Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 07.03.01 - Архитектура
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 9,8 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
АННОТАЦИЯ ВКР студента группы Б 3529 кафедры архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ Тойметовой Алевтины Альбертовны на тему «Центр восточной культуры в г. Владивостоке» Научные руководители: доцент кафедры архитектуры и градостроительства Демидова Татьяна Анатольевна; доцент кафедры архитектуры и градостроительства Савостенко Валерий Александрович. Цель выпускной квалификационной работы состоит в реорганизации объёмно-планировочного и градостроительного комплекса Центра восточной культуры в г. Владивостоке. Задачи выпускной квалификационной работы: - выявить характерные особенности проектирования современных культурных центров на основе опыта отечественной и зарубежной практики; - выполнить предпроектный анализ выбранной территории и на основе его определить пути совершенствования реорганизации данного участка; - разработать проект культурного центра в Первомайском районе г. Владивостока; в том числе: подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства, рассчитать технико-экономические показатели. Методологические принципы и методы исследования. Работа включает эмпирические методы (натурное исследование существующей ситуации, сравнения), теоретические (предпроектный анализ и структуризация знаний по данной теме), метод экспериментального проектирования. Эмпирической основой исследования послужили аналоги архитектурных объектов, исследования отечественных архитекторов в области социологии архитектуры. Результатом проведённой работы стало проектное предложение по разработке реорганизации объёмно-планировочного, градостроительного и
художественно-образного решения Центра восточной культуры в Первомайском районе в г. Владивостоке. При работе над проектом был учтен ряд факторов: географических, природно – климатических и градостроительных. Так же, проектирование основывалось на тенденциях непосредственно Китая, Кореи и Японии, их культурного кода и традиционных аспектах. Была проведена работа над градостроительной и объемно-планировочной составляющей проекта. Объект представляет собой сплав внутренних и внешних пространств, их переплетение и контраст. С градостроительной точки зрения, была выдвинута концепция реновации территории Первомайского района г. Владивостока. Предприняты попытки развития, основанные на актуальности темы проекта и значимости данной части города. Местом проектирования выбрана лощина, чей рельеф весьма интересен в контексте проектной работы. Вследствие чего территория была разделена на несколько зон, опирающихся на контекст особенностей рельефа. Природная часть водосбора естественно легла в основу центральной площади с водоемами, превращая территорию в своеобразную набережную с небольшими мостиками и переходами и выполняющую рекреационную функцию. Она обрамлена объемами корпусов Центра восточной культуры, расположенных по скатам рельефа, как бы продолжая их. Северный объем представляет собой центральный корпус, главный вход в который располагается на южной стороне. Это решение обосновано принципами Фен Шуй, которые с древности применяется в восточной архитектурной практике. Центральный объект имеет несколько южных открытых прогулочных площадок и балконов, а так же доминантный по высоте объем - клубный блок, композиционно увязанный с гостиничным комплексом, расположенным напротив. На территории комплекса расположены небольшие тематические скверы с беседками и садами в восточном стиле. Общественно-культурный центр позволит не только привлечь большое количество жителей города Владивостока, но и наладить межкультурные и межнациональные связи со
странами АТР. Предстанет культурным кластером города и точкой развития Первомайского р-на. Проект культурного центра в г. Владивостоке является уникальным, поскольку все его подсистемы объединены в целостном архитектурном решении, предназначенном для конкретных градостроительных условий.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ .................. 9 1.1 Градостроительное решение ............................................................................. 9 1.2 Объемно-планировочное решение ................................................................. 17 1.3 Архитектурно-художественное решение ...................................................... 24 ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ........................................................ 30 И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ...................................................................... 30 ГЛАВА 3.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ............................... 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ................ 37 ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 39 Приложение А ........................................................................................................ 39 Приложение Б ......................................................................................................... 40 Приложение В ........................................................................................................ 45 2
ВВЕДЕНИЕ Цель выпускной квалификационной работы состоит в проектировании объёмно-планировочного и градостроительного комплекса Центра восточной культуры в г. Владивостоке. Задачи выпускной квалификационной работы: - выявить характерные особенности проектирования современных культурных центров на основе опыта отечественной и зарубежной практики; - провести предпроектный анализ выбранной территории проектирования и на его основе предложить решения новой структуры данного участка; - разработать проект общественно-культурного центра в Первомайском районе г. Владивостока; в том числе: подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства, рассчитать технико-экономические показатели. Методологические принципы и методы исследования. Работа включает эмпирические методы (натурное исследование существующей ситуации, сравнения), теоретические (предпроектный анализ и структуризация знаний по данной теме), метод экспериментального проектирования. Эмпирической основой исследования послужили аналоги архитектурных объектов, исследования отечественных архитекторов в области социологии архитектуры. Результатом проведённой работы стало проектное предложение по разработке реорганизации объёмно-планировочного, градостроительного и художественно-образного решения Центра восточной культуры в Первомайском районе в г. Владивостоке. При работе над проектом был учтен ряд факторов: географических, природно – климатических и градостроительных. Так же, проектирование основывалось на тенденциях непосредственно Китая, Кореи и Японии, их 3
культурного кода и традиционных аспектах. Была проведена работа над градостроительной и объемно-планировочной составляющей проекта. Город Владивосток является столицей Приморского края, а так же главным портом на Дальнем Востоке России[1]. Сейчас городу уделяется особое внимание на политической арене страны, в него поступают крупные капиталовложения, как из бюджета РФ, так и со стороны зарубежных инвесторов. За последние годы были отстроены новые дорожные сети, мосты, связывающие отдаленные районы города, множество современных общественных зданий и сооружений, а также жилые комплексы и целые районы. Все это в полной мере говорит о росте интереса к Владивостоку, как удачному объекту капиталовложений и инвестиций, точке развития Дальнего Востока в целом. Город является непосредственными «воротами» в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (рис.1.1). Рис. 1.1. Схема расположения города Владивостока Соседство с такими культурными и экономическими гигантами как Китай, Республика Корея и Япония во многом повлияло и на жителей прибрежного города. Можно заметить, как из года в год растет интерес к нашим соседям у простых обывателей. В общеобразовательных школах преподают восточные языки в рамках стандартной учебной программы, открываются новые секции различных восточных единоборств, появляются 4
множество ресторанов восточной кухни и фастфуда. Бухту Золотой рог регулярно посещают круизные трансатлантические лайнеры (такие как лайнер Diamond Princess), кроме того успешно ведется работа по налаживанию паромного сообщения с Японией и Республикой Кореей. Так же с развитием экономики города увеличивается поток туристов с соседних нам стран, например Китая [2]. Сердце города – центральная часть, улица Светланская и Океанский проспект, это – визитная карточка города Владивостока. Но с развитием города и строительством мостов, мы не ограничены в возможностях при застройке отдаленных районов города, пример тому – кампус ДВФУ на острове Русском. Обращаясь к актуальности и потенциалу резервных территорий нужно уделить отдельное внимание Первомайскому району. Эта территория отдана, по большей части, под жилую застройку. Отправной точной в развитии данного района стало масштабное строительство моста через бухту Золотой рог и открытие Приморской сцены Мариинского театра. Эти постройки стали связующим звеном между Центром города и его «приемником», перенося объем многочисленных общественных учреждений из центральной части Владивостока. Неудивительно, как прошедшая через Первомайский район артерия магистрали внесла заново «открыла» невзрачный жилой и производственный район для жителей города, и создала новый поток интереса и инвестиций, вдохнувший жизнь в данную территорию. И по возникшей инерции развитие не заставило себя ждать, с каждым днем появляются новые торговые центры, жилые комплексы и парки. Данный проект актуален тем, что на данный момент весь потенциал значимой территории Первомайского р-на (между ул. Калинина и ул. Черёмуховой) имеет очень непривлекательный вид, что играет негативную роль, отражаясь на имидже района и города в целом. На ней располагаются: стихийная застройка, гаражи и обветшалая малоэтажная жилая застройка. 5
Территория, через которую каждый день следуют тысячи автомобилей и пешеходов находиться в запустении, а в непосредственной близости расположены объекты краевого значения, например Приморская сцена Мариинского театра. В столице Приморского края, который непосредственно граничит со странами АТР нет единого общественного объекта, посвященного Восточной культуре, что со стороны культурного, политического и географического расположения города можно счесть за упущенную возможность развития и реализации некоторых международных проектов. Городу необходима площадка для реализации различных культурных мероприятий: мастерклассов, театральных и музыкальных выступлений, лекций, спортивных соревнований, фестивалей, мероприятий направленных на сотрудничество и межкультурное взаимодействие, а так же простого отдыха тематической направленности для жителей и гостей Владивостока. Это потенциально повысило бы интерес к городу и, даже, стране у туристов и бизнесменов стран АТР, что без сомнения сыграло бы не последнюю роль в развитии всего Приморского края и налаживанию межкультурных отношений. Вследствие данных тезисов был создан проект комплекса, который располагается на территории Первомайского р-на (между ул. Калинина и ул. Черёмуховой) и состоит из нескольких основных зон: - Центр Восточной культуры, включающий в себя спортивнооздоровительную, учебную и культурно-развлекательную функции; - гостиничный комплекс для приезжих туристов и бизнесменов из стран АТР; - общественная зона с предполагаемым включением ресторанных зон и торговых площадей; - небольшой музейно-выставочный комплекс; - центральная площадь с включением озеленения и зоной водоемов; - несколько обособленных парковых зон; 6
- подземная парковка. Подобный объект повысит уровень комфорта для жителей Первомайского р-на, культурного образования у населения города и возможно повлияет на международные отношения. Важной задачей является ознакомление молодого поколения с традициями соседствующих стран, развитие культуры международных отношений и добрососедства, а так же представление собственного региона в лучшем свете. Эта совокупность творческих, учебных и спортивных пространств будет способствовать приобщению жителей города к особенностям азиатской культуры, и знакомить иностранных гостей с отечественной, посредством общения, конференций, выставок, выступлений и фестивалей. В главном корпусе будут созданы многофункциональные пространства для разнопланового времяпрепровождения, организованы творческие студии, кружки и клубы восточной тематики. Так же в Центре восточной культуры будут проводиться различные культурно-массовые мероприятия: фестивали, праздники, постановка музыкальных концертов и театральных выступлений, и других выставочных и культурно-зрелищных мероприятий, в том числе с участием приглашенных зарубежных представителей. На территории комплекса будут организованы спортивные секции и классы языкового образования. Центр восточной культуры – это обширная многофункциональная площадка города, сочетающая в себе образовательную и развлекательную функции . При проектировании данного комплекса не было прямых заимствований элементов азиатской традиционной архитектуры. Основную роль в формировании объемно-пространственного решения сыграл уникальный рельеф участка. Данный комплекс лаконично сочетается с природным и градостроительным окружением прилежащей территории. 7
Целью данной проектной работы является создание современного общественно-культурного центра в рамках существующей градостроительной ситуации, выполнение которой возможно посредством осуществления следующих задач: - организация общественно-культурного кластера на территории Первомайского р-на; - оптимальное функциональное зонирование территории с учетом рельефа данной территории; - создание обширной рекреационной зоны (площадей и парков); - организация транспортной и пешеходной доступности. Центр восточной культуры, может стать украшением города и создаст прецедент для дальнейшего развития Первомайского района. 8
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ 1.1 Градостроительное решение При работе над градостроительной частью проекта были учтены всевозможные факторы (природно-климатические), градостроительная ситуация и, даже, семантическое наполнение. Владивосток - город и порт на Дальнем Востоке России; политический, культурный и экономический центр региона; административный центр Приморского края и Владивостокского городского округа. Расположен на полуострове Муравьёва-Амурского и островах в заливе Петра Великого Японского моря [3]. Можно с уверенностью сказать, что город полон потенциала для дальнейшего развития. Не так давно, 12 октября 2015 года вступил в законную силу федеральный закон №212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", разработанный по инициативе президента [4]. Это дало мощный толчок к развитию экономических отношений и туризма с нашими соседями (Китаем, Республикой Кореей и Японией). С каждым годом город принимает все большее количество туристов и бизнесменов из стран Азии. Для такого статуса, Владивостоку не хватает большей презентабельности. Город не поспевает за мировыми тенденциями в области архитектуры и градостроительства так, как в сфере международных экономических отношений. Для того чтобы реализовать себя как серьезный экономический и культурный центр Дальнего востока, город нуждается в наличии большой общественно-культурно площадки, способной заинтересовать туристов и жителей города. Такая общественная платформа смогла бы наладить дружественные отношения с нашими соседями и, одновременно с этим, удовлетворила бы культурные интересы и потребности жителей Владивостока. Возможность временного размещения гостей города, а так же 9
способность организовывать зрелищные, культурные, образовательные и спортивные мероприятия и знакомить с историей и культурой международных партнеров была бы очень кстати для развития города в целом. Ознакомившись с существующей градостроительной ситуацией центра города Владивостока, было принято решение о смещении акцентов прилежащие территории, в частности на Первомайский на район. Проектирование общественно-культурного центра в районе остановки общественного транспорта «Надибаидзе» в городе Владивостоке обоснованно географическим расположением участка, его природными особенностями, а также новой градостроительной политикой города. Исходя из темы ВКР, необходимым этапом при работе над проектом было изучение некоторых восточных градостроительных особенностей. В частности, изучение основополагающих принципов Фен-Шуй. Участок, выбранный для проектирования Центра восточной культуры должен удовлетворять этим требованиям (рис. 1.2). Рис. 1.2. Основные принципы Фен-Шуй и их реализация в проекте При подробном рассмотрении географического расположения участка проектирования, можно заметить, что в градостроительной ситуации территория занимает важное место. В данном районе проходит главная дорожная сеть города, выезд и развязка с Золотого моста по улице Калинина (рис. 1.3). 10
Также Рис. 1.3. Фото фиксация ул. Калинина основополагающим проектирования является аргументом отсутствие при благоустройства выборе и участка заброшенное состояние данной территории. В непосредственной близости от участка располагается Приморская сцена Мариинского театра, строятся новые жилые комплексы, но, к сожалению, сама территория проектирования занята стихийной застройкой, гаражными комплексами и ветхой малоэтажной жилой застройкой (рис. 1.4). Рис. 1.4. Фото фиксация территории проектирования 11
Вышеперечисленные качества отрицательно сказывается на развитии данной территории, престиже города, а так же на уровне жизни жителей Первомайского р-на. Среди благоприятных факторов для создания объекта на данной территории можно отметить уникальную конфигурацию рельефа. Территория имеет форму лощины и связывается с прилегающими городскими участками по всем своим сторонам. В низменной части располагается ровная площадка (территория водосбора) на которой проектируется центр. Южный склон северной части территории очень благоприятен для размещения открытых прогулочных террас. В настоящее время пешеходная связь имеет неблагоприятный характер. На данной территории мало путей соединяющих ее с основными центрами притяжения Первомайского р-на, а существующие пешеходные переходы и виадуки очень неудобны в использовании. Проанализировав данный участок проектирования можно сказать, о его благоприятном состоянии и дорожно-транспортной инфраструктуре. Стоит отметить важность удобных заездов и мест стоянки туристических автобусов, и личного транспорта, которые будут прибывать к общественному центру. Учитывая карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, относящую данную территорию к типу ОД1 (смешанная общественно-деловая зона) и Р1 (зона зеленых насаждений общественного пользования), а так же Т3 (зона объектов автомобильного транспорта), и проанализировав существующую ситуацию можно сделать вывод о том, что зона Т3 на данном участке еще не была реализована [5]. На этом основании было принято решение так же реализовать зону Т3 на участке проектирования. Территориальная зона - ОД-1 (смешанная общественно-деловая) может включать в себя: 12
- объекты розничной и оптовой торговли, общественного питания, делового и финансового назначения, предпринимательской деятельности, административные объекты, социального и коммунально-бытового назначения; - административные здания, предусмотренные для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, среднего профессионального и высшего профессионального образования, культуры и искусства, научно-исследовательских учреждений, здравоохранения без специальных требований к размещению таких объектов [6]. Кроме этого, земельные участки территориальной зоны ОД-1 можно использовать под гостиницы, спортивные комплексы, стоянки автомобильного транспорта, подземные или многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта (многоярусные парковки), сады, скверы, парки и бульвары; объекты транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны (дороги, проезды и проходы, подземные и наземные переходы, разворотные площадки, остановки пассажирского транспорта и другие подобные объекты). Исходя из этого, было принято решение о сносе существующих малоэтажных жилых построек. Объект проектирования решает не только функциональную, но и художественно-композиционную задачу, оформляя ул. Калинина. Данный комплекс формирует пространство, отделяющее жилую застройку от общественной территории района. На территории, обозначенной Т3, была запроектирована подземная многоуровневая парковка, которая была призвана решить проблему стоянок автотранспорта, а так же сохранить уникальность рельефа, не уничтожая парковую зону над ней. Также запроектирован хозяйственный и пожарный проезд через территорию. Из всего этого следует, что данная территория проектирования прекрасно подходит под строительство многофункционального 13
общественного центра с точки зрения градостроительной ситуации без изменений в функциональном зонировании города. В ходе поиска градостроительного решения были рассмотрены зарубежные аналоги общественно-культурных центров. При исследовании было выявлено несколько особенностей: - расположение в центральной части города; - равномерное распределение объектов по всему участку территории; - равномерное озеленение участка с центральной входной аллеей или парком; - удобные подъезды к объекту с большим числом парковочных мест; - открытое пространство площади (парка) перед входом на территорию комплекса (рис. 1.4); - обширная пешеходная сеть на территории (рис. 1.5); - большая рекреационная зона или множество более мелких зон; - в проектах часто прослеживаются различные семантические образы, которые ссылаются на общую идейную составляющую объекта или традиционную архитектуру. При работе Рис. 1.5. Центр Botín. Ренцо Пьяно над проектом была тщательно проанализирована 14
территория строительства. Она отвечает главным критериям проектирования. Участок сформирован транспортными артериями (на данном участке проходит развязка, связывающая центр города и другие его районы, а также выезд за пределы города), тем самым, становясь значимой частью инфраструктуры Первомайского района. А наличие зеленных территорий на участке и отсутствие на нем капитальных застроек делают его привлекательным для проектной работы. При разработке генерального плана были поставлены определенные задачи: - решение проблем с существующей пешеходно-транспортной ситуацией, связь с проходящей магистралью и прилегающими территориями; - решение образной и функциональной связи со всеми проектируемыми объектами; - размещение дополнительных пожарных и хозяйственных проездов на территории общественного центра. Так же одна из главных задач - это создание органичной планировочной структуры, отражающей природную составляющую выбранной территории города Владивостока в его ландшафте. При детальной работе над генеральным планом была предусмотрена система благоустройства территории, которая позволяла бы сохранить выразительность и подчеркнуть характер сложившегося рельефа. Центральная часть всей территории отведена под открытое рекреационное пространство с включением зеленых зон и зоной водоемов, обрамленными объектами общественного центра, все это символизирует традиционный восточный сад. Главный объект, в составе которого находятся три блока (культурнозрелищный, административный и спортивный) размещается на самом значимом месте (южном склоне). Также будет предусмотрен пожарные и хозяйственные проезды на данном участке и подземная парковка для 15
посетителей. Данный участок имеет характерный рельеф со значительным перепадом отметок в пределах габаритов здания. В связи с этим возникла необходимость террасирования склона, а так же устройства многочисленных откосов, которые несут так же стилистический смысл, воспроизводя образ рисовых полей. Центр включает в себя помещения для занятия различными видами искусства, образования и спорта, творческие мастерские, лекционные аудитории, зал для театральных и музыкальных представлений, кинозал и многое другое. Гостиничный комплекс будет располагаться на территории, примыкающей к магистрали по ул. Калинина. Так как территория не застроена капитальными объектами, появляется возможность использования большого пространства, чтобы расположить единый комплекс из нескольких, связанных между собой, объемов. На основе проведенного анализа было принято решение, что на месте природного водосбора будет располагаться внутренний сквер, с трех сторон закрытый объектами центра, и одной, выходящей на площадь, связывающую территорию комплекса и спальный рн города. Данная прогулочная зона позволит гостям и жителям насладиться красотой водной глади, так как на территории сквера будут размещены небольшие водоемы. Спортивный комплекс будет располагаться в связке с центральным комплексом. Комплекс включает в себя оборудованные залы и пространства для занятий различными видами восточных единоборств и спорта, малые тренировочные залы и большую спортивную арену, административные, технические и хозяйственно-бытовые помещения, рекреационные пространства для отдыха посетителей и персонала, а так же торговые зоны. Напротив главного корпуса, располагается торгово-развлекательный комплекс и гостиница, что удовлетворит многие потребности жителей близлежащей территории и гостей города. Он будет включать в себя 16
небольшой музейно-выставочный комплекс. За ним будет проходить хозяйственный автомобильный проезд и выезд из подземной парковки. Территория комплекса будет полностью пешеходной для удобства и безопасности посетителей. Следовательно, территория не будет располагать множественными стоянками долговременного хранения автотранспортных средств по периметру объекта. Участок проектирования рассматривался как территория высокой градостроительной ценности, с учетом дальнейшего роста актуальности Первомайского р-на в контексте города. 1.2 Объемно-планировочное решение Центр восточной культуры представляет собой целостный общественно-культурный кластер, представленный в едином художественнообразном ключе и решенный по всем требованиям современного проектирования. Через главный объем проходит связь разных уровней объекта, а ярким акцентом монументальному комплексу служат возвышающиеся объемы клубной части и гостиничного комплекса (рис. 1.6). Рис. 1.6. Аналогия высотных объектов с изображением гор в китайской живописи Этажность комплекса варьируется. Входные группы помещений каждого из блоков имеют выраженный доминирующий объем, привлекая посетителей центра. Высота гостиницы и клубного блока взята не случайно. Можно сказать, что она удовлетворяет критериям конкурентоспособности с близлежащими многоэтажными жилыми комплексами. При решении планировочной структуры Центра восточной культуры необходимо воплотить ряд основных тезисов: социальных – создание площадки для общественной жизни населения и функциональных многообразие услуг, представленных в объекте. 17
При работе над планировкой центра большое значение имела работа по организации транспортной сети данной территории: - «организация» улиц; - создание безопасной пешеходной рекреационной зоны; - близость и пешеходная доступность автобусных остановок; - реновация существующих пешеходных связей и улиц; - четкое разделение хозяйственных проездов и основных транспортных путей; - создание большой парковочной платформы, обслуживающей весь комплекс и другие общественные, торгово-развлекательные объекты в радиусе пешеходной доступности. Общественно-культурный центр проектируется непосредственно на основных принципах традиционной восточной ансамблевости и живости японского сада (рис. 1.7). Рис. 1.7. Японский сад Главная площадь комплекса формируется естественным природным ландшафтом территории. Так как данный объект имеет семантическую привязку к живописной структуре японского сада, то и площадь, перед 18
главным входом, трансформируется в криволинейное протяженное пространство. Центральный объект состоит из культурно зрелищного блока, клубнообразовательной части и спортивного центра (рис. 1.8). Рис. 1.8. Центральный объем общественно-культурного центра Центр восточной культуры сочетает в себе сложную пространственную структуру, состоящую из нескольких блоков, связанных единым массивом террас. Каждый из блоков по периметру объекта имеет свое функциональное назначение. В них располагаются группы помещений в зависимости от функционального наполнения. Согласно проведенному предпроектному анализу, было выделено несколько видов сценариев для данного объекта (как для внешних, так и для внутренних пространств), что привело к формированию отдельных блоков со своей планировочной музыкой, танцами, структурой. театром, Например, занятия декоративно-прикладным каллиграфией, искусством – проводятся в клубном блоке, в составе зрелищной части, а спортивные мероприятия и соревнования по единоборствам – в спортивном блоке; языковое же обучение и библиотечное пространство - в центральном. 19
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что необходимо создать как многофункциональные пространства, так и специфические, оборудованные под особый род занятий. Есть разного рода занятия, тесно связанные друг с другом, но которые должны проводиться в разных технологически оборудованных помещениях. Например, для подготовки представления Кабуки могут быть изготовлены декорации и маски в мастерских по декоративно-прикладному искусству. Следовательно, должна сохраняться удобная связь между помещениями разных блоков. Этажи естественный сформированы рельеф по участка. принципу В террасирования, западной части повторяя располагается многоуровневый клубно-творческий блок, который визуально связан с гостиничным комплектом напротив, создавая семантические «ворота», отделяющие общественный центр и объекты близлежащей территории. Весь комплекс визуально можно разделить на два объекта, расположенных напротив друг друга. Они разделены посредством пешеходного разрыва, соединяющего территорию общественного центра и хозяйственного проезда, огибающего комплекс. Открытые террасы комплекса смещаются по уровням, напоминая террасы рисовых полей. Южные фасады объекта почти полностью остеклены для достаточной инсоляции. В каждой из частей здания есть своя группа вестибюльных и рекреационных помещений с непосредственной связью с уличными пространствами, что делает их самодостаточными элементами структуры здания. Предусмотрены множественные связи с открытыми террасами. С западной стороны расположен центральный вход на территорию Центра восточной культуры через открытое обширное рекреационное пространство. К северу от нее расположен один их хозяйственных и загрузочных проездов, почти дублируя ул. Брянскую, он призванных обслуживать весь комплекс общественного центра. В южной части территории проектирования 20
располагается подземная парковка для автотранспорта с выездами на хозяйственный проезд и ул. Черёмуховую. Над парковкой располагается парковая зона с малыми архитектурными формами, связывающая участок проектирования с прилежащими городскими территориями. Общественно-культурный центр включает в себя: - многофункциональный трансформируемый зал; - кинозал; - кружковая часть; - музейный блок; - лекционный блок с медиа залом; - библиотека; - спортивный блок с малыми залами (додзё), большой ареной и тиром для кюдо; - кафе и фудкорты азиатской кухни; - небольшие парковочные зоны на первом уровне, призванные обслуживать сотрудников центра и маломобильную группу посетителей. Многофункциональный зал будет оборудован современной техникой трансформируемых зрительных залов, что будет кстати при проведении разноплановых музыкальных и театральных представлений восточной направленности. Так же будет запроектирован медиа зал, а просторные рекреационные пространства позволят проводить лекции, воркшопы, форумы и коворкинги прямо в вестибюлях разных блоков. Посетители смогут ознакомиться с фондом библиотеки, где желающие могут познакомиться с произведениями русских и авторов из стран Азии, самостоятельно поработать над собственными проектами, используя электронные ресурсы и копицентр. Для удобства и комфорта посетителей предусмотрены Free Wi-Fi зоны. Музейно-выставочный комплекс восточной культуры будет содержать не только древние экспонаты, но и пополняться сезонными выставками современного искусства и технологий. Небольшие 21
выставочные пространства буду располагаться не только в музейном блоке, но и в самом главном блоке и творческой части. В обширных вестибюлях комплекса могут быть проведены выставки, инсталляции, выступления и разного рода другие культурные мероприятия. Три больших ресторана (китайский, корейский и японский) в разных стилях для проведения праздников, корпоративов, так и для занятий по гастроэтнографии и различных мастер-классов смогут удовлетворить вкусы и потребности туристов и жителей города. Спроектировано множество мастерских и учебных аудиторий, предназначенных для разноплановых групповых и индивидуальных занятий. В Центре восточной культуры будет возможность для организации различных мероприятий: - организация инсталляций, выставок; - проведение кинопоказов художественных и документальных фильмов по заказам и в рамках клубов кинолюбителей; - организация ежегодных фестивалей, посвященных культуре Азии (литературе, кинематографу, спорту) в рамках международного сотрудничества; - проведение творческих конкурсов, проектов, воркшопов и их награждений; - организация фестивалей и праздников (китайского нового года, дня сакуры и т.д.; - поддержка инициативных организаций, работающих на развитие и поддержание интереса к восточной культуре; - организация программ творческого, профессионального и научного обмена студентами со странами АТР; - проведение камерных музыкальных представлений, спектаклей и других выступлений. Одним из основных направлений работы Центра восточной культуры 22
является межкультурные и межнациональное коммуникации (организация официального и неформального межкультурного общения): - создание множества творческих групп и тематических клубов; - предоставление площадок для проведения научных конференций и форумов; - организация образовательных и культурно-творческих программ для посетителей разных возрастов; - проведение восточных культурных праздников и фестивалей; - предоставление открытого фонда учебной и художественной литературы зарубежных и отечественных авторов; - площадки для проведения форумов с приглашенными творческими, научными и общественными деятелями из стран Азии; Центр восточной культуры будет посредником при налаживании и упрочнении образовательного и культурного сотрудничества г. Владивостока и его восточных соседей. Это важный шаг на пути развития межкультурных и межнациональных отношений между нашими странами. Проектирование спортивного блока в составе Центра восточной культуры. В состав спортивного блока входят: - открытая тренировочная площадка; - открытая площадка с зонами для стандартных спортивных игр (баскетбола и волейбола); - тренировочные залы на 4 татами; - спортивная арена; - дистанция для стрельбы из лука; - зона отдыха и буфеты; - административные помещения; - хозяйственно-бытовые группы помещений. Спортивный комплекс в составе центра - это современное сооружение, 23
отвечающее всем требованиям при проведении массовых спортивных соревнований, занятий спортивных клубов и секций. Главный административно-учебный блок находиться в центральной части южного объема комплекса. Он имеет выраженную входную часть для привлечения большего потока посетителей. В его состав входят: кинозал, библиотека и копицентр, большая медиа аудитория, языковые и иные классы. Слева от него находится клубно-творческий блок, условно разделенный на две части. Одна из них включает трансформируемый концертный зал и прилежащие к нему помещения. Другая – клубная, в составе которой находится множество классов по занятиям музыкой и хореографией, а так же декоративно-прикладному искусству. Общественно-культурный центр запроектирован как полноценный общественный кластер. Визуально он представляет собой комплекс из нескольких блоков, связанных единой сетью террас. Комплекс имеет небольшую автостоянку на первом уровне, а также многоуровневую подземную парковку. 1.3 Архитектурно-художественное решение В основу художественно-композиционного решения данного объекта были заложены различные культурные, семантические и природные образы. При проектировании комплекса была проведена работа над изучением устоявшихся культурных архетипов стран Азии и выявлены основные принципы пространственной организации. Культурно-исторические архетипы среды: - принципы Фэн-шуй - даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии. С помощью Фэн-шуй якобы можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома, «верную» разбивку участка [7]; имеют природноклиматическую и семантическую подоснову для проектирования, позволяя расположить объекты так, чтобы защитить от нежелательных климатических 24
воздействий. Также, являются композиционным методом, узнаваемым с точки зрения типологии в градостроительстве Китая (рис. 1.9). Рис. 1.9. Принципы Фэн-Шуй Фехтовальщики кэндо. Кэндо – это современное искусство фехтования, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу. Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта [8]. Это архетип построения всего комплекса, как двух главенствующих объемов со связью между ними. Имеет связующую функцию, организовывая территорию комплекса (рис. 1.10). Рис. 1.10. Фехтовальщики кэндо Пагода. «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в 25
классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира» пишет Т. Григорьева в книге «Японская художественная традиция» [9]. Это архетип гостиничного комплекса со смотровыми площадками. Она располагается с краю композиции (рис. 1.11); Рис. 1.11. Пример пагоды Переправа. Это сеть наземных переходов, пронизывающих всю территорию, связывающая объекты общественного центра и соседствующие с ним точки притяжения, для комфортных пешеходных передвижений и прогулок (рис. 1.12). Рис. 1.12. Пешеходный мост При проектировании Центра восточной культуры были взяты за образную основу и природные архетипы: Рисовые поля. Это образ формообразования променадов и террас (рис. 1.13); 26
Рис. 1.13. Рисовые поля Сосны. Они являются архетипом многоуровневого террасного формообразования объемной композиции общественного центра(рис. 1.14); Рис. 1.14. Сад в Японии Японский сад - архетип контраста водной глади и объектов центра (рис. 1.15); Рис. 1.15. Водоем японского сада Запроектированный объект естественно подчеркивает уникальную структуру рельефа на участке проектирования. Композиция решена согласно 27
главной идее - сформировать гармоничный образ, отсылающий к характерным принципам восточной архитектуры. Целью работы было наполнить образ восточной утонченностью и минимализмом восточного восприятия. Объект должен сочетаться с окружающим ландшафтом и градостроительным контекстом. Умение восхищаться красотой природы, быть внимательными и наблюдательными есть особенность национального характера японцев, что явно прослеживается в символике цвета[10]. Чтобы придать комплексу аскетизм японской культуры в основу была положена определенная цветовая палитра - это натуральные оттенки камня и дерева. В сочетании с плавными линиями террас и отражением неба в водной глади, все это передает мотивы утонченного кимоно (рис. 1.16). Рис. 1.16. Кимоно Отделка поверхностей набережной и некоторых подпорных стен разработаны на основе образа китайского дракона (плавные линии и чешуя) (рис. 1.17). 28
Рис. 1.17. Рисунок дракона Общая градостроительная композиция в плане живая, состоящая из перетекающих объемов. Плавные, успокаивающие формы (рис. 1.18) в контрасте с прямоугольными объемами раскрывают образ нашего города, со всех сторон окруженного морем. Рис. 1.18. контраст форм общественного центра 29
Глава 2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Территория строительства располагается в районе остановки общественного транспорта Надибаидзе Первомайского района. Проект предусматривает возведение двух крупных объектов, разделенных по функциональным критериям на несколько корпусов – культурного центра, спортивного блока, административного блока, гостиничного комплекса и торгово-развлекательного центра. Полная высота комплекса – 6 этажей. В проекте предусмотрены свайные фундаменты, выполненные в виде сплошного свайного поля и объединенные сплошным ростверком. Высота ростверка определяется расчетом в соответствии с требованиями. Армирование ростверка выполняется пространственными арматурными каркасами, часто, из арматуры класса A-III (A400). Для ростверка применяют, бетон класса прочности В15, В20. Ростверк возводят по бетонной подготовке класса В7,5. Под шахты лифтов фундаменты выполняются в виде железобетонной плиты, отдельно от примыкающих фундаментов с зазором не менее 20мм. Так как в здании подразумевается наличие крупных большепролетных пространств, в качестве несущего остова представлена каркасная система, при возведении которой применены железобетонные элементы, пространственные и плоские металлические конструкции. Несущий остов здания - каркасный монолитный железобетон. Он представлен колоннами из монолитного железобетона, армированного отдельными стержнями, объединенными в пространственный каркас с сечением 300*300мм, и шагом от 4000 до 7500 мм и междуэтажными перекрытиями (монолитными безбалочными). Пространственная жесткость и устойчивость обеспечена прочными узлами примыкания ригелей к колоннам и жесткими конструкциями, расположенными внутри здания (лестничные клетки). 30
В данном проекте использованы как готовые конструкционные элементы, так и монолитные, изготовленные непосредственно по месту строительства. Помещение пространственными кинозала металлическими и залов додзё конструкциями - перекрываются структурными плитами. Покрытие спортивной арены и концертного зала – система плоских ферм с параллельными поясами, опирающихся на железобетонные конструкции. Также в конструктивном решении используются железобетонные, эксплуатируемые кровли и кровли с зеленым покрытием. При строительстве важно как можно более тщательно сохранить уникальную структуру местного рельефа. Также при возведении объектов будет учтено и террасирование рельефа, что придаст ему архитектурную выразительность, а террасы в дальнейшем могут использоваться как прогулочные зоны. Основная структура центра Восточной культуры представляет собой сочетание железобетона, стальных пространственных конструкций и ферм. Непрозрачные ограждающие конструкции представлены газобетонными блоками толщиной 250мм. Так же в проекте предусмотрено значительное количество остекленных поверхностей (рис.2.1), которые выполняются в виде стоечно-ригельной системы. Конструкция состоит из алюминиевого каркаса, собранного из стоек и ригелей, а располагается с внутренней стороны стены. Стеклопакет или другое светопрозрачное наполнение устанавливается между каркасом и прижимным профилем. Остекление фасадов алюминиевым профилем, применимое в стоечноригельной системе, делает её более легкой, прочной, долговечной, огнестойкой и теплой [11]. 31
Рис. 2.1. Фрагмент остекления в данном проекте Внутренние ограждающие конструкции представляют собой перегородки из газобетонных блоков толщиной 200 мм. Так же используются перегородки из гипсобетонных крупных панелей, толщиной 80 мм и стеклянные перегородки из безопасного закаленного стекла. Лестницы запроектированы монолитные железобетонные. 32
Глава 3.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Технико-экономические показатели проектируемой территории представлены в Таблице 1 и 2. Таблица 1 Градостроительные показатели № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование элемента территории Площадь застройки Проезды Дорожки, пандусы Водоемы Озеленение Общая площадь Площадь, га 2,45 0,87 2,82 0,14 1,22 7,5 % 32,6 11,6 37,68 1,86 16,26 100 Таблица 2 Объемно-планировочные показатели разрабатываемого объема здания № Наименование 1. Поэтажная площадь 2. Этажность надземной части Строительный объем разрабатываемой 3. части комплекса 4 Вместимость зала 5 Вместимость арены 6 Площадь культурно-зрелищной части 7 Площадь главного блока 8 Площадь спортивного блока Показатели 46,42 га 6 эт. 35 131,8 м3 273 чел. 840 чел. 12676,04 м2 15800 м2 17943,96 м2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проектирование культурно-общественного центра в данном градостроительном контексте нельзя назвать достаточно простой задачей. При работе с окружающим городским контекстом необходимо учитывать множество факторов, влияющих на общую структуру проекта, таких как: дорожные сети, пешеходные связи, остановки общественного транспорта, высотность окружающей застройки, рельеф. На основе изученных материалов и, опираясь на современный отечественный и зарубежный опыт проектирования подобных объектов, был разработан проект Центра восточной культуры, отвечающий поставленным задачам и требованиям, а также с учетом улучшений существующей градостроительной ситуации выбранной территории. Современный опыт работы над подобными объектами дает большое разнообразие типов, различных по объему, функционалу, художественному и градостроительному решению. Возможно, что набор функций, предложенных в проекте, является не полным, но оптимальным для объекта в данных реалиях городской застройки и территории. Основной функцией данного комплекса можно выделить - культурно-развлекательную, но необходимо учитывать множество других сценариев, которые можно реализовать в данном проекте (обучение, спорт, бизнес). Жители и гости города Владивостока, исходя из своих потребностей, сами смогут найти применение тем или иным пространствам Центра. Такая многогранная платформа послужит площадкой для развития межнационального общения, развлечения и обучения. Основная задача комплекса - это культурнопознавательная и научно-просветительская деятельность. Многофункциональность делает центр привлекательным для посетителей разных возрастов и разных интересов. При работе над данным проектом были найдены решения некоторых проблем. Основная проблема данной территории – это нерешенность 34
пешеходных связей. Этот участок является престижной территорией Первомайского р-на и первым на очереди планомерной реновации, но в данное время состоит из пустыря, не приносящего ни коммерческой, ни социальной выгоды проектирования - жителям было города создание и сети данного равномерно района. Задачей распределенных пешеходных и транспортных потоков, а так же создание целостной композиции в окружающем градостроительном и географическом контексте. При работе над художественно-образной частью была предпринята попытка соединить акценты основных традиционных принципов восточной архитектуры с местными природно-климатическими реалиями. Итогом стал современный общественно-культурный комплекс с отголосками восточной семантики. Объект представляет собой сплав внутренних и внешних пространств, их переплетение и контраст. С градостроительной точки зрения, была выдвинута концепция реновации территории Первомайского района г. Владивостока. Предприняты попытки развития, основанные на актуальности темы проекта и значимости данной части города. Местом проектирования выбрана лощина, чей рельеф весьма интересен в контексте проектной работы. Вследствие чего территория была разделена на несколько зон, опирающихся на контекст особенностей рельефа. Природная часть водосбора естественно легла в основу центральной площади с водоемами, превращая территорию в своеобразную набережную с небольшими мостиками и переходами и выполняющую рекреационную функцию. Она обрамлена объемами корпусов Центра восточной культуры, расположенных по скатам рельефа, как бы продолжая их. Северный объем представляет собой центральный корпус, главный вход в который располагается на южной стороне. Это решение обосновано принципами Фен Шуй, которые с древности применяется в восточной архитектурной практике. Центральный объект имеет несколько южных открытых прогулочных площадок и 35
балконов, а так же доминантный по высоте объем - клубный блок, композиционно увязанный с гостиничным комплексом, расположенным напротив. На территории комплекса расположены небольшие тематические скверы с беседками и садами в восточном стиле. Общественно-культурный центр позволит не только привлечь большое количество жителей города Владивостока, но и наладить межкультурные и межнациональные связи со странами АТР. Предстанет культурным кластером города и точкой развития Первомайского р-на. Проект культурного центра в г. Владивостоке является уникальным, поскольку все его подсистемы объединены в целостном архитектурном решении, предназначенном для конкретных градостроительных условий. Данный комплекс создает уникальные возможности для реализации, как своего собственного потенциала, так и развития прилежащей территории города. Комплекс привлечет еще больше интереса к изучению восточной культуры и проведения культурно-массовых мероприятий с привлечением туристов из стран Азии. Центр восточной культуры станет центром притяжения для гостей и жителей края, а выгодное географическое положение города (в непосредственной близости со странами АТР) привлечет иностранных туристов и инвесторов. Аналогов данного центра на Дальнем Востоке нет. Общественнокультурный центр может стать одним из символов столицы Приморского края, его достопримечательностью и визитной карточкой города. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Список сопок Владивостока [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_сопок_Владивостока. – Дата обращения 01.03.2018. 2. Видовые площадки Владивостока [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primamedia.ru/news/374036/. Дата обращения – 01.03.2018. 3. Владивосток. [Электронный ресурс]. Режим – Дата обращения – доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Владивосток. 01.03.2018. 4. Свободный порт Владивосток. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://primamedia.ru/news/630179/. Дата обращения – 01.03.2018. 5. Геоинформационная система. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Дата http://maps.vlc.ru/map/mapinfo.heron.map. обращения – 01.03.2018. 6. Общественно-деловая зона и виды разрешенного использования (назначение) земельных участков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pcavl.ru/novosti/101-obshchestvenno-delovaya-zona-i-vidyДата razreshennogo-ispolzovaniya-naznachenie-zemelnykh-uchastkov.html. обращения – 01.03.2018. 7. Фэн-шуй. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/феншуй. Дата обращения – 01.03.2018. 8. Кэндо. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/кэндо. Дата обращения – 01.03.2018. 9. Григорьева [Электронный Т. П. «Японская ресурс]. художественная – традиция». Режим доступа: https://royallib.com/read/grigoreva_tatyana/yaponskaya_hudogestvennay a_traditsiya. Дата обращения – 01.03.2018. 37
10. Цвет в японской культуре. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://color-harmony.livejournal.com/234001.html. Дата обращения – 01.03.2018. 11. Системы остекления фасадов зданий: разновидности и особенности конструкции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://vsepostroim-sami.ru/materials/windows-doors/5806_sistemy-ostekleniya-fasadovzdanij-raznovidnosti-i-osobennosti-konstrukcii/ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ Графическая часть ВКР Приложение А Рис. А.1. Компоновка графической части ВКР на тему «Центр восточной культуры г. Владивостока» 39
Приложение Б Предпроектный анализ к ВКР на тему «Центр восточной культуры г. Владивостока» Рис. Б.1. Анализ территории «Центра восточной культуры г. Владивостока» 40
Рис. Б.2. Основные особенности восточной архитектуры и их реализация в данном проекте 41
Рис. Б.3. Схема функциональных сценариев данного объекта и его территории 42
Приложение В Проектное предложение ВКР на тему «Центр восточной культуры г. Владивостока» Рис. В.1. Генплан комплекса 43
Рис. В.2. План 1 этажа 44
Рис. В.3. План 2 этажа 45
Рис. В.4. План 3 этажа 46
Рис. В.5. План 4 этажа 47
Рис. В.6. План 5 и 6 этажа 48
Рис. В.7. Разрез 1-1 Рис. В.8. Разрез 2-2 Рис. В.9. Разрез 3-3 49
Рис. В.10. Видовой кадр 1 50
Рис. В.11. Видовой кадр 2 51
Рис. В.12. Видовой кадр 3 52
Рис. В.13. Видовой кадр 4 53
Рис. В.14. Видовой кадр 5 54
Рис. В.15. Фасад 1 55
Рис. В.16. Фасад 2 56
Рис. В.17. Сечение по дороге 57
Рис. В.18. Холл культурно-зрелищного блока Рис. В.19. Холл главного блока Рис. В.20. Интерьер додзё 58
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв