Теории исторической памяти: опыт переложения концепций Яна Ассмана и Пьера Нора на монгольские тексты XIII века (на основе "Сокровенного сказания монголов")

Теория исторической памяти как относительно недавний методологический разворот в исторической науке ещё нуждается в апробации данных теоретических положений на конкретном эмпирическом материале. В связи с чем, формы проявления и основные тенденции развития исторической памяти кочевых обществах являются актуальными задачами научной среды. В основе работы лежит анализ монгольского общества середины XIII века. Интерес к данному типу общества обусловлен как необходимостью выработки методологии работы концептов исторической памяти кочевых сообществ, так и значимостью фигуры Чингисхана и Монгольской империи для всеобщей истории. Общественно-политическая актуальность темы выражена в том, что образ Чингисхана активно используется как элемент исторической политики со стороны среднеазиатских государств. В современном понимании фигура Чингисхана раскрывается как великий политик и стратег, объединивший монгольские племена и репрезентировавший монгольскую идентичность. Помимо этого стоит отметить и практико-прикладную актуальность исследования, которая связана с изучением феномена памяти в кочевом сообществе монголов, что может быть использовано как фактор для развития регионального туризма и понимания национальных особенностей монгольского общества. А также построения эффективного диалога между культурами. Целью исследования определение эвристического потенциала границ переложения теорий Яна Ассмана и Пьера Нора к средневековым кочевым обществам, под которыми в работе рассматривается монгольское общество середины XIII в. Методологическая база исследования включает в себя как общенаучные методы исследования, так и специально-исторические методы. К общенаучным методам данного исследования стоит отнести дедукцию, индукцию, систематизацию, классификацию, причинно-следственный анализ. К специально-историческим методам можно отнести: сравнительно-типологический метод, структурно-диахронный, сравнительно-исторический, метод контент-анализа, а также методологическими принципами и установками следующих учёных: Я. Ассмана, П. Нора, П. Хаттона, А. Ассман, Л.П. Репиной и А.Г. Юрченко. В ходе исследования были получены следующие результаты. Первое, можно говорить о том, что к 1240 гг. фигура Чингисхана становится «фигурой памяти», которая осмысливалась в контексте объединения разрозненных племён и основания Монгольской империи. В «Сокровенном сказании монголов» были аккумулированы существовавшие мифологемы коллективной памяти в единый образ Чингисхана. Этот источник положил начало процессу канонизации образа Чингисхана в монгольском сознании как объединяющего фактора всей империи. Однако следует отметить неоднозначность образа Чингисхана в начале процесса канонизации. Данный тезис подтверждается на основе контекстно-тематического контент-анализа «Сокровенного сказания монголов» и «Романа о Чингисхане». Сравнение иллюстрирует существование дихотомии в восприятии образа Чингисхана как «фигуры памяти» в середине XIII века, что интерпретировано как репрезентация «горячих» элементов памяти. Завершением процесса канонизации и формирования «мифа о Чингисхане» вполне релевантно считать летопись «Алтан Тобчи», в которой мифологемы XIII века воспроизведены в качестве основной канвы исторических событий деятельности Чингисхана. Второе, переложение концепции Пьера Нора было сфокусировано на рассмотрении отдельного кейса монгольской мир-системы как «места памяти» в историческом сознании элиты империи Чингисхана. В качестве иллюстрации в исследовании была рассмотрена гора Бурхан-Халдун как «место памяти» в монгольском обществе. На основе проведённого качественного и количественного контент-анализа была выявлена и сформулирована тенденция упоминания данной горы на протяжении всего процесса формирования канона изображения образа Чингисхана в монгольском мире. Также, на основе проведённого анализа было выявлено то, что если легендарная история монгольских племён локализована привязкой к данной горе, то расширение географического ареала обитания во многом способствовало разрыву монгольского общества с привычной средой обитания. А значит и сакральными объектами традиционного монгольского мира – «местами памяти», значение которых постепенно уменьшалось, что не раз отмечалось в процессе исследования. Таким образом, исследование расположено в русле интеллектуальной истории и основывается на широкой историографической и методологической работе с различными подходами по изучению теории памяти. Анализ теоретических положений концептов Яна Ассмана и Пьера Нора позволяет выделить основные категории исторической памяти для последующей работы с эмпирическим материалом. Переложение данных теорий на конкретный исторический материал, а именно - средневековое монгольское общество, репрезентирует эвристический потенциал данных теорий, на основе изучения которых были выработаны параметры для последующего анализа категорий исторической и культурной памяти других кочевых обществ.

История. Исторические науки
Дипломы

Вуз: Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)

ID: 5f45f438cd3d3e000171fb04
UUID: a1aa2450-c98b-0138-2117-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 45

10.9

Мунько Анастасия

Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,0 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет