Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Анализ развития человека в социуме ( и самого социума) в рамках социально-временной синтагмы "Премодерн - Модерн - Постмодерн"
Источник: vernsky.ru
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 178,9 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова Факультет Журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации «Структурная социология о социокультурных формах модерна и постмодерна» Работа по курсу «Теории массовых коммуникаций» студентки 5 курса д/о, группы 510 Маликовой Анастасии Преподаватель: Засурский И.И. Москва 2014
Содержание: Введение…………………………………………………………………....3 Основная часть…………………………………………………………....5 Заключение……………………………………………………………….16 Список источников………………………………...................................18 2
Введение Человек, являясь высшей ступенью эволюции, осуществляет свою жизнедеятельность, основываясь не только на инстинктах и рефлексах, но главным образом используя разум, интеллект. Однако, человек достигает максимальных результатов в своем развитии только при взаимодействии и совместной деятельности с другими людьми. Так, обладая выдающимися умственными данными, но будучи с самого детства изолированным от общества, человек не сможет прийти к тем открытиям, которые были совершены другими людьми, осуществляющими совместные исследования и обменивающимися опытом. Знания, опыт передаются людьми из поколения в поколение, накапливаются и переосмысляются. Только находясь в тесной связи и взаимодействии друг с другом, люди способны двигаться вперед и развиваться. То, как будет складываться жизнь человека, не заложено в нем с рождения, не основано только на его умственных и физических данных. Решающее влияние на жизнь человека оказывает общество, в котором он существует, люди, окружающие его, социум. Поддерживая ли и разделяя общественное мнение, вкусы, предпочтения, взгляды, отрицая ли его, человек развивается и самоопределяется на основе этих убеждений, транслирующихся обществом. Социокультурное пространство изучается множеством гуманитарных наук, среди которых - социология. Центром исследования этих наук является человек и различные стороны и сферы его жизнедеятельности. Социология является генерализирующей наукой, то есть наукой, рассматривающей не единичные уникальные явления в истории, а изучающей повторяющиеся явления и процессы в обществе, закономерности возникновения и развития совместной жизнедеятельности людей на протяжении всего времени существования человечества. Социология изучает явления не какой-то одной сферы общественной жизни, как, например, экономика, политика, но то общее, что присуще всем без исключения социокультурным феноменам. 3
Человек рассматривается социологами многогранным и принадлежащим ко всем сферам общественной жизни, раскрывающийся в борьбе внешнего и внутреннего внутри себя, рационального и иррационального, развивающийся под влиянием социума и во взаимодействии с ним. Социологи выделяют не отдельные качества человека, не отдельные стороны его жизни, а изучают его во всех проявлениях, во всей его сложности и многогранности, таким, какой он есть. “Социология — это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях”1. Процессы и явления, происходящие в социуме, являющиеся продуктом жизнедеятельности человека, сложны и запутанны. Добраться до причин этих явлений порой не удается даже самым развитым и серьезным гуманитарным наукам. При исследовании поведения человека важно глубинно изучать его жизнедеятельность в разные периоды, рассматривая не только данное явление, но и предшествующие ему и следующие за ним, влияющие на него, поведение людей вокруг и общество в целом, а также множество других аспектов и сторон, которые смогут пролить свет на изучение данного вопроса. Чтобы узнать истинные причины определенного явления, необходимо исследовать его в повторении на разных промежутках времени, в разных социокультурных условиях. “Смысл социума открывается отнюдь не в каждом его конкретном моменте. Смысл социальному моменту придает его соотнесение с социологическим целым – с тем, чем общество является принципиально, в масштабе истории, чем оно являлось в прошлом и чем оно будет являться в будущем”2. 1 Сорокин П.А. ЧЕЛОВЕК. ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ОБЩЕСТВО. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. С. А. Сидоренко. - М.· Политиздат, 1992 2 Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект, 2010 4
Структурная социология о социокультурных формах модерна и постмодерна Социология как наука имеет структурный характер. При изучении общества используется некоторая единая схема, которая служит опорной точкой при изучении различных социокультурных явлений и феноменов. Общество само по себе представляет структуру, в основании которой лежит неизменный, постоянный фундамент, а все изменения и колебания происходят на его поверхности. Термин “структурная социология” был предложен Питиримом Сорокиным, крупнейшим социологом XX века. Основой его теории была идея об отсутствии прогресса и ограниченности социокультурной динамики. По мнению Сорокина, существует ограниченное число путей и возможностей развития общества, один из которых общество выбирает, однако, надолго не останавливаясь на нем, переходя к следующему варианту, пробуя их друг за другом. Моделей развития социума три: идеационная, идеалистическая и чувственная. Идеационный и чувственный типы являются базовыми, идеалистический тип является неким симбиозом двух предыдущих. Идеационный тип соответствует обществу, в котором основными потребностями людей являются духовные потребности, в нем вера в Бога сильна и порой доведена до фанатизма, чувственные проявления человеческой сущности подавляются индивидами данного типа культуры, так как считаются низменными, греховными. Высшая цель членов данного социума – постижение Абсолюта (выраженного в Боге). Данная социокультурная модель преобладает в истории человеческой цивилизации. В обществе, соответствующем чувственному типу развития, главенствующая роль отведена материальным ценностям и комфорту, чувственным 5
удовольствиям, индивиды ведут гедонистический образ жизни. Духовная сторона жизни в таком обществе не развита, так как не ведет к удовлетворению материальных потребностей. Наконец, идеалистический тип представляет собой сочетание двух предшествующих типов. В обществе, соответствующем данному типу, преобладает рациональное начало, духовное гармонично сочетается с материальным. В таких культурах присутствует фигура Бога в сочетании с терпимостью по отношению к чувственным инстинктам и желаниям. Данные модели бесконечно сменяют друг друга, из чего следует, что социокультурные циклы повторяются. По мнению структуралистов, социальный логос является лишь верхушкой айсберга, под которой скрыто множество потенциальных возможностей и путей развития, которые по своей природе цикличны. Областью, к которой было приковано пристальное внимание структуралистов, была область мифа. Структуралисты утверждали, что логос и мифос, рациональное и иррациональное, сосуществует вместе. Бессознательное скрыто, но оно всегда может прорваться в область сознания и повлиять на него. Отражение данной теории можно наблюдать в исследованиях З.Фрейда, К.Г.Юнга. При изучении социума необходимо не только выявить логос, но и добраться до его истоков, корней, при этом необходима как ретроспектива, так и взгляд в будущее. Центральными понятиями при анализе социума являются понятия времени и пространства. Представители структурной социологии рассматривают время как социальный конструкт. Параллельно существуют две реальности, два времени: хронологическое и социальное. Данный взгляд на действительность позволяет рассмотреть прошлое на основании не только сменяющих друг друга 6
исторических событий, но и на основании качественных изменений внутри общества, социума. Так, хронологически основные этапы в истории могут совпадать с этапами развития и становления общества, однако, на основании не одних и тех же процессов и изменений. Например, Новое время в истории совпадает с началом эпохи модерна потому, что в обществе в тот исторический период произошли резкие перемены в ценностных и идеологических установках, мировоззрении, мироощущении. В то время, как менялась историческая реальность, происходили сложные процессы внутри социума, менялась и социальная действительность. Помимо взгляда на время, как на социальный феномен, представители структурной социологии также говорили о социологии пространства. Тезис о социальной морфологии был выдвинут социологом Эмилем Дюркгеймом.3 Для понимания и анализа изменений, колебаний и иных процессов внутри социума, необходимо выделить фундамент общества, его постоянную часть, которая является социальной структурой. Морфология общества может быть представлена в виде схемы (см.рис.1). В ней есть ось Y (классы) социальной стратификации и ось Х (ось социальных групп). Точкой, то есть объектом социального исследования, является статус. Можно говорить о индивидуальном носителе статуса, а можно о коллективном. Это и есть социум как пространство, то есть схема, учитывающая основные и социально значимые факторы социального существования.4 Однако, пространство, в отличии от времени, не является социальным конструктом. Пространство социально, но оно не вторично по отношению к социуму, а предшествует ему. 3 Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект, 2010 4 Там же. 7
Рис.1 При исследовании развития человека в социуме необходима временная основа, социальная периодизация эволюции человека как индивида. В данной работе использована синтагма, описанная профессором Александром Дугиным в его книге “Социология воображения. Введение в структурную социологию”: Премодерн – Модерн – Постмодерн5. Премодерн включает в себя общества, существующие до наступления в истории Нового времени, относящиеся к “архаичным” и “традиционным”, в них главенствует мифос. Время воспринимается обществом как враг. Основной идеей является борьба со временем, стремление остановить его, что прослеживается в обрядах и ритуалах, в сохранении традиций и страхом перед новым и неизвестным. Пространство же, в свою очередь, является пространством мифа, который правит в обществе, между реальностью и воображением нет четких границ. В основу представлений о пространстве были взяты взгляды Аристотеля. По своей структуре пространство являлось заполненным “естественными 5 Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект, 2010 8
местами”, ограниченным, иерархизированным. Модерн исторически включает в себя большой пласт времени, берущий начало с эпохи Нового времени и завершающийся в середине XX века, когда на смену ему приходит постмодерн. На смену старым традиционным ценностям приходят новые - ценности развития, преобразований, прогресса. Общество модерна находится в постоянном движении вперед. Модерн – это переход от традиций, религий к прогрессу, равенству, свободе, к обществу, в котором высшей ценностью является разум. Пространство в модерне расширяется, в нем появляется перспектива, границы растушевываются. Пространство рассматривается состоящим не из «естественных мест», а из множества атомов. “Уже на заре Нового времени сформировалось радикально иная парадигма пространства, представляющая полную собой антитезу тому, чем пространство было в парадигме Премодерна. Научное пространство было атомарно, изотропно, протяженно, объектно и находилось на самом далеком от субъекта полюсе. Оно стало самым дальним и самым внешним, хотя в Премодерне было самым близким, самым интимным и самым внутренним, а внешним и далеким было время”6. Важную роль в изменениях, касающихся категорий пространства и времени, в эпоху модерна играл город, стремительно развивающийся и становящийся центром всех процессов внутри социума. Цетром стал город с активной культурной и социальной жизнью, с заводами, фабриками, банками, театрами, университетами, здесь время шло быстрее, а по мере продвижения от центра к пригородам, к периферии, время замедлялось, окончательно замирая в своем традиционном ритме в провинциях. Большое влияние на изменения внутри социума оказывали многочисленные научные открытия. Исследование космоса стало ступенью к десакрализации 6 Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект, 2010 9
пространства. Небо, воспринимое как обитель Бога, духа, как священное пространство, недосягаемое, стало доступно для освоения человеком. Люди побывали в космосе, но Бога они там не нашли, что стало ударом для них. Мир лишился волшебства, разум смог все познать и объяснить. Отчаянной попыткой увидеть нечто мистическое и неподвластное науке и человеку, нечто чудесное и иррациональное стали массовые сообщения о появлениях НЛО и летающих тарелок в небе. Непонимание и внутренние психологические конфликты нарастали в сознании людей, что не могло не отразиться в дальнейшем на смене мировоззрения. Идеологией, избранной модерном по прошествию долгого времени, стала идеология либерализма, которая в наиболее полной мере отражала его дух. В мировых войнах XX века люди проливали кровь не за материальные блага, не за территории, не ради собственного благополучия, а за идею, которая в конце концов восторжествовала. Ни одной другой идеологии не удалось так плотно укорениться в современном обществе, так как они не отражали идеи модерна, идеи свободы человека от сковывающих его внеиндивидуальных обязательств. Свобода одержала победу, и в современном мире большинство политических систем приняли в основу либерально-демократическую модель, во главе которой стоят ценности свободы. Либерализм стал окончанием модерна, его логическим завершением. На протяжении всех этих социально - временных этапов происходило постепенное вытеснение мифоса логосом, бессознательного разумом. От архаичных обществ, где мифос играл главенствующую роль, человечество пришло к обществу модерна, в котором во главу угла был поставлен разум. Однако, события XX века доказали, что людьми до сих пор управляет не только рассудок и здравый смысл, а внутреннее и бессознательное, которое никогда не будет окончательно вытеснено. По теории Карла Густава Юнга, все люди рождаются с одинаковым заложенным внутри них коллективным бессознательным, которое населено архетипами. Человечество развивается и 10
эволюционирует, а параллельно с этим на другом уровне существует коллективное бессознательное, которое остается неизменными. То есть, на уровне социальной, экономической, исторической, политической жизни человечество меняется, а на уровне бессознательного оно такое же, как было во времена расцвета традиционных обществ. Так, Вторая мировая война отчетливо показала, как бессознательное может вырваться из глубин и управлять сознанием людей. В развитом во всех сферах немецком обществе совершенно неожиданно наступил период крайней жестокости, гонения и убийства людей другой расы, период поклонения вождю, восстановления язычества в новой форме. Несмотря на то, что Германия прошла путь от варварства к цивилизованному укладу жизни, случилось неизбежное, и бессознательное, прорвавшееся в сознание, стало одной из причин этих страшных событий в истории человечества. События XX века поставили тем самым под вопрос саму идею и логику прогресса. Нарастали противоречия внутри модерна, общество подошло к новой черте – возникновению постмодерна, который своим появлением с одной стороны опровергал идеи модерна, а с другой являлся его логическим продолжением. Пространство Постмодерна – игровое, виртуальное, сетевое, галлюцинативное.7 Испанский социолог Мануэль Кастельс описал пространство постмодерна как сеть, главной целью существования которого являются коммуникации, в ходе которых совершается обмен информацией. Понятие сети порождает новое понимание пространства, о котором Кастельс пишет так: “…новая пространственная форма, характерная для социальных практик, которые доминируют в сетевом обществе и формируют его: пространство потоков. Пространство потоков есть материальная организация социальных практик в распределенном времени, работающих через потоки. Под потоками я понимаю целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности 7 Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект, 2010 11
обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, политических и символических структурах общества».8 Информационные потоки, в свою очередь, связывают различные города и общества, формируя глобальные коммуникационные сети. По мнению философа Жиля Делёза, пространство постмодерна представляет собой гладкую поверхность, по которой можно скользить в любом направлении. Пространство постмодерна также может быть представлено как наркопространство, в котором индивиды бегут от сознательного в глубины бессознательного, стремятся погрузиться в сферу мифоса, иррационального. Через наркотики человек пытается прорваться к своему воображению. Этой же цели служит виртуальное пространство постмодерна, социальные и компьютерные сети, в которых индивиды прячутся от реальности, погружаясь в мир фантазий, иллюзий. Постмодерн стремится сделать пространство более гибким. Одной из главных черт постмодерна является плюрализм, который распространяется на множество сфер, так: плюрализм партий, мнений, вероисповеданий. В предшествующие постмодерну периоды существовали традиции, нормы, авторитеты. В обществе постмодерна традиции утрачивают свою силу, активно пропагандируется свобода выбора и самовыражения, с пъедестала сброшены и уничтожены все авторитеты, ничто больше не представляет собой абсолютную истину, все становится относительным. В западных культурах наиболее наглядно прослеживается развитие индивида в социуме внутри синтагмы “Премодерн – Модерн – Постмодерн”. Традиционное общество было системой со сложившимися устоями, 8 Мануэль Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000 12
ценностями, представлениями, взглядами формировало человека, скованного цепями условностей и табу. Обществом навязывались представления о структуре семьи, воспитании детей, реализации мужчиной роли главы семьи и женщиной роли хранительницы домашнего очага. На смену традиционным представлениям об укладе приходит модерн с его неистовым рвением к свободе индивидуума, личности, отсюда возникновение таких движений, как феминизм. Нежелание женщин жить, исполняя одну роль, придерживаться одной модели поведения, более того, быть в целом копией миллионов других женщин, слабых, беззащитных, тихих и смиренных, существ без права голоса, подавленных силой и влиянием мужчин, толкнуло колесо перемен. Женщины встали на защиту и отстаивание своих прав на свободу и собственный выбор в жизни. Новое время дало возможность проснуться внутри женщин амбициям, настойчивости, твердости, качествам, которые давно были подавлены внутри них неизменными устоями и традициями общества. Голоса женщин крепли, в них говорила сокрытая внутри мужественность. Новое время перевернуло все сложившиеся в обществе за долгие столетия роли, предназначения. Долгий процесс перемен в сознании людей привел к свободе выбора для них. Человек свободен выбирать, кто он, куда ему идти, чем он хочет заниматься, он волен выбирать любое вероисповедание или вовсе отказаться от веры, он может открыто любить человека того же пола, а может ненавидеть всех людей на планете, он может проявлять себя творчески и выражать свои мысли любым способом. А главное, человек постмодерна может применять на себя разные маски и роли бесконечно, одновременно существуя как несколько совершенно разных персонажей, он может быть строгим и консервативным преподавателем в университете, дома примерять на себя роль капризного и шаловливого ребенка, требующего ласки и внимания, в компьютерной игре быть яростным и злым героем, убивающим добрых персонажей с особой жестокостью, а на сайте знакомств искать себе партнера, используя ник "Светлана" и общаясь с мужчинами. 13
Человек постмодерна имеет совершенно отличное от человека, предшествующего ему, внутреннее и внешнее устройство. Он - ризома. Данное понятие было введено философом Жилем Делёзом, который под ризомой понимал такое растение, которое имеет сложную разветвленную систему корней, которые уходят не только в глубь земли, но растут и в горизонтальном направлении. Такое растение может пустить корни везде, в самом неожиданном месте давая всходы. И даже если сорвать росток, растение не погибнет, потому что внутри под землей скрыты бесконечные переплетения его корней, которые растут и развиваются в разных направлениях. Так и человек постмодерна воспринимается Ж.Делёзом как сложная система различных ролей, масок, сюжетов, которые человек может реализовывать на протяжении всей своей жизни, меняясь и перевоплощаясь. Так как корни ризомы скрыты от глаз, они расползаются под землей, невозможно предугадать, где появится новый росток, и так же невозможно предугадать, какую новую роль возьмет на себя человек современного бытия. В модерне в центре всего была свобода, под эгидой которой люди стремились избавиться от прошлого, переосмыслить его, преодолеть, а в XI веке, в эпоху расцвета постмодерна, в существующей системе нет единого центра, он представляет собой сложную сеть. Ризоматической становится и экономика, и политика, и культура. Мир переходит от вертикальной схемы развития к сложной и многогранной сетевой схеме горизонтального развития. Система наказаний и поощрений в обществе постмодерна изменилась. На протяжении множества веков люди, отличающиеся от других, подвергались гонениям со стороны общества и власти, унижениям, оскорблениям, потому что их боялись, они были чужеродны, непонятны, были другими. В современном мире всё иначе, теперь люди, наоборот, с презрением смотрят на тех, кто ничем не выделяется, сливается с толпой, а ценятся в обществе люди, проявляющие свою индивидуальность, оригинальность, "непохожесть" на других. В западноевропейском обществе законодательно запрещено выражаться резко негативно и оскорбительно по отношению к человеку, который предпочитает 14
однополые сексуальные отношения. То, что не так давно порицалось, запрещалось и даже лечилось, в современном обществе находится под защитой власти и общества. Все эти изменения были неизбежны. Модерн исчерпал себя в определенный момент, и тогда необратимо наступило время постмодерна, он был заложен изначально внутри модерна как перспектива его развития, и поэтому выступил его естественным продолжением, преодолев его и осуществив то, что модерну было недоступно. В модерне произошло освобождение людей от всего лишнего, ненужного, от пережитков прошлого. Человек избавился от всего, что могло сковывать его индивидуальность, мешать его самоопределению и самореализации. Модерн - это стремление к свободе от власти и ее влияния, свободе от чужого мнения, свободе от церкви и ее давления, свободе от общества, от семьи, от людей, и даже от собственного пола. Бог дал людям свободу, и люди отказались от Бога. В этом и есть проявление неистовой и безудержной жажды свободы в модерне. “Модерн воплотился в научных парадигмах позитивизма, материализма, атеизма, в политических системах секулярного общества, в либеральной демократии, в социокультурном представлении об индивидуальном достоинстве, в идеологии прав человека”9. На этом не могло остановиться развитие человечества, оно должно было сделать шаг на следующую ступень. Освободившись от всего, человек обратился к самому себе. 9 Дугин А.Г. Логос и мифос. Социология глубин. - М.: Академический Проект, 2010 15
Заключение Безусловно, в современном мире люди остаются в некоторой степени скованными. Они живут в государствах с четкими границами, законами, нормами, у них есть как права, так и обязанности, и все они члены общества, и связаны крепкими невидимыми цепями. Однако, разница между обществом модерна, обществом постмодерна и архаичными и традиционными обществами огромна, и время продолжает свой бег вперед, и изменения в будущем неизбежны. Существуют различные взгляды на перспективы развития человека в обществе постмодерна. Социолог и философ Эрих Фромм в своей книге “Здоровое общество” говорит о том, что для нахождения путей к здоровому состоянию общества и методов его “лечения” необходимо изучить методы лечения индивидуальных душевных заболеваний людей, так как в основе развития общества лежит развитие каждого отдельного индивида. “Душевно здоровая личность — это личность продуктивная и неотчуждённая; личность, относящаяся к миру с любовью и использующая свой разум для объективного постижения реальности; это личность, переживающая себя как уникальное индивидуальное существо и в то же время чувствующая общность со своими собратьями; личность, не подвластная иррациональному авторитету и охотно признающая рациональный авторитет разума и совести; это личность, находящаяся в процессе непрерывного рождения в течение всей своей жизни и считающая дар жизни своим самым ценным достоянием”10. Общество должно стать здоровым, а именно, таким, в котором люди не используют друг друга для достижения своих целей, в котором такие качества, как жадность, алчность, стремление к власти не используются для достижения материальных ценностей и личной выгоды. В здоровом обществе ценится нравственность, люди поступают в согласии со своей совестью, а 10 Фромм Э. Здоровое общество. – М.: АСТ, 2006 16
беспринципность и аморальность порицаются, общественные проблемы становятся личными проблемами каждого индивида, которые они решают совместно. В таком обществе люди неравнодушны к проблемам ближних, к проблемам всего общества,у них сформирована активная гражданская позиция, они с любовью относятся друг к другу и могут выражать себя творчески и реализовывать интеллектуально. 17
Список источников: 1. Дугин А.Г. Логос и мифос. Социология глубин. - М.: Академический Проект, 2010. 2. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект, 2010. 3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. 4. Сорокин П.А. ЧЕЛОВЕК. ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ОБЩЕСТВО. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. С. А. Сидоренко. - М.· Политиздат, 1992. 5. Фромм Э. Здоровое общество. – М.: АСТ, 2006. 18
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв