РЕФЕРАТ
Дипломная работа содержит 45 страниц, 60 использованных источника,
2 приложения.
ПРОЖИТОЧНЫЙ
МИНИМУМ,
СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА,
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА.
Объектом
исследования
является
совокупность
общественных
отношений, возникающих в процессе установления прожиточного минимума.
Цель настоящей работы
заключается
в том, чтобы
на основе
действующего законодательства, научной и учебной литературы исследовать
основной
комплекс
вопросов,
касающихся
теоретического
осмысления
сущности прожиточного минимума, выявить проблемы определения величины
прожиточного минимума и размера потребительской корзины в субъектах
Российской Федерации.
В процессе работы использовались нормативные и иные правовые акты,
научная и учебная литература.
В результате исследования изучены основы правового регулирования
прожиточного
минимума,
проанализирована
величина
прожиточного
минимума в Республике Мордовия за период с 2016 по 2018 гг., а также
проведен сравнительный анализ величины прожиточного минимума в
субъектах РФ за период с 2016 по 2018 гг.
Область применения – материалы исследования могут быть использованы
в учебном процессе, а также в практике работы ГКУ «Социальная защита
населения по г. о. Саранск».
Эффективность – совершенствование Российского законодательства в
области установления прожиточного минимума в РФ.
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
6
1 Основы правового регулирования прожиточного минимума в РФ
1.1 Понятие, назначение и методика расчета прожиточного минимума
10
1.2 Потребительская корзина – составная часть прожиточного
минимума
15
2 Соотношение прожиточного минимума и анализа бедности на
материале ГКУ «Социальная защита населения по г. о. Саранск»
2.1 Статистический анализ величины прожиточного минимума в
Республике Мордовия за период с 2016 по 2018 г. г.
23
2.2 Прожиточный минимум в субъектах РФ за период с 2016 по
2018 г. г.
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
33
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Статистический анализ величины
прожиточного минимума в Республике Мордовия за период с 2016 по
2018 г. г.
42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Прожиточный минимум в субъектах РФ
за период с 2016 по 2018 г. г.
44
5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тема настоящей дипломной работы вызывает
большой исследовательский интерес, обусловленный, в первую очередь, ее
актуальностью, как в теоретическом, так и в практическом значении, а также
кругом нерешенных проблем правоприменительного характера. В настоящее
время остро стоит вопрос о росте бедности в Российской Федерации и в
условиях социального неравенства возрастает необходимость в проведении
государством социальной политики, которая направлена на выработку
социально-экономических стандартов, устанавливающих гарантии защиты
населения от бедности. В связи с этим перед государством остро встал вопрос о
необходимости введения такого социально-экономического института, который
бы помог в регулировании показателей потребления объема и структуры
материальных благ.
Результатом работы над этим вопросом стало введение в начале 90-х
годов социально-экономического института прожиточного минимума. Перед
ним в первую очередь стояла задача установления планки уровня расчета
величины прожиточного минимума как основного показателя бедности. Это
производилось на основании расчета стоимости потребительской корзины.
Тема прожиточного минимума в России является одной из самых
актуальных и обсуждаемых среди исследователей-правоведов. Данный вопрос
очень часто затрагивается в средствах массовой информации и является
предметом научных дискуссий. Это обстоятельство также указывает на
важность выбранной темы дипломного исследования.
В связи с тем, что величина прожиточного минимума в РФ значительно
ниже по сравнению с другими развитыми странами, вопрос величины
прожиточного минимума является особенно важным. Следовательно, проблемы
потребления населения и факторы, которые определяют его, являются очень
важными. Ведь именно решение обозначенных выше проблем влияет на
дальнейшее развитие нашего государства в экономической и социальной
6
сферах. Все это влечет за собой установление политической стабильности в
обществе, а это очень важно для развития современного государства.
Государство должно строить свою политику таким образом, чтобы в центре ее
был человек с его благополучием, социальным и физическим здоровьем.
Теоретическая основа и степень изученности темы. В России
проблема прожиточного минимума в той или иной мере исследована:
В. Д. Ракоти, В. А. Литвиновым, И. А. Гореловым, В. А. Гореловым, В. Роик,
П. В. Савченко, С. Т. Шефруктовой, Н. М. Суетиной, Д. А. Губановым,
С. П. Станишевской, М. Н. Бронниковой и многими другими. Тема
прожиточного минимума была затронута в работах С. А. Айвазяна,
Э. Б. Аткинсона, К. В. Брауна, М. В. Васильева, В. М. Жеребина,
Е. Н. Жильцова, М. А. Можиной, В. В. Радаева, А. В. Суворова и других.
Кроме того, весомый вклад в научную разработку проблем формирования
доходов
населения
и
прожиточного
минимума
в
последние
года
внесли В. В. Артюхова, В. Бобкова, П. В. Акинина, А. С. Мартынова,
Н. А. Горелова, Е. В. Горшенина, А. Е. Сурикова, А. Н. Романова,
В. Б. Шмелева и другие.
Несмотря на наличие целого ряда работ, посвященных прожиточному
минимуму, многие проблемы остаются предметом дискуссий в юридической
литературе и требуют более детального исследования.
Предмет
исследования
составила
система
правовых
норм
регулирующих величину прожиточного минимума в субъектах Российской
Федерации, а так же состав, величину и методы расчета прожиточного
минимума.
Объектом
исследования
является
совокупность
общественных
отношений, возникающих в процессе установления прожиточного минимума.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе
действующего законодательства, научной и учебной литературы исследовать
основной
комплекс
вопросов,
касающихся
теоретического
осмысления
сущности прожиточного минимума, выявить проблемы определения величины
7
прожиточного минимума и размера потребительской корзины в субъектах
Российской Федерации.
Достижение
указанной
цели
обусловило
постановку
и
решение
следующих задач:
– раскрыть понятие и назначение прожиточного минимума;
– исследовать методику расчета прожиточного минимума;
– изучить потребительскую корзину как составную часть прожиточного
минимума;
–
проанализировать
величину
прожиточного
минимума,
как
на
федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Методологическую
основу
работы
составила
совокупность
общенаучных и частно-научных методов исследования явлений и процессов,
включающая
системного
методы
анализа,
исторический,
материалистической
сравнительно-правовой,
диалектики,
формально-юридический
и
другие.
Научно-практическая значимость исследования. Конституция РФ
провозгласила наше государство социальным. Это означает, что политика
такого государства в первую очередь направлена на защиту и поддержку
слабозащищенных категорий населения. При реализации такой политики на
первый
план
выходит
институт
прожиточного
минимума,
который
представляет достаточную проблему, так как исходя из практики его
применения у многих отсутствуют представления о его величине и методике
расчета.
Структура дипломной работы соответствует поставленным целям и
задачам и включает в себя введение, две главы, заключение, список
использованных источников и приложения. В первой главе рассматривается
понятие и методика расчета прожиточного минимума. Особое внимание
уделяется потребительской корзине как составной части прожиточного
минимума. Во второй главе проводится статистический анализ величины
прожиточного минимума в Республике Мордовия за период с 2016 по 2018 гг.,
8
а также сравнивается величина прожиточного минимума в субъектах РФ за
период с 2016 по 2018 гг.
9
1 Основы правового регулирования прожиточного минимума в РФ
1.1 Понятие,
минимума
назначение
и
методика
расчета
прожиточного
Экономические реформы, проводимые в нашем государстве в последнее
время, породили очень много негативных последствий. К ним относятся:
безработица, частая задержка заработной платы, резкий рост цен на продукты
питания и услуги и так далее. Как следствие из всего перечисленного возникло
такое отрицательное социальное явление как бедность, которое достаточно
распространено в РФ. Законодательство относит к «бедным» слоям населения
граждан, чей доход составляет сумму ниже прожиточного минимума.
Официальный уровень бедности рассчитывается по доле людей, живущих ниже
прожиточного минимума.
Если обратиться к официальным статистическим данным, то показатель
отражающий количество бедных в России в последние годы колеблется вокруг
цифры в 20 млн. человек. Это составляет более 13% от всего населения страны.
Таковы подсчеты Федеральной службы государственной статистики (Росстата)
[55, с. 237].
В действительности официальные статистические данные не отражают
реальной картины. В РФ по неофициальным данным бедных значительно
больше. На данный момент согласно методике Росстата к бедным относят тех
граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг,
перечень
которых
установлен
в
потребительской
корзине.
Денежный
эквивалент «корзины» называется прожиточным минимумом. Соответственно,
бедный – тот, чей доход ниже величины прожиточного минимума.
Эта статистика очень печальна для нашего государства, так как
отрицательно влияет на экономические и социальные показатели развития РФ.
Поэтому Президент РФ Владимир Путин поставил перед Правительством РФ
задачу как минимум вдвое снизить уровень бедности в стране. Временные
10
сроки он определил в шесть лет. В данном случае речь идет о текущих цифрах,
основанных на прожиточном минимуме.
Прожиточный минимум играет огромную роль в экономической,
политической
и
социальной
сферах
государства.
Данный
институт
осуществляет свое действие на основе Федерального закона № 134-ФЗ от
14.10.1997 года «О прожиточном минимуме в РФ» (далее – ФЗ № 134-ФЗ),
который является его правовой основой.
В статье 1 ФЗ № 134-ФЗ сказано, что прожиточным минимумом
признается оценка стоимости потребительской корзины, а также обязательные
платежи и сборы [2]. Но это далеко не единственное определение
прожиточного минимума. Под прожиточным минимумом также понимается
показатель потребления объема и структуры различных материальных благ,
которые необходимы для поддержания активного физического состояния
взрослых и оптимального развития детей и подростков не только в физическом,
но и в социальном плане.
Законодательством предусмотрена структура прожиточного минимума, в
которую входят следующие элементы:
– расходы на питание;
– расходы на непродовольственные товары;
– расходы на услуги;
– налоги;
– другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум является не только одним из центральных
понятий
в
системе
гарантий,
которые
предоставляются
населению
государством, но и главным критерием выражения качества жизни населения в
РФ. Именно прожиточный минимум определяет минимум продукции и услуг
необходимый для развития граждан всех возрастных категорий. Кроме того,
прожиточный
минимум
предусматривает
демографическим группам, таким как:
– трудоспособное население;
11
разделение
по
социально-
– пенсионеры;
– дети.
Проведя анализ нормативно-правовых актов, регулирующих институт
прожиточного минимума, были выявлены основные функции прожиточного
минимума. К ним можно отнести:
– прожиточный минимум ограничивает черту бедности, что означает, то,
что если гражданин имеет доход ниже установленной величины прожиточного
минимума, он считается «бедным»;
– прожиточный минимум – это критерий, на основании которого должны
устанавливаться социальные гарантии, такие как: размер страховой пенсии,
минимальный размер оплаты труда и иные социальные выплаты [2].
Нужно отметить, что теоретически величина прожиточного минимума
должна быть равна размеру минимального размера оплаты труда, который с
момента установления не достиг уровня прожиточного минимума. Ожидалось,
что это произойдет в 2018 году, но показатели так и не сравнялись.
Прожиточный минимум является одним из ведущих институтов при
реализации социально-экономической политики государства, поэтому в
статье 2 ФЗ № 134-ФЗ определено для чего в целом РФ и в субъектах РФ
устанавливается прожиточный минимум.
В целом по РФ прожиточный минимум устанавливается с целью:
– оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации
социальной политики и федеральных социальных программ;
– обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального
размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на
федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных
выплат;
– формирования федерального бюджета;
– других установленных федеральным законом целей.
В субъектах РФ прожиточный минимум устанавливается в целях:
12
–
оценки
уровня
жизни
населения
соответствующего
субъекта
Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных
программ;
–
оказания
необходимой
государственной
социальной
помощи
малоимущим гражданам;
– формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;
– других установленных федеральным законом целей [2].
Что
же
касается
величины
прожиточного
минимума,
то
она
ежеквартально определяется на основании потребительской корзины и
официальной статистической информации об уровне потребительских цен на
продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по
обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления прожиточного
минимума устанавливается Правительством РФ.
Исключением является то, что для определения размера федеральной
социальной доплаты к пенсии, величина прожиточного минимума пенсионерам
в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации,
устанавливается на основании потребительской корзины и органов власти,
осуществляющих функции по формированию статистической информации.
Кроме того сведения о величине прожиточного минимума на душу
населения
должны
официальном
сайте
ежеквартально
публиковаться
федерального
органа
и
размещаться
исполнительной
на
власти,
осуществляющего функции по формированию официальной статистической
информации о социальных, экономических, демографических, экологических и
других общественных процессах в Российской Федерации и в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
Как было сказано выше величина прожиточного минимума представляет
собой суммарную стоимостную оценку продуктового набора (минимальной
продовольственной корзины) и соответствующих ей по доле затрат стоимости
непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов и
рассчитывается по следующей формуле:
13
Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti ,
где Сmini – величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы
населения;
Сgi – стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-ой
половозрастной группы населения;
Сsi
–
стоимостная
оценка
расходов
на
платные
услуги
i-ой
половозрастной группы населения;
Сti – расходы на налоги i-ой половозрастной группы населения;
Cfi
–
стоимостная
продовольственной
оценка
корзины)
продуктового
i-ой
набора
(минимальной
половозрастной
группы
населения [54, с. 341].
Для того, чтобы определить стоимостную оценку продуктового набора
необходимо воспользоваться следующей формулой:
j
C fi Q * P j
j 1
ji
,
где Qji – норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной
группы населения;
Pj – средняя цена j-го продукта питания [54, с. 343].
Расчёт величины прожиточного минимума в ценах отчётного периода
производится на основе стоимостной цены минимальной продовольственной
корзины (Сfi), которая определяется по средним ценам продажи товаров
предприятиями всех видов собственности на основе цен на конкретные товары.
При расчётах используется минимальный норматив потребления продуктов
питания.
Стоит отметить что, в основе определения величины прожиточного
минимума лежит расчёт стоимости потребительской корзины.
Таким образом, проблема такого социального явления как бедность
остается одной из самых острых проблем при реализации социальной политики
в нашем государстве. Законодательство предусматривает, что граждане,
имеющие доход ниже установленного в субъекте РФ величины прожиточного
14
минимума признаются «бедными». Под величиной прожиточного минимума
понимается
стоимость
минимальных
продовольственных
и
непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения
достойного уровня жизни. Согласно ФЗ № 134-ФЗ величина прожиточного
минимума
определяется
на
основании
потребительской
корзины
ежеквартально.
1.2 Потребительская корзина – составная часть прожиточного
минимума
Как было сказано выше для определения величины прожиточного
минимума вводится такое понятие как «потребительская корзина». Данное
понятие впервые было введено 31 марта 2006 года Федеральным законом
№
44-ФЗ
«О
потребительской
корзине
в
целом по
РФ».
Понятие
потребительской корзины содержится в ФЗ № 134-ФЗ, которая является
составной частью прожиточного минимума и необходима для ежеквартального
определения его величины.
В
статье 1
ФЗ
№
134-ФЗ
содержится
следующее
толкование
потребительской корзины. Потребительская корзина – это необходимые для
сохранения
здоровья
человека
и
обеспечения
его
жизнедеятельности
минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары
и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью
минимального набора продуктов питания [2].
Содержание потребительской корзины разрабатывается Институтом
социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) Российской
академии
наук
медицинских
(РАН)
наук
и
(РАМН)
Институтом
и
питания
утверждается
социального развития РФ 1 раз в 5 лет.
15
Российской
Министерством
академии
труда
и
Содержание
представляет
потребительской
собой
минимальный
корзины
в
денежном
потребительский
выражении
бюджет,
который
рассчитывается на душу населения и по основным социально-демографическим
группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской
Федерации.
Чтобы рассчитать стоимость потребительской корзины необходимо
учитывать то, что она исчисляется для основных социально-демографических
групп населения. Она представляет собой величину равную сумме стоимости
продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для
сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности на
минимальном уровне.
Законодательством
предусмотрены
условия,
которые
необходимо
соблюдать при установлении стоимости продуктов питания потребительской
корзины для основных социально-демографических групп населения. К таким
основаниям закон относит:
– минимальный набор продуктов питания для основных социальнодемографических групп населения. Данный показатель берется в целом по
Российской Федерации;
– данные Федеральной службы государственной статистики об уровне
потребительских цен на продукты питания, используемых при исчислении
величины прожиточного минимума, согласно перечню продуктов питания –
представителей для определения уровня потребительских цен на продукты
питания при исчислении величины прожиточного минимума, утверждаемому
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно
с Федеральной службой государственной статистики [3].
При этом алкогольные напитки и табачные изделия, деликатесные
продукты в минимальный набор не включаются.
Стоимость продуктов питания определяется исходя из минимального
набора продуктов питания, в том числе к нему относятся хлебные продукты,
картофель, овощи, свежие фрукты, кондитерские изделия, мясопродукты,
16
рыбопродукты, молокопродукты, растительные жиры, а также яйца, соль, чай,
специи (по нормам в натуральных объемах).
Как правило, потребительская корзина состоит из трёх корзин:
– продовольственной;
– непродовольственной;
– услуг [57, с. 128].
Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного
человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления
продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека,
калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают
соблюдение традиционных навыков организации питания.
Непродовольственные товары и услуги учитываются не в натуральных
показателях, а в относительных (в процентах от стоимости минимального
набора продуктов питания).
Стоимость непродовольственных товаров определяется по формуле:
Сн = С п ×
50 %
100 %
× Кн ,
где Сн – стоимость непродовольственных товаров;
Cп – стоимость продуктов питания;
50% – размер соотношения непродовольственных товаров со стоимостью
продуктов питания;
Кн –
поправочный
потребительских
цен
на
коэффициент,
равный
непродовольственные
соотношению
товары
с
индекса
индексом
потребительских цен на продукты питания [54, с. 347].
Стоимость
непродовольственных
товаров
и
стоимость
услуг
определяются на основании стоимости продуктов питания и размеров
соотношений непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов
питания
(в
процентах),
установленных
Федеральным
законом
«О
потребительской корзине в целом по Российской Федерации». При этом закон
устанавливает процентное соотношение непродовольственных товаров и услуг.
17
Это
величина
зависит
от
стоимости
продуктов
питания.
Так,
непродовольственные товары определены в размере 50 % стоимости продуктов
питания, услуги – также в размере 50 % стоимости продуктов питания.
Законодательство делает акцент на территории Крайнего Севера и
приравненные
к
ним
местности.
Стоимость
минимального
набора
непродовольственных товаров для всех групп территорий Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях учтена в размере 50 % от стоимости
минимального набора продуктов питания, определенных для соответствующего
муниципального образования. Стоимость минимального набора услуг для
районов
Крайнего
Севера
учтена
в
размере
50 % от стоимости минимального набора продуктов питания, а для прочих
территорий края – в размере 60 % [3].
Согласно Федеральному закону № 227-ФЗ от 03.12.2012 года «О
потребительской корзине в целом по Российской Федерации» потребительская
корзина устанавливается для трудоспособного населения, пенсионеров и детей,
то есть для основных социально-демографических групп, не реже, чем 1 раз в 5
лет.
В разработке потребительской корзины активное участие принимает
трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а
в субъектах Российской Федерации комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Содержание
потребительской
корзины
в
субъектах
Российской
Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий,
национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов
питания, непродовольственных товаров и услуг.
Кроме
того,
потребительской
одновременно
корзине
в
с
целом
проектом
по
федерального
Российской
закона
Федерации
о
в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
вносится методика определения потребительской корзины для основных
18
социально-демографических
групп
населения
в
целом
по
Российской
Федерации, которая утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 54 от 28.01.2013 «Об
утверждении методических рекомендаций по определению потребительской
корзины для основных социально-демографических групп населения в
субъектах Российской Федерации» потребительская корзина определяется с
учетом:
– научных рекомендаций по минимальным объемам потребления
продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и
обеспечения его жизнедеятельности;
–
фактического
объема
потребления
продуктов
питания,
непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
–
социально-экономических
и
демографических
факторов,
характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную
структуру населения, размер и структуру семей, а также возможностей
соответствующих бюджетов по обеспечению установленных государственных
гарантий получения минимальных денежных доходов и социальной защиты
населения;
–
объективных
различий
в
потреблении
продуктов
питания,
непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации,
определяемых
природно-климатическими
условиями,
национальными
традициями и местными особенностями [4].
Основные
принципы,
на
которых
основывается
формирование
потребительской корзины определены в методических рекомендациях по
определению
потребительской
корзины
для
основных
социально-
демографических групп населения в субъектах Российской Федерации.
Основными принципами формирования минимального набора продуктов
питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности, являются:
19
– удовлетворение потребности основных социально-демографических
групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и
энергетической ценности продуктов питания;
– сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления
продуктов питания в малоимущих семьях;
– выбор продуктов питания, позволяющих организовать здоровое
питание при минимальных затратах.
Минимальный
набор
продуктов
питания
определяется
для
трех
социально-демографических групп населения:
– дети. К данной категории относятся граждане в возрастной категории от
0 до 15 лет;
– трудоспособное население. К ним законодательство относит лиц в
возрасте от 16 лет и до достижения возраста, который дает право на получение
страховой пенсии по старости. Исключение из данного правила составляют
неработающие инвалиды, достигшие этого возраста;
– пенсионеры. Согласно законодательству РФ к данной категории
относятся лица, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по
старости. К данной группе относятся также неработающие инвалиды.
Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения
формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и
женщин, не занятых тяжелым физическим трудом.
Минимальный набор продуктов питания для пенсионеров формируется с
учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания.
Минимальный набор питания для детей формируется с учетом
необходимости их полноценного питания, нормального роста и развития.
Минимальная потребительская корзина содержит:
– 33 наименования продовольственных товаров, объединенных в 11
агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты
свежие, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и
20
кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты
питания (соль, перец и т. д.);
– 9 групп непродовольственных товаров, включающих пальтовую группу,
костюмно-платьевую группу, белье, чулочно-носочные изделия, головные
уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары,
постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения,
предметы первой необходимости, санитарии, лекарства.
Минимальный набор продуктов питания для основных социальнодемографических групп населения формируется с учетом территориального
расположения
субъектов
Российской
Федерации,
разграниченных
в
зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов
питания.
Основой
зонирования
территории
Российской
Федерации
для
формирования минимального набора продуктов питания являются следующие
факторы:
– природно-климатические и экономические условия;
– особенности производства продуктов питания;
– национальные традиции и местные особенности в питании населения;
– сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления
продуктов питания в малоимущих семьях;
– необходимость удовлетворения потребностей основных социальнодемографических
групп
населения,
в
пищевых
веществах
исходя
из
химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
– более высокая энергетическая ценность продуктов питания для
основных социально-демографических групп населения, проживающих в
районах Севера [4].
Зоны, сформированные в зависимости от факторов, влияющих на
особенности
потребления
непродовольственных
товаров
подразделяются:
– на зону с холодным и резко континентальным климатом;
21
и
услуг,
– на зону с умеренным климатом;
– на зону с теплым климатом.
Таким образом, понятия «прожиточный минимум» и «потребительская
корзина» тесно взаимосвязаны. Потребительская корзина является составной
частью прожиточного минимума. Она представляет собой необходимые для
сохранения
здоровья
человека
и
обеспечения
его
жизнедеятельности
минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары
и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью
минимального набора продуктов питания. Потребительская корзина состоит из
трех корзин: продовольственной, непродовольственной и услуг.
Минимальный
набор
услуг
включает
в
себя
также
жилищно-
коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Расходы на жилище и
коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в
регионе. Учитываются также затраты семей на налоги и сборы.
Потребительская корзина устанавливается для основных социальнодемографических групп, не реже, чем 1 раз в 5 лет.
22
2 Соотношение прожиточного минимума и анализа бедности на
материале ГКУ «Социальная защита населения по г. о. Саранск»
2.1 Статистический анализ величины прожиточного минимума в
Республике Мордовия за период с 2016 по 2018 г. г.
Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной
России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная
часть населения находится за чертой бедности или близко к границе
«социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда
разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз.
Так, в обзоре от 20 ноября 2018 года Институт социального анализа и
прогнозирования РАНХ и ГС делит всех россиян на четыре группы с точки
зрения «потребительского благополучия». Классификация получена на основе
социологических опросов, проведенных в октябре 2018 года. По результатам
опроса граждан РФ распределили следующим образом:
– зона бедности (22% респондентов). Могут себе позволить лишь базовый
набор продуктов питания;
– зона потребительского риска (36%). Могут нормально питаться и
покупать одежду на каждый день. Покупка товаров длительного пользования
(автомобилей, мебели, электробытовых приборов и т. п.) вызывает трудности.
Перспектив повышения доходов нет;
– зона возможных изменений (14%). То же, что и в зоне потребительского
риска. Различие в том, что россияне из данной группы ожидают повышения
уровня доходов в будущем и снятие проблем с покупкой товаров длительного
пользования. Либо наоборот – могут их позволить себе сейчас, но в будущем их
финансовое положение может затрудниться (например, из-за возросшей
кредитной нагрузки);
23
–
зона
комфорта (28%).
Могут
приобрести
товары
длительного
пользования, и не ждут ухудшения своего положения. При этом вопросы
возможностей получения качественного образования, улучшения стиля жизни и
прочего в данном случае остаются за скобками – скорее всего, эти вещи может
себе
позволить
более
узкая
группа
населения,
следует
из
обзора
РАНХ и ГС [55, с. 238].
Как видно из результатов исследования, оценка уровня бедности по этой
методике вдвое выше официальной – по прожиточному минимуму. Столь
значительное расхождение в оценках едва ли объясняется желанием властей
скрыть от россиян истинный масштаб проблемы - скорее сказывается разница
методик, каждая из которых позволяет взглянуть на бедность с разных углов.
В процессе выполнения дипломного исследования была собрана и
проанализирована информация о величине прожиточного минимума в
Республике Мордовия за период с 2016 по 2018 года.
Согласно постановлениям Правительства РМ на период 2016 года в
Республике Мордовия за 1 квартал величина прожиточного минимума на душу
населения составила 7911 рублей, за 2 квартал – 7985 рублей, за 3 квартал –
7865 рублей, а за 4 квартал – 7776 рублей. Величина прожиточного минимума
за тот же период, но для трудоспособного населения была выше и за 1 квартал
была равна 8475 рублям, за 2 квартал– 8555 рублям, за 3 квартал – 8459 рублям,
а за 4 квартал – 8348 рублям. Для пенсионеров в 2016 году величина
прожиточного минимума составила:
– за 1 квартал – 6499 рублей;
– за 2 квартал – 6557 рублей;
– за 3 квартал – 6483 рублей;
– за 4 квартал – 6418 рублей.
Для детей же прожиточный минимум в РМ также был установлен, в
следующих величинах: за 1 квартал – 8142 рублей, за 2 квартал – 8218 рублей,
за 3 квартал – 7955 рублей, а за 4 квартал – 7911 рублей [31; 32; 35; 37].
24
Таким образом, с 1 по 4 кварталы 2016 года величина прожиточного
минимума на душу населения и по основным социально-демографическим
группам уменьшалась. Величина прожиточного минимума на душу населения в
период с 1 по 4 кварталы снизилась на 135 рублей, а величина прожиточного
минимума для трудоспособного населения снизилась на 127 рублей, для
пенсионеров – на 81 рубль, для детей – на 231 рубль (Приложение А. Рис. 1).
В 2017 году в Республике Мордовия за 1 квартал величина прожиточного
минимума на душу населения была равна 8082 рублям, за 2 квартал – 8441
рублю, за 3 квартал – 8280 рублям, а за 4 квартал – 7824 рублям. Величина
прожиточного минимума за тот же период, но для трудоспособного населения
была выше и за 1 квартал была равна 8659 рублям, за 2 квартал– 9068 рублям,
за 3 квартал – 8898 рублям, а за 4 квартал – 8410 рублям. В 2017 году для
пенсионеров величина прожиточного минимума была равна:
– за 1 квартал – 6658 рублей;
– за 2 квартал – 6949 рублей;
– за 3 квартал – 6805 рублей;
– за 4 квартал – 6452 рубля.
Для детей же прожиточный минимум в РМ также был установлен, в
следующих величинах: за 1 квартал – 8306 рублей, за 2 квартал – 8714 рублей,
за 3 квартал – 8562 рубля, а за 4 квартал – 8045 рублей [38; 40; 42; 44].
Таким образом, с 1 по 4 кварталы 2017 года величина прожиточного
минимума на душу населения и по основным социально-демографическим
группам, также как и в 2016 году, уменьшалась. Величина прожиточного
минимума на душу населения в период с 1 по 4 кварталы 2017 года снизилась
на 258 рублей, а величина прожиточного минимума для трудоспособного
населения снизилась на 249 рублей, для пенсионеров – на 206 рублей, для
детей – на 261 рубль (Приложение А. Рис. 2).
На период 2018 года в Республике Мордовия за 1 квартал величина
прожиточного минимума на душу населения была равна 8160 рублям, за 2
квартал – 8503 рублям, за 3 квартал – 8503 рублям, а за 4 квартал – 8503
25
рублям. Величина прожиточного минимума за тот же период, но для
трудоспособного населения была выше и за 1 квартал была равна 8760 рублям,
за 2 квартал– 9132 рублям, за 3 квартал – 9132 рублям, а за 4 квартал – 9132
рублям. Для пенсионеров величина прожиточного минимума в 2018 году была
равна: за 1 квартал – 6706 рублей, за 2 квартал – 6975 рублей, за 3 квартал –
6975 рублей, а за 4 квартал – 6975 рублей. Для детей же прожиточный минимум
в РМ также был установлен, в следующих величинах: за 1 квартал – 8555
рублей, за 2 квартал – 8924 рубля, за 3 квартал – 8924 рубля, а за 4 квартал –
8924 рубля [46; 48; 50; 52].
Таким образом, с 1 по 4 кварталы 2018 года величина прожиточного
минимума на душу населения и по основным социально-демографическим
группам увеличилась и не изменялась со 2 по 4 кварталы. Величина
прожиточного минимума на душу населения в период с 1 по 4 кварталы
выросла
на
343
рубля,
а
величина
прожиточного
минимума
для
трудоспособного населения увеличилась на 372 рубля, для пенсионеров – на
269 рублей, для детей – на 369 рублей (Приложение А. Рис. 3).
Таким образом, согласно представленным данным в Республике
Мордовия за 2, 3 и 4 кварталы 2018 года была установлена наибольшая
величина прожиточного минимума в период с 2016 по 2018 года. Также за 4
квартал 2016 года была установлена самая низкая величина прожиточного
минимума, чем за другие анализируемые года.
2.2 Прожиточный минимум в субъектах РФ за период с 2016 по
2018 г. г.
В рамках дипломного исследования был проведен сравнительный анализ
величины прожиточного минимума в субъектах РФ. Временной период
составил с 2016 года по 2018 год.
26
Анализ производился на основе информации о величине прожиточного
минимума в таких субъектах Российской Федерации как: Республика
Мордовия, город Москва и Нижегородская область, а также величина
прожиточного минимума по Российской Федерации в целом за период с 2016
по 2018 года.
В Республике Мордовия величина прожиточного минимума на душу
населения в 1 квартале 2016 года была равна 7911 рублям, за 2 квартал – 7985
рублям, за 3 квартал – 7865 рублям, а за 4 квартал – 7776 рублям.
За этот же период в городе Москве прожиточный минимум был
установлен в следующих величинах:
– за 1 квартал – 15041 рубль;
– за 2 квартал – 15382 рубля;
– за 3 квартал – 15307 рубля;
– за 4 квартал – 15092рубля [6; 9; 10; 12].
В Нижегородской области величина прожиточного минимума в 2016 году
была равна на 1 квартал 8760 рублей, на 2 квартал – 8891 рубль, на 3 квартал –
8729 рублей, на 4 квартал – 8639 рублей [30; 33; 34; 36].
В то время как величина прожиточного минимума в целом по РФ за
2016 год в 1 квартале равна 9776 рублей, во 2 квартале 9956 рублей, в
3 квартале величина равна 9889 рублей, а в 4 квартале 9691 рубль [7; 8; 11; 13].
Таким образом, в 2016 году наибольшая величина прожиточного
минимума была зафиксирована в городе Москве, а наименьшая в Республике
Мордовия. Следует отметить, что величина прожиточного минимума с 1 по 4
квартала снизилась в Республике Мордовия, Нижегородской области и по РФ в
целом и только в Москве величина прожиточного минимума увеличилась
(Приложение Б. Рис. 1).
В 2017 году в Республике Мордовия величина прожиточного минимума
на душу населения за 1 квартал на душу населения была равна 8082 рублям, за
2 квартал – 8441 рублю, за 3 квартал – 8280 рублям, а за 4 квартал –
7824 рублям.
27
За этот же период в Москве прожиточный минимум был установлен в
следующих величинах: за 1 квартал – 15477 рублей, за 2 квартал – 16426
рублей, за 3 квартал – 16160 рублей, а за 4 квартал – 15397 рублей [14; 16; 19;
21].
В Нижегородской области величина прожиточного минимума в 2017 году
была равна на 1 квартал 8971 рубль, на 2 квартал – 9335 рублей, на 3 квартал –
9370 рублей, на 4 квартал – 8739 рублей [39; 41; 43; 45].
В то время как величина прожиточного минимума в целом по РФ за 2017
год в 1 квартале равна 9909 рублям, во 2 квартале 10329 рублям, в 3 квартале
величина равна 10328 рублям, а в 4 квартале 9786 рублям [15; 17; 20; 25].
Таким образом, в 2017 году наибольшая величина прожиточного
минимума была зафиксирована в Москве, а наименьшая в Республике
Мордовия. Следует отметить, что величина прожиточного минимума с 1 по 4
квартала снизилась во всех анализируемых субъектах и по РФ в целом
(Приложение Б. Рис. 2).
На период 2018 года в Республике Мордовия за 1 квартал величина
прожиточного минимума на душу населения была равна 8160 рублям, за
2 квартал – 8503 рублям, за 3 квартал – 8503 рублям, а за 4 квартал –
8503 рублям.
За этот же период в Москве прожиточный минимум был установлен в
следующих величинах: за 1 квартал – 15789 рублей, за 2 квартал – 16463
рублей, за 3 квартал – 16260 рублей, а за 4 квартал – 16087 рублей [22; 23; 18;
24].
В Нижегородской области величина прожиточного минимума в 2018 году
была равна на 1 квартал 9165 рублей, на 2 квартал – 9609 рублей, на 3 квартал –
9487 рублей, на 4 квартал – 9222 рублей [47; 49; 51; 53].
В то время как величина прожиточного минимума в целом по РФ за
2018 год в 1 квартале равна 10038 рублям, во 2 квартале 10444 рублям, в
3 квартале величина равна 10451 рублям, а в 4 квартале 10213 рублям [26; 27;
28; 29].
28
Таким образом, в 2018 году наибольшая величина прожиточного
минимума была зафиксирована в городе Москве, а наименьшая в Республике
Мордовия. Следует отметить, что величина прожиточного минимума в 2018
году повысилась во всех анализируемых субъектах и по РФ в целом
(Приложение Б. Рис. 3).
Таким образом, на основе представленных данных можно сделать вывод
о том, что за период с 2016 по 2018 года наибольшая величина прожиточного
минимума на душу населения в анализируемых субъектах зафиксирована за
4 квартал 2018 года в городе Москве, а самая низкая величина прожиточного
минимума зафиксирована за 4 квартал 2016 года в Республике Мордовия.
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в России распространено такое социальноэкономическое явление как бедность. Уровень данного неблагоприятного
явления достаточно высок в нашей стране, но ежегодно меняется. Отмечается,
что характерной чертой бедности является цикличность. В общем, под
бедностью
понимается
состояние,
при
котором
человек
не
может
удовлетворить минимальный уровень материальных потребностей, либо
расходует на это все свои сбережения. Как правило, состояние нужды
предполагает отсутствие возможности потратить деньги на развлечения,
платную медицину, платное образование, дорогие вещи или продукты, отдых
на курортах, машину, дом или квартиру, а также провести за свой счет
капитальный ремонт или начать собственный бизнес.
В большинстве стран порог бедности выражается в низких цифрах
доходов, но в РФ существует такое понятие как «прожиточный минимум»,
который представляет собой стоимостную оценку минимального набора
продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для
сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом
стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью
минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены
также обязательные платежи и сборы.
С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни
населения при реализации социальной политики и федеральных социальных
программ. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном
уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а
также для формирования федерального бюджета.
Также, для определения порога бедности в России используется
стоимость потребительской корзины, которая является составной частью
прожиточного минимума. Потребительская корзина – это необходимые для
сохранения
здоровья
человека
и
обеспечения
30
его
жизнедеятельности
минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары
и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью
минимального набора продуктов питания.
Потребительская корзина состоит из трёх корзин: продовольственной,
непродовольственной и услуг.
Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного
человека в месяц. Продовольственная корзина рассчитывается на основе
минимальных
норм
потребления
продуктов,
которые
соответствуют
физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных
пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков
организации питания.
Что касается услуг, то они включают в себя жилищно-коммунальные,
транспортные и другие виды услуг.
Расходы на перечисленные выше виды услуг определяются на основе
нормативов, цен и тарифов, установленных в регионе. При этом в категорию
«услуги» входят завтра ты на оплату налогов и сборов.
Стоимость
демографической
продовольственной
корзины
группе
рассчитывается
населения
по
каждой
социально-
путем
умножения
минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.
К основным принципам, на которые опираются при формировании
минимального набора продуктов питания относятся:
– удовлетворение потребности основных социально-демографических
групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и
энергетической ценности продуктов питания;
– в сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления
продуктов в малоимущих семьях;
– при минимальных затратах осуществляется выбор продуктов, которые
позволяют позволяющих организовать здоровое питание;
–
при
формировании
минимального
набора
продуктов
питания
используются действующие в РФ нормы физиологических потребностей в
31
пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации
Всероссийского общества здравоохранения;
– с учетом потерь при кулинарной обработки производится расчет
химического состава и энергетической ценности минимального набора
продуктов питания.
Среди принципов формирования минимального набора услуг основными
называют:
– удовлетворение потребности основных социально-демографических
групп населения в жилье, организации быта, передвижении;
– сложившийся уровень пользования транспортными услугами;
– платный характер оказания услуг.
Содержание потребительской корзины разрабатывается Институтом
социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) Российской
академии наук и Институтом питания Российской академии медицинских наук
и утверждается Министерством труда и социального развития РФ 1 раз в 5 лет.
Таким образом, прожиточный минимум является показателем состояния
экономики и уровня жизни страны в целом. На основании данного показателя
правительством делаются выводы, вносятся соответствующие изменения и
улучшения для стабилизации экономической ситуации в стране. Ведь в
настоящее время главная задача при реализации государственной социальной
политики заключается в повышении денежных доходов трети всего населения
страны до уровня прожиточного минимума. Хочется надеяться, что данная
государственная задача будет выполнена в ближайшее время.
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //
Российская газета. – № 237.
2
О прожиточном минимуме в Российской Федерации : федер. закон :
[от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019)] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
3
О потребительской корзине в целом по Российской Федерации :
федер. закон: [от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ (ред. от 01.01.2018)] – [Электронный
ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
4
Об утверждении методических рекомендаций по определению
потребительской корзины для основных социально-демографических групп
населения в субъектах Российской Федерации : постанов. Правительства РФ [от
28 января 2013 г. № 54 (ред. 04.02.2013)] – [Электронный ресурс] – Доступ из
справ.-правовой системы ГАРАНТ.
5
О
определению
внесении
изменений
потребительской
в
методические
корзины
для
рекомендации
основных
по
социально-
демографических групп населения в субъектах Российской Федерации :
постанов. Правительства РФ [от 19.08.2014 г. № 828 (ред. 25.08.2014)] –
[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
6
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за I квартал 2016 г. : постанов. Правительства РФ [от 31.05.2016 г.
№ 297-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
7
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за II квартал 2016 г. : постанов. Правительства
РФ [от 06.06.2016 г. № 822] – [Электронный ресурс] – Доступ из
справ.-правовой системы ГАРАНТ.
8
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
33
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за I квартал 2016 г. : постанов. Правительства
РФ [от 09.06.2016 г. № 511] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.правовой системы ГАРАНТ.
9
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за II квартал 2016 г. : постанов. Правительства РФ [от 06.09.2016 г.
№ 551-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
10
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за III квартал 2016 г. : постанов. Правительства РФ [от 29.11.2016 г.
№ 794-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
11
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г. : постанов.
Правительства РФ [от 01.12.2016 г. № 1275] – [Электронный ресурс] – Доступ
из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
12
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за IV квартал 2016 г. : постанов. Правительства РФ [от 07.03.2017 г.
№ 88-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
13
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за IV квартал 2016 г. : постанов.
Правительства РФ [от 30.03.2017 г. № 352] – [Электронный ресурс] – Доступ из
справ.-правовой системы ГАРАНТ.
14
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за I квартал 2017 г. : постанов. Правительства РФ [от 13.06.2017 г.
№ 355-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
34
15
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г. : постанов. Правительства
РФ [от 20.06.2017 г. № 730] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.правовой системы ГАРАНТ.
16
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за II квартал 2017 г. : постанов. Правительства РФ [от 12.09.2017 г.
№ 663-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
17
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г. : постанов. Правительства
РФ [от 19.09.2017 г. № 1119] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.правовой системы ГАРАНТ.
18
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за III квартал 2018 г. : постанов. Правительства РФ [от 04.12.2017 г.
№ 1465-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
19
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за III квартал 2017 г. : постанов. Правительства РФ [от 05.12.2017 г.
№ 952-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
20
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г. : постанов.
Правительства РФ [от 08.12.2017 г. № 1490] – [Электронный ресурс] – Доступ
из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
21
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за IV квартал 2017 г. : постанов. Правительства РФ [от 13.03.2018 г.
№ 176-ПП]
–
[Электронный
ресурс]
35
–
Доступ
из
справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
22
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за I квартал 2018 г. : постанов. Правительства РФ [от 05.06.2018 г.
№ 526-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
23
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за II квартал 2018 г. : постанов. Правительства РФ [от 19.09.2018 г.
№ 1114-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
24
Об установлении величины прожиточного минимума в городе
Москве за IV квартал 2018 г. : постанов. Правительства РФ [от 12.03.2019 г.
№ 181-ПП] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
25
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за IV квартал 2017 года : приказ Минтруда и
социальной защиты РФ [от 13.04.2018 г. № 232н] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
26
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за I квартал 2018 года : приказ Минтруда и
социальной защиты РФ [от 25.06.2018 г. № 410н] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
27
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года : приказ Минтруда и
социальной защиты РФ [от 24.08.2018 г. № 550н] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
28
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
36
целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года : приказ Минтруда и
социальной защиты РФ [от 12.11.2018 г. № 965н] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
29
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за IV квартал 2018 года : приказ Минтруда и
социальной защиты РФ [от 20.02.2019 г. № 102н] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
30
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за I квартал 2016 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 20.04.2016 г. № 224] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
31
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за I квартал 2016 года : постанов. Правительства РМ [от 21.04.2016 г.
№ 211] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
32
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за II квартал 2016 года : постанов. Правительства РМ [от
18.07.2016 г. № 360] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
33
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за II квартал 2016 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 21.07.2016 г. № 472] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
34
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за III квартал 2016 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 20.10.2016 г. № 712] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
37
35
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за III квартал 2016 года : постанов. Правительства РМ [от
24.10.2016 г. № 533] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
36
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за IV квартал 2016 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 25.01.2017 г. № 25] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
37
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за IV квартал 2016 года : постанов. Правительства РМ [от
26.01.2017 г. № 36] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
38
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за I квартал 2017 года : постанов. Правительства РМ [от 24.04.2017 г.
№ 253] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
39
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за I квартал 2017 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 25.04.2017 г. № 260] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
40
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за II квартал 2017 года : постанов. Правительства РМ [от
20.07.2017 г. № 417] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
41
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за II квартал 2017 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 21.07.2017 г. № 547] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
38
42
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за III квартал 2017 года : постанов. Правительства РМ [от
20.10.2017 г. № 561] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
43
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за III квартал 2017 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 24.10.2017 г. № 760] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
44
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за IV квартал 2017 года : постанов. Правительства РМ [от
29.01.2018 г. № 45] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
45
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за IV квартал 2017 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 07.02.2018 г. № 88] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
46
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за I квартал 2018 года : постанов. Правительства РМ [от 23.04.2018 г.
№ 250] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
47
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за I квартал 2018 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 14.05.2018 г. № 336] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
48
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за II квартал 2018 года : постанов. Правительства РМ [от
24.07.2018 г. № 396] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
39
49
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за II квартал 2018 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 20.08.2018 г. № 582] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
50
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за III квартал 2018 года : постанов. Правительства РМ [от
29.10.2018 г. № 520] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
51
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за III квартал 2018 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 27.11.2018 г. № 799] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
52
Об установлении величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за IV квартал 2018 года : постанов. Правительства РМ [от
25.01.2019 г. № 28] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
53
Об установлении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения по
Нижегородской области за IV квартал 2018 года : постанов. Правительства
Нижегородской области [от 28.01.2019 г. № 33] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
54 Галаганов В. П. Право социального обеспечения / В. П. Галаганов. –
М. : Кнорус, 2016. – 512 с.
55 Заиченко А. А., Полякова Н. А., Арефьев П. В. Особенности бедности
в России. Истоки проблемы и методы борьбы с ней / А. А. Заиченко и др. //
Молодой ученый. – 2018. – №47. – С. 237-239.
56
Литвинов В. А. Проблемы уровня жизни в современной России /
В. А. Литвинов. – М. : URSS, 2008. – 242 с.
40
57
Литвинов В. А. Прожиточный минимум: история, методика,
анализ / В. А. Литвинов. – М. : КомКнига, 2006. – 276 с.
58
Радченко В. Прожиточный минимум в России / В. Радченко //
ЭКО. – 1994. – № 4. – С. 67-71.
59
Шептиенко О. Г. Социальная среда и экономическая природа
прожиточного минимума / О. Г. Шептиенко. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. –
257 с.
60
Шибаев А. А. Правовая основа определения прожиточного
минимума в России / А. А. Шибаев // Гражданин и право. – 2002. – № 11. –
С. 103-108.
41
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Статистический анализ величины прожиточного минимума в Республике
Мордовия за период с 2016 по 2018 г. г.
9000
8500
8000
7500
На душу населения
7000
Для трудоспособного
населения
6500
Для пенсионеров
6000
Для детей
5500
5000
4500
4000
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Рисунок 1 – Величина прожиточного минимума в 2016 в РМ
9500
9000
8500
8000
На душу населения
7500
7000
Для трудоспособного
населения
6500
Для пенсионеров
6000
Для детей
5500
5000
4500
4000
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Рисунок 2 – Величина прожиточного минимума в 2017 в РМ
42
Окончание ПРИЛОЖЕНИЯ А
9500
9000
8500
8000
На душу населения
7500
7000
Для трудоспособного
населения
6500
Для пенсионеров
6000
Для детей
5500
5000
4500
4000
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Рисунок 3 – Величина прожиточного минимума в 2018 в РМ
43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Прожиточный минимум в субъектах РФ за период с 2016 по 2018 г. г.
16000
15000
14000
13000
12000
В целом по РФ
11000
В городе Москва
В Нижегородской области
10000
В Республике Мордовия
9000
8000
7000
6000
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Рисунок 1 – Величина прожиточного минимума в субъектах РФ и по РФ в
целом в 2016 году
17000
16000
15000
14000
13000
В целом по РФ
12000
В городе Москва
11000
В Нижегородской области
10000
В Республике Мордовия
9000
8000
7000
6000
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Рисунок 2 – Величина прожиточного минимума в субъектах РФ и по РФ в
целом в 2017 году
44
Окончание ПРИЛОЖЕНИЯ Б
17000
16000
15000
14000
13000
В целом по РФ
12000
В городе Москва
11000
В Нижегородской области
10000
В Республике Мордовия
9000
8000
7000
6000
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Рисунок 3 – Величина прожиточного минимума в субъектах РФ и по РФ в
целом в 2018 году
45
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв