МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П. ЕРШОВА
(ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра физико-математических дисциплин и профессиональнотехнологического образования
Заведующий кафедрой
кандидат педагогических наук,
доцент
Т.С. Мамонтова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
бакалавра
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль «Технологическое образование, информатика»
Выполнила работу
студентка 5 курса
очной формы обучения
Абакатова Динара Жаиковна
Руководитель
кандидат педагогических
наук, доцент
Козуб Любовь Васильевна
Ишим
2020
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ …….……... 3
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …………………………….………………………..
4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 5
ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО
ПОСОБИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ» …..……………………….………………………………
1.1. ВИДЫ
УЧЕБНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИКИ,
ПОСОБИЙ
И
9
КЛАССИФИКАЦИЯ,
ОСОБЕННОСТИ,
ДОСТОИНСТВА
И
НЕДОСТАТКИ ……………………………………….………………………. 9
1.2. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ……....
1.3. ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И
ПРОЦЕСС
13
СОЗДАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ …….……………………….…
15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………… 18
ГЛАВА
II.
ТЕХНОЛОГИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧЕБНОГО
ПРИ
ПОСОБИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
СОЗДАНИЯ
И
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЭЛЕКТРОННОГО
ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ
И
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ТЕХНОЛОГИИ» ..........………. 19
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ……….
2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
НАЗНАЧЕНИЕ
19
ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ………………………………………………….….
29
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ….…………………………….
32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..…….
36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….…….
37
ПРИЛОЖЕНИЯ 1- 6 …………………………………………………………
39
3
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
АМО – активные методы обучения
ГОСТ – государственный стандарт
ЗУН – знания, умения, навыки
ИКТ
ИЛИ
ММ
–
ТЕХНОЛОГИИ
–
информационно-
коммуникационные технологии
РФ – Российская Федерация
ТРИЗ – теория решений изобретательских задач
УП – учебное пособие
ЭУП – электронное учебное пособие
ЮНЕСКО – организация Объеденных Наций по вопросам образования,
науки и культуры
4
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Электронное
учебное
пособие
(ЭУП):
электронный
курс,
фрагментально или абсолютно заменяющий или дополняющий учебник и с
соблюдением всех формальностей определенный в качестве вида издания.
Учебное пособие: учебное издание, выпущенное на бумажном или
электронном носителе в дополнение ка классическому учебнику или в
качестве его полной замены.
Технологическая
схема:
относительное
изображение
технологии
процесса, деление его на некие многофункциональные составляющие
и
обозначение закономерных связей между ними.
Технологическая карта: отображение процесса в облике пошаговой,
поэтапной очередности действий (нередко в графической форме) с указанием
применяемых средств.
Терминологические
нюансы: термин
педагогической
технологии
нередко приравнивают к понятию педагогическая система, но оно обширнее,
нежели технология, и включает субъектов и объектов деятельности.
Современное электронное учебное пособие: это лучшая дидактическая
систематика, базы на использовании технологий Internet, с целью готовить
студентов по персональным учебным траекториям.
Педагогические
технологии:
часть
образовательной
науки,
что
осваивает и разрабатывающая задачи, проектирующие педагогические
процессы.
5
ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшний
этап
формирования
культурного
общества
характеризуется процессом информатизации.
Информатизация общества - это широкомасштабный общественный
процесс, черта которого заключается в том, что преобладающим типом
деятельности
в
области
социального
производства
проходит
сбор,
накопление, продуцирование, обработка, хранение, предоставление
и
употребление информации, исполняемые в базе современных средств
микропроцессорной и вычислительной техники, а кроме того на основе
разнообразных
средств
информационного
обмена.
Информатизация
общества гарантирует:
• интенсивное применение неизменно расширяющегося умственного
потенциала общества;
• интеграцию информационных технологий в академические и
производственные типы работ, инициирующую формирование всех областей
социального производства, интеллектуализацию рабочей силы;
•
большую
степень
информационного
сервиса,
визуализацию
представляемой информации, значимость применяемых сведении.
Процессы, протекающие в связи с информатизацией общества,
содействуют
не
только
ускорению
научно-технического
прогресса,
интеллектуализации всех типов человечьей работы, но и формированию
качественно новой информационной сферы социума, обеспечивающей
становление креативного мышления индивида.
Одним из первенствующих направлений движения информатизации
передового общества является информатизация образования - ввод новых
информационных технологий в концепцию образования. Это сделает
возможным:
•
на
усовершенствование элементов управления концепции образования
почве
применения
автоматизированных банков сведений
научно
6
педагогической информации, информационно-методических материалов, а
также коммуникационных сетей;
•
усовершенствование методологии и стратегии отбора содержания,
способов
и организационных форм преподавания, отвечающих задачам
развития персоны обучаемого в современных условиях информатизации
общества;
•
разработку методических концепции обучения, направлены на
развитие умственных возможностей обучаемого, на формирование умений
лично
получать
экспериментально
знания,
-
проводить
исследовательскую
информационно-учебную,
работу,
разнообразные
виды
независимой деятельности по обрабатыванию данных;
•
построение
и
эксплуатация
компьютерных
тестирующих,
диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
В выпускной квалификационной работе рассмотрена одна из сторон
процесса
информатизации
общества
и
образования
-
создание
и
использование на практике одной из форм обучения с использованием
средств новых информационных технологий - электронного учебного
пособия.
Выбранная тема выпускной квалификационной работы «Технология
создания и использования электронного учебного пособия элективного курса
«Педагогические технологии»», является актуальной, ведь
отсутствуют
пособия учитывающие своеобразность уроков технологии.
Целью
данной
исследовательской
работы
является
разработать
электронное учебное пособие для элективного курса «Педагогические
технологии».
Объект исследования: технологический процесс создания электронных
учебных изданий.
Предмет исследования: электронное учебное пособие для элективного
курса «Педагогические технологии».
7
Для достижения поставленной цели следует рассмотреть вытекающие
задачи:
1. Рассмотреть виды учебных пособий и классификация, характеристики,
особенности, достоинства и недостатки;
2. Выявить особенности электронного учебного пособия элективного
курса «Педагогические технологии»;
3. Определить содержание электронного учебного пособия элективного
курса «Педагогические технологии»;
4. Рассмотреть виды программного обеспечение создания электронного
учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии»;
5. Описать процесс создания и использования электронного пособия
элективного курса «Педагогические технологии».
Методы исследования: теоретический анализ исследуемой проблемы
на основе изучения методической и специальной литературы; эмпирический
(наблюдение, беседа и др.), выявление положительных сторон объекта
исследования
–
электронного
учебного
пособия
элективного
курса
«Педагогические технологии».
Новизна и теоретическая значимость: систематизация и пополнение
педагогической
копилки,
методическими
знаниями
педагогов
–
предметников и педагогов дополнительного образования, различными
педагогическими технологиями, учитывающими своеобразность уроков
Технологии.
Практическая
значимость:
учебно-методическое
пособие
предназначено для широкой аудитории, но в первую очередь для учителей и
учащихся
общеобразовательных
заведений,
а
также
может
быть
использовано студентами педагогических вузов на занятиях. Материал,
представленный в электронном учебно-методическом пособии, подходит для
сопровождения
технологии.
теоретических и
практических занятий на
уроках
8
База
исследования:
Федеральное
государственное
автономное
образования
«Тюменский
образовательное
учреждение
высшего
государственный
университет»
Ишимский
педагогический
институт
им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Факультет математики, информатики и естественных наук Кафедра физикоматематических
дисциплин
и
профессионально-технологического
образования.
Апробация
успешно прошла в МАОУ Ленинская СОШ филиал
Банниковской СОШ. Гейденрейх Алена Александровна
технологии,
отметила
простоту
использования
пособия,
- учитель
доступность
изложенного материала, пополнение свое методической копилки.
Регистрация:
Электронное
учебное
пособие
«Педагогические
технологии в помощь учителю технологии» Свидетельство о регистрации
электронного образовательного ресурса №24340 выданного 25 ноября 2019 г.
авторам
Абакатова Д.Ж., Генденрейх М.В., Юрченко Л.Н., Козуб Л.В.)
ФГБУН
Институт
программных
систем
им. А.К. Айламазяна
Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование».
РАН
9
ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО
ПОСОБИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ»
1.1. ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И КЛАССИФИКАЦИЯ,
ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И
НЕДОСТАТКИ
Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматриваться в двух
аспектах:
1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном
носителе в дополнение ка классическому учебнику или в качестве его полной
замены.
2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в
качестве наглядных пособий.
С помощью всевозможных видовой учебных пособий, учитель создаёт
на
уроке
творческую
и
увлекательную
среду.
Это
способствует
эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и
максимально
объективно
провериться
уровень
знаний,
полученных
учениками на предыдущих занятиях.
Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с
образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме
того, они должны учитываться возрастные особенности и уровень развития
обучающихся. Обязательным условием является соблюдение требований
техники безопасности и санитарно-гигиенических норма.
Акцентируют следующие разновидности учебных пособий:
• электронные (презентаций, электронные книги, интерактивные игры);
• звукотехнические (аудиозаписи, видеоарт);
• печатные (таблицы, баннеры, стенды);
•
объёмные
имитированием).
(макеты,
моделизм,
естественные
объекты
с
их
10
Учебное пособие может представлять собой печатный аналог,пока ещё
нет утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода
кновым стандартам образования, в период работы над базовой учебной
литературой. Такоепособие часто представляет отдельные разделы знаний и
не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает
апробироваться новую подачу учебной информации.
Это касается федерального компонента образовательной программы.
На
региональном
уровне
подобные
виды
учебных
пособий
могут
представляться собой вполне завершённый, полноценный трудно авторов, но
по содержанию они охватывают только местную тематику (например,
региональная экономика, история, география из достопримечательности
родного края). Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или
частичность заменяющее учебник, официальность утвержденное в качестве
данного вида издания (ГОСТРФ7.60–2003) и допущенное Министерством
образования Российской Федерации к печати и выпуску.
Разделы пособия предполагают контрольный материал, позволяющий
активизировать процесс познания по дисциплине. Традиционно пособие
является дополнением, но иногда они:
служат временным основным
учебником по
абсолютно новой
дисциплине. По которой отсутствуют созданные и допущенные
учебные издания.
служат учебником по дисциплине, прикрепленной к региональному
компоненту или факультативному компоненту.
Ключевое в особенности создания пособия является то, что материал
не всегда общепризнан, часто находят в пособие своем место дилеммы и
спорные взгляды на множество решении различных проблем.
Что касается каждого учебного пособия:
1.Обязательные
компоненты
структуры:
заключение, библиографический список.
Обязательным во введении является:
введение,
содержание,
11
•
предназначение
•
читательский адресат
•
вид пособия и его роль в других учебных изданий по дисциплине,
актуальность, степенью новизны
•
инструкции по применению УП
•
структурное содержание УП.
2. Оглавление обязано излагаться в соответствии с программой
предмета. Заметки к утвержденным частям текста должны иметь логику
изложения и соответствовать плану учебной дисциплины
3. Разделы обязывают давать комплексное заключение по своему
материалу и контрольный аппарат для проведения самоконтроля
4. Автор обязан излагать материал от наименее до наиболее сложного,
понятия и формулировки обязаны быть из общепринятой
научной
терминологии.
5. Заключение выполняющие роль обобщения по всему УП включает:
основные аспекты
аспекты трудно разрешаемых дилемм
рекомендации по следующему изучению дисциплины
видение будущего дисциплины
6.
Библиографический
читательский
адрес,
список
аппарат:
прикнижная
вспомогательных
аннотация,
источников,
ее
условные
обозначения, желательно алфавитно-предметные указатели.
7. Оформление рукописи должность соответствовать
стандарту
учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания из
распределения учебно-методической из научной литературы, выпускаемой
во ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с ее
требованиями
ГОСТР
запись.Библиографическая
7.0.100.–2018
описание.
Общие
«Библиографическая
требования
из
правила
составления». Объемлю учебных изданий выражается в авторских листах (1
авторский листаж – 40 000 знаков се пробелами).[9]
12
23 сентября 2002 г. вышло письмо
определяет учебное пособие
№ 27-55-570/12 в которое
дополнением к учебнику. Оно не обязано
охватываться весь материал предмета, а лишь основные разделов программы
и является предпосылкой перед основным учебным изданиям[2].
Признаки электронного учебного пособия:
1. Компактная величина, до 100 страница.
2. Выпускается
на
правах
приложения
к
основной
учебной
программе.
3. Изложенная информация представлена в образе тезисов, планов,
графиков.
4. Применение учебного пособия
5. Самостоятельное освоение одно или же некоторых вопросов, для
которых не потребуются разъяснения учителя либо лектора.
6. С намерением увидеть самую свежую и актуальную информацию в
области изучения
7. Помощь в синтезировании конспектов, такт как многие пособия
выполнены в виде тезисов и конспектов.
Учебных
пособий
также
несколько
видовой:
методического,
наглядного характера, в виде конспектов лекций или в видео каталогов, ад
также источники иллюстративного видак, ка которым можно отнестись атлас
или схему.
13
1.2 ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Электронное
учебное
пособие
(ЭУП)
-
электронный
курс,
фрагментально или абсолютно заменяющий или дополняющий учебник и с
соблюдением всех формальностей определенный в качестве вида издания.
Электронное учебное пособие – максимальный практичный способ
подачи
инновационного
продуктивность
теоретического
достигается
путем
материала.
использования
Наибольшая
графических
иллюстраций.
Необходимо отметить, что ЭУП не альтернатива, а дополнение к
традиционным формам обучения, и отнюдь не замещает процессы работы с
печатными носителями, сборниками самоконтроля. Этот “электронный
лекторий” будет
сохранять все добродетели
книги, но использовать
нынешние информационные технологии с графикой компьютером.
Современное электронное учебное пособие - это лучшая дидактическая
систематика, базы на использовании технологий Internet, с целью готовить
студентов по персональным учебным траекториям.
К доле значимых отличий электронного пособия от традиционного
относят:
• заложенная суть пособия со своеобразной группировкой управления
процессом обучения;
•
словесные
методы,
позволяющие
заметно
активизировать
познавательные процессы;
• графические средства, обеспечивающие процессу обучения высокий
уровень наглядности;
•графические ресурсы, позволяющие организовать лабораторный
практикум.
Опыты исследования и практического употребления электронных
пособий
демонстрируют,
продуктивностью обладают
что
более
высокой
преподавательской
те электронные учебные пособия, учебный
14
материал в которых изложен с учетом принципов, как линейного его
структурирования, такт и концентрического.
Существенных изъянов у электронного учебника два:
необходимость дооборудования
непривычность электронной формы представления информации
Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести:
примитивный и комфортный механизм навигации;
улучшенный поисковый инструмент;
возможность
интегрированного
автоматизированного
контроля
степени знаний;
специфическоговарианта структурирования содержания;
адаптации проходимого
материала учебника к степенизнаний
обучаемого, результатом
чего является стремительный рост уровня
мотивации;
возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса
под индивидуальные запросы обучаемого.
К вспомогательным отличительным чертам электронного учебного пособия
следует перечислить:
введение
специфичных
фрагментов,
имитирующих
течение
физических и технологических процессов;
добавление в пособие аудио-файлов;
добавление в состав учебника частей видеофильмов;
включение в комплект пособия интерактивных частей;
полномасштабное мультимедийное формирование учебника.
Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие
имеет ряд принципиальных отличий от печатного пособия.
15
1.3. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Дизайнер–конструктор Constructor Electronic books безвозмездная
программа направленная на формирование и
создания электронного
учебного пособия.
Дизайнер - конструктор Constructor Electronic books лучший и
понятливый
интерфейс,
создающий
возможность
стремительной
акклиматизации для начала преступления к разработке. При комбинировании
глав
учебника,
структура
носит
древоподобный
вид.
Программа
устанавливает форматы сведении и присваивает им установленные группы.
Возможности ConstructorElectronicbooks:
• формирование новых документов, с помощью взаимодействия с
приложением MicrosoftWord;
• добавление имеющихся файлов;
• отбор, получение и добавление файлов из установленных каталогов;
• поиск, извлечение и добавление файлов из архивов RAR, ZIP, 7z;
• автоматическое преобразование файлов (файлы RichTextFormat -> веб
файлы);
• набор стандартных функций для редактирования содержания
электронного учебника.
• интегрированный просмоторщик веб файлов;
• интегрированный аудиовидео проигрыватель;
• интегрированный просмоторщик изображений;
• внутренняя концепция отбора данных;
• печать документов;
• экспортирование сведений на устройства хранения информации;
• экспортирование документов в приложение MicrosoftWord.
Подготовка текстового материала была реализована в популярном в
нашей стране текстовом редакторе MicrosoftOfficeWord 2010, а презентации
16
в
MicrosoftPowerPoint2010.Видеофайлы
и
графические
материалы
находились на просветительских сайтах сети Интернет. Их форматы
довольно обще распространены и пригодны для воспроизведения фактически
на любом электронном носителе.
Процесс создания электронного пособия носит заданный характер. В
конструировании электронного учебника допускается отмечать следующие
ключевые
направления
работы:
идентификацию
трудности,
концептуализацию, формализацию и реализацию.
Идентификация несет в себе роли участников процесса, черты
постановляемых задач, целей и применяемых ресурсов. Тут формируется
рабочая группа, применяется дополнительная подготовка: педагогами в
сфере IT- технологий, для IT-разработчиков - по частям, объединённых со
спецификами представления дидактических материалов точной предметной
области.
Концептуализация подразумевает определение оглавления, целей и
задач освоения учебной дисциплины, что акцентирует мировоззренческую
почву
базы
знаний.
Педагог
устанавливает,
какие
разновидности
информации будут презентованы в электронном учебнике; взаимоотношения
соответственно будут отстаиваться между ними.
Формализация исследует дидактические проблемы, которые могут
решитьсяс
применением
электронного
учебника,
презентаций сценариев предоставляемого материала,
изучаются
способы
бальная система
и
обратная связь, нацеленная на продуктивное взаимодействие
Реализация подразумевает
окончательный сценарии проекта, в
качестве самостоятельного компонента обучения.
При разработке любого ЭУП акцентируют 2 стадии:
1 - предварительная,
2 - сборка ЭУП.
Предварительная стадия содержит:
подбор источников для отбора содержания
17
разработка оглавления
переработку файлов в модули согласно разделам
создание
и
воплощения
переработка
материала
(видеосюжеты,
для
мультимедийного
голосового
сопровождение,
графические рисунки).
Сборка Учебника (пособия) -
итоговый этап выполняющийся при
разработанных блоков: информационного, обучающего, контролирующего, а
также она расширяется инструкциями по эксплуатации.
Обязательно выделяется содержание, включающее введение, основная
часть со всеми параграфами. Обязательно актуальность.Позже издание
анонсируется, подчеркивая публику, на которую опирается. Разбивка на
параграфы должна содержать инваритивную и углубленную части.
Содержимое дисциплины должно отвечать эталону
специальности
учителя технологии и уровню получаемого образования, а также и
некоторым другим специальностям.
18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
В первой главе мы рассмотрели:
1. Понятие «учебное пособие».
2. Виды учебных пособий.
3. Классификацию учебных пособии.
4. Особенности электронных учебных пособии.
5. Достоинства и недостатки электронных учебных пособии.
6. Процесс создания электронного учебного пособия.
Проанализировали программное обеспечение ConstructorElectronicbooks для
создания
электронного
учебного
«Педагогические технологии».
пособия
элективного
курса
19
ГЛАВА II.ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ТЕХНОЛОГИИ»
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Электронное
учебное
пособие
состоит
из
теоретической
и
практической части. В теоретической части мы рассмотрим понятие
педагогической технологии, ее классификацию, так же инновационные
технологии в системе проведения интегрированных уроков.
Педагогические технологии обладают двумя основами.
Первый
источник - производственные процессы и инженерные дисциплины,
объединяющие тем или другим технику и человека, объединяющих
концепцию «человек - техника - цель». В этом значении технология
определяется как совокупная способов обрабатывания, производства,
изменения состояния, характеристики, формы сырья, материала в ходе
изготовления продукции. Можно привести и иные определения этого
понятия, но, в сути, все они отображают главные соответствующие признаки
технологии: технология - категория процессуальная; она может быть
представлена как комплекс методов изменения состояния предмета;
технология
нацелена
на
планирование
и
внедрение
эффективных
экономических процессов.
Второй источник - сама педагогика. Еще А.С. Макаренко именовал
педагогический процесс особым образом созданным «педагогическим
производством»,
определял
трудности
разработки
«педагогической
техники». Он подчеркивал, что наше педагогическое сознание никогда не
строилось согласно научно - технической логике, а постоянно по логике
20
нравственной проповеди. Конкретно поэтому у нас просто отсутствуют все
принципиальные отделы производства: технологический процесс, учет
операций,
конструкторская
работа,
применение
конструкторов
и
приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка [9].
Многочисленные
исследования
и
введение
образовательных
технологий, ученые этой проблемы относят к середине 50-х годов и
объединяют
с
появлением
технологического
подхода
к
системе
преподавания вначале в американской, а затем и в европейской школе.
Сначала под педагогической технологией понималась попытка технизации
учебного
процесса;
первоначальным
детищем
этого
направления
и
незамедлительным основанием, на котором выстраивались последующие
этажи образовательной технологии, было программированное обучение.
Бурное развитие экспериментальных трудов в сфере педагогической
технологии
увеличило
ее
понимание
и
отразилось
в
различных
определениях этого понятия популярными педагогами и методистами. С
точки зрения В.П. Беспалько, педагогическая технология (или более узко технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы
обучения,
связанной
с
дидактическими
действиями,
средствами
и
организационными формами обучения. Собственно эта часть системы
обучения отвечает на обычный вопрос «как учить» с одним существенным
дополнением «как учить результативно».
Формирование определенной личности настолько персонально и в
большой степени зависит от стечения житейских обстоятельств, что
невообразимо представить для себя формализованное описание конкретных
педагогических технологий, при помощи которых проходит модификация
личности. Тем не менее, в науке беспрерывно предпринимаются попытки
подобного определения «педагогической технологии» как концепции либо
системного метода. Например, ЮНЕСКО интерпретирует педагогические
технологии
как
комплексный
способ
формирования,
применения
и
установления всего процесса преподавания и овладения знаниями с учетом
21
технических и человеческих ресурсов, а также их связь, устанавливающей
своей задачей оптимизацию форм образования[5].
М.И. Махмутов
выявляет значение определения образовательной
технологии, заявляя, что технологию можно представить как более или менее
трудно запрограммированный (алгоритмизированный) процесс партнерства
преподавателя и обучающегося, что представляет собой гарант результата
поставленной цели. В этом определении педагогической технологии интерес
направлен
на структуру партнерства
учителя и учеников - этим
определяются и способы воздействия на обучающихся, и показатели этого
воздействия. Без педагогически сформированного мышления, без учета
почти всех условии педагогического процесса, возрастных и
личных
особенностей обучающихся любая технология не осуществит собственного
назначения и не даст подобающего итога. «Запрограммированный» и значит,
что прежде чем применять ту или иную технологию, нужно провести
изучение всех ее индивидуальностей. Разузнать, на что она нацелена, во имя
чего применяется, каким педагогическим концепциям отвечает, какие задачи
она может помочь решить в определенных условиях преподавателю[7].
Педагогическая технология есть осмысленная во всех подробностях
модель
коллективной
проектированию,
бесспорным
учебной
организации
и
и
педагогической
проведению
обеспечением удобных
деятельности
учебного
по
процесса
с
условий для обучающихся и
преподавателя. Педагогическая технология подразумевает реализацию идеи
полной маневренности учебным процессом.
Изучение
отечественной
научно-абстрактной
литературы
(В.П.
Беспалько, Г.К. Селевко) дает возможность прийти к заключению о том, что
педагогическая технология связана с системным подходом к образованию,
обхватывает все компоненты образовательной системы: от постановки
проблемы вплоть до проектирования всего дидактического процесса и
проверки его продуктивности. Продуктивность дидактического процесса в
значимой мере обуславливается адекватным выбором и профессиональной
22
реализацией определенных педагогических технологий, чаще именуемых
организационными
формами
и
способами
обучения.
Педагогические
технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное
воплощение на практике заблаговременно спроектированного процесса
обучения, как систему способов и средств достижения целей управления
этим процессом.[12]
Понятие
«педагогическая
технология»
общепринято
показаны
следующими нюансами.
1)научным: педагогические технологии — часть образовательной
науки,
что
осваивает
и
разрабатывающая
задачи,
проектирующие
педагогические процессы;
2)процессуально-описательным:
изложение
алгоритма
процесса,
множество вопросов и средств для получения планируемых процессуальнодейственных результатов.
В таком случае допускается отметить, что педагогическая технология
действует в качестве науки, находя подходящие линии обучения, и в качестве
системы методов, которые приспосабливаются в обучении, и в качестве
настоящего процесса обучения.
Представление о педагогической технологии
в образовательных
элементах обозначается на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1)Общедидактический
показывает
унитарный
уровень:
общепедагогическая
образовательный
процесс
на
методика
представленной
местности, учебном учреждении, на некотором этапе обучения.
Частнометодический
2)
уровень:
«частная
методика»,
т.е.
объединение приемов и средств для исполнения установленного содержания
преподавания и воспитания в рамках предмета, класса, педагога.
3)
Локальный
составляющих
уровень:
выступает
учебно-воспитательного
дидактических и воспитательных задач.
в
роли
процесса,
технологии
решение
неких
частных
23
Распознают также технологические микроструктуры: приемы, звенья,
составляющие и др. Объединяясь в технологическую последовательность,
они создают целостную педагогическую технологию (технологический
процесс).
Технологическая схема — относительное изображение технологии
процесса, деление его на некие многофункциональные составляющие
и
обозначение закономерных связей между ними.
Технологическая карта — отображение процесса в облике пошаговой,
поэтапной очередности действий (нередко в графической форме) с указанием
применяемых средств.
Терминологические нюансы. Термин педагогической технологии
нередко приравнивают кпонятия педагогическая система, но оно обширнее,
нежели технология, и включает субъектов и объектов деятельности.
Представление о
педагогической технологии частнопредметного и
локального уровней практически полностью перекрывается определением
методик обучения; различие между ними находиться только в расстановке
акцентов. В технологиях наиболее показана процессуальная, количественная
и расчетная составляющие, в методиках — целевая, богатая по содержанию,
качественная
отличается
и
от
вариативно-ориентировочная
методик
своей
воспроизводимостью,
результатов, неимением почти всех
преподаватель,
если
стороны.
талантливые
Технология
стабильностью
«если» (если профессиональный
обучающиеся,
благоразумные
родители...). Слияние технологий и методик приводит к тому, что время от
времени методики входят в состав технологий, а иногда, напротив, те или
иные технологии — в состав методик обучения.
Встречается также использование определении - ярлычков, не научно
правильное, утвердившееся за некими технологиями (коллективный способ
обучения, метод Шаталова, концепция Палтышева, вальдорфская педагогика
и др.). К огорчению, не допустить терминологических некорректностей не
всегда удается.
24
Систематизация педагогических технологий.
В теории и практике деятельности средних учебных заведении сегодня
существует большое число альтернатив учебно-воспитательного процесса.
Каждый автор и разработчик привносит в педагогический процесс что-то
свое, личное, в связи, с чем сообщают, что любая определенная разработка
является авторской. С этим можно согласиться.
Однако почти все
технологии по своим целям, содержанию, которые применяются способам и
средствам имеют довольно много сходства и согласно этим данным могут
быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
Согласно
разновидностям
учреждении
предположение на подобное классифицирование
В.П.
Беспалько
внес
педагогических систем
(технологий).
1) традиционное лекционное занятие;
2) занятие с аудиовизуальными средствами;
3) концепция «консультант»;
4) персональная подготовка;
5) концепция «малых групп» ;
6) компьютерная подготовка;
7) концепция «репетитор»;
8) «программное обучение»[3]
Среди «монодидактических» систем самые распространённые:
—типичная классно-урочная система Я. А. Коменского
—прогрессирующая подготовка в скупе с техническими средствами;
— групповые и дифференцированные методы обучения, когда педагог
обладает способностью информированного общения со всем классом, но при
этом подмечает и направляет отдельных обучающихся;
—
программированное
обучение
происходит
причастичным
внедрением всех других видов.
—принципиальное место в технологиях занимает позиция малыша в
образовательном процессе, обращение к ребенку со стороны. Тут выделяется
25
несколько
типов
технологий:
авторитарные
технологии,
дидактоцентрические технологии, личностно-ориентированные технологии
характеризуются
антропоцентричностью,
гуманистической
психотерапевтической тенденцией и обладают
и
целью многостороннее,
свободное и творческое формирование личности ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии
партнерства и технологии свободного воспитания.
Способ, метод, средство обучения определяют название почти все
имеющихся технологий: догматические, репродуктивные, объяснительноиллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения,
развивающего
обучения,
саморазвивающего
обучения,
диалогические,
коммуникативные, игровые, творческие и др.
Так же нам следует рассмотреть инновационные технологии (ИКТ или
ММ – технологии, ТРИЗ, интерактивные технологии, проектная технология,
метод проектов, исследовательская технология или технология проведения
учебных
исследований,
АМО
и
технология
модерации,
здоровьесберегающие технологии, и т.д.).
Инновационные технологии – это педагогические технологии нового
поколения
с
отличительным
набором
способов
и своеобразной
последовательности. Нацелены на личностную итоговую продуктивность. Не
нужно накапливать ЗУН, а правильно продуктивно ими пользоваться на
практике. Отличие инновационных технологий находиться в приеме
получения
знаний
– это деятельностный подход. Знания обучающихся
приобретает не в ходе зазубривания теории, правил и т.д., а в процессе
деятельности. Он удовлетворяет процесс познания в процессе сознательной
необходимости умеренно под руководством наставника. Инновационные
технологии формируют требования для выполнения деятельности детей для
удовлетворения процесса познания, но на первостепенном месте находится
образовательная среда. Инновационные технологии модифицируют суть
26
взгляда на учителя и обучающегося на уроке. Преподаватель действует
инициатором самого образовательного пространства урока. Его образ
консультанта, профессионала. Его роль отводится организации урока, его
подготовке –
подобных
подготовка выступает краеугольным камнем в организации
уроков.
Инновационные
технологии
сводятся
на
личностьобучающегося, на занятиях либо в индивидуальной деятельности
формируют персональные требования
для обучения
каждого
отдельно
взятого обучающегося с учетом его индивидуальны черт. Осознают и
результат социализации детей в момент обучения в
школе и после нее,
формируя коммуникативный навык умений работы в паре, группе,
коллективе, команде.
По сути, их внедрение направлено на развитие всех форм мышления,
которое будет содействовать становлению творческой и умственно развитой
личности и обеспечит неизменное развитие ребенка и после окончания
школы.
Таким
образом,
можно
выделить
следующие
признаки
инновационных технологий:
- продуктивный результат;
- приобретение знании неразрывно связано с деятельностью;
- персонализация хода преподавания;
- содействует социализации детей в учебе и после нее;
- приветствуется комбинирование технологии;
- учитель становится инициатором образовательной среды;
- новый взгляд в суть взаимоотношении учителя и обучающегося на
уроке;
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности
ребенка.
Инновационные технологии – технологии особенные. Их реализации в
образовательном процессе надо учиться.
27
Как любая педагогическая технология инновационные технологии
имеют свой метод реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает
целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.
Инновационные технологии успешно применяются на практике
интегрированных уроков
Интеграция в школе реализовывается через:
•
Межпредметные связи.
•
Интегрированные уроки.
•
Интегрированные учебные курсы.
К дилемме интеграции всегда повышен интерес, обусловленный
надобностью доказать, что природа – единый механизм. Для этого учителям
высших классов следует иногда объединяться со своими коллегами смежных
предметов. Тщательный план объеденных уроков позволит обучающимся
удовлетворить познания в сути взаимосвязей вещей и природы. Педагогам
подобный эксперимент позволит понять дилеммы смежных предметов.
Бинарная деятельность преподавателей близких предметов, позволит
детям лучше осваивать информацию, исчезнет однотонностьурока, не
позволяющая держать уровень интереса и включаемости обучающихся.
Эксперименты проведения интегрированных уроков привели к таким
рекомендациям:
1.Проводить не больше 2 уроков в 2 месяца.
2. Планировать в начале четверти, а проводить ближе к середине или
концу.
3. Обязательно подобрать лозунг.
Педагоги используют в основном три типа интегрированных уроков:
урок – изучение нового материала; урок – обобщение и закрепление
изученного; урок контроля знаний.
Результатом интегрирования будет взаимоуважение преподавателей,
взаимопроникновение предметов, а также новый взгляд на их границу, вслед
чего
появилась
возможность
пересмотреть
календарно-тематическое
28
планирование 7 класса и разработать интегрированный урок по технологии и
истории «Экскурсия в Средневековье».
Принято проводить такие уроки минимум 90 минут, это способствует
лучшему исследованию материала.Обучающимся приходится раскрывать
весь свои потенциал изучая проблему в комплексе, что ведет к небольшим
функциональным перегрузкам.
29
2.2 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО
ПОСОБИЯ
При
создании
электронного
учебно-методического
пособия
«Электронное учебное пособие для учителей технологии и дополнительного
образования «Педагогические технологии в помощь учителю технологии»»
использовались
авторские
оригинальные
материалы
и
обучающие
программы с учетом федерального государственного стандарта высшего
образования по направлениям педагогического образования, профиля
Технологическое образование, информатика.
Теоретическое содержание данного курса определяется региональным
компонентом учебного плана
педагогического
академического бакалавриата направления
образования
по
следующим
профилям
обучения:
«Технология», «Технологическое образование», а также учебными планами
общеобразовательных учреждений предмета «Технология».Данное учебное
пособие
учитывает
своеобразность
уроков
технологии,
способствует
формированию методической базы для проведения занятий по предмету
«Технология».
Целью данного пособия является систематизация и пополнение
педагогической
копилки,
методическими
знаниями
педагогов
–
предметников и педагогов дополнительного образования, различными
педагогическими технологиями, учитывающими своеобразность уроков
Технологии.
«Электронное учебное пособие элективного курса
«Педагогические
технологии» в первую очередь предназначено для студентов -
будущих
учителей технологии, преподавателей технологии и для преподавателей
дополнительного образования.
Учебное пособие состоит из четырех разделов:
Раздел I. Введение.
Раздел II. Теоретическая часть.
30
Раздел III. Практическая часть.
Раздел IV. Методические рекомендации.
Первый раздел носит информационный характер.
Второй раздел носит теоретический характер.
Третий раздел - практический и четвертый - рекомендационный.
Студенты-бакалавры
педагогического
направления
с
профилем
«Технологическое образование, информатика» в обязательном порядке
изучают дисциплину «Педагогические технологии»
В первом разделе учебного пособия дается информация о цели и
предназначении пособия.
Второй раздел посвящен теоретическому аспекту. Описывается
понятие
педагогической
технологии,
ее
классификаций,
так
же
инновационные технологии в системе проведения интегрированных уроков.
В
третьем
использования
разделе
приводятся
конкретной
практические
педагогической
примеры
технологии
на
для
уроке
«Технологии».
В четвертом разделе учебного пособия приводятся методические
рекомендации для более успешного проведения занятий с помощью данного
пособия.
Каждая педагогическая технология рассматривается в отдельном
ключе. В качестве закрепления к каждой прилагаются фрагменты уроков или
урока.
В качестве технического средства для создания электронного пособия
««Электронное учебное пособие элективного курса «Педагогические
технологии» была выбрана программная оболочка
HTML. Главным
достоинством этой оболочки является доступный интерфейс и компактность
продукта.
При
создании
руководствовались
электронного
принципом
расположении материала.
учебного
системности
и
пособия
авторы
последовательности
в
31
Электронное учебное пособие структурно содержит следующие темы и
разделы:
Раздел I. Введение.
Раздел II. Теоретическая часть. Понятие «Педагогическая технология»;
Классификация педагогических технологий; Инновационные технологии в
системе проведения интегрированных уроков.
Раздел III. Практическая часть. Информационно - коммуникационная
технология и фрагменты уроков Технологии с ней; Технология развития
критического мышления и фрагменты уроков Технологии с ней; Проектная
технология и фрагменты уроков Технологии с ней; Игровая технология и
фрагменты уроков Технологии с ней; Модульная технология и фрагменты
уроков Технологии с ней; Кейс – технология и фрагменты уроков
Технологии с ней; Технология проблемного обучения и фрагменты уроков
Технологии с ней; Технология интегрированного обучения и фрагменты
уроков Технологии с ней; Технология творческой мастерской и фрагменты
уроков Технологии с ней; Здоровье сберегающие технологии и фрагменты
уроков Технологии с ними.
Раздел IV. Методические рекомендации.
Учебно-методическое пособие предназначено для широкой аудитории,
но в первую очередь для учителей и обучающихся общеобразовательных
заведений, а также может быть использовано студентами педагогических
вузов на занятиях.
Материал,
представленный
в
электронном
учебно-методическом
пособии, подходит для сопровождения теоретических и
занятий на уроках технологии.
практических
32
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Методические
рекомендации
при
использовании
электронного
учебного пособия
1.
Пособие элективного курса «Педагогические технологии» может
быть использовано в учебном процессе, позволит повысить интерес к
предмету технологии у обучающихся.
2.
Учебно-методическое пособие предназначено для широкой
аудитории,
но
в
первую
очередь
для
учителей
и
обучающихся
общеобразовательных заведений, а также может быть использовано
студентами педагогических вузов на занятиях.
3.
Учебно-методическое пособие позволяет на каждом занятии
экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и
закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с
обучающимися.
4.
Предлагаемое пособие обогащает обучающихся фактическим
материалом,
развивает
интеллект,
творческие
способности,
образное
мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и
оригинальное.
Методические
рекомендации при использовании педагогических
технологии
Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более
комфортна и для учителя, и для обучающегося. Для обучающегося она
в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается
возможность
работы
компьютером,
что
в
индивидуальном
исключает
в
режиме,
значительной
наедине
мере
с
фактор
тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с
учителем. А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым,
экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.
33
Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя
наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если
педагог хорошо знает обучающихся и в состоянии предложить
каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам
тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования,
инструментов и материалов, свои возможности.
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определённом
стиле общения между учителем и обучающимся, когда возможно
свободно выражать свои мысли и взгляды.
Чтобы избежать проблем в игре, необходимо:
1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о
котором будет производиться оценка результатов;
2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные
стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем
должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые
места, действительно были сильнее.
34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. Определились
с
содержанием
электронного
учебного
пособия
элективного курса «Педагогические технологии».
Учебное пособие состоит из четырех разделов:
•
Раздел I. Введение.
•
Раздел II. Теоретическая часть.
•
Раздел III. Практическая часть.
•
Раздел IV. Методические рекомендации.
В первом разделе учебного пособия дается информация о цели и
предназначении пособия.
Второй раздел посвящен теоретическому аспекту. Описывается
понятие педагогической технологии, ее классификаций, так же
инновационные технологии в системе проведения интегрированных уроков.
В третьем разделе приводятся практические примеры для
использования конкретной педагогической технологии на уроке
«Технологии».
В четвертом разделе учебного пособия приводятся методические
рекомендации для более успешного проведения занятий с помощью данного
пособия.
2. Рассмотрели функциональное назначение электронного учебного
пособия элективного курса «Педагогические технологии».
3.
Разработали
методические
рекомендаций
по
использованию
электронного учебного пособия элективного курса «Педагогические
технологии».
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
выпускной
технологии создания
квалификационной
работе
рассматривалась
электронного учебного пособия
тема
элективного курса
«Педагогические технологии». Сегодня, когда проходит вездесущий ввод
новых информационных технологий в школу и просветительский процесс
вообще, остро чувствуется дефицит программных средств. В целях
увеличения продуктивности этого процесса следует присутствие развитого и
многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут
строиться новые подходы к обучению. Поэтому считаю актуальной
разработку компьютерного учебного пособия по теме образовательных
технологии, которое могло бы применяться в обучении студентов.
В данной работе для разработки электронного учебного пособия для
элективного курса «Педагогические технологии» нами была проделана
следующая работа:
-
Изучили и проанализировали учебный материал для формирования
пособия;
-
Ознакомились и исследовали программные средства для создания
электронных учебников;
-
Создали электронное учебное пособие «Педагогические технологии
в помощь учителю технологии»
В процессе творения электронного учебника были изучены материалы
учебников, заметок веб - сайтов по исследуемой проблеме. Электронный
учебник отвечает требованиям по созданию пособий подобного плана, а его
содержание соответствует учебному плану по данной дисциплине.
Созданный электронный учебник рассчитан для использования его на
занятиях, а также для самостоятельной работы.
Продуктивную значимость исследования видим в том, что:
36
экспериментально
обучающего
нами
был
пособия
с
получен
опыт
помощью
разработки
интерфейса
ConstructorElectronicbooks;
университет
сможет
использовать
пособие
для
обучения
студентов изучающих предметную область «Технология»
Результаты исследования были опубликованы в издании № 11 - 2019
«Хроники
Объединённого
образование».
Под
фонда
редакции
электронных
руководителя
ресурсов
«Наука
Объединенного
и
фонда
электронных ресурсов «Наука и образование», почетного работника науки и
техники РФ Александра Ивановна Галкина.
37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. Рн/Д: Феникс, 2013. – 381
2. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д.
Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2015. - 336 c.
3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е.
Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и
прикладногобакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
5. Вахтеров, Василий «О новой педагогике» / Василий Вахтеров. - М.:
Карапуз, 2017. - 224 c.
6. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З.
Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. - М.:
Юрайт, 2013. - 511 c.
7. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И.
Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.
8.
Голованова,
Н.Ф.
Педагогика:
Учебник
и
практикум
для
академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. 377 c.
9. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для
студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2012. - 447 c.
10. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т.
Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /
П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
38
12. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория
обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие /
С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c.
13. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А.
Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
14.Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга,
2016. - 872 c.
15.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академ. бакалавриата
/ Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
16.Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академ.
Бакалавр. / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.
17. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /
В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
18.Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.:
Флинта, 2014. - 288 c.
19. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И.
Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
20.Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений
среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.
Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
21. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное
пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.
22. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций /
Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
23.. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа,
2017. - 272 c.
39
Приложения 1.
Скриншот «Содержания и Введения» из электронного учебного пособия
элективного курса «Педагогические технологии»
40
Приложение 2.
Скриншот «Понятие педагогической технологии» из электронного
учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии»
41
Приложение3.
Скриншот «Классификация педагогических пособий» из электронного
учебного пособия элективного курса «Педагогические технологии»
42
Приложение 4.
Скриншот «Инновационные технологии» из электронного учебного
пособия элективного курса «Педагогические технологии».
43
Приложение5.
Скриншот
«Проектная
технология
электронного учебного пособия
технологии».
на
уроках
элективного курса
технологии»
из
«Педагогические
44
Приложение6.
Скриншот
«Проектная
технология
электронного учебного пособия
технологии».
на
уроках
элективного курса
технологии»
из
«Педагогические
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв