Становление и проблематика философии в раннем творчестве Шеллинга

В отечественной истории философии (Пестов, Перов) принято производить трехчастную периодизацию натурфилософии Шеллинга. Обычно выделяется этап «Идей к философии природы» и «О мировой душе» (1797 – 98 гг.), этап «Первого очерка системы натурфилософии», «Введения к очерку натурфилософии» и «Понятия о спекулятивной физике» (1799 – 1800 гг.), этап философии тождества, представленный «Афоризмами, служащими введением в натурфилософию», рассуждением «Об отношении реального к идеальному в природе» и рядом других произведений. В статье уделяется внимание именно первому этапу шеллинговской натурфилософии как периоду формирования собственной философской позиции великого мыслителя. В самом начале своего философского пути Шеллинг выступает как яркий последователь Фихте. После трех работ, посвященных собственно комментированию философии Фихте, Шеллинг ставит для себя задачу развить наукоучение в части применения его методологии в области конкретного знания. Уже в последней статье в «Общем обзоре новейшей философской литературы» автор хочет исследовать как возможна вся философия опыта, к каковой относят природу и историю, отчего возникает необходимость разработки философии природы и философии истории, более того, поскольку, как показал Кант, природа и свобода соединяются с искусстве, то необходимой также оказывается и философия искусства. В этот же период Шеллинг слушает в Лейпцигском университете лекции по математике и физике и в одном из писем к родителям от 1797 г. восторженно отзывается о медицине. Так, с одной стороны, на фоне собственных занятий естествознанием, а с другой, на фоне стремительного развития самой этой науки возникает первое натурфилософское произведение Шеллинга «Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки». Эта работа носит характер ответа на вопрос, выставленный Шеллингом в конце «Общего обзора»: «Выражается ли понятие о философии природы нечто такое, что может быть подробно изложено?». Всем содержанием этого произведения автором дается утвердительный ответ. Хотя задачей Шеллинга и становится распространение трансцендентального идеализма на природу, почему исходное понимание последней покоится на утверждениях «система природы есть в то же время и система нашего духа», «природы есть видимый дух, а дух есть невидимая природа», вопрос о формировании собственной проблематики философии природы, ее отличия от других способов рассмотрения природы не остается незатронутым. Именно в этой работе было положено начало формулировке собственного предметного и методологического поля философии природы. Что есть природа? Как возможна философия и природы? Показать, каковы те предпосылки и принципы философствования о природе, раскрыть его проблематику, как это понималось Шеллингом в тот период творчества, является целью и задачей статьи.

Философия
Статьи

Вуз: Независимое исследование (нет вуза)

ID: 5734effc5f1be7218450297a
UUID: 1cbe33d0-fab3-0133-250d-525400003e20
Язык: Русский
Опубликовано: больше 8 лет назад
Просмотры: 125

23.58

Виктор Куприянов


0

Комментировать 1

Рецензировать 0

Скачать - 0 байт


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -


23.58
Виктор Куприянов

Система "Антиплагиат" показывает 98,3 % заимствований. Но все эти заимствования "сдаланы" автором этого текста из той же самой статьи, опубликованной на другом сайте.

Для лиц старше 18 лет