Учения Иосифа (Санина) и Нила (Майкова) по вопросу о монастырских имуществах в контексте государственно-конфессиональных отношений на рубеже XV-XVI веков

Положение христианской церкви русского обряда в государстве, ее влияние на социум, степень вовлеченности в общественно–политический процесс, материальная зависимость от государства, понимание ее места в государстве, роли в обществе, необходимость выстраивания диалога светской власти с церковной организацией в контексте генезиса государственно–конфессиональных отношений в России. Исследовав позиции, которые занимали церковь и государство в разные исторические эпохи, можно увидеть пути разрешения проблем, которые ставит перед нами современность. Вопрос, выбранный нами для исследования государственно–конфессиональных отношений, связан с деятельностью Иосифа (Санина) и Нила (Майкова), игуменов, создавших два идеологических направления в русской церкви: «стяжание» и «нестяжание». Взгляд этих двух внутрицерковных идеологов был заострен, главным образом, в ответе на вопрос, должны ли монастыри владеть крупной собственностью. Поставленный тезис актуален сегодня, во времена, когда решается дилемма: нужно ли отдавать церковной организацией в России крупную земельную собственностью, перераспределяя ее из государственных и муниципальных фондов, в т. ч., в природоохранной зоне, в пользу приходов и монастырей, или государство должно отстраниться от вмешательства во внутрицерковную политику, оставив им возможность самостоятельно приобретать земли и прочую собственность. Тот же вопрос особенно остро встал в начале XVI в., когда государство пыталось упразднить до того установленный порядок, при котором церковь владела значительными феодами, которые составляли основной источник доходов субъектов экономики на протяжении средневековья. Иосиф (Санин) и Нил (Майков) предложили два варианта разрешения этого вопроса. Оба исходили из церковных соображений. И вариант Иосифа, по которому монастыри должны владеть крупной собственностью, чтобы быть обеспеченными, и вариант Нила, по которому церковь не должна владеть крупными феодами, потому что это противоречит христианской этике, – оба этих положения являются христианскими и внутрицерковными. Только поняв, на какую идеологию опирается церковная организация, государство может найти выход, как с ней взаимодействовать и какую позицию по отношению к церковной собственности лучше всего занять. К началу XVI в. христианская церковь русского обряда являлась крупным собственником в Московском государстве. Правительство великого князя Ивана III задумало секуляризировать монастырские земли. Это должно было, по мнению великого князя и его боярской партии, значительно обогатить государство, ослабить позиции руководства церкви и освободить для пополнения армии и государственного строительства дополнительные рабочие силы. Для поддержки секуляризации людьми из церковной организации на собор 1503 г. были приглашены ряд авторитетных клириков во главе Нилом (Майковым). Все они представляли внутрицерковную партию «нестяжателей», но, по сути, на данном мероприятии, организованном верховной светской властью, они являлись инструментом тех правящих групп во главе с великим князем, которые хотели провести секуляризацию церковных земель. Оппозиционные же группы в структурах как государственной власти, так и церковного руководства, пригласили на собор идеологического противника Нила – Иосифа (Санина). В результате точка зрения Нила не нашла поддержки большинства. Иосиф сформировал противоположную концепцию, которая стала превалирующей на протяжении ближайших 250 лет до секуляризационных реформ 60–х гг. XVIII в. За монастырями осталось право владения землей с крестьянами. Церковь осталась крупнейшим феодалом в Московском государстве. Это означало конец идеологического направления «нестяжания» в христианской церкви русского обряда, которое имело влияние до XVI в. Теперь церковь, взяв за основу учение Иосифа (Санина) о «стяжании» и о беспрекословном подчинении светской государственной власти, окончательно оформилась как институт нового московского государства. Идеи «нестяжания» Нила (Майкова) стали в оппозицию к установившимся в церкви порядкам.

["Общественные науки в целом", "История. Исторические науки", "Политика и политические науки", "Культура. Культурология", "Религия. Атеизм"]
Курсовые

Вуз: Независимое исследование (нет вуза)

ID: 5fc877eae010f800014d7a3b
UUID: 8d8eb440-1756-0139-aae4-0242ac18000a
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 3

Евгений Любивый

Источник: vernsky.ru


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 357,8 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет