Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
В данной работе содержатся: - монографическое планирование темы; - 7 конспектов уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова (9 класс).
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (НГПУ им. К. Минина)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 362,8 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. КОЗЬМЫ МИНИНА» Кафедра русской и зарубежной филологии Курсовой проект по методике преподавания литературы Тема: творчество М.Ю.Лермонтова на уроках литературы в 9 классе Выполнила: Студентка факультета гуманитарных наук группы РЛ-14-1 Ширяева А.Н Научный руководитель: Латухина А.Л., доцент, кандидат филологических наук. Нижний Новгород, 2017
Пояснительная записка. Данная методическая разработка раздела программы составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2013. Учебник: Коровина В.Я. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2013. Цель изучения раздела: формирование у учащихся знаний о «золотом веке» на примере мотивов, образов и поэтики в творчестве М.Ю. Лермонтова. Основные задачи: - познакомить с биографией М.Ю. Лермонтова; - развить умение размышлять на заданную тему; - развить умение анализировать стихотворный и прозаический тексты; - развить навыки выразительного чтения стихотворного текста; - пробудить чувство патриотизма и любви к родной культуре. Данная разработка предназначена для учащихся 9 класса. Возрастные особенности: время активного полового созревания и физического развития. Пробуждение интереса к противоположному полу. Именно поэтому на уроках в 9 классе большее внимание уделяется любовной тематике творчества М.Ю. Лермонтова. Основные методы и приемы - метод творческого чтения: выразительное чтение, пересказ, близкий к тексту; исследовательский метод: анализ текста; репродуктивный метод: презентация к уроку, подготовка иллюстративного материала, слово учителя; творческий метод: сочинение – рассуждение. Результаты: ученик должен знать биографию писателя и содержание произведения, понимать и уметь анализировать стихотворный текст, должен уметь видеть своеобразие нравственных идеалов, передавать динамику чувств при выразительном чтении, выделять основной конфликт произведения. Монографическое планирование темы № урока 1 Название темы Поэзия Лермонтова. Размышления о родине на примере стихотворения «Тучи». 2 УУД Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю; воспитание художественноэстетического вкуса; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового
2 Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. 3 Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. 3 характера; овладение навыками смыслового чтения текстов; Предметные: осознание значимости чтения для личного развития; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; Познавательные (логические); Коммуникативные: развитие устной речи. Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, воспитание художественно- эстетического вкуса; Метапредметные: признавать различные точки зрения, уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение логическим действием- анализ; Предметные: понимание литературы как явления национальной культуры; Коммуникативные: развитие устной речи, работа в группах. Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, воспитание художественно- эстетического вкуса; Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов, участвовать в их обсуждении; Коммуникативные: развитие устной речи.
4 5 6 О прозе Лермонтова. История Личностные: формирование создания романа «Герой чувства гордости за свою нашего времени» Родину, воспитание художественно- эстетического вкуса; Метапредметные: готовность слушать собеседника, овладение навыками смыслового чтения текста; Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; Коммуникативные: межличностное общение. Продолжение изучение Личностные: формирование романа. Анализ главы «Бэла». чувства гордости за свою Родину, воспитание художественно- эстетического вкуса; Метапредметные: признавать различные точки зрения, уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение логическим действием- анализ; Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; Коммуникативные: участие в обсуждении анализа отрывка. Анализ главы «Максим Личностные: формирование Максимыч». чувства гордости за свою Родину, воспитание художественно- эстетического вкуса; Метапредметные: овладение логическим действием- анализ; исследовательская работа; умение слушать собеседника. Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; Коммуникативные: межличностное общение. 4
7 Анализ главы «Княжна Мэри». Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, воспитание художественно- эстетического вкуса; Метапредметные: овладение логическим действием- анализ; исследовательская работа; умение слушать собеседника. Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста; Коммуникативные: межличностное общение. 5
Конспекты уроков литературы 9 класс по творчеству М.Ю. Лермонтова I тема: Поэзия Лермонтова. Размышления о родине на примере стихотворения «Тучи». Тип урока: объяснение нового материала. Цель: введение в поэзию Лермонтова как поэта Золотого века. Задачи: 1) Образовательные: - познакомить с поэтическим творчеством Лермонтова; - дать навыки анализа стихотворения. 2) Развивающие: - побудить к осмыслению и анализу; 3) Воспитательная: - воспитывать чувство патриотизма и любви к родной культуре. Оборудование: проектор, компьютер, учебники, тетради. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка цели и задачи урока. Актуализация знаний. Учитель: кто-нибудь может ответить, что такое Золотой век в русской культуре? А также назвать его представителей? Ученики дают ответы. Учитель: сегодня наш разговор пойдет о М.Ю. Лермонтове и его поэзии. 3. Подготовка к объяснению нового материала М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником Пушкина, любил его творчество. Свое детство М.Лермонтов провел в имении бабушки на Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию родителей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына/ Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые бы его понимали и любили. Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с 6
Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Литературную деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «Хаджи Абрек», было напечатано лишь в 1835 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др. Стихотворение «На смерть поэта», созданное после трагической гибели А.С. Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург. На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. В Пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии. 4. Объяснение нового материала. Учитель: Какие стихотворения Лермонтова вам известны? Какие нравятся? Знаете ли вы его стихотворение «Тучи»? Ученики дают ответы. Учитель: сегодня мы подробнее остановимся на «Тучах». Стихотворение было написано перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении. Поэт тоскует. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. Учитель читает стихотворение. Здесь автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Лермонтов называет их «вечными странниками», потому что у тучек нет дома, родины, они постоянно находятся в движении. Поэт использует прием олицетворения. (Учитель: кто скажет, что такое олицетворение? Говорим ли мы в жизни «тучки небесные»?). Инверсия – необычный порядок слов в предложении. Учитель: найдите в этом стихотворении все инверсии. (Степью лазурною, цепью жемчужною, сторону южную, клевета ядовитая, нивы бесплодные). Как вы думаете, зачем Лермонтов использует этот прием? Придумайте предложение, в котором будут словосочетания «прилагательное+существительное», а затем поменяйте местами эти слова. Что изменится? (Звучание станет более поэтичным. Инверсии помогают 7
выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги). Вспомним, чем отличается эпитет от обычного определения, найдем эпитеты в стихотворении. Поэт называет тучки степью лазурною, потому что они похожи, по его мнению, голубую степь. Эпитет «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, а легкие, маленькие, светлые. Эти выражения помогают нарисовать красивую картину: голубое небо, по которому плывут белые облака. Выражение «степью жемчужною» следует назвать метафорой, потому что оно употребляется в переносном значении на основании сходства между обозначаемыми предметами. Запишем, что такое метафора. Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основании сходства между предметами или явлениями. Метафора – это скрытое сравнение. Словом изгнанники поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова, будто сравнивает судьбу тучек со своею судьбой. Смысл в том, чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Сравнение – основа построения. Учитель: что можно сказать об общем настроении стихотворения? С помощью какой интонации оно создается? Восклицание, любование красотой, сочувствие, сомнение, мучительные вопросы и вывод: только тот, кто любит Родину, может чувствовать горечь изгнания так же глубоко, как переживает ее поэт. 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание. Прочитать стихотворения «Пророк», «Сон», «Я не для ангелов и рая», «И скучно и грустно», «Благодарность», «Молитва»1837, 1839 г. 8
II тема: Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тип урока: комбинированный урок Цель: на примере стихотворений Лермонтова демонстрация основных философских мотивов его творчества. Задачи: 1) Образовательные: - продолжить знакомство с поэтическим творчеством Лермонтова; - дать навыки анализа стихотворения. 2) Развивающие: - побудить к осмыслению и анализу; 3) Воспитательная: - воспитывать чувство патриотизма и любви к родной культуре. Оборудование: учебники, тетради. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка цели и задачи урока. Актуализация знаний Никогда ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам бы пал на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова-трибуна неразделимы. И.Л.Андроников. Учитель: сегодня мы продолжим изучение творчества М.Ю. Лермонтова, но уже с другой, особой стороны. Вашим домашним заданием было прочитать несколько стихотворений. Что общего вы в них нашли? Ученики дают ответы. Учитель: все стихотворения были объединены особыми философскими мотивами. Лермонтов признается критиками, как настоящий поэт-философ. Для начала мы обратимся к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», а затем вам будут предоставлены несколько стихотворений для собственного анализа. 3. Объяснение нового материала. «Выхожу один я на дорогу» является итоговым стихотворением Лермонтова. В нем заключены философские и эстетические принципы поэзии. Написанное в 1841 году незадолго до гибели, оно является поэтическим завещанием поэта. Д.Е.Максимов пишет: «Уже при самом общем взгляде, обращенном нами на это стихотворение, мы отмечаем в нем сочетание двух начал, которые не всегда объединяются в поэзии: напевно-музыкальной стихии, уводящей в глубочайшие недра личности, и конструирующего интеллектуального принципа». В этом стихотворении слились все мотивы лермонтовской лирики предшествующих лет. Учитель: запишем основные мотивы творчества. 9
- Назначение поэта и поэзии, тема избранничества поэта. - Место человека в мире и обществе. - Конфликт человека и Бога. - Тема жизни и смерти. 4. Первичное закрепление материала. Ученик читает стихотворение вслух. Учитель: понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства оно вызвало у вас? Как вы думаете, какие чувства преобладают у поэта? Может ли поэт ответить на вопросы в стихотворении? (Риторические вопросы). Есть ли ощущение трагизма? Какое, по вашему мнению, самое яркое ощущение в данном стихотворении? (Одиночество не по своей воле, оторванность от мира остальных людей, преданное стремление к дружбе и любви. Высшая сила – Бог, который не желает помочь гордому изгою и принять его). Учитель дает план анализа стихотворения и стихотворения для анализа по группам. 1) Место и время, обстоятельство и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения. 2) Тема, идея, композиция. 3) Основной мотив стихотворения. Средства выразительности и изобразительности, которые использует поэт. 4) Отражение чувств стихотворения. 5) Есть ли широкие поэтические обобщения? 6) Поэтические традиции. 7) Личное отношение к стихотворению. Ученики делают анализ в тетрадях, в конце урока сдают их. Перед этим учитель беседует с учениками, делает вывод по анализу каждого стихотворения. 1 группа. «И скучно и грустно» (Мотив одиночества). 2 группа. «Благодарность». Воспринималось как обращение к женщине. На самом деле обращено к Богу. Лермонтов саркастически благодарит его за свои страдания, источник которых – трагический разлад с действительностью. 3 группа. «Молитва» 1837, 1839. Примирение лирического героя с Богом и миром меняет его мироощущение и внутреннее состояние. Он уже не тяготится своим одиночеством. Поэзия Лермонтова во многом символична. Он использует традиционные архетипы в поэзии. Учитель раздает группам словари для поиска значения слов «архетип» и «символ». -Найдите архетипы в стихотворениях. Какую роль они выполняют. Дополнительно (при оставшемся времени). Беседа. 10
- Что чувствует лирический герой Лермонтова, находясь между небом и землей? (единство с Богом) - Почему герой одинок среди звезд и миров? (Ни земля, ни звезды не могут понять мыслей о будущем) - Чтобы слиться в гармонии с миром вечности, от чего должен отречься человек? (От прошлого и земных мечтаний). 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание. Некоторые ученики берут небольшие сообщения на темы: Софья Ивановна Сабурова, Екатерина Сушкова (Хвостова), Наталья Федоровна Иванова (Обрескова), Варвара Александровна Лопухина (Бахметова), Мария Алексеевна Щербатова, Екатерина Быховец. 11
III тема: Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Тип урока: комбинированный урок Цель: изучение мотивов любовной лирики Лермонтова и ее адресатов. Задачи: 1) Образовательные: - продолжить знакомство с поэтическим творчеством Лермонтова; - дать навыки анализа стихотворения. 2) Развивающие: - побудить к осмыслению и анализу; 3) Воспитательная: - воспитывать чувство патриотизма и любви к родной культуре. Оборудование: учебники, тетради. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка цели и задачи урока. Актуализация знания Учитель: нет ни одного поэта, который не писал бы о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это «созидающее чувство», «прекрасное мгновение», то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потери и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. У него, больше, чем у других русских поэтов, любовная лирика пронизана мотивами страдания - неудачи, неисполнимости, связанных с этим чувством надежд. В жизни поэта было несколько женщин, но, как мы знаем, он так и не женился. Каждая из них внесла определенный вклад в его творчество. 3. Сообщение ученика «Софья Ивановна Сабурова». 1832 г – 14 лет. Первая влюбленность. В 1828 году Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них есть и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье. Увлечение длилось три года. В 1832 году вышла замуж и переехала в Орел. Ученик по просьбе учителя читает вслух «Как? Вы поэта огорчили». 4. Сообщение ученика «Екатерина Сушкова». 1832 г. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834. Был зачислен в лейбгвардии Гусарский полк. Именно здесь произошла новая встреча с Е.Сушковой, известной кокеткой. В 1830 году А.М.Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной. Светская красавица посмеивалась над чувствами поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил ее и решил отомстить, вскружил голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным. 12
Ученик по просьбе учителя читает вслух «Благодарю!» и «Итак, прощай! Впервые этот звук…». История их отношений нашла свое отражение в повести «Княжна Лиговская». Девушка так и не узнала, что письмо, приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым. 5. Сообщение ученика «Наталья Федоровна Иванова». Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила по началу загадочная для исследователей Н.Ф. Иванова. Летом 1829-32 Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных – родственников со стороны бабушки. Многие стихотворения этих лет имеют посвящение: «Н.Ф.И.», «Н.Ф.И-вой», «К.И.», «И-вой». Некоторые из них вошли в драму «Странный человек». Н.Ф. Иванова – дочь московского литератора, автора пьесы «Семейство Старичковых» и трагедии «Марфа Посадница». Ученик по просьбе учителя читает вслух «Любил с начала жизни я». В это время Лермонтов был ободрен вниманием со стороны Ивановой. Затем встретил непонимание и холодность. Ученик читает «Что может краткое свидание». Позже их отношения вновь изменились. Ученик читает «Я не достоин, может быть». Появились трагические ноты. Чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара. Ученик читает «Я не унижусь пред тобою». Иванова вышла замуж и переехала в Курск. Разрыв с ней вызвал не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство высокой ответственности за свой особенный дар. У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название «Ивановский цикл». 6. Сообщение ученика «Варвара Александровна Лопухина». Весной 1830 года Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных. Лермонтов подружился с Алексеем, у которого было две сестры. В Вареньку студент влюбился. Она всегда оставалась для него прототипом женской красоты. Ученик читает «Она не гордой красой». Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Она вышла замуж за чиновника, намного старше ее. Ученик читает «Мы случайно сведены судьбою». Ее имя долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям, ни в работах по творчеству. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины. 7. Сообщение ученика «Мария Алексеевна Щербатова». 13
Урожденная Штерич, украинка. Молва связывала ее с дуэлью поэта с Барантом. Тургенев, встретивший Щербатову в Москве, где в это время был и Лермонтов, заметил в своем дневнике: «Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова». Поэтический портрет дан в стихотворении «Щербатовой» (чтение стихотворения), прослушивание романса «Отчего». 8. Сообщение ученика «Екатерина Быховец». Одно из последних стихотворений посвящено его дальней родственнице. По воспоминаниям самой Екатерины она напоминала ему Вареньку Лопухину. Ученик читает стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю». Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов. 9. Подведение итогов. - Назвать адресатов. - Отметить мотивы лирики. 10. Домашнее задание. Ученики, подготовившие сообщения, освобождаются от заучивания стихотворения, остальные учат стихотворение из разобранных на трех уроках, а также все читают «Героя нашего времени». 14
IV тема: О прозе Лермонтова. История создания романа. Тип урока: Объяснение нового материала. Цель: изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Задачи: 1. изучить прозаическое творчество М.Ю. Лермонтова; 2. познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени», используя историко - литературный материал; Оборудование: учебник, тетради, компьютер, видеопроектор. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала: «Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с биографией и со стихотворениями М.Ю.Лермонтова. Сегодня же мы начнем знакомиться с его прозой. И прежде чем мы приступим к изучению единственного романа Лермонтова, запишите в тетрадях тему: «Герой нашего времени». История создания». Герой нашего времени (Годы написания: 1837-1840) — известнейший роман Михаила Юрьевича Лермонтова. Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли создателя романа) должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени. В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах, повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова. История романа «Герой нашего времени» также, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа «Печориным», а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора. В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир – русский гений А.С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом для ссылки Лермонтова на Кавказ. Уехав из Петербурга, Лермонтов (фактически, как и Пушкин десятилетиями ранее) продолжил работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь. Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его 15
герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий (как в свое время Онегин), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований. Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя (тоже образ восходящей к героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне и т.д.). Жанр романа: социально-психологический реализм. Главный герой романа прапорщик Григорий Печорин. Произведение первоначально не задумывался как роман - выходили отдельные повести, печатавшиеся в журнале "Отечественные записки". Первое издание романа состоялось в 1840 г. «Итак, дети, перепишите в тетрадь основные даты, а также укажите жанр романа – социально-психологический». Учитель: «Как Вы понимаете значение термина «социальнопсихологический роман?». Ответ ученика: … Комментарий преподавателя: социально-психологический роман литературный жанр, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора. Учитель: «Я надеюсь, что многие из вас прочитали роман полностью. Поэтому вопрос такой: как проявляются социальные и психологические мотивы в романе? Т.е на каком основании роман можно считать социальнопсихологическим?» Ответ учеников: … Комментарий преподавателя: психологизм в романе присутствует, хоть он и является скрытым – автор напрямую не говорит о том, что чувствует герой. Поэтому автор использует такие психологические приемы как портрет и психологический пейзаж. Что касается социального, то на протяжении романа главный герой меняет общество, в которым находится. В главе «Бэла» он находится среди горцев. Кстати, в этой главе очень четко показаны традиции и правила народа, что тоже говорит о социальном начале романа. В главе «Тамань» Печорин окружен контрабандистами. Это совсем другой мир 16
со своими законами. Сам Печорин пытается понять людей и их поступки, что тоже говорит о социальности романа. «Прежде чем мы перейдем к сюжету и фабуле романа, хотелось бы спросить вас, что это такое?» Учитель: «Что такое сюжет? Что такое фабула?» Ответ учеников: … «В дальнейшем нам эти определения очень пригодятся, поэтому перепишите их в тетрадь». (Обращение к учебнику Коровиной, 9 кл., стр. 288-289) Учитель: «В чём особенность композиции произведения?». Ответ учеников: … Учитель: «Давайте попробуем составить таблицу, чтобы наглядно увидеть различие между фабулой и сюжетом». Сюжет Фабула «Бэла» «Тамань» «М.Максимыч» «Княжна Мэри» «Предисловие к журналу Печорина» «Фаталист» «Тамань» «Бэла» «Княжна Мэри» «М.Максимыч» «Фаталист» «Предисловие…» Учитель: «Для чего автор использует такой приём?» Ответ ученика: … Комментарий учителя: Если вы внимательно читали роман, то можно заметить, что первые две главы («Бэла» и «М.Максимыч») несут объективную характеристику, т.е о Печорине мы узнаем по рассказам других людей. А все следующие главы – субъективную – о герое мы узнаем от него самого, с помощью его дневника и поступков. Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему», чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, т.е с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателей к ней. 3. Домашнее задание: повторить материал сегодняшнего урока (в помощь 288-314 страницы учебника) и ответить письменно на вопросы: 1) Сколько основных рассказчиков вы можете выделить в тексте? 2) Какова главная функция Максима Максимыча в главе «Бэла?». 3) Как в этом эпизоде проявляется психологизм? 4. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся. 17
V тема: анализ главы «Бэла». Тип урока: Комбинированный Цель: анализ главы «Бэла» Задачи: 1. в ходе анализа главы и наблюдения над поведением героя выявить особенности характера Печорина, роль пейзажа в создании характера; 2. развить навыки анализа текста. Оборудование: учебник, тетради. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. «Дома вы ответили на вопросы. Попрошу ответить 3 учеников с места». Ученики отвечают. «Таким образом мы с вами плотно подошли к главе «Бэла»» 3. Вступительное слово преподавателя. «Бэла» — первая повесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой рассказ в рассказе». Рассказчик, который начинает повествование, вскоре передает слово встреченному им в дороге штабскапитану – Максим Максимычу. Максим Максимыч, офицер лет 50, многое повидал на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия, а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из СанктПетербурга и служившего под его началом. 4. Анализ повести (главы). «Ребята, перед нами стоит сложная задача – проанализировать главу. С этим мы сможем справиться, ответив на ряд вопросов, которые помогут нам понять весь психологизм и суть повести «Бэла». Но перед тем, как начать анализ, мне бы хотелось, чтобы самый смелый ученик смог кратко пересказать эту главу». Ответ ученика: … «Отлично. Теперь обратимся непосредственно к тексту», Учитель: «Дайте описание портрета Печорина при первой встрече с М. Максимычем» Ответ учеников: … Учитель: «Почему Печорин полюбил Бэлу? Какие черты привлекли его? Ответ учеников: … «Молодцы! Сегодня вы очень активны». Задание классу: «Составьте в тетради кластер, который подробно бы описывал жизнь Бэлы и ее саму по следующим направлениям: - внешность -характер 18
- роль традиций в ее жизни - отношение к Печорину - воспитание. Т.е в центре кластера будет находиться имя Бэла, и уже от нее вы пишите подробную характеристику. В вашем ответе должны так же присутствовать цитаты из текста. На выполнение этого задания вам отводится 10 минут». Ответ учеников: … Учитель: «С помощью кластера мы с вами подошли к различию между Печориным и обществом горцев. Охарактеризуйте общество горцев и объясните разницу, чем Казбич и Азамат отличаются от Печорина?» Ответ учеников: … Учитель: «Теперь мы с вами подошли к развязке повести. И хотелось бы, чтобы вы мне ответили на такие вопросы: почему Печорин разлюбил Бэлу? И как главный герой отреагировал на смерть Бэлы?» Ответ учеников: … Учитель: «Как отразился психологизм в этой повести? С помощью чего?» Ответ ученика: … Учитель: «Так какова роль пейзажа в это главе? Зачитайте пейзажные зарисовки, которые наиболее ярко отражают психологию Печорина». Ответ учеников: … 5. Обобщение. Учитель: «Какие приемы, кроме пейзажной зарисовки автор использует для обрисовки образа героя? Ответ учеников: … Комментарий учителя: в первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. 6. Домашнее задание. Ответить на вопрос в виде мини-сочинения: «Способен ли Печорин на большую любовь?» Освежить в памяти главу «Максим Максимыч». Доклад ученику на тему «Образ Максима Максимыча». 7. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся. 19
VI тема. Анализ главы Максим Максимыч. Подведение итогов по роману «Герой нашего времени». Тип урока: Объяснение нового материала. Цель: изучение и анализ главы «Максим Максимыч». Задачи: 1. Продолжить изучение романа «Герой нашего времени»; 2. Охарактеризовать образ Максима Максимовича; 3. Развить навыки анализа текста. Оборудование: учебник, тетради, презентация, доклад. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово преподавателя: «На дом я вам задавала мини-сочинение, которые вы сдадите в конце урока. А сейчас приступим к анализу другой не менее важной главы в романе «Максим Максимыч». Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить» 3. Изучение материала. Учитель: «Почему эта глава называется «Максим Максимыч» Ответ ученика: … Учитель: «Хорошо! А сейчас я попрошу выступить докладчика. А после сообщения мы с вами попробуем снова, более развернуто, ответить на мой вопрос». Докладчик: … Комментарий учителя: «В романе постоянно звучит голос автора, который оценивает поступки, мысли и чувства своего героя. Он настраивает читателя на активное отношение к Печорину; читатель должен составить собственное мнение о герое. Роль автора (в данном случае М.Максимыча)- помочь ему в этом. Для этого Лермонтов пользуется различными приемами косвенной характеристики. В повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максима Максимовича; в повести «Максим Максимович» о нем рассказывает автор. Поняли?» Учитель: «А теперь давайте обратим внимание на поведение М.Максимыча и Печорина? Как оба ведут себя при встрече? Ответ подкрепляйте примерами из текста». Ответ учеников: … Учитель: «Как думаете, можно ли их назвать друзьями?» Ответ учеников: … 20
Учитель: «Попробуем обобщить все то, что вы сказали и тезисно записать важные моменты их встречи в тетрадь». «М. Максимыч очень рад приезду Печорина. Настроен дружелюбно и пытается завести разговор. Когда узнает, что Печорин не собирается оставаться, пытается остановить его и просит, чтобы тот не уезжал. Речь сбивчивая, передаёт взволнованность. Напоминает о Бэле, интересуется о жизни Печорина в Петербурге. Всеми способами старается скрыть досаду. Напоминает о бумагах. Печорин очень холодно относится к М.М, да и ко всему в принципе («довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул…руку…»). Пытается утешить М.Максимыча, успокаивает его и обнимает. Печорина уже не интересует дневник. Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с М.М. подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином». Учитель: «Что добавила к пониманию Печорина повесть «Максим Максимыч»?». Ответ учеников: … Комментарий учителя: Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг. 4. Закрепление материала. Учитель: «Сегодня мы с вами подошли к финишной прямой в обсуждении творчества М.Ю. Лермонтова, а именно анализа романа «Герой нашего времени». Вам понравился роман?» Ответ учеников: … Учитель: «Я подготовила для вас ряд заданий, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Попрошу вас поделиться на две команды и в каждой выбрать одного представителя, который выйдет к доске». «На доске вы видите перевернутые рубашкой вверх карточки. В каждой карточке написаны вопросы о романе. Это могут быть теоретические вопросы, а могут быть и по содержанию. Представитель от каждой команды выбирает для своей группы вопросы, на которые будете отвечать. На всю работу даю вам 15 минут. Как только закончится время, выбранный представитель резюмирует ответ всей группы. А оценивать ответ будет 21
противоположная команда, которая может дополнять ответ, если это необходимо. Удачи!» (Примеры вопросов: 1. Имя и отчество Печорина. 2. Какую книгу читал перед дуэлью Печорин? 3. Вставьте пропущенные главы в сравнительную таблицу: Сюжет Фабула … «Тамань» … «Княжна Мэри» «Предисловие к журналу Печорина» … «Тамань» «Бэла» … … «Фаталист» … 4. Каким по счету был роман в творчестве Лермонтова «Герой нашего времени?» 5. Имя женщины, память о которой останется с Печориным на всю жизнь, по его собственному утверждению.) Ответ учеников: … 5. Домашнее задание. Освежить в памяти главу «Княжна Мэри» и составить сравнительную таблицу Печорин- Грушницкий, Печорин – Вернер. 22
VII тема. Анализ главы Княжна Мэри. Подведение итогов по роману «Герой нашего времени». Тип урока: Комбинированный Цель: изучение и анализ главы «Княжна Мэри». Задачи: 1. Продолжить изучение романа «Герой нашего времени»; 2. Охарактеризовать образ Печорина (поговорить о форме дневниковых записей); 3. Понять и обсудить мотив двойничества; 4. Развить навыки анализа текста. Оборудование: учебник, тетради, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово преподавателя: Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Поясню, в основе «светской повести», как правило, лежит любовно-психологическая драма, конфликт между «светом» и героем, который хочет быть самим собой, жить согласно своему сердцу, и, как результат, нарушает «законы» высшего общества. В главе «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с людьми своего круга. Система образов выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя. 3. Изучение материала. Учитель: «В своем вступительном слове я упомянула о том, что глава «Княжна Мэри» написана в форме дневника. Как вы думаете, что такое дневник и дневниковые записи?» Ответ ученика: … Комментарий учителя: Верно. Запишите в тетради: Дневник – это совокупность фрагментарных записей, которые делаются как правило в одной книге (тетради или на ином носителе информации) за определённый период времени для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты (обычно записи, находящиеся "под данной датой" соответствуют ей). Учитель: «Какую роль играет форма дневника в этой главе?» Ответ ученика: … Комментарий учителя: Конечно, форма дневника помогает лучше понять главного героя и его мотивы. Мы будто бы читаем рукописи самого Печорина и уверены в их достоверности. Но самой важной ролью дневниковых записей является внутренний монолог. Печорин, записывая это, думал о произошедшем и анализировал свои поступки и поступки других 23
людей. Он «разговаривал сам с собой». Таким образом, он переживал прошедшие события еще раз, но уже на бумаге. Проблемный вопрос: Способен ли Печорин на настоящую дружбу? Учитель: Для того чтобы разобраться, что такое дружба в понимании Печорина, каждая группа получит карточки с вопросами. 1 группа анализирует: Печорин и Вернер, 2 группа – Печорин и Грушницкий. В этом вам помогут сравнительные таблицы, которые вы делали дома. Посовещавшись, группа выдвигает 4 человек, которые должны будут ответить на вопросы, анализируя отношения Печорина с второстепенными персонажами: Грушницким, Вернером. Свои ответы можете подтверждать фразами из текста. Ответ групп: … Комментарий учителя: Как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». По его же словам, он относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы. Учитель: «А теперь давайте обратим внимание на двух героев: Грушницкий и Печорин. Как вы думаете, какова роль Грушницкого в этой главе?» Ответ ученика: … Учитель: «Вы когда-нибудь сталкивались с понятием «двойничество?» Если да, объясните этот термин». Ответ ученика: … Комментарий учителя: Запишите в тетради этот термин. «Двойничество» в литературе эпохи романтизма двойник человека, появляющийся как тёмная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю. Учитель: Как это связано с нашими героями? Ответ ученика: … Учитель: Отличный ответ. Верно. Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа. Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности, Грушницкий стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным. 24
Проблемный вопрос: какую роль играет в жизни Печорина любовь? Попытаемся ответить на этот вопрос, проанализировав отношения Печорина и Мэри, Печорина и Веры. Учитель: Расскажите о Мэри. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мери? Ответ учеников: … Учитель: Как вы думаете, по какой причине Печорин отказал Княжне Мэри? Ответ ученика: … Учитель: По-вашему, Вера могла бы стать причиной отказа Княжне? Ответ ученика: … Учитель: Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь? Составьте ее портрет по следующим пунктам: - семейное положение - жертвовала ли она ради Печорина? - почему Печорин относился к ней не так, как у другим женщинам? Ответ ученика: … Учитель: Как выдумаете Печорин любил Веру? Ответ ученика: … Учитель: Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком? Ответ ученика: … Комментарий учителя: Для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия. 4. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся. Учитель: На сегодняшнем уроке перед нами стояли два проблемных вопроса: способен ли Печорин на настоящую дружбу и какую роль в жизни Печорина играет любовь? Я думаю, что мы с вами справились с этой задачей. Как думаете? Ответ учеников: … Учитель: Было ли трудно вам в анализе главы «Княжна Мэри?» Ответ учеников: … 5. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из заданных тем: - Жанр романа «Герой нашего времени»; - Любовь в жизни Печорина; - Женские образы в романе «Герой нашего времени»; - Мотив «двойничества» в романе. 25
Список литературы. 1. М.Ю. Лермонтов "Сочинения" в двух томах, Москва, Издательство "Правда" 1988 год. 2. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» из собрания сочинений в 4-х томах. Т. 4. М., "Правда", 1969 г. 3. Лекции преподавателя ННГУ М.С. Воробьевой («Герой нашего времени»). 26
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв