Наследие В.И.Вернадского и
школьного образования в России.
развитие
содержания
современного
А.В.Леонтович.
К. психол. н., председатель оргкомитета Всероссийских юношеских
чтений им. В.И.Вернадского, вед. н. с. Института изучения детства, семьи и
воспитания РАО, Председатель Общероссийского общественного Движения
творческих педагогов «Исследователь».
Целью настоящей статьи является обсуждение значения наследия
В.И.Вернадского для школьного образования и воспитания (в частности,
научно-технического творчества) и описание опыта практической работы по
приобщению молодежи к идеям ученого в рамках Всероссийских юношеских
чтений им. В.И.Вернадского.
Творчество В.И. Вернадского живет не только в рамках академической
традиции. В.И.Вернадский известен своей педагогической деятельностью в
университетах, в ряде его работ встречаются размышления об устройстве
школьного образования. Идеи мыслителя о синтезе знания выступают
методологической основой новых подходов в образовании и влияют на
формирование мировоззрения молодежи. Образ В.И.Вернадского, различные
аспекты его учения, размышлений, гражданских поступков могут дать основу
для самой разнообразной учебной, воспитательной, досуговой работы
творческого учителя.
Это особенно важно в нынешнюю эпоху экономического подхода к
системе образования, попыток введения моделей бизнес-менеджмента в
управление образованиям, – когда содержание общего образования
становится функцией стоимости обучения школьника, а образование в целом
понимается как одна из услуг, оказываемых государством населению, а не как
его стратегическая функция, обеспечивающая идентичность населения и
воспроизводство
национальной
культуры.
Слова
В.И.Вернадского,
написанные им в начале прошлого века, актуальны сейчас, как никогда: «Я
думаю, что в значительной мере все переживаемое находится в тесной связи с
той легкомысленной небрежностью, с какой русское общество поколениями
относилось к народному образованию. В народном образовании
заинтересовано государство, семья, человеческая личность, общественные
организации. С ним связаны теснейшим образом такие великие творения
духовной жизни человечества, как наука, философская мысль, религия,
художественное творчество…»1.
Очевидно, что труды, дневники. переписка В.И.Вернадского имеют
фундаментальное значение и дают много пищи для размышлений, для анализа
путей развития современной цивилизации и образования как ее неотъемлемой
части. Но, возможно, еще большее значение имеют способы популяризации
его наследия. Не секрет, что у большинства населения, скажем, Москвы,
1
О русской интеллигенции и образовании. Лекции, прочитанные 31 октября и 7 ноября
1920 г. в Симферополе // Там же, С. 256.
представления о Вернадском ограничиваются наличием проспекта его имени.
Основным предметом многочисленных исследований о В.И.Вернадском
является академическое рассмотрение его взглядов, идей; их философского и
научного значения. Но в современности все большее значение приобретают не
сами идеи и открытия, а способы их вхождения в массовое общественное
сознание; механизмы влияния на жизнь социума. Это осуществляется через
средства массовой информации, социальные сети, систему образования. К
сожалению, в современной России первые два инструмента слабо реагируют
на культурные ценности и не причисляют к значимым информационным
событиям такие явления, как юбилейные даты крупных научных и культурных
деятелей прошлого. Но наследие В.И.Вернадского должно стать достоянием
не только научного сообщества, но и всего общества. В силу указанных
причин это возможно прежде всего через образование, задача которого раскрывать перед учащимися в понятных и значимых для них формах
удивительный образ ученого и гражданина своей страны; разрабатывать
учебные курсы в соответствии с научными принципами, заложенными нашим
великим соотечественником. Сейчас, когда маятник общественных
устремлений качнулся далеко в сторону голой прагматики, - особенно важно
подчеркивать, что успешность человека определяется не только и не столько
величиной личного капитала, измеренного в миллионах или миллиардах
долларов. Что это в лучшем случае средство, условие, которое позволяет быть
человеку более свободным, чтобы стать состоявшимся на пути познания мира
и осознания миссии человека в нем. И только этим определяется истинная
успешность человека, его величие в исторической перспективе и на
культурной арене. Нужно демонстрировать детям это величие на конкретных
примерах наших выдающихся соотечественников.
Бывает что политики, управленцы заняты очень важными
экономическими, инфраструктурными, политическими проблемам; пытаются
выстроить планы развития, модернизации и т. д. и забывают, а может быть, не
хотят признать, что образ будущего устройства общества, его экономической
схемы, морали существует в миниатюре уже сейчас – в школе, где
закладываются модели взаимоотношений, ценностей, действий людей,
которые встанут у руля государства через 30 – 40 лет. Именно поэтому так
важно высветить его образ перед молодым поколением во всем его величии,
разнообразии и, может быть, противоречивости. Чтобы путь мысли, широта
взглядов, смелые идеи и планы ученого стали если не образцом для
подражания, то хотя бы предметом обсуждения и частичкой культурного
багажа молодого поколения. Говоря об образовании детей и молодежи нужно
хорошо понимать, что именно в школьном возрасте закладываются основы
мировоззрения, во многом – нравственный императив, с которым человек
пройдет всю свою жизнь. Я сам гораздо лучше помню содержание школьных
уроков, чем курсы Университета. Помню, что много времени сохранял
трепетный подъем при воспоминании о словах нашей учительницы, которая
искренне говорила о том, как нам повезло, что мы родились в стране, в
которой жил Ленин.
Что же в образе В.И.Вернадского особенно важно для образования детей
и молодежи?
Нередко говорят, что В.И.Вернадский – последний энциклопедист в
истории человечества. Он владел основными европейскими языками, вряд ли
найдется область знаний, которой бы ученый не интересовался, а во многие из
них он внес свой личный вклад. Сейчас много говорят о вреде
энциклопедических знаний – когда они становятся простым складом
информации в голове особым образом натренированного или талантливого к
запоминанию человека. Но В.И.Вернадский продемонстрировал нам образец
системной энциклопедичности, когда каждый новый факт ложится на заранее
известную полочку и становится основанием для эмпирических обобщений –
особого метода научного познания, который широко использовал ученый. Эта
подспудная работа периодически проявлялась в знаковых открытиях –
создании биохимии, биогеохимии, концепции ноосферы. Этот аспект
позволяет показать ценность систематических знаний в противовес
насыщенному информационному фону. Понятно, - чтобы быть
В.И.Вернадским нужно обладать выдающимися способностями, но
стремиться к этому как к высшей ценности доступно для каждого и в этом
организующий, побуждающий смысл образа В.И.Вернадского.
Необходимо особо остановиться на письменной культуре, которой в
совершенстве владел В.И.Вернадский, воспитание которой особенно важно
сейчас, в эпоху широкого распространения форматов клипового сознания,
твиттер-мышления, смс-общения и подобным им. Письма и дневники ученого
заслуживают отдельного осознания как культурного феномена и предъявления
подрастающему поколению. Хотя в своем прежнем виде эти формы
практически не могут быть использованы в современном мире, сам принцип
ясного и последовательного формулирования мыслей в словах и
предложениях формирует культуру мышления, логику построения мысли,
позволяет схватить суть явлений. Интересно, что всю систему своих научных,
гражданских, религиозных взглядов В.И.Вернадский изложил в письмах
своей жене – Н.Е.Старицкой, начиная от детских воспоминаний, и кончая
идеями, предвосхитившими будущее. Например: «По рассказам, я был
здоровый, замечательно тихий и серьезный ребенок: любил поспать, хорошо
поесть, одним из моих любимых занятий была рассматривание разноцветных
лоскутков и украшение ими своей собственной особы»2. И далее: «я помню
мои старания различать различные шумы, мальчуганом меня преследовала
мысль воспользоваться слухом для большего понимания явлений, и я мечтал
придумать инструмент, который бы по данному шуму определял то явление,
которое его производит, и те тела, какие при этом принимают участие» 3. В
этом Вернадский показывает нам принцип исследовательского мышления,
который нужно воспитывать у детей с первых лет жизни.
Научный метод применялся В.И.Вернадским как в области естественных,
так и в области гуманитарных наук. «Наука ищет пути всегда одним
2
3
Из письма Н.Е.Старицкой. 29.05.1886 // В.И.Вернадский: pro et contra, СПб, РГХИ, 2000, с. 101.
Из письма Н.Е.Вернадской. 1.08.1888 // В.И.Вернадский: pro et contra, СПб, РГХИ, 2000, с. 105.
способом. Она разлагает задачу на более простые, затем, оставляя в стороне
сложные задачи, разрешает более простые и тогда только возвращается к
оставленной сложной. Иногда проходят века, прежде чем она возвращается к
первоначальной задаче»4. Здесь заложен очень важный методологический
принцип школьного образования вообще – идея синтеза знания. На
протяжении последних лет в образовании борются две тенденции – попытки
включать в школьную программу все новые предметы – разделы
дифференцирующейся науки, и, с другой стороны, создать интегрированные
курсы, которые на единой методологической основе охватывали бы крупные
области знаний. В.И.Вернадский завещал нам именно синтетическое знание,
объединяющее и естественные и гуманитарные науки на основе единого
научного метода.
Необходимо отметить и гражданскую позицию В.И.Вернадского, который
всегда был в гуще общественной жизни. Ответственность за все, что
происходит в обществе, вокруг нас, - черта, так несвойственная некоторым
современным деятелям, была основой жизни Вернадского. В разные годы он
был гласным Моршанского уездного собрания и почётным мировым судьёй,
гласным губернского Тамбовского земского собрания. В 1892 году во время
голода по его инициативе был создан Комитет помощи голодающим на
Тамбовщине, который спас тысячи голодающих крестьян. В.И.Вернадский
был одним из создателей и членом Центрального комитета конституционнодемократической партии Российской империи, членом Государственного
совета, членом Временного правительства. Уже после 1917 года он создал
Комиссию по естественным производительным силам России, которая
заложила существующую до нашего времени структура Российской академии
наук; был инициатором плана ГОЭРЛО, создателем и первым Президентом
Академии наук Украины, – вот неполный перечень тех гражданских дел,
которые выполнял Вернадский. Сколько проникнутых заботой и тревогой
записок на имя чиновников по самым разным проблемам организации науки,
общества вышло из-под его пера! Какой болью проникнуты его дневниковые
записи послереволюционного периоды, в которых он описывает крах
культурых традиций России и торжество самодовольного бескультурья! Как
иногда созвучно современности!
Вся история жизни В.И.Вернадского утверждает деятельностный
принцип, чрезвычайно важный в современном воспитании. Не сидеть «сложа
руки», использовать каждую свободную минуту для того, чтобы что-то
сделать для собственного будущего должно быть незыблемой ценностью для
каждого человека. Биограф В.И.Вернадского Л.Гумилевский писал, что
Владимир Иванович перерывы в работе по систематизации геологических
коллекций в музее называл «кусочками времени» и употреблял их на
просмотр литературы или писание писем.
4
Вернадский В.И. Два синтеза Космоса //. Владимир Вернадский: Жизнеописание.
Избранные. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. — М.:
Современник, 1993. С. 314
Заслуживает особого описания этика В.И.Вернадского. Н.В.ТимофеевРесовский, широко известный благодаря культовому роману Д.Гранина
«Зубр» времен перестройки, писал о В.И.Вернадском: «Он ведь никогда
никуда не лез в науке, не лез ни в академики, ни в директора чего-нибудь. Он
всю жизнь интересовался всякой всячиной, много работал экспериментально.
Он как-то умел работать незаметно, очень много и в то же время с очень
высокой производительностью»5. Читая его труды, в которых впервые
выдвигаются революционные идеи, возникает невольное ощущение, что самто Вернадский ничего нового не сделал, - благодаря обширному обзору,
которым автор всегда предварял собственные мысли и в котором со
скрупулезной тщательностью упоминал всех своих предшественников, так
или иначе затрагивавших эту тему. Кажется, что главным для Вернадского
было никого не забыть, отнестись к словам каждого, кто работал до него.
Такой подход должен стать образцом отношения к чужим мыслям и текстам
для школьников в наше время Интернет-культуры, когда тексты
обезличиваются, по сети гуляют расхожие цитаты из Википедии, в которой
непонятно авторство статей и профессиональная квалификация этих авторов,
а скачивание значительных фрагментов текста без соблюдения правил
цитирования нередко становится для школьников нормой.
В.И.Вернадский предсказывал, что Земля (вместе с человечеством, ее
населяющим), как большой живой организм, имеющий множество скрытых
механизмов защиты, включающихся в критический момент, способная
преодолеть любые кризисы в своем развитии. И тут Вернадский обращается
к одной из немногих гипотез в своем научном творчестве – к идее ноосферы,
новому состоянию биосферы, когда Земля будет развиваться в соответствии с
программой, выработанной человеком, его мыслью. Для этого нужно одно
главное – согласованное мышление отдельных людей, направляющих свой
разум во благо долговременного (большего, чем человеческая жизнь)
развития Земли. Но как научить людей мыслить согласованно, ради общего
будущего, иногда принося в жертву свои личные интересы? С этой задачей не
справились все самые светлые утопии, созданные величайшими
мыслителями, в том числе и научная утопия Маркса. Проблема в том, что, вопервых, мышление человека редко поднимается над личными,
национальными и конфессиональными интересами; во-вторых в том, что
возможные катастрофические изменения на Земле выходят за временные
рамки человеческой жизни («после нас – хоть потоп»). Подъем уровня
мышления до глобальных проблем, ограничение бессмысленного
потребительства, выработка способности понимать и учитывать интересы
других людей, умение действовать природосообразно «здесь и сейчас» - вот
принципы, заложенные В.И.Вернадским и ставшие впоследствии основой
концепции устойчивого развития, принятой мировым сообществом,
наверное, единственной целостной концепцией, предлагающей альтернативу
перспективе самоуничтожения человечества. Единственный путь к ноосфере
5
Тимофеев-Ресовский Н.В. Вернадский и «вернадскология» // В.И.Вернадский: Pro et Contra. СпБ, 2000, с.
74.
лежит через образование. Ноосфера есть идеализация, но не утопия (как
идеальная картинка абстрактного, не связанная с настоящим). Как знать,
может быть, последовательная реализация ноосферного принципа в
образовании позволит воспитать поколение людей, главной ценностью и
целью которого будет не философия потребления, а установка на
коллективный разум и согласованные действия для решения актуальных
проблем человечества, для попыток ответа на вопрос о миссии и
предназначении человечества.
Сказанное подтверждает, насколько плодотворны и важны идеи и
принципы В.И.Вернадского для построения нового образования, того,
которое предвосхищает развитие общества будущего. В современной
российской практике образования и его взаимодействия с высшей школой и
академической наукой особое место занимают Всероссийские юношеские
чтения им. В.И.Вернадского, в концепции и программе которых организаторы
попытались простроить «точки встречи» молодого поколения с миром
научных интересов и общественных дел великого ученого. Именно
юношеские чтения им. В.И.Вернадского и выстроенная на их основе система
взаимодействия
школ, домов творчества, университетов, научноисследовательских институтов в Москве и многих регионах России являются
для нас площадкой для передачи основных положений наследия ученого
школьникам и учительскому сообществу.
Позвольте здесь кратко описать историю развития системы юношеских
чтений им. В.И.Вернадского. Начиналось все в начале 1990-х годов. Тогда
было удивительное время: рухнул СССР, государство было слабо, цены
высоки, будущее непонятно. У меня было ощущение, что завтра могут
отключить отопление, и тогда придется ехать на дачу за походной печуркой и
топить ее на кухне, как в книжках про войну.
Зато все было можно. Все, что позволяла совесть и куда звала душа. Ктото приватизировал рудники, кто-то привозил и продавал одежду из Китая,
кто-то обманывал посетителей рынков, играя в наперстки. Это было время,
когда возникли Лукойл и Альфа-Банк. Я тогда работал в Доме научнотехнического творчества молодежи (ДНТТМ), вместе с друзьями мы открыли
школу – «Донскую гимназию»; подобралась удивительная команда молодых
выпускников МГУ им. М.В.Ломоносова. Мы считали, что детей нужно учить
не так, как учили нас в советские времена и свято верили, что именно нам
под силу это делать; основной идеей была организация с детьми
исследований в разных областях науки, а самих нас научили этому в
Университете.
Как
известно,
непременным
атрибутом
науки
является
профессиональное общение ученых - это дискуссии на семинарах и
конференциях. И для детей необходимо было создать подобную среду, где бы
они могли представлять результаты своих исследований. С самого начала
работы ДНТТМ его директором Дмитрием Львовичем Монаховым была
заведена традиция – каждое учебное подразделение организует тематическую
конференцию, на которую приглашает и ребят из дружественных школ
Москвы и других городов. Эти конференции назывались секциями научнопрактической конференции «Поиск». С 1990 г. была такая секция и в
лаборатории Природы Земли, которой я тогда руководил. Но в 1993 году, в год
130-летия
В.И.Вернадского,
Александру
Сергеевичу
Саввичеву,
вдохновителю детских работ в области естественных наук, пришла в голову
идея назвать ее именем В.И.Вернадского. Почему? Во-первых, нам был
нужен светлый образ выдающегося человека, который можно ставить в
пример детям. Во-вторых, тематика работ на секции расширялась и возникал
вопрос – что их объединяет? А сфера интересов Вернадского была настолько
широка, что любая область знаний входила в нее.
В 1993 году на I чтениях было всего 20 работ. В 1994 году Д.Л.Монахов
познакомил меня с удивительным человеком – работником Министерства
образования Людмилой Филипповной Фоминой. Она отвечала за краеведение
и исследовательскую деятельность, знала региональные учреждения,
занимавшиеся этой тематикой. С ней мы отработали Положение о чтениях
(тогда оно приняло современный вид), утвердили его у Заместителя министра
Е.Е.Чепурных и сделали рассылку по регионам. Поэтому в 1995 году в
чтениях участвовало уже более 15 делегаций из регионов России. Примерно в
то же время возникла идея стендовой формы представления материалов, как
наиболее распространенной в мировой практике. Она оказалась очень
удачной, позволила организовать не только экспертизу работ, но и широкое
взаимное общение школьников из разных городов.
С 1996 г. чтения стали проводиться в 2 этапа: первый этап –
Всероссийский заочный конкурс, на котором происходит экспертиза
исследовательских работ, второй этап - собственно чтения им.
В.И.Вернадского, на которые приглашаются авторы наиболее интересных
работ 1 этапа.
Примерно в это же время сложилось сотрудничество с Комиссией по
разработке научного наследия академика В.И.Вернадского при Президиуме
РАН, которую тогда возглавлял академик Александр Леонидович Яншин. Он
регулярно приезжал на чтения и выступал перед участниками. После его
ухода его жена Фидан Тауфиковна Яншина многие годы была неизменным
другом чтений. После Александра Леонидовича пост председателя Комиссии
занял академик Эрик Михайлович Галимов, который также всегда
поддерживал чтения. Программа научного лектория ежегодно формируется с
непременным участием членов Комиссии.
С самого начала Неправительственный экологический фонд им.
В.И.Вернадского стал одним из главных организаторов чтений. Помню, когда
я в первый раз позвонил ученому секретарю, а впоследствии – Генеральному
директору Фонда Александру Ивановичу Ревякину, он с удивлением сказал:
«Вернадский и дети? Как-то несерьезно, - что они могут понять в творчестве
В.И.Вернадского?». Но потом горячо поддержал чтения. Одной из добрых
традиций является проведение в рамках чтений олимпиады «Экоэрудит»,
разработанной Фондом.
Были и такие уважаемые организации, не буду перечислять их названия,
руководители которых при приглашении к сотрудничеству говорили: а что
это у вас за учредители такие? Какие-то несерьезные. Мы будем главными
вашими учредителями, и вы будете формировать программу в соответствии с
нашими пожеланиями. Оргкомитет чтений всегда старался уходить от
подобных предложений; хранить наработанные за годы работы традиции
даже несмотря на крайнюю стесненность в средствах. И, безусловно, был
прав – многих подобных амбициозных организаций уже не существует, а
чтения живут и развиваются.
Каждый год возникала новая традиция. Среди них – конкурс
самодеятельности, которыми руководили Алексей Сергеевич Обухов и
Тимофей Владимирович Пискунов; - он давал возможность участникам
познакомится друг с другом с совершенно новой стороны, проявить таланты
исполнителей, танцоров, создателей фильмов. Это научный лекторий, с
лекций которого мы стали начинать ежедневную программу чтений, его
формировал Алексей Сергеевич Обухов. За годы чтений в рамках лектория
выступили видные ученые, которые рассказали о своей жизни в науке – это
академики Георгий Сергеевич Голицын, Евгений Павлович Велихов, Никита
Николаевич Моисеев, Сигурд Оттович Шмидт и многие другие.
Видную роль в становлении организационной структуры чтений сыграл
Алексей Николаевич Митрофанов. Принципиальным явилось создание в
2003 году по инициативе Максима Алексеевича Бабошина дистанционной
системы сбора и обработки информации на основе сайта www.vernadsky.info,
одной из первых систем подобного рода в нашей стране. С этого момента
кардинально упростились все технические вопросы.
Чтения дали толчок многим начинаниям. Примерно с 5-х чтений
оказалось, что руководители делегаций тоже хотят представить свой
методический опыт коллегам. Так возникла методическая секция. Со
временем оказалось, что для продуктивной работы секции ее целесообразно
проводить отдельно от чтений, поскольку ответственность и забота о детях
сильно отвлекают от систематической методической работы. Так в 2005 году
возникла Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность
учащихся в современном образовательном пространстве», которая
проводится раз в полтора года и в настоящее время насчитывает свыше 20
секций.
В 1990-е годы определился круг руководителей, которые из года в год
привозили на чтения ребят с качественными работами. Было решено создать
Ассоциацию творческих педагогов чтений им. В.И.Вернадского. Развитие
Ассоциации привело к тому, что в 2007 году была зарегистрирована
общественная организация – Общероссийское общественное движение
творческих педагогов «Исследователь», одной из главных задач которого
стала популяризация наследия В.И.Вернадского в регионах России. В
настоящее время Движение имеет отделения в 57 регионах России;
региональные отделения реализуют более 300 ежегодных программ и
проектов, в числе которых более 25 региональных чтений им.
В.И.Вернадского.
Сообществу участников чтений был необходим свой печатный орган, и в
2002 году начал выходить научно-методический журнал «Исследовательская
работа школьников», в котором мы печатали материалы известных ученых,
выступавших на чтениях, методики организации исследовательской работы
школьников,
наиболее
интересные
исследования
школьников
с
комментариями специалистов, информацию о школьных конкурсах и
конференциях. С созданием Общероссийского движения «Исследователь» мы
начали издавать журнал «Исследователь/Researcher».
На сегодняшний день юношеские чтения им. В.И.Вернадского – одна из
крупнейших исследовательских конференций школьников в России. Ее
главной задачей является творческое развитие юных исследователей, которые
прислали работы на конкурс, их руководителей. Поэтому оргкомитет не
ставит задачу выявления и отбора лучших; его задача – работа со всеми, кто
прислал свои работы на конкурс. Исходя из этого в рамках конкурса
организовано профессиональное рецензирование работ; каждый автор
обязательно получает развернутую рецензию специалиста, в которой даются
рекомендации по дальнейшему продолжению работы. При этом перед
рецензентами ставится задача особенно серьезно подойти к рецензиям на
работы, которые мы не приглашаем на чтения ввиду их низкоо уровня, чтобы подсказать авторам и их руководителям, как сделать работу
конкурентоспособной на мероприятиях подобного уровня. В рамках чтений
создано удивительное экспертное сообщество, которое объединяет более 200
специалистов в разных областях, умеющих грамотно и корректно работать со
школьниками. Чтения не связаны ни с одной из систем отбора учащихся в
вузы, что придает им независимый статус: на чтения приезжают не за
дипломами и льготами, а за знаниями и новыми знакомыми, увлеченными
исследованиями.
В рамках чтений работает почти 30 секций по следующим тематикам:
Астрономия — астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика
атмосферы; Науки о Земле — геология, география, минералогия,
ландшафтоведение, метеорология, климатология; Науки о водоемах —
гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология;
Ботаника — изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия,
лесоведение, лихенология, бриология; Зоология — изучение животных,
орнитология, ихтиология, энтомология, экология животных; Загрязнение сред
обитания — источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том
числе в городах) и их контроль; Медицина и Здоровье — физиология
человека и позвоночных животных, фармакология, офтальмология, гигиена,
изучение здорового образа жизни; Микробиология, клеточная биология
и физиология растений — бактериология, протозоология, микология,
альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология
растений;
«Обществознание»
(подсекции:
«Проблемы
и вопросы
отечественной истории», «Проблемы и вопросы мировой истории
и философии», «Проблемы и вопросы регионального краеведения»,
«Проблемы и вопросы церковного краеведения», «Человек в отечественной
истории», «Экономика, право и социология», «Археология»); «Народная
культура» (подсекции: «Фольклористика и этнография», «История и культура
российских
деревень»,
«Диалектология
и ономастика»);
«Человек
в современном мире» (подсекции: «Человек в мире природы», «Человек
в мире людей», «Внутренний мир человека», «Этнопсихология»);
«Психофизиология и здоровье человека»; «Искусство и литература»
(подсекции: «Литературоведение», «Искусствоведение»); «Лингвистика.
Язык в современном мире»; «Философия и культурология»; «История науки».
Концепцию развития гуманитарного направления чтений определяет
Надежда Владиславовна Свешникова.
Значительное количество работ посвящается природе нашей страны и
культуре населяющих ее народов. С нашей точки зрения главная миссия
чтений состоит в том, чтобы ребята лучше узнали и полюбили родную
землю. Этому способствуют специальные номинации, в которых подводятся
итоги – такие, как «Лучшая работа на территории национального парка или
заповедника»
(учреждена
эколого-просветительским
центром
«Заповедники»), «Лучшая работа, представленная учащимся сельской
школы», «Лучшая работа по проблематике устойчивого развития»
(учреждена
Неправительственным
экологическим
фондом
им.
В.И.Вернадского). Исследования жизни животных, особенностей экосистем,
геологических объектов становятся для ребят школой естествознания, а
изучение народных традиций, истории своих городов и сёл, собственных
семейных преданий делает их достойными гражданами нашей страны.
О чтениях у участников остаются самые позитивные воспоминания. Вот
отрывки из их отзывов. Никонов Андрей Владимирович из Кировской
области, г. Кирово-Чепецк: «Сам Конкурс им. В.И. Вернадского – просто
супер. Воспоминания о тех людях, которые организовывали чтения, читали
лекции, рецензировали наши работы и выступления оставили неизгладимый
положительный след в моей памяти. То внимание, которое уделяла нам
руководитель нашей секции «Науки о Земле и Космосе – 2», и сейчас
вспоминается очень тепло». Дети оставляют свои пожелания руководителям
секций, в первую очередь – «здоровья и удачи во всех начинаниях». «Чтения
им. Вернадского – это такой мегапроект, который необходим России во все
времена» – считают многие лауреаты. «Побывав на Конкурсе, понимаешь,
что сумел прикоснуться к настоящему миру науки». Почти каждый
ответивший нам лауреат вспоминает, как на закрытии чтений они разучивали
гимн, который поразил их своими словами и особым смыслом настолько, что
у многих его строки почти постоянно лежат под стеклом на столе (на видном
месте). «В самых трудных ситуациях, вспоминая те несколько дней чтений,
которые удалось пережить, становится легче» – говорят ребята.
Участие в чтениях дает огромный опыт в учебно-исследовательской
деятельности, выступлениях перед аудиторией; позже, уже в вузе, авторам
гораздо легче писать курсовые работы и проекты, общаться с
преподавателями. Звание лауреата чтений также дало им поддержку при
поступлении в вуз. В основном, учебная деятельность связана с областью их
школьных исследований. Но есть и те, которые выбрали новые направления.
«Любой курсовой проект в вузе – это исследовательская работа» – отмечают
ребята. Им практически «не составляет труда сейчас проявлять себя и
показывать всё, на что они способны». В исследовательской деятельности
самое интересное для многих то, что они могут создавать что-то новое,
открывать неизведанные (пусть и для себя) области научного знания и
обыденной жизни.
В настоящее время организаторы задумываются над превращением чтений
в круглогодичную программу. В 2016 году 50 победителей и призеров чтений
приняли участие в исследовательской смене в Международном детском
центре
«Артек»
по
специально
разработанной
руководителями
исследовательских работ из Улан-Удэ, Омска, Горно-Алтайска, Нового
Уренгоя, Волгограда образовательной программе «Исследователи Тавриды».
В рамках программы налажено сотрудничество с Крымским федеральным
университетом им. В.И.Вернадского.
В настоящее время индивидуальное «лицо» юношеских чтений им.
В.И.Вернадского определяется следующими факторами:
1. Наличие концептуальных оснований, задающих мировоззренческую
основу конкурса и чтений. В основе концепции юношеских чтений им.
В.И.Вернадского лежат две основные позиции: первая – в попытке осознания
нашей планеты как единого организма, в котором все процессы тесно
взаимосвязаны; вторая – в использовании научного способа познания –
исследования – для постижения окружающего мира. Важнейшее значение
имеет обращение к имени великого русского ученого – В. И. Вернадского –
создателя научно-философского обобщения – учения о ноосфере – сфере
человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении
логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.
Включение в эту культурную традицию определяет направленность конкурса
на развитие общего мировоззрения молодежи, развитие системности и
конструктивности
мышления,
осознанию
участниками
своей
принадлежности к нации, внесшей значительный вклад в мировую науку.
2. Применение исследовательской деятельности учащихся как
образовательной технологии. Главная ее цель – развитие аналитических
навыков учащихся и способности занимать исследовательскую позицию, – в
этом случае традиционные знания, умения, навыки становятся одними из
средств достижения этой цели. Разработанная нормативная база чтений
включает положение, рекомендации по написанию исследовательских работ,
рекомендации для экспертов, аналитические материалы по работе чтений
прошлых лет и т.д. Именно нормативная база в первую очередь определяет
специфику чтений им. В.И.Вернадского как образовательной программы,
широко использующей и пропагандирующей нормы и образцы,
выработанные российским научным сообществом за историю его развития.
Она определяет характер и направленность работ, принимаемых к
рассмотрению на чтениях. Это дает возможность участникам более
систематично готовиться к участию в чтениях, определяет порядок
экспертизы работ, задает четкие критерии их оценки и выступлений
докладчиков.
3. Интеллектуальный ресурс чтений, коммуникационный потенциал
участников в регионах. Важнейшим достижением программы является
создание на основе коллегии рецензентов сообщества специалистов, ученых,
педагогов, имеющих опыт работы с детскими исследованиями, понимающих
их специфику, ориентированных на развитие творческой мотивации и
исследовательских навыков как учащихся, так и их руководителей в процессе
проведения экспертизы. За время существования чтений сообщество
экспертов выработало единые методические приемы в работе с авторами и их
руководителями. Результаты этой работы демонстрируются представителями
учреждений, которые участвуют в конкурсе не первый год. В работу в рамках
чтений вовлечено более 25 научно-исследовательских институтов и вузов,
МГУ им. М.В.Ломоносова.
В результате работы программы сформировалась инновационная сеть
проектно-исследовательских школ (работающих на базе образовательных
учреждений различного вида), которые ежегодно принимают участие в
чтениях, имеют постоянных консультантов из числа экспертов чтений и
показывают устойчивый рост качества представляемых на конференцию
работ. Их объединяет общественная организация – Общероссийское
общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». В таких
организациях развиваются собственные традиции исследовательской
деятельности, складывается культура учебного исследования. Очень
интересен опыт кооперации таких школ с местным сообществом,
государственными и отраслевыми структурами (органами местного
самоуправления, предприятиями, научными учреждениями), который
позволяет заявить возможность создания в ряде регионов моделей
образовательного общества, развивающегося на основе исследовательской
деятельности.
4. Система коммуникации участников системы и использование новых
информационных технологий. В развитии коммуникационной системы
конкурса с самого начала важнейшей явилась схема обратной связи –
получения авторами и руководителями рецензий с рекомендациями по
доработке исследований перед очным туром конкурса. Это задало
«многоразовость» контактов, возможность регулярного консультирования
авторов и руководителей в процессе выполнения работы. Важной вехой стало
издание журнала «Исследователь/Researcher», который стал главным
информационным ресурсом системы. Существенную роль в развитии
программы сыграла система постоянно совершенствующихся Интернетресурсов, создание системы автоматизированного on-line обеспечения работы
конкурса на сайтах www.vernadsky.info, www.researcher.ru. Это позволило на
порядок повысить оперативность связи с участниками сети, расширить круг
рецензентов за счет привлечения специалистов из регионов.
Мы уверены, что генеральная линия развития содержания современного
школьного образования, его тематической структуры и деятельностной
основы лежит в контексте идей В.И.Вернадского и должна быть основана на
выдающемся образце его индивидуальной жизни и научного творчества.
Литература.
Аксенов Г.П. Вернадский / Жизнь замечательных людей. Серия
биографий. – М., Молодая гвардия, 2001. – 485 с.
В.И. Вернадский: pro et contra: Антология литературы о В.И. Вернадском
за сто лет (1898-1998) / Ред. А.Л. Яншин; Сост., вступ. ст., коммент. А.В.
Лапо. — СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000. — 871 с.
В.И. Вернадский и современность: (Сб. ст.) / АН СССР. Ин-т геохимии и
аналит. химии им. В.И. Вернадского; Отв. ред. А.Г.Назаров. — М.: Наука,
1986. - 232 с.
Владимир
Вернадский:
Жизнеописание.
Избранные.
труды.
Воспоминания современников. Суждения потомков / Междунар. фонд В.И.
Вернадского "Экотезаурус"; Редкол.: И.Е. Ворожейкин (предс.) и др.; Сост.
Г.П. Аксенов; — М.: Современник, 1993. — 688 с.
Дробжев М.И. Вернадский и современная эпоха. Тамбов, ТГТУ, 2010.
-236 с.
Леонтович А.В. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских
работ им. В.И.Вернадского (юношеские чтения им. В.И.Вернадского) как
инновационная система // сборник исследовательских работ XI
Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского. М., Народное
образование, 2004, с. 13-17.
Яншина Ф.Т. Развитие философских представлений В.И. Вернадского /
РАН. Ин-т геохимии и аналит. химии им. В.И. Вернадского. Комис. по разраб.
науч. наследия акад. В.И. Вернадского. — М.: Наука, 1999. — 142 с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв