ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Кафедра «Учет, анализ и аудит»
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)
обучающегося заочной формы обучения
направления подготовки 38.03.01 Экономика
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
4 курса группы 06001362
Черняковой Натальи Александровны
Научный руководитель
к.э.н., доц. Серебренникова И.В.
БЕЛГОРОД, 2017
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ………………………………………………………………
1.1. Порядок ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и
заказчиками…...………………………………………………………………..
1.2. Понятие и виды дебиторской задолженности, способы
осуществления расчетов ……………………………………………………...
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ДЕЛИВЕРИ» ……………………………….
2.1. Организация деятельности ООО «Деливери»………………………….
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности ООО
«Деливери»…………………………………………………………………..
2.3. Характеристика учетной работы в организации………………………
Глава 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В
ООО «ДЕЛИВЕРИ»………………………………………...
……….....................
3.1. Организация расчетов с покупателями и заказчиками...........…………
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками……………………………………………………………………
3.3. Пути совершенствования учета расчетов с покупателями и
заказчиками в ООО
«Деливери»……………………………………………….
3
5
5
14
19
19
24
29
33
33
39
44
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
57
ПРИЛОЖЕНИЯ
4
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является
значимым элементом в системе бухгалтерского учета, а также самым
трудоемким и сложным участком учетной работы бухгалтерии любого
экономического субъекта из-за большого разнообразия форм расчетов;
высокой
периодичности
данных
операций;
большого
количества
контрагентов организаций, нестабильность их состава и т. д. На данный
момент особенно актуально стоит вопрос выявления основных путей
совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками. Поскольку
оборот хозяйственных средств присутствует в деятельности организации, а
от качества расчётов с покупателями и заказчиками зависит не только
эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, но и его финансовая
устойчивость в целом.
Фактически, продажа товаров и услуг организации является основным
источником дохода и, соответственно, прибыли экономического субъекта,
поэтому какие-либо ошибки
в расчетах
с клиентами
могут быть
критическими, поскольку от этого напрямую зависит главный результат
деятельности компании — ее прибыль.
Объектом
исследования
выпускной
квалификационной
работы
является ООО «Деливери», а предметом исследования являются расчеты с
покупателями и заказчиками в данной организации.
Целью выпускной квалификационной работы явилось исследование
состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками,
формирование
отчетности
мнения
исследуемой
о
достоверности
организации
и
показателей
разработка
бухгалтерской
мероприятий
совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
по
5
изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с
покупателями;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО
«Деливери»;
изучить
организацию
первичного,
аналитического
и
синтетического учета расчетов с покупателями;
изучить порядок отражения информации о состоянии расчетов в
финансовой отчетности организации;
разработать мероприятия по совершенствованию учета расчетов с
покупателями в организации.
Источниками
информации
при
написании
выпускной
квалификационной работы послужили бухгалтерская финансовая отчетность
организации,
первичные
документы,
регистры
аналитического
и
нормативные
и
синтетического учета.
Теоретической
основой
работы
послужили
законодательные акты, научная и учебная литература, периодические
издания в области бухгалтерского учета.
Работа изложена на 61 страницах машинописного текста и состоит из
введения, трех глав, заключения, включает 4 таблицы, 2 рисунка, список
литературы насчитывает 48 наименований, к работе приложено 27
документов.
6
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ДЕЛИВЕРИ»
2.1. Организация деятельности ООО «Деливери»
ООО «ДЕЛИВЕРИ» (Воронежская область) зарегистрировано 2 июня
2015 года регистрирующим органом Межрайонная инспекция Федеральной
налоговой службы № 12 по Воронежской области. Компания является
субъектом
Малого
и
Среднего
Предпринимательства,
категория:
микропредприятие.
Место нахождения общества: 394036, РФ, г. Воронеж, ул. Ф.Энгельса,
д.40, литер А, помещение 3.
Основными видами деятельности ООО «ДЕЛИВЕРИ» являются:
1. торговля оптовая фармацевтической продукцией,
2. ремонт электронного и оптического оборудования,
3. производство электромонтажных работ,
4. торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в
специализированных магазинах,
5. торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских
целях,
6. торговля ортопедическими изделиями в специализированных
магазинах.
Деятельность ООО «Деливери» не ограничивается вышеназванными
видами. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские
обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не
запрещенных действующим законодательством и Уставом. Отдельными
видами деятельности, перечень которых определяется федеральными за-
7
конами, общество может заниматься только на основании специального
разрешения (лицензии).
Общество является юридическим лицом, действует на основании устава
и действующего законодательства Российской Федерации и создано без
ограничения срока деятельности. Единственным учредителем общества
является Абричкин Олег Николаевич. Стоимость уставного капитала на 31
декабря 2016 года составляется 10 тысяч рублей. Генеральный директор
общества Хвостова Ольга Николаевна.
ООО «Деливери» не имеет филиалов и структурных подразделений.
ООО «Деливери» имеет право:
- участвовать в деятельности и создавать хозяйственные общества и
другие организации с правами юридического лица;
- приобретать ценные бумаги, находящиеся в обращении;
- проводить аукционы, лотереи, выставки;
- участвовать в ассоциациях, союзах и других объединениях
юридических лиц;
- участвовать в деятельности и сотрудничать в другой форме с
международными,
общественными,
кооперативными
и
иными
организациями;
-
приобретать
и
реализовывать
продукцию
(работы,
услуги)
предприятий, объединений и организаций, а также иностранных фирм, как в
РФ, так и за рубежом в соответствии с действующим законодательством;
- осуществлять иные права и нести другие обязанности в порядке,
устанавливаемом законодательством.
Основными заказчиками и покупателями ООО «Деливери» являются:
АУЗ
ВО
«Воронежский
областной
клинический
консультативно-
диагностический центр», ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница»,
ГУЗ «Липецкая областная станция переливания крови», ГУЗ «Областная
детская больница», БУЗ ВО «Воронежская городская клиническая больница
8
скорой
медицинской
помощи
№
10»,
ГУЗ
«Липецкий
областной
онкологический диспансер», ГУЗ «Липецкая городская больница скорой
медицинской помощи № 1», ГУЗ «Тербунская межрайонная больница», и др.
Основную
исполнительную
функцию
предприятия
выполняет
генеральный директор, в его непосредственном подчинении находятся:
юридический отдел, отдел продаж, тендерный отдел, транспортный отдел,
финансовый отдел, отдел закупок (Приложение 1).
Рассмотрим
основные
экономические
показатели
работы
ООО
«Деливери» за 2015-2016 годы, представленные в таблице 2.1 (Приложения
2-5).
Анализируя
основные
показатели
финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Деливери» отметим следующее. Так как организация
была зарегистрирована только в 2015 году, видно, что в настоящее время она
находится на стадии развития. В 2015 году выручка от продажи составляла
17024 тысячи рублей. В 2016 году прирост выручки составил 282,7% или
48132 тысячи рублей. Данный показатель увеличился в связи с ростом
объемов
продажи
продукции
о
чем
свидетельствует
также
рост
себестоимости проданной продукции, которая в 2016 году составила 46297
тысяч рублей, что на 327,8% или на 35474 тысячи рублей больше уровня
2015 года. Показатели прибыли от продажи и чистой прибыли также
увеличились в 2016 году – на 167,9% и 152,5% соответственно.
Можно
отметить
высокий
уровень
чистой
рентабельности
за
исследуемый период, несмотря на то, что в динамике она снизилась на 11%.
В 2015 году чистая рентабельность продаж составляла 32%, в 2016 году 21%.
Среднесписочная численность работников ООО «Деливери» в связи с
развитие деятельности организации увеличилась в 2016 году на 7 человек и
составила 19 человек. Показатель производительности труда характеризуется
отношением полученной выручки за отчетный период к среднесписочной
численности работников организации за соответствующий период.
9
Таблица 2.1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Деливери» за 2013-2015гг.
Так в 2016 году производительность труда работников ООО
«Деливери» составила 3429,3 тысяч рублей, что на 2010,6 тысяч рублей или
141,7% больше уровня 2015 года.
Собственные основные средства у организации отсутствуют.
За
рассматриваемый
период
среднегодовая
сумма
дебиторской
задолженности и кредиторской задолженности растет. В 2016 году
кредиторская задолженность выросла почти на 68%. Размер дебиторской
10
задолженности вырос почти на 90%. Сравнивая величину дебиторской и
кредиторской задолженности за 2016 год, можно отметить, что размер
дебиторской задолженности на 8570,5 тысячи рублей больше кредиторской,
в то время как в 2014 году превышение дебиторской задолженности над
кредиторской составляло 4447 тысяч рублей. Следует сказать, что для
организации более предпочтительным является наличие дебиторской
задолженности, но ее рост может свидетельствовать о недополучении
собственных средств по договорам с покупателями и заказчиками.
В целом можно отметить, что в 2016 году в ООО «Деливери»
наблюдается
повышение
эффективности
финансово-хозяйственной
деятельности, о чем свидетельствует увеличение таких показателей как
выручка и прибыль от продажи, чистая прибыль, производительность труда.
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
ООО «Деливери»
Показателем, характеризующим финансовое состояние организации,
является
ее
денежными
платежеспособность,
ресурсами
то
есть
своевременно
возможность
погасить
свои
наличными
платежные
обязательства. Оценка платежеспособности осуществляется на основе
характеристики ликвидных текущих активов. Анализ платежеспособности и
ликвидности очень близки, хотя второе более емкое. От степени ликвидности
баланса
зависит платежеспособность.
В
то
же
время
ликвидность
характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.
В таблице 2.2 представлены показатели, характеризующие ликвидность
баланса ООО «Деливери» за 2015-2016гг.
Оценив показатели ликвидности баланса ООО «Деливери», можно
сделать следующие выводы. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2015
11
году составил 0,31, а в 2016 году 0,23 при рекомендованном значении
данного коэффициента >0,2. Коэффициент быстрой ликвидности показывает
возможность организации погашать краткосрочные обязательства за счет
оборотных активов.
Таблица 2.2
Показатели ликвидности баланса ООО «Деливери»
за 2015-2016 гг.
Норматив по коэффициенту быстрой ликвидности составляет >0,8. В
ООО «Деливери» коэффициент быстрой ликвидности в 2015 году составлял
7,84,
в 2016 – 9,13. Следовательно, ООО «Деливери» способно все
возникшие
краткосрочные
обязательства
погасить
собственными
оборотными средствами. Коэффициент текущей ликвидности определяет
общую оценку ликвидности активов организации и показывает соотношение
ее активов и текущих обязательств. Значение коэффициента может быть
различным для различных отраслей и организаций, его тенденция к
увеличению рассматривается как положительная. Считается минимально
допустимое значение коэффициента текущей ликвидности равное 2. В ООО
12
«Деливери» коэффициент текущей ликвидности в 2015 году составил 9,07, в
2016 – 12,32.
Платежеспособность ООО «Деливери» определяет его возможность и
способность своевременно и полностью выполнять платежные обязательства,
вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.
Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том
числе
на
возможность
получения
кредита.
Коэффициент
платежеспособности определяется как отношение собственного капитала
организации к ее заемным средствам, и показывает, какая часть деятельности
финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных.
В
таблице
2.3
представлены
показатели,
характеризующие
платежеспособность исследуемой организации и рассчитаем коэффициент
платежеспособности.
Таблица 2.3
Анализ платежеспособности ООО «Деливери» за 2015-2016 гг.
Нормальным считается значение коэффициента платежеспособности
>2. В 2015 году коэффициент платежеспособности ООО «Деливери»
составил 7,8, и увеличился в 2016 году до 9,1. Следовательно, организация
является
платежеспособной.
Тенденция
роста
коэффициента
платежеспособности говорит о том, что деятельность ООО «Деливери» будет
13
направлена на привлечение новых партнеров и выполнение обязательств
перед ними в установленные сроки.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется стабильным
превышением доходов над расходами, возможностью свободного маневра
денежными средствами, эффективностью использования денежных средств в
процессе текущей (операционной) деятельности.
Залогом выживаемости и основой стабильности предприятия служит ее
финансовая устойчивость. В таблице 2.4 приведены результаты анализа
финансового состояния ООО «Деливери» за 2015-2016 годы.
Все рассчитанные показатели финансового состояния ООО «Деливери»
находятся в пределах или выше нормы. Также следует отметить, что
некоторые значения показателей за рассматриваемый период увеличиваются
в динамике, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии ООО
«Деливери». Коэффициент автономии находится в пределах значения 0,9, что
характеризует
финансовую
независимость
организации
от
заемных
источников, а также гарантии перед кредиторами погашения возникших
обязательств
и
снижение
рисков
финансовых
затруднений.
Рост
коэффициента автономии свидетельствует о том, что организация все больше
полагается на собственные источники финансирования.
В связи с тем, что у ООО «Деливери» отсутствуют долгосрочные
обязательства, коэффициент финансовой устойчивости находится на том же
уровне, что и коэффициент автономии. Коэффициент финансирования
показывает, что в 2016 году на один рубль заемного капитала приходилось
11,3 рублей собственных средств. Причем по сравнению с показателем 2015
года произошел рост на 3,23 рубля. В 2015 году на один рубль заемных
средств приходилось 8,07 рублей собственных, что, несомненно, является
положительной тенденцией.
Коэффициент
соотношения
заёмного
и
собственного
капитала
показывает, что в 2015 году на 1 рубль вложенных в имущество собственных
14
средств ООО «Деливери» привлекло 0,12 рублей заемных средств. В 2016
году коэффициент снизился и составил 0,09 рубля.
Таблица 2.4
Показатели, характеризующие финансовое состояние ООО «Деливери»
за 2015-2016 гг.
Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного
капитала используется для финансирования текущей деятельности. В 2015 и
2016 годах коэффициент был равен 1.
Таким образом, рассчитанные показатели финансового состояния ООО
«Деливери» свидетельствуют о финансовой независимости организации от
внешних источников, ее финансовой устойчивости и о возможности
15
покрытия имеющихся обязательств перед кредиторами собственными
средствами.
2.3. Характеристика учетной работы в организации
Бухгалтерский учет в ООО «Деливери» осуществляет директор
организации. Для целей ведения бухгалтерского учета разработана учетная
политика в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года
№402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 1/2008
«Учетная политика организаций», Планом счетов бухгалтерского учета и
Инструкцией по его применению, Приказом Минфина РФ «О формах
бухгалтерской отчетности организаций».
Правильность
отражения
хозяйственных
операций
в
регистрах
бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Учетная политика ООО «Деливери» сформирована в соответствии с
принципами:
- допущения непрерывности деятельности Общества, которое состоит
в том, что оно предполагает продолжать свою деятельность в обозримом
будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или
существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства
будут погашаться в установленном порядке;
- допущения имущественной обособленности, которая состоит в том,
что активы и обязательства Общества учитываются отдельно от активов и
обязательств других юридических лиц;
- допущения последовательности применения в своей практической
деятельности принятой учетной политики.
Бухгалтерский
использованием
учет
осуществляется
специализированной
автоматизированной
бухгалтерской
программы
с
1С-
16
Бухгалтермя 8.2. Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского
учета оформляются автоматизировано и распечатываются ежемесячно.
Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной
бухгалтерской
отчетности
является
квартал.
В
состав
внутренней
бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых
результатах и приложения к ним.
Рассмотрим существенные способы ведения бухгалтерского учета,
предусмотренные учетной политикой ООО «Деливери» (Приложение 6).
Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед
составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных
законодательством.
Переоценка
основных
средств
не
производится.
Объектом учета основного средства признается имущество стоимостью
свыше 40000 рублей и со сроком полезного использования, превышающим
12 месяцев, организация не предполагает перепродажу данного объекта.
Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости
(фактическим
затратам).
Амортизация
объектов
основных
средств
начисляется линейным способом.
Материально-производственные запасы принимаются к учету по цене
фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в
стоимости материальных ценностей». При выбытии все группы материальнопроизводственных запасов оцениваются по средней себестоимости. Все виды
товаров отражаются в учете по цене их приобретения у поставщиков без
использования счета «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Фактическая себестоимость товаров формируется с учетом транспортнозаготовительных расходов при приобретении товаров, которые учитываются
на отдельном субсчете «ТЗР при приобретении товаров» к счету 41
«Товары». Списание транспортно-заготовительных расходов производится в
дебет счета 90 «Продажи» пропорционально учетной стоимости товаров
исходя из отношения суммы транспортно-заготовительных расходов на
начало месяца и транспортно-заготовительных расходов за месяц к сумме
17
остатка товара на начало месяца и поступивших товаров в течение месяца по
учетной стоимости. При реализации и другом выбытии оценка товаров
производится по средней себестоимости. Расходы на продажу товаров
ежемесячно списываются в полном объеме с кредита счета 44 «Расходы на
продажу» в дебет счета 90 «Продажи».
Выручка от реализации отражается в учете в отношении доходов от
продажи товаров по факту перехода права собственности на проданные
товары исходя из условий договора.
Перечень лиц, имеющих право на получение денежных средств под
отчет, утверждается приказом руководителя.
Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на
величину расходов. В отношении розничной торговли, осуществляемой через
магазины с площадью торгового зла менее 150 кв.м. применяется
специальный режим ЕНВД. Доходы и расходы по деятельности, облагаемой
по упрощенной системе налогообложения, отражаются в книге учета доходов
и расходов, которая ведется автоматизировано с использованием типовой
версии «1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 2.0».
С целью ведения налогового учета, стоимость товаров, приобретенных
для
дальнейшей
реализации,
формируемся
с
учетом
транспортно-
заготовительных расходов. В стоимость товаров включается цена их
приобретения согласно договору (с учетом НДС), ввозные таможенные
пошлины и сборы, транспортно-экспедиционные расходы по доставке
товаров, расходы на оплату посреднических услуг, а также расходы на
информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением
товаров.
К
расходам
на
реализацию
товаров,
приобретенных
для
перепродажи, относятся расходы по хранению и транспортировке товаров до
покупателя, а также расходы на обслуживание товаров, в том числе расходы
на аренду и содержание торговых зданий и помещений, расходы на рекламу
и
вознаграждение
посредников,
реализующих
товары.
Расходы
на
18
реализацию товаров, относящиеся к деятельности, облагаемой по УСН,
учитываются в составе затрат после их фактической оплаты.
19
Глава 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В
ООО «ДЕЛИВЕРИ»
3.1. Организация расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Деливери» имеет большой перечень товаров и материалов,
подлежащих реализации, а также выполняет индивидуальные заказы на
производство продукции. Основными заказчиками и покупателями ООО
«Деливери» являются: АУЗ ВО «Воронежский областной клинический
консультативно-диагностический
центр»,
ГУЗ
«Липецкая
областная
клиническая больница», ГУЗ «Липецкая областная станция переливания
крови», ГУЗ «Областная детская больница», БУЗ ВО «Воронежская
городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 10», ГУЗ
«Липецкий областной онкологический диспансер», ГУЗ «Липецкая городская
больница скорой медицинской помощи № 1», ГУЗ «Тербунская межрайонная
больница» и др.
ООО «Деливери» заключает договора и контракты с покупателями при
соблюдении требований Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» и иного законодательства
Российской Федерации и Воронежской области на основании результатов
осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме на
право заключить контракт на поставку медицинских изделий.
Бухгалтерский
учет
операций
по
расчетам
с
покупателями
и
заказчиками оформляется следующими основными документами: контракт на
поставку медицинских изделий, контракт на поставку расходных материалов,
дополнительные соглашения к контрактам, товарная накладная, акт приемапередачи товара, платежное поручение.
Контракты, заключаемые ООО «Деливери» с заказчиками, включают
следующие положения: предмет, цена контракта, сроки, порядок поставки и
20
порядок расчетов, обязанности сторон, порядок приема товаров, гарантии
качества
товара,
обстоятельства
непреодолимой
силы,
обеспечение
исполнения контракта, ответственность сторон, порядок урегулирования
споров, юридические адреса, реквизиты сторон и подписи сторон.
На примере контракта №0961-4833 на поставку медицинских изделий,
заключенного с бюджетным учреждением здравоохранения Воронежской
области «Воронежская областная клиническая больница №1», рассмотрим
организацию расчетов с заказчиком (Приложение 7).
Предметом договора, являются медицинские изделия, количество,
ассортимент, сроки поставки которых закреплены контрактом. Заказчик
обеспечивает оплату товаров в установленных настоящим контрактом
порядке. Цена контракта составляет 670223,4 рубля. НДС
не
облагается.
Оплата производится за счет средств ОМС.
Цена контракта включает общую стоимость всех товаров, упаковки,
погрузочно-разгрузочных работ, транспортные расходы, расходы по уборке и
вывозу упаковочного материала, таможенному оформлению и страхованию,
уплате налогов и иных обязательных платежей, оплачиваемых заказчиком
поставщику за полное выполнение поставщиком своих обязательств по
поставке товаров.
При заключении контракта заказчик по согласованию с ООО
«Деливери» вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не
превышающую разницы между ценой контракта, предложенной ООО
«Деливери», и начальной (максимальной) ценой контракта.
Общий срок поставки медицинских изделий по факту заключения
контракта до 15.12.2016 г., поставку осуществляется по требованию
заказчика, в течение 3 рабочих дней, с момента подачи заявки заказчиком.
Заявка подается в электронном виде на электронный адрес ООО «Деливери».
Оплата товара осуществляется заказчиком по факту поставки товара путем
перечисления денежных средств через казначейскую систему на расчетный
счет ООО «Деливери», в течение 90 банковских дней после предоставления
21
ООО «Деливери» необходимых надлежаще оформленных финансовых
документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту
(товарная накладная, акт приема-передачи или иной передаточный документ,
подтверждающий получение товара).
В случае нарушения ООО «Деливери» сроков поставки товара и (или)
невыполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением
просрочки исполнения ООО «Деливери» обязательств (в том числе
гарантийного
обязательства)
оплата
поставленного
товара
может
производиться путем оплаты суммы контракта, уменьшенной на сумму
выставленной неустойки и (или) выставленного штрафа.
ООО «Деливери» поставляет товары собственным транспортом или с
привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузоразгрузочных работ, осуществляются ООО «Деливери» собственными
техническими средствами или за свой счет.
В день передачи товара ООО «Деливери» также передает заказчику
оригиналы товарно-транспортных накладных (в случае доставки товара с
привлечением третьих лиц), счетов-фактур (счетов), накладных по форме
ТОРГ-12 в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г.
№132, акта приемки-передачи товаров или иной передаточный документ,
подтверждающий получение товара, а также, в случае необходимости по
решению заказчика сертификатов соответствия.
Товарная накладная является документом, выписываемым покупателю
при передаче товара, в нем указываются реквизиты сторон, натуральные
показатели по реализуемому товару, цена, стоимость товара с учетом НДС.
Согласно товарной накладной №397 от 07.12.2016 ООО «Деливери»
передает БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1» по
контракту №0961-4833 от 14.11.2016 медицинские изделия на общую сумму
580925,4 рублей (Приложение 8). Также был составлен Акт приёма-передачи
товара, подписав который покупатель подтверждает, что полученный товар
обладает качеством и ассортиментом, соответствующим требованиям
22
контракта, товар поставлен в установленные сроки и претензий к принятому
товару у покупателя нет (Приложение 9). Приемка товара покупателем по
количеству мест и качеству, в части отсутствия повреждений упаковки (тары),
которые можно обнаружить путем осмотра товара без вскрытия упаковки,
производится непосредственно при передаче товара.
Согласно контракту на поставку расходных материалов, заключенному
с БУЗ «Воронежская областная клиническая больница №2» №2016.4655 от
14.01.2016 года реализуется оборудование и материалы в ассортименте
(Приложение 10). Цена контракта составляет 139774,88 рубля.
Согласно контракту, доставка осуществляется поставщиком за его счет
до склада покупателя. Оплата товара производится за счет средств областного
бюджета (субсидия на выполнение госзадания). Товар поставляется заказчику
в следующем порядке: 50% по каждой позиции товара до 01.03.2016, 50% по
каждой позиции товара до 15.05.2016. Оплата товара осуществляется
заказчиком по факту поставки товара путем перечисления денежных средств
через казначейскую систему на расчетный счет ООО «Деливери», в течение
60 дней после предоставления ООО «Деливери» необходимых надлежаще
оформленных
финансовых
документов,
подтверждающих
исполнение
обязательств.
К контракту №2016.4655 составлено дополнительное соглашение №1 от
18.04.2016 (Приложение №11). Согласно данному документу стороны
обоюдно договорились уменьшить количество товара, в результате чего
стоимость контракта составила 138021,28 рубль, НДС не облагается.
В день передачи товара заказчику ООО «Деливери» передает
оригиналы сопроводительных документов. Согласно товарной накладной
№30 от 01.03.2016 были переданы расходные материалы БУЗ «Воронежская
областная
клиническая
больница
№2»
на
сумму
137504,48
рубля
(Приложение 12). А также составлен Акт приемки-передачи товара,
подтверждающий, что поставка выполнена в полном объеме и стороны
взаимных претензий не имеют (Приложение 13).
23
Для осуществления доставки товаров покупателям ООО «Деливери»
может использовать услуги транспортных организаций. При этом с
транспортной организацией заключается договор на перевозку груза
автомобильным транспортом, в котором отражаются такие обязательные
реквизиты, как: маршрут, сведения о грузе, дата погрузки, дата доставки,
адрес погрузки, адрес разгрузки, стоимость оплаты за перевозку, форма
оплаты, сведения об автомобиле и водителе, осуществляющего перевозку, а
также подписи сторон договора.
Факт
перевозки
груза
подтверждается
оформленной
товарно-
транспортной накладной, а по окончанию исполнения услуги оформляется
Акт приема-сдачи выполненных работ.
Движение денежных средств на расчетном счете подтверждается
выпиской из лицевого счета. К выписке банка прилагается оправдательный
документ - платежное поручение, которое представляет собой письменное
распоряжение владельца счета на списание денег с его счета и зачисление их
на счет получателя. Платежное поручение выписывается в случае, когда
инициатива платежа исходит от плательщика при наличии на его расчетном
счете денежных средств. Платежные поручения действительны в течение 10
дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются
банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств
на счете плательщика. В платежном поручении указывается ИНН,
наименование и номер счета в кредитной организации, банковский
идентификационный код и другие реквизиты.
В конце года ООО «Деливери» проводит инвентаризацию расчетов с
покупателями
и
заказчиками,
результаты
инвентаризации
расчетов
оформляются актом по форме № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с
покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Акт
составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами
инвентаризационной комиссии. В акте фиксируются следующие данные:
1. наименование организации дебитора (кредитора);
24
2. счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
3. суммы задолженности, согласованные и не согласованные с
дебиторами (кредиторами);
4. суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за
ведение документов по расчетам с покупателями. Комиссия проводит
инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов
сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов. В первую
очередь проверяются расчеты с предприятиями-дебиторами.
При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками в ООО
«Деливери» инвентаризационная комиссия предпринимает следующие меры
по взысканию дебиторской задолженности:
−
направляет должникам письма с просьбой подтвердить дебетовое
сальдо по расчетам;
−
предъявляет письменные претензии дебиторам, не погасившим
задолженность в сроки, установленные договором лизинга;
−
предъявляет иски по возмещению причиненного ущерба в
арбитражный суд.
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями
и заказчиками
Синтетический учет расчетов с покупателями за отгруженные им или
проданные товары в ООО «Деливери» ведется на активно-пассивном счете 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками». Дебетовое сальдо по счету 62
«Расчеты
с
задолженность
покупателями
покупателей
и
и
заказчиками»
заказчиков
показывает
и
дебиторскую
отражается
в
активе
Бухгалтерского баланса в разделе «Оборотные активы». Кредитовое сальдо
25
по
счету
показывает
кредиторскую
задолженность
покупателям
и
заказчиками, отражается в пассиве Бухгалтерского баланса в разделе
«Краткосрочные обязательства». На счете 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» обобщается информация о состоянии данного вида расчетов.
В ООО «Деливери» к счету 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» открыты 2 субсчета:
62.01 «Расчеты плановыми платежами»,
62.02 «Расчеты по авансам полученным».
На счете 62.01 «Расчеты плановыми платежами» ведутся расчеты с
покупателями и заказчиками при установлении длительных хозяйственных
связей, если такие расчеты носят постоянный характер. На счете 62.02
«Расчеты по авансам полученным» ведутся расчеты с покупателями и
заказчиками по авансам полученным.
Схемы счетов 62.01 и 62.02, используемые в ООО «Деливери»,
представлены на рисунках 3.1, 3.2. Источником информации для данного
рисунка послужили анализ и карточка счета 62 за 2016 год (Приложения
14,15).
Рис. 3.1. Схема счета 62.01 «Расчеты плановыми платежами» в ООО
«Деливери»
26
Рис. 3.2. Схема счета 62.02 «Расчеты по авансам полученным» в ООО
«Деливери»
Учет выручки от реализации товаров в ООО «Деливери» ведется в
соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
ПБУ 9/99. Выручка от реализации отражается в учете в отношении доходов
от продажи товаров по факту перехода права собственности на проданные
товары исходя из условий договора.
Для учета реализации товаров в бухгалтерском учете
ООО
«Деливери» используется синтетический счет 90 «Продажи». Этот счет
является активно-пассивным и операционно-результативным. Для учета
выручки от продажи товаров к счету открывается субсчет 01 «Выручка от
продажи».
При
начислении
выручки,
подлежащей
получению
от
покупателей, счет 90.01 кредитуется в корреспонденции со счетом 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету данного счета
учитывается себестоимость реализованной продукции и все другие
расходы, покрываемые из выручки от реализации.
27
Схема счета 90 «Продажи», используемая в ООО «Деливери»,
представлена на рисунке 3.3. Источником информации для данного рисунка
послужили анализ и карточка счета 90 за 2016 год (Приложения 16,17).
Рис. 3.3. Схема счета 90 «Продажи» в ООО «Деливери»
Пример. Согласно товарной накладной № 397 от 07.12.2016 года ООО
«Деливери» отгрузило БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая
больница №1» медицинские товары на сумму 580925,4 рублей (Приложение
8). В учете сделаны записи:
1.
Начислена выручка по отгруженной покупателю продукции –
580925,4 рубля:
Дебет 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками плановыми
платежами»
Кредит 90.01.1 «Выручка от продаж».
Так как ООО «Деливери» не является плательщиком НДС, то налогом
реализуемые товары не облагаются.
2.
Получена оплата за поставленные товары путем перечисления на
расчетный счет ООО «Деливери» - 580925,4 рубля:
28
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками плановыми
платежами».
Пример. Согласно товарной накладной № 307 от 01.03.2016 года ООО
«Деливери» отгрузило БУЗ «Воронежская областная клиническая больница
№2» расходные материалы на сумму 138021,28 рубль без НДС (Приложение
12). В учете сделаны записи:
Начислена выручка по отгруженной покупателю продукции –
138021,28 рубль:
Дебет 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками плановыми
платежами»
Кредит 90.01.1 «Выручка от продаж».
3.
Получена оплата за поставленные товары путем перечисления на
расчетный счет ООО «Деливери» - 138021,28 рубль:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками плановыми
платежами».
При поступлении аванса в ООО «Деливери» формируется проводка по
кредиту счета 62.02 «Расчеты по авансам полученным» и дебету счета 51
«Расчетные счета». Эти суммы числятся на субсчете 62.02 до тех пор, пока
покупателю не будут отгружены товары.
После отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных
документов полученные авансы подлежат зачету. Зачет полученных авансов
отражается по дебету счета 62.02 «Расчеты по авансам полученным» в
корреспонденции с кредитом счета 62.01 «Расчеты плановыми платежами».
Пример. Получен аванс от ГУЗ «Областная детская больница»
в
размере 89298,0 рублей. В учете ООО «Деливери» сделаны записи:
1.
Зачислен аванс от ГУЗ «Областная детская больница» на сумму
89298,0 рублей:
Дебет 51 «Расчетные счета»
29
Кредит 62.02 «Расчеты по авансам полученным».
2. Отгружены медицинские товары в ГУЗ «Областная детская
больница» на сумму 89298,0 рублей, переданы документы и подписаны
сторонами:
Дебет 62.01 «Расчеты плановыми платежами»
Кредит 90.01.1 «Выручка от продаж».
3. Произведен зачет ранее выданного аванса в размере 89298,0 рублей:
Дебет 62.02 «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 62.01 «Расчеты плановыми платежами».
Построение аналитического учета в ООО «Деливери» обеспечивает
возможность получения необходимых данных по:
- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты
которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным
документам.
Отражение операций по зачету взаимных требований в бухгалтерском
учете производится по следующим правилам. Если зачетом прекращены
обязательства, отраженные на счете 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» и счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», то
одновременно списывается и дебиторская, и соответствующая кредиторская
задолженность.
Если
зачетом
погашаются
требования
по
долговым
обязательствам или предъявленным претензиям, то соответственно будут
задействованы счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и счет 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами».
При расчетах ООО «Деливери» с покупателями и заказчиками
возникает дебиторская задолженность. В случае, если от покупателя
поступает оплата в счет предстоящей отгрузки, то возникает кредиторская
задолженность.
30
Данные по счетам расчетов ООО «Деливери» с другими организациями,
по которым имеется дебетовое сальдо, приводятся в бухгалтерском балансе в
активе, а по которым имеется кредитовое сальдо - в пассиве.
В отчетности ООО «Деливери» дебиторская задолженность находит свое
отражение в активе бухгалтерского баланса по строке 1230 «Дебиторская
задолженность». По состоянию на 31 декабря 2016 года величина дебиторской
задолженности организации составляла 14301 тысяча рублей, по состоянию на
31 декабря 2015 года – 5128 тысяч рублей (Приложение 2).
В действующей в настоящее время форме бухгалтерского баланса нельзя
проследить, какую часть из общей суммы дебиторской задолженности
составляет задолженность покупателей. Также, в случае возникновения
кредиторской задолженности при получении авансов от покупателей в пассиве
бухгалтерского баланса нельзя проследить указанную сумму.
Информация,
представляемая
в
отчетности,
помогает
принимать
ответственные и эффективные управленческие решения, способные самым
существенным образом влиять на будущее финансовое положение организации,
на материальное состояние его собственников, руководителей и наемных
работников, а также на поступления средств в виде налогов в государственный
бюджет.
3.3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с
покупателями и заказчиками в ООО «Деливери»
Проанализировав состояние и организацию бухгалтерского учета
расчетов с покупателями в ООО «Деливери», можно предложить следующие
мероприятия по совершенствованию данного участка учета.
—
документа
Обязательная
внутренняя
затрачивает
значительно
проверка
меньше
документов.
времени,
Проверка
чем для
его
31
составления. Но качество подготовки и достоверность документов после
проверки значительно увеличивается. Кроме того, при этом повышается
взаимозаменяемость работников бухгалтерии и значительно сокращается
время на последующее исправление недостатков, которые могут быть
выявлены сторонними проверяющими в уже представленных им отчетных
документах. Наиболее продуктивным способом выявления и устранения
недостатков и нарушений в деятельности организаций является проведение
аудиторских проверок. Такие проверки могут принимать форму внутреннего
и внешнего аудита.
—
Большое значение для устранения недостатков в учете имеет
правильная организация внутреннего документооборота в фирме, который
должен быть предусмотрен приказом ее руководителя. В приказе должны
быть четко определены формы представления в бухгалтерию документов,
сроки их представления, ответственные за это лица. Также должны быть
установлены санкции за несвоевременную и некачественную обработку
документов. При этом необходимо четко и наглядно наладить учет
поступления в бухгалтерию документов. При выявлении несвоевременности
представления
документов
или
их
некачественного
составления
руководитель может применять соответствующие санкции на виновных лиц.
—
Периодическое повышение квалификации персонала организации
позволит сократить до минимума ошибки и неточности в учете.
Так как в ООО «Деливери» бухгалтерский учет ведется руководителем,
а часть учетных функций возложена на сотрудников финансового отдела,
отдела закупок, отдела продаж, то необходимо скоординировать их действия
и функции таким образом, что бы они были направлены на достижение
одной цели, а именно правильное ведение расчетных операций, как с
покупателями и заказчиками, так и с прочими дебиторами и кредиторами. В
этой связи необходимо постоянно осуществлять работу с дебиторской
задолженностью, в том числе систематическое наблюдение за состоянием
расчетной системы, проведение регулярных сверок расчетов с покупателями.
32
Важной
составной
частью
оперативной
работы
должны
стать
систематические напоминания должникам, и своевременное предъявление
претензий по оплате продукции.
—
Необходимо
производить
анализ
состава
и
структуры
дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и
покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их
возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную
задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках
образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и
оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, в
котором по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам —
сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников,
успешная работа с которыми может принести наибольший результат для
организации, а также тех, с которыми должны устанавливаться особые
отношения. Способность своевременно погашать свои обязательства и
вовремя получать причитающиеся средства являются основой стабильности
и эффективности деятельности экономического субъекта. Поэтому объем,
структура, сроки погашения и оборачиваемость дебиторской и кредиторской
задолженности оказывают существенное влияние на финансовое положение
организации и должны быть предметом аудита эффективности деятельности
на постоянной основе.
—
Постоянно
следить
за
соотношением
дебиторской
и
кредиторской задолженности. В ООО «Деливери» за 2016 год дебиторская
задолженность значительно превышала кредиторскую, что создает угрозу
финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение
дополнительных источников финансирования.
—
Контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской
задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности,
так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что
экономический
субъект
реально
получает
лишь
часть
стоимости
33
поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых
платежей;
ООО
«Деливери»
можно
рекомендовать
организовать
систему
аналитического учета дебиторской задолженности по срокам, по размерам,
местонахождению юридических лиц и предлагаемых условий оплаты.
Так как ООО «Деливери» в большей части работает с бюджетными
медицинскими организациями, ей следует организовать раздельную работу с
договорами, плательщиком по которым выступает бюджет, и договорами,
заключенными с частными клиниками и лабораториями. Такое деление
позволит вести оперативный контроль за сроками оплаты, сроками
образования задолженности и причинами ее возникновения.
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «ДЕЛИВЕРИ» (Воронежская область) зарегистрировано 2 июня
2015 года. Место нахождения общества: 394036, РФ, г. Воронеж, ул.
Ф.Энгельса, д.40, литер А, помещение 3. Основными видами деятельности
ООО
«ДЕЛИВЕРИ»
продукцией,
ремонт
являются:
торговля
электронного
и
оптовая
фармацевтической
оптического
оборудования,
производство электромонтажных работ, торговля розничная косметическими
и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, торговля
розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, торговля
ортопедическими изделиями в специализированных магазинах.
ООО «Деливери» не имеет филиалов и структурных подразделений.
Единственным учредителем общества является Абричкин Олег Николаевич.
Бухгалтерский учет в ООО «Деливери» осуществляет директор организации.
Для целей ведения бухгалтерского учета разработана учетная политика.
Бухгалтерский учет осуществляется автоматизированной с использованием
специализированной
бухгалтерской
программы
1С-Бухгалтермя
8.2.
Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину
расходов. В отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины
с площадью торгового зла менее 150 кв.м. применяется специальный режим
ЕНВД.
Организация была зарегистрирована только в 2015 году и в настоящее
время она находится на стадии развития. Анализируя основные показатели
финансово-хозяйственной деятельности ООО «Деливери» можно сделать
вывод, что в 2016 году организация наращивает свой торговый потенциал,
что характеризуется повышением эффективности финансово-хозяйственной
деятельности. Об этом свидетельствует увеличение таких показателей как
выручка и прибыль от продажи, чистая прибыль, производительность труда.
В 2016 году прирост выручки составил 282,7% или 48132 тысячи
рублей. Данный показатель увеличился в связи с ростом объемов продажи
35
продукции, о чем свидетельствует также рост себестоимости проданной
продукции на 327,8% или на 35474 тысячи рублей по сравнению с уровнем
2015 года. Показатели прибыли от продажи и чистой прибыли также
увеличились в 2016 году – на 167,9% и 152,5% соответственно. При этом
наблюдается высокий уровень чистой рентабельности за исследуемый
период, несмотря на то, что в динамике она снизилась на 11%. В 2015 году
чистая рентабельность продаж составляла 32%, в 2016 году - 21%.
Среднесписочная численность работников ООО «Деливери» в связи с
развитие деятельности организации увеличилась в 2016 году на 7 человек и
составила 19 человек. Рост выручки и численности работников повлиял на
повышение производительности труда. Так в 2016 году производительность
труда работников ООО «Деливери» составила 3429,3 тысяч рублей, что на
2010,6 тысяч рублей или 141,7% больше уровня 2015 года. Собственные
основные средства у организации отсутствуют. Среднегодовая сумма
дебиторской задолженности и кредиторской задолженности растет. В 2016
году
кредиторская
задолженность
выросла
почти
на
68%.
Размер
дебиторской задолженности вырос почти на 90%. Сравнивая величину
дебиторской и кредиторской задолженности за 2016 год, можно отметить,
что размер дебиторской задолженности на 8570,5 тысячи рублей больше
кредиторской, в то время как в 2014 году превышение дебиторской
задолженности над кредиторской составляло 4447 тысяч рублей.
Оценив показатели ликвидности баланса ООО «Деливери» пришли к
выводу, что организация является платежеспособной, баланс ликвидным. То
есть наблюдается способность организации погашать свои краткосрочные
обязательства за короткий промежуток времени и за счет наиболее
ликвидных активов. Тенденция роста коэффициента платежеспособности
говорит о том, что деятельность ООО «Деливери» будет направлена на
привлечение новых партнеров и выполнение обязательств перед ними в
установленные сроки. Все рассчитанные показатели финансового состояния
ООО «Деливери» находятся в пределах или выше нормы, а также некоторые
36
значения показателей за рассматриваемый период увеличиваются в
динамике, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии ООО
«Деливери», о финансовой независимости организации от внешних
источников, о возможности покрытия имеющихся обязательств перед
кредиторами собственными средствами.
ООО «Деливери» имеет большой перечень товаров и материалов,
подлежащих реализации, а также выполняет индивидуальные заказы на
производство продукции. Основными заказчиками и покупателями ООО
«Деливери»
являются
бюджетные
медицинские
организации
города
Воронежа и Воронежской области, а именно: АУЗ ВО «Воронежский
областной
клинический
консультативно-диагностический
центр»,
ГУЗ
«Липецкая областная клиническая больница», ГУЗ «Липецкая областная
станция переливания крови»,
ООО «Деливери» заключает договора и контракты с покупателями при
соблюдении требований Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.
Первичный учет операций по расчетам с покупателями и заказчиками
оформляется следующими основными документами: контракт на поставку
медицинских изделий, контракт на поставку расходных материалов,
дополнительные соглашения к контрактам, товарная накладная, акт приемапередачи товара, платежное поручение. В конце года ООО «Деливери»
проводит инвентаризацию расчетов с покупателями
и
заказчиками,
результаты инвентаризации расчетов оформляются актом по форме № ИНВ17.
Синтетический учет расчетов с покупателями ведется на активнопассивном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому в
ООО
«Деливери»
открыты
2
субсчета:
62.1
«Расчеты
плановыми
платежами», 62.2 «Расчеты по авансам полученным».
Все операции по продаже продукции покупателям в ООО «Деливери»
осуществляются в соответствии с законодательством. Такой вывод можно
сделать на основании того, что все отгрузочные документы содержат
37
подписи уполномоченных лиц, первичные документы правильно оформлены,
содержат все предусмотренные формами реквизиты. В ООО «Деливери»
установлено, что право собственности на товар от продавца к покупателю
переходит в момент отгрузки товара и передачи сопроводительных
документов.
В качестве мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета
расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Деливери» были
предложены следующие: обязательная внутренняя проверка документов,
организация внутреннего документооборота, периодическое повышение
квалификации персонала, анализ состава и структуры дебиторской и
кредиторской задолженности, следить за соотношением дебиторской и
кредиторской задолженности, контролировать оборачиваемость дебиторской
и
кредиторской
задолженности,
задолженности покупателей.
проводить
ежемесячную
сверку
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Российская
Федерация.
Гражданский
кодекс
Российской
Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] от 30.11.1994г. № 51-ФЗ
(ред. от 01.09.2013г.) // http://www.consultant.ru
2.
Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть первая) [Электронный ресурс] от 31.07.1998г.
№ 146-ФЗ (ред. от
23.07.2013г. № 248-ФЗ) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
3.
Российская
Федерация.
Законы.
О
бухгалтерском учете:
федеральный закон РФ [Электронный ресурс] от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (ред.
от
23.07.2013г.№
251-ФЗ)
//Нормативные
документы.
-
http://www.consultant.ru
4.
Российская Федерация. Законы.
Об аудиторской деятельности:
федеральный закон РФ [Электронный ресурс] от 30.12.2008 г. №307-ФЗ (ред.
от
04.03.2014г.
№23-ФЗ)
//
Нормативные
документы.
-
http://www.consultant.ru
5.
Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении
федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Электронный
ресурс]: постановление Правительства от 23.09.2002 г. №696 (ред. от
22.12.2011г. №1095) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
6.
ведению
Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерского
учёта
и
бухгалтерской
отчётности
в
РФ
[Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н (в ред. от
24.12.2010г. № 186н) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
7.
Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008
[Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н (в ред. от
18.12.2012г. № 164н) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
39
8.
Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008
[Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 24.10.2008г. №116-н (в ред. от
27.04.2012г. №55-н) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
9.
Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [Электронный ресурс]:
приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. № 32н (в ред. от 27.04.2012г. № 55н) //
Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
10. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный
ресурс]: приказ Минфина РФ от 6.05.1999г. № 33н (в ред. от 27.04.2012г. №
55н) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
11. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
[Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от
08.11.2010 № 142н) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
12. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01
[Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (в ред. от
25.10.2010г. №132н) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru.
13. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 [Электронный
ресурс]: приказ Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н (в ред. от 24.12.2010г. №
186н) // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru
14. Российская Федерация. Министерство финансов. О формах
бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: приказ Минфина
РФ от 02.07.2010г. № 66н (в ред. от 04.12.2012г. № 154н) // Нормативные
документы. - http://www.consultant.ru
15. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению
40
[Текст]: приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94-н – М: ООО
«Издательство Эксмо», 2003-112с.
16. Абрамова А.С. Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
[Электронный ресурс] // Современный бухучет- №6. – 2010.
17. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет расчетов с использованием
векселей [Текст]: Все для бухгалтера. - 2014. - № 3. - С. 2-10.
18. Андросов А. М., Вжулова Е. В. Бухгалтерский учет [Текст]:
Учебное пособие. М.: Андросов. - 2011. - 1002с.
19. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет [Текст]: Учебное
пособие. Серия «Экономика и управление». – Ростов н/Д: Издательский
центр «МарТ«, 2012. – 832 с.
20. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: Учебное
пособие / Ю.А. Бабаев и др., под ред. Ю.А. Бабаева. – 2-е изд. – Москва:
РИОР, 2013. – 169с.
21. Бабченко Т.Н., Козлова Е.П., Галяника Е.Н. Бухгалтерский учет в
организациях [Текст]: Учебник – М.: ФиС, 2012г. – 259с.
22. Бакаев
А.С.,
Безруков
П.С.,
Врублевский
Н.Д.
и
др.;
Бухгалтерский учет [Текст]: Учебник под ред. П.С. Безруких. - 6-е издание
переработанное и дополненное, - М. -Изд-во «Бухгалтерский учет». - 2014г.
– 677с.
23. Битюкова Т.А. Аудит [Текст]: Учебное пособие для вузов. –
Издательство «Юрайт». – 2014. – 344с.
24. Боброва, Е.А. Система управленческого учета в управлении
себестоимостью продукции промышленных предприятий [Текст] / Е.А.
Боброва, Н.А. Лытнева // Вестник ОрелГИЭТ. - 2013. - № 3 (25). - С. 100 105.
25. Бочкарева И.И., Быков В.А.; и др.; Под ред. профессора Я.В.
Соколова. Бухгалтерский учет. [Текст]: Учебник. – ТК Велби М.: Изд-во
Проспект, 2012г. – 512с.
41
26. Гетьман В.Г. Финансовый учет. [Текст]: Учебник. - М.: Финансы и
Статистика, 2012г. – 443с.
27. Гуккаев
В.Б.
Учетные
операции
по
продаже
(покупке)
дебиторской задолженности [Электронный ресурс]// Консультант бухгалтера
- №12. – 2013.
28. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и аудит [Текст]: Учебное
пособие для бакалавров. – Издательство «Юрайт». - 2014.- 322с.
29. Замотаева О.А., Щепетова В.Н. Текущие расчеты с покупателями
и заказчиками: отражение в бухгалтерской отчетности организаций [Текст]:
Аудиторские ведомости. - 2011. - № 5. - С. 69-76.
30. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый
учет [Текст]: Учебное пособие – СПб. Питер, 2013г. – 220 с.
31. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия [Текст]: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010г. – 477с.
32. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: Учебное пособие. М.:
ИНФРА-М, 2014г. – 337с.
33. Котова С. Акт на списание дебиторской задолженности [Текст]//
Помощник бухгалтера. – 2014. - №3. – с. 49-50
34. Кравченко В.С., Мурашкин Р.Н., Рогозин М.В. К вопросу об
управление дебиторской задолженностью организации [Текст]: Символ
науки. - 2016.- № 3-1. - С. 83-88.
35. Краснова Л.П., Шалашова Т.Н., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет
[Текст]: Учебник: 5-е изд. с изм. – М.: Юристъ, 2011. – 542 с.
36. Кузнецова И.М. Особенности отражения в бухгалтерском учете
неденежных расчетов [Текст]: Сфера услуг: инновации и качество.- 2013. № 13. - С. 6.
37. Малафеева М.В., Стулова О.Е. Методика комплексной оценки
покупателей дебиторов [Текст]// Экономический анализ. – 2012. - №8 – с.3136
42
38. Манникова А.А. Учет дебиторской и кредиторской задолженности
[Электронный ресурс] // БУХ. 1С- №10. – 2014
39. Подольский В.И, Савин А.А. Аудит [Текст]: Учебник. –
Издательство «Юрайт», 2011г.- 605с.
40. Соколова Н.А. Анализ и управление дебиторской задолженностью
в условиях финансового кризиса [Текст]// Бухгалтерский учет. - №6, - 2014. –
с. 56-63
41. Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. [Текст]:
Учебное пособие. - М: ИПРБ-БИНФА - 2013г. – 280с.
42. Титова
Н.Н.
Преимущества
формирования
резервов
по
сомнительным долгам в учете [Текст]: Новая наука: Современное состояние
и пути развития. - 2016. - № 4-1. - С. 265-267.
43. Фомичева
Л.П. Доставка приобретенных
товаров:
учет
и
налогообложение [Текст] // Бухгалтерский учет. - 2013.- №5.- с.37-46
44. Шалашова Н. Т., Ярцева Н. М., Краснова Л.П. Бухгалтерский учет
[Текст]// Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2012.
45. Шишкоедова Н.Н. Переход права собственности на товар: учет и
налогообложение [Текст]: Бухгалтерский учет. - 2012. - № 7. - С. 38-43.
46. Яковлева М. А. Расчеты векселями [Текст] / М. А. Яковлева //
Главбух, Отраслевое приложение «Учет в производстве». – 2015. - № 2. с.17-19
47. Яковлева
Л.Я.,
Мисюкевич
Н.С.
Развитие
методики
бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями
[Текст]: Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 3 (20). - С. 117-122.
48. Яров М.Ю. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями [Текст] /
М.Ю. Яров // Российский налоговый курьер. – 2015. - № 2. - с.31-33
43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Приказ об организационной структуре управления ООО
«Дельта»
Приложение 2. Бухгалтерский баланс за 2016 год
Приложение 3. Отчет о финансовых результатах за 2016 год
Приложение 4. Бухгалтерский баланс за 2015 год
Приложение 5. Отчет о финансовых результатах за 2015 год
Приложение 6. Приказ об утверждении учетной политики ООО «Дельта»
Приложение 7. Контракт на поставку медицинских изделий №0961-4833 от
14.11.2016
Приложение 8. Товарная накладная №397 от 07.12.2016
Приложение 9. Акт приема-передачи товара к контракту №0961-4833 от
14.11.2016
Приложение 10. Контракт на поставку расходных материалов №2016.4655 от
14.01.2016
Приложение 11. Дополнительное соглашение к контракту №2016.4655 от
14.01.2016
Приложение 12. Товарная накладная №30 от 01.03.2016
Приложение 13. Акт приема-передачи товара к контракту №2016.4655 от
14.01.2016
Приложение 14. Анализ счета 62 за 2016 год
Приложение 15. Карточка счета 62 за 2016 год
Приложение 16. Анализ счета 90 за 2016 год
Приложение 17. Карточка счета 90 за 2016 год
Приложение 18. Анализ счета 51 за 2016год
Приложение 19. Оборотно-сальдовая ведомость за 2016 год
Приложение 20. Оборотно-сальдовая ведомость за 2015 год
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв