Работа выполнена на кафедре философии и социально-политических
дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшо образования «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет».
Научный руководитель: Ким В.В., канд. филос. наук, доцент кафедры
______________________философии и социально-политических дисциплин.
Защита бакалаврской работы состоится: « 17 » июня 2020 г. в 8ч. 30
мин., в аудитории «219» на заседании ГЭК специальности 39.03.03
«Социальная работа» факультета истории и юриспруденции.
К защите допускаю:
Научный руководитель
__________________
Ф.И.О.
Заведующий кафедрой
__________________
Ф.И.О.
__________________
Ф.И.О.
ФиСПД
Декан ФИиЮ
1
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..….……....3
Глава 1 Содержание и организация социальной работы с группами
подростков……………………………………………………………………...….…7
1.1 Особенности социальной работы с группами подростков……………...….…7
1.2 Технологии социальной работы с группами подростков……………………15
1.3 Профилактика девиантного поведения в группе подростков……………….21
Глава 2 Практические основы социальной работы с группами девиантных
подростков…………………………………………………………………………..27
2.1 Социальный аспект групповой девиации среди подростков………………..27
2.2 Создание условий для позитивного становления личности: методические
рекомендации……………………………………………………………….………30
2.3 Практические рекомендации и разработки по решению проблемы
групповых подростковых девиаций………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………….…41
Библиографический список………………………………………………………..43
Приложение
2
Введение
В обществе и науке понятия подросток и подростковый период
неразрывно связаны с девиантностью, одно является частью другого. Природа
данной проблемы обусловлена множеством факторов, влияющих на ребёнка. В
первую очередь это, конечно же, изменения, протекающие на физиологическом
уровне, осмыслить эти изменения и принять их не так трудно, как совладать с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками, не разобравшись в себе.
Именно психоэмоциональная неустойчивость напрямую влияет на восприятие
подростками окружающей действительности и приводит к деформации
адаптационного процесса в обществе. Предотвращением подобных тенденций в
социуме занято множество наук и социальная работа не исключение, наоборот,
посредством таких технологий как социальная профилактика она способна
устранять социальные проблемы личности или группы лиц в период
зарождения проблематики, тем самым создавая основу для снижения темпов
расширения проблемного поля общества.
Одним из наиболее успешных методов социальной профилактики и
профилактики девиантного поведения подростков является социальная работа с
группой. Это направление практической деятельности, функции которой
распространяются в различных областях человеческой жизнедеятельности от
благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Получение
опыта в группе(ах) даёт возможность: проанализировать своё состояние через
общение с другими участниками группы; получить важные и ценные
рекомендации социального работника и участников, взглянуть на себя и свои
проблемы со стороны; осознания своих поступков, возможность приобрести
социальные навыки и научиться адаптироваться к отдельным ситуациям и
обществу в целом; умения моделировать своё поведение в ситуациях, близких к
3
реальным; роста и развитие личностных способностей и раскрытие творческого
потенциала [15].
Актуальность
исследования
обуславливает
факт
низкого
уровня
изученности, в силу концентрации внимания специалистов на индивидуальном
подходе, и практики данного подхода в вопросах коррекции и профилактики
девиаций подростков. Также, актуальность исследования составляет ряд
специфических
особенностей
личности
подростка,
благодаря
которым
указанный метод работы является наиболее действенным в борьбе с
подростковыми девиациями. Именно поэтому стоит прицельно обратить
внимание
на
социальную
групповую
работу,
её
многозадачность
и
результативность.
Благодаря своим характеристикам данный метод и призван решать
проблемы девиаций подростков, которые могут привести к деградации
личности, мешают вхождению созревающего человека в социум.
Сущность социальной работы с группами исследуют: Е.П. Агапов, Г.
Конопка, Л.И. Кононова, Д.Р. Лифинцев, П.Д. Павленок и М.Я. Руднева [2; 7;
10; 14; 17]. В их работах наиболее точно раскрывается сущность социальной
групповой работы, как инструмента активизации потенциала собственных
возможностей индивида при решении сложных жизненных проблем или
сопутствующих им факторов, посредством работы в группе.
Вопросом широкого спектра проблем, приводящих к девиациям в
поведении подростков, занимались: И.С. Кон, Т.В. Корнилова, Е.С. Могилёва,
Е.И. Рогов [9; 11; 16; 20]. Изучение работ данных авторов позволяет ясно
взглянуть и понять всю сложность и специфику работы с девиантными
подростками. Авторы подробно раскрывают факторы риска возникновения
девиаций их психобиологические предпосылки, психологические и социальные
особенности личности, позволяют понять схему причин отклонений в
поведении подростков.
4
Технологиям социальной работы с подростками посвящены работы Н.С.
Денисовой, Е.Н. Приступы, М.Е. Сачковой, В.Г. Соловьянюк-Кротовой [5; 18;
22; 23]. Исследователи подробно описывают необходимость комплексного
подхода в работе над превенцией и коррекцией девиантного поведения
подростков, подразумевают адресную, клиент-ориентированную помощь с
учётом территориальных особенностей и социально-пространственных связей.
В соответствии с актуальностью и обзором литературы сформулированы
объект и предмет исследования.
Объект исследования – подростковые группы как объект социальной
работы.
Предмет исследования – технологии социальной работы с группами
девиантных подростков.
На основании объекта и предмета выделены цель и задачи исследования.
Цель бакалаврской работы – сформировать целостное представление о
взаимодействии социального работника с группами девиантных подростков и
обозначить способы и методы решения проблем девиации в группах
подростков.
Задачи исследования:
1) выявить особенности социальной работы с группами подростков;
2) изучить технологии социальной работы с группами подростков;
3) охарактеризовать основные направления профилактики девиантного
поведения подростков;
4) рассмотреть социальный аспект групповой девиации среди подростков;
5) определить методические рекомендации для создания позитивного
становления личности;
6) предоставить практические рекомендации и разработки по решению
проблемы групповых подростковых девиаций.
Практическая
значимость
бакалаврской
работы
обуславливается
перспективой использования методических и практических рекомендаций с
5
целью
оптимизации
профилактической
и
коррекционной
деятельности
социальных работников с девиантными подростками.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и
приемы как анализ и синтез, дедукция, сравнения, обобщения и др., применялся
системный подход.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав,
заключения,
библиографического
списка
и
приложения.
В
1
главе
рассказывается о технологиях, практическом опыте работы с группами
подростков, а также о проведении профилактики девиантного поведения среди
них. Во 2 главе, главным образом, речь идёт об ориентирах для социальных
работников, а именно о методических и практических рекомендациях к работе
с группами девиантных подростков.
6
Глава 1 Содержание и организация социальной работы с группами
подростков
1.1
Особенности социальной работы с группами подростков
Социальная работа с группой – это направление практической
деятельности, функции которой распространяются в различных сферах
человеческой жизнедеятельности от благосостояния и образования до
адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы
являются индивиды, имеющие различную этиологию проблем.
В соответствии с подходом, Г. Конопки, социальная групповая работа
считается практическим методом социальной работы, который помогает
индивидам
расширять
их
социальное
взаимодействие
и
через
целенаправленный опыт группы более эффективно справляться с их
индивидуальными или общими проблемами в микросоциуме.
Термин «социальная групповая работа» предложен Г. Конопкой и
другими исследователями, чтобы продемонстрировать специфику и отличие
социальной групповой работы от групповой психотерапевтической работы. Так
как в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с
социальным
функционированием,
а
в
групповой
психотерапии
на
эмоциональные и психологические процессы больных людей. На данный
момент мы видим тенденцию, когда методы групповой психотерапии
применяются в практике социальной групповой работы, что расширяет её
познавательные границы. Именно поэтому в социальной работе выделяют
следующие понятия: «групповая терапия» и «групповая работа» [7].
Социальная групповая работа, как и социальная работа с отдельно взятым
клиентом,
включает
индивидуального
различные
развития,
подходы
поведенческого
интерперсональных
умений,
обмена,
групповых
ориентированных проблем и социальных акций. На практике социальная
7
групповая
работа
представлена
достаточно
широко:
от
группового
консультирования до терапевтических подходов. Социальная групповая работа
включает в себя следующие виды деятельности:
1. Развитие группы в целом и отдельного члена группы.
2. Развитие взаимопомощи и поддержки среди членов группы.
3. Использование группового процесса (тренинги).
4. Развитие независимости в группе.
Социальная групповая работа традиционно используется в практике
работы в микросоциуме с детьми и подростками. Так как взрослые в силу
возрастных рамок и устоявшихся личностных особенностей менее подвержены
«групповому эффекту». В групповой работе с детьми и подростками
используют
развивающие,
реабилитационные,
организационно-
реабилитационные подходы, а также социальные тренинги и тренинги
социальной компетенции.
Социальный работник имеет большой репертуар ролевых взаимодействий
в групповой работе, от «ассистента» до «учителя», в зависимости от оценки
потребностей группы, межгруппового взаимодействия и ситуации.
Говоря о конкретных социальных группах или сообществах, традиционно
выделяется две позиции в определении рисков. Рассматриваются риски,
которым могут быть подвержены социальные группы, а также риски, которые
может понести общество по причине нахождения в нем доминирующих
элементов нормы, противоречащих общественным интересам [2].
Наиболее значительная группа рисков, как мы знаем – это дети и
подростки. В соответствии с современным законодательством к детям
относятся лица от 0-18 лет. В настоящее время всё острее становится вопрос о
возрастающих
трудностях
работы
с
подростками,
отличающимися
маргинальным характером развития. В связи с тем, что подростковый возраст
характеризует маргинальность, подросток находится между двумя возрастными
8
группами – группой взрослых и группой детей. Он стремится перейти в группу
взрослых, куда его ещё не принимают.
К группе риска на данный момент относят следующие категории детей и
подростков:
•
дети и подростки с проблемами в развитии, в том числе имеющие
резко выраженные психопатологические и неврологические отклонения;
•
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных
неблагоприятных обстоятельств;
•
дети из неблагополучных асоциальных семей;
•
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и
социально-психической помощи и поддержке;
•
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической
дезадаптации.
В числе ключевых социальных проблем, специфичных в большей степени
именно для молодого поколения, выделяют такие социальные проблемы, как:
токсикомания,
проституция,
криминализация,
нарушенная
социальная
адаптация. Такие формы поведения систематизируются в понятие девиации.
Существуют разнообразные факторы, обуславливающие девиантное
поведение детей и подростков.
В.А. Никитин выделяет следующие виды факторов:
Биологические
факторы,
которые
связаны
с
неблагоприятными
анатомическими или физиологическими особенностями организма человека, и
которые затрудняют его социальную адаптацию. К ним В.А. Никитин относит:
– генетические факторы, передающиеся по наследству, такие как:
дефекты слуха и зрения, нарушения умственного развития, повреждения
нервной системы, телесные недостатки;
– психофизиологические факторы, которые в основном связаны с
влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных
ситуаций и т.д.
9
– физиологические факторы, включающие недостатки конституционносоматического склада человека, дефекты речи, внешнюю непривлекательность,
которые могут вызвать негативное отношение взрослых или сверстников, что
приводит к искажению системы межличностных отношений подростка [13].
Психологические факторы включают в себя наличие у подростка
психопатологии и акцентуации отдельных черт характера. К ним относятся
нервно-психические заболевания, неврастения, различные психопатии, а также
пограничные состояния, которые повышают возбудимость нервной системы,
объясняющие различные неадекватные реакции.
Социально-педагогические
факторы
включают
в
себя
различные
проблемы или недостатки, дефекты семейного, школьного, общественного
воспитания. В их основе лежат возрастные и индивидуально-типологические
особенности развития и социализации детей и подростков, которые, при
определенных обстоятельствах, могут привести к различным отклонениям:
•
в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением
негативного опыта;
•
в дезадаптации;
•
в стойкой школьной неуспеваемости, которая не позволяет
сформировать у подростка познавательные мотивы, интересы и учебные
умения и навыки.
Социализация личности – процесс непростой и противоречивый, в нем
требуется регулярно справляться с множественными преградами и кризисами.
Сложности и противоречия, встречающиеся на дороге детей и подростков,
усложняют процесс социализации, что, к примеру, объясняет подобные
социально-педагогические явления, как «позднее взросление», «социальная
пассивность», «малый социальный возраст», «позднее социальное взросление»
и др. Социализация как социально-педагогическое явление способно отражать
полный ряд проблем, разрешаемых преимущественно педагогическими
10
средствами, формами и методами. К количеству более важных из них следует
отнести:
а)
проблемы
взаимодействия
взаимоинформирование,
получение
детей
и
подростков
информации,
трудности
с
социумом:
понимания,
неправильное восприятие информации и неправильные действия; трудности
согласования своих действий, потребностей, желаний и требований социума и
т.д.
б) проблемы адаптации детей и подростков к социальной среде, к
профессиональной деятельности: социальная дезадаптация; профессиональная
дезадаптация; школьная дезадаптация; неадекватное восприятие социального
опыта, неадекватная рефлексия на него; трудности [24].
в) проблемы оценки результатов социализации детей и подростков:
необъективная оценка уровня социализированности (завышенная, заниженная
или безразличная оценка); неадекватность реакции на объективную оценку
окружающих; незнание, отсутствие навыков объективной оценки результатов
своего труда, места и роли в коллективе.
Появление социально-педагогических проблем детей и подростков во
многом определяется воздействием различных факторов социализации,
имеющих место на четырех различных уровнях социума:
1) на уровне мегасоциума социализация человека происходит под
влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических,
экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что
судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на
планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и
политики;
2) на уровне макросоциума на социализацию человека значительное
влияние оказывает страна, общество, государство, при этом следует заметить,
что не только своя, но и другие страны, общества и государства;
11
3) на уровне мезосоциума на социализацию человека влияют этнос,
регион, тип поселения, средства массовой коммуникации;
4) на уровне микросоциума на социализацию человека оказывают
влияние семья, институты воспитания, группы сверстников, организации (в том
числе религиозные).
Проблемы подростков являются следствием типов характера подростков,
социальной среды и других факторов. Есть дети, которые полностью
погружаются в мир компьютера и интернет. Ну, а кто-то в пубертатный период
замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то проявляет акции
неповиновения и открыто грубит или убегает из дома и пытается быстрее
повзрослеть с помощью проявления различного рода девиаций [11].
Вот лишь некоторые из проблем, которые, вследствие их неразрешения,
могут серьёзно навредить подростку:
• проявление гиперсексуальности;
• ранние сексуальные контакты;
• слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида;
• пресечение попыток родителей установить контакт;
• отсутствие друзей;
• погружение в мир фантазий, виртуальный мир;
• попытки самоутвердиться, доказать свою значимость и взрослость;
• уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя, табака,
наркотиков;
• «стадный инстинкт».
Всё это может являться предрасположенностью характера. Однако, как
правило провоцируется недопониманием со стороны старших и сверстников.
Неудачами, несчастной любовью, разными комплексами или увлечением
искусственной реальностью, если ребенок выносит все свои цели и помыслы в
несуществующий мир. Как результат – это может выражаться в неустойчивости
психики, фобиях, истериках, отсутствии реальных друзей. Такое поведение
12
обладает
тенденцией
усугубляться,
плохое
настроение
переходит
в
субдепрессию, потом может наступить депрессия и мысли о суициде. В
определенных случаях периоды депрессии могут сменяться временами
активности, таким образом иметь циклоидный тип подросткового характера [6].
В зависимости от возраста ребенка, проблемы, возникшей у него, в его
семье или окружении, должны подбираться различные технологии, методы
профилактики поведения, подходящие именно ему. Восприятие той или иной
ситуации анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его
структура, формы и виды проявления. Особое внимание отводится анализу
саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов
риска агрессии, суицидального поведения, наркомании, алкоголизма. Широко
представлены технологии консультирования и техники коррекции подобных
проявлений у детей и подростков. Психокоррекция у детей представлена
методами индивидуальной рациональной психотерапии и технологиями
групповой работы [26].
В групповой работе очень важна профилактика, особенно в работе с
детьми не относящихся к той или иной группе риска. В профилактике важно
выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов,
обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих
основу их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или
правилам. Профилактические мероприятия необходимы во всех сферах
жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики отклоненного
поведения несовершеннолетних?
Под профилактикой в широком смысле слова понимается совокупность
предупредительных технологий, методов работы, направленных на сохранение
и укрепление нормального состояния человека. Профилактику детей и
подростков, находящихся или не относящихся к группе риска можно
подразделить на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика:
13
•
исследование
механизмов
формирования
материнского
и
отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
•
выявление и коррекция нарушения материнско-детских отношений,
которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и
отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем
и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика:
•
несвоевременное
вмешательство
в
коррекцию
клинико-
биологических нарушений у ребенка;
•
изучение генографии семьи;
•
коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных
связей, определение детско-родительских границ;
•
постановка четких семейных ролей.
Третичная
профилактика
проводится
в
отношении
подростков,
совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения
подростка и его развития, а не само преступление [23].
Именно технологии групповой и индивидуальной работы помогают
раскрыться подростку в окружении «таких же, как и он сам» и пролить свет на
этиологию уже возникших, или возможных проблем. При проведении
групповой диагностики используются:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) тестирование;
г) проектирование методики;
д) анкетирование, на выявление личностных особенностей;
е) методики исследования познавательной и эмоциональной сферы.
При проведении групповой или индивидуальной профилактики и
коррекционной работы с детьми используются:
14
а) методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в
микрогруппе);
б) различные мероприятия, направленные на развитие познавательной
сферы детей (индивидуально). Для детей школьного возраста проводятся
социально-психологические тренинги (от 6 до 8 человек), обучение приемам
релаксации в помещении сенсорной комнаты (индивидуально).
Важно отметить, что в каждом отдельном случае, причине его
возникновения, нужно правильно подобрать профилактические методы или
методы лечения, от этого будет зависеть разрешение проблемы девиантного
поведения ребенка или подростка.
А
именно,
технологии
психокоррекции
у
детей
должны
быть
представлены:
1)
методами индивидуальной рациональной психотерапии;
2)
технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией;
3)
психолого-социальной работой в детских учреждениях.
Все методы должны быть направлены на осознание ребёнком,
взрослеющим человеком, себя как полноценного здорового члена современного
общества.
Социальная работа с подростками – это сложный, многогранный,
требующий особых усилий процесс. Он сравним ювелирной работой, т.к.
ребёнок подросткового возраста, со всеми присущими ему психофизическими и
социальными проблемами, является тем самым не огранённым хрупким
камнем. Социальный работник в данном направлении деятельности должен
задействовать все свои профессиональные качества, а также координировать
деятельность со сторонними специалистами, для достижения необходимого
результата.
15
1.2
Технологии социальной работы с группами подростков
В основу разработки социально-педагогических и иных технологий
работы с подростками, оказавшимися в социально опасной ситуации или
нуждающимися в профилактике, должен быть поставлен комплексный подход.
Организационные социальные технологии направлены на выявление
подростков группы риска, отрицательно влияющих факторов, разработку
программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их
реализации [11].
Составляющие спектра технологий можно рассматривать как:
1.
Диагностику проблем личностного развития детей и подростков.
2.
Формирование банка данных о необходимых группах подростков.
3.
Разработку программ социально-педагогической деятельности с
подростком, группой подростков.
4.
Обеспечение условий реализации программ.
5.
Консультирование.
Одним из важнейших методов в работе с подростками также является
анкетирование. С его помощью можно безопасно выявить проблемы, понять
эмоциональный фон ребёнка, а после анализа, обработки результатов и беседы
с подростком – точечно наметить пути решения сложных для ребёнка и,
возможно, семьи в целом, вопросов. Анкетирование также помогает
специалисту в групповой работе, так как в группе зачастую оказываются
несовершеннолетние из одной «компании» (класса, кружка, субкультурного
образования). Это, прежде всего, помогает раскрыть мотивацию группы, её
увлечения, цели и многое другое, что значительно упрощает дальнейшую
работу с подростками [22].
Данный метод даёт перспективу работы с проблемами детей и подростков
посредством
социально-психологических,
социально-экономических
методов.
16
социально-медицинских
Программы
и
индивидуальной
профилактической
зависимостями,
работы
могут
с
подростками,
реализовываться
имеющими
под
контролем
проблемы
с
специалистов,
способных оказать им квалифицированную помощь (врач-нарколог, психолог,
специалисты центра социальной помощи).
Приступая
к
работе
с
группой
очень
важно
правильно
её
идентифицировать, чтобы начать грамотную работу с несовершеннолетними
(см. Таблицу 1).
Таблица 1. Модели социальной групповой работы
Характеристика
Тип услуг
Роль специалиста
Модель
Клиническая
Модель
социальных целей
модель
взаимодействий
Социализация
Интеграция
Помощник
Адаптация
Агент
Посредник
взаимодействия
Образ члена
Участник,
Девиант.
«Я» и «Иное Я»
группы
гражданин,
Представитель
руководитель
какой-нибудь
малой группы
Тип проводимой
работы
Широкий
набор Использование
деятельности
Обязательные
умения
членов
и средств влияния, группы процессам
задач, в том числе в
работа
Обучение
том
числе интерперсональных
в добавочных
микросоциуме
средств группы
Социальное
Достижение
программирование специфических
отношений
Категоризация
и
диалог
целей
Теоретическая
база
Эклектическая
Социальная
теоретическая база ролевая
теория, теория поля
эго-психология,
групповая
17
Системная теория и
динамика
Цель группы
Воспитание
Лечение
Достижение
социального
социальной
обоюдной помощи
сознания
и дисфункции
и системы.
социальной
специфических
Начальные,
ответственности
поведенческих
специфические
взаимодействий
цели
но
К началу XXI века сложились три центральные модели социальной
групповой работы:
•
клиническая модель. Здесь под группой понимается совокупность
индивидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, а групповая
деятельность направлена на работу с поведенческими отклонениями;
•
модель взаимопомощи связана с межгрупповой поддержкой, когда
члены группы принимают совместное участие в разработке программы помощи
наряду с социальным работником;
•
социально-ориентированная модель направлена на активизацию
различных групп населения. Здесь можно выделить работу с молодежью,
работу в микросоциальной среде и т.п. [14].
Также, необходимо помнить, что основная черта подросткового возраста
– так называемый групповой эффект. Ребёнок при этом повторяет реакцию,
которая в данный момент проявляется в группе. С учетом особенностей
подростковой психологии строится включённая коррекция поведения (как
отдельных индивидов, так и группы в целом):
• во-первых, при данном методе коррекции барьер между подростком и
социальным работником ликвидируется (подросток не знает, что он имеет дело
с социальным работником);
18
• во-вторых, корректирующая и воспитательная деятельность специалиста
принимается подростками некритически, что существенно ускоряет и упрощает
эту работу
Любая включённая деятельность состоит из нескольких этапов часть, из
которых последовательно следует одна за другой, а оставшаяся часть может
выполняться параллельно. Вот некоторые из них:
1.
предварительный этап;
2.
сбор первичной информации о подростковой группе;
3.
разработка вариантов внедрения в группу;
4.
разработка легенды (либо отправных точек легенды);
5.
внедрение в группу;
6.
подключение волонтеров/источников информации;
7.
оценка
и
анализ
получаемой
информации
(включая
её
достоверность);
8.
работа с группой (тусовкой), движением изнутри.
Главную роль играют цели, которые ставятся перед включённой работой.
Это могут быть как кратковременные цели, соединённые с необходимостью
распада антисоциальной/криминогенной группы, либо взятия её под контроль.
Зачастую тактические цели ставятся только при работе с маленькими
подростковыми группами, так как они больше подвержены влиянию, опять же,
в силу особенностей переходного возраста.
Очень важен тот факт, что разнообразные операции по включенному
наблюдению и включенной коррекции поведения довольно трудоемки и в
определенной мере опасны. Поэтому использовать включенные методы работы
для реализации малозначительных целей нерационально [8].
Также, в спектре технологий социальной работы с группами подростков,
особое место занимает тренинговая деятельность. Тренинг – это своеобразная
вербальная система тренировок, позволяющая совершенствоваться в различных
областях
жизни
и
психологической,
19
социальной,
эмоциональной,
психосоматической и других сферах. В форме групповых тренингов обычно
реализуется активное социальное обучение социально-важным навыкам.
В настоящее время в социальной групповой работе распространены
следующие формы:
Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе
данного мероприятия происходит разрушение установок на девиантное
поведение, производится упор на способность подростка говорить «нет»
при наличии давления сверстников, доводится информация о возможном
негативном влиянии со стороны родителей (если есть подозрения, что
ребёнок находится в неблагополучной семейной обстановке) и других
взрослых (например, друзей родителей или родителей сверстников,
употребляющих алкоголь).
Тренинг
аффективностного
Сущностью
данного
тренинга
(гиперэмоционального)
обучения.
является
того,
представление
что
девиантное поведение непосредственно связно с эмоциональными
нарушениями. Для предупреждения подобной проблемы, подростков
обучают распознавать свои эмоции, осознавать их и выражать
приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе
групповой работы – формируется навык принятия решений, как в
экстремальных (давящих) условиях, так и в спокойных (размеренных)
условиях, стимулируются процессы самоопределения, развиваются
позитивные
отмечается
ценности.
Также,
повышение
в
ходе
самооценки
тренинговой
деятельности
участвующих
как
при
положительных, так и при отрицательных итогах, так как в обоих случаях
подросток делает качественные выводы о возможном варианте поведения
в
тех
или
иных
условиях
самостоятельно.
положительную «оценку» не только
участвующих вместе с ним сверстников.
20
За
что
получает
медиатора тренинга, но и
Тренинг формирования жизненных навыков заключается в развитии
важных социальных умений личности. А именно, умение общаться и
находить общий язык; заведение новых и поддержание уже имеющихся
дружеских связей и способность конструктивно решать конфликты в
межличностных
отношениях
и
планомерно
справляться
с
внутриличностными конфликтами.
Необходимо отметить, что сегодня групповая работа все отчетливее
приобретает мультидисциплинарный характер, соответственно и группы
самопомощи имеют все более весомое значение в теории и практике
социальной работы [10]. Терапевтическое воздействие в таких группах не
является приоритетным, главное – личностное развитие клиента на основе
коллективного опыта и солидарности, что особенно важно для человека,
переживающего важный переходный этап в своей жизни.
Актуальные
технологии
социальной
работы,
способствующие
удовлетворить цели и задачи социальной работы с девиантными подростками –
это то, в чём нуждается данное направление деятельности сегодня. Важно
помнить, что любая инклюзивная деятельность состоит из нескольких этапов и
к каждому из них стоит готовиться заблаговременно и с должным уровнем
ответственности.
1.3
Профилактика девиантного поведения в группе подростков
Предотвращение
девиантного
поведения
считается
обязанностью
абсолютно всех общественных, в том числе и образовательных учреждений.
Условиями благополучной предупредительной деятельностью считают её
комплексность, последовательность, дифференцированность, оперативность.
Заключительное требование особенно важно в работе со стремительно
формирующейся личностью, с ребенком.
21
В работе с развивающейся личностью Н.А. Устинова, П.В. Швецов
выделяют последующие степени предупредительной деятельности: первичную,
вторичную и третичную профилактику, о которой уже говорилось ранее.
Выделяют также раннюю и запоздалую социальную профилактику.
Преждевременная профилактика рассматривается как работа по формированию
обстоятельств
с
целью
эффективной
социализации,
приобщению
к
общественным нормам, ценностям, культуре, осознанной интенсивной работе,
а кроме того нейтрализации либо уничтожению факторов девиаций у
школьников, а запоздалая профилактика - как мероприятия по корректировке и
корректированию детей и подростков, действия которых ранее никак не
вписывались в общепризнанные стандарты.
В профилактических технологиях выделяются следующие основные
подходы:
1. Информационный подход.
Базируется
на
том,
что
отличия
в
поведении
школьников
от
общественных норм происходят вследствие того, что подростки их попросту не
знают. Таким образом, главным направлением деятельности должно быть
уведомление молодёжи об их правах и обязательствах, о требованиях,
предъявляемых страной и окружением к осуществлению установленных для
данной возрастной категории социальных норм. Данное возможно реализовать
посредством средств массовой информации (интернет, радио, телевидение),
кино, театр, художественную литературу и прочие произведения культуры, а
кроме того
правосознания
через систему социального
ребенка,
повышения
его
обучения с целью развития
образованности,
освоения
им
нравственно-моральных норм поведения в обществе.
2. Социально-профилактический подход.
В качестве основной цели рассматривает выявление, предотвращение и
нейтрализацию факторов и обстоятельств, порождающих разного рода
отрицательные явления. Сутью данного подхода считается концепция
22
социально-экономических,
общественно-политических,
организационных,
правовых и общевоспитательных мероприятий, какие ведутся государством,
обществом,
определенным
социально-педагогическим
учреждением,
социальным работником с целью ликвидации либо минимизации факторов
девиантного поведения [4].
Так, недостаток целевой информации о последствиях использования
наркотиков приводит подростков, которые их употребляют, к уголовной
ответственности. Данное происходит вследствие того, что почти все без
исключения школьники-наркоманы убеждены, что использование наркотиков –
это личная проблема каждого, а привлечь возможно только за их
распространение, таким образом, как не знают, что согласно закону РФ «О
наркотических
средствах
и
психотропных
веществах»
уголовная
ответственность наступает в том числе и за их употребление [1].
Не менее значимым в нашем обществе в связи с задачей профилактики
пьянства из числа школьников считается уведомление их о тяжелых
социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма.
Отсутствие профилактической деятельности с будущими родителями ведет к
увеличению количества детей, родившихся с серьезными физиологическими и
психическими нарушениями, в то время как несовершеннолетние мамы не
понимают
простых
правил
поведения
в
период
беременности
и
не
придерживаются строгого запрета на принятие в это время спиртных напитков.
3. Медико-биологический подход.
Среди главных направлений профилактики данный подход занимает
особое место. Его суть заключается в предотвращении вероятных отклонений
от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического
характера
согласно
отношению
к
лицам,
страдающим
разными
психологическими отклонениями, т.е. патологией на биологическом уровне.
Установлено, что разумный человек при помощи собственных волевых качеств,
нравственных норм и ценностей может воздерживаться от противозаконных
23
действий. Когда же у лица имеется нарушение психологического развития и
здоровья, он, в силу собственных психофизиологических отличительных черт,
способен
преступить
имеющиеся
морально-правовые
нормы.
Данное
положение субъекта рассматривается как невменяемость [12].
Очень важно своевременно определить у ребенка разнообразные
патологические нарушения нервной системы, какие имеют все шансы
послужить причиной к совершению необдуманных поступков. Он должен быть
исследован психиатром с надлежащим медицинским лечением, дополненным
конкретным воспитательным влиянием со стороны социального педагога.
4. Социально-педагогический подход.
Состоит, преимущественно, в возобновлении либо корректировке свойств
личности ребенка с девиантным поведением, в особенности его моральных и
волевых качеств личности. Сознательный гражданин – это тот, кто имеет
развитую способность обладать своими побуждениями, действиями во имя
нравственных целей. Такого рода индивид ни в коем случае не допустит
нарушений закона [21].
Вот
почему
у
подрастающего
поколения
следует
формировать
следующие волевые черты характера:
- быть хозяином своего слова и дела;
- купировать стремления и мотивы, способные привести к поступкам,
наносящим вред обществу;
- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее
время;
- ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели,
подчиняя им мимолетные влечения.
Непосредственно в подростковом и юношеском возрасте формируются в
виде концепции наиболее или наименее устойчивые представления об
окружающем мире, о социальных требованиях, выраженных в правовых и
нравственных нормах. Подросток, изучивший данные нормы, становится
24
последовательным в
выборе
позитивных
целей и
планов,
осознанно
противопоставляя собственные действия, свой облик идей и освоенную
концепцию ценностей далеким окружению взглядам, убеждениям и поступкам,
он сумеет лучше разобраться в трудных жизненных ситуациях, разглядеть
социальную важность собственных действий и ни в коем случае не нарушать
рамок, определенных социальными нормами.
5. Назидательно-карательный подход.
Сутью его считается наказание человека, осуществившего преступление,
на основе ведущих законов (с помощью применения санкций). Однако весь
международный опыт говорит о неэффективности только жестких наказаний со
стороны общества, по этой причине санкцию необходимо расценивать только
как дополнительный способ, главное ведь – обнаружение и предотвращение
факторов социальных отклонений.
Эффективность применения той или иной технологии социальной работы
по профилактике девиантного поведения подростков может быть обеспечена
только при условии обязательного включения следующих составляющих:
- ориентированности на ликвидацию источников дискомфорта как в
самом ребенке, так и в общественной и естественной сфере, и в то же время в
формировании обстоятельств для получения несовершеннолетним требуемого
навыка с целью решения возникающих пред ним вопросов;
- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь
поставленных целей или сохранить здоровье;
- решение ещё не возникших проблем, профилактика их появления.
Таким образом, под профилактикой девиантного поведения подростков
понимаются,
прежде
всего,
научно
обоснованные
и
своевременно
предпринятые меры, направленные на:
-
предотвращение
возможных
физических,
психологических
или
социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или подростка,
входящего в группу социального риска;
25
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и
здоровья ребенка;
- помощь ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытии
его внутреннего потенциала.
На базе анализа литературы мы обнаружили, что предотвращению
девиантного
поведения
содействуют:
информационно-просветительская
деятельность с родителями; информационно-просветительская деятельность с
преподавателями; формирование у ребенка способностей взаимодействия с
другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия иных
путей включения его в общепсихологический тренинг [18].
Для профилактики девиантного поведения нами была подобрана
стратегия профилактики отклоняющегося поведения на ранних стадиях
появления
девиантного
поведения
либо
стратегия
стремительного
реагирования. Стратегией раннего реагирования будет являться, обучение
школьников безошибочному выбору общественно приемлемых потребностей и
методов их удовлетворения. Итогом профилактики девиантного поведения
будет являться сформированная у индивида привычка подбирать только
социально применимые способы удовлетворения собственных нужд.
26
Глава 2 Практические основы социальной работы с группами
девиантных подростков
2.1 Социальный аспект групповой девиации среди подростков
Понятие социального аспекта предполагает форму внешнего выражения
девиации подростков, а также и то, насколько преобладают в культуре
общества отклоняющиеся ценности. Первоначально, обозначим причины
группового девиантного поведения подростков:
- повышенная тревожность;
- возрастная неустойчивость эмоционально-волевой сферы;
- разного рода отклонения в процессе социализации.
Можно сказать, что социокультурное поведение подростков является
прямой характеристикой масштабности распространения девиантных норм и
ценностей.
Легкое принятие любого рода девиантного поведения обусловлено
маргинальным, то есть промежуточным, статусом подростка (это и не ребенок,
но еще и не взрослый). С одной стороны, принятие социокультурных девиаций
может носить деструктивный характер для личности подростка, но с другой,
может помочь реализовать потенциал и выйти на следующих уровень как
личностного, так и общего общественного развития.
Говоря о групповых девиациях подростков, их также можно разделить на
указанные два типа, назовем их условно «негативный» и «позитивный». По
нашему мнению, возможно выделение третьей группы «нейтральные», то есть
группы
подростков,
которые
не
проявляют
признаков
девиаций,
но
потенциально способны на это. Такая группа является наиболее уязвимой, так
как может поддаться влиянию деструктивных ценностей и обратиться уже в
негативный тип девиантного поведения.
27
Социально-экономическое
состояние
большей
части
населения
Российской Федерации и различного рода дезинтеграционные процессы
социокультурного характера порождают наличие в культуре современного
российского общества девиантных ценностей и норм, формирующихся во
многом за счет активного проникновения ценностей и норм различных
субкультур, например, преступной, наркоманской, культурных гибридов
глобализации и тому подобное. В этой связи, подростки негативной группы
наиболее подвержены влиянию так называемой «преступной культуры»;
внеклассные занятия сопряжены с регулярными выплатами за их посещение,
что родители указанной группы не могут себе позволить.
Позитивное групповое девиантное поведение внешне выглядит как
стремление каждого подростка выделиться чем-либо, положительно его
характеризующим; например, быстротой решения сложной задачи, поделкой
или новым разученным танцевальным движением. К сожалению, такие группы
формируются из подростков, семья которых находится в стабильном
экономическом положении, то есть родители (или один из родителей) является
представителем среднего класса, которых на данный момент в России по
данным на 2019 год 60% населения (при доходе от 16 тысяч рублей на
человека) [3].
В условиях российской действительности относительно недавно (5-7 лет
назад) девиантные ценности негативного характера стали уходить на второй
план, в то время как стремление к позитивному отклоняющемуся поведению
возрастает. Быть успешным как в учебной, так и во внеклассной деятельности
перестало быть чем-то, мало одобряемым среди сверстников [16].
Стоит заметить, что на сегодняшний день характеристика девиантного
поведения в принципе становится проблематичной, так как мир динамичен и с
каждым днем общественное сознание претерпевает какие-либо изменения. Это
связано с несколькими обстоятельствами, во-первых, жизнь меняется намного
быстрее, чем моральные и правовые нормы. То есть фактические условия
28
опережают зафиксированный в сознании и законодательстве образ поведения и
мысли, что приводит к массовой аномии и потенциальному «всплеску»
девиаций. Во-вторых, одна и та же норма в разных странах может быть
узаконенной, а в другой – порицаемой как обществом, так и законом (к
примеру, гомосексуализм).
Внешнее выражение групповых девиаций у подростков связано, можно
сказать, с ответом на несправедливость. Воспитание, материальное положение
семьи, социальное окружение – все это является призмой, через которую
подросток воспринимает окружающий мир. То, как ребенок реагирует на «зло»
(унижение других детей в классе, плохое отношение к старшим и так далее) и
говорит о его принадлежности к негативной или позитивной группе девиаций.
Подростки очень восприимчивы и реагируют на любого рода конфликт очень
эмоционально, но в зависимости от своей социальной роли делают это поразному. Так, в ответ на оскорбление учителя одни ученики могут поддержать
обидчика, а другие – заступиться. В таких ситуациях ярко проявляется
разделение подростков на негативные и положительные девиационные группы
[12].
Такая острая реакция подростков на любые внешние раздражители
обусловлена расширением диапазона социальных ролей: ученик, член
спортивной команды, участник самодеятельности, член компании друзей и так
далее. Освоение данных ролей происходит с трудом, что часто приводит к
длительному эмоциональному напряжению и, как следствие, нарушению
поведения.
Стремление быть признанными, одобряемыми – является причиной
формирования девиантных групп подростков. Ввиду своей повышенной
тревожности, зачастую подростки испытывают неуверенность в своих
поступках, словах, внешности. Поддержка товарищей, группы в данном аспекте
представляет собой своего рода ключ к спокойной жизни без стресса и без
29
постоянной потребности в защите. Последнее является второй причиной
формирования девиационных групп, потребность в безопасности.
Часто
подростков
объединяет
какая-либо
общая,
стремление
к
достижению идеала. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют
различные группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки:
какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль,
которая
берет на себя
функции нравственного
закона, организацию,
принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базовую потребность
в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность
внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и
стремление
к
длительным
эмоциональным
контактам
(иметь
друзей),
возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения
значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей
члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности
за себя и свои поступки.
Таким образом, социальный аспект групповой девиации подростков
представляет собой действия, поведение подростков внутри группы и то, как
эта группа реагирует на нормы и ценности, принятые в конкретном обществе. В
зависимости
от
ценностных
ориентаций
данных
групп,
определяется
эмоциональная окраска девиаций – позитивная или негативная. При попадании
в позитивную девиационную группу, подростку не грозит эмоциональное
расстройство, проблемы с законом и разного рода негативные последствия
асоциальных действий. При попадании в негативную девиационную группу
ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем
разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию
ориентации личности на девиантное поведение [25].
30
2.2 Создание условий для позитивного становления личности:
методические рекомендации
Для становления личности подростка как отдельного индивида, так и
члена группы используются различные формы и методы социальной работы.
Поскольку подростки большое количество времени проводят в организованной
школьной среде, необходимо прицельно обратить внимание именно на
школьную и внешкольную работу с подростками и их группами.
Данный аспект особенно важен в профилактической и коррекционной
работе,
так
как
указанные
направления
деятельности
не
работают
одномоментно, их цели и задачи достигаются за определённый промежуток
времени. Поэтому, именно учебный год, выступает своеобразным мерилом
изменений в поведении школьников-подростков [7].
Можно сформулировать требования и определить мероприятия для
формирования положительного развития личности подростка:
необходимо развить в ребёнке положительное представление о себе,
посредством деятельности, в которой он бы мог ощутить преуспевание,
успех;
содействовать формированию таких качеств, как самодостаточность и
самостоятельность с помощью школьного самоуправления;
раскрыть
креативный
потенциал
детей:
участие
в
состязаниях,
познавательных и развлекательных экскурсиях, посещение театров,
выставок, кинотеатров;
пропагандировать здоровый образ жизни и интенсивно противостоять
отрицательному воздействию телевидения и иных средств массовой
информации;
формировать концепции первичной профилактики наркологической и
иных зависимостей, в том числе психолого-педагогическую диагностику,
31
профилактические проекты с участием группы специалистов: наркологов,
психологов, преподавателей, работников культуры и т.д.;
вовремя обеспечивать квалифицированную психологическую помощь в
решении личностных трудностей учеников;
организовывать работу по диагностике различных форм зависимости,
помочь учащемуся осознать проблемы, к которым приводит девиация
(демонстрация отклонений от нормы);
проводить
работу
по
обеспечению
защищённости
учеников:
предотвращение разрушения психологического и физического здоровья,
правовая охрана интересов учеников, предоставление экстренной
помощи;
позиционировать элементы девиантного поведения, как особенности
неполноценной личности;
формировать в учреждении мнение о нетерпимости различных девиаций,
их
порицание
(в
рамках
пропаганды,
применяя
кинофильмы,
базирующиеся на реальных фактах, художественные кинофильмы).
Также для интенсивности данного процесса можно выделить ряд
мероприятий,
событий,
относящихся
к
одному
из
творческих
видов
деятельности, привязанных к годовому циклу внеучебной деятельности
образовательного учреждения, так как наибольшее количество подростков в
силу своей возрастной группы ещё обучается в школах и средне-специальных
учреждениях:
1. Социальное творчество:
Наставничество. Ученики старших классов (по собственному желанию
или по рекомендации педагога) курируют учеников младших и
средних классов по вопросам касающихся как учебной, так и
внеучебной деятельности. Важно помнить, что наставник должен быть
примером и авторитетом для подростка. Выборы наставников
проводятся в сентябре, а отчёт о проделанной работе и активности они
32
предоставляют классному руководителю и социальному педагогу в
мае.
Волонтёрство. Организация, вместе с инициативной группой и
педагогом-вожатым, проектов помощи малообеспеченным детям и
детям из детских домов, проведение благотворительных акций и
активное участие в городских благотворительных акциях.
Клуб весёлых и находчивых. КВН является уникальным средством
развития творчества, просвещения, эстетического воспитания и
организации продуктивного досуга детей и подростков, а также
механизмом формирования детских объединений, действующих на
принципах самоорганизации, самореализации, самодеятельности и
самоуправления. КВН, на данный момент, является недооценённым
инструментом
развития
личностного,
творческого
и
интеллектуального потенциала детей и подростков. Именно поэтому
КВН-движение стоит развивать не только в школах, но и в средних
специальных учебных заведениях, так как при правильной постановке
целей, задач и графика оно не сможет навредить учебному процессу.
Пришкольные центры и лагеря, например, «Школа журналистики»,
«Центр подготовки юных специалистов» и т.д. В последнем могут
быть представлены такие направления как, «Введение в профессию:
Психолог», «Медицина и место, которое ты можешь в ней занять»,
«Творческие специальности и как в них разобраться». Для внедрения
данного метода в жизнь желательно, но не обязательно приглашать
сторонних специалистов, так как материал будет предоставляться
подросткам
–
педагоги
и
педагоги-вожатые
способны
сами
подготовиться к ведению курсов.
Организация проектов, связанных с техническим творчеством.
Необходимо помнить, что для подростков, особенно склонным к
девиантному или делинквентному поведению, важно чувствовать себя
33
нужным, полезным, что его положительная творческая деятельность
интересна взрослым и сверстникам. Поэтому важно иметь в
образовательном
учреждении
школьное
радио,
газету
или
телевидение, осуществлять поддержку и разработку дизайна и
контента информационных площадок образовательного учреждения в
Интернете и т.д.
Проведение различных мастер-классов для учащихся. Например,
мастер-класс по конферансу, масляной и акварельной живописи,
техническому проектированию (робототехника), инновационному
программированию, социальному добровольчеству и т.д.
В целом, вопрос об эффективной и максимально результативной
программе профилактики девиантного поведения, к сожалению, остаётся не
закрытым.
Оптимальную
коррекцию
девиантного
поведения
может
гарантировать только команда профессионалов в составе врача психиатра,
психотерапевта, психолога, педиатра, невропатолога и социального педагога
[8].
Педагогическая коррекция девиантного поведения требует тщательной и
серьезной
работы,
рассчитанной
на
результат.
С
целью
реализации
теоретических исследований, согласно профилактике девиантного поведения,
следует создать специальный центр для детей и молодёжи, который послужит
разработке и апробации в них определенных профилактических программ.
Согласно итогам работы, введение данных программ в институты социализации
обоснованно и крайне необходимо.
Таким образом, для эффективной воспитательно-профилактической
деятельности нужны новейшие, наиболее результативные средства и способы
влияния на каждого отдельного девиантного подростка. Позитивные качества
формируются со временем. Сперва они сосуществуют с отрицательными
свойствами, но при упорной работе педагога и повседневной воспитательной и
профилактической деятельности, предоставляется возможность приобрести
34
положительные результаты в перевоспитании школьников с девиантным
поведением. Данный результат достигается не только общими действиями
преподавательской группы, но и семьёй. Именно по тому, что данный процесс
является весьма трудоёмким, он нуждается в грамотном подходе, координации
действий с позиции социальной работы [20].
2.3 Практические рекомендации и разработки по решению проблемы
групповых подростковых девиаций
Проблемы групповых подростковых девиаций смежны с общими
проблемами подросткового возраста. Так, для данного возраста характерен
феномен, называемый реакцией эмансипации, то есть стремлением подростка
отделиться от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Девиационные
группы, можно сказать, выполняют замещающую функцию семьи.
Подростки с отклонениями в поведении отвергаются сверстниками,
замыкаются в себе, становятся изолированными и впоследствии легко
примыкают к асоциальным девиантным группам. Поэтому огромное значение в
данном случае приобретает общение.
Наиболее значимыми в блоке общения для девиантных подростков
является такая ценность, как «большое количество друзей», что может говорить
о стремлении подростков данной группы к особому чувству принадлежности к
себе подобным, и, с другой стороны, может быть проявлением боязни
одиночества, ненужности своим сверстникам. Напряженная потребность в
большом количестве друзей может превращаться в непобедимое чувство, когда
подростки не могут и дня пробыть вне компании, иногда это может быть не
своя, а любая другая компания.
Однако не всякое общение высоко оценивается подростками с
отклоняющимся поведением. Так, ценности «близкие и верные друзья среди
взрослых» и «общение с интересными людьми» имеют достаточно низкую
35
значимость. Это можно объяснить тем, что подавляющее большинство
девиантов из трудных семей, где они постоянно сталкиваются с грубостью, где
личность ребенка постоянно ущемляется. Кроме того, и со стороны педагогов
существует скорее стремление пресечь плохое поведение, чем желание понять
и устранить порождающие его причины, что приводит к конфликтным
отношениям не только между трудными детьми и педагогами, но и среди
сверстников в классе.
Подростки с девиантным поведением больше всех испытывают на себе
стереотип восприятия трудного подростка. Проблемные дети чаще всего
вызывают отрицательные чувства, они чаще подвергаются наказаниям и
оскорблениям [19].
Следующим по значимости для подростков с девиантным поведением
является блок ценностей «свобода и независимость». В данном блоке наиболее
значима
для
подростков-девиантов
ценность
«самостоятельность».
Современная система воспитания подростков и принятые к ним требования не
учитывают их личностного становления, приводя к конфликту, что ведет к
выработке иммунитета на воспитательные воздействия и возрастающей
потребности в самостоятельности, избавления от опеки. Это ведет к
стремлению быть самостоятельным, что наиболее ярко проявляется у
подростков с девиантным поведением. Реакции таких подростков в виде
различных
девиаций
на
сложившуюся
неблагоприятную
ситуацию
разнообразны. Это может быть стремление снизить ценность ожидаемого,
фрустрации или формы негативного отношения, такие, как демонстративные
действия, неподчинение требованиям, стремление избежать контактов или
социальное дистанцирование от взрослых, которое они понимают, как
проявление самостоятельности. Также значима ценность «свобода», которую
девиантные подростки понимают, как «вести себя без комплексов, делать все,
что хочется, независимая спокойная жизнь». Здесь, по-видимому, отражается
их стремление к самоутверждению, браваде, желанию проводить свободное
36
время в бессодержательном общении с друзьями, бесцельном гулянии по
улицам, «всеядном» просмотре телевизора и интернет-пространства.
С целью качественного анализа представлений несовершеннолетних о
формах отклоняющего поведения с учащимися было проведено анкетирование
в средней общеобразовательной школе № 14, 24 и 7 г. Комсомольска-на-Амуре
(Приложение 1).
Количество и соотношение анкетируемых, принимавших участие в
исследовании представлено таблице.
Таблица 2. Выходные данные исследования
Характеристика
Количество
Учащиеся 9
Учащиеся 10
Учащиеся 11
Всего
классов
классов
классов
81
79
79
239 человек
«М» и «Ж»
«М» и «Ж»
«М» и «Ж»
116 девочек и
респондентов
Пол
респондентов
123 мальчика
Возраст
14-15 лет
15-16 лет
16-17 лет
От 14-17 лет
респондентов
Исследование проводилось при помощи самостоятельно разработанной
анкеты. Первые вопросы анкеты касались проблемы понимания учащимися
отклоняющегося поведения, его основных причин, так:
24 % - курение;
32 % опрошенных подростков к отклоняющемуся от нормы
поведению отнесли нарушение правил поведения в школе;
44 % - употребление алкоголя, пьянство.
Среди причин возникновения отклоняющегося поведения:
25
%
опрошенных
подростков
выделили
самостоятельности и независимости;
25 % - наличие какого-либо заболевания;
37
стремление
к
55% - влияние дурной компании.
Результаты анкетного опроса также показали, что:
76 % опрошенных респондентов ответили, что они не способны
причинить вред другим людям;
23 % - ответили утвердительно;
1 % не смогли ответить на поставленный вопрос.
На вопрос о том, насколько подростки согласны с мнением, что «если
человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и
влияющие на психику вещества – это вполне нормально», большинство, а
именно 63 % респондентов, ответили отрицательно. Однако 10 % респондентов
согласились с высказанным предположением.
Несомненно, тот факт, что более половины подростков относятся к
курению и алкоголю отрицательно, является положительным, однако в тех
24%, которые выбрали другие варианты ответов, встречаются 15-летние
подростки. Данные анкетного опроса показали, что:
93 % опрошенных подростков никогда не пробовали наркотических
препаратов;
7% респондентов имеют опыт употребления наркотических
средств.
Одним из факторов, которым может приводить к отклоняющемуся
поведению
несовершеннолетних,
является
неправильно
организованное
свободное время. Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что:
34 % от общего числа опрошенных занимаются в спортивных
секциях;
27 % опрошенных подростков предпочитают в свободное время
просто развлекаться;
15 % отметили, что чаще всего отдыхают пассивно (смотрят
телевизор, играют в компьютерные игры и т.д.);
13 % учатся в музыкальной школе;
38
11 % отдыхают активно (посещают театры, концерты, выставки).
На вопрос о том, кто должен заниматься профилактикой отклоняющегося
поведения:
44 % респондентов ответили, что школа;
38 % - социальный педагог;
18 % затруднились с ответом на данный вопрос.
В качестве мероприятий, которые помогут в профилактике девиантного
поведения:
58 % опрошенных подростков выбрали массовые акции и
флешмобы;
40 % - концерты и праздники;
2 % - пропагандистские мероприятия.
При анализе полученных данных выяснилось, что опрошенные не
полностью понимают, что такое отклоняющееся поведение, не осознают
главные причины его возникновения и сами склонны к некоторым его
проявлениям: многие из подростков курят, имеют склонность к ссорам и
конфликтам с родителями и сверстниками, склонность к агрессивному
поведению, неоправданному риску. Неорганизованность досуга подростков,
наличие «лишнего» свободного времени приводят к тому, что подростки
находят деструктивные способы организации своего свободного времени.
Поэтому
психологам,
педагогам
и
воспитателям
при
работе
с
девиантными подростками необходимо:
1) учитывать, что мир взрослых для подростков не однороден, и если к
близким людям они могут быть вполне толерантными, то педагоги и
воспитатели, согласно полученным результатам, напротив, являются
враждебно воспринимаемой группой;
2) успех работы с девиантными подростками будет зависеть от того,
насколько успешно педагогический коллектив сможет преодолеть
противостояние «Я» и «ОНИ».
39
Таким образом, ценность «общения» для девиантных подростков
представлена, прежде всего, через общение с референтной группой ровесников,
которая играет решающую роль в усвоении ими определенного социального
опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов внутреннего
плана сознания. Поэтому работу по преодолению негативных групповых
девиаций подростков, по нашему мнению, стоит выстраивать:
1) на основе последовательного, эмоционально положительного общения
как между самими подростками, так и в диалогах со взрослыми
(преподаватели, учителя, психологи);
2) обязательно
проводить
лекции
с
самими
подростками
и
дополнительные беседы с родителями о качественной организации
досуга и свободного от учёбы времени ребёнка, во избежание
самостоятельных поисков ненужных подростку занятий.
40
Заключение
Социальная работа с группами подростков – это многогранный сложный
процесс, требующий применения различных профессиональных навыков,
технологий и компетенций от социального работника. Данный метод работы
является отражением слаженной групповой работы не только специалистов, но
и окружающего микросоциума, такого как семья, класс, друзья и т.д.
Эту работу невозможно проводить в одностороннем порядке, очень
важно подготовить группу в целом и каждого её субъекта по отдельности к
готовности дать ответную реакцию, отклик. Так как любая деятельность
эффективна только тогда, когда участник процесса в ней заинтересован или
лояльно к ней относится, с позитивным или нейтральным настроем.
Данный метод работы особенно актуален и эффективен, в большинстве
случаев, только в подростковой и реже, в детской группе. Потому что в
пубертатный
период
личность
ещё
не
готова
принимать
себя
как
самостоятельного субъекта, она обязательно идентифицирует себя как члена
какой-либо группы, общности и т.д. Именно поэтому описанный метод
нуждается во внедрении в повседневную практику социальных работников и
иных специалистов, работающих с детьми подросткового возраста.
Всесторонне развивающие подходы технологии социальной работы с
группой основываются на экзистенциальных концепциях, они нацелены на
преодоление различного рода стрессов и кризисов в интроспективном развитии.
Реабилитационные и
профилактические подходы
групповой
работы с
подростками основаны на принципах эго-психологии с ориентацией на
поведенческие теории, обширно используют динамику малых групп в
терапевтических целях для решения индивидуальных личностных проблем.
Технологии социальной и психосоциальной коррекции у подростков
должны обуславливаться не одной лишь групповой работой со специалистом, а
также и семейной терапией в комплексе с психолого-социальной работой в
41
школах и детско-юношеских учреждениях. Не стоит забывать о том, что меры
превенции уже на 70% снижают риск возникновения «осложнений» в процессе
социализации подростка.
В целом, социальная работа с группой подростков имеет неограниченный
диапазон форм и моделей. Основные задачи групповой работы применительно
к практике социальной помощи можно свести к следующему: помощь
подростку во взаимодействии с внешним миром, решение проблем с общением
и расширением круга социальных связей, социальное развитие и изменение
окружающей социальной среды.
Подростку важно воспринимать все прилагаемые усилия специалистов и
родителей, как опору и поддержку, а не как наказание. Это позволит достичь
повышения уровня мотивации на достижение успеха.
В заключении, хотелось бы отметить, что социальная работа с группой
функционирует в пределах сфер, связанных со здоровьем, социальным
благосостоянием, проблемами свободного времени, образования и социальной
помощи.
В дальнейшем, возможно исследование второстепенных аспектов
девиантного поведения и развитие темы видов и детерминант иных видов
девиаций. За рамками исследования остаются не менее важные для социальной
работы как науки и как практической деятельности – грани девиантного
поведения: антисоциальное, делинквентное, автодеструктивное, аддиктивное,
диссоциальное и патохарактерологическое.
42
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных
веществах» от 08.01.1998 №3-ФЗ (последняя редакция от 3 июля 2019 г.).
Монографии и статьи
2. Агапов Е.П., Деточенко Л.С. Организация работы с молодежью / Е.П.
Агапов, Л.С. Деточенко. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 78 с.
3. Антонов С. Средний класс в России / С. Антонов // Т-Ж. –
2019.[Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/middle-class/
(дата обращения: 12.04.2020).
4. Байкова, Л. А. Психология здоровья: социальное здоровье детей и
молодежи / Л. А. Байкова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2019. – 216 с.
5. Денисова Н. С., Гизатова И. А. Технологии социальной работы с
молодежью // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч.
конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – 276 с.
6. Дольто Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто; [пер. с фр. А. К. Борисовой].
– Екатеринбург: У-Фактория, 2010 . – 720 с.
7. Карташева Е.В. Этапы развития социального гуманизма // Личность,
семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV
междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
– 198 с.
8. Книжникова С. В. Девиантология / С.В. Книжникова. – М.: Издательство
Директ-Медиа, 2014. – 363 с.
43
9. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение,
2009. – 255 с.
10.Кононова, Л. И. Технология социальной работы / Л. И. Кононова, Е. И.
Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 503 с.
11.Корнилова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л.
Григоренко, С. Д. Смирнов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. –
273 с.
12.Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению
девиантного поведения / Г.Б. Кошарная, Л.Н. Мордишева. – 2010. - №13.
– с. 70 – 80.
13.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл;
Академия, 2005.
14.Лифинцев Д.Р. Современные модели групповой социальной работы / Д.Р.
Лифинцев. – М.: Вестник Балтийского федерального университета им. И.
Канта, 2012. – с. 14 – 21.
15.Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности/ А.С.Макаренко. – М.:
Педагогика, 1972. – 334с.
16.Могилева, Е. С. Актуальные вопросы девиантного поведения молодежи /
Е. С. Могилева // Молодые ученые. – 2015. – № 1. – С. 158-163.
17.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами
девиантного поведения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2014. – 185 с.
18.Приступа Е.Н. Технология социальной работы с семьей и детьми / Е. Н.
Приступа [и др.]; под редакцией Е. Н. Приступы. – М.: Издательство
Юрайт, 2018. – 465 с.
19.Прокофьева, А. А. Стигматизация школьников подросткового возраста
как фактор девиантного поведения / А. А. Прокофьева // Молодой
ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 419-423. [Электронный ресурс]. URL:
https://moluch.ru/archive/100/22593/ (дата обращения: 17.04.2020).
44
20.Рогов Е.И. Этика и психология профессиональной деятельности / Е. И.
Рогов; под общей редакцией Е. И. Рогова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2019. – 510 с.
21.Романенко М.В. Отклоняющееся поведение: некоторые социологические
проблемы / М.В. Романенко; под общей редакцией М.В. Романенко //
Молодые ученые. – 2012. – № 1. – С. 550 с.
22.Сачкова, М. Е. Современные концепции и подходы к групповой
дифференциации в малых группах / М. Е. Сачкова. - 2-е изд., стер. – М.:
Издательство Юрайт, 2019. – 123 с.
23.Соловьянюк-Кротова, В. Г. Стратегии профилактики девиантного
поведения
старшеклассников
/
В.
Г.
Соловьянюк-Кротова
//
Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение».
– 2010. – № 2. – С. 8-11.
24.Устинова, Н. А. Профилактика девиантного поведения подростков в
условиях общеобразовательной школы / Н. А. Устинова, П. В. Швецов //
Современная
психология
образования:
проблемы
и
перспективы
развития. – 2017. – С. 349-357.
25.Фирсов М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов. - 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 455 с.
26.Хухлаева, О. В. Групповое психологическое консультирование / О. В.
Хухлаева, О. Е. Хухлаев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 195 с.
45
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв