МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра креативно-инновационного управления и права
Рященко Александра Владимировна
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА ДЕТЕЙ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ
(НА ПРИМЕРЕ ЛЕТНЕГО ЯЗЫКОВОГО ЛАГЕРЯ «ЛИНГВИСТ»)
Выпускная квалификационная работа
на присвоение квалификации: «Бакалавр»
Направление подготовки: 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»
Направленность (профиль): «Менеджмент социально-культурной
деятельности»
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент кафедры
креативно-инновационного
управления и права
Ю.П. Дмитриева
К защите в ГЭК
рекомендуется
Решение кафедры
от_____2020г.
Протокол №_____
Заведующий кафедрой
_______________
Пятигорск - 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ДОСУГ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
6
1.1. Досуг как один из факторов развития личности ребёнка
6
1.2. Лагерь как форма организации детского досуга
11
1.3. Технологии организации досуга детей, применяемые в работе
летнего лагеря
17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ
23
2.1. Характеристика летнего языкового лагеря «Лингвист», созданного
на базе технологической площадки КреаТЕХ при ИРГЯИГТ
23
2.2. Анализ технологий, применяемых в организации летного детского
досуга в лагере «Лингвист»
30
2.3. Создание ресурса для работы вожатых лагеря «Лингвист» на основе
онлайн-сервиса Padlet
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
46
ПРИЛОЖЕНИЕ
50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Организация детского досуга в
летний период всегда была и остается в центре внимания родителей,
руководителей и педагогов-вожатых как общеобразовательных учреждений, так
и учреждений дополнительного образования, в которых может быть организован
лагерь с дневным пребыванием детей.
Для государства также воспитание подрастающего поколения, включая
летний отдых, является важным и приоритетным направлением социальной
политики.
Детский досуг является не только отдыхом от учебной деятельности, но и
одним из способов познания окружающего мира через разнообразные игры,
культурно-массовые мероприятия, праздники и увлечения, направленные на
расширение кругозора ребёнка, получение новых знаний, умений и навыков в
какой-либо области (изучение иностранных языков, занятия творчеством,
робототехника, спортивно-туристическая деятельность и так далее), во время
досуга происходит также восполнение потребности в общении и общее
культурное развитие личности ребёнка.
Проблему в организации интересного и насыщенного отдыха во время
летних каникул, в течение которого у ребёнка есть возможность проявить и
реализовать свой потенциал, приобрести новые знания, развить умения и навыки
в области изучения иностранных языков, творческих занятий и культурноразвлекательных мероприятий, может решить детский лагерь дневного
пребывания.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Тема
досуга и детского отдыха в каникулярное время широко освещена в работах
зарубежных
учёных,
например,
у
Ж.
Дюмазедье,
являющегося
основоположником теории «цивилизации досуга», а также в многочисленных
трудах отечественных исследователей педагогики, психологии и социально-
культурной деятельности в области разработки воспитательной системы
детского лагеря таких, как Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова. Разработкой основ
теории социальной педагогики занималась Ю.В. Василькова. Изучению основ
социально-культурной деятельности посвящены работы Т.Г. Киселевой и Ю.Д.
Красильникова. Исследования в области школьного досуга представлены в
трудах С.А. Шмакова и др.
Но роль летнего лагеря в организации досуговой деятельности ребёнка
остается малоисследованной, что вызывает потребность в изучении данной
сферы жизнедеятельности детей.
Объект исследования — организация летнего досуга детей в лагере.
Предмет
исследования
—
технологии
организации
досуговой
деятельности в лагере.
Целью исследования является изучение современных технологий
организации досуговой деятельности детей в летнем лагере на примере летнего
языкового лагеря «Лингвист».
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были
поставлены следующие задачи:
−
рассмотреть суть понятия «досуг»;
−
дать характеристику лагеря как формы организации детского досуга;
−
изучить технологии организации детского досуга в летнем лагере;
−
дать общую характеристику деятельности летнего языкового лагеря
«Лингвист», работающего при ФГБОУ ВО «ПГУ» в ИРГЯИГТ;
−
проанализировать
технологии
организации
досуга,
которые
применяются в деятельности летнего языкового лагеря «Лингвист»;
−
разработать электронный ресурс с методическим материалом для
вожатых, работающих в летнем языковом лагере «Лингвист».
Теоретико-методологические основы исследования составляют работы
отечественных педагогов, психологов, специалистов в сфере социальнокультурной и культурно-досуговой деятельности.
В ходе подготовки исследования использовались следующие методы:
- анализ и синтез, которые представлены в изучение научных материалов
и литературы по теме;
- метод систематизации, позволяющий представить классификацию видов
летних детских лагерей и технологий организации досуговой деятельности в
них;
- метод проектирования, который представлен в разработке электронного
ресурса на основе приложения Padlet в помощь вожатым лагеря «Лингвист».
Эмпирические основы исследования: нормативно-правовые акты и
документы, регламентирующие деятельность детских лагерей, материалы с
сайта ФГБОУ ВО «ПГУ», труды отечественных и зарубежных исследователей в
области организации культурной составляющей досуга, материалы и разработки,
выполненные в ходе производственной и преддипломной практик.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость заключается в анализе понятия «досуг»,
классификации детских лагерей, исследовании теории методов, способов, форм
и технологий организации детского досуга в летнем лагере.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
электронного ресурса для оптимизации и модернизации работы вожатых в
летнем языковом лагере.
Апробация полученных научных результатов осуществлялась в
научной публикации по теме исследования («Досуг как средство гармоничного
развития детей»), подготовленной для участия в региональной межвузовской
научно-практической конференции «Молодая наука - 2020».
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА I. ДОСУГ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
1.1. Досуг как один из факторов развития личности ребёнка
Понятие «досуг» можно определить как время, свободное от основной
деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению и
желанию. А неумение и незнание, как содержательно, с пользой для себя и
других организовать своё свободное время, является показателем низкой
культуры личности. Досуг представляет собой не только отдых и расслабление,
но и активную деятельность, которая является средством самовыражения
личности. Интересный и насыщенный досуг — это средство всестороннего
развития ребёнка.
На сегодняшний день досуг является объектом исследования таких
общественных наук, как философия, социология, психология, педагогика и
других. В толковании данного понятия на протяжении длительного времени не
было единства взглядов. Многие мыслители и учёные разных эпох долгое время
связывали и даже отождествляли друг с другом термины «свободное время» и
«досуг»1.
Понятие «досуг» появилось в эпоху Античности. Древнегреческий
философ Аристотель считал досугом не просто отдых от работы, а определённую
деятельность,
направленную
на
совершенствование
человека
через
См.: Социально-культурная деятельность: теоретические и технологические основы / Бабаян А.В.,
Богданова Э.Н., Григорьева А.В., Дмитриева Ю.П., Еремина О.С., Савченко Т.Д., Чистова М.В.,
Шульженко В.И. – Пятигорск, 2019.
1
разнообразные игры, беседы на философские темы, занятия музыкой и
искусством, спортивными упражнениями и так далее2.
В русском языке слово «досуг» использовалось уже в XV веке и
происходит от глагола «досягать», означая возможность и способность
совершить что-нибудь3. Досуг становится временем, в которое человек может
чего-либо достигнуть. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.
Даль дал такое определение человеку во время досуга: «умеющий, способный к
делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». А
сам досуг, по его мнению, это «свободное, незанятое время, гулянки, гулячая
пора, простор от дела; досужливый — мало занятой, часто свободный от дела»4.
Похожее толкование можно найти у немецкого ученого Г. Клута, который
использовал термины «свободное время» и «досуг» в качестве синонимов и
рассматривал свободное время как противоположность работе, то есть, как
время, когда активность человека направлена только на отдых5.
Таким образом, до начала XX века понятия «досуг» и «свободное время»
были синонимами и означали способность и возможность человека проявить
себя в свободное от работы время. А современное понятие «досуг» окончательно
сформировалось к середине ХХ века, когда у человека увеличились часы
свободного
времени.
«Большая
советская
Энциклопедия»
дает
такое
определение: «Досуг — это часть внерабочего времени, которое остается у
человека после исполнения непроизводственных обязанностей»6.
Французский учёный, директор Центра социологических исследований,
один из основателей теории «цивилизации досуга», Ж. Дюмазедье рассматривал
См.: Аристотель, Никомахова этика. Политика: в 4-х т.: пер. с древнегреч. //под ред. А.И. Доватура –
М.: Мысль, 1984. – Т.4. – С. 163.
3
См.: Дробинская Е.Н., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности // Е.Н. Дробинская, Э.В.
Соколов – СПб, 1983. С.7.
4
См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль. –
Вологда: ВОУНБ, 2012. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/index.htm.
2
Цит. по кн.: Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. / Г.Е. Зборовский,
Г.П. Орлов – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1970. – С. 132.
6
Большая советская энциклопедия онлайн [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://bse.slovaronline.com/12661-DOSUG/
5
досуг как «совокупность занятий, которыми личность может заниматься по
доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать своё образование, будучи
свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских
обязанностей»7. Российский социолог, ведущий ученый в области изучения
одного из важнейших ресурсов общества, времени, В.Д. Патрушев тоже
характеризовал «досуг» как часть времени суток, свободную от труда в
общественном хозяйстве и направленную на удовлетворения потребностей не
только в отдыхе, но и в развитии личности8.
Таким образом, досуг — это часть свободного времени, которая тесно
связана с отдыхом, развлечением и саморазвитием.
Досуг является важным фактором физического и эмоционального развития
детей, так как любимые занятия в часы досуга могут не только помочь ребёнку
преодолеть стрессовые ситуаций, но и самовыразиться, реализовать свой
потенциал9. В настоящее время в рамках социологических, психологических и
педагогических исследований принято выделять активные и пассивные формы
проведения досуга детьми. Первая, активная форма, представляет собой
деятельностные разновидности досуга. Вторая, пассивная форма досуга, состоит
из пассивного потребления различных культурных мероприятий, особенно, это
стало популярно во второй половине XX века – начале XXI века, когда началось
активное потребление продукции средств массовой информации.
Досуг может быть организованным, например, родителями, учителями или
вожатыми, то есть, быть целесообразно использованным свободным временем;
стихийным, когда использование свободного времени означает спонтанно
протекающий процесс; контролируемым, например, кем-то из старших — это
могут быть родители, учителя, старшие братья или сёстры; неконтролируемым,
См.: Дюмазедье, Ж. Социология досуга / Ж. Дюмазедье – М.: Амстердам, 1974. – С. 145.
См.: Патрушев В.Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности) / В.Д. Патрушев. — М.:
Издательство Института социологии РАН, 2006. – С. 134 с.
7
8
См.: Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.110.
9
когда ребёнок сам организует свою деятельность в свободное время;
коллективным — ребёнок проводит время вместе с другими детьми или семьёй;
индивидуальным — это может быть хобби, с которым ребёнок справляется сам;
подражательным — копируемая деятельность; творческим — придумано самим
ребёнком.
Согласно классификации российского воспитателя и педагога С.А.
Шмакова, детский досуг можно подразделить на пять групп:
Первая группа направлена на восстановление различных сил ребенка
посредством прогулок на свежем воздухе, спорта и различных подвижных игр,
которые
активизируют
физическую
активность детей
и
способствуют
укреплению здоровья, развитию выносливости и ловкости.
Вторая группа досуга связана с повышением уровня эрудиции,
приобщением к духовным ценностям, например, чтение, просмотр фильмов и
телепередач, посещение музеев и выставок, путешествия и т.п. Данная группа
стимулирует у детей познавательную активность, способствует освоению
общечеловеческой культуры и формированию мировоззрения детей.
Третья группа развивает творческие способности ребёнка: это научноисследовательская деятельность, художественно-театральная, техническая,
игровая и трудовая деятельности, которые помогают детям развивать активную
жизненную
позицию
и
способствуют
самоопределению
личности,
ее
самоактуализации в творческой деятельности.
Четвертая группа реализует потребность в общении, это могут быть вечера
встреч, танцы, дискотеки, творческие объединения, клубы и кружки по
интересам. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения,
формирует
у
ребенка
способность
использовать
различные
способы
межличностного взаимодействия и помогает адаптироваться к различным
социальным ситуациям.
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей, сюда
входят выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения,
турпоходы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга
является значимым для развития организаторских способностей, формирования
умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать
сверстников содержательной деятельностью10.
Организация досуга играет важную роль в гармоничном развитии
личности ребёнка. Как известно, становление личности является длительным
процессом, он начинается в младенческом возрасте и продолжается в течение
всей жизни. Наиболее важный период — детский, в котором происходит
формирование
мировоззрения,
социализация
как
усвоение
морально-
нравственных норм и ценностей, приобщение к культуре и традициям народа,
творческое развитие. Формированию и развитию личности ребёнка способствует
не только обучение и общение с семьей и сверстниками, но разнообразные
досуговые занятия, содержащие в себя элементы игры и отдыха, а также
познавательные и воспитательные компоненты.
Досуг направлен на удовлетворение детьми определенных потребностей в
отдыхе и эмоциональном восстановлении. В этой связи выделяют следующие
основные характеристики детского досуга:
−
имеет ярко выраженные физиологический, психологический и
социальный аспекты;
−
формирует и развивает личность;
−
основан на добровольности при выборе рода занятий и степени
активности;
−
способствует раскрытию природных талантов и приобретению
полезных для жизни умений и навыков;
−
стимулирует творческую инициативу личности ребёнка;
−
способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию
личности через свободно выбранные действия;
См.: Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы, прогнозы, секреты, подсказки, калейдоскоп
развлечений / С.А. Шмаков. - Липецк: Ориус, 1993. – С. 103.
10
−
обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и удовольствие;
−
способствует формированию ценностных ориентаций;
−
формирует социально значимые потребности личности и нормы
поведения в обществе11.
При
организации
детского досуга важно
учитывать следующие
принципы:
−
принцип позитивности — создание атмосферы доброжелательности
и взаимопомощи;
−
принцип саморазвития — реализация творческих способностей;
−
принцип духовности — установление взаимосвязи между высшими
ценностями: здоровьем, добром, счастьем и т.д.;
−
принцип индивидуальности — учет индивидуального физического и
психического развития, социокультурного опыта ребенка.
Таким образом, детский досуг — это важный фактор физического и
эмоционального развития детей, который помогает ребёнку научиться с пользой
и творчески проводить своё свободное время, самовыражаться и реализовать
свой потенциал в играх или развлечениях. Это свободное время может
проводиться как индивидуально, так и коллективно, активно или пассивно.
1.2. Лагерь как форма организации детского досуга
Детский лагерь является одной из форм организации отдыха и
оздоровления детей.
Под детским лагерем также подразумевается сама
организация, в которую направляются дети в период каникул или иной период,
предусмотренный режимом функционирования организации. Как правило,
лагерь является внешкольным учреждением для детей разных возрастов.
Основной целью большинства лагерей является образовательное и культурное
См.: Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы, прогнозы, секреты, подсказки, калейдоскоп
развлечений / С.А. Шмаков. - Липецк: Ориус, 1993. – С. 62.
11
развитие подрастающего поколения, а также социализация ребенка и развитие у
него коммуникативных навыков.
В Федеральном законе от 24.07.1998 №124 ФЗ (редакция от 27.12.2016)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дано
следующие определение понятия лагерь: «лагерь — это организация отдыха и
оздоровления детей, как правило сезонного или круглогодичного действия
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная
деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха
детей
и
их
оздоровления,
обслуживания,
созданные
санаторно-курортных
при
организациях
организациях,
социального
общественных
организациях (объединениях) и иных организациях»12.
Лагеря
как
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления,
классифицируют по следующим видам:
−
стационарная организация отдыха и оздоровления детей;
−
детский санаторий;
−
лагерь палаточного типа;
−
лагерь труда и отдыха;
−
городской лагерь с дневным пребыванием детей.
По времени деятельности детские лагеря бывают:
−
круглогодичные — работают в течение круглого года;
−
сезонные — работают во время школьных каникул.
По месту проведения детские лагеря подразделяются на:
−
стационарные (располагаются на одном и том же месте, в
капитальных строениях-корпусах);
−
палаточные (располагаются в любом месте, где можно разбить
несколько больших палаток);
Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПС КонсультантПлюс — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
12
−
выездные лагеря арендуют помещения для проведения смены
(например, базы других лагерей или баз отдыха).
По типу организации детские лагеря бывают: круглосуточные и дневные.
По содержанию программы, действующей в организации отдыха и
оздоровления, существуют следующие типы лагерей:
1) Общеоздоровительные — это лагеря при детских санаториях,
оздоровительных центрах и детско-юношеских туристических организаций,
которые могут располагаются за городом на базе стационарных построек или в
условиях походного туристского лагеря.
Основной
деятельностью
этих
лагерей
является
оздоровление
и
пропагандирование здорового образа жизни среди детей, посредством программ,
в
которые
входят
различные
оздоровительные
упражнения
(купание,
закаливание), спортивные игры, туристические походы и т.д. Помимо
оздоровления могут осуществляться развлекательные мероприятия (конкурсы,
дискотеки).
2)
Спортивные лагеря создаются на базе секций или детско-юношеских
спортивных школ, могут располагаться как в городе, так и за городом. Основное
направление их деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря
можно разделить на две категории: для детей, серьёзно занимающихся
определённым видом спорта, и направленные на общее физическое развитие
детей. При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но
и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
3) Профильные лагеря — это одна из форм образовательной и оздоровительной
деятельности с детьми. Такой лагерь может быть организован при учреждениях
дополнительного образования детей, например дома детского творчества,
станции юных техников, натуралистов и т.д., или при школах. Как правило, в
профильных лагерях детей делят на группы не только по возрасту, но и по
увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Смены имеют определённую
направленность: по разным видам творчества, технические, туристическо-
краеведческие,
экологические,
лингвистические,
журналистские,
смены
спасателей, волонтёров. Пребывание детей круглосуточное или дневное.
4) Трудовые лагеря организуются в период летних каникул для подростков 1217 лет. За время нахождения в лагере ребенок не только учится выполнять
определенные виды работ, за которые еженедельно или в конце смены получает
зарплату, но и находит друзей. Режим дня строго регламентирован: до обеда —
выполнение работ (не более 4 часов в сутки), а после обеда — отдых и культурноразвлекательная программа (дискотеки, конкурсы, спортивные игры и т.д.).
5) Лагерь с дневным пребыванием детей создаётся с целью развития,
оздоровления и отдыха детей по месту жительства в период каникул на базе
общеобразовательных
учреждений
и
образовательных
учреждений
дополнительного образования детей (центры, дома и дворцы детского и
юношеского творчества, станции юных натуралистов, техников и туристов,
спортивные детско-юношеские школы). Функционирует только в дневное время,
например, с утра и до обеда, с обязательной организацией двухразового питания
(завтрак и обед). В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях,
гуляют на воздухе, ездят на экскурсии.
Цели организации подобных лагерей:
−
дополнительное образование, получаемое детьми в соответствии с
жизненными планами и интересами;
−
создание условий, в которых дети могут максимально проявить свой
потенциал;
−
адаптация детей в обществе;
−
компенсация недостатка общения в школе, семье, в среде
сверстников.
Таким образом, детский лагерь, созданный на определенный срок с целью
организации активного отдыха или оздоровления детей, а также удовлетворения
их интересов и духовных потребностей, можно отнести к внешкольным
воспитательно-образовательным учреждениям.
Как и в любом внешкольном учреждении, в лагере реализуется
воспитательно-образовательная программа, в рамках которой проводятся
различные мероприятия, способствующие оздоровлению, воспитанию и
рекреации детей, создающие положительный эмоциональный настрой в
коллективе, а также помогающие вожатому раскрыть природный потенциал
ребёнка.
Вожатый — это педагог, работающий с детьми всю смену, играющий
важную роль в лагере, так как осуществляет педагогическую, воспитательную и
оздоровительную работу с детьми по плану работы лагеря. В обязанности
вожатого входят:
−
обеспечение неукоснительного соблюдение детьми дисциплины и
порядка;
−
массовых,
организация обязательного участия подопечных во всех культурноспортивно-оздоровительных мероприятиях,
организованных
в
течение смены;
−
составление плана работы с детьми, согласованного с руководством
лагеря;
−
участие в организации и проведении мероприятий;
−
организация коллективно-творческой деятельности;
−
создание условий, позволяющих детям реализовать свои интересы и
потребности, проводить интересно и с пользой для себя свободное время;
−
забота о здоровье и безопасности доверенных ему воспитанников;
−
своевременное выявление и разрешение конфликтных ситуаций;
−
изучение и использование передового опыты работы с детьми.
Вожатый несет персональную и юридическую ответственность за жизнь и
здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно ставит в
известность начальника лагеря и в случае необходимости сообщает 13.
См.: Тетерский С.В. «Подготовка вожатого как создателя конкурентной педагогической системы» /
«Технология управления организацией и подготовкой профильных смен для молодёжи в возрасте от
13
Воспитательная
система
детского
лагеря
представляет
собой
педагогическую систему, включающую в себя такие элементы, как воспитание,
развитие и саморазвитие ребёнка.
Особенностями воспитательной деятельности лагеря является то, что в
условиях временного детского объединения и разнородности его состава,
педагогу-вожатому
нужно
организовать
интересную
и
насыщенную
образовательную и культурно-досуговую деятельность с учётом возраста
каждого ребенка, его интересов и состояния здоровья: научить детей
взаимодействовать как в микрогруппах, так и в большом коллективе.
Интенсивная воспитательная деятельность, осуществляемая в лагерную смену,
может вызвать у детей психологическое напряжение, поэтому важен
индивидуальный подход и смена деятельности.
Российский педагог М.В. Шакурова включает в структуру досуга лагеря
следующие компоненты:
−
общение;
−
спортивно-оздоровительную деятельность — это различные игры и
отдых на природе;
−
развлекательную деятельность — прогулки, слушание музыки,
посещение дискотек и т.п.;
−
—
интеллектуально-познавательную деятельность активного характера
занятие
в
кружках,
например
художественных,
технических
или
естественнонаучных и творческих14.
Похожую
классификацию
досуга в условиях лагеря
дают
Л.В.
Байбородова и М.И. Рожкова. Они относят к современным видам досуга
следующие:
14 до 18 лет: теория и практика: Учебно-методическое пособие для организаторов работы с
молодёжью». — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. — С.114-115.
14
См.: Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений./ М.В. Шакурова. — 2-е изд., стерео-тип. — М.: Издательский центр
«Академия», 2004. — С.221.
−
отдых — активный (занятия физкультурой, подвижные игры) и
пассивный (расслабление, сон);
−
развлечение — прогулка, просмотр мультфильмов, посещение
концерта, театрального представления, экскурсия в музей и т.д.;
−
праздник — культурно-досуговые мероприятия, посвящённые
каким-либо датам или событиям лагерной смены;
−
общение — во время игры, беседы, деловых игр;
−
творчество
—
занятия
музыкой,
пением,
танцами,
фото,
робототехникой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством15.
По мнению другого российского педагога Ю.В. Васильковой, при
организации досуговой деятельности в лагере педагогу-вожатому следует
использовать различные виды соревнований с обязательной оценкой результатов
деятельности каждого участника и команды в целом в целях поощрения и
стимулирования активности у детей, развивать внутригрупповую сплоченность,
а также сочетать групповую и индивидуальную работы16.
Таким образом, можно отметить, что цели и формы организации
воспитательно-образовательной работы в лагере весьма разнообразны и зависят
от типа лагеря и периода его функционирования.
1.3. Технологии организации досуга детей, применяемые в работе летнего
лагеря
Одной из главных задач в деятельности любого лагеря является
организация досуга и отдыха детей посредством разнообразной культурно-
См.: Байбородова Л.В., Рожкова М.И. «Воспитательная система в детском загородном лагере»
учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожкова. — Ярославль: Академия развития,
2003. С. 150.
15
См.: Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. — М.:
Издательский центр «Академия», 2000. — С. 229.
16
досуговой деятельности, с целью воспитания, образования, развития творческих
способностей и разнообразных навыков.
Основные виды услуг, предоставляемые детям в учреждениях отдыха,
следующие:
−
услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, направленные
на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание детского организма;
−
услуги по оказанию культурной деятельности, обеспечивающие
разумное и полезное проведение свободного времени детьми, их духовнонравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
−
педагогические
услуги,
направленные
на
повышение
интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний,
формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала.
Насколько успешно будут реализованы данные виды услуг, зависит от
выбора педагогами-вожатыми технологий, методов и форм работы, которые
применяются в воспитательной и оздоровительной деятельности лагеря в
течение всей смены.
Существуют разные определения понятия «технология», но несмотря на
различия в трактовке этого термина, есть и общие черты.
Например, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля
технологией является совокупность приемов, применяющихся в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве17.
А.Д. Жарков под технологией понимает средства, формы и методы
социально-культурной деятельности, которые используются в учебном
процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения
и воспитания18.
См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль.
– Вологда: ВОУНБ, 2012. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/index.htm.
18
См.: Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов
вузов культуры и искусств. / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – С. 120.
17
Г.Н. Новикова считает, что социально-культурные технологии являются
педагогической системой, в которой для достижения планируемых результатов
применяются последовательные организационно-управленческие алгоритмы на
основе личностных, инструментальных и методологических средств19.
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология — это
механизм
реализации
теории
в
практику
социально-педагогической
деятельности20.
Согласно классификации, которую дают Т.Г. Киселева
и Ю.Д.
Красильников, технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно
разделить
на
три
основные
группы:
общие,
функциональные
и
дифференцированные:
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы,
происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, модернизация
системы учреждений социально-культурной сферы);
2) функциональные (отраслевые) технологии содержат различные
направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и
средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга
(технология информационно-познавательной и просветительной деятельности,
технология
самодеятельного
творчества,
спортивно-оздоровительные,
экологические и природоохранные технологии и т.д.);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики,
направленные на работу с отдельными категориями населения и различными
возрастными группами21.
Таким образом, социально-культурные технологии являются концепцией,
в
рамках
которой
возможно
организовать
не
только
разнообразные
См.: Новикова Г.Н. Технологические основы социокультурной деятельности: Учеб. пособие, 3-е
изд., испр. и доп. / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ,2010. – С.128.
20
См.: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное
пособие. /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Изд-во МГУК, 1995. – С 106.
19
21
См.: Там же – С.110.
педагогические ситуации, направленные на воспитание, развитие ребёнка,
раскрытие его познавательных способностей и творческого потенциала, но и
активную досуговую деятельность. Все это объединяется в конкретную
культурно-досуговую программу или мероприятие.
Для
успешной
реализации
технологий
в
культурно-досуговых
мероприятиях лагеря педагоги-вожатые могут применять различные средства и
методы досуговой деятельности. Под средствами досуговой деятельности
понимаются
материально-духовные
факторы
и
инструменты
идейно-
эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, такие как:
−
технические (например, звуковоспроизводящая, звукоусиливающая,
светопроекционная, видео- и аудиоаппаратура);
−
знаковые (плакаты, рисунки, символы и т.д.);
−
сенсорные
(спортивный
инвентарь,
реквизит,
музыкальные
инструменты и т.д.);
−
динамические (музыка, диалог, беседа и т.д.);
−
модальные (цвет, композиция, пространство).
Методы — это способы использования средств воздействия на аудиторию,
которые наилучшем образом донесут до аудитории информацию, сделают её
доступной, понятной и убедительной. Существует четыре метода, которые
можно использовать при создании досуговых мероприятий и программ —
монтаж, иллюстрирование, театрализация и игра.
1) Монтаж — творческий метод создания любого мероприятия, при котором
происходит поиск, отбор, фрагментирование, а затем соединение фрагментов в
единое целое по замыслу.
2) Иллюстрирование — способ организации материала к показу, который
зависит от типа и формы программы. Эмоционально воздействует на зрителя.
3) Театрализация — организация единого действия на основе сценарного и
режиссёрского замысла через соединение света, музыки, людей во времени и
пространстве. Основная задача этого метода заключается в том, чтобы создать
для зрителя интерактивную ситуацию, в которой участник события проникается
общим настроением и совершает коллективные действия.
4) Игра — организация мнимой ситуации, в которой действует участник и
применяет свои реальные знания, умения, навыки согласно установленным
правилам.
Исходя из перечисленных выше средств и методов культурно-досуговой
деятельности, вожатыми для проведения мероприятий в лагере возможно
применение следующих технологий:
−
игровых, в которых преобладают разнообразные игры: подвижные,
интеллектуальные, игры-аттракционы, аукционы;
−
конкурсно-развлекательных,
состоящих
из
разнообразных
конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы
в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;
−
шоу-программ
—
разнообразных
концертных
номеров:
танцевальных, музыкальных, песенных, клоунады;
−
рекреационно-оздоровительных,
включающих
в
себя
занятия
спортом и игры на свежем воздухе, турпоходы;
−
спортивно-развлекательных программ — игры, веселые старты,
комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы и квесты;
−
информационно-дискуссионных, содержащих в себе новую и
значимую для аудитории информацию, побуждающую к дискуссии и
размышлению;
−
профилактико-коррекционных программ с особой педагогической и
психологической направленностью, способствующих регуляции психического
состояния детей.
Таким образом, технологии организации досуговой деятельности детей в
лагере разнообразны и зависят от тематики мероприятия, результатов,
планируемых при его проведении, а также от возможностей их реализации
педагогическим составом лагеря.
***
Итак, основываясь на анализе теоретических аспектов организации
детского досуга в лагере, можно сказать, что детский досуг — это часть
свободного времени, которая тесно связана с отдыхом, развлечением и
саморазвитием.
Являясь важным фактором физического и эмоционального развития детей,
досуг помогает ребёнку научиться творчески и с пользой проводить свободное
время, самовыражаться и реализовывать свой потенциал в играх или
развлечениях. Это свободное время может проводиться как индивидуально, так
и коллективно, активно или пассивно.
Детский лагерь является одной из форм организации активного отдыха и
оздоровления детей, а также самой организацией, в которой находятся дети. Как
любая организация, он классифицируется по видам, месту расположения,
времени
функционирования,
по
содержанию
культурно-досуговой
и
воспитательной программы.
Лагерь можно отнести к внешкольным воспитательно-образовательным
учреждениям, в которых вожатыми проводятся различные культурно-досуговые
и воспитательные мероприятия.
Насколько
успешно
будут
реализованы
культурно-досуговые
и
воспитательные мероприятия зависит от того, какие методы (монтаж,
иллюстрирование, театрализация и игра) и средства (технические, знаковые,
сенсорные, динамические и модальные), а значит, и технологии выберет
вожатый.
Технологии организации досуговой деятельности детей в лагере
разнообразны
оздоровительные
(игровые,
и
конкурсно-развлекательные,
спортивно-развлекательные,
рекреационношоу-программы,
информационно-дискуссионные, профилактико-коррекционные) и зависят от
тематики мероприятия и результатов, планируемых при его проведении.
Глава II. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ
2.1. Характеристика летнего языкового лагеря «Лингвист», созданного на
базе технологической площадки КРЕАТЕХ при ИРГЯИГТ
Сегодня летний отдых — это важная и неотъемлемая часть жизни ребёнка,
в течение которой происходит не только оздоровление, воспитание, развитие
творческих способностей и приобретение новых умений и навыков в какой-либо
сфере деятельности, но и реализуется потребность в общение, а также участие в
разнообразных
культурно-досуговых
мероприятиях.
Успешно
помочь
реализовать все эти потребности может лагерь, например, летний языковой
лагерь «Лингвист».
Летний языковой лагерь «Лингвист» является лагерем с дневным
пребыванием детей в возрасте от семи до четырнадцати лет, которой работает на
базе технологической площадки КРЕАТЕХ, созданной при Институте романогерманских языков, информационных и гуманитарных технологий (далее
ИРГЯИГТ).
ИРГЯИГТ — это одно из структурных подразделений в составе
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Пятигорский государственный университет», находится
по адресу город Пятигорск, проспект Кирова, 63.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«Пятигорский
государственный
университет»,
сокращенно ФГБОУ ВО «ПГУ», — образовательная организация с богатой
историей, прошедшая путь от трехгодичного педагогического училища до
университета, обучение в котором проходит по современным стандартам
среднего профессионального и высшего образования. Адрес университета —
город Пятигорск, проспект Калинина, 9.
Важной датой в истории развития учебного заведения является дата его
основания — 1 сентября 1939 года, когда решением Народного Комиссариата
просвещения РСФСР на базе Пятигорского педагогического училища был создан
«Пятигорский государственный педагогический институт» (ПГПИ) срок
обучения в котором составлял четыре года. В 1957 году ПГПИ перешёл на
пятилетнюю программу обучения.
В 1961 году Совет Министров РСФСР постановил преобразовать
Пятигорский педагогический институт в «Пятигорский государственный
педагогический институт иностранных языков» (ПГПИИЯ).
В 1995 году приказом Министерства образования Российской Федерации
учебное заведение изменило статус, став университетом: «Федеральное
государственное
бюджетное
профессионального
образовательное
образования
учреждение
«Пятигорский
высшего
государственный
лингвистический университет» (ФГБОУ ВПО «ПГЛУ»).
В 2016 году приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации университет сменил название на Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский
государственный
университет»
(далее
ФГБОУ
ВО
«ПГУ»).
Ректором
университета с 2005 года является профессор Александр Павлович Горбунов.
Сегодня в ФГБОУ ВО «ПГУ» существует 9 институтов и высших школ:
Высшая школа управления, Высшая школа дизайна и архитектуры, Институт
дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных
технологий, Институт подготовки кадров высшей квалификации, Институт
иностранных языков и международного туризма, Институт переводоведения и
многоязычия, Институт международных отношений, Юридический институт,
Институт романо-германских языков, информационных и гуманитарных
технологий22.
ИРГЯИГТ был создан 5 сентября 2013 года постановлением Ученого
Совета ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» на базе трёх институтов — ИИМСИКТ (Институт
испанистики, межкультурных, социальных и информационно-компьютерных
технологий), ИФСТМ (Институт франкофонии и спортивно-туристического
менеджмент) и ИГЯММИ (Институт германских языков, международного
маркетинга и инноватики) — как многопрофильное комплексное научнообразовательное
подразделение
«Институт
романо-германских
языков,
информационных и гуманитарных технологий». Директором Института романогерманских языков, информационных и гуманитарных технологий является
кандидат педагогических наук, доцент Елена Николаевна Пронченко 23.
После образования ИРГЯИГТ продолжила свою работу технологическая
площадка «КРЕАТЕХ», которая была создана при Институте испанистики,
межкультурных, социальных и информационно-компьютерных технологий.
Технологическая площадка «КРЕАТЕХ» — это проект, в ходе реализации
которого компетенции и навыки, освоенные студентами в течение обучения и
самообучения, переносятся в реальную жизнь и в практику профессиональной
деятельности, которая осуществляется по следующим направлениям:
− досуговая деятельность;
− образование и карьера;
− межкультурное сотрудничество и коммуникация;
− художественная культура и искусство.
Цели деятельности технологической площадки «КРЕАТЕХ», следующие:
− разработка и практическая реализация студенческих проектов в
См.: Официальный сайт ФГБОУ ВО «ПГУ». История ПГУ [Электронный ресурс] — Режим
доступа: https://pgu.ru/sveden/history.php
22
См.: Официальный сайт ФГБОУ ВО «ПГУ» - ИРГЯИГТ URL:
http://pglu.ru/information/structure/deps/detail.php?ELEMENT_ID=6622.
23
сфере анимационной, культурно-досуговой деятельности и event-мероприятий
для
повышения
качества
подготовки
студентов
и
освоения
ими
профессионально-практических компетенций в области сервисной деятельности
и
волонтерства,
инновационного
проектирования
и
инновационного
предпринимательства;
− развитие творческого мышления и творческой активности, способности
выполнять необходимые действия в соответствии с конкретно возникающими
практическими
задачами
для
реализации
культурно-досуговых
и
образовательных проектов24.
Один из профориентационных студенческих проектов, реализуемых на
базе технологической площадки «КРЕАТЕХ» с 2012 года, является лагерь с
дневным пребыванием для школьников города Пятигорска в возрасте от семи до
четырнадцати лет — «Летний языковой лагерь «Лингвист»», находящийся по
адресу проспект Кирова, 63.
Руководителем проекта и по совместительству директором лагеря является
координатор по учебной работе ИРГЯИГТ, кандидат педагогических наук,
доцент Тен Элеонора Геннадиевна, а участниками проекта (вожатыми) в разные
годы становились студенты института с первого по третий курс, обучающиеся
по направлениям подготовки «Теория и методика обучения иностранным языкам
и
культурам»,
«Менеджмент
социально-культурной
деятельности»,
«Рекреационно-оздоровительная деятельность», «Прикладная информатика»,
обязанности которых распределялись следующим образом:
− преподаватели иностранных языков — студенты 3 курса,
− преподаватели информатики — студенты 2-3 курса,
− организаторы рекреационных, творческих и культурных
мероприятий – студенты 1-3 курсов.
Целевая аудитория проекта: учащиеся школ города Пятигорска в возрасте
от семи до четырнадцати лет.
24
См.: Там же.
Актуальность
проекта
заключается
в
адаптации
студентов
к
профессиональной деятельности, возможности применения их знаний и умений
на практике, развитие общекультурных, коммуникативных и креативноинновационных компетенций, а также участие в разработке инновационных
методов и способов организации учебной и культурно-досуговой деятельности
школьников.
Реализация проекта «Летний языковой лагерь «Лингвист»» создает ту
особую социальную среду, которая позволяет обучающимся в ИРГЯИГТ
студентам
развивать
полученные
в
ходе
обучения
профессиональные
компетенции и непосредственно применять их в практической деятельности, а
дети получают возможность удовлетворить в полной мере интерес к
определенной области знаний (изучение иностранных языков), приобретая
необходимые для этого знания, умения и навыки, а также развить свои
творческие способности, продемонстрировать таланты и приобрести новый опыт
общения в сочетании с отдыхом среди своих сверстников.
Задачами данного проекта является:
− разработка и применение образовательных технологий по испанскому,
французскому, немецкому и английскому языкам с учетом возрастных
особенностей детей;
− предоставление широкого сектора дополнительных образовательных
услуг, способствующих творческой самореализации и самовыражению каждого
участника смены;
− создание благоприятной воспитательной среды для формирования и
развития духовно-нравственной культуры личности ребенка;
− использование
разнообразных
культурно-досуговых
мероприятий,
направленных на развитие творческого потенциала и детей;
− формирование и развитие социально-адаптированной личности, умеющей
эффективного взаимодействовать с социумом.
Принципы
организации
деятельности
летнего
языкового
лагеря
«Лингвист» с дневным пребыванием, прописаны в Положении №189 от 22
апреля 2019 года о «Летнем языковом лагере «Лингвист»», утвержденном
ректором ФГБОУ ВО «ПГУ» профессором А.П. Горбуновым 25.
Летний языковой лагерь «Лингвист» (ЛЯЛ «Лингвист») с дневным
пребыванием организуется для
пятигорских школьников от
семи
до
четырнадцати лет и функционирует только в дневное время. Целью работы ЛЯЛ
«Лингвист» с дневным пребыванием является развитие мотивации личности
ребёнка к изучению иностранных языков через познание и творчество.
Задачи, реализуемые летним языковым лагерем «Лингвист» с дневным
пребыванием, следующие:
−
развивающая — организация мероприятий, стимулирующих
развитие интеллекта, мышления, воображения, творческих способностей;
−
образовательная, направленная на приобретение и развитие
языковых навыков в области владения иностранными языками;
−
рекреационная – создание условий для приятного и полезного
времяпрепровождения, сочетающего отдых, обучение и развлечение;
−
социальная – развитие коммуникативных навыков.
При реализации программы детского отдыха и образования в летнем
языковом лагере «Лингвист» соблюдаются следующие принципы организации и
содержания деятельности:
−
принцип гуманности и демократизма, что предполагает построение
всех отношений на основе уважения и доверия к ребёнку, на стремлении
привести его к успеху;
−
принцип поощрения инициативы и самостоятельности учащихся
выражается в побуждение к новым формам деятельности, потребности проявить
себя, руководить в каком-либо действии;
См.: Официальный сайт ФГБОУ ВО «ПГУ». Положение о летнем языковом лагере «Лингвист» с
дневным пребыванием [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://pglu.ru/information/docs/?ELEMENT_ID=274386
25
−
принцип научности и развивающего характера образовательного
процесса;
−
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Режим работы ЛЯЛ «Лингвист» с дневным пребыванием — пятидневная
рабочая неделя со следующим распорядком дня:
− 9.00-9.30 — сбор
− 9.30-10.00 — завтрак
− 10.00-10.40 — языковые занятия (французский/испанский/немецкий
языки)
− 10.50-11.20 — подвижные/настольные игры
− 11.30-12.10 — языковые занятия (английский язык)
− 12.20-12.40 — виртуальная экскурсия «Вокруг света»/занятие по
этикету «В гостях у Мэри Поппинс»
− 12.50-13.20 — обед
− 13.30-14.10 — занятия в студиях «Весёлые нотки»/«Танцуй,
планета»/«IT-лаборатория Тони Старка»
− 14.20-15.00 — обучающие игры на иностранном языке/занятия в
творческой мастерской «Очумелые ручки»
− 15.10-15.50 — подвижные игры/ квесты на воздухе
− 15.50- 16.00 — полдник и подведение итогов дня
За соблюдением детьми режима дня и правил безопасного поведения, как
в помещении, так и на улице, следят вожатые, они же несут ответственность за
жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере. Вожатые, назначаются
директором лагеря из числа студентов ИРГЯИГТ с первого по третий курс, их
деятельность определяется должностными инструкциями, согласно которым они
осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят учебные
занятия и социокультурные мероприятия, организовывают прогулки по городу и
культурные походы в театр, кино, музей.
Директор лагеря руководит его деятельностью, ведет документацию и
проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников.
Что касается финансово-хозяйственной деятельности летнего языкового
лагеря «Лингвист», то она осуществляется в соответствии с учрежденной
сметой, а источник формирования финансовых ресурсов — средства родителей.
Таким образом, летний языковой лагерь «Лингвист» с дневным
пребывание с одной стороны — это форма организации свободного времени
детей разного возраста и уровня развития, с другой стороны, он является местом
активного отдыха, во время которого возможно раскрыть потенциал ребёнка и
реализовать его возможности посредством вовлечения в образовательную,
творческую и культурно-досуговую деятельность.
2.2. Анализ технологий, применяемых в организации летного детского
досуга в лагере «Лингвист»
Летний языковой лагерь «Лингвист» с дневным пребыванием детей,
являясь внешкольным учреждением, имеет воспитательную систему, в рамках
которой организовываются разнообразные мероприятия образовательной,
воспитательной и культурно-досуговой направленности.
Воспитательная система лагеря представляет собой часть педагогической
системы, в которой происходит досуговая деятельность детей, включающая в
себя такие элементы, как воспитание, образование, развитие личности ребёнка,
приобретение нового социального опыта.
Воспитательная система в лагере строится на основе выработанной
директором и вожатыми воспитательно-образовательной и рекреационнооздоровительной программы, отражающей основное направление деятельности
лагеря. Так как лагерь — это лагерь лингвистической направленности, то все
проводимые мероприятия, особенно обучающие и воспитательные, связаны с
иностранными языками (английский, французский, испанский и немецкий
языки), а также культурой и традициями стран изучаемых языков.
Работа в летнем языковом лагере построена таким образом, чтобы
создавать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, а
также помочь вожатому раскрыть природный потенциал каждого ребёнка.
Еще одной важной составляющей воспитательной системы в летнем
лагере является культурно-досуговая работа, состоящая из совокупности
воспитательных мер и мероприятий, выполняемых в рамках заявленной
программы лагеря.
Особенность воспитательной системы детского лагеря заключается в том,
чтобы помочь вожатым организовать активность детей с максимально полным
использованием имеющихся возможностей общества, окружающей природы,
интересов и склонностей детей, а также быть в состоянии удовлетворить их
потребности в физическом оздоровлении, познании окружающего мира и себя.
Создание воспитательной системы как результат педагогического
мастерства коллектива вожатых показывает способности прогнозирования,
научного анализа результатов педагогической деятельности, определения
оптимально верных способов и методов организации воспитательного процесса.
На настоящем этапе важным условием эффективной реализации отдыха,
оздоровления и воспитания детей является наличие продуманной и взвешенной
программы деятельности летнего языкового лагеря, осуществляемой силами
студентов-вожатых и разработанной с учетом современных тенденций и
последних исследований в области воспитания и образования, интересов детей и
пожеланий их родителей.
Для успешной и плодотворной реализации программы деятельности
лагеря «Лингвист» необходимо применение разнообразных методов и
технологий, о которых говорилось в главе I.
Рассмотрим и проанализируем детально технологии, применяемые в
работе летнего языкового лагеря «Лингвист».
Согласно классификации Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова,
технологии, применяемые в культурно-досуговой сфере, делятся на три группы
— это функциональные, дифференцированные, общие технологии (см. параграф
1.3).
Первая группа, функциональные технологии, включает в себя следующие:
− образовательные, состоящие из занятий по английскому, французскому,
испанскому, немецкому языку, занятий по информатике в IT-лаборатории;
− информационно-дискуссионные, содержащие в себе новую интересную
информацию, побуждающую слушателей к дискуссии и размышлению,
например, занятия по этикету в рублике «В гостях у Мэри Поппинс»;
− рекреативные и спортивно-оздоровительные, представляющие собой
комплекс оздоровительных мероприятий, в который входит утренняя зарядка,
эстафеты и спортивные игры, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе,
танцевальные занятия в студии «Танцуй планета»;
− творческие, представляющие эстетическо-творческое развитие детей на
занятиях в творческой мастерской «Очумелые ручки»;
− информационно-просветительские это занятия, проводимые в рамках
рублик «Виртуальное путешествие вокруг света» по странам изучаемых языков,
«В гостях у Мэри Поппинс», экскурсии, походы в кино и театр;
− игровые, включающие тематические квесты, подвижные и настольные
игры.
Кроме этих технологий в данную группу входят PR-технологии,
направленные на распространение информация о деятельности лагеря
«Лингвист» через официальные страницы лагеря в социальных сетях ВКонтакте
и Instagram, а также на официальном сайте образовательной организации
ФГБОУ ВО «ПГУ».
Вторая группа – дифференцированные технологии:
− различные методики преподавания иностранных языков, используемые
вожатыми с учетом возрастных особенностей детей;
− разделение детей на группы для языковых занятий, занятий по танцам,
вокалу, творчеству и информатике, например, начинающие и продолжающие,
«младшие» и «старшие».
Третья группа включает в себя общие технологии, которые ориентируются
на основные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности,
например, модернизация способов работы вожатых, что будет рассмотрено
ниже.
Успех реализации технологий зависит от того, какие методы выберут
вожатые. Эти методы могут быть методом иллюстрирования, театрализации или
игры. Рассмотрим конкретные примеры применения данных методов.
Метод иллюстрирования применяется, например, для подкрепления
объяснения материала на занятиях иностранными языками, в творческой
мастерской или при проведении виртуальной экскурсии.
Метод игры преобладает в организации рекреационной и спортивнооздоровительной деятельности, включающей в себя разнообразные подвижные
игры на свежем воздухе, конкурсно-развлекательные мероприятия такие, как
веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы, квесты, а
также настольные игры и прогулки.
Метод театрализации используется для постановки шоу-программ,
состоящих
из
разнообразных
концертных
номеров
—
танцевальных,
музыкальных, песенных и клоунады.
Летний языковой лагерь «Лингвист» с дневным прибыванием детей при
ИРГЯИГТ успешно функционирует на протяжении многих лет (с 2012 года),
имеет широкую известность у жителей города-курорта, которые очень часто
рекомендуют его своим знакомым и родственникам из других городов России.
Многие дети за время работы лагеря «Лингвист» посещали его несколько
сезонов, успев вырасти, но контингент летнего лагеря пополнялся детьми из этих
же семей. Это подтверждает востребованность лагеря и успешную деятельность
его коллектива, который состоит из студентов, не считая директора.
Именно студенческий состав вожатых лагеря и создаёт определенные
трудности в работе самих вожатых: нехватка методических и психологопедагогических знаний, часто это могут быть студенты после первого-второго
курсов; «текучка» кадров вожатых, которые проработав одну смену, могут не
остаться на следующий год.
Для преодоления этих трудностей возникла идея разработки электронного
ресурса, который бы облегчил деятельность в лагере коллективу вожатых, как
вновь пришедшим студентам, так и продолжающим работу (см. параграф 2.3).
Таким образом, воспитательно-образовательная и культурно-досуговая
системы летнего языкового лагеря «Лингвист» основаны на современных
методах и технологиях проведения мероприятий различной направленности в
рамках программы работы лагеря.
В помощь вожатым с целью облегчения, оптимизации и модернизации их
деятельности возникла идея разработки электронного ресурса, содержащий
необходимый для работы практический материал.
2.3. Создание ресурса для работы вожатых лагеря «Лингвист» на основе
онлайн-сервиса Padlet
Сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без интернета и
различных информационных технологий — мессенджеров и онлайн-сервисов,
использование которых стало не только модным, но и удобным инструментом
для общения, быстрого поиска, передачи и обработки информации, а также
создания рабочих и учебных проектов.
Внедрение в деятельность вожатых языкового лагеря с дневным
пребыванием «Лингвист» информационных технологий может помочь в
проведении, как языковых занятий, творческих, так и мероприятий, игр, квестов,
потому что применение в работе онлайн-сервисов дает возможность
визуализировать информацию, изменять методы и форму подачи материала,
делать её удобнее, доступнее, ярче и интереснее.
Одним из таких онлайн-сервисов, позволяющих собрать и хранить всю
необходимую для работы информацию в одном месте, является приложение
Padlet.
Приложение Padlet — многофункциональный сервис, предназначенный
для работы в виртуальном пространстве с различными материалами: видео и
аудиофайлы, документы в формате Word и PDF, фото и картинки в формате JPEG
или PNG, презентации PowerPoint, ссылки на другие сайты. Это приложение
представляет собой «стену» или «доску», на которой хранится собранный по
теме
материал,
и
позволяет
организовывать
его
Преимущества работы в данном сервисе, следующие:
удобным
способом.
−
приложение бесплатно;
−
регистрация через социальные сети или почту;
−
идеи и примеры по заданной теме хранятся в одном месте;
−
работа коллективная — можно добавить нужное для создания
проекта количество участников;
−
возможность коллективного мозгового штурма по теме;
−
осуществление быстрого обмена информацией, доступной для
просмотра и редактирования любым пользователем;
−
удобство работы, так как можно писать прямо на виртуальной
«доске», перемещать элементы, увеличивать или уменьшать их, выбирая
подходящий для темы фон;
−
способ публикации готовой «доски»: поделиться в социальных
сетях, встроить в сайт или блог, экспортировать в различных форматах (PDF,
PNG, Excel), распечатать или создать QR-код.
Алгоритм работы в приложении Padlet простой и удобный: для начала в
адресную строку браузера нужно ввести адрес сайта, на котором находится
сервис — padlet.com. Затем этап регистрации, который возможен двумя
способами: для регистрации первым способом нужно указать адрес электронной
почты и пароль, вторым способом можно привязать личный кабинет на сайте
Padlet к аккаунту в Google, авторизоваться, нажав кнопку «Зарегистрироваться
через Google», указать логин аккаунта и нажать кнопку «Войти».
Следующий этап — выбор членства на сайте, которое может быть
платным, называется «Профессиональное», и бесплатное — основное. Чтобы
пригласить людей, с которыми будет сотрудничество, нужно выбрать значок
«Пригласить людей», используя имя, логин или почту.
Теперь можно приступать к созданию «онлайн-доски» по следующему
алгоритму: нажать кнопку «Создать Padlet», выбрать подходящий шаблон из
галереи или начать с чистого листа, выбирая обои, соответствующие теме
проекта или те, что понравятся. Далее выбрать вид проекта:
−
«Стена» — содержимое проекта будет выглядеть в виде кирпичиков;
−
«Холст» — файлы можно распределять, группировать и соединять
любым удобным способом;
−
«Поток» — посты с материалом расположены в ленте сверху вниз;
−
«Сетка» — документы располагаются рядами;
−
«Полка» — содержимое будет представлено в виде столбцов.
Для того чтобы разместить материал или сообщение на виртуальной
«доске», нужно дважды кликнуть левой кнопкой мыши в свободном месте стены,
вписать информацию или прикрепить файл в виде рисунка, текстового
документа, презентации, видео или аудио формата.
Закрепить сделанный материал или сообщения на «доске» просто, для
этого нужно кликнуть левой кнопкой мыши в любом свободном месте. Чтобы
переместить созданный пост по «доске» и разместить его в нужном порядке,
достаточно навести указатель мыши на сообщение, нажать левую кнопку мыши
и переместить его.
Можно назвать «доску» и описать её, изменить цвет, шрифт, поставить
подходящую к теме иконку, указать автора всей «доски» или определенной
публикации. Кроме того, у гостей есть возможность просматривать и оставлять
комментарии, оценки и лайки, а автору публикации увидеть их реакцию. Эти
функции доступны в правом верхнем углу в пункте «Настройки».
Таким образом, приложение Padlet можно использовать для создания
любого проекта, собрав в единую систему все идеи, примеры, документы разного
формата от аудио и видео до Word и PowerPoint, красочно проиллюстрировав и
визуализировав информацию, тем самым изменить методы и форму подачи
материала, сделав его удобнее и доступнее.
В помощь вожатым летнего языкового лагеря «Лингвист» с дневным
пребыванием в проведении учебных, воспитательных и социально-культурных
мероприятий был создан экспериментальный проект на основе приложения
Padlet.
Использование приложения Padlet даёт вожатым возможность хранить все
нужные для работы файлы в одном месте, делая их доступным для просмотра в
любое время и с любого устройства: компьютера или телефона по ссылке
(https://padlet.com/rasenkoa96/summer_camp) или QR-коду.
Кроме того, данное приложение может быть использовано в качестве
«виртуального ежедневника вожатого», в котором будут отображены все
отобранные материалы для смены лагеря по дням и темам, согласно которым
построен план занятий, мероприятий и игр.
Рассмотрим подробнее пример контента виртуальной «доски», под
названием «Летний языковой лагерь “Лингвист” #методматериал_Сделано с
улыбкой для вожатых и детей», состоящий из таких разделов:
−
общая программа работы лагеря — «Уроки иностранных языков»,
«Занятия в творческой мастерской “Очумелые ручки”», «Прогулки и
культпоходы», «Игры», «Виртуальные экскурсии», «IT-лаборатория»;
−
примерная тематика смены связана с определенным днём или датой,
смена проходит в июне, поэтому, например, первый день — это день знакомства
или День защиты детей, 6 июня посвящено творчеству А.С. Пушкину и русскому
языку, 12 июнь — День России и так далее (см. Приложение);
−
материал для уроков иностранных языков — карточки различной
тематической направленности с заданиями по французскому, испанскому,
немецкому и английскому языкам, которые можно распечатать и использовать
как раздаточный материал или продемонстрировать детям на уроке прямо на
интерактивной доске ресурса, например карточка по теме «La casa – Дом»
(рис.1);
Рис. 1
−
материалы для занятий творчеством подобраны по теме дня и
представляют собой картинку готового изделия с подробным, поэтапным
описанием, как и из чего его изготовить, например венок из пуговиц (рис.2);
Рис.2
− в разделах «игры на улице» и «игры в помещении» представлен список
популярных и интересных подвижных и настольных игр, а также правила игр,
которые помогут вожатым проводить с детьми рекреационно-развлекательную
деятельность, исходя из их возраста и погодных условий (рис. 3);
Рис.3
−
в разделе «виртуальные экскурсии» собраны презентации, связанные с
датой календаря или тематикой дня, например, презентация по миру сказок
Пушкина приурочена к 6 июня, презентация «Страноведческая викторина»
связана с темой дня лагерной смены, знакомством со странами изучаемых
языков, которое проводится в начале прибывания детей в лагере «Лингвист» как
образовательное и воспитательное мероприятие (рис. 4).
Рис. 4
Таким образом, использование онлайн-доски приложения Padlet в качестве
ежедневника позволяет вожатым эффективно организовать свою работу, так как
нужный материал для урока иностранного языка или занятий творчеством
находится в одном месте, знать тему и мероприятия каждого дня, исходя из
календарной даты и обозначенной тематики на данный день.
Кроме этого, разработанный и предлагаемый контент онлайн-доски можно
использовать при проведении занятий или мероприятий как наглядное пособие
и техническое оснащение, интерактивная доска, на которой красочно
представлен материал, позволяющий иллюстрировать происходящее.
***
Итак, летний языковой лагерь «Лингвист» с дневным пребывание как
форма организации свободного времени детей разного возраста и уровня
развития является местом активного отдыха ребёнка, который
помогает
раскрыть его потенциал, реализовать все возможности личности через
вовлечение
деятельность.
в
образовательную,
творческую
и
культурно-досуговую
Воспитательно-образовательная и культурно-досуговая системы в работе
летнего языкового лагеря «Лингвист» основаны на современных методах и
технологиях проведения мероприятий различной направленности в рамках
программы работы языкового лагеря.
С целью облегчения, оптимизации и модернизации деятельности вожатых
возникла идея разработки электронного ресурса, содержащего необходимый для
работы практический материал.
Основой для создания подобного электронного ресурса стало приложение
Padlet, представляющее собой онлайн-доску под название «Летний языковой
лагерь “Лингвист” #методматериал_Сделано с улыбкой для вожатых и детей» и
состоит из таких разделов, как «Уроки иностранных языков», «Занятия в
творческой мастерской “Очумелые ручки”», «Прогулки и культпоходы»,
«Игры», «Виртуальные экскурсии», «IT-лаборатория».
Данное приложение можно использовать как «ежедневник», что позволит
вожатым лагеря эффективно организовать свою работу, так как нужный
материал для урока иностранного языка, занятий творчеством или проводимого
мероприятия, а также список тем для каждого дня находятся в одном месте.
Кроме этого, разработанный и предлагаемый контент онлайн-доски можно
использовать при проведении занятий или мероприятий как наглядное пособие
и техническое оснащение, интерактивная доска, на которой красочно
представлен материал, позволяющий иллюстрировать происходящее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения и анализа темы исследования «Современные
технологии организации досуга детей в летнем лагере (на пример летнего
языкового лагеря «Лингвист»)» были сделаны следующие выводы:
Анализ теоретических аспектов организации детского досуга в
1.
лагере показывает, что детский досуг — это часть свободного времени, которая
тесно связана с отдыхом, развлечением и саморазвитием. Кроме того, досуг,
являясь важным фактором физического и эмоционального развития детей,
помогает ребёнку научиться творчески и с пользой проводить своё свободное
время, реализовывать свой потенциал в играх или развлечениях. Это свободное
время может проводиться как индивидуально, так и коллективно, активно или
пассивно.
2.
Детский лагерь — одна из форм организации активного детского
отдыха, а также сама организация, в которой находятся дети. Как любая
организация, он классифицируется по видам, месту расположения, времени
функционирования, по содержанию культурно-досуговой и воспитательной
программы.
Лагерь можно отнести к внешкольным воспитательно-образовательным
учреждениям, в которых вожатыми проводятся различные культурно-досуговые
и воспитательные мероприятия.
3.
Насколько успешно будут реализованы культурно-досуговые и
воспитательные мероприятия зависит от того, какие методы (монтаж,
иллюстрирование, театрализация и игра), средства (технические, знаковые,
сенсорные, динамические и модальные) и технологии (игровые, конкурсноразвлекательные, рекреационно-оздоровительные, спортивно-развлекательные,
шоу-программы, информационно-дискуссионные) выберет вожатый.
Выбор технологий организации досуговой деятельности детей в лагере
зависит от тематики мероприятия и результатов, планируемых при его
проведении.
4.
Летний языковой лагерь «Лингвист» с дневным пребывание как
форма организации свободного времени детей разного возраста и уровня
развития является местом активного отдыха ребёнка, помогающего раскрыть его
потенциал, реализовать все возможности личности через вовлечение в
образовательную, творческую и культурно-досуговую деятельность.
5.
Воспитательно-образовательная и культурно-досуговая системы
летнего языкового лагеря «Лингвист» основаны на современных методах и
технологиях проведения мероприятий различной направленности в рамках
программы работы языкового лагеря.
6.
С целью облегчения, оптимизации и модернизации деятельности
вожатых летнего языкового лагеря «Лингвист» возникла идея разработки
электронного ресурса, содержащего необходимый для работы практический
материал.
Основой для создания подобного электронного ресурса стало приложение
Padlet, представляющее собой онлайн-доску под название «Летний языковой
лагерь “Лингвист” #методматериал_Сделано с улыбкой для вожатых и детей» и
состоящий из таких разделов, как «Уроки иностранных языков», «Занятия в
творческой мастерской “Очумелые ручки”», «Прогулки и культпоходы»,
«Игры», «Виртуальные экскурсии», «IT-лаборатория».
Данное приложение можно использовать как «ежедневник», что позволит
вожатым лагеря эффективно организовать свою работу, так как нужный
материал для урока иностранного языка, занятий творчеством или проводимого
мероприятия, а также список тем для каждого дня находятся в одном месте.
Кроме этого, разработанный и предлагаемый контент онлайн-доски можно
использовать при проведении занятий или мероприятий как наглядное пособие
и техническое оснащение, интерактивная доска, на которой красочно
представлен материал, позволяющий иллюстрировать происходящее.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Электрон. дан.
—
СПС
КонсультантПлюс
—
Режим
доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (Дата обращения
11.02.2020)
2. Аристотель. Никомахова этика. Политика: в 4-х т.: пер. с древнегреч. //под
ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1984. – Т.4. — 830 с.
3. Байбородова Л.В. Воспитательная система в детском загородном лагере:
учебно-методическое пособие. / Л.В. Байбородова, М.И. Рожкова. —
Ярославль: Академия развития, 2003. — 256 с.
4. Байкова В.Г. Свободное время и всестороннее развитие личности. / В.Г.
Байкова, А.С. Дучал, В.А. Земцов. — М.: Мысль, 1965. — 264 с.
5. Большая советская энциклопедия онлайн [Электронный ресурс] — Режим
доступа:
https://bse.slovaronline.com/12661-DOSUG/
(Дата
обращения
10.02.2020).
6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб, заведений. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. — М.:
Изд. центр «Академия», 2000. — 440 с.
7. Глазачев А.А. Труд, свободное время и всестороннее развитие личности. /
А.А. Глазачев, В.С. Молдован. — М.: Мысль, 1968. — 187 с.
8. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. / Б.А. Грушин. — М.:
Мысль, 1967. — 175 с.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный
ресурс] — Электрон. дан. — Вологда: ВОУНБ, 2012. — Режим доступа:
http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/index.htm (Дата обращения 07.02.2020).
10. Дробинская Е.Н. Свободное время и развитие личности / Е.Н. Дробинская,
Э.В. Соколов — СПб: Знание, 1983. — 32 с.
11. Дюмазедье Ж. Социология досуга / Ж. Дюмазедье — М.: Амстердам, 1974.
— 345 с.
12. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности:
Учебник для студентов вузов культуры и искусств. / А.Д. Жарков. — М.: Изд.
дом МГУКИ, 2007. — 480 с.
13. Зборовский Г.Е. Досуг: действительность и иллюзия. / Г.Е. Зборовский, Г.П.
Орлов. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1970. — 232 с.
14. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности:
сборник трудов / под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2001. – 418 с.
15. Кравченко А.И. Социология: словарь: Учеб. пособие для студентов вузов /
А.И. Кравченко. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 234 с.
16. Краткий словарь по социологии // Под общ. ред. Д.М. Гвиниани, Н.И. Лапина.
— М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
17. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учебное
пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. — М.: Изд-во МГУК, 1995. —
136 с.
18. Маскевич А.Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. / А.Б.
Маскевич. — Минск: Наука и техника, 1989.
19. Никитина Г.Я. Досуг и культурно-досуговая деятельность. / Г.Я. Никитина.
— М.: Академия, 2007. — 316 с.
20. Новикова Г.Н. Технологические основы социокультурной деятельности:
Учеб. пособие / Г.Н. Новикова. — М.: МГУКИ, 2010. — 158 с.
21. Орлов Г.П. Свободное время и личность. / Г.П. Орлов. — Свердловск:
Средне-Уральское кн. изд-во, 1983. — 254 с.
22. Официальный сайт ФГБОУ ВО «ПГУ». Положение о летнем языковом
лагере «Лингвист» с дневным пребыванием [Электронный ресурс] — Режим
доступа:
(Дата
https://pglu.ru/information/docs/?ELEMENT_ID=274386
обращения 30.04.2020 г.).
23. Официальный сайт ФГБОУ ВО «ПГУ». История ПГУ [Электронный ресурс]
—
Режим
доступа:
https://pgu.ru/sveden/history.php
(Дата
обращения
05.05.2020).
24. Официальный сайт ФГБОУ ВО «ПГУ». ИРГЯИГТ [Электронный ресурс] —
Режим
доступа:
http://pglu.ru/information/structure/deps/detail.php?ELEMENT_ID=6622
(Дата
обращения 07.05.2020).
25. Патрушев В.Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности) / В.Д.
Патрушев. — М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. – 164 с.
26. Ручкин Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского
общества. / Б.А. Ручкин, В.А. Родионов, А.В. Пыжиков. – 2000 // Социальногуманитарные знания: Научно-образовательное издание. – 01/2000. – №1. – с.
146-166.
27. Социально-культурная деятельность: теоретические и технологические
основы. / А.В. Бабаян [и др.] — Пятигорск, 2019.
28. Тетерский С.В. Подготовка вожатого как создателя конкурентной
педагогической
системы.
Технология
управления
организацией
и
подготовкой профильных смен для молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет:
теория и практика: Учебно-методическое пособие для организаторов работы
с молодёжью. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. — С.114-115.
29. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.В. Шакурова. — М.: Изд.
центр «Академия», 2004. — 272 с.
30. Шмаков С.А. Использование наследия А.С. Макаренко: (Из опыта классного
руководителя). / С.А. Шмаков. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1955. — 23 с.
31. Шмаков С.А. Игра в системе работы пионерской организации имени В.И.
Ленина: Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата
педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории
педагогики. — Новосибирск, 1961. — 21 с.
32. Шмаков С.А. У штурвала добрых дел. / С.А. Шмаков. — Новосибирск: Кн.
изд-во, 1962. — 35 с.
33. Шмаков С.А. Снежная республика. / С.А. Шмаков. — Новосибирск: Кн. издво, 1962. — 87 с.
34. Шмаков С.А. Ребячьи сердца зажигать: (Записки вожатого) / С.А. Шмаков.
— М.: Знание, 1963. — 47 с.
35. Шмаков С.А. Игра и дети. / С.А. Шмаков. — М.: Знание, 1968. — 64 с.
36. Шмаков С.А. Лето в лагере / С.А. Шмаков. — М.: Знание, 1970. — 51 с.
37. Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы, прогнозы, секреты, подсказки,
калейдоскоп развлечений / С.А. Шмаков. — Липецк: Ориус, 1993. — 191 с.
38. Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Приклад. энцикл.: Учителю, воспитателю,
вожатому / С.А. Шмаков — М., 2001. — 173 с.
39. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: метод. пособие / С.А. Шмаков.
— Липецк: Инфол, 2002. — 384 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ссылка на электронный ресурс на основе приложения Padlet — онлайндоска «Летний языковой лагерь “Лингвист” #методматериал_Сделано с улыбкой
для
вожатых
и
детей»
https://padlet.com/rasenkoa96/summer_camp.
—
Режим
доступа:
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв