Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых»
(ВлГУ)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Студент Кочнева Анна Александровна, 6 курс, группа ЗТЭ-114
Институт Педагогический
Направление 44.03.05. Педагогическое образование
Профили «Технология. Экономическое образование»
Тема выпускной квалификационной работы
Современные средства оценивания и
самооценивания учебно –познавательной
деятельности учащихся по технологии
Руководитель ВКР: _______________________________ Дорошенко Ю.И.
Студент: ________________________________________ Сергеева Л.С.
Допустить выпускную квалификационную работу к защите
в государственной экзаменационной комиссии
Заведующий кафедрой _________________ Молева Г.А.
«_______» _________ 2020 г.
Владимир 2020
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой технологического
экономического образования
________________________________Г.А.
Молева
« ____» ______________________2019 г.
и
ЗАДАНИЕ
по выполнению выпускной квалификационной работы
студентке группы 6 курс, группа ЗТЭ-114, кафедры ТЭО
Кочневой Анне Александровне
1 Тема: Современные средства оценивания и самооценивания учебно –познавательной
деятельности учащихся по технологии.
2. Вопросы, подлежащие разработке:
1. Рассмотреть понятие оценки и самооценки и роль оценивающей деятельности и
деятельности по самооцениванию в истории педагогики и в современном
педагогическом процессе.
2. Изучить методы организации оценивания и самооценивающей деятельности в
современном педагогическом процессе.
3. Проанализировать портфолио как современный способ организации оценивания и
самооценивания на уроках технологии.
4. Исследовать уровень сформированности самооценивающей деятельности
обучающихся.
3 Консультации по ВКР (содержание и время проведения): не реже двух раз в месяц по
вопросам, составляющим структуру и содержание дипломной работы.
4. Дата выдачи задания: 01.09.19г
5. Научный руководитель: доцент Дорошенко Ю.И.
(должность, фамилия, инициалы)
6. Задание принял (а) к исполнению: _______________________________________________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ
Содержание работы
№
п
1./ Изучение источников
п
2. исследования
Введение
3.
Кто контролирует
выполнение
по
Сроки выполнения
теме Научный руководитель Сентябрь 2019 г.
Научный руководитель Октябрь 2019г.
1 глава
Научный руководитель Декабрь 2019г.
4. 2 глава
Научный руководитель Февраль –март 2020г.
5. Заключение
Научный
руковолдитель
Заф. Каф. ТЭО
6. Предзашита ВКР
Научный руководитель
(подпись)
2
Апрель 2020г.
По графику кафедры
АННОТАЦИЯ
ВКР содержит 56 страниц, 5 рисунков, 7 таблиц, 1 приложение, 30
источников литературы. Цель исследования: рассмотреть современные
средства
оценивания
и
самооценивания
учебно-познавательной
деятельности учащихся по технологии.
В данной исследовательской работе показано, что электронное
портфолио
является
эффективным
средством
оценивания
учебно-
познавательных достижений, если в его структуру, помимо традиционных
разделов, включен раздел, представляющий собой электронную оболочку,
наполненную
заданиями,
позволяющими
выявить
уровень
учебно-
познавательных достижений обучающихся, и раздел, в котором собирается
информация
об
уровне
усвоения
обучающимся
определенного
тематического раздела курса технологии.
ABSTRACT
The final qualification work contains 53 pages, 5 figures, 7 tables, 1
appendix, 30 literature sources. The purpose of the study: to consider modern
means of assessment and self-assessment of educational and cognitive activity of
students by technology.
This research paper shows that the electronic portfolio is an effective means
of assessing educational and cognitive achievements if, in addition to the traditional
sections, its structure includes a section that is an electronic shell filled with tasks
that allow to identify the level of educational and cognitive achievements of
students, and the section which collects information about the level of assimilation
of students of a specific thematic section of the technology course.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ......................... 5
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 6
1. ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ .................................................................. 10
1.1. Понятие оценки и самооценки. Роль оценивания учебнопознавательной деятельности по самооцениванию в истории педагогики и в
современном педагогическом процессе............................................................ 10
1.2 Методы организации оценивания и самооценивания учебнопознавательной деятельности в современном педагогическом процессе..... 16
Выводы по первой главе .......................................................................... 30
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ И
САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПОРТФОЛИО ............. 32
2.1. Портфолио как современный способ организации оценивания и
самооценивания по технологии ......................................................................... 32
2.2. Электронное портфолио учащихся по предмету «Технология» ... 39
2.3 Исследование уровня сформированности самооценивающей
деятельности обучающихся ............................................................................... 45
Выводы по второй главе ........................................................................... 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................... 56
4
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Определения, обозначения,
Расшифровка
сокращения
УУД
Универсальные учебные
действия
ФГОС
Федеральный государственный
общеобразовательный стандарт
СОШ
Средняя общеобразовательная
школа
ООО
Основное общее образование
5
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе существует ряд процессов (глобализация
экономики, быстрый технический прогресс, компьютеризация), которые
меняют
приоритеты
в
развитии
образования.
Этим
обусловлена
необходимость преобразования планируемых личностных результатов
образования. В условиях системы образования актуальной становится
подготовка
выпускников,
обладающих
такими
качествами,
как
независимость, активность, инициативность, ответственность, желание и
способность обеспечивать непрерывное образование на протяжении всей
жизни.
Все
вышесказанное
подтверждается
документами,
регламентирующими современную образовательную политику в Российской
Федерации:
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (2010 г.),
«Федеральной
целевой
государственной
образования»
программой
программой
на
2013-2020
Российской
гг.,
развития
образования»,
Федерации
Федеральным
«Развитие
образовательным
стандартом основного общего образования.
Чтобы преуспеть в социализации, современный выпускник должен
обладать не только суммой знаний, но также желанием и способностью
самостоятельно
осваивать
новую
информацию.
В
связи
с
этим
образовательный стандарт определяет в качестве одной из задач образования
развитие личности учащихся на основе формирования универсальных
учебных действий.
Универсальные учебные действия дают учащимся возможность вести
образовательную деятельность самостоятельно, умение развиваться и
совершенствоваться, обеспечивают условия для самореализации человека на
основе непрерывного образования, влияют на успехи в образовании [25].
6
Практика реализации ФГОС ставит перед педагогами ряд серьезных
задач, одной из которых является формирование у обучающихся
регулятивных универсальных учебных действий. По мнению авторов
концепции формирования, универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В.
Молчанов), регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают
организацию учебной - познавательной деятельности обучающегося. К
ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
оценка, коррекция, саморегуляция.
Таким образом, в современной школе ведущей целью образования
становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с
окружающим миром, а также к саморазвитию и самообразованию. В
процессе достижения учебной самостоятельности особое место занимает
контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть его умение
контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность,
определять и устранять причины возникающих ошибок.
Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая на
сегодняшний день система оценивания отражает результаты усвоения
знаний, а не процесс их усвоения, что в полной мере не соответствует
современным
требованиям
личностно-ориентированного
подхода
в
образовании.
Место оценивания в учебно-познавательной деятельности учащихся
уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем
уровня школьного образования, основным индикатором диагностики
проблем
обучения
и
средством
осуществления
обратной
связи
и
формирования самооценки в процессе обучения.
Как и в любом возрасте, самооценка подростка выступает одним из
основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который
включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик,
совокупности качеств и потенциала. В случае с подростком самооценка в
7
целом выступает как центральный показатель развития личности, ее
возможностей и уровня адаптации в социуме. Она же выступает
своеобразным регулятором ее мотивов, социальной и профессиональной
деятельности, поступков в целом. Тем не менее, стоит отметить и обратную
связь. Именно опыт в социальной и профессиональной деятельности, а также
обстановка в социуме и его влияние на индивида – все это напрямую
оказывает свое воздействие на формирование самооценки. Что касается
подростков, то их самооценка более ситуативно зависима в отличие от
взрослой, также она в большей степени подвержена внешнему воздействию.
В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки
исследуются
теоретических
достаточно
и
широко;
практических
наиболее
аспектов
полная
отражена
разработка
в
трудах
её
как
отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И.
Липкина, В.В. Овсянникова, и др.). Однако проблема самооценки учебнопознавательной деятельности освещена недостаточно.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования:
каковы теоретическо-методологические основания проблемы оценивания
самооценивающей учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках
технологии.
Объект: самооценка учащихся.
Предмет: средства оценки самооценивания учебно-познавательной
деятельности учащихся по технологии.
Цель данной работы: рассмотреть современные средства оценивания
и самооценивания учебно-познавательной деятельности учащихся по
технологии.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были
определены следующие задачи исследования:
1.
Рассмотреть понятие оценки и самооценки и роль оценивающей
учебно-познавательной деятельности и учебно-познавательной деятельности
8
по самооцениванию в истории педагогики и в современном педагогическом
процессе.
2.
Изучить методы организации оценивания и самооценивания
учебно-познавательной
деятельности
в
современном
педагогическом
процессе.
3.
Проанализировать
портфолио
как
современный
способ
организации оценивания и самооценивания на уроках технологии.
4.
Исследовать уровень сформированности самооценивающей
учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Методы исследования:
1) Теоретические - анализ научной и методической педагогической
литературы;
2) Эмпирические
- наблюдение,
анкетирование,
педагогический
эксперимент;
3) Математические - методы количественного и качественного
анализа результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав,
заключения, библиографии, включающего 30 наименований. Материал
исследования изложен на 54 страницах, содержит 5 рисунков и 7 таблиц.
9
1. ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.
Понятие оценки и самооценки. Роль оценивания учебно-
познавательной деятельности по самооцениванию в истории педагогики
и в современном педагогическом процессе
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования определяют подходы к системе оценивания в современной
школе [25]. Новая система оценивания строится на следующих основаниях:
1.
оценка
—
это
непрерывный
процесс,
естественно
интегрированный с образовательной практикой;
2.
оценка может быть основана только на критериях. Основными
критериями
оценки
являются
ожидаемые
результаты,
которые
соответствуют целям обучения;
3.
критерии оценки и алгоритм оценки известны как учителям, так
и учащимся и могут разрабатываться совместно;
4.
система оценки построена таким образом, что учащиеся
участвуют в контрольной и оценочной учебно-познавательной деятельности,
приобретают привычку и навык самооценки.
Понятие
«контрольно-оценочная
учебно-познавательная
деятельность» может быть рассмотрена в двух аспектах. С одной стороны,
оно включает в себя контрольно-оценочную учебно-познавательную
деятельность учителя, с другой стороны, контрольно-оценочную учебнопознавательную деятельность ученика.
Контрольно-оценочная учебно-познавательная деятельность учителя
связана с понятиями контроля и оценки, суть которых можно выразить
следующим образом. К.Н. Поливанова считает, что контроль состоит в
установлении
соответствия
образовательной
учебно-познавательной
деятельности условиям и требованиям учебного задания. Он помогает
ученику, изменяя операционный состав действий, выявлять их взаимосвязь с
10
определенными характеристиками условий задачи и свойствами результата.
Поэтому контроль гарантирует необходимую полноту операционного
состава действий и правильность их выполнения [18]. Оценка выступает как
показатель качества результатов обучения, которые достигнуты учащимся
[30].
Контрольно-оценочная учебно-познавательная деятельность учителя
характеризуется в качестве общей, которая является обязательным
элементом
учебно-познавательной
деятельности
в
управлении
образовательным процессом, и как специфическая, где контроль и оценка
есть цель, содержание и результат учебно-познавательной деятельности [24].
Контрольно-оценочная учебно-познавательная деятельность учителя состоит
в проведении диагностик, текущего, промежуточного и итогового контроля.
Федеральный
использования
государственный
инновационного
стандарт
подхода
к
определяет
разработке
проблему
контрольно-
оценочных мероприятий для адекватного оценивания учителем достижения
обучающимися
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы [25].
В соответствии со стандартом профессионального образования
Контрольно-оценочная
учебно-познавательная
деятельность
учителя
включает в себя умение передачи ученику функции контроля и оценки
(формирование умения самостоятельного контроля и оценки у учащихся) и
создания психологического комфорта для каждого ребенка в процессе
мониторинга и оценки [12].
Таким образом, одной из задач учителя становится формирование у
учащихся самооценивающей учебно-познавательной деятельности.
Эта проблема в теоретическом плане рассматривалась методологами
развивающего обучения Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным
и др. [5; 30] Теоретические идеи были реализованы в процессе обучения.
По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность имеет свое особое
содержание и строение. Она детерминирует возникновение основных
11
психологических новообразований данного возраста, определяет общее
психическое развитие учащихся, формирование их личности в целом [5].
В.В.
Давыдов,
В.В.
Репкин
выделяют
в
структуре
учебной
деятельности действия контроля и оценки. В ФГОС действия контроля и
оценки относятся к регулятивным универсальным учебным действиям. Под
контролем мы подразумеваем сравнение между методом действия и его
результатом с определенным стандартом с целью выявления отклонений и
отличий от стандарта. Оценка – атрибуция и признание учащегося того, что
уже изучено и что еще предстоит приобрести, понимание качества и уровня
обучения [20].
В
результате
выполнения
контрольно-оценочной
учебно-
познавательной деятельности у учащихся формируются умения:
1) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
2) определять наиболее эффективные способы решения;
3) умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4) конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
5) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Данные умения в соответствии с современными образовательными
стандартами обусловлены формированием регулятивных УУД.
Формирование
контрольно-оценочной
учебно-познавательной
деятельности учащихся включает овладение действиями самоконтроля и
самооценки.
Д.Б. Эльконин отмечает, что рациональнее всего начинать с
формирования самостоятельного контроля. Сначала ученики должны
научиться контролировать друг друга и самих себя. Это становится
возможным при условии развернутого представления операционного состава
учебного действия совместно учителем и ученикам. [30].
Оценка является вторым действием, необходимым для передачи на
самостоятельное выполнение учащимися, то есть школьники должны уметь
12
сами определять степень усвоение определенного учебного действия. Залог
успешности ученика состоит в умении самостоятельно оценивать свои
знания и умения. И именно этому должен научить учитель.
Самооценка – это то, что регулирует поведение личности; это оценка
личностью самой себя, своих возможностей, качеств и определение места
среди других людей.
Преимущество самооценки заключается в том, что она дает
возможность увидеть ученику как свои слабые, так и сильные стороны. На
основе самооценивания ребёнок пытается выстроить свою собственную
программу развития.
Так как способность к правильной и адекватной самооценке
способствует изменению и в той или иной мере может повлиять на
коррекцию учебной деятельности, важно прохождение каждым школьником
всех ступеней оценочной деятельности. В результате учащиеся должны
понимать все особенности, критерии и способы оценивания. Важно научить
детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их
исправления.
Таким образом, формирование у учащихся действий контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки в учебно-познавательной деятельности,
благодаря чему они становятся ее субъектами, становится основой для
появления у обучающихся контрольно-оценочной самостоятельности.
Впервые термин «Контрольно-оценочная самостоятельность» ввел
А.Б. Воронцов [2]. Контрольно-оценочная самостоятельность, по мнению
ученого, является основой учебной самостоятельности учащихся (умения
учиться).
Воронцов делает вывод о том, что в рамках традиционного контроля и
оценивания ученик не знает границ своих знаний, поэтому не ставит цель –
получить новые знания, не имеет представления о том, как им усвоена тема
и можно ли перейти к изучению новой [2].
13
Проблема
учебной
рассматриваться
на
самостоятельности
всех
ступенях
учащихся
образования.
должна
От
качества
сформированности контрольно-оценочной самостоятельности зависит, как
будет сформирована учебная самостоятельность в дальнейшем.
Определение понятия «Контрольно-оценочная самостоятельность»
сформулировано
в
работе
Е.В.
Проничевой.
Контрольно-оценочная
самостоятельность определяется как готовность личности к действиям для
мониторинга и оценки собственной деятельности, которые отличаются
такими качествами как инициативность, осознанность и ответственность
[21].
Таким
образом,
в
качестве
критериев
формирования
самостоятельности контроля и самооценки, выступают инициативность,
эффективность, осознанность, системность. Инициатива - это желание
выполнять действия по самоконтролю и самооценке без внешней мотивации.
Эффективность: знание всех видов контроля и оценки, умений и навыков для
их использования.
Осознанность - это самостоятельный выбор методов самоконтроля и
самооценки деятельности, ответ на вопросы «Почему и как это сделать?»,
«Хорошо ли это сделано?». Последовательность - это постоянство
проявления.
В соответствии с вышеуказанными критериями, Е.В. Проничевой
выделены
уровни
сформированности
контрольно
-
оценочной
самостоятельности учащегося, описанные в таблице 1.
Таблица 1
Уровни контрольно-оценочной самостоятельности учащегося
Уровни
Критерии
Инициативность
Оперативность
14
Осознанность
Систематичность
Нулевой
Низкий
Средний
Следовательно,
сформировать
контрольные
(самоконтроль)
и
оценочные (самооценка) действия можно только в условиях предоставления
учащемуся независимости контроля и оценки, то есть способности
контролировать и оценивать свою собственную и / или работу других людей.
По нашему мнению, для того чтобы такая учебно-познавательная
деятельность органически переплеталась с образовательной деятельностью,
необходима система оценки, отличная от традиционной, в которой оценка
является функцией учителя. Такими системами оценивания являются
безотметочное обучение и критериальное оценивание. В основу этих систем
15
оценивания положены принципы, разработанные разными группами авторов
под руководством Г.А. Цукерман [28] и Е.И. Матвеевой [12].
Таким образом, в процессе формирования самостоятельности контроля
и оценки информация о целях, содержании, формах и методах оценки
доводится до сведения учащихся и их родителей. Студенты должны
понимать, какие знания и навыки находятся под контролем, как и когда они
будут проверены. Содержание, формы контроля и критерии оценки являются
предметом совместного соглашения между учителем и учениками. Студенты
анализируют результат и процесс своей учебно-познавательной деятельности
с помощью вопросов: что они хотят делать? Каковы твои цели? Что
случилось? Что помогло достичь этого результата? Что вызвало трудности?
Где произошла ошибка? Почему произошла ошибка? Как двигаться вперед,
чтобы избежать таких ошибок? Эта работа формирует умение учиться,
анализировать свою деятельность с целью конструктивной трансформации,
коррекции [10].
1.2
Методы организации оценивания и самооценивания учебно-
познавательной деятельности в современном педагогическом
процессе
Оценка педагога - выражается в оценочных суждениях учителя:
- о степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков,
установленных программой;
- уровня прилежания.
Это оценка, которую использует учитель на уроках для оценивания
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Цель оценочной учебно-познавательной деятельности учащихся
педагогом – контроль успеваемости учащихся и формирование их
адекватной самооценки.
16
С помощью оценок учитель воспитывает учащихся, влияет на их
отношение к учебе, а также влияет на их работоспособность. Учитель
развивает внимательность учеников, позволяет по-настоящему оценить свою
успеваемость и успеваемость других. Любая оценка учителя, которую
учащийся считает справедливой, сказывается на мотивах и становится
стимулом деятельности ученика.
Оценка педагога является не только важным средством регуляции и
контроля учебно-познавательной деятельности и стимулирования учащихся
на выполнение произвольных действий, но и формирует у учащихся
ценностное отношение к результатам своего труда.
Оценке подлежат устные ответы, письменные, практические и
контрольные работы учеников. В ней учитывается правильность ответа и его
полнота, а также прочность и сознательность знаний.
Оценка лишается своей ценности, если не стимулирует дельнейшую
работу школьника.
Нестерова О.В. отмечает, что в процессе обучения операция
сопоставления фактических результатов с заранее установленными нормами
и стандартами называется проверкой. Интерпретация и отношение к
фактическому результату - это процесс оценки или просто оценка [15].
Результат оценки, записанный в баллах, называется отметкой.
Оценка учителя будет соответствовать его основной цели развития и
образования, если мы будем исходить из следующих принципов:
принцип перспективы. Он заключается в том, чтобы с
помощью педагогической оценки показать студенту перспективы его
развития, возможность его продвижения вперед.
гуманистический
принцип.
Учитель
подразумевает
уважение человеческого достоинства учеников любого возраста.
Отсутствие такта, грубые формы обращения и выражения ценностных
суждений, несправедливость и субъективность педагогической
оценки могут превратить это в унизительную процедуру для студента.
17
принцип сотрудничества. Предполагая такую форму
общения между учителем и учеником в оценочной деятельности, при
которой ученик перестает быть только объектом влияния, он
становится соучастником в процедуре оценки [15].
По мнению В.С. Мухиной, оценка, которую ученик получает на уроке,
- не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера
его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя
компенсировать ни послушанием, ни раскаянием [13].
Оценка относится к процессу сравнения знаний, навыков и умений с
теми стандартами, которые представлены в учебной программе. Отметка
является количественным показателем оценки, выраженным в баллах.
Почти все школы в нашей стране приняли 5 - балльную систему
классификации. Надо сказать, что в современной домашней школе
существуют также 4 - и 3 - балльные системы, так как часто единицы и двойки
не ставят.
Оценка выполняет свои специфические функции:
учитель посредством оценки выражает свое мнение о
знаниях ученика;
оценка фиксирует достижения конкретного учащегося,
утвержденный государством стандарт;
оценка направляет школьника на уровень его знаний;
оценка информирует школьника о его успехах и неудачах;
оценка включает в себя основополагающие моменты
содержательных
отношений
между
всеми
участниками
образовательного процесса, содержание и эмоциональное отражение
учащихся, а также педагогическое отражение учителя.
Правила, которым должен следовать учитель при установлении
оценок:
18
при выставлении оценок учитель должен исходить из
личного и нормативного метода оценки.
при выставлении оценок учитель должен объяснить,
почему он так оценивает знания ученика.
во время оценки учитель должен использовать различные
методы контроля, а также различные типы оценочных шкал и
инструментов оценки.
контроль знаний должен охватывать все важные элементы
знаний, умения студента.
учащийся должен иметь возможность исправлять оценку
несколько раз.
при оценке оценок должен учитываться не только
контроль учителя, но и самоконтроль учащихся и самооценка.
необходимо
организовать
рефлексию
учебно-
познавательной деятельности студентов в соответствии с критериями
и правилами оценочной деятельности.
Система оценки также имеет свои особенности и недостатки:
для многих учащихся оценка становится конечной целью
их учебно-познавательной деятельности, которая в конечном итоге
маскирует реальные причины учебно-познавательной деятельности.
Поэтому они учатся только получать хорошую оценку, а не
приобретать новые знания.
на уроке только часть учеников проходит контроль и
оценку знаний, поэтому учителю может быть трудно определить, как
ученики действительно изучали учебный материал.
в школе оценка учителя становится существенной, и
меньше внимания уделяется самоконтролю и самооценке, или нет
вообще.
19
часто оценка ученика становится оценкой учителя. Если
ученик получил высокий балл за свой ответ, тогда учитель был
настолько хорош, что мог хорошо объяснить материал, и наоборот.
Такой подход не позволяет многим учителям объективно оценивать
ответы учеников.
Устная оценка учителя играет важную роль в процессе обучения,
особенно когда речь идет о построении самооценки у ученика. Учитель не
должен сравнивать достижения учеников, так как это может разрушить
межличностные отношения в классе. Поэтому лучше сравнить уровень
знаний студента с его предыдущей успеваемостью. [23]
В стандарты второго поколения заложена необходимость выявления
результатов, связанных с направлениями личностного развития, на их основе
формируется учебная самостоятельность учащихся (умение учиться). [29]
Оценка успеваемости в рамках школьного обучения является оценкой
личности в целом и определяет социальный статус ребенка. В благоприятных
условиях развивается чувство собственного достоинства у ребенка. «Я
хороший» - внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе.
Таким образом, можно выделить, что оценка – это определение и
выражение в условных оценках, баллах, а также при оценке суждений
учителя, степени усвоения учащимися знаний, навыков и умений,
установленных программой, уровня усердия и состояния дисциплины.
Устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические
работы, а также работа в мастерских подлежат оценке. Он учитывает
правильность ответа по содержанию, его полноту и согласованность,
правильность формулировок, силу и сознательность усвоения знаний, их
связь с практикой, профессиональной подготовкой и качеством продукции.
Основными методологическими подходами в современной педагогике
являются: системный, деятельностный, личностный, культурологический,
аксиологический, антропологический.
20
Системный подход позволяет анализировать внутренние и внешние
связи и взаимосвязи объекта, учитывать все его элементы и учитывать их
место и их функции в них. Система образования и ее функциональный
процесс рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: образовательные цели; его содержание; Формы, методы,
средства реализации этого контента (обучение, развитие, технологии
обучения); Вопросы системы образования (учителя, ученики, родители). В
системном подходе под педагогической оценкой понимается комплексное
оценивание знаний, умений, навыков и компетенций (предметных,
личностных и метапредметных) как результат педагогической деятельности.
Учебно-познавательная деятельность оказывается основой, средством
и фактором развития личности. Этот факт требует реализации подхода, тесно
связанного с личностным, учебно-познавательного деятельностного подхода
в образовательных исследованиях и практике. В учебно-познавательном
деятельностном подходе рассматривается чаще всего учебно-познавательная
деятельность учащегося. Учитель оценивает возможности целеполагания,
планирования, организации и реализации действий учащихся. За оценкой
результатов учебно-познавательной деятельности происходит самоанализ, то
есть рефлексия, в ходе которой формируется самооценка учащегося.
Личный подход в педагогике
подтверждает представление о
социальной, активной и творческой природе человека как личности.
Признание личности как продукта социально - исторического развития
и
носителя
культуры.
Сущность
личности
значительно
богаче,
разностороннее и сложнее, чем процесс его деятельности. Личность обретает
свое человеческое и гуманистическое содержание в общении с другими, в
связи с чем, личность – это продукт и результат общения с окружающими
людьми.
Поэтому в педагогической оценке учитель обязательно объясняет
критерии оценивания. Одним из наиболее важных среди них является акцент
на рефлексию и диалог как внутренний, так и внешний.
21
В личностном подходе приоритетна самооценка. Критерии самооценки
связываются с проявлением творческого потенциала. Самооценка в
личностном подходе является гибкой, исправимой и контролируемой самим
учащимся формой оценивания.
Культурологический
подход
как
методология
познания
и
трансформации образовательной реальности основан на аксиологии - учении
о ценностях и структуре мировых ценностей.
Культурологический
подход
определяется
объективной
связью
человека с культурой как системой ценностей. Таким образом, человек всегда
находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой
оценки происходящих с ним событий, вследствие чего приоритетной
является самооценка.
Аксиологический (или ценностный) подход действует как своего рода
«мост» между теорией и практикой, то есть играет роль коммуникационного
механизма между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями
познание и связь с окружающим миром (общество, природа, культура, мы
сами). Ценности определяются как социальные и культурные доминирующие
факторы, в том числе ориентация на моральные потребности и осмысленные
действия личности. Они выступают в качестве движущей силы (фактора)
успешного духовно - нравственного становления личности.
Оценка учителя в аксиологическом подходе оценивает позитивные
изменения личности, которые являются семантическими ориентирами
будущего. Ценности выражают качество внутреннего духовного богатства
человека, его духовное и нравственное отношение к окружающему миру.
Ценности
связаны
с
полнотой,
богатством
и
утонченностью
внутреннего мира человека, любовью, гуманизмом, совестью, свободой,
альтруизмом,
долгом,
внутренней
мудростью,
справедливостью,
превосходным опытом, к интуиции и самосовершенствованию [4]. Ценности
проявляются в действиях людей, в их поведении, в отношениях и в способах
самореализации.
22
Антропологический подход был изначально разработан и поддержан
К.Д. Ушинским (1824–1870). В его понимании, это систематическое
использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и
реализации педагогического процесса [29].
Решающую роль в построении этой педагогики играет Н.И. Пирогов и
К.Д. Ушинский, суть которого можно выразить так: человек и ребенок –
важнейшие социокультурные ценности. Итак, Н.И. Пирогов считал, что
государство, люди и человечество существуют только для людей и что
ребенок является целью самого себя, а не средством достижения цели.
Поэтому антропологическая оценка носит гуманистический характер и
побуждает ученика не только развивать осознание, чувства и волю ребенка,
но и улучшать его физические, умственные и духовные устремления,
которые взаимосвязаны. Очень важно дать детям возможность для
самостоятельной, «свободной и любимой» деятельности – физически и
умственно.
Учитель должен иметь возможность влиять на детей ненасильственно,
не навязывать ученику их убеждения, а пробуждать в них жажду этой веры и
смелость защищать их как от их собственных слабых устремлений, так и от
других (К.Д. Ушинский).
Оценка учителя – очень тонкий и сложный инструмент. Чтобы
использовать его с умом, учитель должен постоянно учитывать влияние,
которое он оказывает на ученика, как - прямо или косвенно – он влияет на
воспитательную работу, формирование личности и самосознание ребенка в
его новой социальной позиции как студент.
В педагогике оценка в ситуации опроса распределяется на типы:
опосредованная,
замечание,
отрицание,
согласие,
неопределенная,
одобрение, порицание, ободрение, подкрепление и наказание.
Опосредованная оценка происходит в процессе оценивания классом
вместе с учителем определенного ученика. Данная оценка выражается в
оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую
23
оценку другого субъекта. То есть, учитель вызывает одного из учеников и
обращается к нему с вопросом, после чего слушает ответ, не высказывая
своей мысли о его правильности или неправильности. Затем, ничего не
говоря ученику, учитель вызывает другого и задает ему тот же вопрос, после
ответа которого, начинает высказывать свое мнение. В этом случае первый
ученик никаким образом не оценивается, а другой получает одобрение.
Замечание проявляется при оценке учителем к ученику. Такой тип
оценки
становится
негативным
влиянием
только
тогда,
когда
он
систематически падает на одного ученика.
Тип оценки, который затрагивает какой-либо учебный предмет –
отрицание. Отрицание производится с помощью слов и фраз, которые
указывают на неправильность ответа ученика, и стимулирует перестроение
хода решения той или иной задачи.
Согласие. Функция данного типа оценки – ориентировать ученика в
правильности его собственного поступка, закрепить успех на том или ином
пути, стимулировать его движение в том самом направлении.
Неопределенная оценка является переходом к разным определенным
оценкам, сознательно использованных учителем.
Одобрение
–
форма
определения
личности
и
подчеркивает
преимущества ее сторон (способности, работоспособность,
интерес,
активность). Таким образом, одобрение влияет на рост уровня стараний,
вызывает переживание успеха и повышает самооценку.
Порицание влияет на эмоционально - волевую сферу учащегося с
помощью характеристики, как знаний, так и личности ученика. Другими
словами, оно влечет за собой понижение успеха ученика.
Для робких учеников существует такой тип оценки, как ободрение, но
оно не дает возможности переоценивать ученика. Ободрение – позитивная
оценка того, что сделал ученик. Когда говорят об ободрении, то имеют в виду
вербальную или невербальную позитивную оценку действий и поступков
ребенка. Вербальная оценка включает в себя словесные высказывания,
24
которые содержат соответствующие оценочные суждения, а невербальная
включает в себя жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную
оценочную роль.
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению
является применение учителем подкреплений и наказаний, которые
стимулируют успехи ученика, особенного тогда, когда заслужены и
справедливы [6]
О. Леонтьева выделяет педагогическую оценку, как определение
ценности достижений каждого конкретного ученика. И отмечает, что это
сложный процесс, который может быть организован педагогом, но в котором
участвуют все субъекты образования. [11]
С учетом современных требований к оцениванию, существует две
системы оценивания: безотметочная и балльная (отметка).
В последнее время часто поднимается вопрос о безотметочной системе
обучения. Основной её принцип — свободное развитие ребёнка, а общим
законом учителей, поддерживающих данную систему обучения, является
уважение к личности ребёнка, а главное, развитие этой личности. [10]
При
оценивания,
безотметочном
которые
обучении
позволяют
используются
зафиксировать
такие
способы
индивидуальное
продвижение учащегося, а также не провоцирует учителя на сравнение
учеников между собой. Это могут быть условные шкалы, на которых
фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию,
различные формы графиков, таблиц. Все эти формы фиксации оценивания
являются личным достоянием ученика. А также учитель не должен делать их
предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания
или поощрения учащегося. [10]
В Федеральном государственном образовательном представлена некая
классификация способов оценивания:
- портфолио;
- оценочные шкалы;
25
- устная оценка;
- цифровая отметка.
Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса,
каждому
знакомы
понятия
«министерский
портфель»,
«портфель
инвестиций».
Существует огромное разнообразие определений портфолио.
Портфолио – это коллекция определённой области. [16] Некоторые
исследователи рассматривают портфолио как рабочую файловую папку,
содержащую
многообразную
информацию,
которая
документирует
приобретённый опыт и достижения учащихся.
К. Варвус описывает портфолио как систематический и специально
организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для
мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых. [24]
Ещё одно определение предложено Д. Майером: Портфолио – это
целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его
усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна
вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его
отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и
свидетельства о рефлексии учащегося.
Фрай определял портфолио как своеобразную выставку работ
учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста.
Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как
коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и
когнитивное развитие. [27]
Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной
педагогике: Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок
узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает
сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он
взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном
уровнях с другими. [3]
26
Всякая оценка предполагает, прежде всего, диагностику состояния
оцениваемого объекта. Мы рассматриваем вопросы, относящиеся к шкале
оценок, различные подходы к структуре оценочного акта. Рассмотрим
подробнее все эти виды.
Оценочные шкалы, как способ оценивания учителя используют с
начала
учебно-познавательной
деятельности
учащихся,
по-другому
оценочные шкалы называют - «волшебные линеечки», напоминающих
ребенку
измерительный
прибор
(этот
инструмент
самооценки,
предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в
психологической диагностике).
Для оценивания успешности результатов учащихся также используют
и устную оценку. В данном способе оценивания необходимо формулировать
причины неудач и рекомендации по устранению пробелов в обученности по
предметам;
Цифровая оценка (отметка) – это результат процесса оценивания,
условно - формально (знаковое), количественное выражение оценки учебных
достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом.
Отметка – это своеобразный ориентир, отражающий социальные
требования
к
содержанию
образования,
к
уровню
овладения
им
обучающимся, действенный регулятор его учебной деятельности и
социальных отношений в жизни учащегося.
Школьная отметка чаще всего используется в учебном процессе,
поэтому, в идеале она должна обладать следующими качествами:
- отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений
и навыков;
- давать точную и объективную характеристику уровня знаний и уровня
развития ученика. [3]
Таким образом, для развития саморегуляции и самооценки учащихся
важна не сама отметка, а содержательная оценка, то есть объяснение, почему
поставлена именно эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа.
27
С помощью оценочных шкал ученик может самостоятельно ценить свою
работу, исходя из всех плюсов и минусов своей работы. Поэтому, на наш
взгляд, оценочные шкалы являются наиболее адекватной системой
оценивания.
Система оценки – это сложная система, которая включает в себя
текущую (правильно ли ученик понял учебный материал и сможет ли его
использовать) и итоговую оценку результатов учебно-познавательной
деятельности учащихся.
Система
оценивания
должна
давать
возможность
определить
насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот
или иной практический навык, то есть, сверить достигнутый учащимся
уровень с определенным минимумом требований, которые заложены в той
или иной учебный курс.
Для системного подхода к формированию учебного процесса система
оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт
между участниками педагогического процесса (учитель, ученики, родители,
педагогический коллектив).
Систему оценивания необходимо выстраивать так, чтобы как можно
бережнее относиться к психике учащихся, то есть избегать таких ситуаций,
которые могут ее травмировать.
Ф. Меркулов считает, что оценка должна способствовать развитию
ребенка, сопровождать его образовательное движение. Иначе в ней нет ни
смысла, ни пользы. [20]
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, они
обычно подразумевают, что, выбирая те или иные средства педагогического
воздействия и формы поведения, учитель учитывает свои индивидуальные
наклонности. Учителя с разными личностями могут выбирать одно и то же
из множества образовательных и учебных заданий, но выполнять их поразному. Краткое описание современных инновационных систем учителей:
28
педагогика
сотрудничества
-
основана
на
образовательном подходе к обучению: оценка ребенка должна
основываться не на знаниях, а на его склонности к работе, людях,
ценностях и моральных качествах;
система В.Ф. Шаталова - учебный материал объясняется
максимально четко, логично, с использованием блок - схем,
отражающих логические связи учебного материала; студенты
отвечают на основе блок - схемы, которую они имеют в виду;
Первоначально дома решаются те же задачи, что и на уроке следовательно, даже «слабые», но желающие учиться школьники
могут быть успешными; оценка знаний проводится после того, как
каждый студент изучил тему;
система Е.И. Ильин - уроки литературы - гуманитарные
науки, средства глубокого творческого восприятия литературы как
учебного
предмета
и
учебника
жизни;
ключ
к
изучению
литературного произведения - художественная деталь в тексте;
система С. И. Лысенкова - изучение нового материала в
«больших блоках», идея углубленного обучения (когда несколько
минут на уроке посвящены ознакомлению с новыми понятиями,
которые скоро будут изучены);
система С. Амонашвили - идея гуманитарной педагогики,
способная ввести ребенка в процесс самостоятельного обучения; идея
педагогического сотрудничества в системе «учитель - ученик»;
система И.П. Волков - использует различные виды
деятельности для развития у студентов склонностей и навыков; идея
бесплатных семинаров, в которых каждый может выбрать компанию
в соответствии со своими предпочтениями, без ограничений по
инициативе студента; творческая реализация принципа: «Ты сам
научился - научи друга».
29
Таким образом, выбор и эффективность педагогической оценки зависят
от возраста учащегося. Индивидуальные особенности учащихся определяют
их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию для
образовательной, познавательной и личностной деятельности. Уровень
интеллектуального развития, достигнутый учеником, влияет на его
познавательные интересы, а его личностное развитие влияет на желание
обладать определенными личными качествами.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что оценка – это
информация не только для ученика и педагога, но и для родителей, а также
администрации школы. С этой точки зрения оценка должна соотноситься с
формальными нормами. И в то же время служить показателем изменений,
происходящих с учащимися.
Выводы по первой главе
Изучив
сущность
оценивания
и
самооценивания
учебно-
познавательной деятельности в современном педагогическом процессе,
можно прийти к выводу, что новая система оценивания должна быть такой,
чтобы оценивание являлось постоянным процессом, в котором критерии (они
же ожидаемые результаты) могли вырабатываться педагогом и учащимися
совместно. Оценивание должно быть направлено на то, чтобы учащиеся
включались в контрольно-оценочную учебно-познавательную деятельность,
тем самым приобретали навыки и вырабатывали привычку к самооценке.
В настоящее время в большинстве школ все критерии оценивания
находятся в руках педагога. Именно поэтому работа учителя должна быть
направлена на то, чтобы формировать и развивать у учащихся способность к
оценке границ своих умений и знаний.
При традиционном контроле и оценивании учащиеся относятся
безразлично к своим неудачам и успехам в учении, не стремятся к получению
новых знаний, не могут сказать, насколько ими усвоена тема, не могут
30
оценить свою учебно-познавательную деятельность – и все это говорит о
несформированной самооценке.
По нашему мнению, очень важно, чтобы все знания и умения учащиеся
были результатом его собственного поиска. Нужно предоставить учащемуся
возможность самому контролировать и оценивать свою или чужую работу,
тогда ученик будет чувствовать себя личностью и приобретет интерес к
учебе. Именно эти условия делают успешным процесс формирования
действий самоконтроля и самооценки, что является основой контрольнооценочной самостоятельности.
Технология,
как
учебный
предмет,
является
комплексным
и
интегративным. В содержательном плане он предполагает взаимосвязи
практически со всеми предметами начальной школы. Методика развития
регулятивных УУД на уроках технологии предполагает комплексный синтез
методов, форм и средств обучения.
Материализация результатов деятельности в конкретном изделии
позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль
выполняемых практических действий, корректировку хода практической
работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении
работы
инструкциям
учителя
или
представленным
в
других
информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом
материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы,
также позволяют развивать у них необходимые регулятивные действия.
31
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОЦЕНИВАНИЯ И САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ С
ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПОРТФОЛИО
2.1. Портфолио как современный способ организации оценивания
и самооценивания по технологии
Цель данного параграфа заключается в определении целесообразности
использования портфолио, а также в выделении особенностей портфолио,
способствующих оценке всех компонентов познавательных достижений.
На сегодняшний день первостепенной задачей становится не
получение обязательного минимума знаний учащихся за счет механической
передачи их от учителя к ученикам, а ориентация на полноценное включение
учащихся в активную познавательную учебно-познавательную деятельность,
что требует качественно новых форм и методов оценки познавательных
достижений учащихся, среди которых весьма популярным в последнее время
становится электронное портфолио.
С.В. Панюкова определяет понятие «Е-портфолио» (электронное
портфолио) и анализирует возможности его применения. Е.В. Погодина
описывает некоторые общие подходы к использованию портфолио на уроках.
О.Г. Смолянинова раскрывает проблемы оценивания образовательных
достижений, описывает особенности и способы применения электронного
портфолио.
В связи с популярностью термина «электронное портфолио» в
настоящее время существует множество подходов к определению данного
понятия, например, согласно И.Б. Государеву портфолио учащегося – это
средство мониторинга достижений и рефлексии, сосредотачивающее в себе
образовательные результаты или позволяющее получить к ним доступ [3].
По мнению О.Г. Смоляниновой [24] «Электронное портфолио (также
известное как еПортфолио, е-портфолио, электронное фолио, цифровое
32
портфолио, вебфолио и т.д.) – это, по существу, электронная версия обычного
бумажного портфолио, созданного в компьютерной среде и включающего не
только текст, но и графику, аудио - и видеоматериалы.
В данной работе будем придерживаться определения, которое дано в
официальном документе Министерства образования и науки РФ.
Таким
образом,
электронное
портфолио
представляет
собой
инструмент для постоянной фиксации роста и развития учащихся, его
навыков и знаний.
Именно эта черта позволяет преподавателю наглядно видеть, на
сколько эффективно идет процесс обучения каждого ребенка.
Использование
электронного
портфолио
в
обучении
должно
обеспечивать следующее:
Наполнение информацией о знаниях, умениях, навыках ученика,
о прогнозах совершенствования знаний и умений;
Непрерывный доступ ученика к е-портфолио, возможность со
стороны преподавателя доступа к портфолио для контроля и внесения
корректив, касающихся учебной деятельности учащегося.
Существуют три основные типа портфолио:
1) портфолио документов.
Портфолио
документов
представляет
собой
совокупность
сертифицированных индивидуальных образовательных достижений.
Материалами, которые включены в данный тип портфолио, будут
являться грамоты, дипломы, сертификаты и т.д. Портфолио документов даёт
представление о результатах учащегося, однако не описывает процесс,
динамику развития ученика. Образовательные достижения, представленные
в виде грамот, дипломов, сертификатов и т.д., могут быть переведены в
балльно - рейтинговую систему, в зависимости от уровня значимости.
2) портфолио работ.
Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих,
проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных
33
форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в
научных
конференциях,
конкурсах,
учебных
лагерях,
прохождение
элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных
достижений и др. [22].
3) портфолио отзывов.
Портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений,
проделанный
им анализ
деятельности
и
её
различных
результатов,
видов
резюме,
учебной
и
планирование
внеучебной
будущих
образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями,
родителями,
возможно,
одноклассниками,
работниками
системы
дополнительного образования и др.
Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений,
рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр. [22].
Наиболее часто создаются и применяются комплексные модели
электронного портфолио, включающие названные типы в качестве разделов.
Однако, не исключено применение простых вариантов портфолио,
включающие лишь один раздел: портфолио документов, либо портфолио
работ, либо портфолио отзывов.
Приведем примеры:
a) Портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и
комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».
b) Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» +
«раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел
работ» + «раздел отзывов» [22].
По технической реализации электронное портфолио можно разделить
на веб - портфолио, которые создаются в сети Интернет с использованием
различных платформ, и электронные портфолио, созданные в локальной сети
образовательного учреждения.
В настоящее время существует большое количество различных
платформ для размещения веб - портфолио в сети Интернет. В основном они
34
обладают одинаковыми характеристиками, так как позволяют собирать
воедино различные работы и файлы пользователя. Некоторые из них
являются коммерческими, как например, PebblePad и Desire2Learn,
некоторые – бесплатные (например, системы Mahara), ничуть не уступающие
платным по основным характеристикам.
На
сегодняшний
день
основным
недостатком
использования
электронного портфолио остается отсутствие четкой формализованной
структуры и минимальных требований к построению электронного
портфолио.
Структура
электронного
портфолио
устанавливается
образовательным учреждением.
Функции электронного портфолио:
1) диагностическая. Сбор сертифицированных документов позволяет
показать образовательный потенциал учащегося, а также выявить те сферы,
в которых ученик не преуспевает.
2) целеполагания. Работа над электронным портфолио стимулирует
ставить перед собой конкретную цель, планировать пути достижения цели.
3) мотивационная.
4) информационная. Работа над портфолио помогает обобщить
концептуализировать сделанное.
5)
контролирующая.
Портфолио
позволяет
оценить
динамику
индивидуальных достижений учащихся.
Таким образом, электронное портфолио выполняет следующие задачи
(см. рис 1).
35
Рис.1. Задачи электронного портфолио
Таким
образом,
электронное
портфолио
способствует
оценке
познавательных достижений. Однако, электронное портфолио при оценке
познавательных достижений не учитывает приобретенные обучающимися
способы действия.
Существенным
достоинством
электронного
портфолио
перед
бумажным может стать то, что оно выполняет не только презентационную
функцию, являясь коллекцией работ, но и, при определенной структуре,
может представлять собой электронную оболочку, которую можно
наполнять необходимыми заданиями для проверки и оценки всех
компонентов учебно-познавательной деятельности таких как: знания,
умения, навыки и способы действия. Таким образом, будут созданы условия
для оценивания приобретенных обучающимися способов действий.
В
данной
работе
остановимся
на
построении
структурно-
функциональной модели электронного портфолио, направленного на
оценивание познавательных достижений обучающихся.
В основном структура портфолио определяется его типом. Например,
структура может быть следующей:
1) портрет ученика;
2) портфолио документов;
36
3) портфолио работ;
4) портфолио оценки познавательных достижений;
5) раздел итоговой оценки;
6) портфолио отзывов.
Опишем подробно каждый из указанных разделов.
Раздел I. Портрет ученика.
Данный раздел представляет собой личную карточку школьника и
является одним из основных элементов во всех современных вариантах
портфолио. В личной карточке приводится краткая информация об
обучающемся, контактная информация и др.
Раздел II. Портфолио документов.
В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио
официальных документов – все имеющиеся у обучающегося документы,
подтверждающие индивидуальные достижения: дипломы об участии в
предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах,
сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д. Портфолио
документов отражает результаты обучающихся в учебно-познавательной и
учебно-исследовательской деятельности.
Раздел III. Портфолио работ.
В данный раздел обучающиеся помещают результаты различных
творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание
основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие
в научных конференциях, конкурсах.
Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое
представление о динамике учебной и творческой активности ученика.
Портфолио работ может содержать в себе текстовые материалы,
аудиоматериалы, видео - материалы, графические материалы, а также
компьютерные программы.
Раздел IV. Портфолио оценки познавательных достижений.
В данном разделе выделены два подраздела.
37
Первый из них представляет собой оболочку, содержащую задания по
основным изученным блокам (модулям) курса. Задания каждого блока
распределены по ранее выделенным пяти уровням усвоения познавательных
достижений: «неуспеваемость», «минимум успеваемости», «обязательный
уровень», «уровень возможностей», одаренные дети». Таким образом,
выделенный подраздел будет позволять отследить степень продвижения
обучающегося в определенной теме, учитывать динамику индивидуальных
достижений обучающихся.
Во втором разделе собирается информация об уровне усвоения
обучающимся определенного тематического раздела курса.
Информация собирается автоматически после решения заданий
каждого уровня.
Раздел V. Итоговая оценка.
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки.
Критерии оценивания определяются совместно с учащимися. Оценка по
каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ
«Сводную итоговую ведомость», утверждается учителем.
Раздел VI. Портфолио отзывов.
В
этом
разделе
рассматриваются
характеристики
отношения
обучающегося к различным видам учебно-познавательной деятельности,
представленные учителем, а также письменный анализ отношения самого
учащегося к своей учебно-познавательной деятельности и ее результатам.
Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки
ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с
обучением.
Таким образом, в данном параграфе разработана структурно функциональная модель электронного портфолио. Модель направлена на
оценку всех компонентов учебно-познавательной деятельности. На основе
разработанной модели в исследовании будет предложена методика.
38
2.2. Электронное портфолио учащихся по предмету «Технология»
Целью
данного
параграфа
является
демонстрация
реализации
структурно - функциональной модели электронного портфолио в контексте
оценивания познавательных достижений обучающихся.
Продемонстрируем методику оценивания познавательных достижений
обучающихся в процессе реализации электронного портфолио.
Для этого опишем содержание работы по использованию портфолио в
образовательном процессе.
1 этап – организационный. Знакомство участников образовательного
процесса с целями, принципами, структурой и содержанием портфолио.
Определение вида электронного портфолио.
Создание индивидуального портфолио обучающегося предполагает
определение вида портфолио. Как было сказано, электронное портфолио
бывает двух видов:
1) портфолио (веб - портфолио), которые создаются в глобальной сети
Интернет с использованием различных платформ;
2)
электронные
портфолио,
созданные
в
локальной
сети
образовательного учреждения.
Современные платформы для работы с веб - портфолио предъявляют
требования к техническим навыкам и умениям обучающихся, необходимым
для работы с такими системами: проектирование и публикация веб - страниц,
вставка гипертекста, работа с цифровыми медиа, редактирование основного
HTML кода страниц и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбор типа
электронного портфолио зависит от технических умений и навыков
обучающихся.
Для
обучающихся
общеобразовательных
школ,
не
обладающих требуемыми навыками и умениями работы с перечисленными
интерактивными системами, использование веб - портфолио будет не
эффективно. Поэтому, для обучающихся 5 - 7 классов целесообразно
39
организовывать работу с электронным портфолио, созданным в облачной
сети – традиционным аналогом локальной сети.
2 этап – подготовительный.
Конструирование и заполнение учителем и обучающимся отдельных
разделов электронного портфолио.
На данном этапе обучающийся заполняет раздел «Портрет ученика».
Данный раздел не оказывает влияние на другие этапы и разделы
электронного портфолио, поэтому «Портрет ученика» формирует лишь
познавательный потрет обучающегося, то есть способствует достижению
результата конструируемой методики.
На
подготовительном
этапе
учитель
наполняет
подраздел,
представляющий собой электронную оболочку, наполненную заданиями 0IV уровня, раздела 4 электронного портфолио. Для более удобной работы с
данным подразделом, структурируем его следующим образом (см. рис.2).
Для того, чтобы перейти к выполнению заданий определенного уровня,
нужно перейти по гиперссылке, выбрав раздел и уровень выполняемого
задания.
Рис.2. Структуризация поуровневых заданий тематического раздела
курса
3 этап – практический.
Практический этап включает в себя работу с портфолио. Помимо
результатов анкет и первых достижений в освоении ключевых предметных
компетенций, в портфолио ученика входят итоги предметных олимпиад,
40
конкурсов, собственные разработки в виде ученических работ, рефератов,
выступлений и т.д. Поэтому обучающиеся на протяжении всего года
обучения фиксируют результаты всей учебно-познавательной деятельности
по мере их достижений, заполняя такие разделы портфолио, как «портфолио
документов», «портфолио работ».
Портфолио документов представляет собой перечень официальных
документов,
имеющихся
у
обучающегося,
подтверждающие
индивидуальные достижения. Содержание данного раздела представлено в
виде таблицы (см. таблицу 2).
Таблица 2
Достижения обучающегося
№
п/п
Мои
достижения,
Дата
награды, заслуги
В раздел «Портфолио работ» включаются результаты различных
творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание
основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие
в научных конференциях, конкурсах.
Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое
представление о динамике учебной и творческой активности ученика.
Таблица 3
Работы обучающегося
№
Перечень представленных творческих работ
п/п
41
Дата
По окончанию изучения определенного модуля курса за какой-либо
класс обучающийся выполняет задания, включенные в раздел «Оценивание
познавательных достижений» электронного портфолио. Данные задания
ориентированы на определение уровня усвоения пройденного модуля (см.
рис.
2).
Обучающийся
может
перейти
к
выполнению
заданий,
соответствующих второму и последующему уровню, после того как будут
выполнены задания предыдущего уровня. При окончании выполнения
заданий в отдельном документе собирается результат с указанием уровня
усвоения модуля.
Рис. 3. Представление результатов об уровне усвоения учебного курса
шестого класса
Разделы практического этапа определяют содержание «Итоговой
оценки». В свою же очередь результат «Итоговой оценки» и результаты
разделов практического этапа определяют содержание раздела «Портфолио
отзывов».
4. Итоговый этап – включает анализ работы над портфолио и
исчисление итоговой оценки. Данный этап является одним из важнейших
этапов рассматриваемой идеи портфолио.
Данный раздел заполняется в конце учебного года.
Приведем критерии оценивания, выделенные в документе [29]
Министерства образования и науки РФ (см. таблицу 4).
42
Таблица 4
Оценка индивидуальных достижений обучающихся по материалам
деятельности
познавательной
Показатели
Измерители
Познавател
Уровень
Уровень
Олимпиады
, Конкурсы, НПК
Портфолио документов
тематическое
0-4
усвоения
тематического
0-4
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
3
2
1
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
4
3
2
Республиканская:
Победитель
Призер
Участник
4
3
2
Всероссийская:
Победитель
Призёр
Участник
6
5
4
Международная:
Победитель и призёр
Школьные
мероприятия,
практики
(уровни)
документов
о
усвоение
раздела №.
Олимпиады
, Конкурсы, НПК
Портфоли
Балл
ьная деятельность раздела №1
документов
Портфолио
Оценка
портфолио
Участие
Участвовал и стал призёром
Организация
и
проведение
мероприятия
7
1
2
3
Доклады
школьный
городской
республиканский
1
2
3
Рефераты
школьный
городской
1
2
43
Проекты
республиканский
3
школьный
городской
республиканский
3
4
5
Показатели сводной итоговой ведомости также вносятся в таблицу и
отображаются в электронном портфолио учеников (см. таблицу 5).
Таблица 5
Сводная итоговая ведомость
Фамилия, имя, отчество, класс
№ п/п
Показатели
Балл
Оценка учебно-познавательной деятельности
Портфолио документов
Портфолио работ
ИТОГО:
На заключительном этапе работы над электронным портфолио
формируется раздел «Портфолио отзывов», учитель, проанализировав
результат практического этапа и результат раздела «Итоговая оценка», пишет
итоговый отзыв о достижении обучающегося, обучающийся в свою очередь
выполняет самоанализ своей учебно-познавательной деятельности.
Модель
предметного
электронного
портфолио
отражена
в
Приложении.
Совокупность результатов всех разделов электронного портфолио
позволяет судить о сформированном познавательном портрете ученика.
Таким образом, в данном параграфе описана методика оценивания
учебно-познавательных достижений обучающихся на основе разработанной
структурной модели электронного портфолио. Описаны этапы работы над
портфолио и содержание индивидуального портфолио учащихся с
характеристикой основных его разделов.
44
2.3 Исследование уровня сформированности самооценивающей
деятельности обучающихся
Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ СОШ
№1 г. Владимира.
На констатирующем этапе эксперимента был проведен анализ уроков с
целью выявления общей картины обучения учащихся 6-х классов;
проводились опросы и анализ работы учителей 6-х классов.
В таблице 6 приведены результаты анкетирования учителей,
связанного
с
выявлением
общей
картины
педагогической
работы,
направленной на оценивание познавательных достижений обучающихся с
помощью электронного портфолио.
Таблица 6
Результаты анкетирования учителей
Вопросы анкеты
Д
%
ет
6
6
8
7
00
1
0
0
0
3
3
4
0
0
4
0
0
а
1. Используете ли вы в
образовательном процессе предметные
электронные
портфолио
обучающегося?
2. Считаете ли вы необходимым
оценивать
учебно-познавательные
достижения обучающихся?
3. Ведете ли вы работу по
оценке
учебно-познавательных
достижений?
4. Позволяет ли электронное
портфолио
оценить
компоненты
учебно-познавательных достижений:
знания, умения, навыки, способы
действий?
5. Знакомы ли вам методики и
средства
оценивания
учебнопознавательных достижений?
6.
Испытываете
ли
вы
необходимость в освоении методики
Ответ учителя
Н
%
Затру
дняюсь
ответить
1
1
0
4
0
0
5
7
1
1
6
4
45
%
1
4
1
6
6
8
5
7
1
2
0
8
6
1
4
0
1
1
4
оценивания
учебно-познавательных
достижений?
Для наглядности, представим результаты, приведенные в таблице 6, в
виде диаграммы (рис.4).
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
120%
100%
80%
60%
40%
20%
0%
1
2
3
4
5
6
Рис. 4 Результаты анкетирования учителей (по вопросам)
Таким образом, по результатам анкетирования, представленным в
таблице 6 и на рисунке 4, можно сделать вывод о том, что:
1) использование предметного электронного портфолио в школе
распространено,
2)
учителя
выделяют
необходимость
оценивания
учебно-
познавательных достижений,
3) недостаточная разработка и освоение методик затрудняет решение
проблемы оценивания учебно-познавательных достижений.
Таким образом, настоящее исследование является актуальным.
Следующей
задачей
констатирующего
этапа
педагогического
эксперимента было выявление исходного уровня знаний обучающихся
шестых классов об электронном портфолио и его структуре, а также
определение уровня учебно-познавательных достижений обучающихся.
46
Для реализации данной задачи было проведено анкетирование
обучающихся, в количестве 20 человек, результаты которого представлены в
таблице 7.
Таблица 7
Результаты анкетирования обучающихся шестых классов
Вопросы анкеты
Ответ учителя
Д
%
а
Н
ет
%
Затру
%
дняюсь
ответить
1. Ведете ли вы электронное
портфолио по технологии?
1
7
состоит
3
5
2. Знаете ли вы, из каких
разделов
8
7
электронное
1
0
0
2
8
4
5
3
5
5
5
0
портфолио?
какими
9
материалами нужно заполнять разделы
5
3.
Знаете
ли
вы,
4
4
2
7
0
3
5
портфолио?
4. Регулярно ли вы пополняете
6
разделы электронного портфолио?
0
5. Оказывает ли вам помощь
учитель
в
введении
3
1
электронного 2
1
2
6
6
2
0
8
0
1
0
4
0
0
3
3
1
0
портфолио?
6.
Анализируете
ли
результаты работы над портфолио?
вы
1
0
0
5
7
5
5
Для наглядности, представим результаты, приведенные в таблице 7, в
виде диаграммы (рис. 5).
47
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
1
2
3
4
5
6
Рисунок 5. Результаты анкетирования обучающихся шестых классов
(столбцы по номерам вопросов)
Таким
образом,
по
результатам
анкетирования
обучающихся,
представленным в таблице 7 и на рисунке 5, можно сделать вывод о том, что:
1) большая часть класса ведет электронное портфолио по предмету,
2) 65% обучающихся не могут сказать, из каких разделов состоит
портфолио и какими материалы следует наполнять каждый из разделов, 3)
30% регулярно пополняют разделы портфолио,
4) большинство обучающихся прибегает к помощи учителя при работе
с портфолио;
5) половина класса проводит анализ своей работы над портфолио.
48
Выводы по второй главе
В результате исследования возможностей организации оценивания и
самооценивания учебно-познавательной деятельности по технологии с
применением метода портфолио было выявлено, что использование
предметного электронного портфолио в школе распространено и учителя
выделяют необходимость оценивания учебно-познавательных достижений,
однако недостаточная разработка и освоение методик затрудняет решение
проблемы оценивания учебно-познавательных достижений.
Результаты анкетирования обучающихся показали, что большая часть
класса ведет электронное портфолио по предмету, однако только 30%
регулярно заполняют его. При этом большинство обучающихся не могут
сказать, из каких разделов состоит портфолио и какими материалами следует
наполнять каждый из разделов, прибегает к помощи учителя при работе с
портфолио. Всего половина класса проводит анализ своей работы над
портфолио.
Исходя из всего вышесказанного можно, сделать вывод, что в учебном
процессе необходимо организовывать работу обучающихся по ведению и
заполнению разделов электронного портфолио, а также вести работу по
оценке учебно-познавательных достижений обучающихся по технологии.
Поэтому, полагаем, что целенаправленное применение предлагаемой
методики оценивания учебно-познавательных достижений обучающихся по
технологии средствами электронного портфолио, позволит решить данные
требования.
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с задачами и целью исследования получены следующие
основные результаты:
1.
Анализ
психолого-педагогической
и
научно-методической
литературы по теме исследования, показал, что проблема оценивания
учебно-познавательных достижений обучающихся остается актуальной.
Между тем, методика оценивания учебно-познавательных достижений в
настоящее время не имеет чёткого научного обоснования возможностей
применения электронного портфолио в качестве средства оценивания
учебно-познавательной деятельности обучающихся с выделением структуры
портфолио и средств систематизации диагностической информации.
2.
Выявлено, что отметка дает общее представление об уровне
знаний обучающихся, не дает информации об совершенствовании качества
образовательного процесса. Поэтому при оценке учебно-познавательных
достижений целесообразно применять критериально-уровневую систему
оценивания.
3.
Показано, что электронное портфолио является эффективным
средством оценивания учебно-познавательных достижений, если в его
структуру,
помимо
традиционных
разделов,
включен
раздел,
представляющий собой электронную оболочку, наполненную заданиями,
позволяющими
выявить
уровень
учебно-познавательных
достижений
обучающихся, и раздел, в котором собирается информация об уровне
усвоения обучающимся определенного тематического раздела курса
технологии.
4.
В модели электронного портфолио, направленного на оценку
учебно-познавательных достижений обучающихся, выделены этапы работы
над портфолио, определены его разделы и установлены связи между ними.
5.
Выявлено,
что
результат
каждого
раздела
электронного
портфолио определяет учебно-познавательный портрет обучающегося.
50
6.
На
основе
разработанной
модели
предложена
методика
оценивания учебно-познавательных достижений обучающихся е. Приведен
пример реализации разработанной методики.
7.
В
результате
исследования
подтверждена
необходимость
реализации разработанной методики оценивания учебно-познавательных
достижений обучающихся средствами электронного портфолио.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены,
цель достигнута.
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внедрение инновационных технологий развития универсальных
учебных действий в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое
пособие / под ред. Н. В. Поликашевой. М.: Спутник+, 2016. 145 с.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова. М.: Просвещение, 2019. 303 с.
3. Государев
И.Б.
Государев
И.Б.
Веб-портфолио
[Электронный
ресурс] / И.Б. Государев. URL : http://design.gossoudarev.com/portfolio.
html. (Дата обращения 30.03.2020г).
4. Гриценко С.И. Формирование самооценки младших школьников
[Электронный ресурс]. URL : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (дата
обращения: 30.03.2020)
5. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
[Электронный ресурс]. URL : http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_fu
ll.php?aid=1000 (дата обращения: 30.03.2020)
6. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в
образовательном процессе // Современные проблемы науки и
образования. 2017. №2.
7. Жидкова Р. А. Современные методы оценивания результатов обучения
//
Известия
Пензенского
государственного
педагогического
университета им. В. Г. Белинского. 2018. №. 28. С. 779–782.
8. Иванов Д.А. Оценивание в образовательном процессе: способы и
процедуры // Педагогическая диагностика. 2015. № 3. С. 3–14.
9. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания
общего образования. М.: Просвещение, 2017. 48 с.
52
10. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных учебных действий на
основе безотметочного обучения // Человек и образование. 2014. № 3
(40).
11. Леонтьева О. Оценка или контроль? [Электронный ресурс]. URL :
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200800711
(дата
обращения:
30.03.2020)
12. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Критериальное
оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта
работы). М.: Вита-пресс, 2017. С. 168.
13. Мухина
В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.
М. : Академия, 2016. 608 с.
14. Некоторые аспекты развития умения учиться: авт.-сост. О.Г. Петрова;
ред. Л.К. Фомичева. вып. 3. Псков : ПОИПКРО, 2016. 39 c.
15. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и
опорных конспектах: учеб. пособие для вузов. М. : Айрис-пресс, 2016.
112с.
16. Новикова Т.Г., Пинская М.Л., Прутченков А.С. Модернизация оценки
в системе школьного образования. Портфолио как средство оценивания
// Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации:
сб. научных трудов. Москва, 2016. С. 9–19.
17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. М.: ВЛАДОС, 2017.
18. Поливанова
К.Н. Проектная деятельность
школьников:
пособие для учителя. М.: Просвещение, 2018. 192 с.
19. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9
классы: проект. перераб. М.: Просвещение, 2017. 64с.
53
20. Проектирование урока в условиях формирования универсальных
учебных действий: материалы участника личностно-ориентированного
модуля / А. М. Соломатин, С.Н. Ямшинина, Г. В. Янычева и др.; под
редакцией Р. Г. Чураковой. М. : Академкнига/Учебник, 2017. 54 с.
21. Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности
младшего школьника // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Том 14.
С. 28-32.
22. Рекомендации по построению различных моделей и использованию
«портфолио» учащихся основной и полной средней: Письмо ГУ ВШЭ
от
№
28.12.04
31-17/12-2929.
URL :
http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc. (Дата
обращения 30.03.2020г).
23. Свиридова Л.А., Белогородцева Е.А. Формирование регулятивных
универсальных учебных действий – контроля и коррекции у учащихся
начальной и средней школы // Эксперимент и инновации в школе. 2014.
№1
24.
Смолянинова
О.Г.
Проблема
оценивания
образовательных
достижений: технология Е-портфолио // Информатика и образование.
2016. № 1. С. 55-63
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего
образования
государственные
[Электронный
образовательные
ресурс]
стандарты.
//
Федеральные
М.:
Институт
стратегических исследований в образовании РАО. URL : минобрнауки
.рф/документы/543 (Дата обращения 30.03.2020г).
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL :
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=346
54
766&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.18606666990858067#04712146
192991 2223 (Дата обращения 30.03.2020г).
27. Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
методическое пособие / Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова; под
редакцией Н. Ф. Виноградовой. М. : Учебная литература, 2018. 140 с.
28. Цукерман Г.А. О критериях деятельностной педагогики // Культурноисторическая. 2019. Том 15, № 3. С. 105–116
29. Шарохина Е.В. Педагогика. Конспект лекций / Е.В. Шарохина,
О.О. Петрова, О.В. Долганова. М.: Эксмо, 2018. 192 с.
30. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности [Электронный
ресурс]. URL : http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2851.html (Дата
обращения 30.03.2020г).
55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модель предметного портфолио обучающихся
56
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу студентки Кочневой Анне Александровне, 6 курс, группа ЗТЭ-114 выполненную на тему Современные средства оценивания и самооценивания учебно –познавательной деятельности учащихся по технологии Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая на сегодняшний день система оценивания отражает результаты усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что в полной мере не соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода в образовании. Место оценивания в учебной деятельности школьников уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи и формирования самооценки в процессе обучения. Подтверждение этому можно найти в документах, которые регламентируют основы современной образовательной политики в Российской Федерации: закон «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. На наш взгляд, практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут использоваться в практической работе учителей технологии. В процессе работы студентка продемонстрировала добросовестность и старательность, выполняла план работы над ВКР, вовремя представлял промежуточные результаты. Кочнева А.А. демонстрирует сложившуюся исследовательскую культуру. Аппарат исследования, теоретическое содержание, описание эмпирической работы, соответствуют требованиям к ВКР. Работа выполнена, соответствует существующим требованиям, заслуживает отличной оценки и может быть представлена к защите. Дата Научный руководитель _________________ доцент Ю.И.Дорошенко