Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
О некоторых специфических особенностях исследования групп, сообществ и организаций мистико-эзотерической направленности
Русская Христианская Гуманитарная Академия (РХГА)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
Специфика исследования мистико-эзотерических и оккультномагических групп, сообществ, организаций. Методики исследования мистико-эзотерических и оккультных (магических) групп, сообществ, организаций в основном совпадают с методиками исследования новых (нетрадиционных) религиозных течений и культов. Отличительной особенностью исследования этих специфических групп является их относительно большая закрытость, менее проявленная миссионерская деятельность, отсутствие (в большинстве случаев) чётко ограниченного и структурированного учения и идеологического содержания многих из них. Даже в группах, существующих в течение длительного времени и основывающих свою деятельность на наследии какого-либо автора (например, Р. Штайнера, А. Кроули, Е. П. Блаватской и пр.), имеющих структуру, созданную самим основателем сообщества, либо его ближайшими последователями и закреплённую в документах, крайне распространены отклонения от изначальной структуры. Такие группы не редко имеют свои специфические особенности, сформировавшиеся под влиянием местных обычаев, менталитета, территориальной и языковой доступности источников, обусловленные особенностями и качеством коммуникации с центральными руководящими структурами (при наличии таковых) и пр. Это существенно затрудняет исследование таких сообществ. Зачастую взаимодействие между членами многих групп строится на некоей негласной традиции, управляться они могут не каким-либо официальным лидером, а неформальным авторитетом, мнение которого является важным для остальных членов группы. Такие группы, как правило, достаточно динамичны, отследить изменения в них (в том числе и по перечисленным выше причинам, в частности, в связи с закрытостью подобных сообществ) сложно. В этих группах, существующих зарегистрированных, либо в виде имитирующих организаций таковые) (официально или в виде неструктурированных (условно структурированных) сообществ нередки
расколы. Многие из них существуют в течение довольно небольшого периода времени, который не позволяет отследить и объективно оценить как динамику развития их внутреннего учения, так и, часто, влияние, оказанное ими на другие сообщества подобного формата, в том числе за счёт миграции членов таких групп или параллельного членства в других сообществах. Эти группы, как правило, не оставляют каких-либо письменных источников, анализируя которые, исследователь мог бы обрести точку опоры для проведения сравнений и анализа изменений. В НРД учение (в большинстве случаев) чётко прописано, а практика регламентирована. Относящие себя к таким сообществам люди, обычно знают в чём конкретно состоит отличие их учения от других и по какой причине они придерживаются этого учения. Подавляющее большинство таких групп и организаций проводят свои собрания на регулярной основе и хорошо доступны для наблюдения. Группы мистико-эзотерической и оккультно-магической направленности более динамичны и синкретичны, учение и практики их менее регламентированы, даты собраний, как правило, заранее не определены, а зачастую и вовсе спонтанны, в большинстве групп собрания закрыты. Взаимодействие между членами такой группы намного более близкое, контакты не ограничиваются лишь собраниями. Часто членов группы связывают близкие дружеские отношения. На основании этого предпочтительным методом исследования таких групп является включённое наблюдение, чаще всего, скрытое. Исследователю приходится тратить гораздо больше времени на внедрение в такую группу, налаживание личных дружеских контактов с её членами, добиваться симпатии со стороны руководства или авторитетов группы. Включённость в группу, таким образом, оказывается более глубокой. Применение обычных методик исследования также затруднено. Например, анкетирование, тестирование, опрос или интервьюирование их членов (если они вообще согласятся в нём участвовать, что бывает не часто) требует хорошей подготовки исследователя в области специфической
терминологии и основных понятий, используемых внутри такого сообщества. Трактовка многих терминов, понимание основ, процессов, может отличаться даже у членов одной группы. Здесь исследователь гораздо более чем в группах с устоявшимся учением, рискует получить искажённые сведения, либо не верно истолковать содержание. Применению перечисленных методов должно предшествовать длительное и тщательное наблюдение за группой, изучение текстов, источников и иной информации, на основании которой группа (или её лидер, автор или проводник основных идей) строит свою деятельность (свое учение, позицию, мировоззрение). Такие источники могут быть скрыты от широкого круга, в том числе, и от членов самой группы (не редко, совершенно не намеренно). Исследователю необходимо быть хорошо знакомым с литературой и теориями (в том числе достаточно свежими и не получившими широкой известности) имеющими хождение в изучаемой среде, чтобы выявить корни учения, мировоззрения, используемой в группе теории, понять, что оказывает на группу влияние и по каким каналам (внешним и внутренним) оно происходит. Это дает возможность не только более качественно понять, оценить объект исследования, но и использовать тематически и содержательно схожие источники (с которыми до этого члены группы не были знакомы) для обретения авторитета среди членов сообщества. Далеко не все группы имеют информационные ресурсы, что опять же затрудняет предварительный сбор информации и подготовку к исследованию. Наличие у исследуемого сообщества сайта или группы в социальных сетях – большая удача для исследователя. При подготовительном сборе и анализе данных необходимо ознакомиться не только с учением конкретной группы и источниками, на которых оно основывается, но и постараться выстроить схемы связей членов группы с другими сообществами подобного характера, постараться проследить участие их в НРД или вполне традиционных религиозных
направлениях. Не лишним будет обратить внимание на участие членов сообщества и в различных группах социальной, политической направленности, протестных движениях и пр. Этот пласт информации позволяет узнать многое о целях сообщества, группы и получить примерное понятие о методах, с помощью которых действуют её члены и ценностях, которые они, возможно, проповедуют внутри сообщества. Оценить общие настроения в группе. Выявленные связи и влияния достаточно удобно отображать в виде схемы связей. Такое «картирование» способно помочь не только более объективно оценить место и положение группы в общем пространстве подобных групп и отдельных лиц, интересующихся данной сферой, но и существенно облегчить дальнейшие исследования смежных и контактирующих сообществ. Оно поможет наладить каналы влияния и получения информации, сделать внедрение в такое сообщество (при необходимости) более удобным, а также получить информаторов, как внутри самого сообщества, так и в близких к нему кругах. В последнее время всё большее количество групп проводит открытые встречи, либо различного рода семинары, лекции, конференции, доклады по различным вопросам используя возможности сети Интернет. Посещение этих мероприятий позволит исследователю сориентироваться в обстановке и в непосредственном контакте оценить специфику сообщества. Обычно (хотя здесь имеются свои исключения, некоторые группы вполне контактны) посещения таких мероприятий не достаточно для получения полноценного представления о группе, даже если это посещение сочетается с внешним сбором информации о ней и её членах. Однако такое посещение способно сделать дальнейшее внедрение или подготовку опросов более успешным, пронаблюдать отношения между членами группы и внешними гостями мероприятий, оценить методики ведения «миссионерской» деятельности, способы налаживания контактов, степень заинтересованности в расширении сообщества и пр.
На основании изложенного можно сделать вывод, что на данный момент, с учётом формата существования большинства групп, сообществ, организаций мистико-эзотерической и оккультно-магической направленности и их специфики, метод скрытого включённого наблюдения остаётся наиболее востребованным и эффективным. При должной подготовке и качественном анализе сообщества, может быть использован и другой метод, который так же можно отнести к скрытому наблюдению, однако, без использования включения в сообщество, либо с частичным (и менее затратным) включением. Такой метод сбора информации требует более длительной и тщательной подготовки, иногда, создания прикрытия. Прикрытие может быть реализовано, например, в виде некоего мифического тайного сообщества, скрыто интересующегося данной группой и вызывающего у информатора, которого необходимо включить в работу, страх, уважение, интерес или иное подходящее отношение, либо некоего могущественного частного лица, авторитета. Использование подобной легенды (должным образом подготовленной, внедрённой по заранее проработанным и приобретённым каналам) представляется весьма уместным с учётом общей картины мира и способа его восприятия у членов многих таких групп. Естественно, разумно для каждой группы создавать свой миф, либо выбирать иные рычаги воздействия на информаторов (деньги, информация, пр.). Можно использовать и иные методы отвлечения внимания и одновременной провокации сообществ и групп на активные действия, здесь все зависит от специфики конкретной группы (ее ценностей, позиции, мировоззрения, внутренней легенды и большого числа иных факторов). Эту методику, дополняющую скрытое наблюдение и сбор информации, можно назвать «экспериментом»:
Используя эту методику, необходимо отдавать себе отчёт в том, что получаемые сведения будут не совсем объективными, информация, представленная внедрёнными осведомителями, неминуемо (хоть зачастую и неосознанно) искажается ими, дополняется личными оценочными суждениями. Некоторые факты могут быть ими попросту проигнорированы как незначительные. Снизить эту погрешность обычно позволяет расширение сети информаторов, что также связано с определёнными трудностями и увеличивает риск раскрытия исследователя. Не перестаёт быть актуальным и этический вопрос таких исследований, в частности, обработки и публикации полученных данных. Большая часть таких сообществ имеет инициатический характер и запрещает разглашение информации, полученной человеком при вступлении в него. Запрет может быть также наложен на разглашение сведений о какой-либо внутренней деятельности данного сообщества (например, ритуальной), его членах и т.п. Часто исследователь, который с уважением и пониманием может относиться к «тайнам» более крупных и сформированных сообществ нетрадиционных или традиционных религиозных движений, относится к подобным (особенно небольшим) группам не вполне серьезно и считает необязательным соблюдение их тайны. Приступая к исследованию мистикоэзотерических и оккультно-магических сообществ, следует быть готовым относиться к этому способу удовлетворения человеком своей духовной потребности с таким же уважениям, как и ко всем остальным, более привычным форам её удовлетворения.
Новикова А. А. РХГА, Религиоведение: Мистико-эзотерические учения, 3 курс (магистратура) Москва, 26.04.2015г.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв