СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
СОЗДАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ............................................................ 6
1.1 Понятие, виды и структура электронного портфолио .................................. 6
1.2 Средства для создания электронного портфолио ........................................ 11
1.3 Электронное портфолио как средство развития профессиональной
компетентности педагога ДОО ............................................................................ 24
Выводы по 1 главе ................................................................................................. 28
ГЛАВА
2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО
ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ................................................................................................. 30
2.1
Определение
уровня
профессиональных
компетенций
и
оценка
электронных портфолио ....................................................................................... 30
2.2 Рекомендации по созданию электронного портфолио................................ 39
Выводы по 2 главе ................................................................................................. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................... 59
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних лет, после утверждения Профессионального
стандарта педагога (ПСП), осуществляется модернизация существующих
стандартов педагогического образования. Исходя из содержания ПСП, современный педагог должен не только хорошо владеть своим предметом, но и осуществлять самоконтроль и оценку индивидуального и профессионального роста педагога с применением современных информационных технологий, а
также уметь представлять яркий и наглядный анализ своей работы, в том числе
и на веб-базированном ресурсе [6].
На данный момент, существует множество различных методов оценивания, которые по большей части направлены на оценку результатов обучения.
Тогда как, личностные и общественно значимые качества остаются незамеченными. Для этого нужны альтернативные методы и технологии оценивания,
например, технология электронного портфолио.
На сегодняшний день технология электронного портфолио применяется
на всех этапах образования. Но данная технология массово внедряться начала
сравнительно недавно, в связи с широким развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы жизни общества. Электронное портфолио отличается от других оценочных средств и способов рефлексии тем, что
содержит более обширные и объективные данные: прохождение курсов, различные социальные проекты, проведение мероприятий и прочее. Заполнение
педагогом своего «портфеля достижений» позволяет наглядно увидеть рост в
личностной и профессиональной сфере. Таким образом, педагог так или иначе
сталкивается с рефлексией собственных действий, и оценка своих возможностей становится более объективной.
Актуальность данного исследования заключается в том, что современные технологии стремительно развиваются, и не каждый педагог успевает за
ними, что значительно усложняет процесс создания электронного портфолио.
3
А ведь именно оно позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более
высоких результатов.
Цель исследования: выявить связь между уровнем профессиональной
компетенции педагога и его электронным портфолио.
Задачи:
1) изучить теоретический материал: понятия, виды и структуру электронного портфолио;
2) изучить средства для создания электронного портфолио, его специфику и профессиональные компетенции воспитателя;
3) определить уровень профессиональной компетенции воспитателей и
оценить электронные портфолио воспитателей;
4) разработать рекомендации по созданию электронного портфолио.
Объектом исследования является процесс самообразования педагогов
дошкольных образовательных организации.
Предметом исследования является создание электронного портфолио
воспитателями дошкольных образовательных организаций.
Гипотеза: электронное портфолио способствует профессиональному росту воспитателей.
Для достижения поставленных нами задач, использовались следующие
методы исследования: анализ педагогической и методической литературы,
сравнительный анализ инструментальных средств для создания портфолио,
анализ портфолио педагогов, наблюдение, беседа и сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость: составленные рекомендации и наглядная пошаговая инструкция поможет педагогам в создании своего электронного портфолио.
4
База опытно-экспериментальной работы: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района; Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 287 «Розовая
пантера» г. Ижевска.
Апробация результатов исследования представлена во Всероссийской
научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение: современный аспект» и в научном журнале «Novaum».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам,
списка литературы и приложений.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Понятие, виды и структура электронного портфолио
В последнее время портфолио стало неотъемлемой частью образования.
Одно из самых частых определений «портфолио» начинается с «папка документов/работ/фотографий», что является исторической отсылкой к работам
художников [15]. Пинская М.А. в своей статье «Портфолио: возможности и
актуальные задачи» употребляет следующее определение портфолио: «подборка репрезентативных свидетельств (документов) чьих-либо профессиональных (деловых) квалификаций и достижений» [23, с. 80].
С педагогической точки зрения, портфолио – это «новая форма контроля
и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса
в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным
продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку» [8, с.
5]. А определение портфолио воспитателя звучит как, способ, при котором
воспитатель может фиксировать и накапливать материал для демонстрации
уровня профессиональных компетенций педагога.
Идею портфолио можно рассматривать, как идею обучения на протяжении всей жизни. Оно необходимо в планировании, отслеживании и корректировании образовательного и карьерного направления учащегося и молодого
специалиста, а в последующем может выступать в качестве доказательства роста профессиональных качеств педагога.
Во-первых, портфолио позволяет проанализировать, систематизировать
и обобщить результаты своей деятельности.
Во-вторых, с помощью портфолио можно адекватно оценить свои возможности и прийти к определенному набору действий для преодоления трудностей и для получения более высоких результатов.
6
В-третьих, портфолио является одним из возможных способов оценки
уровня профессиональных качеств и эффективности работы воспитателя при
осуществлении проверки на соответствие той квалификационной категории,
которая была заявлена.
Портфолио позволяет накапливать информацию, которая будет необходима для:
- аттестации воспитателя на квалификационные категории;
- участия в различных конкурсах;
- получения поощрений, наград и денежных премий.
В данный отрезок времени, который называют «информационным веком», обычного бумажного портфолио уже недостаточно. Все больше внимания уделяется интерактивным технологиям, с развитием которых появляется
возможность создания электронного портфолио [20].
Под понятием «электронное портфолио» подразумевается совокупность
документов, которая включает в себя результаты учебной и внеучебной деятельности, различные сертификаты и дипломы, а также отзывы, рецензии и
полученные оценки, организованные с использованием средств ИКТ [24].
Принято выделять 2 типа электронного портфолио:
1. Собрание документов на электронном носителе;
2. Так называемое «web-портфолио», созданное в сети Интернет [26].
Инструментальные средства для создания электронного портфолио
можно условно разделить на следующие группы (по мере увеличения сложности реализации):
– офисные программы (например, Microsoft Office);
– сайты сообществ педагогов, используя готовые шаблоны (например,
4Portfolio.ru, nsportal.ru);
– облачные технологии (например, сервисы Google);
– сайты - конструкторы (например, WordPress, Wix, Joomla!) [28].
7
При правильном конструировании портфолио дает нам возможность
увидеть личностный рост развития человека, поэтому в процессе создания
электронного портфолио следует учитывать следующие принципы [14]:
1.Планомерность и постоянство самоконтроля:
- регулярное отслеживание результатов своих действий по выбранному
направлению;
- тщательная подборка материала для портфолио;
- создание определенного плана для размещения материала.
2.Упорядоченность и логичность материалов, которые представлены в
портфолио.
3. Единство и тематическая завершенность материалов.
4. Доступность и удобство платформы.
7. Технологичность электронного обеспечения.
8. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами самостоятельной познавательной, исследовательской, рефлексивной, коммуникативной и творческой деятельности [2].
Основные этапы в процессе создания электронного портфолио:
1. Определить содержание и цели электронного портфолио. На этом
этапе важно определить цели создания электронного портфолио в соответствии с критериями оценки.
Данный этап помогает определиться со структурой дальнейшей работы.
2. Подобрать материал для портфолио. Главными задачами на этом этапе
являются выборка материала, который будет представлен в портфолио, его
цифровизация и подбор инструментального средства, с помощью которого будет осуществляться создание электронного портфолио.
3. Создание целостности картины портфолио и его оформление. Этот
этап включает в себя не только техническую часть создания электронного
портфолио, но и логичную постройку связующих элементов: оглавление,
структура, ссылки. Это глубокий мыслительный процесс по созданию единой
картины из присутствующего материала и требований к портфолио.
8
4. Презентация портфолио. Она может отличаться в зависимости от той
аудитории, для которой было предназначено портфолио и от выбранной
формы. Но не зависимо от этого, презентация портфолио должна завершиться
обратной связью и различными комментариями для того, чтобы можно было
наметить план по дальнейшему развитию портфолио [5].
Мы можем рекомендовать следующие разделы электронного портфолио:
вступительное слово (обращение создателя портфолио);
информация о педагоге (рассказать о себе, своей работе, своих
жизненных установках);
результаты педагогической деятельности (результаты участия в
различных конкурсах, мероприятиях; фотографии);
динамика достижений воспитанников за последние три года;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка
(какие курсы повышения квалификации или переподготовка были пройдены
педагогом; документы, подтверждающие их прохождение);
научно - методическая копилка педагога (статьи и научные работы
педагога, разработанные им занятия, игры и др.);
самоанализ (анализ своих действий и результатов);
оценки, рекомендации и отзывы (рецензии на статьи и научные ра-
боты; рекомендательные письма от образовательного учреждения; отзывы от
родителей воспитанников и т.д.);
контакты педагога [13].
Данный перечень разделов может изменяться, исходя из целей создания
электронного портфолио.
Преимущества электронного портфолио заключается в:
- доступе к портфолио из любого места нахождения (если web - портфолио);
- отсутствии физических усилий при перемещении;
- возможности представить его сразу большому кругу людей;
9
- возможности обратной связи;
- оперативности (быстрые корректировки).
Следующий немаловажный момент при создании электронного портфолио – это процесс подготовки и обработки информации. Воспитателю нужны
будут следующие умения и навыки при составлении электронного портфолио:
1. Навык сканирования документов и уметь сохранять их в одном из допустимых форматов. Такое умение понадобится, когда нужно будет разместить данные об образовании (копия диплома с приложением, дипломов конкурсов и олимпиад, свидетельств о публикации и прочих документов, представленных только в печатном виде, не в электронном варианте);
2. Обрабатывать растровые изображения на начальном уровне. С этим
может помочь одна из бесплатных программ для работы с растровыми изображениями (например, GIMP или Paint.NET);
3. Умение сжимать графику в текстовых материалах и презентациях. Ресурс всегда ограничен, поэтому для публикации на своем сайте материалов их
для начала необходимо подготовить, а, то есть сжать средствами офиса всю
вставленную графику. Таким образом можно уменьшить размер файла в несколько раз;
4. Умение делать из файлов архив. Некоторые материалы возможно добавить только в виде архива (в том числе и многотомного). Так, например,
презентацию, куда включен аудио- или видеофайл, нужно будет заархивировать вместе с этими файлами, чтобы у пользователя, который скачал презентацию, получилось корректно ее открыть);
5. Умение размещать информацию в «Облаке» (или в облачном хранилище). Данный навык поможет существенно снизить нагрузку на сайт, при
публикации объемных материалов (презентаций, видеофильмов и т. д.) в «Облаке» (например, Яндекс Диск, Mail.ru Cloud, Google Drive), а на сайт добавить
только ссылку на эти файлы. Бесплатные сервисы облачного хранения данных
предоставляют программу для синхронизации с компьютером. Таким образом,
все файлы, которые сохранены в «Облаке», будут также дублироваться и на
10
компьютер. Даже при возникновении проблем «облаком», резервная копия
всех файлов будет сохранена.
Все вышеупомянутые умения и навыки требуют тщательной проработки, однако после этого, трудозатраты на публикацию материалов для своего электронного портфолио значительно снизятся, а эффективность усилий
возрастет и в конечном итоге подготовка к очередной аттестации на присвоение или подтверждение квалификационной категории существенно упростится [18].
Безусловно, у педагога, который заинтересован в этом, обязательно будет и бумажный вариант портфолио в виде папки с материалом. Это должно
быть краткое изложение на нескольких страницах, которое будет содержать
основную информацию и утверждения о педагоге и его профессиональной деятельности. И, конечно же, в бумажный вариант портфолио обязательно
должно быть включено упоминание о вашем электронном портфолио и несколько ссылок на него (если речь идет о web – портфолио).
1.2 Средства для создания электронного портфолио
Существует большое количество инструментальных средств для создания портфолио (например, платные и бесплатные). Для того, чтобы электронное портфолио могли просмотреть все пользователи, которым это интересно,
его нужно сделать в виде персонального веб-сайта. Наиболее предпочтительный вариант размещения информации об авторе - автономный веб-сайт с зарегистрированным на автора доменным именем, размещенный на платном хостинге, построенный на базе популярной CMS (например, Drupal). Такой вариант эстетически привлекателен и безопасен.
Представленный вариант не является единственным. На рынке информационных услуг есть большое количество популярных бесплатных конструкторов сайтов, способных решить поставленную задачу (Ucoz, GoogleSites,
11
Wix, Setup и др.). На перечисленные сайты и подобных им сервисах есть возможность без каких-либо денежных затрат разместить и хранить свое электронного портфолио.
Существует еще один вариант – это сервисы, которые специализируются
на создании портфолио. Интерфейс таких систем является простым и дает возможность за короткие сроки создать свое портфолио, не отвлекаясь при этом
на технические моменты. На таких платформах уж есть готовая структура, ее
нужно лишь заполнить. Это довольно просто, но в то же время нельзя поменять внешний вид сайта.
Помимо этих вариантов, есть еще один. Он более прост в использовании
и есть практически на любых компьютерах. Это продукты компании Microsoft
(Word; Power Point). Конечно, у них есть свои минусы, но более подробно расскажем о них их ниже.
Сейчас мы рассмотрим все варианты по отдельности, в частности их достоинства и недостатки. Предложенные варианты будут располагаться от более простых вариантов к более сложным.
1) Microsoft Word (Рис. 1)
Рис. 1
12
Microsoft Word – это текстовый процессор, который предназначен для
создания, просмотра и редактирования текстовых документов.
Основные возможности данной программы:
• создание новых документов, применяя при этом шаблоны;
• автоматическая проверка орфографии, стилистики и грамматики при
написании текста в документе;
• автоматическая коррекция наиболее повторяющихся ошибок;
• применение стилей для быстрого форматирования документа;
• использование удобных механизмов в работе со сносками, ссылками,
колонтитулами;
• добавление в текст элементов, созданных в других программах
Microsoft Office: электронные таблицы, графические изображения или фотографии, графику, видеоизображения, звуки и многое другое;
• создание гипертекстовых документов Internet и простых электронных
таблиц;
• возможность автоматически создавать указатели и оглавление документа, что очень удобно при просмотре портфолио.
Большинство из этих возможностей облегчает процесс работы по созданию портфолио, а также уменьшает количество времени на его создание.
Одним из главных минусов Word является тот факт, что портфолио будет доступно только ограниченному числу людей. То есть просмотреть его могут те люди, которым было отправлено это портфолио. И соответственно, обратную связь можно получить только от узкого круга людей.
2) Microsoft Power Point (Рис. 2)
13
Рис. 2
Следующий инструмент – это MS Power Point. Эту форму можно взять в
электронном виде на свои носители. Вообще это программа предназначена для
создания и проведения презентаций какого-либо продукта, но также она и отлично подойдет для создания портфолио.
Ее преимущество заключается в том, что есть возможность поменять
фон слайдов, вписать недостающие сведения, а также добавить фотографии,
сканированные копии документов — и будет готова электронная форма портфолио.
После этого по каждому из данных пунктов создаётся слайд или группа
слайдов, куда пишется заголовок (подзаголовки), далее добавляется сканированный документ, и, если требуется, соответствующие пояснения.
Возможности данной программы:
• создать презентацию; выбрать оформление слайдов; выбрать шаблон
оформления; создать специальные анимации; установить последовательность
смены слайдов; одновременно скопировать и вставить несколько элементов;
• широкий ассортимент макетов, шаблонов оформления и так далее;
14
• новые эффекты анимации, включая эффекты входа и выхода, дополнительные возможности управления временными параметрами и новые пути перемещения (предварительно заданные пути, по которым перемещаются элементы, перечисленные в списке порядка выполнения эффектов анимации);
• инструменты рисования в организационных диаграммах, которые позволяют уменьшить размер конечных файлов и облегчает правку;
• коллекция общих диаграмм, оживляющих подачу материала. В данные
диаграммы можно добавлять текст, эффекты анимации и различные стили
форматирования;
• позволяет создавать фотоальбомы. В число специальных параметров
разметки фотоальбома включено большое количество рамок, подписей и
много другого;
• при сохранении презентации как web-страницы (в формате HTML) не
исчезает возможность воспроизведения звука и большей части новых эффектов анимации. Звук и видео, добавленные в вещание презентации, на данный
момент доступны аудитории и в режиме реального времени, и после записи в
архив.
3) 4 portfolio (https://4portfolio.ru/) (Рис. 3)
Рис. 3
15
4 Портфолио – это информационно-образовательная сеть, которая предназначена для ведения профессионального, учебного и творческого веб-портфолио.
Социальная сеть 4portfolio.ru — это бесплатный конструктор сайтапортфолио, который в первую очередь предназначен для российской системы
образования.
У зарегистрированных пользователей есть возможность создавать сайтпортфолио, которое можно будет посмотреть везде, где есть Интернет.
Основные возможности:
создание индивидуального пространства, которое будет доступно
только самому пользователю (в том числе и копилка файлов, резюме, записные книжки, записи и пр.);
добавить свои наиболее существенные достижения в учебе или ра-
боте в виде красочных страничек сайта;
ведение блогов, оставление комментариев, обмен мнениями, уча-
стие в форумах, создание сообществ, дистанционное общение педагогов, обучаемых и их родителей;
ведение четырех видов портфолио (личное портфолио, портфолио
достижений, портфолио отзывов, портфолио документов);
размещение неограниченного числа страниц и разделов, а также
право открывать или закрывать их для просмотра другими пользователями и
комментариев;
контроль доступа к страницам и разделам своего портфолио;
общение с друзьями, участие в профессиональных сообществах
или сообществах по интересам;
возможность выделения мини-соцсети для образовательного учре-
ждения с передачей прав администрирования.
Что необходимо уметь для того, чтобы создать портфолио на 4portfolio:
работать с текстами;
16
вставлять на странички файлы, рисунки, фото, схемы и т.д.;
делать гиперссылки на различные документы и сайты;
добавлять на веб-странички видеоматериалы из YouTube, а также
из других источников;
создавать таблицы или вставлять готовые таблицы;
лаконично выражать мысли;
не перегружать веб-страницы, уметь выделять главное и второсте-
пенное и систематизировать материал [9].
4) nsportal (https://nsportal.ru/) (Рис. 4)
Рис. 4
nsportal - это социальная сеть работников дошкольного образования. Поэтому кроме своих портфолио можно еще посмотреть работы коллег. Для создания портфолио нужно лишь зарегистрироваться на сайте и уже будет создана ваша личная страница. Далее туда можно добавить личные фотографии,
фотографии и сканы дипломов, информации о себе и прочие разделы электронного портфолио.
Имеет схожую структуру с 4 Портфолио и УчПортфолио, но так как сайт
предназначен не только для создания электронного портфолио, то круг возможностей на нем ограничен.
17
5) УчПортфолио (https://uchportfolio.ru/) (Рис. 5)
Рис. 5
УчПортфолио – это педагогическое интернет-сообщество.
Обозначим некоторые преимущества данного конструктора электронных портфолио:
- сам конструктор сайта УчПортфолио находится на платформе Российской Федерации;
- конструктор является бесплатным.
А также, УчПортфолио предоставляет пользователям широкое поле для
деятельности:
- создавать и оформлять дизайн электронного портфолио;
- бесплатно публиковать собственные материалы, статьи, блоги, мастерклассы;
- продвигаться по рейтингу (повышение своей активности на сайте благодаря получению баллов за публикации материалов, блогов, статей, мастер –
классов);
- быть участником ежегодного конкурса «Лучшее портфолио учителей
России»;
18
- принимать участие в обсуждениях того или иного опубликованного материала в комментариях;
- администрация сайта обеспечивает защиту авторских прав пользователя [27].
6) Google Sites (https://sites.google.com/new) (Рис. 6)
Рис. 6
Google Sites представляет собой сервис для быстрого создания сайтов. В
нашем случае электронное портфолио. Основные задачи, которые решает такой сайт - это:
создание собственного портфолио,
публикация новостей, объявлений, календаря,
совместный доступ к файлам (с контролем версий).
Главное преимущество Google Sites - это возможность создания сайтов
без привлечения IT-специалистов. Можно отметить поддержку гугловских гаджетов, например, на странички можно легко добавить календарь, презентацию, документ или видео из Google Video.
Итак,
в
адресную
строку
браузера
введем
адрес:
http://sites.google.com/new. Откроется главная страница Google sites. Для того,
чтобы войти нужно ввести свои логин и пароль, или если у вас нет учетной
19
записи google – зарегистрироваться. Как правило, это не занимает большого
количества времени.
Основные отличительные черты и функции конструктора:
• возможность работы с другими приложениями Google (документы
Google, Календарь Google, YouTube, Picasa и прочее) [19];
• контроль доступа к материалам сайта;
• возможность комментирования.
Но есть и некоторые ограничения:
• 100 мегабайт (бесплатный аккаунт) и 10 гигабайт (пользователи Google
Apps);
• анонимные комментарии запрещены, изменять содержание могут
только пользователи, прошедшие регистрацию (что можно отнести и к плюсам, так как будет видно, кто оставил данный комментарий);
• ограничения по настройке оформления: настраиваются только цветовая гамма, размер и стиль шрифтов;
• вставка некоторых объектов в визуальном редакторе возможна только
в начало страницы, перемещать объекты в другие места страницы нужно вручную [25].
7) Wordpress (https://ru.wordpress.org/) (Рис. 7)
Рис. 7
20
WordPress является одной из удобных понятных веб – программ в мире.
Инструменты с функциями можно увидеть в левой части экрана.
Достоинства WP:
Множество тем;
Популярность данной программы дает программистам некий стимул
для создания новых шаблонов. На официальном сайте их 11000, сложив с
остальными, выйдет около 25000. Темы WordPress можно сравнить с обложкой у книги. Есть возможность менять и выбирать на более привлекательную,
а содержание останется тем же.
Большое количество плагинов;
Плагины – дополнительные инструменты, которые дополняют стандартный функционал WordPress.
Обновления WordPress;
На протяжении всего существования программы, она всегда обновлялась и дополнялась новыми функциями. Особое внимание разработчики уделяли безопасности.
Преимущества в поддержке;
Помимо официального сообщества WordPress, есть множество форумов.
Нужно вбить проблему в поиске и в 90 процентах случаев, ответ найдется. При
возникновении каких-либо вопросов, знающие участники форумов помогут и
направят на правильный курс действий.
Простая структура файлов и папок.
Разобраться в структуре WordPress не составит труда. Плюсом будет понятное название объектов и логичное расположение.
В любом деле есть минусы и WordPress имеет несколько незначительных, но все же стоит обратить на них внимание:
Не смотря на огромное количество плагинов и шаблонов, они не
самого хорошего качества;
21
К выбору шаблона и плагинов подойти нужно с большой ответственностью. Перед этим стоит почитать отзывы, просканировать их на вирусы. Наивность людей, только начинающих разрабатывать сайты приводит к тому, что
проект не успев занять позиции в поиске, уже попадает под фильтр от ПС.
Не подходит для коммерческих целей;
Спам.
Из-за своей популярности WordPress является отличной мишенью для
спамеров, оборону против которых движок самостоятельно держать не может.
В следствии приходиться использовать плагины, о качестве которых можно
только надеяться.
8) Wix (https://ru.wix.com/) (Рис. 8)
Рис. 8
Wix — облачная платформа для создания сайтов, которой пользуются
миллионы людей по всему миру. С Wix можно создать сайт самостоятельно,
без специальных знаний и опыта. Никакого программирования и полная свобода творчества.
Wix – отличный конструктор для пользователей, которые хотят создать
простые сайты-визитки или личные сайты.
22
Его интерфейс интуитивно понятен, а предлагаемых сервисом решений
достаточно для быстрого создания несложных сайтов.
Плюсы данного сервиса:
• сопровождение с подробными подсказками;
• большой выбор шаблонов «по категориям»;
• есть возможность отказаться от шаблонного дизайна, т.е. пользователь
может создать сайт сам, используя для этого предлагаемые конструктором
элементы и формы;
• бесплатное доменное имя, премиум пользователи получают возможность подключать собственные доменные имена;
• создание и удаление страниц;
• добавление контактных форм (например, ВКонтакте, Instagram и пр.)
• использование Google-карт;
• добавление видео и аудио;
• синхронизировать свой сайт с различными социальными сетями;
• достаточно понятный интерфейс.
9) Joomla (https://joomla.ru/) (Рис. 9)
Рис. 9
23
Одна из основных особенностей Joomla – это относительная простота
управления при практически безграничных возможностях и гибкости при изготовлении сайтов. Данная система управления содержимым сайта дает возможности, которые важны при создании электронного портфолио:
— полное управление компонентами базы данных и сайта;
— все разделы полностью доступны для управления и редактирования;
— темы разделов могут быть добавлены при сотрудничестве авторов;
— полная настройка расположения информационных блоков;
— загрузка изображений браузером в свою собственную библиотеку,
для использования на сайте;
— динамические модули форумов, опросов, голосований с показом результатов [28].
Joomla не требует от пользователя или администратора системы знаний
языка гипертекстовой разметки HTML для управления и работы с ней, что так
важно для пользователей, имеющих низкий уровень компьютерной грамотности [7].
Подходы к построению электронного портфолио могут быть различными. Все зависит от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы
педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких
результатов.
1.3 Электронное портфолио как средство развития профессиональной компетентности педагога ДОО
Главная цель современного образования заключается в соответствии с
важными на данный момент запросам общества и государства, а также в подготовке разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способ24
ной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Не без причины приоритетной становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на
них личная, социальная и профессиональная компетентность — способность
к самостоятельному нахождению, анализу и рациональному использованию
информации, а также к умению эффективно жить, и работать в быстро изменяющемся мире [12].
Гарантом достижения поставленной цели является свободно мыслящий,
прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог. Именно поэтому проблема становления и развития
профессиональной компетенции является общественно-государственной проблемой, решению которой уделяется особое внимание.
В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это - «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к
педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально
значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [21, с. 135].
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на
достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении
и воспитании обучающихся [30].
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс
усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального
опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование педагога [22].
25
Развитие профессиональной компетентности – это также формирование
восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической
среде.
Можно выделить следующие этапы формирования профессиональной
компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости повышения профессиональной
компетентности;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, самоанализ, самокорректировка [11].
На основе современных требований, можно выявить основные направления развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах.
2. Исследовательская, экспериментальная деятельность.
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
4. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.
5. Обобщение собственного педагогического опыта.
6. Использование ИКТ [3].
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций, хорошей мотивационной основой деятельности педагога и развития его
профессиональной компетентности является «Портфолио» [4].
Одной из современных научно обоснованных технологий, способствующих профессиональному саморазвитию, формированию профессиональной
компетентности и самостоятельности, самооценки, а также обеспечивающей
26
возможность эффективной аттестации педагога, является электронный профессиональный портфолио, который построен на принципах:
- непрерывности (постоянного сбора данных);
- диагностичности (наличия модели или критериев, с которыми можно
соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
- проблемной ориентированности (включения в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);
- технологичности критериев отслеживания (включением в критерии
максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания);
- обратной связи (информированности объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);
- научности (научной обоснованности модели и отлеживаемых параметров);
- совершенствования (возможности внесения изменений в структуру мониторинга).
В основе предложенной технологии лежит компетентностный подход к
образованию, объединяющий во взаимодействии личностно-ориентированный, деятельностный и технологический подходы [29].
Интегративными показателями оценки качества профессиональной компетентности учителя, используемыми в портфолио, являются профессиональные компетенции. Под профессиональной компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного
взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной
сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций. Именно они обеспечивают возможность субъекту ставить
перед собой значимые цели, рисковать, гибко, творчески подходить к реше27
нию проблемы и получать результат. «Компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания,
представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» (В.И. Байденко) [1, с. 110]. Компетенции не являются
раз и навсегда данными новообразованиями. Они находятся в постоянном развитии и обновлении. По мере развития компетентности человека в той или
иной сфере деятельности они укрупняются и интегрируются с другими компетенциями, проявляясь в новом качестве, представляя спираль диалектического
развития. Развитие компетенций зависит от изменяющихся условий и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также развития ценностных установок [10] [31].
Выводы по 1 главе
Портфолио является одним из самых эффективных способов фиксации
результатов в определенной сфере. Кроме того, с помощью него педагог может проанализировать свою деятельность, а, то есть увидеть свои «слабые» и
«сильные» стороны и сделать упор на те области, которые развиты меньше
всего.
Но в наше время, в век информационных технологий, обычного бумажного портфолио уже недостаточно. Более продуктивным является электронное
портфолио. Во-первых, современный воспитатель должен развивать свои способности в области ИКТ-технологий. А во-вторых, электронное портфолио
позволяет получить гораздо больше отзывов, комментариев и рекомендаций,
так как ознакомиться с ним может неограниченное число людей.
Для создания электронного портфолио есть огромное количество инструментов: от текстового редактора Microsoft Word до конструктора сайтов
Wix. Все они не требуют образования программиста, а значит выбор инструментального средства будет зависеть от того, на сколько много воспитатель
28
готов потратить времени на его создание, и от усилий, которые он готов приложить.
Современный мир предполагает постоянное развитие. Только таким образом можно добиться высокого роста в своей профессиональной сфере. Развитие в данном случае подразумевает под собой и самоанализ своей работы.
Компетенции должны находится в постоянном обновлении. По мере становления человека в той или иной сфере они дополняются другими компетенциями и проявляются с новой стороны.
Для воспитателя регулярное повышение своей профессиональной компетенции является особенно важной задачей. Ведь именно он стоит на передовой первой ступени образования.
29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
2.1 Определение уровня профессиональных компетенций и оценка электронных портфолио
Для определения уровня профессиональных компетенций воспитателей
мы провели практическую работу с воспитателями двух дошкольных образовательных организаций: МБДОУ детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида ЕМР РТ (8 человек) и МАДОУ детский сад № 287 «Розовая пантера» г. Ижевска (20 человек).
На данном этапе работы мы провели диагностику профессиональных
компетенций воспитателей ДОО, просмотрели их электронные портфолио,
произвели их оценку по критериям, а также выполнили сравнительный анализ
между уровнем профессиональных компетенций и электронным портфолио.
Диагностику профессиональных компетенций мы проводили в 4-ех
направлениях: проявление профессиональных качеств, проявление организационно-методических умений, диагностика личностных качеств и внешние
проявления педагога (приложение 1).
Диагностирование проходило посредством беседы с воспитателями и
старшим воспитателем, а также посредством наблюдения за педагогическим
процессом.
Всего за диагностику можно было набрать 212 баллов: за каждый показатель от 0 до 4 баллов. Разбаловка была следующая: 0 баллов выставлялось
тогда, когда показатель не проявлялся; 1 балл ставился, когда показатель слабо
выражен; 2 балла, если показатель проявляется редко или недостаточно; 3
балла, когда показатель проявляется часто и достаточно выражен; 4 балла ставилось тогда, когда показатель проявлялся всегда и ярко выражен.
30
Суммированные баллы делятся на следующие уровни владением профессиональными компетенциями:
- низкий уровень – от 0 до 52;
- средний уровень – от 53 до 106;
- уровень выше среднего – от 107 до 160;
- высокий уровень – от 160 до 212.
По результатам данной диагностики мы получили следующие результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты диагностики профессиональных компетенций воспитателей
ПроявлеПедагог
№
ние профессиональных
качеств
Проявление орга-
Диагно-
низаци-
стика лич-
онно-мето-
ностных
дических
качеств
Внешние
проявле-
Итого
ния
умений
1
46
25
62
11
144 (68%)
2
24
11
76
9
120 (57%)
3
32
22
84
11
149 (70%)
4
41
20
79
12
152 (72%)
5
27
18
51
5
101 (48%
6
42
23
46
9
120 (57%)
7
39
15
57
4
115 (54%)
8
32
13
65
11
121 (57%)
9
31
19
45
8
103 (49%)
10
46
23
67
10
146 (69%)
11
25
20
46
8
99 (47%)
12
31
22
80
7
140 (66%)
13
23
18
75
8
124 (58%)
31
14
40
19
58
9
126 (59%)
15
27
19
76
8
130 (61%)
16
48
20
84
10
162 (76%)
17
19
16
59
8
102 (48%)
18
41
24
78
7
150 (71%)
19
38
21
52
6
117 (55%)
20
28
17
73
9
127 (60%)
21
49
20
58
9
136 (64%)
22
36
27
84
10
157 (74%)
23
28
24
76
11
139 (65%)
24
34
28
87
4
153 (72%)
25
47
25
79
6
157 (74%)
26
29
19
58
9
115 (54%)
27
24
15
65
7
111 (52%)
28
21
16
54
5
96 (45%)
Исследование в каждом саду проходило в течении нескольких дней. Попеременно мы наблюдали за педагогическим процессом, внешними проявлениями и способом общения в коллективе каждого воспитателя по критериям
(приложение 1).
Далее при необходимости (она возникала при оценке каждого педагога)
мы уточняли у старшего воспитателя некоторые показатели для получения более полной картины и достоверности результатов.
В первом блоке «Проявление профессиональных качеств» меньше всего
баллов было поставлено за умение видеть и понимать внутренний мир ребенка. Часто воспитатели не замечали, что вызвало те или иные эмоции у ребенка, видя только внешнюю сторону поведения. Также, не все педагоги
умеют сотрудничать с детьми. Иногда прослеживался директивный характер
32
взаимодействия, что часто ограничивало детей в активности, самостоятельности и любознательности.
Во втором блоке «Проявление организационно-методических умений»
таким пунктом был «Желание помочь ребенку проявить себя». Проявлялось в
самом простом и обыденном – сборы на прогулку. Желая быстрее собраться и
выйти на улицу, педагоги одевали детей сами, нежели давали им самостоятельно одеться.
В третьем блоке «Диагностика личностных качеств» было достаточно
много пунктов, по которым не были поставлены высокие баллы. Одни из таких
аспектов: «Удовлетворенность от результатов педагогического труда» и «Желание самосовершенствовать себя, свою деятельность и условия труда». У педагогов не было определенного плана по совершенствованию своих профессиональных качеств. Возможно в связи с этим они не были удовлетворены
своей педагогической деятельностью. А также, некоторые пункты из данного
блока потребовали дополнительного уточнения старшим воспитателем для
того, чтобы убедиться в достоверности наблюдаемых фактов.
Четвертый блок «Внешние проявления» был одним из самых простых в
оценке, но также, как и в остальных блоках, присутствовал пункт с низкой
оценкой. В данном случае это «Культура речи, выразительность дикции, жестов». Больше всего выделялась неправильная постановка ударения в словах.
Мы суммировали баллы за каждый показатель и смотрели к какому
уровню они относятся:
- низкий уровень – 0 человек;
- средний уровень – 5 человек (18%);
- уровень выше среднего – 22 человека (78,5%);
- высокий уровень – 1 человек (3,5%).
Для наглядности данных представим их в виде диаграммы (Рис. 10).
33
Уровень профессиональных компетенций
25
20
15
10
5
0
Высокий
Выше среднего
Средний
Низкий
Рис.10
Следующим этапом был анализ электронных портфолио педагогов по
следующим критериям:
1) содержательность;
2) удобство выбранной платформы для размещения электронного портфолио;
3) использование портфолио в качестве инструмента самопрезентации;
4) наличие свидетельств анализа и рефлексии профессиональной деятельности;
5) систематичность обновления и пополнения материалов портфолио;
6) наполненность портфолио по всем обозначенным структурой позициям;
7) достоверность, подкрепление зафиксированного в портфолио ссылками или документами;
8) технологичность;
9) качество оформления материалов портфолио;
10) разнообразие средств представления информации в портфолио.
34
Каждый критерий оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов 20 (приложение 2).
Суммированные баллы делятся на следующие уровни владением профессиональными компетенциями:
Низкий уровень – от 0 до 5 баллов;
Средний уровень – от 6 до 10 баллов;
Уровень выше среднего – от 11 до 15 баллов;
Высокий уровень – от 16 до 20 баллов.
Результаты представлены в таблице (Таблица 2).
Таблица 2
Результаты оценивания электронных портфолио воспитателей
№
№ критерия
пе-
Итог
дагога
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
0
3
2
2
1
1
2
1
1
1
2
2
4
1
2
2
2
2
0
2
1
1
2
5
0
1
1
2
1
1
0
1
1
1
6
2
0
0
1
1
1
2
2
1
1
7
1
1
1
1
0
2
1
1
1
0
35
13
(65%)
11
(55%)
15
(75%)
15
(75%)
9
(45%)
11
(55%)
9
(45%)
8
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
9
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
10
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
11
1
0
0
0
0
0
1
1
1
0
12
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
13
1
0
1
0
0
1
1
0
0
0
14
1
0
2
1
2
1
1
1
2
1
15
2
1
2
1
1
2
2
1
1
0
16
2
1
2
2
1
1
1
1
2
1
17
1
1
0
0
2
1
1
1
2
0
18
2
2
1
1
0
1
1
1
2
2
19
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
21
2
1
1
1
2
1
2
1
1
2
36
13
(65%)
8
(40%)
17
(85%)
4
(20%)
11
(55%)
4
(20%)
12
(60%)
13
(65%)
14
(70%)
9
(45%)
13
(65%)
11
(55%)
12
(60%)
14
(70%)
22
2
1
2
1
2
2
2
2
2
1
23
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
24
2
1
1
1
1
2
2
1
2
1
25
1
2
1
1
1
2
2
1
2
1
26
1
2
1
0
1
1
1
1
1
1
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
0
1
0
0
0
1
1
1
0
0
17
(85%)
13
(65%)
14
(70%)
14
(70%)
10
(50%
10
(50%)
4
(20%)
Проанализировав электронные портфолио воспитателей, мы выявили
несколько основных ошибок при его создании:
1) Не прослеживается цель создания портфолио.
Достаточно много различных грамот, благодарностей, сертификатов и
т.п. в различных направлениях, которые не позволяют увидеть основную профессиональную сферу деятельности.
2) Не систематичное обновление портфолио.
Для того, чтобы увидеть прогресс в определенной сфере, портфолио
должно систематически дополняться. Многие педагоги создают электронное
портфолио и не работают с ним в течении нескольких лет.
3) Плохо читаемый текст.
При выборе цвета шрифта, нужно учитывать расстояние, с которого будут просматривать портфолио. Очень часто можно заметить светлый цвет
шрифта на светлой картинке, или цветовая неоднородность картинки мешает
восприятию информации.
37
4) Отсутствие основных структурных элементов.
Данная ошибка нарушает целостность портфолио и, затрудняет отслеживание цели создания портфолио.
Мы суммировали баллы за каждый показатель и смотрели к какому
уровню они относятся:
- низкий уровень – 3 человека (11%);
- средний уровень – 6 человек (21%);
- уровень выше среднего – 17 человек (61%);
- высокий уровень – 2 человека (7%).
Для наглядности данных представим их в виде диаграммы (Рис.11).
Электронное портфолио
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Электронное портфолио
Рис. 11
После получения результатов диагностирования профессиональных
компетенций и оценки электронного портфолио мы сравнили их для выявления связей между данными параметрами.
Можно заметить, что на обеих диаграммах преобладает уровень выше
среднего и небольшое количество людей имеет низкий, средний и высокий
уровни по обоим параметрам.
38
Для того, чтобы более детально просмотреть результаты педагогов и
сравнить 2 данных параметра, мы предлагаем ознакомиться со следующей
диаграммой (так как эти параметры имеют разное количество максимальных
баллов, данные представлены в процентах) (Рис. 12).
Сравнение проф.компетенций и эл.портфолио
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Проф.компетенции
Эл.порфтолио
Рис. 12
На данной диаграмме мы видим, что в большинстве случаев уровень
профессиональных компетенций воспитателей и оценка их электронного
портфолио находятся на одном уровне. Исходя из этого, мы можем сделать
вывод, что уровень профессиональных компетенций воспитателей и качество
выполнения электронного портфолио взаимосвязаны.
2.2 Рекомендации по созданию электронного портфолио
Для того, чтобы электронное портфолио помогало в совершенствовании
профессиональных качеств педагога, оно должно:
1. Содержать все структурные элементы;
2. Иметь единую цель;
3. Систематически обновляться;
4. Предполагать какую-либо форму обратной связи;
39
5. Охватывать большую аудиторию;
6. Иметь удобную навигацию на платформе;
7. Быть доступно всем.
Далее мы расскажем по этапам о том, как сделать электронное портфолио.
Для создания электронного портфолио мы выбрали платформу google
sites. На ней можно создать свой собственный сайт за довольно короткое
время. Всего будет 3 этапа.
1 этап – это регистрация.
Для начала нужно зарегистрироваться на сайте Google, если отсутствует
личный кабинет на данной платформе:
- Открыть сайт google.com;
- В правом верхнем углу нажать на кнопку «Войти» (Рис. 13);
- Если есть аккаунт, то нужно ввести адрес электронной почты и пароль,
если нет, то нажать на кнопку «создать аккаунт» (Рис. 14).
Рис. 13
40
Рис. 14
2 этап – создание сайта.
Приступая к созданию электронного портфолио, нужно подготовить все
необходимые материалы, которые будут включены в электронное портфолио.
А также, продумать единую концепцию портфолио и расписать все структурные элементы, которые планируется включить. Таким образом, этап создания
сайта займет намного меньше времени.
Для начала нужно открыть сайт https://sites.google.com/new. У данного
сайта есть старая версия, поэтому нужно обратить внимание, как должен выглядеть новый вариант сайта (Рис. 15).
После того, как выполнен вход на сайт, нужно нажать на кнопку «Пустой
файл». Она находится в левом верхнем углу (Рис. 15). Именно там будет создаваться портфолио. Но также на этом сайте есть шаблоны: «портфолио учащегося», просто «портфолио» и т.д. Для того, чтобы посмотреть, как примерно
создаются портфолио на этом сайте, можно нажать на шаблоны. Или возможно на их основе создать свое.
41
Рис. 15
После того, как произошел переход на страницу, следующим шагом будет придумать название сайту. Для этого нужно в левом верхнем углу нажать
на строчку «укажите название сайта» (Рис. 16). На этой же строчке его нужно
написать. И далее он автоматически появится в строке «Сайт без названия»,
которая находится также в левом верхнем углу рядом со значком файла. После
того, как сайт будет опубликован, это название останется на этом же месте.
Название сайта может быть, как на русском, так и на английском языке.
Затем стоит обратить внимание на столбик справа. Здесь находятся основные функциональные кнопки. Нажимая на кнопку вставка, выходит список
того, что можно добавить на сайт, сделать его функциональным:
- вставить текст;
- вставить изображение (по ссылке, с компьютера или с google диска);
- выбрать макет (как в программе Power Point);
- добавить сворачиваемый текст;
- сделать оглавление заголовков;
- добавить карусель изображений;
- добавить кнопку (например, назвать кнопку «ВКонтакте» и добавить
ссылку на личную страницу; также можно добавить ссылки на другие соц. сети
или же на любой сайт);
42
- добавить видео с YouTube;
- добавить календарь;
- вставить документ, презентацию, таблицы, диаграммы;
- добавить карту (например, это может быть адрес какого-либо учреждения);
- добавить различные Google формы (например, анкеты, тесты).
Такие анкеты можно использовать для обратной связи.
Рис. 16
Следующая кнопка, которая находится в столбике справа – это «Страницы» (Рис. 17). Здесь можно создавать разделы электронного портфолио, то
есть какова будет структура электронного портфолио. Добавить разделы
можно, нажав на «+» в нижнем правом углу. Данные разделы после публикации сайта, будут находиться сверху.
Справа от надписи: «Главная страница» есть 3 точки, нажав на них,
можно увидеть, что можно сделать с этой страницей, например, создать копию
страницы. Также в этих разделах можно создавать подразделы. Например, в
раздел «Обо мне» можно добавить подразделы с хобби.
43
Рис. 17
И последняя, но не мало важная кнопка, это темы. Здесь можно поменять
стиль электронного портфолио, а также шрифт (Рис. 18).
Чтобы посмотреть, как будет выглядеть тот или иной шрифт и его оттенок, можно сразу вместо надписи: «Заголовок страницы», написать то, что будет на главной странице сайта.
Лучше всего на главной странице написать приветственное слово. А значит название заголовка страницы должно быть соответствующее.
Рис. 18
44
После того, как выбраны тема и шрифт, можно создавать страницы-разделы электронного портфолио. Для этого нужно нажать на кнопку «Страницы» (Рис. 19). Сюда нужно добавить все разделы, которые должно содержать электронное портфолио. Например, «Обо мне», «Результаты педагогической работы», «Научная деятельность». На этапе разработки все разделы после
3-го будут скрываться под кнопкой «Дополнительно». Когда сайт будет опубликован, они будут расположены рядом с остальными. Все названия разделов
после публикации сайта, будут находится также наверху страницы.
Рис. 19
В раздел «Обо мне» мы добавили подстраницу «Хобби» (Рис. 20). Для
этого мы нажали на название раздела в столбике и вышли варианты действий
с этой страницей (Рис. 19). И нажали «Добавить подстраницу».
Далее нужно нажать на кнопку «Вставка», чтобы можно было добавить
текст и фото. Это можно сделать двумя способами:
1. Для добавления текста нужно нажать в столбике «Текстовое поле». И,
чтобы добавить фото, нужно нажать на «Изображение». После этого можно
выбрать фото с компьютера или google диска.
2. В столбике выбрать макет, который больше всего подходит для этой
страницы по количеству изображений текста. Так сделали мы (Рис. 20). Здесь
45
можно написать, как подзаголовок, так и основной текст, нажав на поле для
ввода. А чтобы добавить картинку, нужно нажать на «+».
Рис. 20
Мы добавили фотографию вышивки из интернета (Рис. 21). Для этого
мы выбрали в поисковике Яндекс картинку, нажали на картинку и выбрали
«Открыть ссылку в новой вкладке». Переходим на эту вкладку, сверху в строке
ввода адреса копируем ссылку и вставляем ее в окно, которое выходит, когда
нажимаешь на «+» (Рис. 20) – «выбрать изображение».
Рис. 21
46
Далее мы вставим внизу картинки «кнопку», которая будет вести зрителей, например, на альбом с фотографиями изделий в соц. сетях. Для этого мы
в разделе «Вставка» выбираем «Кнопка». У нас открывается окно, в котором
нужно ввести название этой кнопки и вставить на нее ссылку, то есть куда будет переходить посетитель сайта, нажимая на эту кнопку (Рис. 22).
Рис. 22
Получается вот такая кнопка (Рис. 23). Нажав на нее, можно поменять ее
цвет, отредактировать название, переместить ее или удалить, если это не то,
что нужно.
Рис. 23
47
С этим электронным портфолио-сайтом могут работать сразу несколько
человек. Для этого нужно нажать на кнопку, где изображена фигура человека
и «+» (Рис. 23). После этого откроется 2 окна (Рис. 24, 25):
1. «Предоставьте доступ пользователям и группам» (Рис. 24).
Здесь можно вставить электронную почту (google) человека, с которым
планируется работа. Он сможет, как просматривать, так и редактировать. Помимо этого, можно оповестить этого человека об открытом доступе к работе и
написать ему сообщение. Также можно сделать этого человека владельцем
данного сайта-портфолио;
2. «Ссылки» (Рис. 25).
Во-первых, здесь также можно настроить доступ других людей к сайту
на стадии черновика. Либо эту работу могут просматривать или редактировать
(в зависимости какой уровень доступа был выбран в 1-ом окне) те люди, которые выбраны ранее, либо те, у которых есть ссылка на этот черновик.
Во-вторых, здесь можно заранее указать, кому будет доступен опубликованный сайт: всем или тем, кто был выбран ранее.
Рис. 24
48
Рис. 25
3 этап – публикация сайта-портфолио.
И наконец, можно приступить к заключительному этапу – к публикации
сайта. Для этого сначала нужно нажать на кнопку в правом верхнем углу
«Опубликовать» (Рис. 26).
Рис. 26
49
Затем выйдет окно, в котором нужно ввести адрес будущего сайта (Рис.
27).
Первая его часть уже определена: https://sites.google.com/view/, она показывает принадлежность данного сайта к google. Эту часть вводить не
нужно. Нужно лишь ввести ее продолжение, то, что будет отличать этот сайт
от других.
Предпочтительнее, если URL сайта (адрес) будет как-то связан с владельцем и содержимым сайта, то есть с электронным портфолио. Но достаточно, если URL будет связан с чем-то одним.
Еще один нюанс заключается в том, что выбранный адрес может быть
занят, тогда рамка для ввода станет красной.
Мы указали имя и фамилию, и такой адрес был свободен. Внизу под
рамкой ввода показывается, как будет выглядеть URL сайта (адрес) (Рис. 28).
Кроме этого можно указать собственный URL. Но чтобы использовать
собственный URL, вы должны быть владельцем сайта, и он должен быть опубликован, а также эта услуга платная [16].
В этом же окне можно отрегулировать доступ к сайту (если это не было
сделано ранее на 2 этапе), и запретить общедоступным поисковым системам
показывать сайт [17].
Рис. 27
50
Рис. 28
После этого нужно нажать «Опубликовать» и на этом работа с сайтом
будет окончена. Но если после публикации сайта появилось желание внести
изменения, можно снять сайт с публикации и отредактировать его. Таким образом будет выглядеть сайт после публикации (Рис. 29).
Рис. 29
51
Мы добавили здесь только 4 раздела для того, чтобы показать, как это
сделать портфолио и как устроен сайт, но, конечно же, разделов должно быть
больше, структура должна быть полная. А также на примере одного из разделов мы показали, как можно его оформить и что можно добавить. Таким же
образом нужно проработать все разделы электронного портфолио.
Выводы по 2 главе
Во второй главе мы описали такие этапы нашего исследования, как:
1. Констатирующий, который подразумевал под собой выявление
уровня профессиональных компетенций воспитателей, анализ их электронных
портфолио, а также сопоставление результатов до данным параметрам с целью
выявления связи между ними.
2. Формирующий этап, в котором мы поэтапно описали, как можно сделать свое электронное портфолио с помощью одного из инструментальных
средств.
Сравнительный анализ результатов диагностики по владению воспитателями профессиональными компетенциями и результатов оценки их электронного портфолио показал, что существует связь между уровнем профессиональных компетенций педагога и его электронным портфолио. На основе полученных данных в ходе исследования воспитателей ДОО можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась, а именно электронное портфолио способствует профессиональному росту воспитателей.
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время главное отличие современной системы образования
заключается в том, что она должна быть способна не только наделять знаниями, но и формировать потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии. Для того, чтобы такая потребность сформировалась у детей, она должна
появится у педагогов.
Перспективной формой, которая отображает профессиональные достижения педагога, является портфолио. Электронное портфолио – это современный вариант обычного бумажного портфолио. Оно в отличие от традиционных
контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, которые показывают всестороннее развитие педагога. Создавая свое электронное
портфолио, педагог может сравнивать свои достижения, таким образом развивая в себе способность к самоанализу. Можно сказать, что электронное портфолио является отражением профессиональной деятельности педагога.
Создание электронного портфолио может быть осуществлено с помощью разных инструментальных средств, а их выбор зависит от индивидуальных особенностей педагога. Но в любом случае в процессе формирования
электронного портфолио происходит самооценивание и осознается необходимость в саморазвитии.
Электронное портфолио не только помогает педагогу проанализировать
его деятельность, но и служит средством для поддержания его профессионального развития и повышения профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью подразумевается способность
педагога к решению профессиональных проблем и задач в условиях профессиональной деятельности. А профессионально компетентным можно назвать
педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет свою профессиональную деятельность.
Процесс создания электронного портфолио является очень трудоемким,
но именно оно позволяет педагогу находиться в постоянном развитии.
53
Проведенные нами исследования на базе МБДОУ №20 «Сказка» г. Елабуги и МАДОУ № 287 «Розовая пантера» г. Ижевска с воспитателями показали, что электронное портфолио влияет на профессиональный рост воспитателей.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цели и задачи
исследования были достигнуты.
54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд.
2-е. / В. И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2005. – C. 111.
2. Бектемесов М. А. Определение структуры, видов решаемых задач и
направлений эффективного использования электронного портфолио студентов вузов / М. А. Бектемесов, В. В. Гриншкун, М. А. Скиба, А. Р. Турганбаева
// Вестник Российского университета дружбы народов. – 2017. - №14 (4). – С.
406-417.
3. Борисова О. А. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Современные тенденции и технологии, анализ и экспертиза, консультирование / О.
А. Борисова, И. В. Липова. - М.: Учитель, 2013. – 245 с.
4. Вертий И. А. Самообразование как одно из направлений развития профессионализма педагога / И. А. Вертий // Достижения науки и образования. 2018. - №7 (2). - С. 52-56.
5. Галимуллина Э. З. Методические рекомендации по созданию е-портфолио. Учебно-методическое пособие / Э. З. Галимуллина, Л. Ю. Жестков. –
Елабуга: Изд-во ЕИ К(П)ФУ, 2015 – 44 с.
6. Галимуллина Э. З. Технология е-портфолио в усилении практической
направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования/
Э. З. Галимуллина, Л. Ю. Жестков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (1).
7. Гаспарян А. А. Использование cms при создании образовательных ресурсов / А. А. Гаспарян // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2011. – №3 (19). – С. 104-107.
55
8. Голуб Г. Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: метод. рекомендации для учителя по работе с портфолио проект. деятельности учащихся / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. - Самара: Профи, 2004. - С.
5.
9. Гостин А. М. Интерактивное веб-портфолио студента: структура и содержание / А. М. Гостин, С. В. Панюкова, Н. В. Самохина // Информатика и
образование. - 2013. - № 10. - С. 83-87.
10. Ефремичева Н. В. Становление понятия «профессиональная компетентность» в теории и практике профессионального образования / Н. В. Ефремичева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия:
Гуманитарные и социальные науки. – 2011. - №2. – С. 216-221.
11. Жмакина Н. Л. Формирование профессиональной компетентности
специалиста образовательного учреждения / Н. Л. Жамкина, Е. Г. Комолова //
Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2010. - №1. - С.
2-9.
12. Зайцева В. П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя / В. П. Зайцева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я.
Яковлева. - 2016. - №2 (90). - С. 131-138.
13. Зайцева В. П. Электронное портфолио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста / В. П. Зайцева, А. Г.
Герасимова, К. Н. Фадеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2018. - №3. – С. 195-199.
14. Зеер Э. Ф. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов / Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степанова // Образование и наука. – 2018. - №20 (6). – С. 139-154.
15. Ивлева Т. Н. Технология электронного портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности / Т. Н. Ивлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19
(2). - С. 156-163.
56
16. Как назначить сайту собственный URL [Электронный ресурс]. URL:
https://support.google.com/sites/answer/9068867 (дата обращения: 16.05.2020).
17. Как опубликовать сайт и настроить доступ к нему [Электронный ресурс].
URL:
https://support.google.com/sites/an-
swer/6372880?visit_id=637252237368328609-3731443405&p=publishing&rd=1
(Дата обращения: 16.05.2020).
18. Койвунен А. В. Электронное портфолио педагогического работника
/ А.В. Койвунен // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в
интересах устойчивого развития. - 2015. - №13(2). – С. 225-227.
19. Круподерова Е. П. Использование облачных технологий Google для
создания электронного портфолио студента // В сб.: Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на европейском
севере: матер. итоговой (тринадцатой) Всерос. науч.-практич. конф.
КРАГСиУ, 2014. С. 51–53.
20. Медведева И. Н. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося / И. Н. Медведева, О. И. Мартынюк, С. В. Панькова, И. О.
Соловьева // Вестник Псковского государственного университета. - 2014. - №5.
- С. 134-140.
21. Медведев М. Н. Сущность и содержание профессиональной компетентности преподавателя вуза / М. Н. Медведев, Н. Ю. Коневалова, З. С. Кунцевич, Л. З. Медведева // Вестник Витебского государственного медицинского
университета. – 2013. – №4. - С. 135.
22. Никитина Т. В. Компетентностный подход как методологическая основа высшего образования / Т. В. Никитина// Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №2 (62). - С. 88-92.
23. Пинская М. А. Портфолио: возможности и актуальные задачи / М. А.
Пинская // Управление образованием: теория и практика. – 2001. - № 2 (2). –
С. 80.
57
24. Смолянинова О. Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. – Красноярск: Сибирский
федеральный университет, 2012. – 332 с.
25. Создание педагогами собственных Интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://met.emissia.org/offline/2013/met009_files/1-3-2.htm
(дата обращения: 27.04.2020).
26. Сысоев П. В. Электронное портфолио учителя иностранного языка /
П. В. Сысоев, А. С. Тикуркина // Иностр. языки в школе. - 2013. - №5. – С. 16
– 21.
27. Трушина С. Ю. Электронное портфолио как средство мониторинга,
достижений и демонстрации профессионального развития педагога [Электронный ресурс]. URL:https://урок.рф/library/masterklasselektronnoe_portfolio_kak_sredstvo_061749.html (дата обращения: 07.05.2020).
28. Шахова Е. Ю. Разработка информационной системы «электронное
портфолио» [Электронный ресурс] / Е. Ю. Шахова, А. Ю. Кашин, А. А. Шатов,
В. А. Бутаков // Software Journal: Theory and Applications» (SJTA). – 2016. - №3.
URL: http://swsys-web.ru/ru/the-development-of-e-portfolio (дата обращения:
29.04.2020).
29. Шубович М. М. Компетентностный подход как идеология современного личностно-ориентированного образования / М. М. Шубович // Вестник
Казанского технологического университета. – 2009. - №5. – С. 397 - 403.
30. Шумейко Т. С. Электронный учебник как средство формирования
профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального
обучения / Т. С. Шумейко // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - №1. - С. 162-166.
31. Якушев М. В. Компетенции и компетентность: о целях и преемственности современного образования / М. В. Якушев // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные
науки. – 2013. - №5. – С. 301 – 307.
58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностика профессиональной компетенции педагогов
№
Перечень профессиональных и личностных качеств
Экс-
и умений
пертная
МКБ
оценка
I.ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАТЕЛЯ
1
Владеет основами необходимых знаний и умений
4
согласно нормативным документам (программе
обучения, положению о дошкольном учреждении,
концепции дошкольного воспитания)
2
Владеет умением планировать и оценивать уровень
4
развития детей своей группы
3
Владеет педагогической техникой:
- речью;
4
- распределением и переключением внимания,
4
находит выход из любой ситуации;
- владеет показом способов деятельности;
4
- умеет сконцентрировать внимание на решение пе-
4
дагогических задач, при этом не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия
4
Владеет специальными умениями:
- умеет выразительно читать художественные про-
4
изведения, рассказывать сказки;
- рисовать, лепить, конструировать;
4
- петь и танцевать;
4
- хорошо владеет основными видами движений.
4
59
5
Умеет организовывать детей на занятиях и в сво-
4
бодной деятельности
6
Любит и уважает детей , проявляет к ним большой
4
интерес, умеет сотрудничать
7
Владеет умением видеть и понимать внутренний
4
мир ребенка
8
Проявляет творчество в деятельности и интерес к
4
ребенку
II. ПРОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
9
Использование в работе новейших, передовых, но-
4
ваторских методик
10
Умение приобщать детей к творческой деятельно-
4
сти
11
Умение снять напряжение и утомление детей, со-
4
здать спокойную атмосферу в группе
12
Желание помочь каждому ребенку проявить себя
4
13
Заинтересованность в успехах детей, результатах
4
педагогической деятельности в целом
14
Видение важности совместной работы с родите-
4
лями
15
Желание поделиться опытом с коллегами, своевре-
4
менно прийти на помощь к ним
16
Самообразование и самовоспитание
4
III. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
17
Мотивы, потребности
17.1 Осознание общественных интересов и своих обя-
4
занностей пот отношению к ним
17.2 Ориентация в деятельности на цели и задачи ДОУ
60
4
17.3 Стремление обеспечить развитие личности каждого
4
ребенка
17.4 Желание самосовершенствовать себя, свою дея-
4
тельность и условия труда
18
Чувства (эмоции)
18.1 Направленность эмоций и чувств на объект педаго-
4
гических преобразований
18.2 Интенсивность эмоций
4
18.3 Устойчивость эмоций
4
18.4 Глубина чувств
4
18.5 Наличие волевого контроля за своим поведением
4
18.6 Адекватность эмоционального состояния воспита-
4
теля, педагогической реакции на деятельность детей
18.7 Доброжелательность реакции воспитателя на воз-
4
буждение
18.8 Уверенность в своих педагогических действиях
4
18.9 Удовлетворенность от результатов педагогического
4
труда
19
Интересы
19.1 Наличие интереса, связанного с предметом педаго-
4
гической деятельности
19.2 Широта интересов, в т. ч. профессиональных
4
19.3 Глубина интереса
4
19.4 Устойчивость интереса, в т. ч. профессионального
4
19.5 Действенность интереса, в т. ч.профессионального
4
20
Способности
20.1 Чувствительность к воспитанникам и к их состоянию
61
4
20.2 Целеустремленность в прогнозировании своей дея-
4
тельности и деятельности детей
20.3 Ориентированность в содержании педагогической
4
деятельности, формах и методах ее организации
20.4 Избирательность средств пед. воздействием с уче-
4
том целей деятельности, особенностей детей, их состояния и уровня развития, собственных возможностей
20.5 Сосредоточенность внимания и педагогическая це-
4
лесообразность его переключения
20.6 Способность к педагогическому перевоплощению,
4
артистичность
20.7 Увлеченность педагогической деятельностью и ее
4
результатами
21
Характер
21.1 Отношение к коллективу:
4
- коллективизм, активность в делах коллектива;
- честность, справедливость;
- общительность, коммуникабельность.
21.2 Отношение к труду:
4
- трудолюбие.
IV. ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
22
Культура речи, выразительность дикции, жестов
4
23
Профессиональная и общая эрудиция
4
24
Манера поведения
4
25
Опрятный внешний вид
4
Максимальное количество баллов
212
0 баллов – выставляется тогда, когда показатель не проявляется;
62
1 балл - выставляется тогда, когда показатель слабо выражен;
2 балла - выставляется тогда, когда показатель проявляется редко или недостаточно;
3 балла - выставляется тогда, когда показатель проявляется часто и достаточно выражен;
4 балла - выставляется тогда, когда показатель проявляется всегда и ярко выражен.
Уровни:
Низкий уровень – от 0 до 52
Средний уровень – от 53 до 106
Уровень выше среднего – от 107 до 160
Высокий уровень – от 160 до 212
63
Приложение 2
Критерии оценки электронного портфолио педагога
Критерий
2 балла
1 балл
0 баллов
Содержатель-
Материалы акту- Материалы только
Материалы порт-
ность (Соот-
альны и соответ- отчасти соответ-
фолио не соответ-
ветствие раз-
ствуют целям и
ствуют целям и за-
ствуют целям и за-
мещаемых ма- задачам профес-
дачам профессио-
дачам профессио-
териалов це-
сионального
нального портфо-
нального портфо-
лям и задачам
портфолио
лио
лио
Использована
Информация об
Использованная
Платформа не
удобная для
авторе представ- платформа дает не- предоставляет воз-
профессионального
портфолио)
автора и посе- лена полностью,
достаточно воз-
можностей ком-
тителей плат-
она отражает
можностей, пере-
ментирования,
форма разме-
круг его профес- численных левее
структурирования,
щения порт-
сиональных ин-
интерактивного
фолио
тересов
взаимодействия
Использова-
В материалах
Профессиональная
Достижения автора
ние портфо-
портфолио отра-
деятельность ча-
только упомина-
лио в качестве жены професси-
стично отражена в
ются, но не пред-
инструмента
портфолио
ставлено докумен-
ональные дости-
самопрезента- жения педагога
тальное их под-
ции
тверждение
и его профессиональный рост
Свидетельства В материалах
Указанные матери- Таковых материа-
анализа и ре-
алы представлены
портфолио име-
ются документы, частично
64
лов не представлено
флексии про-
отражающие по-
фессиональ-
стоянный или
ной деятель-
регулярный ана-
ности
лиз профессиональной деятельности (статьи автора по обобщению опыта работы, результаты диагностики и мониторинга, рефлексия профессиональной деятельности или отдельных направлений, участие в
методической
работе, анализ
исследовательской и экспериментальной деятельности и т. д.)
Систематич-
Материалы по-
Только часть мате- Материалы не об-
ность обнов-
стоянно попол-
риалов актуальны,
новляются и не по-
ления и по-
няются, то есть
то есть входят в
полняются, име-
полнения ма-
автор пополняет
указанный период
ются неактуальные
териалов
материалы по
времени. Просмат-
материалы (не про-
портфолио
мере появления
ривается только
65
новой актуаль-
частично регуляр-
сматривается си-
ной информа-
ность пополнения
стема в пополне-
ции, отслежи-
портфолио. Нет си- нии и актуализа-
вает актуаль-
стемы в этом про-
ции материалов
ность информа-
цессе.
портфолио за ука-
ции и при необ-
занный в материа-
ходимости реор-
лах период)
ганизует содержание (то есть
имеются материалы за все 3 – 5
лет межаттестационного периода или за все
заявленные года
подготовки
портфолио, все
материалы актуальны на данный
момент)
Наполнен-
Все структурные Отдельные струк-
ность портфо- элементы портлио по всем
обозначенным
турные элементы
фолио отражены портфолио отражены
структурой
позициям
66
Только некоторые
структурные элементы портфолио
отражены
Достовер-
Все материалы
Не все материалы
Материалы порт-
ность, под-
портфолио под-
портфолио под-
фолио не подтвер-
крепление за-
тверждены доку- тверждены доку-
фиксирован-
ментами или
ментами или ссыл- тами или ссылками
ного в порт-
ссылками
ками
Технологич-
Представлена
Представленный
Представленный
ность (Ди-
разнородная ин-
дизайн и оформле-
дизайн и оформле-
зайн, оформ-
формация в
ние частично соот- ние не соответ-
ление)
портфолио, для
ветствует назначе-
ствует назначению
которой приме-
нию материалов
представленных
ждены докумен-
фолио ссылками или документами
нено соответ-
материалов, делает
ствующее
документы нечита-
оформление и
емыми, информа-
дизайн (для каж-
цию недостовер-
дого документа
ной
применено свое
оформление:
статьи, справки,
информации,
выписки, ксерокопии, сканы,
скриншоты и т.
д.). Использовано оформление, которое не
67
мешает представлению необходимой информации: распознаваемый текст,
адекватный размер. Документы
читаемые, их дизайн не мешает
восприятию информации. Статьи, презентации
и т. д. содержат
читаемую информацию,
оформление
этих материалов
соответствует
жанру и назначению предоставляемой информации
Качество
Текст грамот-
Текст грамотный,
В тексте много
оформления
ный, ошибки от-
но есть ошибки в
ошибок или опеча-
материалов
сутствуют. Фор-
форматировании
ток. Его формати-
портфолио
матирование
или форматирова-
рование (использо-
корректно
ние корректно, но
ваны различные
(шрифт, цвет),
есть ошибки в
шрифты и цвета
не препятствует
текстах
или цветовая
68
восприятию тек-
гамма) значи-
ста
тельно затрудняет
восприятие информации портфолио
Разнообразие
В материалах ис- В материалах
Не наблюдается
средств пред-
пользованы таб-
портфолио исполь- разнообразие
ставления ин-
лицы, схемы,
зуются разные
средств представ-
формации в
графики, диа-
средства представ-
ления информа-
портфолио
граммы и т. д.,
ления информа-
ции, или имеются,
(графиков,
что делает ин-
ции, но не все из
но их использова-
таблиц и др.)
формацию порт-
них обоснованы и
ние не отражает
фолио и деятель- способствуют
систему в работе
ность самого пе-
представлению де-
педагога, не вы-
дагога более
ятельности педа-
полняют функцию
наглядной. Ис-
гога в системе.
наглядного пред-
пользованные
Имеются матери-
ставления инфор-
средства помо-
алы, которые не
мации о деятельно-
гают предста-
имеют отношения
сти педагога
вить деятель-
к представлению
ность педагога в
деятельности педа-
системе, способ- гога по подготовке
ствуют более яр- к аттестации
кому представлению информации о педагоге
Низкий уровень – от 0 до 4 баллов;
Средний уровень – от 5 до 9 баллов;
Уровень выше среднего – от 10 до 14 баллов;
Высокий уровень – от 15 до 18 баллов.
69
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв