Состояние традиционных религий чукчей, эскимосов, нивхов в современной России

Большая часть исследований северных народов проводилась в 60-80хх годах ХХ века. С того времени их религиозное состояние претерпело существенные изменения. Верования данных народов формировались в условиях первобытно-общинного строя. Однако во второй половине ХХ века их культура активно развивалась и трансформировалась. В наше время постепенно народам Севера в гуманитарной науке начинает снова уделяться должное внимание. Это уже не просто конкретное изучение каких-то элементов культуры архаичных народов, а рассмотрение сложной синкретичной культуры, которой соответствуют сложные религиозные системы. Религии северных народов, с одной стороны, – это архаичные формы верований, которые сохранились до нашего времени, с другой — это реконструированные религии, то есть, по сути новые религиозные движения. Часть религиозных ритуалов действительно воспроизводилась азиатскими эскимосами, чукчами и нивхами на протяжении всей их истории, но часть была утеряна и воссоздана недавно — по рассказам старших родственников и записям этнографов. Особенностью данной работы является активное использование автором метода интервью. К сожалению, в условиях пандемии covid-19 проведение полноценной полевой работы оказалось невозможным. Однако были проведены интервью с представителями нивхского народа, которые приехали на обучение в Санкт-Петербург, а также с сахалинскими нивхами при помощи телефонной и видео-связи. Интервью были проведены как с людьми среднего возраста, так и с очень молодыми. Возраст опрошенной группы: 15-65 лет. Было необходимо понять отношение к традиционным религии и культуре представителей разных возрастов. Перед каждым интервью составлялся примерный список вопросов, однако он менялся в процессе диалога с учетом личности конкретного респондента. Автору исследования удалось выяснить, что в целом религиозность чукчей, эскимосов и нивхов носит бытовой и синкретический характер — верования пронизывают повседневную жизнь этих народов. В историческом контексте эти верования подвергались размыванию и последующей реконструкции. Отдельные ритуалы и культовые практики носят эзотерический характер и оберегаются от взгляда со стороны, что затрудняет их этнографический анализ. Можно утверждать, что религиозная жизнь чукчей, эскимосов и нивхов по-прежнему сохраняет свое значение для формирования культурной идентичности этих народов и, более того, обнаруживает возможности для развития и укрепления в этом качестве. Религии данных народов в настоящий момент активно претерпевают изменения, находятся в крайне интересном для науки положении и требуют дальнейших исследований.

Религия. Атеизм
Дипломы

Вуз: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова)

ID: 60d7af15e4dde5000108c9db
UUID: c11347a0-b8fe-0139-35a0-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 38

18.76

Полина Фрэмдер

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова)


0

Комментировать 0

Рецензировать 2

Скачать - 592,6 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Полина Фрэмдер
Отзыв оппонента работы Ольги Владимировны Осиповой, доцента кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. Ломоносова, кандидата филологических наук.

почти 3 года назад
Рецензия от Полина Фрэмдер
Отзыв на работу научного руководителя Игоря Николаевича Яблокова, доктора философских наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Заслуженного профессора Московского Университета.

почти 3 года назад
Для лиц старше 18 лет