МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социологии
Социологическое исследование
Выявление уровня знаний иностранных языков и аспектов общения с их
носителями среди студентов Кубанского государственного университета
Работу выполнил: Степанов Д. С.
Факультет: ФИСМО
Направление: социология
Научный руководитель: к. соц. н.
Белопольская Т. Н.
Краснодар 2015
Содержание
Введение.
3
Часть 1. Проблема и гипотеза.
4
Часть 2. Социологическое исследование и его результаты.
8
Заключение.
13
Приложение А. Образец онлайн-формы.
14
2
Введение
Множество научных специалистов считают, что на данный момент
знание иностранного языка является важным для человека, занимающегося
изучением социальных наук12. Эти умения дополнительно важны, когда речь
заходит о студентах российских вузов. Цель данного социологического
исследования – определить долю студентов некоторых факультетов
Кубанского государственного университета, знающих иностранный язык, а
также имеющих опыт общения с носителями изучаемого языка.
Для этого на базе небольшой социальной группы – студентов
Кубанского
государственного
университета
проведём
открытый
социологический опрос, посредством интернет технологий – заочного
анкетирования через онлайн-форму.
Задача 1: определить долю студентов, знающих хотя бы один
иностранный язык. Выявить популярные языки.
Задача 2: среди студентов, знающих иностранный язык, определить
процентное соотношение тех, кто имел или имеет опыт общения с носителями
изучаемого языка. Определить среднюю частоту этого опыта.
Задача 3: собрать оценочные суждения студентов, касательно важности
изучения иностранных языков.
Задача 4: найти зависимость доли студентов, знающих иностранные
языки, от выбранного студентом факультета.
Избранный способ анкетирования, заочная онлайн-форма с закрытыми
вопросами, позволит быстро и эффективно обработать полученный массив
данных, быстро осуществлять выборку по заданным критериям, составлять
диаграммы и таблицы из результатов с помощью её автоматической
обработки.
1
Нужно ли изучать иностранные языки? // Образовательный центр «Шанс», URL:
http://student45.ru/why-studying/foreign-language-and-oppurtunities/
2
Балезин Дмитрий. Зачем изучать иностранные языки? // Успех в жизни, URL:
http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchat-inostrannye-yazyki/
3
Часть 1. Проблема и гипотеза.
Социальный
заказ
современного
российского
общества
на
образовательный продукт по иностранному языку находит отражение в
профессиональной ориентации современного студенчества нашей страны.
Наиболее предпочтительными сферами профессиональной деятельности у
российской
молодежи
предпринимательство,
в
первой
коммерция,
декаде
финансы,
XXI
века
юридические
выступают
службы,
а
основными задачами являются достижение успеха в обществе и возможность
иметь высокий заработок3. Выявлены наиболее искомые работодателями и
популярные среди молодых выпускников специальности: «менеджмент
организации», «юриспруденция», «финансы и кредит», «бухгалтерский учет,
анализ и аудит», «мировая экономика» и «маркетинг»4.
Очевидно, сегодня наиболее востребованы именно те виды деловой
активности, в которых без адекватного знания иностранного языка — будь то
в связи с работой на совместном предприятии, анализом котировок ценных
бумаг на иностранной фондовой бирже или выяснением юридических
нюансов международного права — им будет сложно добиться намеченного
успеха. С другой стороны, той части молодежи, которая решила приобрести
не столь востребованные гуманитарные знания, — историков, культурологов,
литературоведов, и т.д. — можно ориентироваться на то, что, если «в чистом
виде» их профессия найдет малый спрос на рынке труда, то, вооружившись
иноязычным знанием, они могут успешно работать в смежных, но лучше
оплачиваемых областях, — рекламе, PR, переводе литературы и т.д.
Хотелось бы отметить тенденцию: социологические опросы студентов в
конце XX и начале XXI веков демонстрируют связь дальнейшей
3
Растова Л. М. Жизненные планы выпускников школ // Социальное качество российской
молодежи на рубеже веков. Материалы всероссийской научно-практической конференции
"Теория и практика воспитательной работы в высшей школе". 21 - 23 марта, 2000.
Барнаул. (стр. 28)
4
Контарева Н. А. Совершенствование организационно-экономического механизма
подготовки кадров высшей квалификации в вузах России. Автореферат дисс. канд.
экономических наук. Москва, 2007 (стр. 18)
4
жизнедеятельности молодых россиян с проживанием за границей. По
результатам опросов студентов МГУ, проведенных еще в 1994 и 1999 гг., лишь
24% из них намерены постоянно жить и работать в России; 59% опрошенных
хотели бы постоянно жить в России, но иметь возможность контрактной
занятости за рубежом; 5% опрошенных хотели бы постоянно жить за рубежом,
но иметь возможность контрактной занятости в России; и, наконец, 6%
опрошенных хотели бы постоянно жить и постоянно работать за рубежом5. В
первой декаде XXI века указанная тенденция усилилась. С. В. Фролова
заключила, что почти половина опрошенных ею студентов мечтает жить и
работать за рубежом. Почти треть студентов хочет жить в России, но иметь
возможность учиться или временно работать за рубежом. И меньше всего тех,
кто хочет постоянно жить и работать только в России, - лишь каждый
четвертый студент6. Из приведенных данных следует, что как минимум 75%
опрошенных не смогли бы обойтись как в работе, так и в быту без знания по
меньшей мере одного из иностранных языков, причем уровень владения этим
языком должен быть в их случае весьма высоким.
Итак, становится очевидным, что большому количеству российских граждан
сегодня или в ближайшем будущем потребуется продвинутое знание
иностранного (в основном - английского) языка в 3-х основных областях
социальной коммуникации: семейно-бытовой (для успешного общения
российских граждан с иностранными в период проживания первых за рубежом
и в процессе социальной адаптации вторых в российском социуме),
общеделовой (для успешного осуществления официальных социальноделовых контактов) и узкопрофессиональной (для квалифицированного
выполнения
профессиональной
работы,
включающей
интерпретацию
узкоспециализированного иноязычного материала). Многие российские
учащиеся и их семьи сегодня начали осознавать, что такой уровень языкового
5
Сорокина Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стремлений студентов
// Социологическое исследование 2003 (стр. 60)
6
Перелетные студенты. 13.09.2006 http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=17350
5
знания для многих из них в родной социально-культурной среде пока
труднодостижим. Среди них растет число интересующихся возможностью
обучения за рубежом. Телефонный опрос родителей старшеклассников в
августе 2005 г., проведенный специалистами компании «Begin Group»
показал, что 70% опрошенных родителей интересуются программами по
образованию за рубежом для своих детей. Наиболее популярными из них
являются программы высшего образования за рубежом (68% респондентов
проявляют к ним интерес). Вторыми по популярности идут программы
языковых курсов (32% родителей интересуются ими). Первое место в рейтинге
популярности стран занимает Великобритания, на втором находится
Германия, на третьем - Франция. Также довольно часто давались ответы:
«любая англоязычная», «США», «Европа» 7.
В российском языковом обучении, несмотря на частые ссылки на его
интеллектуальное и культурное значение популярность иностранного языка
определялась в основном утилитарными целями. До революции 1917 г. самым
изучаемым иностранным языком в России был французский, в советское
время - немецкий, а с 1990-х гг. первенство уверенно перехватил английский.
Между тем, в европейском сообществе акцент языковой политики ставится
именно на языковой универсализм, предполагающий равноправное изучение
студентами иностранных языков. В марте 2002 г. Европейский Совет в
Барселоне рекомендовал с раннего возраста обучать детей двум иностранным
языкам. Пропаганда лингвистического плюрализма означает изучение весьма
широкого спектра языков в европейских образовательных учреждениях,
включая языки не только малых народов, но и местных мигрантских
сообществ. В то же время приоритет отдается языкам ведущих экономических
держав 8. По мнению к. ф.-м. н. Нургалиева И. С., обучавшегося в Бостонском
7
Образование для взрослых людей. Postgraduate Education HR-news N 75 (05.10.05)
http://www.hrjournal.ru/hrnews/news.shtml
8
Communication from the commission to the council, the European Parlamentl, the economic
and social committee of the regions. An Action Plan 2004 - 2006.
http://ec.europa.eu/education/doc/official/keydoc/actlang/act_lang_en.pdf
6
университете, основные трудности для российского учащегося за рубежом,
связанные
с
языковым
барьером,
создает
необходимость
решать
одновременно множество проблем различного характера, включая бытовые
(арендование жилья, покупки и т.п.) Понятные проблемы, несмотря на то, что
каждая из них в отдельности может показаться достаточно простой, вместе
могут устроить своего рода «завал» и создать стрессовую ситуацию, вызвать
«культурный шок». А ведь до стадии обучения еще нужно дойти. Абитуриент,
желающий поступить, например, в американский вуз и недостаточно хорошо
владеющий разговорным английским языком, скорее всего не сможет пройти
даже "визовое" собеседование в американском посольстве9.
Учитывая результаты проведённых социальных исследований, можно
выдвинуть гипотезу исхода моего социологического исследования. Принимая
во внимание то, что три четверти опрошенных студентов хотят жить или
работать за рубежом, можно предположить, что подавляющее большинство
опрошенных мною студентов будут знать по крайней мере один иностранный
язык. Опираясь на исследования в области современного образования в
России, можно сделать вывод, что реальный опыт общения с носителем
иностранного языка будет малым, либо отсутствовать вообще.
9
Нургалиев И. С. Международное измерение современного образования (российский
взгляд на американский опыт до и после 11 сентября 2001 года). Доклад на
международной научно- практической конференции "Модели и практика международного
сотрудничества в системе профессионального образования" 1.12.04
http://eduabroad.ru/journal/nurgaliev
7
Часть 2. Социологическое исследование и его результаты.
В приложении А данного социологического исследования находится
анкета, распространяемая в электронном виде и пригодная для заполнения
через интернет с помощью технологии онлайн-форм.
В ходе моего социологического исследования были опрошены 47
студентов Кубанского государственного университета, из которых 13
студентов юридического факультета (28% опрошенных), оставшиеся 34
студента — экономического факультета (72% опрошенных).
Разрешение задачи 1. Определить долю студентов, знающих хотя бы
один
иностранный
язык.
Выявить
популярные
языки.
Определить
половозрастную структуру.
Изученный язык
Доля студентов, %
Английский
92
Немецкий
16
Французский
10
Японский
2
Корейский
2
Популярность языков среди студентов КубГУ
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Английский
Немецкий
Французский
Японский
Корейский
Рисунок 1. Доля студентов КубГУ, изучающих различные языки
8
Пол респондента
Доля, %
Мужской
40
Женский
60
Пол респондентов
Мужской
Женский
Рисунок 2. Доля опрошенных студентов мужчин и женщин
Разрешение задачи 2. Среди студентов, знающих иностранный язык,
определить процентное соотношение тех, кто имел или имеет опыт общения с
носителями изучаемого языка. Определить среднюю частоту этого опыта.
Опыт общения
Никогда не имели опыта
Имели опыт общения только один
раз
Доля студентов, %
64
14
Имели опыт общения несколько раз
18
Имеют регулярный опыт общения
4
9
Опыт общения
Никогда не имели опыта
Имели опыт только один раз
Имели опыт несколько раз
Имеют регулярный опыт
Рисунок 3. Доля опрошенных студентов, определивших опыт общения с
носителями иностранного языка
Разрешение задачи 3. Собрать оценочные суждения студентов, касательно
важности изучения иностранных языков.
• 66% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучение хотя бы одного иностранного языка является необходимостью
для каждого человека.
• 38% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучать иностранные языки вовсе не обязательно для носителя русского
языка – достаточно знать свой родной язык.
• 86% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучать иностранные языки полезны для развития мышления и
интеллекта.
• 16% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучение иностранных языков очень тяжело для них.
• Ни одного студента не согласилось с высказыванием с тем, что
принципиально не изучают иностранные языки.
10
Разрешение задачи 4. Найти зависимость доли студентов, знающих
иностранные языки, от выбранного студентом факультета. Выявим средний
балл оценки студентами качества знания иностранных языков, определим
зависимость от факультета и пола студента.
Средний балл оценки студентами качества знания
иностранных языков
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Экономический факультет
Юридический факультет
Мужчины
Женщины
Рисунок 4. Средний бал оценки студента его качества знания иностранных
языков, с разделением на факультет и пол студентов
11
По итогам проведения данного социологического исследования
выявлены следующие социологические факты:
• 2% опрошенных не изучает ни одного иностранного языка.
• 78% опрошенных изучает один иностранный язык.
• 16% опрошенных изучает два иностранных языка.
• 4% опрошенных изучает три и более иностранных языков.
• 54% студентов оценивает текущее знание иностранных языков на
оценку 8 из 10.
• 18% студентов оценивает текущее знание иностранных языков на
оценку 7 из 10.
• 14% студентов оценивает текущее знание иностранных языков на
оценку 10 из 10.
• 6% студентов оценивает текущее знание иностранных языков на оценку
6 из 10.
• 4% студентов оценивает текущее знание иностранных языков на оценку
9 из 10.
• 2% студентов оценивает текущее знание иностранных языков на оценку
4 из 10.
• 2% студентов оценивает текущее знание иностранных языков на оценку
0 из 10.
• 64% опрошенных студентов никогда не имели опыт реального общения
с носителем иностранного языка.
• 14% опрошенных студентов имели опыт реального общения с
носителем иностранного языка только один раз.
• 18% опрошенных студентов имели опыт реального общения с
носителем иностранного языка несколько раз.
• 4% опрошенных студентов имеют регулярный опыт реального общения
с носителем иностранного языка.
• 92% опрошенных студентов изучают английский язык.
12
• 16% опрошенных студентов изучают немецкий язык.
• 10% опрошенных студентов изучают французский язык.
• По 2% опрошенных студентов изучают японский и корейский языки.
• 66% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучение хотя бы одного иностранного языка является необходимостью
для каждого человека.
• 38% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучать иностранные языки вовсе не обязательно для носителя русского
языка – достаточно знать свой родной язык.
• 86% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучать иностранные языки полезны для развития мышления и
интеллекта.
• 16% опрошенных студентов согласны с высказыванием о том, что
изучение иностранных языков очень тяжело для них.
• Ни одного студента не согласилось с высказыванием с тем, что
принципиально не изучают иностранные языки.
• Было опрошено 40% мужчин, 60% женщин. 8% из всех опрошенных в
возрасте до 18 лет, 68% опрошенных в возрасте от 18 до 20 лет, 20%
опрошенных в возрасте от 21 года до 23 лет, 4% от 24 лет и старше.
С помощью выборки анкет по факультетам были выяснен следующий
социологический факт:
• Среди студентов экономического факультета процентное соотношение
студентов, знающих хотя бы один иностранный язык выше, чем среди
студентов юридического факультета. На юридическом факультете
присутствует 2% от всех опрошенных студентов, не знающие ни одного
иностранного языка. Экономический факультет не имеет студентов, не
знающие ни одного иностранного языка.
13
Заключение
Данное
аналогичные
социологическое
предыдущие
исследование
исследования,
в
целом
подтверждает
посвящённые
изучению
иностранных языков. Выводы, полученные по задачам данного исследования
показывают, что студенты Кубанского государственного университета
позитивно относятся к изучению иностранного языка, а также активно
изучают не только популярные языки, но также и языки с меньшей долей
носителей по всему миру.
Доля студентов экономического факультета, знающих хотя бы один
иностранный язык практически совпадает с долей студентов юридического
факультета, знающих хотя бы один иностранный язык. Допускаем, что
выявленная разница в 2% в пользу экономического факультета, считается
статистической погрешностью и делаем вывод, что студенты экономического
факультета одинаково интересуются изучением иностранных языков, также
как и студенты юридического факультета.
По итогам выполнения данного исследования была выявлена проблема
недостатка
опыта
общения
студентов
Кубанского
государственного
университета с носителями иностранного языка. С учётом выявленного факта
о том, что не было выявлено студентов, согласившихся с высказыванием о
принципиальной позиции отказа от изучения иностранного языка, можно
сделать вывод о дефиците самих носителей иностранного языка.
14
Приложение А. Образец онлайн-формы
Уважаемые студенты Кубанского государственного университета!
Предлагаем вам принять участие в социологическом исследовании,
посвящённом выявлению уровня знаний иностранных языков. Благодарим вас
за участие!
1. Выберите ваш факультет.
a. Юридический
b. Экономический
2. Как много иностранных языков вы знаете?
a. Ни одного
b. Только один
c. Два
d. Три и более
3. На сколько баллов вы оцениваете своё знание иностранных
языков в общем? Где: 0 – абсолютно не знаю, 10 – свободно
пишу и говорю на изученном языке.
0 — 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10
4. Имеете ли вы опыт общения с носителем изучаемого вами
языка?
a. Не имею
b. Имел только один раз
c. Имел несколько раз
d. Имею регулярный опыт
15
5. Отметьте изучаемые вами языки.
a. Английский
b. Немецкий
c. Французский
d. Испанский
e. Итальянский
f. Португальский
g. Китайский
h. Японский
i. Корейский
j. Арабский
k. Другое (укажите): __________________________________
6. Отметьте суждения, которые, по вашему мнению, наиболее
близки к истине. Ложные оставьте неотмеченными.
a. Изучение хотя бы одного иностранного языка является
необходимостью для каждого человека.
b. Изучать иностранные языки вовсе не обязательно для
носителя русского языка – достаточно знать свой родной язык.
c. Изучать иностранные языки полезно для развития мышления
и интеллекта.
d. Изучение иностранных языков очень тяжело для меня.
e. Я принципиально не хочу изучать иностранные языки.
7. Укажите ваш пол.
a. Мужской
b. Женский
8. Укажите ваш возраст.
a. До 18 лет
b. От 18 до 20 лет
c. От 21 до 23 лет
d. От 23 и старше
16
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв