ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(СПбГУ)
Выпускная квалификационная работа аспиранта на тему:
ТЕМА САМОУБИЙСТВА В ПРОЗЕ ФЭН МЭНЛУНА
Образовательная программа «Литература народов стран Азии и Африки»
Автор:
Миронова Татьяна
Сергеевна
Научный
руководитель:
к.ф.н., доц.,
Маяцкий Дмитрий Иванович
Рецензент:
к.и.н., доц.,
Гулева Мария Анатольевна
Санкт-Петербург
2018
Актуальность исследования:
Исследование танатологических проблем в рамках самых различных
дисциплин является актуальным для изучения культур разных стран, в
частности
Китая.
Литературоведческая
танатология
-
развивающееся
направление в литературоведении, занимающееся изучением мотивов, тем и
сюжетов, связанных со смертью, и ее синтез с востоковедением позволит
получить качественно новые знания о культурах народов Востока.
Отношение
к
самоубийству
в
мировосприятии
китайцев
-
вопрос
неоднозначный и многогранный, одновременно с этим, позволяющий глубже
понять китайскую культуру.
В литературоведении КНР на данный момент существует целое
направление “исследований творчества Фэн Мэнлуна” ( 冯 冯 冯 冯 冯 ) и
определенный пласт научных работ посвящен изучению таких тем и мотивов
в его поэзии и прозе, как мотив любви ( 情 , цин), тема городской жизни,
эстетика
простонародной
культуры
и
т.п.
На
данный
момент
литературоведческих исследований, посвященных непосредственно теме
самоубийства в китайской литературе, в частности в творчестве Фэн
Мэнлуна, не существует и данное исследование призвано заполнить эту
лакуну.
Степень разработанности проблемы:
Тема самоубийства в прозаических произведениях Фэн Мэнлуна
практически не исследована, косвенно она затрагивается в одном из наиболее
полных и по сей день актуальных трудов Патрика Хэнана «The Chinese
Vernacular Story», в котором автор частично раскрывает личное отношение и
философскую мысль Фэн Мэнлуна относительно смерти и самоубийств
персонажей его произведений, а также в работе Ян Шухуэя «Appropriation
and representation: Feng Menglong and the Chinese vernacular story». В
диссертации Кортни Эрин Лу на тему «Feng Menglong and Hou Huiqing:
records of anguish in fiction and song» также затрагивается тема восприятия
Фэн Мэнлуном смерти. Стоит отметить, что обозначенные выше работы
ранее лишь частично были введены в научный оборот в отечественной
синологии.
Феномен
самоубийства
в
китайском
простонародном
мировосприятии затрагивается в совместном
труде Сторожука А.Г.,
Корнильевой
и
Т.И.,
Завидовской
Е.А.
«Духи
божества
китайской
преисподней» в главах «Ады», «Вансы-чэн», «Гуй», «Департаменты Дунъюэ
Дади», а также в работе Яана Якоба Марии де Гроота «Демонология
Древнего Китая» в главе «Призраки, приводящие к самоубийству».
Поскольку изучение литературы Китая невозможно в отрыве от Трех учений
– конфуцианства, даосизма и буддизма, - для проработки проблемы была
также взята в научный оборот статья китайского ученого Тан И-цзе «Взгляд
на жизнь и смерть в конфуцианстве, даосизме и буддизме» (汤汤汤汤 情情情情情情情情
情情情 – 情情情情情情情1997情5 情情 / Тан И-цзе, Жу, дао, фо дэ шэн сы гуань нянь. –
Тяньцзинь шэхуэй кэсюэ, 1997. – Выпуск 5).
Цель исследования - рассмотреть тему самоубийства в прозаических
произведениях Фэн Мэнлуна.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
-
определены рамки понятия самоубийство;
-
изучена
научная
литература,
в
которой
ранее
частично
прорабатывалась обозначенная проблема, а также проблемы, сопряженные с
ней;
-
изучено происхождения, эволюции и особенностей жанра
китайской повести хуабэнь и нихуабэнь;
-
изучено восприятие самоубийства с точки зрения Трех учений
Китая, в особенности конфуцианства как учения, оказавшего наибольшее
влияние на творчество Фэн Мэнлуна;
-
изучена биография и творческое наследие Фэн Мэнлуна, а также
частично рассмотрена проблема определения целевой аудитории его
произведений в жанре подражательных хуабэнь;
-
изучено личное отношение Фэн Мэнлуна к смерти и феномену
самоубийства;
-
рассмотрены и проанализированы 30 повестей авторства Фэн
Мэнлуна на предмет наличия в них сюжетов, связанных с самоубийством;
-
проанализированы
особенности
сюжетов,
связанных
с
самоубийством;
-
проанализированы
слова,
словосочетания
и
обороты,
обозначающие самоубийство;
-
проведен анализ рассмотренных произведений по следующим
признакам: роль самоубийства в повествовании; наличие паранормальных
явлений в сюжетах, где происходит самоубийство; степень проявления
авторской мысли в сюжетах, связанных с самоубийством.
Объект исследования: прозаические произведения Фэн Мэнлуна.
Предмет
исследования:
особенности
прозаических произведениях Фэн Мэнлуна.
Методологическая база исследования:
- биографический метод;
- аналитический метод;
- теоретический метод;
- метод индукции;
Теоретическая база исследования:
темы
самоубийства
в
Теоретической базой данного исследования послужили следующие
работы:
Красильников, Р.Л. Танатологические мотивы в художественной
литературе: дисс. на соиск. уч. ст. док. филологич. наук (10.01.08), дата
защиты: 10 марта 2011 г. / Красильников Роман Леонидович – М., 2011. – 544
с.
Воскресенский, Д.Н. Литературный мир средневекового Китая:
китайская классическая проза на байхуа: собрание трудов. – Ин-т стран Азии
и Африки при МГУ. – М.: Вост. лит., 2006. – 622 с.
Сторожук, А.Г. Духи и божества китайской преисподней / Сторожук
А.Г., Корнильева Т.И., Завидовская Е.А. - СПб.: КАРО, 2012. – 464 с.
Торчинов Е.А. Жизнь, бессмертие и смерть в универсуме китайской
культуры
[Электронный
ресурс]
//
Режим
доступа:
http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/life_0.html, дата обращения 04.12.2017.
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Под ред. В.А.
Базарова. – М.: Мысль, 1994.
Yang Shuhui, Appropriation and representation: Feng Menglong and the
Chinese vernacular story. – USA: Center for Chinese Studies, the University of
Michigan, 1998. – 187 p.
Hanan, P. The Chinese Vernacular Story. – USA: Harvard University Press,
1981. – 276 p.
Hanan, P. The Chinese Short Story. Studies in Dating, Authorship, and
Composition. – USA: Harvard University Press, 1973. – 245 p.
Idema, L.W. Storytelling and the Short Story in China // T'oung Pao, Second
Series, Vol. 59. – Brill, 1973.
Hsu Pi-ching, A Reconsideration of Some Mysteries concerning Feng
Menglong's Authorship // Chinese Literature: Essays, Articles, Reviews (CLEAR),
vol. 28, Dec., 2006. - pp. 159 – 183.
Тан И-цзе, Жу, дао, фо дэ шэн сы гуань нянь. – Тяньцзинь шэхуэй
кэсюэ, 5 ци, 1997. [Электронный ресурс] (Тан И-цзе, Взгляд на жизнь и
смерть
в
конфуцианстве,
даосизме
и
буддизме
//
«Тяньцзиньская
социологическая наука», выпуск 5, 1997. 汤汤汤汤 情情情情情情情情情情情 – 情情情情情情情
1997 情 5 情 情 ) / Режим доступа: http://www.guoxue.com/wk/000259.htm, дата
обращения: 3.05.2017.
В основе эмпирической базы исследования лежат сюжеты повестей
Фэн Мэнлуна из сборников «Слово назидательное, мир наставляющее» (情情情
情 ), «Слово простое, мир предостерегающее» ( 情 情 情 情 ), «Слово бессмертное,
мир пробуждающее» (情情情情). В процессе исследования были использованы
двадцать повестей, которые доступны на русском языке в переводе Вельгуса
В.А. и Циперович И.Э. в сборнике «Жемчужная рубашка. Старинные
китайские повести», а также в переводе Воскресенского Д.Н. и Смирнова И.
в сборниках «Возвращенная драгоценность» и «Путь к заоблачным вратам».
Три сборника также доступны в полном переводе Ян Шухуэй и Ян Юньцинь
под названиями «Stories Old and New: A Ming Dynasty Collection», «Stories to
Caution the World: A Ming Dynasty Collection, volume 2», «Stories to Awaken the
World: A Ming Dynasty Collection, volume 3». Из англоязычной версии были
взяты две повести.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что,
основываясь на максимальном количестве доступных научных трудов по
теме, смежной с темой данного исследования, и источниках была изучена
тема самоубийства в прозаических произведениях Фэн Мэнлуна, ранее не
затрагиваемая ни в отечественной, ни в западной синологии, ни в
литературоведении КНР. Изучение научных трудов, касающихся творчества
Фэн Мэнлуна, позволили уточнить данные о целевой аудитории его
подражательных хуабэнь и выявить неоднозначность данного вопроса,
решение которого не менее важно для проведенного исследования, поскольку
целевая рассчитывая на определенную целевую аудиторию автор мог писать
оригинальные произведения или переписывать известные в прошлом сюжеты
хуабэнь в соответствии с требованиями читателя того времени. Результаты
исследования данного вопроса будут представлены на VIII Международной
научной конференции «Проблемы литератур Дальнего Востока», которая
состоится 24-28 августа 2018 г. Также было выявлено, что влияние
философской и литературной мысли автора, а также некоторых сведений из
его биографии на особенности сюжетов, в которых герои совершают
самоубийства, играет немаловажную роль. Свойственное автору восприятие
многих аспектов социальной жизни и творчества через призму «чувств» ( 情,
цин) сказалось на специфике сюжетов, в которых герой или героиня
совершает самоубийство ради того, чтобы в ином мире оказаться рядом с
любимым человеком и продолжать счастливую жизнь. Любовная связь Фэн
Мэнлуна с певичкой Хоу Хуэйцин, которая рассталась с ним, но навсегда
осталась в его сердце и тем самым вдохновила писателя на сочинение
тридцати стихов из серии «Поэзия о печали расставания» (情情情, Юань ли ши)
и шести стихов, которые были опубликованы в антологии «Новые мелодии с
Небес» ( 冯 冯 冯 冯 , Тайся синьцзоу), также повлияла на появление в
подражательных хуабэнь писателя сюжетов, описывающих самоубийство
высоконравственной героини-певички и самоотверженной жены/сестры.
Было подтверждено влияние конфуцианской морали на изображение
сюжетов, связанных с самоубийством в некоторых повестях Фэн Мэнлуна.
Так персонажи мужского пола – это чаще всего студенты или чиновники,
через самоубийства или угрозы самоубийством которых автор, апроприируя
роль рассказчика, выставляет их в негативном или позитивном свете и
морализирует на тему достойного поведения ученого мужа, чувства долга и
чрезмерного увлечения женщинами и вином. Было обнаружено также, что в
подражательных хуабэнь ( 冯 冯 冯 , ни хуабэнь) Фэн Мэнлуна, в отличие от
предшествующего им жанра простонародной литературы - рассказа о
необычайном (冯冯冯冯, чуаньци сяошо), которые автор данного исследования
рассматривал в статье «Тема самоубийства в сборнике рассказов «Тайпин
гуанцзи»» – реже встречаются сюжеты, отражающие одно из народных
верований китайцев в образование злого духа гуй на месте, где человек
покончил с собой. Выявлено использование автором темы самоубийства для
усиления эмоционального эффекта повествования: в речах персонажей
нередко можно обнаружить гиперболизацию выражения своих эмоций с
помощью угроз или высказывания желания убить себя; самоубийство в
некоторых произведениях не только вплетено в канву основной сюжетной
линии, но и выступает в качестве кульминационного момента повести. Были
найдены и проанализированы слова, обозначающие акт самоубийства, и
выявлена закономерность использования определенных слов в зависимости
от контекста, в котором герой убивает себя.
Теоретическая значимость результатов проведенного исследования
заключается в:
-
подтверждении теории о более значимом влиянии личности
автора на интерпретацию сюжетов, в частности таких, где происходит
самоубийство персонажа, в литературе поздней династии Мин;
-
выявлении
основной
специфики
сюжетов
подражательных
хуабэнь, содержащих описания самоубийств, угроз самоубийством и
намерений совершить самоубийство;
-
выделении новой проблемы изучения темы самоубийства в
других произведениях Фэн Мэнлуна, а также в комментариях автора в
оригиналах источников для осуществления полноценного анализа и
выявления более точных статистических данных по обозначенной проблеме.
Практическая
значимость
данных
результатов
заключается
в
возможности применения их в процессе обучения в рамках курсов по
литературе Китая.
В ходе работы были получены следующие результаты:
- Выполнен анализ двадцати двух сюжетов повестей Фэн Мэнлуна из
сборников «Слово назидательное, мир наставляющее» ( 情 情 情 情 , Юй ши мин
янь), «Слово простое, мир предостерегающее» ( 情 情 情 情 , Цзин ши тун янь),
«Слово бессмертное, мир пробуждающее» (情情情情, Син ши хэн янь);
- Выявлены следующие данные: 1) из двадцати двух сюжетов
четырнадцать имеют в своей канве самоубийство или упоминание о
самоубийстве (угрозу или размышления персонажа); 2) в восьми из
четырнадцати сюжетов самоубийство является ключевым поворотом, в
четырех из восьми сюжетов момент самоубийства является их кульминацией;
3) лишь два сюжета из четырнадцати прямо или косвенно отражают
народные
верования
китайцев
в
духов
гуй,
образующихся
после
самоубийства; 4) из четырнадцати сюжетов в девяти случаях самоубийство,
попытка самоубийства или угроза совершить самоубийство инициируются
женщиной, в шести сюжетах – мужчиной.
- выявлены следующие закономерности: Фэн Мэнлун как автор
произведения постоянно находится в его тени, об этом свидетельствуют
многочисленные псевдонимы, которые он использовал для подписи
произведений и комментариев к ним, однако личные идеи автора, а именно
превознесение важности «чувств» (情, цин), выраженная в том, что «если ты
еще живешь, когда любовь мертва, то ты перестаешь быть человеком; а если
мертв, когда живет любовь - ты более не призрак», заметно сказывается на
особенностях
сюжетов,
связанных
с
самоубийством.
Имеет
место
романтизация данного явления в повестях, где тема «искренних чувств»
играет значимую роль в повествовании. Кроме того, автор нередко прибегает
к теме самоубийства для большей драматизации ситуации или эмоций
персонажа, вкладывая в его уста угрозы самоубийством или детально
описывая
его
глубокие
эмоциональные
повествованию
психологизма.
Было
определенных
самоубийств
используются
переживания,
выявлено,
что
для
определенные
добавляя
описания
слова,
словосочетания и обороты, которые нередко содержат оценку происходящего:
такие слова, как 情情 (цзы сы) – умертвить себя, 情情 (цзы цзинь) – покончить с
собой, 情情 (цзы и) – удавиться, 情情 (дяо сы) - повеситься, 情情 (тяо шуй), либо 情
情 (тоу шуй), либо 情 (тяо) + сущ. со значением водоема или реки, либо 情情 (фу
шуй) – прыгнуть в воду, кинуться в воду, утопиться, 情情情情 (бу ши эр сы) – не
ел и умер, 情情情情 (цзы вэнь эр сы) – зарезал себя и умер, 情情情情 (чу цзе эр сы) –
размозжить голову и умереть, 情情 (чжуй лоу) – кинуться со здания, - все не
являются никак эмоционально окрашенными, и большая часть из них лишь
уточняет способ самоубийства; наоборот, 情 情 (ми сы) – искать смерти, 情 情
(шэ мин) – жертвовать жизнью, 情 情 (юнь мин) – пасть, погибнуть, 情 情 情 情
(сюнь тяо сы лу) – искать путь гибели, 情情情 (сюнь дуань цзянь) – дословно
«искать то, что в поре зрения», выбирать простейший путь, который первый
приходит на ум, 情 情 (юань цзи) – погрузиться в паринирвану, - являются
словами более высокого стиля и используются в сюжетах, где самоубийство
описывается автором как благородный поступок во имя любви, дружбы или
другой цели, или как верный способ избавления от страданий, которые сулит
им дальнейшее существование, или стыда;
- полученные результаты позволяют лучше понять культуру Китая,
подтверждают увеличивающуюся с течением развития литературы роль
авторской мысли в формировании особенностей художественной литературы,
раскрывают неоднозначное восприятие феномена самоубийства китайцами
того времени, зависящее от контекста случившего, социального положения
персонажа и ситуации в целом.
Список работ, в которых опубликованы основные положения
выпускной квалификационной работы:
1) Миронова Т.С. Тема самоубийства в сборнике рассказов «Тайпин
гуанцзи»
/
Проблемы
литератур
Дальнего
Востока.
VII
Международная научная конференция. 29 июня – 3 июля 2016 г.:
Сборник материалов / Отв. Ред. А.А. Родионов, А.Г. Сторожук, Цянь
Чжэньган. – СПб.: Изд-во Студия «НП-Принт», 2016. – Т.1. – с. 456.
2) Миронова Т.С. Смерть и самоубийство с точки зрения
конфуцианства / Россия – Китай: история и культура: сборник статей
и докладов участников X Международной научно-практической
конференции. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2017. – с.
393.
3) Миронова Т.С. Сборники рассказов Фэн Мэнлуна: «низкая»
литература как отражение простонародного мировосприятия / Азия
и Африка: Наследие и современность. XXIX Международный
конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и
Африки, 21-23 июня 2017 г.: Материалы конгресса / Отв. ред.: Н.Н.
Дьяков, А.С. Матвеев. – СПб.: Изд-во Студия «НП-Принт», 2017. –
Т.2. – с.432.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв