УДК 94(4) “10/13”
СВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА РИМСКИХ ПАП
В КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Лихачев И.В.
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Статья посвящена исследованию светской политики римских пап в
период классического Средневековья. Анализируется политика римских пап,
проводивших активную внутреннюю и внешнюю политику, а также
реформы, повлиявшие на положение и авторитет церкви (Лев IX, Григорий
VII), пап, известных своими притязаниями на главенство церкви над
светскими правителями Европы, что вызывало яростные противостояния
между ними, и, в конце концов, поражение понтификов в этой борьбе
(Каликст II, Иннокентий III, Бонифаций VIII), пап, которые вели борьбу с
сенатом за светскую власть в Риме (Бенедикт VIII, Иннокентий II, Луций II,
Адриан IV, Климент III, Урбан VI).
Ключевые слова: папа римский, понтифик, светский правитель,
классическое Средневековье, внутренняя политика, внешняя политика,
реформа, церковь.
До середины VIII века папа Римский был духовным главой католической
церкви, не обладая практически светской властью. В 752 году правитель
франков Пипин III Короткий предоставил Стефану III территорию
Равеннского экзархата, отвоеванного у Лангобардского королевства, в ответ
на признание его папой как законного франкского короля. С этого времени и
начинает свое существование Папское государство.
Понтифик, будучи главой и церкви и правителем государства, никак не
мог быть в стороне от мирской жизни и политики, вследствие чего он не
всегда был вооружен лишь «духовным» мечом, словом божиим. Некоторые
папы не чурались и вмешательства в дела других государств и правителей.
В период классического Средневековья можно выделить наиболее ярких
1
наместников Святого Петра, активно занимавшихся внешней и внутренней
политикой.
Среди пап, проводивших активную внешнюю политику, были такие папыреформаторы как Лев IX (1049-1054) и Григорий VII (1073-1085). В то время
церковь очень сильно обмирщала, высший клир мало чем отличался от
светских сеньоров и образом жизни, и соблюдением христианской морали.
Инвеститура находилась в руках монархов и их вассалов, да и сами папы
испытывали сильное влияние от императора при избрании. Так Лев IX был
назначен германским императором, но жители Рима горячо его приняли и
рукоположили. В город он явился в одежде паломника, босым, и сразу
направился к могиле святого Петра [2, с. 103]. Возможно, этим он показал
свою высокую духовность и веру, вследствие чего занялся реформами
церкви: боролся за моральный подъем духовенства, выступал против
симонии, но вот проблема светской инвеституры дальше полемики не пошла.
Льву IX принадлежала инициатива примирения восточного и западного
христианства, но под приматом Рима, хотя сама эта затея была насквозь
политизирована – понтифик был нацелен на получение земель в Южной
Италии, которые, согласно «Константиновому дару», принадлежали папе,
но были под контролем византийского императора. Константинопольский
патриарх такое предложение, разумеется, не принял, и закончилось все это
взаимными проклятиями и анафемами [3, с. 87]. Интересно еще то, что этот
папа не чурался брать в руки меч, что он и сделал в борьбе против норманнов,
нападавших на Южную Италию, выступив во главе наемного войска. Правда
этот поход обернулся для него поражением и пленом [2, с. 104-105]. В 1054
году он вышел на свободу, но вскоре умер.
Наиболее важные реформы для церкви провел Григорий VII (1073-1085),
который, помимо этого, принес множество страданий своим подданным.
Понимая сильную зависимость папства от императора, он желал создать в
Италии оплот против его власти, а также намеренно расколол римскую
земельную аристократию и североитальянское духовенство, чтобы укрепить
2
свое положение в папской области [3, с. 100]. Апофеозом его правления стал
«Диктат папы», который ставил светскую власть понтифика выше власти
светских монархов [2, с. 109]. Следуя положениям своего документа,
Григорий ставил суверенитет святого престола выше других государств и
требовал присяги и денежных отчислений от всех правителей Европы [4, с.
234; 1, с. 54]. Он даже написал послание венгерскому королю о том, что его
королевство, на самом деле и вовсе-то не его, а принадлежит Риму [3, с. 104].
То же самое касалось острова Корсика [1, с. 60]. Требование папы, от
императора Генриха IV, отказаться от инвеституры, повлекло за собой
конфликт с ним, и после некоторых пертурбаций, император выдвинул
своего антипапу Климента III, а в 1084 году захватил Рим. Григорий укрылся
в замке Святого Ангела, но в это время к городу уже двигалась армия
норманнского герцога Роберта Гвискара, у которого с папой был союз. Здесь
понтифик допустил большую ошибку – войска герцога, как только выгнали
из Рима имперский гарнизон, занялись грабежом и насилием, что привело
жителей в ужасное негодование, и вылилось в открытое недовольство папой,
из-за чего он был вынужден бежать из города и умер, забытый всеми, в 1085
году [2, с. 110].
На этом смелые действия пап, мечтавших о главенстве престола Святого
Петра над христианским миром, не закончились. Спор о светской
инвеституре завершил Каликст II (1119-1124), заключивший с Генрихом V,
так называемый, Вормсский конкордат [2, с. 115], который скорее был
компромиссом в прениях Рима и императора. Однако последний был лишен
права на инвеституру, оставив за собой голос в выборах епископа, и мог на
них влиять, но лишь на территории Германии. Этот договор не положил
конец борьбе папства с империей, но благодаря ему влияние Рима сильно
возросло во всем католическом мире, потому что даже провинциальные
церкви обрели главенствующий центр в его лице [3, с. 110-111].
Наиболее
жесткую
внешнюю
политику,
которая
носила
почти
авторитарный характер, проводил Иннокентий III (1198-1216). Помимо
3
борьбы за Италию, земли которой он прибирал к своим рукам, из-за
слабеющего влияния императора, он боролся с ересями. Борьба эта, в
основном,
преследовала
политические
и
экономические
цели.
Последствием такой политики стал Альбигойский крестовый поход, в ходе
которого погибло множество мирного населения на юге Франции [3, с. 126127]. С этой войны папство получило большие доходы и французские земли,
полезность которых рассматривалась лишь с экономической точки зрения [3,
с. 127-129].
Продолжил дело своих предшественников Бонифаций VIII (1294-1303).
Он, как и многие другие понтифики, боролся за верховенство над светскими
монархами, но для него это закончилось трагично. В его правление папство
диктовало свою волю множеству государств – Польше, Шотландии,
Германии, Англии и другим [2, с. 139-140]. Помимо этого, была введена
традиция проведения юбилейных годов, в связи с которыми в Рим стекались
тысячи паломников, которые наполняли его казну [3, с. 150-151]. Главный
конфликт произошел между папой и энергичным правителем Франции
Филиппом IV Красивым, строившим централизованное государство.
Причиной борьбы стал спор о незыблемости королевской власти и
неограниченном господстве церкви. Филипп отправил своего советника
Гильома Ногаре с тайной миссией в резиденцию папы, где он избил его [3,
с. 152-153]. Это сильно и надолго подорвало авторитет папства, а со скорой
смертью Бонифация, закончилась и целая эпоха, когда папа мог быть
сильным соперником европейских монархов, и грезил об абсолютном
главенстве церкви в христианском мире. С этого момента начинается
Авиньонское пленение, когда резиденцией понтификов стал Авиньон во
Франции, с вытекающей отсюда властью французского короля над ними.
Помимо всего сказанного, папы не забывали и о своих владениях в Италии,
перед которыми витала опасность их утраты, что и произошло с
возникновением сената. Начать стоит с такой личности как Бенедикт VIII
(1012-1024), проводивший политику по укреплению своего рода в Риме.
4
Известно, что он раздал ключевые должности своим родственникам, а
могущественная семья Кресченциев, их враги, была отведена на второй план
[2, с. 100]. В это же время в средиземноморье бесчинствовали
мусульманские пираты, сарацины, от которых страдала и Италия, где и
располагались земли Папского государства. Чтобы дать им отпор, папа сам
возглавил собранную армию [2, с. 100], что, по сути, для священника
немыслимо. Однако в тот период церковь существенно обмирщала, а до
григорианских реформ было еще далеко.
Особого внимания заслуживает правление Иннокентия II (1130-1143), т.к.
именно он был лишен светской власти. Произошло это во время римского
восстания 1143 г., подогреваемое речами и проповедями Арнольда
Брешианского, поборника идей бедности церкви, с которым, между прочим,
папство уже пыталось бороться [3, с. 112-113]. Жители города восстановили
сенат в Капитолии, избрали патриция, которым стал Джордано Пьерлеони,
и провозгласили республику [2, с. 117]. Папа был лишен всякой светской
власти, а Иннокентий, по состоянию здоровья, уже никак не мог с этим
бороться.
На борьбу с республиканцами встал Луций II (1144-1145). Для этого он
просил помощи у норманнского герцога в южной Италии Рожера II, который
взамен требовал признания его королем. Сам Луций, видимо, этого не желал,
так как переговоры зашли в тупик и ему пришлось вернуться в Рим ни с чем.
Тем временем в городе нарастали беспорядки, а столкновения между
сторонниками республики и папы становились все более ожесточенными.
Сенат выдвинул предложение лишить папу светской власти, и чтобы жил он
подобно апостолу Петру – в бедности и на подаяния. Луций решительно
отверг эту идею и задумал разогнать мятежный сенат как можно скорее. В
начале февраля 1145 г., заручившись поддержкой влиятельной семьи
Франджипани, папа, во главе своих сторонников, атаковал Капитолий [2,
с. 118]. В этом столкновении он и погиб, получив удар камнем по голове [3,
с. 113].
5
Вернуть светскую власть удалось Адриану IV (1154-1159), который не
стал мириться со своим положением в Риме. Осознав, что все его владения
– это Ватикан, папа потребовал от Арнольда Брешианского, чтобы он
покинул город, но тот отказался. В ответ на это Адриан, в первые в истории
Рима, наложил на город интердикт [2, с. 119]. Вскоре, возмущенная толпа
осадила сенат, и сенаторы приняли решение изгнать Арнольда и его
сторонников из города. Власть снова перешла в руки папы, причем
бескровно, но сенат, фактически, остался у власти.
Окончательно примирить эти стороны смог Климент III (1187-1191), чье
избрание было признано сенатом [2, с. 123]. Путем переговоров было
решено, что римляне, без вмешательства понтифика, будут избирать
магистратов, а папа по своему решению будет назначать губернаторов.
Окончательно власть над Римом вернул себе Иннокентий III, о котором уже
было сказано выше.
Отдельного упоминания заслуживает Урбан VI (1378-1389) – первый
папа-итальянец после Авиньонского пленения. Он оказался самодуром,
вызвавшим общее недовольство [3, с. 180] Современники говорили, что
власть вскружила ему голову, потому что свое правление он начал с
автократических мер, жертвами которых стали кардиналы и прочие
сановники курии неитальянского происхождения [2, с. 154-155]. К тому же,
двор его был мало похож на двор главы церкви, а больше на двор светского
правителя. В конце концов, его действия привели к конфликту с
кардиналами и положили начало Великому западному расколу.
Подводя итог, можно сказать, что папы мало чем отличались от светских
правителей той эпохи. Они не брезговали силовыми методами, прибегали не
только к «духовному» мечу, но и «материальному», порой самолично
используя
последний,
стараясь
диктовать
свою
волю
правителям
европейских государств.
6
Литература и источники
1. Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. Повествования /
Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1995. – 496 с.
2. Ковальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. – М.: Политиздат, 1991. – 236 с.
3. Лозинский С.Г. История папства. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 382 с.
4. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения.
Часть II. Европейский мир X-XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами
современников и историков». – М.: Интерпракс, 1995. 384 с.
Лихачев И.В.
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Научный руководитель – к.и.н. доцент Бурганова В.Н.
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
7
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв