Соловьева Виктория Игоревна
Учебник будущего для нового поколения
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить
сегодня так, как учили этому вчера.
(Д.Дьюи)
Трудно не согласится с выдающимся американским
философом и педагогом Джоном Дьюи. Ведь процесс обучения
существенно поменялся за многие десятилетия. Появился
ФГОС нового поколения, который диктует, как и чему обучать
ребенка, какой багаж знаний должен иметь ученик при
переходе в 5 класс, а затем уже и при получении аттестата. Но
облегчает ли это жизнь ребенку? Получает ли ребенок больше
знаний, чем в то время?
На
современном
уроке
ребенок
должен
делать
самостоятельные выводы, производить поиск знаний и
варианты их использования, а также формулировать цель и
тему урока. Способен ли ребенок 6-7 лет в первом классе
самостоятельно сформулировать цель урока? Задача учителя
научить этим навыкам. Но так ли это просто и интересно ли
будет это ребенку?
Интересно современным детям на уроке или нет-это очень
глобальная проблема современности. Родители, которые дают
детям телефоны и планшеты с раннего детства, очень вредят
своим детям. Уже с детства дети поглощены интернет
пространством, они смотрят видеоролики, играют в игры,
смотрят картинки. Чаще всего, когда родители пытаются
отнять гаджет, то начинается истерика. Это постоянное
нервное состояние, когда ребенок просит гаджет, негативно
влияет на нервную систему и организм в целом.
Вернемся к интересу ребенка на уроке. Представьте,
учительница Екатерина Петровна, всю ночь готовила конспект
урока, дидактический материал, искала видеоролики по теме
урока, подбирала увлекательные игры, составляла тест из 10
вопросов на проверку знаний в конце урока. И вот Екатерина
Петровна начинает свой урок, она всегда очень выразительно с
эмоциями рассказывает, использует весь подготовленный
материал. И вот наступила рефлексия в конце урока, 10
человек из 30 подняли грустный смайлик. Учительница думает,
в чем же проблема, что пошло не так. И спрашивает у ребят: а
что на уроке тебе не понравилось? И все 10 человек отвечают:
нам было скучно.
А что для детей значит не скучно? С этим вопросом
обратились к детям и большинство из них ответили: наличие
гаджетов. Для того чтобы детям было весело нужны гаджеты?
А как же печатные книги, учебники современным детям не
нужны?
Сейчас наступает новый период образования, мы должны
ориентироваться на запрос ребенка. Большое количество детей
за современные подходы, современную подачу материала, за
новые изобретения. И нам необходимо менять образование в
современное русло.
Сейчас почти все школы оборудовали проекторами
скажете вы. А используют ли эти проекторы по назначению.
Или просто скачивают презентацию, в лучшем случаи, и
просто переключают слайды. А умеет ли старшее поколение
пользоваться проектором? Очень редко учителя используют
видео и аудио на уроках, а ведь это разнообразило бы
образовательный процесс.
Поразмыслив на эту тему, я считаю, что в образовании
нужны новые, современные учебники 21 века. От современных
гаджетов никуда уже не уйти, но если грамотно их
использовать, то это принесет только пользу.
Я представляю Вам совершенно новое, инновационное и
самое главное современное устройство. В этом устройстве
встроены функции, которые упрощают жизнь учителю и
родителям и завораживают детей. Теперь не надо сидеть по 2
часа дома и думать, как решить домашнее задание. Давайте
обо всем по порядку.
Самая первая и на мой взгляд самая интересная функция
этого устройства –это возможность использования очков
виртуальной реальности. Представьте, урок окружающего
мира, дети надевают очки и погружаются в джунгли. И вот они
делают 2 шага и видят шимпанзе, которая прыгает с лианы на
лиану. А вот мощный ягуар бежит куда-то в даль. Полосатая
зебра, слон, жираф стоят у водопоя. Все это сопровождается
звуками природы, и появляется полное ощущение нахождения
там. Каждый урок можно сопроводить виртуальной реальность,
выполнять обучающие игры, узнавать что-то невероятное и
новое.
Вторая
функция,
встроенный
компактный
усовершенствованный
принтер.
Необходимо
выполнить
задание, дается 3 степени сложности и ребенок сам выбирает
для себя сложность. Нажимает кнопку на устройстве и принтер
автоматически распечатывает задание. Ребенок трудится,
самостоятельно выполняет предложенное ему задание. И затем
вставляет выполненный листок обратно в принтер. Устройство
быстро проверяет листок и возвращает с подчеркнутыми
ошибками. Ребенок проверяет еще раз свое задание,
исправляет ошибки и возвращает устройству. И только после
этого устройство пишет количество ошибок и оценку за работу.
Если это контрольная работа, то исправление ошибок не
допустимо.
Зачем это нужно, чтобы устройство проверяло работу.
Зачастую, родители жалуются и администрации и в
департамент образования, что ребенку занижают оценку за
работу, а многим наоборот завышают оценку. Вот для этой
прозрачности и создана такая система.
А что если ребенок списывает у соседа, а решить эту
проблему? Для этого и придумана третья функция, которая
называется
распознавание
списывания.
В
устройство
вставленная камера, которая автоматически распознает
списывание. При выполнении задания устройство фиксирует
долгое смотрение глаз вправо, влево, вниз, положение головы.
При фиксировании списывания устройство может объективно
снизить оценку.
В начальных классах часто проводится техника чтения,
учитель
засекает
минуту
и
отсчитывает
количество
прочитанных слов. Нередко дети говорят, что им занизили
количество слов, родители верят им и считают, что их ребенка
недооценили. Для решения этой проблемы создана четвертая
функция. В устройство встроен микрофон, а из предыдущей
функции мы помним про камеру. И вот ребенок нажимает
кнопку старт, перед ним появляется текст, время пошло.
Ученик читает текст, в это время устройство автоматически
считает количество слов, камера фиксирует достоверность
информации. И вот на экране появляется то самое,
объективное количество слов в минуту.
А что же с самим учебником? Непременно он есть, без
учебного пособия никуда. Учебник должен быть электронным.
Но просто электронные учебники уже существуют, они почти
ничем не отличаются от печатных. Поэтому существует пятая
функция. Встроенный проектор в устройство, он позволяет
проецировать задания объемно. Например, на уроках
математики хочется посмотреть цилиндр, конус объемно, со
всех сторон. Выполнять задания гораздо интересней, если они
прям перед тобой, их можно перемещать, выполнять
вычисления прям в воздухе. Возможно содержание учебных
пособий должно меняться, подстраиваться под современность.
Кто должен финансировать это все, скажите Вы. Конечно
же школа должна обеспечить каждого ученика таким
устройством. Откуда школа возьмет столько средств. Это
устройство
можно
сделать
экологически
чистым,
из
переработанных материалов.
Что делать детям с ограниченными возможностями
здоровья, как детям с нарушениями слуха и зрения
пользоваться этим устройством. Это устройство можно
настроить
под
индивидуальные
особенности
каждого.
Например, использовать шрифт Брайля для детей с
нарушением зрения. В данном случаи будут совсем другие
задания, текст, диктовка и обязательное присутствие тьютора.
Это не решит проблему, но ребенок будет социализироваться в
обществе.
Остается один глобальный вопрос, а как же делать
домашние задания без учебников, с собой же нельзя это
устройство носить. Есть решение этой проблемы, прозрачная
панель, которая выдается каждому ученику и работает как
проектор.
Приходит
ребенок
домой,
в
этой
панели
отображается весь учебный материал как в классе, сохранены
успехи и неудачи при выполнении заданий, самостоятельных и
контрольных работ. Ребенок открывает домашнее задание, и
пытается самостоятельно его выполнить. И вот он допускает
первую ошибку, устройство напоминает, вспомни правило.
Опять неудача, устройство приводит пример похожего задания,
которое решали в классе, наталкивает на правильную мысль,
решение. И вот она, победа над заданием, правильно
выполненное домашнее задание и знания в голове-разве это не
радость для родителей.
А что думают реальные родители, учителя и дети по этому
поводу. Мы провели анкетирование и узнали их мнение. В ходе
исследования принимали участие 50 родителей, 30 детей и 10
учителей. В анкете было 2 самых главных вопроса: 1. Каким
должен быть учебник будущего? 2. Хотели бы Вы пользоваться
таким устройством?
Результаты нас очень порадовали. На первый вопрос
большинство считает, что учебник будущего должен быть
современным, мобильным, интересным. На второй вопрос 78%
считает безусловно да, хотели бы пользоваться. Дети и
родители только за использовать такое устройство в будущем.
И только учителя с опаской думают о нем. Ведь это надо
перестраиваться на что-то новое, неизведанное. Менять
кардинально ход урока, методы и формат урока. Не каждый
готов к такому.
Каким должен быть
учебник будущего?
Интересны
м; 17%
Мобильны
м; 22%
Современн
ым; 61%
Рисунок 1 – Каким должен быть учебник будущего?
Хотели бы Вы
пользоваться таким
устройством?
Нет; 22%
Да; 78%
Рисунок 2 –
устройством?
Хотели
бы
вы
пользоваться
таким
Современное будущее уже рядом, но не надо его боятся. В
21 веке технологии развиваются так бурно, что мы не
осознаем,
насколько
быстро
фантастические
задумки
становятся реальностью.
Литература
1.
Варламова, В.Д. Атлас новых профессий / В.Д. Варламова.
– М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв