«Стокгольмский синдром» как технология «убеждения».
Стокгольмский синдром — психологическая защитная реакция человека,
проявляющаяся в симпатии к агрессору (террористу, насильнику и т. д),
самоидентификация его с собой, попытка рационального объяснения его преступного
поведения. Бессознательно солидаризируясь с агрессорами, человек лелеет тайную
надежду, что те не причинят вреда такому же, как они. Ради оправдания этой
иррациональной позиции перестраивается восприятие — насильник начинает
восприниматься не как негодяй, недостойный сочувствия, а, напротив, как
симпатичный человек, - иначе идентифицироваться с ним было бы затруднительно. В
сознании человека сформированы базовые убеждения личности: вера в
справедливость и законосообразность мира, ощущение собственной ценности, вера в
счастливую судьбу, благорасположение мира и людей. Если мир справедлив – то
невинный человек не может попасть в беду. Чтобы не ломать эту установку, человек
может находить причины для обвинения жертвы, например, нахождение в
небезопасном месте, вызывающее поведение и одежда и др. Человеку спокойнее
думать, что беда случилась по какой-либо причине, что жертва сама заставила
агрессора напасть на нее.
Специалисты считают, что стокгольмский синдром - не психологический парадокс, а
нормальная реакция жертвы на событие, травмирующее психику. Причем этот
синдром может проявляться не только при захвате заложников террористами, но и при
военных карательных операциях (взятие военнопленных), лишении свободы (в
тюрьмах, концлагерях), отправлении судебных процедур, внутри политических групп
и религиозных сект (при развитии авторитарных межличностных отношений), при
проведении национальных обрядов (например, похищение невесты), похищении
людей (с целью обращения в рабство, шантажа, получения выкупа) и довольно часто при вспышках внутрисемейного сексуального и бытового насилия.
Стокгольмский синдром проявляется не только у непосредственных жертв насилия,
но и у аудитории СМИ, рассказывающих о происшествии. В зависимости от подачи
информации, зритель может ассоциировать себя как с невинной жертвой, так и с
агрессором. В первом случае зритель проявляет сочувствие жертве и ее родным,
переживает и осуждает преступника. Во втором случае, чаще всего вследствие
патогенного информационного воздействия. К факторам такого воздействия СМИ на
аудиторию относятся:
- Нагнетание страха, чувство бессилия, изображение агрессора как стихийного,
неуправляемого явления. «Прогремело два взрыва», будто они прогремели не по чьейто вине, а сами.
- Героизация и мифологизация агрессора.
Шамиль Басаев, террорист.
В сети доступна статья «Первая чеченская война: воцарение террора». Слово
«воцарение» недопустимо по отношению к терроризму, так как оно обладает
позитивной коннотацией.
- Показ жертв в момент бессилия и отчаяния, смакование подробностей.
- Прямое или косвенное оправдание действий агрессора. Терроризм нельзя оправдать
ничем, любая информация о том, что «террористов вынудили пойти на это»,
аморальна. Часто терроризм оправдывают религиозными убеждениями, например,
исламским джихадом, «священной войной».
- Показ торжества и безнаказанности насильника.
- Предоставление слова агрессору. Иракская радикальная организация "Ансар асСунна" заявила о своей причастности к терактам в Волгограде. Обращение
террористов было опубликовано в Сети.
- Изображение террористов в юмористическом ключе.
Правильное изображение агрессора и террориста в СМИ, напротив, может помочь
уменьшению страха и отчаяния аудитории, увеличению сознательности. Следует
массово освещать успешные антитеррористические акции, не идти на поводу у
преступников, публикуя их обращения, показывать их слабыми и побежденными.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв