Санкт-Петербургский государственный университет
Специфика социальной рекламы Германии
Выпускная квалификационная работа по направлению Философия
Основная образовательная программа Бакалавриат
Исполнитель:
Фираго Екатерина Павловна
Научный руководитель:
д.ф.н., проф. Савчук В.В.,
Рецензент:
к.ф.н., ст. преп. Паткуль А.Б.
Санкт-Петербург
2017
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Generating Table of Contents for Word Import ...
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Важным компонентом рекламного продукта является
социальная реклама. Всё чаще к ней обращается и общественность, и сфера
научных исследований. К целям социального рекламирования относится
привитие норм всеобщей морали, воспитание нравственности, формирование
здорового образа жизни, защита прав и свобод человека. На мой взгляд, данный
тип рекламы может оказаться прекрасным инструментом для воспитания
«правильного общества» в государстве – в этом социальная реклама имеет
общую специфику с пропагандой. Следующее определение даётся в
Федеральном законе РФ «О рекламе»: «Социальная реклама — информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также
обеспечение интересов государства» 1.
Мы поведём разговор о социальной рекламе в плане выяснения её
механизмов информирования и воздействия, которые могут быть использованы
как в социальной политике государства, так и в агитационных кампаниях
негосударственных институтов. На сегодняшний день Германия, по мнению
большинства экспертов, государство, где власть заботится о своем населении и
выделяет значительную часть бюджета на развитие социальной политики.
Кроме того, эта страна известна развитым гражданским обществом, также
способствующим привитию общественных ценностей. Статус «социального
государства» был сформирован политическим курсом Бисмарка в конце XIX
веке. Проведение социальной политики продолжалось и в Веймарскую
республику, и в Третьем Рейхе. После поражения во Второй мировой войне
1
О рекламе [Электронный ресурс] // Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ.
– ст. 3. – Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1132 (Дата обращения: 1.02.2017)
4
население Германии испытывало определённые трудности в формулировке
ценностно-смысловых ориентиров у населения. Кроме того, ФРГ
характеризуется негативным мифом национал-социализма: преступление
против человечества является значительной частью истории страны.
Национальная идентичность, базирующаяся на эмоциональной идентификации
и политически ориентированным патриотизмом, была заменена на: гордость
экономическими и технологическими успехами страны (лидер по экспорту),
духовно-культурной продуктивностью (культурная нация («Kulturnation»),
чемпион
мира
по
футболу),
«Конституционный
патриотизм» («Verfassungspatriotismus») (всеобщие ценности, демократия)2.
Какими мы
знаем немцев? Точными, бережливыми и аккуратными? Думаю,
еще они должны уважать демократический режим в своей стране и заботиться о
Рейне и лесах…«Немецкое» ли быть солидарным? А демократия и защита
природы тоже «типично немецкое»?
История «немецкого вопроса» уходит своими корнями к наполеоновским
войнам, когда Священная Римская империя немецкой нации прекратила своё
суще ствование (1806 г.). Считается, что дискуссия о «немецком
вопросе» («deutsche Frage») прекращается в 1990г., с объединения страны. Я, в
свою очередь, предполагаю, что, несмотря на обретение народом единого
пространства для их жизнедеятельности, дискуссия относительно вопроса «что
есть немецкое?» не может остановиться.
Степень изученности проблемы: Изучение феномена «социальной
рекламы» обладает междисциплинарным характером, то есть его исследованием
занимается множество дисциплин: политология, социология, культурология,
психология, рекламоведение, философия... Популярность социальной рекламы с
каждым годом возрастает и в отечественной, и в западной научной среде.
2
Machein Silvia [Текст(pdf)]
// Материалы к лекциям (pdf): Einführung in die
Kulturwissenschaft/2, Institut für Deutsch als Fremdsprachenphilologie, 2016.
5
Основными источниками моей работы стали труды таких учёных как
Николайшвили Г.Г.3, Болгарёвой К.Р. 4, Буренкова И.Ю.5, О`Барра В. М.6 и
Ковалёвой А.Вл. 7
Объектом исследования данной работы является социальная реклама в
Германии. В качестве предмета имеем исследование специфики социальной
рекламы в Германии как фактора формирования немецкой идентичности.
Целью исследования является демонстрация специфики социальной
рекламы в Германии, для достижения которой следует преодолеть некоторые
задачи. Во-первых, показать историю становления социальной рекламы и
выявить её функции. Во-вторых, продемонстрировать современную социальную
рекламу в Германии в качестве фактора формирования немецкой идентичности.
Далее охарактеризовать специфику социальной рекламы в России. В последней
главе следует сравнить и проанализировать социальную рекламу в Германии и
России.
Гипотезой исследования следует считать положение, что из анализа
проводимых в государстве рекламных кампаний социальной направленности,
можно получить информацию о политическом курсе страны, а также выявить те
3
Николайшвили Г.Г. Особенности функционирования социальной рекламы в России [Текст] /
Николайшвили Г.Г. // Spero. – 2011 - №15 Осень-Зима. – С. 173-192.
4
Болгарёва К.Р. Особенности эволюции социальной рекламы в исторической ретроспективе
[Текст] / Болгарёва К.Р. // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал
«Вестник АГУ». – 2016. - № 2(179). – С. 69-74.
5
Буренков И. Ю. Все мы люди [Текст] / Буренков И. Ю. // Реклама. – 1996. - №1. - С. 14-17.
6
O’Barr William M. Public Service Advertising [Электронный ресурс] / O’Barr, William M. //
Advertising & Society Review. - Volume 7. - Issue 2. – 2006. – Режим доступа:
https://
muse.jhu.edu/article/202978 (Дата обращения: 15.02.2017)
7
Ковалёва А.Вл. Социальная реклама как объект социологического анализа [Текст] / Ковалёва
Алла Владимировна // Учёные заметки ЗабГГПУ. – 2012. – С. 96-100.
6
ценности и модели поведения, которые должно принять общество. Кроме того,
выдвигается предположение, что данные ценности коррелируют с архетипами и
мифами и формулируют их, составляют идентификационное ядро населения.
Таким образом, полагаю я, основной задачей кампании социальной
направленности в Германии является установление баланса общечеловеческих и
общегерманских ценностей: чтобы население их принимало, и чтобы они не
шли в разрез с избранным политическим курсом.
Исследование основано на междисциплинарном и системном методах,
базисных положениях культурологии и медиафилософии. Методологический
принцип заключается в комплексном подходе к изучению социальной рекламы.
В работе использованы исторический и хронологический метод изучения при
исследовании становления социальной рекламы в тесной связи с конкретноисторической ситуацией. Исследование данной темы ведётся с помощью
семиотических стратегий для изучения содержания рекламных кампаний
социального значения. Использованы также методы, применяемые при изучении
истории повседневности для исследования поведений и реакций адресата
рекламного воздействия.
Научная новизна работы заключается в предмете исследования – до
сегодняшнего момента в отечественной науке не поднималась проблематика
социальной рекламы как одного из важных факторов, формирующих немецкую
идентичность. Показано, каким образом современные рекламные акции
социального значения, непосредственно связанные с властными структурами,
апеллируя к архетипам немецкого самосознания, отвечают на вызовы времени.
7
I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ.
Истоки принципов социальной рекламы в истории культуры.
На мой взгляд, удивительным может показаться факт, что для человека
рекламная деятельность знакома также давно, как скотоводство или земледелие.
Причина тому достаточно проста: коммуникация с помощью знаковых систем –
«демонстративная функция знаковых форм» 8. Таким образом, протореклама в
виде меток на теле помогала в самоидентификации9 и самопрезентации
индивида другим. Проведём корреляцию семиотической составляющей
проторекламной деятельности
и социальной рекламы. Известно, большим
значением в рекламе общественной направленности обладает правильно
сформулированный слоган: образ «нормы», которая в итоге должна привиться в
обществе, или образ «вредителя» общества, от привычки совершать который
население должно отказаться. Как пример социальной рекламы, не принёсшей в
результате положительного эффекта, следует вспомнить антинаркотический
рекламный проект, проводившийся с 1998 по 2002 гг.среди подростков США.
Согласно Земскову С. Б., Общенациональная молодёжная антинаркотическая
кампания (National Youth Anti-Drug Media campaign) получала финансирование
от Конгресса США и своей главной задачей рассматривала сокращение
потребления наркотиков среди молодых людей. Во время этой рекламной акции
создатели обращались и напрямую к молодежи, и косвенно - к родителям и
другим взрослым - чтобы последние в свою очередь предприняли меры по
предупреждению об опасности употребления наркотиков. Рекламный проект
8
Учёнова В.В. История рекламы [Текст] / Учёнова, В.В., Старых Н.В. - СПб.: Питер, 2002. –
С. 9
9
Юнг К. Г. Психология бессознательного [Текст] / Юнг К.; пер.с англ.под общей редакцией
Зеленского В. В. - Изд. 2-е., М.: Когито-Центр, 2010. – С. 207
8
имел баснословное финансирование – 929 млн. долл. США 10. В итоге,
потребление наркотиков среди молодёжи лишь увеличилось (усилился интерес к
испытанию на себе). Земсков видит причину подобного результата в отсутствии
сильного образа «нормы», образ «вредителя»-наркотика не был ослаблен и были
укреплены ассоциации, которых следовало избегать: «drug=get high» (наркотик
= улетай (разг. кайфуй)). В итоге, антинароктическая реклама превратилась в
пропаганду наркотиков.
Кроме того, подняв разговор о рекламных акциях, которые являются
одним из воплощений любой социальной рекламы, поддерживая точку зрения
Учёновой и Старых, согласно которым истоки рекламных кампаний следует
усматривать в религиозных обрядах. Так, например, авторы видят празднества,
посвященные богам греко-римского пантеона, как синкретичные и
семиотические действия, объединяющие в себе музыку, пение, танцы,
скульптурность и архитектонику образов. Более того, авторы считают, что в
подобных шествиях зародились рекламные акции, так как в них намеренно
скомбинированы разнообразные знаковые средства для всестороннего влияния
на потенциального потребителя. Например, современный фотограф Тимофей
Колесников стал автором проекта, посвященного борьбе с сахарным диабетом,
под названием «Спасибо, мне без сахара»11. Его целью являлось привлечение
внимания общественности к проблеме данного заболевания: помочь людям
узнать о своей предрасположенности к диабету, а также поделиться
информацией о способах сокращения риска развития болезни и о профилактике
её лечения.
10
Земсков С. Б. Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления [Текст] /
Земсков С. // Власть. – 2009. - №10. - С. 43
11
Спасибо, мне без сахара
[Электронный ресурс] // Социальный проект при поддержке
Елинического госпиталя на Яузе. - Режим доступа: https://www.yamed.ru/thanksnosugar/ (Дата
обращения: 16.04.2017)
9
На фото: Вдовиченков Вл.
(слева, в варенье) и Корешков
Е. (справа, в мёде). Рекламная
кампания: «Спасибо, мне без
сахара», 2015г.
Исходя из того факта, что
социальная реклама носит ценностно-ориентировочный характер, правомерно
будет провести корреляцию деятельности рекламы общественного значения и
процесса популяризации христианского учения. В обоих случаях населению
предложены нормы поведения, ценности и жизненные ориентиры,
представляющие идеал.
Обобщая, некоторые неотъемлемые атрибуты социальной рекламы уходят
своими корнями в глубокую древность. Уместная семиотическая наполненность
рекламных образов, продуманная пропаганда нормы и необходимых ценностей
– все это человечество осуществляет с первобытных времен посредством
проторекламы и продолжает в разнообразных формах современной рекламной
деятельности.
Рождение феномена социальной рекламы.
Принято считать Соединенные Штаты Америки родиной «социальной
рекламы», или «Public service advertising», согласно зарубежной терминологии.
У экспертов в рекламной деятельности нет однозначного мнения о том, какое
событие можно посчитать датой рождения социальной рекламы. Во-первых, по
мнению Гудвилла Б., первой негосударственной социальной рекламной
кампанией следует считать объявления, которые бесплатно распространялись в
10
газетах в начале XXого века, цель
ко т о р ы х – о б р а т и т ь в н и м а н и е
общественности на грубые нарушения в
детском труде.
Во-вторых, большинство
российских исследователей рекламной
деятельности (Николайшвили Г.Г.,
Романов А.А., Ковалёва А.В. и др.)
считают точкой отсчета существования
социальной рекламы кампанию
Американской гражданской ассоциации
1906 года. Она призывала
общественность обратить внимание на
вред, который наносят электрические
компании Ниагарскому водопаду,
деятельность которых изменяла течение
воды. (Плакат справа).
В-третьих, согласно Вильяму М. О`Барру, события Первой мировой войны
должны рассматриваться как начало социальной рекламы. Так, он ссылается на
историче ские события и утверждает, что с
объявления о вхождении США в Первую мировую
войну, Президент Вудро Вильсон объявил о создании
Комитета по общественной информации (Committee
on Public Information), который, по мнению
профессора, сыграл решающую роль в увещевании
населения о необходимости помогать нуждам войны.
Затем, когда во время Второй мировой войны
п оя в и л а с ь н е о бход и м о с т ь м о б и л и з а ц и и
11
общественной поддержки для войны, в 1942г. был создан Совет Рекламы
(Advertising Council). Он остается по настоящее время самым значительным
поставщиком рекламы общественного значения в США. Начиная свою
деятельность как Военный Совет рекламы (The War Advertising Council), этот
общественный институт создал изображения, ставшие иконами рекламной
индустрии, например, клепальщицу Рози (Rosie the Riveter) с лозунгом «Мы
можем сделать это!» («We Can Do It!») (иллюстрация слева, дата создания:
1943г.) 12. Наконец, исследователи сходятся во мнении, что Вторая мировая
война способствовала развитию и укреплению феномена социальной рекламы в
обществе. Именно в то время, правительство (и не только американское)
использовало этот тип рекламы для мобилизации населения к участию в
деятельности, связанной с войной. В этом случае, например, Вильям М. О`Барр
сопоставляет социальную рекламу (политическую, как вид социального
рекламирования в широком смысле - Прим. Е.Ф.) и пропаганду.
Заключая, отметим некоторые тенденции: во-первых, отечественные
исследователи считают, что явление социальной рекламы берет свое начало с
рекламной кампании 1906 г. Американской гражданской ассоциации о
сохранении Ниагарского водопада. С другой стороны, в большинстве
американских трудов по данной тематике началом «социальной рекламы»
следует считать политическую рекламу (пропаганду) Первой мировой войны.
Функции социальной рекламы.
12
O’Barr William M. Public Service Advertising [Электронный ресурс] / O’Barr William M. //
Advertising & Society Review. - Volume 7. - Issue 2. – 2006. – Режим доступа:
muse.jhu.edu/article/202978 (Дата обращения: 15.02.2017)
https://
12
Рассмотрев историю возникновения социальной рекламы, полагаем,
следует представить цели и функции общественной рекламы, которые отмечают
эксперты рекламной деятельности. Современный человек «орудует» большим
количеством различных социальных ролей. Кроме того, по причине
глобализации и массовой культуре ему трудно ориентироваться в постоянно
меняющемся мире: сложно придерживаться выбранных ценностей и идеалов,
жить, подчиняясь законам государства (особенно, когда существует
возможность уйти от гражданских обязанностей, таких как воинская
повинность, уплата налогов, соблюдение законов государства и т.д.). Справиться
с трудностями способны акции социальной рекламы, направленные, в первую
очередь, как на привитие «правильных» образцов поведения в обществе: она
формирует и передает социально важные символы: «любовь к Родине, бережное
отношение к природе, ценность семьи»13. Таким образом, социальная реклама
выполняет воспитательную, образовательную функцию. Более того, она
призывает людей к действиям: оплата (налогов), разделение свободного времени
с семьей, убирать мусор после пикника в лесу и, конечно, пожертвования на
развитие некоммерческих организаций.
В этом заключается её агитационная
функция.
Многие отечественные исследователи отмечают, что наличие социальной
рекламы в государстве знаменует в нем устойчиво развивающееся гражданское
общество, которое чаще всего является двигателем общественных изменений в
стране. Таким образом, само присутствие рекламы общественного интереса
влияет на консолидацию общества благодаря общим ценностным идеалам (то
13
Агеев А. В. Социальная реклама. Теория и практика рекламной деятельности.
[Электронный ресурс] / Агеев А.В., А. Н. Мудров. В. С. Мейер и др. // Подготовка
электронной публикации и общая редакция: «Индустрия рекламы». – Режим доступа: http://
adindustry.ru/doc/1132 (Дата обращения: 1.02.2017)
13
есть на становление единства общества), а также на его демократизацию. Итак,
социальная реклама выполняет аксиологическую и целеполагающую функцию.
Необходимость исполнения множества социальных ролей вынуждает
людей к поискам несложных и понятных моделей поведения, благодаря которым
образ действий человека станет более предсказуемым. Итак, реклама
общественного значения содействует социальной интеграции людей –
социализирующая функция. Наконец, изменяя «норму» в обществе, социальная
реклама влияет на социокультурную трансформацию мировоззрения населения
страны, то есть выполняет идеологическую и трансформирующую функции.
Итак, социальная реклама – тип рекламной деятельности, созданный по
указанию или в интересах государственных или негосударственных институтов
и организаций, целями которой являются изменение поведенческих моделей
общества, распространение и утверждение новых ценностей и мнений,
выполняя образовательную, воспитательную, агитационную, информативную,
аксиологическую, целеполагающую, социализирующую, идеологическую и
трансформирующую функции.
14
II. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ НЕМЕЦКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.
Функционирование социальной рекламы в современной Германии.
Не секрет, администрирование рекламной деятельности в каждой стране
имеет свои особенности. На сайте Общественной Палаты РФ отмечается, что,
несмотря на отсутствие в Германии указа о регуляции социальной рекламы,
работа в общественной среде представляет собой объединение различных
институтов власти и гражданского общества и выступает как необходимый
механизм социальной политики. Более того, на платформе отмечается, что
государство всячески стимулирует инициативу негосударственных институтов в
данном виде политики. Финансирование деятельности негосударственных
организаций производится в большинстве своем государством (оно покрывает
«до 75% расходов на осуществление социального проекта, актуального для
государства, общества»14). Школьник А.Я., автор статьи на сайте Общественной
палаты РФ, делает вывод, отношения государственных и негосударственных
институтов в Германии следует считать отношениями «партнеров и
инвесторов»15.
В Германии фирмы, производящие рекламу, консолидированы в единую
корпорацию «Центральный союз немецкой рекламы» (ЦСР – Сокращение Е.Ф.)
(Zentralverband der deutschen Werbewirtschaft - ZAW), который был создан в
1949г. Предположительно, создание самостоятельного органа по регулированию
рекламной деятельности было частью программы «де-нацификации»
послевоенной Германии. ЦСР был создан по аналогии с Советом по рекламе (Ad
14
Школьник А.Я. Социальная реклама в странах Запада. Законодательные инициативы. /
Школьник А.Я. // Общественная палата РФ. – Режим доступа: https://www.oprf.ru/ru/about/
structure/structurenews/newsitem/13590 (Дата обращения: 12.04.2017)
15
Там же
15
Council) в США, Управлением по стандарту рекламы (Advertising Standards
Authority) в Великобритании и Ассоциация Распространителей Печатной
Продукции (Autorité de Régulation Professionnelle de la Publicité) во Франции.
Таким образом, в администрировании рекламной деятельности Германия
является прямой наследницей демократических традиций западных «странсоюзниц».
Членами ЦСР являются все компании, деятельность которых связана с
созданием, формированием, развитием, распространением и исследованием
объектов рекламы. На сайте Союза в разделе Задачи и структуры ЦСР (Aufgaben
und Strukturen des ZAW) акцентируется, что диалог с политикой и обществом
является для Союза ключевой задачей.16 Кроме того, Союз ведёт политику,
ориентированную на преодоление проблем общества, и особое внимание
уделяет совместной работе, основанной на доверии, с правительством,
министерствами, парламентом и партиями правительственного и земельного
масштаба17. Более того, на сайте ЦСР отмечается, что Союз выступает как
главный посредник в коммуникации между рекламой и медиа в Германии.
Организация взаимодействует с политическими, экономическими и
общественными институтами и оказывает разнообразную поддержку в
общественной работе (PR) по просьбам своих участников.
Главной особенностью ЦСР в Германии следует считать его
самостоятельное управление (Selbstregulierung). Стоит отметить, что Союз
также выступает на международной арене, в ЕС, представляя немецкие
интересы. Центральными органами управления в Союзе являются Немецкий
Совет рекламы (Deutscher Werberat) – контролирует содержание и высказывания
16
Aufgaben und Strukturen des ZAW // Zentralverband der deutschen Werbewirtschaft ZAW e.V. –
на состояние 05.2016. – Режим доступа: http://www.zaw.de/zaw/zaw/aufgaben-und-strukturen/?
navid=584963584963 (Дата обращения: 17.04.2017).
17
Там же
16
в рекламе – и Немецкий Совет по защите персональных данных рекламы в сети
(Deutscher Datenschutzrat Online-Werbung). 18 Также на сайте в разделе
Организации-участники Союза (Mitgliedsorganisationen des ZAW) представлен
список членов данного объединения 19. К сожалению, на сайте нет отдельного
параграфа, содержащего информацию о социальной рекламе (как было сказано
выше, в Германии отсутствует основание для рекламной деятельности
социальной направленности).
Подводя итог, ключевыми аспектами этого параграфа следует считать:
суще ствование Центрального Союза немецкой рекламы, который
самостоятельно регулирует рекламную деятельность и осуществляет контроль
над её содержанием. Более того, существование одного органа, обладающего
правом администрирования рекламной сферой, имеет свои положительные
черты, так как тем самым контролирует существование конкурентоспособности
компаний на рынке, следовательно, и наличие состязательных рекламных
лозунгов и сообщений у фирм.
Немецкая социальная государственность (die deutsche
Sozialstaatlichkeit) как основа социальной политики в современной ФРГ.
В Основном законе (Grundgesetz) Германии вводится важная
характеристика ФРГ – «социальная государственность» (Sozialstaatlichkeit),
18
Deutscher Werberat // Zentralverband der deutschen Werbewirtschaft ZAW e.V. – на состояние
03.2016. – Режим доступа: http://www.zaw.de/zaw/selbstregulierung/deutscher-werberat/?
navid=939638939638 (Дата обращения: 17.04.2017).
19
Mitgliedsorganisationen des ZAW // Zentralverband der deutschen Werbewirtschaft ZAW e.V. –
Режим доступа: http://www.zaw.de/zaw/zaw/mitgliedsorganisationen/ (Дата обращения:
17.04.2017).
17
зафиксированная в двух позициях: в 20 ст. 1 абзаца отмечено требование
существования социального федерального государства (sozialer Bundesstaat), а
также в ст. 28 ФРГ рассматривается как социального правовое государство
(sozialer Rechtsstaat). Из этого можно заключить, что «социальное» есть форма
регулирования и контроля образа действий окружающих, с целью «достижения
личных или коллективных целей в процессе совместной деятельности под
общим руководством и по единым правилам поведения». 20
Однако следует обратить внимание на тот факт, что социальная миссия
государства («der soziale Auftrag des Staates»21) детализируется лишь в немногих
позициях Основного закона. Кроме того, в отношении принципа социальной
справедливости (soziale Gerechtigkeit) остаётся достаточно проблематичным в
социальном государстве установить долгосрочные цели и задачи. Их
содержание и форма во многом зависят от экономического и социального
развития, а также от общественного сознания. Таким образом, принцип
социального государства (Sozialstaatsprinzip) – динамичен, он обязывает власть
быть в курсе положения дел в обществе и периодически регулировать
социальную обстановку.
В работе уже было отмечено, что Основной закон фиксирует лишь
некоторые основные права (Grundrechte) человека. Для иллюстрации можно
привести ст. 6 абз. 4: «Каждая
мать имеет право на защиту и поддержку
общества» («Jede Mutter hat Anspruch auf den Schutz und die Fürsorge der
Gemeinschaft»22 - Перевод: мой). В остальном, из положений Основного закона,
речь в которых идёт о социальном устройстве страны, можно заключить, какие
20
Бобров В.В. Социальное развитие: сущность, условия и критерии устойчивости [Текст] /
В.В. Бобров; отв. ред. Ю.Г. Марков. – Новосибирск: СО РАН, 2005. - С. 33.
21
Pötzsch H. Die Deutsche Demokratie [Текст] / Pötzsch Horst // 5. überarbeitete und aktualisierte
Auflage, Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2009. – S. 32.
22
Там же
18
обязанности государство несёт перед своими гражданами. Например, из ст.1, в
которой говориться о защите и уважении человеческой чести, может следовать,
что государство должно обеспечить всех своих граждан материальным
прожиточным минимумом («das materielle Existenzminimum»23). Кроме того,
равное положение мужчин и женщин и запрет дискриминации, то есть запрет на
ущемление в правах любого, обязывает к пресечению социальных неравенств и
к соблюдению равенства, например, на рабочем месте. Принцип социального
государства в ФРГ исторически развился, главным образом, из социального
законодательства Германской империи (1871-1918гг.), в период канцлерства
Отто фон Бисмарка. В 1880-ые годы под руководством Бисмарка были впервые
введены страхование на случай болезни (Krankenversicherung), страхование от
несчастных случаев (Unfallversicherung) и пенсии по старости и по
инвалидности (Alters- und Invalidenrente). Германская империя основывалась на
системе страхования, в которой и работодатели, и наёмные работники в любом
случае платили примерно одинаковые взносы. На данном принципе
солидарности (Solidaritätsprinzip) немецкое социальное государство
основывается и сегодня.
Однако стоит заметить, ориентироваться на защиту интересов населения
власть предприняла задолго до правления О. фон Бисмарка. Источники
свидетельствуют, в Древнем Риме существовало общественное здравоохранение
(öffentliches Gesundheitswesen), проводилась политика заботы о малоимущих
слоях населения (выдавали/снижали цены на хлеб, забота о питании бедных
детей (с помощью денег из фондов)). Более того, уже в то время существовали
объединения больничных и погребальных касс, финансирование которых
производилось через вступительные и ежемесячные взносы 24.
23
Там же
24 Henkel M. Sozialpolitik in Deutschland und Europa [Текст] / Henkel, Michael // Landeszentrale für politische
Bildung., Thüringen, Druckerei Sömmerda GmbH, 2002. – S.164.
19
В настоящее время первостепенной целью социального государства ФРГ
остаётся оказание помощи людям в затруднительном положении, а также
предотвращение возможных бедственных положений. Воплощение данных
предписаний осуществляется во многих сферах политической деятельности,
кроме того, непосредственно охватывает область социальной политики:
налоговую политику (Steuerpolitik), политику в области занятости населения
(Arbeitsmarktpolitik) или образовательную политику (Bildungspolitik).
Социальная реклама как важный инструмент немецкой социальной
государственности.
Принимая во внимание, что ориентирование на нужды и потребности
населения остаётся важной характеристикой государственности ФРГ,
необходимо отметить, что крупным заказчиком рекламы общественного
значения в Германии является государство, а именно министерства,
государственные организации и институты. На схеме, расположенной после
20
параграфа, представлены стратегические цели современной социальной
политики в Германии: интеграция мигрантов в немецкое общество, безопасные
для окружающего мира технологии на производстве, «энергетический
поворот» («Energiewende»), защита климата, налоговая политика и т.д.
Так, например, рекламная кампания «Голову включи: выключи мотор.
Ка м п а н и я р а д и т р а н с п о рт н о го д в и же н и я бе з C O 2 н а ко р от к и х
21
дистанциях» («Kopf an: Motor aus. Die Kampagne für den CO2-freien Verkehr auf
kurzen Strecken» - Перевод: мой), организованная под эгидой Федеративного
министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и
безопасных ядерных реакторов (Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz, Bau
und Reaktorsicherheit), начавшаяся в 2009 г. с небольших городов: Бамберг,
Дортмунд, Хале и Карлсруе. В следующем году к ним присоединились Берлин,
Брауншвейг, Фрайбург, Херцогенаурах и Киль. Действительно, как отмечено в
брошюре этой акции, автомобиль часто бывает непригодным для поездок на
короткие расстояния: расход бензина огромен, нередко поиск парковочного
места длится дольше, чем сама поездка. Однако, альтернатива тому – велосипед
или прогулка пешком – бережёт не только окружающую среду, но и приносит
благо нашему здоровью, и – что также важно – кошельку. Справа размещён один
из рекламных плакатов акции «Голову включи, мотор выключи». В нём
говорится, что для защиты климата снова изобретать велосипед не надо. Нужно
только чаще его использовать (Перевод: мой).
Принципиально важным для данного исследования остается то, что образ
Германии как страны, заботящейся об окружающей среде, подтверждается. По
личному опыту многих россиян можно подтвердить, что люди, готовые купить
иномарку, но при этом, желающие сэкономить, обращаются к «перегонщикам
машин». На форумах по теме «автомобиль с пробегом из Германии» 25 можно
найти информацию, что сборка немецких
автомобилей отличается качеством («немецким
качеством» («deutsche Qualität»)) – очередной
национальный миф, сложившийся после Второй
мировой войны – и использованием новейших
25
Как выбрать автомобиль из Германии с пробегом [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://365cars.ru/pokupka-i-prodazha/kak-kupit-avtomobil-probegom-iz-germanii.html (Дата
обращения: 21.04.2017).
22
технологий. Кроме того, отмечается, что по истечении 2-3 лет эксплуатации
автомобиля владелец из Германии старается его продать. Причиной тому часто
указывается желание приобрести новинку, но также доказано, что с
увеличением срока использования автомобиля возрастает количество
выхлопных газов из двигателя. Зачастую именно вторая причина служит
поводом для продажи автомобиля в страну, где объему выхлопных газов
владельцы автомобилей не уделяют должного внимания – например, Россия,
Белоруссия, Украина26. В них признано, что дешевле купить подержанную
машину, например, из Германии, пусть и с повышенным выделением выхлопов,
чем переплачивать за новую модель.
Другой ведущей тенденцией в экологической политике в ФРГ считается
«энергетический поворот» («Energiewende»). Необходимым считается переход
на энергосберегающие электроприборы и отказ от атомной энергии.
Иллюстрация слева – плакат политической партии «Зелёных. Союз 90» («Die
Grünen/Bündnis 90»), заявляющий о защите «зелёного энергетического
перехода» от атомной опасности (Перевод: мой). Как очередной пример
социальной рекламной кампании с архетипической (по Юнгу) составляющей
немцев – защита лесов. Образ «немецкого леса» (Der «Deutschе Wald») развился
в начале 19 века, в стихотворениях, сказках и сказаниях романтиков. Таким
образом, эту метафору историки и этнографы рассматривают как культурный
код немецкой нации, то есть как один из «ключей к пониманию культуры
Германии» 27, которые нация унаследовала от предков. В сказках лес определяет
границу между привычным для нас миром и
миром потусторонним,
неизвестным, сказочным. В Нибелунгах лес остается мистическим местом, где
живут драконы, великаны и народ нибелунгов… Например, Г. Гейне (H. Heine),
26
Там же
27
Культурный код// Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: Вече,
2003 – 512с.
23
поэт эпохи романтизма, в предисловии к третьему изданию его «Книги
песен» («Buch der Lieder») о старом сказочном лесе («Das ist der alte
Märchenwald…»). С индустриализацией человечество перестало усматривать
загадочность в лесе, зато придало ему функциональность: изготовление,
переработка... Настоящее время (примерно с 60ых гг. XX века), я думаю,
характеризуется возвращением бережного отношения к природе, в частности
лесному массиву. Например, Министерство окружающей среды… совместно с
Ф ед е р ат и в н ы м м и н и с т е р с т вом з е м е л ь н о го хо з я й с т ва и п и т а н и я
(Bundesministerium für Landwirtschaft und Ernährung) создало видео с призывом
защищать лес28 (2015г.). В видеоролике лес именуется «зелёными
лёгкими» («unsere grünen Lungen»). В то же время, ролик агитирует к защите
леса, чтобы удовлетворить человеческие потребности.
Можно усмотреть в последней позиции немецкую рациональность и
надёжность – те качества, которыми остальной мир наградил немецкую нацию.
Например, в выборе техники, чаще всего отдается предпочтение немецкой
продукции – вспомним рекламу пылесосов Томас (Thomas): «Обрати внимание,
сделано в Германии. Das ist Thomas». Согласно этому слогану, стоит обратить
внимание на высококачественную, выполненную по лучшим технологиям и т.д.
бытовую технику. Не исключено, что вышеперечисленные характеристики
продукта не более чем маркетинговый ход. Хотя, во многом, на точности,
аккуратности и вниманию к деталям строится современный образ Германии.
Наконец, я посчитала интересной рекламную кампанию, которая
проводится под эгидой Федеративного министерства семьи, пожилых людей,
женщин и молодёжи (Bundesministerium für Familie; Senioren, Frauen und Jugend)
– «Жить демократией!» («Demokratie leben!») (лейбл кампании расположен под
28
Der Wald [Электронный ресурс] // Bundesministerium für Landwirtschaft und Ernährung. –
Видеоролик. – 2015г. - Режим доступа: https://www.facebook.com/bmub.bund/videos /
1953241548239810/ (Дата обращения: 16.04.2017).
24
абзацем). Лейтмотивом кампании послужила борьба с правым экстремизмом и
антигуманностью в обществе: попытки «поколебать наши (немецкие)
демократические ценности» («unsere demokratischen Werten zu erschüttern» 29 Перевод: мой).
Заключая, государственные институты ФРГ поставляют большой объем
социальной
рекламы. При этом, во многих рекламных кампаниях
пропагандируются те общественные ценности, которые, по мнению власти
страны, должны быть у населения: забота об окружающей среде, демократия,
бережливость, ответственность…
29
Demokratie leben! [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.demokratie-leben.de (Дата
обращения: 22.04.2017)
25
III. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ.
Большинство отечественных исследователей придерживается мнения, что
в России социальная реклама находится все ещё на начальной стадии своего
становления. Период 1994-95 гг. определяется отправной точкой формирования
рекламы социального значения в российской действительности. Речь идёт о
рекламной кампании «Позвоните родителям», организованной Общественным
рекламным советом, который сформировала в Москве в 1992г. рекламная
компания Домино. Важно отметить тот факт, что добровольно в Совет вошли
многие медийные компании: газета «Комсомольская правда», телекомпания
«Останкино», радиостанции «Европа плюс», «Эхо Москвы», а также некоторые
общественные организации и фонды, например, благотворительный фонд
«Сопричастность».
Разумеется, создание рекламного продукта с общественно-значимой
проблематикой было целью Совета. Проводя исследования и выясняя, для
решения каких социальных проблем важно информирование населения, с целью
изменения общественного поведения, члены Совета пришли к выводу, что
одним из подобных конфликтов являются отношения «отцов и детей». Таким
образом, появилась идея о создании рекламной кампании «Позвоните
родителям». Николайшвили Г.Г. подчеркивает, что многие центральные и
региональные СМИ принимали во внимание злободневность этой проблематики
и поощряли распространение рекламы: «размещали видеоролики кампании, а
также другие её продукты (аудиоролики, плакаты) на безвозмездной основе» 30.
Эксперты и исследователи в области отечественного рекламоведения
признают, что понятие «социальная реклама» ввел в российскую научную среду
И. Ю. Буренков. Согласно ему, «во всем мире социальная реклама ведет к
30
Николайшвили Г.Г. Особенности функционирования социальной рекламы в России
[Текст] / Николайшвили Г.Г. // Spero. – 2011 - №15 Осень-Зима. – с. 174
26
позитивному изменению отношений между государством, коммерческими
организациями и населением»31, а также она «является важной составляющей
мировоззрения и нравственного здоровья общества»32.
В свою очередь, Н.А. Вальянов отмечает, что первые воззрения
относительно общественно значимой рекламы возникли в России в конце XVII
века, которые проявлялись в виде правил этикета с целью воспитания
культурного человека 33. Кроме того, можно вспомнить разговор о дворянской
чести, хотя, возможно, образ того времени несколько романтизирован книгами и
фильмами. Тем не менее, подобные правила этикета, нормы и морали
существовали до революции 1917, когда им на смену пришла социалистическая
пропаганда определенного образа жизни и мысли, которая сложилась в
соответ ствии с идеологией того
времени.
Согласно другой
позиции,
история социальной рекламы в России
(в её узком значении – политическая
реклама) начинается уже в начале XX
века. Если рассматривать социальную
рекламу в широком смысле, в этом
случае политическую пропаганду
военных лет можно также рассматривать как один из важных компонентов
31
Николайшвили Г.Г. Особенности функционирования социальной рекламы в России
[Текст] / Николайшвили Г.Г. // Spero. – 2011 - №15 Осень-Зима. – с. 175
32
Буренков И. Ю. Все мы люди [Текст] / Буренков И. Ю. // Реклама. – 1996. - №1. - С. 14
33
Вальянов Н. А. Особенности развития социальной рекламы на российском телевидении
[Электронный ресурс] / Вальянов Н.А. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013.
— Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section001.html , свободный.
27
становления отечественной социальной рекламы. С этой позиции социальная
реклама берёт свои истоки с плакатов времён Русско-японской войны.
Агитационный плакат, размещённый на предыдущей странице, называется
«Посидим у моря, подождём погоды!..», относится к 1904г.
Период Первой мировой войны в России характеризуется ростом
патриотизма, в том числе среди художников (А. Васнецов, К. Коровин, Б.
Кустодиев, К. Малевич). Часто на военных плакатах тех лет изображались
«ужасы войны». После прихода
большевиков к власти вышел
декрет
«О
введении
государственной монополии на
объявления», благодаря которому
рекламная деятельность оказалась
под контролем у государства.
Болгарёва отмечает, что большой
вклад в становление рекламы
общественного значения в России
внёс В.В. Маяковский. В рамках
деятельности РОСТА поэт создавал
листовки, афиши, плакаты, а также
карманные календари. Например,
плакат «Выполним декрет» к Посевной кампании, созданный в период
1919-21гг.
Следующим этапом развития социальной рекламы в отечественной
истории выделяют постреволюционный период. Не секрет, что большинство
российского населения оставалось безграмотным, поэтому основным условием
социальной рекламы после Октябрьской революции – понятность, наглядность
и доступность всем слоям общества. Как особенность рекламной кампании того
28
периода исследователи
о т м е ч а ю т
нацеленность на
н е г р а м о т н о е
население городов и
деревень. Посредством
агитационного плаката
популяризировалась
советская власть и
советские ценности –
половое равноправие, борьба с «белыми», экономическое развитие, здоровье и
безопасность, «ликбез» (плакат, времен 1920-ых гг. справа). Таким образом,
идеологический компонент оставался ключевым в производстве социальной
рекламы СССР. После Второй мировой войны, точнее с середины 50-х гг.
приобретает современные черты: в ней чаще делался акцент на ценности семьи,
здоровый и спортивный образ жизни. Слева мы видим агитационный плакат
«Все на лыжи!» работы Корецкого, выполненный в 1957г.
Возвращаясь к современной тенденции развития социальной рекламы,
ещё в период своего формирования она стала одним из важных инструментов в
политической жизни общества. В предвыборных кампаниях кандидаты часто
обращались к социальной проблематике российского общества. Причинами
данной тенденции Г.Г. Николайшвили видит, во-первых, в впервые
проводившихся в России демократических выборах, а во-вторых, экономика
того периода характеризуется кризисным этапом. Кроме того, в российском
обществе середины 90-ых годов XX века обострились социальные проблемы,
«связанные с безработицей, невыплатой зарплат, пенсий, социальных пособий,
29
болезнями и даже голодом»34. В качестве классического примера для
иллюстрации данной тенденции Николайшвили выбирает предвыборную
кампанию Президента РФ Б.Н. Ельцина, которая, на мой взгляд, носила
поэтическое название - «Верю. Люблю. Надеюсь». Согласно Николайшвили
данная акция изначально планировалась стать «русским проектом»35: в роликах
данной акции обычные граждане страны говорили о том, что их волнует - их
проблемах и событиях, которые происходили в их жизни, «социальный фактор
был основным»36. В дальнейшем добавилось «политическое содержимое»37: в
рекламе возникла фигура действующего и избираемого Президента РФ Б.Н.
Ельцина. Таким образом, «с ним стали ассоциироваться позитивные чувства
избирателей, в значительной мере определило успех рекламной акции»38.
Законодательное регулирование социальной рекламы в России.
При анализе специфики общественно значимой рекламы в России стоит
упомянуть о законодательном регулировании функционирования социальной
рекламы. Эксперты заявляют, что пока содержание кампаний социальной
рекламы государством не регулируются, хотя законопроект о необходимой
монополизации государством социальной рекламы и проведении различных
34
Николайшвили Г.Г. Особенности функционирования социальной рекламы в России
[Текст] / Николайшвили Г.Г. // Spero. – 2011 - №15 Осень-Зима. – с. 175
35
Там же
36
Там же
37
Там же
38
Там же
30
общественно-значимых рекламных кампаний был отложен Государственной
Думой после первого чтения в 2011г.39
Тематика рекламы социального значения в РФ.
Переходя к беседе о тематике общественной рекламы в современной
России, стоит заметить, что во время существования Советского Союза идейноидеологическая сплоченность общества характеризуется некоторым успехом,
так как население знало свои права и обязанности, каждый мог отделить
«хорошее» от «плохого». В то же время, Николайшвили характеризует период
90-ых годов временем, «когда социально-экономические преобразования
привели к кардинальной трансформации системы социальных связей, а
разрушение традиций повлекло за собой распад национальной культуры» 40.
Именно этот период характеризуется возникновением в обществе большого
количества социальных проблем. Имея подобную действительность, «стала
очевидной необходимость изменения социальной политики государства, а
социальная реклама выступила в роли одного из инструментов решения
назревших проблем и снижения социальной напряженности»41. Николайшвили
определяет следующие тематики рекламы общественного значения в России за
временной промежуток с 2002г. по настоящее время: здоровый образ жизни;
соблюдение правил дорожного движения; неукоснительное исполнение
гражданских обязанностей (уплата налогов, служба в армии и т.п.); бережное
отношение к природе, ценность семейных отношений (в том числе повышение
39
Вайнер Вл. Тренды развития социальной рекламы в России [Электронный ресурс] / Вайнер
Вл. // Первый сайт о социальной рекламе в России. – Режим доступа: http://www.1soc.ru/pages/
view/179 (Дата обращения: 02.04.2017)
40
Там же, с. 176
41
Там же, с. 176
31
рождаемости); воспитание патриотизма, гуманизма, чувства ответственности за
судьбу социально незащищенных слоев населения42.
Таким образом, социальная реклама в России относительно новое
явление, с одной точки зрения, зародившееся лишь в 1994-95 гг., после
возникновения нового государства Российская Федерация в 1991г. Приняв во
внимание более ранний период российской истории, то политическая реклама
(как прототип социальной рекламы в России) использовалась на плакатах
военных лет еще в начале XX века. В советскую эпоху реклама общественного
значения формировала у населения положительный образ правительства
( и м и д же ва я фу н к ц и я ) , в н ед р я л а ц е н н о с т и « с о ве т с ко го
гражданина» (социализирующая функция) и упрочивала социалистическую
идеологию (патриотическая, идеологическая и пропагандистская функции) 43.
На современном этапе развития отечественная социальная реклама
используется как третьим сектором, так и в политической борьбе, а также и в
коммерческих целях (страховые компании). Говоря о законодательном
регулировании общественно-значимой рекламы, на мой взгляд, следует
отметить, что в России её содержание не контролируется государством.
Наконец, в своей тематике российская социальная реклама старается охватить
большой спектр «больных вопросов российского общества»: здоровый образ
жизни; соблюдение правил дорожного движения; исполнение гражданских
обязанностей; бережное отношение к природе, ценность семейных отношений и
др.
42
43
Там же
Болгарёва К.Р. Особенности эволюции социальной рекламы в исторической ретроспективе
[Текст] / Болгарёва К.Р. // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал
«Вестник АГУ». – 2016. - № 2(179). – С. 69.
32
IV. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В
ГЕРМАНИИ И РОССИИ.
В этой главе я бы хотела сопоставить условия и перспективы развития
социальной рекламы в Германии и России. По причине того, что в основном
социальную рекламу в ФРГ используют государственные институты, она
считается значимым посредником в общении власти и населения. Во второй
главе было показано, что немецкая социальная реклама транслирует населению
те человеческие качества, которыми, по мнению правительства ФРГ, должны
стать «типичными» для немцев: ответственность, демократизм, равенство прав
всех граждан и отсутствие дискриминации по любому признаку в обществе и
т.д. Тем самым подкрепляются те социальные доминанты, которые были
зафиксированы в Основном законе Германии, когда новое государство, ФРГ,
учреждалось в 1949г. Действительно, германскому обществу, потерпевшему
сокрушительное поражение во время Второй мировой войны, необходимо было
определить новые ориентиры для нового государства. Содержимое рекламных
кампаний социального значения облегчало жителям поиск «нового пути» их
нации, которая больше не желала повторять ошибки прошлого (и даже не хотела
вспоминать о них): господство единой идеологии, ущемление прав некоторых
категорий граждан и т.д. «Правильный» образ поведения и мышления был
зафиксирован в Основном законе государства, полагаем, в качестве своего рода
«демократического тоталитаризма». А именно: Центральный Совет немецкой
рекламы, практически отделённый от государства, но связанный
с ним
идеологически – на основе демократических ценностей – регулирует
содержание и функционирование рекламы в стране.
В разговоре о «типичной немецкой организованности» следует упомянуть
о концепциях «дисциплины и дисциплинарного общества», создателем которых
считается М. Фуко. А именно феномен дисциплинаризации может быть
соотнесён с общественными ценностями, которые власть хочет привить
33
обществу. Тем самым, понятие дисциплины было введено французским
исследователем в рамках взаимосвязи между властью и индивидом. Фуко писал:
«дисциплина не может отождествляться ни с институтом, ни с аппаратом, она –
тип власти, модальность ее отправления, содержащая целую совокупность
м е тод о в , у р о в н е й п р и л оже н и й и м и ш е н е й » 44 .
С л ед о ват е л ь н о ,
дисциплинаризация общества – необходимый механизм, как при удержании
власти, так и при управлении обществом. Таким образом, индивид,
подчиняющийся правилам, а также разделяющий идеологию и ценностные
ориентиры, установленные правительством, считается идеальным результатом
воздействия механизмов дисциплины. Подобный индивид способен оставаться
без контроля со стороны государства, всё-таки придерживаться политического
курса власти. В этом случае, социальная реклама становится необходимым
инструментом в дисциплинаризации общества, выступающей в качестве
изъявителя поведенческих моделей, которые должны быть приняты у населения.
Политику дисциплинаризации проводят институты власти (детский сад,
школа, армия, университет…). В свою очередь, подготовку к вступлению в
настоящие дисциплинарные отношения исполняет неинституциализированный
уровень организаций посредством субдисциплинарных практик. О подобной
практике пишет в своём труде «Секретный мир детей в пространстве мира
взрослых» М.В. Осорина. В нём она акцентирует внимание на понятиях ««наш
двор», «наша улица», [которые] всегда важны для переживания
самотождественности детских и подростковых групп, … а одним из средств
сплочения такой группы становится защита принадлежащей ей территории от
чужаков» 45. В работе Осориной речь идёт о практиках «дворового/ уличного»
44
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст] / Фуко Мишель. – М., Ad
Marginem, 1999. С. 316
45
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / Осорина
Мария Владимировна. – Спб., Питер, 2008. – С. 71
34
сплочения
у детей в СССР, полагаем, схожее единство можно усмотреть в
немецком обществе. В этом случае стоит вспомнить об укоренившемся
национальном мифе касательно земельной идентичности немцев. Эксперт в
немецкой культуре Гордон Крейг в своём известном труде «Немцы» отмечал,
что житель Баварии скорее назовёт себя «баварцем», а не немцем. Кроме того,
стоит напомнить о стереотипах в немецком обществе, например, жадности
швабов. Локальная идентичность уходит своими корнями в феодальное
общество Священной римской империи, которое управлялось императорскими
князьями и графами. Заметим, уже в те времена в немецком обществе
сформировалась локальная ответственность на «нашу улицу». Действительно,
начав с малого масштаба дисциплинарности и несения ответственности можно
«браться» и за бОльшие. Например, однажды задумавшись о вреде выхлопных
газов, которые может наносить автомобиль окружающей среде, и, заменив
машину на велосипед или ходьбу пешком, у индивида появляется уровень
осознанности: ответственности не только за своё здоровье, но и за здоровье его
семьи, будущих поколений… Благодаря тем ценностям и «правильным»
моделям поведения, транслирующихся социальной рекламой, и которые должны
принять немцы, формируется дисциплинарное общество, несущее
ответственность не только за своё благополучие, но за процветание всего
человечества.
Иная ситуация в России. Согласно мнению экспертов отечественной
социальной рекламе, исследуемый объект используется российской властью
реже и с меньшим успехом. Что касается некоммерческих объединений,
социальная реклама нацелена, в основном, на привлечение пожертвований для
продолжения деятельности организаций, которые, конечно, имеют своей целью
изменить поведенческие модели населения, но всё-таки без должного контроля
со стороны государства. Нельзя, однако, не указать на рекламные кампании,
проводимые под эгидой правительственных институтов, которые нацелены на
35
сокращение зависимостей от вредных привычек у населения, на стимуляцию
налоговых платежей и т.д.в России. Отсутствие единой политики проведения
социальной рекламы связано с неимением того ценностно-смыслового
основания, с которым могли бы быть связаны новые модели поведения,
особенно такого, на который ориентировалась бы власть. Признаем, что в
последнее время усилился акцент на привитие патриотической любви к Родине
(70-ая годовщина «Победы в В.О.В.» и создание «Бессмертного полка», 100летняя годовщина Революций в России…). Однако современная повседневная
жизнь не может быть построена лишь на знании исторических дат и
воспоминании о былом величии.
Проводя аналогию с взятыми для иллюстрации примерами рекламных
кампаний социальной направленности, проводимых в ФРГ, можно заключить,
что в российской действительности практически отсутствуют рекламные акции,
пропагандирующие защиту леса и окружающей среды от выхлопных газов. С
другой стороны, суще ствуют
некоторые рекламные плакаты,
взывающие к борьбе против
экст ремизма. Заметим, на
подобных плакатах (слева) иногда
не указывается та ценность, на
которую следует ориентироваться
вместо экстремизма. В подобных
случаях, может возникнуть ситуация, когда индивид, не зная какую модель
поведения принять, выберет запретное (вспомним результат антинаркотической
рекламной кампании в США в начале
XXI века). Ещё одной характерной
чертой именно российской социальной рекламы остаётся исключённость
государства из проводимой политики привития новых смысловых ориентиров
для общества, особенно в сравнении с Германией. То есть большинство
36
социально значимых рекламных акций, организованных в России, проводятся
под эгидой того или иного некоммерческого института.
Основной сложностью в сравнении практики социальной рекламы в
Германии и России следует считать, что в этих странах данный феномен
функционирует по-разному. Если в Германии социальная реклама, с одной
стороны, является основным инструментом в проведении социальной политики.
С другой стороны, механизмы рекламных акций социальной направленности
используются некоммерческими организациями с целью рассказать населению о
целях их деятельности и призвать к членству и пожертвованию – данный тип
активности присутствует и в немецком, и в российском обществах.
Предполагаем, что активность немецкого «третьего сектора» выше российского
(статистических данных по тематике, к сожалению, не найдено), так как
традиция существования гражданского общества в Германии насчитывает уже
несколько сот лет. В статье А. Циммер, Я. Гертнер, Э. Приллер и др. (Annette
Zimmer, Janne Gärtner, Eckhard Priller…)
«Наследие субсидирования:
Некоммерческий сектор в Германии» («The Legacy of Subsidiarity: The Nonprofit
Sector in Germany») подробно описаны этапы становления организаций третьего
сектора в Германии. Авторы заключают, что со времен Средневековья (начиная
примерно с X века) на территории Германии стали появляться общественные
институты, заботящиеся о здоровье и о получении социальных услуг
населением. Следовательно, основателем социальных организаций выступала
церковь. Кроме того, в статье описано, как в 1794г. в Пруссии, самом большом
германском государстве на тот период, частные сообщества (associations)
становились законными. Это происходило только под тем условием, что они
будут служить общественному благосостоянию и не подорвут государственный
порядок.
А. Циммер, Я. Гертнер, Э. Приллер и др. акцентируют, что XIX век сыграл
важную роль в формировании гражданского общества и некоммерческого
37
сектора в целом. Во времена кайзеровской Германии (1870\71 - 1919) известные
на сегодняшний день формы некоммерческой активности в Германии – фонды
(Stiftungen), волонтерские ассоциации (Vereine), общества с ограниченной
ответственностью (GmbHs) – были впервые
кодифицированы: вышли
Гражданский Кодекс в 1900г. (Bürgerliches Gesetzbuch) и Акт об обществах с
ограниченной ответственностью в 1892г. (GmbH-Gesetz). Более того, в начале
XIX столетия Гегель формулирует свою концепцию гражданского общества как
публичной сферы, которая независима от государства, хотя оно находится не в
равном положении с государственной властью46. Согласно С. Махайн,
значительный вклад в становление гражданской активности в Германии также
внесли объединения (Verreine), которые основывались с конца XIX столетия.
Целью данных организаций была совместная деятельность, базирующаяся на
интересах, разделяемых членами объединения: спорт, гимнастика, хоры…
Достаточно известным объединением является Вандерфогель («Перелётная
птица», нем. Wandervogel). В его основе лежит архетипическая любовь немцев к
долгим пешим прогулкам на природе и единению с ней: вечерний костёр, песни,
игра на гитаре. В том числе от этого движения ведёт свою историю традиция
бережного отношения к природе.
46
Hegel G.W.Fr. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte [Электронный ресурс] / Hegel
G.W.Fr. // Spiegel-online. – Projekt Gutenberg.de. – Режим доступа: http://gutenberg.spiegel.de/
buch/-1657/1 (Дата обращения: 01.05.2017)
38
Без сомнения, в первые годы существования ФРГ дочерние церковные
объединения – Каритас47 и Диакония48 - были очень успешны в поддержании
своего авторитета в обществе, тем самым они влияли на проводимую политику
субсидирования социально-значимых аспектов жизни общества. Как следствие
– третий сектор Германии до сих пор фрагментирован на 2 основные части:
менее привилегированный спектр организаций в области спорта и досуга, с
одной стороны, и организации, деятельность которых связана со
здравоохранением и социальными услугами, с другой. К сожалению,
современных статистических данных о количественном соотношении тематики,
поднимаемой в рекламных кампаниях социального значения в Германии, в
России найдено не было. Отсюда вытекает невозможность провести
количественное сравнение материала современной социальной рекламы этих
стран.
На примере анализа социальной рекламы Германии можно с
уверенностью заключить, что для эффективного функционирования общества,
для развития экономики и раскрытия потенциала граждан страны необходим
«миф основания нации» («Gründungsmythos»), который взращивает в умах
населения правительство, в том числе, с помощью механизмов социальной
47
Каритас (лат. caritas — милосердие, жертвенная любовь) — католическая
благотворительная организация, действующая в 198 странах и регионах мира и объединённая
в международную конфедерацию «Caritas Internationalis». (Религиозная организация
Католический центр «Каритас Преображенской Епархии в Новосибирске» [Электронный
ресурс] // раздел «О нас». – Режим доступа: https://sibcaritas.ru/ru/about/ (Дата обращения:
09.04.2017))
48
Социальная работа евангелической церкви (Оригинал: «Die Diakonie ist der soziale Dienst
der evangelischen Kirchen». – Перевод: мой) (Diakonie Deutschland [Электронный ресурс] //
раздел «Über uns». – Режим доступа:
09.04.2017))
https://www.diakonie.de/ueber-uns/ (Дата обращения:
39
рекламы. Ориентиры, которые разделяет хотя бы часть общества, становятся
общепризнанными базисами, от которых зависит общественное благо.
Полагаем, подобный миф, реализованный в социальной рекламе, помогает
рационализировать политический курс страны, упрощает жизнь населения,
позволяя с лёгкостью понять, где «моё», а где – «чужое» (das Eigene/ das
Fremde).
Подытожив, социальная реклама в Германии, имеющая давнюю традицию
и наработавшая эффективные методы воздействия на общество, могла бы
послужить, во многом, примером для развития, как в технологии
воспроизводства, так и в содержательной наполненности для рекламы России
(особенно в отношении трансляции экологических и общечеловеческих
ценностей). Однако это не исключает того факта, что социальная рекламы в
России должна искать свой собственный путь, отражая социальноэкономический уровень и культурное развитие общества, его специфику и
злободневные проблемы наших дней.
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования было доказано, что социальная реклама,
рассмотренная как выразитель и определитель ключевых ориентиров и смыслов
в обществе, может служить важным инструментом при формировании
идентичности общества. Появившись на заре цивилизации в виде меток на теле
с целью идентификации членов племен, рекламные кампании
социальной
направленности могут охарактеризовать социо-культурную ситуацию об
обществе, в котором они проводятся. Заключая, социальную рекламу можно
сравнить с рупором власти, пропагандирующей определенные модели
поведения, которые должны быть приняты в обществе. Затем данные образцы
укореняются в общности людей, приобретают статус национального мифа.
За исключением пропагандистской и агитационной функции, социальная
р е к л а м а в ы п ол н я е т т а к же в о с п и т ат е л ь н у ю и о б р а з о ват е л ь н у ю ,
целеполагающую и социализирующую, идеологическую и трансформирующую
функции. Благодаря этим функциям, социальная реклама необходима как в
тоталитарном государстве в качестве идеологического стержня населения, так и
в демократическом, где государство выступает не как лидер, а друг и союзник,
который помогает обществу прийти к благосостоянию посредством общей
дисциплинарности и гуманным ценностям.
На основании сравнения социальной рекламы Германии и России можно
сделать некоторые выводы об отношениях «государство-общество» в этих
странах. Вспомним, функционирование рекламной деятельности в Германии
осуществляет и регулирует Центральный Союз немецкой рекламы (ЦСР).
Следовательно, Союз контролирует содержание её рекламных кампаний
социальной рекламы. ЦСР был создан по аналогии с организациями,
ответственными за рекламирование, в США, Великобритании и Франции в
1949г. Заключая, в администрировании рекламной деятельности Германия
41
является прямой наследницей демократических традиций западных «странсоюзниц». Заметим, в демократическом обществе, в котором, по мнению
жителей Германии, они живут, ценности и нормы, общечеловеческие права и
свободы практически навязаны государством. Своеобразная демократия
поневоле. Как раз случай Германии иллюстрирует государственный аппарат,
который выступает проводником идей общественного процветания. Наряду с
другом-государством развивающееся гражданское общество, «движущая элита»
населения, способствует обретению благополучия в обществе. Вспомним
краткую историю становления гражданского общества в Германии, начало
которого заложила церковь в Средние века. Отметим, что практически
создателем общества благосостояния явился властный институт, выступающий
изначально как помощник индивида в обретении духовных благ. Церковь и
другие религиозные образования всегда выступали и продолжают выступать
гарантом духовных принципов и жизненных ориентиров. Подобная ситуация
происходит и в государстве, которое диктует, приучает своих граждан к
определённым, выгодным ему нормам. Данные нормы скрепляют общество,
становятся его идентификационным ядром и маркером. В последующем
образуется сообщество, которое знает, где «его» ориентиры и принципы, а где –
чужие, в некоторых случаях даже вражеские. Таким образом, демократический
режим и обращенное к нуждам общества государство, технический успех и
добрая репутация продукции, экологическая ответственность и активность –
многие смысловые ориентиры из рекламных кампаний общественного значения
Германии перекочевали в мифологическую картину немцев, или в то, какими их
видят другие. Но определяют ли себя «типичные немцы», например, как
хранителей демократии и природных ресурсов?
Заключить можно, что немецкое правительство, зная действенную силу
социальной рекламы, перманентно использует её в ходе правительственных
рекламных акций. Что касается России, тут социальная реклама находится ещё в
42
зародышевом состоянии. Вспомним, что 2017 год российское правительство
объявило годом защиты природы. Но рекламных кампаний о призыве защищать
природу, например, министерство природных ресурсов и экологии не проводит.
В свою очередь, некоммерческие организации укрепляют свои позиции.
Например, в ноябре 2016г. под эгидой посольства в Германии проходил
экологический форум в Санкт-Петербурге в здании русско-немецкого центра
встреч. Обратим внимание, правительственный институт ФРГ вёл диалог и
представителями гражданской инициативы России.
Заметим, что российские власти совершают упущение, не используя
социальную рекламу в качестве помощника в проведении собственного
политического курса. На сегодняшний день ведутся дискуссии о том, что в
российском обществе после падения социалистического строя отсутствуют
«духовные скрепы». Это словосочетание стало популярным в связи с
обращением В.В. Путина к Федеральному Собранию РФ 12.12.201249. Согласно
Президенту РФ, власти не должны навязывать обществу свою точку зрения, но
она в силах показывать и направлять к моральным и нравственным нормам. В
работе «Идеология В.В. Путина. Идеология нравственности. Вопросы и ответы»
Гашенко Ю.Ф. продемонстрирована ««идеология нравственности», которая
направлена на построение социального государства РФ»50. В ней достаточно
чётко определяется, что относится к категории нравственного, а что нет.
Например, «работать плохо, «спустя рукава» - безнравственно»51. Или в главе
«Признаки социального государства» отмечается, «единственным источником
высокой нравственности является единство светской и редигиозной
49
Обращение В.В, Путина к Федеральному собранию РФ 12.12.2012 [Электронный ресурс] //
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=VatQvr-iysM (Дата обращения: 1.04.2017)
50
Гашенко Ю.Ф. Идеология В.В. Путина. Идеология нравственности. Вопросы и ответы.
[Текст] / Гашенко, Ю.Ф. - СПб.: 2007. С.2
51
Там же, С. 20
43
духовности» 52. А также: «Мы приобретем много ненужных вещей.
Приостановлено производство ненужных вещей, сверхупотребление и
злоупотребление природными ресурсами»53. Заключаем, власть хочет взять на
себя функцию воспитателя общества. Остаётся задаться вопросом, почему
российское правительство, в основном, пока не пользуются таким действенным
инструментом как социальная реклама в проведении данного политического
курса. Обобщая, правительство России, которое имеет своей целью
формировать социальное государство и консолидировать общество под общей
«идеологией нравственности», может брать пример у ФРГ. В то же время,
невозможно утверждать, что немецкое общество едино, но таким образом у
правительства Германии всегда остаётся почва для проведения своей социальноориентированной политики посредством, в том числе,
социальной рекламы,
прививая как национальные, так и общечеловеческие ценности.
52
Там же, С. 26
53
Там же, С. 27
44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Русскоязычные источники:
Болгарёва К.Р. Особенности эволюции социальной рекламы в исторической
ретроспективе [Текст] / Болгарёва К.Р. // Ежеквартальный рецензируемый,
реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». – 2016. - № 2(179). – С. 69-74.
Бобров В.В. Социальное развитие: сущность, условия и критерии устойчивости /
В.В. Бобров; отв. ред. Ю.Г. Марков. – Новосибирск: СО РАН, 2005. - 230с.
Буренков И. Ю. Все мы люди [Текст] / Буренков И. Ю. // Реклама. – 1996. - №1. С. 14-17.
Гашенко Ю.Ф. Идеология В.В. Путина. Идеология нравственности. Вопросы и
ответы. [Текст] / Гашенко, Ю.Ф. - СПб.: 2007. 34 с.
Земсков С. Б. Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления
[Текст] / Земсков С. // Власть. – 2009. - №10. - С. 41-44.
Ковалёва А.Вл. Социальная реклама как объект социологического анализа
[Текст] / Ковалёва Алла Владимировна // Учёные заметки ЗабГГПУ. – 2012. – С.
96-100.
Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи [Текст] / Кононенко,
Б.И. - М.: Вече, 2003. – 512с.
Крейг Гордон. Немцы [Текст] : [эссе] / Г. Крейг; пер. с англ. С. Л. Никольского. Москва: Ладомир, 1999. - 378,[1]с.
Николайшвили Г.Г. Особенности функционирования социальной рекламы в
России [Текст] / Николайшвили Г.Г. // Spero. – 2011 - №15 Осень-Зима. – С.
173-192.
Николайшвили Г.Г. Социальная реклама в политическом процессе современной
России [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук (23.00.02) /
45
Николайшвили Гюзелла Геннадьевна; Гос. Университет Высшая школа
экономики. – Москва, 2009. – 29 с.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] /
Осорина Мария Владимировна. – Спб., Питер, 2008. – 304 с.
Романов А.А. Социальная реклама (Проблемы и перспективы развития) [Текст] /
Романов Андрей Александрович // Экономика, Статистика и информатика. –
2010. - №6. – С. 99-101.
Учёнова В.В. История рекламы [Текст] / Учёнова, В.В., Старых Н.В. – СПб.:
Питер, 2002. – 304 с.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст] / Фуко Мишель. –
М., Ad Marginem, 1999. – 455 с.
Юнг К. Г. Психология бессознательного [Текст] / Юнг К.; пер.с англ.под общей
редакцией Зеленского В. В. - Изд. 2-е., М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
Зарубежные источники:
Henkel M. Sozialpolitik in Deutschland und Europa [Текст] / Henkel, Michael //
Landeszentrale für politische Bildung., Thüringen, Druckerei Sömmerda GmbH,
2002. –164 S.
Machein Silvia [Текст(pdf)] // Материалы к лекциям: Einführung in die
Kulturwissenschaft/2, Institut für Deutsch als Fremdsprachenphilologie, 2016.
Pötzsch H. Die Deutsche Demokratie [Текст] / Pötzsch, Horst // 5. überarbeitete und
aktualisierte Auflage, Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2009. –183 S.
Zimmer A., Gärtner J., Priller E. etc. The Legacy of Subsidiarity: The Nonprofit
Sector in Germany [Текст] / Zimmer A., Gärtner J., Priller E. etc. // Future of Civil
Society. Making Central European Nonprofit-Organisations Work; Zimmer A., Priller
E. – Wiesbaden, 2004. – 681-711p.
47
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.
Русскоязычные источники:
Агеев А. В. Социальная реклама. Теория и практика рекламной деятельности.
[Электронный ресурс] / Агеев А.В., А. Н. Мудров. В. С. Мейер и др. //
Подготовка электронной публикации и общая редакция: «Индустрия рекламы».
– Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1132 (Дата обращения: 1.02.2017).
Вайнер Вл. Тренды развития социальной рекламы в России [Электронный
ресурс] / Вайнер Вл. // Первый сайт о социальной рекламе в России. – Режим
доступа: http://www.1soc.ru/pages/view/179 (Дата обращения: 02.04.2017)
Как выбрать автомобиль из Германии с пробегом [Электронный ресурс] //
режим доступа: http://365cars.ru/pokupka-i-prodazha/kak-kupit-avtomobilprobegom-iz-germanii.html (Дата обращения: 21.04.2017).
О рекламе [Электронный ресурс] // Федеральный закон РФ от 13 марта 2006
года № 38-ФЗ. – ст. 3. – Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1132 (Дата
обращения: 1.02.2017).
Обращение В.В, Путина к Федеральному собранию РФ 12.12.2012
[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?
v=VatQvr-iysM (Дата обращения: 1.04.2017)
Религиозная организация Католический центр «Каритас Преображенской
Епархии в Новосибирске» [Электронный ресурс] // раздел «О нас». – Режим
доступа: https://sibcaritas.ru/ru/about/ (Дата обращения: 09.04.2017)
Спасибо, мне без сахара [Электронный ресурс] // Социальный проект при
поддержке Елинического госпиталя на Яузе. - Режим доступа: https://
www.yamed.ru/thanksnosugar/ (Дата обращения: 16.04.2017).
Школьник А.Я. Социальная реклама в странах Запада. Законодательные
инициативы. / Школьник А.Я. // Общественная палата РФ. – режим доступа:
https://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/13590 (Дата
обращения: 12.04.2017).
Зарубежные источники:
48
Der Wald [Электронный ресурс] // Bundesministerium für Landwirtschaft und
Ernährung. – Видеоролик. – 2015г. - режим доступа: https://www.facebook.com/
bmub.bund/videos /1953241548239810/ (Дата обращения: 16.04.2017).
Diakonie Deutschland [Электронный ресурс] // раздел «Über uns». – Режим
доступа: https://www.diakonie.de/ueber-uns/ (Дата обращения:09.04.2017)
Hegel G.W.Fr. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte [] / Hegel G.W.Fr. //
Spiegel-online. – Projekt Gutenberg.de. – Режим доступа: http://
gutenberg.spiegel.de/buch/-1657/1 (Дата обращения: 01.05.2017)
O’Barr William M. Public Service Advertising [Электронный ресурс] / O’Barr,
William M. // Advertising & Society Review. - Volume 7. - Issue 2. – 2006. – Режим
доступа: https://muse.jhu.edu/article/202978 (Дата обращения: 15.02.2017)
Zentralverband der deutschen Werbewirtschaft ZAW e.V. // Режим доступа: http://
www.zaw.de/ (Дата обращения: 17.04.2017).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв