УДК 379.85 (656.025.2)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Шипулина О.В., студент,
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», Орел, Россия
Ключевые слова: транспорт, внутренний туризм, региональное
развитие
Индустрия туризма в современном мире достигла достаточно высокого
уровня развития, в том числе за счет научно-технического прогресса,
позволяющего использовать современный транспорт и новые технологии
транспортного обслуживания. Значительно улучшились такие показатели
качества облуживания путешествующих граждан как скорость и
безопасность, а также комфортабельность и доступность передвижения.
Российская Федерация имеет обширную территорию, поэтому проблема
развития транспортной системы в её регионах весьма актуальна.
Большинство
регионов
России
обладают
высоким
туристскорекреационным
потенциалом,
включающим
уникальные
рекреационные и природные ресурсы, объекты культурного и исторического
наследия как национального, так и мирового значения. В тоже время в них
имеются проблемы, препятствующие их освоение в полном объёме, в связи с
низким уровнем развития туристской инфраструктуры, в том числе
транспортной, неудовлетворительным состоянием транспортных средств и
коммуникаций, невысоким качеством транспортного обслуживания [1].
Факторами, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации являются:
а) неразвитость транспортной инфраструктуры, в том числе низкое
качество дорог и уровня придорожного обслуживания, неудовлетворительное
состояние автовокзалов, аэропортов и железнодорожных вокзалов;
б) не высокое качество и низкая пропускная способность
автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной
инфраструктуры;
в) дефицит и высокая степень износа транспортных средств,
используемых для перевозки туристов, особенно не хватает современных
туристских автобусов, круизных судов, комфортабельных авиалайнеров.
Кроме этого, развитие въездного туризма в России, затормаживается
ещё и дефицитом трансграничного транспортного сообщения,
недостатком инфраструктуры и соответствующих маршрутов, и, как
следствие, высокой стоимостью авиабилетов.
В структуре цены российского турпродукта наиболее высокие темпы
прироста приходятся на услуги перевозки. Для решения комплекса проблем
перевозки на внутренних и въездных потоках необходимы новые подходы,
стимулирующие эффективные формы взаимодействия туристских и
транспортных предприятий.
В целях преодоления выше обозначенных проблем Правительством РФ
в 2014 году на основании распоряжения № 941-р была утверждена Стратегия
развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой
говорится, что для развития туристкой инфраструктуры внутри страны и
формирования комфортной и доступной туристской среды, необходимо,
прежде всего, решать вопросы по развитию транспортной инфраструктуры,
обустройству дорог и дорожной инфраструктуры, организации движения
туристских автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства
автостоянок в зонах повышенного туристского интереса.
Самостоятельный автотуризм имеет большой потенциал роста на
внутреннем рынке России. Этот вид туризма можно считать наиболее
перспективным для организации путешествий внутри домашнего региона
или в соседние регионы, но остаются нерешенными вопросы обеспечения
безопасности туристов на маршруте, а также информированности населения
о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа,
возможностях организации питания и ночлега по пути [2].
Во многих субъектах Федерации остро стоит вопрос развития
инфраструктуры водных видов транспорта, приморских территорий и
прибрежных акваторий. Необходимо строительство причалов, пристаней,
обустройство инфраструктуры речного судоходства, расширение парка и
обновление речных и морских круизных судов в целях успешного развития
круизного и пляжного туризма.
Требуется дополнительное внимание к состоянию и уровню
комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов.
Эксперты отмечают высокий уровень износа железнодорожных вагонов,
самолетов на внутренних авиалиниях, речных судов, туристских автобусов, а
также устаревание фуникулеров, канатных дорог, пристаней, вокзалов и
автостанций. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация
средств транспорта, мероприятия по контролю их технического состояния
закладывают условия для безопасной организации туризма.
В регионах РФ можно проследить тенденцию отставания развития
въездного и внутреннего туризма по сравнению с выездным. Как уже было
отмечено, это связано, прежде всего, с высокими транспортными тарифами,
низкими качеством обслуживания и гарантиями безопасности, невысоким
уровнем благосостояния местного населения. Зачастую транспорт
используется как для передвижения туристов в необходимые места, так и для
перевозок обычных пассажиров.
Принципиальная роль транспорта в планировании развития
территориальных систем является также основополагающей и для решения
междисциплинарной проблемы единой транспортной сети, под которой
понимается единство территории, которую она обслуживает, и в пределах
которой осуществляется единый процесс транспортировки [1].
Основная часть в структуре транспортных услуг в России принадлежит
авиационному, так как наибольшее количество туристов используют именно
авиацию, особенно если путешествуют на более дальние расстояния.
Автомобильный транспорт используют повсеместно, как правило, для
межрегионального туризма. Конкурентом автотранспорта являются
железные дороги, так как им свойственен наиболее низкий тариф. Это
позволяет людям путешествовать в России по низким ценам, если они
стараются минимизировать свои расходы. Также может использоваться
водный транспорт, морской, речной, но, в большинстве своем, для круизного
обслуживания.
Сейчас транспортную систему Российской Федерации в основном
формируют крупные организации и предприниматели, специализирующиеся
на перевозках и иных транспортных услугах.
Популярность туристского отдыха в России растёт. Например, по
итогам 2016 года агентство ТурСтат определило наиболее популярные
города России и регионы, а также зарубежные страны, которые пользовались
популярностью для выездного туризма. По информационным данным
агентства всего в 2016 году РФ посетило 22 млн. туристов, что превысило
количество туристов в 2015 году на 10 %. До 55 млн. возросло количество
внутренних туристских поездок, а выездных до 32 млн. Наиболее
посещаемыми регионами являются Краснодарский край и Крым во
внутреннем туризме, причем Крым посетило 5,6 млн. человек. Среди городов
к самым посещаемым является город Москва – 17,5 млн. туристов, что
примерно в 3 раза больше, чем в Санкт-Петербурге. Посещение
Калининградской области к 2016 году возросло на 30 % по сравнению с 2015
и составило 1,4 млн. туристов, посещение Кабардино-Балкарии увеличилось
на 40 % и составило 400 тысяч туристов.
Следует отметить и изменения в выездном туризме: лидерами 2016
года были Таиланд, Грузия – более 1 миллиона российских туристов, в
Абхазии их численность составила 1,5 миллиона. Но наиболее высоких
темпов роста в выездном туризме достигли Тунис – его посетило 623 тысячи
туристов из России, рост при этом наблюдался 137 % относительно 2015
года. Также посещаемость возросла в Марокко, на Кипре и в Кубе.
Достаточно успешным для туристической отрасли в России был и 2017
год. Несмотря на проблемы, которые возникали у авиакомпании «ВИМАвиа», в Российской Федерации рос не только выездной туризм, но и
внутренний, хотя лето было не очень теплое. Гражданам была предоставлена
возможность воспользоваться доступным и безопасным отдыхом. Погодные
условия повлияли на увеличение туристических потоков на отечественные
курорты. Здесь необходимо сказать о конкуренции, которая возникает у
отечественных курортов с зарубежными направлениями [3].
Согласно данным Росстата наибольшее количество поездок российских
граждан было в Абхазию - 3,493 миллиона, что на 1 % больше, чем в
предыдущем году. Второе место занимает Казахстан. Туда было совершено
2,326 миллионов поездок российских граждан, темп роста при этом составил
3 %. Большое количество выездных поездок было отмечено в Украину –
1,706 миллионов, при этом их увеличение составило 24 % в сравнении с 2016
годом.
В этом же году максимума достиг поток иностранных туристов в
Россию. За первые три квартала 2017 года их количество увеличилось на 14
%, если сравнить с первым кварталом 2016 года. Лидируют китайцы. Их
поток был равен 840 тысяч человек. Второе место занимают немцы. Их
численность составила 368 тысяч, и третье – американцы, это 207 тысяч
туристов [3].
В целях удержания наметившегося положительного тренда в сфере
внутреннего и въездного туризма к организации туристской транспортной
системы в Российской Федерации необходимо применять перспективные
требования развития перевозок пассажиров. В области развития интеграции и
туризма в регионах могут стать перспективными следующие направления:
1 создание туристских транспортно-распределительных логистических
центров. Это необходимо для того, чтобы объединить транспорт разных
видов в одну систему с использованием цифровых информационных
технологий, а это, в свою очередь, увеличит загруженность и эффективность
использования транспортных средств;
2 создание туристских транспортных операторов, которые
способствовали бы развитию цифровой информационной системы
транспортного обслуживания внутреннего туризма.
Реализация указанных направлений позволит, прежде всего, уменьшить
количество посредников, которые перепродают услуги туристской
транспортной перевозки. Это будет способствовать увеличению ценовой
доступности на услуги туризма. Интегрирование туристского бизнеса и
транспортного комплекса увеличат их инвестиционную привлекательность.
Соответственно, как результат, может наблюдаться увеличение количества
поездок, как российских туристов, так и иностранных внутри страны.
Список использованных источников
1 Артемова, Е.Н. Основы гостеприимства и туризма: учебное пособие
Е.Н. Артемова, В.А. Козлова. – Орел: Орел ГТУ, 2005. - 104 с.
2 Перспективы и проблемы развития системы кемпинг-предприятий в
России [Электронный ресурс] / Д.И. Глазков, Н.А. Шибаева // Стратегия
развития индустрии гостеприимства и туризма: материалы VI
Международной Интернет-конференции. – Орел: ОГУ, 2016. – электрон,
диск (CD-ROM). - С. 247-251.
3 Итоги года: российский туризм бьет рекорды [Электронный ресурс] //
Ресурс МИА «Россия сегодня». – Режим доступа: https://ria.ru
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв