Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Данна работа посвящена становлению и развитию фортепианной культуры Кыргызстана. В период с начала ХХ века до настоящего времени.
Саратовская государственная консерватория (академия) им. ЛВ Собинова (СГК им. ЛВ Собинова)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 670,6 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» Кафедра специального фортепиано Выпускная квалификационная работа на тему: Становление и развитие фортепианной культуры Кыргызстана Выполнила магистрант 2ого курса специальности фортепиано Цай Татьяна Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Виниченко А. А. Рецензент: Кандидат искусствоведени я, доцент кафедры фортепиано СГК имени Л.В. Собинова Н.В. Сыпало Саратов 2018
Оглавление Введение. Киргизская музыка как часть мировой культуры……………...……..2 Глава I – Становление киргизской профессиональной школы ….…...6 1.1. Становление камерно-инструментальной музыки………………10 1.2. Ключевые персоналии становления профессиональной культуры Александр Затаевич…………………………………………………….19 Александр Виноградов………………………………………………....21 Владимир Власов, Владимир Фере, Абдылас Малдыбаев…….....…..21 Михаил Раухвергер…………………………………………….…. …….23 Глава II - Развитие национальной фортепианной культуры Кыргызстана………………………………………………………………… ..28 2
2.1 Детская музыка……………………………………………..……. ….29 2.2 Виртуозные произведения………………………………………......31 2.3 Транскрипции……………………………………………………. ….35 2.4 Соната С. Медетова…………………………………………... ……..36 Заключение……………………………………………………………….. …...37 Список литературы………………………………………………………. …..38 Введение Киргизская фортепианная музыка – это очень яркая и самобытная часть мировой фортепианной культуры. Прежде всего – это традиций взаимодействие и богатейшего национальных тезауруса музыкальных европейской академической музыки – интонационно-гармонических и ритмических ключей, стилевых 3 наработок, диалогов
различных, порой полярных творческих категорий. Как и вся фортепианная музыка, её киргизская ветвь сигнализирует о всеобъемлющем глобализации. национальное развитии С одной процесса стороны, своеобразие культурной этому интонационной способствует и тембровой палитры фольклорной культуры (это касается не только сугубо музыкальной ветви киргизского фольклора – инструментального исполнительства и песенного творчества акынов, но и активного характера деятельности ырчи 1, сказам которых во все времена внимал киргизский народ. С другой стороны, как и любая музыкально-историческая ветвь, музыка Киргизии не могла остаться в стороне от развития культурной глобализации – и это ярко проявляется в музыке национальных композиторов конца XX - начала XXI веков. * * * Актуальность исследования Во второй половине XIX века, после добровольного вхождения Киргизии в состав Российской империи2, на территории Киргизии начинается становление европейского образования, развитие национального искусства. На современном этапе существования музыкальной культуры, Кыргызстан3 составляет часть процесса мировой культурной глобализации. В связи с этим особую актуальность приобрела проблема анализа национальных 1 Ырчи — певец. 2 В 1855 г. киргизы племени бугу приняли присягу на подданство Российской империи, затем другие племена и лишь в 60-е гг. XIX века большая часть Киргизии вошла в состав России. 3 После обретения независимости (1991 г.) Киргизия переименовывается в Кыргызстан 4
факторов культуры как части мирового художественного пространства с одной стороны, и как уникальной системы национальных креативных комплексов с другой. Предметом исследования является музыкальная фортепианная культура Кыргызстана XX-XXI веков. Объектом музыки для исследования фортепиано – становление композиторов и развитие Кыргызстана в различные периоды музыкально-исторического процесса. Материалом исследования стали произведения национальных композиторов. Степень Становление научной киргизской разработанности фортепианной проблемы. музыки тесно связано с историей формирования национальной киргизской культуры вообще. исследования Оставляя специфику интонационности за границами имманентных киргизского фольклора, нашего свойств рассмотрение которой неизбежно уведёт нас в глубины мировой истории, мы прослеживаем профессиональной три музыкальной этапа формирования культуры Киргизии в русскими учёными – последние полтора столетия. Это: 1) изучение фольклора исследователями – П. П. Семёновым – Тянь-Шанским, А. В. Затаевичем, В. C. Виноградовым; 2) начало формирования профессионального искусства, появление первых национальных композиторов, первых фортепианных произведений; 3) развитие фортепианной культуры на современном этапе, условно определяемом нами с 1960-х годов и далее, до сегодняшнего дня. Для настоящего 5 этапа характерна
проблема взаимодействия разнонациональных культур, особенно ярко это проявлялось в два последние десятилетия существования Советского Союза. Известно, что до начала XX столетия киргизское национальное искусство существовало лишь в устном виде. Это обусловлено кочевым образом жизни народа. После Октябрьской революции 1917го года музыкальное искусство республики начинает профессионально развиваться, в большой степени именно благодаря усилиям русских учёным исследованиям. Цель исследования - выявить этапы становления и развития фортепианной музыки Киргизстана. Цель исследования определяет и его задачи. -очертить историю развития музыкального фольклора на этапе начала XX века; - осветить экспедиции в Киргизию; - осветить историю появления первых профессиональных сочинений; - проанализировать некоторые произведения фортепианной музыки Киргизии на различных этапах ее развития. Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка источников, включающих 47 наименований. Апробация работы. Работа апробирована на кафедральном конкурсе письменных работ (диплом за актуальность темы исследования). Также часть работы принята к публикации в сборник научно-исследовательских Шнитке. 6 работ ГМПИ имени
Глава I. Становление киргизской профессиональной школы Для киргизов музыка всегда находилась на особом месте. Она сопровождала важные события, такие, как: военные походы, семейные торжества, тои4 и т. д. Первые упоминания о музыкальном мире киргизов уходят в древность. Так, в 630 году китайский паломник Сюаньцзань (монах, учёный, философ, путешественник) отмечал, что пир, устроенный в честь его приезда начинался музыкой. И уже позже, в 1820 году А. Левшин (один из основателей Русского географического общества) отмечал: «Всякий из них сам сочиняет, мешая разные мысли свои с изображениями встречающихся глазам предметов. Всякий сам импровизатор» [9,396]. А. Е. Затаевич 5 также неоднократно говорил о способности киргизов находить мелодический отклик на окружающую действительность. В эпоху, предшествующую Октябрьской революции 1917го года записей фольклора почти не производилось, не было у киргизского народа и словесно оформленных мыслей о своей музыкальной культуре. В киргизском фольклоре нет разделения (как, например, узбекском или русском) на народное и народно-профессиональное искусство. Фольклор 4 5 Той — праздник. А. В. Затаевич – русский и советский музыкант-этнограф, композитор. 7
киргизов однороден, немногослоен. Он условно делится на принадлежность двум географическим регионам – южному и северному. Для северного характерны распевные интонации и высокий профессионализм в комузном исполнительстве. Для южного более характерна одномерность и скромность выразительных средств. Большую часть киргизского фольклора составляет песенное творчество. В течение XIX века востоковеды Ч. Валиханов, В. Радлов, Н. Прежевальский, Г. Алмаши, Н. самобытностью Очень Северцов, песенного широко в Ш. таланта народной Капю восхищались киргизского киргизской народа. музыке распространены песни лирического содержания, но также существуют и бытовые, обрядовые, семейно-бытовые и др. песни. Многоголосных мелодий и традиций ансамблевой игры в киргизской народной культуре не существует. Мелодии передавались по слуху, «из уст в уста» и, таким образом, последующие поколения являлись как бы и соавторами, и интерпретаторами текста. Такая форма передачи музыкального материала существовала и в инструментальной музыке, например, в кюу6. Всё вышеперечисленное определило своеобразие склада музыкального мышления и импровизационность манеры исполнения народной музыки Киргизии. Метрика фольклорных произведений очень гибкая, прихотливая. Многие песни и кюу созданы в переменных размерах, сочетающие в себе простые, сложные и смешанные метрические составляющие. Самым ярким примером народного синтетического творчества можно назвать эпос 6 Кюу – инструментальный наигрыш. 8
«Манас», сочетающий в себе мелодию, слово и средства актёрского искусства. Важную роль в становлении киргизского профессионального искусства сыграли русские советские учёные, исследователи (П. П. Семёнов Тянь-Шанский, Н. А. Северцов, А. В. Затаевич). Они помогли на первом этапе становления национального искусства зафиксировать образцы народного киргизского творчества дальнейшего развить самостоятельного и дать развития толчок для национального искусства вообще. После (который экспедиции П. проводил геологические П. не Семёнова7 только исследования, но и на Тянь-Шань географические проявлял и интерес к отношению людей к природе, их быту), проводятся крупные этнонаучные экспедиции и исследования. Первооткрывателем киргизского фольклора стал Александр Викторович Затаевич. Он был приглашён в страну Народным комиссариатом просвещения в сентябре 1928 года. Затаевич не только записывал образцы народного искусства, но и опубликовал сборник под названием «250 киргизских инструментальных пьес и напевов». Его вклад в развитие киргизской культуры неоценим, благодаря ему записан великий эпос «Манас». Александр Викторович Затаевич фиксировал интересующую его информацию непосредственно в контакте с её носителями, например, с Токтогулом Сатылгановым и другими акынами 8 и ырчи 7 П. П. Семёнов — русский исследователь, путешественник, совершил экспедицию в Среднюю Азию в 1856 году. 8 Акын – сказитель. 9
страны. Также в этой области работал и В. С. Виноградов, который пополнил антологию киргизского народного искусства, выпустив сборник под названием «Киргизские народные музыканты и певцы». Ромен Роллан заметил, что народные песни – это отчёт индивидуальности национального народа. И фольклора в действительно, становлении и роль развитии профессионального искусства невозможно недооценить. Так, А. В. Затаевич музыкальности, писал: «Центр наиболее тяжести ценное, киргизской значительное и оригинальное, что этот народ может со своей стороны привнести в сокровищницу музыки, заключается не только в его песнях (обон9), сколько именно в пьесах для народных инструментов (кюу), являющих собой образцы своеобразной музыкальной культуры, большого технического мастерства, умения широко и цветисто использовать природные свойства скромных инструментов, а иногда и в миниатюрах дать значительное содержание»10. На следующем искусства Киргизии советские музыканты. этапе становления ключевую Их роль вклад в музыкального сыграли русские профессиональную киргизскую музыкальную культуру республики дал опору для развития самостоятельного пути, в это время открывается новая глава в истории киргизского музыкального искусства. После революции большую популярность получают кружки художественной самодеятельности, любительские и полулюбительские коллективы. В 1925 году открывается педагогический техникум, в 1926 году начинает работу 9 Обон – напев. 10 Затаевич А. В. «250 киргизских инструментальных пьес и напевов». 10
национальная драматическая музыкальная студия. Туда приглашаются педагоги из других регионов, большинство из них – из РСФСР. Создаются ансамбли, оркестры, в репертуаре которых широко революционные Национальная используются марши, народные и песни, популярные оперные мелодии. музыка расширяет границы идейно- художественной образности. Основой развития образного строя служит работа с традиционными киргизскими жанрами. Появляется ряд пьес, приуроченных к тому или иному событию (пьесы для комуза11 «Колхозный камбаркан12» К. Орозова, «Пионерская шынгырама»13 и др.). Киргизская музыкальная культура развивается стремительными темпами, впитывая различные художественные и этнические традиции. Большую роль в становлении национального искусства сыграл композитор Пётр Фёдорович Шубин (в честь его названа центральная музыкальная школа в Бишкеке). Он создал Государственный оркестр киргизских народных инструментов им. Карамолдо Орозова 14. Отметим, что, так как киргизское народное творчество a priori было одноголосным, то совместное исполнение ансамблистами-инструменталистами стало одним из важных обработок факторов хором фольклора формирования профессиональной музыкальной культуры. 11 Комуз – струнный народный киргизский инструмент грушевидной формы. Имеет три струны и кварто-квинтовый строй. 12 Камбаркан – название народной песни. 13 Шынгырама – киргизская народная инструментальная пьеса, исполняемая на народных инструментах. 14 и Карамолдо Орозов (1883 - 1960) – киргизский народный певец и музыкант. 11
Русские советские музыканты развивали национальное музыкальное спектре искусство – Киргизии сольное в широком жанровом исполнительство, камерно- инструментальная, ансамблевая музыка, опера, балет, песня. *** Становление национальной камерно-инструментальной музыки тесно связано с развитием значительного ряда видов музыкального творчества. С первых своих сочинений российские музыканты внедряли обработанные народные мелодии не только в камерно-инструментальные сочинения. Основным перерабатываемым жанром была лирическая песня. Уже в первых сочинениях наметились центральные тенденции развития камерно-инструментальной музыки, было положено начало отбору выразительных средств. Работа над созданием репертуарного списка камерно- инструментальной музыки происходила на протяжении всего времени становления и развития профессионального музыкального творчества Киргизии. Самой первой работой в этом ряду стал сборник «Три киргизские песни», выпущенный в Москве (1937 г.). Он состоял из обработок для голоса с фортепиано В. Власова и В. Фере. В качестве первоисточников ими использовались две мелодии А. Малдыбаева и одна народная. Первая пьеса интонационным - «Утренний диапазоном. Он привет» примечательна расширен до децимы, несмотря на то, что это совершенно не характерно для киргизского фольклора. Тем не менее, композитору удалось 12
передать характерность подлинной народной интонационности. Мы полагаем, что эта художественная находка на грани подтверждения - характерные секундовые повторы и пентатонический окрас с одной стороны и, лишь частичное присутствие имманентных свойств национальной интервалики – с другой, может быть определена как художественное открытие [28, 137-167]. Пример 1 Вступление фортепиано точно повторяет мелодию и гармоническое сопровождение первой строфы песни, что также находится в традициях киргизской народной музыки. Характерны свойственные инструментов. здесь и кварто-квинтовые интонационному Квинта даёт строю ощущение интонации, народных пространства, лёгкости. Новаторским приёмом является использование подголосочности, также не характерной для киргизского музыкального этноса. В следующей пьесе имитируется игра на комузе. На верхней струне исполняется мелодия, а две остальные играют аккомпанемент – лёгкое стаккато в верхнем голосе и выдержанные звуки в нижнем – типичная фактура комузных пьес. 13
Пример 2 Говоря об этих композиторах, В. С. Виноградов отмечал: «Уже с первых опытов претворения национальной тематики они стремились чутко подойти к ней, не нарушая её первоначальной чистоты бесплодным экспериментаторством или безликой гармонизацией. Власов и Фере пытливо искали такие средства выражения, которые наилучшим образом раскрывали бы своеобразие, самобытность народно- национальных источников, их содержательность и красоту» 15. Эти слова можно с полным основанием отнести к камерно-вокальному творчеству композиторов лет. обработки тех народных большинства Свидетельством песен и мелодий киргизских тому А. служат Малдыбаева. Простота выразительных средств, типичная для его ранних сочинений, 15 в корне отличается от того, что принято Если сравнить «Три киргизские лирические песни», выпущенные в 1937 году, и издание с тем же названием 1939 года, то можно заметить, что в двух песнях полностью изменён текст – в первом варианте слова К. Джантошева и К. Маликова, а во втором варианте слова народные и А. Токомбаева. 14
выражать словом сближение «примитивизм», народной это направленное ритмоинтонационности с академическим европейским профессионализмом. Сам факт звучания киргизских мелодий в сопровождении фортепиано нов и непривычен, для подготовки его восприятия требовался ещё определённый временной этап. Начиная с середины 30-х годов XX века, национальное искусство получает всё более интенсивное развитие. Это связано с работой прибывших в Киргизию русских советских музыкантов: композиторов В. Власова, В. Фере, Д. Ковалёва, И. Копык, режиссёра В. Васильева, дирижёра В. Целиковского, художника Я. Штоффера, балетмейстера С. Холфина, хормейстеров П. Меркуловой, А. Воронцова, хорового дирижёра Д. Мацунина, педагогов-вокалистов З. Красновской, Т. Романовой. Обращает на себя внимание музыкальной общественности певица Сайра Киизбаева (в будущем народная артистка СССР). Интенсивно развивается творческая деятельность Абдыласа Малдыбаева. Он начинает работать в театре, где осуществляет свою деятельность и как певец, и как композитор. Высокую оценку песенному творчеству Малдыбаева дал Д. Б. Кабалевский, который слушал его музыку в исполнении вокального ансамбля Киргизии на Всесоюзной хоровой олимпиаде 1936 года в Москве: «Киргизские национальные песни я слышу впервые, и должен отметить, что их исполнение хором Киргизского театра произвело на меня хорошее впечатление». Особенно он отметил песни «О красной коннице» и «Забойщики» 16[39, 11]. 16 Успех киргизского хора в Москве.//Советская Киргизия, 1936, 5 июля. 15
В 1930 году национальная драматическая студия преобразовывается в Государственный театр, одновременно во Фрунзе17 открывается Музыкальный техникум. В 1936 году Киргизский государственный музыкально-драматический государственная театр театр, филармония, был преобразован создаётся среди в Киргизская состава которой — оркестр народных инструментов, ансамбли танца, коллектив комузистов и темиркомузистов, хоровая капелла. Знаменательным стало знакомство А. Малдыбаева с В. Власовым и В. Фере. Их дальнейшее творческое содружество оказало решающее значение для формирования киргизской культуры. В 1937 году осуществляется постановка музыкальной драмы «Алтын кыз» («Золотая девушка») В. Власова, В. Фере (либретто Дж. коллективизации Боконбаева). в Сюжет Киргизии, драмы партитура посвящён состоит из музыкальных, танцевальных и разговорных номеров. Музыка самого известного хора драмы - «Селкинчек»18, написана на основе обработок фольклора. В 1938 году ставится музыкальная драма «Ажал ордуна» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере (либретто Турусбекова). Это драма показательна в отношении неуклонной поступательности развития профессионализма киргизской музыки. В ней звучат многоголосные хоры, а симфонические эпизоды более развиты. Вот как описывает один из спектаклей «Ажал ордуна» датский писатель Ханс Шерфиг: «Первая национальная киргизская музыкальная драма, поставленная во Фрунзе, называлась «Ажал ордуна», что 17 18 Фрунзе – ныне Бишкек. Селкинчек – дословно качели. 16
означает «Не смерть, а жизнь». Действие её происходит во время восстания 1916 года. Киргизы проезжали сотни километров на лошадях, чтобы посмотреть эту новую форму искусства. В драме есть бедный пастух, который продаёт дочь Зулайку чужаку. Дочь плачет и умоляет не продавать её ненавистному чужаку, и на одном из спектаклей старый крестьянин-колхозник Чуйской долины встал с места и крикнул: «Послушай, ты, отец-урод, не продавай её! Если ты её продашь, ты не отец, а дикий зверь». Зрители согласились с ним и не желали смириться с тем, что бедная девушка будет продана при открытом занавесе. Группа молодых ворвалась на сцену с поднятыми кнутами и окружила Зулайку, чтобы защитить её. Так взволновало новое искусство киргизов»19. Важным этапом на пути к композиторскому мастерству и овладению вокально-актёрским профессионализмом стало создание Абдыласом Малдыбаевом, Владимиром Власовым и Владимиром Фере первой киргизской оперы «Айчурёк». Всё произведение, от начала до конца, пронизано народным мелосом, о чём говорят и сами композиторы: «Большое музыкально-тематическое значение в написанной нами опере «Айчурёк» приобрели варианты попевок сказителей «Манаса» - С. Каралаева, М. Мусулманкулова и др. В музыке мы стремились передать мелодическое богатство киргизского народного творчества. Вместе с ней полностью сохранена гениальная простота народных мелодий» 20. Профессиональные музыканты в своих сочинениях очень бережно 19 20 относились к киргизскому фольклору. Ханс Шерфиг. В гостях у кыргызов. – Ф.: Кыргызстан, 1969. С. 40. В. Власов. В. Фере. Музыка Киргизии// Известия, 1939, 27 мая. 17 Они
стремились сохранить всю красоту национальной мелодики, ограняя её в традиции классического западноевропейского музыкального формообразования (прелюдия, инвенция, пьеса в простой трёхчастной форме, соната и т. д.), но при этом создавались пьесы и в народных киргизских формах, например кюу. Огромную роль профессионального в период искусства в становления республике сыграло творчество таких музыкантов как Г. Окунев, В. Власов, П. Шубин, М. Раухвергер, В. Фере, Л. Германов. Первые произведения киргизских композиторов были написаны ими в соавторстве с их русскими коллегами. Примером может послужить упомянутая опера «Айчурёк». Новый этап открывается для национального искусства Киргизии с 50-х годов XX века – это период, когда молодые национальные композиторы, получившие образование в центральных консерваториях, возвращались в республику продолжать развитие национального искусства республики. Появляются новые композиторские имена: А. Тулеев, С. Медетов, М. Абдраев, Н. Давлесов, К. Молдобасанов, Т. Эрматов, А. Джаныбеков. Дальнейший рост культуры Киргизии связан с открытием ряда детских музыкальных школ, музыкального училища им. М. Куренкеева (1940 г.) и института искусств им. Б. Бейшеналиевой (1967 г.). Репертуарный список в этих учебных заведениях составляли лучшие образцы русской, зарубежной и советской музыки. Однако поднимается вопрос о введении композиторов. в требования Образность произведений национальных произведений национальных 18
авторов многогранна, киргизского народа. она В отражает внутренний произведениях мир киргизских композиторов этого периода можно проследить традиции, идущие от Скрябина, Рахманинова, Метнера, Шостаковича. Но при этом в их музыке явственно слышится самобытный национальный голос. В 1940 – 1950-е гг. на сцене театра были поставлены «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Красный мак» Р. М. Глиэра, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Лебединое огромных озеро» П. творческих И. Чайковского. усилий стала Свидетельством постановка оперы «Евгений Онегин» на киргизском языке в 1942 году. Главный дирижёр театра В. Целиковский писал: «Это эпохальная, подводящая итоги определённой работы театра постановка, открывающая новые перспективы дальнейшего роста национальных кадров и киргизского искусства в целом. Исключительное постановки политическое «Евгения и Онегина» культурное в значение киргизском театре заключается ещё в том, что она осуществляется в грозное время Великой Отечественной войны. В дни, когда гитлеровские варвары разрушают и уничтожают величайшие ценности культуры и искусства, накопленные человечеством, мастера искусств Киргизии в упорном труде создают новые культурные ценности»21. Этот период характеризуется развития значительным киргизской усилением музыки роли национальных традиций. Появляется значительный массив 21 В. Целиковский. Евгений Онегин// Советская Киргизия, 1942, 22 марта. 19
произведений, созданных киргизскими композиторами совершенно самостоятельно. Фортепианная музыка 1950-х годов – прежде всего произведения более сложной, развитой формы. Возрастает интерес к жанру сонаты. Для фортепиано пишут С. Германов, С. Медетов, М. Абдраев, Г. Окунев. Их музыкально-языковой тезаурус представлен гораздо более разнообразным интонационным и стилистическим словарём. Кардинально расширяется и тематика образности произведений. В фортепианной музыке этих лет появляются как легендарно-сказочные, так и реальные - эпические, драматические и лирические образы. Поэтичность родного часто края. инспирирована Очень природной распространена в стихией 1950-е годы лирическая сфера – это отражение общих тенденций музыке тех лет. Лирика также характерна имманентной национальной спецификой. Лирические образы чрезвычайно пластичны и органичны. В ряду ярких произведений этих лет - Сюита С. Медетова, Прелюдии А. Джаныбекова, пьесы «Пастораль» М. Бурштина, «Летом на Иссык-Куле» С. Алгожоева. Жылдыз Малдыбаева и Муратбек Бегалиев в своих сонатах лирические образы сопоставляют с динамикой действенной активности. Характерным для национальных композиторов остаётся и следование традициям русской школы, но при этом в их произведениях всегда явственна национальная интонационность. Не чуждаются киргизские композиторы современной экспериментов – эпохи политональные и наложения авангардных изысканных гармоний, додекафонические построения, полиритмические 20
эксперименты слышны в «Семи прелюдиях-мгновениях» К. Молдобасанова, Третьей Сонате М. Бурштина. Звучание национального фортепиано наполнено спецификой интонационных оборотов и фактурных приёмов, характерных для киргизской ориентальная народной философия музыкальной и фольклорная культуры; музыкальная практика обусловили распространенность неконфликтного типа драматургии. В основе развития фортепианного искусства Киргизии той эпохи находится диалог эксперимента западноевропейского художественной авангарда специфики классических на традиций и национальной основе русской претворения и мировой музыкальной культуры. В эти годы формируется и киргизская исполнительская школа. Ведь только тогда, «когда пианист чутко и ярко раскрывает национальную природу произведений того или иного композитора, - подчёркивает известный советский исследователь М. Смирнов - он становится подлинно национальным исполнителем» [37,41]. В 1960-е гг. популяризации творчества национальных композиторов послужила конкурсов обязательным с организация исполнительских исполнением произведений киргизских композиторов. В стилевом отношении сочинения композиторов Киргизии этих лет опираются на традиции С. Прокофьева, тенденция Б. Бартока, изображения Д. Шостаковича. фортепианными Развивается средствами звучания народных инструментов (объектом имитации часто становится звучание комуза). 21
1970-е годы характеризуются всплеском интенсивности взаимодействия разнонациональных культур. Организуются различные симпозиумы, межнациональных конференции контактов по проблеме различных культур: «Международный музыкальный конгресс» в Москве (1971 г.), «Музыкальная трибуна Азии» в Алма-Ате (1973 г.), «Макомы, мугамы и современное композиторское творчество» в Ташкенте (1975 г.), симпозиум «Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность» в Самарканде «Современное состояние, (1978 г.), актуальные конференция проблемы и перспективы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки» в Ташкенте проводятся (1979 Всесоюзные г.). отборы На на базе филармонии Международные конкурсы. В это время произведения киргизских композиторов получают международное признание. В их числе – балеторатория К. Молдобасанова «Материнское поле» (Государственная премия СССР 1976 г.) и симфоническая поэма «Последний день Помпеи» Муратбека Бегалиева [27,14]. В период становления профессионального искусства, приглашённые музыканты, балетмейстеры, художники, участники экспедиций из Москвы закладывают основу для дальнейшего развития (получивший потом искусства вторую Киргизии. П. Семёнов фамилию-прозвище Тянь- Шанский), А. Затаевич, В. Виноградов, П. Шубин, В.Власов, В. Фере навсегда связывают свои имена с бытом и культурой Средней Азии Они сыграли 22 основополагающую роль в
формировании профессиональных традиций киргизской музыки. Владимир Власов и Владимир Фере становятся соавторами и авторами первых профессиональных образцов киргизской музыки. В тот же период появляются национальные композиторы (Абдылас Малдыбаев, Мукаш Абдраев и другие). Успешное развитие киргизской музыки обнаруживает её способность культурными вступать и в диалог с самыми профессиональными различными традициями – от классики до авангарда. 1.2. Ключевые персоналии становления профессиональной музыкальной культуры Киргизии. Творчество незыблемой русских опорой профессионального советских музыкантов формирования искусства в и Киргизии. стало развития Деятельность Александра Затаевича, Виктора Виноградова, Владимира Власова, Владимира Фере, Михаила Раухвергера в этом отношении сложно переоценить. Александр Викторович фольклорист, внёсший киргизской фольклористики. Затаевич необъятный вклад Одним – музыковедв из развитие главных этноэтнических достижений учёного-фольклориста является фиксация образцов киргизского фольклора (песенного и инструментального). Его знакомство с киргизским народным творчеством началось с января 1920 года. Отделом по национальным делам Семиреченской области было принято 23
постановление о созыве акынов для записи их творчества в г. Верном (ныне Алма-Ата). В Киргизию он был приглашён специально для записи творчества Токтогула Сатылганова, им было записаны мелодии, напевы и речитативы эпоса «Манас» и «Семетей». национальной Затаевич фольклористики собирал материалы непосредственно из уст носителей. Также он опубликовал сборники «1000 песен киргизского народа»22 (в сборнике киргизских мелодий всего лишь 8), «250 киргизских инструментальных напевов и мелодий» (1934 г.), сборник содержит мелодии Токтогула Сатылганова, Карамолдо Орозова, Мураталы Куренкеева и др. Именно с него начинается систематический сбор информации по киргизскому фольклору, он положил начало самостоятельного развития национальной фольклористики и интересу к музыкальной истории Киргизии вообще. Его деятельность высоко ценили многие музыканты. Среди них – Сергей Васильевич Рахманинов. Широко известен факт посвящения им А.В. Затаевичу «Музыкальных моментов». Б. Асафьев так писал о его деятельности «Ваш труд колоссален, по затрате энергии, неутомимости и нечеловеческому упорству – он поистине эпический» [19,IV]. Ромен Роллан поздравление: прислал «Склоняю А. чело Затаевичу перед следующее великолепными результатами Вашей работы и очень рад, что вы довели её до конца в настолько тяжёлых условиях голода и эпидемий» [4, 94.] 22 В этом сборнике опубликованы мелодии не только киргизского, но и казахского фольклора, так как в исторических источниках казахов именовали киргиз-кайсахами. 24
«Можно только удивляться, как при наличии у киргиз такого исключительного влечения к музыке, как при такой, хотелось бы сказать, – пропитанности ею их быта, до самых прозаических его сторон включительно, – их громадная устная музыкально-певческая литература до сих пор так мало переведена и зафиксирована в нотной письменности, благодаря чему в настоящее время, несомненно, успели уже растеряться или исказиться, может быть, наиболее ценные проявления их народно-музыкального творчества!.. Но мог ли я пройти равнодушно мимо тех сокровищ, которые так неожиданно передо мною открылись? Культурному миру они до сих пор оставались совершенно неизвестными, а между тем их уже коснулась гибельная рука вымирания! Нужно было спешить с записью того, что ещё осталось целым! [19, XIX.]. Деятельность А. В. Затаевича в Киргизии положила начало формированию и развитию её профессиональной музыкальной. Благодаря своим человеческим качествам он находил язык с людьми разного возраста, воспитания и профессий. За короткий срок учёный записал 1500 кюев и напевов. Замечательно то, что он фиксировал не только мелодии, но и особенности жизненного уклада народа, традиции и быт киргизов, портреты народных музыкантов. Для многих творчества работа музыкантов-исследователей А. В. Затаевича была народного своего рода настольной книгой, сводом правил, образцом отношения к культурным традициям. Также в сфере исследований киргизского фольклора работал Виктор Сергеевич 25 Виноградов. Во многих
взглядах на творчество акынов и ырчи он подтверждает мнение Затаевича. Так, в своей книге «Киргизские народные музыканты и певцы» Виноградов сверяет свои взгляды, мысленно обращаясь к первопроходцу исследования киргизской художественной парадигмы. Обращаясь в своей научной деятельности к одним и тем же именам, они часто замечают в специфике их дарования одни и те же факторы развития. В процессе характеристики творчества Мураталы Куренкеева23, например, и Затаевич и Виноградов говорят о музыкальных способностях к игре на инструментах, переданных ему от отца24. Карамолдо Орозов25 поразил Виноградова интеллектом, содержательностью и незаурядностью своего творчества. Виктор Виноградов отмечает схожесть своего мнения о Карамолдо который Орозове также со словами неоднократно интеллектуальной Александра высказывался наполненности творчества Затаевича, о высокой народного мастера. Оба исследователя энциклопедическую отмечали любознательность осведомлённость и народных исполнителей. Их игру на инструментах, они определяли как граничащую по ловкости с цирковым искусством. Собирая сведения, опираясь на исследования предшественников, обращаясь непосредственно к носителям 23 Мураталы Куренкеев — народный композитор и инструменталист (кыяк, комуз, чоор). 24 Его отец Куренкей высоко ценился как инструменталист-виртуоз. Их игра на инструментах впечатлила исследователей. В своих записях Виноградов сравнивает их с династией Бахов. 25 Карамолдо Орозов – киргизский национальный композитор, инструменталист. Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах, проходившего в 1939 г. в Москве (II премия). 26
фольклорной информации Виноградов, пополнил кладовую киргизской культуры. В становлении профессионального музыкального искусства Киргизстана огромную роль играют личности В. Власова и В. Фере. Их деятельность не только стала причиной рождения произведений, но композиторских множества и ярких способствовала имен. Среди них - национальных появлению А. новых Малдыбаев, А. Аманбаев, Т. Эрматов, Б. Глухов. В. Фере вспоминает: «Когда я вместе с моим другомкомпозитором Владимиром. Власовым в 1936 году приехали впервые в Киргизию, новизна впечатлений сначала как-то оглушила меня. Всё было удивительно для нас в это крае: снежные вершины Тянь-Шаня, пряное дыхание степи, синие волны Иссык-Куля…Мы не уставали восхищаться причудливыми изгибами горных дорог, по обеим сторонам которой открывались разнообразные пейзажи – то заросли жестковатой арчи, то пышные плодовые сады или высокогорные пастбища, весной покрытые многоцветным узорчатым ковром из диких тюльпанов. Но всё-таки самые яркие впечатления оставили наши встречи с людьми. Их было много – молодых талантливых, жадно стремившихся к знаниям, культуре, преданных искусству» 26. В 1920-1930е гг. их сочинения состояли в основном из обработок цитатного материала, и пьес малых форм, опирающиеся на собственный тематизм. В 1936 году В. Власов и В. Фере начинают сотрудничество с А. Малдыбаевым. Его мелодический дар и 26 В. Фере. Расцвет киргизской музыки// Советская музыка, 1958, №10. С. 21. 27
профессиональные знания Власова и Фере создают значимые произведения национального репертуара. Творческое содружество продолжает развивать уже освоенные жанры. В 1941 году появляется двухактная опера «Патриоты». В 1943 году композиторское трио создаёт монументальную оперу «Манас». Работа над ней продолжалась около трёх лет. Премьера была приурочена к 20-летию Киргизской ССР, постановка состоялась в 1946 году. Их совместная деятельность основывается не только на создании опер, они создают и произведения других жанров, в их числе - ряд песен. «Марш киргизских пионеров» и «Марш труда» были включены в оперу Власова и Фере «На берегах Иссык-Куля» в 1951 году. Также их совместная песня утверждается в качестве Государственного Гимна Республики. В 1958 году ими была написана опера «Сын народа Токтогул» (третий вариант оперы «Токтогул» 27). Её представлением была открыта Декада Киргизского искусства в Москве (1958 г.). * ** Михаил Рафаилович Раухвергер приехал в Киргизию в 1939 году в целях оказания помощи в становлении профессионального искусства. 27 Опера «Токтогул» изначально была написана А. Малдыбаевым и М. Абдраевым. 28
Первым его «киргизским» сочинением была опера «Кокуль» («Легенда о златокудром юноше», либретто В. Винникова и У. Сарбагишева). Композитор замечательный песенный и вспоминает: киргизский «Я широко использовал музыкальный инструментальный. Сейчас фольклор я уже – могу утверждать: киргизская народная музыка своим ладовым богатством, эмоциональной разнообразием лирической насыщенностью, ритмических теплотой конструкций благотворно большим и необычной воздействует на моё творчество и оказывает значительное влияние на весь мой творческий путь»[27, 26]. Опера основана на сказке о сыне охотника Кокуля, его любви к дочери Джакып-хана Куляим и борьбе Кокуля с жестоким ханом. Этому Шапорин: произведению «Музыка всей высокую оперы оценку стоит дал на Юрий высоком профессиональном уровне, а отдельные номера написаны с подлинным вдохновением. К ним следует отнести тёплую колыбельную песенку из пролога, арию Кокуля и терцет из первого акта, и, наконец, вершиной всей оперы является глубокий, насыщенный хор и драматическая ария Куляим в сопровождении хора в третьем акте…» [27, 26]. Следующим произведением, над которым работает М. Раухвергер – это балет «Чолпон». Сюжет основан на легенде о любви Чолпон и Нурдина, сына жестокого Темир-хана, который препятствует их светлому чувству вместе со злой волшебницей Айдай. 29
Полем творческого эксперимента в балете стала необходимость создания ярких хореографических характеров при отсутствии танцевальных традиций у киргизов. Характер пластики был найден в народной бытовой среде – играх, труде. Премьера состоялась 30 декабря 1944 года. М. Раухвергер – также автор переложений для фортепиано, трио28 и двух сюит для симфонического оркестра номеров из балета «Чолпон». Сюита состоит из 6 пьес: «Адажио», «Вариации Айдай», «Пляска со змеёй», «Опасная охота», «Общая пляска». Каждая пьеса характеризует определённый персонаж сказки. Каждая пьеса – это танец, с выразительной ритмической организацией и постоянной метрикой. Хотя пьесы не строятся на цитатном материале, они ярко национальны. Композитор расширил диатонику и лады мажорного наклонения (характерные для фольклора) путём применения хроматических интонаций. Айдай и злые силы характеризуются восточными интонациями. Пример 3 Фортепианная партия выполняет роль ритмического начала, носит аккомпанирующий характер. 28 Раухвергер М. Р. Шесть пьес для трио (скрипка, фортепиано, виолончель) из балета «Чолпон». М., ССК, 1947. 30
Пример 4 «Вариации Айдай» - это самая яркая пьеса в этом цикле. Раухвергер создал выразительный образ злой волшебницы. Он первым претворяет национальную тематику в камерной музыке для инструментального состава. Михаил Раухвергер также сочинял и детскую музыку (обычно на цитатном материале). Его произведения для юных пианистов фактурой. обладают Все выпущенные в они привлекательной, объединены Москве и во в «пианистичной» различные Фрунзе. сборники, Произведения репертуарны. Это, например, «8 пьес средней трудности» , «Киргизские впечатления» (5 пьес), некоторые пьесы на основе музыки балета «Чолпон». После постановки «Кокуля» композитор не обращался к оперному жанру. Для новой оперы он искал современную тему: мир современных героев, который был бы полон чувств. «В августе 1958 года мне попалась в «Новом мире» повесть «Джамиля» до тех пор неизвестного мне автора Айтматова. По мере чтения я всё более увлекался ею, дошёл до конца и сразу решил – “вот тема, которую я ищу”. Я позвонил драматургу Богомазову и попросил его ознакомиться с повестью. А через два дня он позвонил мне и заявил, что у него уже готов план либретто…Я начал писать музыку, даже не дожидаясь вспоминал композитор [27, 29]. 31 окончания либретто», -
Опера была поставлена в ноябре 1961 года, в этом же году Михаилу Раухвергеру присуждают звание народного артиста Киргизской ССР. Несмотря на то, что Михаил Рафаилович не остаётся в Киргизии навсегда, в своих сочинениях он и после уезда из республики обращается к киргизской теме. Одними из лучших его произведений этого ряда становятся - струнный квартет на «Киргизские киргизские темы, танцевальные симфоническая мотивы», сюита симфонические картины «В горах Ала-Тоо». Также созданы им обработки народных песен для голоса и фортепиано (более 100), фортепианные пьесы, хоры. В 1974 году Раухвергер создаёт оркестровую сюиту «Песни Атая», в основу которой были положены мелодии выдающегося певца, комузиста-виртуоза и композитора Атая Огонбаева. Профессиональное развитие национального искусства пришлось на эпоху становления Советского Союза. Русские огромную роль профессионализма советские в музыканты становлении Киргизской сыграли музыкального республики. Были организованы встречи, симпозиумы, конференции, раз в 3 года проводились декады национального искусства в Москве. Становление Киргизии профессионального продолжалось во искусства время в Великой отечественной войны. Деятельность деятелей на ряда российских начальном 32 этапе музыкальных становления
профессионального искусства в Киргизской ССР помогла сохранить фольклор, создать национальную композиторскую школу. 33
Глава II. Развитие национальной фортепианной культуры Кыргызстана Самым благоприятным периодом для развития фортепианной культуры Киргизии стали 60-80 гг. XX века. Уже освоены многие композиторского письма, профессиональные обогащена приёмы кладовая средств выразительности, расширен образный строй. Государство способствует развитию Профессиональное искусство разнообразными событиями мероприятия конкурсы, Проходят – гастроли культуры в – эти республики. годы проводятся смотры, театральных музыкальные декады, трупп, насыщено фестивали. коллективов и солистов из других республик СССР и стран. [27,14] Многие национальные композиторы получили возможность учиться в центральных консерваториях России и за рубежом. Так, один из самых первых национальных композиторов республики Абдылас Малдыбаев получил образование у В. Фере (заведующий кафедрой композиции с 1959-1962 гг.) в Московской консерватории. Также у Фере имели возможность обучаться и другие национальные композиторы – Мукаш Абдраев, Аскар Тулеев, Борис Глухов, Ахмат Аманбаева, Таштан Эрматов и др. С открытием государственного института им. Б. Бейшеналиевой плеяда национальных композиторов пополняются новыми именами — Жылдыз Малдыбаева, Эсенгул Мурзабаев, Акимжан Жеенбай и др. 34 Джумабаев, Асан
Но были, также и композиторы, которые получили образование в республиканских консерваториях - Владимир Роман, Муратбек Бегалиев, Михаил Бурштин. Это всё способствовало росту композиторской организации, которая насчитывала (к этому времени 40 человек). Теперь национальному композиторскому письму было подвластны все жанры и новые техники современного композиторского письма. Итак, национальная композиторская школа появляется в республике в 30 – 40-е гг. XX века. Первые профессиональные произведения для фортепиано были лишь цитатными обработками. Но русские музыканты активно развивают музыкальный профессионализм в сочинениях. В это время обрабатываются не только песни, но и появляются и пьесы, относящиеся к профессиональному исполнительству. Также сочиняется и музыка для детей. Музыку для детей сочиняли Раухвергер, Осмонов, Малдыбаев и др. Детская музыка «Импровизация» Л. Книппера на тему «Алмага» («К яблоне») является образцом пассивного цитатного претворения фольклора (по записи В. С. Виноградова «100 киргизских народных примечательна и своей мелодий» № подголосочной 86). Эта пьеса политонической разработкой, что в принципе является новым для киргизской национальной фольклорной музыки. Подобным примером соединения киргизского фольклора с европейскими традициями является «Марш» М. Абдраева. Эта фортепианная миниатюра, - далекий потомок «Марша 35
Черномора» Глинки мелодические – здесь скачки, и пунктирный красочно ритм, и обрисовывающие приближение и уход сказочного марша-шествия. Пример 5 Александр Фёдорович Гедике также писал пьесы на цитатном материале. Их сборник популярным в республике он был издан в Москве, но не стал и практически неизвестен29. Музыковед и композитор В. Янковский сочинил около 20 детских пьес на народные темы, сделал обработки песен А. Малдыбава для начинающих в виде маленьких пьес. Особую популярность в репертуаре начального музыкального образования в Киргизии в снискала прелюдия до минор, не отличающаяся, однако, ярким национальным колоритом. В миниатюре композиторский используется приём – достаточно движение простой мелодии и аккомпанемента состоит из неизменно ровных восьмых. В мелодическом корпусе композитор показывает контуры фактуры на остановке в мелодической линии, гармонизация которой подсказывает нам её развитие. 29 Гедике, Александр Фёдорович. Альбом пьес для фортепиано / Сост. и пед. ред. В. Дельновой. – М. : Музыка, 1977. [2], 63 с. включ.обл. :портр. 36
Пример 6 Борис Глухов в своём творчестве также уделяет большое внимание детской музыке. Михаил Бурштин в своих высказываниях замечает, что ему более всего удаётся этот вид композиторства [36, 8]. «Альбом пьес», Сонатина №2, Концерт для юношества — вот лишь некоторые примеры его сочинений для национальный детей. В колорит, его музыке образы яркие, ярко ощущается интонационность легко узнаваема и отличается органикой. В своём посвящённом композитор концерте для фортепиано пятидесятилетию воспевает оптимистическим с оркестром, комсомола Киргизии, молодость, мироощущением музыка жизни, полна юношеским задором, эмоциональной готовность к диалогу. В концерте три части– Импровизация, Ноктюрн и Скерцо. Композитор дал название «Импровизация» первой части не случайно, этим он хотел 37 подчеркнуть свободу
музыкального развития, образов, смены настроений. Первую часть можно охарактеризовать как каденцию, скреплённую тремя оркестровыми кульминациями. Для раздела характерно тембральное богатство фактуры и динамическая прихотливость. Вторая часть - воплощение нежной лирики. Композитор органично распределяет материал между солистом и оркестром. Третья часть Скерцо, основанное на фольклорной стилизации. Она наполнена задором, радостью и весельем. В кульминации финала проходит тема из второй части, но уже в другом обрамлении, её лиричность сменяется гимническивосторженным настроем. Кода финала стремительна, энергична. *** Со становлением и развитием профессионального искусства в республике актуальной становится проблема и интерпретации национальной музыки. Специфические черты музыкального языка, национальный исполнения, акустически колорит, созвучные приёмы фольклорному инструментализму – всё это становится характерным для киргизской музыки. От исполнителя это требует владения специфическими техническими приёмами игры, широты образного и ассоциативного мышления, чувства колорита, умения пластично фразировать материал. Образы, навеянные природой киргизского края, находят отражения в произведениях С. Медетова – назовем «Сюиту», «Пьесу на киргизские темы». Жанровые зарисовки быта и 38
природа запечатлены в «Киргизских эскизах» Ж. Малдыбаевой (24 прелюдии), «В листках с джайлоо» А. Мурзабаева, в трёх пьесах на киргизские темы «На поляне», «Карагул», «Ботой» Г. Окунева. Композиторы Киргизии проявляли огромный интерес к виртуозности в фортепианном исполнительстве. Произведения наполняли инструктивного поэтическим плана содержанием. композиторы Так, например, Михаил Бурштин в цикле «5 киргизских этюдов» назвал каждый этюд соответственно используемым видам техники – квинты, трели, октавы, репетиции, квартаккорды. Пьеса «Вальс кварт» также можно отнести к этюдам. «Вращение больших секунд» - это необычное название говорит об образно-поэтическом решении технической проблемы. В национальном репертуаре есть пьесы, которые имеют названия на киргизском языке, но неснабжены переводом. Они обозначают один из жанров инструментальных наигрышей – «Кайрык», «Терме», «Кербез». Для этих пьес характерны яркость, выразительное интонирование национального колорита и рельефность изложения. Как пример этого назовём цикл пьес К. Асанбаева «Кайрыктар30». Эти характеристики подтверждает пронизанная механистичным движением скерцозность. В основе произведения интенсивное лежит развитие. кульминационного В попевка, пьесах нарастания, виртуозами-исполнителями на которая применяется получает приёмы подобные используемых народных инструментах. Композитор использует и имитацию визуальной стороны исполнительского дискурса. Так, в первой пьесе партия 30 Кайрыктар – тип народного инструментального музицирования. 39
правой руки подражает характерным движениям игры на комузе. Самобытная пьеса «Кайрыктар» - это киргизский наигрыш героико-воинственного характера, решённый в дорийском ладу. Подражание народной музыке выражается и в нерегулярной ритмике, смене метра и специфике организации пульсации. М. А. Бегалиев в своём произведении «4 терме31» обрисовывает жизненный путь мужчины. Это сюита разнохарактерных пьес – терме мальчика, терме джигита, терме старика и терме пожилого человека. Последняя пьеса отражает умудрённый опытом взгляд на прожитое пожилого человека. Пьеса наполнена глубоко психологичной детализацией. Знаковость использованы разных стилистических эпох ярко в творчестве С. Медетова, Т. Эрматова, К. Молдобасанова, М. Бурштина, М Бегалиева. «Пьеса» Медетова является претворением романтического стиля в музыке. Пример 7 Первым сочинением в жанре поэмы стало одноимённое сочинение М. Бурштина. Пьеса выразительна, она основана на 31 темах А. Малдыбаева. Помимо Терме – вид инструментального наигрыша. 40 киргизского мелоса
композитор использует типичные средства народной инструментальной музыки. C. Медетов композитором, также является обратившимся к первым жанру киргизским рапсодии. Его «Рапсодия» строится на сопоставлении двух начал: лирикосозерцательного и жанрово-танцевального. Жанр прелюдии в творческом багаже национальных композиторов составляет значительную часть. Известны прелюдии К. Молдобасанова, Т. Эрматова, Ж. Малдыбаевой. М. Раухвергера. Произведение К. Молдобасанова «7 прелюдий- мгновений» является показательным как для творчества композитора, так и для национальной фортепианной музыки вообще. Его называют «этапным». Здесь композитор претворяет характерную черту киргизской народной музыки – афористичную лаконичность основной музыкальной мысли. Молдобасанов здесь обращается ко всей многоплановости киргизского фольклора. В этих прелюдиях – присутствуют интонации колыбельной в третьей, интонации кюу – во второй, шестой и интонации, идущие от эпоса «Манас» - в третьей и пятой. Для первой, шестой и седьмой характерна смешанная интонационность. Единственной прелюдией, имеющей программу, является пятая прелюдия - «Раздумье». Она написана как музыка к кинофильму «Зеница ока» (киностудия «Киргизфильм», режиссёр Г. Базаров). Музыка прелюдий тональна, но Молдобасанов расширяет хроматику, придавая тем самым этому циклу характерность музыки XX века. 41
Пример 8 Эту пьесу можно назвать фантазией-импровизацией. Её музыкальное ядро содержится в начале, затем оно повторяется в неизменном виде и в разработке, и в репризе. Пьеса состоит из нескольких разнохарактерных эпизодов, отражающих изменения настроений. Транскрипции - также достаточно распространённый жанр в киргизской фортепианной музыке. Так, в основу пьесы Бурштина легла музыка из «Молодёжной кантаты» Н. Давлесова. органично Композитор «легла» на отмечал, что фортепиано. 42 партитура Кроме того, очень автор
использовал мужской хор в крайних частях и женский в среднем разделе. К виртуозным транскрипциям Бурштина можно отнести обработку номеров из балета-оратории «Материнское поле» Калыя Молдобасанова. С помощью колористических возможностей фортепиано передаётся звучание оркестра и хора. Бурштин не обошёл стороной и творчество Малдыбаева (марш «Ворошиловские всадники»). Характерной спецификой фактуры пьесы становятся гаммообразные форшлаги и крупные аккорды, передающие традиционный иконописный образ русского воинства. С. Айткеев создал транскрипцию для двух фортепиано народного кюу «Ибарат» К. Орозова. Здесь использованы политональные наложения аккордов, полифонические переплетения голосов. К такому типу обработок можно отнести и транскрипцию В. Фере шести танцев из оперы «Айчурёк». В качестве источников для транскрибирования используются не только сочинения композиторов, но и народное творчество. «Шыгырама», «Ташы», «Жумалак- ботой» - пьесы, написанные на темы Орозова (материал взят из сборника А. Затаевича). Композитор сохранил подлинную гармонизацию первоисточника, при этом комузное звучание достигается приёмами звукоизвлечения. Популярным произведением в Киргизии является «Машботой» Атая Огонбаева для комуза. Михаил Бурштин ярко воспроизвёл его с помощью фортепиано. 43 выразительных средств
Соната С. Медетова является первой, сохранившейся в записи, киргизской сонатой (более ранее сочинение этого жанра Т. Эрматова утеряно). В этом сочинении видна преемственность романтических традиций. Соната посвящена Э. Григу. Сейдалы Медетов сочинил ее, будучи студентом Московской консерватории. Это камерное одночастное сочинение. В музыкальном сюжете отсутствуют резкие эмоциональные перепады, образы дополняют друг друга, существуя в режиме полидиалога. Соната наполнена интонационностью, григовской утончённой лиричности. 44 приближенной к
Заключение. Киргизская фортепианная музыка на данном этапе музыкальной истории активно развивается как в плане использования народных традиций, так и в позиции движения в сторону развития профессионального комплекса. До сих пор проводятся республиканские конкурсы национальных произведений (КГМУ им М. Куренкеева), на городских конкурсах обязательно произведение киргизского композитора. Активнее развивается и национальная научноисследовательская занимающихся практика. проблемами Среди киргизской музыковедов, музыкальной культуры, назовем Е. Лузанову, А. Кузнецова, К. Надыршину, И. Горину. Тем не менее, в связи с малоизученностью фортепианной ветви киргизской музыки, мы хотим указать на необходимость большей самобытности произведений самобытности ее интенсивности национальных интонационных, инструментально-исполнительских освещения её роли в мировой искусства. 45 в композиторов, жанровых параметров, истории изучении а и также фортепианного
Список литературы: 1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. – Л.: Наука, 1971. -- 72 с. 2. Алагушов Б. Кыргызмузыкасы: Энциклопедия (на киргизском языке). – Б.: Киргосизд, 2007. - 65 с 3. Асанканов А. А., Осмонов О. Д. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших). – Б.: Адабият, 2007. - 151 с. 4. Бадовски Рышард. Польские певцы Казахстана. – П.; Полмузизд, 2002. - 94 с. 5. Бегалиев М. «Кайрык». Сб. камерных произведений. — Ф.: Адабият, 1999. - с 249. 6. Бегалиев М.: Исследования, статьи, материалы. Сборник, ред.-сост. Е. Лузанова. — Б.: Учкун, 2005. - 321 с. 7. Большая советская энцикопедия (5 выпуск): в 30 т. / под ред Л.С. - М.,«Сов. Энциклопедия», 1961. - 580 с. 8. Виноградов В.С. Киргизское народное музыкальное творчество как источник изучения проблемы происхождения киргизов // Тр. Кыргызской археолого-этнографической экспедиции. – Т. III.: М., 1960. - 252с. 46
9. Виноградов В.С. Токтогул Сатылганов. Зачинатель кыргызского музыкознания: киргизские акыны. – М.; Л., Нева, 1952. - 240 с. 10. Виноградов Виктор Сергеевич // Воропаева В.А. Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана. – Б.: Изд-во КРСУ, 2005. - 145 с. 11. Виноградов В.C. Киргизская народная музыка. – Бишкек, 2002. – Ф.: Киргизгосиздат, 1958. - 301 с. 12. Виноградов В. С. Муратаалы Куренкеев. – Ф.: Учкун, 1962. - 120 с. 13. Виноградов В. С. Киргизские народные музыканты и певцы. – М.: Искусство, 1972. - 219 с. 14. Виноградов В. Вопросы развития национальных и музыкальных культур в СССП. М., Искусство, 1961. - 111 с. 15. Воропаева В.А. Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2005. - 256 с. 16. Затаевич А. 500 казахских песен и кюев. – А.: Харбер, 1931. - 189 с. 17. Затаевич А. В. Исследования. Воспоминания. Письма и документы, [сб.],М.: Искусство, 1958. - 125 с. 28. Затаевич А. В. Киргизские народные инструментальные пьесы и напевы. – М., Республика, 1971. 60 с. 19. Затаевич А. 1000 песен киргизского народа – О.,Киргосизд, 1925. - 626 с. 20. История киргизского искусства. Краткий очерк. – Ф.: Киргосизд, 1971. - 52 с. 47
21. Калпаева Д. Муратбек Бегалиев: Доордобулбасы (Сүрөткерменендилмаек). — Б.: Бийиктик, 2011; 2-е дополненное издание. — Бишкек: Бийиктик, 2015. - 301 с 22. Кийизбаева Л. Фортепианная музыка М. Бурштина как проявление интернациональной сущности советского композитора // Актуальные вопросы развития культуры и искусства Киргизии в свете решений XXVI съезда КППС. 1982. С. 26-37 23. Киргизская Советская Социалистическая Республика: Энциклопедия / Гл. ред. Б.О. Орусбаева. – Ф.: Адабият, 1982. - 845 с. 24. Композиторы Кыргызской Республики: Справочник. – 3-е изд. доп. – Б.: Учкун, 2008. - 92 с. 25. Крылова Л. Л. Калый Молдобасанов. Очерк жизни и творчества. – Ф.: Адабият, 1981. - 271 с. 26. Кузнецов А.Г. Михаил Бурштин: музыка Родины, языка и крови. // Литературный Кыргызстан. - 2009.- № 2, с. 166-176 27. Кузнецов А.Г. Творцы и интерпретаторы: Очерки о кыргызских музыкантах. – Б.: Изд-во КРСУ, 2009. – 343 с. 28. Мазель Л. О художественном открытии // Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. - 1978, с. 137-167 29. Малдыбаев А. Путь к мастерству// Искусство и человек. – Ф.: Кыргызстан, 1981. - 145 с. 30. Между съездами: 1982-1987/ Сост. К. Дюшалиев. – Ф.: Учкун, 1987.- 40 с. 31. Мусаева Э. Муратбек Бегалиев: Зерна вечности. 2009.- 45 с. 48
32. Надыршина К. Киргизский фортепианный концерт. // Очерки о киргизской фортепианной музыке. 1984, с. 54-61 33. Насыр Давлесов. Исследования. Статьи. Материалы/ Сост С. Субаналиев. – Б.: Киргосизд, 2004. - 397 с. 34. Носина В., Стародубровская Л. Музыка как средство интернационального М.Бурштина). // воспитания Актуальные (на примере задачи учебных творчества заведений культуры и искусства республики по коммунистическому воспитанию молодежи в свете решений XXVII съезда КПСС. 1986,- с. 141 – 146 35. Раухвергер Михаил. Статьи и воспоминания. – М.,1983. - 232 с. 36. Рябов произведений А. Об исполнении киргизских фортепианных композиторов.//Очерки о киргизской фортепианной музыке. - 1984, с. 77-79 37. Рябов А., Склютовский А. Киргизская фортепианная музыка: Методические заметки. – Ф.: Мектеп, 1982. - 115 с. 38. Саламатов Т. Абдылас Малдыбаев. – Фрунзе, 1988. 213 с. 39. Семенов-Тянь-Шанский П.П. Путешествие в ТяньШань в 1856–1857 гг. Мемуары. – М.: Издательство, 1946. – 654с. 40. Склютовская Т. М. Киргизская камерно- инструментальная музыка. – Ф.: Мектеп, 1989.- 54 с. 41. Союз композиторов Киргизской ССР: Справочник / Сост. К. Молдобасанов. – Ф.: Адабият, 1987.- 456 с. 49
42. искусства Творческие портреты мастеров профессионального Кыргызстана: Часть 1 \ Авт-сост. Дж. Т. Уметалиева. - Б.: «Турар», 2010. – 752 с. 43. Цокуренко П. Жанр фортепианной сонаты в Киргизии.// Очерки о киргизской фортепианной музыке. 1984, с. 44-49 44. Шапорин Ю. Новая киргизская опера «Кокуль»//Советкая Киргизия. – 1942. - с. 26-29 45. Янковский В. В. Музыкальная культура Советской Киргизии (1917-1967). – Ф.: Киргосизд, 1982.- 213 с. 46. Кислякова И. В. Киргизская фортепианая музыка и репертуар учащихся детской школы искусств и народных ремёсел г. Ханты-Мансийска/http://xn—i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%B8/614644 (дата обращения 19.03. 2018) 50
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв