Главные требования для спортивных занятий как для
здоровых людей, так и для тех, кто имеет отклонения в
состоянии здоровья- индивидуальный подход к
тренировкам и их интенсивности. Этот принцип
заключается в возможностях тела человека,
занимающихся оздоровительными упражнениями. Эта
разработка стала популярной от того, что ее
перспективы связаны с с индивидуальными формами
занятиями для людей разного возраста и людей разной
физической подготовки и здоровья.
Полученные данные в результате исследований дают
нам индивидуализировать объем и интенсивность
выполняемой физической нагрузки. Все это приводит к
разнообразию фактиче6ского материала. Недостатки,
как по степени операционной сложности
так и по информативности показателей, можно извлечь,
если взять технологии индивидуальных программ
спортивных тренировок. Актуальность в наше время
приобрела проблема развития потенциала человека в
ходе труда в системе профессионального обучения.
Поэтому сейчас требуется совершенствование высшего
образования, как в сфера физической культуры, так и в
умственной деятельности, где происходит адаптация к
условиям окружающей среды и социальным
потребностям. Впоследствии появляются более высокие
требования: нервно-эмоциональная, психическая и
умственная напряженность в ходе получения
образования у студентов, сопровождаемая нарушением
привычного адаптивного образа жизни. К этому
относится: нарушение равномерного распределения
труда и отдыха, неполноценное питание, стрессовые
ситуации и другие факторы, которые часто отражаются
на состоянии здоровья студентов, их физическом
развитии и уровне подготовленности.
При выявлении УФС у студентов измеряли: длина и
масса тела, систолическое и диастолическое
артериальное давление,
ЧСС в покое и после дозированной нагрузки,
показатели проявления гибкости, быстроты,
динамической силы, скоростной и скоростно-силовой
выносливости. На основе собранных данных выявились
5 уровней физической подготовки студента: низкийниже 30, меньше среднего- 31-65, средний- 66-125,
выше среднего- 126-215, высокий- больше 215 балов.
Обследовались 125 студентов СКФУ отделения
инженерного факультета кафедры дизайна. Было
доказано, что большинство юношей ( 75%) 1-3 курсов
имеют средний и ниже среднего уровень физического
состояния. Выше среднего уровень был выявлен у 2,
5% юношей. Высокий УФС к сожаления ни у кого не
был обнаружен из обследованных. Также есть еще одно
«но»: почти половина: (49,8%) юношей 1 курса
обладают УФС выше среднего, а 61,2% из них показали
средний УФС. Следует отметить, что только 4, 3 %
юношей выпускного курса имеют УФС выше среднего,
зато почти 76,7% имеют из них имеют низкий и ниже
среднего
УФС.
При обследовании девушек было показано, что только
49 % из них обладают средним УФС, остальные же
(51%) имеют низкий или ниже среднего УФС. Девушки
выпускного курса, как и юноши имеют самый низкий
показатель УФС (90% и 59% ).
Студенты младших курсов имеют более высокие
показатели быстроты не только в плане физической
подготовки, но и в плане подготовки домашних занятий,
гибкости, выносливости и динамической силы по
сравнению с выпускными курсами.
Показатели массы тела, ближе к нормативным имеют
только студенты 1-2 курсов. У старших курсов эти
показатели заметно выше стандартов. В плане
двигательных способностей у студентов ниже
установленных нормативов (45%).
В целом уровень физической подготовки студентов
обследованных позволили успешно решить множество
вопросов, касающихся достаточной подготовки в
процессе обучения в университете. Возникла
отрицательная тенденция ухудшения показателей
физического состояния во время обучения от курса к
курсу, что доказывает необходимость в оптимизации
учебного процесса и повышения заинтересованности в
самосовершенствовании в университете.
Для нахождения эффективности использования
индивидуальных тренировок в учебное свободное время
был проведен эксперимент, в ходе которого были
созданы 3 группы: 2 контрольные и одна
экспериментальная, в состав которых вошли студенты
всех курсов (1-5 курсы). Студентам всех категорий
предлагались программы самостоятельных занятий
физическими упражнениями. Туда входили: упражнения
общеподготовительного и специальноподготовительного характера. Для студентов, имеющие
отклонения в состоянии здоровья- упражнения,
направленные на профилактику и лечение конкретных
заболеваний, а также средства общей физической
подготовки. Проверка состояния студентов в течении
проходимости курса ежедневных тренировок
осуществлялся не реже одного раза в два месяца
специалистами, занимающихся подготовкой
профессиональных спортсменов.
Эксперимент длился 3 месяца6 октябрь, ноябрь и
декабрь. За этот период было разработано 106
индивидуальных программ. Такая технология оказала
позитивное воздействие на состояние сердечнососудистой системы и двигательных функций.
Результаты:
1.Большая часть обследованных имеют средний и выше
среднего УФС (89%), а остальные (11%) имеют низкий
и ниже среднего УФС.
2. Положительная эффективность в учебной
деятельности индивидуально-ориентированного
подхода, основанного на учете УФС
студентов,отклонений в состоянии здоровья, а также
интересов и потребностей.
ЛИТЕРАТУРА
Галкин, Ю.П. Технология составления индивидуальных
программ занятий
физическими упражнениями: Учебное пособие / Ю.П.
Галкин.– Смоленск: СГИФК,
1995. – 34 с.
Галкин, Ю.П. Физическая культура и
производительный труд : учебное пособие / Ю.П. Галкин. – Смоленск : Изд-во СГИИ, 2006.
– 225 с.
Гусельникова, Е.В. Возможности реализации принципа
индивидуализации
на занятиях по физическому воспитанию в вузе:
автореф. дис. … канд. пед. наук / Гусельникова Е.В. – Хабаровск, 2000. – 24 с.
Жамойдин, Д.В. Проблемы сохранения и укрепления
здоровья студенческой
молодёжи / Д.В. Жамойдин // Актуальные проблемы
оздоровительной физической
культуры и спорта для всех на современном этапе :
материалы VIII Международной
научной сессии по итогам НИР за 2004 г. ; сост. Р.Э.
Зимницкая и др. – Минск : Изд-во
Бел. Гос. ун-та физ. культуры, 2005. – С. 33-37.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв