САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сикацкий Никита Сергеевич
Транспортное обеспечение северных территорий европейской части России, как
основа социально-экономического и рекреационного развития региона.
Выпускная квалификационная работа бакалавра
«К ЗАЩИТЕ»
Научный руководитель:
к.г.н., доцент Е. М. Коростелев
____________________
«___»___________ 2016
Заведующий кафедрой:
д.г.н., проф. Д.В. Севастьянов
____________________
«___»___________ 2016
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Введение
Глава I. Социально-экономическая структура региона
1.1. Социально-экономическая характеристика Архангельской области
1.2. Социально-экономическая характеристика Вологодской области
1.3. Основные социально-экономические проблемы региона
Глава II. Роль транспорта в планах регионального развития туризма
2.1. Виды транспорта и их развитие
2.2. Рекреационные ресурсы и их распределение по региону
Глава III. Региональные проекты развития туризма
3.1. Туристские потоки на территории исследования
3.2. Перспективы развития туризма
3.3. Проект транспортного обеспечения нового НП «Онежское Поморье»
Заключение...................................................................................................................
Литература....................................................................................................................
Приложения..................................................................................................................
3
5
5
7
9
10
10
22
32
32
34
36
45
46
48
2
Введение.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается проблема
транспортного обеспечения севера Европейской части Российской Федерации, как
основного фактора, который влияет на социально-экономическое и рекреационное
развитие региона. Регион рассматривается на примере двух областей: Архангельской и
Вологодской. Эти области в настоящее время являются важным стратегическим
регионом Севера России, с богатыми природно-сырьевыми и рекреационными
ресурсами.
В соответствии со «Стратегией развития Арктической зоной Российской
федерации до 2020 года», этому региону уделяется большое значение в перспективном
развитии социально-экономической сферы Русского Севера. (Стратегия…,2011)
Исследование данной проблемы является актуальной задачей, так как анализ
транспортного обеспечения северных территорий европейской части России, как
основа социально-экономического и рекреационного развития региона представляет
существенный научный и практический интерес. Север Европейской части России
характеризуется высокими темпами рекреационного развития. Но территория является
слабо изученной в отношении рационального использования рекреационных ресурсов.
Однако транспортное обеспечение региона является не достаточно эффективным, для
развития социально-экономических и рекреационных аспектов региона.(Селин, 2011)
В работе рассматривается современные задачи транспортного обеспечения
региона, анализируется современное состояние железнодорожного, авиа, водного и
шоссейного транспорта.
Актуальность исследования обуславливается: существенным влиянием
транспортной обеспеченности региона на социально-экономическую и рекреационную
базу Архангельской и Вологодской областей.
Целью исследования является: изучение современной транспортной
обеспеченности региона, как основного фактора развития социально-экономической и
рекреационной базы региона.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Анализ транспортной системы Архангельской и Вологодской областей;
Оценка транспортной обеспеченности региона;
Рассмотрение и анализ программ развития регионов;
Создание модельного проекта транспортного обеспечения национального
парка «Онежское поморье»
Объект исследования – это территория Архангельской и Вологодской областей.
3
Предмет исследования: транспортное обеспечение северных областей РФ.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили
работы отечественных специалистов в области социально-экономического развития и
рекреационного развития севера европейской части России.
Практическая значимость.
Выполнение ВКР являются основой для проекта вовлечения резервов
социально-экономического потенциала территории в развитие рекреационного
природопользования в регионе.
Результаты ВКР могут быть использованы для дальнейшего развития
транспортной базы на севере европейской части России, развитие которой должно
улучшить социально-экономическое и рекреационное развитие региона. Предложены
конкретные маршруты транспортного обеспечения морского круизного туризма для
нового НП «Онежское Поморье».
4
Глава I. Социально-экономическая структура региона.
Рассматриваемая территория входит в Северо-Западный федеральный округ.
В административной структуре этого региона находятся: Мурманская,
Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская и Калининградская области,
республики Коми и Карелия. Общая площадь составляет 1,6779 млн. км2. Площадь
рассматриваемой территории (Архангельской и Вологодской областей) составляет 733,1
тыс. км2, что составляет около 44% всей площади Северо-Западного федерального
округа. На севере территория омывается Белым, Баренцевым и Карским морями,
которые являются бассейном Северного Ледовитого океана. На западе граничит с
Ленинградской областью и республикой Карелия, Финляндией и Норвегией. На юге:
Тверской, Ярославльской, Костромской, Кировской областями, Пермским краем. На
востоке: Свердловской и Тюменской областями. Для более подробного рассмотрения
нами выбраны Архангельская и Вологодская области.
1.1.
Социально-экономическая характеристика Архангельской области
Архангельская область находится на севере европейской части России. Область
имеет выгодное физико-географическое и экономико-географическое положение. Она
образована в 1937 году. Площадь области составляет. Область включает в себя 19
муниципальных районов.
Население.
Численность населения Архангельской области на 1 января 2016 года составляет
1 173 763 чел. включая Ненецкий автономный округ согласно данным Росстата о
предварительной оценке численности населения на 01.01.2016. Численность
экономически активного населения Архангельской области в 2012 году составила 636
тыс. человек, что равнялось 0,84 % общероссийской численности. Число занятых —
604 тыс. человек (0,888 %). Уровень безработицы — 5,4 % (98,2 % от среднего уровня
по России).
(Архангельская область, 1997)
Экономика Архангельской области характеризуется относительно низкой
производительностью труда. Так, средняя производительность труда в экономике
региона составляет около 0,65 млн. руб. на человека в год, что составляет около 15%
текущего уровня производительности труда в экономике США. В большинстве
секторов экономики Архангельской области уровень производительности сопоставим
со средними по РФ показателями, однако значительно уступает уровню европейских
стран.
5
ВРП Архангельской области в 2012 году составил 469 млрд. рублей, ВРП на
душу населения — 388 тыс. рублей. (http://www.ronl.ru/ ekonomika)
Структура экономики
5.4
1.4
3.1
1.8
3.6
7.2
26.9
6
0.1
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рыболовство, рыбоводство
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
12.9
1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство
Оптовая и розничная торговля
Гостиницы и рестораны
Транспорт и связь
13.1
Финансовая деятельность
8.1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
2.8
6.6военной безопасности и социальное страхование
Государственное управление, обеспечение
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Рис. 1. Структура ВРП Архангельской области за 2014 год
(по http://newsruss.ru/doc/index.php/Экономика_Архангельской)
6
1.2.
Социально-экономическая характеристика Вологодской области
Вологодская область была образована в 1937 году и имеет площадь около 145
тыс. км2, что является 1% территории всей России. Протяженность области с запада на
восток – 650 км, с севера на юг – 385 км. Область разделена на 26 районов. В области
расположено 15 городов, 14 поселков городского типа и около 7000 сел и деревень.
Областным центром является город Вологда, основанный в 1147 году. Крупнейший
индустриальный центр области является Череповец, основанный в 1777 году.
Население.
Общая численность населения области 1 млн. 324 тыс. (0,9% жителей России).
Плотность населения – 9,3 чел. на км 2, имеет значительные различия в силу
неоднородности природно-экономических условий. Западная часть области заселена
плотнее восточной, из-за обширных таежных лесов. Половина жителей области живет в
двух городах – Вологде (300 тыс. чел.) и Череповце (320 тыс. чел.), так как в городах
расположены основные предприятия. Уровень урбанизации составляет 67,6 %. Для
сельского расселения области характерна мелкозаселенность, что затрудняет развитие
сельского хозяйства.
750 тыс. человек являются трудовыми ресурсами области, экономически
активным населением считается 650 тыс. человек. Большая их часть занята в
материальном производстве, главным образом в отраслях обрабатывающей
промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и транспорте.
Экономический рост в области достигается в основном за счёт черной металлургии.
Эта привязанность ставит экономику области, её социальную сферу в прямую
зависимость от финансово-экономического положения предприятий холдинга
«Северсталь-групп», расположенных на территории области. Тем не менее, область
экспортирует значительные объёмы продуктовых товаров: молоко, птицу, мясо,
знаменитое вологодское масло. Важный вклад в экономику области вносят туристы,
посещающие достопримечательности г. Вологды и областные центры: Кирилов,
Белозерск, Великий Устюг и др. (www.travelshunters.ru/Вологда_Туризм)
7
ВРП Вологодской области за 2014 год
4.4
1.4
4.7
2.9
6.6
5.5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рыболовство, рыбоводство
Добыча полезных ископаемых
0.3
34.9
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство
17.1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
0.6
Гостиницы и рестораны
Транспорт и связь
Финансовая деятельность
3.6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
12.2
5.8
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Рис. 2 Структура ВРП Вологодской обл. в 2014 году, %
(http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi)
8
1.3.
Основные социально-экономические проблемы региона.
В современных условиях экономического кризиса, основной упор в социальноэкономическом развитии делается упор на увеличение горнодобывающей
промышленности и добычи нефти и газа в Архангельской области, а в Вологодской
области на металлургическое производство. Можно отметить, что лесопромышленный
комплекс в регионе продолжает занимать важную позицию, но отошел на второй план
по сравнению с
горнодобывающей (в Архангельской обл.), металлургической и
химической ( в Вологодской обл.) промышленностью. За последние годы возросло
значение сферы обслуживания, рекреации и туризма. Появились новые рекреационные
территории.
Важным показателем для социально-экономического развития областей
является транспортная инфраструктура. Однако отстаёт развитие дорожного
строительства, транспортного обеспечения территорий развития. Совершенствование
транспортных коммуникаций и совершенствование и разнообразие видов транспорта,
является серьёзной проблемой дальнейшего устойчивого развития региона. Проблемы
транспортного обеспечения региона и значение транспорта для дальнейшего развития
социально-экономической сферы и туристко-рекреационной деятельности
рассматриваются в следующей главе.
9
Глава II. Роль транспорта в планах регионального развития туризма.
Транспорт – это совокупность технических систем, предназначенных для
перемещений людей, грузов и информации из одного места в другое. Степень
развитости транспортной
инфраструктуры в целом и отдельные виды транспорта
имеют решающее значение для обеспечения жизненно важных социальноэкономических потребностей регионов. (Трофименко Якимов, 2013)
2.1. Основные виды транспорта и их развитие.
Основными видами транспорта в регионе являются:
1.
Водный речной транспорт
2.
Водный морской транспорт
3.
Автомобильный (шоссейный) транспорт
4.
Железнодорожный транспорт
5.
Авиационный транспорт
Водный транспорт - это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и
пассажиров как по естественным (реки, озера, моря, океаны), так и по искусственным
(каналы, водохранилища) водным путям. Водный транспорт подразделяется на морской
и речной. (Транспорт…,2009)
Речной транспорт подразумевает использование озер, рек и каналов региона.
(http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya). Озерно-речные системы
региона и каналы в некоторых местах используются для транспортных и туристскорекреационных целей,
пускают туристские паромы до монастырей и других
туристских объектов, находящихся на рассматриваемой территории.
Реки Архангельской области не глубокие, но достаточно проходимые для малых
судов. В настоящее время используются для сплавов на надувных лодках, байдарках и
различных малых туристских судах.
Основные водные артерии Архангельской области имеющими значения для
транспорта являются:
1.
р. Онега
2.
р. Северная Двина
3.
р. Мезень
4.
р. Печора
5.
р. Вычегда
Онега – река бассейна Белого моря, протекает в Архангельской и Вологодской
областях РФ. Исток реки начинается в оз. Лача, расположенного на юго-западе области,
течет с юга на север и впадает в Онежскую губу Белого моря. Большая часть бассейна
10
реки Онега располагается в Архангельской области, и лишь верховья у озера Воже и
притоки, находятся в северной части Вологодской области.
Длина реки Онега составляет 416км, площадь водосборного бассейна –
56900км2.Основными левосторонними притоками реки Онега являются река Кена, река
Икса и река Кожа, правосторонними – река Волошка и река Моша. Имеются реки,
скрывающиеся под землей (ряд притоков реки Моши и другие), и периодически
исчезающие озера.
Северная Двина также является рекой бассейна Белого моря. Протекает в
Вологодской и Архангельской областях России. Река Северная Двина образуется путём
слияния рек – Сухоны и Юга. Протекает в направлении с юга на север и впадает в
Двинскую губу Белого моря, образуя широкую дельту. Протяженность от истока до
устья составляет 744км, площадь водосборного бассейна составляет 357тыс. км 2.
Средний расход воды составляет 3530м³/с. Среднегодовой расход воды составляет
110км3 воды, в этом плане из северных рек Северная Двина уступает лишь Печоре.
Судоходна на протяжении от истока (устье реки Юг) до устья реки Уйма. Входит
в перечень водных путей РФ. Протяженность пути составляет 664 км.
Северная Двина имеет множество притоков. Наибольшими из них является река
Вычегда, река Пинега и река Вага. Северная Двина связана с Волго-Балтийским водным
путём через реку Сухона, оз. Кубенское, а с рекой Кулой – через реку Пинега. Мезень –
река бассейна Белого моря, протекает в Архангельской области и республике Коми.
Река берет начало в малонаселенном районе республики Коми, в холмистой местности,
на высоте 370м. Река Мезень является одной из крупнейших рек европейского Севера
России, наряду с Северной Двиной и Печорой, и наибольшей по длине из рек,
впадающих в Белое море. Длина реки Мезень составляет 966км, площадь водосборного
бассейна – 78000км2. Впадает в Мезенскую губу Белого моря.
Печора – река бассейна Баренцева моря. Протекает в республике Коми и
Ненецком автономном округе. Река Печора берет начало на склонах одного из хребтов
Уральских гор – Поясового камня, называемым также Серебряным поясом, на
территории республики Коми. Исток реки Печора расположен на высоте 670м над
уровнем моря.
Длина реки Печора составляет 1809км, площадь водосборного бассейна
составляет 322000км2. По этим показателям Печора является самой крупной рекой
Севера.
11
Водосборный бассейн реки Печора насчитывает 34571 реку и ручей, и более 60
тысяч озер. Самым большим притоком Печоры является река Уса, ее длина от истока до
устья составляет 565км.
Вычегда – река бассейна Белого моря, правый приток Северной Двины,
наибольший из её притоков. Река Вычегда берет начало на склонах Тиманского Кряжа,
на высоте около 220 м над уровнем моря. В верхнем течении, от истока до впадения
реки Войвож, река Вычегда носит название Лунвож. Протекает в республике Коми и
Архангельской области России.
Длина реки Вычегда составляет 1130км, площадь водосборного бассейна –
121000км2. По длине Вычегда превосходит Северную Двину (744км).
В реку Вычегда впадает 1147 притоков длиной более 10км, 111 из которых
являются основными притоками реки Вычегда. Из них 47 – левые, и 64 – правые.
Рис. 3 Картосхема основных водных артерий Архангельской области
Основные водные транспортные артерии Вологодской области:
1.
р. Шексна
2.
р. Сухона
3.
р. Юг
Шексна — река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139
км, площадь бассейна 19 тыс. км². Берёт начало из Белого озера, впадает в Рыбинское
водохранилище.
12
Замерзает в конце октября — декабре, вскрывается в апреле — начале мая.
Входит в состав Волго-Балтийского водного пути и Северо-Двинской водной системы.
На реке 2 гидроузла - Шекснинская ГЭС и Рыбинская ГЭС.
(http://rybalka.ru/node/138656)
Сухона – река бассейна Белого моря, левый приток Северной Двины. Река
Сухона берёт начало из озера Кубенского, расположенного в Вологодской области, на
севере от Вологды и на северо-западе от города Сокол. Сток из Кубенского озера
зарегулирован плотиной, в которой предусмотрен судоходный шлюз. Сухона –
крупнейшая река Вологодской области и является основным из истоков Северной
Двины. Длина реки Сухона от истока до устья составляет 558 км, площадь водосбора –
50300км2.
Река Сухона имеет множество притоков, наибольшие из них – река Двиница,
река Стрелица, река Царева, река Уфтюга, река Верхняя Ерга, река Нижняя Ерга, река
Луза, река Вологда, река Лежа, река Толшма, река Печеньга, река Городишна. Всего в
реку Сухона впадают 482 малых притока и около 6000 ручьев.
Юг – река бассейна Белого моря, приток Северной Двины, один из двух дающих
ей начало притоков (второй – река Сухона). Протекает по территориям Вологодской и
Кировской областей России. Река Юг берет начало на северном окончании
возвышенности Северные Увалы, являющейся водоразделом Северной Двины и Волги,
на высоте около 260м, к востоку от г. Никольск Вологодской области. Длина реки Юг
составляет 574км, площадь водосборного бассейна – 35600км 2. Общее падение реки
составляет 210м, уклон – 0,366‰. Впадает в реку Северная Двина на 744км от устья.
(http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/severnaya-dvina/yug)
13
Рис. 4 Картосхема основных водных артерий Вологодской области
Морские порты
Порты Севера Европейской части России относятся к бассейну Северного
Ледовитого океана. В него входят порты, располагающиеся на Белом и Баренцевом
морях.
Порты Архангельской области.
Основными портами Архангельской области являются:
Онега, располагающийся в устье реки на Белом море
Архангельск, располагающийся в устье реки на Белом море
Мезень, располагающийся в устье реки на Белом море.
Морской порт Онега расположен в устье реки Онега, в 7 км. От Онежской губы
Белого моря, напротив устья реки Поньга. Навигация в порту длится с мая по январь, в
остальное время порт недоступен для судов, однако возможна ледокольная проводка по
заявке. К причалам порта ведут подходные каналы и фарватеры протяженностью 12
миль. В Онежском морском порту 7 причалов, общая длина причальной линии около
900 метров. На территории порта Онега работают 4 стивидорные компании. В г. Онега
функционирует ОАО «Онежский ЛДК», который переваливает лесные грузы на экспорт.
Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» осуществляет местные пассажирские
14
перевозки и выгрузку генеральных грузов местного назначения. ( http://polartrans.ru/information/morskoj-port-onega.html)
Порт Архангельск расположен в дельте реки Северная Двина, впадающей в
Двинскую губу Белого моря. Порт имеет морскую и речную часть. Река Северная Двина
судоходна и в период летней навигации служит в качестве водного пути, связывающего
Архангельск с внутренними, удаленными от моря, районами России. С замерзанием
реки (ноябрь-декабрь) объявляется зимняя навигация. Вскрытие реки ото льда
происходит в конце апреля - начале мая. В зимний период движение судов с моря к
Архангельску осуществляется с помощью ледокольной проводки.
Морской торговый порт состоит из двух удаленных друг от друга погрузочноразгрузочных районов - Экономия и Бакарица. Общая протяженность причалов - 3,3 км.
Речной порт обрабатывает грузопоток на Центральном грузовом районе «Жаровиха».
Мезенский морской порт — морской порт, расположенный на берегах реки Мезени в 45
км. её впадения в Мезенскую губу Белого моря. (Russian Arctic Offshore Hydrocarbon
Exploration, 2012)
Порт Мезень не имеет связи с железнодорожной сетью страны.
Специализированных причалов для погрузки-выгрузки морских судов в порту нет.
Грузовые операции выполняются на внутреннем рейде с помощью 4 плавкранов
грузоподъёмностью 5 тонн и семи несамоходных барж. Перевалка грузов с барж и
обратно производится на навигационном причале в портопункте Кривка (пригород
Мезени) и на осушном деревянном причале в посёлке Каменка.
(http://www.loglink.ru/catalog/card1458)
Автомобильный транспорт.
Федеральные трассы Архангельской и Вологодской области
Федеральная трасса М-8 "Холмогоры" (Ярославское шоссе) берет свое начало в
г.Москве и пролегает до г.Северодвинска. Проходит по проходит по территориям
Московской, Ярославской, Вологодской и Архангельской областей.
(http://trassa-m.ru/trassa-m8)
Федеральные трассы Архангельской области представлены дорогами с жестким
покрытием. Протяженность дорог Архангельской области составляет более 20 тысяч
километров, в том числе 534 км автодороги федерального значения М-8 «Холмогоры».
(http://tranzit-nord.narod.ru/index/0-7)
15
Рис.5 Карта автомобильных дорог Архангельской обл. (Дорожное агенство
«Архангельскавтодор http://www.ador.ru/roads/history.shtml)
В Вологодской области протяженность сети региональных автомобильных дорог
общего пользования составляет порядка 11,5 тысяч километров. Из них 10,8 тыс.
километров имеют твердое покрытие. Кроме того, на автомобильных дорогах общего
пользования регионального значения, находящихся на балансе департамента дорожного
хозяйства области, расположено 640 мостов общей протяженностью более 27 км. По
территории области проходят автодороги федерального значения: Москва –
Архангельск М-8 и Вологда – Новая Ладога А-114. (http://tranzit-nord.narod.ru/index/010)
А114 — российская автодорога Вологда — Новая Ладога. Протяженность
составляет 531 км. Проходит по территории Вологодской и Ленинградской областей
(331 км по территории Вологодской области и 200 км по территории Ленинградской
области). А114 проходит почти по трассе старой шоссейной дороги. Изначально дорога
соединяла монастыри в Новой Ладоге, Тихвине и Дыми. Дорога была проложена для
посещения царскими особами этих монастырей. Далее дорога шла через Устюжну в
Мологу. Современный вид дорога приняла в 1970-е годы.
16
Со стороны Вологды тракт шёл по трассе нынешней улицы Преображенского,
после пересечения нынешнего Окружного шоссе шёл чуть севернее современной
трассы А114 через центральную улицу деревни Ватланово.
(http://info.auto.ru/insure/faq/article/6240/)(http://polartrans.ru/information/port-arh.html)
Рис. 6 Картосхема автомобильных дорог Вологодской области
Сеть железных дорог региона
17
Рис.3. Карта-схема железнодорожных путей Архангельской и Вологодской областей
Железнодорожный транспорт в Архангельской области — одна из составляющих
частей транспортной системы региона. Эксплуатационная длина железнодорожных
путей общего пользования — 1771 километр, большая часть этих путей относится к
Архангельскому отделению
Железнодорожные линии региона
Москва — Архангельск, ориентированная в меридиональном направлении; от
границы с Вологодской областью через ст. «Коноша I — Няндома — Плесецкая —
Обозерская»; от линии отходят тупиковые ветви «Исакогорка — Северодвинск —
Нёнокса» (87 км), и «Архангельск-Город — Карпогоры-Пассажирские» (212 км),
имеющая ведомственное продолжение на северо-восток до станции Явзорская, а также
магистральная линия от Обозерской на Беломорск (причём поток поездов на ней в
несколько раз больше, чем на линии от Обозерской на Архангельск).
Москва — Воркута, ответвляющаяся от линии Москва — Архангельск в
восточном направлении от ст. Коноша I через Котлас — Сольвычегодск (в посёлке
Вычегодский) до границы с республикой Коми. От линии отходит тупиковая ветка на
Великий Устюг. В Котласе — стыкование с магистральной меридиональной линией
«Киров — Котлас»;
18
Беломорск — Обозерская — магистральная широтная линия, соединяющая
меридиональные линии Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Мурманск
протяжённостью 352 км; западная часть находится на территории Республики Карелия,
восточная — на территории Архангельской области; имеется ответвление «243 км —
Онега» (26 км);
Микунь — Вендинга — тупиковая ветка, проходит по территории Республики
Коми, но участок примерно 20 километров («Вежайка — Еринь») проходит по
территории Архангельской области.
Заонежская железная дорога — тупиковая линия, ведёт на запад от станции
Пукса.
Мезенская железная дорога — тупиковая линия, сохранилась только на участке
«Карпогоры — Явзорская» (посёлок Шангас).
Железная дорога космодрома Плесецк — тупиковая линия, ведёт на восток от
станции Плесецкая, длина около 90 км.
Конецгорская узкоколейная железная дорога— узкоколейная железная дорога в
Виноградовском районе Архангельской области, начинается в Рочегде;
Кудемская узкоколейная железная дорога — лесовозная УЖД в городском
округе «Северодвинск»
Лойгинская узкоколейная железная дорога — третья по протяжённости
узкоколейная железная дорога на пространстве бывшего СССР, находится в Устьянском
районе Архангельской области и Тарногском районе Вологодской области
Множество других ведомственных веток. Почти все они разобраны.
Множество узкоколеек (многие из которых изолированные), большая часть их
разобрана.
Единственная электрифицированная линия: «Вологда — Коноша — Обозерская
— Беломорск».
Двухпутные линии: «Вологда — Коноша — Обозерская», «Коноша —
Вересово», «Вельск — Котлас» (и далее на Микунь). Все остальные линии —
однопутные.
Железная дорога в Вологодской области относится к Октябрьской железной
дороге и Северной Железной дороге. Основными жд узлами являются город Череповец
и город Вологда. (http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/02-14.htm)
19
Авиатранспорт
В транспортной системе России, авиатранспорт является одним из главных
видов пассажирского транспорта. По статистике сайта
geographyofrussia.com/vozdushnyj-transport-rossii/: «Перевозки пассажиров составляют
4/5, а грузов и почты — 1/5. По доле в пассажирообороте воздушный транспорт
уступает лишь железнодорожному и автомобильному транспорту. Основные сферы
использования воздушного транспорта — внутренние и международные перевозки
пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также
транспортное обслуживание территорий, лишённых других видов транспорта».
Авиатранспорт является важнейшим видом транспорта в современной России,
вследствие её огромных размеров
и расстояний между населенными пунктами. На
территории России действуют разные авиаперевозчики, авиакомпании и частные лица,
имеющие право на управление самолетами и вертолетами.
Постепенно растет
пассажиропоток на авиатранспорте. За последние 4 года он вырос почти на 100 тыс.
чел. и достиг 800 тыс. человек в год. (Таблицы 4,5.)
Особенно важное значение имеет авиатранспорт в северных районах России, в
Архангельской и Вологодской областях и других регионах,
многолетней мерзлоты, в удаленных
которые лежат в зоне
районах нашей необъятной страны, куда не
добраться автомобильным или железнодорожным путем.
Табл. 1: Крупнейшие авиаперевозчики
Авиакомпания
Пункты назначения
Москва-Домодедово, Москва-
Нордавиа
Нордавиа (выполняется Псковавиа)
Аэрофлот
Аэрофлот (выполняется Россией)
ЮТэйр
Комиавиатранс
Таймыр
Pegas fly
Шереметьево, Санкт-Петербург.
Сезонные рейсы: Анапа, Сочи
Амдерма, Мурманск, Нарьян-Мар,
Соловки, Усинск
Москва-Шереметьево
Санкт-Петербург, Архангельск
Москва-Внуково, Нарьян-Мар
Котлас,Сыктывкар
Нарьян-Мар
Чартерные рейсы: Бангкок,
Суварнабхуми
Чартерные рейсы (сезонные): Бангкок-
Nordwind Airlines
Суварнабхуми, Барселона, Бургас,
Air Europa
Ираклион, Монастир, Ларнака, Шарджа
Чартерные рейсы: Барселона (сезонный)
20
Astra Airlines
Ямал
Чартерные рейсы: Салоники(сезонный)
Сезонные рейсы: Симферополь
Москва-Внуково,
Победа
Летние рейсы: Сочи
Табл. 2: Пассажирооборот за 4 года
Пассажиры тыс. чел.
704
763
801
800
2012
2013
2014
2015
Авиаперевозки в Архангельской и Вологодской
области осуществляются на
международных и внутренних авиалиниях из столичных аэропортов и по внутренним
воздушным маршрутам, соединяющим районные центры и отдельные удаленные
аэродромы.(http://www.avia35.ru/schedule/)
Аэропорты Архангельской области.
Международный Аэропорт Архангельска.
Аэропорт Талаги - международный аэропорт города Архангельска. Расположен в
Талажском Авиагородке, в 6 км к северо-востоку от города.
Аэродром Талаги был построен летом 1942 года из деревянных решёток,
заполненных гравием. Стал использоватся как гражданский аэропорт с 1963 года.
Аэропорт «Васьково» - расположен в 20 км от города. Обслуживает местные
авиалинии, связывающие Архангельск с районными центрами области.
Пассажиры тыс. чел.
820
800
780
760
740
720
700
680
660
640
2012
2013
2014
2015
21
Рис. 4 Количество пассажиров (Годовой отсчет ОАО «Аэропорт Архангельск» за 2015
год)
Аэропорт Котласа
Аэропорт Котлас расположен в одноименном городе Архангельской области. С
июля 2004, аэропорт был в собственности у компании «Аэросервис. На 2007 год в
службах и подразделениях аэропорта работало 100 человек. Аэропорт обслуживает
чартерные, транзитные рейсы и полеты санитарной авиации. В летний период в
аэропорту размещаются самолеты, которые выполняют полеты по защите лесов от
пожаров. С августа 2014 аэропорт города Котлас, после различных юридических
процессов, связанных с задолжностями и банкротством аэропорта, был выкуплен
Архангельским аэропортом.
Таблица 3: Перевозчики
Авиакомпания
Комиавиатранс
Нордавиа
Псковавиа
(http://dvinainform.ru/society/2014/08/28/27484.html)
Пункты назначения
Архангельск, Сыктывкар
Архангельск
Санкт-Петербург
Аэропорты Вологодской области.
Аэропорт Вологда располагается в 10 км от одноимённого города и связывает
центр с региональными аэропортами. Особой отметкой на заре деятельности данного
аэропорта является то, что ещё в 1862 году, здесь проводились первые в России
испытания летательных аппаратов, однако первые пассажирские рейсы из данного
аэропорта были совершены только в 1931 году. [http://avia.pro/blog/aeroport-vologda]
Рейсы из аэропорта производит компания «Вологодское авиапредприятие», в
направлении Москва (Внуково) и Санкт-Петербург (Пулково).
Рассмотренные части
транспортной инфраструктуры
являются необходимой
базой социально-экономического и туристско-рекреационного развития территорий.
Программы развития туристско-рекреационной отрасли РФ включают необходимое
расширение использования транспорта для целей международного и внутреннего
туризма. Без транспорта использование богатых туристских и рекреационных ресурсов
северных регионов развивать невозможно.
2.2. Рекреационные ресурсы и их распределение.
Рекреация и туризм в современном мире приобрели широчайшее развитие и
стали одной из важных отраслей развития мировой экономики. Для целей отдыха и
восстановления здоровья людей вовлекаются и используются различные виды
22
природных и социогенных ресурсов. Сформировалось понятие – рекреационные
ресурсы, в состав которых входят и природные особенности регионов, и историкокультурные объекты.
Согласно определению
В.М. Разумовского: «Рекреационные ресурсы – это
природные и социогенные объекты, которые на современной стадии развития общества
используются для удовлетворения его рекреационных потребностей». (Разумовский,
2003)
Следовательно, к рекреационным ресурсам относятся все объекты и явления,
используемые человеком для отдыха и восстановления сил. В зависимости от
распределения рекреационных ресурсов на Земле формируются туристские районы,
которые посещаются туристами, которые доставляются туда с помощью различных
видов транспорта. ( Дмитревский, 2000)
На Русском Севере существует большое разнообразие
природных и
социогенных рекреационных ресурсов. В широком наборе природных рекреационных
ресурсов выделяются многочисленные ООПТ разного ранга.
В то же время,
социогенные, историко-культурные объекты тоже представлены в большом количестве,
но рассеяны на огромной площади Архангельской и Вологодской областей. Кроме того
не все туристские ресурсы имеют востребованность и превращаются в туристский
продукт. Это зависит от степени доступности объектов и их известности для туристов.
Большое значение имеет транспорт и рекламная деятельность для формирования
туристских центров и популяризщации объектов туризма (Дорофеев, 2008)
Если говорить о природных рекреационных ресурсах Архангельской области, то на её
территории находится 104 ООПТ 1. Общая площадь ООПТ составляет 64,562 тыс. км 2.
Пинежский природный заповедник, Кенозерский национальный парк, часть
Водлозерского национального парка, Национальный парк «Русская Арктика и заказник
«Земля Франца Иосифа», Национальный парк «Онежское Поморье» и Сийский
биологический заказник – все имеют статус федеральных ООПТ. Памятники природы
Архангельской области представлены небольшими по площади уникальными
природными объектами естественного и антропогенного происхождения. Общая
площадь, занимаемая памятниками природы, 5,844 тыс. га.
1 Особо охраняемые природные территории (ООПТ) по Федеральному закону об особо охраняемых
природных территориях от 15.02.1995 — это участки земли, водной поверхности и воздушного
пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое
природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение,
которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны.
23
Рис. 5 Никольская часовня в Кенозерском НП
(http://www.pomorland.travel/chto_posmotret/natsionalnye-parki/1181/)
Пещеры Архангельской области имеют богатый набор достопримечательностей:
подземные реки, озера, водопады, многолетние пещерные ледники, разнообразные
ледяные натеки, изумительные снежные кристаллы. Пещера Крестовая, в
Каргопольском районе, известна мужской молельней. На стене выбита надпись с
текстом молитвы. Самой популярной и доступной для массовых экскурсий является
пещера Голубинский Провал. Пинежские пещеры - один из символов Архангельской
обл. В них подземные карстовые гроты и системы тоннелей - самые большие и
многочисленные в Европейской части России. Это сказочное царство льда, сталактитов
и сталлогмитов, скрытое от человеческих глаз глубоко под землей: застывшие потоки
воды, фигурные сосульки и ледяные потолки гротов, покрытые мягкими и хрупкими
снежинками.
24
Рис. 6 Пинежские пещеры (http://zabroski.ru/arhangelsk/point/pinezhskie-peschery)
Так же в области находятся ценные курортные бальнеологические
Бальнеологические ресурсы представлены
ресурсы.
хлоридными и хлоридно-сульфатными
минеральными водами и целебными грязями. В Архангельской обл. существует три
известных курорта: Сольвычегодский, Солониха и Беломорье. На всех курортах
области применяют сульфидные иловые грязи, добываемые из соленых озер.
Хлоридные и хлоридно-сульфатные воды различной минерализации добывают из
самоизливающихся источников и буровых скважин. Для грязелечения применяется
сульфидная иловая грязь, добываемая из соленых озер. В курортных здравницах
области проходят курсы профилактических лечений от различных болезней, начиная от:
болезней органов дыхания, заканчивая проблемами с печенью.
Рис. 7 Курорт Солониха (http://www.san-kurort.ru/host_catalog/10091280/)
25
Немаловажными рекреационными ресурсами являются и культовые объекты и
достопримечательности. Одним из ключевых объектов области является объект
всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - Соловецкие острова. Этот беломорский
архипелаг издавна привлекал внимание людей. Архипелаг состоит из 6 крупных и 200
мелких островов. Соловецкий архипелаг является одной из главных святынь России.
Так же на территории архипелага в Советское время до 1939 г. располагался СЛОН Соловецкий лагерь особого назначения – памятник жестокой эпохи сталинизма. В 1974
г. Соловецкие острова были объявлены историко-архитектурным и природным музеем –
заповедником. На территории Соловецких островов находился Соловецкий монастырь,
который возобновил свою деятельность с 1990 г.
Рис. 8 Соловецкий монастырь (http://tourweek.ru/user/1579/blogs/117245/)
Города также являются культурными объектами. Старейшим городом области
является Каргополь. В Каргопольском районе сохранилось множество памятников
деревянного зодчества. Древние памятники живут здесь в своем естественном
окружении: вековые хвойные леса, ограды погостов, многочисленные реки и озера,
бурливая река Онега (любители активного отдыха могут отправиться в сплав на
рафтах). В Каргополе сохранилось большое число интересных купеческих особняков.
Архангельск — город с богатой историей. В ХII веке здесь появился монастырь с
прилегавшими к нему поселениями и пристанью. В настоящее время «Гостиные дворы»
— памятник федерального значения. С приходом Петровского времени и по сей день
Архангельск является одним из самых крупных морских портов на Севере России.
26
Рис 9. Каргополь (http://www.september-t.ru/special_offers/889/)
Деревня Малые Корелы является самый большым в Европе музеем деревянного
зодчества под открытым небом. Расположен музей в деревне Малые Корелы в 24 км от
Архангельска. Формирование этого музея тщательно подготавливалось архитектурноисторико-этнографическими исследованиями, научно обосновавшими отбор
памятников и их размещение. Основная задача музея — сохранить для потомков
неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной
деревни
прошлого.
(http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2013/work/rod/index23.htm )
27
Рис 10 Деревня «Малые Корелы» (http://www.korely.ru/museum/foto/14/)
Рекреационные ресурсы Вологодской области.
В Вологодской области Культурные ресурсы преобладают над природными, так
как большая часть территории области занята сельскохозяйственными угодьями, в
отличие от Архангельской.
Природные ресурсы
Особо охраняемыми природными объектами занято около 2% территории
области. Взяты под охрану различные ландшафты, еловые леса, боры-беломошники,
ценные клюквенные болота. Площадь ООПТ составляет 1597 км 2. Сеть особо
охраняемых природных территорий области представлена: Дарвинским
государственным заповедником, национальным парком «Русский Север» и природными
заказниками. Кроме того, в области существует 14 зоологических заказников и 7
природных резерватов. Под охраной находятся 260 клюквенных и водоохранных болот.
На территории Дарвинского заповедника расположены историко-культурные объекты:
одичавшие плодовые деревья и кустарники, группы старых берез, дубов, небольшая
роща серебристых тополей на местах расположения старых деревень (до образования
Рыбинского водохранилища); "Угольные ямы" (более 1000 шт.) - следы старинного
промысла выжигания древесного угля (XIX в.) - большие земляные бугры высотой до 3
м. Зеленые зоны выделены вокруг 42 населенных пунктов и занимают площадь 239,4
тыс. га, из них лесопарковая часть составляет 17,4 тыс. га. Лесопарковые части
28
крупных городов (Вологда, Череповец, Сокол и Великий Устюг) испытывают
усиленную рекреационную нагрузку. В 1997 г. были образованы новые бессрочные
природные заказники: "Верхняя Стрельна" в Великоустюгском районе, "Починковский
лес" в Грязовецком районе, "Диковский лес" в Вологодском районе, природный
резерват "Козлиха" в Харовском районе. Площадь зелёных массивов и насаждений в
городах: всего - 7 тыс. га, в расчёте на одного городского жителя - 77,8 м 2. (http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=35)
Рис. 11 Ферапонтов монастырь в НП «Русский Север»
(http://sobory.ru/photo/?photo=143475)
Историко- культурные ресурсы.
Культурные ресурсы Вологодской области являются визитной карточкой
области. В области расположено более 3500 объектов культурного наследия. 214
памятников имеют статус федерального значения (из них 20 – памятники археологии),
543 относятся к категории регионального значения.
Ферапонтов монастырь с 2000го года вкючен в список всемирного культурного
наследия ЮНЕСКО. Монастырь знаменит фресками работы Дионисия. Ансамбль
Кирилло-Белозерского монастыря является объектом культурного наследия народов
Российской Федерации.
Видовое разнообразие наследия области представлено множественными
памятниками археологии, монастырскими и церковными комплексами, деревянной
29
архитектурой, усадьбами, объектами исторического промышленного наследия. Все это
позиционирует Вологодскую обл. как самобытный, богатый культурными традициями
регион.
Особенный интерес для исследователей представляют памятники культового
назначения. Вологодская обл. богата монастырскими кремлевскими ансамблями:
Вологодский кремль, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Гледенский.
Область распологает храмами и соборами такими как: Софийский собор в Вологде,
собор Прокопия Праведного в Великом Устюге, Казанский собор в Устюжне, СпасоПреображенский и Успенский в Белозерске, Воскресенский собор в Череповце.
Особую ценность представляют объекты деревянного зодчества: церкви,
часовни, жилые дома и хозяйственные постройки. В числе уникальных архитектурных
памятников деревянного зодчества церковь Ризоположения из села Бородава
Кирилловского района 1485 года постройки, и др.
Старинные усадебные комплексы, тоже являются неотъемлемой частью
Вологодской обл. Самыми интересными и хорошо сохранившимися являются: усадьба
Брянчаниновых, в Грязовецком районе; усадьба Гальских в Череповце; усадьба
Батюшковых и Куприна в Устюженском районе (XVII век) и другие.
(http://refleader.ru/jgepolpolotrjge.html)
Так же одним из интереснейших мест пребывания туристов является Великий
Устюг. В городе расположена резиденция российского Деда Мороза. На территории
резиденции расположен туристский кластер, в котором есть гостиницы, экотропы и
различные строения, связанные с Дедом Морозом.
30
Рис. 12 Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге (http://editazlat.ru/page/ngdm2016/)
Данные рекреационные ресурсы важны для территории двух областей. Они
обеспечивают не только известность региона, но и финансовую составляющую.
Но при этом транспортная составляющая областей оставляет желать лучшего.
Основные места размещения туристов находятся только в городах или в селах, которые
связаны с железной дорогой.
Рис. 13 Картосхема Архангельской области, с гостиницами
Рис. 14 Картосхема Вологодской области с гостиницами
Различия в транспортной доступности таких туристских ресурсов как
национальные парки может в значительной степени ограничивать их посещаемость
рекреантами.
31
Например: национальный парк «Кенозерский» находится вблизи ответвления на
Каргополь федеральной трассы М-8 «Холмогоры». Железнодорожная ветка Северной
железной дороги, которая ведет в Архангельск, доставляет туристов
до станции
Плесецк, откуда есть автобусное сообщение в д. Вершинино, где расположены
администрация и гостиница Парка. Это обеспечивает значительный туристкий поток
в этот национальный парк (до 50 тыс. туристов в год).
«Водлозерский» национальный парк находится в пределах дороги Пудожь –
Медвежьегорск в Республике Карелия, которая примыкает к трассе Р-21 «Хибины», что
тоже является важным фактором, обеспечивающим туристскую доступность парка.
Национальный парк «Русский Север» находится в 120 км на север от Вологды,
областного центра Вологодской области по трассе А-119.
Самыми
труднодоступными для туристов объектами на территории
Архангельской области являются созданные недавно национальные парки «Русская
Арктика» и «Онежское Поморье», не имеющие прямого наземного транспортного
сообщения.
32
Глава III. Перспективные проекты развития туризма в регионе.
3.1.
Туристские потоки на территории исследования
Туристская отрасль Архангельской области является одной из характеризуется
положительной динамикой въездного туристского потока (в 2010 году - 329,6 тыс.
человек, в 2013 году - 379,5 тыс. человек). За 2013 год рост въездного туристского
потока в Архангельскую область составил 12 процентов по сравнению с предыдущим
годом.
Доля иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область в 2010 и 2013
годах, составила соответственно 2,4 процента и 2,5 процента. Среди стран,
лидирующих по прибытию своих граждан в Архангельскую область, - страны
Баренцева/Евроарктического региона (Норвегия, Финляндия и Швеция), Германия,
Франция, Великобритания. (Maintaining the Order in the Arctic Ocean, 2011)
В число наиболее посещаемых муниципальных образований Архангельской
области входят: "Город Архангельск" - 28 процентов, "Приморский муниципальный
район" - 17 процентов, "Устьянский муниципальный район" - 10,5 процента, "Вельский
муниципальный район" - 7 процентов, "Каргопольский муниципальный район" - 5
процентов, другие районы - 32,5 процента.
По целям пребывания в Архангельской области структура въездного туристского
потока представлена следующим образом:
с деловой целью - 44 процента;
с целью досуга, рекреации и отдыха - 17 процентов;
с целью лечения и профилактики - 9 процентов;
с прочими целями - 30 процентов.
По продолжительности пребывания в Архангельской области 74 процента
туристов находятся в регионе от 1 до 3 дней, 11 процентов - от 4 до 7 дней, 6 процентов
- от 8 до 11 дней. Средняя стоимость туристского продукта по Архангельской области
на 3-5 дней составляет 15-17 тыс. рублей.
Оборот туристского продукта в 2012 году составил 3149,1 млн. рублей (в 2010
году - 1588,4 млн. рублей). Объем платных услуг, осуществляемых коллективными
средствами размещения, в 2013 году составил 1,935 млн. рублей, сумма налоговых
отчислений от коллективных средств размещения в бюджетную систему всех уровней 184 млн. рублей.
Уровень инвестиций в сферу туризма в 2013 году составил около 109 млн.
рублей, что меньше показателя 2008 года на 41 процент.
33
Доля туризма в валовом региональном продукте Архангельской области в 2013
году составила около 1,5 процента.
Производительность труда в сфере туризма в 2012 году составила 0,56 млн.
рублей.
В целом туристская отрасль Архангельской области характеризуется
положительной динамикой въездного и внутреннего туристского потока. В 2012 году
Архангельскую область посетило – 338,1 тыс. человек, в 2013 году - 379,5 тыс. человек
(рост 12 процентов), в 2014 году – 390,8 тыс. человек (рост 3 процента). По итогам 2015
года турпоток в регион составил 402,3 тыс. человек.
420
402.3
400
390.8
380
379.5
360
340
тыс. чел
338.1
320
300
2012
2013
2014
2015
Рис. 15 Динамика туристских потоков в Архангельской области
(http://www.pomorland.travel/upload/files/statistika_2012_2015_1.pdf)
Если говорить о Вологодской области, то она занимает 11-е место в Российской
Федерации по туристскому потенциалу. Регион обладает богатейшим культурноисторическим наследием: на территории области насчитывается 777 памятников
истории и культуры, из них 218 объектов федерального значения.15 населённых
пунктов региона имеют высокохудожественные градостроительные ансамбли и
комплексы.
Основную часть туристского потока составляют экскурсанты (70%), которые
приезжают организованно на срок не превышающий 24 часа, остальную часть –
туристы (30%), средняя продолжительность пребывания которых составляет 3,5 дня.
Вологодская область обладает высокой долей культурно-познавательного
туризма, это прежде всего связанно с наличием на территории региона большого числа
объектов историко-культурного наследия. Доля культурно-познавательного туризма в
2012 году составила 63%, при этом в сравнении с 2007 годом доля данного вида
34
туризма уменьшилась на 11 п. п. На втором и третьем местах – деловой и лечебнооздоровительный виды туризма (19 и 13% соответственно). Таким образом, в регионе
отмечается тенденция снижения посещений с культурно-познавательными целями и
увеличение посещений со служебными целями и с целью отдыха в сельской местности.
Тенденция увеличения количества туристов положительно сказывается на
развитии гостиничного сектора. В Вологодской области наблюдается устойчивая
тенденция роста числа коллективных средств размещения (на 19% в период с 2007 по
2011 гг.), в том числе гостиниц почти на 40%. На конец 2011 года в области
насчитывается 123 коллективных средства размещения общим номерным фондом 3923
номеров. Гостиничный комплекс представлен 92 гостиницами, с номерным фондом
2174 номеров.
Немаловажную роль в развитии инфраструктуры туризма играет политика
органов государственной власти в этой сфере.
Вологодская область включена в Федеральную целевую программу «Развитие
внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» с
началом реализации в 2013 – 2014 годах. Из средств федерального бюджета
запланировано выделить 80 млн. руб. (в 2013 – 2014 гг.) на создание комплекса
обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Вологодской области, в том
числе: системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения,
водо снабжения, водоотведения, т ранспортной инфраст руктуры.
(http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25208)
3.2.
Проекты развития туризма
В целях улучшения туристско-рекреационного потенциала Архангельской
области Создана программа развития туризма которая включает в себя:
1)
автотуризм - туризм с использованием собственного или арендованного
автомобильного транспорта;
2)
активный туризм - туризм с использованием активных способов
передвижения, включая спортивный и самодеятельный туризм;
3)
водный туризм - туризм с использованием транспортных средств,
предназначенных для передвижения по воде;
4)
деловой туризм - туризм с профессионально-деловыми целями, а также
организация конгрессно-выставочных мероприятий;
35
5)
детско-юношеский туризм - туризм детско-юношескими группами с
целью организации досуга, патриотического воспитания, обучения, профессиональной
ориентации, оздоровления и социальной адаптации детей и молодежи;
6)
культурно-познавательный туризм - туризм, главной целью которого
явл яет ся ознакомление с памятниками истории и культуры, другим и
достопримечательностями на территории Архангельской области, традициями местного
населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки и
культуры в сочетании с экскурсионной программой;
7)
лечебно-оздоровительный туризм - туризм, организуемый с целью
лечения и профилактики различных заболеваний и основанный на использовании
специфических туристских ресурсов;
8)
религиозный туризм - туризм, связанный с предоставлением услуг и
удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и
религиозным центрам;
9)
сельский туризм - туризм, предусматривающий использование
природных, культурно-исторических, сельскохозяйственных и других ресурсов
сельской местности;
10)
событийный туризм - туризм с целью посещения социально-культурных,
спортивных событий и иных массовых мероприятий;
11)
экологический туризм - туризм, связанный с посещением природных
территорий с относительно низким уровнем антропогенного воздействия с целью
получения представления об их природных и культурно-этнографических
особенностях.
В рамках развития приоритетных направлений туристской деятельности в
Архангельской области уполномоченным органом государственной власти
Архангельской области в сфере туризма осуществляется сотрудничество с органами
государственной власти и субъектами туристской индустрии иных субъектов
Российской Федерации и иностранных государств.
В Вологодской области создается проект «Серебряное ожерелье России».
«Серебряное ожерелье России» – межрегиональный туристский проект,
состоящий из комплекса маршрутов (продуктов), объединяющих исторические города
(территории), областные центры, крупные населенные пункты северо-запада России.
«Серебряное ожерелье России объединяет 11 субъектов, входящих в состав СевероЗападного федерального округа Российской Федерации.
36
Участниками проекта «Серебряное ожерелье России» подготовлена Концепция
проекта «Серебряное ожерелье России», которая одобрена в Федеральном агентстве по
туризму. Проект требует разработки транспортного обеспечения предлагаемых
туристских продуктов и использования различных видов транспорта.
Основные цели проекта: развитие внутреннего и въездного туризма на
т е р р и то р и и с е в е р о - з ап а д а Ро с с и и ; у в е л и ч е н и е ту р и с т с ко го п ото ка и
продолжительности пребывания туристов, формирование «повторных» прибытий в
регионах северо-запада России.
Основные задачи проекта: развитие существующих и формирование новых
туристских маршрутов, объединяющих наиболее конкурентоспособные туристскорекреационные и историко-культурные центры северо-запада России; комплексное
продвижение территорий, входящих в состав проекта, под единым брендом на
внутреннем и международном туристских рынках; привлечение инвестиций в развитие
туристской и сопутствующей инфраструктуры; привлечение интереса к малым
народностям, проживающим на территории северо-запада России (карельский,
саамский, коми, вепсский, ненецкий и другие народы).
(http://depcult35.ru/ru/turizm/prioritetnye-turistskie-proekty)
3.3.
Проект транспортного обеспечения НП «Онежское Поморье».
Национальный парк «Онежское Поморье» создан по становлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. с целью сохранения
природных комплексов северной тайги и тундры и историко-культурных объектов,
расположенных на побережье Белого моря в пределах
Онежского
полуострова
Архангельской области. Объектами сохранения и охраны являются редкие и
находящиеся под угрозой исчезновения представители животного и растительного
мира, занесенные в Красную книгу РФ. На территории НП расположены характерные
для северной тайги многочисленные озера, болота и реки, уникальные массивы
старовозрастных
таежных лесов, а также объекты культуры и жизненного уклада
поморского населения Русского Севера.
Главными задачами национального парка "Онежское Поморье", в соответствии с
Генеральным планом перспективного развития этой ООПТ, являются следующие:
1) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных
участков и объектов;
2) сохранение историко-культурных объектов;
3) экологическое просвещение населения;
37
4) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
5) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического
просвещения;
6) о суще ствление го сударственного экологиче ского мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды);
7) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и
объектов.
НП «Онежское Поморье» с главной усадьбой парка в дер. Летняя Золотица,
располагается на северной оконечности Онежского полуострова, вдающегося в Белое
море, между Онежским и Двинским заливами Белого моря, в 40 км по морю от музеязаповедника - Соловецких островов. Площадь этого национального парка - 201668 га,
включая земли лесного и водного фонда. Расположенный Онежский полуостров
является местом массовых скоплений водоплавающих и околоводных перелетных птиц
в период весенних и осенних миграций. Унская губа соответствует критериям
выделения водно-болотных угодий международного значения и включена в список
ключевых орнитологических территорий РФ.
Главной природной особенностью парка являются наличие морской и лесной
охранных зон, коренных северо-таёжных лесов, выходящих к самому берегу моря,
береговых песчаных дюн, многочисленных и разнообразных озер, болот и рек.
Ледниковые отложения, распространенные на территории парка, создают необычные
каменные нагромождения, среди которых встречаются мегалиты. На берегу моря
можно встретить лежбища беломорской нерпы, встречаются белухи, нередки бурые
медведи, лоси и волки. Непроходимые в летнее время болота в центре полуострова и
лесные завалы, обеспечивающие сохранение «первозданного» состояния дикой
природы Онежского полуострова, создают особую привлекательность ландшафтов
этого национального парка для экотуристов и экстремалов.
Историко-культурное наследие на территории
НП «Онежское Поморье»
представлено несколькими поморскими деревнями, старинными деревянными
церквями и часовнями, древними
поклонными
и обетными крестами, а также
старинными маяками. Всё это – привлекательные, но труднодоступные для туристов
объекты. В целом, НП «Онежское Поморье» чрезвычайно интересен для организации
экологического и историко-культурного туризма. Расположен НП «Онежское Поморье»
по соседству, от известной туристской дестинации – Соловецкие острова, (в пределах
транспортной доступности - 40 км по Белому морю).
По нашему мнению, данная
38
близость, является положительным фактором для дальнейшего развития здесь
туристско-рекреационной деятельности, в структуре организации морского круизного и
экологического туризма. В соответствии с целями организации НП «Онежское
Поморье», одной из главных задач Национального парка «Онежское поморье» является
привлечение туристов на территорию парка. Однако, основной проблемой является его
транспортная труднодоступность.
Транспортная доступность НП «Онежское Поморье».
Однако, современная
транспортная доступность НП «Онежское Поморье» и
условия жизнеобеспечения, крайне недостаточны для организованного
туризма.
Из ближайших городов - Архангельска и Северодвинска до НП «Онежское Поморье» в
настоящее время существует лишь авиационное сообщение от а/п «Васьково» до а/п
«Летняя Золотица» (самолет АН-2, вместимостью на 12 человек, с посадками в дер.
Пертоминск и дер. Лопшиньга).
Практически, воздушное сообщение осуществляется
круглый год, а морское водное – только летом, в навигацию. Самые южные деревни,
прилегающие к территории Парка – Уна, Луда (1) и Пурнема (3)
автомобильную
(рис. 1) имеют
связь с внешним миром по грунтовым дорогам, ведущим в
Архангельск и Северодвинск.
Деревня Летняя Золотица, расположенная на севере полуострова в устье р.
Золотицы имеет относительно благоприятные условия для остановки на рейде
небольших круизных судов и высадки туристов для размещения их в гостевом доме НП
«Онежское Поморье» и знакомства с природными и историко-культурными объектами
побережья Онежского полуострова (2). Здесь туристам может быть предложен маршрут
вдоль берега по песчаным дюнам, поросшим
соснами;
знакомство с местными
мегалитами, и участками берега, с россыпями окатанных валунов, присыпанных
песком, напоминающими вымощенную мостовую великанов. Это так называемая
«Дорога гиперборейцев». Песчаные пляжи и чистейшая вода Белого моря даже в
жаркий июльский день не очень располагают к купанию. Температура воды в море
редко бывает выше 10-12 град. С. Но можно бесконечно любоваться голубым морем,
многочисленными чайками, зеленой стеной тайги на дюнах или местами подходящей
прямо к
морю… А какие здесь
невероятные по красоте вечерние зори и закаты
Солнца, утопающего в море за горизонтом!
39
Красная гора
Пурнема
Рис 16 Карта-схема территории НП «Онежское Поморье»
(http://onpomor.ru/about/karta.php)
40
Административно территория парка входит в состав Приморского и Онежского
районов Архангельской области. Главная транспортная ось парка формируется вдоль
побережья Белого моря. Морское сообщение является традиционным для
расположенных вдоль побережья поморских деревень, прилегающих к территории
парка: Красная гора, Пертоминск, Уна, Луда, Яреньга, Лопшеньга, Летний Наволок,
Летняя Золотица, Пушлахта, Лямца, Пурнема.
Исходя из административного деления и сложившейся транспортной сети,
можно выделить три направления (вектора) развития территории национального парка
«Онежское Поморье» и соответственно три точки опоры (точки роста), имеющих
значение «въездных ворот»:
1.
Северодвинское (д.Луда – п. Пертоминск),
2.
Архангельско-Соловецкое (д. Летняя Золотица),
3.
Онежское (д.д. Пурнема – Лямца).
Первое и третье из этих направлений опираются на грунтовые автомобильные
дороги, третье – на длительные, исторически сложившиеся хозяйственные и
культурные связи с Соловками и авиасообщение с Архангельском (наличие взлетнопосадочных полос в Пертоминске, Лопшеньге, Летней Золотице). Вся территория
связана традиционно сложившейся системой троп и труднопроходимых в летнее время
зимников.
Ввиду общей ограниченной транспортной доступности
и неразвитости
социально-экономической инфраструктуры, национальный парк опирается на внешний
центр – г. Северодвинск, где расположен офис парка. Это ближайший город (120 км) к
территории парка, связанный с парком морским путем и автомобильной грунтовой
дорогой. Однако эту связь надо усилить созданием хозяйственно-логистического центра
на Унской губе (в д. Луда). Создание такого опорного центра позволит осуществлять на
Северодвинском векторе национального парка эффективное управление, охрану
территории, рекреационное обслуживание и хозяйственную деятельность парка. В
дальнейшем этот центр сможет обеспечивать всю территорию парка в зависимости от
сезонов.
Северо-западное побережье полуострова (д.д. Пушлахта, Летняя Золотица,
Летний Наволок) наиболее готово в настоящее время для туристско-рекреационной
деятельности. Здесь расположен второй центр развития парка – д. Летняя Золотица.
Этот пункт имеет административное, хозяйственное, рекреационное и научное
значение. Здесь расположен единственный на прилегающей территории объект с
полной автономной инфраструктурой ЖКХ круглогодичного функционирования.
41
Для развития данного Архангельско-Соловецкого транспортного вектора
парка необходимо создание эко-туристического каркаса территории: обустройство
существующих троп, связывающих Летнюю Золотицу с д. Лямца (Онежское
направление) и д. Яреньга (Северодвинское направление). Направление Летняя
Золотица – Яреньга формируется вдоль сложившихся грунтовых дорог и троп и
является маршрутом наибольшей концентрации объектов историко-культурного и
природного наследия. Направление Летняя Золотица – Лямца
является очень
живописным и биоценотически ценным с наиболее нетронутой природой.
Третий транспортный вектор парка – Онежский имеет преимущественно
научное и туристско-рекреационное значение. Развитие на этом векторе осложняется
отсутствием дорог во влагонасыщенный период и полным отсутствием
инфраструктуры ЖКХ.
Т.о. будет осуществлена кольцевая структура, которая планировалась при
первоначальном изучении территории парка.
Соловецкий Архипелаг имеет морское сообщение с континентом через порт
Рабочеостровск, Кемского района Республики Карелия. Но в отличие от национального
парка «Онежское поморье», Соловки являются более известным местом для туристов,
так как включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как объект культурного
наследия.
Улучшение транспортной доступности парка является одним из главных условий
повышения его
туристкой аттрактивности в регионе.
Следствием этого
будет
увеличения посещаемости парка.
На данный момент в парк можно добраться авиатранспортом через Архангельск.
Самолет Ан-2 летает из а/п Васьково в а/п Летняя Золотица раз в неделю, и является
основным видом транспорта в регионе.
42
Рис. 17 Аэропорт Летняя Золотица и Самолет Ан-2
Рис. 18 Здание Аэропорта
(http://pikabu.ru/story/ayeroport_quotletnyaya_zolotitsaquot_4099018)
Перспективным транспортом для региона является морской. Увеличение
туристского потока можно достичь с помощью морских круизов вдоль побережья
парка, а так же созданием новых экологических маршрутов в парке. Для молодого
национального парка, открытого три года назад, основной проблемой, является слабая
информированность об аттракциях парка. Транспортная удаленность и неизведанность
парка пока не позволяет сравнивать посещаемость туристами «Онежского Поморья»
существующими туристскими потоками на Соловецкий Архипелаг, в национальные
парки: «Кенозерский», «Водлозерский» и «Русский Север».
43
С развитием транспортных связей территории национального парка
будет
возрастать доступность Онежского Поморья и туристская посещаемость этого парка.
На основе изучения особенностей географического положения территории
национального парка «Онежское Поморье» и существующих возможностей морских
сообщений нами были предложены новые круизные маршруты, которые в перспективе,
при увеличении туристского потока, могут быть экономически оправданными.
Такими маршрутами являются:
1.
Кемь (Рабочеостровск) – Соловецкий монастырь – Летняя Золотица – Кемь
(Рабочеостровск); (45км до Соловков (2 часа), 55км до Летней Золотицы (2часа 30
мин) ) (Рис.19)
2.
Архангельск – Северодвинск - Лопшеньга – Северодвинск – Архангельск; (39км
до Северодвинска (30-40 мин), 119 км до Лопшеньги(5 часов)) (Рис.2 )
3.
Кемь (Рабочеостровск) – Соловецкий монастырь – Летняя Золотица –
Лопышенга – Северодвинск – Архангельск. ((45км до Соловков (2 часа), 55км до
Летней Золотицы (2часа 30 мин) 75км до Лопшеньги (3часа 20 мин.), 119км до
Северодвинска (5 часов), 39км до Архангельска (30-40 мин.)) (Рис. 21 )
Первый маршрут в настоящее время используется только до Соловков. На
основе этого маршрута уже в новом сезоне
могут быть организованы круизные
экскурсии продолжительностью 1-2 дня с ночевкой в Летней Золотице, где
есть
небольшой причал, который можно использовать для небольших круизных судов и
комфортабельная гостиница. Расстояние от Соловков до Летней Золотицы около 50 км.
Рис.19 Круизный маршрут №1
44
Второй маршрут более продолжительный, предназначен для тех, кто больше
времени хочет побывать в парке, увидеть песчаные дюны, поросшие таежной
растительностью. Для приехавших в город Архангельск туристов устраивается
экскурсия по городу, затем их отвозят в Северодвинск, находящийся в 39 км от
Архангельска. Из Северодвинска отправляется паром до д. Лопшеньги на Онежском
полуострове. Проживание в каютах на теплоходе. Длина маршрута около 117 км по
морю. Время путешествия зависит от погоды.
Рис.20 Круизный маршрут №2. (Архангельск – Лопшеньга – Архангельск)
Третий маршрут включает в себя морское круизное путешествие на теплоходе с
экскурсионным посещением Соловецкого комплекса, с ночевку в гостинице на острове.
Далее - морской переход до НП «Онежское Поморье» с остановкой в гостинице в
Летней Золотице, с экскурсией по экотропе.
Северодвинска
Морской переход на теплоходе до
с заходом в поморскую деревню Лопшеньга. На это путешествие
понадобится 4-6 дней, в зависимости от погоды.
45
Рис.21 Круизный маршрут №3 (Кемь – Соловки – Летняя Золотица – Архангельск)
Заключение.
На основе вы полненных исследований и обобщений можно сделать следующие
выводы, касающиеся транспортного обеспечения туристско-рекреационной сферы.
1.
Как показывает зарубежный опыт, успешное развитие туристской сферы
базируется
на
широком комплексе применяемых технологий менеджмента,
маркетинга, PR и рекламы туристских продуктов, в опоре на развитие транспортной,
гостиничной, ресторанной инфраструктуры и других аспектах деятельности,
обеспечивающей устойчивое развитие туристско-рекреационной отрасли.
2.
В комплексе мер, поддерживающих развитие сферы туризма и рекреации
транспортное обеспечение туристской деятельности играет важнейшую роль, т.к.
осуществляет основную функцию туризма
– трансфер, реализующий путешествие
человека.
3.
В суровых условиях труднодоступных северных территорий России развитие
транспортных коммуникаций с целью обеспечения потребностей населения в
производстве и перемещении промышленной продукции и осуществления туристской
деятельности приобретает всё большее значение. Разработка новых транспортных
46
маршрутов по России для целей развития внутреннего и въездного туризма
способствует общему развитию социально-экономической сферы регионов.
4.
Предложенные нами новые транспортные маршруты будут способствовать
развитию туризма в новом национальном парке «Онежское Поморье». Нам
представляется, что наиболее перспективным направлением будет развитие морского
круизного туризма, с заходом в НП «Онежское Поморье» (причал Летняя Золотица) с
использованием имеющихся в НП экологических маршрутов.
Литература
1.
Архангельская область /под ред С.А.Селезнева. Архангельск. 1997 . 278 с.;
2.
Бызова Н.М. Ландшафтная структура Архангельской области и проблемы
природопользования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета.
Серия: Естественные науки, № 1 , 2012. С. 47-57.
3.
География Вологодской области /Под ред Е.А.Скупиной, Вологда. 2012. 254 с.
4.
Григорьев А.А., Зелюткина Л.О., Исаченко Т.Е., Коростелев Е.М., Паранина
А.Н., Севастьянов Д.В.
Наследие Северо-Запада России и рекреационное
природопользование. СПб.: Астерион, 2013 – 152 с.
5.
Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. Смоленск. 2000. 192 с.
6.
Дорофеев А.А. К вопросу об уровнях значимости туристских центров и
объектов.// Сб. Географические основы рекреации и туризма: теория, образование,
практика / Отв. ред. А.А.Ткаченко, Тверь, «Тверская усадьба. 2008 – 128 с.
7.
Здоров А.Б. Экономика туризма. Учебник.М. Финансы и статистика. 2007.277с.
47
8.
Зелюткина Л.О., Коростелев Е.М., Севастьянов Д.В. – Водно-волоковые
системы Севера России. География. История. Природопользование./ Под. Ред.
Д.В.Севастьянова. СПб. 2013.-199 с.
9.
Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. Уч. пособие. СПб.:
Изд.СПБУ, 2003 – 192 с.
10.
Разумовский В.М. Природопользование: Учебник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-
та, 2003. – 296 с.
11.
Русанов И.П. О комплексном развитии транспортно-логистических систем в
регионах России, прилегающих к Арктике // Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г. стр.
563-565
12.
Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Гаврилов Ю.Г., Карпова А.В.
Рекреационное природопользование как фактор устойчивого развития районов
Российской Арктики // География и природные ресурсы, 2015, №4 с.88-96.
13.
Селин В.С.
Северные регионы России: экономическая динамика и проблемы
развития // Регион: экономика и социология , 2011, №4 – с.3-18.
14.
Толковый Военно-Морской Словарь М. 2010. 456 с.]
15.
Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование
эффективных транспортных систем.— Москва: Логос, 2013.— С.17.— 464 с.
16.
Транспорт в России. Статистический сборник. М.: Росстат. 2009. – 215 с.
17.
Maintaining the Order in the Arctic Ocean: Cooperation and Confrontation among
Coastal Nations. East Asian Strategic Review National Institute for Defence Studies. Tokyo,
Japan. 2011. P. 59−85.
18.
Russian Arctic Offshore Hydrocarbon Exploration: Investment Risks// Greenpeace
2012. 26 c.
Ресурсы сети Интернет:
1.
http://www.ronl.ru//ekonomika/358679/- Экономика Архангельской обл.
2.
http://newsruss.ru/doc/index. – Структура экономики Архангельской области..
3.
http://www.travelshunters.ru/study-62-1.html/ Вологодская область. Ресурсы.
4.
http://vologda-oblast.ru/o_regione/ekonomika/ Вологодская область.Экономика
5.
http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/ Водные ресурсы бассейна СЛО.
6.
http://polartrans.ru/information/morskoj-port-onega/ Порт Онега
7.
http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/mezen Порт Мезень
8.
http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/dvina Сев.Двина
9.
http://www.loglink.ru/catalog/card1458 Порты Севера
10.
http://tranzit-nord.narod.ru/index/0-7 Транспорт
48
11.
http://trassa-m.ru/trassa-m8 Федеральные трассы
12.
http://info.auto.ru/insure/faq/article/6240/ Автотранспорт
13.
http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/02-htm Железные дороги
14.
http://aviadocs.net/CAI/ao11-1312.pdf Аэропорты и аэродромы севера
15.
http://www.avia35.ru/schedule/ Авиатранспорт
16.
http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2013/ Города севера
17.
http://refleader.ru/jgepolpolotrjge.html Туристские ресурсы
18.
http://www.pomorland.travel/upload/files/statistika Туризм в Арх. обл.
19.
http://government.ru/news/432/ Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2020
г.
20.
Гос Программа, 2011.
http://pikabu.ru/story/ayeroport_quotletnyaya_zolotitsaquot Онежское Поморье
Приложения
Табл. 4. Структура экономики Архангельской Области
Структура ВРП региона (по данным за 2014 год):
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рыболовство, рыбоводство
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство
Оптовая и розничная торговля
Гостиницы и рестораны
Транспорт и связь
Финансовая деятельность
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Государственное управление, обеспечение военной безопасности и
социальное страхование
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
(http://newsruss.ru/doc/index.php/Экономика_Архангельской)
%
3,1
1,8
26,9
13,1
2,8
6,6
8,1
1
12,9
0,1
6
7,2
3,6
5,4
1,4
49
Табл. 5 Структура экономики Вологодской области
ВРП региона (по данным за 2014 год): 2014 год
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
%%
4,7
Рыболовство, рыбоводство
0
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
0
34,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
3,6
5,8
12,2
Гостиницы и рестораны
Транспорт и связь
Финансовая деятельность
0,6
17,1
0,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
5,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности;
социальное обеспечение
6,6
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
2,9
4,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
(http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi)
1,4
50
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв