Университет и эффективность науки: к вопросу о сущности оценки эффективности науки

В статье в общефилософском контексте рассматривается проблематика оценки эффективности университета. Указывается, что возникновение дискурса эффективности науки и университета связано с изменением роли знания и понимания его сути: в современных дискуссиях об эффектив- ности образования и науки знание понимается как товар, а деятельность университетского пре- подавателя трактуется как оказание услуг и направлена лишь на формирование ряда конкретных профессиональных компетенций. Это приводит к полной коммерциализации образования и науки и к потере университетом статуса центра формирования человека как свободного этического субъекта и как гражданина государства. Сегодня университет более не является местом об- разования граждан нации и местом образования в смысле немецкого Bildung. Модель духовного единства в процессе познания истины сменяется в современном университете абстрактными договорными отношениями, выраженными в денежном эквиваленте. Именно этим обусловлена потеря гуманитарными науками и философией их ключевой роли в университетском образовании. Однако эта перемена в понимании сущности науки и университета связана в свою очередь с об- щим кризисом идеалистического философского проекта эпохи модерна: сегодня можно наблюдать общее недоверие к программам легитимации науки, государства и человека в немецком класси- ческом идеализме, который служил опорой для классического гумбольдтовского университета. Возможным выходом из сложившейся ситуации является выработка новых форм институали- зации науки как знания ради знания, которая должна учитывать, что сегодня общество склонно интерпретировать ценность университета через понятие эффективности. Задача университет- ской общественности может состоять в том, чтобы определить понятие эффективности науки в смысле поиска истины ради нее самой. Говоря другими словами, необходимо выстроить с госу- дарством такие отношения, при которых будет главенствовать понимание того, что эффек- тивный университет — это университет, который существует только ради науки как таковой. Этот подход хотя и не вернет науке (и в особенности гуманитарным наукам и философии) роль интеллектуального центра государства, но однозначно обеспечит такие возможности бытия науки, которые соответствуют ее сущности и будут способствовать ее дальнейшему развитию.

Философия
Статьи

Вуз: Независимое исследование (нет вуза)

ID: 573c63f55f1be722ac9067b2
UUID: 5a9fe7a0-ff24-0133-0978-525400003e20
Язык: Русский
Опубликовано: около 5 лет назад
Просмотры: 27

22.3

Виктор Куприянов


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 0 байт


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет