Финансовая экономика, № 7, 2020 г.
№ 7 (часть 3) 2020 г.
ISSN 2075-7786
ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
205
Финансовая экономика, № 7, 2020 г.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Баулина Н.С., Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Мишина А.А., Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Приколота Т.А., Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации бизнеса в условиях пандемии COVID-19.
Авторы отмечают, что каждая компания от микропредприятий до крупных корпораций сражается за место на
рынке, внедряя инновационные технологии в производство, маркетинг, коммуникации, экономику и другие отрасли. Это связано с тем, что цифровизация является одним из основных факторов конкурентоспособности предприятия. В условиях пандемии коронавируса даже те предприятия, которые не стремились быть первыми в цифровизации, сейчас вынуждены внедрять цифровые технологии в свой бизнес чтобы не обанкротиться. В этой кризисной ситуации все предприятия оказались в условиях борьбы за выживание и те, кто сумеет подстроиться под
эти условия, выйдут на новый технологический уровень.
Ключевые слова: цифровизация бизнеса, внедрение инновационных технологий, кризис, инновации.
Научная специальность публикации: 08.00.14 – Мировая экономика.
Abstract: In the age of globalization and the development of digital technologies, when innovations are introduced every day into the daily life of a person, one cannot but notice how entrepreneurship is transformed. Every company from
microenterprises to large corporations fights for a place under the sun, introducing innovative technologies into production, marketing, communications, the economy and other industries. This is due to the fact that digitalization is one of
the main factors in the competitiveness of the enterprise. In the context of the coronavirus pandemic, even those enterprises that did not seek to be the first in digitalization are now forced to introduce digital technologies into their
business so as not to go bankrupt. In this crisis situation, all enterprises turned out to be conditions of struggle for survival and those who will be able to adapt to these conditions will go to a new technological level.
Keywords: digitalization of business, introduction of innovative technologies, crisis, innovation.
В настоящее время одним из трендов, происходящих в экономике является ее цифровая трансформация. Цифривизация стала возможной благодаря развитию цифровых технологий и их последующего массового распространения [3]. Существует множество
трактовок понятия цифровой трансформации, то или
иное из них будет уместно применять в зависимости
от прикладной области. Цифровая трансформация
бизнеса подразумевает анализ видов и возможностей
применения информационных ресурсов, а также потребностей в них [3].
Цифровизация приводит ко многим важным изменениям в организационной культуре, в том, как работает бизнес и как он обеспечивает ценность для клиентов. Услуги цифрового преобразования не улучшают традиционные методы. Они помогают открывать, применять и внедрять новые виды инноваций и
творчества, а также предлагают новые способы организации процессов.
Настоящая цифровая трансформация предполагает
фундаментальное
переосмысление
бизнесмоделей и процессов, поэтому речь идет не просто о
внедрении новых технологий в существующие модели. Цифровая трансформация должна создавать новые модели, например, повышать заинтересованность клиентов, использовать информацию из данных для предложения новых продуктов, разрабатывать корпоративные мобильные приложения или переходить на безбумажную обработку.
Цифровые технологии могут трансформировать
финансовые отношения тремя основными способами.
Во-первых,
с
использованием
информационнокомпьютерных технологий: в сфере финансов расширяется рынок финансовых услуг и охват провайдеров, упрощается доступ клиентов к таким услугам
[2]. Во-вторых, цифровые технологии могут снизить
стоимость
предоставления финансовых услуг, по мнению
специалистов, на 80-90 процентов, трансформируя
бизнес поставщиков услуг и делая его более доступным для несостоятельных потребителей [1]. И втретьих, цифровые технологии позволяют создавать
новые бизнесмодели, предполагая расширение спектра услуг клиентам и увеличение потоков доходов
поставщикам [2]. Примеры охватывают несколько
отраслей: один банк оцифровал процесс подачи заявки и принятия решения по ипотечному кредиту,
сократив стоимость каждой новой ипотеки на 70% и
сократив время до предварительного одобрения с
нескольких дней до одной минуты. Телекоммуникационная компания создала услугу самообслуживания
с предоплатой, где клиенты могут заказывать и активировать телефоны без участия бэк-офиса. Ритейлер
обувной продукции создал систему управления запасами в магазине, которая позволила ему сразу
узнать, есть ли в наличии обувь и размер, экономя
время для клиентов и торгового персонала.
Скорость цифровой трансформации в мире до
пандемии уже была достаточно высокой. А в новых
условиях время становится роскошью: то, что раньше
компании собирались сделать за 1-3 года, теперь
нужно воплотить за недели.
В одном из европейских исследований около 70%
управленцев из Австрии, Германии и Швейцарии заявили, что пандемия, вероятно, ускорит темпы цифровой трансформации их бизнеса. В Азии это уже
произошло: местные банки перевели физические
каналы взаимодействия с клиентом в интернет, поставщики медицинских услуг начали практиковать
телемедицину, а ритейлеры - обеспечили бесконтактную доставку и оплату.
Нынешний кризис позволяет заглянуть в мир будущего, где цифровая составляющая становится центральной практически в каждой транзакции и заставляет людей и компании адаптироваться к новым реалиям с головокружительной скоростью. В этом мире
цифровые каналы становятся главной (а часто и
единственной) моделью привлечения клиентов, а
автоматизированные процессы - основным двигателем производительности и фундаментом гибких, прозрачных и стабильных цепей поставок.
Положительная сторона таких изменений заключается в уменьшении барьеров для импровизации и
экспериментов. В это уникальное время компании
210
Финансовая экономика, № 7, 2020 г.
могут учиться и прогрессировать быстрее, чем когдалибо прежде. И то, как будет происходить обучение,
может повлияет на дальнейшую эффективность и
прочность связей с клиентами, сотрудниками и поставщиками.
Сейчас настало время переосмыслить цифровые
инициативы и выбрать, на каких стоит сфокусироваться.
Специалисты компании McKinsey выделяют такие
направления, в которых смелые шаги могут быть
полезными:
Формирование новых предложений. Подобно
тому, как цифровые платформы в прошлом подорвали привычные цепи создания ценности, нынешний
кризис приведет к трансформации в том, как мы обслуживаем клиентов, как работаем с поставщиками и
как видим пределы границ различных сфер бизнеса.
Уже сейчас большинство организаций ищут виртуальную замену для своих физических продуктов или, по крайней мере, новые способы сделать их
доступными для клиентов при минимальном физическом контакте. Для этого, вероятно, потребуются
новые партнерские отношения или доступ к новым
платформам и цифровым рынкам, частью которых
компания не была раньше.
Переосмысление бизнес-модели. Опыт показывает, что сосредоточенность на ядре бизнеса дает
гораздо лучший результат как в краткосрочной, так и
в долгосрочной перспективе, чем небольшие усовершенствования на периферии компании.
Переосмысливая свою бизнес-модель, стоит учитывать изменения, которые затронут практически
каждую сферу: увеличение прозрачности и гибкости
1.
2.
3.
1.
2.
3.
цепочек поставок, увеличение безопасности данных,
рост автоматизации труда и доли удаленной работы.
Расширение портфолио (приобретение и инвестиции). В обычные времена одной из главных
проблем, с которыми сталкивались компании в цифровых преобразованиях, было отсутствие технических талантов и способностей. А во время кризиса
становится проще получить активы, которые ранее
были недоступны (ведь многие технологические компании сейчас привлекают инвестиции). Если же у
организации нет значительных средств для инвестирования, она по крайней мере может нанять людей,
которые помогут ей воплотить цифровые изменения
быстрее.
Также не стоит забывать о том, что смелые шаги
должны сопровождаться быстрым обучением. Когда
степень неопределенности является высокой, руководителям команд нужно оперативно исследовать что работает, а что нет, и делать выводы - почему. А
для этого необходимо определять неизвестные элементы так же быстро, как они появляются.
Начать стоит с увеличения частоты анализа доступных данных. Это следует делать еженедельно
(или чаще). Также стоит использовать несколько
источников данных, которые позволяют увидеть не
только как движется бизнес, но и как меняются потребности клиентов и партнеров.
В заключении необходимо отметить, что важнейшие уроки часто вытекают из самых сложных кризисов. Нынешняя пандемия может стать временем
трансформации для бизнеса и помочь ему подготовиться к будущему.
Библиографический список
Ведута Е.Н. Стратегия цифровой экономики как инструмент глобализации / Е.Н. Ведута, Т.Н. Джакубова ,
Е.А. Асанова // Ученые записки международного банковского института – Издательство: Академия менеджмента и бизнес-администрирования
Данилова Е.Н, Трансформация финансов и новые бизнес-модели в цифровой экономике// Современные
информационные технологии в образовании, науке и промышленности: Сборник трудов Х Международной конференции, Издательство: ООО "Издательство "Спутник+" (Москва), 2018.
Зайченко И. М., Платунов Д. М, Анализ инструментов цифровой трансформации бизнеса// Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов научнопрактической и учебной конференции: в 3 частях. 2018. Издательство: Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический
университет Петра Великого" (Санкт-Петербург)
References
Veduta E.N. Strategiya cifrovoj ekonomiki kak instrument globalizacii / E.N. Veduta, T.N. Dzhakubova , E.A.
Asanova // Uchenye zapiski mezhdunarodnogo bankovskogo instituta – Izdatel'stvo: Akademiya
menedzhmenta i biznes-administrirovaniya
Danilova E.N, Transformaciya finansov i novye biznes-modeli v cifrovoj ekonomike// Sovremennye
informacionnye tekhnologii v obrazovanii, nauke i promyshlennosti: Sbornik trudov H Mezhdunarodnoj
konferencii, Izdatel'stvo: OOO "Izdatel'stvo "Sputnik+" (Moskva), 2018.
Zajchenko I. M., Platunov D. M, Analiz instrumentov cifrovoj transformacii biznesa// Fundamental'nye i
prikladnye issledovaniya v oblasti upravleniya, ekonomiki i torgovli: Sbornik trudov nauchno-prakticheskoj i
uchebnoj konferencii: v 3 chastyah. 2018. Izdatel'stvo: Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe
obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Sankt-Peterburgskij politekhnicheskij universitet Petra
Velikogo" (Sankt-Peterburg)
211
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв