МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа по дисциплине:
Экономика и экономический анализ Великобритании
Тема: «Творческая экономика Великобритании»
Выполнила:
cтудентка III курса факультета
МО
07 ак.группы
Пикулева Валерия
Преподаватель:
д.экон.н..,
Ломакин Виктор Кузьмич
Москва 2015
Оглавление
Введение .............................................................................................................. 3
Глава 1. Развитие творческой экономики в 1997-2013 гг. ....................... 5
Глава 2. Изменения в структуре творческой экономики ....................... 10
Отраслевая структура ....................................................................................11
Географическая структура ............................................................................19
Глава 3. Роль сектора творческой экономики во
внешнеэкономической деятельности Великобритании ..........................22
Позиция Великобритании в мировой торговле товарами и услугами
творческой экономики ..............................Error! Bookmark not defined.23
Изменения в структуре экспорта .............Error! Bookmark not defined.25
Список источников и литературы .............................................................. 30
2
Введение
В
рамках
новой
парадигмы
экономического
развития,
в
«информационную эпоху» информация и знания становятся важнейшим
экономическим ресурсом, укрепляется связь между творчеством и
экономикой. Еще полтора десятилетия назад попросту не существовало
понятия творческой экономики, термин «творческие отрасли» возник в
период середины-конца 1990-х гг., и именно британское правительство
впервые подняло эту тему на общенациональном уровне. Внедрение
нового понятия можно связать с приходом к власти лейбористского
правительства Т. Блэра в 1997 г. и учреждением Министерства культуры,
средств массовой информации и спорта (далее DCMS), одной из
первоочередных задач которого стала разработка основополагающего
документа «Картирование творческих отраслей» 1998 г.. Данный
документ положил начало планомерной работе в данной области, дал
определение творческих отраслей и проанализировал их деятельность с
целью
повысить
значимости.
В
уровень
2001
осведомленности
г. был
опубликован
об
их
второй
экономической
документ
с
соответствующим названием, согласно которому творческие отрасли
«переместились с периферии экономической мысли и стали одним из ее
основных направлений»
1
. В обоих документах творческие отрасли
определяются как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное
творческое начало, навык или талант, который ведет к созданию
материальных и нематериальных ценностей, а также новых рабочих мест
за счет разработки и эксплуатации интеллектуальной собственности».2 В
2006 г. британское правительство официально ввело в употребление
понятие «творческая экономика», творческие отрасли были названы
одним из ключевых двигателей экономического роста страны. По
1
2
Creative Industries Mapping Document 2001, Department for Culture, Media and Sport, p.3
Op. cit., p. 4
3
классификации DSMC в этот сектор входят 13 видов деятельности:
реклама, архитектура, искусство и антиквариат, промыслы и ремесла,
дизайн, мода, кино- и видеоиндустрия, развлекательные интерактивные
программы,
музыка,
исполнительские
искусства,
издательская
деятельность, программные и компьютерные услуги, телевидение и
радиовещание. 3 Важно отметить, что Конференция ООН по торговле и
развитию использует другую классификацию творческой экономики,
разграничивая творческие индустрии в зависимости от непосредственного
участия творческой деятельности в создании продукта. Так выделяются
«первичные»
творческие
отрасли,
непосредственно
связанные
с
искусством (театр, исполнительское и изобразительное искусство и др.), а
также «вторичные» отрасли, которые более тесно связаны с рынком, и в
которых использование продукта интеллектуальной собственности играет
преимущественно коммерческую роль (телевидение и радиовещание,
издательское дело, реклама и др.).
По оценкам, Великобритания имеет крупнейший творческий сектор
в ЕС и, возможно, крупнейший по доле в ВВП в мире. В 2013 г. в этом
секторе создавалось 5% валовой добавленной стоимости (прирост в 20122013 г. составил 9,9%, что превышает соответствующий показатель в
любой другой отрасли экономики Великобритании)4. Долгосрочные планы
проведения
экономической
политики
предполагают
дальнейшую
поддержку самого динамичного сектора британской экономики, включая
предоставление налоговых скидок, модернизацию нормативно-правовой
базы, борьбу
с
преступлениями,
связанными
с
нарушением
прав
интеллектуальной собственности, повышение уровня профессиональной
подготовки работников, содействие региональной кластеризации и т.д.
3
4
Op.cit., p. 9
Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and Sport, p.7
4
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить роль и
место
творческого
сектора
в
хозяйстве
и
внешнеэкономической
деятельности Великобритании. Для достижения цели в работе поставлены
следующие задачи: проанализировать динамику развития творческих
отраслей в период с 1997 по 2013 гг., выявить структурные изменения в
этом секторе и их причины, более подробно охарактеризовать важнейшие
сектора творческой экономики, а также рассмотреть позиции британской
творческой экономики на международных рынках и в мировой торговле.
Глава 1. Развитие творческой экономики в 1997-2013 гг.
В силу того, что на государственном уровне акцент на развитии
творческих отраслей в Великобритании был сделан лишь в 1997 г.,
особенности их развития целесообразно рассматривать в период с 1997 по
2013 гг.. Необходимо отметить, что удельный вес творческих отраслей в
экономиках развитых стран стремительно растет. Так, ее годовой рост в
странах ОЭСР в 1990-е гг. в два раза превышал общий рост сферы услуг и
в четыре раза – производственных отраслей экономики. 5 Что касается
стран ЕС, товарооборот творческих отраслей в 2003 г. составил 654 млрд.
евро, а их доля в совокупном ВВП тогда еще 25 стран-членов 2,6%. Темпы роста творческих отраслей на 12,3% превышали темпы роста
экономики ЕС.6 В 2008-2011 гг. на фоне общего экономического спада
валовая добавленная стоимость творческих отраслей в странах ЕС росла
практически нулевыми темпами, при этом во всех видах творческой
деятельности наблюдались отрицательные темпы роста, компенсируемые
значительным ростом в телевидении, киноиндустрии и в видах
деятельности,
связанных
с
информационно-коммуникационными
Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. – М.: Издательский дом
«Классика-XXI», 2011, с. 18
6 The Economy of Culture in Europe, study prepared for the European Commission by Kea, European
Affairs, Brussels, 2006, p. 61
5
5
технологиями.
7
Необходимо отметить, что роль Великобритании в
обеспечении динамичного роста творческой экономики очень велика, так,
например, в 2003 г. товарооборот творческих отраслей составил около 132
млрд. евро, по данному показателю Великобритания являлась лидером
среди стран ЕС 25, несколько опережая Германию. 8 В 2008-2011 гг.
Великобритания имела крупнейший творческий сектор среди стран ЕС как
по валовой добавленной стоимости, так и по количеству рабочих мест, что
отражает нижеследующая таблица.
Таблица 1. Удельный вес творческих отраслей, %
Британия
2008
2011
Франция
2008
2011
Германия
2008
2011
Италия
2008
2011
Испания
2008
2011
Валовая
добавленная
6,2
5,8
4,9
5,1
4,2
3,9
3,8
3,9
3,6
3,4
стоимость
Количество
5,4
5,4
3,7
3,7
4,1
4,1
3,6
3,7
3,5
3,4
рабочих мест
Источник: The economic contribution of the creative industries to EU GDP and employment -Evolution 20082011: September 2014, pp. 25-26
В 2011 г. в Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании было
сосредоточено 72% валовой добавленной стоимости творческих отраслей
и 68% занятости в этих отраслях, при этом самая большая доля
принадлежала именно Великобритании.9
Для того, чтобы понять, какое место творческие отрасли занимают в
экономике Великобритании и как оно менялось в 1997-2013 гг. полезно
прибегнуть к анализу данных о валовой добавленной стоимости этих
отраслей. Напомним, что валовая добавленная стоимость представляет
собой разницу между стоимостью произведенных товаров и услуг
(выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в
процессе производства (промежуточное потребление), данный показатель
используется при расчете ВВП производственным методом, что позволяет
судить
о
вкладе
творческих
отраслей
в
развитие
экономики
The economic contribution of the creative industries to EU GDP and employment -Evolution 2008-2011:
September 2014, p. 6
8 Creative Economy Report 2010: Creative Economy – A Feasible Development Option UNCTAD, p.29
9 Op.cit.
7
6
Великобритании.
График 1. Динамика изменения валовой добавленной стоимости
творческих отраслей в 1997-2013 гг., % от совокупной
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
5.5
5
4.5
4
3.5
3
Источник: Creative Industries Economic Estimates –January 2015, p. 25
С 1997 г. творческие отрасли продемонстрировали значительный
рост, что стало причиной как усилий британского правительства, так и
постепенного распространения глобальной сети, использования цифровых
технологий, которые пришлись как раз на этот период. В 1997-2013 гг.
удельный вес валовой добавленной стоимости творческих отраслей в
среднем составлял 4,5% от совокупной, при этом отклонения от среднего
показателя в указанный период были незначительны, значительный спад
наблюдался в 2006 г., когда этот показатель опустился до 4,05%, тем не
менее с 2010 г. наблюдается стабильный рост доли творческих отраслей в
совокупной валовой добавленной стоимости, так в 2013 г. она превышала
5%. Среднегодовые темпы роста валовой добавленной стоимости
творческих отраслей в 1998-2013 гг. составили 5,8%, в то время как
совокупная валовая добавленная стоимость всех отраслей в экономике
Великобритании росла в среднем на 4,2% в год, что подтверждает их
более динамичное развитие, в особенности в последние годы. В 2013 г.
прирост
валовой
добавленной
стоимости
творческих
отраслей
относительно 2008 г. составил 25,8%, что сопоставимо лишь с приростом
валовой добавленной стоимости недвижимости (28,8%). 10 Вместе с тем
необходимо отметить, что сокращение валовой добавленной стоимости
творческих отраслей в 2008-2009 гг. было значительнее, чем всех отраслей
10
Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and Sport, p. 7
7
в совокупности (в абсолютных значениях валовая добавленная стоимость
творческих отраслей сократилась с 61,1 млрд. ф. ст. в 2008 г. до 57,6 млрд.
ф. ст. в 2009 г., что соответствует 4,5% и 4,3% совокупной валовой
стоимости), восстановление докризисного уровня их валовой добавленной
стоимости
однако
происходило в 2009-2010 гг. более медленными темпами,
творческим
отраслям
удалось
сохранить
свои
позиции,
компенсировав сокращение данного показателя в результате кризисных
явлений более активным ростом в 2010-2013 гг..
График 2. Характер темпов роста валовой добавленной стоимости
творческих отраслей в 1997-2013 гг., %
Валовая
добавленная
стоимость
творческих
отраслей
Совокупная
валовая
добавленная
стоимость
3
2.5
2
1.5
1
0.5
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
0
Источник: рассчитано автором на основе данных DCMS Creative Industries Economic Estimates
Одним из основных факторов роста творческих отраслей является
человеческий капитал. Так в период с 1997 по 2013 гг. совокупный
среднегодовой темп роста количества рабочих мест в творческих отраслях
составил 3,9%, в то время как этот же показатель в целом по
Великобритании составил 0,6%. В абсолютном выражении, количество
рабочих мест увеличилось с 1,81 млн. в 1997 г. до 2,62 млн. в 2013 г. (на
0,81 млн.), что соответствует 44,8% общей занятости, при этом количество
рабочих мест в Великобритании увеличилось лишь на 10,6%. 11 В 1997 г.
занятые в творческих отраслях составляли 3,4% от всего числа
трудоспособного населения страны, в 2013 г. – уже 5,6%, при этом важно
отметить, что, несмотря на кризис, число занятых в британских
11
Op.cit., p.16
8
творческих отраслях продолжало расти.
По данным показателям
Великобритания выделяется среди стран ЕС, так, например, в Германии на
2010 г. в творческих отраслях работало около 1 млн. человек, что
составляло 3,3% общей занятости.12 Очень большую роль в творческой
занятости играет Лондон, согласно данным ЮНКТАД в 1995-2001 г.
темпы роста удельного веса творческих отраслей уступали лишь
финансовым и предпринимательским услугам и обеспечивали 20-25%
роста общей занятости в городе, на 2002 г. Лондон обеспечивал 23,8%
общей занятости в творческих отраслях. По этому показателю Лондон
выделяется из ряда других «творческих городов», таких как Нью-Йорк и
Монреаль, тем не менее значительно уступая Парижу (45,4%).
13
В
Лондоне сосредоточено наибольшее число креативных предприятий, что
позволило творческим отраслям стать вторым после Сити двигателем
экономики города.
График 3. Динамика изменения количества рабочих мест в творческих
отраслях в 1997-2013, % от общего числа занятых
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
6.0
5.5
5.0
4.5
4.0
3.5
3.0
Источник: Creative Industries Economic Estimates –January 2015, p. 16
Что касается совокупного количества предприятий, в 1997-2007 гг.
динамика изменения данного показателя была достаточно стабильной (в
творческих отраслях их насчитывалось около 120 тыс.), качественный
прирост произошел в 2008 г., когда их стало свыше 155 тыс..14 В 2011 г.
предприятия в творческих отраслях составляли 5,1% от общего числа
Creative Economy Report 2010: Creative Economy – A Feasible Development Option UNCTAD, p.2929
Op.cit., p.14
14 Creative Industries Economic Estimates: February 2010, Table 4
12
13
9
предприятий в Великобритании.
15
Особенности институциональной
структуры творческой экономики следующие: в творческих отраслях
преобладают мельчайшие компании (79%), 16% приходится на малые
предприятия, 5% - на средние и только 2% на крупные предприятия, тем
не менее в телевидении и радиовещании велика доля средних фирм – 43%
и 28% соответственно.16 Преобладание мельчайших предприятий ведет за
собой
большую
подверженность
кризисным
явлениям.
Однако
предприятия в творческих отраслях выделяются по доле, которая
приходится на так называемые «быстрорастущие предприятия» - high
growth enterprises , т.е. обеспечивающие средний рост занятости не менее
20% за трехлетний период: 7,5% компаний творческой экономики против
6%
в
Великобритании,
причем
львиная
доля
«быстрорастущих
предприятий» приходится на развлекательные интерактивные программы
– 45,3%. Эти предприятия в 2005-2008 гг. почти полностью обеспечили
чистый прирост занятости в творческих отраслях. Важно, что степень
выживаемости вновь созданных фирм в целом ниже, чем этот же
показатель по стране (за исключением телевидения, радиовещания и
исполнительских искусств). По оценке Frontier Economics, в период 19962000 гг. вновь образованные фирмы в творческих отраслях выживали в
течение трех лет в 73-54% случаев (в зависимости от вида деятельности,
самая низкая степень выживаемости отмечалась в сфере дизайна), в то
время как в Великобритании в течение трех лет среднем выживали 67%
компаний.17
Глава 2. Изменения в структуре творческой экономики
15
Сreative Industries Economic Estimates – December 2011, p.22
Skillset Creative Media Employer Survey 2010, p.30
17 B.Reid, A.Albert, L.Hopkins A Creative Block? The Future of the UK Creative Industries. A Knomledge Economy and
Creative Industries report, December 2010, pp. 16-18
16
10
Развитие творческих отраслей, темпы их роста в значительной
степени
определяются
технологической,
структурой
территориальной).
производства
Соответствие
(отраслевой,
производства
внутреннему и международному спросу создает стимулы для увеличения
производства и обеспечения высоких темпов экономического роста. 18
Творческая экономика опирается на внутренний спрос на продукцию
творческих отраслей, в последнее время произошел рост потребительских
расходов домашних хозяйств на отдых, развлечения и культуру после
значительного спада в связи с кризисными явлениями (в 2004-2005 г.
домашние хозяйства тратили 70,10 ф. ст. в неделю на отдых, культуру и
развлечения, а в 2010 г. этот показатель достиг своего минимума – 58,10 ф.
ст. в неделю).19 Уже в 2011г. расходы на данную категорию составляли
63,90 ф. ст. в неделю, уступая только расходам на оплату жилья и
транспорта.
Отраслевая структура
Изменение положения творческих отраслей в хозяйстве страны
сопровождалось
внутриотраслевыми
сдвигами,
связанными
с
разноплановым ростом отдельных отраслей и изменением их доли в
творческой экономике. В 1997-2003 гг. наибольший удельный вес имела
отрасль
программных
и
компьютерных
услуг,
развлекательных
интерактивных программ (видеоигр), причем ее доля возросла с 32%
валовой добавленной стоимости всех творческих отраслей в 1997 г. до
46% в 2013 г.. Также произошел незначительный рост удельного веса (на 1
процентный пункт) дизайна и моды, архитектуры, рекламы. Что касается
других отраслей, их удельный вес уменьшился, так почти в два раза
снизились доли издательской деятельности и кино- и видеоиндустрии и
18
Ломакин В.К. Британия в мировой экономике / В.К. Ломакин. -М.: Юнити-Дана, 2010. - 407 с.
(серия Magister)
19 Family Spending 2011 Edition, Office for National Statistics, p.76
11
радиовещания в совокупной валовой добавленной стоимости всех
отраслей творческой экономики, наименьший удельный вес на 2013 г.
имели промыслы и ремесла. Согласно графику 4, ядро творческой
экономики составляют компьютерные и программные услуги и, в
меньшей степени, рекламная и издательская деятельность и кино- и
видеоиндустрия, радиовещание.
График 4. Доля отдельных отраслей в совокупной валовой
добавленной стоимости творческой экономики в 2013 г.
Реклама
7%
13%
Архитектура
13%
5%
0%
4%
12%
46%
Промыслы и ремесла
Дизайн и мода
Кино-, видеоиндустрия,
радиовещание,
фотография
Компьютерные услуги,
интерактивные
программы
Издательская
деятельность
Музыка, исполнит. и
изобразительное иск-ва
Источник: Creative Industries Economic Estimates –January 2015, p.19
Что касается темпов роста валовой добавленной стоимости
отдельных отраслей творческой экономики, наиболее динамично в
указанный период развивались дизайн и мода, музыка, исполнительские и
изобразительное искусства (с замедлением темпов роста в 2002-2006 гг.),
низкими темпами развивались издательская деятельность и компьютерные
услуги (в данном случае не прослеживается линейной связи с увеличением
удельного
веса
данных
отраслей),
отрицательные
темпы
роста
наблюдались в промыслах и ремеслах. Наибольший прирост относительно
2012 г. в 2013 г. продемонстрировала отрасль дизайна (23,8%), а валовая
12
добавленная
стоимость
такой
группы
отраслей,
как
музыка,
исполнительские и изобразительные искусства уменьшилась в 2010 г. на
9,1%, однако среднегодовые темпы роста были относительно высокими и
в 2013 г. их прирост составил 19%. Отрицательный прирост (-5,2%)
наблюдался в кино- и видеоиндустрии, что связывают прежде всего со
значительным уменьшением валовой добавленной стоимости теле- и
радиовещания (с 4,4 млрд. ф. ст. до 4 млрд. в абсолютном значении). 20
Далее целесообразно охарактеризовать ключевые отрасли британской
творческой экономики.
Таблица 2. Среднегодовые темпы роста валовой добавленной
стоимости по отдельным отраслям, %
Отрасль
1997-2001
2002-2006
2007-2013
Темп
прироста
2012-2013
Реклама
Архитектура
Промыслы и ремесла
Дизайн и мода
Кино-,видеоиндустрия,
радиовещание,фотография
13
4
10
4
11
1
9
-5
10
-11
6
6
-11
11
10
9,7
2,7
-31
23,8
-5,2
Компьютерные
услуги, 16
интерактивные программы
8
5
14,8
Издательская деятельность 7
Музыка,
исполнит.
и 4
3
1
1
6
3,3
19
изобразительное иск-ва
Источник: рассчитано автором по данным DCMS Creative Industries Estimates – January 2015
Отрасль
компьютерных
услуг
заняла
заметное
место
в
общественном производстве страны благодаря широкому внедрению
Интернета в хозяйственную и общественную жизнь. Так, в 2012 г. 80%
домашних хозяйств в Великобритании имели доступ к Интернету, при
этом 75% пользовались широкополосными технологиями. По количеству
точек доступа Wi-Fi Великобритания опережает даже США (более чем на
20
Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and Sport, p. 21
13
15%). 21 В 2013 г. объем рынка сектора компьютерных услуг вырос на
2,8%, в отрасли компьютерных и программных услуг работают 31,5%
общего числа занятых в творческих отраслях, при этом в 2013 г. прирост
составил 19,4%. Рынок программного обеспечения занимает второе место
по объему в Европе, с 2003 года он увеличивался в среднем на 4.2%. В
2010 году британская индустрия программного обеспечения выросла на
4.6% и была оценена в 9.16 млрд. ф. ст. 22
развивается
за
счет
внедрения
облачных
Данный сектор быстро
вычислений,
которые
обеспечивают повсеместный и удобный сетевой доступ по требованию к
общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов.23
Что касается сектора развлекательного программного обеспечения,
он по большей части представлен разработками видеоигр. Британский
сектор видеоигр является одним из крупнейших в Европе, уступая
Германии. В 2013 г. данный сектор принес 1,4 млрд. ф .ст. в ВВП
Великобритании, число занятых в данной отрасли стабильно растет и в
2013 г. достигло почти 24 тыс., около 80% рабочей силы – специалисты с
высшим образованием. 24 Данная индустрия является крайне наукоемкой
сферой деятельности. Согласно опросам, у 40% разработчиков игр в
бюджете прописаны затраты на НИОКР. В частности, компании тратят
около 20% своей прибыли на исследования и разработки 25 . Важно
отметить, что большинство компаний, занятых в данном секторе не
сосредоточено в Лондоне, крупные центры разработки видеоигр находятся
также в Восточной Англии, Западном Мидленде и Шотландии,
появляются также новые центры в Уэльсе. В Великобритании студией
Ofcom Communications Market Report: UK, 2013
Holway R. UK software industry is alive and well // Computer World UK.2009
23 Research and Markets: UK Computer Services Market Report 2014
24 The Economic Contribution of the UK’s Film, High-end TV, Video Games and Animation Programme
Sectors, Olsberg•SPI and Nordicity, February 2015, pp. 7, 52-54
25 UK video games industry // TIGA. Representing the games industry
21
22
14
Rockstar North была разработана одна из самых популярных в мире
видеоигр – Grand Theft Auto, последняя пятая версия которой принесла
более 2 млрд. долл. чистой прибыли. В 2014 г. в секторе видеоигр
насчитывалось 1902 компании, среди которых можно отметить King
и Mind Candy, большую роль также играют британские офисы таких
компаний, как Sony, Microsoft Games Studios и Nintendo. Самыми
популярными игровыми платформами при разработке видеоигр в
Великобритании являются смартфоны и персональные компьютеры, 4 из 5
студий разрабатывают игры для iPad и iPhone, более половина из них –
для персональных компьютеров.26
Реклама – одна из самых динамичных и значимых творческих
отраслей, Это объясняется присутствием ее и смежных областей
практически
в
каждой
сфере
предпринимательской
деятельности.
Подсчитано, что 1 ф.ст., потраченный на рекламу, обеспечивает 6 ф.ст.
прибыли. 27
В 2008-2013 гг. валовая добавленная стоимость данной
отрасли росла в среднем на 4,2% каждый год, достигнув в 2013 г. 10,2
млрд. ф.ст.. валовая добавленная стоимость оценивается в 18,6 млрд. ф.
ст..28 В 2014 г. затраты на рекламу возросли на 5,8% и составили 18,6
млрд. ф. ст., число компаний, занятых в рекламном деле, увеличилось с 13
тыс. в 2009 г. до 16 тыс. в 2011 г.. Стоит также отметить, что у Британии
крупнейшая доля интернет-рекламы среди развитых стран, и данный вид
рекламы продолжает стабильно расти (в 2014 г. рост составил 15%). 29
Позитивная динамика сектора рекламы свидетельствует о растущем
спросе на услуги данной отрасли. Среди ведущих рекламных агентств
A Map of the UK games industry, NESTA – September 2014, p.21
Advertising Pays How Advertising fuels the UK economy , Deloitte – 2011, p.9
28 Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and Sport, p.
21-22
29 Advertising Association. Overview of UK adspend trends
26
27
15
следует отметить Lowe and Partners, BBH Global, Mother, Abbott Mead
Vickers BBDO, WPP и TBWA.
Самыми высокими темпами развития отличается в последние годы
сектор дизайна, поэтому, несмотря на тот факт, что по доле в валовой
добавленной
стоимости
творческих
отраслей
данный
сектор
не
выделяется, важно обратить на него особое внимание. Темпы прироста
валовой добавленной стоимости сектора дизайна в 2013 г. составили
23,8%, а среднегодовые темпы роста ВДС в 2008-2013 гг. – 10,8%, что
является лучшими показателями среди всех отраслей креативной
экономики. 30 Ключевыми двигателями роста являются брэндинг, дизайн
продукции, дизайн интерьера общественных зданий, коммуникационный
и веб-дизайн, а также «зеленый» экологический дизайн. Наибольшую роль
в данном секторе играют мельчайшие компании, фрилансеры и
независимые консультанты (можно назвать такие дизайнерские студии как
Wolff Olins, The Team, Pentagram, SEA, а также знаменитых дизайнеров –
Томаса Хезервика, Теренса Конрана, Тома Диксона, творца торговых
марок Уолли Олинса, дизайнера iMac, iPad, iPod и iPhone Джонатана
Айва). Важную роль играет также высочайший статус образовательных
учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области
дизайна, в Лондоне находятся два ведущих университета дизайнерского
искусства – Центральный колледж искусств и дизайна имени Святого
Мартина и Королевский колледж искусств. 31
Несмотря на то, что модный дизайн является частью индустрии
дизайна,
он
выделяется
в
отдельную
отрасль.
Дизайн
одежды
непосредственно связан с сектором розничной торговли, через который
осуществляется реализация продукции. Британская модная индустрия –
30
31
Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and Sport, p. 21
Сreative nation, a guide to the UK’s world-leading creative industries, UKTI, p.17
16
одна из самых успешных в мире. Во-первых, благодаря общепризнанным
великим модельерам, которые изменили лицо как британского, так и
мирового модного дизайна – Александр Маккуин, Стелла МакКартни, Пол
Смит, Вивьен Вествуд и др.. Во-вторых, из-за особой привязанности
британцев к моде, которая выражается в растущем числе модных школ.
Однако, помимо несомненной эстетической важности отрасли, важно
отметить экономический потенциал индустрии моды. Вклад отрасли
модного дизайна в 2014 г. в экономику Великобритании составил 26 млрд.
ф.ст., что в абсолютном значении на 22% больше, чем в 2009 г.. В отрасли
занято больше людей, чем в других творческих отраслях – около 800 тыс.
в 2014 г.. 32 Крупнейшей компанией является Paul Smith Ltd, доходы
которой в 2013 г. составили 330 млн. ф.ст..
Издательское дело в Британии представлено
изданием книг,
периодических изданий, журналов, газет и электронных носителей.
Великобритания удовлетворяет внутренний спрос на продукцию сектора
издательского дела и является лидером по числу подписок на
периодические издания и журналы. Британский рынок занимает пятое
место в мире и второе в ЕС (после Германии) по обороту капитала, что во
многом обуславливается повсеместным использованием английского
языка. В 2013 г. валовая добавленная стоимость отрасли издательского
дела составила 9,94 млрд. ф .ст., количество занятых в данном секторе –
231 тыс.. В Великобритании одна из самых продуктивных отраслей
книгоиздания – в год выпускается около 150 тыс. новых наименований.
Важно отметить черту, данного сектора, которая замедляет его развитие, высокая монополизация. Большинство британских периодических изданий
сосредоточено у 8 крупнейших издательских домов. 90% регионального
рынка газет и журналов принадлежит 20 компаниям, среди них можно
назвать Penguin Random House (23,4% объема продаж), Hachette Livre
32
British Fashion Council, Facts and Figures AW14
17
(UK), HarperCollins, Pan Macmillan и Pearson Education. 33
Киноиндустрия включает в себя производство, дистрибуцию и показ
продукции. За последние двадцать лет число выпущенных кинокартин
увеличилось почти в 3 раза с 43 картин в год в 80-е годы до в среднем 136
картин в 2000-е годы. В 2011 году на отрасль приходилось около 50 тыс.
рабочих мест, 47% занятых в данной отрасли – фрилансеры. В этом же
году вклад британской киноиндустрии в ВВП страны составил более 1,6
млрд. ф. ст. - показатель превышающий вклад
производства бытовой
техники и изделий программного обеспечения. В 2012 г. количество
компаний в киноиндустрии выросло более чем на 400% относительно 1996
г..34 В 2012 г. в Великобритании насчитывалось более 8 тыс. студий кинои видеопроизводства, более 400 компаний-кинодистрибьюторов, более
70% из них сосредоточены в Лондоне и в Юго-Восточной Англии. По
количеству выпущенных фильмов в 2010-2012 гг. лидирует кинокомпания
Working Title Films (12 фильмов общим бюджетом в 250 млн. ф.ст.). В
2012 г. британский рынок киноиндустрии был третьим в мире по выручке
(6,7% общемировой) и коммерческому производству кинофильмов,
уступая только США и Японии. Вместе с этим стоит отметить, что
последние 40 лет данная отрасль испытывает нехватку успешных
предпринимателей, в результате британское кинопроизводство в основном
финансируется голливудскими студиями (они дают большую часть
средств на 53% британских фильмов), при этом американские фильмы и
фильмы совместного британо-американского производства собирают 7080% кассовых сборов в Великобритании ежегодно, так первая пятерка
фильмов по размеру кассовых сборов в 1989-2012 гг. – совместного
производства («007: Координаты: «Скайфолл», два фильма о Гарри
Publishing facts and figures
http://www.thecreativeindustries.co.uk/industries/publishing/publishing-facts-and-figures
34
Film Production in the UK- full year 2011 report. Film Council
33
18
Поттере, экранизация мюзикла «Мамма миа!», «Темный рыцарь:
Возрождение легенды»).35 Правительство Великобритании предпринимает
шаги для повышения конкурентоспособности британской киноиндустрии,
в частности бюджет 2015 г. предполагает повышение налоговых скидок до
25% на все условные расходы на высокобюджетные фильмы. 36
Cектор телевидения и радиовещания включает в себя производство
и
трансляцию
телепередач
коммерческого,
государственного,
спутникового и кабельного телевидения и радиовещание. В 2013 году
выручка британского телевидения составила 12,9 млрд. ф. ст., что привело
к тому, что сектор стал первым в Европе37. Основным фактором роста
отрасли телевидения с 2007 г. явилось развитие платного кабельного
телевидения, которое увеличило выручку на 1,29 млрд. ф.ст. к 2012 г..
Телевидение обеспечивает около 1% ВВП Великобритании, в среднем
жители Великобритании отводят 4 часа в день на просмотр телевизора. 38
До сих пор на британском рынке телевидения и радиовещания доминирует
всемирно известная
корпорация
BBC
с долей более чем 20%,
конкуренцию ей составляет первая в Великобритании коммерческая
телевизионная корпорация ITV. Что касается радиовещания, первые две
коммерческие радиостанции появились в 1973 г., а в начале 2000-х гг. их
было уже около 250, однако существует тенденция к монополизации
рынка коммерческого радиовещания – так более половины коммерческих
радиостанций контролируются четырьмя крупными компаниями - GCap,
Bauer, TLRC и UTV.39
Географическая структура
BFI Statistical Yearbook 2013
Budget 2015: Lights, camera, action! – Film tax relief increased to 25% for big budget films, 18 March
2015, Deloitte
37 TV industry metrics:2010. Ofcom
38 What television is: 2013 An industry of industries, Deloitte
39 Radio industry overview – B.Lister, C.Mitchell and T. O'Shea Managing Radio, 2010
35
36
19
Не меньшее влияние на развитие творческой экономики оказывает
территориальное, географическое размещение производства. Очевидно,
что Лондон выделяется среди всех регионов уровнем развития творческих
отраслей и концентрации рабочей силы, а также количеством творческих
кластеров. По подсчетам Национального фонда науки, техники и
искусства (NESTA), 15,5% рабочей силы в Лондоне составляют занятые в
творческих отраслях, при этом в целом по Великобритании этот же
показатель достигает 8,3%. В Лондоне сосредоточено 24% рабочей силы
творческой экономики Великобритании, на Юго-Востоке – 19%, в
остальных же регионах этот показатель не превышает 10%, так в Северной
Ирландии и на Северо-Востоке сосредоточено лишь 2% занятых в
творческих отраслях в Великобритании. Однако с точки зрения динамики
роста количества занятых Лондон не выделяется среди регионов, уступая
Восточной Англии и Западному Мидленду, в Шотландии наблюдаются
отрицательные темпы роста количества занятых в творческих отраслях
экономики.40 Можно сказать, что творческая экономика по большей части
сконцентрирована в Лондоне, наблюдается значительное отставание
регионов, что соответствует тенденциям изменения территориальной
структуры экономики Великобритании.
В Великобритании идет процесс территориальной концентрации в
творческих отраслях, растет количество творческих кластеров. По
определению DCMS, творческие кластеры - группы конкурирующих и
сотрудничающих
компаний,
которые
повышают
спрос
на
квалифицированную рабочую силу и сети поставок в определенном
районе, их инфраструктура зависит не только от жизнеспособности
творческой экономики, но и от государственной политики и инвестиций.
40
The geography of UK’s creative and high-tech economies. NESTA. January 2015, pp.24-26
20
Считается также, что для творческих индустрий более характерна
территориальная концентрация, чем для других отраслей.41
График 5. Количество творческих кластеров в регионах
Великобритании, тыс.
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
2009
2011
Источник: Сreative Industries Economic Estimates DCMS – December 2011, p.33,35
Согласно графику 5, центром размещения творческих кластеров в
Великобритании является Лондон, причем существует тенденция к росту
их количества в столице (в абсолютных значениях прирост в 2011 г.
относительно
2009
г.
диспропорциональность
составил
1070),
территориальной
что
подтверждает
структуры
британской
творческой экономики. Как и по концентрации рабочей силы, по
количеству творческих кластеров выделяется также Юго-Восток. Не
отличаются высоким уровнем территориальной концентрации Северная
Ирландия, Уэльс и Северо-Восток.
По
коэффициенту
локализации
производства,
Лондон
специализируется практически на всех видах творческой деятельности, в
особенности в телевидении и радиовещании, музыке и исполнительских
искусствах,
кино-
и
видеоиндустрии,
рекламе.
Юго-Восток
специализируется на разработке видеоигр и программного обеспечения,
издательской деятельности и рекламе. Высокий коэффициент локализации
производства в рекламной деятельности у Северо-Запада, в модном
41 L. De Propris, C. Chapain, P. Cooke, S. MacNeill and J. Mateos-Garcia. The geography of creativity.
NESTA – August 2009, pp.19-22
21
дизайне у Восточного Мидленда. Не отличаются высоким уровнем
территориальной концентрации отрасли изобразительного искусства и
антиквариата и архитектуры (однако здесь выделяются Шотландия и
Северо-Восток).42
Что касается специализации отдельных городов, следует отметить
шотландский город Данди, который является одним из мировых центров
разработки видеоигр (именно там была разработана одна из самых
продаваемых игр Grand Theft Auto), Эдинбург, где высока концентрация в
издательской
деятельности
и
Глазго,
специализирующийся
на
киноиндустрии, телевидении и радиовещании. Шеффилд и Брайтон
являются музыкальными центрами Великобритании. Манчестер почти не
уступает Лондону в развитии творческих отраслей, специализируясь, как и
столица, на рекламной и издательской деятельности, модном дизайне,
кино- и видеоиндустрии, программном обеспечении и видеоиграх,
телевидении и радиовещании. Бирмингем и Кардифф являются центрами
развития модного дизайна, Оксфорд и Кембридж – издательской
деятельности, города Слау и Милтон-Кинс в Юго-Восточной Англии и
городская агломерация Тиссайд на Северо-Востоке являются важными
центрами разработки программного обеспечения и видеоигр. 43
Глава 3. Роль сектора творческой экономики во
внешнеэкономической деятельности Великобритании
Мировые и региональные торговые потоки творческих товаров и
услуг включают в себя торговые операции, при которых взаимодействуют
культура и экономика. В последние годы отмечается беспрецедентный
рост участия творческих товаров и услуг в мировой торговле, так
стоимостной объем их мирового экспорта в 2008 г. достиг 592 млрд. долл.
L. De Propris, C. Chapain, P. Cooke, S. MacNeill and J. Mateos-Garcia. The geography of creativity. NESTA
– August 2009, pp.19-22
43 L. Dominguez Celebrating the success of the Creative Industries in the UK, 10 March 2014
42
22
(в 2002 г. – 267 млрд.долл.), при этом более 55% приходится на экспорт
творческих товаров, однако экспорт творческих услуг демонстрировал
более быстрый рост (в 2002-2008 гг. среднегодовой темп роста составил
17,1% против 13,5% в экспорте всех услуг).44
Позиция Великобритании в мировой торговле товарами и услугами
творческой экономики
Товары и услуги, предоставляемые британскими творческими
отраслями, отличаются высоким качеством и конкурентоспособностью,
что позволяет производителям продавать свою продукцию за пределы
Соединенного Королевства. Следует однако отметить, что стремительно
падает доля страны в мировом экспорте товаров творческой экономики,
она опустилась с 1,9% в 2003 г. до 0,7% в 2012 г.. По этому показателю
Британия значительно уступает Франции, на долю которой приходится
8,1% мирового экспорта, и Италии и находится примерно на одном уровне
с Германией. Доля Великобритании в мировом импорте товаров
творческой экономики также имеет тенденцию к снижению и в 2012 г.
составляла 7,3%, по данному показателю Великобритания значительно
отставала от США (20,4%), но опережала страны ЕС. 45 В стоимостном
выражении объем экспорта товаров творческой экономики
в 2012 г.
составил 23 млрд. долл., среднегодовые темпы роста этого показателя в
2003-2012 гг. составили 6%, при этом в 2009 г. произошло резкое
снижение объема экспорта.
Торговля услугами творческой экономики развивалась высокими
темпами, в 2012 г. экспорт услуг, предоставляемый британскими
творческими отраслями составил 195 млрд. фунтов стерлингов, или 8,8%
Creative Economy Report 2010: Creative Economy – A Feasible Development Option UNCTAD, p.126128
45 UNCTAD Values and shares of creative goods, exports/imports annual, 2003-2012
44
23
британского экспорта услуг, что, возможно, является самой высокой долей
в мире. Темпы прироста объема экспорта творческих услуг в 2012 г.
относительно 2011 г. составили 11,3%
- в целом по Великобритании
данный показатель составил 2,8%, темпы прироста экспорта услуг
творческих отраслей были гораздо выше, чем тот же показатель
строительных, туристических, государственных, страховых и финансовых
услуг. 46 Следует отметить также, что Великобритания является лидером
среди стран ЕС по объемам экспорта личных и культурных услуг, уступая
только США. Положительную динамику можно видеть на Графике 6.
График 6. Объем экспорта услуг творческих отраслей 1997-2012 гг.,
млрд.ф.ст. (см. след.стр.)
20
15
10
5
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
0
Источник: Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and
Sport
Важно отметить, что Британия традиционно имеет отрицательное
сальдо в торговле товарами творческих отраслей, что существенно
сказывается
на
состоянии
торгового
баланса
страны,
который
длительное время сводится с дефицитом. Коэффициент покрытия
экспорта импортом в целом по товарам творческой экономики
составляет около 70% и имеет тенденцию к понижению. Наибольший
вклад в дефицит вносит торговля товарами ремесленного производства
Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and Sport
pp. 26-31
46
24
(пряжа, плетеные изделия, ковры, керамические изделия и т.д.),
антиквариатом
и
живописью,
дизайнерскими
товарами.
Однако
Британия имеет положительный баланс в торговле такими группами
товаров как фильмы (экспорт примерно в 4 раза превышает импорт),
издательская
продукция
(в особенности
книгами
и печатными
изданиями), фотографии и ноты. Несмотря на это дисбаланс между
экспортом и импортом товаров творческих отраслей продолжает
увеличиваться, что в целом соответствует современным тенденциям
развития торгового обмена товарами между Великобританиями и
другими странами.
Таблица 3. Сальдо баланса в торговле услугами, предоставляемыми
творческими отраслями, млн. ф.ст.
2003
2006
2009
2011
989
1874
Реклама, исследования рынка и
общ.мнения
Архитектурные, инженерные и
др. техн. услуги
Услуги по исследованиям и
разработкам
Личные, культурные, отдых
1974
1650
6229
7384
6100
9014
3700
4874
2876
2846
1694
2355
2629
3584
Аудиовизуальные услуги
1239
1488
1237
1466
Источник: UNCTAD Values and shares of creative goods, exports/imports annual, 2003-2012
Что касается торговли услугами, предоставляемыми творческими
отраслями, здесь наблюдается обратная ситуация – торговый баланс
сводится с крупным положительным сальдо (Таблица 3), экспорт
примерно в 2,4 раза превышает импорт. Основную часть положительного
сальдо обеспечивают архитектурные услуги – 47,9%, а также личные и
культурные услуги, отдых – 19,0%. Британия выступает чистым
экспортером услуг по исследованиям и разработкам.
Изменения в структуре экспорта
25
В соответствии с Таблицей 3, можно отметить, что в экспорте
товаров творческой экономики в 2009-2012 гг. резко сократилась доля
аудиовизуальных произведений (в особенности за счет уменьшения
экспорта CD- и DVD-дисков), издательской продукции (снижался экспорт
как книг, так и газет и журналов), мультимедиа продукции (в 2012 г.
произошло резкое снижение экспорта видеоигр по сравнению с
предыдущим годом), а также продукции ремесел. Значительный рост
экспорта в 2003-2012 гг. продемонстрировали лишь дизайнерские товары,
в основном за счет экспорта товаров модной индустрии, а также товары,
связанные с изобразительным искусством – стремительный рост экспорта
произошел благодаря товарным группам живописных произведений и
скульптуры, компенсировавшим снижение доли в экспорте антиквариата и
фотографии.
Таблица 4. Структура экспорта товаров творческих отраслей, %
Аудиовизуальные
произведения
Дизайнерские
товары
Изобразительное
искусство
Издательская
продукция
Муз.инструменты
и ноты
Продукция
ремесл. пр-ва
Мультимедиа
продукция
2003
2006
2009
2012
8,3
8,5
12,1
6,0
28,7
29,1
32,0
31,4
31,1
34,3
21,8
38,2
23,7
21,1
23,5
17,5
0,7
0,5
0,2
0,1
3,1
2,6
2,3
1,6
4,3
3,9
7,8
5,0
Источник: UNCTAD Values and shares of creative goods, exports, annual, 2003-2012
В соответствии с Таблицей 4, можно отметить, что в экспорте
товаров творческой экономики в 2009-2012 гг. резко сократилась доля
аудиовизуальных произведений (в особенности за счет уменьшения
экспорта CD- и DVD-дисков), издательской продукции (снижался экспорт
26
как книг, так и газет и журналов), мультимедиа продукции (в 2012 г.
произошло резкое снижение экспорта видеоигр по сравнению с
предыдущим годом), а также продукции ремесел. Значительный рост
экспорта в 2003-2012 гг. продемонстрировали лишь дизайнерские товары,
в основном за счет экспорта товаров модной индустрии, а также товары,
связанные с изобразительным искусством – стремительный рост экспорта
произошел благодаря товарным группам живописных произведений и
скульптуры, компенсировавшим снижение доли в экспорте антиквариата и
фотографии.
Великобритания занимает крупные позиции в мировом экспорте
изобразительного искусства (18,2%), при этом 22% аукционных продаж в
2003-2004 гг. состоялись в Великобритании, в то время как в США –
только 20%. На рынке доминируют два британских аукционных дома –
Christie’s и Sotheby’s – с годовыми доходами приблизительно в 3 млрд.
дол.., также велика доля Британии в мировом экспорте
издательской
продукции (8,8%), Великобритания является нетто-экспортером фильмов
и музыки. Что касается географической структуры внешней торговли
товарами творческой экономики, основной экспорт (74%) идет в развитые
страны, однако их доля уменьшилась на 10% по сравнению с 2003 г.,
около 30% экспорта при этом приходится на страны ЕС и 22% на США. 47
Наибольший объем экспорта услуг – 8,0 млрд. ф.ст. или 46,4%
приходится на сектор компьютерных и программных услуг, причем
среднегодовые темпы роста в 2009-2012 г. составили 11%. Следующий по
величине – экспорт услуг кино- и видеоиндустрии, телевидения и радио –
4,3 млрд. ф.ст. или 25,1%. Важным компонентом международного обмена
в экспорте услуг творческих отраслей являются рекламные услуги – 2,3
47
UNCTAD Values and shares of creative goods, exports, annual, 2003-2012
27
млрд. ф.ст. или 13,5%. 48 Наиболее быстро в 2003-2011 гг. развивался
экспорт личных и культурных и компьютерных и информационных услуг,
отрицательные темпы роста объема экспорта наблюдались лишь в группе
аудиовизуальных услуг, связанных с производством и распространением
кино- и видеофильмов. В тот же период Британия активнее всего
импортировала услуги в области исследований и разработок, а также
компьютерные услуги.49
Заключение
В данной курсовой работе был проведен анализ развития творческих
отраслей в 1997-2012 гг., и было выявлено, что их удельный вес в
экономике Великобритании быстро рос, что соответствует мировым
тенденциям развития творческой экономики. Великобритания имеет
крупнейший среди стран ЕС творческий сектор как по валовой
добавленной стоимости, так и по количеству рабочих мест, страна
выделяется по доле творческой экономики в ВВП. На фоне роста
наукоемких отраслей, повсеместного распространения Интернета и
развития цифровых технологий, творческие отрасли стали одним из
важнейших двигателей экономического роста Британии после мирового
финансового центра – Сити. Валовая добавленная стоимость творческих
отраслей и количество рабочих мест в них растут быстрее, чем эти же
показатели в целом по стране. Несмотря на спад в результате кризисных
явлений (из-за преобладания мельчайших фирм в институциональной
структуре творческие отрасли более уязвимы в период кризиса),
творческие отрасли смогли восстановить свои позиции благодаря
Creative Industries Economic Estimates – January 2015, Department for Culture, Media and Sport, pp.
26-31
49 UNCTAD Growth rates of creative services exports and imports, annual average, 2003-2011 and 20082011
48
28
активизации развития в 2010-2013 гг.. и стать одним из ключевых
приоритетов правительства.
Изменение места творческих отраслей в хозяйстве Великобритании
было сопряжено с внутриотраслевыми сдвигами, в результате которых
произощло увеличение доли программных и компьютерных услуг,
видеоигр в валовой добавленной стоимости при уменьшении доли
издательской деятельности и кино- и видеоиндустрии, более равномерно
развивались дизайн и мода, архитектура, реклама. Флагманами творческой
экономики Великобритании в настоящее время являются компьютерные
услуги, разработка программного обеспечения и компьютерных игр, и в
меньшей мере реклама, киноиндустрия и издательская деятельность,
самой динамичной отраслью целесообразно признать дизайн (включая
моду).
Британская
творческая
экономика
отличается
большими
территориальными диспропорциями со смещением к Лондону и ЮгоВостоку, где находится наибольшее количество кластеров и которые
специализируются практически на всех видах творческой деятельности,
несмотря на это в отдельных отраслях (в особенности в разработке
видеоигр и музыкальной деятельности) наблюдается становление новых
центров развития на периферии.
Экспорт услуг творческих отраслей составил 8,8 % от всего экспорта
услуг Великобритании, их торговый баланс традиционно сводится с
крупным положительным сальдо, основную часть которого обеспечивают
архитектурные и инженерные услуги, в то же время неуклонно падает
доля Великобритании в мировом экспорте товаров творческой экономики,
хроническим становится отрицательное сальдо баланса в торговле
товарами творческих отраслей. Несмотря на это, Великобритания попрежнему специализируется на экспорте издательской продукции и
предметов изобразительного искусства.
29
Список источников и литературы
1. Ломакин В.К. Британия в мировой экономике / В.К. Ломакин. -М.:
Юнити-Дана, 2010 (серия Magister)
2. Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. –
М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011
3. B.Reid, A.Albert, L.Hopkins A Creative Block? The Future of the UK
Creative Industries. A Knowledge Economy and Creative Industries report,
December 2010
4. Holway R. UK software industry is alive and well // Computer World
UK.2009
5. L. De Propris, C. Chapain, P. Cooke, S. MacNeill and J. Mateos-Garcia. The
geography of creativity. NESTA – August 2009
6. A Map of the UK games industry, NESTA – September 2014
7. Advertising Association. Overview of UK adspend trends
8. Advertising Pays How Advertising fuels the UK economy , Deloitte – 2011
9. BFI Statistical Yearbook - 2013
10. British Fashion Council, Facts and Figures AW14
http://www.londonfashionweek.co.uk/news/623/Facts--Figures-AW14
11. Budget 2015: Lights, camera, action! – Film tax relief increased to 25% for
big budget films, 18 March 2015, Deloitte
12. Creative Industries Economic Estimates: February 2010, DCMS
13. Сreative Industries Economic Estimates – December 2011, DCMS
14. Creative Industries Economic Estimates – January 2015, DCMS
15. Creative Industries Mapping Document 2001, DCMS
16. Creative Economy Report 2010: Creative Economy – A Feasible
Development Option UNCTAD
17. Creative nation, a guide to the UK’s world-leading creative industries,
UKTI, February 2015
30
18. Family Spending 2011 Edition, Office for National Statistics
19. Film Production in the UK- full year 2011 report. Film Council
20. Ofcom Communications Market Report: UK, 2013
21. Publishing facts and figures
http://www.thecreativeindustries.co.uk/industries/publishing/publishing-factsand-figures
22. Radio industry overview – B.Lister, C.Mitchell and T. O'Shea Managing
Radio, 2010
23. Research and Markets: UK Computer Services Market Report 2014
24. Skillset Creative Media Employer Survey 2010
25. The creative economy: an introductory guide, British Council’s Creative
And Cultural Economy Series, 2010
26. The Economy of Culture in Europe, study prepared for the European
Commission by Kea, European Affairs, Brussels, 2006
27. The economic contribution of the creative industries to EU GDP and
employment -Evolution 2008-2011: September 2014
28. The Economic Contribution of the UK’s Film, High-end TV, Video Games
and Animation Programme Sectors, Olsberg•SPI and Nordicity, February 2015
29. The geography of UK’s creative and high-tech economies. NESTA. January
2015
30. TV industry metrics: 2010. Ofcom
31. UK video games industry // TIGA. Representing the games industry
UNCTAD Values and shares of creative goods, exports/imports annual, 20032012
32. UNCTAD Values and shares of creative goods, exports, annual, 2003-2012
33. What television is: 2013 An industry of industries, Deloitte
31
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв