САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Театральная художественная афиша в России
конца XIX – начала XX века
Выполнила: студентка II курса
отделения искусствоведения и
культурологии
Т. Ардальянова
Руководитель: доцент,
кандидат искусствоведения
А.В. Романова.
Санкт-Петербург
2015
Введение
В русском искусствознании прикладная графика уже более ста лет
вызывает
к
себе
интерес.
К
предметам,
становящимся
объектами
исследований, можно отнести рекламный плакат, афиши, программки,
открытки и другие предметы печати, которые несут в себе художественную
составляющую. Изученность этих типов печатной продукции различна. К
популярным и хорошо освещенным темам относится, к примеру, рекламный
плакат. Со времен со времен своего расцвета, художественный плакат
привлекает к себе внимание многих исследователей прикладной графики. Его
образность,
символический
язык
призывают
к
последовательному
рассмотрению, которое помогает выявлять связи данной рекламной
продукции со временем ее использования, с аудиторией, на которую она
рассчитана, а так же призывают к рассмотрению с художественной и
утилитарной точек зрения. Афиша в данном ряду предметов печати — тема,
изученность которой сравнительно меньше.
Зачастую афишу рассматривают лишь как документ, освещающий
историю театра, носитель информации. В иных случаях она может быть
практически единственным историческим источником, повествующим о том
или ином событии. Далеко не многие исследователи подходили к изучению
афиши как к предмету искусства. Художественных театральных афиш в
России сохранилось небольшое количество. Связано это в первую очередь с
тем, что в театре чаще прибегали к шрифтовой афише, чем к
изобразительной. В советский период художественных афиш печаталось
больше, чем в конце XIX — начале XX века. Однако, не смотря на
малочисленность материала, именно рубеж веков в истории художественной
афиши вызывает повышенный интерес. Этому есть несколько причин.
2
Первая из них в том, что конец XIX — начало XX века это время активного
развития плаката не только в России, но и в Европе. Вторая — именно тогда
были заложены основы плакатистики XX века. Многими приемами,
разработанными то время, дизайнеры печатной продукции пользуются до сих
пор. Третья причина — к плакату и афише обращался ряд известных
художников, и то, что они сделали, наложило свой отпечаток на развитие
этого искусства. Подобный факт говорит о большом творческом потенциале
этих предметов печати. В связи с вышеперечисленным, изучение данной
темы может помочь в понимании искусства рекламы настоящего времени, а
так же раскрыть какие-либо неизвестные ранее стороны творчества
определенного художника. Исходя из этого ряда причин, предметом
исследования в данной работе выбрана художественная афиша российских
театров и трупп на рубеже XIX - XX века.
Актуальность предлагаемой темы в том, что данный художественный
предмет мало изучен. Его исследование поможет подойти с новых сторон к
рассмотрению искусства графики того времени, а так же углубить понимание
как афиши, так и рекламы в целом в настоящее время.
Целью
работы
стало
изучение
исторического
развития
изобразительной афиши и ее стилистическое многообразие, изучение того,
как художественные направления того времени находили свое отражение в
театральной афише.
Отдельной проблемой в работе выделен вопрос терминологии, т. к.
единого словарного определения художественной афиши не существует.
Разрешение этого вопроса в данном случае необходимо для выбора наиболее
точного термина, раскрывающего суть изучаемого здесь предмета.
В работе поставлены две задачи. Первая состоит в рассмотрении
этапов развития художественной афиши в Европе и, в частности, России.
3
Задача вторая — выявление того, как влияли на изучаемый предмет
актуальные художественные стили рубежа XIX-XX вв, и как это отразилось
на его изобразительности.
История художественной афиши в России и ее изучение как предмета
искусства рассмотрены всего в нескольких работах специалистов в области
графики, рекламы или самой афиши. Среди таких исследователей можно
назвать: Н. И. Бабурину, А. Д. Боровского, Дж. Боулта, В. Клауса, К. В.
Лапину,
Э.
Глинтерник.
Их
книги,
статьи
и
диссертации
стали
основополагающим материалом при написании данной работы. В них найден
практически весь иллюстративный материал, за исключением некоторых
афиш, хранящихся в фонде афиши Санкт-Петербургского государственного
музея театрального и музыкального искусства. Новый материал, не
побывавший в печати и представляющий собой научный интерес в силу
немногочисленности самих экземпляров художественной афиши изучаемого
периода найти очень сложно. Поэтому изучение опиралось в основном на
альбомы, каталоги и репринты.
Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы в
соответствии с поставленными задачами, заключения, приложения с
иллюстративными материалом и библиографического списка, подобранного
в процессе работы с учетом выбранной темы.
4
Глава I
Из истории развития художественной афиши
К вопросу о терминологии
Начать изучение указанной темы стоит с вопроса терминологии.
Словарного определения для художественной афиши не существует.
Рассмотрение ряда работ, послуживших источниками для исследования
явления художественной афиши, не дает единого определения изучаемому
предмету. В научный оборот введено два понятия - афиша и плакат, которые
в свою очередь делятся на несколько типов.
В заглавии исследования значится «театральная художественная
афиша». Рассмотрение других наименований позволит объяснить, почему
именно этот термин взят за основу.
В исследовании, посвященном рекламному плакату в России от его
возникновения до окончания первой половины XX века, Э. Глинтерник
пишет о том, что в афиша явилась нововведением рубежа XVIII-XIX веков.1
Это были афиши театральные. Именно с них, по ее мнению, начинается
история русского плаката. Хотя самого термина «плакат» в то время в России
не существовало.2 Для всех типов массовой печати подобного рода
пользовались единым определением «афиша». Сам термин «плакат»
обозначал до последней четверти XIX века в Германии любое шрифтовое
объявление или лозунг изобразительного характера.3 Середина XIX века время появления художественного, т. е. придерживающегося по большей
1
Глинтерник, Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. — СПб. : 2007 г. — Стр.30.
Там же, стр. 32.
3
Там же, стр. 32.
2
5
части изобразительного характера, плаката.4 В то время большое влияние
оказывал лубок. Ситуация изменилась с появлением фотографии, и к концу
XIX века лубок потерял такое значение в плакате, но не окончательно, как
это позже покажет плакат рубежа XIX-XX вв. В 1898 году в словарь
Брокгауза
и
Ефрона
«художественного
А.
плаката».
И.
Сомов
На
это
же
сформулировал
время
определение
приходится
начало
употребления понятия «художественная афиша». Оно вводилось активно в
публикациях для выделения афиши как вида искусства. Наряду с ним
использовался и термин «изобразительная афиша». 5
Н. И. Бабурина, один из наиболее крупных экспертов в области
изучения рекламного плаката в России, в своей работе разделяет понятия
«плакат», «афиша» и «художественная афиша». Художественный плакат —
изобразительный, рисованный плакат без выделения отдельного типа, будь
то рекламный или социальный плакат. Причем, такой вид плаката не
обязательно исключительно состоящий из иллюстрации, к нему же Н. И.
Бабурина
причисляет
шрифтовой
плакат,
но
с
использованием
художественных элементов, таких как вензель, орнамент. Ей же используется
термин «изящная афиша», являющийся синонимом художественной или
рисованной афише. Художественный плакат содержит в себе принцип
информации рекламы и изобразительные средства вывески. Он использовал
художественную афишу, способы ее изготовления, взяв от нее так же
небольшой текст.6 Главное причиной появления художественного плаката Н.
И. Бабурина указывает неграмотность населения. Изображение должно было
служить главным передатчиком информации и способом привлечения
внимания. Применительно к театру, автор говорит как об афише, так и
4
Глинтерник, Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. — СПб. : 2007 г. — Стр. 41.
Там же, стр. 56, 58.
6
Бабурина, Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — Л.: 1988 г. — Стр 7.
5
6
плакате. К примеру, работу В. Серова для балета «Сильфида» она называет
«по-настоящему плакатной», изящным театральным плакатом. Из ее работы
можно сделать вывод, что афиша появилась раньше плаката, плакат же в
свою очередь использовал ее средства. Афиша изначально есть носитель
информации: места, времени проведения действия, его описание и т. д.
Плакат же в свою очередь — призыв, изображение, определенный образ.
Тексту в нем отводится минимум места. Н. И. Бабурина пишет, что театр в
основном удовлетворялся афишей, т. е. шрифтом, что наглядно доказывает
совсем небольшое количество изобразительных афиш в России рубежа XIXXX вв. Художественный плакат же зазывал публику на другие зрелища,
такие как балы-маскарады, ярмарки, выставки и т. д. Так же ей упоминается
«плакат-афиша», примером которой являются афиши к зрелищам в Зоосаду
или Манеже. На данном типе тексту отведено столько же места, сколько и
изображению. Здесь она пишет: «Эта реклама в полном смысле слова
художественная афиша». Т. е. это синтез художественного плаката и афиши.
В книге-каталоге собрания Лобановых-Ростовских, известнейших
коллекционеров русского театрально-декорационного искусства первой
трети XX века, автор статей и описаний предметов собрания, искусствовед
Джон Боулт пользуется исключительно термином «афиша», не разделяя на
виды рисованной или шрифтовой. 7
В работах известного советского театрального художника и теоретика
театрально-декорационного искусства Н. П. Акимова используется для
обозначения изучаемого в данной работе предмета термин «художественный
плакат».8
7
Боулт, Дж. Э. Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Собрание Никиты и Нины ЛобановыхРостовских. — М.: 1990 г.
8
Акимов, Н. П. Театральное наследие. Т. 1. — М. : 1978 г.
7
Определением «зрелищный плакат» пользуется редактор альбома
«Русский зрелищный плакат» А. Снопков. При этом им так же употребляется
термин афиша, применительно исключительно к театру. Однако, название
«зрелищный плакат» он использует наравне с «афишей» для театра.
К. В. Лапина, исследователь театральной афиши, в своей диссертации
пользуется в основном термином «афиша», обозначая им всю графику
подобного рода для театра. Плакат — более широкое понятие. Но при этом
она пишет: «Существуют работы, рассматривающие театральный плакат
(изобразительный вариант афиши) как произведение полиграфического
искусства среди других жанров плакатной графики».
В газете «Зрелища» в 1926 году вышла небольшая статья,
посвященная проблеме театральной рекламы. В ней автор статьи Б. Зеленков
разделяет афишу и плакат по принципу изобразительности. Т. е. афиша в
данном случае — шрифтовая реклама в театре, плакат же носит
изобразительный характер. Автор делает важное замечание: «Афиша
ограничена временем своего действия».9 Плакат используется дольше, т. к.
один и тот же плакат может быть вывешен ко второй, третьей постановке
пьесы, которой он посвящен. Афиша же содержит конкретные данные о
постановке — время и место — поэтому теряет свою актуальность. Кроме
этого, плакат может перевозиться в условиях гастролей, афиша же должна
создаваться «с нуля» в каждом месте.
Последнее, к чему стоит обратиться — словарные определения. В
Литературной энциклопедии приводится определение афиши как объявления
о действующих лицах драматического произведения.10 В словаре Брокгауза и
Ефрона указывается об афише следующее: «Так называется в обширном
9
Зеленков, Б. Театральная реклама.Афиша и плакат. // Зрелища. 1926 г.
Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 1. — М.: издательство Коммунистической академии,
Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929—1939 гг.
10
8
смысле всякого рода объявление. В более узком смысле А. (афишами)
называются
объявления
о
театральных
зрелищах
и
всякого
рода
увеселениях».
На основе просмотренного материала, можно сделать вывод, что
театральные афиша и плакат — явления взаимосвязанные. Афиша в данном
случае то, что в первую очередь направлено на передачу конкретной
информации,
она
текстуальна,
служит
«рассказчиком»
о
событии.
Театральный плакат, в свою очередь, как и любой другой, изначально есть
средство изобразительное, призванное привлечь внимание и направить
зрителя. Плакат содержит призыв. Для театра целесообразнее пользоваться
термином «плакат» лишь в том случае, если он не содержит текстовой
информации.
При
совмещении
изобразительности
плаката
и
информативности афиши, получается художественная афиша. Театральный
зрелищный плакат все же более широкий термин. В данном случае объектом
изучения является более узкий предмет — афиша. Т. к. изучаемый вид
афиши передает определенный образ, используя изображение, то афиша
причисляется к художественной.
9
Основные исторические моменты в развитии афиши
Первые афиши исследователи относят к античному времени. В.
Сурмило пишет: «Из указаний Плиния, из раскопок в Помпее видно, что
афиши были известны еще в Древней Греции и Риме, составляя
необходимый атрибут театральных представлений»11. Е. А. Рапопорт так же
упоминает в своей статье Помпеи: «При раскопках Помпеи были найдены
таблички медные и деревянные с объявлениями. По сведениям археологов —
предки современной афиши»12. Конкретные датировки подобных афиш
приводит Г.Мягкова, говоря о том, что в Греции первые афиши появились в
IV в до н. э., а в Риме - в I в до н. э.13 Она же выделяет два вида афиш:
рисованные и написанные. Рисованные афиши вставлялись в рамку
непосредственно у входа в театр. В качестве места находок таких афиш так
же указаны Помпеи14. Исходя из характера представления, рисунок афиши
менялся. На ней могло размещаться изображение сценической маски,
«изображение всех масок пьес в одной раме в форме здания с колоннами и
фронтоном»15, а так же изображение одной из главных сцен действа. Афиши
второго типа писались красными красками и вывешивались в оживленных
общественных местах, привлекая людей всех сословий. Надо сказать, что
театр был в то время явлением массовым и демократичным, собиравшим
большое количество людей разного достатка. На это в праздничные дни из
государственной казны по закону, проведенному еще при Перикле,
11
Сурмило, В. Самые первые афиши // Театральная жизнь. 1960. №9. Стр 17.
Рапопорт, Е .А. Афиша как документ своей эпохи. История возникновения. Хранение
типографских афиш // Пушкин и сцена. М.: РГБИ, 2000. Стр. 178
13
Мягкова, Г. К истории театра // Международный интернет-журнал Русский глобус. 2005. №5 URL:
http://www.russian-globe.com
14
Сурмило, В. Самые первые афиши // Театральная жизнь. 1960. №9. Стр. 17.
15
Мягкова Г. К истории театра // Международный интернет-журнал Русский глобус. 2005. №5 URL:
http://www.russian-globe.com
12
10
выделялись специальные средства — теорикон (с греч teorikon — зрелищные
деньги). Происходило это с 395 по 339 г до н.э.16 Устроители боев и зрелищ в
Риме изготовляли и билеты, раздаваемые людям. На них была информация о
действии. Часть из этих билетов так же расклеивалась. Позже они были
увеличены в размере и украшались соответствующими рисунками17.
Данные о средневековой афише довольно скудны. Связано это, скорее
всего, с тем, что в это время больше пользовались устными формами
оповещения — при помощи глашатаев и барабанов, что больше привлекало
внимание публики18.
Новую ступень развития и возможностей изготовления принесло
изобретение Иоганна Гуттенберга — печатный станок, который появился в
1440 г. Первым человеком, использующим плакат в рекламных целях назвать
книготорговца Батдольда, который через 40 лет после изобретения станка
напечатал плакат, призывающий покупать новое издание «Геометрии
Эвклида». Данный исторический документ не сохранился. Есть только более
поздний вариант рекламного плаката - плакат 1491 года, рекламирующий
рыцарский роман «Прекрасная Мизулина»19.
Ранние афиши этого периода не содержат сведений об авторах или
актерах. Такое нововведение появится лишь в XVII веке.
Изобретателем театральной афиши, которая, постепенно меняясь и
обогащаясь, дошла до современности, принято считать испанского поэта
16
Советская историческая энциклопедия. - М. Советская энциклопедия. Под ред. Е.М. Жукова.
1973-1982 гг.
17
Сурмило, В. Самые первые афиши // Театральная жизнь. 1960. №9. С. 17.
18
Афиши. Энциклопедический словарь / издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. – СПб., 1891. —
Стр. 491.
19
История развития плаката // Рекламная группа Адмос. URL: http://www.admosoutdoor.ru/article/list-71.html
11
Козьму д`Овиедо20. Более традиционный вид в современном понимании
афиша приобрела уже в 1789 году, во время Великой французской
революции. Из способов распространения по-прежнему была доминирующей
расклейка афиш непосредственно у театра, с освоением городской средой всё
было гораздо сложнее. С увеличением количества афиш появились и нормы
закона, регулирующие распространение данного вида информации21. В
Италии совершенно по-новому подошли к данной проблеме (но вопрос
новизны тут спорный, так как в Помпеях пользовались этим приемом
намного раньше). Там появились предназначенные для расклейки колонны предтеча афишных тумб. Следом появились «ходячие» афиши или «живые»
афиши, первоначально получившие распространение в Западной Европе и
Америке.22
Какие-то определенные стандарты для оформления афиш до XVIII в
выявить сложно. Как пишет Лапина К.В. в своей диссертации: «В каждый
период времени театральная афиша выполняла по отношению к театру
различные задачи
–
от простого сообщения о
представлении, до
художественного произведения, создающего образ спектакля»23. Там же
Ксения Валерьевна указывает на то, что до конца XIX века афиша выполняла
вместе с оповещением о мероприятии функции программы. На ней было
много текста, который должен был завлечь потенциального зрителя.
20
Рапопорт, Е. А. Афиша как документ своей эпохи. История возникновения. Хранение
типографских афиш // Пушкин и сцена. - М.: РГБИ, 2000. — Стр. 179.
21
Афиши. Энциклопедический словарь / издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. – СПб., 1891. —
Стр. 491.
22
Рапопорт, Е. А. Афиша как документ своей эпохи. История возникновения. Хранение
типографских афиш // Пушкин и сцена. - М.: РГБИ, 2000. — Стр. 180.
23
Лапина, К. В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ
века: дис. к. и. н. — Москва, 2008 г. — Стр. 19.
12
К своему окончательному оформлению афиша пришла лишь в XIX
веке — к 1830 году24. Именно XIX век стал поворотным в развитии
плакатного искусства, породив понятие «художественная афиша».
В России хронологические рамки развития афиши более сужены в
сравнении с Западом. Связано это с тем, что долгое время в нашей стране
отсутствовало само явление театра. Вопрос рождения профессионального
театра в России освещен большим количеством исследовательских трудов,
однако в данную работу не входит изучение истоков русского театра.
Достаточно будет сказать, что первое появление западных актеров в России
пришлось на время правления Петра I. С ними же появились и первые
афиши. Практически на протяжении всего XVIII века они были примерно
одинаковы по своему внешнему виду, что объясняется технической стороной
их производства. «В основном это чисто шрифтовые издания, но иногда
встречались афиши с гравированными изображениями и параллельным
типографским текстом, печатавшимся по особым случаям с изображением
«диковинных» действ»25. При Екатерине II была проведена стандартизация
внешнего вида афиш: они стали печататься на «восьмушке листа писчей
голландской бумаги» тиражом в 100-300 экземпляров26. На протяжении всего
XVIII
века
нужды
театра
в
афишах
обслуживала
Академическая
типография27. В 1796 году был издан Указ «О закрытии частных
типографий», и, можно сказать, что на протяжении еще более чем полувека
монополию на афиши имела Дирекция Императорских театров. Важнейшим
фактом для развития афиши в России в первую очередь послужила отмена
24
Мягкова, Г. К истории театра // Русский глобус: международный интернет-журнал. 2005. №5
URL: http://www.russian-globe.com
25
Лапина, К. В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ
века: дис. к. и. н. — Москва, 2008 г. — Стр. 20.
26
Королев, Д. Г. Очерки из истории издания и распространения Театральной книги в России XIX начала XX вв. / Д.Г. Королев. — СПб.: Изд-во РНБ, 1999 г. — Стр.28.
27
Там же, стр. 28
13
монополии Императорских театров в 1882 году28. Немаловажным были и
научно-техническая
революция
второй
половины
XIX
века,
общее
увеличение торговли и промышленности, а так же культурный обмен,
осуществляющийся посредством профессиональных выставок, посвященных
искусству
афиши
и
плаката,
в
первую
очередь,
художественного
направления.
28
Афиши. Энциклопедический словарь / издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. – СПб.: 1891 г.
Стр. 491.
14
Художественная афиша. Основные даты и имена
Дошли до того, что коллекционируют афиши!
Оноре де Бальзак
Вторая половина XIX века стала периодом интенсивного роста
художественной афиши. Среди причин такого скачка К. В. Лапина указывает
усовершенствование
метода
хромолитографии,
позволившее
печатать
изображения быстро и массово29. А кроме этого в России большую роль
сыграла
отмена
спровоцировал
монополии
Императорских
возникновение
театров.
конкурирующих
Данный
театров,
факт
которым
приходилось бороться за своего зрителя, и наиболее очевидным средством в
данной борьбе была броская реклама. В качестве таковой стали выступать
многоцветные рисованные афиши.
«Последняя четверть XIX века — время широкого распространения
плаката в Европе и Америке, прежде всего - во Франции»30, — пишет в
одном из своих трудов Н. И. Бабурина. Так же она называет автора первого
художественного плаката — Жюля Шере, которого Эдуард Мане сравнивал
с А. Ватто, а Ф. Фенеон называл его «Тьеполо рекламных щитов». Жюль
Шере первым «сформулировал основные правила рекламного плаката:
броскость изображения и лаконичность текста»31. Афиша стала полем
экспериментальной
художественной
деятельности.
Немало
именитых
художников стало обращаться к этому жанру графики. Так афиша стала
29
Лапина, К.В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ
века.: дис. к. и. н. — Москва,, 2008 г. — Стр. 21.
30
Бабурина, Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — Л., 1988 — Стр 7.
31
История развития плаката // Рекламная группа Адмос. URL: http://www.admosoutdoor.ru/article/list-71.html
15
выходить из разряда предметов утилитарного характера и приобретала
значимость художественную. В середине XIX века во Франции театр занимал
одно из первых мест в жизни общества. И с возникновением художественной
афиши Ж. Шере в последней четверти XIX века художники стали активно
пользоваться его находками, оставляя место для своих поисков формы,
линии и цвета.
Бесспорным лидером в искусстве художественной афиши всемирно
признается Анри де Тулуз-Лотрек, художник, чье имя навечно вписано в
историю плакатной графики. Его афиши к многочисленным представлениям
кабаре несут в себе поразительную выразительность. Этому художнику
удалось найти наиболее удачные приемы оформления афиш. Отголоски его
изобретений до сих пор находят свое продолжение в афишах и рекламе. Им
«найден
был
стиль
строгий,
линейный,
красочный,
сведенный
к
необходимому»32.
Конец XIX века был ознаменован доминированием стиля Модерн (арнуво, югендстиль), влияние которого так же сказалось и на развитии
художественной афиши. Говорить об особенностях афиши Модерна можно
много, но это отдельная тема для исследования. В данной работе стоит
ограничиться перечислением наиболее важных художников этого периода:
прежде всего — Альфонс Муха, создавший свой неповторимый стиль,
которому подражали художники России, Европы и Америки, Поль Эмиль
Бертон, Луи Морис Буте де Монвель, Леон Адольф Вийет, Жан Друа, Жак
Карлю и другие. И хотя в этом списке не только художники Модерна, так или
иначе этот стиль наложил свой отпечаток на всю графику того периода.
32
Три столетия французского плаката. Альбом. / Вст. статья - Л. Жокс - М.: Изд-во Советский
художник, 1977 г.
16
Доказательством высокого уровня искусства художественной афиши
конца XIX века служат многочисленные выставки, проводившиеся как на
Западе, так и в России. Кроме этого, афиша очень быстро стала объектом
коллекционирования. Чему, по мнению автора М. Шмелевой, способствовали
такие факторы, как доступность, страсть к коллекционированию и работа
известных художников33. О моде на собирательство говорит тот факт, что
владелец типографии во Франции, некто Ше, наладил ежемесячный выпуск
подписного издания «Мастера Афиши», состоявшее исключительно из афиш.
За пять лет в этом издании вышло 240 плакатов тиражом в тысячу
экземпляров34. Так афиша стала массовым видом искусства.
Говоря о русской художественной афише, стоит отметить, что
основное время ее развития пришлось на последнюю четверть XIX — начало
XX веков. Дореволюционная афиша, благодаря художникам, вышла на
уровень
полноценного
жанра
графики.
Однако,
нельзя
сказать
об
исключительной художественности в деятельности создателей афиш. Все
постигалось методом проб и ошибок, и часто случалось так, что в угоду
функциональности авторы делали упор на излишнюю красоту «в самом
мещанском понимании этого слова»35. Н. И. Бабурина указывает на прямую
историческую
предпосылку
появления
изобразительной
афиши
—
литографии А. Агина «100 рисунков к поэме «Мертвые души», вышедшей в
1846 году, а кроме этого, называет еще более ранние, обычно, никем не
упоминаемые литографии рекламы шляп и вида на Москву36, однако, они
соответствовали скорее лубочной эстетике, которая и позже будет постоянно
присутствовать в некоторых видах плакатов и афиш.
33
Шмелева, М. Бульварная жизнь в музее // Литературная газета — 2006 г. — №33 (6082). С. 9
Там же
35
Бабурина, Н. И. Дореволюционный русский плакат / Н.И. Бабурина // Творчество. - 1975. - №10
(226) стр. 10
36
Бабурина, Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — Л., 1988. — Стр. 8
34
17
Самым началом активного развития художественной афиши можно
назвать Международную выставку художественных афиш в Петербурге 1897
года. Это было первое мероприятие подобного характера. Русских афиш там
было представлено всего 28, и особо выдающихся среди них не было. Это
были «первые русские плакатисты - художники, чью роль никак нельзя
назвать прогрессивной»37, — пишет Н. И. Бабурина.
Познакомившись посредством выставки с работами западных коллег,
русские художники стали активнее развивать это направление, чему немало
способствовало
объединение
«Мир
искусства»,
давшее
художников,
экспериментировавших в жанре афише. Несмотря на эпизодический характер
данной деятельности, они существенно обогатили этот вид прикладной
графики. Более подробно о работах, развитии художественных приемов,
заимствовании и поисках новых форм в русской художественной афише
конца XIX - начала XX веков описывается в следующей главе.
В данной главе осуществлен обзор исторического развития афиши,
как явления в целом и как более узкого направления — художественной
афиши, основное развитие которой приходится на вторую половину XIX начало XX века. Рассмотрение афиши в России для соотношения процессов
связывается с общеевропейскими тенденциями, чтобы показать параллель
между историей афиши на Западе и в России. Афиша для России — явление
по большей части заимствованное. Из обзора истории можно сделать вывод,
что Россия, как и ее театр получила афишу из западной культуры.
Рисованные
же
художественные
афиши
возникли
не
как
чистое
заимствование. Французское искусство оказало бесспорное влияние на
афишу во всем мире, а не только в России, но это не означает, что русские
художники занимались исключительно слепым копированием достижений
37
Бабурина, Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — Л.: 1988 г. — Стр. 15
18
западных коллег. В России традиционно сильна визуальная культура. И до
афиши в нашей стране были развиты такие виды графики как станковая,
книжная. Особым искусством можно назвать изготовление городских
вывесок. Кроме этого, для развития афиши большое влияние имел
традиционный лубок, а так же такая часть русской культуры, как устное
народное творчество в виде сказок, фольклор отразившиеся в стилистике
историзма художественной афиши.
Можно сделать следующий вывод, что, изначально отстающее
искусство афиши в России компенсировалось подъемом всех сфер искусства
в конце XIX века, и графики — не в последнюю очередь. Первое десятилетие
XX века показало, что в России возможно создание не просто афиши
утилитарного
характера,
но
настоящего
высокохудожественного
произведения искусства.
19
Глава II
Влияние стилей в искусстве конца XIX - начала XX века
на художественную афишу в России
Данная глава посвящена изучению изобразительного материала —
образцов художественных театральных афиш России на рубеже XIX - XX вв.
Подобного материала сохранилось не много. Текстовая афиша в театре
использовалась чаще. Среди афиш Петербурга и Москвы, а так же афиш,
используемых для гастролей российских трупп за рубежом, можно выделить
по-настоящему выразительные работы.
Если
же
говорить
о
провинции,
то
в
силу
технической
ограниченности, бедности провинциальных театров и культурно и численно
отстающей от столиц зрительской аудитории художественные афиши, как
правило, не изготавливались. И. Петровская в своей работе «Театр и зритель
провинциальной России» говорит, что: «крахи провинциальных антреприз
были обыденным явлением»38. Кроме этого, в народе был низкий процент
грамотности, шла демократизация театров.39 В связи с этим, аристократия все
меньше обращалась к театру, купечество брало с нее пример, чтобы не
отставать.40 Эти факторы повлияли на отказ в большинстве случаев от
художественно оформленных афиш.
В данной работе рассматриваются столичные афиши и выполненные
русскими художниками для гастролей русских трупп за рубежом.
Внутри этого небольшого количества материала, однако, возможна
работа по разделению афиш на группы, объединенные определенными
38
Петровская, И. Театр и зритель провинциальной России. — Л.: 1979 г. — Стр. 139.
Там же. Стр. 143.
40
Там же. Стр. 145.
39
20
стилистическими особенностями. Это позволит изучить влияние мировых
тенденций на афишу указанного в заглавии периода.
На рубеже XIX - XX вв превалирующей стилистикой во всем, включая
прикладную графику, был модерн. Этот стиль во многом поспособствовал
развитию искусства художественного плаката, неизбежно коснувшись и
афиши в том числе.
Другим, не менее важным и имеющим большое значение в поиске
изобразительных средств стилем для плакатной графики можно назвать
историзм, в котором выделяются несколько направлений: лубочная традиция,
использование мифологии и фольклора. В эту же группу включены афиши
для
Императорских
театров
как
выражение
официальной
стороны
применения историзма в афише.
Последним в ряду стилей выделяется зарождающаяся авангардная
традиция. Это граница рассматриваемого в данной работе временного
периода — 1913-1914 гг. После него в стране, обществе и искусстве начались
глобальные перемены. Столь не похожий на другие стили футуризм получит
свое развитие именно после пограничного момента, поэтому целесообразно
им завершить изучение изобразительного материала и работу в целом.
Для
обеспечения
целостности
картины
развития
и
наиболее
полноценного просмотра многообразия стилевых особенностей изучение
построено от консервативного — к новому и нестандартному. Поэтому
историзм становится наиболее удобным для начала обзора стилем.
21
Художественная афиша в стиле историзм
Афиши к театральным постановкам конца XIX - начала XX века
получают разную жанровую и стилистическую обработку. Как указывается в
альбоме «Русский зрелищный плакат»: «Традиции лубка используются при
сюжетах по литературным произведениям как одним из источников русского
стиля»41.
В данном случае можно разделить внутри историзма две ветви:
официальное и более свободное оформления. И в том, и в другом
использовались неорусский стиль, лубок, русский фольклор. В зависимости
от театров, это принимало разные формы. Императорские театры, к которым
относились Александринский драматический театр, Мариинский театр оперы
и балеты, Михайловский театр, Эрмитажный театр42, Императорский
большой театр в Москве —
использовали для своих афиш достаточно
строгие и лаконичные формы исполнения. Афиши для данных театров можно
назвать официальными по своему оформлению.
Афиша В. Ильина для Мариинского театра в честь пятидесятилетия
постановки оперы М. И. Глинки «Жизнь за Царя» 1892 года (Илл. 1) является
отличным примером вышеописанного оформления. Строгая симметричность,
бледная цветовая гамма, небольшое количество оттенков, членение афиши на
четкие зоны — все это характерно для официального оформления. Афиша не
должна была быть кричащей, ее вид должен был источать величие. Помимо
этого, используется неорусская стилистика — практически половина афиши
занята изображением жизни старой Москвы: стены Кремля, собор Василия
Блаженного, площадь с собравшимися на ней боярами. Как пишет Дж. Боулт:
41
Русский зрелищный плакат. Альбом; под. ред. А. Снопкова. — М.: 2001 г. — Стр. 6.
Петровская, И., Сомина В. Театральный Петербург начала XVIII - Октябрь 1917 г. Обозрениепутеводитель. — СПб.: 1994 г. — Стр. 167.
42
22
«Весь XIX век — увлечение «рускосстью», что активно вылилось в конце
века»43. Расположение по центру архитектурного элемента в виде части
отстроенного из кирпича терема с окном, в котором изображается памятник,
увенчивается бюстом в венке - портретом М. И. Глинки. Все подчинено
центральной линии. Текст разбивается на две колонки, объединенные
описанным выше архитектурным элементом.
Еще две афиши имеют сходный по оформлению характер: афиша к
юбилею оперы «Жизнь за царя» 1892 г. (Илл. 2), но уже в Большом
Императорском Московском театре, и афиша спектакля Малого театра в
память Н. В. Гоголя 1902 г. (Илл. 3). Явно прослеживается влияние лубочной
традиции, характерное для историзма — покадровое деление изображения.
Характер изображений так же носит национальный колорит, русскую
тематику. Вместе с тем добавлены такие графические элементы как вензеля,
рамки для портретов М. И. Глинки и Н. В. Гоголя. На афише юбилея оперы
«Жизнь за Царя» (Илл. 2) более заметно присутствие барочных традиций —
характерная орнаментика и присутствие ангела, держащего свиток с именем
композитора. Колорит обеих афиш сдержан: первая выполнена в серокоричневых тонах, сепии, вторая — черно-белая. Однако, даже не имея
цветового оформления, афиши очень выразительны за счет работы с
шрифтовой составляющей и изобразительного материала.
Афиша А. Васнецова к опере в Большом Императорском театре
Москвы «Царь-плотник» (Илл. 4), поставленная С. И. Зиминым, имеет
небольшую изобразительную составляющую, но даже по ней — шапка
афиши с изображением «местности театральной площади XVII века» — и по
43
Боулт, Дж. Э. Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Собрание Никиты и Нины ЛобановыхРостовских. — М.: 1990 г. — Стр. 14.
23
орнаменту в левой части афиши можно отнести ее так же к историзму, а
именно — неорусскому стилю.
Помимо любви к «русскости» и выражению национального характера
оформление афиш Императорских театров, в частности — Эрмитажного
театра, могло носить явный характер барочного оформления и использовать
классицистические элементы. Примерами могут послужить две афиши:
афиша небольшого формата к опере «Эликсир любви» на французском языке
(Илл. 5) и эскиз афиши К. Сомова к комедии «Горе от ума», поставленной в
Эрмитажном театре в 1902 году (Илл. 6).
Первую афишу (Илл. 5) сложно идентифицировать в отношении
театра, к которому она принадлежит. Судя по оформлению, качеству бумаги
и плотности печати возможно предположить, что она выполнена для
придворного театра. Ее размеры отличаются от привычных афиш. Возникло
мнение, что подобные афиши (в фонде графики Санкт-Петербургского
Государственного музея театрального и музыкального искусства найдено
еще несколько схожих афишек по размеру и оформлению), были
«внутренними» «афишками», т. е. вывешивались непосредственно в
помещении театра. В руки они не передавались, но и в силу своей небольшой
величины не могли служить полноценной афишей. Оформление же данной
афиши не имеет ничего общего с русской традицией: изображены
влюбленные во французских костюмах, два небольших пейзажа, амур,
держащий сосуд с «эликсиром»; все это обрамлено богато украшенным
вензелем. В целом композиция выдержана в стилистике барокко.
Эскиз К. Сомова (Илл. 6) наиболее полно показывает используемое
Эрмитажным
театром
оформление.
Будучи
одним
из
постоянных
художников-оформителей в этом месте, К. Сомов создал определенный
визуальный образ, опирающийся на все то же барокко, героическую военную
24
символику и богатую орнаментику. Его колорит всегда спокоен, выдержан в
небольшом количестве тонов (в данном случае это серо-голубой тон с
вкраплением желтого и золотого), композиции закончены и лаконичны.
Историзм применительно к афишам можно разделить на два ветви.
Одна из них, рассмотренная выше, дает официальное оформление афиш.
Кроме этого существует более свободное оформление. По замечанию Н. И.
Бабуриной, плакат для широких масс выражает свою связь с народом, прежде
всего с произведением народного творчества — лубком. Это касается как
рекламы каких-либо товаров, так и развлекательной культуры. В театре
лубок использовался меньше, чем в различных зрелищах, увеселениях и
цирке. Влияние лубка на театральную художественную афишу более
аристократического характера как правило ограничивается тем, что придает
ей многокадровости. Далее следует переработка традиции художником, что в
конечно итоге дает неорусский стиль, который в официальном оформлении
получает пафос патриотизма, выражение народности. Лубочная традиция в
театральных и других зрелищах для народа выглядит более раскрепощенной.
Это яркое цветовое оформление, связь с мифологией и фольклором.
«Народные гуляния и цирк тесно смыкаются с народной картинкой».44
Характерными афишами в стиле историзма, в тесной связи с лубком
являются афиши к зрелищам в Зоологическом и Михайловском садах. Как
пишет Н. И. Бабурина: «Эта реклама в полном смысле слова художественная
афиша, настолько значительное место отведено тексту».45 К примеру, афиша
представлений «Жар-птица» в Зоологическом саду 1902 года (Илл. 7) более
чем наполовину занята текстом. Но даже небольшая часть афиши, отведенная
под иллюстрацию, очень выразительна: многокрасочная композиция,
44
45
Бабурина, Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — М.: 1988 г. — Стр. 99.
Там же. Стр. 100.
25
состоящая
из отдельных кадров повествования и удачно вписанная в
отведенное ей в верхней части афиши место.
Еще одна афиша, выполненная в лубочной традиции, представляет
собой небольшое объявление на тонкой бумаге с низким качеством печати
(что может говорить о бедности театра), изображающей всего две небольшие
сценки в качестве иллюстрации (Илл. 8). Относительно всей афиши они
скорее
небольшой
дополняющий
изобразительный
элемент,
чем
иллюстративный материал. Однако, в них прослеживается явное влияние
народных
картинок.
Афиша
принадлежит
театру
Литературно-
художественного общества и информирует о постановке «Потешные
действия XVII века».
Последнее рассматриваемое изображение в неорусском стиле —
афиша
В.
А.
Симова
для
Художественно-Общедоступного
театра,
выполненная к спектаклю по произведению А. Толстого «Смерть Иоанна
грозного» (Илл. 9). Эта пьеса явилась началом сценической деятельности для
труппы Немировича-Данченко и Станиславского. К тому времени на данное
произведение
совсем
недавно
был
снят
запрет.
Немного
ранее
Александринский театр пытался поставить эту пьесу, но премьеры так и не
случилось.46 В данном случае, оформление носит явный исторический
характер — выполнена стилизация под заглавие страниц древних русских
книг. «Русское» оформление — ведущая тема, выраженная в этой афише.
46
Зносско-Боровский, Е. А. Русский театр начала XX века. — М.: 2014 г. — Стр. 112.
26
Проявление стиля модерн в художественной афише
В отличие от историзма стилистика модерна носит более тонкий,
искусный характер. Афиши, оформление которых было исполнено в рамках
данного стиля, направлены, как правило, на аристократическую аудиторию47:
людей образованных, со вкусом и высоким уровнем достатка. Н. И. Бабурина
указывает на то, что модерн был движущей силой для развития искусства
плаката.48 Благодаря модерну, оно обогатилось различными образами, давало
художником простор для выражения творческой мысли.
«Стиль модерн,
являясь, прежде всего, дизайнерским стилем, как нельзя лучше подходил
для использования его в рекламной графике. Стремление модерна украсить
повседневную жизнь, сделать обыкновенную бытовую вещь «эстетичной»
выводит афишу на уровень большого
разнообразил
каналов,
«знаковый
сделав
арсенал
плоскостность
искусства».49
изобразительных
и
прорисовку
Также
модерн
информационных
контуров
главными
выразительными средствами, которые с тех пор стали для плаката
важнейшими критериями художественного качества и функциональной
эффективности»50.
Главная
миссия
плаката
и
афиши
—
передать
информацию в народ. При этом они могут пользоваться различными
изобразительными средствами. Модерн апеллировал к вышестоящим на
социальной
лестнице,
поэтому
его
язык
был
более
образным,
художественным и символическим. «В графике модерна уже была заложена
та игра с восприятием зрителя, которая основана на различной фокусировке
47
Бабурина, Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — М.: 1988 г. — Стр.
109.
48
Там же. Стр. 10.
49
Лапина, К. В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов ХХ
века: дис. к. и. н. — Москва, 2008 г. — Стр. 135.
50
Вашик, К. Реальность утопии. — М.: 2004 г. — Стр. 28.
27
при разглядывании объекта и окружающего его пространства».51 К базовым
художественным принципам этого стиля можно отнести цветовые пятна с
отсутствием
тональных
переходов,
тонкий
очерченный
контур,
подчиняющий форму своему движению, увлечение флоральными мотивами,
обращение к культуре Востока, в особенности — японской гравюре.
Выражение симпатии Японии было свойственно самому времени в целом и
стилистике модерна в частности.
Примером увлечения японской культурой можно считать афишу,
созданную Н. В. Денисовым в 1897 году для оперетты С. Джонса «Гейша
(История одного чайного дома)» в театре Шелапутина (постановка —
Блюменталь-Тамарина) (Илл. 10). Здесь японской традиции соответствует
как сама тематика оперетты, так и оформление афиши. На ней — удачная
стилизация под японскую живопись. Кроме того, афиша обрамлена
бамбуковой тростью, с которой будто свисают свитки с изображением и
названием оперетты. Написание названия так же стилизованно под японскую
каллиграфию — слова расположены вертикально, читаются сверху вниз,
буквы с характерными «хвостиками» как при использовании кисти. Данная
афиша стала одной из первых соединенивших литографический рисунок и
шрифт в соответствии с европейской традицией.52
Кроме
японской
тематики
существовала
тенденция
поиска
художественных образов в культурах стран Востока в целом. Легкость
парящих тканей, их многослойность, сочная палитра красок притягивали к
себе художников. Немало поспособствовал распространению этого веяния Л.
Бакст. Будучи художником объединения «Мир искусства» и художникомоформителем в дягилевской антрепризе, Л. Бакст своим творчеством привнес
51
52
Там же. Стр. 29.
Русский зрелищный плакат. Альбом; под. ред. А. Снопкова. — М.: 2001. — Стр. 5.
28
новую образность в модерн, которой стали подражать не только его
соотечественники. Выражением подобной красочной работы является афиша
к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году (Илл. 11). Всю центральную,
осевую часть афиши занимает танцовщица в богатом, сказочном костюме,
явно навеянном культурами стран Востока: колорит мягкий, теплый, с
преобладанием золота, ткани создают ощущение легкости, имеются перья,
богатый головной убор и украшения на руках, инкрустация костюма
камнями. Этот сияющий образ есть ни что иное как переработка для афиши
эскиза Л. Бакста к костюму Т. Карсавиной в балете «Жар-Птица». Тексту
уделяется минимум места в нижних углах афиши, его написание стилизовано
под древнерусский шрифт — выражение принадлежности к богатой русской
культуре, потому как «русские сезоны» не просто гастроли русских трупп в
Европе, их цель — популяризация русского искусства.
Следующая афиша — один из тех примеров, где текст лаконичен и не
превалирует над изображением. Это афиша С. И. Панова к трагедии У.
Шекспира «Макбет», поставленной в Новом Василеостровском театре СанктПетербурга в 1910-е годы (точный год не установлен) (Илл. 12). В данном
случае афиша представляет собой образ, символику, относящую зрителя к
смыслу постановки. «Автор стремится передать не фабулу, а идею
произведения.»53 Н. И. Бабурина говорит о том, что композиция данной
афиши своим делением на иллюстративную и текстовую части, а так же
автономия
этих
частей,
смысловое
и
композиционное
равноправие
направлены на передачу эмоции. Сдержанность цветового решения и сам
образ на афише — попытка донести до зрителя эмоциональный строй
трагедии. Однако данная символика и композиция будут понятны не всем, в
них много символического, отсылок, которые обычному рабочему человеку
53
Бабурина, Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — М.: 1988. — Стр. 92.
29
уловить было нелегко в силу своей неграмотности, что еще раз обращает
свое внимание на то, что стилистика модерна была элитарной.
Художественная афиша помимо информирования о постановке могла
представлять театр в целом, как в случае афиши для Театра Миниатюр.
Афиша 1911, авторство принадлежит И. С. Школьнику (Илл. 13).
Композиция носит символический характер — женская танцующая фигура с
бубном — просто образ танцовщица, но передача «зрелища» в целом. Это
сочетание Танца и Музыки. Модерн часто оперировал символическими,
устоявшимися образами. При изображении театра — маски, для обозначения
балов — музыкальные инструменты, для маскарада — маски, образы
Арлекина и Коломбины и т. д. Так и в данном случае это собирательный
образ. Линия тела полна движения, выражения динамики. Бубен в руках отсылка к музыкальному искусству. Маска по центру в нижней части афиши
является центральным указанием на искусство сцены. Колорит афиши
выбран очень активный: контраст красного и зеленого цветов. Так афиша
становится живой, призывающей, активной.
Продолжением использования подобной сценической стилистики
можно найти в гастрольной афише театра-кабаре «Летучая мышь» во
Франции в 1910-е годы (Илл. 14) и в афише Н. В. Ремизова для театра «Дома
интермедий» (Илл. 15). Обе афиши тяготеют к эстетике итальянской
«commedia dell'arte», что проявляется в изображении героя этой комедии. В
обоих случаях узнаваемым остается образ Арлекина. Он придает афишам
броскости, веселости и красочности. Первая афиша была создана С.
Судейкиным для театра-кабаре «Летучая мышь» во время гастролей в
Париже в 1910-е годы (точный год не установлен). Афиша одна из самых
заметных в ряде русской художественной афиши по своей выразительности.
Как пишет редактор альбома «Русский зрелищный плакат» А. Снопков, С.
30
Судейкину
удалось
театрального
в
действия
ней
с
«объединить
лаконичной
декоративную
красочность
выразительностью
плаката»54.
Композиция обрамлена пурпурными кулисами. В нижней части из-за кулисы
выглядывает Арлекин — его фигура как отсылка к балаганному увеселению.
Фон за кулисами представляет композицию из двух кругов: нижний круг —
олицетворение Парижа и его темных туманных ночей, верхний — Москва с
возвышающимися куполами и звездным небом. Объединяющим элементом
для них является летучая мышь, находящаяся по центру композиции. Смысл
достаточно прост — это сообщение между Москвой и Парижем с помощью
зрелищ данного театра-кабаре.
Выразительной и лаконичной в исполнении можно назвать другую
афишу с отсылкой на итальянскую комедию XV века — афишу неизвестного
автора для театра «Дом интермедий» 1910 года (Илл. 15). Как и в случае
двумя
предыдущими работами,
изобразительная
часть не выражает
определенной постановки. Персонаж в маске скорее является символом
сценического действа в целом. Он загадочен и тем интересен. Его взгляд и
поза выражают желание заинтересовать и привлечь. Губы растянуты в
улыбке, но выражение лица нельзя назвать добродушным, оно скорее хранит
в себе некую интригу. Эта игра с образом выполнена для привлечения
зрителя, обращения его внимания на характер деятельности театра. Афиша
композиционно делится пополам: изобразительная и текстовая части.
Красная фигура комедианта небрежно лежит на верхней строке текстовой
части афиши, что придает образу шутливости и некоторой фривольности.
Еще одним нововведением данного периода времени можно назвать
персонализацию плаката. Если в историзме портрет относился к автору
произведения
54
и
выглядел
просто
исторической
отсылкой
(как
в
Русский зрелищный плакат. Альбом; под. ред. А. Снопкова. — М.: 2001 г. — Стр. 7.
31
рассмотренной выше афише к юбилею оперы «Жизнь за Царя» (Илл. 1, 2)
или к спектаклям в память о Н. В. Гоголе (Илл. 3), то в новом видении
использования портрета в афише он выступает уже как центральный,
самостоятельный элемент, занимающий почти все пространство афиши и
являющейся не столько рекламой театра или постановки, сколько рекламой
самого артиста в определенной роли. Залогом успеха постановки становится
актер, играющий главную роль: его успех у публики у публики обеспечивает
повышение кассового сбора театра или труппы за постановку. Лучшими
примерами в этом отношении стоит назвать следующие две афиши: одна из
них - неизвестного художника, выполненная для гастролей Ф. Шаляпина во
Франции в 1909 году с «Русскими сезонами» (Илл. 16), другая — одна из
самых знаменитых художественных театральных афиш — работа В. Серова к
балету «Сильфиды» (Илл. 17) так же в рамках «Русских сезонов» в Париже.
Обе афиши выполнены в один и тот же сезон — май-июнь 1909 года, но
афиша В. Серова признается исследователями отправным пунктом в русском
искусстве на пути создания персонификаций в афише.
Ф. Шаляпин предстает в образе Ивана Грозного, роль которого он
исполнял в опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Ей и посвящена
афиша (Илл. 16). Выразительный портрет актера передает не только
особенности его внешности — нос, суровый взгляд, величие, но и образ его
роли — царя-громовержца. Афиша выполнена в темно-сером тоне с
использованием голубого, что придает больший оттенок трагичности и
отсылает зрителя к эмоциональному фону постановки.
Афишу В. Серова (Илл. 17) по праву признают величайшим образцом
художественной афиши. Н. И. Бабурина называет эту работу «одним из
32
самых
прекрасных
театральных
плакатов»55.
Общественность
и
художественные критики высказывались, что автору удалось с точностью
передать движение и грацию А. Павловой, не говоря уже об удивительном
портретном сходстве. Ее знаменитая арабеска становится здесь визитной
карточкой балерины и балета с ее участием. Художнику удалось передать
невероятно органично летящий образ великой русской балерины. Французы
были
покорены
русскими
балетами,
поэтому
афиша
с
подобным
изображением стала превосходным рекламным ходом для гастроли мая-июня
1909 года. Отдельно стоит сказать о тонкости линий: контур тела В. Серов
передает отчетливо, движение словно впечатывается в пространство. Костюм
изображен светлым мягким штрихом, что создает впечатление легкости,
воздушности балетной пачки и образа А. Павловой. Колорит — автор
изобразил балерину на серо-голубой бумаге пастелью белых и желтых тонов,
— является продолжением выражения изящества и неземного движения А.
Павловой, перекликаясь вместе с тем с образом Сильфиды в одноименном
балете.
Работу В. Серова (Илл. 17) можно назвать вершиной развития
художественной афиши модерна. Она стала образцом лаконичности и
изящества для последующих поколений художников, как в России, так и за
рубежом. Однако не для всех она могла служить предметом восхищения.
Уже в начале 1910-х годов наравне с модерном начинает выступать
футуризм, который в будущем перерастет в конструктивизм и авангард.
Футуризм стал предвестником нового времени, что не могли не отразить
театр и его афиша.
55
Бабурина, Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — М.: 1988 г. — Стр. 86.
33
Влияние стилистики футуризма на художественную афишу
Последним стилем в данной работе, предвосхищающим переход к
новому времени, является футуризм. Во временных рамках России
дореволюционного времени художественных афиш в этой стилистике было
создано совсем немного. Среди них такие работы, как афиша для «Камерного
театра» А. А. Экстер (Илл. 18) и афиша О. В. Розановой для постановки
Общества художников «Союз Молодежи» (Илл. 19). Характерно то, что
авторами обеих работ являются женщины. Начало XX века — период
активной эмансипации. Ранее в истории искусства встречались женщиныхудожники, но в XX веке их количество значительно увеличилось. Стоит
отметить, что оба автора сумели широко реализовать себя в рамках того
направления, в котором разворачивалась их творческая деятельность.
Работа О. В. Розановой представляет собой афишу «Первых в мире
постановок футуристов театра общества художников «Союз молодежи» в
1913 году в Луна-парке (Илл. 19). Она была предназначена для двух
кубофутуристических спектаклей в театре Луна-парк. Среди представлений:
постановка В. Маяковского «Трагедия» и опера «Победа над солнцем»,
выполненная
в
соавторстве
Крученых-Матюшина-Малевича.
Громкое
событие требовало особо яркой и привлекающей к себе афиши. Учитывая
характер постановки, работа должна была быть чем-то новым, отличным от
всего окружающего, отрицающим старые устои. О. В. Розанова создала
афишу с учетом данных требований. Ее работа стала экспрессивной по своей
форме и цвету графикой. В центре броских крупных мазков различимы слова
«футур» и «театр». Цветовая гамма перекликается с оформлением
постановок. Манера исполнения — небрежная, но несущая в себе огромную
34
силу. Каждый мазок монолитно лег на бумагу как утверждение, манифест,
без возможных возражений с чьей-либо стороны, что было свойственно
футуристам.
Другая работа более театральна. Н. И. Бабурина выделяет под нее
отдельную тенденцию в художественной афише России: «основа — не
содержание, фабула, идея, а декоративно-художественное решение»56.
Афиша для «Камерного театра» (Илл. 19) выполнена художницей к
постановке «Фамира Кифаред» 1916 года в манере кубофутуристической
живописи. Это не реклама театра, не реклама актера, это передача самой
постановки, ее визуальных элементов. В героях, изображенных на афише,
выражена эмоциональная напряженность трагедии. Угловатые линии,
резкость движения, а так же цветовая гамма из сочетания черного, красного и
синего передают ощущение высокой степени драматизма. Шрифтовое
оформление в соответствии с постановкой выполнено в стилизации под
греческое письмо. Текст выделен белым шрифтом на черном фоне, что
вызывает повышенную концентрацию внимания.
Как было сказано выше, футуризм задал тон развития XX веку.
Особенно
это
сказалось
в
плакатной
графике.
Развившийся
в
послереволюционные годы конструктивизм воплотился в графике настолько
органично, что сам плакат долгое время ассоциировался с чем-то линейным,
броским и безапелляционным, чему в немалой степени способствовал
политический режим.
Однако, без влияния модерна с его образностью и широтой
изобразительных возможностей, историзма с его красочностью, почерпнутой
в народной картинке, и покадровости, создающей массу вариантов для
56
Бабурина, Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. — М.: 1988 г. — Стр. 93.
35
композиционных решений, — афиша, да и плакатное искусство в целом, не
получили бы такого развития.
Профессии плакатиста в нашей стране вплоть до начала революции не
существовало.57 В отличие от Европы, обращения художников к искусству
плаката и афиши носили периодический характер. Но даже такая
периодичность, как в случае с Сомовым, Бакстом, Серовым и другими,
обогащала
эстетические
традицию
идеалы
плаката.
своего
«Плакат
времени».58
выразил
Этим
господствующие
можно
объяснить
стремительность смены стилей в данном виде прикладной графики. Рубеж
XIX-XX века — время радикальных перемен, смена установок, изменение
социума и мира в целом. Общество все более становилось потребительским,
и это отражало быстрое развитие рекламы. Театр, как место выражения
общественной мысли, в начале XX века в России был чрезвычайно
популярен. Открывалось огромное количество частных театров, что
порождало конкурентную борьбу. В ней первым средством стала афиша.
Помимо этого развитию способствовало улучшение технической
оснащенности. Глобализм, активно развивающийся в начале XX века, сделал
возможным обмен рекламными концепциями, композиционными решениями
и образными идеями практически по всему миру. Реклама стала одним из
способов познания мира. Афиша, как часть рекламы, так же раскрывала мир
— мир искусства. Это синтез графики, живописи и театра.
Стилевое многообразие конца XIX — начала XX века дало большое
количество совершенно не похожих друг на друга театральных афиш.
Каждый художник, каждый театр, каждый спектакль — уникальны.
Богатство стилистических приемов позволяло синтезировать неограниченное
57
58
Вашик, К. Реальность утопии. — М.: 2004 г. — Стр. 36.
Русский зрелищный плакат. Альбом; под. ред. А. Снопкова. — М.: 2001 г. — Стр. 5.
36
количество идей. Можно сделать вывод, что рубеж XIX-XX вв. определил
развитие плакатной графики в XX веке. И, не смотря на небольшое
количество оставшегося художественного материала, этот период времени
оказал колоссальное влияние на художественную афишу. Она прошла путь
от зарождения до выделения в самостоятельный вид графики. В данном
случае важным является не количество материала, а его художественная
ценность, новаторство для своего времени и заданная им тенденция роста в
сфере прикладной графики.
37
Заключение
История развития мировой художественной афиши насчитывает чуть
более ста лет. В России это искусство отставало, но даже с учетом отставания
можно сказать, что это — явление вековое. Художественная афиша являет
особый предмет театральной сферы. Неся в себе информацию о театре, пьесе
или исполнителе она вместе с тем выражает определенный образ,
настроение, помогая разрешать те вопросы, которые ставит театр на сцене.
Даже в силу небольшого количества материала, нельзя сказать, что в
России данный вид прикладной графики представлен слабо. Здесь, как уже
говорилось ранее, играет роль не количество, а качество. Данный вид афиши
был менее распространен, чем афиша шрифтовая. В сравнении с Западом,
российские театры и труппы печатали художественных афиш значительно
меньше. Однако, даже такое небольшое количество смогло оказать влияние
на развитие печатной рекламы XX века в мире.
Будучи, как и театр, явлением заимствованным, художественная
афиша тем не менее не стала предметом копирования с образцов других
стран, в России она сложилась по-своему, с учетом национальной культуры.
Благодаря небывалому подъему русского искусства во всех сферах на рубеже
XIX-XX веков, театральная художественная афиша в России стала так же
предметом высокохудожественным.
Афиша является одним из выражений своего времени. Она
рассказывает о вкусах, зрительской аудитории, эволюции театра и
театрально-декорационного искусства. В ней можно проследить тенденции в
искусстве, господствовавшие в конце XIX — начале XX века.
Увлечение «русскостью», образами народности и пристальное
внимание к истории России, фольклору дало возможность появлению
38
историзма в России, что так же вписывалось в мировые тенденции времени.
Историзм широко раскрыл себя с точки зрения оформления всяческих
художественных афиш и плакатов.
Немаловажную роль в формировании внешнего облика афиши сыграл
модерн, который так же охватывал весь мир на рубеже XIX-XX вв. Модерн в
России приобрел национальную окраску, именно поэтому невозможно
перепутать с чем-либо работы Л. Бакста, К. Сомова, С. Судейкина или В.
Серова. Более того, их работы оказывали влияние на западных мастеров
художественной афиши и рекламы.
Позже, когда пришел футуризм, конструктивизм, а за ними и
авангард, русские плакат и афиша окончательно приобрели свой абсолютно
непохожий ни на что колорит, символ. Но могло ли это быть возможно без
предыдущих этапов развития? На основании выполненного изучения
материала можно сделать вывод, что нет. Не смотря на такое очевидное
отличие историзма модерна от футуризма, ясно прослеживается то, что
искусство художественной афиши развивалось поступательно. Осваивались
приемы передачи эмоции, тона спектакля, разрабатывались образы,
представляющие театр или зрелище в целом, возникла персонификация
определенного
исполнителя.
Все
это
расширяло
художественные
возможности, давало понимание того, как должна строиться афиша для
верной передачи образа и идея постановки. Так же это позволяло найти
наиболее удачное решение информирования, позволяющее заинтересовать и
привлечь зрителя. В XX веке искусство художественных плаката и афиши
будет развиваться еще дальше, находя все новые решения стоящих перед
ними задач. Это тема так же интересна и важна для изучения, однако в цели
данной работы рассмотрение афиши и плаката XX века не входило.
В конечно итоге, можно сделать два наиболее важных вывода.
39
Первый вывод заключается в том, что впитав в себя все наиболее
важные художественные открытия Запада в области оформления такой
печатной продукции как афиша, русская художественная афиша облекла это
в свою собственную форму, с учетом национального колорита, особого
мироощущения. Афиша должна что-то нести народу, поэтому ей необходимо
быть близкой и понятной по своему настроению и содержанию.
Вывод второй можно сформулировать таким образом: возникнув как
привнесенное явление, в конечном итоге искусство художественной афиши в
России достигло такого высокого уровня, что вместо заимствования стало
образцом для подражания. В России художественная афиша начала XX века
задала жизнеутверждающий тон развития этому искусству в дальнейшем, что
вылилось в традицию всемирно известной советской плакатистики.
40
Библиографический список
Печатные издания
1. Акимов Н. П. Театральное наследие. Т. 1-2. — М.: 1978 г.
2. Боулт Дж. Э. Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Собрания
Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. — М.: 1990 г.
3. Бабурина Н. И. Дореволюционный русский плакат // Творчество —
1975 г. — № 10 (226)
4. Бабурина Н. И. Русский и советский плакат. 1900 – 1930 // Москва–
Париж. Каталог выставки: в 2т. Т. 1. — М.: 1981 г.
5. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX
века. — Л.: 1988 г.
6. Боровский А. Д. Русский театральный плакат 1870 - 1970 гг.
Становление,
основные
тенденции,
современная
проблематика.
Автореф. дис. М., 1987 г.
7. Вашик К., Бабурина Н. И. Реальность утопии. Искусство русского
плаката XX века. — М.: 2004 г.
8. Веселящийся
Петербург.
/
текст
-
Ю.
Демиденко
—
СПб.:
Государственный русский музей, 1994 г.
9. Глинтерник Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. —
СПб. : Аврора, 2007 г.
10.Государственный
центральный
Театральный
музей
им.
А.
А.
Бахрушина. Альбом. — М.: 1971 г.
11.Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного
искусства XVIII - начала XX. — М.: 1974 г.
12.Давыдова М. В. Художники в театре начала XX века. — М.: 1999 г.
41
13.Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе
отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. — СПб.:
2007 г.
14.Земенков Б. Театральная реклама. Афиша и плакат. // Зрелища. — 1925
г. - No44
15.Зносско-Боровский, Е. А. Русский театр начала XX века. — М.: 2014 г
16.Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения
театральной книги в России XIX - начала XX в. — СПб.: 1999 г.
17.Лапина, К. В. Театральная афиша в России: опыт истории от
возникновения до 20-х годов ХХ века: дис. к. и. н. — Москва, 2008 г.
18.Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 1. — М.: издательство
Коммунистической
академии,
Советская
энциклопедия,
Художественная литература, 1929—1939 гг.
19.Мариинский театр, 1783 - 2003. — СПб.: Арт-Деко, 2003 г.
20.Международная выставка художественных афиш. Каталог. — СПб.:
1897 г.
21.Музей театрального и музыкального искусства 1908-2008. Хроника
столетия. — СПб.: 2008 г.
22.Муравьева И. А. Век модерна: панорама столичной жизни /
И.А.Муравьева. — СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2001 г.
23.Небесная Т. С. Театральная афиша дореволюционной провинции
России конца XIX – начала XX века. // Вестник истории, литературы,
искусства / ред. Г.М. Бонгард-Левин; Отд-ие ист.-филол. наук РАН . —
Т. IV. — М., 2007 г. — С. 472-475
24.Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца
XIX – начала XX века / М.Г. Неклюдова. — М.: Искусство, 1991 г.
42
25.Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и
зрелища. Конец XVIII – начало XX. — Л.: 1984 г.
26.Петровская, И. Театр и зритель провинциальной России. — Л.: 1979.
27.Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII века –
октябрь 1917 года. – СПб.: 1994 г.
28.Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство. Конца
XIX – начала XX века. – М.: 1970 г.
29.Поляков В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. — М.:
2002 г.
30.Рапопорт, Е .А. Афиша как документ своей эпохи. История
возникновения. Хранение типографских афиш // Пушкин и сцена. М.:
РГБИ, 2000 г.
31.Русский зрелищный плакат. Альбом; под. ред. А. Снопкова. — М.: 2001
г.
32.Сарабьянов Д. В. Модерн. — М.: 2001 г.
33.Серебряный век. Русский модерн / текст — Е.А. Борисова, Г.Ю.
Стернин. — М.: Изд-во Галарт, 1998 г.
34.Советская историческая энциклопедия. - М. Советская энциклопедия.
Под ред. Е.М. Жукова. 1973-1982 гг.
35.Степанов В. В. Память зрителя… На вернисаж или в архив? // Отец
мой, театральный художник… — СПб.: 2005 г.
36.Сурмило В. Самые первые афиши. // Театральная жизнь — 1987 г. —
№8
37. Три столетия французского плаката. Альбом. / Вст. статья - Л. Жокс М.: Изд-во Советский художник, 1977 г.
38.Уварова Е. Д. Как развлекались в российских столицах. — СПб.: 2004
г.
43
39.Французская
афиша.
Из
собрания
Государственного
музея
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / авт. сост. И.А.
Никифорова. — М.: Сканрус, 2011 г.
40.Художники Русского театра. 1880-1930 гг. Каталог-резоне: Собрание
Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. — М.: 1994 г.
41.Шмелева М. Бульварная жизнь в музее. // Литературная газета — 2006
г. — № 33 (6082)
Электронные ресурсы
1. Афиша. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона //
Академик:
Словари
и
энциклопедии
на
Академике.
URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/7679/Афиша
2. Мягкова, Г. К истории театра // Международный интернет-журнал
Русский глобус. 2005. №5 URL: http://www.russian-globe.com
3. История развития плаката // Рекламная группа Адмос.
URL:
http://www.admos-outdoor.ru/article/list-71.html
44
Приложение
Список иллюстраций
1. Ильин В. Афиша в честь пятидесятилетия постановки оперы М. И.
Глинки «Жизнь за Царя». Мариинский театр. 1891 г.
2. Ильин В. Афиша в честь пятидесятилетия постановки оперы М. И.
Глинки «Жизнь за Царя». Московский Большой театр. 1892 г.
3. Афиша к спектаклю в память о Н. В. Гоголе. Малый театр.
4. Васнецов А. Афиша к опере «Царь-плотник» в постановке С. И.
Зимина. Большой московский императорский театр. 1908 г.
5. Афишка к оперетте «L`ELISIR D`AMORE». 1889 г.
6. Сомов К. Эскиз афиши к комедии «Горе от ума». Эрмитажный театр.
1902 г.
7. Афиша театральных зрелища «Жар-птица» в Зоологическом саду
Санкт-Петербурга. 1902 г.
8. Неизвестный художник. Афиша к постановке «Потешные зрелища
XVII века». Театр литературно-художественного общества. 1907 г.
9. Симов В. А. Афиша к премьере трагедии «Смерть Иоанна Грозного» по
роману А. К. Толстого. Московский Художественно-общедоступный
театр. 1898 г.
10. Денисов Н. В. Афиша к оперетте «Гейша (история одного чайного
дома)» в театре Шелапутина. Москва, 1897 г.
11. Бакст Л. Афиша к «Русским сезонам» в Париже. 1909 г.
12. Панов С. И. Афиша к трагедии У. Шекспира «Макбет». Новый
Василеостровский театр. Санкт-Петербург, 1910-е годы.
45
13. Школьник И. С. Афиша для Театра Миниатюр. Санкт-Петербург, 1911
г.
14. Судейкин С. Гастрольная афиша театра-кабаре «Летучая мышь» в
Париже. 1910-е годы.
15. Ремизов Н. В. (Ре-Ми) Афиша театра «Дом интермедий». 1911 г.
16. Неизвестный художник. Гастрольная афиша Ф. Шаляпина к опере
«Псковитянка». «Русские сезоны», Париж, 1909 г.
17. Серов В. Гастрольная афиша А. Павловой к балету «Сильфиды».
«Русские сезоны». Париж, 1909 г.
18. Экстер А. А. Афиша к представлению «Первых в мире постановок
футуристов театра общества «Союз молодежи». «Луна-парк», Москва,
1913 г.
19. Розанова О. В. Афиша к постановке «Фамира Кифаред» в «Камерном
театре». Москва, 1916 г.
46
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв