ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(СПБГУ)
Институт философии
Кафедра Культурологии, философии и эстетики
Зав. кафедрой Культурологии,
философии культуры и эстетики,
д.ф.н., Соколов Б.Г.
Председатель ГАК, директор
АНО «НИИ Стандартизации
музейной деятельности», д.ф.н.,
Шестаков В.А.
_________________
_________________
Выпускная квалификационная работа на тему:
Физическая культура в контексте культурной политики Третьего рейха
По направлению – 033000 «Культурология»
Профиль – «Культура Германии»
Выполнил студент:
Джимиев Борис Русланович
Научный руководитель:
к.ф.н., ст. преп. АлексеевАпраксин Анатолий
Михайлович
_______________
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I . Теоретический анализ проблемы соотнесения физической культуры
и спортивного воспитания в историческом, культурном, нравственном
контексте
1.1Определение понятия «физическая культура» и «физическое
воспитание»…………………………………………………………………6
1.2 Соотношение понятий «физическая культура», «спортивная культура» и
«физическое воспитание»………………………………………………….8
1.3 Проблематика нравственных ценностей современного
спорта……………………………………………………………………….13
1.4 Физическое воспитание в Древнем мире……………………………..15
Глава II Проблема формирования и развития физической культуры и
спортивного воспитания в контексте национальной политики Третьего рейха.
2.1 Роль молодежи и цели физической культуры в контексте Третьего
рейха…………………………………………………………………………..19
2.2 Спартанские ценности в эпоху Третьего рейха…………………………25
2.3 Формирование личности в контексте идеологии и физической
культуры……………………………………………………………………….28
2.4 Социокультурная обстановка в немецком обществе………………31
2.5. Повышение роли физической культуры в системе образования…..34
Глава III. Спорт высших достижений в контексте культурной политики
Третьего рейха
3.1 Конфронтация олимпийских задач Кубертена и Третьего рейха….38
3.2 Противоречивость Олимпиады 1936 года и ее значение для
Германии……………………………………………………………………….41
3.3 Роль боксерского поединка в культурной политике………………….45
Заключение……………………………………………………………………49
2
Введение
Изучение фашизма в нашей стране до недавних пор было связано со многими
трудностями, которые объясняются избыточной политизированностью
данной темы. Гитлеровская Германия на протяжении многих лет являлась
«закрытой» темой для изучения на территории стран Советского Союза и РФ.
Большинство материалов , связанных с историей и культурой Третьего рейха
была недоступны для общественности и научных сотрудников. Нельзя
сказать, что тема Третьего рейха не изучалась вообще , но по сравнению с
объёмом научных трудов на западе, наша страна серьезно отстала.
Результатом изоляции теории фашизма от научных сообществ стал пробел
знаний в понимании функционирования Третьего рейха. Особенно слабо
были исследованы такие наиважнейшие аспекты, как культурная и
воспитательная политика гитлеровской Германии.
В начале 90-х годов положение изменилось в лучшую сторону. Открылись
архивы и библиотеки , значительно увеличились источники. Было переведено
и разрешено большое количество культовых работ, посвященных Третьему
рейху. Также были опубликованы записи и воспоминания нацистских
высокопоставленных чиновников. Эти события внесли неоценимый вклад в
изучение культурных феноменов , связанных с гитлеровской Германией.
Наибольшую культурологическое значение для исследований имеет
именно культурная политика национал-социалистов. Одной из основных
задач фашистов было создание нового типа личности и новой системы
нравственных ценностей. Масштабная культурная политика националистов
имела на вооружение большое количество различных методов воздействия.
Наиважнейшее место в культурной политике Третьего рейха в условиях
фашистского режима занимала физическая культура , сыгравшая ключевую
роль в формировании личности .
3
Актуальность темы исследования.
Физическое культуре и спорту в современном мире уделяется огромное
количество внимания. Бесчисленное количество СМИ привлекают внимание
к спортивным событиям. Спорт активно рекламируется и развивается во всем
мире. Газеты, журналы, развлекательные и новостные телеканалы обильно
освещают спортивные события по всему миру. За спортивными
мероприятиями следят
сотни тысяч зрителей со спортивных площадок и
сотни миллионов смотрят передачи о спорте по телевизору. В современном
обществе спорт и физическая культура приобрели невиданный раньше
масштаб. Баснословные
деньги стимулируют спортсменов на победы , а
простых обывателей на занятия спортом. Многие родители называют своих
детей в честь известных спортсменов. Провальные выступления
национальных сборных могут повергнуть целую нацию в траур, а в
отдельных случаях стать поводом для самоубийств любителей спорта. Спорт
способен заменить человеку работу, некоторые базовые
потребности,
религию. Спортивные мероприятия нередко оказываются поводом для
массовой
человеческой агрессии и жестокости. В современном мире
физическая культура достигла немыслимого ранее масштаба и политизации.
Спортивная лихорадка буквально захлестнуло все прогрессивное
человечество. Чтобы бы быть частью мира физической культуры ,
необязательно быть спортсменом. Достаточно быть вовлеченным в
спортивную среду. С учетом развития технологий, спорт проникает во все
информационное пространство , с каждым годом находя все больше фанатов
во всем мире.
Со времен Третьего рейха физическая культура сделала огромный шаг в
развитии. Сложно предсказать , чтобы случилось, если бы националсоциалисты пришли к власти в условиях еще большей спортивной
вовлеченности населения. История показала , как за невероятно короткий
период физическая культура способна кардинально менять свои приоритеты
4
и цели. Нацистам удалось фактически за пару лет сделать из физической
культуры уникальный инструмент, с помощью которого у целого поколения
были изменены морально-нравственные ценности и ориентиры. Так же были
подвержены изменениям и свойства личности.
Таким образом, развитие физической культуры и спорта может являться
мощным идеологическим оружием и в определенных случаях нести угрозу
обществу.
Цель работы.
Исследовать термин «физическая культура» с культурологической и
исторической точки зрения. Изучить взаимосвязь спорта и нравственности.
Изучить причины популярности спорта в Третьем рейхе.
5
Глава I. Теоретический анализ проблемы соотнесения
физической культуры и спортивного воспитания в
историческом, культурном, нравственном контексте.
1.1.
Определение понятия «физическая культура» и «физическое
воспитание»
Физическая культура - это очень объемное понятие, имеющее разные
определения. Рассмотрим наиболее известные определения этого понятия.
Физическая культура является сферой социальной деятельности для
сохранения и укрепления здоровья , а также развивает психологические и
волевые качества человека в процессе обдуманной и осознанной активной
двигательной активности.
Физическая культура – важная часть культуры , 1представляющей
совокупность культурных ценностей и знаний, созданных обществом с целью
развития физических и духовных качеств, а также формированию здорового
образа жизни и социальной адаптации путем физического воспитания.
Физическая культура возникла одновременно с общечеловеческой культурой
и является ее неотделимой частью.
Физическая культура в своем определении подразумевает часть культуры,
регулирующей деятельность человека связанную с принятыми в обществе
нормами и ценностям, а также формированием и развитием физических
способностей человека. Важным элементом, входящем в состав понятия
«физическая культура» является термин –«физическое воспитание».
«Физическое воспитание» - часть общего воспитания, а точнее
образовательный процесс, направленный на освоение индивидом
личностных качеств и приобщению к физической культуре. Цель
1Смагин Н. И. Физическая культура – как основополагающий фактор укрепления здоровья [Текст] //
Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). —
М.: Буки-Веди, 2014. — С. 206-208
6
физического воспитания - формирование физической культуры личности .То
есть культура , которая помогает реализовать его физико-биологический и
духовный потенциал. Физическое воспитание является важной частью
человеческой жизни и начинает оказывать влияние на человека с первых
минут его жизни.2
Физическая культура – это сложное понятие , выходящее далеко за рамки
физического развития личности, которая выполняет и другие социальные
функции в области морали, политики, этики и эстетики.
В контексте физической культуры задачей физического воспитания является
создание благоприятных предпосылок для занятия спортом. А спорт, в свою
очередь, дает личности раскрыть свои качества на соревновательной основе.
Основным отличием физической культуры от спорта является отсутствие
соревновательной и конкурентной составляющей.
Физическая культура имеет набор положительных дли личности и общества
качеств :
Укрепление физического и духовного здоровья
Преодоление межкультурных барьеров
Формирование здорового образа жизни
Помощь в решении личных проблем
Исходя из определения понятия , физическая культура играет важнейшую
роль в процессе формирования личности. Формирование личности и есть
основная задача физической культуры. Уже само определение дает большие
возможности для различных трактовок этого термина.
Важным моментом является , что только в совокупности с умственным и
нравственным воспитанием физическая культура обеспечивает всестороннее
2http://xn----7sbbrjfbrck9cgsmcd8cxf6b.xn--p1ai/fizicheskoe-vospitanie
7
и полезное развитие человека. В случае, если физическая культура не
дополняет, а заменяет интеллектуальное и нравственное развитие личности ,
в обществе происходит нарушение баланса между силой и интеллектом не
только самой личности , но и всего социума.
1.2 Соотношение понятий «физическая культура», «спортивная
культура» и «физическое воспитание».
Важнейшей частью физической культуры , а в некоторых случаях выходящий
за границы понятия физической культуры , является «спорт».
Спорт – это организованная по определённым правилам деятельность людей,
состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных
способностей. Важной особенностью спорта является его состязательный
характер, стремление к победе и личностным результатам. В спорте активно
используются физические , психические и нравственные качества человека,
которые подлежат совершенствованию путем постоянных тренировок и
соревнований. Одной из целью спорта в современном мире является борьба
против асоциального и пагубного поведения , например, алкоголизма или
наркомании.3
Спорт как культурный феномен обладает определенными свойствами такими
как:
объединение общей идеей большого количества людей;
позитивное влияние на физическое и духовное здоровье людей;
3https://hub.sfedu.ru/media/diss/74427d0e-a353-11e3-a4fd-003048621912/REF_106492a.pdf
8
укрепление самосознания нации.
Спорт имеет соревновательную и конфликтогенную природу, которая
оказывает непосредственное влияние на формирование личности, и наделяет
человека определенными чертами характера. Спортивные результаты
являются мощным стимулом. Человек на соревновательной основе способен
на более высокие личные достижения , а национальные интересы дают еще
больший стимул для спортсмена. Нация и страна так же мотивируют
человека на достижение спортивных побед.
Полезной особенностью спорта для идеологических спекуляций является
спортивная среда. Спортивная среда дает возможность каждому ее члену
добиться естественного желания самореализации и признания окружающих.
Спортивная среда, в свою очередь формируется исходя из социокультурной
обстановки общества. Придя в спортивную секцию или в спортивную школу
человек оказывается и в новой для него социальной среде. В спортивной
среде имеются свои агенты социализации в лице тренеров, судей,
спортивного коллектива. Агенты социализации помогают выстраивать
спортсмену особую систему ценностей и установок. Так же, спортивная
среда занимается воспитанием, обучением культурным нормам и образцам
поведения в спортивном обществе. Тренер имеет особый авторитет для
молодых спортсменов , сопоставимый с ролью родителей в жизни ребенка.
Таким образом, спорт дает возможность искусственно создавать приоритеты
в обществе, что было ярко продемонстрировано в Германии времен Третьего
рейха. Спорт охватывает огромные массы зрителей и болельщиков.
Технический прогресс дает возможность наблюдать за спортивным событием
по всему миру , что увеличивает важность и влияние спорта в политике.
Спорт является важнейшей частью всего человеческого общества , и имеет
широкие возможности в использовании его свойств.
9
Спорт можно рассматривать как средство физического воспитания
человека. Спортивные соревнования и подготовка к ним дают возможность
целенаправленно и максимально эффективно воздействовать на все
компоненты физического состояния личности. С помощью физического
воспитания в контексте спорта, становиться возможным корректировать и
исправлять
двигательные
и физические качества человека, вносить
корректировки в физическое и психологическое здоровье, а также
формировать в человеке необходимые знания, интересы, нравственные
ценности и ориентиры.
Термин «спорт» можно разделить на два основных вида.
Массовый спорт.
Цели и задачи массового спорта схожи с целями
физической культуры , но реализуются с помощью постоянных занятий и
тренировок. К массовому спорту причастно большое количество людей ,
выполняющих те или иные физические упражнения. Массовым спортом
занимаются в свободное время с целью получения удовольствия, или
укрепления здоровья. Молодые люди приобщаются к массовому спорту
в
школьные , а в некоторых случаях и в дошкольные годы. Особенностью
массового спорта и важным отличием от большого спорта, является
зависимость от основной деятельности человека. Иными словами спорт
занимает подчиненное место в образе жизни человека.4
Спорт высших достижений предполагает системные и многолетние,
целенаправленные тренировки, вследствие которых решаются задачи
достижения максимально высоких результатов, требующих от человека
ежедневных огромных затрат времени и сил. Деятельность в сфере спорта
высших достижений является основной на длительный промежуток жизни.
4http://sctornado.ru/index.php/informatsiya/stati/59-massovyj-sport-i-sport-
vyshikh-dostizhenij
10
Иными словами , большой спорт - это погоня за результатами и победами.
Каждое высшее достижение спортсмена имеет, как индивидуальное
значение, так и общенациональный характер.
Спорт высших достижений - составная часть спорта , представляющая собой
четкую систему организованной подготовки спортсменов высшей
квалификации к соревнованиям. Большой спорт требует от спортсмена
абсолютных физиологических и психологических усилий .
Основной целью спорта высших достижений является достижение
максимально высоких спортивных результатов и рекордов на различных
соревнованиях высшего и международного уровня. Каждое высшее
достижение спортсмена имеет как индивидуальное значения , так и
общенациональный характер.5
Важным принципом большого спорта является стремление к рекордам.
Феномен такого спорта сформировался во времена политических и
«промышленных революций». Производственные принципы и нормы были
переведены в спортивные результаты, т.е. на производстве вознаграждение
присуждалось за количество и качество труда. Аналогичные принципы
появились и в спорте. Спортивные достижения базируются на трех
фундаментальных ценностях, которые пришли из сферы производства.
Можно выделить несколько принципов спортивных достижений. Принцип
повышения результативности, измеряющийся в сантиметрах , граммах,
секундах. Предпочтение в скоростных видах спорта (гонки, кроссы заплывы
5http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_educa
tion/lecture/lecture6.php?print=Y
11
и т.д.). Также можно отметить количественный принцип , исчисляющий
количество тех иди иных действий, например, забитые мячи в футболе или
шайбы в хоккее или удары в ударных видах спорта.
По своей природе большой спорт склонен к политизации. Победы на
престижнейших интернациональных соревнованиях вносят большой вклад в
укреплении авторитета страны на международной арене. Также могут
использоваться политические и идеологические аргументы. Одним из
факторов такой политизации спорта является его невероятная популярность
среди населения. Ярким примеров в спорте высших достижений являются
олимпийские игры.
Массовый и большой спорт являются взаимозависимыми друг от друга , не
смотря на принципиальные различие в определение. Большой спорт
пополняется из массового спорта. Хорошее развитие массового спорта дает
возможность перехода в большой спорт большего количества талантливых
спортсменов . В свою очередь, спорт высших достижений дает мощный
стимул для развития массового спорта. Так же он создает ориентиры
развития для спортсменов-новичков , предлагая наиболее эффективные
программы спортивного развития. В процессе культурной политики по
развитию спорта , важно равномерно развивать как массовый , так и большой
спорт.
1.3 Проблематика нравственных ориентиров современного спорта
В современном мире существует острая проблематика гуманистических
ценностей современного спорта и физической культуры. Физическая
культура на протяжении многих лет является темой для научных дискуссий и
противоречий. Ученые определяют зависимость физической культуры и
12
нравственных ориентиров личности , однако, до сих пор нет единого мнения
о пользе этого феномена.
Особенно сильные противоречия у научного сообщества вызывает спорт
высших достижений. Именно с этой разновидностью спорта связывают
целый ряд негативных явлений и тенденций . Однако, именно у большого
спорта наибольший гуманистический потенциал.
Н.И Пономарев отмечал важную значимость спорта в миротворческой
миссии. Пономарев рассматривал спорт как важный фактор
интернационализма и дружбы между народами. "Можно, с полным на то
основанием, заключить, что современный спорт, как важное социальное
явление, имеет существенное значение в сохранении мира, развитии между
народами дружеских отношений, взаимопонимания и сотрудничества".6
Похожая точка зрения прозвучала и на конгрессе в Хельсинки 1982 года.
«Без всякого сомнения спорт является фактором понимания, кооперации и
укрепления отношений на международном уровне, что он может
содействовать сохранению и укреплению мира... Как существенное
выражение интернационализма международное спортивное соревнование
является культурным достижением, которое может эффективно содействовать
знакомству стран друг с другом, взаимному признанию, уважению и
преодолению предубеждений. Он может также содействовать формированию
гуманистического, морального сознания и поведения".7
6Пономарев Н.И. Спорт - фактор мира // Review. Int. Coucil of Sport and Physical Education, Hf. 3,
1980, pр. 6-12.
7Erbach G. On the Character and Contents of Sport and of International Sporting Activities
1982. - Berlin
13
Несмотря на огромный гуманистический потенциал спорта , не всегда он
служит «идее мира» и толерантности. В частности , большое количество
представителей интеллигенции подвергают такую спортивную концепцию
резкой критике.
Основой для объективной критики спорта служит соревновательная
составляющая. Ряд исследователей считает , что соревнования вредят
межличностному и межнациональному сотрудничеству, разделяя людей на
победивших и проигравших. А также формируют такие негативные качества
личности как эгоизм, зависть, агрессивность.
С резкой критикой спорта выступил франкфуртский философ Т.Адорно.
Философ отмечал «мазохистский момент в спорте» , подчинение человека
механизму и относил спорт «к сфере несвободы».8 [235
Adorno Th.W. Prismen, Kulturkritik und Gesellschaft. - Munchen, 1963
Американский философ Фромм отмечал использование спорта в деле
разжигания межнациональной ненависти, укрепления национализма и
преследование узкокорыстных личных целей.
Фромм писал: "... посмотрите, какой безумный национализм объединяет
людей, следящих за ходом современных Олимпийских игр, которые якобы
служат делу мира. На самом же деле популярность Олимпийских игр - это
символическое выражение западного язычества. Они прославляют
языческого героя: победителя, самого сильного, самого упорного, и при этом
не замечают грозной смеси бизнеса и рекламы, столь характерных для
8Adorno Th.W. Prismen, Kulturkritik und Gesellschaft. - Munchen, 1963
14
современной имитации тех Олимпийских игр, которые проводились в
Древней Греции". 9
Вне сомнение, спорт – это слишком сложное понятие , чтобы сделать
однозначный вывод о его пользе или вреде. Однозначно можно сказать , что
в самом определении понятия имеются противоречивые моменты, дающие
повод для многочисленных спекуляций. На мой взгляд, основной проблемой
спорта является неспособность существовать автономно от внешних
факторов. К несчастью, спорт - эластичное понятие , зависящее от многих
неспортивных факторов.
Можно с уверенностью сказать , что спорт и физическая культура способны
как сформировать в личности высокие нормы нравственности , так и
разрушить их.
2.3 Физическое воспитание в Древнем мире
Физическая культура играла важную роль уже в Древнем мире. От систем
физического воспитания зависели судьбы целых цивилизаций и наций.
Наиболее интересным с культурологической точки зрения, является
противостояние между Спартой и Афинами, исход которого во многом
зависел от системы воспитания. Сбалансированная и рациональная афинская
система доказала свое превосходство над грубым физическим спартанским
развитием.
Спартанская система физического воспитания была адаптирована под
военизированное и милитаристское спартанское общество. Чрезмерное
9Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986.
15
внимание уделялось физическим упражнениям, в ущерб интеллектуальному
и нравственному развитию.
В Древней Спарте местная аристократия- спартиаты с помощью физической
силы эксплуатировали полусвободное местно население и бесправных илотов
, которые периодически восставали. Кроме того , Спарта вела бесконечные
войны с соседями . Подобное устройство спартанского общества требовало
кроме всеобщей воинской повинности и особую систему физического
воспитания. В своей системе воспитания, спартанцы акцентировали
внимание в первую очередь на необходимых качествах личности для жизни в
их социокультурной обстановке. Основной целью физического воспитание в
Спарте было достижение сверх-человеческой закаленности и физической
силы. Физическое воспитание начиналось с момента рождения , по легенде
отец обязан был показать ребенка старейшинам , и если они признавали его
слабым и нездоровым , то ребенка сбрасывали в ущелье. Спартанцы
прививали детям с раннего возраста закалку, бесстрашие, мужество, стойко
переносить лишения и беспрекословно подчиняться. Военно-физическая
подготовка и физическое воспитание занимало большую часть жизни
спартанцев. Нравственному и интеллектуальному развитию личности
внимания практически не уделялось. Наиболее точно передал устрой
общества греческого полиса -Плутарх «Никто не имел права жить так, как он
хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго
определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех.
Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но
отечеству».10 Все население Спарты можно разделить на воинов ,
ремесленников и рабов. Для наук и искусства в Древней Спарте не было
места.
10Плутарх. Ликург и Нума. «Наука» 1994
16
Пренебрежение духовным и интеллектуальным развитием личности является
одной из причин застоя в общественном развитии Спарты. К тому же
вследствие постоянных войн неуклонно снижалась численность спартиатов,
что в итоге привело к ослаблению Спарты, которая в конце VI в. до н.э.
начала утрачивать свое политическое и культурное значение среди греческих
полисов, в том числе и в сфере физической культуры.
Афинская система физического воспитания. Афинская система воспитания
была намного более демократичной и сбалансированнее, чем спартанская.
Физическая культура и закалка характера являлась для афинян скорее
необходимостью, в отличии от спартанцев для которых это было смыслом
жизни. Большое количество времени уделялось интеллектуальному развитию
,детей учили читать и писать , играть на музыкальных инструментах ,
заниматься науками. Основой физического воспитания было равносторонние
развитие личности и умеренность - «слишком усиленное и недостаточное
занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или
излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в
меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье»(Аристотель). 11
Таким
образом конце VII - начале VI в. до н.э. в Греции доминирующее положение
начало переходить к Афинам, которые избрали путь развития, прямо
противоположный пути Спарты. Из выше сказанного делается вывод , что
физическое воспитание только вместе с умственным развитием является
полезным явлением как для личности , так и для всего общества. Афины ,
построившие общество на балансе между умом и силой оказались успешнее
Спарты , избравшей только физические идеалы.
Брутальная и консервативная Спарта стала жертвой своей же
социокультурной обстановки. Однако, опыт Спарты в создании
милитаризированного строя , состоящего из послушных , физически сильных
и беспощадных солдат еще будет заимствован в будущем нацистскими
лидерами.
11Плутарх. Ликург и Нума. «Наука» 1994
17
Во многом нацисты ориентировались на спартанские идеалы, однако ,
кардинальным различием спартанского режима и фашистского является то ,
что в древней Спарте такой образ жизни был вызван необходимостью в связи
с социокультурной обстановкой и
отсувствием альтернативных путей
развития , то для нацистов спартанские идеалы являлись приоритетными
задачами для искусственного формирования подходящего типа личности.
Причины, приведшие Спарту к упадку, являлись наиважнейшими
культурными задачами нацистов. Разумеется, что Германия в Третьем рейхе
была намного более сложное и разношерстное государство чем Древняя
Спарта ,однако, спартанские принципы физического воспитания были
образцами для нацистов. Целью заимствование спартанской системы можно
считать создание физического и духовного образа спартанца.
Подобная концепция была с радостью и интересом воспринята немецкой
молодежью , которой было суждено стать опорой фашистского режима.
.
Глава II. Теоретический анализ проблемы формирования и
развития физической культуры и спортивного воспитания в
контексте национальной политики Третьего рейха.
18
2.1 Роль молодежи и цели физической культуры в контексте Третьего
рейха
Задолго до прихода к власти, Гитлер высоко ценил пользу «правильного»
физического воспитания. Основная воспитательная программа , больше
напоминающая дрессировку , была направлена на молодое поколение
Германии. Молодежь- самая динамичная и энергичная социальная группа ,
определяющая развитие общества в будущем.
Также молодое поколение оказалось самым беззащитным перед нацистской
идеологией. Именно на молодое население Германии был сделан основной
акцент культурной политики, а Гитлер взял на себя роль духовного и
нравственного воспитателя. Взгляды Гитлера, сформулированные в « Майн
Кампф» , полностью отражали всю культурную политику Третьего рейха.
Гитлер сформулировал общие принципы и тенденции воздействия на
молодых людей, которые в будущем будут заложены в фундамент общей
культурной политики. Лидер партии национал-социалистов в своих трудах
обозначил вектор формирования личности. В мировоззрении Гитлера
физическая культура и спорт имели большое идеологическое значение.
Молодежь занимала особое место в системе воспитания гитлеровской
Германии , как и в Древней Спарте. Причины такого культурного феномена
кроются в самом сознание молодых людей.
Джон Локк рассматривал сознание ребенка как чистый лист бумаги , на
котором возможно в процессе взросления «записать» любую личность.
Также важность детства в формировании личности отмечал и американский
бихевиорист Джон Уотсон.
"Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по
своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я
гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребенка, я выращу
из него такого специалиста, какого вы назовете: доктора, юриста, художника,
19
торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от
его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или
расовой принадлежности его родителей."12
Фашистская Германия , как и большинство тоталитарных режимов,
рассматривала ребенка как «не сформировавшегося полноценного члена
общества». Образцом формирования должен являться взрослый идеал
человека. Фактически речь идет о насильственном формировании личности.
В контексте культурной политики гитлеровской Германии молодежь
занимала фундаментальное место. Основной принцип воспитания Гитлер
сформулировал словами: « государство будет видеть главную свою задачу не
в том , чтобы накачивать наших детей возможно большим количеством
знаний , а прежде всего в том , чтобы вырастить вполне здоровых людей .
Лишь во вторую очередь мы будем думать о развитии духовных
способностей . Но и в этой области мы будем думать прежде всего о том ,
чтобы развить в нашей молодёжи характер , волю , силу решимости».
Следующие цитаты Гитлера во многом определили культурную политику о
будущем Германии:
1)"Новая молодежь, подобно той, что была в древней Спарте, должна быть
мужественной и сильной. Идеальное государство должно базироваться на
двух основных образовательных идеях. Во-первых, надо зажечь огонь в
сердце молодежи и внедрить в ее разум понятие расы. Во-вторых, германская
молодежь должна быть готовой к войне, обученной либо победить, либо
умереть. Конечная цель образования - сформировать граждан, сознающих
славу страны и охваченных фанатической преданностью национальной
идее.»
12Уильям Крэйн\\Теория развития. Секреты формирования личности..\\ 2002г \\ с.512
20
2)«Взгляните на этих юношей и подростков! Какой материал! С ними я смогу
создать новый мир! Мое обучение будет суровым. Мы выбьем из них
слабость. Необычайно активная, властная, жестокая молодежь - вот что я
оставлю после себя. Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не
должно быть слабости и жалости. снова хочу увидеть в их глазах отблеск
гордости и независимости хищного зверя.»
Гитлер видел в юношах Германии « материал» , принадлежащий ему лично в
первую очередь. С помощью «воспитания» молодое поколение Германии
должно было быть адаптированным под нужды гитлеровской Германии.
Кроме «захвата» морально-нравственных ориентиров молодежи, партия
нуждалась и в их телах. Сложно представить какое-нибудь явление в природе
которое бы подходило лучше для целей А. Гитлера , чем физическая культура.
С помощью физической культуры , партия захватила как тела , так и
мышление молодых людей.
Физическое здоровье молодых людей Гитлер считал достоянием нации- «В
нашем государстве забота о физическом развитии не будет представлена
каждому отдельному лицу , не будет только задачей родителей . Нет , этой
проблеме само государство посвятит огромное внимание , ибо это есть
проблема самоутверждения нации , здоровье которой и призвано защищать
государство".
По мысли Гитлера лучшим воспитателем молодежи является армия. В
гитлеровской Германии образовательная школа фактически слилась с армией
в одно целое. После школы молодые люди сразу попадали в армию , где по
примеру спартанцев, продолжали свое физическое совершенствование.
Военная служба была обязательным этапом в завершение физического
воспитания. Национал-социалисты начали культурную политику по
подготовку будущих солдат задолго до начала войны.
21
Культурная политика Третьего рейха в области спорта и физической культуры
имела ряд важных социокультурных задач:
укрепление физического здоровья населения для боевых действий
изменение морально-нравственных ориентиров
распространение и укрепление тоталитарного режима
сплочение и укрепление общества
адаптация характера и свойств личности к идеологии фашизма
повышение авторитета Германии в мире
вытеснение интеллектуального начала
Националисты рассмотрели в физической культуре уникальный инструмент
политических и культурных манипуляций. Спорт и физическая культура в
контексте культурной политики нацистских лидеров мутировали в
деструктивные для личности элементы. Физическая культура в
тоталитарном режиме Гитлера преследовала сугубо политизированные и
идеологические цели. С ее помощью нацисты стремились сделать нацию
физически и духовно сильнее. Превосходство над идеологическими врагами
в плане физической силы и личностных морально-волевых качеств должны
были сыграть важную роль в боевом потенциале Германии.
Физическая культура и спорт откровенно укрепляли идеологию и усиливали
действие пропаганды. В Третьем рейхе спорт активно формировал
воинственный и агрессивный характер.
О взаимосвязи агрессивности и спорта существует исследование
американских ученых. В процессе изучения более двадцати примитивных
обществ было выявлено наличие соревновательного характера в тех из них,
которые имеют агрессивную и воинственную направленность. На основе
этого исследования был сделан вывод , что спорт содействует формированию
агрессивного характера.13
13Sipes R. War, sports, and aggression // Sport in contemporary society: an anthology. - New York: St. Martin's
Press, 1979, pp. 46-56.
22
Учитывая то факт , что примитивные общества не преследовали цели по
повышению агрессивности в своем обществе, можно предположить каких
успехов добились в этом деле национал-социалисты.
Еще одним важным аспектом физической культуры в контексте общей
культуры Третьего рейха является вытеснение спортом интеллектуальных
ценностей. То есть физические нагрузки заменили умственные. Культ
физически сильного тела заменил интеллект. Иными словами физическую
культуру в Третьем рейхе корректно отождествить с культом
антиинтеллектуализма. Лидер Германского трудового фронта доктор Роберт
Лей так выразил позицию партии относительно образования: "Уличный
дворник одним взмахом сметает в сточную канаву тысячи микробов. Ученый
же гордится собой, открыв лишь одного-единственного микроба за всю
жизнь"14. Физическая культура в контексте культурной политики Германии
активно заменяла интеллектуальную деятельность.
Таким образом, на фоне возросшей агрессивности и физической силы ,
морально-нравственные и умственные качества личности были значительно
занижены. Кроме адаптации общества к идеологии и политическому курсу
страны , нацистам удалось объединить все общество вокруг спортивных
событий. Спортивные победы были превращены в идеологические и
трактовались для целей укрепления идеологии и пропаганды.
Физическая культура и спорт являлись одной из методик пропаганды и
культурных манипуляций в гитлеровской Германии. В конечном итоге,
нацисты получили тотальный контроль над личностью. С помощью спорта
идеология проникла еще глубже в культуру общества и подвергла мышление
целого народа деструктивной мутации, спровоцировав массы на
14Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха \\ Локид Пресс\\ 2005\\с.203
23
запредельную и массовую жестокость. Нацистские лидеры возлагали на
спорт и физическую культуры важнейшие задачи. Кроме физической силы и
эстетического тела , физическая культура в «Третьем рейхе» формировала
необходимый характер и наделяла людей ключевыми моральными
качествами такими как нечеловеческая жестокость, безжалостность ,
преданность, ярость , но также и мужество, храбрость, стойкость. С
помощью физической культуры и спорта нацисты создали культ красоты,
героизма, общности и мужества. И между тем, был создан культ
антиинтеллектуализма и жесткости. Зависимость спорта и физической
культуры от идеологии нацистов была беспрецедентной . Можно сказать , что
спорт не подвергался влиянию фашизма , а был трансформирован в фашизм.
Идеология поглотила культуру спорта , сделав из него масштабное и опасное
идеологическое оружие, преследующее схожие цели с фашизмом. На основе
вышесказанного можно сделать вывод , что физическая культура как
культурный феномен при определенных обстоятельствах может
существенно менять свои приоритетные цели и задачи в зависимости от
общей культурной политики.
Таким образом , личные взгляды А. Гитлера фактически определили развитие
физической культуры в Германии. Национал-социалистам даже не пришлось
изобретать новую модель физического и нравственного воспитания
немецкого общества. Националисты удачно использовали спартанскую
систему физического воспитания , которая полностью отвечала требованиям
Третьего рейха.
2.2 Спартанские ценности в эпоху Третьего рейха
Многие обычаи и принципы функционирования Спарты нашли свое
отражение в Третьем рейхе. Третий рейх взял воинственный образ спартанца
за стандарт построения своего общества. Используя аналогичные принципы
24
и стандарты воспитания Спарты , националистам удалось добиться схожих
физических и нравственных показателей в своем социуме. Также
националисты использовали и эстетические образы физически развитых
спартанцев. Мужественные образы спартанцев нашли свое отражение в
скульптуре Третьего рейха. Пропаганда и идеология задавала физический и
духовный образ спартанца как стандарт для немецкого общества.
Националисты нуждались в мужественных и покорных воинах для
реализации своих преступных политических планов. Многие особенности
воспитания были фактически скопированы из Спарты. Физическая культура
оказала схожее влияние на формировании личности из Древней Спарты и
фашистской Германии. Физическую культуру можно назвать главным
инструментом в изменении немецкого общества. Несмотря на временную и
культурную разницу, с помощью «культурных рычагов» националистам
удалось возродить спартанцев в образец «арийцев».
Именно физическая культура сыграла наиважнейшую роль в культурной
трансформации немецкого общества.
Национал-социалисты оценили пользу спартанской системы воспитания для
своего режима. Особым вниманием пользовался сформулированный
спартанцами культ воина , обладающего необходимыми чертами характера и
свойствами личности. Главной задачей идеологии было создания физически и
духовно сильного , и в то же время покорного человека , обладающего
необходимыми свойствами и качествами.
В Древней Спарте и в Германии во время Третьего рейха имеются схожие
черты , во многом вызванные влиянием физической культуры. Обе системы
были враждебно настроено к окружающему миру, отличались сильнейшей
дисциплиной, крепким физическим и духовым здоровьем , однородностью
общества, антиинтеллектуализмом, избыточной патриотичностью и
покорностью , а также военизированностью и милитаризмом. Несмотря на
внешнюю схожесть систем , имеется принципиальное различие. В Древней
25
Спарте подобные черты и свойства личности были приобретены
естественным путем, вследствие избыточных физических нагрузок , и через
меру жестокого воспитания. В Германии нацисты наделяли человека и
общество необходимыми чертами с помощью физической культуры в
контексте общей культурной политики. Национал-социалисты имели четкие
задачи по трансформации общества с помощью физической культуры , как
одного из инструментов. Парадоксальным выглядит тенденция навязывания
массового спорта в Германии лидерами , которые были очень безразличны и
далеки от спорта , более того, имели слабое физическое здоровье. В то
время как правители Древней Спарты были могущественными воинами ,
задававшие физические и духовные стандарты на своем примере. Система
физического воспитания в Спарте формировалась на протяжение многих лет.
В Германии была создана для определенных социокультурных задач за
короткий срок с целью получения конкретного результата.
Такая противоречивость объясняет истинное положение вещей в двух
обществах. Если в Древней Спарте физическая культура была общепринятым
обязательными стандартам для высших сословий , то в Германии она
навязывалась обществу силами пропаганды. Иными словами , националсоциалисты использовали физическую культуру как идеологический
инструмент для формирования необходимого типа личности .
Визуализацию своей идеологии и национальных качеств нацисты нашли в
«совершенных» телах античных атлетов. Воинственные и мужественные
образы древних греков привлекли внимание нацистов. Нацисты старались
донести миру сходства «арийцев» и древних греков. В культовом
пропагандистском фильме Лени Ритшфольда обособленный момент занимает
демонстрация античной эстетики и древнегреческой мощи в контексте
нацистской олимпиады. Подобным приемом режиссер давал понять о
возвращение древнегреческих атлетов в лице современных немецких
олимпийских спортсменов. Образ ,созданный древними греками, был
26
эталоном «арийской» эстетики. Нацисты пытались отождествить физический
и духовный образ «арийца» с канонами античного мира. Сила, внешний вид ,
физическое и психологическое здоровье приобрели важное место в
фашистской идеологии. Партия требовала от своих граждан соответствия
образу сформулированным идеологией. Сила , красота, здоровье, мужество
-становились неизменными и обязательными атрибутами «арийцев». С
помощью идеологической пропаганды нацисты несли идею , что спорт,
здоровье, военная подготовка и национал-социализм неотделимы друг от
друга. Образы идеологических врагов противопоставлялись благородным
образам арийцев. Нацисты изображали идеологических врагов слабыми,
трусливыми, больными и решительно приговаривали их к физическому
уничтожению. Аналогично дела обстояли и с собственными гражданами.
Высокий расовый стандарт сопровождался физическими уничтожением
чуждых идеологии элементов. Психически больные, умственно отсталые, а
также болеющие более 5 лет, приговаривались к эвтаназии. Политика
«расовой гигиены» проводилась в контексте физической культуры и общей
культурной политики. Программа «т4» предусматривала «очищение»
арийской расы от чуждых идеологии элементов общества. Решение об
эвтаназии принимались унифицированными документами самой программы ,
в соответствии с физическими и нравственными стандартами.
Согласно историческим документам на 1941г. число жертв программы
составляло более 70 тысячи человек , что говорит о масштабности
программы15.
Национал-социалистам удалось в точности воссоздать образ спартанца.
Гитлеру удалось скопировать как физический образ древних воинов , так и
15Eckhard Heesch.Nationalsozialistische Zwangssterilisierungen psychiatrischer Patienten in Schleswig-Holstein.
(Demokratische Geschichte. Jahrbuch zur Arbeiterbewegung und Demokratie in Schleswig Holstein 9/1995, S. 5—
102)
27
черты и свойства характера. Молодое поколение Германии можно было по
праву считать фактически искусственно созданным силами идеологии.
2.3 Формирование личности в контексте идеологии и физической
культуры
Формирование личности имеет большое значение в физической культуре.
Физическая культура наделяет личность одними чертами характера , и
уменьшает роль других. Она имеет огромный потенциал для тоталитарного
режима. При содействии физической культуры , в Германии был создан
новый тип личности.
При активном влиянии физической культуры, идеология затронула
человеческое тело и поставила новые требования к личным качествам
индивидов. Все что могло использоваться или помочь личности в военных
целях было поставлено на первый план , а что мешало –уничтожалось.
Скрытая милитаризация через физическую культуру оказало влияние на все
личностные качества индивидов. Усилиями пропаганды лидеры националсоциалистической партии создали качества которые требовали от
населения ,и качества которые должны были презираться всем социумом.
Идеологию национал-социалистов можно характеризовать как доминантную,
агрессивную, воинствующую, бескомпромиссную. Соотественно
аналогичными качествами националисты стремились наделить и личность.
Особого значения приобрели такие понятия как «патриотизм» и «мужество»..
На фоне стремительно технического и научного прогресса , нравственность
и гуманизм были возвращены в прошлое. Личность времен Третьего рейха
имела большое количество схожих черт с представителями древних народов .
Возродив систему физического воспитания , сформированную в Древнем
Мире, нацисты пробудили в личности дикие и безжалостные инстинкты.
28
Подобная радикальная и бескомпромиссная культурная политика имела
масштабные и наиважнейшие задачи для внутренней и внешней политики
национал-социалистов. Нацистам удалось воспитать агрессивное и
хладнокровное поколение , фанатично преданное идеологии и готовое
покорно выполнять любые преступные приказы. Партия сумела донести до
общества какие эмоции и чувства являются первичными, а какие нужно
исключить. Например, если для человека , имеющего некие нравственные и
гуманистические стандарты , узники концлагеря должны вызывать
сострадание и жалость, как несчастные и обреченные люди. То для человека
из социокультурной обстановки Третьего рейха была свойственна замена
чувственности , и вместо жалости ощущалась агрессия и неприязнь.
Национал-социалисты, использовав физическую культуру как
идеологический инструмент , наделяющий личность необходимым набором
качеств для бесчеловечных действий. И в то же время , с помощью
аналогичных методов нацисты понизили чувственное и разумное восприятия
происходящего. Физическая культура сыграла важную вспомогательную
функцию в формировании типа личности , адаптированного под реалии
фашизма. Апогеем нацистской пропаганды был новый для европейского
общества тип личности , отрицавший интеллектуализм и нравственные
ценности , и превозносивший жестокость и агрессивность.
В фашисткой Германии, накануне Второй мировой войны, как было доказано
исследовании Т. Адорно, была сформирована авторитарная личность16.
Политическая система готовила для осуществления своих военных амбиций,
господства на мировом уровне, подходящий и наиболее эффективный
инструмент – конкретный психологический тип, который обладал именно
теми качествами, которые были необходимы в данной ситуации для
реализации конкретных задач. Идеологический конструкт построения
16Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.
29
авторитарной личности были приближен к следующему стандарту: ярко
выраженныйнационалистичныйнастрой, консерватизм, агрессивность, жажд
а власти,силаволи,реваншизм.По мнению Фромма, в сознании авторитарной л
ичности отсутствует понятие равенства. Мир для
такого человека состоит из людей, имеющих или не имеющих силу и власть, и
ли имеющих и не имеющих право существовать т.е высших и низших17.
Характер – обязательная и наиболее важная составляющая немецкого
общества времен Третьего рейха. Именно на наличие характера строились
принципиальные различия высших раз от низших. Характер , в свою
очередь, формируется в сочетании различных элементов таких как.
Настойчивость, энергия, способность владеть собой и другие способности
проистекающие из воли. ( Г.Лебон. Психология масс). А физическая
культура , в свою очередь, наделяет личность необходимыми качества для
формирования нужного характера. По версии Лебона , только благодаря
характеру 60 тысяч англичан , имеют власть над 250 миллионами индусами.
При чем многие из них превосходят англичан по умственным показателям.
Таким образом , именно характер народа , а не ум определяют его
культурной и историческое развитие18.
Благодаря использованию пропаганды, нацисты получили тотальный
контроль над личностью. Смогли сформировать мышление и заложить
основы характера целого поколения. С помощью физической культуры
,идеология проникла еще глубже в культуру общества и подвергла
мышление целого народа деструктивной мутации, спровоцировав массы на
запредельную и массовую жестокость.
17 Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986.
18 Густав Лебон. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995.
30
2.4 Социокультурная обстановка в немецком обществе
До момента прихода нацистов к власти немецкий спорт находился в
откровенно плохом состоянии. Поэтому несмотря на жесточайшую
управленческую централизацию спорта и мощную идеологическую
унификацию , спортивное сообщество радужно встретило нацистов.
Практически все спортивные союзы предлагали свои услуги нацистам взамен
на денежные премии и медали. Спортивные круги с огромной радостью
приняли реваншистский и националистический курс Гитлера. Поддержка
курса националистов была колоссальной. В свою очередь , несмотря на
бюрократические сложности, рейхсканцелярия систематизировала и
рассматривала все обращения спортивных организаций, практически во всех
случаях были направлены ответы19.
В 1933 году спортивные союзы еще сохраняли надежду на сохранение
минимальной самоуправляемости , однако, принудительные слияния и
милитаризация создавала из объединенных спортивных союзов
национальные военизированные легионы, подчиняющиеся Гитлеру. Сам
лидер нацистов абсолютно не стремился стать «отцом немецкого спорта» , а
предпочел назначить должность Имперского комиссара по делам спорта,
первая задача которого была тотальная унификация всех спортивных союзов.
В связи с появлением новой спортивной организации было решено не
отвечать на телеграммы физкультурных союзов. Новое правительство
исключало любое инакомыслие, как и подобает фашистскому тоталитарному
режиму. К сожалению , немецкое общество не распознало вовремя истинные
цели феноменального интереса нацистов к спорту. Тем не менее ,
националистический режим пользовался большой поддержкой во всем
немецком обществе.
Причина поддержки режима Гитлера в обществе ,берет истоки со времен
«Версальского договора». В связи с трагическими историческими событиями
19А.В Васильченко. Нордические олимпийцы
31
Германии была одержима идеей национального превосходства над другими
нациями и странами. Бесконечное желание создавать только самое лучшие и
побеждать во всем любой ценой ,можно заметить практически во всех сферах
общества. Соревновательный спортивный характер превратился в
национальную идею. Еще до нацистских манипуляций на физическую
культуру , немецкое общество видело в спорте не просто спортивные
результаты , а способ самовыражения и желание вернуть уважение в глазах
мирового сообщества. Во многом подобное желание было вызвано
унизительным для немецкого народа «Версальским договором» . Германия
оказалась среди стран изгоев, а немецкий народ чувствовал себя униженным
и отверженным международным сообществом. Германии было отказано в
международных играх , что послужило началом «национального спорта» как
альтернативы международному. Кроме того , Германии было запрещено
иметь армию ( до1935года) , что привело милитаризации всего спортивного
движения. В таких социокультурных условиях , физической культуре и
спорту была отдана наиважнейшая роль в жизни немецкого общества. В
спорте демократическая Германия видела выход из изоляции, поднятия
самосознания и самоутверждения нации, а также желание реванша перед
международным сообществом. Физическая культура заняла важное место в
национальной идеи Германии, а спортивные успехи преобразовались в
основополагающий критерий успеха нации. Общий настрой Германии
выразил немецкий видный деятель Карл Дим – «Будущие олимпийские
победы предполагают беспощадную воспитательную работу. И от этого
зависит уважение, которое будут испытывать к Германии во всем мире. Если
к 1936 году мы сможем добиться этого уважения, то мы приложим руку к
осуществлению нашей немецкой миссии. Эта вера будет удивительным
образом расти день ото дня. Но она еще не является явленной нам
действительностью в борьбе за место под солнцем”20.
20Дим Карл. «Большая олимпийская энциклопедия» (2006)
32
Таким образом , еще до прихода нацистов к власти , физическая культура
заняла важное место в повседневной жизни Германии. Кроме всех прочих
«преимуществ» физической культуры , сделав ставку на спорт , нацистам
удалось привлечь огромное количество новых членов в лице спортивных
союзов и физкультурников. Кроме расширения партии , нацисты видели
огромное количество пользы от физической культуры для идеологии партии.
Еще одним важным аспектом физической культуры для нацистов была его
массовость, и как следствие , возможность использовать спортивные
мероприятия в пропагандистских целях. Огромная популярность спорта в
Германии во многом облегчило задачи национал-социалистов,
общественность с удовольствием шла на встречу спортивным переменам.
Особенно это коснулось немецкую молодежь.
2.5. Повышение роли физической культуры в системе образования
Существенным реформациям подверглась система образования в Германии.
Разнообразность немецкого образования была сведена к минимуму по всей
Германии. Например, в Дюссельдорфе до 1937 года существовало около 70
различных форм обучения, а после 1937 года осталось только две. Из 8 типов
школ остались только два. Ликвидировались религиозные и частные школы,
нацисты систематично унифицировали всю систему образования , добиваясь
полной монополии на образование21.
Аналогично обстояли дела и с самоуправством школ. Самоуправство было
упразднено , а роль родительского совета заменил гитлерюгенд. Участие
родителей в системе образования была аннулировано. Если в Веймарской
республике воспитание было сосредоточено на знании , то в нацистской
Германии акцент ставился на воспитании характера личности и физическому
21Пленков О.Ю \\ Тайны Третьего рейха. Спартанцы Гитлера ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 480 с
33
развитию. Основной задачей нацистских теоретиков и школьных методистов
было сокращение теоретической и содержательной части обучения , в пользу
физического воспитания и допризывной подготовки. Наиважнейшими
установками в процессе воспитания были антиплюрализм , коллективизм и
учение о единстве тела и духа. Нацисты фактически перевернули
устаревшую систему образования.
Особое место получил ГЮ , который насчитывал почти 8 миллионов членов.
ГЮ претендовал на роль воспитателя немецкой молодежи. Основной
деятельностью организации можно считать физическую и идеологическую
подготовку молодежи. Культурные программы ГЮ заменяли школьную
программу. Огромное количество школьного времени было сокращенно за
счет собраний, походов и митингов. Школьники посещали культурные
мероприятия , подвергаясь идеологическому влиянию своих вожатыхмолодых сторонников СС. Партия стремилась воздействовать на молодежь
максимальное количество времени. Для ГЮ был даже выделен
дополнительный учебный день-суббота. Сам день получил название
«Государственный день молодежи» и фактически являлся днем военнофизической подготовки молодежи. ГЮ стремился проводить со молодежью
максимальное количество времени. Делалось это ради создание разрыва
между поколениями. Дети школьного возраста отрывались от своих
родителей и родственников. Националисты делали максимум усилий чтобы
школьники проводили как можно больше времени вне дома. Подобная
тенденция ослабляла роль родителей в воспитании ребенка , что понижало
влияние семейных культурных ценностей на мышление ребенка.
Родительские установки трактовались националистами как «устаревшие
взгляды», что упрощало введение новой модели поведения.
Для будущих членов СС, полицейских и офицеров были учреждены
специальные элитные школы-интернаты НАПОЛА (национал-политические
учебные учреждения). Кадетов данной школы каждый год отправляли на
34
военные маневры и каждый учащийся должен был отработать на заводе,
шахте или деревне22. Приоритетной целью программы было воспитание
физически развитых, мужественных , покорных и готовых отдать себя в
жертву солдат. Члены НАПОЛА с детства воспитывались для элитных
подразделений . Элитные школы наподобие НАПОЛА пользовались мощной
материальной поддержкой от партии , и могли позволить себе авто и
мотопарки.
Основными общими предметами в системе образования была биология,
история и физическая культура. В немецких школах на уроках математики
школьники рассчитывали экономлю средств от ликвидации инвалидов и
рассчитывали баллистические траектории. Физическая культура стала
обязательным предметом для всех немецких студентов и проводилась 5 раз в
неделю. При этом требования от учащихся по основным предметам были
минимальны. Физическая культура открыто заменяла фундаментальные
предметы. Подобная тенденция привела к потере критического мышления и
неумению анализировать у целого поколения.
Для молодых учащихся нацистская образовательная программа с большим
количеством спорта, физкультуры, туристических походов и других рода
активностей ,таких как автогонки и мотоциклы, была невероятно
привлекательна. Кроме того, от учащихся требовалось значительно меньше
времени уделять наукам , что упрощало умственные нагрузки. В таких
условиях «устаревшая» система образования потерпела сокрушительное
поражение перед нацистскими реформами. Молодежь с удовольствием
приняла новые учебные планы. Ставка нацистов на физическую культуры для
привлечения молодежи безоговорочно сработала.
Понимая важность мототехники в условиях боевых действий. Понимая
привлекательность автомобилей и мотоциклов для молодежи , нацисты
практически моторизовали всю Германию под знаменем национал22 Залесский К.А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. — М.: Эксмо, 2005. — С. 356—357. — 672 с
35
социалистов своим знаменем. Образовательные учреждения приобретали
большое количество автомобилей и мотоциклов.
Невиданного масштаба получили мотогонки , в которых националисты
видели перспективы для идеологии. Автогонки и мотоспорт получил
невиданную ранее популярность, по примеру Муссолини нацисты строили
автобаны и тратили огромные суммы на развитие немецких автомобильных
концернов. Такое аполитическое явление на автогонки преобразовалось в
сильнейшую идеологическую пропаганду. В 1937 году немецких гонщик на
автомобиле марки БМВ поставил рекорд скорости 279 км, который
продержался до 1951 года. В 1933 году созданный Гитлером националсоциалистический моторизированный корпус под руководством его
ставленника Адольф Хюнляйн поглотил все гоночные и автомобильные
клубы в стране.
Элитные образовательные учреждения имели в своем автопарке большое
количество дорогих автомобилей и мотоциклов , что безусловно привлекало
и без того заинтересованную немецкую молодежь.
Также как и все сферы жизнедеятельности, автомобильная отрасль
подверглась милитаризации, заинтересовав немецкую молодежь автоспортом,
нацисты готовили будущих военных техников и водителей боевой техники.
Однако, можно констатировать , что нацисты сделали серьезный рывок в
автомобильной промышленности. Большинство известных немецких
концернов существующих по сей день зародились именно в условиях
которые диктовал Третий рейх, были поставлены невероятные для своего
времени спортивные рекорды скорости и невероятные для своего времени
эксперименты, в огромных количествах строились автобаны. Нацистов в
автомобильной промышленности двигали аналогичные соревновательные
цели как в спорте. Немецкая техники , также как и немецкий спорт ,
36
олицетворяла нацистскую идеологию , и поэтому должна была побеждать на
соревновательной основе.
В контексте автомобильной сферы , термин «спорт» ( автомобильный
спорт) выходит за рамки «физической культуры» и становиться
обособленным понятием, не связанным с физической культурой. В данном
контексте «спорт» можно рассматривать не как независимый термин , а как
набор спортивных свойств и принципов называемых, обобщаемых термином
«спорт».
Глава III. Спорт высших достижений в контексте культурной политики
Третьего рейха
3.1 Конфронтация олимпийских задач Кубертена и Третьего рейха
Вопреки гуманистическим ориентирам большого спорта и олимпизма ,
националистам не составило труда использовать международные
соревнования в своих корыстных целях. Открыто противопоставляя свои
цели , нравственным ориентирам родоначальника современных Олимпийских
игр, национал-социалистам удалось провести одни из самых удачных Игр в
истории. Фактически , Олимпиада в Третьем рейхе было полное
противопоставление идеям и принципам концепции Кубертена.
Во время разработки концепции современного олимпизма , Кубертен строго
придерживался гуманистическим идеалам и «высокой» нравственности. «В
Олимпизме - словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы,
которые способствуют совершенству человека" 23 . По мысли барона спорт и
международные спортивные связи должны вдохнуть в человечество «дух
свободы и мирного соревнования» , также способствовать сохранению и
укреплению здоровья людей как физического , так и духовного. Он считал ,
что спорт должен быть «опорой делу мира» , и что "мирные рыцарские
23Петрова Наталия, 1980. Общественно-экономические системы и развитие олимпийского
движения // Акт. пробл. межд. олимп. движ./Сост. А.Солаков. - София Пресс, 1980, с. 28-44.
37
соревнования создадут наилучший интернационализм". Кубертен считал , что
спортивные соревнования укрепляют характер человека , и укрепляют
«нравственные силы» спортсмена24.
Барон отмечал важность всестороннего развития личности, особое место в
свой «идеологии» он уделял нравственному развитию личности. «олимпизм
может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно
как физической выносливости и силы, но только при том условии, что
каждый человек развивает свои представления о чести и спортивной
незаинтересованности не в меньшей степени, чем мышечную силу"25.
На базе идей Кубертена были созданы важнейшие официальные документы
олимпийского движения. Одним из примеров является Олимпийская хартия.
«Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу
гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию
мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. 26"
На основе Хартии олимпийские комитеты и спортивные федерации должны
основывать свою деятельность.
К сожалению, возрождение олимпийского движения в 1896 году сыграло
скорее негативную роль в ХХ веке. Гуманистические и
интернационалистические ориентиры основателя современного
олимпийского движения Пьер де Кубертена, преобразовались в абсолютные
противоположности. Не успело пройти и полвека как олимпийское движение
приняло резко националистические и антисемитские черты. Культурные у
гуманистические ориентиры которые провозглашал Пьер де Кубертен
24 Coubertin Pierre. The Olympic Idea: Discourses and Essays. rev. ed. eds. L.Diem and O. Andersen.
translated from the French by J.G.Dixon. - Lausanne: Carl-Diem-Institut, Editions Internationales,
Olympia, 1966.
25Coubertin Pierre. The Olympic Idea: Discourses and Essays. rev. ed. eds. L.Diem and O. Andersen. translated
from the French by J.G.Dixon. - Lausanne: Carl-Diem-Institut, Editions Internationales, Olympia, 1966
26Олимпийская хартия. МОК. - М., 1991.
38
,превратились в политический и пропагандистский инструмент А. Гитлера.
На фоне олимпиады 1936 году резонансно выглядят слова основателя
движения : «атлетизм будет возвеличен и облагорожен и международная
молодежь будет черпать в нем любовь к миру и уважение к жизни»27. Идеи
Кубертена не просто провалились, а приняли зеркально противоположное
значение. Не смотря на противоречие всем олимпийским стандартам и
принципам , гитлеровской Германии удалось провести самые успешные
Олимпийские игры в истории. Благодаря Олимпиаде 1936 года нацистам
удалось одержать идеологически и политически важную победу.
В целом ,двадцатый век показал, что спорт сам по себе, не может служить
гуманистическими идеям или интернационализму. Физическая культура и
спорт являются понятиями легко меняющими свои цели и задачи . Спорт
можно рассматривать как культурный , идеологический и пропагандистский
инструмент влияние , который может использоваться разными лидерами и
режимами , с разными целями.
Националисты удачно провели спортивные мероприятия в контексте общей
культурной политики, одержав при этом как значимые спортивные победы ,
так и идеологические. Масштабное развитие спорта и физической культуры
в Германии дало свои результаты на международных соревнованиях. Апогеем
спортивной программы в контексте общей культурной политики стали
высокие результаты на олимпийских играх в Германии и победа немецкого
боксера Макса Шмелинга. Все спортивные победы Германии были
результатом напряженной и длительной работы немецких спортсменов в
совокупности с мощной идеологической поддержкой и общим развитием
спорта.
3.2 Противоречивость Олимпиады 1936 года и ее значение для Германии
27. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. - М., 1983.
39
Феноменальных успехов национал-социалисты добились во время
Олимпиады 1936 года. Разумеется , о спортивных принципах Кубертена не
шло и речи. Германия получила право проведения олимпиады еще до прихода
национал-социалистов к власти. Игры являлись заветной целью для всего
немецкого общества. Германия с помощью Олимпиады стремилась выйти из
международной изоляции и поднять свой авторитет в международном
сообществе.
Однако , в последствии, многие страны отказались от участия в ней по
причине расизма и антисемитизма. США пытались бойкотировать игры и
провели голосование спортивной среде , однако, с минимальным перевесом
играм было суждено быть. МОК, возможно, надеялся, что Олимпиада
сплотит Германию с внешним миром, остановит распространение фашизма .
До прихода национал-социалистов в мире еще сохранялась надежда.
Международное сообщество надеялась на возврат Германии в
цивилизованные страны.
В 1934 году споры разгорелись заново. Олимпийские правила запрещали
любую расовую дискриминацию. Если в 1931 году еще были надежды , что
нацисты одумаются , то в 1934 сомнений уже почти не осталось. В 1934 году
чиновники МОК посетили Берлин, чтобы оценить ситуацию с
дискриминацией. Нацисты подготовились к визиту и превратили Германию в
«самую либеральную страну в мире». Исчезло абсолютно все , что касается
расизма и антисемитизма. Исчезли антисемитские плакаты, газеты изменили
печатаемые материалы, чиновники общались со спортсменами евреями ,
некоторые из них были даже допущенные в немецкую команду. Жителям
Берлина было даже запрещены публичные расистские высказывания.
Националисты провели настолько мощную идеологическую «обработку»
населения , что были вынуждены опасаться спонтанных и яростных акций
направленных против представителей еврейской расы. Подобные волнение
могли помешать глобальным целям национал-социалистов. Произвести хотя
40
бы терпимое отношение к евреям и удержать агрессию оказалось сложной
задачей для высших чинов. В интересах олимпиады ,нацисты сумели
несколько охладить общественность.
Уловка сработала, чиновники МОК поверили в обман или сделали вид, что
поверили. На фоне внешней показной толерантности истинное лицо нацистов
было скрыто от нежелательных глаз. В то время как репортеры восторженно
гуляли по центру и восхищались им , в Германии достраивались концлагеря.
По своей сути это было временное приостановления. Евреи в Германии с
ужасом ожидали окончания игр. Их самые страшные предчувствия сбылись.
Через 2 дня когда огонь был потушен и пролилась первая кровь. Застрелился
начальник Олимпийской деревни, после того как был уволен с военной
службы по подозрению сокрытия еврейских корней. В последствии, в
концентрационных лагерях были убиты 17 спортсменов-евреев , которые
участвовали на Олимпийских играх . Не смотрели нацисты и на наличие
почти всех спортсменов высоких наград для страны. Можно обьективно
констатировать абсолютный провал гуманистической идеи Кубертена.
Изначально Гитлер не поддерживал Олимпиаду, считав ее «изобретением
евреев и массонов». По его мнению представителям арийской расы
недопустимо соревноваться с представителями «неполноценных народов».
Министр пропаганды Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить
фюрера пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. Он утверждал,
что проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную
мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским
материалом. Нацисты также рассчитывали на иностранные инвестиции.
Кроме того, состязания позволят несомненно сильной немецкой команде
продемонстрировать другим народам «арийский» атлетизм и
непосредственное отношение «арийской» расы к древним грекам. Немецкие
атлеты изображались , копируя образы древних греков ,намекая на
41
мифическую взаимосвязь между «арийской» расой и классической
античность.
В целом результаты XI Олимпиады в Берлине были позитивными для
рейха. Огромные финансовые вложения в физическую подготовку и спорт
дали результаты: команда Германии получила 33 золотые медали, оставив
далеко позади все остальные команды. Нацисты считали, что расовое
«превосходство» арийцев нашло очередное подтверждение. За счет такой
масштабной спортивной победы партия значительно укрепила свои позиции
в Германии. Победа трактовалась как явное превосходство немцев над
другими нациями и странами.
Тем не менее, хотя многие нацистские предрассудки вроде бы
подтвердились, некоторые из них вступили в явное противоречие с
реальностью. Фехтовальщица-еврейка Хелена Майер заняла второе место, а
еврейские спортсмены из других стран завоевали золотые и серебряные
медали. В таком военизированном виде спорта как фехтование, первенство
евреев было весьма неприятно для нацистских лидеров. Особенно
разочаровал нацистов и их идеологию афроамериканский атлет Джесси
Оуэнс. Гитлер буквально и открыто ненавидел атлета. Однако, сам Оуэнс
отмечал , что в расистской Германии трибуны к нему относились лучше , чем
в родной и демократической Америке».
Несмотря на воздействие нацистов на мышление спортивных зрителей , они
уважительно относились к афроамериканским спортсменам, а Оуэнс вызывал
явные симпатии местных зрителей. Тоже самое можно сказать и про
немецких атлетов , например, один из лучших членов сборной по бегу даже
взял автограф у Оуэнса и в дальнейшем писал «Я до сих пор храню эту фотографию. Когда-нибудь я буду хвастаться ею перед моими детьми». Вопреки
социокультурной обстановке в Германии, немецкие зрители и спортсмены
уважительно относились к представителям других культур и наций. Это и
42
есть то , что Кубертен называл гуманистическим потенциалом олимпизма.
Даже в Третьем рейхе , в спорте нашлось место «рыцарской чести».
Чего невозможно сказать про лидеров нацистской партии. Гитлер , понимая
всю важность созданного миролюбивого образа и «мирные» цели олимпиады
которые они преследовали, так и не смог подыграть своему образу.
Современники писали , что на трибуне Гитлер не мог сдержать эмоций после
победы Оуэнса сказав ,«Американцам должно быть стыдно, что они
позволяют неграм завоевывать олимпийские медали для их страны. Я
никогда не пожму руку этому негру». В дальнейшем Гитлер писал «Люди,
чьи предки обитали в джунглях, примитивны, у них более атлетическое
сложение, чем у цивилизованных белых. Они неравные соперники, а поэтому
нужно отстранять их от участия во всех будущих Олимпийских играх и
спортивных соревнованиях”». Не смогли изменить ситуацию и министр Ганс
фон Чаммер, попросив Гитлера ради политических целей
сфотографироваться с Оуэнсом , получив отказ – Нет ни одного способа
убедить меня фотографироваться рядом с этим негром. Гитлер отказывался
поздравлять афроамериканских спортсменов , из-за чего возник конфликт с
олимпийским комитетом, после чего он и вовсе отказался от поздравлений.
В то же время в США успех Оуэнса преподносился как поражение
нацистской идеологии. Однако Соединенным Штатам и самим было о чем
задуматься в плане межрасовых отношений. . Вот, что он сказал: "Гитлер
меня не оскорбил. Рузвельт - вот, кто меня оскорбил. Президент даже не
прислал мне телеграмму." В том же 1936 году, но уже после берлинской
Олимпиады, в США проходили выборы. И Франклин Рузвельт так боялся
потерять голоса расистски настроенных жителей южных штатов, что не
только не пригласил Оуэнса в Белый Дом, но даже не прислал
поздравительной телеграммы.
43
Но все же, политическая обстановка гитлеровской Германии сказалась на
обстановке, сложившейся на Играх. Стоит отметить, что со спортивной
точки зрения Олимпиада 1936 года сыграла важную роль в расширении
программы состязаний, в развитии зимних видов спорта и всего
олимпийского движения. Одним из самых важных событий Игр была
церемония зажжения олимпийского огня в день открытия Игр , а в день
окончания Игр , огонь потух. В целом, игры 1936 года имели внушительное
культурное и спортивное значения. Гитлеровская Германия провела самые
зрелищные и массовые зимние олимпийские игры в истории. Несмотря на
полное отклонение от нравственного курса Кубертена , националисты
провели одни из самых успешных игр в истории. Кроме абсолютного
спортивного преимущества ,националисты одержали важные идеологические
и политические победы. Результат игр способствовал укреплению
фашистского режима.
3.3 Роль боксерского поединка в культурной политике
Еще одним эпохальным спортивным событием является выступление
немецкого боксера Макса Шмелинг. Поединок имел невероятное культурное
значение для режима.
Усилиями пропаганды спортивное достижение немецкого спортсмена было
приравнено к триумфу националистического режима и фашистской
идеологии.
Ажиотаж который был вызван боем афроамериканского боксера с
представителем европейской расы, сложно переоценить. Кроме расового
принципиального различия , была и идеологическая противоположность
атлетов, а точнее их социокультурной среды. Ценности демократического, но
расистского американского общества столкнулись с тоталитарным и
фашистским режимом.
44
Националисты серьезно рискнули , поставив лучшего немецкого боксера
против легенды бокса Джо Луиса. Для националистической идеологии и
политического режима поражение от представителя « низшей» расы могло
нанести серьезный удар как по самой идеологии , так и по авторитету
националистов в международном сообществе. Нацисты пошли риск , но в
очередной раз одержали идеологическую победу ,благодаря боксеру из
Германии. С исторической точки зрения Макс Шмелинг был человеком очень
далеким и безразличным к политике. Несмотря на сильнейшую политизацию
спорта и спортсменов , Шмелинг явно не разделял ярко выраженных
расистских и антисемитских взглядов лидеров партии. Демонстративно и
безразлично он был сторонником партии , но спокойствие и уважение к
представителям других наций отличало его от типичных « сторонников» о
чем умалчивала немецкая пресса. Привыкшей к политизации своей
спортивной деятельности , был пассивен к политическим и идеологическим
играм политиков и трансформаторов культурных ценностей.
Еще в 1928 году победу Шмелинга над итальянцем Микеле Бональе,
немецкая пресса называла победой немецкой демократии над итальянским
фашизмом. Спустя 8 лет тот же человек в той же стране представлял
интересы абсолютно другого и измененного общества.
Сущность Шмелинга можно охарактеризовать высказываниями в адрес
«идеологического и расового врага» фашистской Германии Джо Луиса.
«Он умный и хорошо воспитанный человек, который ведет абсолютно
безупречную со спортивной точки зрения жизнь, он не пытается выделиться
своим экстравагантным поведением. Посмотрите на Луиса — он не
допускает ошибки многих цветных спортсменов, которые пытаются
проникнуть в высшие круги белою общества.28»
28Васильченко А.В\\ Нордические олимпийцы. Спорт в Третьем рейхе. Вече,2012.-143 с
45
Можно заметить расовую предвзятость спортсмена , однако, в его оправдание
можно отметить , что этим грешила не только националистическая Германия
и партия , но и большая часть демократической Америки в 20 веке.
Перед боем фраза Шмелинга « До встречи вечером , Джо» явно
демонстрировала отрешенность от партийной идеологии Гитлера. На
продолжение всей жизни он остался другом Луиса и помогал ему деньгами , а
после смерти американца полностью взял на себя расходы на похороны.
Для националистов Луис представлялся в другом образе. Например
эсэсовский журнал « Черный корпус» писал : «Англия, Франция, Северная
Америка должны выразить негласную признательность Максу Шмелингу за
то, что в процессе мировой борьбы он положил конец самонадеянности
чернокожих». «У негра врожденная психология раба ,и горе тому, кто
позволит ему проявить надменность и высокомерие, — это надо пресекать
самым жесточайшим образом. Тот же журнал писал ; «железные кулаки
Макса Шмелинга разгромили всех врагов национал-социализма, благодаря
чему белая раса смогла сохранить почтение к себе».
Еще более неполиткорректным и антисемитским высказыванием отличился
Геббельс , выразив в одном предложение реальный настрой общества - «В 12м раунде Шмелинг уложил нокаутом негра. Чудесный, драматичный и
возбуждающий поединок. Белый против черного. И белым был немец»29.
Националисты не обошли стороной и тему «великой Германии» , немецкая
пресса писала «: «Теперь Германия является не только страной самых
быстрых гоночных автомобилей, самых больших дирижаблей. Германия
родила самого величайшего боксера всех времен и народов»
Кроме несоответствия мышления Шмелинга нацистским взглядам , не
помешала им и противоречивая внешность Макса. Несмотря на то , что и
внешность ярко противоречила нацистским идеалам и образам. Кареглазый,
29 Georg Wilhelm Müller. Das Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda. Berlin, 1940, S. 6
46
с густыми бровями, темными волосами и резкими скулами не подходил под
образ « типично ария». Однако, ничто не могло помешать нацистским
идеологом сделать необходимый для них образ и одержать уверенную победу.
С точки зрения нацистской идеологии победа была достигнута за счет
дисциплины, мужества, решимости и воле.
После победы все немецкое общество было погружено в глубокую
эйфорию .Нацистам удалось добиться серьезных целей ,очень далеких от
спорта. Удалось поднять авторитет Германии в мире, повысить рейтинги
Гитлера и партии, сплочение общества, поднятие боевого духа и веру в
победу, еще большее усиление расовых предрассудков населения,
укреплению идеологии , своеобразной рекламе олимпиады 1936 года и
экономической выгоде. Триумф всей Германии и лично Гитлера был
очевиден.
В Американском обществе ситуация была противоположная. Поражение
Луиса сопровождалось депрессией и разочарованием , многие американцы
были поставлены в сложную экономическую ситуацию, в отдельных районах
были беспорядки и столкновения с полицией. Еще больше были усилены
расистские настроения.
С виду простой боксерский поединок оказал сильное влияние как на
отдельные страны , так и на ситуацию в мире. В данном случае спорт был
принесен в жертву идеологии, режимам, политики и пропаганде. А сам
Шмелинг оказал неумышленный , но неоценимый вклад в укрепление
идеологии.
47
Заключение
Физическая культура на протяжение всей своей длинной истории играла
важную роль в жизни общества. Национал-социалисты умело использовали
всей свойства физической культуры для достижения идеологических и
политических целей. Физическая культура являлась одним из основных
инструментов по трансформации личности и всего общества. С помощью
этого инструмента Третий рейх достиг невероятной мощи.
В данной работе была сделана попытка проанализировать влияние
физической культуры на немецкое общество. Были исследованы наиболее
эффективные методики введения физической культуры в Германии.
48
Список литературы
1. Смагин Н. И. Физическая культура – как основополагающий фактор
укрепления здоровья // Педагогическое мастерство: материалы IV
междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: БукиВеди, 2014. — С. 206-208.
2.
Пономарев Н.И. Спорт - фактор мира // Review. Int. Coucil of Sport and
Physical Education, Hf. 3, 1980, pр. 6-12.
3. Erbach G. On the Character and Contents of Sport and of International
Sporting Activities // Sport and International Understanding: Proceedings of
the Congress held in Helsinki, Finland, July 7-10, 1982. - Berlin etc.:
Springer-Verlag, 1984, pp. 31-37.
49
4. Sipes R. War, sports, and aggression // Sport in contemporary society: an
anthology. - New York: St. Martin's Press, 1979, pp. 46-56.
5. Уильям Крэйн\\Теория развития. Секреты формирования личности..\\
2002г \\ с.512
6.
Eckhard Heesch.Nationalsozialistische Zwangssterilisierungen
psychiatrischer Patienten in Schleswig-Holstein. (Demokratische
Geschichte. Jahrbuch zur Arbeiterbewegung und Demokratie in Schleswig
Holstein 9/1995, S. 5—102)
7.
Залесский К.А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. — М.: Эксмо, 2005. —
С. 356—357. — 672 с
8. Пленков О.Ю \\ Тайны Третьего рейха. Спартанцы Гитлера ОЛМА
Медиа Групп, 2011. — 480 с
9. Пленков О.Ю. Третий Рейх. Арийская культура. — СПб: Издательский
дом «Нева», 2005. — 480 с.
10.Пленков О.Ю. Третий Рейх. Война: кризис и крах: Вермахт, война и
немецкое общество. — СПб: Издательский дом «Нева», 2005. — 512 с.
11.Васильченко А.В\\ Нордические олимпийцы. Спорт в Третьем рейхе.
Вече,2012.-143 с
12.Дубин Б. В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерк
и социологии современной культуры М.: Новое издательство,
2004. — 352 с.
50
13.Столяров В.И \\ Гуманистическая культурная ценность современного
спорта и олимпийского движения \\ Вып. Второй \\ Гуманитарный
центр «СпАрт»,1998.- 167с.
14.Абдулкаримов С.А. Спортивная культура: от традиции к
традиционализму // Этнограф. обозрение. – 2010. – № 2. – С. 83-96
15.Олимпийская энциклопедия / Гл. ред. С.П. Павлов. - М., 1980.
16.Григоревич В.В \\ Всеобщая история физической культуры и спорта \\
Советский спорт, 2008.-288с
17.
Rick Shenkman, Adolf Hitler, Jesse Owens and the Olympics Myth of
1936 February 13, 2002 from History News Network (article excerpted from
Rick Shenkman’s Legends, Lies and Cherished Myths of American History,
William Morrow & Co, 1988
18.Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. - М., 1983.
19.Петрова Наталия, 1980. Общественно-экономические системы и
развитие олимпийского движения // Акт. пробл. межд. олимп.
движ./Сост. А.Солаков. - София Пресс, 1980, с. 28-44.
20.Coubertin Pierre. The Olympic Idea: Discourses and Essays. rev. ed. eds.
L.Diem and O. Andersen. translated from the French by J.G.Dixon. Lausanne: Carl-Diem-Institut, Editions Internationales, Olympia, 1966.
21.Густав Лебон. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995.
22.Georg Wilhelm Müller. Das Reichsministerium für Volksaufklärung und
Propaganda. Berlin, 1940, S. 6
Интернет-источники
51
http://www.best-pedagog.ru/pedagogika-i-shkola-v-epohu-vozrozhdeniya/
http://www.politpros.com/journal/read/?ID=144&journal=68
http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_educati
on/lecture/lecture6.php?print=Y
http://www.rulit.me/books/enciklopediya-tretego-rejha-read-52242-128.html
52
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв