышления не было.
Считалось, что в стране господствует узкая группа людей ( правящая
монархия), которые способны направлять и развивать мысль, которая
впоследствии отражается в СМИ того времени.
Либертарианская же, напротив, исходит из того, что СМИ должны
высказывать новые мысли и идеи, направленные на развитие, построение
нового, формирование новых классов образованных и культурных граждан.
Советская коммунистическая теория знакома каждому российскому
гражданину. Она является продолжением авторитарной теории, но с
особенностями,
обусловленными
коммунизма в то время.
активным
распространением
идей
Ведущую роль в данной теории занимает
строжайшая цензура и абсолютный контроль СМИ. Здесь СМИ являются
инструментом сильнейшей пропаганды, внушении идей господствующей
партии.
И, наконец, теория социальной ответственности. Она, в свою очередь,
является продолжением либертарианской теории. Эта теория на данный
момент является господствующей в демократических государствах и исходит
из идеи о том, что СМИ должны были полностью независимы от государства.
После краткого обзора теорий стоит пояснить, что в каждом
государстве та или иная теория является господствующей. Отсюда и исходит
вывод о том, для каких целей служат СМИ и насколько объективной является
передаваемая ими информация, а любая информация, в свою очередь,
является воздействующей на граждан, принимаемой на веру. То есть при
неправомерном использовании какого - либо объекта авторского права
средствами массовой информации, граждане, являющиеся потребителями
такой информации, будут по цепочке использовать такие объекты, нарушая
права автора. Соответственно, роль СМИ в общественной жизни играет
большую роль и главным образом от них зависит качество информации.
В этой связи показателен пример транслирования спорных по качеству
содержания мультфильмов, в частности "Южного парка" (South Park). В 2008
году ЗАО «Телеканалу 2х2» московского холдинга «ПрофМедиа» Басманным
межрайонным
распространении
прокурором
было
экстремистских
направлено
материалов
предупреждение
через
о
вышеуказанный
мультфильм. Было проведено большое исследование, в ходе которого были
выявлены особенности "Южного парка"4. Возрастной рейтинг данной
программы изначально составлял 14+, в дальнейшем был изменен на 18+, то
есть разрешен к просмотру без согласия родителей и опекунов лицам,
достигшим 18 лет. И, стоит отметить, что соответственно с согласия
родителей и опекунов лица, не достигшие такого возраста, могут смотреть
данный мультфильм. Характерной особенностью мультфильма является
сатирическое изображение известных личностей, героев и сниженная лексика
(слэнг, жаргонизмы). Вне сомнения, подобные особенности мультфильма
оказывают негативное влияние на психику любого человека и это негативный
пример распространения творчества другой страны
причем мультфильм
"Южный парк" пользуется популярностью и за рубежом, и в России). При
этом, "Южный парк " не раз привлекался в суд в качестве ответчика за
неоднократные нарушения интеллектуальных и иных прав. В Интернет сети
гугл даже существует уже автоматически генерируемый запрос: сколько раз
подавали в суд на "Южный парк". Таким образом, просматривая его, зрители
не только наносят себе психологический ущерб, но и получают продукцию,
воспроизведение которой нарушает права других лиц.
Подобная ситуация возникала в Америке с мультфильмом "Гриффины",
в котором подобно "Южному парку" черному юмору отводится большая
роль. В эпизоде 3 сезона "Гриффинов" прозвучала пародия на известную
песню, созданную для мультфильма "Пиноккио" 1940 года. Разрешение на
переработку песни получено не было. В результате пародийной переработки
добрая детская песня превратилась в антисемистически
настраивающую.
При этом требования компании, владеющие оригинальной песней не были
удовлетворены , так как суд решил, что была выполнена лишь пародия на
песню.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что
СМИ играет
большую роль в качестве посредника между странами. Положительно ли
получение большого объема информации, новой и полезной? Вне сомнений.
Но всегда важно учитывать качество этой информации, ее воздействующую
силу на граждан. В современном мире господствует теория социальной
ответственности. Уже из самого названия этой теории следует, что средства
массовой информации должны сами предельно ясно осознавать тот факт, что
они ответственны за качество информации, за то воздействие, которое эта
информация оказывает и ту пользу, которую несет информация. Отношения
между гражданами - потребителями информации тесно связаны с другими
группами отношений, которые упоминаются в статье, то есть в первую
очередь авторскими правами. Каждая деталь, добавляющая красок и,
соответственно, интереса к телепрограмме, например музыка или стихи,
принадлежит конкретному человеку, согласие на использование произведения
которого необходимо для правомерного использования. Эти отношения тесно
связаны с вопросом о правовой культуре общества и необходимости
искоренения правового нигилизма.
Говоря о правовой культуре общества, нельзя не затронуть тот же
насущный вопрос о качестве информации. В 2010 году был принят закон,
защищающий детей от информации, которая причиняет вред здоровью и
развитию. Закон действительно применяется на практике. Лица, виновные в
показе информации, не предназначенной для детей, привлекаются к
административной ответственности. Несмотря на это, мера является
ограниченной, она не гарантирует защиту детей от некачественной
продукции, которая может нанести вред еще не устоявшейся психике. Речь не
идет о необходимости введения жесткой цензуры и использования
исключительно административных методов воздействия, но о том, что
каждый должен задуматься о том, стоит ли конкретная передаваемая через
СМИ информация того, чтобы тратить на нее время и приучать
подрастающее поколение к ней?
Таким образом, можно подвести итог и выделить основную мысль
всего вышесказанного. Расширяющаяся коммуникация между странами - это,
безусловно, положительное явление, позволяющее укрепить связи между
странами, получить новые знания, тенденции, завести новые знакомства и
расширить круг общения, открыть для себя новые возможности. Однако
стоит учитывать важность информации, ее полезность, новизну и многоемногое другое. Важно осознавать тот факт, что поток информации
безграничен и нужно уметь выделять из нее знания, которые действительно
актуальны, безопасны для психики и заслуживают внимания.
Решение Арбитражного суда города Москва по делу №А40-84902/2014
http://www.copyright.ru/ru/news/main/2011/5/23/RivGosh_plagiat/
3
Гобешия, Н. Нарушение авторских прав СМИ в Интернете / Н. Гобешия //
Журналист. – 2007. – № 5. – С. 91-93.
4
Рихтер А.Г. Экстремизм на телеэкране: контент-анализ мультсериала
«Южный парк» // Электронный научный журнал "Медиаскоп".2009. №2.
1
2
Media: the quality of information, violation of copyright and other rights.
© 2017 Sidorova Julia Yurevna
3-year student
Samara State University of Economics
Samara
E-mail: salvoiure.jules@gmail.com
Scientific adviser: Deltsova Natalia Vyacheslavovna
Associate Professor, Department of Legal Support of Economic Activities
Samara State University of Economics
Samara
E-mail: natdel@mail.ru
Annotation: The article describes the problem of information and knowledge
exchange between countries, the role of the media in this activity and ambiguous
examples of violations occurring during communication.
Keywords: media, copyright, communication, violations
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв