Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Выпускная квалификационная работа 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль "Логопедия")
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 657,2 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ( Н И У « Б е л Г У » ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выпускная квалификационная работа студентки очной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия») 4 курса группы 02021206 Рябовой Анны Сергеевны Научный руководитель к.п.н., доцент Николаева Е.А. БЕЛГОРОД 2016
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРЗВИТИЕМ РЕЧИ. 1.1 Понятие о графомоторных навыках. Их развитие в онтогенезе………………………………………………………………………….6 1.2 Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….11 1.3 Методические подходы к формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….15 ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 2.1 Изучение уровня развития базиса графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………22 2.2 Технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………40 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….45
3 ВВЕДЕНИЕ Навык письма – это сложный навык. Он включает координированные тонкие движения руки. Процесс письма требует не только слаженной работы мелких мышц кисти, но и всей руки в целом, а также хорошо развитого произвольного внимания и зрительно – пространственного восприятия. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. В настоящее время число детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, в частности детей с общим недоразвитием речи, увеличилось. Так как такие дети отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать трудности в овладении графомоторными навыками. Проблема обучения дошкольников с ОНР графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. В дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению в школе. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы детей с нормой в речевом развитии, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.
4 Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, В. А. Илюхиной, Е. В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались И. Н. Вихрова, О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук, С. Н. Лысюк, и другие. Цельисследования: разработать технологию формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. Объектисследования: процесс формирования графомоторных навыков старших дошкольников с ОНР. Предметисследования: система коррекционно-педагогического воздействия по совершенствованию графомоторных навыков. Гипотеза: успешность коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка будет зависеть от соблюдения следующих условий: 1) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка; 2) поэтапная работа по формированию графомоторного навыка. Задачиисследования: 1. На основе анализа литературы, теоретически обосновать проблему формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. 2. Исследовать состояние базиса графомоторного навыка у старших дошкольников с ОНР. 3. Определить направления и содержание технологии формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. Теоретико-методологической исследования в области основой взаимосвязи речи исследования и тонкой явились моторики М.М. Кольцовой, Л.В. Антакова-Фоминой, О.С. Бот, Г.Г. Галкиной,С.П. Дувановой, Е.Ю. Тебелевой, М.М. Дьяченко, О.И. Лазаренко, Л.П. Савиной, В.В. Цвынтарного; исследования в области общего недоразвития речи Т.В.
5 Волосовец, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой; исследования пространственных представлений положено трудами М.С. Лебединского, А.Л. Лурия, Ж. Пиаже, В.Л.Деглина, Н.Н. Николаенко, А.В.Семенович; исследования в области коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи С.Е. Большаковой, В.П. Дудьева, Н.А. Кирпичниковой, Е.В. Рогожиной, Т.А. Ткаченко. Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов:теоретические– анализ научной литературы по теме исследования; эмпирические - анализ продуктов деятельности испытуемых, педагогический эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ полученных результатов. База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка»»г. Белгорода. Структура работы: оглавление, введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
6 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 Понятие о графомоторных навыках. Их развитие в онтогенезе Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма. По мнению М.М. Безруких, графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Если графомоторный навык сформирован правильно, то ребенок будет писать буквы разборчиво, красиво, четко и быстро, если же графомоторный навык будет сформирован неправильно, то возникают определенные трудности на письме: неразборчивый, небрежный почерк, медленный темп написания слов. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна (2). Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, развитие механизмов слухового анализа, зрительно-пространственных представлений, зрительной памяти, зрительно-моторной координации, уровня речевого развития, поэтому важной коррекционно-развивающей и психолого-педагогической задачей является развитие мелкой и общей моторики рук, развития памяти и
7 зрительных представлений.Так же при обучении первоначальным навыкам письма нужно учитывать не только общее и речевое развитие ребенка, но и достаточную восприятия, зрелость психофизических правильного функций: звукопроизношения, фонематического пространственной ориентировки, уровня развития памяти и внимания (20). Успешность обучения ребенка старшего дошкольного возраста навыкам письма в частности зависит от сформированности мелкой моторики пальцев рук и общей моторики кисти пишущей руки. Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет, почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи (1). М.М. Кольцова и ряд других исследователей считают, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше (15). Как отмечает в своих исследованиях М.М. Безруких, сензитивным для развития кисти руки является возраст 6 – 7 лет. В этом возрасте можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук с помощью различных видов деятельности, при этом систематически применяя тренировочные упражнения (2). Формирование графомоторных навыков в онтогенезе одновременно с развитием изобразительной деятельности претерпевает определенные изменения. Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией для развития графомоторных навыков. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется
8 преимущественно на основе двигательного анализатора. В онтогенезе, графомоторные навыки формируются постепенно и становятся более целенаправленными в процессе взросления ребенка. М.М. Безруких в своих исследованиях установила, что в 1-1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони,что очень ограничивает движения. Испытывая радость от самого процесса рисования, он пытается изобразить что-то определённое, и рисует с большим увлечением. В 2-3 годаребёнок,зажимая карандаш в ладони, держит его сверху. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами. С 3 лет линии при рисовании бессмысленно не повторяются и становятся более определенными. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много. В 3-4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительнопространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки. В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы. В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными. В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения,
9 тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму (2). При благоприятных внешних условиях ребенок в период раннего и дошкольного детства может овладеть многими умениями, которые очень важны для усвоения навыков письма в школе. Ребенок начинает овладевать движениями скольжения карандаша по бумаге, учится находить и обращать внимание на различные графические элементы по форме, величине, положению на листе бумаги и соотношению друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. В последующем, при помощи обучения, ребенок пытается выделять звуки в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме; знакомится с фонетическим принципом письма; узнает смысл письма как способ общения между людьми (4). Физиологической основой этих достижений являются: концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей.Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно сказать, что ребёнок в дошкольный период овладевает умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Другими словами можно сказать, что на основе подражания ребенок от рефлекторных движений переходит к сознательным целенаправленным действиям (13). В формировании графического навыкаМ.М. Безруких выделяет три основных этапа: 1. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.
10 2. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие. 3. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (2). Ученые (С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина) отмечают, что первый шаг в обучении навыкам письма – это способность различать элементы букв, понятие о том, как располагаются эти элементы на строке, соотношение частей элементов букв. Следующим шагом является объяснение выполнения отдельных движений руки при написании основных элементов. Для того, что бы процесс освоения определенными движениями был более сознательным, необходимо уделить большое внимание оценке заключается в качества возможности выполнения оценить самого правильное движения. или Оценка неправильное написание определенных элементов. Оценивание своего написания играет большую роль в развитии зрительного контроля (5). На первых этапах формирования графомоторных навыков основной задачей учителя является определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления. Особенности и длительность второго и третьего этапов обучения зависят от того, насколько успешно прошел первый этап формирования графомоторных навыков. На этапе автоматизации характерной чертой сформированности графического навыка являются быстрота, плавность, легкость и связность. Формирование навыка завершается к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению. Для того, что бы почерк был красивым и разборчивым и родители, и воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать большое воспитательное значение графических занятий детей, относится к ним с особым вниманием и обеспечивать детям все возможности для их осуществления (5).
11 Таким образом, графомоторные навыки – это способность человека перекодировать звуки (фонемы) речи в соответствующие буквы и начертания их на бумаге с помощью навыков письма. Их развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графомоторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным. 1.2 Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте (18). Причинами возникновения ОНР могут быть разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам можно отнести инфекции матери во время беременности, патологи перинатального периода, постнатальные заболевания центральной нервной системы ребенка, травмы головного мозга в первый год жизни, соматическая ослабленность ребенка и др. Социальными факторами для возникновения ОНР могут послужить неблагоприятные условия воспитания и обучения ребенка, психическая депривация в критические периоды развития речи и др (18). Ведущими признаками общего недоразвития речи являются: позднее начало речи, скудный словарный запас и дефекты произношения. Данные проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение
12 всех компонентов речевой деятельности. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Психолого-педагогический подход к классификации общего недоразвития речи был предложен Р.Е. Левиной. В рамках этого подхода выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией. Переход одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы (25). На первом уровне речевого развития у детей речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятна для окружающих. Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны (20). Многие ученые (О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук)отмечают, что на фоне нарушений почти всех сфер речевой системы у детей с общим недоразвитием речи, также наблюдается некоторое отставание в двигательной сфере. Нарушается общая и мелкая моторика. А значит, будут наблюдаться и нарушения в становлении и развитии графомоторных навыков(13; 16).
13 Нарушение общей моторики проявляется в снижении скорости и ловкости выполнения движений, нарушена координация некоторых движений, также отмечается неуверенность в выполнении каких – либо двигательных упражнениях. При нарушении мелкой моторики наблюдается недостаточная координация пальцев рук, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, сложность переключения с одного движения на другое. Так же при соматическойослабленности ребенка отмечается вялость всего организма, в том числе и кистей рук. Отсюда можно увидеть неаккуратность ребенка при рисовании, штриховке и т.д. Кроме того, в исследованиях О.В. Трошина, дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части. На письме пространственно-временные нарушения могут проявляться в трудностях правильного расположения графического элемента в строке, ребенок может переходить с одной строки на другую (36). Я.И. Гостунскаяподчеркивает, формирования графомоторных что одним из направлений навыков является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного возраста регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Так как у детей с ОНР на фоне слабости всего организма и соматической ослабленности страдает двигательная сфера, то соответственно у таких детей будет нарушаться зрительно-моторная координация. На письме данное нарушение будет проявляться в невозможности правильно провести горизонтальную и вертикальную линию, неустойчивости почерка, дрожании руки (7). В работахО.Б. Иншаковой сформулированряд характерных черт и специфических особенностей графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста:
14 1. Дети испытывают сложность в копировании образца на листе бумаги, что связано с трудностями зрительно-пространственной ориентировки. 2. Дети быстро утомляются при выполнении упражнений пальцами рук, они не могут выполнить некоторые разноименные позы, при переключении движений нарушается их темп. 3. При срисовывании графических комбинаций ребята не учитывают высоту, ширину образца и строки, нет достаточной четкости, плавности линий и соответствующего наклона. 4. Недостаточная координация пальцев рук, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, сложность переключения с одного движения на другое. 5. Неаккуратность при письме, штриховке, рисовании и т.д. 6. Слабый нажим на ручку, вследствие слабости мышц кисти пишущей руки. 7. Дети нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части (14). Вследствие нарушения устной речи, дети не в полном объеме понимают речевые инструкции педагога. В целом, все перечисленные особенности графомоторных умений свидетельствуют об их общем неблагополучии (7). При правильно разработанной педагогом коррекционной программы и подобранными упражнениями можно помочь ребенку в какой-то степени справляться с трудностями в овладении графомоторными навыками. Обязательно в свои занятия с детьми следует включать упражнения на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственно-временных параметров, а также упражнения на укрепление кистей рук. Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он
15 вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости. Так же может отмечаться неаккуратность на письме, неразборчивый почерк, кроме того могут наблюдаться грубые орфографические ошибки. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи вследствие нарушений почти всех систем речи будет отставать и моторное развитие ребенка. Это отставание может выражаться в недостаточной сформированности как мелкой, так и общей моторики. Все эти нарушения могут проявляться на письме. Почерк будет неразборчивым, малопонятным, будут трудности в ориентировки на тетрадном листе. Все это повлечет за собой трудности в обучении в школе, тревожность ребенка при обучении, неуспеваемость. 1.3 Методические подходы к формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи При анализе методической литературы по вопросам формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы рассматривали статьи, где авторы используют различные упражнения и игровые технологии для формирования графомоторных навыков и развития мелкой моторики в целом. Так, например,О.А. Матвеева в своей статье «Пальчиковые дорожки. Игровая технология для развития мелкой моторики дошкольников с ОНР» рассматривает пальчиковую гимнастику не только как развитие мелкой моторики, но и тем самым развитие речевой активности, умственных способностей и психических процессов.
16 Автор статьи разработала игровую технологию для пальцев на плоскости по определенным ориентирам – «пальчиковым дорожкам», включающую несколько видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составленную с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем к сложным. Данная игра предусматривает следующие правила: пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения следует расслаблять пальцы (например, трясти кистями); пальчиковая гимнастика должна использоваться во всех видах непосредственно образовательной деятельности. О.А. Матвеева выделяет следующие задачи данной игровой технологи: формировать умения передвигать пальчики по обозначенным контурам; комбинировать движение пальцев; развивать их активность; подвижность мелкой моторики к письму. Также автор данной статьи обращает особое внимание на то, что при проведении пальчиковых упражнений с детьми необходимо использовать современные образовательные технологии: - личностно – ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка; - здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук; - развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка; - коррекционные, позволяющие успешновосстанавливать и исправлять речевое и умственное развитие ребенка (21). Разработанная О.А.Матвеевой игровая технология для пальцев на плоскости по определенным ориентирам поможет детям с общим недоразвитием речи развивать оптико-пространственную ориентировку, а также зрительное восприятие и внимание. Что в дальнейшем обучении ребенка может предотвратить ошибки на письме. В статье «Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи»Я.И.
17 Гостунскаярассматривает психофизиологическим проблему соответствия закономерностям методов формирования обучения графических навыков и функциональных возможностей детей. По мнению автора, эта проблема становится все более актуальной, когда речь идет о детях с общим недоразвитием речи. Для таких детей помимо недоразвития всех компонентов устной речи, характерны нарушения высших психических функций, участвующих в процессе письма. Проведенное автором исследование выявило недостаточную сформированность зрительно – моторной координации, которая проявляется в следующем: невозможность правильно провести горизонтальную и вертикальную линию; трудность формирования правильной траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры); неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие растянутые и разнонаклонные буквы); тремор (дрожание руки), который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях. Помимо этого, в комплексе с нарушениями зрительно-моторной координации встречаются трудности зрительно-пространственного восприятия, проявляющегося в следующем: - трудности формирования зрительного образца цифры, буквы, графического элемента; - плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал); - зеркальное письмо; - не видит строку, не может правильно расположить графические элементы в строке или переходит с одной строки на другую. Исходя из этого, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости разработки и проведении специальной целенаправленной работы по формированию зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи при подготовке к школе.
18 При разработке содержания специальной коррекционной программы следует учитывать следующие факторы: закономерности и особенности развития зрительно-моторной координации в онтогенезе; специфичность проявления зрительно-моторной координации в различных областях деятельности ребенка; двигательная природа графического навыка и особенности психического развития детей с ОНР. По мнению Я.И. Гостунской, вся система коррекционных воздействий должна быть направлена на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в графической деятельности, а так же опираться на следующие принципы: онтогенетический, дифференциального подхода; последовательности и этапности в освоении материала; комплексного воздействия. Таким образом, предлагаемая программа должна способствовать развитию ручной умелости, тонкой моторики рук, выработки обобщенного зрительного и тактильного образа, коррекции зрительно-пространственных представлений, и в конечном итоге, формированию зрительно-моторной координации (7). Еще одним из основных разделов в коррекции формирования графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР является массаж кистей рук. В своей статье «Массаж для коррекции функциональных возможностей кистей рук» И.Ю. Оглоблина рассматривает виды массажа, условия правильного массажа, а также предлагает примерные комплексы массажа кистей рук ребенка. По мнению автора, массаж рук улучшает кровоснабжение всего организма, в частности головного мозга, способствует расслаблению – возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Таким образом, массаж благоприятно влияет на все функции организма, способствуя их развитию, побуждает к своевременному возникновению двигательных и речевых навыков и их совершенствованию.
19 В зависимости от цели массажа, И.Ю. Оглоблина выделяет два вида массажа: 1.Тонизирующий (энергичное растирание и разминание, использование большого количества ударных элементов). 2. Расслабляющий (использование большого количества поглаживаний и растираний, расслабляющих вибраций). Также, в статье автор рассматривает условия правильного проведения массажа кистей рук: руки логопеда должны быть чистыми, сухими, теплыми и без посторонних предметов; руки ребенка не должны иметь царапин и аллергических проявлений; массаж должен быть безболезненным, начинаться и заканчиваться поглаживанием. Поглаживание, растирание, разминание, вибрация – основные приемы массажа. В массажной практике очень редко используется один какой – то прием. Как правило, применяется их комбинация. И.Ю. Оглоблина рассматривает в своей статье технику выполнения каждого из приемов массажа. Таким образом, самый главный критерий, который выделяет автор, правильности проведения массажа – это настроение ребенка; если он чувствует себя хорошо, становится более крепким и жизнерадостным – значит, все сделано правильно (27). По нашему мнению, функциональный массаж кистей рук обязательно должен быть включен в технологию формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР, т.к. именно массаж помогает расслабить мышцы пишущей руки и способствовать дальнейшему укреплению мышц кисти рук. Участие родителей в коррекционном обучении детей является еще одним условием для успешного овладения графомоторными навыками детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Так, в статье Л.В. Некрыловой «Развитие мелкой моторики – залог правильной и
20 красивой речи (консультация для родителей)» уделяет большое внимание именно работе с родителями. По мнению автора, все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики пальцев рук благотворно сказывается на речи ребенка. Развивать тонкую моторику пальцев рук необходимо с самого раннего возраста, для этого автор предлагает использование массажа кистей рук. Также необходимо родителям обращать особое внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши Помимо массажа, Л.В. Некрыловапредлагает использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Крайне важно, то бы все это использовалось в игровой форме. Оптимально использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток, песенок. Постепенно игры перерастают в жизненно необходимые навыки, укрепляют пальчики рук ребенка, делают их «послушными», «умными», и вместе с тем доставляют огромную пользу его речевому развитию. И именно от взрослого зависит интерес к пальчиковым играм и гимнастике. В своей статье Л.В. Некрылова пишет, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от их тренированности. Таким образом, очень важно педагогам вовлекать родителей в коррекционный процесс по формированию графомоторных навыков (24). Исходя из проанализированных статей можно сделать вывод, что без специальной помощи логопедов и родителей по формированию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР, детям будет очень сложно овладевать письменной речью и всем обучением в школе в целом. Выводы по главе 1
21 Письмо – это сложный координационный навык, который требует точной согласованности не только пальцев и кистей рук, но также и всей мускулатуры тела в целом. При анализе литературы мы выяснили, что у детей с общим недоразвитием речи отстает в развитии от детей с нормой общая и мелкая моторика. У большинства детей это отставание проявляется в неуверенности выполнения движений, снижается их точность и ловкость, также наблюдается плохая координация движений. Анализ методической литературы позволил отметить тот факт, что у детей с общим недоразвитием речи страдает зрительная координация, произвольное внимание, также отмечается нарушения зрительно- пространственной координации. Все это может негативно сказаться на обучении в начальной школе. Дети могут испытывать негативное отношение к обучению, может наблюдаться тревожность состояния ребенка в школе, и еще, нарушения письменной речи. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Таким образом, родители и педагоги готовят ребенка к овладению навыкам письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
22 ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2.1 Изучение уровня развития базиса графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Основной эксперимент. этап Его экспериментальной целью являлась работы – констатирующий диагностика состояния сформированностибазиса графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи констатирующего эксперимента были следующими: 1. Подобрать методики для выявления уровня сформированностибазиса графомоторных навыков старших дошкольников с ОНР. 2. Выявить уровень сформированностибазиса графомоторных навыков. 3. Осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования. Экспериментальное исследование проводилось нами на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида Белгорода.Экспериментальную №15 «Дружная семейка»» г. группусоставили 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в возрасте 6лет. Список детей, принимавших участие в экспериментальной работе, представлен в приложении 1. При исследовании состояниябазиса графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР мы использовали следующие методики: методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), методика «Домик» (по Н.И.Гуткиной),
23 графическая проба «Заборчик», проба Н.И. Озерецкого«Кулак— ребро—ладонь» и проба на перебор пальцев. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.Уровень выполнения считается высоким и ставится 5 баллов, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз. Все остальные ошибки оцениваются меньшим количеством баллов: три и более выхода за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка. Рисунок для выполнения данной методики представлен в приложении 2 (40). Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 5 баллов. Чем больше ошибок делает ребенок, тем меньшим количество баллов оценивается работа. Рисунок домика для срисовывания представлен в приложении 2 (9). При выполнении графической пробы «Заборчик» ребенку предлагается продолжить нарисованный образец на нелинованной бумаге. Методика позволяет выявить особенности письма ребенка, способность повторить образец, точность повтора нарисованных элементов, способность письма без отрыва ручки от бумаги, нажим на ручку. Нарисованный образец представлен в приложении 2. Оценка результата:
24 4 балла - правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам; 3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно; 2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги; 1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии; 0 баллов - задание не выполняется (36). Проба Н.И. Озерецкого на динамическийпраксис «Кулак— ребро—ладонь» позволяет исследовать межполушарное взаимодействие. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе (34). Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: ребенок на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Оценка результатов: 5 баллов – правильно и быстро; 4 балла – правильно, но медленно; 3 балла – дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла – персеверации (повторение) на истощении; 1 балл – выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах) (34).
25 По результатам проведенных методик мы выделили несколько уровней сформированностибазиса графомоторных навыков: Высокий уровень – 14-19 баллов; Средний уровень –13-9 баллов; Низкий уровень – 8-0 баллов. В результате исследования сформированностибазиса графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мы получили следующие данные (таблица 2.1). Таблица 2.1 Результаты изучения базиса графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Имя Задания ребенка «Дорожки» «Домик» Всего на баллов/Уровень «Забор Пробы чик» динамическ сформированно ийпраксис сти Арсений Г. 4 1 3 5 13/средний Варя Ш. 4 1 3 5 13/средний Вика С. 3 2 2 4 11/средний Вова Д. 2 1 4 8/низкий Дарьяна А. 2 2 3 4 11/средний Захар А. 3 2 4 11/средний Костя В. 4 2 3 4 13/средний Максим Ж. 3 3 3 5 14/высокий София Н. 3 2 2 4 11/средний Ульяна К. 4 3 5 14/высокий 1 2 2 Количественный анализ результатов показал, что в экспериментальной группе 2 ребенка с высоким уровнем развития базиса графомоторных навыков, что составляет 20% группы. Средний уровень развития базиса графомоторных навыков показали 7 детей, что составляет 70%
26 экспериментальной группы. 1 ребенок показал низкий уровень сформированности, что составляет 10% группы. Качественный анализ результатов показал, что многие дети сильно нажимали на ручку при письме, очень часто отрывали ручку от бумаги, не всегда могли ориентироваться на листе бумаги. При выполнении методики «Дорожки» Вова Д. и Вика С. Делали выходы за пределы «дорожки». Линия была неровная, дрожащая, очень слабая, так же наблюдалось многократное проведение по одному и тому же месту рисунка. Это может говорить о слабости мышц кисти руки и о несформированности мелкой моторики. Методики «Домик» и «Заборчик» вызвали затруднения у многих детей. В частности, Вова Д., Арсений Г. и София Н. не все элементы домика срисовали правильно. Некоторые элементы были не такого же размера как на образце. Это может свидетельствовать о несформированности пространственного восприятия. Дарьяна А. иКостя В. заборчики рисовали очень медленно, часто отрывали ручки при рисовании, к концу строчки заборчик увеличивался в размерах. Причина этого заключается в нарушении оптико-пространственного восприятия и сенсо-моторной координации. Так же многие дети отвлекались при выполнении данных методик, это может говорить о том, что произвольное внимание тоже страдает у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Пробы на динамическийпраксис показали, что у детей страдает способность переключения с одного движения на другое. Дети либо путали движения, либо делали правильно, но долго задумывались над следующим движением. Во время перебора пальцев, дети не всегда могли соединить пальцы сразу, иногда промахивались. Это может свидетельствовать об отставании в развитии мелкой моторики. Выявленные в базисаграфомоторных ходе эксперимента навыков представлены на рисунке 2.1. у старших уровни сформированности дошкольников с ОНР
27 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Высокий Средний Низкий Рис. 2.1 Уровни сформированностибазиса графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Исходя из проведенного исследования, можно выделить следующие особенности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: - сильный, или наоборот слабый нажим на ручку; - отставание в развитии мелкой моторики; - нарушения в пространственном восприятии; - дрожание при письме; - частое отрывание ручки от бумаги; - неспособность быстро переключаться с одного движения на другое; - нарушения произвольного внимания. Таким образом, данные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки технологии формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы приложении3. констатирующего эксперимента представлены в
28 2.2 Технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается не только системное нарушение речи, но и нарушение общей мелкой моторики. Это предполагает необходимость учета развития графомоторных навыков при построении коррекционной работы. Необходимо планомерное формирование графомоторных навыков у старших дошкольников, что создаст основу для полноценного овладения письменной речью. Разработка и обоснование технологии формированияграфомоторных навыков у старших дошкольников с общимнедоразвитием речи позволит, на наш взгляд, перевестикоррекционно-педагогическую работу на более высокий качественныйуровень. В основу данной технологии были положены следующие принципы. 1. Принцип наглядности. Особенно важный принцип в обучении графомоторным навыкам, обеспечивающий демонстрацию процесса письма на доске и в тетрадях, так же предполагает использование таблиц, трафаретов и других пособий. Невозможно развивать графомоторные навыки у детей, давая только устные указания, так как подражание и копирование правильных образцов это залог успешного овладения письменной речью. 2. Принцип повторности. Данный принцип имеет большое значение для автоматизации графомоторных навыков, который осуществляется в основном в упражнениях. При этом, упражнения должны быть разнообразными и эффективными. 3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
29 Здесь учитывается уровень развития восприятия, скорость движения анатомического аппарата письма (кисти руки), нервно-мышечное управление движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма и возраста ребенка также учитывается при дозировке количества письменных упражнений и скорости выполнения упражнений. 4. Принцип постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному. Данный принцип предполагает, что бы обучение несколько опережало развитие детей на данный момент. Так, например, при выполнении пальчиковой гимнастики детям сначала даются легкие упражнения, а потом они соединяются в целый комплекс упражнений. 5. Принцип комплексного подхода. Предполагает включение упражнений по развитию графомоторных навыков не только в логопедические занятия, но также и в занятия воспитателя. Разработанная нами технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речивключает в себя 2 этапа: 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап. В общем виде технология формирования графомоторных навыков старших у дошкольников с общим недоразвитием речи представлена на рисунке 2.2.
30 Цель: формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи графомоторных навыков Методологические основы: принцип наглядности; принцип повторности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; принцип постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному; принцип комплесного подхода Этапы работы подготовительный основной Ожидаемый результат: высокий уровень сформированности графомоторного навыка Рис. 2.2. Технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Рассмотрим содержание и технологию реализации каждого этапа. Подготовительный этап предполагает организацию работы по формированию и развитию базиса графомоторных навыков. На этом этапе реализуется работа по следующим направлениям: - развитие психологической базы графомоторных навыков; - формирование и развитие оптико-пространственной ориентировки; - развитие мелкой моторики пальцев рук.
31 Развитие психологических основ графомоторных навыков представляет собой развитие психических процессов, необходимых для овладения письмом. Сюда входит: развитие памяти (в большей степени зрительной), внимания, восприятия, мышления. Высокий уровень развития психических процессов обеспечивает овладение детьми умственными действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, без которых невозможно овладение графической детальностью. Для достижения целей этого направления работы могут применяться игры: «Расположи по порядку», «Наложенные изображения», «Найди тень предмета». Целями таких игр является развитие внимания и зрительного восприятия, а также развитие анализа и синтеза. Для развития зрительной памяти можно использовать такие игры как: «Чего не стало?», «Шалунишка», «Найди различия». Данные игры обеспечивают овладение детьми умственными действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Также рекомендуется использовать следующие игры: «Будь внимательным», «Кем (чем) был раньше?», «Закончи предложения», которые направленны на развитие мыслительной деятельности. Основной акцент рекомендуется делать на развитии концентрации и способности к переключению зрительного внимания, а также на развитии зрительного восприятия. Для этого можно использовать следующие упражнения: 1. Выделить из множества картинок заданные по определенной теме («Игрушки», «Посуда» и т.д.). 2. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными. 3. Узнать предмет по контурному изображению. 4. Найти различия в двух предметных картинках. 5. Назвать недорисованные изображения предметов. 6. Найти спрятанные в рисунках предметы. Кроме этого весьма важным для формирования графомоторных навыков является формирование мотивации, волевого усилия и произвольной
32 саморегуляции. С этой целью можно использовать творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка Информация заданий должна должны помогать вызывать ребенку интерес решать у дошкольника. жизненные задач, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них. Также немаловажным компонентом является поощрение старания детей выполнять то или иное задание. Формирование навыка оптико-пространственной ориентировки в процессе формирования графомоторных навыков представлено 3-мя последовательными шагами: 1. формирование умения ориентироваться в собственном теле; 2. формирование умения ориентировки в окружающем пространстве; 3. формирование умения ориентироваться на листе бумаги. При реализации этого направления работы могут быть использованы следующие игры и упражнения: 1. «Путаница», «Солнышко»; 2. «Колокольчик», «Что изменилось?»; 3. «Шахматная доска», «Геометрический диктант». Кроме этого, на подготовительном этапе логопедической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР проводится развитие мелкой моторики пальцев рук. При реализации этого направления работы решаются следующие задачи: развитие силы пальцев и быстроты их движений; формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. С этой целью можно проводить функциональный массаж кистей рук. Его могут выполнять не только на занятиях логопед и воспитатель, но и родители. Также рекомендуются такие упражнения как: «Радужные брызги»; чередовать ладошка и кулак на обеих руках.
33 Решение задачподготовительного этапа обучения может осуществляться не только на занятиях логопеда, но и на занятиях воспитателя. В занятия могут включаться пальчиковая гимнастика, игры с разноцветными прищепками, застегивание (расстегивание) пуговиц, игры со шнуровками. Описанная работа может осуществляться на занятиях изобразительной деятельности и занятиях по лепке. Содержание работы на подготовительном этапе представлено в Таблице 2.2. Таблица 2.2. Содержание работы подготовительного этапа № Направление п/п работы 1 Развитие психологических основ графомоторных навыков 2 3 Задачи - развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, обеспечивающих умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; формирование мотивации, волевого усилия и произвольнойсамо регуляции. Формирование - формирование навыка оптикоумения пространственной ориентироваться в ориентировки собственном теле; - формирование умения ориентировки в окружающем пространстве; - формирование умения ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой - развитие силы моторики пальцев пальцев и рук быстроты их движений; Планируемый результат дошкольники: умеют анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать; обладают мотивацией, способны проявить волевые усилия и произвольнуюсамор егуляцию на занятиях. Игры и упражнения «Расположи по порядку», «Наложенные изображения», «Найди тень предмета», «Чего не стало?», «Шалунишка», «Найди различия»,«Будь внимательным», «Закончи предложения», «Кем (чем) был раньше?» - ориентируются в «Путаница», собственном теле; «Солнышко» - ориентируются в «Колокольчик», окружающем «Что изменилось?»; пространстве; «Шахматная доска», - ориентируются на «Геометрический листе бумаги диктант» обладают достаточной силой пальцев; демонстрируют Функциональный массаж кистей рук, упражнение «Радужные
34 формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. достаточную скорость движений пальцев; способны выполнять пальцами рук брызги», чередовать: палец – кулак; чередовать: «зайчик» «пальчик». Пальчиковая гимнастика, игры с разноцветными прищепками, застегивание (расстегивание) пуговиц, игры со шнуровками. Игры и упражнения, реализуемые на подготовительном этапе работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР представлены в приложении 4. Основной этапформированияграфомоторных навыков старших дошкольников с ОНРпредполагает формирование навыков, непосредственно связанных с графической деятельностью дошкольников. Направления работы, которые можно выделить на данном этапе следующие: - развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук; - развитие произвольного рисования; - развитие графической символики. Развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук подразумевает выработку автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, узоров и т.д.; формирование навыка «письма» рукой в воздухе с тонкокоординированных контролем движений и без кисти контроля пишущей зрения; руки. развитие Данное направление работы может реализовываться при помощи штриховок и обведения рисунков по контуру. Произвольное рисование является еще одним важным направлением работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР Задачи, которые реализуются на данном направлении работы:
35 - автоматизирование правильного захвата карандаша и отработка самоконтроля за степенью нажима; - закреплять навык обводки трафаретов, рисование по ограниченной поверхности, - закреплять навык произвольного рисования горизонтальных, вертикальных, ломанных, волнистых и дугообразных линий. Для достижения данных задач рекомендуется использовать следующие упражнения: задания на срисовывание геометрических фигур, «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам), «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру». Заключительное направление работы на основном этапе формирования графомоторных навыков является графическая символика. На данном этапе необходимо реализовывать следующие задачи: - знакомство с графическим образом печатных букв; - развитие навыка написания печатных букв, слов и фраз; - формирование навыка написания элементов прописных букв. При развитии графической символики рекомендуется применять: задания на списывание букв, слов, предложений;написание букв, слов, предложений под диктовку;прописывание элементов прописных букв (крючочки, палочки, овалы.) Содержание работы на основном этапе работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР представлено в Таблице 2.3. Таблица 2.3 Содержание работы с детьми на основном этапе № Направление п/п работы Развитие 1 зрительномоторной координации и тонкой моторики рук Задачи - выработка автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, узоров и т.д.; Планируемый Игры и упржнения результат Дошкольники: «Штриховка», -владеют «Обведи рисунок». автоматизированны ми движениями слева направо; - умеют «писать»
36 2 Произвольное рисование 3 Графическая символика Упражнения, - формирование навыка «письма» рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения; - развитие тонкокоординирован ных движений кисти пишущей руки. - автоматизирование правильного захвата карандаша и отработка самоконтроля за степенью нажима; - закреплять навык обводки трафаретов, рисование по ограниченной поверхности, - закреплять навык произвольного рисования горизонтальных, вертикальных, ломанных, волнистых и дугообразных линий. рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения; владеюттонкокоорд инированными движениями кисти пишущей руки. Дошкольники умеют: -правильно держать карандаш и контролировать степень нажима; -обводить трафарет и рисовать по ограниченной поверхности; -произвольно рисовать горизонтальные, вертикальные, ломанные, волнистые и дугообразные линии. Задания на срисовывание геометрических фигур;на зарисовку деталей, предметов;дорисов ывание незаконченных рисунков; «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам). «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру». знакомство с графическим образом печатных букв; - развитие навыка написания печатных букв, слов и фраз; формирование навыка написания элементов прописных букв. Дошкольники: - знакомы с графическим образом печатных букв; - владеют навыком написания печатных букв, слов и фраз; - сформирован навык написания элементов прописных букв. - задания на списывание букв, слов, предложений; - написание букв, слов, предложений под диктовку; - прописывание элементов прописных букв (крючочки, палочки, овалы.) реализуемые основном на этапе работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР, представлены в приложении 5.
37 Таким образом, разработанная технология по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию коррекционно-педагогической работы в данном направлении. Выводы по главе 2 Результаты изучения графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР указывают на то, что у детей присутствуют нарушения компонентов графомоторных навыков. При выполнении методик мы наблюдали неровные, дрожащие или очень слабые линии; отсутствие плавности линий; несоразмерность заданному образцу. При выполнении пробы Н.И. Озерецкого наблюдается недостаточное развитие механизмов программирования сложных координационных движений; серия выполняется со сбоями, с ошибками порядка элементов серии. После проведенного исследования нами была разработана технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, которая поможет детям для формирования красивого и разборчивого почерка, и, в общем при дальнейшем обучении в школе.
38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Проанализировав методическую литературу, мы выявили, что у детей с общим недоразвитием речи развитие мелкой и общей моторики отстает от детей с нормой. Также у таких детей можно наблюдать нарушение зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентировки. Проведенное нами экспериментальное исследование было направлено на исследование состояния базиса графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. Для определения уровня развития основных психических процессов, обеспечивающих формирование графомоторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого, Гуткиной Н.Н. При выполнении заданий, велось наблюдение за положением пальцев рук детей, силой нажима, ориентировкой на листе бумаги. Анализ полученных данных показал, что у большинства детей с ОНР слабое развитие пальцевой моторики; недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; отсутствие плавности линий; медленный темп выполнения предложенных заданий. Все это позволяет сделать вывод, о необходимости коррекционноразвивающей работе. Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с логопедическим заключением ОНР он вдвойне сложен. Поэтому, нами была разработана технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. В данной технологии мы выделили следующие направления работы:
39 - развитие психологической базы графомоторных навыков; - формирование и развитие оптико-пространственной ориентировки; - развитие мелкой моторики пальцев рук; - развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук; - развитие произвольного рисования; - развитие графической символики. Таким образом, своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей.[Текст]/О.В. Бачина, Н.Ф.Коробова. - М.: АРКТИ, 2006.- 88с. 2. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму.[Текст] /М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2002. 3. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. [Текст] /С.Е. Большакова – Сфера, 2009. 4. Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников. [Текст]/ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед. - 2005. - №3.-С.84-94 5. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. [Текст]/С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Издательство: АСТ Харвест., 2008. - 24с. 6. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. [Текст] / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина – Гном и Д, 2005. 7. Гостунская, Я.И. Формирование зрительно – моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Я.И. Гостунская//Логопедия сегодня. - 2008. - №4(22). - С. 73 - 75. 8. Губанихина, Е.В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности. [Текст] / Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина// Молодой ученый, 2014. - №21.1. -167-170 с. 9. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2000.- 184 с.
41 10. Диулина, Е.В. Проявление мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. [Текст] /Е.В.Диулина, Е.Е.Романова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. 11. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. [Текст] / Н.С. Жукова. - М., 2002.-320с. 12. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда.[Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2011.- 280с. 13. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительнопредметногогнозиса и зрительно-моторной координации.[Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. - 183с. 14. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка. [Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. -111с. 15. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.[Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб, 2006. -224с. 16. Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. [Текст]/ О.И. Крупенчук. // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41. 17. Лазаренко, О.И. Артикуляцтонно-пальчиковая гимнастика. [Текст] / О.И. Лазаренко. - 2011. - 32с. 18. Логопедия [Текст] учебное пособиедля студ.дефектол.фак.пед.вузов/ под.ред. Волковой Л.С.5-е изд. -М: перераб.и доп. Изд.: ВЛАДОС, 2009г. - 703с. 19. Лопатина, Л.В. Нарушения ручной и речевой моторики. [Текст] / Л.В.Лопатина // Практическая психология и логопедия - 2003. - №3. 20. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое исследование. [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 346с.
42 21. Матвеева, О.А. Пальчиковые дорожки. Игровая технология для развития мелкой моторики дошкольников с ОНР. [Текст]/ О.А. Матвеева.Логопед. - 2014. - №2. - С. 62 - 65. 22. Моисеева, Р. Пальчиковые игры. [Текст] / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание – 2000. - №10. - 42с. 23. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие.[Текст] /И.Н. Моргачева - СПб., "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2009. - 212с. 24. Некрылова, Л.В. Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи (консультация для родителей). [Текст] / Л.В. Некрылова.Логопед. – 2013. - №7. – С.82 – 84. 25. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Н.В. Нищева. -СПб. 2005. -352с. 26. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. [Текст] / Е.В. Новикова. - М.: «Гном и Д».2003. -40с. 27. Оглоблина, И.Ю. Массаж для коррекции функциональных возможностей кистей рук. [Текст] / И.Ю. Оглоблина. // Логопед. - 2013. - №6. - С.18 - 27. 28. Основы специальной психологии/ Под.ред. Кузнецовой Л.В., Переслени Л.И., Солнцевой Л.И. - М., 2003.- 480с. 29. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Под ред. Белой А.Е., Мирясовой В.И. – М.: ООО «Издательство Артель», 2002. - 46с. 30. Петров, А.В. Игротека "Ловкие ручки" обучает и воспитывает: Методическое пособие.[Текст] / А.В. Петров. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44с.
43 31. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие / Под ред. Филипповой С.О. – СПб.: «Детсво – Пресс», 2001. - 94с. 32. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. [Текст] /Л.П.Савина М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48с. 33. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.[Текст] / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 71с. 34. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.[Текст] / А.Л. Сиротюк. -М: ТЦ Сфера, 2001. - 48с. 35. Солнцева, В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей. [Текст] / В.А. Солнцева., Т.В. Белова.-М.: АСТ: Астрель, 2007.- 96с 36. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие.[Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256с. 37. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие.[Текст] / С.О. Филиппова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 94с. 38. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.[Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1994. - 103с. 39. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст] /В.В. Цвынтарный - Санкт-Петербург: «Лань», 1998. 40. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебное пособие.[Текст] / И.А. Шаповал. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 320с.
44 41. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв