МГУ ИМ. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Зачетная работа по курсу
«Теории массовых коммуникаций»
на тему
«Современная коммуникация Церкви и общества»
Выполнила:
студентка V курса д/о 501 группы
Смоленская Влада Викторовна
Преподаватель:
зав. каф. Новых медиа и теории коммуникации,
доцент, к.фил.н. Засурский Иван Иванович
МОСКВА
2014
Оглавление
Введение: вопросы, на которые предстоит найти ответы…………………….3
Проблемы современного религиозного состояния общества……………………6
Как и зачем Церковь проникает в сферу массовых коммуникаций……………11
Заключение……...………………………………………………..………………………18
Список использованной литературы………………………………………………..19
2
Введение: вопросы, на которые предстоит найти ответы
Нельзя не признать, что в современной России обострилось внимание к
Церкви. Еще не так давно в нашей стране велась пропаганда атеистического
мировоззрения, которая в разные периоды советской власти имела то более
выраженный характер, то ослаблялась. Официального запрета религии в
СССР не было, однако, она разными путями вытеснялась из сознания людей.
С распадом Советского Союза, исчез негласный запрет на веру в Бога: люди,
прошедшие через атеистическое общество и сохранившие свою веру,
получили возможность открыто говорить о своем вероисповедании; родители
постсоветского общества могли официально выбирать, к какой конфессии
будет относиться их ребенок, или оставить выбор за ним самим. В таких
условиях для Церкви особенно остро поставлены вопросы: как говорить с
людьми постатеистического общества? Как вернуть себе как общественному
институту статусность? Старые методы общения за время неприятия религии
утратили свою эффективность, а новые еще не нашлись. Как именно Церковь
коммуницирует с обществом и насколько эта коммуникация успешна,
разберем в данной работе. Работы исследователей и журналистские
материалы послужат опорой для рассуждений и анализа.
Однако прежде чем приступить к разбору, нужно уточнить несколько
основополагающих тезисов, касающихся таких понятий, как Церковь,
религия и вера. Итак, согласно религиозному учению, Церковь необходимо
воспринимать как «Царство Божие на Земле», как посредника между Богом и
человеком. Тем не менее, мысль об отождествлении Церкви и государства как
симбиоза, работающего на одни и те же цели, коренится еще со времен ее
появления и живет в умах людей по сей день. Отсюда же возникает и
разделение, иногда доходящее до противопоставления: церковь – религия. В
статье 14 п.2 Конституции РФ сказано: «Религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом». Естественно, что эта статья не
исключает сотрудничества церкви и государства, а говорит о необходимости
3
разграничения этих понятий. И все же - идея о том, что религия и церковь
есть понятия, находящиеся на самом деле не в такой тесной связи, как
должно быть, существует в массах.
Следует обратить внимание, на еще два пересекающихся, но часто
стоящих в оппозиции друг другу, понятия: религия и вера. Религией
называют
особую
форму
осознания
мира,
обусловленную
верой
в
сверхъестественное, включающую в себя свод моральных норм и типов
поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации
(церковь, религиозную общину)1. А вера – это признание чего-либо
истинным, часто — без предварительной фактической или логической
проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного
убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах,
хотя иногда и подыскивает их2.
Казалось бы, религия включает в себя понятие веры, хотя в сущности
понятие
веры
шире.
Принадлежность
к
определенной
религиозной
конфессии подразумевает веру человека в то, что провозглашает эта группа.
Так должно быть, но так бывает не всегда, ведь есть люди соблюдающие,
например, обрядовую сторону, но внутренне не испытывающие никакого
благоговения (что является главным, объединяющим чувством верующих,
исповедующих любые религии). Религия может существовать без веры, но
таким образом искажается ее смысл, извращается сама ее суть. Однако,
существование веры без религии возможно, причем существование по
большей части безубыточное. Человек может во что-то верить, не нуждаясь
при этом в конкретных институтах, подкрепляющих и способствующих его
убеждениям, держась за одну силу своей веры. Именно этому явлению
целого поколения людей, верящих во Что-то или Кого-то сильнее и выше их,
1 Казарина Е. / Религия — статья из энциклопедии «Кругосвет».
2 Вера
// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4
доп.). — СПб., 1890—1907.
4
но не принадлежащих к определенной религиозной конфессии, часто не
признающих Церковь, посвящена значительная часть книги «Религия после
атеизма. Новые возможности теологии» известного культуролога и филолога,
профессора теории культуры в университетах Эмори (США) и Дарема
(Великобритания) Михаила Эпштейна, некоторые тезисы которой будут
раскрыты в данной работе для того, чтобы обрисовать современное
религиозно-духовное состояние общества.
Сегодня СМИ все чаще освещают темы, связанные с религией и
церковью, в газетах и журналах появляются разделы, целиком посвященные
новостям в сфере Церкви как социального института, в эфир радио и
телевидения
выходят
передачи
с
участием
священнослужителей,
священнослужители же пишут книги (в том числе и художественную
литературу), рассчитанные на массовую аудиторию. Почему так происходит?
На какие общественные запросы отвечает эта церковная медиа-активизация?
Можно говорить о том, что Русская православная церковь становится все
более открытой для среды массовых коммуникаций. РПЦ на сегодняшний
день
в
достаточной
степени
ориентирована
на
средства
массовой
информации. Так, у нее есть официальный медиа – представитель протоиерей
Всеволод Чаплин. Действующий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
более открытая для медиа-сферы фигура, чем ныне преставленный 15-й
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Именно увеличение интереса к
религии в информационном поле, а также активное освоение Церковью
медиа-ресурсов дало толчок к рассмотрению проблемы взаимодействия
Церкви и общества и религиозного состояния людей в целом в условиях
современного мира.
5
Проблемы современного религиозного состояния общества
Книга М. Эпштейна «Религия после атеизма. Новые возможности
теологии» едва ли предназначена для широкого круга читателей, так как
написана достаточно сложным, научным языком и подразумевает обладание
читателем определенных специализированных знаний в области теологии, а
также наличие широкого кругозора. Однако, одна из идей книги, вынесенная
в качестве основной (на деле же ей посвящено около 40 из 400 страниц
работы), получила значительный общественный резонанс. Речь идет о
явлении
«бедных
верующих»
постатеистического
общества,
-
так
Эпштейн
феномен
называет
современности.
поколение
«Бедными
верующими» он считает тот срез людей, которые не принадлежат ни к одной
религиозной конфессии в традиционном ее понимании. Эти люди верят в
Бога, но не могут найти себе места ни в христианстве, ни в исламе, ни в
иудействе, ни в буддизме… Они не нуждаются в Церкви как в социальном
институте, они живут только своей внутренней верой в Бога. У них нет
определенных канонов, молитв – всего того, что присуще внешней стороне
веры.
Эпштейн приводит «Манифест бедной религии», который написал сам
автор книги в 1982 году. Отметим основные мысли манифеста. «Бедная»
религия относится к традиционным конфессиям как авангард к реализму. Ни
в чем конкретном себя не выражает, но ее отголоски слышны практически
везде. Такую веру сложно искоренить, так как у нее нет ни определенных
атрибутов, ни центра, ни пророков, а просто обыкновенные люди, которые
часто даже не знают о существовании таких же, как они в плане
умонастроений. Идеи Розанова, Мережковского, Бердяева о слиянии жизни и
веры воплощаются в постатеизме. Бог для бедных верующих «не во всем, а в
каждом, в каждости всех вещей, в том, что отличает одну от другой, не в
протяженности, а в прерывности»3. Эпштейн исходит из того, что атеизм в
3 Эпштейн М.Н.
Религия после атеизма. Новые возможности теологии, стр. 29.
6
своем отрицании всех вер выявляет их общность. По его мнению, эта
общность находит выражение в «бедной вере». На наш взгляд, в манифесте
не хватает структурированности, изложение несколько хаотично при
критическом рассмотрении, однако, общие идеи, заложенные в него, ясны.
В этом же разделе книги приведены статистические данные. На 1995
год
12,8%
верующих
в
России
считали
себя
христианами,
вне
конфессиональной принадлежности. 2,7% не видели принципиальную
разницу между вероисповеданиями и 2,5% имели свое собственное
представление о Боге. Опрос, проведенный среди 1500 респондентов от 18
лет из 44 регионов России в 2011 году, показал, что 82% верит в Бога. Из них
27% не относят себя к определенной религии. Среди молодежи эта цифра
увеличивается до 46,3% от общего числа верующих. Также приведены
результаты опроса среди 56900 человек из различных субъектов РФ. 41% православные христиане, 25% - не относят себя к определенной религии, но
верят в Бога, 13% - атеисты, 6,5 – мусульмане. Эпштейн активно апеллирует
именно к этим статистическим данным: «бедные» верующие занимают
четверть опрошенных. В то же время теолог признает тот факт, что «бедный»
верующий
чаще
всего
впоследствии
примыкает
к
традиционным
религиозным конфессиям.
Обратимся к СМИ, где тема веры без принадлежности к определенным
религиозным также активно разрабатывается. Темой номера журнала
«Огонек» от 14 октября 2013 года стала статья под заголовком «Вера без
посредников». «Мир столкнулся с новой реальностью» - пишет журналистка
издательского дома «Коммерсантъ» Ольга Филина. «Согласно последним
данным Pew Research center, «люди нет»4 встречаются во всех странах мира, а
кое-где (в частности, в России) уже становятся заметной социальной
группой»5. Ольга Филина привела конкретные данные, свидетельствующие
4 То
же, что и «бедные верующие» в терминологии М. Эпштейна.
5 Ольга Филина
Вера без посредников / Огонек № 40 14 октября 2013 года, стр. 16.
7
об увеличении «людей нет» - тех, которых можно описать через отрицания:
не ходят в церковь, не принадлежат ни к одной из религиозных конфессий, не
считают себя атеистами. Филина говорит о существовании ряда теорий,
которые объясняли бы это явление. Так, социологический центр Gallup
объясняет парадокс изменением отношения к ярлыкам: традиция относить
себя к определенной конфессии потеряла свою значимость. Религиозные
представления сохранились, но обозначать их перестали. Кроме того,
приведена точка зрения профессора из Калифорнийского университета в
Беркли Клода Фишера и профессора Майкла Хауста из университета в НьюЙорке.
Они
поставили
рост
подобных
религиозных
настроений
в
зависимость от политических предпочтений американцев. «Люди нет» по
большей части поддерживают либералов, в то время как консерваторы
относят себя к традиционным конфессиям. Основным поколением людей, не
определившихся в своей религии, автор статьи считает рожденных между
1966 и 1975 годами.
В рамках этого же номера журнала «Огонек» Сергей Мельников
беседовал
с
епископом
Пантелеимоном
(Шатовым),
председателем
Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному
служению Русской Православной Церкви, викарием Патриарха Московского
и Всея Руси о том, как Церковь относится к «бедным верующим». Из
интервью понятно, что официальная церковь их жалеет и ожидает, когда они
придут к истинной вере. Епископ Пантелеимон считает, что явление «бедной
веры» - это следствие общего процесса обнищания человека и его культуры.
Бедный язык, бедная нравственность, бедное искусство и бедная религия –
все это один процесс обнищания. Отец Пантелеимон, оказывается, сам
прошел через этап «бедной веры» и говорит, что Церковь не только с
радостью встретит «бедного верующего», но и готова помочь ему встать на
истинный путь.
8
В этом же номере помещено интервью с М. Эпштейном, в котором он
обозначает основные тезисы книги. Интервью провела Елена Кудрявцева, она
же выделила «10 религий будущего», представив их как современную
теологическую мысль. Среди них: рациотеизм, теология родительного
падежа,
технотеизм,
когнитивная
религия,
теология
компьютерных
симуляций, экологическое богословие, лаицизм, фалуньгун, рэй ю кай,
церковь объединения. Следует отметить, что вышеперечисленные названия
вряд ли можно отнести к религиям, скорее, к своего рода сектантству.
С весьма нетипичной темой для глянцевого модного журнала
выступила журналистка Наталья Старостина – статья под названием
«Хочется верить» была опубликована в журнале «Elle» от 10 марта 2011 года.
Автор на примере своих знакомых и друзей разбирает, насколько в
современном обществе можно говорить об искренности веры. Зачем и кому
нужна религия? По мнению автора, религия сейчас рассматривается как
модный тренд. Быть верующим – модно. А часто и выгодно. Так, одна и та же
религия партеров по бизнесу / бизнесмена и клиента может значительно
облегчить их коммуникацию и послужить опорой для удачных сделок. Это же
касается и продвижения по карьерной лестнице – обращение в «правильную»
веру
наверняка
вызовет
одобрение
начальства.
В
статье
упомянут
нашумевший случай с руководством крупного агрохолдинга, решившего
увольнять сотрудников компании в случае, если они не будут обвенчаны до
праздника Покрова Божьей Матери или если они не пройдут курс «Основы
православия».
В качестве одного из зародившихся в постатеистическое время трендов
выделяется осознанный выбор религии, считает Наталья Старостина.
Нередки случаи смены веры, перехода в другую конфессию. Причины на то
самые разные, начиная от психологических, заканчивая соображениями чисто
прагматического характера. Плюс влияние глобализации также дает о себе
знать – межнациональные браки приводят к смене религии одного из
9
партнеров. Кроме того, родители все чаще предоставляют своим детям
возможность самостоятельно определиться с вероисповеданием. Делается это
под предлогом «не давления» на формирование взглядов и убеждений
ребенка. На деле многие психологи уверенны, что подобная либерализация
идет
от
«духовной
неопытности
и
религиозной
индифферентности
родителей»6. Отсюда и происходит формирование не осознанного выбора
религии, а равнодушного к ней отношения.
Возникает естественный вопрос – насколько в таких условиях
сохраняется истинный смысл веры? Не превращается ли она просто во
внешнее соблюдение обрядов и ритуалов, в поиск собственной выгоды, в
профанацию, в конце концов?
6 Старостина Н.
Хочется верить // Портал журнала Elle // URL:
http://www.elle.ru/otnosheniya/psikho/hochetsya-verit/
10
Как и зачем Церковь проникает в сферу массовых коммуникаций
Если есть действие, всегда возникает противодействие. В таких
условиях институт Церкви просто обязан отрефлексировать, дать пути
решения проблемы обнищания религии, активизировать все свои силы.
Отсюда и возникает активная позиция Церкви, проникновение религиозных
тем в СМИ, сотрудничество духовной сферы со сферой журналистики и
литературы – как противодействие общественному религиозному кризису.
Рассмотрим некоторые тенденции и примеры.
Речь Его Святейшества Патриарха Кирилла направлена в массы, он
выражается простым, достаточно светским языком, часто обращается к
молодежи. Более того, РПЦ активно осваивает пространство интернета и базу
социальных сетей в частности. Патриарх Кирилл зарегистрирован на
Facebook. Однако представительство РПЦ заявило, что «эта не личная
страница Патриарха, а один из официальных информационных ресурсов
Московского
патриархата,
информационным
обновляется,
отделом»7.
публикуются
который
поддерживается
Информация
тексты
на
выступлений
Синодальным
странице
Его
постоянно
Святейшества,
загружаются фотографии и видеоролики. Не менее активно ведется работа
над страницей вконтакте. На сегодняшний день у Патриарха Московского и
Всея Руси 7659 подписчиков. Есть и официальная группа Русской
Православной Церкви вконтакте. Здесь проводятся опросы, обсуждения
даются практические рекомендации верующим, у пользователей есть
возможность задать вопрос и получить совет. Один из последних опросов
сформулирован так – «Если в каждой Русской семье не будет хотя бы троих
детей, Россия погибнет. Сколько вы планируете иметь детей?». Обсуждения
ведутся самые различные, в основном касающиеся проблем правильного
7Патриарх
на связи: в социальной сети Facebook появилась персональная страница
предстоятеля РПЦ // портал круглосуточного информационного интернет-канала «ТБН
новости» // URL: http://tbn-tv.ru/news/patriarx-na-svyazi-v-socialnoj-seti-facebook-poyavilaspersonalnaya-stranica-predstoyatelya-rpc/
11
поведения православного христианина в тех или иных ситуациях. Портал
LiveJournal также не стал исключением в освоении Церковью ресурсов
интернета – проект «Патриарх Кирилл. Главное» призван сообщать позицию
Его Святейшества по основным событиям в России и за рубежом, а так же
делать наставления и проповеди Кирилла достоянием общественности. Эта
тенденция «медийности» характерна и для Западной Церкви, направленной
на распространение информации (в том числе и проповедничество) не только
через классические СМИ, но и с помощью новых технологий.
Другим примером проникновения Церкви в массы, уже не с помощью
интернета, а через телевидение, может стать появление просветительской
телепередачи на телеканале «Россия24» под названием «Церковь и мир» с
ведущим митрополитом Иларионом. В гости к митрополиту приходят
известные деятели различных сфер: образования, науки, искусства, политики,
литературы и т.д. Формат передачи подразумевает живой разговор на
заданную религиозную тему. Интересно, что в данном случае вопросы задает
именно гость, а не ведущий. Так, в эфире от 18.01.14 обсуждались
перспективы взаимодействия церкви и светской гуманитарной науки с
Ефимом Пивоваром, доктором исторических наук, профессором, членомкорреспондентом РАН, ректором РГГУ. Речь шла о Библии и библейских
переводах, а также о библиотеках. В передаче обсуждаются и наболевшие для
общества вопросы, например, ввод единого учебника российской истории.
Поскольку передача носит просветительский характер, в конце программы
митрополит отвечает на вопросы телезрителей, доступным языком разъясняя
тот или иной церковный канон или обряд. Большое место занимает
обсуждение такого актуального вопроса, как взаимоотношения различных
религиозных конфессий: православия, католицизма, ислама. В эфире от
7.12.13
известный
тележурналист
Сергей
Брилев
задавал
вопросы
митрополиту о православии и католичестве. Актуальна тема передачи от
29.11.2014, где заместитель главного редактора журнала «Русский репортер»
12
Дмитрий Соколов-Митрич говорил с митрополитом о том, как христианские
ценности соотносятся с карьерой и выполнением журналистского долга в
частности. Митрополит Иларион убежден в том, что христианская вера
должна сказываться на всем образе нашей жизни. В этом смысле он
противопоставляет этой позиции пример Запада, где, по его словам
«навязывается в том числе и через законодательство, и через действия
работодателей, что религиозность – это исключительно частная сфера, что
она должна нигде не только демонстрироваться, но и вообще ни на чем
сказываться»8.
И действительно, тенденция сегодня такова, что религиозность
проникает чуть ли не во все сферы социальной жизни. Сколько споров
разгорелось в СМИ, в социальных сетях из-за предложенной инициативы
сделать курс «Основы православия» частью российского образования.
Заметно усиление работы Церкви с молодежью в целом.
«РПЦ встала на путь омоложения» - таков заголовок материала от
19.11.2014 авторства Александра Черных и Павла Коробова. Речь идет о
проведении первого международного съезда православной молодежи. Цель –
подготовить почву для создания проектов планетарного масштаба, собрать
вместе лидеров и активистов православных молодежных движений. В своей
речи Патриарх Кирилл призвал молодых становиться миссионерами,
добавив, что работа самых успешных будет оплачиваться. Авторы выделяют
вопрос активистов из Новосибирска, адресованный Патриарху, о том,
правильно ли они поступили, добившись отмены концерта Мэрилина
Мэнсона и других групп, в чьих выступлениях есть место богохульству.
Ответ Патриарха однозначен . « <…> за нашу веру и наши ценности надо
бороться, когда это необходимо. Разумеется, мирным способом»9, - заключил
8 Эфир
передачи «Церковь и мир» от 29.11.2014 // URL: http://vera.vesti.ru/
9 Черных
А., Коробов П. РПЦ встала на путь омоложения // URL:
http://www.kommersant.ru/doc/2613858?isSearch=True
13
Его Святейшество, упомянув и скандал с Pussy Riot. Вывод материала – РПЦ
сегодня уделяет особое внимание именно работе с молодежью, в дальнейшем
намереваясь создать общероссийское молодежное движение и укрепить свои
позиции в обществе.
Эту же мысль может подтвердить другая статья, опубликованная
17.09.2014 в «Независимой газете». Владислав Мальцев, обозреватель
приложения
«НГ-религии»,
под
заголовком
«Школу
ждет
духовное
перевоспитание» рассказывает о предложенном РПЦ проекте включения в
школьную программу религиозно-нравственных дисциплин. Автор приводит
цифры и утверждает, что подобное активизация деятелей РПЦ в сфере
образования связана с тем, что уже существующий в школах модуль «Основы
православной культуры» не пользуется спросом. Важно, что журналист не
просто констатирует факт появления проекта, но и выявляет возможные
причины его возникновения, а также проводит параллели с другими
явлениями. Так, отмечается общая тенденция к идеологической работе со
школьниками: фракции КПРФ и ЛДПР в Госдуме подготовили законопроекты
о возвращении уроков политинформации в школах, причем функция этих
уроков заявлена та же, что и у религиозных – воспитательная. Национальный
антитеррористический комитет также разработал для учащихся школ и вузов
«курсы идеологических основ и мер по противодействию терроризму и
экстремизму».
Обозреватель
приходит
к
выводу,
что
проекты
идеологического воспитания школьников и студентов на самом деле ближе к
реализации, чем кажется. Таким образом, становится очевидным, что именно
сфера
идей
–
основная
область,
за
которую
борются
различные
идеологические группы, ведь на этом уровне формируются человеческие
убеждения и ценности.
Материал,
опубликованный
в
«Коммерсантъ»
под
заголовком
«Священников оставят в школе после уроков» от 24.11.2014 информирует о
резонансе, появившемся после разрешения для РПЦ арендовать безвозмездно
14
помещения общеобразовательных учреждений для воскресных школ.
Директора школ недоумевают, так как от аренды помещений пополняется
бюджет. Теперь же возможность сдать школьные кабинеты сократиться. С
другой стороны, изучение православной культуры способствует усвоению
многих гуманитарных дисциплин – в тексте приведены слова председателя
отдела религиозного образования и катехизации Московской городской
епархии иеромонаха Онисима (Бамблевского). Проблема в том, что подобное
разрешение может стать камнем преткновения для разных религиозных
конфессий, считают авторы статьи.
Вопрос введения религиозного образования в школьный курс возникал
и до этого. Обратимся к статье Наталии Нехлебовой под названием
«Вероучебный процесс», напечатанной в журнале «Огонек» №42 от 28
октября 2013 года, рассматривает проблему ввода в школьный курс
предметов по религии. Материал хоть и призван носить информативнообъективный характер, журналистка не удержалась от включения в текст
своей авторской оценки. Мы рассмотрим не саму статью, а реакцию на нее в
виде писем, размещенных в следующем номере журнала «Огонек». Мнение
автора
первого
письма
представляется
достаточно
взвешенным
и
аргументированным: «Прогресс и развитие науки никак не отменяет смысла
и важности религии в жизни человека. Никто не будет спорить, что смысл
этот так или иначе каждый определяет сам для себя. <…> Роль религиозного
фактора в мире возрастает, мне кажется, это уже не нужно доказывать…».
Также автор письма Alexandr Girinsky напоминает о том, что, поскольку
западная культура отталкивается от христианства, без него осложняется или
отсутствует понимание мировой литературы, философии, искусства. И
проблема не самой идее религиозного образования, а в путях ее реализации.
Цитата из другого письма, автор под именем postoronnyaya: «Никак не могу
понять, в чем угроза? В православии? <…> Не могу понять, по какой
причине православный не может изучать свою религию». Есть и другая точка
15
зрения, автор под ником j_m_i: «Статус светского государства предполагает,
что каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не
обращаясь к религиозным институтам». Однако, судя по представленным
письмам, превалируют люди, осуждающие автора статьи за предвзятое
отношение к описываемому предмету и выступающие не за навязывание
религиозного образования, но за расширение возможностей получения такого
образования среди детей, в частности.
Как уже было сказано, Церковь действительно старается расширять
сферу своего участия в общественной жизни. Комментарии РПЦ практически
всех наиболее значимых событий отображаются в СМИ. Так, и острые
экономические темы не остаются без внимания представителей РПЦ. На
сайте «lenta.ru» вышла новость от 02.12.2014 о том, что РПЦ поддержала
инициативу Центрального Банка РФ по ограничению кредитования.
Необходимо ограничить размеры процентов по кредитам, это «сделало бы
наше общество гораздо более человечным, чем сегодня, и предотвратило бы
многие жизненные трагедии»10.
Александр Солдатов в свойственной для «Новой газеты» ироничнообличительной манере описывает предложение отца Всеволода Чаплина
создать «православный банкинг», взяв за основу исламскую банковскую
систему, сделать российскую экономику более независимой. Автор статьи
«ОВЦО и козлищи» делает упор, скорее, на свои личные эмоции по этому
поводу, чем передает собственно предмет своего описания. По прочтении
статьи остается вопрос: что все же предложил Чаплин? Как связано
содержание текста с его названием? Ясно только одно – автор всячески
осуждает
Председателя
Отдела
Московского
патриархата
по
взаимоотношениям Церкви и общества за все его когда-либо вынесенные на
обсуждение предложения.
10 РПЦ
поддержала идею Центробанка об ограничении ростовщичества // lenta.ru URL:
http://lenta.ru/news/2014/12/02/rostovschik/
16
В связи с этим интересна для рассмотрения новость на сайте «slon.ru»
от 03.12.2014 под заголовком «РПЦ обвинила журналистов в искажении роли
Церкви».
Председатель
Синодального
информационного
отдела
РПЦ
Владимир Легойда на пресс-конференции в Екатеринбурге сделал заявление
о том, что в современном российском обществе отсутствует понимание роли
Русской Православной Церкви, в том числе и по вине тех СМИ, которые
стремятся не к передаче важной информации, касающейся духовной жизни,
но к сенсациям. Согласно последним мониторинговым данным интерес к
религиозной тематике увеличивается с каждым днем – «за пять лет
количество
информационных
сообщений,
посвященных
религии,
увеличилось в пять-шесть раз»11. Однако, в обществе по-прежнему нет
реального понимания предназначения Церкви, оно заменено стереотипом,
сформированным журналистами. Речь идет о нашумевших происшествиях,
которые активно освещались. Это ДТП с участием иеромонаха Илией (в миру
Павел Семин), часы Патриарха за 30 тысяч долларов и так далее. Проблема в
коммуникации Церкви и общества, по мнению Легойды, кроется в разных
языках
общения
между
ними:
«Церковь
с
ее
историческим,
интеллектуальным, духовным багажом не вмещается в формат современных
СМИ»12.
11 Кичанова В.
РПЦ обвинила журналистов в искажении роли Церкви // Портал slon.ru //
URL: http://slon.ru/fast/russia/rpts-obvinila-zhurnalistov-v-iskazhenii-roli-tserkvi1191035.xhtml
12 Там
же
17
Заключение
В каком религиозном состоянии или, иными словами, статусе
находится
общество
сегодня?
Здесь
возможно
выделить
несколько
тенденций. Во-первых, в результате волнообразных переходов от атеизма к
теизму в России появилось несколько поколений неверующих, если и не
воинствующих атеистов, то равнодушных к религии людей. Во-вторых, к
концу первой четверти 21 века, говорить о своей принадлежности к той или
иной религии становится даже модно, это своеобразный тренд, что, казалось
бы, несколько противоречит первому тезису. На деле же подобная «мода»
искажает веру и переводит ее в сферу личных интересов, в преследование
выгоды. Церкви как институту в условиях религиозного кризиса необходимо
налаживать связь с обществом, находить рычаги воздействия на него. Русская
Православная Церковь сегодня в достаточной степени ориентирована на
молодое поколение, осваивает социальные сети, телевидение и в целом
делает ставки на взаимовыгодное сотрудничество со СМИ.
Повышенное внимание СМИ имеет как положительные, так и
отрицательные стороны для репутации РПЦ. С одной стороны, идет процесс
просвещения людей, удовлетворения их информационных потребностей,
идея демократического общества о том, что дела социальных институтов, не
исключая Церковь, должны быть доступны для народа, находит свое
воплощение. С другой стороны, увеличилось количество скандалов,
связанных с РПЦ и освещаемых медиа. На этот счет существуют разные
точки
зрения:
некоторые
считают
подобную
информацию
слухами,
заказными материалами, для кого-то выгодными; другие занимаются
обобщением и считают всю сферу Церкви порочной. Мы не ставили целью
работы выяснить, как в действительности обстоят дела, а работали с самим
фактом увеличения числа инфоповодов религиозного характера, фактом
притока в сферу коммуникации религиозной тематики.
18
Список использованной литературы
1.
Эпштейн М.Н. Религия после атеизма. Новые возможности
теологии. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 416 с.
2.
Казарина Е. / Религия — статья из энциклопедии «Кругосвет» //
Универсальная
научно-популярная
онлайн-энциклопедия
//
URL:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/RELIGIYA.html?
page=0,1
3.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82
т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
4.
Филина О. Вера без посредников // журнал «Огонек» № 40 от
14.10.2013
5.
Мельников С. «Бедная вера» не угрожает православию (интервью
с епископом Пантелеимоном Шатовым) // журнал «Огонек» № 40 от
14.10.2013
6.
Кудрявцева Е. «Бедным верующим» тесно в Церкви (интервью с
М. Эпштейном) // журнал «Огонек» № 40 от 14.10.2013
7.
Старостина Н. Хочется верить // журнал Elle // URL:
http://www.elle.ru/otnosheniya/psikho/hochetsya-verit/
8.
Патриарх на связи: в социальной сети Facebook появилась
персональная
страница
предстоятеля
РПЦ
//
круглосуточный
информационный интернет-канал «ТБН новости» // URL: http://tbntv.ru/news/patriarx-na-svyazi-v-socialnoj-seti-facebook-poyavilaspersonalnaya-stranica-predstoyatelya-rpc/
9.
Страница
Патриарха
Кирилла
на
Facebook
//
URL:
https://www.facebook.com/PatriarhKirill/timeline?ref=page_internal
10.
Страница
Патриарха
Кирилла
вконтакте
//
URL:
https://vk.com/patriarh_kirill
19
11.
Открытая группа Русской Православной Церкви вконтакте //
URL: https://vk.com/club7517985
12.
Архив передачи «Церковь и мир» с митрополитом Иларионом
(Алфеевым) // URL: http://vera.vesti.ru/
13.
Черных А., Коробов П. РПЦ встала на путь омоложения //
Коммесантъ // URL: http://www.kommersant.ru/doc/2613858?isSearch=True
14.
Мальцев В. Школу ждет духовное перевоспитание // НГ-
религии // URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2014-09-17/4_school.html
15.
Черных А., Коробов П. Священников оставят в школе после
уроков // Коммерсантъ // URL: http://www.kommersant.ru/doc/2617827?
isSearch=True
16.
Нехлебова Н. Вероучебный процесс // журнал «Огонек» от № 42
28.10.2013
17.
РПЦ
ростовщичества
поддержала
идею
//
Центробанка
lenta.ru
об
ограничении
//
URL:
http://lenta.ru/news/2014/12/02/rostovschik/
18.
Солдатов А. ОВЦО и козлищи // «Новая газета» // URL:
http://www.novayagazeta.ru/economy/66090.html
19.
Кичанова В. РПЦ обвинила журналистов в искажении роли
Церкви // slon.ru // URL: http://slon.ru/fast/russia/rpts-obvinila-zhurnalistov-viskazhenii-roli-tserkvi-1191035.xhtml
20
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв