Ищук
А.Е.,
студент
группы
ПД-82,
специальность
«Правоохранительная деятельность».
Федеральное
государственное
бюджетное
образовательное
учреждение высшего образования « Юго-Западный государственный
университет», г. Курск.
Научный руководитель: Письменов В.Н., к.и.н., доцент, доцент
кафедры конституционного права ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» (г. Курск).
Аннотация: в статье затрагиваются наиболее важные проблемы,
связанные с деятельность органов исполнительной власти в процессе
внедрения и реализации приоритетных национальных проектов и пути их
разрешения, имеющие ключевое значение для социально-экономического,
политического и культурно-духовного развития страны. Анализируются
основные пробелы в законодательстве Российской Федерации, от разрешения
которых зависит благосостояние и процветание страны, как на внутреннем,
так и на внешнем уровне развития.
Ключевые слова: национальные проекты, благосостояние населения,
качество жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Российская Федерация представляет собой не только федеративное
правовое государство с республиканской формой правления, основанное на
единой системе государственной власти, но и является самостоятельным и
суверенным территориальным образованием, политика которого направлена
на создание и реализацию условий, необходимых для обеспечения
эффективного функционирования и свободного развития всех граждан и
социальных институтов.[1]
1
На современном историческом этапе
развития России процесс
решения важнейших вопросов, связанных со становлением российской
государственности во многом ложится как на население, так и на органы
исполнительной власти, главная цель которых заключается в защите
социально-экономических, политических, культурно-духовных прав и свобод
граждан, а также в повышении качества жизни россиян, путем реализации
наиболее важных национальных проектов.
Повышение
качества
жизни
–
это
государственная
политика,
проводимая местными, муниципальными и федеральными органами власти,
которая характеризуется основополагающими элементами внутреннего
развития
страны,
включающими
такие
национальные
проекты
как:
« Качественное образование», « Развитие агропромышленного комплекса»,
«Современное
здравоохранение»,
«Развитие
малого
и
среднего
предпринимательства», «Развитие цифровых технологий и инженерной
транспортной инфраструктуры» и иные направления государственной
деятельности,
направленные
на
модернизацию
всех
сторон
жизнедеятельности общества.
В процессе реализации национальных проектов принимают участие не
только органы местного самоуправления, но все ветви власти в целом.
Однако наиболее важную и существенную роль играет исполнительная
власть,
представленная
конкретными
профильными
министерствами,
службами и иными подразделениями, применяющими различные меры и
внедряющими конкретные государственные мероприятия в какой-либо сфере
жизни общества с целью реализации национальных проектов.[2]
Президент Российской Федерации является не только высшим
должностным лицом, которое осуществляет непосредственное руководство
органами исполнительной власти, но и выступает в качестве гаранта защиты
прав и свобод граждан путем реализации национальных проектов на
территории страны. Ключевую роль в координации наиболее важных
внутренних вопросов государства играет Правительство РФ, которое
2
выполняет меры по организации и реализации системы информационнотехнологического управления приоритетными национальными проектами.[3]
В настоящее время существует множество проблем, связанных с
процессом внедрения национальных проектов, для разрешения которых
органы исполнительной власти применяют различные меры, направленные
как на защиту конституционных прав и свобод населения, так и на
обеспечение благополучия общества в целом.
Несмотря на активную мобилизацию человеческих ресурсов и
модернизацию в различных сферах жизни общества, органы исполнительной
власти по-прежнему сталкиваются со значительными препятствиями на пути
реализации наиболее важных государственных мероприятий. Это во многом
связано с тем, что на сегодняшний день в современном законодательстве
Российской
Федерации
отсутствуют
не
только
четкие
нормы,
регламентирующие закрепление приоритетных национальных проектов на
уровне федерального закона, но и тем, что в экономической сфере жизни
общества постоянно появляются неблагоприятные прогнозы экономического
спада и социального подъема. Именно поэтому правительству Российской
Федерации необходимо повысить статус нормативно-правовых актов,
которые представляют собой фундаментальную базу, на основе которой
осуществляются национальные проекты страны, до уровня федерального
конституционного закона. Это непосредственно повлияет не только на
закрепление основных задач, целей, принципов и способов внедрения
государственных проектов в различные отрасли хозяйства, но и позволит
закрепить более четкий контроль и надзор за деятельность государственновластных структур в процессе их реализации, что приведет к минимизации
бюрократии и коррупции со стороны органов исполнительной власти.
Мероприятия, проводимые в процессе внедрения приоритетных
национальных проектов, должны быть определены не только на уровне
конкретного территориального образования или сектора экономики, но и на
всей территории государства в целом. Это во многом необходимо для того,
3
чтобы модернизация осуществлялась равномерно по всей Российской
Федерации, а не по отдельным ее регионам. В современных условиях
развития информационного общества главное препятствие для модернизации
заключается
в
отсутствие
сильного
административно-управленческого
аппарата, деятельность которого направлена не только на борьбу с
коррупцией и сглаживание национальных конфликтов, но и на качественную
разработку и реализацию основных государственных мероприятий, целью
которых является как повышение качества жизни населения страны, так и
укрепление
основных
прав
и
свобод
граждан,
гарантированных
Конституцией Российской Федерации.[4]
Эффективность реализации национальных проектов на территории
России в полной мере зависит как от системы сотрудничества разных
уровней государственной власти и местного самоуправления, так и от
принципов взаимодействия государства, граждан и общества в целом. Для
качественной разработки и успешного внедрения основных государственных
мероприятий необходимо введение временных органов, осуществляющих
разработку и реализацию национальных проектов или новых структурных
звеньев
административного
управления
самоуправления, в полномочия
деятельности
отраслевых
при
которых будет
министерств,
органах
входить
ведомств
и
местного
координация
различных
государственных служб. В связи с этим правительство Российской Федерации
стремится модернизировать не только систему управления в различных
отраслях хозяйства, но и совершенствует современное законодательство, с
целью создания условий, необходимых для реализации приоритетных
национальных проектов в полном объеме.
Процесс реализации важных государственных задач не возможен без
должного финансирования как местных субъектов, так и федеральных
органов
государственной
власти.
На
сегодняшний
день
реализация
национальных проектов осуществляется из средств Федерального бюджета,
которые непосредственно распределяются по всем регионам страны.
4
В настоящее время реализация важных государственных вопросов
через систему местного бюджета является весьма затруднительной для
государственных органов исполнительной власти. Это связано с тем, что
денежных средств из местного бюджета не хватает на реализацию и
внедрение всех приоритетных национальных проектов, необходимых для
успешного функционирования граждан и общественных структур.[5]
Так положительный результат от реализации важных государственных
вопросов возможен только в том случае, если будет создан механизм,
способствующий не только повышению уровня местного бюджета страны, но
и
обеспечению
должного
контроля
и
надзора
за
деятельность
исполнительных органов власти, с целью предотвращения коррупции, а
также для обеспечения эффективности расходования государственного
бюджета.
ХХІ
век
–
это
время
информационных
технологий,
поэтому
информационная поддержка является основной частью деятельности, как
населения, так и различных организаций. Так для широкого освещения
национальных проектов необходим специальный механизм, который не
только информирует граждан о различных государственных преобразованиях
и мероприятиях во всех сферах жизни общества, но и осуществляет контроль
над деятельностью государственно-властных структур.[6]
Процесс разработки и реализации приоритетных национальных
проектов
затрачивает
много
средств
и
усилий,
вследствие
чего
информационная поддержка со стороны средств массовой информации
должна быть четко проработана на начальной стадии принятия различных
управленческих решений. Во многом это необходимо
для того, чтобы
избежать дополнительных расходов из государственного бюджета на
исправление ошибок в процессе внедрение важных государственных
проектов.
Некачественная информационная работа зачастую приводит к тому, что
происходит снижение успеха реализации приоритетных национальных
5
вопросов, и как следствие органы государственной власти отказываются от
реализации данных проектов. В результате чего снижается качество жизни
населения во всех сферах жизни общества.
Несмотря на то, что в современном мире существует множество
средств, с помощью которых можно узнать актуальную информацию, в
России сохраняется проблема недостаточной информированности населения
о реализации национальных проектов, вследствие чего необходимо обязать
органы исполнительной власти публично отчитывать о своей деятельности в
процессе внедрения государственных проектов на территории Российской
Федерации.
Наиболее острая проблема в сфере реализации важных национальных
вопросов заключается в том, что в России существует высокий уровень
коррупции, но при этом закреплен низкий уровень ответственности
исполнительных органов власти за совершение должностных преступлений.
Слабая нормативно-правовая база в этой отрасли приводит к тому, что многие
национальные проекты страны находятся в стагнации, в результате чего в
значительной степени падает уровень благосостояния граждан, государства и
общества в целом. Именно поэтому необходимо ужесточить меры уголовной
ответственности для должностных лиц, с целью предотвращения произвола
государственной власти.
Так проблемы, возникающие в процессе разработки и внедрения
приоритетных
национальных
проектов
на
территории
Российской
Федерации, связаны не только с дефицитом Федерального и местных
бюджетов страны, но и с неподготовленностью как органов исполнительной
власти к работе над государственными проектами, имеющими значение для
социального развития России, так и нормативно-правовой базы государства.
Однако, несмотря на множество проблем, возникающих в сфере
реализации важных государственных мероприятий, национальные проекты
представляют собой эффективный механизм, способствующий постепенному
6
повышению
качества
жизни
населения
и
всестороннему
развитию
государства и общества в целом.
Список использованных источников:
1.Конституция Российской федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета.1993. 25 декабря.
2.Гончаров В.В. Место и роль федеральных органов исполнительной
власти в реализации приоритетных национальных проектов: современные
проблемы и пути их разрешения//Современные проблемы и пути их
разрешения. 2010. №1. С. 13-16.
3.Павловский В.С. Компетенции федеральных органов исполнительной
власти в сфере реализации государственной национальной политики
[Электронный
ресурс]/
В.С.
Павловский.
–
Режим
доступа:
https://nauchforum.ru. – Загл. с экрана.
4. Письменов В.Н. Модернизация и патриотизм в России: проблемы и
перспективы// Известия Юго-Западного государственного университета.
Серия История и право. 2013. № 3. С. 107-111.
5. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы
реализации приоритетных национальных проектов// Вестник Евразийской
науки. 2019. № 1. С. 1-12.
6.Манойло А.В., Петренко А.И., Флоров Д.Б. Государственная
информационная политика в условиях информационно-психологических
конфликтов высокой интенсивности и социальной опасности: Учебное
пособие. М.: МИФИ. 2004.- 392 с.
7
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв