Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 751,5 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ Кафедра психологии образования Баран Виктор Алексеевич СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль - Психология образования г. Уссурийск 2018
2
Оглавление Введение ..............................................................................................................................................4 1 Характеристика понятий «социальный интеллект» и «профессиональная идентичность» и их исследование в современной психолог .......................................................................................6 1.1 Социальный интеллект, формирование, структура, функции, обзор литературы ............7 1.2 Психологическая сущность профессиональной идентичности, обзор литературы……19 1.3 Психологические аспекты взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной идентичности………………………………………………………………………………………33 2 Исследование взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной идентичности будущих педагогов………………………………………………………………………………...36 2.1 Организация исследования………………………………………………………………...36 2.2 Результаты исследования ......................................................................................................37 Заключение........................................................................................................................................41 Список литературы ...........................................................................................................................43 3
Введение В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования. В частности, понимание процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая совокупная способность поведения, взаимоотношений, - социальный общения интеллект, и где обучения эффективность видится во взаимосвязанном развитии представлений о своём месте в социальной и профессиональной среде. Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации будущего специалиста и находится в тесной взаимосвязи с динамичным развитием видения своего места в социальной и профессиональной среде. Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе. Она наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему ориентироваться в мире профессий, а также обеспечивая максимально широкие возможности для самореализации. Целью исследования является изучение связи развития социального интеллекта и профессиональной идентичности в динамике профессионального обучения будущих педагогов. Объектом исследования является социально-личностное развитие будущих педагогов. 4
Предметом исследования являются психологические аспекты социального интеллекта и профессиональной идентичности личности в динамике профессионального обучения будущих педагогов. В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что имеется связь развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1 Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия «социальный интеллект» и «профессиональная идентичность» и к проблеме их исследования. 2 Определить психодиагностический инструментарий, позволяющий адекватно решить проблему выявления развития социального интеллекта и профессиональной идентичности личности в динамике профессионального обучения будущих педагогов. 3 Определить уровень развития социального интеллекта и профессиональной идентичности личности (на примере студентов ДВФУ) и на этой основе интеллекта и изучить особенности профессиональной взаимосвязи идентичности развития личности социального в динамике профессионального обучения у студентов 2 и 3 курса Школы педагогики ДВФУ. Методы и методики исследования проблемы данной работы: теоретический анализ научной литературы, опрос студентов при помощи методики «Социальный интеллект» тест Дж. Гилфорда и М. Салливена и тестопросника "Профессиональная идентичность" А.А. Азбеля и А.Г. Грецова; статистический анализ результатов с помощью расчета средних величин коэффициента корреляции Спирмена, коэффициента внутренней согласованности теста α-Кринбаха. 5
Характеристика 1 понятий «социальный интеллект» и «профессиональная идентичность». В результате теоретического обзора исследований социального интеллекта в качестве «рабочего» определения нами принято более широкое толкование этого феномена отечественными психологами (по сравнению с подходом Дж. Гилфорда), т.е. толкование социального интеллекта как способности человека понимать не только других, но самого себя в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, понимать и прогнозировать результаты как собственного поведения, так и поведения партнеров по взаимодействию. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе» [23, с. 17]. Профессиональную идентичность в наши дни изучают и описывают Л.Б. Шнейдер, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева А.В. Гузь. И невозможно найти единой трактовки определения «профессиональная идентичность», так как в различных психологических школах имеется свое видение в трактовке данного феномена. Идентичность – это схожесть с самим собой. Обладать идентичностью – значит выражать свою принадлежность к чему либо, иметь свое видение независимо от ситуации, иметь четкое самоопределение с выбором целей, убеждений и ценностей. Эриксон определил несколько видов человеческой природы: индивидный, личностный, социальный. «На индивидном уровне анализа идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности, представление о себе как о относительно неизменной данности физического облика, темперамента, 6
задатков, имеющем свое прошлое и будущее. На личностном уровне идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, тождественности самому себе. На социальном уровне идентичность определяется как ощущение человеком принадлежности к значимым социальным группам (профессиональным, этническим, религиозным и др.)» [32, с. 155-201]. Профессиональную идентичность можно представить в комплексе, как единство поведения представлений о себе, таким образом, она является связующим звеном этих понятий. 1.1 Социальный интеллект, формирование, структура, функции и обзор литературы Социальный интеллект – многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты: Коммуникативно-личностный 1 потенциал – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это – основной стержень социального интеллекта. 2 Характеристики самосознания – чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям. 3 Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов. 4 Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость. Основными функциями социального интеллекта, по мнению автора, являются следующие: 7
- обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; - формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач; - планирование межличностных событий и прогнозирование их развития; - мотивационная функция; - расширение социальной компетентности; - саморазвитие, самопознание, самообучение (В.Н. Куницына). [18, с.50]. Таким образом, социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных интуицию, предусмотрительность и событий, обостряет обеспечивает психологическую выносливость. Высший уровень развития социального интеллекта отличает гуманистическая направленность: носителем ее является социально зрелая личность, обладающая адекватной самооценкой, самодостаточная, хорошо адаптированная, с развитым чувством собственного достоинства, высоким социальным потенциалом, проявляющимся в способности позитивного влияния на других. Чем выше уровень социального интеллекта, тем более развиты саморегуляция, уверенность в себе, способность влиять. Каждому более высокому уровню социального интеллекта соответствует более высокое развитие таких свойств, как креативность (оригинальность по методике Торренса), моральные установки и самоуважение. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в нем представлены застенчивость, рефлексивность, конфликтность), агрессивность, истощаемость, личные проблемы некоммуникабельность (внутренняя (аутистичность, отчужденность, одиночество). 8
Каждый следующий уровень характеризуется большим коммуникативноличностным потенциалом, наличием хорошо сформированных свойств, обеспечивающих успешность общения, и снижением выраженности таких свойств, как истощаемость, застенчивость, потенциальная конфликтность, агрессивность, рефлексивность. Таким образом, В.Н. Куницына формулирует вывод о том, что сильно выраженная рефлексивность не способствует развитию социального интеллекта [18]. Согласно Ю.Н. Емельянову, формированию социального интеллекта способствует наличие сензитивности – особой, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сензитивность, по мнению автора, в свою очередь, предполагает эмпатию – способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта. [9]. Хотя социальный интеллект является для психологии предметом большой важности как в теоретическом, так и практическом плане, он ускользает от интерпретации в рамках общей теории интеллекта. Причина такого странного явления заключается в том, что то, что мы знаем о социальном интеллекте, резко отличает его от других видов интеллекта. Первое отличие заключается в характере корреляционных связей с другими видами интеллекта. Как известно, между различными видами интеллектуальных заданий обнаруживаются обычно сильные положительные корреляционные связи. В случае социального интеллекта связи с другими видами интеллекта обычно не превышают значения г=0,3. Более того, не очень сильными оказываются даже корреляции между собой различных тестов социального интеллекта. Второе отличие в определенном смысле противоположно первом. Обычные тесты интеллекта практически не коррелируют с личностными чертами. Тесты же социального интеллекта постоянно обнаруживают такие 9
связи. Например, Д.В. Люсин обнаружил для разработанного им опросника эмоционального интеллекта корреляции с рядом личностных черт. В исследовании С.С. Беловой были получены данные, свидетельствующие о том, что социальный интеллект использует двойственную репрезентацию: вербальную и невербальную, или интуитивную. Вербальная репрезентация позволяет осуществлять эффективную коммуникацию, однако более грубо отражает нюансы ввиду ограниченности системы значений, зафиксированных в естественном языке. Невербальная репрезентация более тонко отражает социальную ситуацию, однако не может непосредственно, без перекодирования в вербальном плане быть отражена в речевом сообщении, понятном другим людям. Когда нам требуется передавать какие - либо представления о людях и социальных ситуациях, мы пользуемся вербальной репрезентацией. Однако при отсутствии потребности в коммуникации мы пользуемся невербальной, или интуитивной, репрезентацией. Перевод из невербальной репрезентации в вербальную, необходимый для коммуникации, сопряжен с потерей тонкости оценки [20]. Проведенные исследования позволяют наметить способ интеграции знаний о социальном интеллекте в общую теорию интеллекта. Эта интеграция предполагает следующие положения. 1 Социальный интеллект является познавательной способностью и в этом в целом является одним из видов интеллекта и подчиняется ею общим закономерностям. 2 Средовые условия формирования социального интеллекта во многом обусловлены коммуникативными особенностями людей. Эта характеристика социального интеллекта являются причиной его невысоких корреляций с другими видами интеллекта и наличие связей с личностными особенностями. 3 Характерные особенности социальному интеллекту придают репрезентативные системы, которые составляют его основу: сочетание вербальной и невербальной (интуитивной) репрезентаций. 10
Айзенк разработал модель структуры интеллекта, где он отталкивался от того, что выделил три относительно отличающиеся и самостоятельные концепции интеллекта [3, с. 111-131]. Он попытался проанализировать их не противопоставляя друг другу, а объедения, то есть «взаимовключив» их. Биопсихический интеллект это врожденные, заданные способности к обработке информации связанные со структурами и функциями головного мозга. Это базовый, фундаментальный интеллект человека. Психомеорический интеллект это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления общего интеллекта, то есть то что измеряется тестами интеллекта. Социальный интеллект это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации под воздействием условий определенной социальной среды. В 60 годы XX века Гилфорд создал свою модель интеллекта. Он и его сотрудники в университете Южной Калифорнии проводили факторно аналитические исследования около двадцати лет с целью разработки тестовой программы измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс обработки информации. Эти переменные следующие: - содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала); - операции по обработке информации (умственные действия); - результаты обработки информации. Особое внимание Гилфорд обратил на семантическую и социальную форму интеллекта. Первый важен для понимания смысла явлений описываемых с помощью словесных понятий, он обеспечивает выделение информации из фона ее осмысления, проверку на истинность, ее использование в деятельности. Поведенческий или социальный интеллект связан с анализом поведения 11
партнера общения, понимание поведения других людей и своего собственного. Такое поведение имеет, как правило, не словесный характер [4]. Достоинства модели Гилфорда: 1 Предложенная расширенная концепция интеллекта которая представляет полное системное описание интеллектуальных способностей. 2 Обладает эвристической силой, то есть позволяет прогнозировать выявление интеллектуальных способностей, которых пока еще не выявлено в экспериментальных исследованиях. 3 Позволяет классифицировать практически все известные интеллектуальные тесты. 4 Дает возможность определить специфику интеллектуальной возможности личности. 5 Применимо в целях патопсихологической диагностики. 6 Технологична, то есть позволяет разрабатывать процедуры диагностики различных видов интеллекта. Дж. Гилфорд считал, что социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей независимых от факторов общего интеллекта [4, с. 453-456] , это – «интегральная, интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человек как партнер по общению, группа людей)». Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению Дж. Гилфорд, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, "вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией". Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, "гладкость в отношениях с людьми". 12
Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» [7, с. 80-83]. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми. Здесь социальный интеллект является видом общего интеллекта, и отношения между ним и другими видами интеллекта пока не определены. Основная функция социального интеллекта заключается в прогнозировании поведения. В 1937 г. Г. Оллпорт, изучая способность «хорошо разбираться в людях», описал восемь «личностных качеств» [35, с. 313-516]: 1 Опыт. Для того чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего, необходима зрелость. 2 Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. 3 Интеллект. Понимание людей – это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием. 4 Глубокое понимание себя. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других. 13
5 Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. 6 Отстраненность. Человек, который остается в стороне от событий и наблюдает их, сможет сделать более ценные суждения. 7 Эстетические склонности. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения опыта«, «интеллекта», «глубокого понимания себя», «сходства» и «сложности». 8 Социальный интеллект. «Социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт – социальное приспособление, а не глубина понимания» [32, с. 313516]. Здесь социальный интеллект рассматривается как свойство, также необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в прогнозировании поведения. Однако автор связывает его более с поведенческим умением, чем с познавательной способностью. Иногда в литературе, в частности Ж. Годфруа, социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением. Это связано с традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологии. Д. Майерс в работе «Социальная психология» [22], раскрывая определение социальной психологии, описывает ее как науку, изучающую, что люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальное мышление рассматривается им как способность 14
оценивать себя и других, способность, обусловливающая социальные установки, объяснения и убеждения. Выявляется, от чего зависит точность впечатлений о себе и других, насколько социальное мышление склонно к предвзятости и ошибкам и как можно приблизить его к действительности. Раскрываются связи между установками и поведением: определяют ли установки поведение или напротив, поведение определяет социальные установки. Проблема социального интеллекта нашла свое отражение в исследованиях Г.Ю. Айзенка [3]. С точки зрения Айзенка, можно говорить о различных типах концепции интеллекта: биологической, психометрической и социальной, соответствующих разным структурным уровням интеллекта. В содержание понятия «биологический интеллект» включаются особенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность. Они определяют индивидуальные отличия интеллекта и связывают их с наследственностью. Психометрический интеллект измеряется тестами IQ и, по мнению Айзенка, на 70% определяется влиянием генотипа, а на 30% - средовыми факторами (культура, воспитание в семье, образование). Социальный интеллект определяется Айзенком как способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества. Вопрос использования интеллекта в целях адаптации к среде рассматривается в концепции Н. Кэнтор [19, с. 209]. Автор приравнивает социальный интеллект к когнитивной компетентности, которая «позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной личной пользой. Когнитивная структура личности (представления, личные воспоминания и правила интерпретации) составляет опыт и определенный подход индивида к проблемам социальной жизни». Этот репертуар знаний Н. Кэнтор называет социальным интеллектом. 15
Именно репертуар социального интеллекта, динамика его использования и процессы, в которых социальный интеллект приобретается, позволяют индивиду приспособиться к жизненному окружению. Основными содержательными компонентами социального интеллекта являются: способность к решению практических задач, вербальные способности и социальная компетентность. В 60-годы Дж. Гилфорд, создатель первого теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта, и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Согласно концепции Дж. Гилфорда, «социальный интеллект – есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации» [4, с. 433-456]. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека, как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н. Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [6, с. 31]. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области. 16
В работах Н.А. Аминова и М.В. Молоканова [1] социальный интеллект рассматривается как условие выбора профиля деятельности у будущих практических психологов. В результате исследований выявлена связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельности. Те испытуемые, у которых был выявлен высокий уровень развития социального интеллекта, обнаружили более высокие склонности к практической психологической деятельности и конструктивному воздействию на аудиторию в процессе осуществления межличностных деловых форм коммуникации. Значительный вклад в разработку представлений о социальном интеллекте внесен В.Н. Куницыной, предложившей свою концепцию социального интеллекта [18, с. 497-498]. Автор предлагает следующее определение социального интеллекта. «Социальный интеллект – глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений». Проблема социального интеллекта нашла свое отражение в работах Е.С. Михайловой (Алешиной) в русле исследований коммуникативных и рефлексивных способностей личности и их реализации в профессиональной сфере [23]. Е.С. Михайлова является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения социального интеллекта. Е.С. Михайлова считает, что социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, жестов, поз). Исследования Е.С. Михайловой показали, что представители профессий типа «человек - человек» (квалифицированные фотографы, психологи17
тренеры, психотерапевты, педагоги, игроки профессионального бриджа, имиджмейкеры, менеджеры) имеют более высокие оценки по тесту, чем представители профессий типа «человек - техника». Давая интерпретацию композитной оценки социального интеллекта, Е.С. Михайлова характеризует индивида с высоким социальным интеллектом: «Лица с высоким социальным интеллектом способны извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Люди с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны: контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность. Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Итак, социальный интеллект выступает как сфера возможностей субъектсубъектного познания индивида, устойчивое основание на специфике мыслительных процессов аффективного реагирования и социального опыта, способность понимать способность понимать самого себя, а также других людей их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Мы исходим из того, что социальный интеллект есть интегральная, интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Изучение социального интеллекта направлено на систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей и формируется на основе общих интеллектуальных способностей и качеств личности, в процессе онтогенеза. 18
1.2 Психологическая сущность профессиональной идентичности и обзор литературы В современном обществе актуальность вопросов профессиональной идентичности постоянно увеличивается и является злободневным, так как динамично меняющиеся экономические обстоятельства и социальные условия требуют новых подходов в обучении специалистов. Периодизация профессиональной идентичности и классификации этапов становления профессионализма формируют основу профессиональной идентичности. Профессионализация формирует профессиональную идентичность. «Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор возможностей и человеком профессии способностей, освоение с учетом своих собственных правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, общение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности» [10, с. 10]. При формировании профессиональной идентичности выделяют два аспекта – этап профессионального становления и уровни профессиональной идентичности. А. Тэшфел, в ходе социальных и психологических экспериментов, выделил этапы формирования профессиональной идентичности [25, с. 607]: - «этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида; - этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию; - этап социальной идентичности: полное социальное отождествление». 19
Согласно исследованиям Н.С. Пряжникова [26, с. 92] выявлены следующие уровни профидентичности: 1 «Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого субъекта деятельности - мечтающий. Профидентичность - невыраженная. 2 Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "знаю", характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профидентичность выраженная, пассивная. 3 Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт =const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "могу"; характеристика самого субъекта деятельности — умелый. Профидентичность - активная. 4 Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремиться к бесконечности);ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное 20
неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "делаю'': характеристика самого субъекта деятельности — творческий. Профессиональная идентичность устойчивая». Автор описывает профидентичность как нечто схожее с самоопределением, но содержание иное. «Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности» [26, с. 92]. Становление профидентичности по концепции Э. Эриксона [32] для человека осуществляется через этапы «доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию». Автор показывает взаимодействии, как важность согласие об ритуалов при определённых профессиональном правилах нормах и стереотипности поведения при конкретных обстоятельствах, это защита диплома, сдача экзаменов и так далее. Коллектив стимулирует нового участника подвергнуться испытаниям самоутверждая его, таким образом принимая его в свои ряды. Профессиональная идентичность подразумевает внешнее и внутренне соответствие человека и профессии через причастие, понимание и видение себя в ней, грамотном исполнении профессиональных обязанностей. Л.Б. Шнейдер выделил стадии формирования профессиональной идентичности [9, с. 301]. - невыраженная (отсутствие профессионального опыта и общение, четких тактических и стратегических профессиональных целей); - выраженная, но пассивная (приобретение первоначального опыта, усвоение первоначального багажа знаний, определение своих возможностей); - активная (воплощение в реальность выбранных целей, выработка собственного профессионального стиля, общения); 21
владение устойчивая (профессиональное самосовершенствование, свободное профессией, передача профессионального опыта, ощущение собственной профессиональной значимости). Многие сложным исследователи комплексным считают личностным профессиональную механизмом, идентичность складывающимся из совокупности профессиональных конструктов: - профессионального самоопределения; - профессиональной пригодности; - профессионально важных качеств; - профессиональной готовности; - профессионального развития; - разработки профессионального жизненного плана. Сформированная профессиональная идентичность, считает психолог И.Ю. Хамитова, является «расширением» Я-концепции. По ее мнению, временной отрезок, в течение которого формируется профессиональная идентичность, индивидуален. И.Ю. Хамитова полагает, что на этот процесс индивиду требуется не менее четырех лет. Таким образом, даже после завершения профессионального обучения он может не достигнуть уровня окончательно сформировавшейся («устойчивой») профессиональной идентичности [30, с. 30]. Занимаясь исследованием профессиональной идентичности, Е.А. Климов выделял уже названную выше категорию профессионального самосознания, которая имеет свою структуру [17, с. 257]. Ученый представляет ее следующими образом: - сознание своей принадлежности к профессиональной общности; - знание, мнение о степени своего профессионального соответствия; - знание человека об оценке его профессиональных качеств в профессиональной группе; - знание о своих недостатках и преимуществах, о способах самосовершенствования, оптимизации собственного стиля в работе; 22
- представления о самом себе и своей работе в перспективе. Говоря о профессиональном самоопределении, автор подчеркивает, что это «активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». При этом Е.А. Климов подчеркивает, что формирование идентичности у современного индивида — процесс почти не осознаваемый, т. к. большинство трудовых действий осуществляются с помощью применения различных технических средств деятельности. Несомненно, это обстоятельство оказывает негативное влияние на формирование представления индивида о профессиональном процессе. Без четкого понимания своей роли в данном процессе невозможно достижение индивидом профессионального мастерства. Нахождение «личностных смыслов» в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, считает Н.С. Пряжников, и есть профессиональное самоопределение. [26]. В профессиональном самоопределении ключевую роль играет образ профессии. На начальном этапе формирования профидентичности важно, как складывается у индивида образ профессии? Каким образом он будет изменяться в процессе формирования профидентичности? Профессиональное самоопределение состоит из определенных периодов, проживая которые индивид находит и осознает свое место в пространстве выбранной профессии. При этом очень важным является тот факт, что индивид осознает, где и как он будет работать, четко представляет ожидаемый результат или продукт своей профессиональной деятельности. Так у индивида окончательно формируется образ профессии. Нет сомнений в том, что он может меняться, трансформироваться в абсолютно иную форму. В этом случае необходимо определить, что являлось импульсом к формированию этого образа, с чем он связан и какие условия необходимо для его позитивного формирования. Л.Б. Шнейдер полагает, что «возникает потребность знания условий формирования образа и факторов, оказывающих на них влияние, знания того, с чем связан 23
образ профессии, как и на каких этапах профессионального самоопределения его необходимо формировать» [9, с. 132]. Развивая данный тезис, можно сказать, что самоопределение стимулирует развитие профессиональной идентичности. Как отмечает Е.А. Климов, процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии. Вопрос о выборе профессии или специальности возникает в течение всей жизни человека. Здесь следует добавить, что многие выбирают профессию случайно, неосознанно, при этом не готовы мотивировать свой выбор. Но даже при условии четко сформулированной мотивации профессионального выбора индивид не застрахован от ошибочного решения в процессе профессионального самоопределения. Таким образом, выбор профессии — это катализатор того, что профессиональное самоопределение находится в динамике. Уровень профессиональной готовности человека к какой-либо деятельности, базируется на следующих критериях: удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе; успешность в овладении профессией; определенная в психофизиологическом формате цена труда. А также на основе сформированного субъективного образа профессии и профессионального самосознания (Е.А. Климов) [16, с. 123]. Профессиональное самосознание, по мнению Л.Б. Шнейдер, имеет свою структуру: - осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; - знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам; - о степени его признания в профессиональной группе; д)знание о своих слабых и сильных сторонах, о способах их совершенствования; - представление о себе и о своей работе в будущем; - соотнесенность профессиональной деятельности с «образом Я». [9, с 155]. 24
В некоторых научных исследованиях центральное место занимает проблема изучения отношений между образом профессии и профессиональным жизненным планом. Профессиональный жизненный план — это сложная структура, набор конструктов, составленных в четкой последовательности: - главная цель (способы достижения цели, соратники; идеал жизни и деятельности); - перечень тактических и стратегических жизненных целей (область деятельности, специальность или работа, мотивы обучения, перспективы совершенствования в трудовой деятельности); - пути и средства достижения поставленных целей (изучении литературы, консультации с опытными людьми, самообразование, поступление в учебное заведение); - внешние условия достижения целей (возможные трудности и препятствия); - внутренние условия (оценка собственных возможностей: здоровье, настойчивость, терпение, целеустремленность, т. е. личные качества, необходимые для работы); - запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения трудностей или препятствий. Профессиональный план и его особенности зависят от характера и опыта человека. Чтобы планировать, необходим определенный багаж знаний о мире труда и о выбранной профессии. На основе сформированного образа профессии индивид планирует свое профессиональное будущее. Интеллектуальный профессиональный багаж должен включать в себя знания как о трудовых процессах, так и о людях, относящихся к определенному профессиональному сообществу. В этом случае мы можем говорить о профессиональном жизненном плане как о составляющей профессиональной идентичности. Рассмотрим соотношение понятий "профессиональное самоопределение" и "профидентичность". 25
С одной стороны, профессиональная идентичность формируется в ходе профессионального становления и объединяет человека с его специальностью и собственно, его профессионализмом. С другой стороны, профессиональное самоопределение имеет большие возрастные границы, при этом относится к категории осознанного выбора профессиональной направленности. Профессиональное самоопределение, в качестве поиска мотивации производимой работы, предваряет профессиональную идентичность. Здесь «профидентичность — это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы» [21, с. 98-101]. В литературе часто термин «профессионализация» соответствует понятию «профессиональное характеризует становление человека». профессионализацию «как Например, о А. восхождение К. Маркова, человека к профессионализму» [21, с. 98-101]. Профессиональное становление подчиняется общим закономерностям и законам, при этом он не лишен индивидуальности и некоторых частных особенностей. Наибольшей реализации себя человек достигает в ходе профессионального становления. Проблему идентичности можно отметить в таких науках, как социология, история, культурология, когнитивная психология, психология личности и социальная психология. Проблемы идентификации "Я" рассматривались А. Адлером, У. Джеймсом, Д. Парфитом, 3. Фрейдом, А. Фрейд, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном, В.В. Абраменковой, М.М. Бахтиным, И.С. Коном, В.С. Мухиной, Л.М. Поповой. Изучая идентичность У. Джеймс выработал «концепцию осмысления личностью своей самоотождествленности, своих границ и места в мире» (1890 г. «Принципы психологии») [8]. У. Джеймс выявил, что человек представляет себя в нескольких аспектах, в личном, когда формируется внутреннее «Я», и в социальном, где происходит становление множества ролевых позиций человека. Эти два аспекта, 26
составляющие являются, формируют целостное «Я». Согласно высказывания Джемса: «самоуважение индивида определяется отношением наших действительных способностей, реально достигнутого успеха и притязаний, проявляющихся в желании занять определенное положение в обществе и кем то стать [8, с. 27-48] через сочетание двух параметров идентификации и самоуважения». В высказываниях Джемса социальная идентичность показана, как личностная установка при помощи которой, индивид сохраняет чувство собственного достоинства и идентичность. Э. Эриксон популяризировал термин "идентичность". Идентичность как внутренняя «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», «как важнейшая характеристика целостности личности, как интеграция переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами». В своих работах Э. Фромм, очень глубоко рассматривал проблему социальной идентичности. В них описано влияние тоталитарных систем на личность человека [28, 29]. В первой публикации «Бегство от свободы» была рассмотрена проблема идентичности, где Э. Фромм определяет термин идентичности, и расписывает причины появления той или иной идентичности. «Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой – то целостной структуре, осознанием человека того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу. Это позволит ему избежать полного одиночества и сомнений» [29, с.59-66]. Фромм отмечал что исторические факты, а так же состояние души влияют на идентичность человека. Не только Фромм занимался изучением идентичности. Перечислим некоторые работы, появившиеся в середине 20 века, которые внесли огромный вклад в развитие идентичности в психологии: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсия, А. Ватерман), интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кулей, И. Гофман, символический Г. Фогельсон), 27
бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф), когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс), деятельностный подход (В.С. Агеев), феноменологическая социология (М. Хайдеггер, Т. Парсонс, Г. Салливан), конструкционистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, Т.Г. Стефаненко). В зависимости от выбранного подхода существуют разные способы классификации идентичности. Одни авторы отталкиваются от метода исследования в классификации идентичности, других больше интересует место идентичности в общей системе психологических знаний. Термин классификация идентичности впервые был озвучен в первой половине 20 века З. Фрейдом в публикации «Массовая психология и анализ человеческого Я и означает самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Этот термин, имеет более широкое значение, и обобщает имитацию, подражательное поведение, эмоциональное слияние с объектом» [27, с. 347] Психоаналитическая школа начала первой изучать идентичность. В США Дж. Мид, Ч. Кули описывали идентичность с точки зрения символического интеракционизма. Так, Ч. Кули стал применять термин «Я Концепция» (очень схожее с идентичностью), как видение человека о самом себе, исходя из знаний, полученных о себе от окружающих. В символическом интеракционизме важным аспектом является, то как человек видит себя, как этого человека видят другие люди, а так же соотношение этих двух аспектов. Мид описывал Идентичность, «как явление общественное, возникающее и развивающееся в обществе. Он рассматривал Идентичность, как «целостное восприятие себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, но и связи между собой и целым». Бихевиористы занимались изучением ситуативности в динамике межгрупповых взаимодействий, при этом изучение индивидуального общения было минимальным. Исследуя данный феномен, М. Шериф определял 28
причастность к определенной группе используя термин «идентичность». Он писал, что «межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах групповых идентичностей» [13, с.18]. В середине прошлого века когнитивный подход оказал огромное влияние на изучение идентичности. Идентичность являлась одной из основных психологических систем в когнитивной психологии. Основной идеей является мнение человека о мире в целом - формы, цели, новшества, которые и регулируют общественное поведение. Сложную систему представляет собой социальная идетичность, которая затрагивает социальную психологию, когнитивную и психологию личности. Дж. Тернером, который опирался на работы Л. Фестингера, была показана самая яркая когнитивная направленность изученная при делении на группы [13, с. 20]. В советской психологии Идентичность рассматривали как одну из сторон проблемы «Я», в границах понимания и самоотношения. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А. Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мерлина, В.С. Мухиной, Л.Д. Олейника, Л.С. Рубинштейна). Понимание, самосознание, происхождение, изменение самосознания с возрастом, формы самосознания, образ «Я», между этими понятиями установлены взаимосвязи, которые так же относятся к идентичности. Из этого и сформировалась в советской психологии приближенное значение идентичности – сознание - самосознание - образ «Я». Так являются ли термины «самосознание» и «идентичность» одинаковыми по своему смыслу? Шнейдер утверждал, что определение «самосознание» и «идентичность» не могут быть схожими и полностью заменяемым понятиями [9]. 29
Социальную идентичность можно разделить на различные группы: профессиональные, этнические, семейные и другие. В качестве примера одной из таких групп, мы решили рассмотреть профессиональную идентичность. Е.П. Ермолаева в своих публикациях указывает, что «профессиональная идентичность – это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я»» [10, с. 51-59]. Согласно позиции Е.П. Ермолаевой, профессиональная идентичность позволяет регулировать и преображать профессионально значимые качества [10, с. 51-59]. Главной особенностью профессиональной идентичности является основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности — Обеспечение высокого уровня профессиональной ориентации и стабильных профессиональных установок. «Преобразующая функция профессиональной идентичности зависит от: 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией - возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и "наведение мостов" при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или ''рыхлости" структуры идентичности. Все это обеспечивает возможность и преобразования и саморазвития профессионала» [10, с. 51-59]. Исследование профессиональной идентичности – это процесс, который в своем многообразии представляет очень сложную структуру, не всегда воспринимаемый человеком. С точки зрения Е.А. Климова идентичность у нынешних специалистов носит механический характер и не полностью осознаваемый это связано с тем что большую часть работы выполняется при помощи специальных технических средств, работы которых не нужно 30
контролировать. Поэтому профессионал полностью не осознает и не применяет свои познания и имеющиеся ресурсы для выполнения трудовой функции [16, с. 47 59]. Профессиональная идентичность складывается из рабочего поведения, моментов происходящих на производстве, во время выполнения трудовой функции. Чем больше человеком будет усвоено профессиональных нормативов, шаблонов, норм, тем больше шансов получить из него «идеального специалиста», который будет себя совершенствовать, познавать, развивать в часто меняющейся его окружающей среде. Если же этого не произойдет, то человек остается на низшем уровне выполнения трудовых функций, он не способен подстроиться и измениться под новые обстоятельства [21]. Д.И. Завалишен «характеристику считал субъекта, профессиональную выбирающего и идентичность, реализующего как способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [11, с. 110]». В совокупности функциональное и экзистенциональное соединение человека и профессии называется профидентичность. Профидентичность включает в себя такие особенности как интерес к своей профессии, постоянное повышение своих профессиональных знаний, понимание и видение себя в свой профессии, умение хорошо и качественно исполнять свои трудовые функции [24, с. 20 - 25]. Данное определение наиболее полно отражает когнитивную составляющую профидентичности, которая реализует полноценное понимание своей профессии. Л.Б. «сущность Шнейдер так описывает профессиональной ответственном построении профессиональную идентичности своего в идентичность: самостоятельном профессионального будущего, и что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществлять личностное самоопределение, интегрировать в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте». 31
Среди основных функций социального интеллекта необходимо выделить: - гносеологическую (познавательную) - здесь социальный интеллект выступает в качестве инструмента познания реальности, как природной, так и социальной; - аккумулятивную - реализуемую в механизмах социальной памяти; - коммуникативную- это одна из важнейших функций социального интеллекта, обеспечивающая взаимопонимание как внутри коллективного интеллекта, так и между "мыслительными коллективами"; - управленческую - в этой ипостаси социальный интеллект выступает в качестве важнейшего компонента механизма социального управления; - регулятивно-координирующую - посредством этой функции осуществляется регуляция и координация усилий социальных групп и коллективов в процессе достижения целей (в том числе координация интегральных мыслительных процессов): экономических, политических, социальных и др.; - нормативно-ценностную - посредством этой функции реализуется представление социальным группам (и индивидам) социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится их деятельность; - прогностическую - цель этой функции эффективное социальное прогнозирование и предвидение; - эвристическую - ее реализация обеспечивает внедрение инноваций в жизнь общества; - проблемно-конструктивную - в этом случае социальный интеллект представляется как средство анализа и выбора путей решения социальных проблем; - социально-рефлексивную (идентификационную), посредством которой реализуется саморефлексия конкретной социальной общности, ее самоидентификация, рациональное понимание (интеллектуальное освоение) ее интересов; 32
- функцию рационализации, задача которой - выявление (и отделение друг от друга) рационального и иррационального в сознании, деятельности, обществе, окружающей среде и др. на основе типа рациональности, характерного для данной социальной общности. - функцию социального наследования, обеспечивающую интеллектуальную преемственность в духовной жизни поколений. В ходе нашего исследования было необходимо изучить динамику профессионального обучения будущих педагогов. В ходе анализа необходимо было выявить динамику профессионального становления, поскольку предполагалось изучение профессиональной идентичности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) [12, 21]. Итак, на основе проведенного анализа различных подходов мы будем рассматривать профессиональную идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно – эмоционально – поведенческих самоописаниях. Профессиональная идентичность формируется в процессе профессионального становления личности. Как составляющая социальной идентичности, профессиональная идентичность качественно характеризует личность, так как формируется в ходе профессионального обучения и становления. 1.3 Психологические аспекты взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной идентичности В настоящее время в научной литературе нет достоверных источников, описывающих зависимость социального интеллекта от профессиональной идентичности. Однако имеется материалы, отражающие изучение связи между различными составляющими интеллекта и гендерной идентичности, 33
профессиональными склонностями, темпераментом, коммуникативными способностями. Исследования Г. Орме (2003) показали, что, несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню развития эмоционального интеллекта, существуют гендерные различия по уровню развития отдельных его составляющих. Так, женщины обнаруживают более высокий уровень развития по межличностным показателям эмоционального интеллекта: эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности. У мужчин преобладают внутриличностные показатели: самоутверждение, способность отстаивать свои права; способности к управлению стрессом: стрессоустойчивость, контроль импульсивности; и адаптируемость: определение правдоподобности, решение проблем [31]. И. В. Гусевой была выявлена взаимосвязь между уровнем развития социального и эмоционального интеллекта и профессиональными склонностями старшеклассников. На достоверном уровне было доказано, что чем выше значения по субшкалам эмоционального интеллекта, тем ярче выражена склонность к профессиям с эстетической и гуманитарной направленностью. Чем выше значения по субшкалам социального интеллекта тем, выше склонность к профессиям, связанным с общественно значимыми сферами деятельности – военные специальности, транспорт, общественная деятельность [7]. С.С Минава исследовала особенности связи между компонентами социального интеллекта и коммуникативными способностями студентовпсихологов. Полученные в результате исследования результаты позволяют утверждать, что студенты-психологи, способные распознавать структуру межличностных отношений в динамике, испытывают коммуникативности и организаторской деятельности, потребность в а также активно стремятся к ней. Они также способны хорошо ориентироваться в трудных ситуациях и вести себя непринужденно в новом коллективе[6]. 34
Таким образом, в настоящее время связь социального интеллекта и профессиональной идентичности изучена и отражена в литературе недостаточно и не полно, что открывает широкие возможности для исследований как в различные возрастные периоды, так и в разных социальнопрофессиональных группах. 35
2 Исследование взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной идентичности будущих педагогов 2.1 Организация исследования Исследование включало два этапа: 1 Опрос студентов при помощи методики «Социальный интеллект» тест Дж. Гилфорда и М. Салливена [4]. 2 Опрос студентов при помощи тест-опросника "Профессиональная идентичность" А.А. Азбеля и А.Г. Грецова [5]. Исследование проводилось в свободное от занятий время. Во время тестирования присутствовал старший преподаватель кафедры психологии который помогал, дисциплинировал студентов. Исследование проводилось в аудитории кафедр школы педагогики в групповой форме. В связи со сложностью восприятия стимульного материала теста Дж. Гилфорда и М. Салливена нами была разработана тестовая тетрадь, содержащая инструкции к заданиям и стимульный материал. Бланки для ответов не раздавались, студенты отмечали выбранные ответы непосредственно в тестовой тетради. Для каждого студента была изготовлена отдельная тестовая тетрадь. Испытуемые отнеслись к эксперименту с интересом. Оба этапа опроса было затрачено 50 минут. В целом можно считать полученные данные достоверными. Для изучения уровня социального интеллекта произведен опрос студентов при помощи методики «Социальный интеллект» тест Дж. Гилфорда и М. Салливена, для изучения профессиональной идентичности произведен опрос студентов при помощи тест-опросника "Профессиональная идентичность" А.А. Азбеля и А.Г. Грецова [4,5]. Эмпирической базой исследования стали студенты Школы педагогики ДВФУ (2 и 3 курса, возраст от 18 до 21 года, всего 63 человека, по профилям: «психология и педагогика дошкольного образования» 13 девушек, «начальное 36
образование» 11 девушек, «физическая культура» 7 девушек и 6 юношей, «география» 11 девушек и 1 юноша, «дошкольное образование» 14 девушек). 2.2 Результаты исследования В научной литературе имеются данные о недостаточной надежности и валидности теста социального интеллекта Гилфорда и Салливена [20, с. 127128]. В частности, Д.В. Люсином и Н.Д. Михеевой указывается, что для традиционных тестов интеллекта уровень α-Кронбаха считается очень низким. Наиболее благополучным выглядит третий субтест, хотя и его внутренняя согласованность не очень высока. Второй субтест обладает практически нулевой внутренней согласованностью. Если в композитную оценку не включать субтест 2, то её α-Кронбаха удаётся повысить, но незначительно — до 0,61 [177, с.123]. Поэтому мы решили проверить внутреннюю согласованность шкал этого теста в своем исследовании (Табл.1) Т а б л и ц а 1 - Оценка внутренней согласованности для каждого субтеста и композитной оценки теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена Субтесты α - Кронбаха Субтест 1. Истории с завершением 0,50 Субтест 2. Группы экспрессии 0,42 Субтест 3. Вербальная экспрессия 0,68 Субтест 4. Истории с дополнением 0,11 Композитная оценка 0,66 Примечание: достаточность внутренней согласованности начинается при α - Кронбаха ≥ 0,7 Как видно из таблицы, все показатели внутренней согласованности свидетельствуют о ее недостаточном уровне (достаточность начинается с α ≥ 37
0,7). Наиболее высокая согласованность только у субтеста №3, наиболее низкая – у №4. Для сравнения в исследовании Д.В. Люсина и Н.Д. Михеевой субтест №3 (α = 0,67) также оказался наиболее согласованным, но наименее согласованным у них был субтест №2 (α = 0,06). Остальные субтесты также находятся в диапазоне величин, отмеченных в статье Д.В. Люсина и Н.Д. Михеевой. Из проведенного выше анализа можно сделать вывод, что наиболее надежными в нашем исследовании необходимо считать выводы, связанные с субтестом №3, а наименее – с субтестом №4. Обратимся теперь к рассмотрению наших основных результатов. Для анализа полученных данных были использованы методы математической статистики в виде вычисления средних величин и расчетов коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Т а б л и ц а 2 - Корреляции показателей социального интеллекта и курсом обучения студентов Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 «Истории с «Группы «Вербальная завершением» экспрессии» экспрессия» 0,12 (р=0,35) -0,14 (р=0.26) 0,47** (р=0) Примечание: ** - (р≤0,01) Шкала 4 Композитная «Истории с оценка дополнением» -0,11 (р=0,4) 0,38** (р=0) В таблице № 2 видно, что обнаружена связь между уровнем социального интеллекта и курсом обучения студентов: чем выше курс, тем выше показатель социального интеллекта в целом. Т а б л и ц а 3 - Корреляции показателей профессиональной идентичности и курсом обучения студентов Неопределенное Сформированная Навязанная состояние Мораторий профессиональная профессиональная профессиональной (кризис выбора) идентичность идентичность идентичности 0,22 (р=0,01) 0,35**(р=0,01) 0,29* (р=0,02) 0,19 (р=0,14) Примечание: ** - (р=0,01); * - (р≤0,05) 38
Таблица № 3 показывает, что имеется связь между статусом профессиональной идентичности и курсом обучения студентов: с ростом курса обучения увеличивается статус сформированная профессиональной идентичности и статусом моратория. Т а б л и ц а 4 - Взаимные корреляции шкал опросника «Профессиональная идентичность» Навязанная идентичность Мораторий Неопределенная -0,65 (p=0,61) - 0,26* (p=0,04) идентичность Навязанная 0,04 (p=0,97) идентичность Мораторий Примечание: ** - (р=0,0); * - (р=0,01) Таблица № 4 показывает, что все статусы Сформированная идентичность -0,30* (p=0,01) -0,20 (p=0,12) -0,75** (p=0,0) профессиональной идентичности, кроме навязанной, взаимно отрицательно коррелируют друг с другом, что означает, что данные статусы являются устойчивыми образованиями и не смешиваются друг с другом. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась, а именно: имеется связь развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов. Профессионально-педагогическое обучение способствует развитию социального интеллекта будущих педагогов, причем это происходит независимо от статуса профессиональной идентичности студентов. Наиболее надежными в нашем исследовании необходимо считать выводы, связанные с субтестом №3, а наименее – с субтестом №4. С ростом курса обучения увеличивается статус сформированная профессиональной идентичности и статусом моратория. На третьем курсе все показатели социального интеллекта выше, чем на втором. Выявлено, что на втором курсе имеются студенты со статусом 39
навязанной профессиональной идентичности, но нет студентов со статусом моратория. А на третьем курсе, наоборот, имеются студенты со статусом моратория, но нет студентов со статусом навязанной идентичности. Обнаружена связь между уровнем социального интеллекта и курсом обучения студентов: чем выше курс, тем выше показатель социального интеллекта в целом и показатель понимания вербальной экспрессии. Исходя из того, что имеются данные о недостаточной надежности и валидности теста социального интеллекта Гилфорда и Салливена, необходимо внимательно относится к результатам исследований, проведенных с помощью данной методики. 40
Заключение Проведенное исследование позволило выделить основные направления исследований социального интеллекта и профессиональной идентичности. Было установлено, что имеется связь развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов. Профессионально-педагогическое обучение способствует развитию социального интеллекта будущих педагогов, причем это происходит независимо от статуса профессиональной идентичности студентов. В рамках этого была определена цель исследования: изучение связи развития социального интеллекта и профессиональной идентичности в динамике профессионального обучения будущих педагогов. Для исследования социального интеллекта и профессиональной идентичности произведен опрос студентов при помощи методики «Социальный интеллект» тест Дж. Гилфорда и М. Салливена и тест-опросника "Профессиональная идентичность" А.А. Азбеля и А.Г. Грецова. В целом эмпирическое исследование связи развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов, позволяет сформулировать следующие выводы. 1 Обнаружена связь между уровнем социального интеллекта и курсом обучения студентов: чем выше курс, тем выше показатель социального интеллекта в целом и показатель понимания вербальной экспрессии. 2 Выяснилось также, что имеется связь между статусом профессиональной идентичности и курсом обучения студентов. С ростом курса обучения увеличивается статус сформированная профессиональной идентичности и статусом моратория. 3 В целом, на третьем курсе все показатели социального интеллекта выше, чем на втором. Интересно также, что на втором курсе имеются студенты со статусом навязанной профессиональной идентичности, но нет студентов со 41
статусом моратория. А на третьем курсе, наоборот, имеются студенты со статусом моратория, но нет студентов со статусом навязанной идентичности. Приведенные эмпирические данные позволили подтвердить основную гипотезу работы - имеется связь развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов. Таким образом, профессионально-педагогическое обучение способствует развитию социального интеллекта будущих педагогов, причем это происходит независимо от статуса профессиональной идентичности студентов. 42
Список литературы 1 Аминов, Н.А., Молоканов М.В.. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов. Психологический журнал / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов. – М., 1992. - № 5; 104 с. 2 Андреева, И. Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / И.Н. Андреева : - Доклад. - Режим доступа: https://andreeva.by/gendernye-razlichiya-v-vyrazhennosti-komponentovemocionalnogo-intellekta.html 3 Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии / Г.Ю. Айзенк. - М. : Академия, 1995. – 131 с. 4 Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкина. - М. : Эксмо, 1965. - 456 с. 5 Грецов, А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. - СПб. : Питер, 2006. 155 с. 6 Гузь, А. В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя : автореф. дисс. к. пед. наук / Гузь А. В. - М., 1997. - 20 с. 7 Гусева, И. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с профессиональными склонностями / И.В. Гусева, И.О. Морозова. - М. : Смысл, 2015. 83 с. 8 Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М. : Генезис, 1991. - 367 с. 9 Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : автореф. дис. д-ра психол. наук / Емельянов Ю. Н. - Л., 1991. -36 с. 10 Ермолаева, Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза. Психологический журнал / Е.П. Ермолаева. – М., 1998. т.19. № 4. 124 с. 43
11 Завалишена, Д. Н. Способы идентификации человека с профессией. Психология субъекта профессиональной деятельности / Д.Н. Завалишена. Ярославль. : Эксмо, 2001. - 365 с. 12 Зеер, Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург. : Урал, 2000. - 245 с. 13 Каргина, Г.П. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Г.П. Каргина. - Ярославль. : Аверс Пресс, 2003. - 130 с. 14 Климов, Е. А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М. : Речь, 1996. - 397 с. 15 Климов, Е.А. Гипотеза “метелок” и развитие профессии психолога. / Е.А. Климов. - М. : Академия, 1992. – 49 с. 16 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону. : Смысл, 1996. - 296 с. 17 Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. - Обнинск. : Модек, 1993. - 342 с. 18 Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и прикладные вопросы психологии / В.Н. Куницына. - СПб. : Питер, 1995. - с. 451 19 Кэнтор, Н. Личность и социальный интеллект / Н. Кэнтор. - СПб. : Питер, 1987. - 312с. 20 Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. 264 с. 21 Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Речь, 1996.- 298 с. 22 Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1997. 365 с. 44
23 Михайлова, (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). - СПб. : Иматон, 1996.- 53 с. 24 Овсянникова, В. В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней. Вопросы психологии / В.В. Овсянникова. – М. : Эксмо, 1981.- 435 с. 25 Петровский, А., Петровский В. «Я» В «Других» и «другие » во «мне». Популярная психология: Хрестоматия. / А. Петровский, В. Петровский. - М. : Наука, 1990. - 303с. 26 Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М. : Воронеж, 1997. – 287 с. 27 Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». Труды разных лет / З. Фрейд. – Тбилиси. : Модек, 1991. - 563 с. 28 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. - М. : Академия, 1998. - 436 с. 29 Фромм, Э. Бегство от свобод / Э.Фромм. - М. : Академия развития, 1992. - 327 с. 30 Хамитова, И.Ю. Развитие профессиональной идентичности психотерапевта. Шесть стадий супервизии. Семейная психология и семейная терапия / И.Ю. Хамитова. - М. :Эксмо, 1999. - 98с. 31 Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Шнейдер Л. Б. - М., МОСУ, 2001. - 256 с. 32 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Генезис, 1996. -285 с. 33 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - М. : Генезис, 1996. 436 с. 34 Эриксон, Э. Молодой Лютер / Э. Эриксон. - М. : Генезис, 1996. - 328 с. 45
35 AllportG. W. Personality: A Psychological Interpretation. – NY, 1937. -P. 313-516. 46
47
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв