Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Выпускная квалификационная работа 21.03.02 Землеустройство и кадастры
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 871,1 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ФАКУЛЬТЕТ ГОРНОГО ДЕЛА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Кафедра природопользования и земельного кадастра СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОЙ СЕТИ НА ТЕРРИТОРИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА Выпускная квалификационная работа студентки заочной формы обучения направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры 5 курса группы 81001154 Бережной Ольги Игоревны Научный руководитель к.г.н., доцент Полякова Т.А. БЕЛГОРОД 2016
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА…………………………………...…….. 3 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ………………….………….… 9 1.1. Сущность, основные понятия и классификация транспортной сети.. 9 1.2. Современное состояние транспортной системы России…................. 11 1.3. Территориально-транспортное планирование: основные понятия и задачи……………………………………………………………….. 13 1.4. Развитие и размещение дорожной сети в схемах землеустройства... 17 ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ НА ТЕРРИТОРИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА………………………………… 20 2.1. Краткая характеристика Корочанского района..………………….. 20 2.2. Природные условия Корочанского района, влияющие на формирование и развитие транспортной сети…………...………… 22 2.3. Социально-экономические факторы формирования транспортной сети Корочанского района…………………………………………… 24 2.4. Развитие дорожной инфраструктуры Корочанского района в транспортной сети Белгородской области…………………………. 26 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА…….…… 29 3.1. Характеристика дорожной сети района.……………..…………. 29 3.2. Анализ обеспеченности дорожной сетью поселений Корочанского района………………………………………………... 32 3.3. Краткая характеристика транспортных предприятий Корочанского муниципального района …………………………… 38 3.4. Перспективы развития дорожной сети………………………….. 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…................................................................................................. 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…........................................ 48
3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 №136 (ред. от 01.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 2. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 №190 (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 3. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве: федеральный закон от 18.06.2001 №78 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 4. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 5. Российская Федерация. Правительство. Постановления. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 05.12.2001 №848 (ред. от 06.10.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 6. Российская Федерация. Правительство. Постановления. О составе схем территориального планирования Российской Федерации: постановление Правительства от 13.11.2006 №680 (ред. от 26.12.2014) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2016. 7. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 24.03.2007 № 178 (ред. от 22.02.2012) // Справочноправовая система «Консультант плюс», 2015.
4 8. Российская Федерация. Правительство. Постановления. О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.03.2008 № 198 (ред. от 02.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2016. 9. Российская Федерация. Правительство. Постановления. О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему: постановление Правительства РФ от 26.11.2012 №1220 (ред. от 28.04.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2016. 1. Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №319 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 10. Российская Федерация. Указы. О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации: указ Президента РФ от 27.06.1998 №728 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 11. Белгородская область. Правительство. Постановления. Об утверждении схемы территориального планирования Белгородской области: постановление правительства от 31.10.2011 № 399-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016. 12. Белгородская утверждении область. государственной Правительство. программы Постановления. Белгородской Об области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы: постановление Правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 440-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.
5 13. Белгородская область. Постановления. Об утверждении программы капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов Корочанского района на 2014 год: постановление администрации муниципального района «Корочанский район» от 21.05.2014 № 317 // Официальный сайт администрации муниципального района «Корочанский район». – Режим доступа:http://korocha.ru/2014_god_0. 14. Белгородская область. Постановления. Об осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района «Корочанский район»: постановление администрации муниципального района «Корочанский район» от 01.12.2014 № 835 // Официальный сайт администрации муниципального района «Корочанский район». – Режим доступа:http://korocha.ru/2014_god_0. 15. Российская Федерация. Свод правил. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.
6 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В настоящее время развитие транспортной системы России является необходимым условием реализации инновационной модели еѐ экономического роста и улучшения качества жизни населения. Однако, неравномерность развития транспортной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации ограничивает развитие единого экономического пространства страны и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы регионов. Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к ряду существенных проблем, среди которых: рост расходов, повышение уровня аварийности и, как следствие, смертности на дорогах, и пр. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью сети автомобильных дорог, составляют 3 % ВВП, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза [НПБ 5]. В тоже время необходимо отметить, что задача обоснованного размещения и развития дорог должна решаться только на основе схем землеустройства территории. Вышеперечисленные обстоятельства обусловили актуальность исследования выпускной квалификационной работы. Целью выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния и развития дорожной сети на территории муниципального района «Корочанский район» Белгородской области. Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи: 1. Изучить научно-методические основы организации, формирования и развития транспортной сети. территориальной
7 2. Выявить и проанализировать условия формирования дорожной сети на территории Корочанского района. 3. Выполнить анализ современного состояния и перспективы развития транспортной сети Корочанского района. 4. На основании полученных результатов разработать предложения по совершенствованию дорожной сети на территории Корочанского района. Объектом исследования выпускной квалификационной работы является транспортная сеть Корочанского района, входящая в состав транспортной системы Белгородской области и обладающая своими территориальными особенностями формирования, развития и функционирования. Предметом исследования являются территориальные особенности формирования и развития транспортной сети. В данной работе мы использовали следующие методы исследования: метод работы с научной литературой, сравнительно-географический метод, методы обработки статистических данных, метод математических расчѐтов и др. Теоретической и методологической основой проводимых исследований являются труды отечественных и зарубежных ученых, отражающих проблематику пространственного исследования территориальной организации транспортных сетей. Информационно-эмпирической базой дипломного исследования являются информационные материалы Госкомстата России и Белгородского областного комитета государственной статистики, материалы, администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области и др. Практическая значимость работы. Результаты исследований выпускной квалификационной работы позволяют комплексно оценить
8 состояние транспортной сети Корочанского района и предложить мероприятия по еѐ совершенствованию. Структура и объем работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трѐх глав, заключения, списка использованных источников, приложений, изложена на 50 включающего 6 рисунков, 6 таблиц. страницах машинописного текста,
9 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ 1.1. Сущность, основные понятия и классификация транспортной сети Основная роль транспортной сети заключается в том, что она и вместе с населенными пунктами образует «каркас» территории, оказывает существенное влияние на эффективность и динамичность социальноэкономического развития регионов и страны в целом, а также играет значительную роль в решении проблем, направленных на оптимизацию территориальной организации производственных сил. Под транспортной сетью принято понимать общую сеть путей сообщения всех видов транспорта: наземных дорог, водных путей, трубопроводов, авиалиний. Транспортные сети характеризуются длиной, густотой, составом, пропускной способностью, мощностью грузопотоков, пассажиропотоков и другими показателями. Густота транспортной сети является характеристикой транспортной сети некоторой территории и представляет собой отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории. Густота транспортной сети измеряется в километрах на квадратный километр (км/км2) или километрах на 100 квадратных километров (км/100 км2). Густота транспортной сети может рассчитываться для одного вида транспорта. Классификация транспортных сетей может быть произведена по разным признакам. На рисунке 1.1. приведена классификация относительно используемых видов транспорта. В соответствии с этой классификацией укрупнено транспортные сети можно разбить на три группы. По кратчайшим направлениям между пунктами перемещения могут перемещаться лишь немногие виды транспорта. Причем реальные пути их перемещения практически всегда
10 отклоняются от прямолинейных вследствие необходимости обхода запретных районов, суверенных территорий, природных особенностей и т. п. Рис. 1.1. Классификация транспортных сетей по использованию их видами транспорта [5] Например, для воздушного транспорта в целях разумного ограничения пролета над иностранной территорией, облета воздушного пространства городов, повышения безопасности прокладываются воздушные коридоры, которые используются для прокладки различных маршрутов. Естественные пути для перемещения являются наиболее древними транспортными сетями. Главным образом это реки и пригодные для перемещения внедорожных транспортных средств участки земной
11 поверхности. Основное количество грузов и пассажиров перемещается по дорогам. Дорожная сеть – это совокупность всех общественных дорог на определенной территории. Управление транспортной системой – это совокупность мероприятий, направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы как между собой, так и с внешней средой. 1.2. Современное состояние транспортной системы России Транспортная система России – это совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Транспортная система России характеризуется развитой транспорт ной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта – железнодорожного и трубопроводного. На них падает основной объем грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика,
12 несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации составила в 2015 году около 1,5 млн. км. 1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 000 000 Км 800 000 600 000 400 000 200 000 0 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рис. 1.2. Протяженность автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации [22] По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран. Так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США – около 13 км, во Франции – 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием составила чуть более 1 млн. км. По данным на 2015 г., 92 % протяженности федеральных
13 трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки. 1.3. Территориально-транспортное планирование: основные понятия и задачи Понятие территориально-транспортного планирования появилось относительно недавно. Оно было введено для обозначения деятельности по планированию развития транспортного каркаса территорий муниципальных образований и регионов. Этот вид планирования является частью градостроительной деятельности и деятельности по территориальному планированию. Необходимость его введения обусловлена тем, что в действующем Градостроительном кодексе Российской Федерации транспортная инфраструктура территории рассматривается как набор отдельных объектов капитального строительства, находящийся в ведомстве различных субъектов градостроительной деятельности [15]. В законе, регулирующем градостроительную деятельность, отсутствует целостное представление объектов инфраструктуры, составляющих транспортный каркас территории. Планирование развития этих объектов разнесено по документам различных уровней. Планирование объектов местного значения осуществляется в таких документах, как генеральные планы населенных пунктов, городских округов, схемы территориального планирования муниципального района. Объекты регионального значения должны рассматриваться в схемах территориального планирования регионов. Закон не запрещает рассматривать их взаимосвязь с объектами других уровней, но и не указывает на необходимость комплексного планирования. Результатом является то, что в условиях дефицита времени и финансовых ресурсов во
14 многих проектах «чужие» объекты инфраструктуры просто не рассматриваются и даже не упоминаются. Это ведет к появлению документов, в которых фигурируют фрагменты дорог без привязки к дорожной сети и отдельные объекты строительства – вне системы мероприятий. Теряются такие эффективные и необходимые средства улучшения транспортной ситуации, как развитие систем организации движения, своевременное резервирование территорий для прокладки дорог регионального и федерального значения, повышение эффективности работы общественного транспорта. Все это в совокупности, безусловно, не способствует реализации национальной программы повышения безопасности дорожного движения. Объект территориально-транспортного планирования – это территориальная транспортная система, а системообразующим фактором выступают органы управления территориями [15]. Основные понятия территориально-транспортного планирования содержатся в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [НПБ 2]: 1) градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планировки планирования, территории, градостроительного архитектурно-строительного зонирования, проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений 2) территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 3) транспортно-пересадочный узел – комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами
15 транспортной инфраструктуры, предназначенными для а обеспечения также другими безопасного и объектами, комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой. Транспортные системы регионов – системы, включающие в себя транспортные системы городских округов и муниципальных районов, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, находящиеся на территории региона. Транспортные системы муниципальных районов – системы, включающие в себя транспортные системы поселений, межселенные дороги, другие объекты транспортной инфраструктуры местного, регионального и федерального значения, находящиеся на территории муниципальных районов, а также жизненно важные элементы транспортных сетей муниципальных районов, расположенные на прилегающих территориях Транспортные системы поселений – системы, включающие в себя улицы и дороги поселения, другие объекты транспортной инфраструктуры местного значения, объекты транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения, находящиеся в границах территории поселения, за исключением объектов, не имеющих связей с местной сетью, а также жизненно важные элементы транспортных сетей поселений, расположенные на прилегающих территориях. В целом же, документы, в которых ведется планирование развития территориальных транспортных систем, и документы планировки и строительства можно связать в общую систему документов территориальнотранспортного планирования и проектирования (рис. 1.3). Исследование нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность по организации дорожного движения и транспортному планированию доказывает, что законодательство, регулирующее данную область, нуждается в серьезном усовершенствовании и систематизации.
16 Рис. 1.3. Документы территориально-транспортного планирования и проектирования [15] На эффективное и безопасное функционирование транспортных систем городских поселений влияет законодательство Российской Федерации о градостроительстве, и оно имеет существенные недостатки. Вопросы организации дорожного движения не представлены в системе градостроительной документации, а поэтому эта система не содержит ни описания материалов самостоятельных по этим стадий вопросам, проектирования, ни ни соответствующих руководящих разделов в
17 существующих действующего материалах. Самым Градостроительного существенным кодекса РФ недостатком является отсутствие обязательной проработки вопросов организации дорожного движения на всех стадиях градостроительного проектирования. Так, в составе документов территориального планирования отсутствуют требования, предусматривающие разработку комплексных транспортных схем и комплексных схем организации дорожного движения. Согласно требованиям градостроительного кодекса РФ, схема организации дорожной сети и схема движения транспорта входят в состав проектов планировки территории, которые разрабатываются на основе документов территориального планирования и для которых не предусмотрены процедуры согласования и экспертизы. Истоки проблемы в том, что данный закон разрабатывался юристами без участия специалистов в области управления транспортными системами городов, поэтому основное внимание в нем уделяется правовому зонированию и процессуальным вопросам разработки документации, а объекты транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры лишь упоминаются в отдельных статьях. 1.4. Развитие и размещение дорожной сети в схемах землеустройства При проектировании дорожной сети решаются следующие вопросы: 1) анализ существующей дорожной сети; 2) составляют схемы транспортных связей, направлений и схемы транспортных связей, направлений и местоположения дорог; 3) составляют местоположения дорог; 4) определяют грузонапряженность дорог на устанавливают категории и группы дорог; 5) размещают трассы дорог и дорожные сооружения; перспективу,
18 6) определяют экономическую эффективность проекта. По результатам полевого землеустроительного или специального дорожного обследований составляют схему размещения существующей дорожной сети. На плановый материал наносятся все магистральные дороги, как внутрихозяйственного значения, так и государственного, указываются их техническое состояние и основные характеристики: ширина проезжей части, тип покрытия и др. Для некоторых участков дорог местного значения указываются необходимые мероприятия по их ремонту и реконструкции, также отображается потребность в строительстве или ремонте различных дорожных сооружений. В случае выявления недостаточного охвата дорожной сетью района составляется схема размещения новых дорог, при строительстве которых должны быть учтены следующие критерии: 1) проектирование должно производиться с учетом местных условий; 2) при проектировании стремятся к минимизации земельных работ; 3) трассы дорог проектируются с учетом затрат времени на передвижение; 4) должны входить в единую транспортную сеть района. При строительстве новых дорог всегда решаются вопросы предоставления, отвода и изъятия земель для несельскохозяйственных целей, размещаемые в схеме землеустройства. Предоставление земель – совокупность действий по распределению земель, начиная с возбуждения ходатайства и заканчивая вынесением постановления о предоставлении участка. Отвод земель – совокупность землеустроительных действий по исполнению решения о предоставлении земельного участка для несельскохозяйственных целей. Изъятие земель – противоположное понятие. В результате осуществляется их предоставлений, межотраслевое отводов и изъятий распределение межхозяйственного землеустройства. Принципы межотраслевого перераспределения земель: в земель процессе
19 1) согласованности 2) плановости – в соответствии со спросом и предложением 3) принцип защиты прав собственности 4) приоритетности 5) сочетание государственных интересов с интересами отдельных землепользователей 6) принцип возмещения убытков и потерь 7) эколого-экономический – подразумевает сочетание экономического оптимума с экологическими требованиями Формирование землепользования не сельскохозяйственного назначения является составной частью землеустроительного проекта, связанного с отводом и изъятием для не сельскохозяйственных нужд. При формировании землепользования линейных объектов выделяется значительно большая площадь, часть площади выделяется во временное пользование. Временная превышает основную, в результате она не всегда используется по целевому назначению.
20 ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ НА ТЕРРИТОРИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА 2.1. Краткая характеристика Корочанского района Корочанский район расположен в центральной части Белгородской области и граничит с семью муниципальными объектами региона: Губкинским городским округом, Белгородским, Яковлевским, Прохоровским Чернянским, Новооскольским и Шебекинским муниципальными районами. Район, как территориальное звено местного самоуправления, представляет собой часть территории Белгородской области и является самоуправляемой административно-территориальной единицей. Общая площадь земель района составляет 1464,1 км2. В состав муниципального района входят 23 поселения, из которых 1 – городское поселение г. Короча и 22 сельских поселений (рис. 2.1). Рис. 2.1 Административное устройство Корочанского района [13]
21 В Корочанском муниципальном районе на 01.01. 2015 г. проживало 38967 человек, что составляет 2,5 % населения всей области. При этом почти 85 % населения проживает в сельской местности. Плотность населения 26,6 км2. Наибольшее количество человек проживает в городском поселение г. Короча, на его долю приходится 17 % всего населения района. Среди сельских поселений лидирует Бехтеевское с.п. – 11 % (табл. 2.1). Таблица 2.1 Территория и численность население поселений Корочанского района Все Территория, население, км2 человек Корочанский МР 146414 38967 792 6614 Г. п. г. Короча 8531 2469 Алексеевское с.п. 7957 1280 Анновское с.п. 6938 1494 Афанасовское с.п. 10229 4312 Бехтеевское с.п. 7287 818 Большехаланское с.п. 6453 910 Бубновское с.п. 6743 790 Жигайловское с.п. 2521 752 Заяченское с.п. 4600 584 Коротковское с.п. 11738 1554 Кощеевское с.п. 4765 1807 Ломовское с.п. 5866 2517 Мелиховское с.п. 7931 1204 Новослободское с.п. 3545 510 Плосковское с.п. 5684 676 Плотавское с.п. 3998 2953 Погореловское с.п. 4314 1592 Поповское с.п. 3438 1252 Проходенское с.п. 11768 1251 с.п. 5513 860 Шеинское с.п. 5931 551 Шляховское с.п. 9872 2217 Яблоновское с.п. Cоставлено по данны [20] в том числе: городское сельское 5903 5903 - 33064 711 2469 1280 1494 4312 818 910 790 752 584 1554 1807 2517 1204 510 676 2953 1592 1252 1251 860 551 2217 Плотность населения чел/ км2 26,6 835,1 28,9 16,1 21,5 42,2 11,2 14,1 11,7 29,8 12,7 13,2 37,9 42,9 15,2 14,4 11,9 73,9 36,9 36,4 10,6 15,6 9,3 22,5 Наибольшую площадь занимает Кощеевское и Соколовское сельские поселения – по 10 % от общей площади района.
22 2.2. Природные условия Корочанского района, влияющие на формирование и развитие транспортной сети Влияние природных факторов на формирование, функционирование и развитие транспортных сетей имеет первостепенное значение. И в историческом прошлом и сейчас на дорожной сети оказывали влияние: водоразделы, рельеф, лесные массивы и пр. Корочанский муниципальный район лежит в умеренных широтах между 50° 20' и 51°09' северной широты 36° 35' и 37° 56' восточной долготы на южных и юго-западных склонах Средне-Русской возвышенности. Макрорельеф равнинный, увалистый, изредка холмисто-увалистый, со слабой и средней степенью расчленения. Характерно преобладание площадей с вертикальным расчленением 60-80м (67,2 %) и 80-100м (21,4 %). Густота горизонтального расчленения оврагами и балками достигает 1,5 км/км2. Овраги и балки имеют крутые склоны (25° - 30°). Нередко откосы на большом протяжении представляют меловые обнажения, изрезанные густой сетью береговых размывов и промоин. Длина основных балок колеблется от 3 до 12 км. Ширина по верху в вершинах 10 – 60 м, в устьях 300 – 600 м. Глубина в средней наиболее глубокой части 40 – 80 м. Часто по дну основных балок, начиная с лощинного звена, проходят донные размывы глубиной 2 – 4 м, шириной 5 – 15 м. Отвершки балок, расположенные на солнечной стороне, имеют годовой рост в длину до 2,5 м. Присетевой фон овражно-балочных систем характеризуется незначительной крутизной, не превышающей 3° – 4° и
23 только на отдельных участках солнечной стороны отмечается крутизна до 7° – 10°. Гидрографическую сеть района составляют шесть малых рек, ручьи и временные водотоки, 23 пруда и одно водохранилище, действующие рекидействующие только в весенние и летнее-осенние паводки. Все реки принадлежат бассейну р. Дон и относятся к равнинному типу течения, имеют медленное и спокойное течение в среднем 0,3-0,5 м/с. Главная роль в питании рек принадлежит талым снеговым водам. В летне-осеннее время они питаются дождевыми осадками и грунтовыми водами. В зимний период единственным источником питания являются грунтовые воды. Заболоченность территории поселения невелика и составляет в среднем менее 1%. Болота распространены главным образом по пониженным днищам речных долин, в местах выхода ключей, по краям прудов. Это низменные болота, поросшие травяной растительностью. Грунтовые воды на водоразделах находятся на глубине 15-20 м. В надпойменных террасах рек уровень грунтовых вод находится на глубине 1,5-2 м. В условиях поймы близкое стояние грунтовых вод и выход их на поверхность привели к образованию иловато-болотно-глеевых почв и болот. Геологическое строение территории МО характеризуется довольно мощной (свыше 300 м) толщей нижне- и верхнемеловых отложений. На отметках +10 м до -60 м ниже уровня моря меловые отложения подстилаются песчано-глинистой толщей юры. Между абс. отметками (+10 м -60 м) и (от 30 м до -50 м) залегают песчано-мергельная толща сеноманальба. Между абс. отметками (+30 до -50 м) и (120 м до 20м) залегает меловая толща турона. Между абс. отметками 120 м и (150 м – 20 м) залегает мергельная толща нижнего сенона. Между абс. отметками (150 м до 120 м) и (180 м) залегает меловая толща верхнего сенона.
24 Меловые отложения прикрываются песчано-глинистой толщей третичного возраста, мощностью до 30 м. Коренные породы прикрываются четвертичными отложениями – покровными и делювиальными суглинками склонов и аллювием речных долин. Меловая толща верхнего сенона сильно размыта и наиболее глубокие речные долины прорезают их почти полностью. Третичные отложения сохранились от размыва только в пределах водораздельных плато. По инженерно-геологическим условиям Корочанский район, как и большая часть территории Белгородской области, относится к категории с условиями средней сложности. Основанием для сооружений в большинстве случаев будут являться четвертичные делювиальные и покровные суглинки и глины, реже пески. Допускаемая нагрузка на эти породы, при условии предотвращения их залегания, может быть принята 2,5 – 4,0 кг/см2. Местами основанием сооружений могут быть мергельно-меловые породы с допускаемой на них нагрузкой до 8 кг/см 2. Следует иметь в виду, что суглинки склонов южной экспозиции нередко имеют лессовидный облик и обладают просадочностью. Оползни развиты сравнительно редко. Инженерно-геологические условия поселения, в общем, благоприятные. 2.3. Социально-экономические факторы формирования транспортной сети Корочанского района Влияние социально-экономических факторов на развитие и функционирование транспортных сетей целесообразно рассматривать с учетом типа хозяйственной освоенности районов [17].
25 На развитие транспорта в регионах влияют следующие группы факторов: общеэкономические, определяющие: характер территориального разделения труда и структуры производства; уровень экономического и социального развития региона по отношению к достигнутому в стране; особенность хозяйственного механизма, регулирующего отношения между производством и транспортом; отраслевые технико-экономические, отражающие: изменение объема и структуры перевозок; совершенствование эксплуатационной деятельности; управление и координацию работы различных видов транспорта и организацию перевозочного процесса; оптимизацию грузо - и пассажиропотоков; факторы, связанные с научно-техническим прогрессом на транспорте, внедрением новых, усовершенствованных средств подвижного состава, машин и оборудования; механизацию и автоматизацию производственных процессов; совершенствование транспортной сети; территориальные, характеризующие: особенности транспортноэкономических связей в регионе; уровень специализации производства, систему расселения; размещение социально-экономических объектов на данной территории; уровень загрязнения территории. Экономика Корочанского муниципального района, как и области, в целом имеет индустриально-аграрный характер. Экономику сельскохозяйственное района определяют производство, причем обрабатывающее 70,1 % и произведенной продукции приходится на предприятия обрабатывающих производств, 24,8 % – на сельскохозяйственные предприятия от общей суммы отгруженных товаров собственного производства.
26 Сельское хозяйство района – динамично развивающая отрасль экономики и является одним из основных видов экономической деятельности муниципального района «Корочанский район». В 2015 году производство продукции сельского хозяйства по сравнению с 2014 годом по ожидаемым результатам увеличилось на 4,5 % в действующих ценах и составило 13,9 млрд. рублей. Главной отраслью агропромышленного комплекса района является свиноводство, доля которого в стоимости валовой продукции в сельском хозяйстве составляет более 60 %. С 2012 года в районе получила развитие новая отрасль – мясное скотоводство. 2.4. Развитие дорожной инфраструктуры Корочанского района в транспортной сети Белгородской области Белгородская область играет большую роль в экономическом и транспортном развитии Центрального федерального округа. Через территорию региона проложены важнейшие автомобильные магистрали, связывающие российскую столицу с Украиной, а также с южными областями России. За счет развития планировочного каркаса и его транспортнопланировочной составляющей усиливаются внешние связи области с соседями: с Украиной – за счет развития железной дороги Москва – Белгород – Харьков, далее на Симферополь и магистральной федеральной автодороги М – 2 «Крым», а также участка Старый Оскол – Валуйки;
27 с Курской, Воронежской, Ростовской областями – за счет развития нового межрегиональное автодорожного направления Брянская область – Курская область – Белгород – Ростов-на-Дону; с Курской, воронежской областями – за счет строительства нового участка автодороги от Нового Оскола до северной границы области; усилению внешних связей будут способствовать и авиационные связи с намечаемого к строительству российско-украинского международного аэропорта, аэропорта «Белгород» и областного аэропорта в Старом Осколе. Повышение уровня и качества жизни граждан градостроительными средствами определяется пространственной ее организацией – организацией развития социальной, производственной, рекреационной и межселенной транспортной и инженерной инфраструктур. Это – развитие пространственного каркаса, планировочное районирование и средовое зонирование (по типам природной и антропогенной среды). Структурообразующий каркас области представлен сетью городов, рабочих поселков и сел, осуществляющих функции центров систем и подсистем расселения, и сетью межселенных коммуникаций, обеспечивающих их внешние связи на федеральном, межрегиональном, региональном и внутриобластном уровнях. Планировочный каркас существенно усиливается за счет развития транспортного каркаса, создания промышленных и аграрно-инновационных зон, международных транспортных узлов, развития межрайонных социальнокультурных центров. Анализ конфигурации опорной сети Белгородской области показало, что дорожная сеть Корочанского района входит в состав следующих меридиональных направлений: 1) Воронеж. диагональное направление Белгород – Короча – Старый Оскол –
28 Участок дороги Белгород – Короча получил в проекте дублирующее направление от Корочи до Шебекино и далее к новому международному транспортному узлу в районе Нехотеевки. Это позволит обеспечить дополнительный выход автодороги Воронеж – Старый Оскол – Белгород в транспортную структуру Еврорегиона в обход Белгородского узла. 2) новое автодорожное широтное направление межрегионального значения Брянская область – Курская область – Белгород – Ростов-на-Дону с использованием существующей автодороги Белгород – Короча – Алексеевка. 3) Дорога обеспечит для Белгородской области возможность непосредственного выхода в западные и северо-западные районы ЦФО, а также выход на международный транспортный коридор Воронеж – Краснодар – Новороссийск. Корочанский район также входит в центральный планировочный подрайон Белгородского планировочного района, вместе с Белгородским городским округом, Ивнянским, Прохоровским, Яковлевским, Корочанским, Шебекинским муниципальными районами.
29 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА 3.1. Характеристика дорожной сети района В настоящее время протяженность автодорог общего пользования Корочанского муниципального района в 2015 году составила 697,6 км. Анализ развития дорог показал, что на протяжении последних 10 лет, произошло значительное увеличения их протяженности – на 428 км, что более чем в 1,5 раза больше, чем было в 2006 г. Наибольший рост пришелся на 2012 год (рис. 3.1) Км 800 700 600 500 400 300 200 100 0 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Всего С твердым покрытием Рис. 3.1. Протяженность автодорог общего пользования Корочанского муниципального района Удельный рост дорог с твердым покрытием в 2015 г. составил 80 %, что на 7 % больше чем в 2006 году. Отметим, что в состав дорожной сети Корочанского муниципального района входят 58 автодорог местного значения, вне границ населенных пунктов. Общая протяженность составила 220 километров (табл. 3.1).
30 Таблица 3.1 Перечень автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района «Корочанский район» [13] № п/п Наименование автодорог Протяженность, км 1 1 2 Короча - Губкин - Горшечное 3 1,6 2 Белгород - Павловск 5,3 3 "Белгород - Павловск"- Мазикино - Шеино 7,0 4 Яблоново - Большая Халань 11,6 5 "Белгород - Павловск"- Ивица - Нечаево 17,9 6 "Белгород - Павловск"- Жигайловка 3,0 7 "Короча - Чернянка - Красное"- Бубново 3,7 8 "Короча - Чернянка - Красное"- Короткое 7,0 9 "Короча - Губкин - Горшечное"- Плотавец 3,0 10 "Короча - Губкин - Горшечное"- Поповка 2,0 11 Самойловка - Кощеево - Пестуново 15,5 12 Ломово - Новая Слободка - Пестуново - Подольхи 7,0 13 "Белгород - Павловск"- Проходное 5,0 14 Алексеевка - Плоское - Неклюдово 15,1 15 "Белгород - Павловск"- Мелихово- Шеино 8,2 16 Яблоново - Анновка 8,8 17 "Самойловка - Кощеево - Пестуново"- Долгий Бродок 1,6 18 "Яблоново - Большая Халань"- Большое Песчаное 3,4 19 "Короча - Чернянка - Красное"- Языково 1,3 20 "Короча - Губкин - Горшечное"- Искра 1,3 21 "Короча - Губкин - Горшечное"- Новая СлободкаХолодное 1,5 22 Анновка - Татьяновка 2,9 23 "Белгород - Павловск"- Анновка - Прицепиловка 3,1 24 "Жигайловка - Заломное"- Труд, 1,0 25 Жигайловка - Сидоровка 5,4 26 Жигайловка- Заломное 6,5 27 Плотавец - Белый Колодец 5,0 28 "Короча - Губкин - Горшечное"- Ивановка 0,8 29 "«Белгород - Павловск» - Ивица - Нечаево"Мичуринский 3,9 30 "Белгород - Павловск"- Очаровка 0,8 31 Фощеватое - Миндоловка 2,2
31 Продолжение таблицы 3.1 1 32 2 Фощеватое - Красный Хутор 3 1,1 33 "Самойловка - Кощеево - Пестуново"- Сцепное 1,5 34 Большое Песчаное - Малое Песчаное 1,2 35 Большое Песчаное - Зеленая Дубрава 2,0 36 "«Белгород - Павловск» - Шеино"- Нелидовка 1,0 37 "Шляхово - Кривцово"- Объединенный - Раевка 0,4 38 "«Короча - Губкин - Горшечное» - Новая Слободка Холодное"- Шутово 0,9 39 "«Короча-Губкин-Горшечное» - Новая Слободка"- Должик 1,7 40 "Ломово - Пестуново - Подольхи"- Меркуловка 1,2 41 Алексеевка-Сафоновка 5,1 42 "Белгород - Павловск"- Пожарный 2,2 43 Алексеевка - Мазикино 2,5 44 "Белгород - Павловск"- Замостье 2,2 45 Городище-Резниково 1,7 46 "Белгород - Павловск"- Городище - Прудки 4,6 47 "Белгород - Павловск" - Марченко - Косухин -Поливанов 1,7 48 "Белгород - Павловск" - Остапенко Первый -Колесников 3,2 49 "«Белгород - Павловск» - Колесников"- Кощин 1,2 50 "Шебекино - Короча"- Плодовоягодный 3,4 51 "Шебекино - Короча"- Никольский 1,5 52 "Белогород - Короча"- Заячье 5,3 53 "Короча - Губкин - Горшечное"- Поповка - Крученый 1,5 54 "Короча - Губкин - Горшечное"- п.Искра - Новая Деревня 1,1 55 "Короча - Губкин - Горшечное"- Голевка 1,0 56 Короткое - Кривой 2,1 57 Короткое - Дружный - им. Ленина 1,3 58 Шеино - Ушаково 5,0 Всего 220,0 Согласно данным таблицы основная масса автомобильных дорог – около 50 % – это дороги протяженностью от 1 до 2 км. К дорогам с протяженностью свыше 10 км относятся только четыре автодороги района.
32 3.2. Анализ обеспеченности дорожной сетью поселений Корочанского района Важным элементом транспортной системы является транспортная сеть, которая представляет собой совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты региона, и которая характеризуется следующими показателями. Плотность сети (П) отражает транспортную обеспеченность территории и определяется отношением протяженности сети (L) к площади территории (S): П= L/S (3.1) На основе официальных статистических [20] нами была рассчитана плотность сети в сельских поселениях Корочанского муниципального района. Полученные данные были сведены в таблицу 3.2. Таблица 3.2 Плотность сети в сельских поселениях Корочанского муниципального района МО Сельские поселения Алексеевское Анновское Афанасовское Бехтеевское Большехаланское Бубновское Жигайловское Заяченское Коротковское Кощеевское Ломовское Общая площадь земель МО, км.2 85,31 79,57 69,38 102,29 72,87 64,53 67,43 25,21 46 117,38 47,65 Общая Плотность протяженность сети дорог, км. 39 21 24 58 21 16 30 24 15 37 31 0,46 0,26 0,35 0,57 0,29 0,25 0,44 0,95 0,33 0,32 0,65
33 Продолжение таблицы 3.2 МО Мелиховское Новослободское Плосковское Плотавское Погореловское Поповское Проходенское Соколовское Шеинское Шляховское Яблоновское Городские поселения г. Короча Корочанский район Общая Общая площадь Плотность протяженность земель МО, км.2 сети дорог, км. 58,66 34 0,58 79,31 40 0,50 35,45 22 0,62 56,84 19 0,33 39,98 36 0,90 43,14 25 0,58 34,38 30 0,87 117,68 57 0,48 55,13 13 0,24 59,31 14 0,24 98,72 40 0,41 7,92 1464,14 75 720 9,47 0,49 Из данных таблицы видно, что наибольшая плотность дорог характерна, что ожидаемо, для районного центра г. Короча – 9,47. Однако, в целом по району данный показатель значительно ниже, кроме этого высока и степень неравномерности размещения транспортной сети по сельским поселениям. Так, если в Заяченском сельском поселении плотность сети дорог составила 0,95 км/км2, то в Шеинском и Шляховском сельских поселениях – лишь 0,24 км/км2. При этом только 40 % сельских поселений района имеют плотность выше или равную общеррайонному показателю, который составил –0,49 км/км2. Таким, образом, развитие транспортной инфраструктуры должно быть связано с увеличением плотности транспортной сети в тех поселениях, где она ниже среднерайонной. Транспортная доступность как ресурс той или иной территории представляет собой совокупность реальных и потенциальных возможностей данного места для социально-экономической деятельности.
34 В.Н. Бугроменко в своей книге «Транспорт в территориальных системах» дает следующее определение транспортной совокупность возможностей достижения любой величину которых оказали влияние доступности: «это точки различные (в территории, на том числе топологические) условия их осуществления». Для оценки обеспеченности региона транспортной сетью также можно использовать коэффициент Энгеля (КЭ), который определяется по следующей формуле: , (3.2) где Д – длина транспортной сети, км; S – площадь территории, км2; Н – численность населения, чел. Расчеты показали, что наиболее высокий уровень обеспеченности автодорожной сетью населения в г. Короче (0,35), среди сельских поселений по данному показателю лидируют Заяченское (0,17), и Яблоневское (0,17) 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00 Г. Короча Заяченское с.п. Яблоновское с.п. Плосковское с.п. Соколовское с.п. Проходенское с.п. Жигайловское с.п. Новослободское… Ломовское с.п. Плотавское с.п. Погореловское с.п. Поповское с.п. Корочанский… Бехтеевское с.п. Кощеевское с.п. Мелиховское с.п. Алексеевское с.п. Большехаланско… Коротковское с.п. Шляховское с.п. Афанасовское с.п. Бубновское с.п. Анновское с.п. Шеинское с.п. (рис. 3.2). Рис. 3.2. Обеспеченность транспортной сетью сельских поселений Корочанского района, коэффициент Энгеля
35 Однако необходимо отметить, данный коэффициент, по сути, являясь полезной информацией для системного анализа, сам по себе даѐт далеко не полное представление об уровне развития транспорта, так как не учитывает конфигурацию сети, пропускную способность, ее элементы и т.д. Поэтому если ориентироваться только на данный коэффициент, можно сделать неправильное заключение о транспортном потенциале, что приведет к ошибкам при разработке инвестиционной политики и распределении капитальных вложений между транспортными подсистемами. В тоже время то, что этот показатель является в большой степени статистически усредненным , позволяет в известной мере судить об уровне развития транспортных сетей по отношению к их основным пользователям и определить главные отличия их развития по исследуемым районам и территориям. В соответствии с постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года № 440-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы» в Корочанском районе, реализовывался ряд программ, направеленных на совершенствование и благоустройство транспортной сети. Информация о выполнении программы дорожных работ 2014 года по Корочанскому муниципальному району по состоянию на 01.01.2015 года приведена в таблице 3.3. Анализ данных таблицы свидетельствует, что администрация района в полном объеме справляется с запланированными работами, при этом не нарушая заложенный бюджет. В целом отметим, что с 2002 по 2014 годы в рамках вышеназванной программы активно осуществлялось строительство и ремонт автомобильных дорог, благоустройство территорий населенных пунктов Корочанского района.
36 Таблица 3.3 Информация о выполнении программы дорожных работ 2014 года по Корочанскому району по состоянию на 01.01.2015 года [13] № п/п Наименование вида работ, поселения, населенного пункта, объекта План 2014 года км ВСЕГО 1 км 38167,10 тыс.руб. 38167,10 Ремонт автодорог 2,913 12160,02 2,913 12160,02 Бехтеевское с. п. 0,543 1895,88 0,543 1895,88 с. Бехтеевка 0,543 1895,88 0,543 1895,88 ул.Кирпичная с тротуаром 0,543 1895,88 0,543 1895,88 Заяченское с. п. 0,342 1228,64 0,342 1228,64 с. Заячье ул.Озеровка 0,342 0,342 1228,64 1228,64 0,342 0,342 1228,64 1228,64 Погореловское с. п. 0,741 3635,02 0,741 3635,02 с. Погореловка 0,176 1622,91 0,176 1622,91 ул.Первомайская 0,100 1340,02 0,100 1340,02 ул.Школьная 0,076 282,89 0,076 282,89 с.Подкопаевка ул.Калинина 0,565 0,565 2012,11 2012,11 0,565 0,565 2012,11 2012,11 Г. п. «Город Короча» 1,287 5400,48 1,287 5400,48 г. Короча 1,287 5400,48 1,287 5400,48 ул.Ленина 0,564 1936,91 0,564 1936,91 ул.Пролетарская –ул.Дзержинского 0,723 3463,57 0,723 3463,57 Ремонт дворовых территорий 4/0,861 4524,02 4/0,861 4524,02 Бехтеевское с. п. 1/0,281 1207,77 1/0,281 1207,77 с. Бехтеевка 1/0,281 1207,77 1/0,281 1207,77 0,281 1207,77 0,281 1207,77 Г. п. «Город Короча» 2/0,348 2122,70 2/0,348 2122,70 г. Короча ул.Карла Маркса, д.34 2/0,348 0,183 2122,70 1069,04 2/0,348 0,183 2122,70 1069,04 0,165 1053,66 0,165 1053,66 1/0,232 1193,55 1/0,232 1193,55 0,232 0,232 1193,55 1193,55 0,232 0,232 1193,55 1193,55 ул.Дорошенко, д.9 ул.Ленина, д.15 Новослободское с.п. с.Новая Слободка ул.Сытник, д.16 2 3 тыс.руб. Выполнено на 01.01.2015 г. Содержание автодорог Прочие (проектные работы, экспертиза) 21102,11 380,95 21102,11 380,95
37 За прошедший период к населенным пунктам и по их улицам проложено 326,8 км автодорог с твердым покрытием, построены 2 моста, выполнена реконструкция автодороги по улице Центральная села Погореловка, улице Дорошенко города Короча и села Бехтеевка общей протяженностью 7,54 км с обустройством кольцевой развязки на главном перекрестке села Бехтеевка и тротуарами, с 2008 года отремонтировано 92 км автодорог общего пользования. В соответствии «Совершенствование с и долгосрочной развитие целевой транспортной программой инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Белгородской области от 16.10.2010 г. № 338-пп, предусматривающей строительство и реконструкцию высокоскоростных дорог, отремонтирован путепровод на автодороге Белгород-Павловск (обход города Короча) и реконструирован участок автодороги Короча – Губкин – Горшечное протяженностью 19,5 км в границах Корочанского района (2011 год), выполнена реконструкция участка автодороги Белгород – Павловск в обход села Алексеевка протяженностью 6,3 км и железобетонного моста через реку Корень. В 2013 году завершены работы по реконструкции автодороги Белгород -Павловск (обход с. Шляхово, с. Дальняя Игуменка), в с. Клиновец общей протяженностью 38,5 км. Введен в эксплуатацию пешеходный переход через автодорогу Белгород-Павловск в районе с. Ломово. Выполнен ремонт автодорог Короча - Чернянка - Красное, Яблоново - Большая Халань общей протяженностью 8,6 км. Для удобства пешеходов выполнено устройство пешеходных дорожек к источнику «Ясный колодец» протяженностью 1,1 км, между ул. Мичурина МКР «Северный» и ул. Дзержинского в г. Короча. В последние годы в районе активно осуществляются мероприятия в рамках региональных и муниципальных целевых программ по обустройству
38 территорий населенных пунктов, социальных и производственных объектов. За последние 10 лет в районе уложено 107,1 тыс. кв. метров мелкоразмерной тротуарной плитки, из них в ходе реализации областной программы «Строительство тротуаров и велосипедных дорожек в Белгородской области в 2009-2011 годах» – 54,4 тыс. кв. м (тротуары были построены вдоль дорог общего пользования местного значения в 20-ти населенных пунктах района). 3.3. Краткая характеристика транспортных предприятий Корочанского муниципального района На территории Корочанского муниципального района действуют следующие транспортные предприятия: ООО «Корочанский автомобилист» ООО «Корочанское ПАТП» ООО «Корочанский автомобилист» образовано в 2000 году. Основным видом деятельности предприятия является перевозка мяса птицы ЗАО «Приосколье» автомобильным транспортом. Автомобильный парк составляет 133 единицы автомобилей с полуприцепами европейского, американского и российского производства. В настоящее время все транспортные средства оснащены системами спутниковой навигации, что позволяет значительно улучшить контроль за организацией и безопасностью перевозок. В 2014-2015 годах было приобретено 20 новых автомобилей марки MERCEDES и 16 полуприцепов к ним. Предприятие планирует продолжить работу по обновлению автомобильного парка. В ООО «Корочанский автомобилист» работает 270 человек, в том числе 40 человек в обособленном подразделении предприятия в г. Шебекино. Перевозку грузов осуществляют 156 водителей-экспедиторов.
39 Автомобильным транспортом ООО «Корочанский автомобилист» ежемесячно перевозится более 18000 тонн грузов. За 2014 год перевезено 226687 тонн грузов, в том числе 193883 тонны мяса птицы ЗАО «Приосколье» и 32805 тонн обратного груза. ООО «Корочанское ПАТП» образовано в 1938 году. Основной деятельностью предприятия является перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом. На 1.01.2015 года предприятием обслуживается 25 маршрутов, из них 19 внутримуниципальных и 6 межмуниципальных. Автобусный парк составляет 20 транспортных средств, из них 16 автобусов марки ПАЗ и 4 автобуса малой вместимости, каждое из которых находится в хорошем техническом состоянии. В настоящее время все транспортные средства оснащены системами спутниковой навигации, что позволяет значительно повысить качество обслуживания пассажиров, усилить контроль за организацией перевозок. В 2013 году было приобретено 2 новых автобуса марки ПАЗ и 1 автобус марки Ford. Предприятие планирует продолжить работу по замене автобусного парка. За наивысшие достижения в развитии экономики и социальной сферы района коллектив ООО «Корочанское ПАТП» неоднократно был занесен на районную Доску Почета (в 2010, 2013 г.г.). Перевозку пассажиров осуществляют 30 водителей-профессионалов. В 2013 году водитель-кондуктор пассажирской колонны ООО «Корочанское ПАТП» Н.П.Зазуля был признан лучшим среди водителей в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» в номинации «Водитель автобуса». Автобусами ООО «Корочанское ПАТП» ежемесячно по всем маршрутам перевозится более 39 тыс. человек, ежедневно около 450-500 жителей города Короча осуществляют поездки до города Белгорода. За 2014 год перевезено 475,3 тысячи пассажиров.
40 1 декабря 2014 года постановлением администрации муниципального района «Корочанский район» № 832 утвержден Реестр пригородных автобусных маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети на территории муниципального района «Корочанский район» который приведен в таблице 3.4. Таблица 3.4 Реестр пригородных автобусных маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети на территории Корочанского муниципального района № № п/п маршрута 1 2 1. 103 2. Наименование начального и конечного пунктов, направление движения по маршруту 3 Кате- Минигория мальная автообщая буса вместимость Кол-во автобусов ед. Протяженность маршрута (км) Кол-во рейсов Вид маршрута 4 5 6 7 8 9 М3 25 1 17 24 104 Короча-КороткоеДачи Короча-Белое М3 25 1 28 6 3. 105 Короча-Сидоровка М3 25 1 26 4 4. 107 Короча-ПавловкаПрицепиловка М3 25 1 36 4 Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый 5. 109 АЗС-АС-Бехтеевка М3 25 1 9 8 6. 110 АЗС-АС-Казанка М3 25 1 11,3 24 7. 111 Короча-Ивановка М3 25 1 41 6 8. 112 Короча-Н.Троевка М3 25 1 30 4 9. 113 М3 25 1 21 4 10. 113 Короча-ПроходноеЗаячье Короча-ПроходноеГородище М3 25 1 13 4 11. 114 Короча-ШеиноУшаково М3 25 1 33 4 Социальнозначимый 12. 115 Короча-Нечаево М3 25 1 19 6 13. 116 Короча-Долгоех.Холодное М3 25 1 22,9 2 Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый
41 Продолжение таблицы 3.4 1 2 14. 117 15. 118 16. 3 4 5 6 7 8 9 Короча-Б.Халань М3 25 1 34,6 6 М3 25 1 50 6 119 Н.СлободкаБелгород Короча-Ивица М3 25 1 35 6 17. 120 Короча-Мелихово М3 25 1 38,5 4 18. 121 Короча-Белгород 15 1 55 20 19. 122 15 1 55 6 20. 123 Короча-Белгород Ж.Д.вокзал Короча-Белгород М2, М3 М2 М3 25 1 55 4 21. 124 Короча-Белгород М3 25 1 55 4 22. 125 Короча-Белгород М3 25 1 55 4 23. 126 Короча-Тоненькое М3 25 1 32,3 6 24. 127 Короча-Бубново М3 25 1 33,1 6 25. 128 Короча-Алексеевка М3 25 1 12,7 4 Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Социальнозначимый Согласно данным таблицы в районе эксплуатируется общественный транспорт категории M, т.е. транспортные средства согласно действующей классификации, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства) Категория M2 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т. Категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
42 3.4. Перспективы развития дорожной сети На основе анализа транспортной сети поселений определяются основные направления развития транспортной инфраструктуры района. При этом важной задачей является не только дальнейшее увеличение протяженности автомобильных дорог, но и улучшение их технического состояния. В соответствии с постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года № 440-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы» [НПБ 12] администрацией Корочанского района запланировали следующие объемы дорожных работ на 2016 год представленные в таблице 3.5. Таблица 3.5 Информация о запланированных дорожных работах на 2016 год по Корочанскому муниципальному району [13] № п/п 1 1 План 2016 года Наименование автодорог 2 ВСЕГО: Строительство (реконструкция) автомобильных дорог общего пользования Реконструкция автодороги от с.Клиновец - до гр.Новооскольского р-на, км 65+000- км 79+400 2 3 км тыс. руб. 3 4 1 645 428 14,4 1 192 300 14,400 1 192 300 Ремонт мостов Мост через р.Корень на км 1+320 а/д Алексеевка-Мазикино -/12 3 610 3 610 Капитальный ремонт автодорог 7,70 61 684 Алексеевка-Мазикино, км 0+000-2+700 2,700 16 978 "Белгород-Павловск" - Сидоровка, км 0+000 - км 0+300; км 4+000-км 8+700 5,000 44 706
43 Продолжение таблицы 3.5 1 4 Ремонт автодорог 2 3 40,80 4 319 734 Алексеевка-Прудки-Проходное, км 3+500 - км 7+400 3,900 19 197 Короча-Чернянка-Красное, км 8+300 - км 23+400 15,100 99 193 13,300 128 594 7,000 59 569 1,500 13 181 Шебекино-Короча, км 35+700-км 49+000 Шебекино-Неклюдово-Алексеевка, км 22+100-км 27+400; км 33+400-км 35+100 "Яблоново-Большая Халань" - Зеленая Дубрава, км 3+500 - км 5+000 5 Содержание автодорог и мостов, всего 6 59 272 Строительство автодорог по улично-дорожной сети населѐнных пунктов 1,9 8 828 ул. К. Маркса 0,195 1 708 ул. Ленинградская 0,078 384 1,222 5 099 0,127 468 0,317 1 169 Городское поселение Алексеевское с/п с. Замостье Бехтеевское с/п х. Косухин Плосковское с/п х. Мухановка Анализ данных указывает на то, что администрация района ориентирована не только реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, хотя на это и запланировано около 73 % всех средств, но также на увеличение автомобильных дорог внутри самих сельских поселений. Кроме запланированных выше задач, для более эффективного функционирования транспортной сети Корочанского района, а также ее совершенствование необходимо также: - в связи с активным индивидуальным жилищным строительством (например, г. Короча занимает третье место по вводу ИЖС среди городов Белгородской области) необходимо усилить транспортную связь с районами
44 нового строительства. В настоящее время все новостройки района обеспечены только грунтовыми дорогами; - необходимо улучшить связи в уже сложившихся районах между собой; - увеличение пропускной способности существующих улиц. В целом же, для совершенствования транспортных систем нужны новые методы управления проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных сетей и их гармонизация с процессом развития транспортных средств. Для этого необходимо создание единой законодательной базы развития всего транспортного комплекса, увязанной с европейской системой стандартов на дорожное строительство и транспортное обслуживание, включая доступность для маломобильных групп населения.
45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Уровень мобильности и возможности транспортной системы удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках в значительной степени определяются качеством, густотой и конфигурацией транспортной сети. Для превращения транспорта в гибкую и маневренную систему необходимо совершенствовать его территориальную базу – транспортную сеть. Анализ современного состояния транспортной сети Корочанского района выявил следующее: 1) дорожная сеть Корочанского района входит в состав следующих меридиональных направлений: диагональное направление Белгород – Короча – Старый Оскол – Воронеж; участок дороги Белгород – Короча получил в проекте дублирующее направление от Корочи до Шебекино и далее к новому международному транспортному узлу в районе Нехотеевки. 2) на протяжении последних 10 лет наблюдается значительное увеличения протяженности дорог района. Основная масса автомобильных дорог – около 50 % – это дороги протяженностью от 1 до 2 км. К дорогам с протяженностью свыше 10 км относятся только четыре автодороги района. 3) наибольшая плотность дорог характерна для районного центра г. Короча – 9,47. Однако, в целом по району данный показатель значительно ниже, кроме этого высока и степень неравномерности размещения транспортной сети по сельским поселениям. В связи с этим, развитие транспортной инфраструктуры должно быть связано с увеличением плотности транспортной сети в тех поселениях, где она ниже среднерайонной.
46 4) наиболее высокий уровень обеспеченности автодорожной сетью населения в г. Короче (0,35), среди сельских поселений по данному показателю лидируют Заяченское (0,17), и Яблоневское (0,17) 5) развитие транспортной сети Корочанского района осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года № 440-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы». 6) анализ существующих и запланированных мероприятий , направленных на развитие транспортной сети района указывает на то, что администрация района ориентирована не только реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, хотя на это и запланировано около 73 % всех средств, но также на увеличение автомобильных дорог внутри самих сельских поселений. Кроме запланированных выше задач, для более эффективного функционирования транспортной сети Корочанского района, а также ее совершенствование необходимо также: – в связи с активным индивидуальным жилищным строительством (например, г. Короча занимает третье место по вводу ИЖС среди городов Белгородской области) необходимо усилить транспортную связь с районами нового строительства. В настоящее время все новостройки района обеспечены только грунтовыми дорогами; – необходимо улучшить связи в уже сложившихся районах между собой; – увеличение пропускной способности существующих улиц. В целом же, для совершенствования транспортных систем нужны новые методы управления проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных сетей и их гармонизация с процессом
47 развития транспортных средств. Для этого необходимо создание единой законодательной базы развития всего транспортного комплекса, увязанной с европейской системой стандартов на дорожное строительство и транспортное обслуживание, включая доступность для маломобильных групп населения.
48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Браннольте, инфраструктуры. У. Стратегическое Методики проектной планирование оценки в транспортной Германии / У. Браннольте , К. Бѐттгер, В.Л. Швецов, Ф. Аппельт // Управление развитием территории. – 2008. – №1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gisa.ru/45537.html. 2. Бугроменко, В.Н. Транспорт в территориальных системах. – М.: Наука, 1987. 3. Вельможин А. В. Теория транспортных процессов и систем / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. – М.: Транспорт,1998. – 167 с. 4. Гольц, Г.А. Транспорт и расселение / Г.А. Гольц. – М.: Наука, 1981. – 248 с. 5. Горев, А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев; СПбГАСУ. – СПб., 2010. – 214 с. 6. Еремеева, Л. Э. Транспортная логистика / Л. Э. Еремеева. – Сыктывкар: СЛИ, 2013. – 260 с. 7. Косицкий, Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов / Я.В. Косицкий. – М.: Архитектура-С, 2005. – 648 с. 8. Котиков Ю. Г. Основы системного анализа транспортных систем / Ю.Г. Котиков. – СПб.: СПбГАСУ, 2001. – 264 с. 9. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований и городских округов Белгородской области 2010-2014 гг.): Стат. сб. // Белгородстат. – Белгород, 2015. – 347 с. 10. Орлов, Б.П. Развитие транспорта СССР. / Б.П. Орлов. – М.: Изд. АН СССР, 1963. – 403 с. 11. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных районов и городских округов Белгородской области (20102014 гг): стат. сб. / Белгородстат. – Белгород, 2015. – 358 с.
49 12. Основные положения (концепция) государственной программы Российской Федерации. Развитие транспортной системы / Паспорт Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». – М., 2008. –125 с. 13. Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» Белгородской области – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.pstu.ru/obgtrans/about/inf/ 14. Парышева, Ю.А. Зарубежный опыт развития транспортной инфраструктуры города / Ю.А. Парышева, С.А. Сорочкин // Строительство, архитектура, дизайн. – 2010. – № 2 (9). 15. Петрович М.Л. Территориально-транспортное планирование – новый элемент стратегического планирования // Управление развитием территории – 2009. – №3. – С. 23-26. 16. Положения о территориальном планировании Белгородской области: Т. 7 // Отчет о научно-исследовательской работе на разработку «Схемы территориального планирования Белгородской области» (выполненной по Государственному контракту № 1-ГК/06 от 25 мая 2006 г. с Управлением архитектуры и градостроительства администрации Белгородской области). М., ЦНИИП градостроительства РААСН, 2007. – 53 с. 17. Приваловский А.Н. Факторы развития локальных транспортных сетей // Изв. РАН. Сер. географ. – 2008. – №2. – С. 51–58. 18. Сафронов, Э. А. Совершенствование нормативной базы – шаг к международной интеграции дорожных сетей: научное издание / Э. А. Сафронов // Известия высших учебных заведений. Строительство: науч.теоретич. журн. – 1998. – № 4/5. – С. 116-119. 19. Сафронов Э. А. Транспортные системы городов и регионов / Э. А. Сафронов. – М.: Издательство АСВ, 2005. – 272 с.
50 20. Статистическая база данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Белгородской области / Белгородстат. – Режим доступа: http://www. http://belg.gks.ru/. 21. Статистическая база данных Федеральной службы государственной статистики РФ по Белгородской области / Росстат. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru 22. Федоров, В.Е. Оценка влияния состояния дорог на развитие региона / В.Е. Федоров, С.В. Федоров // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2013. –С.141-153 23. Формирование системы территориального планирования в Российской Федерации: проблемы, пути решения / Доклад Министерства регионального развития Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minregion.ru/press_office/news/1687.html.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв