МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики
Теория массовых коммуникаций
Реферат на тему: "Социальное предпринимательство в России и в мире.
Практика и роль в современном обществе."
Выполнила: студентка д/о
514-й группы
Алина Пачина
Преподаватель: доцент, кандидат филологических наук,
И. И. Засурский
МОСКВА
2014
1.1. Понятие «Социальное предпринимательство»
Социальное предпринимательство - это деятельность, которая направлена на
решение или смягчение социальных проблем общества. Оно включает в себя
черты традиционного предпринимательства и благотворительности.
Благотворительность относиться к социальной направленности деятельности,
а бизнес к предпринимательскому подходу. Социальное
предпринимательство балансирует между социальными целями и
коммерческой составляющей, где деньги - не цель, а средство достижения
этих социальных целей, позволяющее предпринимателю оставаться
устойчивым и не зависимым от постоянных донорских вливаний.
Социальная проблема, которую решает своей работой социальный
предприниматель, это отправная точка его бизнеса. Для социального
предпринимательства важно наличие проблемы, ведь без нее будет просто
бизнес с элементами корпоративной социальной ответственностью или
социальный проект без предпринимательского подхода.
Социальное предпринимательства за границей существует около 30 лет, а в
России – меньше десятилетия. Несмотря на столь юный возраст, социальное
предпринимательство уже сегодня занимает место в одном ряду с
некоммерческими инициативами, благотворительностью, венчурной
филантропией и корпоративной социальной ответственностью. И, конечно
же, у него уже есть своя история и свои герои, некоторые из которых успели
добиться вполне заслуженного мирового признания.
По мнению экспертов, идея социального предпринимательства получила
популярность, так как «задела за живое» и «очень подошла» современной
эпохе. Но необходимо отметить, что у процесса объединения экономической
эффективности бизнес-организаций с общественными потребностями есть
определенные исторические предпосылки.
1.2. Первые социальные проектов.
Начнем рассматривать социальные проекты с организации Дома Трудолюбия
св. Иоанном Кронштадским в 1882 году. Это был первый в России центр,
который одновременно занимался трудоустройством, учебно-воспитательной
работой и благотворительностью. Под одной крышей были объединены
столовые, приюты и мастерские. Людям была дана возможностью обрести
кров и питаться за счет произведенного ими труда.
Дом трудолюбия начался с пенькощипательной и картузной мастерских для
мужчин. Это был труд, который не требовал подготовки, но мог сразу же
предоставить заработок - небольшой, но достаточный для того, чтобы не
умереть с голоду.
Следующим важным шагом в развитии социального предпринимательства
считается создание некоммерческая организация «Ашока: новаторы для
общества» Уильяма Дрейтона в 1980 году. В настоящее время эта
организация продолжает функционировать более чем в 70 странах мира,
поддерживая свыше 3000 стипендиатов в области СП. В момент основания
стартовый капитал «Ашоки» составлял 50 000 долларов США, к 2006 году
эта сумма достигла 30 млн. долларов; в настоящее время организация
насчитывает 25 региональных центров, расположенных по всему миру.
Смысл работы фонда «Ашока» заключается в поддержке социальных
предпринимателей, оказывая им финансовую и консалтинговую помощь,
создавая тематические сообщества и содействуя созданию инфраструктуры,
необходимой для развития социального сектора и распространения
инноваций.
По мнению Билла Дрейтона, главным качеством социального
предпринимателя выступает желание изменить систему в целом: «Вот что
делает этих людей счастливыми и заставляет заниматься проблемой столько,
сколько нужно. Они готовы соизмерять свое видение с реальностью,
прислушиваться к окружению и постоянно менять идею, пока она не
сработает, ведь если вы нацелены на структурные изменения, идея проходит
через множество стадий… Это постоянный творческий процесс, и именно
сочетание двух черт – креативности и предпринимательских качеств –
является наиболее редким»
В 1983 с новаторской идеей выступил Мухаммад Юнус, он предложил
проект Грамин Банка, суть работы которого заключалась в
микрокредитовании. Первые кредиты Мухаммад Юнус выдал из
собственных денег, затем деньги выдавались Банком Бангладеш под
поручительство Юнуса через исследовательский проект университета, в
котором тот работал. Проект был создан специально для изучения
разработанного Юнусом метода по кредитованию бедного сельского
населения. 2 октября 1983 года банк стал независимой организацией в
соответствии с решением властей страны.
Особенностью деятельности банка является также необходимость принятия
клиентами 16-ти решений, которые не являются какими-либо
обязательствами перед банком, а включают в себя обещания по повышению
качества собственной жизни заёмщиков, такие, например, как обязательство
пить воду только из бутылок, либо кипячёную, обязательство по
обеспечению собственных детей образованием, и так далее.
Отношения между банком и клиентами основываются на доверии,
микрокредиты выдаются без какого-либо обеспечения. При этом доля
возвращённых кредитов составляет около 98%. В то же время доля кредитов,
возвращённых с нарушением срока, порой составляет до 20%. Абсолютное
большинство (97%) клиентов банка составляют женщины. Как одно из
положительных последствий деятельности банка отмечено существенное (в
два раза) сокращение домашнего насилия в отношении женщин, получивших
кредит.
В настоящее время самым крупным фондом является основанный в 1999 году
Джефом Сколлом фонд Skoll Foundation. Джеф Сколл- основатель и первый
президент eBay и компании Participant Productions создал собственный, цель
которого помогать людям, независимо от их места проживания и
экономического положения, реализовывать свои таланты и способности.
Джеф передал фонду 250 миллионов долларов из акции eBay и выдает
гранты на сумму свыше 30 миллионов долларов ежегодно. «В фонде мы
называем их выдающимися людьми, преданными идее общественного
блага»- говорит основатель.
В 2012 году международный благотворительный фонд «Навстречу
переменам» (Reach for Change) работает во многих странах мира и
поддерживает проекты, направленные на улучшение жизни детей.
Эта некоммерческая организация основана группой медиа компаний
Kinnevik (Швеция) с целью улучшения качества жизни детей и подростков и
соблюдения их прав. Фонд проводит ежегодный конкурс для социальных
предпринимателей, выдавая гранты в размере 1 млн руб. на год и
обеспечивая иной поддержкой, необходимой на стадии становления проекта.
Так, победители принимаются в виртуальный бизнес-инкубатор и попадают в
руки опытных менторов из компаний группы Kinnevik. Через год эксперты
фонда оценивают социальное воздействие и финансовые показатели проекта
и принимают решение о продлении срока поддержки еще на два года.
И все же, каким бы ни было разнообразие реализуемых программ, какую
активность ни проявляли бы новаторы, очевидно одно: в России
«социальный» спрос еще долгие годы будет превышать предложение. А
значит, в историю социального предпринимательства будет вписана еще не
одна новая глава с неизменным открытым финалом.
1.3. Социальные проекты в России.
В 2007 году Вагит Алекперов создал Фонд региональных социальных
программ «Наше будущее» — первая российская организация, деятельность
которой направлена на развитие и продвижение социального
предпринимательства в стране. «Наше будущее» является учредителем
Всероссийского конкурса проектов в области социального
предпринимательства, ориентированного на людей, готовых развивать и
продвигать социальный бизнес.
За 5 лет своей деятельности Фонд оказал поддержку 59 социальным
предприятиям, а общая сумма выданной им помощи составила более 130,5
миллионов миллиона рублей.
Победители конкурса получают от Фонда финансовую и консультативную
поддержку; Фонд так же выдает долгосрочные беспроцентные займы,
предлагает по минимальным расценкам юридические и бухгалтерские
услуги, предоставляет возможность арендовать микроофисы и т.п.
Одновременно с Всероссийским конкурсом «Наше будущее» проводит
премию Премию «Импульс добра», ставящую своей целью не только
финансовую, но и моральную поддержку первопроходцев в области СП.
Только в 2012 году в рамках проведения конкурсного отбора на вручение
этой награды организаторы получили 194 заявки из 54 регионов России.
После столь стремительного развития фонда «Наше Будущее» в 2011 году
стартовал новый проект- «Достижения молодых».
Это межрегиональная общественная организация проводит «Эстафету
социальных инноваций», целевой аудиторией которой являются школьники и
студенты.
Организация также проводит обучение молодежи основам экономики и
предпринимательства. Организация появилась в России в 1991 году. Проект
«Социальное предпринимательство» был приурочен к 20-летию программы
«Достижения молодых» в России и стартовал в 2011 году. Основателем и
руководителем российской программы «Достижения молодых» является
академик Евгений Павлович Велихов.
Так же в 2011 был создан «Центр социального предпринимательства и
социальных инноваций». ЦСП специализируется на исследованиях, обучении
и консалтинге в области социального предпринимательства, социальных
инноваций, социальной ответственности бизнеса, коммерциализации, он
играет важную роль в продвижении идей социального предпринимательства
и социальных инноваций в составе Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики».
Возникновение этого центра стало итогом многолетней деятельности его
директора Александры Московской, которая с 2007 года ведет научноисследовательскую работу в области социального предпринимательства.
Несмотря на свою молодость, Центр НИУ ВШЭ является сегодня лидером в
исследовании теории и практики социального предпринимательства в
России: еще до получения своего официального статуса Центр в «Вышке»
служил неформальной площадкой для проведения тематических дискуссий,
прикладных и теоретических исследований в данной области.
В 2014 году фондом «Наше будущее» создана Лаборатория социального
предпринимательства, ориентированная на практическое обучение
начинающих и действующих социальных предпринимателей.
Лаборатория проводит как очные, так и дистанционные (вебинары)
программы продолжительностью от одного-двух часов до нескольких
месяцев (Школы социального предпринимательства).
Лабораторией созданы специализированные курсы для студентов, молодых
специалистов, предпринимателей, сотрудников государственных структур,
промышленных корпораций, Центров инноваций социальной сферы.
Тематика программ затрагивает различные аспекты создания и развития
социального бизнеса, рассматривая истории успеха действующих
социальных предпринимателей, практические аспекты работы социальных
предприятий, вопросы финансирования проектов и взаимодействия с
органами власти.
Лаборатория осуществляет комплексную поддержку социального
предпринимательства в России, развивает новые для отрасли направления,
такие, как социальные франшизы и сертификация социальных
предпринимателей.
В 2004 году радиостанцией Радио России был создан социальный проект
«Детский вопрос», который помогает детям-сиротам найти любящую семью.
За 10 лет существования проекта были более двух тысяч семей нашли
«своего» ребенка. С каждым годом число усыновленных ребят растет. В
рамках "Детского вопроса" работает специальная "горячая линия" по
усыновлению, ведется переписка с будущими родителями и волонтерами,
выходят радиопередачи, собирается база анкет детей-сирот, работает школа
приемных родителей. По стране курсирует "Поезд надежды" с мамами и
папами, специально отправившимися за своими детишками в другие
регионы. Сегодня счастливые истории семей, решивших свой "детский
вопрос" ложатся в основу все новых и новых передач.
1.4. Инноваторы в области медицины.
Джим Фрюхтерман.
Джим Фрюхтерман основал компанию Benetech, которая сделала высокие
технологии доступными для малоимущих слоев населения. В отличие от
многих предпринимателей, которые работают с людьми с ограниченными
возможностями, Фрюхтерман заинтересовалс работой в этой сфере не из-за
собственного опыты, а из-за интереса в помощи людям. Идея Benetech
появилась, когда Джим учился на последнем курсе Калифорнийского
технологического института. Как-то один из его профессоров объяснил, как
использовался при боевых действиях механизм распознавания изображений
для бомб с лазерной системой наведения. Фрюхтерман начал думать, как
использовать этот принцип во благо общества и создал устройство,
позволяющее слепым и слабовидящим читать на ощупь.
В 1980-е годы Фрюхтерман стал соучредителем венчурной компании по
созданию распознавательной оптической технологии. Затем он основал
Arkenstone – некоммерческую организацию, занимающуюся технологиями
для инвалидов по зрению. Beneteh вырос из Arkenstone, который был в итоге
продан коммерческой компании. Средства от продажи пошли на
продолжение разработки и внедрение инноваций Beneteсh.
Дэвид Грин.
Врач Дэвид Грин в 1992 года Грин создал некоммерческой организацией
Aurolab (Индия) – одну из крупнейших компаний в мире, производящей
линзы (IOLs). Хирургическим методом IOLs имплантируют в глаз для
восстановления чистоты хрусталика при катаракте. Катаракта – основная
причина слепоты и инвалидности по зрению во всем мире. Aurolab продает
линзы по 2–4 доллара США, тогда как стоимость аналогов в промышленно
развитых странах мира составляет 150 долларов. Грин также руководил
учреждением при Aurolab, производящим хирургическую нить. Компания
существенно снизила цены на офтальмологическую нить: с 200 до 30
долларов США за упаковку.
В настоящее время Дэвид Грин занимается решением проблем
слабослышащих. Было создано социальное предприятие Conversion Sound,
которое выпускает высококачественные слуховые аппараты. Всемирная
организация здравоохранения установила, что 278 миллионов человек имеют
острую проблему ослабления слуха, а потребность в слуховых аппаратах во
всем мире ежегодно составляет 32 миллиона. В то же время в 2006 году в
мире продано лишь 7 миллионов слуховых аппаратов, и менее 12% из них
направлено в развивающиеся страны, где проживает 70% населения Земли.
Conversion Sound планирует расширять каналы распространения своей
продукции, чтобы обеспечить слуховыми аппаратами малообеспеченных.
Энн Коттон.
По статистике в южноафриканских странах начальную школу заканчивают
только 70% мальчиков, а девочек и того меньше. Во многих бедных семьях
образование дают только сыновьям, потому что принято считать их лучшим
«вложением капитала»; дочерей же отправляют на заработки или рано
выдают замуж. Эта тенденция разрушительна: девушки в возрасте до 20 лет в
пять раз больше подвержены заражению ВИЧ-инфекцией, нежели мальчики.
Исследования говорят о том, что девочки, получившие образование, в 3 раза
меньше подвержены заражению ВИЧ-инфекцией, чем необразованные.
Первой, кого обеспокоила судьба девочек, проживающих в сельских
регионах Африки, была Энн Коттон.
В 1991 году во время исследовательского путешествия она попала в глухую
зимбабвийскую деревню. Энн потрясли истории местных жителей о
девочках, которые не получали образование, они находились на самом
низком уровне развития. Родители, которые хотели бы отдать дочерей в
школу, не могли сделать это из-за нищеты. После этого случая Энн создала
организацию Camfed, которая поддерживает девочек из малоимущих семей,
выделяя средства на их образование. Работа Энн Коттон получила признание
и была отмечена международными наградами, включая почетную
докторскую степень University of Cambridge.
Модель Camfed состоит из четырех ключевых компонентов, каждый из
которых имеет своей целью изменить жизнь девочек и девушек из самых
бедных регионов Африки. Во-первых, Camfed выявляет беззащитных
девочек, которые подвержены риску исключения даже из начальной школы
по причине бедности или вследствие болезни кого-то из членов их семей, и
обеспечивает полную поддержку образования таких детей, включая оплату
учебных принадлежностей. Во-вторых, Camfed продолжает поддерживать
девочек в средней школе, в течение четырех лет выплачивая им пособие. Втретьих, Camfed предоставляет выпускникам шанс стать экономически
независимыми. Camfed Association (CAMA), панафриканская сеть
выпускников организации, постоянно организует тренинги. Camfed также
способствует развитию местных предприятий через микрофинансовую
программу. В-четвертых, Camfed защищает права женщин. Деятельность
организации направлена на то, чтобы голоса женщин из сельских регионов
влияли на политику, способствовали принятию законов в области
образования девочек и равноправия полов.
Виктория Хэйл.
В 2000 году Виктория Хэйл основала Институт здоровья одного мира,
который изменил взгляд на медицину в целом. Первая некоммерческая
фармацевтическая компания, которая разрабатывает лекарственные
препараты для заболеваний, которыми пренебрегают в обществе. Институт
разрушил представления о казалось бы неконкурентной промышленности,
предоставляющей лекарства нуждающемся в развивающихся странах,
перестроив всю цепочку получения доходов от разработки лекарств до их
доставки.
Многие инфекционные заболевания в развитых странах неизвестны. К ним
относятся: лейшманиоз, шистозоматоз, онхоцеркоз, африканская сонная
болезнь, филяриатоз лимфоузлов и болезнь Чагаса. Другие, такие как диарея,
распространены повсеместно, но их влияние наиболее сильно и остро
ощутимо в развивающихся странах: ежегодно от диареи умирают два
миллиона детей в возрасте до пяти лет. Более миллиона человек в год
умирают от малярии, большинство из них – дети. За последние 25 лет
запатентовано 1500 новых лекарственных средств, но менее 12 из них
предназначены для лечения запущенных заболеваний.
Опыт и знания Виктории Хейл нашли применение на всех стадиях
производства биофармацевтических средств в США. Опыт ее корпорации
был использован Genentech – первой в мире компанией,
специализирующейся на генной инженерии. Хейл получила звание доктора
наук университета Калифорнии в области фармацевтической химии. В
настоящее время она входит в Ассоциацию профессоров в области
биофармацевтики, выступает в качестве консультанта Всемирной
организации здравоохранения по рассмотрению правил этического
поведения в отношении развивающихся стран и работает экспертом в
Национальном институте здоровья США.
Миссия института здоровья одного мира – развивать безопасную,
эффективную и доступную медицину. Институт разрабатывает, реализует и
управляет развитием проектов, связанных с лекарственными средствами,
предназначенными для лечения запущенных заболеваний.
Заключение.
Социальное предпринимательство- это деятельность, которая направлена на
решение социальной проблемы и которая реально позволяет эту проблему
решить. Причем масштаб решения может быть любым, от локального до
глобального. Это может быть та или иная территория, это может быть
поселок, моногород, район Москвы, весь мегаполис в конце концов,
существует некая социальная проблема, то решение этой проблемы на
данной территории и есть социальное предпринимательство.
Важность социальной деятельности недооценена в наше время, будь это
проект, который помогает студентам получать образование за счет
инвестирования или проект, который помогает производить бесплатные
лекарства и оказывать медицинские условия малоимущим. Будущее за
людьми, которые помогают изменить условия жизни окружающих, ведь
благодаря их усилиями мир вокруг каждого из нас становится лучше.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв