Таким образом, анализ некоторых проблем кредитования малого бизнеса показывает, что основной целью поддержки малого бизнеса со стороны государства и общества должно являться не прямое субсидирование
или обеспечение финансовыми ресурсами, а создание благоприятных
условий для функционирования, в том числе за счет облегчения доступа к
заёмным ресурсам. Для этого необходимо упростить получение информации о надежности малого бизнеса, уменьшить процентную ставку по кредиту, увеличить финансовую грамотность предпринимателей, и создать
взаимовыгодные условия для сотрудничества малого и среднего бизнеса с
банками.
Список литературы
1. Космачева Н.М. Государственное регулирование и механизм финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в России // Регион: экономика и финансы: Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию Академии социального
управления 20 мая 2014 г., 2014. – С. 151–158.
2. Банки.ру – информационный портал о банках и банковских услугах.
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.banki.ru/wikibank/kredit/.
3. Кто в деле-портал о новых идеях для малого бизнеса [Электронный ресурс]. –
URL: https://ktovdele.ru/riski-malogo-biznesa.html.
4. Posobie-Help-помощь и консультации по всем видам пособий и льгот
Электронный ресурс]. – URL: http://posobie-help.ru/subsidii/business/vidy-i-razmerpomoshi-ot-gosudarstva.html.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm.
6. ЦБ РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/statistics.
Смирнов Д.Ю.
3 курс, Экономика
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Руководитель: канд. экон. наук, доц. Галимова И.В.
Санкт-Петербург
Современное состояние доходов государственного бюджета
Доходы государственного бюджета являются одними из основных
способов регулирования экономической жизни страны. В период экономического кризиса нормальное функционирование бюджетной системы имеет особое значение для устойчивости всей экономики в целом.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие
у государства с гражданами, организациями, предприятиями, в процессе
формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей населения, организаций и предприятий в государственный бюджет, а их материальновещественным воплощением являются денежные средства, мобилизуемые
73
в бюджетный фонд. Таким образом, доходы бюджета являются важнейшей
частью бюджетной системы и экономики в целом [1].
Рассмотрим доходы государственного бюджета РФ за 2013–2017 гг. и
проанализируем основные показатели.
Общий объем доходов госбюджета РФ за рассматриваемый период
увеличился на 3%. Однако в 2016 году доходы снизились на 2 %, по сравнению с 2015 годом.
Исходя из данных в таблице можно заметить, что в 2013 г. доля
нефтегазовых доходов и не нефтегазовых доходов в бюджете была одинаковой: 50,2% и 49,8% соответственно. Однако с каждым годом стал
наблюдаться все более существенный разрыв между данными показателями.
Снижение поступления нефтегазовых доходов за исследуемый период
обусловлено:
снижением доли экспорта нефти в общем уровне экспорта РФ (в
2013 г. – 33%, в 2017 г. – 26%);
снижением экспортных цен на природный газ (в 2013 г. – 336 $ за
тыс. куб. м, в 2017 г. – 210 $) [5].
Таблица 1
Доходы государственного бюджета, млрд р.
Показатель
Доходы, всего
Нефтегазовые доходы
2013 г.
13019,9
6534
2014 г.
13238,8
6480,2
2015 г.
13659
5863
2016 г.
13369
4778
НДПИ
Таможенные пошлины
Не нефтегазовые доходы
2514,5
4019,5
6485,9
2917,1
4563,1
6758,6
3160
2703
7797
2819
1959
8591
352,2
3539
524,4
363,2
3711,9
664,9
541
4233
722
565
4757
761
459
4839
772,9
20,7
20,3
22,4
21,3
21,1
722,3
134,8
711,1
139,1
765
149,1
796
142,1
729
147,2
1192,5
1148,1
1364,5
1548,6
1439,8
Налог на прибыль организаций
НДС
Акцизы
НДПИ (без нефтегаз.
дох.)
Таможенные
пошлины
(без нефтегаз. дох.)
Дивиденды по акциям
Прочие не нефтегазовые
доходы
Источник: [2].
74
2017 г.
13437
5029
В т.ч.
3278
1750
8408
В т.ч.
Помимо госбюджета РФ, проведем анализ и местного бюджета,
например, города Санкт-Петербурга. Это будет сделано для того, чтобы
показать различия в бюджетах разных уровней.
Таблица 2
Доходы бюджета Санкт-Петербурга (млрд р.)
Наименование
доходов
Налоговые доходы
Неналоговые
доходы
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
316,9
349,3
363,3
380
417,7
33,4
32,3
32,1
35,1
33,3
Безвозмездные
поступления
30,5
27,4
12,6
17,4
17,7
Итого доходов
380,8
409
408
432,5
468,7
Источник: [2].
Наибольшую долю в структуре налоговых доходов занимают «Налоги
на прибыль, доходы» – 79 %. Рост значений поступлений по налогу на
прибыль организации обусловлен в 2016 годувосстановительным ростом
основных макроэкономических показателей. Так, индекс физического объема ВРП в 2016 г. составил 101,1 % от 2015 г. [3]
Прозрачность и открытость проекта федерального бюджета на 2015 г.,
2016 и 2017 гг. продолжают ухудшаться. Число секретных приложений к
тексту закона возросло: теперь секретны и данные об особенностях использования источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Значительное влияние на состояние бюджета оказали экономические
санкции против РФ. В связи с ними в стране изменилась структура доходов федерального бюджета: если до 2014 г. нефтегазовые доходы и не
нефтегазовые доходы составляли примерно одинаковую долю, то после
введения санкций доля нефтегазовых доходов значительно снизилась.
Данные мероприятия также значительно повысили уровень инфляции в
стране. Таким образом, резкое изменение в структуре в связи с макроэкономической ситуацией значительно замедлило рост доходов в госбюджет.
По нашему мнению, среднестатистический налогоплательщик несет
завышенное бремя, хотя размер НДФЛ фиксированный, и формально не
представляет непосильные суммы. Однако существует множество косвенных налогов, которые составляют около 70 % от общего числа всех налоговых поступлений [6]. Конечно, в связи со сложившейся современной
экономической ситуацией в стране, данный вид налогов является надеж75
ным источником формирования госбюджета, однако их высокий размер
приводит к сокращению спроса, а соответственно и производства, что приводит к снижению поступлений в бюджет. Негативно это и отражается и
на предпринимателях, которые уходят в теневой сектор.
Существует вариант увеличения доходов в госбюджет через повышение неналоговых доходов. Например, продажа малоэффективной государственной собственности. Это и сократит расходы на их содержание, и
увеличит количество поступлений в госбюджет.
Одним из действенных способов управления государственной собственностью, как показывает мировой опыт, является передача его в концессию. Главное различие передачи имущества по договору концессии от
аренды состоит в том, что концессионеру передаётся право осуществления
деятельности или предоставления услуг, которые относятся к функциям
государства. И уже для обеспечения подобной деятельности передаётся
государственное имущество. При помощи механизма концессии в общественный сектор привлекаются частные инвестиции.
По мнению экономистов, перспективной представляется модель замены налога на прибыль налогом на расходы. Обложение налогами собственности, наличие которых говорит об успешности деятельности
организации, будет более эффективным.
Главное отличие такой модели от существующей в настоящее время –
разновекторность. Так, НДС и налог на прибыль – одновекторные, т.к. обложению подвергается один и тот же объект – выручка от предпринимательской деятельности. В предлагаемой модели данная проблема
решается: минимизация НДС в виде предъявления завышенных налоговых
вычетов по приобретенным товарам (услугам) приведет к увеличению
налога на расходы.
Лишь четыре налога (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций и налог на доходы физических лиц) будут взиматься на постоянной основе, а остальные – в зависимости от характера
предпринимательской деятельности (например, при производстве подакцизных товаров, при наличии источников загрязнения, при пользовании
объектами животного мира и водными биоресурсами и т.д.).
Существуют различные способы внедрения предлагаемой модели.
Один из вариантов сочетает снижение налоговых ставок с введением дополнительных контрольных процедур. Теоретически это возможно, но отсутствие дорогостоящего налогового аппарата РФ не обеспечит полного
контроля за ситуацией.
Другой вариант связан с введением налогов, легко контролируемых.
Предлагаемыми налогами теневая экономика будет облагаться автоматически, т.к. облагаемые объекты легко обнаруживаются визуально, а отчетность о доходах не требуется, т.е. сокрытие доходов бессмысленно.
Проблема теневой экономики должна решаться не уничтожением, а за счет
возвращения данного сектора в легальное русло.
76
Для доходов местного бюджета, на примере Санкт-Петербурга, также
основным направлением совершенствования является повышение собираемости налогов. Однако существуют и другие способы увеличения поступлений доходов в госбюджет.
Например, нужно обеспечить получение всеми гражданами «белой»
зарплаты, что повысит размер отчислений в бюджет. По информации Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук
РАНХиГС 44,8% работников в 2017 г. получают зарплату в конвертах
(вместо 40,3% в 2016 г.). Бюджет не получает значительные ресурсы, поэтому органам власти необходимо выстроить грамотную политику. В данном случае, возможным вариантом будет применение прогрессивной
шкалы налогообложения. Это поможет и решить вторую задачу, повышение благосостояния населения. Например, установить границу, которая
будет ориентиром при налогообложении и граждане, которые будут зарабатывать меньше, не будут платить НДФЛ или будут платить небольшой
размер. Но поступления в бюджет увеличатся за счет уплаты НДФЛ граждан, с более высокими доходами [4].
По прогнозам, доходы госбюджета на 2018 год и на плановый период
2019 и 2020 года доходы госбюджета увеличатся, т.к. прогноз сформирован в условиях стабилизации экономической ситуации благодаря мероприятиям, проводимым государством. В настоящее время экономика
отличается крепким платежным балансам минимальной зависимостью от
внешнего долга, низкой инфляцией и контролируемым уровнем дефицита
бюджета, снижающейся зависимостью от цен на нефть и более здоровыми
структурными пропорциями. Это создает основу для восстановления экономического роста.
Таким образом, по нашему мнению, изменение налоговых поступлений и совершенствование установления и администрирования неналоговых поступлений помогут сформировать дополнительные денежные
средства, а значит государство сможет финансировать большее количество
проектов, что поможет более эффективному функционированию государственной политики.
Список литературы
1. Бухгалтерский словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliotekar.ru/
kodex-11/index.htm
2. МинФин РФ: структура и динамика доходов федерального бюджета [Электронный ресурс]. – URL: http://info.minfin.ru/fbdohod.php
3. Мишустин М.В. Факторы роста налогов дохода: макроэкономический подход
[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-rosta-nalogovyhdohodov-makroekonomicheskiy-podhod
4. Соцопрос РАНХиГС: все больше россиян стремятся «в тень» [Электронный
ресурс]. – URL: http://social.ranepa.ru/novosti/item/socopros-ranhigs-vse-bolshe-rossiyan stremyatsya-v-ten
77
5. Статья РБК.Доля нефтегазовых доходов в бюджете России упала до семилетнего уровня [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/economics/24/03/2016/
56f32a639a794756a61f301e
6. Финансы и бизнес. Косвенные налоги [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.finanbi.ru/pryamye-i-kosvennye-nalogi-v-chem-razlichie--primery-tablica-146
Софронова А.А.
3 курс, Экономика
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Руководитель: канд. экон. наук, доц. Белова Т.М.
Санкт-Петербург
Анализ рынка пластиковых карт в России
Банковская пластиковая карточка – универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом
и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, получать наличные деньги, а
также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными
преимуществами. Рынок пластиковых карт является важнейшим атрибутом современной рыночной экономики. Известно, что расчеты с использованием наличных денег достаточно дорого обходятся государственным и
коммерческим финансовым структурам. В этой связи актуальными являются исследования современного состояния рынка банковских пластиковых карт России в целях определения перспектив развития и дальнейшего
увеличения доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций.
Понятие банковской пластиковой карты в настоящее время зафиксировано в российском законодательстве, в том числе – в документах, изданных Центральным Банком России.
Согласно Пункту 1.4 Положения ЦБ РФ № 266-П от 24.12.2004 г., ред.
14.01.2015 г. «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с
использованием платежных карт» банковская платежная карта – инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами,
операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом [2]. На протяжении 2016–2017 гг. платежный рынок России
продолжает демонстрировать медленный, но устойчивый рост. Повышаются объемы эмиссии и уровень проникновения карточных инструментов.
Внедряются технологии бесконтактной оплаты.
Однако в России сохраняется доминирование дебетовых продуктов
(табл. 1).
78
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв