ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(СПбГУ)
Институт философии
Кафедра культурологии, философии культуры и эстетики
Зав. кафедрой Культурологии,
Председатель ГАК, директор
АНО «НИИ Стандартизации музейной
деятельности», д.ф.н.,
философии культуры и эстетики
д.ф.н. Соколов Б. Г.
Шестаков В. А.
_______________________
_________________________
Выпускная квалификационная работа на тему:
Трансформации театральной архитектуры в Италии
По направлению подготовки – 033000 Культурология
Рецензент:
Выполнил студент
к. культурологии, ст.преподаватель
Антипова Надежда Анатольевна
Коленько Сергей Геннадьевич
Научный руководитель:
к.ф.н., ассистент
_________
Могилевич Мария Николаевна
___________
Санкт-Петербург
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Истоки
итальянской
театральной
архитектуры………………………………………………………………6
1.1 Архитектура античного театра……………………………..…….….6
1.2 Церковный театр в Средние века…………….…………………….
2. Возрождение античных традиций в создании театров………..……..
2.1 Дворцовые театры………………………….......……………………
2.2
Палладио
и
влияние
палладианства
на
архитектуру
театра………………………….…………………………………….…….
3. Итальянская
опера
и
её
влияние
на
театральную
архитектуру………………………………………………………………
4. Альтернативные
формы
театральной
архитектуры
в
XX
веке………………………………………………………………….…….
Заключение……………………………………………………………….……..
Список литературы………………………………………………………….…
Приложения……………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Театр – один из самых сложных феноменов мировой культуры, вобравший в
себя множество видов искусств.
Архитектура в целом многое может сообщить о представлениях человека о
мире в ту или иную эпоху. Архитектура театра является во многом
особенной. Как и любой другой вид архитектуры, она на протяжении всего
времени
своего
развития
служила
удовлетворению
потребностей
в
организации зрелищных представлений той или иной эпохи. Через зрелища,
через
организацию
мировоззрения.
пространства
Театральная
для
них
архитектура,
выражались
сначала
особенности
формируемая
под
влиянием общества, после, через свои существующие формы, оказывает
влияние уже на развитие этого самого общества.
В XX веке, ознаменованном радикальными изменениями во всех сферах
жизни общества, появлением множества новых изобразительных форм,
социокультурных
течений,
театр
и
театральная
архитектура
были
подвергнуты глобальному переосмыслению. И можно с уверенностью
сказать, что даже сегодня этот процесс продолжается.
Предметом данной работы является театральная архитектура, ее место и
трансформации в культуре Италии.
В связи с этим нужно исследовать социальные и культурные особенности
формирования театральной архитектуры и проследить ее дальнейшее
развитие.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение
взаимовлияния зрелищных форм на архитектурные пространства, а также
анализ социокультурного аспекта театральной архитектуры в Италии.
Задачи ВКР:
1. Исследовать истоки возникновения театральной архитектуры
2. Выявить и дать характеристику основным этапам развития театральной
архитектуры в Италии
3. Проанализировать социокультурный аспект театральной архитектуры.
4. Рассмотреть новые формы театральной архитектуры, появившиеся в
XX веке
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Культурно-исторический метод исследования
Актуальность работы заключается в том, что в современном искусстве
и культуре непрерывно происходят процессы поисков новых форм и
выразительных средств. Поиски альтернативных способов организации
театральных пространств приводят к изучению и возрождению
театральных традиций прошлого, в частности к традициям античности.
1. ИСТОКИ ИТАЛЬЯНСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ
АРХИТЕКТУРЫ.
1.1 АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОГО ТЕАТРА.
Театр и как архитектурная форма, и как сценическое искусство, прошел
длинный и сложный путь становления и трансформаций, прежде чем достиг
своего нынешнего состояния, которое, впрочем, постоянно продолжает
изменяться. Немалую роль в этом сыграла Италия. Для создания более
полной картины развития театральной архитектуры, следует обратиться к ее
истокам.
Территория Аппенинского полуострова ко времени основания Рима в 753
г. до н.э. были заселена различными племенами, находившимися на самых
разных уровнях культурного развития, среди которых особенное значение
для римской культуры имели этруски. Именно у этой цивилизации были
частично заимствованы идеи и формы для первых зрелищ и представлений.
Таковыми были фесценнины, представления, появившиеся около V в. до н.э.,
которые устраивались традиционно после окончания уборки урожая. Помимо
приношений богам, две группы крестьян, исполняя шутливые песни,
соревновались друг с другом в колкости и изощренности шуток. В этих
песнях отразилась борьба социальных групп патрициев и плебеев,
продолжавшаяся с V по III вв. до н.э. С этих первых крестьянских
праздников в Древнем Риме начинается постепенное формирование
драматического искусства.1
Другой формой зрелищ, идея которых также была заимствована от этрусков,
были сатуры. Первые подобные представления относятся к 364 г. до н.э.,
которые, по свидетельству Тита Ливия были устроены для получения
1
Головня В. История античного театра. – М., 1972.С. 284
милости богов и избавления Рима от смертельной эпидемии. Сатуры
представляли собой ритмичные танцы под музыку, которые позднее
дополнились стихами и пением.1 Значительную часть проводимых массовых
зрелищ в Риме составляли игры и гладиаторские бои, которые имели
несравненно большую популярность у публики.
В IIIв. до. н.э происходят ключевые для римской культуры события,
оказавшие также сильное влияние на становление и развитие римского
театра. Рим начинает завоевание южных территорий Аппенинского
полуострова, Кампании, Апулии и Лукании. В 70-е годы III века до н.э. был
захвачен греческий город Тарент, позднее, в ходе Пунических войн, были
также подчинены греческие колонии на Сицилии и Севере Африки.2 Начался
процесс проникновения греческой культуры во все сферы жизни римского
общества.
Возрастает значение и ценность греческого языка, владение которым
становится признаком образованности и причастности к высшим кругам
общества. В 240 г. до н.э. победа Рима в Первой пунической войне была
отпразднована масштабными торжествами, частью которых было решено
сделать постановку трагедии, написанной по образцу греческой, на
латинском языке. Это было осуществлено Луцием Ливием Андроником,
греком, жившим в Таренте, который был приглашен в Рим для обучения
детей знатных граждан греческому языку. Для празднества в 240 году им
была переведена «Одиссея» Гомера.
Специфика римского театра заключалась в коренном различии между
природой зрелищ у римлян и греков. В Греции правом принимать участие в
представлениях были наделены только граждане, это считалось почетным,
поскольку во время некоторых из них они могли продемонстрировать как
1
Каллистов. Античный театр. С. 159.
2
Линтнер Италия, история страны. С.47
свою физическую силу и ловкость, так и мастерство в поэзии и музыке.1
Такое отношение было связано с тем, что истоки греческого театра восходят
к культовым празднествам в честь бога Диониса и все представления, так или
иначе, имели религиозное значение.
В Риме, напротив, зрелищам в первую очередь отводилась развлекательная
роль, они проводились регулярно, отличались чрезвычайной пышностью и
главной целью имели как можно сильнее увлечь и поразить толпу. Во время
праздников
помимо
театральных
представлений,
устраивались
бои
гладиаторов и цирковые соревнования, имевшие значительно большую
популярность у зрителей. Профессия актера считалась позорной для
римского гражданина, поэтому в спектаклях играли преимущественно рабы и
вольноотпущенники, которых по окончании в зависимости от того,
понравилось ли зрителям их исполнение, могли наградить или же высечь на
публике.2
Несмотря на популярность и разнообразие форм театральных представлений,
а также на значимую роль, которую они играли в культурной жизни
римского общества, долгое время не существовало постоянных зданий для их
проведения. Театральные постройки носили временный характер, строились
из дерева и разбирались после окончания представления. Устройство
сидячих мест для зрителей также не было постоянной практикой. По словам
Тацита «..ранее наспех сколачивали ступенчатые трибуны для зрителей и
временную сцену, а если глубже заглянуть в старину, то народ представления
стоя, ибо опасались, что, если в театре будут сидения, он станет проводить в
нем целые дни в полном безделье»3
1
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима
2
Каллистов Д.П. Античный театр. С. 172
3
Тацит Анналы. Кн.XIV. 20
В 154 г. до н.э. сенатом было сделано постановление, по которому
запрещалось устраивать в театрах сидения для зрителей, так как это
признавалось демонстрацией изнеженности граждан. Это постановление
вышло, вероятно, вследствие попытки цензора Кассия сделать сидения в
построенном им театре, который мог бы стать первым постоянным каменным
театром Рима, но был разрушен.1 Подобные действия консервативно
настроенного
сената
можно
объяснить
опасениями,
связанными
с
проникновением греческих традиций в римскую культуру, которые могли
развратить традиционное римское общество.2
История постоянных каменных театральных зданий в Италии начинается в
первой половине I в. до н.э. Несмотря на то, что при их строительстве за
образец были взяты греческие традиции театрального зодчества, уже в
первых
римских
характерные
театрах
именно
для
присутствуют
римского
отличительные
типа
организации
особенности,
театрального
пространства.
Представляется важным рассмотреть более подробно устройство греческих
театров. В нем можно выделить три основных структурных элемента,
которые, с некоторыми изменениями, сохранились и в современных театрах это орхестра, скена и театрон. Орхестра представляла собой круглую
площадку, расположенную в центре театра, которая предназначалась для
хора, обязательного участника греческих представлений. Поскольку они
было неразрывно связаны с культом Диониса, посередине орхестры часто
устанавливался жертвенный алтарь.3
Скена появилась в первой половине V в. до н.э. и располагалась за орхестрой,
по касательной к ее окружности. Изначально это было временное деревянное
1
Frank Sear Roman theatres An Architectural Study.- Oxford, 2006.- P.56
2
Ibid P. 57
3
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.
небольшое строение, которое служило местом для переодевания актеров и
хранения реквизита. Позднее, в середине V в., ее стали делать каменной,
достаточно высокой, до 5 метров в высоту, а переднюю часть использовать
для оформления спектакля. Вероятно, декорации представляли собой
расписанные куски ткани, которые закреплялись на стене на время
проведения представлений.
По бокам скена была ограничена двумя
выступами – параскениями, назначение которых заключалось в улучшении
акустики в театре.
Развитие драматического искусства и увеличение количества действующих
лиц в пьесе потребовало и увеличения размеров пространства для актеров.
Так, между орхестрой и скеной появляется новый элемент – просцений,
ставший
прообразом
современной
сцены.
Просцением
называлась
пристройка перед скеной, крыша которой вскоре стала служить, вместо
орхестры, площадкой для игры актеров и в высоту могла доходить до 3
метров.1
Театрон -
ряды сидений для зрителей - располагался по другую,
противоположную скене, сторону орхестры, на склоне холма, полукругом
охватывая орхестру. Он имел два или три яруса, которые отделялись
широким проходом – диазомой. Вертикальные проходы, идущие от
орхестры, по которым зрители проходили к своим местам, также делили
театрон на сектора.
При строительстве театров в Риме все эти элементы были сохранены, но с
некоторыми
изменениями,
учитывающими
особенности
римских
театральных представлений, а также
В 55 г. до н.э. по приказу Гнея Помпея Великого, древнеримского
государственного деятеля и полководца, в Риме был заложен первый
1
Бархин Г.Б. Архитектура театра – М., 1937. – С. 10
постоянный каменный театр. Построенный по образу греческого театра в
Митилене, он превосходил его по размерам и вмещал в себя до 20 тыс.
зрителей1. Одной из главных особенностей, отличавших этот театр от
греческих построек, было его расположение – он был сооружен на ровной
поверхности и опорой мест для зрителей служили каменные сводчатые
конструкции.
Такие конструкции позволили не зависеть от особенностей ландшафта при
выборе
места
для
строительства
зрелищных
сооружений,
а
также
способствовали превращению театральной постройки в самостоятельное
здание.
Другим значительным для истории театральной архитектуры сооружением
является театр Марцелла, строительство которого было начато Юлием
Цезарем в 44 г. до. н.э и окончено при Августе в 12 г. до н.э. Театр вмещал до
15 тыс. зрителей и имел в диаметре около 120 метров. До наших дней от
театра дошла небольшая часть двухъярусных наружных сводов.
При рассмотрении планов этих двух театров можно заметить также другие
характерные особенности. Поскольку римские театральные представления не
имели в своей природе связи с религиозными культами, как это было в
Греции, а следовательно в них не принимал участие хор, изменяется форма и
предназначение орхестры. Она становится полукруглой формы, уменьшается
в размерах и на ней располагаются места для знати.
Театрон, получивший в римском театре название кавея, также претерпел
некоторые изменения. Ряды сидений приняли более строгую полукруглую
форму и были разделены вертикально на 4, 5 или 6 частей, а горизонтально
на 3 зоны, каждая из которых предназначалась для определенного
1
Бархин Г.Б. Архитектура театра – М., 1937. – С. 12
социального слоя граждан, верхние ряды - для рабов, средние - для плебеев,
нижние – для почетных граждан1.
Для того чтобы ускорить попадание зрителей в театр, а также обеспечить
минимальный контакт между представителями разных общественных групп,
в римских театрах организовываются внутренние лестницы, сооружение
которых стало возможным благодаря многоуровневым сводам, служившим
опорой зданий.2
В V книге своего трактата об архитектуре Витрувий пишет: «…получится
помост (просцениума - курсив мой), который следует делать шире, чем у
греков, потому что у нас все артисты действуют на сцене, орхестра же
предназначена для сенаторских мест. Высота этого помоста не должна быть
больше 5 футов (1.47 метра – курсив мой), чтобы сидящие в орхестре могли
следить за движением всех исполнителей».3
Для более детального
рассмотрения изменений, произошедших с просцениумом и сценой,
обратимся к наиболее хорошо сохранившемуся до наших дней римскому
театру в г. Оранж на Юге Франции.4
Театр был построен в I в. до н.э. и являет собой чистый образец римской
театральной
архитектуры.
При
постройке
театра
использовались
естественные условия ландшафта, центральная часть кавеи опирается на
склон холма, каменные своды поддерживают остальные. Фасад театра
образует обратная сторона скены. Просцений, на который с орхестры
переносится игра актеров, становится значительно ниже и в высоту
составляет 1,65 м, в ширину – около 61 м.
1
Frank Sear Roman theatres An Architectural Study.- Oxford, 2006.- С. 3
2
Бархин Г.Б. Архитектура театра – М., 1937. – С. 12
3
Витрувий Об архитектуре. Vт., VIгл., С. 87
4
См. прил. 3, 4.
Стена скены, высотой в 37 м, была богато украшена тремя рядами колонн
коринфского ордера, в нишах между которыми были установлены статуи.
Одна из статуй, изображает римского императора Августа. В нижнем ярусе
скены, по центру, располагалась Королевская дверь, через которую
появлялись и уходили главные герои представлений. По сторонам от нее
сделаны ниши, в которых устанавливались статуи, одна из них изображает
римского императора Августа.
В отличие от греческого театра, в котором в качестве декораций
использовались расписанные куски ткани, которые закрепляли на стене
скены, в театре Оранж основной декорацией была стена скены, что объясняет
ее пышное убранство и
С двух сторон сцену ограничивают высокие, напоминающие башни
сооружения, помещения в которых одновременно использовались как фойе
для зрителей и пространство для хранения бутафории.
Для защиты сцены и декораций от повреждений, а также для улучшения
акустики над просцением римлянами была сконструирована деревянная
система перекрытий, о чем свидетельствуют сохранившиеся в верхней части
скены отверстия для кронштейнов.
Римский театр в Оранже представляет собой значительный шаг на пути
формирования театрального здания. В его архитектурной композиции
отчетливо заметно стремление к созданию замкнутого, самостоятельного
театрального пространства, которое осуществится лишь более чем через
десять столетий.
За оставшийся период существования Римской империи в область именно
театральной архитектуры не было внесено значительных новшеств.
Греческие драматические традиции не стали для римской культуры таким же
естественным элементом, какими были массовые зрелища, конные бега,
гладиаторские бои. Коренное различие характеров двух культур, римской –
воинственной,
отчасти грубой и греческой – рефлексирующей, более
внимательной к человеческим переживаниям, отразилось на выборе, который
сделали римляне в пользу дальнейшего развития массовых зрелищ, более
подходящих их нравам.
Архитектура
античных
театров
значительно
повлияла
на
развитие
европейского театра и по настоящий день продолжает быть образцом
совершенной формы организации театра, превзойти которую за всю
многовековую историю не удалось.
Как в греческом, так и в римском театре, благодаря конусообразной форме
зрительного зала, были решены основные задачи, стоявшие перед ними:
создание одинаковых для всех зрителей условий видимости и слышимости
происходящего на сцене, вне зависимости от того, какие места они занимали.
ЦЕРКОВНЫЙ ТЕАТР В СРЕДНИЕ ВЕКА
Во времена римской империи моральные устои римлян значительно
ослабели. Гражданские войны, бесчестие и безнаказанность приближенных к
власти оказали пагубное влияние на общество. Театральные представления,
так и не ставшие полноценной частью римской культуры, постепенно
уходили со сцен театров, которые приспосабливали для проведения
гладиаторских боев, чья популярность среди народа все больше возрастала.
В IV-V вв. начинается период завоевания территорий Западной Римской
империи племенами остготов, гуннов и других народностей. В V в.
рабовладельческий строй Римской империи сменился новой социальноэкономической формацией – феодализмом. Социальная борьба в обществе,
на этот раз между феодалами и крепостными, а также противоречия
религиозного и реалистического народного мировоззрения легли в основу
средневекового театра. Церковь боролась с устоями и культурными
традициями античности, и стремлением народа к радостному ощущению
жизни. Театру и как культурному феномену, и как форме архитектуры
предстояло снова пройти процесс развития и возродиться в новом виде.
Жанры средневекового театра разделяются на два направления, те, которые
основываются на обрядовых играх, площадных фарсах, выступлениях
гистрионов, и те, что основываются на литургических драмах и мистериях. В
этих направлениях отчетливо заметны проявления идей и тенденций борьбы
дворянства и духовенства против крестьянства.
В период раннего средневековья общество, несмотря на принятие
христианства, сохраняло крепкую связь с языческими верованиями. В
деревнях, где жила большая часть населения, продолжали отмечать танцами
и песнями приход нового времени года или начало сбора урожая. Несмотря
на преследования церкви подобных сельских празднований, они продолжали
быть частью народных традиций.
Постепенно, такие народные праздники начали обогащаться элементами
реальной жизни, трудовой деятельности крестьян, утрачивали культовый
смысл, становились массовым развлекательным зрелищем. Так как они
продолжали оставаться на достаточно примитивном уровне, не содержали
поэтические формы, не выражали гражданские идеи и подвергались
преследованию церкви, то было бы неверным сказать, что такие зрелища
дали начало средневековому театру. Однако народное начало в театральных
представлениях было представлено, но несколько иной зрелищной формой.
В городах доступные для населения зрелища ограничивались выступлениями
мимов, акробатов и дрессировщиков зверей, с которыми безуспешно
боролась церковь. Также еще один значительный феномен средневековой
культуры
–
публичные
смертные
казни
на
городских
площадях,
проходившие под руководством служителей церкви, феодалов, на которые
собиралась посмотреть большая часть населения города и окраин.1
Одним из самых впечатляющих зрелищ для простого человека было
церковное богослужение. Богатое убранство храма, песнопения и обряды
производили сильное впечатление. Поняв невозможность искоренения
народных зрелищ, церковью было решено устраивать театрализованные
мессы в церквях, во время которых в лицах зачитывались фрагменты из
Священного писания.
Традиционно они Так, в IX веке, возникает
литургическая драма.
Действие представлений разворачивается внутри церковного помещения,
возле алтаря, для наиболее значительных моментов в центре устанавливался
невысокий помост. Пространство здания активно осваивается и используется
в постановках для усиления зрелищности и привлечения публики.
Появляются костюмы, начитают использоваться различные вспомогательные
средства, простейшие подъемные механизмы, например, для демонстрации
1
История зарубежного театра. Т.1. С.82
вознесения Христа, производившие должное впечатление на неискушенную
средневековую публику.1
В постановках литургических драм использовался значимый для истории
театра сценографический прием. В постановках были задействованы все
церковные помещения. Структура церкви - подпольные сооружения, склепы,
основное пространство и купол -
соответствовала трем главным местам
действия Священного писания – аду, земле и раю. В полу делались люки, из
которых появлялись актеры, исполнявшие роли дьяволов и грешников.
В организации одного из представлений в церкви Сан Феличе во Флоренции
в середине XVI в., устраиваемого в честь праздника Благовещения, принимал
участие итальянский архитектор Филиппо Брунеллески, которому было
заказано изготовление конструкции, которая бы символизировала рай. Она
представляла собой деревянную полусферу, с несколькими площадками для
детей-актеров, изображающих ангелов, над которыми, будто звездное небо, в
несколько уровней располагались светильники. Конструкция была скрыта от
зрителей створками, которые во время представления раздвигались, являя
публике вращающуюся сферу, из центра которой опускалась еще одна
светящаяся сфера, символизирующая явление Архангела Гавриила деве
Марии. Можно представить, какой ошеломляющий эффект оказывало на
зрителей подобное действо.
К XII веку сформировывается новый принцип организации сценического
пространства
– симультанная сцена, применявшийся также в уличных
представлениях. Несколько неподвижных декораций располагались в
помещении церкви, которое к этому времени уже оказывается полностью
задействованным, и актеры, при смене места действия, переходили от одной
площадки к другой. Разграничение пространства между зрителями и сценой в
таких представлениях было достаточно условным.
1
Там же. С.85
Первоначальный замысел литургической драмы был в привлечении людей на
церковные службы, но с развитием жанра запросы зрителей начали расти,
пространства
сцены
становилось
недостаточно,
и
церковный
театр
переносится из здания храма сначала на паперть, а затем и на улицы города.
Вместе с этим меняется характер представлений, отдаляется от евангельских
сюжетов. Происходит его слияние с другими, сохранившимися, несмотря на
преследования церкви, формами уличных представлений.
Уличный театр эпохи Средневековья был представлен действами самого
разнообразного содержания, в большинстве своем комического. Но одним из
существенных элементов средневекового театра, объединяющего собой и
церковные
драмы,
и
сатирические
народные
представления,
был
сформировавшийся к XII веку новый принцип организации сценического
пространства
– симультанная сцена. Несколько неподвижных палаток-
декораций располагались невдалеке друг от друга, и актеры, при смене места
действия, переходили от одной площадки к другой.
Как таковое разграничение пространства между зрителями и сценой в таких
представлениях
практически
отсутствовало.
Средневековый
театр
характеризовался отсутствием единства места и времени – не имея
постоянной площадки, зрители хаотично располагались перед помостами,
где играли актеры,
их
внимание постоянно переключалось между
декорациями.
Достижениям в области науки и искусства, которые к XV-XVIвв. суждено
было сыграть решающую роль в дальнейшем развитии театрального
искусства и архитектуры.
ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОЗДАНИИ
ТЕАТРОВ.
2.1 ДВОРЦОВЫЕ ТЕАТРЫ.
К XV в. популярность театральные представления набирают не только у
массового зрителя, но также у знатных слоев населения. Для постановок
используются
дворцовых
преимущественно
садов или
частично
внутренних
дворов,
крытые
где
помещения
устанавливаются
временные подмостки. Особое внимание в таких спектаклях уделялось
декоративному оформлению сцены, поистине огромных
успехов
достигает искусство сценографии. В оформлении декораций нередко
приглашались лучшие мастера эпохи Возрождения: Брунеллески,
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Мантенья.1
1
История зарубежного театра. Театр западной Европы. – М.,1971. С.119.
2.2.
ПАЛЛАДИО
И
ВЛИЯНИЕ
ПАЛЛАДИАНСТВА
НА
АРХИТЕКТУРУ ТЕАТРА.
Постоянно
возрастающая
популярность
дворцовых
театральных
представлений среди знатных граждан способствовала тому, что в 1528 г. в
Ферраре было осуществлено строительство первого с римских времен
постоянного театрального здания.
Интерес к античной культуре, в том числе к традициям театрального
зодчества, воплотился в планировках новых театров. В 1545г. выходит
написанная архитектором Себастьяно Серлио книга «Об архитектуре», в
которой он излагает принципы Витрувия, перерабатывая их для условий
сооружения придворных театров
Проект Серлио совмещал в себе элементы античного театра и современной
ему традиции живописного декорирования сцены. Пространство театра им
делилось на три чати – сцену, небольшое пространство перед ней и
зрительны зал. Планировка зала, так как он должен был находиться внутри
дворцового помещения, имела форму прямоугольника. Зрительный зал
представлял собой амфитеатр с ранговым делением рядов. Из римского
театра им также была взята в неизменном виде орхестра, с тем, чтобы пустое
пространство перед зрительным залом создавало бы оптическую иллюзию.
Сцена в плане делилась на две части, одна из которых использовалась для
игры – просцениум, а вторая – задняя часть сцены – для установки
декораций1
Серлио в качестве декораций на сцене предполагал расположить по боковым
сторонам дома, которые бы создавали впечатление настоящей уличной
перспективы,
1
уменьшаясь
в
История зарубежного театра. Театр западной Европы. – М.,1971. С.121.
своих
размерах.
3.
ИТАЛЬЯНСКАЯ
ОПЕРА
ТЕАТРАЛЬНУЮ АРХИТЕКТУРУ.
И
ЕЁ
ВЛИЯНИЕ
НА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема,
посвященная изучению истоков и особенностей развития театральной
архитектуры в Италии. Театральная архитектура, наряду с множеством
других
результатов
деятельности
человека
в
сфере
искусства,
представляет собой большой интерес для изучения. Зародившись еще в
античные времена, на протяжении всего процесса своего развития она
отражала изменения, происходившие в социально-культурной жизни
общества.
Театральная архитектура является богатым источником для изучения
особенностей тех или иных эпох. В выразительных средствах архитектуры
фиксировалось
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бархин Г.Б. Архитектура театра. – М., 1947.
2. Базанов В.В. Техника и технология сцены. – Л., 1976.
3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса.- М., 1965.
4. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В 2 книгах.
Книга 1. От истоков до середины XX века. – М., 1997.
5. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи возрождения. – Л., 1973.
6. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей
и зодчих. – М., 2008.
7. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.
8. Витрувий Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. Ф. Петровского.
Изд. 4-е.- М., 2010.
9. Всеобщая история архитектуры в 12т. – М., 1973. Т.2
10.Всеобщая история театра. – М., 2012.- 576 с.
11. Гвоздев
12. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.
13. Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 2: Средневековый мир. – М., 1999.
14. Гутнов А. Е. Мир архитектуры, язык архитектуры. – М., 1985.
15. Дживелегов А.К. Искусство итальянского Возрождения. – М., 2007.
16.Дживилегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра.
- М., 1991.
17. Извеков Н.П. Сцена. – М., 1935.
18. Каллистов Д.П. Античный театр. – Л., 1970.
19. Линтнер В. Италия. История страны / Пер. с англ. А. Демина. – М.,
2007.
20. Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Статьи по семиотике культуры и
искусства. – СПб, 2002. С. 388-435.
21. Орлова Е.В. Сущностные характеристики театрального пространства и
пространства театра // Аналитика культурологии. 2010. №18.
22. Палладио А. Четыре книги об архитектуре / Пер. с итал. И.В.
Жолтовский. – М., 2006.
23. Портнова Т.В. Архитектура театров мира: становление и эволюция
развития // Международный журнал экспериментального образования.
2012. №4. С.53-59.
24. Frank Sear Roman theatres. An Architectural Study. - Oxford, 2006.
25. Claudia Bernardi, Carlo Susa Storia essenziale del teatro. – Milano, 2005.
26.Театральная энциклопедия в 5 т. – М., 1961-1967.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв