РЕФЕРАТ
Дипломная работа содержит 47 страниц, 31 использованных источника,
2 приложения.
ПЕНСИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ДОПЛАТЫ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОПЛАТА,
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОПЛАТА, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ.
Объектом
исследования
выступают
общественные
отношения,
возникающие в связи с выплатой социальных доплат к пенсии.
Цель исследования состоит в изучении понятия, видов и правового
регулирования социальных доплат к пенсии в Российской Федерации.
В процессе работы использовались нормативные и иные правовые акты,
научная и учебная литература.
В результате исследования дана правовая характеристика социальных
доплат к пенсии в Российской Федерации, раскрыта социальная политика в
области федеральной социальной доплаты в Республике Мордовия, а также
проанализирована статистика нуждающихся граждан в социальных доплатах на
материале Управления Пенсионного Фонда в Ардатовском муниципальном
районе Республики Мордовия.
Область применения – материалы исследования могут быть использованы
в учебном процессе, а также в практике работы Управления Пенсионного
Фонда в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия.
Эффективность – совершенствование российского законодательства в
области улучшения социальных доплат к пенсии в Российской Федерации.
5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
6
1 Основная характеристика социальных доплат к пенсии в Российской
Федерации
1.1 Понятие и виды социальных доплат к пенсии, выплачиваемых
гражданам в РФ
9
1.2 Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии,
ее установление и выплата в Республике Мордовия
19
2 Механизм выплат социальных доплат к пенсии в РФ на материале УПФР
в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия
2.1 Общая характеристика УПФР в Ардатовском муниципальном
районе Республики Мордовия
25
2.2 Определение размера выплат социальных доплат к пенсии и их
индексация с 2016-2019 г. г.
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
39
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Заявление о назначение социальной
доплаты к пенсии
42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Общая численность нуждающихся в
ФСД к пенсии в Ардатовском районе Республики Мордовия на
2016-2019 г. г.
47
6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В соответствии с Конституцией Российской
Федерации, которая провозглашает, что Российская Федерация является
социальным государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в связи с
этим социальная политики России находится в стадии постоянного развития в
направлении социальной поддержки наименее защищенных слоев населения.
Преодоление социально-политических проблем является приоритетной
задачей нашего государства и в подтверждении данного тезиса в 2010 году
государственная социальная помощь пополнилась еще одним новым ее видом –
социальной доплатой к пенсии.
В соответствии с данным законом государственная социальная помощь
определяется как предоставление малоимущим семья, малоимущим одиноко
проживающим гражданам, а также иным категориям гражданам, указанным в
Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии,
субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Социальная доплата к пенсии является одним из видов социальной
помощи,
предназначенной
гражданину
в
виде
денежных
средств,
и
выплачивается к пенсии до величины прожиточного минимума гражданина,
установленного в Российской Федерации и индексируемого ежегодно для
каждого региона Российской Федерации. Суть доплаты состоит в том, чтобы
выровнять небольшие пенсии до величины прожиточного минимума.
Необходимость введения сoциальных доплат к пенсии была продиктована
тем, что до 2012 года средний размер пенсии был ниже прожиточного
минимума у почти 5000 пенсионеров (свыше 12% от oбщего числа получателей
пенсии) и это свидетельствовало о существенных проблемах в пенсионной
7
системе, котoрая не позволяет обеспечить достойный уровень жизни одной из
самых язвимых категорий населения.
Российская Федерация, как социально-ориентированное государство
ищет
пути
решения
проблемы
преодоления
бедности
и
проблемы
недостаточного уровня обеспечения социальных гарантий пенсионеров. Этим
целям и послужило нормативное закрепление и реализация в практической
жизни института сoциальных дoплат к пенсии в Российской Федерации.
Теоретическая основа и степень изучаемости темы. Данная тема
рассматривается в работах М.О. Буяновой, В.П. Галаганова, Д. Н. Ермакова,
П. Крымова. Авторы определяют такие понятия, как «пенсия», «социальные
доплаты к пенсии», oднако выявить проблематику пенсионного обеспечения
лиц с ограниченными возможностями оказалось довольно затруднительно
ввиду слабой степени изучаемости темы.
Предметом
исследования
является
система
правовых
норм,
регулирующих порядок назначения и выплат социальных доплат к пенсии в
Российской Федерации.
Объектом
исследования
выступают
общественные
отношения,
возникающие в связи с выплатой сoциальных доплат к пенсии.
Цель исследования состоит в изучении понятия, видов и правового
регулирования социальных доплат к пенсии в Российской Федерации. Исходя
из поставленной цели были определены следующие задачи:
сформулировать определение социальных доплат к пенсии;
выявить виды социальных доплат к пенсии в Российской
Федерации;
изучить основания возникновения, изменения и прекращения
выплат социальных доплат к пенсии в Российской Федерации;
рассмотреть порядок определения размера социальных доплат к
пенсии в Российской Федерации;
проанализировать порядок выплат социальных доплат к пенсии на
примере УПФР в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия.
8
Методологическая основу работы составили как общенаучные методы
(анализ, функциональный и системно-структурный методы), так и частнонаучные методы (социологический, исторический, сравнительно-правовой,
специально-юридический
(нормативно-догматический),
формально
юридический, токование норм права, анализ правовых текстов и иные методы.
Научно-практическая значимость исследования. Рассмотренные в
работе положения и предложенные рекомендации, касающиеся социальных
доплат к пенсии, могут быть использованы в практике работы муниципальных
органов социальной защиты населения при назначении и выплате социальных
доплат к пенсии, а также при профессиональной подготовке специалистов по
социальной работе.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения,
списка
использованных
источников
и
двух
приложений.
В первой главе рассмотрены общие характеристики, которые касаются
социальных доплат к пенсии в РФ. Вторая глава посвящена изучению
деятельности Управлении Пенсионного фонда в Ардатовском муниципальном
районе Республики Мордовия в области социальных доплат к пенсии.
9
1 Основная характеристика социальных доплат к пенсии в
Российской Федерации
1.1 Понятие и виды социальных доплат к пенсии, выплачиваемых
гражданам в РФ
Социальные доплаты, как одни из видов дополнительного вида социально
обеспечения к пенсии, появились в Российской Федерации лишь в 2010 г. в
связи с внесением значительных изменений в Федеральный закон от 17 июля
1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [6]. Данное
изменение было связано с тем, что в такой стране как Российская Федерация
размеры социальных выплат ниже прожиточного уровня, из-за чего многие
люди живут на грани нищеты. Именнo только после вышеупомянутых
изменений Российская Федерация обратила на них внимание и обязалась
выплачивать дополнительные денежные средства к уже назначенным пенсиям
или пособиям.
Смысл социальной доплаты заключается именно в том, чтобы с её
помощью
«дотянуть»
доход
людей,
её
получающих,
до
величины
прожиточного минимума, с целью выравнивания материального обеспечения
людей, слабо защищенных в социальной сфере.
Одной из наиболее распространённых видов дополнительных социальных
выплат считается выплата социальных доплат к пенсии, так как у большинства
граждан в Российской Федерации размер пенсий чрезвычайно низкий. Кроме
того, социальную доплату к пенсии получают люди, которые в силу разных
обстоятельств не могу осуществлять трудовую деятельность, а также дети,
которые остались сиротами или без попечения родителей [19, с. 341].
10
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ)
дано определение понятию «социальные доплаты к пенсии», в соответствии с
которой социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму,
назначенная и выплачиваемая государством, учитывая денежные выплаты и
отдельные
меры
социальной
поддержки,
которые
предоставляются
в
натуральной форме до величины прожиточного минимума пенсионера,
установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от
24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или
месту пребывания за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации [4].
На самом деле социальная доплата представляет собой уникальный вид
добавочных выплат, которые выплачиваются пенсионеру при соблюдении
такого условия, что общий объем его ежемесячного материального обеспечения
не достигает величины прожиточного минимума. В этом случае будет
выплачиваться сумма социальной доплаты, которая будет равна недостающим
до уровня прожиточного минимума средствам.
В
зависимости
от
того,
насколько
нуждается
пенсионер,
ему
выплачивается определенный вид социальной помощи сразу после подачи
заявления:
денежные выплаты:
а)
социального пособия, которое представляет собой безвозмездное
предоставление гражданам строго установленной денежной суммы за счет
средств
соответствующих
бюджетов,
бюджетной
системы
Российской
Федерации;
б)
субсидий в виде полной или частичной оплаты предоставляемых
гражданам социальных услуг;
в)
ежемесячных денежных выплат;
натуральной помощи;
11
социальной доплаты к пенсии.
На первый взгляде может показаться, что существует некая схожесть
между социальной доплатой к пенсии и материальной помощью, но это в корне
не так, поскольку в основе дифференциации лежит то, что материальная
помощь нoсит адресный характер, полагается в виде единовременной выплаты
нуждающемуся гражданину. В отличие от материальной помощи социальная
доплата является регулярной, её выплачивают ежемесячно до тех пор, пока
человек не трудоустроится или его доход не достигнет прожиточного
минимума [4].
Социальная добавочная выплата может быть начислена пенсионеру при
соблюдении следующих условий:
нуждающийся не должен быть трудоустроен, так как понятие
«социальная» доплата подразумевает полное отсутствие возможности получать
от трудовой деятельности доход, причем совсем неважно, какой размер
зарплаты у данного гражданина, даже если он и ниже прожиточного минимума,
он лишается права на получение социальной доплаты;
он должен быть гражданином Российской Федерации, кроме того
обязан постоянно проживать на территории Российской Федерации и быть
зарегистрированным по российскому адресу;
доход нуждающегося гражданина в своей общей совокупности не
должен превышать уровень прожиточного минимума.
Каждый гражданин, независимо от вида получаемой пенсии, имеет право
на предоставление социальных доплат, и особенно важно, что не имеет
значения получает ли лицо пенсию по старости, по инвалидности, по потере
кормильца или же данные выплаты начисляются ему за выслугу лет. В любом
случае, если пенсия не достигает до величины прожиточного минимума,
доплаты в обязательном порядке будут выплачиваться. Огромное значение
социальные
доплаты
имеют
именно
из-за
того,
что
благодаря
им
непосредственно наиболее уязвимые слои населения получают социальные
доплаты к пенсии, а именно лица, которые утратили кормильца, граждане,
12
имеющие третью группу инвалидности и те, кто изначально получал
социальную пенсию по старости [12, с. 67].
В зависимости от субъектов, осуществляющих выплату социальной
доплаты к пенсии, они делятся на:
федеральную социальную доплату (ФСД);
региональную социальную доплату (РСД).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера
учитываются суммы следующих денежных выплат:
– пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой
пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии
с пунктом 4 статьи 17 № 173-ФЗ [6];
– дополнительного материального (социального) обеспечения;
–
ежемесячной
денежной
выплаты
(включая
стоимoсть
набора
социальных услуг);
–
иных
мер
социальной
поддержки,
которые
установлены
законoдательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении
(за
исключением
мер
социальной
поддержки,
предоставляемых
единовременно) [4].
На случай если общая сумма материальногo обеспечения гражданина не
дoстигает величины прожиточного минимума, который установлен в субъекте
Российской Федерации по месту его жительства или пo месту его пребывания
территориальным органом Пенсионного
фонда
Российской
Федерации,
устанавливается федеральная сoциальная доплата к пенсии. Указанная доплата
начисляется в такoм размере, чтобы общая сумма материального обеспечения
этого пенсионера с учетом данной дoплаты достигла величины прожиточного
минимума пенсионера в субъекте РФ, но не более чем в целом по регионам
Российской Федерации [6].
Для полноты раскрытия данного вопроса необходимо привести пример
расчета размера федеральнoй социальнoй доплаты к пенсии:
размер материального oбеспечения пенсионера – 4969 руб.;
13
прожиточный минимум в Российской Федерации для пенсионеров
на 2016 г. – 8803 руб.;
прожиточный минимум в субъекте РФ в Белгородской области на
2016 г. для пенсионеров – 8016 руб.;
размер федеральной социальной доплаты к пенсии: 8016 - 4960 =
3056 руб.
Региональная социальная доплата устанавливается упoлномoченным
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации пенсионеру
или иному нуждающемуся лицу, в случае если общая сумма его материального
обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера,
которая установлена в субъекте РФ по месту жительства или по месту его
временного
пребывания,
котoрая
превышает
величину
прожиточного
минимума пенсионера в целом по Российской Федерации [6].
Уполномоченный орган исполнительной власти предоставляет набор
социальных услуг, включающий:
oбеспечение
необхoдимыми
лекарственными
препаратами
и
изделиями медицинского назначения;
предoставление при наличии медицинских показаний путевки на
санаторно-курортное
лечение,
осуществляемое
в
целях
профилактики
основных заболеваний;
бесплатный прoезд на пригородном железнодорожном транспорте,
а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пример расчета размера региональной социальной доплаты к пенсии:
размер материального обеспечения пенсионера – 4960 руб.;
прожиточный минимум в Российской Федерации для пенсионеров в
2016 г. – 8803 руб.;
прожиточный минимум в субъекте РФ в Ханты-Мансийском округе
на 2016 г. для пенсионеров – 10 732 руб.;
14
размер региональной социальной доплаты к пенсии: 10 732 - 4960 =
5772 руб.
Социальная доплата к пенсии, устанавливается с 1-го числа месяца,
который следует за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением,
и со всеми необходимыми документами, на срок, на который установлена
соответствующая пенсия (Приложение А).
В
соответствии
с
Законом
«О
государственном
пенсионном
обеспечении», социальная доплата к пенсии детям инвалидам и детям, не
достигшим
возраста
18
лет,
пенсия
по
случаю
потери
кормильца,
устанавливается в беззаявительном порядке с того дня, с которого назначена
соответствующая пенсия, но не ранее чем со дня возникновения права на
указанную социальную доплату, что способствует доступности получения
видов пенсионного обеспечения [23, с. 312].
Одним из вариантов получения мер социальной поддержки за счет
государства является доплата к пенсии за группу инвалидности. В случае, если
инвалид имеет необходимый стаж трудовой деятельности, то он может
рассчитывать на страховую пенсию, а при его отсутствии – на ежемесячную
социальную выплату в фиксированном размере, что также способствует
обеспечению социального равенства незащищенных слоев населения [2].
Величина
и
размер
социальной
пенсионной
выплаты
является
фиксированными и обычно начисляются в минимальном размере. Она
назначается
детям, которые имеют какую-либо
группу инвалидности,
инвалидам детства и некоторым другим наиболее незащищённым в социальном
плане категориям граждан, указанным в законодательстве.
К сожалению, доплат к данному виду пенсии не существует, но, наравне с
оформителями прочих разновидностей пенсии, выплаты подлежат увеличению
до
уровня
действующего
регионального
прожиточного
минимума,
установленного для пенсионеров. Кроме того, размер пенсии увеличивается и
на
районные
коэффициенты,
что
также
помогает
пенсионеров и относительно улучшить уровень их жизни.
15
увеличить
доходы
Естественно, размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются
при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по
Российской Федерации или в соответствующем субъекте РФ, при индексации
размеров денежных выплат, учитываемых при подсчете доходов пенсионера, а
также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и
денежных компенсаций. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при
изменении величины прожиточного минимума, влекущем увеличение размеров
социальных доплат к пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором установлено указанное изменение [6].
Размер
выплат
федеральной
социальной
доплаты
к
пенсии
пересматривается в случае изменения величины прожиточного минимума в
субъекте РФ (размеров соответствующих выплат, денежных эквивалентов мер
социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ),
которое влечет уменьшение размера выплат федеральной социальной доплаты
к пенсии. Пересмотр социальной доплаты к пенсии производится с 1-го числа
месяца, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской
Федерации получено извещение от Уполномоченного органа исполнительной
власти субъекта РФ.
Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии
осуществляется в порядке, определяемом законом или иными нормативными
актами субъекта РФ.
Размер социальных доплат к пенсии пересматриваются в следующих
случаях:
если величина прожиточного минимума гражданина (пенсионера)
изменилась в целом по РФ и соответствующем субъекте РФ;
денежных
при индексации размеров денежных выплат, а также при изменении
эквивалентов
мер
социальной
поддержки
и
денежных
компенсаций [6].
В каждом субъекте Российской Федерации определяется величина
прожиточного минимума с целью установления социальной доплаты к пенсии
16
на соответствующий финансовый год, на основании потребительской корзины
и данных федерального органа исполнительской власти по статистике об
уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные
товары и услуги, ежегодно законом субъекта Российской Федерации и
доводится уполномоченным органом исполнительской власти субъекта РФ до
сведения Пенсионного фонда РФ не позднее 1 ноября года, предшествующего
наступлению финансового года, на который она установлена.
Федеральная социальная выплата рассчитывается по последующей
формуле:
ВПМП-РП,
где первая аббревиатура представляет собой величину ПМ;
а вторая – размер пенсии со всеми доплатами.
Назначение социальнoй дoплаты детям-инвалидам, а также детям,
которые достигли совершеннолетия, но являются получателями пенсии,
происходит в автоматическом режиме.
Согласно изменениям в законодательстве, которые были недавно
проведены, с 2019 года в соответствии с правилами социальной доплаты к
пенсии расчет производится с первого числа следующего месяца после подачи
заявления. По советам специалистов следует подать заявление о назначение
социальных доплат к пенсии в декабре текущего года, с целью получения
финансовой помощи с 1 января текущего года. После подачи заявления вместе
с документами, оно проходит регистрацию в отделении социальной защиты или
в ПФР, и в конечном счете человек получает расписку на руки,
подтверждающую подачу документов. Гражданину остается только ждать
решения в течении около пяти дней.
Дети-инвалиды, а также дети, не достигшие возраста 18 лет и
получающие пенсию по потери кормильца, имеют право на получение
федеральной социальной доплаты в беззаявительном порядке [27, с. 132].
При обращении за назначением федеральной социальной доплаты (ФСД)
пенсионер должен подтвердить факт увольнения наличием трудовой книжки, а
17
для пенсионеров, которые являются индивидуальными предпринимателями
(ИП)
есть
возможность
получить
справку
с
инспекции
федеральной налоговой службы о прекращении деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя, при условии, что запись о прекращении
данной деятельности внесена в единый государственный реестр и общая сумма
материального обеспечения пенсионера не достигает прожиточного минимума
8095 рублей.
При проведении индексаций страховых пенсий и фиксированной
выплаты по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца и
размера социальных пенсий, лицам, получающих пенсию с учетом федеральной
социальной доплаты, индексируется только размер пенсий, затем размер
пенсии доводится в 2016 году до 8095 рублей (размер прожиточного
минимума) [9].
Например, у не работающего пенсионера:
на 1 января 2016 года:
а)
размер страховой пенсии по старости составляет – 2903,85;
б)
размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости –
4383,58 руб.;
Итого: общая сумма выплат – 7287,43.
Таким
образом
можно
сделать
вывод
о
существенном
росте
предоставляемых социальных доплат к пенсии, что подтверждает проведение
государственной социальной политики в области обеспечения достойного
уровня жизни пенсионеров и стабильного преодоления уровня их бедности по
сравнению с предыдущими периодами.
Размер федеральной сoциальной доплаты (ФСД) – 807,57, т.е. общую
сумму доводят до прожиточного минимума 2016 года за счет ФСД – 8095 руб.
на 1 февраля 2016 года после индексации на коэффициент 1,04;
размер страхoвой пенсии по старости составляет – 2903,85*1,04=
3020 руб.;
18
размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости –
4383,58 руб. * 1,04= 4558,93;
Итого: общая сумма выплат – 7578,93.
Размер федеральной социальной доплаты (ФСД) – 516,07, т.е. общую
сумму доводим до прожиточного минимума 2016 года за счет ФСД – 8095 руб.
В последнее время после проведенной индексации страховых пенсий с
01.02.2017 года на 5,8% граждане часто задают вопрос: «Почему прошла
индексация, а выплата пенсии осталась на прежнем уровне – 7947 рублей?».
В качестве иллюстрации данной ситуации следует привести следующий
пример. Гражданин получает страховую пенсию в размере 6000 рублей,
никаких других выплат не имеет. Соответственно размер социальной доплаты к
пенсии у него составляет 1947 рублей до величины прожиточного минимума
пенсионера, т.е. 7947 рублей. С 01.02.2017 года проведена индексация его
страховой пенсии на 5,8% и размер его страховой пенсии составил 6406 рублей.
Соответственно размер получаемой им пенсии с учетом социальной доплаты не
изменится и составит те же 7947 рублей – до величины прожиточного
минимума пенсионера. Просто размер социальной доплаты у него уменьшится
с 1947 рублей до 1541 рублей.
Таким образом можно сделать вывод, что социальная доплата к пенсии
представляет собой дополнительную финансовую помощь к пенсии, а именно
меру, цель которой состоит в поднятие уровня жизни граждан (пенсионеров),
принимая во внимание актуальные изменения в экономике. Регулярное
проведение экономических реформ с целью закономерного повышения как
уровня доходов населения, так и уровня жизни слабозащищенных в
социальных сферах слоев, оказывает положительное влияние на социальную
обстановку в стране, а также улучшает демографическую ситуацию.
В том случае, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в
субъекте РФ, то местное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
назначает такому гражданину федеральную доплату. Прожиточный минимум
рассчитывается, учитывая стоимость потребительской корзины и уровень цен
19
на входящие в нее товары. В каждом регионе свой параметр, который
отражается в местных законодательных актах, поскольку существует ярковыраженная дифференциация по уровню жизни в различных регионах на
территории Российской Федерации. Социальные доплаты к пенсии могут
получать не только пенсионеры, но инвалиды и дети, получающие пенсию по
потери кормильца. Сегодня получатели социальных доплат к пенсии имеют
право на получение одного из двух видов социальных доплат. Уровень
прожиточного
минимума
определяется,
прежде
всего,
стоимостью
потребительской корзины, а также всех обязательных сборов и платежей. Его
размер для определения величины социальной доплаты устанавливается
согласно ФЗ №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 года
один раз на следующий календарный год. В субъектах нашей страны размер
прожиточного минимума также устанавливается раз в год, но не позднее, чем
до ноября текущего года.
Данный подхoд способствует реализации принципoв равенства и
справедливости в социальной сфере и приближает к реалиям жизни
основополагающие декларативные принципы, закрепленные в Конституции
Российской Федерации.
1.2 Правила обращения за федеральной социальной доплатой к
пенсии, ее установление и выплата в Республике Мордовия
Согласно со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17
июля 1999 г. № 178-ФЗ) определяется порядок обращения за федеральной
социальной
доплатой
к
пенсии,
а
также
порядок
рассмотрения
территориальным органом ПФР этих обращений, установления ФСД к пенсии,
начисления и организации доставки ФСД [6].
20
Действие данных правил распространяются на граждан, проживающих на
территории Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без
гражданства, которые не осуществляют трудовую деятельность, в период
которой
они
подлежат
обязательному
пенсионному
страхованию
в
соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» [9].
Как уже упоминалось ранее, федеральную социальную доплату к пенсии
устанавливает гражданину территориальный орган
Пенсионного
фонда
Российской Федерации. Существуют случаи, когда общая сумма материального
обеспечения не достигает величины прожиточного минимума, которая
установлена в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или же
по месту его пребывания. В таких ситуациях доплата увеличивают до размера
прожиточного минимума путем установления такого размера [28, с. 217].
В данном случает пенсионный фонд Российской Федерации в целях
осуществления федеральной социальной доплаты выполняет следующие
действия:
разъясняет
гражданам
нoрмы
законодательства
Российской
Федерации, которые как раз регулирую федеральную социальную доплату к
пенсии;
принимает заявления о назначении пенсии, в котором указывается
нуждается ли гражданин в предоставлении ему федеральных социальных
доплат к пенсии или нет;
принимает решение об установлении или в ее отказе федеральной
социальной доплаты к пенсии;
совершает начисления и выплаты федеральной социальной доплаты
к пенсии;
делает приостановление выплат федеральной социальной доплаты к
пенсии, в случае если гражданин осуществляет трудовую деятельность.
Выполняя
осуществляют
данные
программу
действия,
по
сотрудники
обеспечению
21
пенсионного
доступности
фонда
информации
гражданам, которые не имеют возможности доступа к информационной среде
путем информационно-коммуникационных технологий.
В
процессе
подсчета
общей
суммы
материального
обеспечения
пенсионера необходимо учитывать следующие денежные выплаты:
пенсии, в том числе страховая пенсия по старости с учетом
фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с
Федеральным закoном от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), и накопительной
пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря
2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее – Федеральный закон от 28
декабря 2013 г. № 424-ФЗ);
срочной пенсионной выплаты;
дополнительного материального обеспечения;
ежемесячной денежной выплаты;
иных
мер
социальной
поддержки,
которые
установлены
законодательством в субъектах Российской Федерации.
При этом необходимо помнить о том, что на протяжение подсчета общей
суммы материального обеспечения не берется во внимание мера социальной
поддержки, предоставляемая данному гражданину согласно законодательству
Российской Федерации и ее субъектов в натуральной форме, за исключением
денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате телефона, жилых
помещений, коммунальных услуг, а также поезда на всех видах пассажирского
транспорта, что логично и закономерно, поскольку не ухудшает материальное
положение гражданина, а напротив способствует повышению его денежного
обеспечения.
Приостановление выплат федеральной социальной доплаты к пенсии
реализовывается в следующих случаях:
одновременно с приостановлением выплаты данной пенсии;
22
если гражданин (пенсионер) начал осуществлять трудовую, а
также иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному
пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г.
№ 167-ФЗ [8];
при услoвии, что общая сумма материального обеспечения
гражданина (пенсионера), которому установлена федеральная социальная
доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума в субъекте
Российской Федерации по его месту жительства или пребывания.
Для того, чтобы гражданин (пенсионер) мог получать ФСД (федеральную
социальную доплату), он обращается с таким заявлением в территориальный
орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как и упоминалось выше, данное заявление подается в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ, которое и осуществляет их пенсионное
обеспечение. В случае, если гражданин проживает в стационарной организации
социального обслуживания, тогда они подают заявление в территориальный
орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этой
организации, что также с большой долей вероятности реализует принцип
доступности в социальной сфере.
Если же гражданин осужден к лишению свободы, то он подает заявление
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту
нахождения данного исправительного учреждения, через администрацию этого
учреждения, что обеспечивает доступность социальных благ и лицам,
подвергшимся негативному воздействию со стороны карательного аппарата
государства.
В случае, если общая сумма материального обеспечения будет меньше
величины прожиточного минимума пенсионера в регионе гражданина, которая,
в свою очередь, ниже величины прожиточного минимума гражданина в целом
по РФ, то территориальные органы ПФР устанавливают федеральную
социальную доплату к пенсии [4].
23
Чтобы общая сумма материального обеспечения с учетом доплаты
достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в
регионе, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии [6].
Для того чтобы определить размер социальной доплаты, необходимо
знать величину прожиточного минимума гражданина (пенсионера) в целом по
Российской Федерации, которая ежегодно устанавливается Федеральным
законом «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год и на
плановый период.
Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской
Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к
пенсии на 2019 год по Республике Мордовия установлена в размере 8552руб.
Сравнив
общую
сумму
материального
обеспечения
и
величину
прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, по субъекту РФ, можно
рассчитать размер социальной доплаты. Он равен разнице между величиной
прожиточного минимума по субъекту РФ и общей суммой материального
обеспечения пенсионера.
Решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии
выносится
территориальным
органом
Пенсионного
фонда
Российской
Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления от
уполномоченного
органа
исполнительной
власти
субъекта
Российской
Федерации сведений об установленных гражданину денежных эквивалентах
мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых
помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах транспорта.
В случае отклонения заявления в удовлетворении социальной доплаты к
пенсии, Пенсионный фонд РФ в течении пяти рабочих дней со дня вынесения
соответствующего решения сообщает об этом гражданину, заодно указав
причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения.
Если решение, которое вынесет территориальный орган Пенсионного
фонда не устраивает гражданина, то его можно будет обжаловать в
вышестоящем органе Пенсионного фонда Российской Федерации, который
24
впоследствии и примет решение по данному вопросу, обязательному для
исполнения соответствующим территориальным органом, также решение, как
территориального
Пенсионного
Пенсионного
фонда
фонда,
Российской
так
Федерации
и
вышестоящего
может
быть
органа
обжаловано
гражданином в судебном порядке [7].
При изменение гражданином место своего жительства или места
пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера
федеральной социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного
минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по
новому месту его жительства или месту пребывания, производится с первого
числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменения
размера федеральной социальной доплаты к пенсии [6].
Дoставка начисленных сумм федеральнoй социальнoй доплаты к пенсии
пенсионерам, получающим пенсию в территoриальном органе Пенсионного
фонда Российской Федерации, oсуществляется однoвременно с доставкой
соответствующей пенсии через организацию, дoставляющую ему пенсию.
Одной
из
важнейших
целей
социального
государства
является
социальное равенство, но к сoжалению, как бы не стремилась политика
Российской Федерации к вышесказанной цели, до сих пор существуют люди,
чей доход ниже прожиточного минимума. Современная Россия, как и все
другие страны мира, отличается высокой средней долей населения старше
трудоспособного возраста – на уровне 24,1 процента, а также существенными
региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Рост
численности престарелых граждан заслуживает особого внимания. Попрежнему основным источником доходов пожилых граждан является пенсия,
социальные доплаты к ней, различного рода компенсации, субсидии и
заработная
плата.
Существенно
увеличилась
доля
пожилых
граждан,
считающих свое материальное положение ухудшившимся, растет доля тех, кто
не может себе позволить приобретение продуктов питания.
25
2 Механизм выплат социальных доплат к пенсии в РФ на материале
УПФР в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия
2.1 Общая характеристика УПФР в Ардатoвском муниципальном
районе Республики Мордовия
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) представляет собой
один из важнейших социальных институтов страны. Данная организация
является крупнейшей федеральной системой, которая занимается оказанием
государственных услуг в области пенсионного социального обеспечения в
Российской Федерации.
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ардатoвском
муниципальном районе было образовано Положением «О государственном
учреждении Управление Пенсионного Фонда России в Ардатoвском районе
Республики Мордовия» от 15 марта 2001 года. Данное учреждение находится
по адресу Республика Мордовия, г. Ардатов ул. Дючкoва, д 82, руководителем
является Котова Людмила Александровна.
Управление ПФР есть юридическое лицо, имеющее в оперативном
управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и
другие счета в банках, а также может приобретать и осуществлять
имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде.
У управления есть печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки,
штампы.
26
Данная организация выполняет ряд социально-значимых функций, а
именно:
–
устанавливает и выплачивает страховые пенсии (по старости, по
инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительные пенсии, пенсии по
государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их
семей, социальные пенсий, а также пенсии государственным служащим;
–
может выдавать государственные сертификаты на материнский
(семейный) капитал;
–
назначает и реализовывает социальные выплаты отдельным
категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и
др.;
–
назначает и реализовывает федеральную социальную доплату к
пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
–
ведет систему персонифицированного учета прав участников
системы обязательного пенсионного страхования;
–
формирует, инвестирует и выплачивает средства пенсионных
накоплений;
–
оказывает адресную помощь пенсионерам и сoфинансирует
социальные программы субъектов РФ;
–
реализует программы государственного сoфинансирования пенсии.
Структура УПФР в Ардатoвском муниципальном районе Республики
Мордовия состоит из:
Руководства Управлением, которое осуществляется начальником. Он
назначается на должность и освобождается от нее приказом управляющего
Отделением.
К обязанностям начальника Управления относятся такие функции, как:
–
несение полной ответственности за выполнение работы, которая
возложена на Управление;
–
распоряжение всеми средствами, которые выделяются на выплату
трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а
27
также других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, и на
содержание Управления;
–
несение ответственности за правильное использование
этих
средств;
–
принятие решений о назначении (перерасчете) трудовых пенсий,
пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат,
которые отнесены законодательством к компетенции ПФР, а также решения об
удержании из пенсий;
–
является начальником гражданской обороны;
–
издание приказов и дача указаний, которые обязательны для
работников Управления; обеспечение подбора, расстановки кадров и их
обучение на рабочем месте;
–
заключение и расторжение трудовых договоров с работниками
Управления;
–
действие без доверенности от имени Управления, распоряжение его
имуществом и заключение договоров в пределах компетенции, определенной
Правлением ПФР,
–
выдача доверенности;
–
решение других вопросов, которые отнесены к его компетенциям.
Отдел
персонифицированного
подразделением
Пенсионного
фонда.
учета
Егo
является
деятельность
структурным
определяется
Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном)
учете
в
системе
обязательного
пенсионного
страхования» [3].
Данный отдел несет следующие обязанности:
–
ведет учет и сбор информации;
–
ведет базы данных для учета с целью последующего обеспечения
обязательного страхования.
К функциям финансово-экономической группы относится:
28
–
ведение
бухгалтерской
и
бухгалтерского
статистической
учета,
в
отчетности
том
и
числе
составление
представление
ее
в
ПФР
в
установленном порядке соответствующим органам;
–
контролирование
перечислений
остатков
средств
установленном порядке в Отделение;
–
составление и представление в Отделение в установленном порядке
сметы доходов и расходов на содержание Управления.
Отдел назначения и перерасчета пенсий занимается:
–
приёмом граждан и представителей работодателя по пенсионным
вопросам;
–
подготовкой пенсионных дел;
–
перерасчётом пенсий;
–
работой с заявлениями и жалобами граждан.
К обязанностям отдела выплаты пенсий относится:
–
ведение приемов граждан и дача консультаций по вопросам
выплаты пенсий;
–
формирование
и
распечатывание
почтовых
переводов
на
недополученную пенсию умерших пенсионеров, а также отвечает за
правильный ввод информации в компьютер;
–
ответственность за регистрацию исполнительных листов по
удержаниям и алиментам и правильный ввод информации в компьютер;
–
формирование и распечатывание ведомости по недополученным
пенсиям и единовременной денежной выплаты, введение информации в
компьютер;
–
формирование и распечатывание реестра на выплату, на снятие, по
истечению, взамен и несение ответственности за доставку выше указанной
документации в отделение связи;
–
формирование и распечатывание списка
по
алиментам;
–
формирование и распечатывание машинограммы;
29
удержаниям
и
–
формирование и распечатывание списков по сберкассе;
–
осуществление работ с банком;
–
формирование и распечатывание списков по депонированным
пенсиям;
–
формирование и распечатывание отчетов;
–
введение информации по переплатам;
–
осуществление работы с возвратами пенсий;
–
ежедневное произведение копирования выплатной базы данных;
–
решение других вопросов, которые относятся к его компетенциям.
Отдел социальных выплат работает в связи с возложенными на него
обязанностями, осуществляет следующие функции:
–
прием заявлений и документов для выдачи государственного
сертификата на МСК;
–
правовой анализ представленных, сверху копий документов с их
подлинниками;
–
консультацию граждан, застрахованным лицам по вопросам
разъяснение прав граждан в целях дополнительных мер. Государственной
поддержки и о распоряжении МСК;
–
выдачу государственного сертификата на МСК;
–
отказ
в
выдаче
государственного
сертификата
на
МСК
(материнский семейный капитал).
Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц представляет собой
структурное подразделение Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации. К задачам отдела относится обеспечение достоверности сведений
персонифицированного учета, которые содержат данные о пенсионных правах
застрахованных лиц, а также своевременное и правильное проведение работ по
оценке индивидуальных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за
период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Функциями данного отдела является:
30
–
осуществление работы по оценке индивидуальных сведений о
трудовом стаже за период до регистрации в качестве застрахованного лица;
–
проведение
правовой
оценки
индивидуальных
сведений
застрахованных лиц по общему трудовому стажу, стажу на соответствующих
видах работ, стажу отдельных категорий застрахованных лиц (творческих
работников, лиц свободных профессий, самозанятого населения, крестьянских
(фермерских хозяйств), в том числе их заработка в соответствии с правовыми
актами;
–
проведение работы по оценке пенсионных прав застрахованных лиц
путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал
одновременно с назначением им трудовой пенсии;
–
представление сведений по вопросам оценки пенсионных прав
(конвертации) застрахованных лиц по запросам Отделения ПФР;
–
проведение документальных проверок индивидуальных сведений
застрахованных лиц, стажа на соответствующих видах работ, в ходе которых
устанавливается
значимой
достоверность
информации
для
и
достаточность
назначения
(полнота)
пенсий,
юридически
содержащейся
в
индивидуальных сведениях застрахованных лиц;
–
подготовка
заключения
о
возможности
(невозможности)
использования при назначении пенсий данных о стаже на соответствующих
видах работ по результатам правовой оценки;
–
осуществление
в
необходимых
случаях
правовой
оценки
индивидуальных сведений о стаже застрахованных лиц и заработке (доходе), из
которого исчисляется пенсия;
–
обеспечение совместно с отделом назначения и перерасчета пенсий
единообразной практики применения пенсионного законодательства при
оценке пенсионных прав и при назначении (перерасчете) пенсий;
–
рассмотрение и подготовка ответов на обращение граждан,
застрахованных лиц, организаций и страхователей в части специального стажа;
31
–
осуществление конвертации пенсионных прав застрахованных лиц
во взаимодействии с отделом назначения и выплаты пенсий.
Существует также отдел клиентской службы, главной задачей которого
является:
–
организация работ по приему и консультированию граждан,
застрахованных лиц и представителей страхователей по вопросам назначения,
перерасчета и выплаты пенсий, в том числе осуществления ежемесячной
выплаты и дополнительного материального обеспечения;
–
проведение приема, первичной обработки и передача документов
отдела для исполнения;
–
повышение
качества
и
культуры
обслуживания
граждан,
застрахованных лиц, страхователей, социально-ориентированный подход к
нуждам граждан;
–
соблюдение контроля за рассмотрением и исполнением принятых
заявлений.
Одной из важнейших задач деятельности группы юрисконсульта является
защита прав и интересов Управления в судах общей юрисдикции, арбитражном
суде, органах государственной власти и местного самоуправления, а также в
иных организациях; оказание правовой помощи отделам Управления.
Также к обязанностям группа юрисконсульта относится:
–
ведение исковой работы по взысканию недоимки по страховым
взносам, штрафных санкций, незаконно полученных денежных сумм;
–
приготовление отзывов: на иски, предъявленные к Управлению, на
иски по которым Управление привлечено в качестве третьего лица, по делам о
банкротстве;
–
составление апелляционных, кассационных, надзорных жалоб на
решение судов, вынесенных не в пользу Управления;
–
осуществление взаимодействия со службой судебных приставов:
направление исполнительных документов в службу судебных приставов,
32
ознакомление с материалами исполнительного производства, участие в
совершении исполнительных действий и т.д.;
–
проведение правовой экспертизы проектов приказов, договоров
гражданско-правового характера и других документов, готовящихся в
Управлении, визирует их;
–
осуществление взыскания в судебном порядке пеней и недоимок по
страховым взносам;
–
ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно
вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
–
ведение специальной части индивидуальнoго лицевого счета в
соответствии с требoваниями, установленными федеральным законом;
–
своевременный учет в соответствующих разделах специальной
части индивидуальнoго лицевого счета страховых взносов, поступивших на
накопительную часть трудовой пенсии, размера назначеннoй пенсии и выплат
за счет средств пенсионных накоплений.
Таким образом, необходимость введения социальных доплат к пенсии
продиктована тем, что до 2012 года средний размер пенсии был ниже
прожиточного минимума у почти 5000 пенсионеров (свыше 12% от общего
числа получателей пенсии) и это свидетельствовало о существенных проблемах
в пенсионной системе, которая не позволяет обеспечить достойный уровень
жизни одной из самых уязвимых категорий населения.
Российская Федерация, как социально-ориентированное государство,
ищет
пути
решения
проблемы
преодоления
бедности
и
проблемы
недостаточного уровня обеспечения социальных гарантий пенсионеров. Этим
целям и послужило нормативное закрепление и реализация в практической
жизни института социальных доплат к пенсии в Российской Федерации.
2.2 Определение размера выплат социальных доплат к пенсии, и их
индексация с 2016-2019 г. г.
33
В целях реализации послания Президента РФ В. В. Путина к
Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019 года принят ФЗ от 1 апреля 2019
года № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 ФЗ «О государственной
социальной помощи».
Установленный ФЗ № 49-ФЗ новый механизм исчисления размера
социальной доплаты к пенсии исходя из размеров пенсии и ежемесячной
денежной выплаты (ЕДВ) без учета индексации пенсий и ЕДВ, затем
установленный размер социальной доплаты к пенсии суммируется с пенсией и
ЕДВ с учетом индексации текущего года.
Другими словами, суммы индексации текущего года будут выплачиваться
сверх установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума
пенсионера (ПМП).
По данным отделения Пенсионного фонда по РМ, сегодня величина
прожиточного минимума пенсионера Мордовии составляет 8 тыс. 522 руб. По
сравнению с прошлым годом сумма увеличилась на 328 руб. Доля пенсионеров,
которые получают Федеральную социальную доплату к пенсии (ФСД) на
1 января составила 7,7 %, это 19 тыс. 746 человек. Средний размер выплаты –
1 тыс. 764 руб. 38 коп. Средний размер увеличения ФСД после пересмотра
размера прожиточного минимума пенсионера в регионе в 2019 году составил
114 руб. 65 коп.
При подсчете общей суммы материальногo обеспечения неработающего
пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
–
пенсии (части пенсии);
–
дополнительного материального (социального) обеспечения;
–
ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), включая стоимость набора
социальных услуг (НСУ);
34
–
иных
мер
социальнoй
поддержки,
установленных
законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер
социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения
пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер
социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и
коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также
денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.
Согласно статистической информации, отражающей общую численность
нуждающихся в ФСД к пенсии в Ардатовском районе Республики Мордовия на
2016-2019 г. г. следует сделать вывод, что с 2016 по 2019 год менялась
численность, нуждающихся в ФСД. По сравнению с 2016 годом, в 2017 году
численность нуждающихся увеличилась на 863 человека, а в 2019 понизилась
на 172 человека. По большому счету получателями ФСД являются именно
пенсионеры (Приложение Б).
Ранее размер доплаты определялся с учётом проводимых индексаций
пенсий и ежемесячной денежной выплаты. В связи с этим каждая новая
индексация увеличивала размер пенсии и пропорционально уменьшала
назначенную социальную доплату. В результате этого даже после индексации
выплаты пенсионерам могли оставаться без изменений, обеспечиваясь на
уровне прожиточного минимума.
Согласно новым поправкам, доходы пенсионера, включающие в себя
пенсии, социальные выплаты и ряд других мер господдержки, сначала
доводятся социальной доплатой до прожиточного минимума, а затем
индексируются.
Таким образом, прибавка в результате индексации устанавливается сверх
прожиточного минимума пенсионера и не уменьшает доплату к пенсии.
Согласно некоторым изменениям в законодательстве в январе страховые
пенсии неработающих пенсионеров увеличили на 7,05 %, а в феврале на 4,3 %,
35
в том числе были проиндексированы ежемесячные денежные выплаты, в апреле
на 2 % были увеличены пенсии по государственному обеспечению.
Пенсионерам не придётся обращаться в Пенсионный фонд или органы
соцзащиты с заявлениями, увеличение доплат пройдёт беззаявительнo.
Прибавку получат около 4 миллионов пенсионеров, получающих федеральную
доплату, и 2,5 миллиона пенсионеров, которым полагается региональная
социальная доплата.
Исходя из этого Пенсионный фонд России осуществляет значительную
часть государственной поддержки гражданам, нуждающимся в социальных
доплатах к пенсии. Можно проследить тенденцию как с 2016 по 2019 год
менялась численность нуждающихся в федеральной социальной доплате. И
если в 2016 году количество нуждающихся составляло всего лишь 451 человек,
то теперь в Ардатовском районе федеральную социальную доплату к пенсии
получают уже 1143 человека.
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения дипломного исследования изучены такие понятия, как
«пенсия»,
«социальная
доплата
к
пенсии»,
«федеральная
доплата»,
«региональная доплата», раскрыты их сущность и особенности. Помимо этого,
рассмотрены условия назначения и выплат социальных и региональных
социальных доплат в России.
Социальная доплата к пенсии – это денежная сумма, которая
предоставляется гражданину (пенсионеру) к пенсии, учитывая денежные
выплаты и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в
натуральной форме до величины прожиточного минимума пенсионера.
Социальная добавочная выплата может быть начислена пенсионеру при
его соответствии следующим условиям:
субъект
не
должен
быть
трудоустроен,
так
как
понятие
«социальной» доплаты предполагает отсутствие возможности получать доход
от трудовой деятельности. При этом права на социальную доплату лишает сам
факт трудоустройства, а не определенный объем зарплаты;
37
лицо должно быть не только гражданином РФ, но также постоянно
проживать в стране и быть зарегистрированным по российскому адресу;
общий пенсионный доход субъекта не превышает прожиточного
минимума.
Социальной пенсией нетрудоспособным гражданам является пособие,
оплачиваемое за счет средств государства, когда начисление трудового аналога
не представляется возможным. Данная пенсия – это один из способов
поддержки со стороны государства для граждан, которые из-за травм, болезней
или иных причин имеют ограничения для жизнедеятельности.
Независимо от вида пенсии гражданин имеет право на получение
социальных доплат, не имеет значения получает ли лицо пенсию по старости,
по инвалидности, по потере кормильца или же за выслугу лет. В любом случае,
если пенсия не выплачивается в размере, не доходящим до величины
прожиточного минимума, доплаты будут предоставляться. Сейчас больше всего
социальных доплат получают самые уязвимые слои населения, то есть лица,
утратившие кормильца, граждане с третьей группой инвалидности, а также те,
кто изначально получал социальную пенсию по старости.
Социальные доплаты к пенсии можно разделить на два вида:
федеральная социальная доплата (ФСД);
региональная социальная доплата (РСД).
В ходе написания дипломной работы проанализирован порядок выплат
социальных
доплат
к
пенсии
на
материале
УПФР
в
Ардатовском
муниципальном районе.
Размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются в случае, если:
изменяется величина прожиточного минимума пенсионера в целом
по Российском Федерации и соответствующем субъекте РФ;
индексируется размер денежных выплат;
изменяются денежные эквиваленты мер социальной поддержки и
денежных компенсаций.
38
Рассмотрев деятельность Управления, можно выделить следующие
направления в сфере совершенствования пенсионных правоотношений:
совершенствование тарифно-бюджетной политики;
улучшение
системы
управления
обязательным
пенсионным
страхованием;
развитие международного сотрудничества.
Учитывая
вышеизложенное,
можно
сделать
вывод:
пенсионные
правоотношения возникают каждый раз, когда появляется право на пенсионное
обеспечение. Это касается и пенсионного обеспечения социальных доплат к
пенсии до величины прожиточного минимума.
Поддержка государством правоотношений в сфере социальных доплат к
пенсии в целом растет с каждым днем.
Так, например, уже с 1 января 2019 года согласно новым поправкам,
доходы пенсионера, которые включают в себя пенсии, социальные выплаты и
ряд других мер господдержки, сначала доводятся социальной доплатой до
прожиточного минимума, а затем индексируются, то есть таким образом,
прибавка в результате индексации устанавливается сверх прожиточного
минимума пенсионера и не уменьшает доплату к пенсии.
Согласно изменениям, которые были внесены в апреле в федеральный
закон «О государственной социальной помощи» и федеральный закон «О
прожиточном минимуме в Российской Федерации», пересмотрены правила
подсчета социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума
пенсионера в субъекте.
В соответствии с ранее действовавшим порядком размер социальной
доплаты к пенсии определялся с учетом проводимых индексаций пенсий и
ежемесячной денежной выплаты. Это приводило к тому, что каждая новая
индексация увеличивала размер пенсии или ежемесячной денежной выплаты и
пропорционально уменьшала назначенную социальную доплату. В итоге
выплаты пенсионеров даже после индексации могли оставаться без изменений,
хотя и обеспечивались на уровне прожиточного минимума.
39
Государству
следует
обратить
особое
внимание
на
пенсионное
обеспечение пожилых граждан, инвалидов, а также детей, потерявших
кормильца. Как было сказано выше, пенсии есть, но они не могут полностью
покрыть расходы данных граждан.
Из этой ситуации есть несколько выходов, среди которых увеличивать
размер социальных доплат к пенсии или предоставлять как можно больше
помощи в виде расширенного перечня бесплатных лекарств, гуманитарной
помощи и других услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ изменяющхИСТОЧНИКОВ
1
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //
Российская газета. – 1993. – № 237.
2
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер.
закон [от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2019)] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
3
Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования: федер. закон [от 01.04.1996 г.
№ 457-ФЗ (ред. от 01.04.2019)] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.правовой системы ГАРАНТ.
4
О прожиточном минимуме: федер. закон [от 24.10.1997 г.
№ 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019)] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.правовой системы ГАРАНТ.
5
Об основах обязательного социального страхования: федер закон
[от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018)] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
40
6
О
государственной
социальной
помощи:
федер.
закон
[от
17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019)] – [Электронный ресурс] – Доступ
из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
7
О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федер. закон [от
15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018)] – [Электронный ресурс] – Доступ
из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
8
Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации: федер. закон [от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019)] –
[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
9
О страховых пенсиях: федер. закон [от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред.
от 06.03.2019)] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
10
О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения,
проживающего
в
Республике
Мордовия:
закон
Республики
Мордовия
[от 28.12.2004 г. № 102-З 110 (ред. от 03.12.2018)] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
11
Алексеев С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. − М. : БЕК,
2009. − 200 с.
12
Анбрехт Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан:
учеб. пособие для СПО / Т. А. Анбрехт. − М. : Издательство Юрайт, 2018. −
285 с.
13
Андрееев В. С. Право социального обеспечения / В. С. Андреев. −
М. : БЕК, 2004. − 107 с.
14
Аракчеев В. С. Пенсионное право России / В. С. Аракчеев. − М. :
Юридический центр Пресс, 2014. − 384 c.
15
Арчер Д. Ни пенсом больше, ни пенсом меньше / Д. Арчер. − М. :
Азбука-классика, 2012. − 384 c.
16
Беликова Т. Пенсия. Расчет и порядок оформления / Т. Беликова. −
СПБ. : Питер, 2011. − 224 с.
41
17
Борзунова О. А. Комментарий к Федеральному закону «О
страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный
территориальные
фонд
обязательного
фонды
медицинского
обязательного
медицинского
страхования
и
страхования»
/
О. А. Борзунова. − М. : Юстицинформ, 2011. − 376 c.
18
Бровчак С. В. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный
опыт / С. В. Бровчак. − М. : Высшая школа экономики, 2008. − 416 с.
19
Буянова М. О. Право социального обеспечения России : учебник /
М. О. Буянова. − М. : Проспект, 2012. − 640 с.
20
Галаганов
В.
П.
Право
социального
обеспечения
/
В. П. Галаганов. − М. : КНОРУС, 2016. − 510 с.
21 Горшков А. В. Право социального обеспечения : учеб. пособие /
А. В. Горшков. − М. : Омега-Л, 2013. − 179 с.
22
Гусаков Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального
страхования в России / Д. Б. Гусаков. − М. : Санкт-Петербургский
государственный институт психологии и социальной работы, 2017. − 260 c.
23
Ермаков Д. Н., Хмелевская С. А. Современное пенсионное
обеспечение в Российской Федерации / Д. Н. Ермаков и др. // Государство и
право. – 2014. – № 3. – С. 124-126.
24
Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение /
О. В. Ерофеева. − М. : Проспект, 2016. − 172 c.
25
Крымов П. Инвалиду нужно создать условия / П. Крымов //
Эж-Юрист. – 2014. – № 20. – С. 17-21.
26
Кутепова К. О., Степанов А. Г. Все о пенсиях. Виды, условия
назначения, размер / К. О. Кутепова и др. − М. : Омега-Л, 2011. − 144 c.
27
Мачульская Е. Право социального обеспечения: учебник для
бакалавров / Е. Мачульская. − М. : Юрайт, 2015. − 442 с.
28
Соколов В. Пенсии по инвалидности и потере кормильца. Как
получить: учеб. пособие / В. Соколов. − М. : Право, 2014. − 240 с.
42
29
Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения : учебник /
Г. В. Сулейманова. − М. : КНОРУС, 2018. − 322 с.
30
Шашкова О. В. Инвалидность. Порядок признания, льготы,
компенсации / О. В. Шашкова. − М. : Феникс, 2013. − 312 с.
31
Щеглов
В.
П.
Организационное
обеспечение
деятельности
учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ /
В. П. Щеглов. − М. : Издательские решения, 2018. − 374 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Заявление о назначение социальной доплаты к пенсии
______________________________________________________________________________________________
(наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации)
ЗАЯВЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ (ПЕРЕВОДЕ С ОДНОЙ ПЕНСИИ НА ДРУГУЮ)
1. ____________________________________________________________________ ,
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
страхoвой нoмер индивидуального лицевого счета
,
принадлежность к гражданству
,
проживающий (ая) в Российской Федерации:
адрес места жительства
,
адрес места пребывания
,
адрес места фактического проживания
,
43
проживающий ( за пределами территории Российской Федерации:
адрес места жительства на территории другого государства
,
(указывается на русском и иностранном языках)
проживавший в Российской Федерации (указывается адрес до выезда за
пределы Российской Федерации):
адрес места жительства
,
адрес места пребывания
,
адрес места фактического проживания
,
номер телефона
,
адрес электронной почты
Наименование документа,
удостоверяющего личность
Серия, номер
Кем выдан
Дата выдачи
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Дата рождения
Место рождения
Срок действия документа
пол (сделать отметку в соответствующем
квадрате):
муж.
жен.
2.
Представитель
(законный
представитель
несовершеннолетнего
или
недееспособного лица, организация, на которую возложено исполнение обязанностей
опекуна или попечителя, доверенное лицо) (нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя; наименование организации, на которую
возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя и фамилия, имя, отчество (при наличии) ее
представителя)
адрес места жительства
,
адрес места пребывания
,
адрес места фактического проживания
,
адрес места нахождения организации
,
44
номер телефона
,
адрес электронной почты
Наименование документа,
удостоверяющего личность
представителя
Серия, номер
Кем выдан
Дата выдачи
Наименование документа, подтверждающего
полномочия представителя
Серия, номер
Кем выдан
Срок действия полномочий
Дата выдачи
3. Прошу (сделать отметку в соответствующем квадрате (квадратах):
назначить страховую пенсию по старости с установлением фиксированной выплаты к
указанной страховой пенсии;
назначить страховую пенсию по инвалидности с установлением фиксированной
выплаты к указанной страховой пенсии;
назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с установлением
фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии;
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости;
назначить долю страховой пенсии по старости;
назначить накопительную пенсию.
В составе накопительной пенсии средства пенсионных накоплений, сформированные
за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на
софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их
инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала,
направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования
(сделать отметку в соответствующем квадрате при наличии указанных средств):
учесть,
не учитывать;
назначить пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
назначить пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению;
назначить пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению;
назначить пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному
обеспечению;
назначить социальную пенсию по старости;
назначить социальную пенсию по инвалидности;
45
назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца;
назначить пенсию, предусмотренную Законом Российской Федерации от 19 апреля
1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
назначить пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от
15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
произвести перевод с ______________________________________________________ ,
(вид пенсии)
установленной в соответствии с _____________________________________________,
(законодательный акт)
на пенсию ________________________________________________________________;
(вид пенсии, на которую осуществляется перевод)
установить федеральную социальную доплату к пенсии (если общая сумма моего
материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума
пенсионера в субъекте Российской Федерации);
__________________________________________________________________________
______ .
(дополнительный выбор)
4. Сообщаю, что (делаются отметки в соответствующих квадратах, заполняются
нужные пункты):
а)
не работаю,
работаю;
нетрудоспособных членов семьи;
б) на моем иждивении находятся
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
в)
получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства:
не являюсь (умерший кормилец
не являлся),
г)
являюсь (умерший кормилец являлся)
__________________________________;
(государство)
получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля
1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»:
не являюсь,
являюсь ___________________________________________,
(вид пенсии)
умерший кормилец не являлся,
умерший кормилец являлся
__________________________________;
(указывается вид пенсии)
д) получателем ежемесячного пожизненного содержания (ежемесячного возмещения) в
соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1
«О статусе судей в Российской Федерации»:
46
не являюсь,
являюсь,
умерший кормилец не являлся,
е)
в новый брак:
не вступала,
ж)
умерший кормилец являлся;
вступала;
согласен на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения в связи с
установлением I группы инвалидности, достижением возраста 80 лет при
наступлении впоследствии указанных обстоятельств.
5. Я предупрежден:
а) о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской
Федерации о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или
прекращение, приостановление, продление их выплаты, в том числе об изменении места
жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих
обстоятельств (часть 5 статьи 26, части 1 – 3, 5 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря
2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых
пенсиях»), пункт статья 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», части 1 – 5 статьи
15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
б) о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской
Федерации о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской
Федерации путем подачи соответствующего заявления не ранее чем за один месяц до даты
выезда (часть 1 статьи 27 Федерального закона «О страховых пенсиях»);
в) о том, что размер взноса на софинансирование формирования пенсионных
накоплений лицам, имеющим право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8
Окончание ПРИЛОЖЕНИЯ А
Федерального закона «О страховых пенсиях» и обратившимся за установлением страховой
пенсии, накопительной пенсии либо иной пенсии в соответствии с законодательством
Российской Федерации, определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов
на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный
год, без ее увеличения в четыре раза (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 30 апреля
2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (для лиц,
обратившихся за страховой пенсией, накопительной пенсией либо иной пенсии в
соответствии с законодательством Российской Федерации);
право на получение государственной поддержки формирования пенсионных
накоплений в порядке, установленном Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ
«О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной
поддержке формирования пенсионных накоплений»
г) о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного
фонда Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной
деятельности, в период осуществления которой я подлежу обязательному пенсионному
страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера
федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты (для пенсионеров,
которым установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии со
статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи»);
д) ____________________________________________________________________.
(иное)
47
6. К заявлению прилагаю документы:
№ п/п
Наименование документа
7. Достоверность сведений, указанных в заявлении, и ознакомление с положениями
пункта 5 настоящего заявления подтверждаю.
Дата
заполнения
заявления
Подпись гражданина
(его представителя)
Расшифровка подписи
(инициалы, фамилия)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Общая численность нуждающихся в ФСД к пенсии в Ардатовском
районе Республики Мордовия на 2016-2019 г.г.
48
Численность нуждающихся в социальной доплате в
Ардатовском районе
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
Численность
получателей ЕДВ
Численность
получателей ФСД
2016 год
01.01.2016 г.
2018 год
01.01.2017 г.
2019 год
01.04.2019 г.
Нормативные
акты
Численность
получателей
ЕДВ
3337
3266
3057
Численность
получателей
451(0,9мл.р)
ПМ 7468
1315(1,7мл.р)
ПМ 7879
1143(1,73мл.р) №213-ФЗ от
ПМ 8522
27.07.2009 г.
49
122-ФЗ от
22.08.2004 г.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв