МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
НАУЧНЫЙ ДОКЛАД ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ
НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
(ДИССЕРТАЦИИ)
ГАНИЕВА СВЕТЛАНА САЛАВАТОВНА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ОТВЕСТВЕННОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ НЕЗАВИСИМЫХ И ЗАВИСИМЫХ ОТ АЛКО- И
НАРКОВЕЩЕСТВ)
Выполнил(а):
Аспирант 4 курса заочной формы
обучения
Направление подготовки 37.06.01
Психологические науки
Допущено к защите и проверено
на объем заимствования:
Заведующий кафедрой
кандидат психологических наук,
доцент
(ученая степень, ученое звание)
Научный руководитель
доктор психологических наук,
профессор
(ученая степень, ученое звание,
должность)
______________ / С.И. Галяутдинова
(подпись)
(И.О.
___________________ Л.Г. Дмитриева
Фамилия)
(подпись) (И.О. Фамилия)
1
«___»____________20____г.
УФА-2020
Актуальность
исследования
исследования.
обусловлена
тем,
Актуальность
что
проблема
ответственности и ответственного поведения была и
остается одной из важных как в психологии, так и в
жизнедеятельности человека. Ответственное поведение
являетсядуховно-нравственной основой
личностной
и
социальной
последниедесятилетия,
в
связи
с
его развития,
зрелости.
В
социальными
и
экономическими
переменами в развитии общества,
идет
переоценки
процесс
этических
норм,
что
морально-ценностных,
довольно
часто
негативно
сказывается на социальном поведении, неспособность
принимать
происходящие
переменыпорождает
все
большее количество зависимых людей, в том числе, и от
психоактивных
веществ.
Их
характеризуют
инфантилизм, эгоцентричность и безответственность.
Личности,
страдающие
химическими
видами
зависимости, как правило, характеризуются размытыми
ценностями,
неспособностью
самоконтролю.
Людям
с
к
саморегуляции
химической
и
зависимостью
характерно влечение ретироваться от ответственности в
принятии
заключений,
тревожность,
людям,
стереотипность
желание предъявлять
сниженная
ежедневных проблем, невысокая
сочетании с внешними
поведения,
обвинение иным
переносимость
самооценка
в
проявлениями преимущества,
2
невозможность
поддерживать
стойкие
чувственные
отношения.
Мы
также
считаем,
что
в
основе
понимания
ответственного поведения у этой категории людей лежит
тенденция
к
обвинению
обстоятельствах,
других
в
сложившихся
отношение к своей ситуации как к
роковой случайности.
Все
эти
черты
зависимой
личности
соотнести с ответственным поведением,
трудно
тем не менее,
сами зависимые считают себя ответственными людьми
(этот факт получен нами из эмпирическихданных). По
нашему предположению, лица, страдающие химической
зависимостью,
понимают
ответственность
иначе,
вкладывают в него иное психологическое содержание.
Исследование
особенностей
пониманияответственности и ответственного поведения
алко- и наркозависимых представляется важным как в
теоретическом так и в практическом планах, так как
позволит совершенствовать процесс реабилитации и
психологического
сопровождения
этой
категории
зависимых личностей.
Степень разработанности темы исследования.
Изучение понятия «ответственность» отражено в ряде
научных исследований (К. Муздыбаев, А.И. Крупнов,
В.П. Прядеин, Э. Тилл, Э. Фромм, А.А. Реан, К. Силигмен,
Н. Паскал, Т. Танатя, Р. Волошин, С. Шерман, Г. Келли,
Д. Адерман, Р. Анер, Дж. Харрис, Ж. Пиаже и т.д).
В
процессе
психологических,
теоретического
медицинских,
3
анализа
философских
и
социальных исследований, в которых рассматривается
проблема ответственности и ответственного поведения,
нами было выявлено, что общепринятое представление
об ответственности характеризует
качество личности.
его как системное
В основеответственности
лежит
представление о долге,морали, которые проявляются в
различных
видах
считаем,
социальных
что
рассматриватькак
взаимодействий.
Мы
ответственностьнеобходимо
более
широкое
понятие,
чем
ответственное поведение. Обратим внимание, что вряде
исследованийответственное
поведение
является
составляющим ответственности, что проявляется
способности
личности
самостоятельно
в
принимать
решения, ее автономии в морально-этическом выборе,
восприятии себя как
принадлежащей определенной
группе.
Тем
не
источниках
менее,
мы
в
имеющихся
не
понятия«ответственное
психологических
обнаружили
поведение»,
определений
однако
у
ряда
авторов выявили следующее.
В частности, ответственность как способность к
регуляции поведения отмечается у К.А.АбульхановойСлавской.
выделяет
Деятельностно-поведенческийкомпонент
В.Ф.
Сафин,
В.
И.
Крупновакцентирует
внимание на регуляторно-динамическом компоненте.
Мы видим, что во всех этих дефинициях присутствует
ответственное поведение как особое явление.
Мы
не
случайно
связываем
ответственное
поведение с категорией алко- и наркозависимых, так как
4
они характеризуются не только размытыми ценностями
(как
мы
писали
выше),
но
и
неспособностью
к
саморегуляции и самоконтролю.
Цель исследования заключается в том, чтобы
выявить
специфические
предикторы
социально-психологические
ответственного
поведения
личности
у
независимых и зависимых от нарко-и алковеществ.
Объект исследования – ответственное поведение
личности.
Предмет
исследования
–
социально
психологические предикторы ответственного поведения
личности
независимых
и
зависимых
от
нарко-
и
алковеществ.
Общая гипотеза исследования:
Ответственное
поведение
личности,
как
психологическое явление представляет собой сложную
структуру,
компонентами
которой
ценностный(социально-нравственная
являются
ориентация,
потребности, моральный выбор, качества, связанные с
особенностями
морального
регулирования
поведения),волевой(побуждение к совершению волевого
воздействия,
представление
воздействия,
представление
и
осмысление
средств,
важных
цели
для
достижения намеченной цели, план реализации для
осуществления
данного
действия
и
выполнения
принятого решения) и регуляционный (способность к
cамоконтролю, саморегуляции,cамоорганизации).
Системообразующим компонентом ответственного
поведения является ценностный компонент, который в
5
свою
очередь
влияет
на
волевой
потенциал
ирегуляционный.
Общая
гипотеза
конкретизирована
в
частных
гипотезах
1.
Психологические
ответственности
поведения
у
отличаются
особенности
и
аддиктивногоответственного
наркоот
понимания
и
алкозависимых
психологических
значимо
особенностей
понимания ответственности и ответственного поведения
у здоровых личностей.
2.
Психологическое
содержаниеаддиктивнойответственности
аддиктивногоответственного
и
поведения
нарко-и
алколичностейхарактеризуется собственной факторной
структурой, коррелируя при этом с волевой регуляцией
и саморегуляцией.
3.
и
Психологическое содержание ответственности
ответственного
имеют
поведения
факторную
структуру,
у
здоровых
личностей
отличную
факторной
структуры нарко - и алкозависимых.
В соответствии с поставленной целью и гипотезами в
диссертационном исследовании решались следующие
задачи
1. Проанализировать
исследованию
поведения
людей
теоретические
ответственности,
личности,
зависимых
подходы
к
ответственного
аддиктивнойответственности,
и
независимых
нарковеществ.
6
от
алко-
и
2. Определить предикторы, влияющие на возникновение и
развитие
ответственного поведения личности (волевой,
ценностный, регуляционный компоненты).
3. Провести
сравнительный
анализ
особенностей
ответственного поведения личности у людей зависимых
и независимых от нарко- и алковеществ.
Теоретическую
и
методологическую
основу
исследования составили:
- исследования
Б.Г.Ананьев,
Л.
системного подхода (Б.Ф. Ломов,
фон
Берталанфи,.
А.
Богданов,
П.
Друкер, Г. Саймон и А. Чандлер, , М.С. Роговин, В.А.
Ганзен), в которых подчеркивается многоплановость,
многоуровневость и многоаспектность личности;
-
положения
личностно-
деятельностногоподхода(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн), в которых личность рассматривается
как
субъект
деятельности,
формирующийся
в
деятельности и в общении с другими людьми;
-
теоретико-методологические
исследования
в
области философии (Р. Г. Апресян, А. В. Бакштановский,
В. Т. Ганжин,
А. А. Гусейнов,
О. Г. Дробницкий,
Т. А. Кузьмина,
Ф. Г. Майленова,
О. Б. Николаичев,
А. В. Разин,
Ю. В. Согомонов,
осмысления),
где
А. И. Титаренко
рассматриваются
проблемы
осмысления морально-нравственного выбора;
-
теоретические
советской
и
и
прикладные
исследования
российскойпсихологии(А. Г. Асмолов,
А. А. Бодалев,
Ф. Е. Василюк,
В. П. Зинченко,
В. В. Знаков,
7
А. А. Деркач,
Т. В. Корнилова,
Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин и др.),
рассматривающие
вопросы
регуляции
личностного
выбора.
Для реализации установленных задач был применен
комплекс методов научного исследования:
1)
Метод
теоретического
анализа
проблемы
ответственности, ответственного поведения личности,
аддиктивной
ответственности,
людей
зависимых
и
независимых от алко- и нарковеществ: теоретический и
методологический
анализ
литературы
по
проблеме
исследования.
2)
Осуществлен
сбор
данных,
а
именно
тестирование.
3)
Математико-статистическая
эмпирических
данных
и
анализ:
обработка
статистическая
обработка (корреляционный сравнительный анализ).
Эмпирическая
база
и
основные
этапы
исследования. В исследовании приняли участие 300
человек (200 мужчин и 100 женщин) в возрасте от 18 до
66 лет, из них 200 человек – испытуемые, зависимые от
алко- и нарковеществ), 100 человек – испытуемые,
не
страдающие зависимостью от психоактивных веществ.
Исследование проводилось в течение 2017–2019 гг. и
включало 3 этапа.
На
1-м
этапе(2016-2017гг.)
теоретический
поведения
анализ
проблемы
личности,
исследован
был
проведен
ответственного
уровень
ее
разработанности в науке. Определены цель, объект
8
изучения, понятийный аппарат, предмет, гипотезы и
программа исследования.
На 2-ом этапе(2017-2019гг.)утверждены теоретикометодологические основы исследования, разработана
программа
эмпирического
исследования,
проведен
подбор способов сбора первичных данных и методов
обработки,интерпретации,
поставленным
целям
и
которыеотвечают
задачам.
Скооперировано
и
проведено эмпирическое исследование.
На
3-ем
обработка,
этапе(2019-2020гг.)быласовершена
анализ
результатов
и
интерпретация
исследования,
приобретенных
произведено
уточнение
теоретических положений.
Достоверность
и обоснованность
полученных
итогов исследования обеспечивается, на наш взгляд,
целостным подходом к исследуемой
нами проблеме,
методологической
обоснованностью
непротиворечивостью
первичных
внедрением
теоретических
и
и
положений,
надежных,
валидных
методов исследования, адекватных поставленным целям
и
задачам;
эмпирического
корректной
структурой
исследования;
построения
сочетанием
анализа
материалов как количественного так и качественного, с
использованием
математико-статистических
методов
обработки данных.
Положения, которые мы выносим на защиту:
-
Социально-психологические
предикторы
ответственного поведения личности состоит в том, что
9
включает
в
себя
такие
компоненты
как:
волевая
регуляция, саморегуляция, ценностный компонент.
-
Ключевые
психологические
предикторы
ответственностизначительно отличаются в понимании
ответственности и ответственного поведения у нарко- и
алкозависимых
от
психологических
особенностей
понимания ответственности и ответственного поведения
у здоровых личностей.
-
Психологическое
поведения
содержание
ответственного
нарко-и
алко-личностей
личности
характеризуются тем, что они вкладывают в данные
понятия
«изменно-больное»
доказывается
в
эмпирической
восприятие,
что
части
нашей
работы
типы
ответственного
факторной структурой:
-
Есть
всевозможные
поведения в зависимости отзаболевания,
возраста,
места жительства, уровня образования, пола, которые
имеют как общие, так и своеобразные характеристики.
- Ответственность как качество личности имеет и
общие и специфические особенности у лиц зависимых в
психологических проявлениях по полу и возрасту, по
месту жительства, по уровню образования и т.д.
-
Психологическое
поведения личности
от
нарко-
и
содержание
ответственного
у здоровых личностей отличается
алкозависимых
и
имеет
собственную
факторную структуру.
Научная новизна
состоит
в
предикторы
том,
результатов исследования
чтовпервые
ответственного
10
проанализированы
поведения
личности
(на
примере
независимых
и
зависимых
от
нарко-
и
алковеществ). Исследованы социально-психологические
предикторы
ответственного
поведения
личности
с
применением системной методологии у лиц, зависимых
от алко- и нарковеществ. Эмпирически подтверждена
связь между ответственностью и волевой регуляцией,
саморегуляцией,
ценностным
компонентом
людей,
страдающих зависимостью от психоактивных веществ.
Выделены и описаны корреляционные и факторные
структуры
взаимосвязи
поведения
личности
предикторов
у
ответственного
лиц,употребляющихалко-
и
нарковещества и независимых личностей.
Теоретическая
значимость
исследования
заключается в следующем:
1. Впервые комплексно и многогранно исследовано
ответственное
поведение
системного
половозрастного,
и
личности
в
единстве
дифференциального
аспектовнапримерелиц,зависимых
от
алкоголя
и
наркотических веществ.
2.
Обнаружены
как
общие,
особенности ответственностив
так
и
своеобразные
группах18-25 лет, 26-35
лет, 36-45 лет, 46-55 лет, 55 и старше.
3.
Выявлены
такжеразличия
в
структуре
ответственности у мужчин и женщин, а также общие
веяния
во
взаимосвязи
всевозможных
предикторов
ответственности в сравниваемых группах.
4.
Получены
ответственности
связи
с
и
некоторые
различными
отношения
личностными
переменными (факторами по опроснику Чумаковой, по
11
опроснику ОСА волевыми качествами, настойчивостью,
инициативностью и т.д.).
5. Описаны возможные значения и типы психических
проявлений ответственности дифференцировано по полу
и возрасту.
Практическая
значимость
исследованиязаключается
эмпирические
в
результаты
том,
что
полученные
позволят
изменить
представление о содержании ответственного поведения
личности у людей, зависимых от нарко- и алковеществ, а
также
особенностях
предикторов
ответственности.
Результаты исследования могут быть использованы в
работе
практического
социальных
педагогов,
психолога
и
специалистов
психотерапевта,
по
социальной
работе, в работе преподавателя при подготовке курсов
по
социальной
психологии,
психологии
личности,
психологии развития, клинической психологии, а также
могут послужить теоретико-методологической основой
для
дальнейшего
исследования
«феномена»
ответственности у лиц, зависимых от психоактивных
веществ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из
введения,
двух
глав,
заключения,
литературы и приложений.
12
использованной
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы
исследования, определяются
задачи
исследования,
раскрывается
объект, предмет, цель и
формулируется
научная
новизна,
гипотеза,
теоретическая
и
практическая значимость работы, основные положения,
выносимые
на
защиту,
описывается
база
и
этапы
исследования.
В первой главе «Теоретико-методологический
анализ
проблемы
личности»
личности
ответственного
анализируется
в
ответственное
отечественной
и
поведения
поведение
зарубежных
в
психологической литературе; детально рассматривается
понятие ответственности, аддиктивнойответственности,
13
определяются социально-психологические предикторы
ответственного
поведения
личности
(волевой,
регуляционнный, ценностный); отслеживаются различия
ответственного
поведения
нарко-алкозависимых
и
независимых личностей.
Мы
рассмотрели
и
проанализировали
распространенные понятия и проблемыответственности
личности
в
психологии,
подробно
разобрали
понятия«ответственность», «ответственное поведение»,
определили психологическиепредикторы ответственного
поведения; выявили
ответственности
взаимосвязь междупредикторами
у
лиц,зависимых
от
психоактивных
веществ с предикторами ответственного поведения у
здоровых, независимых личностей.
Анализируя
психологическую
литературу
нами
былоопределено, что данный феномен в психологии не
сводится
к
отдельномусвойству
ответственности,
Следуетговорить
личности,
волевымустановкам
об
ответственном
чувству
и
др.
поведении,
отношении личности. С данной позицииответственность
субъекта - это сознательное отношение к выполнению
всехпредъявляемых ему обществом норм и требований.
Изучение ответственности осложняется тем, что
данное
понятие
обладаетпротиворечивым
характером,поэтому
исследователи
указывают
наличие
характеристик
и
различных
на
соответствие
предикторамличности, которая максимально раскрывает
суть
ответственности.
волевой,
Такимипредикторамиявляются
регуляционный
14
и
ценностныекомпоненты,
которые,
по
нашему
ответственной
мнению,лежат
личности,
в
готовой
ответственность,убежденной
в
основе
нести
способности
контролировать события своей жизни.
Ответственность
тесно
созрелостью,самореализацией,
связана
самостоятельностью,
честностью,надежностью,уверенностью
характеристиками,
которые
и
другими
считаютсясоциально-
ценными и необходимыми для развития и становления
личности,
а
также
искренностью,
добросовестностью,
Ответственность
присуще
правдивостью,
доброжелательностью
равнозначна
приписывать
тому,
собственные
что
ит.д.
личности
удачи
или
же
проблемыне только внутренним, но и внешниммоментам.
И таким свойством наделен практическикаждыйчеловек,
отличие
составляют
лишь
степень
развития,
выраженность, вид идр.
Многие авторы рассматривают ответственность с
разных
позиций
и
выделяют
ответственность
индивидуальную,
социальную,
коллективную.Индивидуальнаяответственность является
непосредственной
ответственностью
и,
строго
говоря,представляет собой ответственность за события
собственной
жизни,
ответственность
принципов
имеет
выборы.
место
группы,
даннойличности.
К
как
Социальная
зависимость
от
еечленов
к
отношения
ней
относятся:
соблюдение
интересов и ценностей своей группы или коллектива,
общества
в
целом,
законопослушание,
15
высокая
групповая адаптивность.Коллективнаяответственность —
это ответственность «численностью», однако отвечает
витоге каждый самостоятельно, получая свою меру
ответственности. При этой ответственности снижается
уровень самостоятельности.
Анализируя
все
категории
ответственности
(индивидуальную, коллективную и социальную), можно
предположить,
что
ответственности
без
наличия
невозможны
коллективная,
так
как
индивидуальной
ни
социальная,
только
она
ни
является
фундаментальной. Соблюдение всехнорм группы или
коллективаможет быть и без высоких индивидуальных
ответственных
побуждений,
даже
если
это
нормы
общечеловеческой морали, которыми можно хоть как-то
оправдатьдалеко не ответственные действия.
В.
Ф.
Сафин
считает,
что
личность
может
приобрести ответственность только лишь только за это
время, когда она не имеет возможность быть изменена
субъектом по его произвольному желанию. Такого же
мнения придерживается К. А. Абульханова-Славская,
считая, что присвоение личностью внешнего фактора и
перевоплощение
ее
во
внутренний
–
есть
главная
ступень ответственности.
Понимание
субстанциональных
ответственности
невозможно
психологических
предикторов,
без
характеристик
установления
которые
позволяют
выявить содержание основных компонентов данного
явления. Ответственность зарождается и проявляется в
самых многообразных социальных отношениях, потому
16
что
человек
выступает
существом
общественным.
Социализация допускает личности различными путями,
механизмами
воспринять,
основополагающие
Ответственность
усвоить
культурные
всегда
и
реализовать
ценности
возникает
общества.
там,
где
есть
потенциал и потребность для человека осуществить
желаемый выбор между различными поведенческими
идеятельностными
альтернативами.Если
индивид
вынуждает себя быть ответственным, стоит полагать, что
он
безответственный,
обязанность
у
него
не
сформирована во внутреннем проекте. Ответственный
индивид не может поступить иначе, пойти супротив
своим убеждениям, но может поступить как альтруист.
Ответственная личность часто может предположить
возможный конечный результат. В случае, если он
заметит, собственно,что на пути к достижению цели
станут пребывать негативные условия, то он откажется
от участия в такой деятельности. Ответственный человек
не перекладывает ответственность на посторонних, а
ищет
вероятное
основание
стоитасиммилировать
неудач
«ответственную
в
себе.Не
зависимость»,
проявляющуюся за это время, когда человек делает
какое-либо поручение по причине угрозы санкций или
одобрения, и ответственность как качество личности.
В связи с чем мы предполагаем, что есть прямая
связь между ответственностью и волей, а, следовательно,
и саморегуляцией.
В настоящее время существует многообразие научных
направлений, которые истолковываютпонятие «воля»:
17
свобода воли как волюнтаризм, воля как свобода выбора,
воля как случайное управление поведением, свобода
воли как мотивация, сама воля как волевая регуляция.
Волю как выбор одного из нескольких побуждений
или
как
урегулирование
конфликта
мотивов
рассматривали Г. И. Челпанов, Ф. Лерш, В. Е. Франкл и
др.
Л. С. Выготский понятие воли связывал со свободой
выбора: «Самым свойственным для овладения личным
поведением
считаетсявыбор,
и
недаром
историческаяпсихология, исследуя волевые процессы,
лицезрела в выборе самое существо волевого акта».
Е.П. Ильин в работе,
воли,
посвященной психологии
считает,
что
волеваярегуляциянесозвучна
регуляция,
произвольному
управлению, а является одним из его видов, который
принадобности одолевает образовавшиеся трудности.Од
ин из основныхзвеньев волевых качеств личности связан
ссущностью
волевой
деятельностичеловека.
регуляции
Совершая
поведения
и
многочисленные
волевые действия личность несет ответственность за все
ее последствия. Соотношение ответственности и воли в
поведении и в работе индивида позволяет судить об их
неразрывности и влиянии на постановку поведения, в
данном случае ответственного или безответственного. В
связи с этим мы предполагаем, что людей можем
поделить
на
волевых
безвольных.
Такой
синтезированный подход к оценке силы воли
вряд ли
18
и
может быть оправдан, так как он сильно
искажает
беспристрастнуюкартину.
«Волевая
регуляция»
волиивозможности
(воля)
человека
синонимична
вынудить,
силе
приложить
нужные старания для того, чтобы что-нибудь сделать.
С точки зрения Л.С. Выготского воля - высочайшая
психологическая функция, которая воплощает в жизнь
выбор и модифицирует волевые поступки, регуляцию
психологических
и
познавательных
процессов,
и
регуляцию характеристик исполняемого воздействия.
Работа, понимаемая как акт воли, и как любой высшей
психической
функции,
обеспечивается
совместной
работой всех наиболее высоких психических процессов.
В связи с этой ситуациейв истории психологии волю
пробовалисклонитьк мотивам, чувствам, мышлению или
же к интересу (все эти процессы играют важную роль в
волевой регуляции любогочеловека). Волевая регуляция
выражается в конгломерате психологических волевых
состояний:
целеустремленности,
убежденности,
напористости,решительности, предприимчивости и др.
Это все оказывает влияние в общей сложности на всю
деятельность. Но на отдельных стадиях деятельности
некоторые
волевые
состояния
приобретают
немаловажное значение. Так, поиск цели активносвязан
с состоянием целеустремленности, принятие решения –
с
решительностью,
исполнениевоздействия
–
с
состоянием напористости и т.д.
Все,
что
касается
саморегуляции,
может
осуществляться как непроизвольно, так и произвольно.
19
Волевая
регуляция,
являясь
вариацией
случайной
саморегуляции, отличается такими параметрами:
1)
надобность
инциденте
ее
появляется
конфликта
решений
лишь
только
личности,
в
задач
и
вероятностей более низких уровней;
2) задачи волевой регуляции выделяютсятем, что
индивид выдвигает надобность неотъемлемой
победы
собственного решения (это не выбор по жребию «или –
или»);
3)
способы
волевой
регуляции
всякий
раз
личностные (смыслы действий). Возможно необходимо
не один раз обозначить, что воля — это
личностная
степень
о
регуляции,
регуляции
когда
заключение
воспринимаетсяиндивидом
в
волевой
согласии
с
собственными ценностями.
Размышляя над имеющимся материалом, нельзя
провести
взаимосвязь
между
такими
понятиями
провести как: «ответственность», «воля», «ценности»
тем более установить их соотношение. До настоящего
времени
нет
единства
взглядов
эти
понятия
их
социальные проявленияи критерии форсированности.
У
каждого
отдельно
взятого
человека
система
ценностей абсолютно уникальна, но при всем при этом
включает
общепринятый
набор
таких
явлений,
как
любовь, здоровье, уважение, материальный достаток.
Вся эта система ценностей формируется из общих
ценностей,
которые
исторически
были
сложены,
ориентированы на культурные наследия. Ценности очень
подвижны, нельзя сказать, что на протяжении всей
20
жизни у человека лишь один набор ценностей, он может
ставить во главу угла одну ценность, со временем могут
добавляться новые, более значимые на данный момент
времени,
исходя
из
потребностей
и
убеждений.
Механизм ценностей представляет собой очень важный
ингредиент социальной адаптации личности, именно она
задает границы поведения и нормы. Безусловно, все
значенияценностииграют
немаловажную
роль
в
становлении личности, образуют его ориентирыкак и в
каком направлении передвигаться. Именно ценности
ориентируют
личность,
являются
для
нее
первостепенными, также помогают в достижении цели, в
социальныхи личностных отношениях.
Д.А. Леонтьев, считает, что значения ценности
выступают какрычаг становления личности, являясь
компонентом
системы
миропонимания. Дефицит становления
актуальных
жизненных
содержаний
и
ценностей личности обусловливает проявления личного
дискомфорта и «экзистенционального вакуума».
Дилемма изучения ценностных ориентиров людей,
зависимых от психоактивных веществ,
время
приобретает
предметом
комплексный
изучения
различных
в последнее
характер,
являясь
социальных
и
психологических дисциплин. Исследователи едины в
понимании
того,
что
в
целом
жизнедеятельность
личности, ее самореализация обусловлены содержанием
ценностно-смысловых структур. При этом под влиянием
психоактивных веществ, таких как алкоголь и наркотики
ценности
приобретают социально дезадаптированный,
21
устойчивый
характер,
что
приводит
к
дефициту
личностных ресурсов.
В психологических источниках преимущественно
рассматриваются
понятия
ответственности,
но
ответственность, на наш взгляд, не может существовать
без личности, а соответственно и ее поведения. В связи с
этим рассмотрим ответственное поведение конкретнее.
В экономической структуре в ответственное поведение
включают этику бизнеса, цели или
важные
значения(«честь
«ответственность
перед
же жизненно
организации
на
партнерами»,
рынке»,
«достоинство»,
«уважение» и т. д.). В юридической структуре -умение
нести ответственность не только за свои поступки, слова,
но
и
представление
происходящих
оснований
человека
с ним событий,
об
основаниях,
локализация
данных
в самом себе или во внешних жизненных
обстоятельствах, а также готовность отвечать перед
собой и вышестоящими инстанциями за свои поступки и
действия. В психологии же ответственное поведение —
это когда человек готов добровольно и осознанно взять
на себя обязательства и исполнить их надлежащим
образом, соблюдая моральные и правовые нормы.
В
отечественной
психологии
феномен
ответственного поведения рассматривают В.П.Прядеин,
А.И. Крупнов, Л. И. Дементий, В.Г. Сахарова и другие.
Между
тем,
практически
поведение
в
настоящее
не
личности
время
рассматривается
в
ракурсе
в
психологии
ответственное
различного
рода
девиаций и отклонений от норм. Однако, на наш взгляд,
22
этот
аспект
понимания
является
этого
важным
явления
для
исследования
людьми,
отягощенными
зависимостями. В ходе эмпрического исследования мы
выявили, что у индивидов, страдающих различного рода
химическими зависимостями, понимание ответственного
поведения является специфическим, они не считают
себя безответственными людьми,
однако проявляют
ответственность в весьма своеобразных ситуациях, чаще
всего связанных с поиском очередной дозы алкоголя или
наркотиков.
На самом деле, они проявляют
так называемую
ответственность в ситуациях, связанных с проявлением
аддикций.
Самое
главное
в
понятии
аддиктивногоповедения — это то что сам индивид
стремится
изменить
свою
психику,
поведение
при
помощи употребления психоактивных веществ.
Мы предполагаем, что у людей, зависимых понятия
ответственности
и
ответственного
поведения,
искажены. Можем в этой связи предположить, что
личности, зависимые и независимые от наркотиков,
понимают ответственность и ответственное поведение
по-разному.
Поэтому,
предполагаем,
что
кроме
общепринятого понимания этих явлений, существуют и
так
называемые
аддиктивное
аддиктивнаяответственность
ответственное
поведение.
и
Анализируя
соответствующую литературу, мы уже столкнулись с
тем, что ряд ученых исследуют понятия, синонимичные
понятию «аддиктивнаяответственность» (А.Ю. Акопов,
В.Д. Менделевич, Н.В. Дмитриева, О.В. Дубровина).
23
А.Д.Асеева, например, вводитв обиход психологической
науки такие понятия как «аддиктивная решительность»,
«аддиктивная
подобных
инициативность».
понятий,
считаем,
исследованными есть и
Продолжая
ряд
наряду
уже
что
с
практически не изученное
понятие аддиктивной ответственности.
Аддиктивная ответственность – это
отсутствие
самоконтроля с позиции принятия на себя норм и
правил в определенных жизненных обстоятельствах. Это
специфическая
незрелость
личности,
которая
неспособна нести осознанную ответственность и брать
на себя обязанности за совершенные поступки и их
последствия. Человек с аддитивной ответственностью
склонен видеть причины происходящих событий не в
себе, а во внешних обстоятельствах, обвинять других
людей,
обстоятельства,
события.
Наблюдается
неразвитость эмоциональных черт, таких как эмпатия,
сочувствие, нет глубины
радости,
а
также
решительности,
и чуткости к чужой боли и
настойчивости,
усердия,
инициативности,
стойкости
и
выдержки.
Употребляя психоактивные вещества, индивид бежит от
ответственности и от ответственного поведения.
Лица
с
химическими
видами
зависимостями
объединены общими потребностями, проблемами. У них
свой мир со своими традициями, обычаями, со своим
специфическим языком. Это нельзя отнести к общей
культуре,
это
субкультура,
где
нет
входа
людям
здоровым, так как потребности и ценности в корне
24
разнятся
с
общекультурными
ценностями
и
может
понять лишь человек зависимый.
Алко - и наркозависимым лицам свойственно не
только
деструктивное
развитие
ценностных
компонентов, но и слабость волевых процессов. В период
так называемой ремиссии у них наблюдается слабость
волевой регуляции, отсутствует сознательная регуляция
собственной деятельности и они нередко действуют по
первому
импульсу,
а
свои
оценивают
односторонне.
неумение
принимать
конформизм,
проблемы
А
значит
и
результаты
им
самостоятельно
нерешительность,
присуще
решения,
ведомость,
утрата
осторожности, упорство, но не в достижении здоровых
целей, а аддиктивных.
Сами зависимые не раз проговаривали, что их
волевые
усилия
трудоустройство
здоровой
часто
направлены
или
планирование
жизни,
а
на
поиск
вовсе
не
на
дальнейшей
очередной
дозы
психоактивных веществ. И порой им не составляет труда
добраться, допустим,
из одного конца города в другой
ради получения вожделенной дозы или же пройти через
унижения и оскорбления, если получат желаемое.
Нельзя не отметить и специфическую структуру
ответственности у зависимых людей, поскольку, если
ценности не являются общепринятыми в обществе и
волевая регуляция страдает, значит и ответственность
искажена.
Лица,
зависимости,
страдающие
химическими
видами
неспособны принимать самостоятельно
25
решения, даже если это касается их личных интересов, и
готовы позволять,
чтобы другие люди за них все
решили,
страха
из-за
быть
отвергнутыми.
Наркозависимые очень сложно переносят одиночество и
готовы на любые действия, чтобы избежать его.
Они
ранимы, податливы любой самой маленькой критике и
неодобрению со стороны. Но самое главное, зависимые
люди стремятся уйти от реальности из страха перед
обыденностью, обязательствами и скучной жизнью, а
значит,
они
просто
не
способны
проявлять
ответственность. Любая ответственность, будь-то перед
собой или близкими,
их тяготит и эмоционально
истощает.
Если
у
здоровых,
независимых
личностей
мы
наблюдаем интолерантность в отношении употребления
психоактивных веществ, они несут ответственность за
свои поступки, за здоровье, у них вырабатываются
волевые
качества,
приумножению
стремятся
к
нравственных,
сохранению
культурных
и
и
общечеловеческих ценностей, тоо людях зависимых мы
так сказать не можем.
Основные результаты теоретического исследования
отражены в выводах по первой главе диссертации.
Во второй главе «Эмпирическое исследование
предикторов
ответственного
наркозависимых»
поведения
приводятся
алко-и
результаты
эмпирического исследования, в соответствии с нашими
задачами и гипотезой.
Нами
был
проведён
26
количественный
анализ
полученных результатов по всем трем предикторам,
выбранным нами в ответственном поведенииалко- и
наркозависимых. Представим средние значения и дадим
их интерпретацию.
Выборка испытуемых состояла из 108 больных
алкогольной
и
наркотической
находящихся
в
реабилитационном
зависимостью,
отделении
Республиканского наркологического диспансера № 1
Республики Башкортостан. В исследовании приняли
участие алкозависимые (N = 50, средний возраст-42 года
и 8 месяцев, из которых 16,95% составляли женщины), а
также наркозависимые (N = 58, средний возраст - 33
года и 5 месяцев, женщины - 15,9%).
Результаты исследования особенностей проявления
пол у респондентов представлены на слайде.
По
результатам
теста
"смысложизненных
ориентации" (методика СЖО Д. Леонтьева) по шкале
«цель в жизни»
выявлено
у алкозависимых и наркозависимых
сходство
в
их
представлениях
о
содержательной жизни и временной перспективе, с той
лишь разницей, что в выборке алкозависимых такие
субъекты преобладают (49,9% против 25%). Между тем в
выборке алкозависимых все меньше пациентов, которых
можно охарактеризовать как проекторов, чьи планы не
имеют
реальной
подкреплены
поддержки
личной
в
настоящем
ответственностью
и
за
не
их
реализацию. Обе группы (алкоголики и наркоманы)
показали низкие баллы по этой шкале, что присуще
людям, живущим в будущем или в прошлом. Можно
27
сказать,
что
алкозависимые
живут
в
прошлом,
с
воспоминаниями о прошлом, о своих прошлых успехах. В
отличие от алкозависимых, наркоманы существуют в
режиме "здесь и сейчас", они не склонны думать о
завтрашнем дне. Им будет очень приятно поговорить о
далеком будущем, о том, что произойдет через год или
пять. Они склонны погружаться в фантазии.
Согласно шкале «процесс жизни, или интерес и
эмоциональная насыщенность жизни», высокие баллы
характеризуют
людей,
которые
живут
настоящим
моментом. В группе алкозависимых таких было 11,6%.
Примечательно, что именно эти испытуемые набрали
высокий балл по шкале “цель в жизни”. Это доказывает,
что их жизненные цели нереалистичны и вряд ли будут
реализованы. В группе наркозависимых таких субъектов
было 27%. Низкие баллы по этой шкале указывают на
неудовлетворенность жизнью в настоящем. Однако в то
же
время
воспоминания
о
прошлом
или
сосредоточенность на будущем могут придать жизни
полноценный смысл. В группе алкозависимых таких
субъектов чуть больше половины (53,3%), а в группе
наркозависимых-чуть
нашему
мнению,
пациентов,
меньше
это
половины
происходит
поскольку
в
группе
(41,6%).
из-за
По
возраста
алкозависимых
преобладали респонденты среднего возраста, имевшие
жизненный
опыт,
содержащий
определенные
воспоминания.
Шкала
«жизненная
эффективность,
или
удовлетворенность самореализацией» отражает оценку
28
прошедшего периода жизни, ощущение того, насколько
продуктивным и значимым он был. Высокие баллы по
этой шкале в группе алкозависимых показали 23,2%
респондентов,
в
группе
наркозависимых-29,1%.
Наркозависимые, как правило, характеризуют себя как
людей, которые доживают свою жизнь, у которых все
осталось в прошлом, но, по их мнению, это прошлое
может придать смысл всей остальной жизни. Высокие
баллы по этой шкале были получены от респондентов
старше 48 лет. На самом деле эти пациенты часто
используют такие фразы, как «жизнь прошла», «я живу
своей жизнью», «дети выросли, то, ради чего я должен
жить
сейчас»
и
так
далее
в
индивидуальном
консультировании. Низкие баллы, свидетельствующие о
неудовлетворенности
прошлой
частью
жизни,
мы
обнаружили в группеалкозависимых-41,6%, а в группе
наркозависимых-35,3% испытуемых.
Высокие баллы по шкале "Локус -контроля" среди
13,3% алкозависимых (менее одной пятой от общей
выборки)
соответствуют
их
самоидентификации
как
сильных людей с достаточной свободой выбора, чтобы
строить свою жизнь в соответствии со своими целями и
пониманием
смысла
своей
респонденты
переживали
жизни.
периоды
Именно
ремиссии
эти
более
одного года. 33,3% в группе наркозависимых также
показали высокие баллы по этой шкале. Полученные
результаты доказывают, что эти респонденты были
людьми с нереалистичным уровнем притязаний, а не
сильными
личностями
с
29
четкими
целями.
41,6%
алкозависимых
и
24,9%
наркозависимых
показали
низкие баллы по этой шкале, что свидетельствует об их
неверии
в
свои
контролировать
способности
события
и
неспособности
собственной
жизни.
Как
правило, эти люди не объявляют о своих намерениях
будущие планы на трезвый образ жизни у них нет
четкого представления о нем, у них нет уверенности, что
хватит силы воли встать на путь трезвости. Лишь
небольшой процент алкозависимых и наркозависимых по
шкале
"локус
контроля-жизнь"
(11,6%
и
14,5%)
убеждены в том, что человек способен контролировать
свою жизнь, принимать свободные решения и воплощать
их в жизнь. По этой шкале более половины испытуемых
обеих
категорий
(58,3%
алкоголиков
и
56,2%
наркоманов) демонстрировали фатализм, убежденность
в
том,
что
человеческая
жизнь
находится
вне
сознательного контроля, свобода выбора иллюзорна, а
строить какие-либо планы на будущее бессмысленно.
Именно по этой шкале мы получили почти одинаковые
результаты
в
обеих
группах,
что
может
свидетельствовать о том, что мнение о невозможности
контролировать свою жизнь в данном случае не зависит
от типа химической зависимости.
Результаты исследования по методике С. Бубновой
"Диагностика
ориентаций
реальной
личности"
структуры
среди
ценностных
респондентов
представлены.
Результаты исследования по методике С. Бубновой
показали, что по параметру “высокий социальный статус
30
и
управление
людьми”
стремление
к
высокому
социальному статусу не свойственно алкозависимым и
наркозависимым; у них нет желания управлять людьми
(54,53% и 34,87% соответственно).
Группы наркозависимых и алкозависимых имеют
большее количество испытуемых по шкале «социальная
активность для достижения позитивных изменений в
обществе» (41,85% и 49,08%). Оба они проявляют себя
как социально пассивные индивиды.
Почти
равное
число
алкозависимыхотметили
наркозависимых
значения
по
шкале
и
«поиск
прекрасного и наслаждение им» как несущественные
для них (34,88% и 45,45% соответственно). Можно
предположить, что люди, пристрастившиеся к алкоголю
и наркотикам, не являются поклонниками искусства ни в
одном из его проявлений. В процессе индивидуального
консультирования испытуемые неоднократно отмечали,
что посещение культурных мероприятий было для них
«пустым
времяпрепровождением»,
например,
какое
просмотра
удовольствие
картины
не
можно
художника,
понимая,
получить
пусть
и
от
очень
известного.
Большинство респондентов в обеих группах назвали
в качестве главной ценности для себя «помощь и
милосердие к другим людям» (85,44% алкоголиков и
69,76%
наркоманов).Это
может
свидетельствовать
о
возможной личной выгоде, а именно о желании создать
для
себя
комфортные
условия.
Скорее
всего,
этот
результат скрывает мысль о том, что наркозависимые
31
сами ожидают помощи и милосердия. Они не намерены
помогать, но другие должны помогать им, так как они
живут тяжелой жизнью.
Ценность «признание, и уважениелюдей,влияние на
окружающих»
важна
алкоголиков
и
для
наркозависимых
(72,72%
наркоманов).
Даже
55,81%
незначительные по своей тяжести события в своей
тяжести
могут
привести
людей
с
химической
зависимостью к проявлениям тревоги и выражению
отрицательных эмоций. Компенсация достигается через
стремление уйти из окружения во внутренний мир и
установить «психологическую дистанцию» между собой
и окружением, особенно если кто-то (как это может
показаться им в состоянии опьянения) не уважает его.
Наркозависимые
способности
характеризуются
интуитивно
снижением
понимать
других
и
рефлексировать, играть различные социальные роли. В
связи с этим поведение таких людей может выглядеть
странным,
лишенным
эксцентричным
естественной
наблюдается
эмоциональной
характеризуются
или
высокомерным,
эмоциональной
недостаточная
реакции.
В
то
окраски;
адекватность
же
неудовлетворенностью
время
они
ситуацией
и
уязвимостью.
Наибольшее
количество
респондентов
(45,45%
алкоголиков и 58,13% наркоманов) выбрали значение
«любовь». В данном контексте эта ценность может
включать в себя не только любовь к себе, но и любовь к
другим людям. Часто люди с химической зависимостью
32
имеют
искаженное
чувство
любви.
И
она
скорее
эгоцентрична, обращена на себя.
Для
проверки
значимость
полученных
различий
между
результатов
на
алкозависимыми
и
наркозависимыми в ценностно-смысловых ориентациях
мы
провели
математическую
обработку
данных
по
критерию Стьюдента. В результате мы выявили одно
существенное различие по шкале «Локус-контроля- Я».
Мы полагаем, что психофизиологический аспект играет
важную
роль
в
различиях
в
восприятии
наркозависимыми и алкозависимыми своего будущего,
поскольку известно, что наркомания наносит больший
ущерб клеткам мозга, чем алкогольная зависимость.
Проанализировав
результаты
диагностики
лиц,
страдающих химической зависимостью, мы выяснили,
что большинство ценностных и жизненных ориентаций
алкозависимых и наркозависимых коррелируют друг с
другом.
В
качестве
респонденты
обеих
наиболее
групп
важных
выделили
ценностей
«помощь
и
милосердие к другим людям», «признание, уважение
людей, влияние на окружающих» и «любовь». Наименее
значимыми
ценностями
для
испытуемых
являются
«высокий социальный статус и управление людьми»,
«социальная активность для достижения позитивных
изменений
в
обществе»,
«поиск
прекрасного
и
наслаждение им, эстетическая ориентация». Однако
следует
отметить,
вкладывают
ценности,
разные
которые
что
оба
смыслы
зависимых
в
отличаются
33
значимые
от
индивида
для
них
общепринятых
и
описанных в соответствующих методиках. Нравственные
категории, важные для человека, анализируются им с
эгоцентрической
позиции,
что
добавляет
к
их
психологическому содержанию, по сути, искаженный
взгляд.
Результаты математической обработки полученных
данных
по
критерию
Стьюдента
выявили
одно
существенное различие по шкале «Локус – контроля Я»,
свидетельствующее о том, что алкозависимые более
реалистично относятся к жизни, чем наркоманы, что в
определенной
степени
психофизиологическими
обусловлено
проявлениями,
поскольку
известно, что наркомания более разрушительна для
клеток головного мозга, чем алкогольная зависимость.
В целом, по итогам работы, можно сделать вывод о
том,
что
социально-
ответственного
психологические
поведения
личности
предикторы
(на
примере
независимых и зависимых от алко- и нарковеществ)
проявляются по - разному, в зависимости от вида
заболевания
(наркотическая
зависимость
или
алкогольная), от пола и возраста людей, зависимых и от
людей,
которые
не
страдают
химическими
видами
зависимостей.
Таким образом, цель исследования - достигнута,
задачи, поставленные в начале диссертационной работы
решены, гипотеза-доказана.
34
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв